Инновационное развитие промышленных предприятий на основе кластерной организации экономики
Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций, можно определить как инновационный процесс, а период создания, распространения и использования нововведений называют инновационным циклом. Соответственно, по мнению автора, инновационной деятельностью являются все научные, технологические, организационные, финансовые… Читать ещё >
Содержание
- 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИ- 11 ЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
- 1. 1. Оценка потенциала и прогнозирование развития промыш- 11 ленных систем как требование современной экономики
- 1. 2. Анализ понятийного аппарата инновационного развития 30 промышленных предприятий
- 1. 3. Теоретические основы классификации инноваций
- 2. ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ НА 52 МЕЗО-УРОВНЕ
- 2. 1. Кластерная организация экономики
- 2. 2. Выявление экономических тенденций в экономике России 61 на основе многомерного разбиения регионов на кластеры
- 2. 3. Формирование инновационного межрегионального класте
- 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ 89 ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ НА МИКРО-УРОВНЕ
- 3. 1. Государственное стимулирование инновационной деятель- 89 ности промышленных предприятий
- 3. 2. Особенности разработки инновационной стратегии про- 96 мышленного предприятия
- 3. 3. Постановка и формализация задачи оптимизации решений 108 при внедрении инновационных процессов на предприятии (на материалах ОАО «Уфимский лакокрасочный завод»)
- 3. 4. Реализация задачи оптимизации решений при внедрении 112 инновационных процессов на предприятии
Инновационное развитие промышленных предприятий на основе кластерной организации экономики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Научно-технический прогресс, являющийся важнейшим фактором экономического развития, объективно связан с инновационной деятельностью на основе стратегического планирования, включающей в себя все этапы от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления.
Результатом разработки инновационной стратегии является комплекс мер стратегического развития региона, отраслей, корпораций, отдельных конкретных нововведений, выбор наиболее перспективных направлений НИОКР и наиболее эффективных проектов.
Именно инновационная стратегия должна стать первым приоритетом в долгосрочной социально-политической, научно-технической, экологической, оборонной, внешнеэкономической политике, поскольку именно от эффективной инновационной стратегии зависит дальнейшее развитие экономики и производства, определяемое не просто переходом от спада к росту инновационной и инвестиционной активности, а к росту эффективных инвестиций, создающих конкурентоспособное производство, что требует изменения и совершенствования существующего организационно-экономического обеспечения при внедрении результатов инновационной деятельности.
В связи с этим проблема глобальной конкурентоспособности российских предприятий, стоящая достаточно остро, выйдет на первый план. Конкуренция становится все более жесткой, увеличивается количество игроков.
Существует большое количество различных теорий формирования и развития конкурентоспособности, одной из которых является теория кластерного управления экономикой. Эта теория широко используется в развитых странах. Классическими примерами успешных кластеров являются группы компаний в области информационных технологий в Силиконовой долине, телекоммуникаций в Хельсинки, производства кинофильмов в Голливуде. Термин кластер стал популярен среди экономистов с конца 80-х годов. Концепция кластера представляет собой перспективный инструмент для анализа экономики региона, формирующий новый взгляд на роль региональных органов власти, предприятий и других организаций, стремящихся к повышению своей конкурентоспособности.
Таким образом, именно проблема разработки инновационной стратегии региона, совершенствования организационно-экономического и методического обеспечения существующего механизма внедрения инновационных систем приобретают особую актуальность, так как в современных условиях только эффективно функционирующий механизм внедрения инноваций в реальный сектор экономики региона способен обеспечить устойчивость экономического развития отраслей и предприятий, повысить их инвестиционную привлекательность, создав условия для снижения рисков при внедрении инновационных проектов и роста научного и технологического потенциала региона.
Проблемам разработки и формирования инновационной стратегии предприятий и корпораций посвящены работы ряда отечественных и зарубежных ученых, таких как: Д. Белл, Д. Гэлбрейт, П. Друкер, В. Кингстон, Я. Кук, Б. А. Лундвалл, П. Майерс, Ф. Никсон, Б. Твист, Й. Шум-петер, М. Портер, К. Фримен, Ф. Янсен, а также целый ряд российских исследователей: В. Р. Атоян, C.B. Валдайцев, A.B. Гугелев, Г. И. Жиц, П. Н. Завлин, В. Г. Зинов, С. Д. Ильенкова, Е. А. Кандрашина, А. Е. Карлик, Д. И. Кокурин, Н. И. Лапин, Ю. П. Морозов, В. В. Платонов, А. П. Плотников, Е. М. Рогова, Б. Я. Татарских, В. Ю. Тюрина, P.A. Фатхутдинов, Ю. В. Яковец и др.
В то же время отдельные стороны этой проблемы разработаны в методическом и практическом аспекте недостаточно, что в совокупности с высокой значимостью ее решения и определяет актуальность диссертационного исследования.
Целью диссертационной работы является исследование и разработка методических принципов и практических рекомендаций по формированию кластерного анализа, математический аппарат динамического программирования.
Информационной базой исследования послужили материалы государственных органов статистики, нормативно-правовая база по вопросам инновационной деятельности, оперативные и отчетные данные промышленных предприятий, научной литературы, материалы независимых аналитических агентств и центров мониторинга, статьи в научных изданиях.
Научная новизна диссертационной работы состоит в комплексном исследовании и разработке методических принципов и практических рекомендаций по формированию системы инновационного развития промышленных предприятий на основе кластерной организации экономики как основы его устойчивого функционирования.
К основным результатам, определяющим научную новизну диссертационного исследования, относятся:
1) развит терминологический аппарат теории инноваций на основе уточненной системной связи категорий: «открытие», «инновация», «инновационный процесс», «инновационное предпринимательство», «инновационное развитие" — предложена авторская классификация инноваций на основе матрицы потребностей, в которой по вертикали представлены признаки реализации инноваций (в каких областях проводить исследование), а по горизонтали — стадии развития инноваций в рамках их жизненного цикла;
2) разработаны и представлены методические рекомендации по разбиению регионов на экономически однородные группы, что позволит сформулировать основные зависимости между экономическими показателями каждой группы и построить прогноз развития той или иной выделенной совокупности регионов с целью формирования единой межрегиональной инновационной стратегии;
3) разработаны и предложены постановка, формализация и реализация задачи многомерного разбиения регионов на экономические кластеры на основе макроэкономических показателей с использованием математического инновационной стратегии на мезо-и микроуровне промышленности на основе кластерной организации экономики.
