Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление воспитательной деятельностью вуза как фактор обеспечения качества рабочей силы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рабочая сила, создавая прибавочную стоимость, выступая неотъемлемым ресурсом и фактором любого производства определяет уровень эффективности, как отдельного предприятия, так и национальной экономики в целом. Проблемы повышения качества рабочей силы исследуются многими учеными, однако в основном они рассматриваются в связи с такими проблемами как: развитие миграции, вовлечение в трудовые процессы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ И ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА КАЧЕСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ
    • 1. 1. Качество рабочей силы и факторы ее обеспечения. Влияние воспитательной деятельности на качество рабочей силы
    • 1. 2. Воспитательная деятельность как объект управления
    • 1. 3. Управление воспитательной деятельностью вуза
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ РОССИИ И ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗОВ НА КАЧЕСТВО РАБОЧЕЙ СИЛЫ
    • 2. 1. Анализ состояния трудовых ресурсов России
      • 2. 1. 1. Анализ динамики численности экономически активного населения России
      • 2. 1. 2. Анализ квалификационной структуры занятости
      • 2. 1. 3. Анализ отраслевой структуры занятости
    • 2. 2. Анализ факторов обеспечения качества рабочей силы и влияния воспитания молодежи на качество трудовых ресурсов
    • 2. 3. Анализ опыта организации и управления воспитательной деятельностью в вузах России
      • 2. 3. 1. Анализ места и роли воспитательной деятельности в работе образовательного учреждения
      • 2. 3. 2. Анализ направлений воспитательной деятельности в образовательных учреждениях профессионального образования
      • 2. 3. 3. Анализ обеспечения воспитательной деятельности в образовательных учреждениях профессионального образования
  • ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ВУЗА
    • 3. 1. Программа мониторинга воспитательной деятельности вуза
    • 3. 2. Методика оценки качественного уровня воспитательных программ и результативности воспитательной деятельности вуза
    • 3. 3. Апробация методики оценки качественного уровня воспитательных программ и результативности воспитательной деятельности на основе полученной в ходе мониторинга информации
    • 3. 4. Рекомендации по совершенствованию управления воспитательной деятельностью вузов

Управление воспитательной деятельностью вуза как фактор обеспечения качества рабочей силы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В России наблюдается тенденция снижения численности трудовых ресурсов, формирующих потенциал рабочей силы страны: если в 2008 г. согласно данным Росстата общая численность экономически активного населения составляла 75,9 млн.чел., то в феврале 2009 г. она снизилась на 1,1 млн., составив 74,8 млн.чел.1.

Наряду с этим, начиная с 2004 г. и до начала финансового кризиса в 2008 г., неуклонно снижалось как общее, так и официально зарегистрированное количество безработных в стране, в конце августа 2008 г. на учете в государственных учреждениях службы занятости населения состояло 1,3 млн. безработных. Изменил положение глобальный экономический кризис. В результате его влияния количество безработных граждан значительно возросло: летом 2009 г. официальная безработица в России оценивалась в 2,2 млн. чел. При этом наметившаяся тенденция сокращения общей численности экономически активного населения страны сохранилась, и со временем она будет только усугубляться. По мнению представителей Росстата складывается опасная ситуация для России, и как только начнется выход из кризиса, страна столкнется с дефицитом рабочей силы2.

Основными причинами уменьшения численности трудовых ресурсов являются высокая смертность, сложившаяся в связи с влиянием разнообразных негативных факторов, и низкий, по сравнению с необходимым для эффективного воспроизводства, уровень рождаемости. На фоне невысокой мобильности населения, эта ситуация приводит к обострению дефицита рабочей силы и задачи восстановления и сохранения трудового потенциала за счет повышения ее качественных характеристик имеют государственно важное значение.

Рабочая сила, создавая прибавочную стоимость, выступая неотъемлемым ресурсом и фактором любого производства определяет уровень эффективности, как отдельного предприятия, так и национальной экономики в целом. Проблемы повышения качества рабочей силы исследуются многими учеными, однако в основном они рассматриваются в связи с такими проблемами как: развитие миграции, вовлечение в трудовые процессы экономически неактивного населения, повышение производительности труда, улучшение демографической ситуации, повышение качества здравоохранения и образования. Однако, вопросу влияния воспитательной деятельности, которая согласно Закону «Об образовании"3, является неотъемлемой частью образования, на наш взгляд, должного внимания не уделяется. Воспитательная деятельность вузов не рассматривается учеными как объект управления и фактор обеспечения качества рабочей силы. Эти.

1 По данным Росстата www.urbc.ru.

2 Из выступления на пресс-конференции в апреле 2009 г. главы Росстата В. Соколина, данные www.gazeta.ru.

3 «Об образовании». Федеральный закон от 10 июля 1992 г., № 3266−1. обстоятельства и предопределили актуальность темы настоящего диссертационного исследования.

Состояние научной разработанности проблемы. Качество рабочей силы всегда привлекало интерес ученых как актуальный объект научных изысканий. В рамках экономики труда различные аспекты его обеспечения исследовались в работах таких зарубежных авторов как Барр Н., Хангерленд Б., Харбисон Р., Шифф М., Эренберг Р., Эстрин С. и многих др.

Проблемы управления качеством рабочей силы и анализа эффективности использования трудовых ресурсов в РФ поднималась в работах таких ученых как Калашникова Л. М., Капелюшников Р. И., Колосова Р. П., Конев М. П., Курбатов Н. Х., Кутузова Т. Ф., Мелихова Н. В., Перевозчиков В. А., Скобкарев А. Н., Черепов В. П. и др.

Проблема формирования трудового потенциала исследовалась в трудах Губанова Е. Н., Каргина Р. Н., Магомедова М. М., Найды A.M. и пр.

В исследованиях Козловой Н. Л., Морозовой Л. С., Рухмановой Н. А. наиболее подробно изучались основные составляющие формирования трудового потенциала: психофизическая, интеллектуально-образовательная, социальная.

Ученые и практики едины во мнении, что высшее профессиональное образование является важнейшим фактором формирования и воспроизводства трудовых ресурсов и определяет качество рабочей силы. Однако оно изучается исключительно с позиции процесса или результатов обучения, при этом такой важнейший аспект как управление воспитанием в рамках деятельности вуза остается за пределами большинства исследований ученых-экономистов, оставаясь предметом анализа специалистов педагогической, психологической, духовно-нравственной, философской направленности. Таким образом, воспитательная деятельность вузов, формирующая не только профессиональные, но и личностные компетенции человека, его отношение к труду, к полученной профессии, к обществу, к семье с позиции управляемого фактора, определяющего качество рабочей силы в РФ, не рассматривалась.

Воспитательная деятельность, являясь неотъемлемой частью любого, в том числе и высшего профессионального образования, требует, обоснования и выбора эффективных способов управления. Различные аспекты управления в сфере услуг привлекали внимание ученых с мировой известностью, среди — них Берри JL, Гаммессон Е., Грёнроос К., Джордж М., Зейтхамл В., Лавлок К., Парасураман П., Якобучи Д. др.

