Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Конкурентоспособность образовательных услуг учреждений среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наукой и практикой доказано, что одним из эффективных методов решения подобной совокупности задач, направленных на достижение определенного конечного результата является комплексный подход, при котором достигается упорядоченность отдельных направлений и этапов работ по логической схеме: цели — направления — способы — средства. В практическом виде такой подход выражается в разработке и реализации… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы образовательных 10 услуг среднего профессионального образования
    • 1. 1. Социально-экономическое содержание образовательной 10 услуги
    • 1. 2. Образовательные услуги профессионального образова- 27 ния в условиях рыночной экономики
    • 1. 3. Специфика образовательных услуг в среднем профессиональном образовании
  • Глава 2. Конкурентоспособность образовательных услуг в среднем профессиональном образовании
    • 2. 1. Основные характеристики понятия конкурентоспособ- 53 ности образовательных услуг учреждений профессионального’образования
    • 2. 2. Современное состояние конкурентной среды образова- 71 тельных услуг учреждений среднего профессионального образования
  • Глава 3. Обеспечение конкурентоспособности образовательных 95 услуг среднего профессионального образования
    • 3. 1. Качество образовательной услуги как основной фактор 95 конкурентоспособности
    • 3. 2. Маркетинг как инструмент обеспечения конкурентоспо- 116 собности образовательных услуг
    • 3. 3. Механизм обеспечения конкурентоспособности образо- 131 вательных услуг учреждений среднего профессионального образования

Конкурентоспособность образовательных услуг учреждений среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Перемены в экономической жизни России затронули все области жизнедеятельности общества и привели к росту масштабов сферы услуг, в том числе услуг Образования. Рыночные отношения обусловили динамичный процесс приобретения образованием рыночной атрибутики: развитие предложения образовательных услуг осуществляется одновременно с ростом их востребованности, во многих случаях, особенно в платном секторе, превышая спрос.

Однако, если рыночные механизмы достаточно активно' и продолжительное время применяются в сфере производства, то образование и рынок еще недавно воспринимались общественным мнением как несовместимые понятия. Сегодня, положение меняется: высокие темпы коммерциализации предоставления услуг профессионального образования, в том числе среднего профессионального, воздействие рынка на деятельность учебных заведений, появление новых форм оказания образовательных услуг обусловили возникновение конкурентной борьбы в этой области. В связи с этим динамика внешней среды диктует образовательным учреждениям необходимость постоянного развития всех аспектов деятельности, совершенствования организационно-экономического механизма функционирования, использования научного управления и маркетингового подхода.

Все это требует теоретико-методологического обоснования современных методов и приемов, позволяющих осознать и сформулировать сущность образовательных услуг, их конкурентоспособностиобозначить рамки понимания рынка образовательных услуг, что, в свою очередь, позволит учреждениям среднего профессионального образования (СПО) компетентно действовать в конкурентной борьбе за потребителя, позиционировать учреждения в системе профессионального образования и оценить эффективность их деятельности.

С учетом вышесказанного, тема диссертационного исследования представляется актуальной и значимой как с теоретико-методологической, так и с практической точек зрения.

Разработанность темы исследования.

Рассмотрение отдельных аспектов теоретико-методологических и методических вопросов деятельности системы профессионального образования проведено в работах отечественных ученых A.M. Бабича, Н. Н. Бородина, Е. Б. Карпова и др.

Значительный вклад в изучении сущности рыночной организации сферы образовательных услуг внесли А. А. Воронин, В. М. Демин, Е. Н. Жильцоз,.

B.П. Иваницкий, Р. С. Фатхутдинов, Л. И. Якобсон, Г. Беккер и др.

Проблемы реализации спроса на образовательные услуги исследовались в работах В. А. Лазарева, А. Н. Панкрухина, Е. В. Песоцкой, В. В. Чекмарева, Э. С. Саваса и др.

Вопросы маркетинга, менеджмента, конкурентоспособности образовательных услуг являлись предметом исследования Г. В. Астратовой, Г. Г. Аз-гальдова, А. Д. Выварца, Г. Е. Гермаидзе, А. В. Зырянова, А. С. Леоновича,.

C.И. Мамонтова, Н. И. Моисеевой, В. И. Набокова, В. Б. Полуянова, И.В. Разо-рвина, М. Портера, Д. Эванса и др.

Вопросы экономики и качества образовательных услуг в системе среднего профессионального образования представлены в трудах П.Ф. Анисимо-ва, В. А. Антропова, В. М. Зуева, В. Е. Сосонко, Н. А. Хроменкова, В. П. Щетинина и др.

Высоко оценивая вклад отечественных, зарубежных ученых и полученные ими научные, методологические и практические результаты, необходимо отметить, что к настоящему времени состояние и степень разработанности проблем обеспечения конкурентоспособности образовательных услуг не в полной мере соответствуют требованиям современного уровня развития экономической науки и практики деятельности в системе профессионального образования, отсутствуют комплексные исследования, посвященные обеспечению конкурентоспособности образовательных услуг учреждений СПО.

Актуальность, дискуссионность и неразработанность многих теоретико-методологических положений, а также их высокая практическая значимость предопределили выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.