Для реализации поставленной цели в диссертации решались следующие задачи, определившие логику исследования: исследование и развитие теоретических основ формирования системы инновационного развития предприятий на мезо-и микроуровне в рамках общей теории систем и системного подходавыявление тенденций и факторов, определяющих инновационность промышленных предприятийразработка методических рекомендаций по формированию инновационных межрегиональных кластеровразработка методических рекомендаций по формированию инновационной политики на мезо-уровне на базе кластерной экономикиразработка методических рекомендаций по управлению инновационным развитием предприятия.
Предметом исследования являются процессы формирования инновационной стратегии на мезо-и микроуровне на основе кластерной организации экономики и опосредствующие их экономические отношения.
Объектом исследования являются инновационно активные промышленные предприятия и регионы Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили труды по экономической теории, институциональной экономике, управлению инновациями, рыночной экономике, теории кластерной организации, отраслевые методические материалы, а также концепции, представленные в трудах современных зарубежных и российских экономистов.
При выполнении диссертационной работы использовался системный подход к исследуемой проблеме. Для достижения цели и решения поставленных задач применялись методы анализа, синтеза, группировки, сравнения, научной абстракции, моделирования, расчетно-аналитические методы, метод аппарата многомерных группировок и кластерного анализа с выявлением структуры промышленности полученных кластеров и тенденций инновационного развития;
4) предложены методические рекомендации оценки зависимости между основным показателем — «валовым региональным продуктом» — и второстепенными показателями («инвестиции в основной капитал» и «численность населения региона»), для чего построена структурная модель, устанавливающая зависимость между моделируемой переменной — показателем валового регионального продукта — и набором экономических показателей с использованием математического аппарата корреляционного анализамодель позволяет определить оптимальное значение основного показателя каждого отдельного региона в группе в зависимости от известных значений второстепенных показателей;
5) разработаны и предложены методические рекомендации по формированию инновационной стратегии предприятия, которая автором определяется как составная часть общей стратегии предприятия, выявлены предпосылки успешности инновационной стратегии, «свобода выбора» которой на микро-уровне ограничивается, во-первых, стратегией кластера, к которому принадлежит предприятие, во-вторых, ранее накопленным опытом инновационной деятельности, результатами использования существующих приемов и методов выбора стратегии в целом и отдельных инновационных проектов;
6) разработаны и предложены методические рекомендации оптимизации решений при внедрении инновационных процессов на базе постановки и формализации задачи динамического программирования формирования программы выпуска инновационных товаров предприятия с различными сценариями исполнения с учетом инновационных рисков с использованием аппарата динамического программирования.
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что теоретические, методические и практические рекомендации, разработанные в диссертации, позволят совершенствовать механизм формирования инновационной стратегии промышленного предприятия в системе инновационного межрегионального кластера.
Основные материалы диссертации были доложены на региональных, российских и международных научно-практических конференциях.
Предложенные автором теоретические положения и практические рекомендации прошли апробацию и реализованы в деятельности промышленных предприятий региона, что подтверждено соответствующими справками о внедрении.
Публикации. Материалы диссертации изложены в 8 работах общим объемом 7,6 п.л., в том числе, автора — 3,08 п.л.- две публикации размещены в журналах, входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий ВАК РФ.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулированы его цель и задачи, предмет и объект исследования, представлена характеристика степени разработанности проблемы, раскрыта методологическая основа исследования, выделены элементы научной новизны и практической значимости диссертационной работы.
В первой главе «Теория и практика организационно-экономического обеспечения инновационного развития промышленных предприятий» рассмотрены проблемы формирования инновационного развития реального сектора, представлены анализ понятийного аппарата инновационного развития промышленных предприятий и теоретические подходы к классификации инноваций, представлена авторская классификация инноваций.
Во второй главе «Методические рекомендации по формированию инновационного развития на мезо-уровне» рассмотрена кластерная организация экономики, представлены выявленные экономические тенденции в экономике России на основе многомерного разбиения регионов на кластеры, а также рекомендации по формированию инновационного межрегионального кластера.
В третьей главе «Методические рекомендации по разработке инновационной стратегии на микро-уровне» разработаны и представлены особенности формирования инновационной стратегии на микро-уровне, а также постановка и формализация задачи оптимизации решений при внедрении инновационных процессов на предприятииреализация задачи оптимизации решений при внедрении инновационных процессов выполнена с использованием аппарата динамического программирования.
В заключении приводятся основные результаты исследования, обосновываются предложения по формированию инновационной стратегии на основе кластерной организации экономики.
Основные результаты диссертационного исследования представлены в следующих положениях.
1. Как показал анализ современного состояния развития экономики в России, страна встала на путь рыночных реформ, и научно-техническая сфера оказалась неготовой к работе в новых условиях. Научно-технические разработки далеко не всегда становятся инновационным продуктом, готовым для производства и эффективной реализации. Объективная причина заключается в методологической неразработанности программно-целевой системы управления инновациями, так как инновационное управление становится самостоятельным видом профессиональной деятельности и связано, прежде всего, с управлением процессом обновления всех элементов функционирования субъектов хозяйствования в рыночной экономике.
Из представленной Росстатом динамики основных социально-экономических показателей страны за 1992;2010 гг., следует, что за указанный период «невидимая рука рынка» нанесла России серьезный ущерб, в частности, в это время фактически утроилась площадь аварийного жилья, произошел резкий спад производства, а также отмечен полутора-двукратный рост заболеваемости. Увеличение добычи нефти и стали при падении общего уровня жизни лишний раз доказывает неэффективность сырьевой модели экономики. Производимая сталь и нефть не востребованы внутри страны, а в основном уходят на экспорт- 40 лет назад (в 1970 г.) доля топливно-энергетических товаров в структуре экспорта СССР составляла 15,7%. Эти товары в структуре российского экспорта в 2010 г. составляли 67,8%. Россия отстает от других развитых стран по потреблению минерально-сырьевых ресурсов на душу населения. Все это подтверждает необходимость формирования инновационно ориентированной экономики.