Большинство отечественных ученых, работы которых посвящены сфере образовательных услуг, в числе которых Абрамешин А. Е., Ахинов Г. А., Бабич A.M., Беляков С. А., Богаутдинова Н. Г., Богачев Е. Н., Бутова Т. Г., Васильев Ю. С., Воронина Т. П., Восколович Н. А., Егоров Е. В., Жильцов Е. Н., Жильцова С. В., Иванников А. Д., Исаева Х. Г., Казаков В. Н., Клюев А. К., Мешков А. А., Моисеева Н. К., Молчанова О. П., Панкрухин А. П., Попов С. Е., Сагинова О. В., Секерин В. Д., Тихонов А. Н., Шевченко Д. А., Якобсон Л. И. и др., исследовали различные аспекты экономики и управления в образовании. В них в раскрыты социальные и экономические аспекты управления образованием, основные направления государственного регулирования и модернизации в сфере высшего образования, подходы к мониторингу рынка образовательных услуг, проблемы формирования образовательного продукта, ценообразование и формирование комплекса маркетинговых коммуникаций образовательных учреждений, оказание сервисных услуг в вузах и т. д. и т. п. Однако до настоящего времени не получило должного развития направление исследований, отражающее подходы к управлению воспитательной деятельностью как важнейшей составляющей работы вуза и фактором обеспечения качества рабочей силы. Остаются малоизученными проблемы качества и результативности воспитательной деятельности. Это обусловило постановку цели и выбор задач настоящего исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка научно-методических положений и практических рекомендаций по управлению воспитательной деятельностью вузов как фактора обеспечения качества рабочей силы в современных условиях развития экономики.

В соответствии с указанной целью в диссертационной работе поставлены и решены следующие задачи:

• выявить основные факторы обеспечения качества рабочей силы и формирования трудового потенциала;

• рассмотреть воспитательную деятельность как фактор, влияющий на качество рабочей силы и как объект управления;

• показать место и роль воспитательной деятельности в работе вузов, обосновать необходимость управления воспитательной деятельностью;

• выявить динамику изменения численности экономически активного населения в РФ, выявить проблемы и тенденции формирования трудового потенциала страныоценить квалификационную и отраслевую структуру рынка труда;

• оценить возможности влияния воспитательной деятельности на изменение негативных тенденций на рынке труда;

• выявить, оценить и обобщить существующие организационно-методические подходы к управлению воспитательной деятельностью в вузах в РФ;

• предложить и применить программу мониторинга воспитательной деятельности вуза;

• используя результаты проведенного мониторинга разработать и апробировать методику оценки качественного уровня воспитательных программ и результативности воспитательной деятельности на примере конкретного вуза;

• сформулировать и реализовать рекомендации по совершенствованию управления воспитательной деятельности вузов.

Объект исследования — воспитательная деятельность вуза как фактор обеспечения качества рабочей силы.

Предмет исследования — организационно-экономические отношения, возникающие в ходе управления воспитательной деятельностью вуза как одним их факторов обеспечения качества рабочей силы.

Теоретические и методологические основы исследования.

Теоретическими основами исследования послужили труды учёных, специализирующихся на проблемах функционирования рынка труда, формирования трудового потенциала, обеспечения качества рабочей силы, а также вопросов экономики и управления в сфере высшего профессионального образования.

В качестве инструментов исследования использовались такие общенаучные методы изучения экономических и социальных явлений как методы экономического, статистического, логического и контент-анализа. В ходе исследования применялись методы сравнения и группировок, социологического опроса, экспертных оценок, мониторинга СМИ.

Информационной базой исследования явились данные официальной статистики и результаты социологических исследований, характеризующие тенденции развития рынка трудаматериалы Департамента семейной и молодежной политики г. Москвы, освещающие результаты реализации молодежной политикидокументы вузов РФ, раскрывающие правовые и организационно-экономические аспекты реализации воспитательной деятельности в высших учебных заведенияхинформация, полученная в результате организации и обработки данных экспертных оценок, опросов учащихся высших учебных заведений.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке методических и. научно-практических рекомендаций по управлению воспитательной деятельностью вуза с целью повышения качества рабочей силы.

Основные научные результаты, полученные лично автором и выносимые на защиту.

1.Выделен комплекс факторов, обеспечивающих качество рабочей силы. («Экология», «Здравоохранение», «Бытовые и социально-культурные условия», «Образование», «Условия труда») и показано место воспитательной деятельности в этом комплексеопределен перечень личностных характеристик работника, формируемых под влиянием воспитательной деятельности (ответственное отношение к здоровью, учебе, работе, семье, лояльность к полученной профессии, гражданственность и патриотизм) — показана необходимость изучения воспитательной деятельности как объекта управления.

2.0пределена динамика снижения численности экономически активного населения в России и предложено решение этой проблемы, в том числе за счет управления воспитательной деятельностьювыделены направления воспитательной деятельности (здоровьесбережение, духовнонравственное, гражданско-патриотическое и трудовое воспитание) непосредственно влияющие на качество рабочей силы.

3.Уточнены и раскрыты принципы управления применительно к воспитательной деятельности (объективности, системности, целевой направленности, экономической целесообразности) — определено место и показана роль воспитательной деятельности в работе вузов и выделены направления поддержки воспитательных программ сложившиеся в вузах РФ (нормативно-правовая, научно-методическая, финансовая, организационно-управленческая, материально-техническая, информационная, психолого-педагогическая).

4. Предложены пути совершенствования управления воспитательной деятельностью вуза, основанные на применении разработанного комплекса научно-методических рекомендаций: программы мониторинга воспитательной деятельности и методики оценки качественного уровня воспитательных программ и результативности воспитательной деятельности вуза.

5. В результате апробации программы мониторинга и методики определены причины недостаточного качественного уровня воспитательной программ и результативности воспитательной деятельности по организации и проведению работ по основным организационным формам (внеучебной, психолого-консультационной, специальной профилактической, поддержке и поощрению студентов) и сформулированы рекомендации по их совершенствованию.

Указанные положения соответствуют Паспорту специальностей ВАК РФ: специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (Экономика труда), в том числе пункту 8.8. «Проблемы качества рабочей силы, подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров, инвестиций в человеческий капиталформирование конкурентоспособности работниковпрофессиональная ориентация населениямобильность кадров».

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты исследования, характеризующие негативные последствия, вызванные отсутствием системного подхода к организации и управлению воспитательной деятельностью и, как следствие, отражающиеся на качестве рабочей силы, могут использоваться различными подразделениями (департаментами, отделами, службами) органов управления, реализующими мероприятия в рамках государственной молодежной политикипрограмма мониторинга воспитательной деятельности и методика оценки качественного уровня воспитательных программ и результативности воспитательной деятельности могут применяться вузами в ходе организации и управления их воспитательной деятельностью.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были обсуждены и получили положительную оценку на таких международных научно-практических конференциях как: «Наука — сервису»,.

Актуальные вопросы социо-экономики в XXI веке", «Проблемы практического маркетинга в сфере сервиса» в 2009 г.

Публикации по теме диссертации. По теме исследования опубликовано 8 научных работ общим объемом 18,1 п.л. (авторских — 4 п.л.), в том числе две публикации в изданиях, рекомендованных ВАК, в которых отражено основное содержание диссертации.

Структура и содержание диссертации. Цели, задачи, логика исследования определили следующую структуру диссертации.