Объектом исследования является система социально-экономических отношений между субъектами производства и потребления образовательных услуг в сфере среднего профессионального образования.

Предметом исследования послужила совокупность теоретических, методологических и практических направлений обеспечения конкурентоспособности образовательных услуг учреждений среднего профессионального образования.

Целью диссертационной работы является развитие теоретико-методологических основ, обоснование методических и практических полс-жений конкурентоспособности образовательных услуг сферы профессионального образования и механизма обеспечения конкурентоспособности образовательных услуг учреждений среднего профессионального образования.

Для достижения цели исследования автором были поставлены следующие задачи: определить социально-экономическое содержание и целевую направленность образовательной услугипроанализировать свойства и характеристики образовательных услугвыявить особенности функционирования профессионального образования в системе рынка образовательных услугпоказать роль и специфику образовательных услуг системы среднего профессионального образованияизучить и раскрыть теоретико-методологические основы конкурентоспособности образовательных услуг учреждений профессионального образованияпроанализировать современное состояние конкурентной среды образовательных услуг учреждений среднего профессионального образованияосуществить оценку качественных параметров образовательных услуг системы профессионального образованияразработать и обосновать методику оценки конкурентоспособности образовательных услуг учебных заведений системы среднего профессионального образованияпредложить механизм обеспечения конкурентоспособности образовательных услуг учреждений среднего профессионального образования.

Методологическую основу исследования образует совокупность общенаучных, частнонаучных, дисциплинарных и междисциплинарных приемов и способов познания и действия.

Применение различных методических подходов и методов исследования (факторный, системный, причинно-следственный, экспертный, сравнительно-аналитический) помогли автору в достижении поставленной цели и решении исследовательских задач.

Информационной базой исследования послужили: законодательные акты и нормативные документы федеральных органов власти, регионов — субъектов Российской Федерациинормативные и правовые документы отраслевых министерств и ведомств, регламентирующие деятельность учреждений системы среднего профессионального образованиястатистические материалы Госкомстата России, опубликованные материалы региональной и муниципальной статистикифактические материалы, содержащиеся в монографических исследованиях отечественных и зарубежных автороврезультаты исследований, проведенных автором.

Проведенное исследование позволило получить следующие результаты, содержащие научную новизну: обосновано социально-экономическое содержание образовательной услугисистематизированы свойства и характеристики образовательных услугсформулировано и обосновано определение понятия «образовательная услуга профессионального образования" — раскрыты свойства и характеристики образовательных услуг в системе среднего профессионального образованияраскрыто и представлено авторское уточнение сущности понятия «конкурентоспособность образовательных услуг" — выявлены, сформулированы и классифицированы параметры, характеризующие конкурентоспособность образовательных услуг учреждений профессионального образованияразвита сущностная характеристика понятия «качество образовательной услуги», выделены и обоснованы параметры качества образовательных услуг, на основе чего разработана методика оценки конкурентоспособности образовательных услуг учреждений среднего профессионального образованияразработан механизм обеспечения конкурентоспособности образовательных услуг учреждений среднего профессионального образования.

Практическая значимость проведенного исследования определяется возможностью использования выводов и рекомендаций органами управления системы профессионального образования для оценки деятельности учреждений среднего профессионального образования, в организационно-управленческой деятельности учреждений среднего профессионального образования, в практике работы преподавателей вузов и ссузов по экономическим специальностям.

Результаты исследования и предложения автора легли в основу отчетов НИР Уральского государственного экономического университета: «Обоснование и разработка организационно-экономического механизма учебного комплекса «школа-колледж-вуз» (2000 г.)" — «Оценка качества подготовки выпускников системы среднего профессионального образования в условиях реформирования российской экономики» (2002 г.).

Выводы и предложения автора использовались в отчете НИР Института экономики и управления Российского государственного профессионально-педагогического университета: «Маркетинг — анализ выпускников Екатеринбургского экономико-технологического колледжа» (2003 г.).

Внедрение результатов работы документально подтверждено актами, прилагаемыми к диссертации.

Апробация работы. Основные результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на следующих научных и научно-практических конференциях: международных (Екатеринбург, 2001, 2002) — всероссийских (Екатеринбург, 1997, 1999, 2003) — (Челябинск, 1999, 2001,.

2002), а также на ряде межрегиональных, региональных и областных научно-практических конференций и семинаров.

Публикации. По результатам теоретико-методологических, эмпирических и практических исследований автором опубликовано 14 научных работ общим объемом авторского текста свыше 5 печ.л.

Объем и структура диссертации. Цели и задачи исследования, используемые методы анализа и состав источников информации предопределили выбор структуры работы. Диссертация изложена на 168 страницах основного текста, состоит из введения, трех глав, включая 17 таблиц и 20 рисунков, заключения, списка использованной литературы из 179 наименований и 25 приложений.

Заключение

.