2. В диссертационной работе автором проведен анализ научно-технической литературы теории и практики инновационного развития промышленных предприятий. Как показал анализ, в середине XX в. сложилось современное понимание предпринимателя как новатора, и задача предпринимателя-новатора заключается в том, чтобы реформировать и революционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле — путем использования новых технологических возможностей для производства принципиально новых товаров или производства старых товаров новыми методами благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции, вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли экономики. Сущностью этого подхода является признание новаторства и новизны вообще как неотъемлемой черты предпринимательства. Автором уточнено понятие инновационного предпринимательства, под которым понимается процесс создания и коммерческого использования нововведений с целью удовлетворения потребностей отдельных личностей и организаций. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. Более того, именно инновационное предпринимательство является основной научно-технического прогресса общества, который развивается либо эволюционно, либо революционно. Соответственно, инновации могут быть эволюционные и революционные.
3. В диссертационной работе проведен анализ понятийного аппарата теории инноваций. Обычно в литературе термины «нововведение» и «инновация» используются как синонимы и между ними не делаются различия. Однако в экономической литературе последних лет, в силу преобладания европейских и американских теорий, ученые отдают предпочтение англоязычному термину «инновация». С термином «инновация» тесно связаны понятия «изобретение» и «открытие». Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, созданные человеком. Под открытием подразумевают процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы. В отличие от инновации, открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне и не преследует целью получить выгоду.
По мнению автора, можно выделить следующие направления теоретических исследований: первое — это инновация в своем развитии (жизненный цикл), когда она меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрениявтороерассмотрение системы управления инновациями.
4. По мнению автора, под инновацией подразумевается не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль, в результате проведения научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. В то же время инновация — это результат комплексного процесса создания, распространения и использования новшеств для удовлетворения определенных потребностей отдельных личностей и организаций, то есть результат инновационного предпринимательства.
Совокупность научно-технических, технологических и организационных изменений, происходящих в процессе реализации инноваций, можно определить как инновационный процесс, а период создания, распространения и использования нововведений называют инновационным циклом. Соответственно, по мнению автора, инновационной деятельностью являются все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия, реально приводящие к осуществлению инноваций или задуманные с этой целью. Некоторые виды инновационной деятельности являются инновационными сами по себе, другие не обладают этим свойством, но тоже необходимы для осуществления инноваций. Инновационная деятельность включает также исследования и разработки, не связанные напрямую с подготовкой какой-либо конкретной инновации.
В зависимости от объекта и предмета исследования инновации можно рассматривать: как процесс (А. Койре, В. Раппопорт, Б. Санта, B.C. Кабаков, Д. М. Гвишиани, В.М.Макаров) — как систему (Н.И. Лапин, Й. Шумпетер) — как изменение (Ф. Валента, Ю. В. Яковец, О. Водачек) — как результат (А. Левин-сон, С. Бешелев).
5. В сферу инновационной деятельности попадают самые разнообразные процессы, происходящие на промышленном предприятии:
— освоение нового продукта или качественное изменение в существующем продукте;
— освоение новых методов производства и распределения (складирования, доставки и реализации) продукта;
— освоение новых рынков сбыта;
— развитие новых источников снабжения сырьем и другими факторами производства;
— развитие новых форм кадровой работы, в том числе способов набора, оценки, движения персонала;
— внедрение новых методов и стандартов управления;
— изменение структур управления;
— реализация новых или измененных стратегических ориентиров компании;
— реализация новых источников (схем) получения финансовых ресурсов;
— реализация новых методов учета и использования финансовых ресурсов;
— реализация новых форм (способов) взаимодействия с «акторами» окружения — поставщиками, потребителями, конкурентами, собственниками, местными властями, государственными органами, прочими центрами влияния.
Объединение всех вышеперечисленных процессов, по мнению автора, представляет собой инновационное развитие фирмы.
6. В диссертационной работе проведен анализ существующих форм классификации инноваций. Три наиболее популярные типологии, разработанные в последние 20 лет, базируются на различении: административных и технологических инновацийпродуктовых и процессных инновацийрадикальных или инкрементальных инноваций.
Исследователи также часто различают радикальные и инкрементальные инновации. Эдвард Де Боно предложил термин «латеральное мышление» — в противоположность «вертикальному», или логическому. С этой позиции, целесообразно введение понятия «латеральной инновации». В отличие от рассмотренных выше радикальных инноваций, которые провоцируют видимые изменения сложившихся практик вследствие фундаментальных изменений в деятельности организации, латеральные инновации, во-первых, принципиально меняют и предопределяют миссию фирмыво-вторых, латеральные инновации носят скорее креативный и творческий характер, чем строго научный.
7. Учитывая комплексный характер инновационной деятельности, анализ должен охватывать все стороны и аспекты внедрения и функционирования новшеств. На основе обобщения и систематизации результатов исследований ученых-экономистов целесообразно рассмотреть единую схему классификационных признаков в следующей последовательности критериев классификации прогрессивных нововведений и соответствующие им виды инноваций. В то же время, следует отметить, что цель любых инновацийудовлетворение тех или иных потребностей. Потребность — это ключевое понятие рыночной идеологии, и именно данную категорию автор использует в предлагаемой классификации инноваций, где в качестве классификационных признаков выделены: иерархия потребностей, временные параметры, принцип удовлетворения потребностей, четкость перевода в характеристики, степень удовлетворенности, природа возникновения, сложившееся общественное мнение, глубина проникновения в общественное сознание, широта проникновения в различные сферы жизни.
Классификация показывает, в каких областях проводить исследования, чтобы в конечном итоге удовлетворить потребности личности и/или организаций.
8. В мировой практике существуют различные способы активизации и совершенствования инновационной среды региона. К ним можно отнести формирование в регионе развитой инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы, региональные инновационные фонды), создание сети трансфера технологий (пропаганда результатов инновационной деятельности и распространение инноваций с привлечением торгово-промышленных палат за пределами регионов), прямую и косвенную финансовую поддержку инновационных проектов, а также кластерный подход в реализации инновационной политики. По мнению автора, последний из перечисленных способов совершенствования инновационного климата региона заслуживает особого внимания.