В первой главе «Воспитательная деятельность учреждений профессионального образования как объект управления и фактор влияния на качество рабочей силы» определены основные факторы обеспечения качества рабочей силы и формирования трудового потенциала, аргументировано влияние воспитательной деятельность на качество рабочей силырассмотрена воспитательная деятельность как объект управления и сформулированы принципы управления еюопределены особенности управления воспитательной деятельностью.

Во второй главе «Анализ состояния трудовых ресурсов и оценка влияния управления воспитательной деятельности вузов на качество рабочей силы» охарактеризованы основные проблемы и тенденции развития рынка трудовых ресурсов РФ, изучено социально-экономическое влияние воспитания молодежи на качество рабочей силы, проведен анализ организации и управления воспитательной деятельностью вузов из различных федеральных округов России.

В третьей главе «Пути совершенствования управления воспитательной деятельностью вуза» предложен комплекс научно-методических рекомендаций по управлению воспитательной деятельностью вузов: разработаны и апробированы программа мониторинга воспитательной деятельности и методика оценки качественного уровня воспитательных программ и результативности воспитательной деятельности, сформулированы рекомендации по совершенствованию воспитательной деятельностью вузов.

1. Выводы, полученные по итогам проведенного диссертационного исследования, позволяют заключить, что рабочая сила, являясь совокупностью физических и интеллектуальных способностей человека к труду, традиционно считается одним из факторов конкурентоспособности не только предприятия, но и национальной экономики в целом.

Если экономическая категория «качество рабочей силы» обычно характеризует уровень профессионально — квалификационных знаний, практических навыков и накопленного производственного опыта, отражая роль влияния качественного уровня рабочей силы на производительность, эффективность и качество труда, то понятие «трудовой потенциал» несколько расширяет понятие качества рабочей силы. В его рамках рабочая сила рассматривается как потенциальная способность человека к труду, учитывающая состояние физического и психического здоровья. В этом случае трудовой потенциал работника выступает как совокупная способность физических и психических свойств отдельного работника достигать в заданных условиях определенных результатов его производственной деятельности. При этом реализуется его психофизиологический (способности и склонности, состояние здоровья, работоспособность, выносливость и т. п.), квалификационный (объем, глубина и разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений) и личностный (уровень гражданского сознания и социальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы и т. п.) потенциал. В диссертации подчеркнуто, что в этом подходе категория личностного потенциала формируется при непосредственном влиянии образовательных программ любого уровня (общеобразовательных и профессиональных), которое согласно Закону «Об образовании» является «целенаправленным процессом воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.», а в статье 2 Закона, определяющей принципы государственной политики в области образования, раскрыт гуманистический характер образования и подчеркнута необходимость «воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».

Проведенный в диссертации анализ показал, что ученые и практики едины во мнении, что профессиональное образование является важнейшим фактором формирования и воспроизводства трудовых ресурсов. Однако этот аспект исследовался в основном в разрезе процесса обучения. Процесс воспитания, как составная часть профессионального образования не всегда принималась во внимание.

В диссертации сделан вывод, что некорректно ограничивать изучение влияния системы профессионального образования на качество рабочей силы только с позиции оценки соответствия потребностей экономики и квалификационной структуры подготавливаемых кадров. Необходим анализ влияния воспитательного процесса на формирование отношения к труду, к своей профессии, к обществу в целом, нужны исследования, демонстрирующие влияние воспитания на качество рабочей силы.

В диссертации выделены факторы обеспечения качества рабочей силы, которые определяются качеством жизни работника и включают в себя такие элементы как «Экология», «Здравоохранение», «Бытовые и социально-культурные условия жизни», «Образование», «Условия труда». Элемент «Образование» включает две подсистемы, пронизывающие процессы обучения и воспитания на общем и профессиональном уровнях. Он характеризуются непосредственным оказанием воспитательного влияния на формирование личности.

Таким образом, воспитательное воздействие оказывается на человека в течение его формирования как личности и на последовательных этапах жизни решает различные задачи, используя разнообразные подходы и методы. Воспитательная деятельность, направленная на особую социально-демографическую подгруппу населения — молодежь, является частью государственной молодежной политики. Применительно к проблеме обеспечения качества рабочей силы, она приобретает целевой и наиболее насыщенный характер в системах профессионального образования.

Учитывая, что в настоящее время более четверти российских работников имеют высшее профессиональное образование, оно оказывает значительное воспитательное воздействие на качество рабочей силы. Место высшего профессионального образования в элементе «Образование» специфично тем, что на этом уровне оказывается воспитательное влияние уже на практически сложившуюся личность, поэтому воспитательный процесс наиболее насыщен, сложен и многоаспектен. Кроме того, воспитательный процесс в вузах направлен, прежде всего, на социализацию личности, в том числе в профессиональном сообществе, на формирование гражданской позиции. В связи с этим в диссертации сделан вывод о необходимость управления воспитательной деятельностью вуза как фактором, обеспечивающим качество рабочей силы.

2. Анализ состояния трудовых ресурсов проведенный в ходе диссертационного исследования показал, что в последние годы в России наметилась тенденция к снижению их численности трудовых ресурсов, формирующих потенциал рабочей силы страны. Наряду с этим, начиная с 2004 г. и до начала финансового кризиса в 2008 г. неуклонно снижалось как общее, так и официально зарегистрированное количество безработных в стране. Изменил ситуацию глобальный экономический кризис. В результате его влияния, количество безработных граждан в России значительно возросло. Однако, в России складывается опасная тенденция, и как только в стране начнется выход из кризиса, не смотря на резерв, заложенный «армией» безработных, экономика столкнется с дефицитом рабочей силы. Таким образом, проблема сокращения общей численности экономически активного населения страны сохраняется и со временем она станет еще более острой.

В диссертации проведен анализ вторичных данных, характеризующих рынок труда по квалификационной и отраслевой структуре. Результаты проведенного анализа показали, что в настоящее время большая доля в квалификационной структуре российских работников имеет высшее и незаконченное высшее образование, в то же время, количество работников в группах, расположенных в центральной и нижней части образовательной шкалы, быстро снижается.

Рост доли дипломированных специалистов не только демонстрирует повышение уровня квалификации трудовых ресурсов, но и имеет и негативную сторону, демонстрируя слабую восприимчивость системы образования к спросу, сложившемуся на рынке труда. Экономика уже столкнулась с острым дефицитом неквалифицированной рабочей силы.

Мировой экономический кризис конца 2008 г., сказавшийся и на российской экономике, способствовал зарождению процесса перераспределения трудовых ресурсов в сектора экономики, требующие менее квалифицированную рабочую силу со сравнительно более низкой оплатой труда. Проведенный анализ вакансий в сети Интернет показал, что самыми востребованными профессиями в России на период март-апрель 2008 г. являлись работники с относительно невысокой квалификацией: рабочие, водители, слесари, уборщики.

Таким образом, результаты анализа показали недопустимость исключительно рыночного регулирования в сфере образования, являющегося одним из основных факторов обеспечения качества рабочей силы.

Таким образом, результаты анализа позволили выявить основные проблемы, характерные для рынка труда в России, среди которых необходимо особо выделить не соответствие спроса и предложения по структуре квалификационных характеристик рабочей силы, а также снижение численности экономически активного населения. Если первая из обозначенных проблем может решаться путем регулирования системы высшего и среднего профессионального образования, то вторая, на наш взгляд, имеет более глобальный характер и требует разноплановых подходов к ее решению.

Поскольку основными причинами сложившейся ситуации на рынке труда является очень высокая смертность и низкая рождаемость в стране, правительством предпринимаются меры по их изменению за счет такого фактора, который в выделенном в диссертации комплексе факторов обозначен как «Здоровье». В частности на это направлен Национальный проект с аналогичным названием. Его реализация уже привела к к некоторому улучшению ситуации: в 2009 г. отмечено снижение общей, младенческой и материнской смертности, повышение рождаемости, увеличение продолжительности жизни. В диссертации делается акцент на том, то назревшие проблемы должны решаться и за счет других факторов, представленных в комплексе обеспечивающем качество рабочей силы. В данном случае речь идет о воспитательной деятельности.

Для обоснования необходимости управления воспитательной деятельностью как фактором обеспечения качества рабочей силы в диссертации выделены и проанализированы те ее направления, которые оказывают непосредственное и прямое влияние на качество рабочей силы: здоровьесбережение, духовно-нравственное и гражданско-правовое воспитание. Таким образом, проведенный анализ позволил сформулировать вывод о том, что государственная молодежная политика в целом и воспитательная деятельность образовательных учреждений в частности, оказывают существенное влияние на обеспечение качества рабочей силы, формируя потребность в здоровом образе жизни, развивая гражданственность и патриотизм, влияя на трудовой потенциал страны. Воспитательную деятельность необходимо рассматривать в качестве объекта управления с целью повышения ее качественного уровня и результативности.

3. Управленческое воздействие на воспитательную деятельность целесообразно при рассмотрении воспитания как единого комплекса мероприятий, организуемых и проводимых при соблюдении следующих предложенных и раскрытых в диссертации принципов:

• объективности — исключает субъективный поход к разработке мероприятий воспитательных программ, за счет обеспечения их преемственностииспользования эмпирической (опытной) базы, сформированной в ходе мониторингов молодежной среды и социологических исследований по различным направлениям воспитательной деятельности;

• системности — предполагает соответствие воспитательных программ общей направленности государственной молодежной политики, нормативно-правовым актам РФ, регулирующим деятельность в области молодежной политикирешение проблемы путем охвата всех аспектов молодежной политики.

• целевой направленности — подразумевает определение приоритетов при выделении целевых групп молодежи, на которые направлены мероприятия воспитательных программ, с учетом их характеристик, в ходе выбора важнейших направлений реализации воспитательных программ с учетом существующих потребностей молодежи и тенденций развития общества.

• экономической целесообразности — предусматривает достаточность выделяемых финансовых ресурсов для достижения запланированных результатов реализации воспитательных программрациональность распределения средств по отдельным направлениям программы, учитывая их актуальность, а также по конкретным видам мероприятий с учетом реальных затрат на них.

В рамках изучения организационно-методических аспектов воспитательной деятельности вузов в диссертации поднята проблема ее финансирования и сделан вывод, о том, что в условиях экономии вузами финансовых средств, обусловленных влиянием экономического кризиса, вопросы повышения результативности воспитательной деятельности за счет более эффективного управления становятся особенно злободневными.

В целях анализа влияния воспитательной деятельности, ее качества и результативности на формирование трудовых ресурсов в диссертации были проведены сравнительные исследования по выявлению уровня организации и подходов к управлению воспитательной деятельностью в образовательных учреждениях высшего профессионального образования. Для решения данной задачи была сформирована выборка из 14 вузов различных федеральных округов России. Информационной базой для проведения сравнительно-сопоставительных исследований воспитательной деятельности в образовательных учреждениях профессионального образования составили следующие документы исследованных вузов: концепции, программы, планы воспитательной деятельностиположения об организационных структурах, ведущих воспитательную деятельность.

Проведенный анализ позволил обобщить накопленный опыт и выделить три подхода к управлению и осуществлению воспитательной деятельности: включение воспитательной деятельности в комплекс сопутствующих видов деятельности, выделение воспитательной деятельности в отдельный объект управления, смешанный (системный) подход.

Обобщенные результаты анализа позволили сделать вывод, что, основными видами воспитательной деятельности в вузах являются внеучебная, психолого-консультационная и специальная профилактическая работа, а также работа по поощрению студентов, а их реализация обеспечивается нормативно-правовой, научно-методической, финансовой, организационно-управленческой, материально-технической, информационной и психолого-педагогической поддержкой.

4. В диссертации разработаны Программа мониторинга воспитательной деятельности учреждений профессионального образования и Методика оценки качественного уровня и результативности воспитательной деятельности. Предложенная в диссертации программа мониторинга воспитательной деятельности вуза предполагает функционирование: организационной, технико-технологической, методической, информационной баз.

Организационная база мониторинга включает в себя организационную структуру мониторинга и функциональное распределение обязанностей ответственных лиц. Техническая и технологическая база мониторинга представляет собой комплекс технических средств и технологий сбора, регистрации, передачи и обработки информации. Методическая база представляет собой комплекс методов и инструментов, разработанных для сбора и анализа информации. Информационная база формируется из показателей, полученных в ходе мониторинга сведенных в три блока и характеризующих:

1) потенциал, представленный организационными, методическими, информационными, материально-техническими, финансовыми и кадровыми ресурсами;

2) качественный уровень, оцениваемый по количеству и структуре проведенных мероприятий, а также по количеству и доле участвующих в них студентов по основным группам (духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, культурно-эстетическое, физическое воспитаниесоциальная поддержка и поддержка студенческих инициатив) в рамках выделенных направлений (внеучебное, психолого-консультационое, профилактическое, поддержка и поощрения);

3) результативность, оцениваемся как при помощи количественных (число призовых мест, дипломов и т. п., полученных в результате участия в спортивных, научных, культурных и пр. мероприятий), так и качественных (уровни информированности и удовлетворенности студентов по направлениям проводимых мероприятий) показателей.

Фиксация, аккумулирование и анализ этих показателей составляет необходимую и достаточную основу проведения оценки потенциала и качественного уровня, результативности воспитательной деятельности вуза при помощи разработанной в диссертации Методики оценки качественного уровня воспитательных программ и результативности воспитательной деятельности.

5. Апробация разработанных программы мониторинга и методики оценки качественного уровня и результативности воспитательной деятельности была проведена на базе ФГОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» в 2008 г. Обработка информации в ходе осуществления оценки качественного уровня и результативности воспитательной деятельности по разработанной в диссертации методике позволила выявить наиболее проблемные наплавления.