9. Как показали проведенные в диссертационной работе исследования, региональные экономики, в которых отсутствуют кластеры, не конкурентоспособны на глобальном рынке в долгосрочной перспективе. На их территориях могут располагаться значительные природные ресурсы и принадлежащие крупным корпорациям основные фонды. Но это не повышает влияние лишенных современных кластеров регионов на глобальные обмены людьми, технологиями, информацией, финансами. Сами корпорации оказываются крупнее регионов, они имеют шанс преобразоваться в транснациональные и утвердиться в глобальном рынке, а регионы с описанной выше структурой высокого места в геоэкономической иерархии никогда не займут, оставаясь источником сырья, рабочей силы, площадкой для размещения производственных мощностей.
М. Портер определяет кластер как «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу.
Кластерная экономика, по мнению автора, характеризуется тем, что центральное внимание уделяется укреплению сетей взаимосвязей между экономическими субъектами — участниками кластера, в целях упрощения доступа к новым технологиям, распределению рисков в различных формах совместной экономической деятельности, в том числе, совместного выхода на внешние рынки, организации совместных НИОКР, совместного использования знаний и основных фондов, ускорения процессов обучения за счет концентрации и физических контактов специалистов мирового уровня, снижения транзакционных издержек в различных областях за счет увеличения доверия между участниками кластера.
10. Для общей характеристики происходящих в стране экономических процессов используют различные классификации регионов. Традиционным разбиением совокупности регионов России является их группировка по территориальному признаку. Регионы, входящие в каждую группу (округ), приближены территориально, но с точки зрения исследования экономических тенденций в Российской Федерации, данные группы не представляют собой однородные образования. Наиболее близка к однородности по ВРП только группа, обозначенная как Приволжский федеральный округ, хотя значение коэффициента вариации по данной группе также не удовлетворяет нормативному значению.
В диссертационной работе представлены методические рекомендации по разбиению регионов на экономически однородные группы, что позволит сформулировать основные зависимости между экономическими показателями каждой группы и построить прогноз развития той или иной выделенной совокупности регионов с целью формирования единой межрегиональной инновационной стратегии. Одним из возможных способов решения указанной задачи является использование многомерных группировок. В данной работе использовалась методика, предложенная Г. С. Кильдишевым и Ю.И. Аболен-цевым.
Сущность проверки однородности m-мерной статистической совокупности заключается в том, что вначале статистические данные ранжируются по основному признаку, являющемуся наиболее значимым для определенной классификации по множеству m признаков. Прочие (ш-1) признаков будем называть второстепенными. В нашем случае в качестве основного признака использовался расчетный показатель «ВРП на душу населения», обозначенный далее через X]. Первым второстепенным признаком был выбран показатель «Численность населения, чел.». Данный показатель обозначим х2. В качестве второго второстепенного признака группировки, обозначенного через х3, использовалась «Объем инвестиций в основной капитал, млн. руб.». В результате данной процедуры получены однородные группы по выделенным экономическим критериям.
11. В диссертационной работе рассмотрена зависимость между основным показателем валового регионального продукта и второстепенными показателями, для чего построена структурная модель, представляющую собой стохастическое уравнение, которое устанавливает зависимость между моделируемой переменной — показателем валового регионального продукта — и некоторым набором экономических показателей.
Для определения влияния второстепенных показателей на основной показатель валового регионального продукта в данной работе проведен корреляционный анализ. Для расчета частных показателей корреляции использованы статистические функции 111 111 Excel, а именно блок функций «Анализ данных». По результатам видно, что наибольшее влияние на результирующий показатель валового регионального продукта оказывает показатель Х2 -объем инвестиций в основной капитал. Влияние показателя «численность населения» на показатель валового регионального продукта определяется значением частного коэффициента корреляции, равным 0,465, что характеризует недостаточно сильную связь между представленными показателями.
Таким образом, приведенные результаты свидетельствуют о наибольшем влиянии на результирующий показатель валового регионального продукта именно показателя инвестиций в основной капитал по исследуемой группе регионов.
12. Рассмотренная в работе структурная модель для группы регионов РФ дает возможность определить оптимальное значение основного показателя, то есть значение валового регионального продукта каждого отдельного региона в группе в зависимости от известных значений второстепенных показателей: инвестиций в основной капитал и численности региона.
Таким образом, реализованная нами процедура разбиения неоднородной совокупности регионов РФ по ряду экономических признаков на однородные группы и дальнейшее определение корреляционно-регрессионной зависимости между исследуемыми показателями позволяет:
1) идентифицировать каждый из регионов в качестве составляющего звена какой-либо группы в зависимости от обозначенных нами критериев, а следовательно, от уровня экономического развития данного региона;
2) обосновать принадлежность того или иного региона к одной из групп;
3) определить взаимосвязь между основным признаком и второстепенными признаками, то есть определить вид корреляционно-регрессионной зависимости;
4) определить статистические характеристики построенной модели, ее полноту и адекватность экономической ситуации в регионах каждой группы;
5) определить оптимальные значения основного показателя для каждого региона в составе определенной группы;
6) определить направление экономического развития для каждого региона;
7) построить прогноз результирующего экономического показателя, учитывая прогнозы частных показателей модели.
13. Анализ группировки регионов привел к необходимости оценки потенциала экономического развития регионов с целью выявления общих закономерностей развития, а не только похожих макроэкономических показателей. Потенциал экономического развития региона (по методике Родионовой Л. Н., Свинцовой А.П.) определялся исходя из выделения трех групп показателей: общеэкономическиепроизводственныеэкономической инфраструктуры. В каждую из этих групп может быть включено довольно большое количество показателей. Однако ввиду индивидуальности каждого региона не обязательно использовать все показатели. Так, группу производственных критериев можно разбить на подгруппы: критерии, которые характеризуют развитие сельского хозяйства в регионекритерии, которые характеризуют развитие добывающей промышленности в регионекритерии, которые характеризуют развитие обрабатывающей промышленности в регионекритерии, которые характеризуют общее развитие региона.