В результате проведенного в диссертации исследования рекомендовано применение системного подхода к управлению воспитательной деятельностью вузов. Рекомендовано разработать (совершенствовать) комплекс документов регламентирующих управление воспитательной деятельностью вуза. По вертикали системы: основным уровням управления воспитательной деятельностью (общевузовский, факультетский, кафедральный). По горизонтали системы: основным организационным формам воспитательной деятельности вуза (внеучебная воспитательная работа (по направлениям: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, культурно-эстетическое, трудовое воспитание, студенческое самоуправление), психолого-консультационная работа, специальная профилактическая работа, работа по поддержке и поощрению студентов). Это позволит согласовать цели воспитательной деятельности и образовательного процесса вуза в целом, повысит вероятность их достижения, обеспечит качество и результативность воспитательной деятельность, выступающей как фактор обеспечения качества рабочей силы.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 1938 от 30.09.2005 г. «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений».
  2. Рекомендации Министерства образования и науки РФ /Департамент государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей/ № 06−197 от 22.02.2006 г. «Рекомендации по организации воспитательного процесса в вузе».
  3. Федеральный закон № 98-ФЗ от 28.06.1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
  4. Федеральный закон № 51-ФЗ от 10.04.2000 г. «Об утверждении Федеральной программы развития образования».
  5. Постановление Правительства РФ № 751 от 04.10.2000 г. «Национальная доктрина образования РФ до 2025 г.».
  6. Постановление Правительства РФ N 1015 от 27.12. 2000 г. «О Федеральной целевой программе „Молодежь России“ (2001−2005 годы)».
  7. Постановление Правительство РФ № 629 от 25 августа 2001 г. «О Федеральной целевой программе „Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001−2005 годы)“».
  8. Постановление Правительства РФ № 422 от 11.07.2005 г. «Об утверждении программы Федерального агентства по образованию, реализуемой в рамках государственной программы „Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006−2010 годы“».
  9. Распоряжение Правительства РФ № 1433-р от 15.09.2005 г. «Концепция Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006−2015 годы».
  10. Постановление Правительства РФ № 803 от 23.12.2005 г. «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006−2010 годы».
  11. Приказ Минобрнауки России № 39 от 31.01.2007 г. «Комплекс мероприятий по реализации Стратегии государственной молодежной политики в РФ».
  12. Приказ Минобразования России № 574 от 18.10 1999 г. «Программа развития воспитания в системе образования на 1999−2001 годы».
  13. Распоряжение Правительства Российской Федерации N 1760-р от 18.12.2006 г. «Стратегия государственной молодежной политики в РФ».1. Авторефераты диссертаций
  14. Е.Н. Трудовой потенциал региона: формирование, прогнозирование и управление развитием. Автореферат дисс. на соиск. ученой степени к.э.н. М. Российский государственный университет нефти и газа им. И. М. Губкина. 2007
  15. С.А. Адаптация студентов образовательного учреждения среднего профессионального образования к будущей профессиональной деятельности: Автореферат дисс. на соиск. ученой степени к.п.н. Омск. 2007
  16. Х.Г. Совершенствование системы управления высшим образованием в условиях рыночных отношений Автореферат дисс. на соиск. ученой степени к.э.н. Махачкала. Дагестанский государственный технический университет. 2008
  17. Р.Н. Управление развитием трудовых ресурсов как фактор взаимодействия в системе подготовки кадров (на примере Читинской области). Автореферат дисс. на соиск. ученой степени к.э.н. Чита. ЧТУ. 2007
  18. Козлова H. JL Формирование и развитие качественных характеристик трудовых ресурсов в российской экономике. Автореферат дисс. на соиск. ученой степени к.э.н. Саратов. СГСЭУ. 2008
  19. М.П. Резервы повышения эффективности производства на основе управления качеством рабочей силы (на примере инструментального производства предприятий машиностроения). Автореферат дисс. на соиск. ученой степени к.э.н. Самара. СГТУ. 2007
  20. И.Н. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе на основе аксиологического подхода: Автореферат дисс. на соиск. степени к.п.н. Челябинск. 2007
  21. Н.В. Моделирование влияния социально-экономических факторов на формирование трудовых ресурсов региона. Автореферат дисс. на соиск. ученой степени к.э.н. М. ВЗФЭИ. 2006
  22. В.А. Повышение качества рабочей силы предприятий сервисного обслуживания на основе совершенствования мотивационного механизма. Автореферат дисс. на соиск. ученой степени к.э.н. М. ГУУ. 2007
  23. Н.А. Трудовой потенциал в системе региональной экономики: оценка и регулирование взаимодействия. Автореферат дисс. на соиск. ученой степени к.э.н. Иваново. ИГУ. 2006
  24. А.Н. Формирование системы управления качеством рабочей силы в муниципальном районе. Автореферат дисс. на соиск. ученой степени к.э.н. Екатеринбург. ГОУ ВПО «Уральская академия государственной службы». 2007
  25. Е.Е. Адаптация студентов вузов к учебно-профессиональной деятельности Автореф. дисс. на соиск. ученой степени к.п.н. Магнитогорск, 2007
  26. П.В. Маркетинговые исследования рынка трудовых ресурсов. Автореферат дисс. на соиск. ученой степени к.э.н. Ставрополь. Институт дружбы народов Кавказа. 2006
  27. Монографии, книги, брошюры
  28. Г. С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 2001
  29. АбульхановаК.А. Психология и педагогика. М., Совершенство, 1998
  30. Ю.Н., Строгалов А. С., Шеховцов С. Г. Об универсальном знании и новой образовательной среде. К концепции универсальной компоненты образования. -М., РГГУ, 1999
  31. П. И.Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе. М., 2000
  32. В.В., Кормишова А. В., Старостин Ю. Л., Тышковский А. В. Вуз и профессиональная ориентация молодежи. /Под ред. Ю. Л. Старостина М., Государственный институт управления, 1999
  33. С.А. Основные направления государственного регулирования в сфере высшего образования за рубежом // Препринт. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1996
  34. С.А. Экономика высшей школы: проблемы и перспективы в соавторстве. Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1996
  35. Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности Ростов-на-Дону, 1995
  36. А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003
  37. Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография./ Науч. ред. Сергеев Н. К. — Волгоград: Перемена, 2000
  38. Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме. М., Фонд «Новое тысячелетие», 1998
  39. , А.Г., Е.М. Андреев, А. И. Трейвиш. Перспективы развития России: роль демографического фактора. М.: Институт экономики переходного периода, 2003
  40. , А.Г., и В.М. Школьников. Смертность в России: Главные группы риска и приоритеты действий. М.: Московский Центр Карнеги, 1997
  41. М.Н. Система профессиональной адаптации студентов технических вузов в условиях взаимодействия «вуз-предприятие». / МАДИ (ГТУ) -М.: Изд-во ООО «Техполиграфцентр», 2003
  42. Е.Т. Долгое время. Россия в мире: Очерки экономической истории. М.: Дело, 2005