Однородность макроэкономических показателей, скорректированная на показатели специализации региона, может служить основной для выбора стратегии развития регионовно не 80 стратегий — при такой раздробленности и дефиците ресурсов все проекты и грандиозные планы обречены на провал, — а позволит разработать около 10 контурных инновационных стратегий с консолидацией ресурсов для ведения совместных научно-исследовательских работ, подготовки кадров, освоения новой конкурентоспособной продукции и продвижения ее на зарубежный рынок.
14. В инновационных подходах природным богатствам, в том числе углеводородам, которые ныне приобрели, чуть ли не ключевую значимость, в долгосрочном плане не придается решающего значения. Под влиянием процессов глобализации на передний план выходят знания, информационные ресурсы, способность стран преодолевать инерцию и двигаться по пути, по которому идет передовая часть мира. Для инновационной перестройки в бедных странах нужны политическая воля, приход к управлению нового поколения кадров, адекватных по своему качественному составу требованиям инновационной эпохи.
Данная стратегия для регионов группы ББ должна содержать основные направления инновационной политики вплоть до 2020 года: развитие базы знаний для разработки инновацийразвитие инновационного предпринимательствагосударственные вклады в инновационную сферуразвитие людей в инновационной среде. Руководство регионов совместно с представителями ключевых отраслей экономики должно приступить к составлению новой стратегической программы их развития. К числу данных отраслей в регионах, составляющих группу ББ, относятся: машиностроение, 1 Т, лесная и деревообрабатывающая промышленность, топливно-энергетическая промышленность. На предприятиях данных отраслей трудятся более 60% населения, и на их долю приходится свыше 80% инвестиций, осуществляемых промышленностью в целом.
15. Разработка инновационной стратегии на микро-уровне начинается с определения самой инновации, ее цели, формы, функций и конечного эффекта. Далее необходимо определение инструментов, с помощью которых инновация будет реализовываться. Как известно из работ ведущих ученых в области инноваций, для понимания того, какой может быть оптимальная для той или иной компании инновационная стратегия, необходимо изучение рыночной позиции компании, ее сильных и слабых сторон, а также конкурентных преимуществ производимых/реализуемых ею продуктов и/или услуг. Для этого могут быть использованы как общеизвестные, так и разработанные методики анализа и диагностики компании.
Автором дополнено, что в ходе этого и последующих этапов будут решены следующие задачи:
— выявление конкурентных преимуществ компании;
— выявление особенностей, на которых может быть основана инновационная стратегия фирмы;
— выявление степени и формы влияния внешних факторов на реализацию инновационнойстратегии, а также прогнозирование возможных изменений этих факторов и их последствий;
— определение преимуществ конкурентов и имеющихся у них инновационных разработок;
— изучение конкурентных стратегий в области развития и инноваций, а также определяющих их особенностей рынка.
Непосредственно выбор и моделирование стратегии осуществляется на основе полученных данных. Вместе с этим очень важно оценить и уровень риска при выборе и реализации той или иной стратегии.
В рамках общей стратегии организации можно выделить ее составляющие, одной из которых является инновационная стратегия. Логично определить инновационную стратегию как ключевое звено в организационной стратегии, не умаляя при этом роль и значение других ее элементов. По мнению автора, инновационная стратегия как составная часть общей стратегии предприятия представляет собой целенаправленную деятельность по определению приоритетов перспективного развития предприятия и их достижению, в результате которой обеспечивается новое качество производства и управления. Она реализуется посредством прогрессивных нестандартных обоснованных управленческих решений, принимаемых с учетом специфики работы организации.
16. В работе рассмотрены основные виды инновационной стратегии: адаптационный, оборонительный, пассивный, творческий, наступательный, активный. Конкретный тип инновационной стратегии в отношении новой продукции зависит от ряда факторов, важнейшими из которых считаются технологические возможности и конкурентная позиция организации.
Технологические возможности определяются внутренними и внешними характеристиками инновационной деятельности. К внутренним относятся ранее сформировавшийся научный и технико-технологический потенциал, элементами которого являются кадры, портфель патентов. Примеры внешнего проявления технологических возможностей организации — наличие и масштаб распространения лицензий, формы и характер взаимоотношений с поставщиками, потребителями.
17. Автором выявлены предпосылки успешности инновационной стратегии, а именно: конкретные условия, в которых она разрабатывается и реализуется, состояние научно-исследовательского сектора, производственных процессов, маркетинга, инвестиционной деятельности, стратегического планирования и их взаимосвязь как основных производственных элементов, общая стратегия организации, организационная структура управления. Практика показывает, что наиболее важными факторами эффективности инновационной стратегии являются:
— весь накопленный опыт и потенциал, дифференцированные и специфические компетенции, которые определяют направления и масштабы возможных и потенциально эффективных нововведений;
— гибкие организационные формы, позволяющие сочетать децентрализацию управления, необходимую для эффективного освоения нововведений, и централизацию, необходимую для применения коллективных технологий и постоянного пересмотра организации и функций соответствующих подразделений;
— процессы обучения, обеспечивающие накопление специфических компетенций в результате опыта, анализа внешних факторов и явлений, ассимиляции новых технологий, методов производства и управления;
— методы размещения ресурсов, отвечающие потребностям прибыльных капитальных вложений в данный момент, и создание возможностей для таковых в будущем.
18. В то же время предприятия не свободны в выборе инновационной стратегии в прямом смысле. Их «свобода выбора» ограничивается, во-первых, стратегией кластера, к которому принадлежит предприятие, во-вторых, ранее накопленным опытом инновационной деятельности, результатами использования существующих приемов и методов выбора стратегии в целом и отдельных инновационных проектов, профессионализмом менеджеров, отвечающих за принятие решений в инновационном менеджменте, потребителями и возможностями практического применения результатов предполагаемых проектов.
Поэтому для реализации целей инновационной стратегии необходима специализированная организация, способная интегрировать и координировать деятельность функциональных и производственных подразделений в инновационном процессе. Следует также проводить постоянный анализ адекватности и целесообразности существующей структуры рынков, функций, задач, квалификационного уровня персонала в конкретной хозяйственной ситуации, что очень важно для выработки реальных долгосрочных перспектив развития организации.
19. Автором разработаны и предложены методические рекомендации оптимизации решений при внедрении инновационных процессов на базе постановки и формализации задачи динамического программирования. Задача состоит в том, чтобы в рамках трех сценариев изменения объема продаж (оптимистичного, вероятного и пессимистичного) разработать программы реализации инноваций, учитывающие следующие условия: в течение года наблюдаются сезонные колебания спроса на товарыреализация инновационных товаров возможна через месяц после осуществления необходимых инвестицийвозможны отклонения размера спроса на товары. В целях расширения рынков сбыта продукции, увеличения объемов продаж и прибыли планируется осуществление инновационной деятельности по направлению продуктовых инноваций.
Для запуска в производство новых товаров необходимо осуществить первоначальные инвестиции в оборудование и оборотные средстварассмотрена программа внедрения инноваций на три года. Задача является динамической задачей оптимального распределения ресурсов и решается методом динамического программирования. В случае, когда количество товарных позиций слишком велико (17 позиций) и период разработки программы составляет длительный период (52 месяца), применение данного метода не представляется возможным. Задача в данном случае реализуется как статическая задача оптимального распределения ресурсов на каждом на гом шаге, / = 1 ,.М. Конечная цель реализации поставленной задачи состоит в выработке оптимального управленческого решения при внедрении инноваций.
Представленные рекомендации позволяют рассматривать вероятностные варианты инновационного развития предприятия с соответствующим распределением ресурсов.
Заключение
.
Список литературы
- Акулич М.В., Соловей H.A. Реализация кластерного и дискрими-нантного анализа в целях маркетинга //Труды БГТУ. Серия «Экономика и управление». — Минск, 2000. Вып. VIII. С. 179−185.
- Акулич М.В. Исследование рынков в практике международного бизнеса (ресурс Интернет).
- Богомолова Н.В., Кураева O.A., Ларин С. Н. Определение эффективности функционирования промышленных кластеров в экономике региона. Интернет-ресурс.
- Быкова A.A. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе //Корпоративный менеджмент. 2002. — № 3. — С. 14.
- Бычков В. Инновации: туда ли мы идем? Интернет-ресурс: www. e-xecutive.ru/community/articles/1 304 854/.
- Волков И.М., Грачева М. В. Проектный анализ: учебник для вузов-М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.- 423 с.
- Велесько Е.И., Логинов П. П. Экономико-математическое обоснование общей задачи стратегического управления на предприятии //Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — № 5. — С. 27.
- Вернер Беренс, Питер М. Хавранек. Промышленные технико-экономические исследования. Руководство по оценке эффективности инвестиций. Изд. доп. и перераб. / UNIDO. Пер. АОЗТ Интерэксперт. — М., 1995.
- Водачек Л., Водачкова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. -М.: Экономика, 1989.
- Валдайцев C.B. Управление инновационным бизнесом. М.: Юнити-Дана, 2001.
- Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. М.: Издательство «Финпресс», 1999. — 656 с.
- Голубков Е.П., Голубкова E.H., Секерин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения М.: Экономика, 1993- 222 с.
- Гончарова Н.П., Перерва П. Г. и др. Маркетинг инновационного процесса: Учебное пособие К.: 1998 — 267 с.
- Гранатуров В.М. Проблемы оценки и учета экономического риска при принятии рыночных решений //Маркетинг в России и за рубежом. 1998. -№ 6.- С 31−36.
- Грик Я.Н. Ресурсный подход к построению бизнес-процессов и коммерциализации разработок //Инновации. 2004. — № 7. — С. 85.
- Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий. М.: ТЕИС, 2003.
- Гуськов В.В., Жиц Г.И. Стратегия инновационного развития предприятия: рыночный и ресурсный подходы //Инновации. 2003. — № 6.
- Горшков В.В., Кретова Е. А. Инновационные риски. СПб., 1996.
- Гранатуров В.М. Экономический риск: сущность, методы измерения, пути снижения: учебное пособие. М.: Дело и сервис, 1999. — С.8.
- Говоров К. Подведены итоги деградации России за 16 лет Интернет-ресурс. 13.04.2010.
- Дубров A.M., Лагоша Б. А., Хрусталев Е. Ю. Моделирование рисковых ситуаций в экономике и бизнесе: Учебное пособие /Под ред. Б.А. Лаго-ши.-М.: Финансы и статистика, 2000 176 с.
- Дементьев В. Активизация структурно-инвестиционной политики и ФПГ //Экономист. 2006. — № 9. — С. 44−51.
- Дракер П.Ф. Инновации и предпринимательство. М.: 1992.
- Дракер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы /Пер. с англ. -М.: Бук Чембер интернэшн, 1992.
- Делягин М. Возмездие на пороге. Революция в России: когда, как и зачем. М.: Новости, 2007. — 446 с.
- Дмитриевский А.Н. Фундаментальный базис инновационных технологий нефтяной и газовой промышленности (2010). Интернет-ресурс.
- Дранев Я.Н. Кластерный подход к экономическому развитию территорий. В кн.: Практика экономического развития территорий: опыт ЕС и России. М.: Сканрус, 2001.
- Дистанционный консалтинг- Интернет ресурс: www. dist-cons.ru/modules/innova/sectionl.html
- Ендовицкий Д.А., Коменденко С. Н. Организация анализа и контроля инновационной деятельности хозяйствующего субъекта /Под ред. Л. Т. Гиляровской. М.: Финансы и статистика, 2004.
- Зинов В. Г. Управление интеллектуальной собственностью. АНХ, Центр коммерциализации технологий. М.: Монолит. 2002.
- Законодательное обеспечение инновационного развития экономики. Москва, Государственная Дума ФС РФ 31 марта 2008. — www.innosys.spb.ru.
- Инновационный менеджмент: Справочное пособие / под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. Изд. 2-е, перераб. и доп.- М., ЦИСН, 1998.-568 с.
- Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Ильенкова С. Д., Гохберг Л. М., Ягудин С. Ю. и др.- Под ред. Ильенковой С. Д. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. — 327 с.