  43. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей)./ Под ред. Н. Л. Селивановой — М., Педагогическое общество России, 1998
  44. Л.М. Бережливое производство + шесть сигм в сфере услуг: Как скорость бережливого производства и качество шести сигм помогают совершенствованию бизнеса/ пер. с анг. М.: Альпина Бизне Букс, 2005
  45. С.В. Куратор главный помощник первокурсника в адаптационный период. — Волгоград: Издательство ВТК. — 2002
  46. Е.И., Соколов Э. В. Свободное время и развитие личности. -Л., 1983
  47. В.А. Социально-трудовая сфера в условиях трансформации экономики. М. 2003
  48. А.А. Молодые патриоты и граждане новой России: социологический очерк. СПб.: Академия гуманитарных наук, 1999
  49. И.А. Педагогическая реальность в зеркале, межпарадигмальной рефлексии. СПб., 1999
  50. Э.Д., Кленевская Л. К. Воспитательная система Пятигорского государственного лингвистического университета. Пятигорск, 2000
  51. А.Е. Досуг школьников: вопросы теории и методики. -Волгоград, 1996
  52. , А.В., А.С. Малков, Д.А. Халтурина. Законы истории. Математическое моделирование исторических макропроцессов: демография, экономика, войны.- М.: УРСС, 2005
  53. Л.И. Гуманизация образования и создание комфортной гуманитарной среды в вузе. М., НИИВО, 1994
  54. Л.И. Гуманитарная среда вуза и гуманитарное образование. -М., НИИВО, 1995
  55. Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация. — Волгоград: Перемена, 1999
  56. И.И. Экономика и социология труда. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2001
  57. Н.Х. Становление и развитие рынка труда в переходный период. М., 1998.
  58. К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия. 4-е изд.: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме». 2005.
  59. Г. А. Проблемы финансирования воспитательной работы в вузе. Воспитательные стратегии и технологии в современном вузе: реалии и перспективы. Кзань. — 2005
  60. М. Трудовой потенциал в стратегии социально-экономического развития (региональный аспект). М., 2002
  61. , А.И. Алкоголизм — междисциплинарная проблема (выявление, лечение, реабилитация, профилактика). Украшський вюник психоневролоп1 9(4), 2001
  62. Мировоззрение и образ жизни. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, С. В. Тарасова -СПб.: Образование — Культура, 1998
  63. Молодежь и общество на рубеже веков. /Под научной редакцией И. М. Ильинского М., Голос, 1999
  64. Л.С. Формирование сервисной экономики как фактор социально-экономического развития регионального рынка труда. М.: МГУС, 2006,
  65. Л.С., Хованова Н. В. Современные тенденции развития рынка труда. М.: МГУС, 2002
  66. , А.В. Алкогольная смертность в России 1980−90-е гг. М.: NALEX, 2001
  67. , А.В. Алкогольный урон регионов России. М.: NALEX, 2003
  68. Нормативное обеспечение деятельности по организации и осуществлению воспитательного процесса в ГОУ ВПО «ВолГУ». Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004
  69. Первый курс воспитательная работа — Екатеринбург: изд. АМБ, 2002
  70. А.В., Вишневский Ю. Р., Осипчукова Е. В., Черноморцев В. Г., Мартьянов П. А. Опыт организации внеучебной работы в Уральском государственном техническом университете. Екатеринбург, 2000
  71. М.М. Социально-педагогические основы организации досуга учащейся молодежи. Л., 1990
  72. Рынок труда и социальная политика в Центральной и Восточной Европе: Переходный период и дальнейшее развитие/ Н. Барр, Р. У. Харбисон, С. Эстрин и др.- Под ред. Н. Барра- Пер. с англ. Под науч. ред. С. Кадомцевой и др.М.: ИКЦ «ДИС», 1997
  73. Л.Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в ССУЗах. М., Мастерство, 2001
  74. В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем. М., 1999
  75. Социально-профессиональные ориентации и жизненные пути молодежи (по материалам массовых социологических исследований). Отв. Ред. В. Н. Шубин -М., РАН Институт социологии, 1999
  76. .А. Социализация детей, подростков и юношества в сере досуга. — СПб.: ГАК, 1997
  77. А.Н., Абрамешин А. Е., Воронина Т. П., Иванников А. Д., Молчанова О. П. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. / Под ред. Тихонова А. Н. М.: Вита-Пресс, 1998
  78. С. Рабочая сила. Управление персоналом. № 6, 2000
  79. М.Ф. Человек творческий: почему? Основы концепции биографической детерминации творческой активности человека. М., НИИВО, 2001
  80. Хаксевер, Кенгиз, Рендер, Барри, Рассел, Роберта С., Мердик, Роберт Г. Управление и организация в сфере услуг. 2-е изд. (Service Management and Operations)// Санкт-Петербург: Питер, 2002
  81. . Как преподнести себя на рынке труда. М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2003
  82. И.В. Проблемы капитализации предприятиях сферы услуг в период становления сервисного общества в России: маркетинговый аспект. — М.: МГУС, 2007
  83. Н.А., Подзолков В. Г., Калинина З. Н. Система воспитательной работы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. -Тула, 2000
  84. , Ф.Э., и A.JI. Арефьев. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи. М.: Издательство «ОПТИМ ГРУПП, 2003
  85. М. Региональная интеграция и развитие/ Пер. с англ.-М.: Весь мир, 2005
  86. , В.М., и В.В. Червяков (Ред.). Политика по контролю кризисной смертности в России в переходный период. Москва: Программа развития ООН, Россия, 2000
  87. С.А. Личность и игра: от начальной школы до выпускного класса-Новосибирск, 1995
  88. Р. Дж. Современная экономика труда: Теория и государственная политика/ Р. Дж. Эренберг, Р. Смит- Пер. с.англ. под ред. Р. П. Колосовой и др. М.: Изд-во МГУ, 1996
  89. Учебно-методические пособия и разработки
  90. Г. А., Жильцов Е. Н. Экономика общественного сектора. Учебное пособие -М.: Инфра-М, 2008
  91. Е.Н. Методология нового хозяйственного механизма в высших учебных заведениях в условиях рынка : Учеб. пособие / Моск. ин-т инженеров гражд. авиации. М.: Б. и., 1991
  92. Н.М. Профессиональное воспитание студентов вуза: Учеб.-методич. пособие / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004
  93. Ю.С. Экономика и организация управления вузом: Учебник / Васильев Ю. С., Глухов В. В., Федоров М. П. (2-е изд.) СПб.: Лань, 2001
  94. Воспитательная работа в современном педвузе. Методическое пособие. /Под ред. З. Г. Нигматова — Казань, Госпедуниверситет, 1999
  95. Е.В., Бабич A.M. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Учебник. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 1996
  96. Е.Н., Казаков В. Н., Восколович Н. А. Экономика сферы платных услуг. Учебник. Казань и МГУ им. М.В .Ломоносова, 1996
  97. Р.П. Глобализация экономики и занятость населения. М., ТЕИС. 2000
  98. Р.П. Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Р. П. Колосовой, Г. Г. Меликьяна. М., 1996
  99. Р.П. Экономика трудовых ресурсов: Учебник. М., МГУ, 1980
  100. Р.П. Экономика труда: Учебник. М., МГУ, 1981 (1-е изд.), 1988 (2-е изд.)
  101. Кураторская деятельность преподавателя вуза: сб. методических материалов/ Под ред. Н. И. Тихоненкова. Волгоград: Перемена, 2004
  102. Е.В. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие/ Под ред, П. В. Шеметова. М.: ИНФРА-М- Новосибирск: НГАЭиУ, 1999
  103. Основы концепции и программы воспитания студентов вузов. Методическое пособие. /Под ред. В. П. Лисовского, СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1999