- Инновации в условиях реформ /Под ред. Е. В. Марченко. М.: Наука, 2008.
- Инновации в постсоветской промышленности /Под ред. В.И. Ка-балиной. -М., 2001.
- Инновации: теория, механизм, государственное регулирование. Учебное пособие / Под ред. Ю. В. Яковца. М.: Изд-во РАГС, 2000.
- Инновационный менеджмент. Учебное пособие /Под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. СПб.: Наука, 2000.
- Ишханов A.B. Выявление экономических тенденций в мировой экономике на основе многомерного разбиения стран на кластеры. //Финансы и кредит. 2002. — № 3.
- Кандрашина Е.А. Организационные структуры инновационной деятельности //Современная российская экономика (проблемы и перспективы): Сборник научных трудов. Часть VIII /Под ред. д.э.н., проф. А.Е. Карлика-СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.- 139 с.
- Концепция государственной политики Российской Федерации на 2006−2010 годы. Москва, 2006.
- Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент М.: Финансы и статистика, 2001. — 768 с.
- Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент / Пер. с англ. под ред. O.A. Третьяк, JI.A. Волковой, Ю. Н. Каптуревского. СПб: Издательство «Питер», 2008. — 896 е.: ил.
- Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой.- М.: Прогресс, 2005. 736 с.
- Козырев А.Н., Макаров B.JI. Оценка стоимости нематериальных активов и интеллектуальной собственности. М.: РИЦ ГШ ВС РФ, 2003.
- Ковалев Г. Д. Основы инновационного менеджмента. М., 2006.
- Коробейников О.П., Трифилова A.A. Формирование стратегии инновационного развития промышленных предприятий //Наука и промышленность России. 2002. — № 10. — С. 18.
- Киселев С.И. Передача технологии в развивающемся мире //Патенты и лицензии. 1995. — № 1,2,5.
- Катков В.В. Двуединый процесс повышения конкурентоспособности организации //Инновации. 2002. № 7.
- Котлер Ф. Новые маркетинговые технологии. Методики создания гениальных идей. СПб.: Издательский дом «Нева», 2004.
- Кильдишев Г. С., Аболенцев Ю. И. Многомерные группировки. -М.: Статистика, 1978 г.
- Ковалев В. В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: «Финансы и статистика», 2000. — 144с.
- Кофман А. Введение в теорию нечетких множеств: Пер. с франц.- М.: Радио и связь, 1982. 432 с.
- Козырев А.Н. Оценка интеллектуальной собственности. М.:1997.
- Кашапов В.О., Зинланд Д. А. Риск и неопределенность в деятельности предприятия //Экономическое развитие регионов: Сборник научных трудов. Часть 5. /Под общ. ред. проф. JI.H. Родионовой и проф. С. Т. Пашина.- Уфа: Изд-во «Диалог», 2008. 234 с.
- Евгений Козловский: Забота о будущих поколениях должна пройти через закон «О недрах» красной, чертой. Интернет-ресурс: www.nakanune.m/articles/evgenijjkozlovskijjzabotaobudushhix
- Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998−2000 годы", одобренной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832.
- Княгинин В. Н, Щедровицкий П. Г. Промышленная политика России- кто оплатит издержки глобализации.- Интернет-ресурс.
- Лапин Н.И., Пригожин А. И., Сазонов Б. В., Толстов В. Е. Нововведения в организациях. Препринт.- М.: ВНИИСИ, 1984.
- Литвинов Ф.И. Оценка рисков в предпринимательской деятельности //Маркетинг в России и за рубежом. 1998.- № 4 — С. 12−15.
- Леонтьев Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. М.: Издательский центр «Акционер», 2002.
- Лужанский Б.Е. Оценка стоимости научно-технической продукции и имитационное моделирование инновационного бизнес-процесса (бизнеса) //Вопросы оценки. 2002. — № 2. — С. 18.
- Леонтьев Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. М.: Издательский центр «Акционер», 2002.
- Лапин Н.И. Социальные аспекты управления нововведениями. -Таллин, 1981.
- Медынский В.Г., Скамай Л. Г. Инновационное предпринимательство: Учебное пособие для вузов. М.: Юнити-Дана, 2002.
- Мамаджанов Х.А., Аббасова Н. Б., Махкамова М. Жизненный цикл инновации и потери стоимости интеллектуальной собственности //Вопросы оценки. 2002. — № 2.
- Малинецкий Г. Г. Экспертиза главная функция современной российской науки. //Российский химический журнал. — 2007. — t.LI. — № 3. — С.24−40.
- Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: Учеб. пособие /Под ред. П. Н. Завлина и др. М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2000.- 475 с.
- Одинцов C.B. Место и роль интеллектуального капитала предприятия в современном мире //Наука и промышленность России. 2002. № 10.
- Официальный сайт Национального Научного Фонда www.ncf.net
- Официальный сайт Швейцарского Международного институтаразвития менеджмента www.imd.ch
- Официальный сайт центра исследований и статистики науки www.csrs.ru
- Официальный сайт Госкомстата РФ
- Официальный сайт Роспатента.
- Основные направления деятельности комитета ТПП РФ по научно-техническим инновациям и высоким технологиям на 2006−2008 годы.78. Oslo manual-2005.79.0фициальный сайт Швейцарского Международного института развития менеджмента www.imd.ch
- Портер М.Э. Конкуренция. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001.
- Инновационные методы управления промышленными предприятиями и организациями на основе международных стандартов / Под ред. В. В. Окрепилова. Часть 1. СПб, Легаси, 2009.
- Родионова Л.Н., Свинцова А. П., Кантор О. Г. Оценка потенциала экономического развития региона (на материалах ЯНАО). //Экономика и управление. Сб. науч. трудов. Часть 4. /Под ред. д-ра экон. наук, проф. А. Е. Карлика.- СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. 217 с.
- Родионова Л.Н., Гильфанов Л. Ф. Кластерные модели для формирования инновационного развития регионов //Экономические науки. 2010. -№ 2.