  104. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие. М.: Интерпракс, 1995
  105. Н.А., Христофорова И. В., Морозова Л. С., Колгушкина А. В., Горохова Е. С. и др. Воспитательная деятельность вуза мониторинг и оценка качественного уровня и результативности. Учебное пособие / под ред. Христофоровой И. В. — М.: РГУТиС, 2008
  106. Н.Ю., Чирковская Е. Г. Личностно-ориентированный воспитательный процесс и развитие одаренности. Методическое пособие. /Под ред. А. А. Деркача, И. В. Калиш М.: Вузовская книга, 2001
  107. Материалы научно-практических конференций
  108. Активизация творческого и научного потенциала первокурсника как одна из форм гражданско-патриотического воспитания молодёжи. //Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции 4−7 мая 2002 года, III тома- Екатеринбург, 2002
  109. О.И., Горохова Е. С. Подходы к повышению качественного уровня воспитательных программ вуза // Сборник докладов Международной научно-практической конференции «Наука сервису»: секционное заседание «Экономика сервиса» 2009
  110. Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вуза //Всероссийская научно-практическая конференция, г. Москва, 2−4 марта 1999 г. Тезисы докладов, сообщений М., 2000
  111. Е.С. Анализ состояния рынка труда //Сборник докладов Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы социоэкономики в XXI веке», 2009
  112. Е.С. Воспитательная деятельность как фактор обеспечения качества рабочей силы. // Сборник «Проблемы практического маркетинга в сфере сервиса», 2009
  113. С.И., Муратова Е. И. Технология организации подготовки специалистов для пищевой и перерабатывающей промышленности региона. Потенциал развития России XXI века. // Всерос. науч.-практ. конф., Пенза: Приволжский дом знаний, 2004
  114. И.М. Проблемы воспитания Российской молодежи. Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вуза //Всероссийская научно-практическая конференция, г. Москва, 2−4 марта 1999 г. Тезисы докладов, сообщений М., 2000
  115. B.C., Коханович Л. И. Концептуальные основы воспитания студентов. //Тезисы докладов Международной научно-практической конференции «XXI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека». -М.-.МГУКИ, 2001
  116. Материалы круглого стола «Молодёжный парламент механизм реализации молодёжной политики, интересов молодёжи через участие в выборах всех уровней». Практический опыт регионов. — М., 1999
  117. Наука, государство, образование на пороге III тысячелетия //Материалы II Международного научного конгресса 6−8 апреля 2000 г., г. Волгоград, т.1 Волгоград, изд. ВОЛГУ, 2000
  118. Организация воспитательной деятельности в вузах. Диалоги о воспитании — № 2, Материалы Всероссийского конкурса МО РФ моделей и проектов. М.: 2002
  119. С.Е. ВУЗы как целевой рынок для бытовых услуг /Материалы секции «Бытовое обслуживание: проблемы и перспективы развития в XXI веке» IY международной научно-практической конференции «Индустрия сервиса в XXI веке». М., 2002
  120. С.Е. Развитие сферы обслуживания в ВУЗе / Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях. Сб. научн. трудов под ред. Н. А. Платоновой, О. И. Вапнярской. М., МГУС, 2002
  121. Проблемы образования и воспитания: исследования и разработки: Сборник научно-методических материалов / Н. Ю. Синягина, И. В. Калиш, Н. В. Зайцева.-М., 2003.
  122. Профессиональное воспитание / Под ред. Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко, М. В. Корепановой и др. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004
  123. Российский вуз: в центре внимания личность //Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция 24−26 мая 1999 г. Тезисы докладов, тт. I, II, III — Ростов-на-Дону, 1999
  124. Сагинова О. В. Изменения на рынке образовательных услуг и качество подготовки специалистов, Сборник трудов ИЭИ, часть 3, изд-во РЭА, 2003
  125. Стратегия развития университетского технического образования в России // Всероссийская научно-методическая конференция 4−6 февраля 1998 г., г. Москва-М.: изд. МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998
  126. И.В., Попов С. Е. Маркетинговые исследования потребностей в товарах и услугах в ВУЗах. Сб. научн. трудов под ред. Н. А. Платоновой, О. И. Вапнярской. № 16 М.: МГУС, 2002
  127. И.В., Попов С. Е. Особенности целевого рынка потребителей товаров и услуг в ВУЗе/ Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях. Сб. научн. трудов под ред. Н. А. Платоновой, О. И. Вапнярской. М., № 15- М.:МГУС, 2002
  128. Статьи в центральных научно-практических изданиях
  129. В., Черкасов В. Маркетинг образовательных услуг. //Маркетинг. 1999. — Ма 5, 6.
  130. Ю.Н. Гуманитарное знание в гуманитарном вузе: проблема самоопределения //Вестник РГГУ, № 3, 1996
  131. Н.Г., Маркетинговые коммуникации в системе экономического образования // Корпоративный менеджмент, апрель, 2008
  132. .П., Бочарова В. Г. Социальное воспитание учащихся // Опыт разработки концепций воспитания. Отв. ред. Е. В. Бондаревская. 4.1.1993
  133. Е.В. Ценностные основания личностного ориентированного образования // Педагогика, № 4, 1995
  134. С.К. Вуз в пространстве культуры и культурное пространство вуза // Мир психологии, № 3, 2000
  135. . Является ли российская наука вишневым садом // Независимая газета. 16 февр. 2001
  136. Т. Г., Григорьева Е. Г. Анализ рынка услуг дошкольных образовательных учреждений как основа выбора стратегии развития // Маркетинг услуг № 4. 2007
  137. О.И. Воспитательная деятельность в вузе:., управленческий и маркетинговый аспекты// Вестник МГУС № 2, 2008
  138. О.И., Панфилова Н. В. Правовые основы организации воспитательной деятельности в высшем учебном заведении // Сервис plus № 3, 2008
  139. И., Бурлюкина Е., Секерин В. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в регионе // Маркетинг. № 1 — 2003
  140. М. Самоорганизация в студенческой учебной групп. // Высшее- образование в России № 2, 2003
  141. , И.М. Внезапная смерть и алкоголь // Здравоохранение Российской Федерации № 6 1991
  142. И.В. О новой концепции воспитания студентов технических вузов // Вестник Межвузовского Центра проблем развития личности студентов (МЦПРЛС), № 5,6, 2000
  143. Е.С. Маркетинговая деятельность вуза: направления использования и технологии реализации //Сервис plus № 4, 2009
  144. Е.С. Маркетинговое управление воспитательной деятельностью вуза // «Вестник ТГУ», № 322, май, 2009 1 п.л.
  145. Н.Г. Методические аспекты психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса в период адаптации студентов к обучению в высшей школе // Теория и практика физической культуры, № 5, 2000
  146. Л.М. Человеческий фактор и формирование трудовых отношений на современном этапе развития России // Трудовое право № 3 2002
  147. Р.И. Нестандартная занятость и российский рынок труда. // Вопросы экономики. 2006. № 1
  148. Р.И. Российская модель рынка труда // Вестник общественного мнения. 2004. № 3.
  149. Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации // Переходная экономика: теоретические аспекты, российские проблемы, мировой опыт. Отв. ред. В. А. Мартынов, B.C. Автономов, И. М. Осадчая. М.: ЗАО Издательство «Экономика». 2005.