- Родионова Л.Н., Шушакова А. Г., Гильфанов Л. Ф. Определение тенденций развития экономики России на основе многомерного разбиения регионов на кластеры //Нефтегазовое дело. 2006. — Т.4. — № 2. — 350 е.- С.304−312.
- Родионова Л.Н., Пашин С. Т. и др. Управление инновациями: экономические аспекты. Уфа: ГУП РБ «Уфимский полиграфкомбинат», 2009. — с. 282.
- Репин В.В., Елиферов В. Г. Процессный подход к управлению: моделирование бизнес-процессов. М.: РИА «Стандарты и качество», 2004.
- Ресурсы инноваций: организационный, финансовый, административный: Учеб. пособие для вузов /Под ред. И. П. Николаевой. М.: Юнити-Дана, 2003.
- Родионова Л.Н. Надежность финансово-промышленных систем. -Уфа: Изд-во Фонда содействия развитию научных исследований, 1997. 260 с.
- Родионова Л.Н., Хакимова Ю. Р., Кантор О. Г. Оценка конкурентоспособности продукции. Методические рекомендации. Уфа: Изд-во УГ-НТУ, 1999. — 48 с.
- Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей «ИНФРА-М»).
- Сухов C.B. Системный подход к управлению коммерческим предприятием //Менеджмент в России и за рубежом. 2008. — № 6. — С. 16.
- Санта Б. Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1990.
- Славец А. Значение «новой экономики» в постсоциалистических странах: структурный и региональный аспекты //Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 4.
- Соболь И.М., Статников Р. Б. Выбор оптимальных параметров в задачах со многими критериями. М.: Наука, 1981.
- Сборник «Современная национальная промышленность политика России. Механизмы инновационного развития» Комитета РСПП по промышленной политике и регулированию естественных монополий.
- Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций /Сост. и общ. ред. Н. М. Фонштейн.- М.: АНХ, 1999.- 296 с.
- Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями: Сокр. пер. с англ. /Авт. предисл. и науч. ред. К. Ф. Пузыня. М.: Экономика, 1989.-271 с.
- Трифилова A.A. Анализ инновационного потенциала предприятия //Менеджмент в России и зарубежом. 2002. — № 8. — С.28.
- Управление организацией /Под ред. А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, H.A. Саломатина. —М.: ИФРА-М, 1999.
- Фатхутдинов P.A. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 1998 — 600 с.
- ЮЗ.Уханов В. А., Черенков В. И. Международный маркетинговый аудит инновационных проектов //Инновации. 2003. — № 3.
- Фундаментальные проблемы пространственного развития макрорегиона при переходе к инновационной экономике (на примере Северо-Запада России) / Под ред. В. В. Окрепилова. СПб.: Наука, 2010. -595 с.
- Фридлянов В., Некрасов Р., Остапюк С. Инновации как фактор экономического роста //Общество и экономика. 1999. № 7/8.
- Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе/Пер. с англ. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997.
- Цены и ценообразование. Под ред. В. Е. Есипова: Учебник для вузов. 3-е изд. СПб: Издательство «Питер», 1999. — 464 с.
- Чайковская Н.В. Дисциплина инновационного рынка: формирование и эффективность. М.: Луч, 1995.
- Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., Прогресс, 1982.
- Шевченко С.Е. Инновационное развитие и конкурентоспособность: методология обоснования стратегических решений. СПб., 1996
- Эдвинсон JL, Мэлоун М. Интеллектуальный капитал. Определение истинной стоимости компании. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. -М.: Академия, 1999.
- Thomas Andersson, Sylvia Schwaag-Serger, Jens Sorvik, Emily Wise Hansson (2004) «The Cluster Policies Whitebook», IKED.
- Porter, M. E. (1990) «The Competitive Advantage of Nations», London: Macmillan.
- Schmitz, H. (1992) «On the clustering of small firms», in: IDS Bulletin, vol. 23, No 3, July.
- Swann, G.M.P. and Prevezer, M. (1996) «A Comparison of the Dynamics of Industrial Clustering in Computing and Biotechnology», Research Policy 25, pp. 1139−1157.
- Enright, M. (1996) «Regional Clusters and Economic Development: A Research Agenda», in Staber, U., Schaefer, N, and Sharma, В., (Eds.) «Business Networks-
- Prospects for Regional Development, Berlin»: Walter de Gruyter, pp. 190−213.
- Rosenfeld, S.A. (1997) «Bringing Business Clusters into the Mainstream of Economic Development», European Planning Studies, 5,1, pp. 3−23.
- Porter, M. E. (1998) «On Competition», Harvard Business School Press.
- Feser, E.J. (1998) «Old and New Theories of Industry Clusters», in Steiner, M. 1998.
- Clusters and Regional Specialisation: On Geography, Technology and Networks», London: Pion, pp. 18−40.
- Swann, G.M.P., Prevezer, M. and Stout, D. (Eds) (1998) «The Dynamics of Industrial Clustering: International Comparisons in Computing and Biotechnology», Oxford: Oxford University Press.
- Eisner, W. (1998) «An industrial policy agenda 2000 and beyond: Experience, Theory and Policy.» Bremen Contributions to Institutional and Social-Economics (Eds.) Biesecker, A./ Eisner, W./ Grenzdorffer, K., No 34.
- Steiner, M. and Hartmann, C, (1998) «Learning with Clusters: A case study from Upper Styria.» In: Steiner, M. (ed.): «Clusters and regional specialization On geography, Technology and networks», European research in regional science, 8, pp. (211−225).
- Roelandt. T. and den Hertog, P. (1999) «Cluster Analysis and Cluster-Based Policy Making in OECD Countries: An Introduction to the Theme», Ch lin OECD (1999) «Boosting Innovation: The Cluster Approach», Paris: OECD, pp. 923.
- Bergm.an, E. M, and Feser. E, J.(1999) «Industrial and Regional Clusters: Concepts and Comparative Applications», Regional Research Institute, WVU.
- Egan, T. (2000) «Toronto Competes: An Assessment of Toronto’s Global Competitiveness», Economic Development Office, Toronto.
- Van den Berg, L., Braun, E. and van Winden, W. (2001) «Growth Clusters in European Cities: An Integral Approach», Urban Studies, 38, 1, pp. 186−206.