  150. Р.И. Социальный и человеческий капитал России: проблемы измерения и особенности эволюции. // Проблемы человеческого и социального капитала. М.: ИМЭМО РАН. 2005.
  151. Р.И. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика // Вопросы экономики. 2006. № 10.
  152. Р.И. Формирование заработной платы: взгляд через «призму» профессий. //Вопросы экономики. 2007. № 10
  153. Р.И. Записка об отечественном человеческом капитале. // Отечественные записки. 2007. Том 37. № 3
  154. Р.И. Спрос на труд и квалификацию в промышленности: между дефицитом и избытком. // Экономический журнал ВШЭ. 2007. Т. 11. № 2
  155. Р.И. Структура российской рабочей силы: особенности и динамика //"Вопросы экономики», № 10 2006
  156. О.И. Молодёжь России: особенности социализации и самоопределения // СОЦИС, № 3, 2000
  157. А. К. Новые модели управления вузом: шаг вперед или два назад? // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 5−6.
  158. А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // СОЦИС, № 1, 2003
  159. А. А. К вопросу управления персоналом в условиях переходной экономики // Менеджмент в России и за рубежом № 1 2001
  160. К., Гаммессон Э. Маркетинг услуг — что дальше? В поисках новой парадигмы и свежих веяний// Маркетинг и маркетинговые исследования. № 2−4. 2006.
  161. В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) //СОЦИС, № 12, 2003
  162. Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии, № 4, 1990
  163. С. Сфера образования как многоуровневая маркетинговая система. //Маркетинг в России и за рубежом. № 5(25). — 2001
  164. А.А., Жильцова С. В. Создание «совместной» ценности услуги в области бизнес образования на основе маркетинга партнерских отношений // Маркетинг в России и за рубежом, № 4 2004
  165. Н., Пискунова Н., Костина Г. Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения //Маркетинг. 1999. — № 5.
  166. A.M. Трудовой потенциал предприятия как фактор повышения его конкурентоспособности // Вестник ТИСБИ № 4 2003
  167. Наркомания: ситуация, опыт, профилактика // Диалоги о воспитании, № 1, 2000
  168. О развитии студенческого самоуправления // Официальные документы в образовании. № 38, 2002
  169. А.П. Цикл из 4 публикаций по проблемам маркетинга образовательных услуг в журнале «Alma Mater»// «Вестник высшего образования», 1997
  170. Н.В., Горохова Е. С. Потенциал воспитательного процесса образовательного учреждения: методика оценки // Сервис plus № 4, 2008
  171. Н., Костина Г. Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения // Маркетинг. № 5. — 1999
  172. В. Когда я стану ветром // Российская газета- Неделя -Юг России № 4537 от 6 декабря 2007
  173. , Н.М. «Русский крест» // Природа 6: 3−10, 2001
  174. О. В., Нефедова О. В. Как продать образование: восприятие коммуникаций вуза в ситуации принятия решения. // Маркетинг услуг, 2005 № 2, стр. 17
  175. О.В. Стратегия вуза: маркетинговый аспект //Экономика образования, № 2, 2004
  176. А. // Московская правда. 21.12. 2002
  177. JI. // Московская правда, 28.03.2007
  178. И.В., Горохова Е. С. Маркетинговая в деятельность вуза: необходимость применения и основные направления использования //Маркетинг услуг. № 1. 2009
  179. А. О бизнесе образовательных услуг //Высшее образование в России. № 2. — 1999
  180. Д. Маркетинговые стратегии ценообразования в вузе //Практический маркетинг. -№ 68. 2002
  181. Л.И. Модернизация образования: от логики выживания к реинтеграции в общество // Общественные науки и современность № 4, 2003
  182. .Л., Шишкин С. В., Якобсон Л. И. Формы государственных и муниципальных учебных заведений: причины и последствия предполагаемых нововведений // Вопросы образования № 1, 2006
  183. Л.И. Социальная политика: коридоры возможностей // Общественные науки и современность № 2, 2006
  184. Публикации в зарубежных изданиях
  185. Anderson, P. Alcohol and Risk of Physical Harm. Alcohol and Public Policy. Oxford, New York, Toronto, Tokyo: Oxford University Press, 1995.
  186. Andreev E.M., E. Nolte, V.M. Shkolnikov, E. Varavikova and M. McKee. The evolving pattern of avoidable mortality in Russia. // International Journal of Epidemiology, 2003
  187. Berry Leonard L. Service Marketing Self-Portraits: Introspection, Reflection, and Glimpses from the Experts, Fisk Raymond P., Stephen J. Grove and Joby John, eds. Chicago, American Marketing Association, 2000
  188. Brunovskis, A., and T. Ugland. Alcohol Consumption in the Baltic States. Oslo. Fafo-paper 4, 2003
  189. Duffy S.W., and L.D. Sharpies. Alcohol and Cancer Risk. Alcohol and Illness, J.C. Duffy ed. Edinburgh: Edinburgh University Press, 1992
  190. Gronroos C. Service management and marketing. West Sussex, 2000
  191. Gronroos, C. Service Management and Marketing, Maxwell Macmillan, 1990
  192. Grove Stephen J., Raymond P Fisk, and Joby John. The Future of Services Marketing: Forecasts from Ten Services Experts, Journal of Services Marketing, 17, 2003
  193. Gumesson E., Lip Service: A Neglected Area in Service Marketing, Journal of Cosumer Services, January 1987
  194. Gummesson E. Practical Value of Adequate Marketing Management Theory // European Journal of Marketing 36(3) 2002
  195. Harrison B.H. Drink and the Victorians: the Temperance Question in England, 1815−1872. Pittsburgh: Pittsburgh University Press, 1971
  196. Hill Pete. Tangibles, Intangibles, and Services: A New Taxonomy for the Classification of Output, Canadian Journal of Economic, 32, 1999
  197. Human Development Report New York, Oxford: Oxford University Press, 2005
  198. Iacobucci, D. Grayson, K. and Ostrom, A. The Calculus of Service Quality and Customer Satisfaction, Advances in Services Marketing and Management 3: 1−67. 1994
  199. Leon D.A., L. Chenet, V.M. Shkolnikov, S. Zakharov, J. Shapiro, G. Rakhmanova, S. Vassin, and M. McKee Huge Variation in Russian Federation Mortality Rates 1984−1994: Artefact, Alcohol or What? Lancet 350, 1997
  200. Levitt Theodore. Production Line Approach to Service, Harvard Business Review, 50, 1979
  201. Maddison A. Monitoring the World Economy: A Millennial Perspective. Paris: OECD, 2001
  202. McKee M., and A. Britton. A Positive Relationship between Alcohol and Heart Deceases in Eastern Europe: Potential Physiological Mechanism. Journal of the Royal Society of Medicine, 1998
  203. Romelsjo, A. Alcohol Consmuption and Unintentional Injury, Suicide, Violence, Work Performance and Intergenerational Effect. Alcohol and Public Policy. Oxford, New York, Toronto, Tokyo: Oxford University Press, 1995
  204. Russia: A Science and Technology Profile, The British Council, 1999
  205. Shapiro J. Russian Health Care Policy and Russian Health. Russian Political Development. London, Macmillan, 1997
  206. UNDP (United Nations Development Program). 2001. Human Development Report New York, Oxford: Oxford University Press, 2001
  207. United Nations. World Drugs Report 2004. New York: United Nations, 2004
  208. WHO (World Health Organization). Global Status Report: Alcohol Policy. Geneva: World Health Organization, 2004
  209. World Bank. World Development Indicators. Washington, DC: World Bank, 2004
  210. Zeithaml Valerie A., A. Parasuraman and Leonard L. Berry. Delivering Service Quality: Balancing Customer Perceptions and Expectations, New York, Free Press, 1990
Заполнить форму текущей работой