Исторически сложившейся системой для подготовки кадров для всех отраслей экономики России является среднее профессиональное образование. Около трети занятого населения страны занимают специалисты системы СПО. Среднее профессиональное образование располагает громадным ресурсным потенциалом, основная часть которого не утрачена, несмотря на трудности последних лет. В то же время новые социально-экономические реалии, возрастание роли конкурентной борьбы за потребителя образовательных услуг требуют значительно большей эффективности использования этого потенциала, совершенствования качества образовательного процесса.

В настоящей работе достигнута цель, посредством решения поставленных задач. В итоге получены следующие выводы:

1. Установлено, что на текущий момент наблюдается значительное воздействие рыночной экономики на сферу образования. Рыночные механизмы могут стимулировать увеличение гибкости и дифференциацию системы образованияспособствовать привлечению дополнительных ресурсов на нужды образования, компенсируя недостаток государственного финансирования. Воздействие рынка возникает, например, на базе спроса на специалистов, который оказывает значительное влияние на выбор абитуриентами вида и уровня образования, а следовательно, на комплектование учебных заведений, что, в свою очередь, ведет к полноте притока в них средств как из бюджетных, так и из других источников. С другой стороны, качество подготовки специалистов в учебном заведении определяет уровень конкурентоспособности его выпускников на рынке труда, а, следовательно, престижность учебного заведения, приток в него учащихся, а также степень его участия в подготовке необходимых экономике кадров, что определяет размеры финансирования. В этом проявляется значение рыночной конкурентоспособности учебных заведений. Вместе с тем нельзя определенно утверждать, что рыночные механизмы оправдают все эти ожидания прежде всего потому, что их воздействие на образование носит не прямой, а в значительной мере опосредованный характер.

2. Выявлено, что сложная социально-экономическая природа сферы услуг придает специфический характер складывающимся в ней экономическим отношениям. Это обусловлено, во-первых, действием экономических отношений, которые по существу не отличаются от отношений материального производстваво-вторых, в основе развития данной сферы лежат отношения воспроизводства услуг и нематериальных благ, что создает базу для обмена деятельностью между сферой услуг и материальным производствомв-третьих, экономические отношения в сфере услуг включают формирование общественно необходимых затрат труда.

3. Подтверждено, что составной частью сферы услуг является сфера образовательных услуг («ОУ»). Мы считаем, что «ОУ» выступает как специфическая форма производственной деятельности учебного учреждения (школы, техникума, училища, колледжа, вуза, курсов и т. п.), имеющая конечной целью создание определенного, признаваемого обществом или отдельным лицом полезного эффекта, направленного непосредственно на человека, получающего эту услугу. Исходя из определения образования как процесса передачи накопленного опыта, можно достаточно уверенно утверждать следующее: 1) «ОУ» отличается от обычных товаров и услуг прежде всего своей информационной природой. 2) «ОУ» — это всегда информация, но не каждая информация является образовательной услугой. 3) Основное отличие «ОУ» от других товаров и услуг заключается в том, что пользование (восприятие) образовательной услугой — это всегда активный информационный процесс, протекающий от источника информации к его приемнику (приемникам), при котором целевая установка (мотивация) источника информации направлена на обязательное и осознанное повышение ее приемником (приемниками) уровня знаний, умений, навыков применения этих знаний и умений для собственных нужд. 4) Информационная природа «ОУ» в наибольшей степени должна проявляться при переходе к так называемому информационному обществу. Кроме того, особенностями, присущими только образовательным услугам, являются, по нашему мнению, следующие факторы: 1) относительная длительность исполнения- 2) отсроченность выявления результативности оказания услуг- 3) сезонность или дискретная периодичность оказания услуг, особенно в сфере повышения квалификации- 4) зависимость услуг от места их оказания и места проживания обучающихся- 5) усиление потребности в образовательных услугах по мере удовлетворения данной потребности.

4. Выявлено, что свойства образовательных услуг зависят от того, с чьих позиций мы их рассматриваем: с позиций производителя или потребителя этих услуг. К основным свойствам «ОУ» с точки зрения потребления следует отнести характер и механизм ее воздействия на потребителя: «ОУ» преобразует самого потребителя, а через него и все общество. Поэтому и результат получения «ОУ» сказывается не только для отдельного человека, но и для общества, а в целом — через повышение качества самого общества. Отметим более сильную мотивацию в экономическом поведении потребителя «ОУ» по сравнению с экономическими субъектами на обычном товарном рынке. Она связана с утверждением социальной престижности экономического субъекта, а также с возможностью приобщения к образу жизни определенного слоя общества.

5. На основании проведенного исследования автором предложена трактовка специфических атрибутов услуг в сфере профессионального образования: образовательная услуга профессионального образования — это деятельность (процесс), направленная на формирование у потребителя интеллекта и квалификации, необходимых и достаточных, прежде всего, для выполнения функций и решения задач, определенных для выпускника системы в общественном разделении труда.

6. Обобщены теоретические взгляды по проблемам конкуренции и конкурентоспособности на рынке услуг образования. На текущий момент является общепризнанным, что конкуренция, как социально-экономическая категория, имеет универсальный характер, проявляющийся в разнообразных аспектах современного общества. Термином «конкуренция» пользуются при определении схемы (модели) строения рынка в целях прогнозирования поведения хозяйствующих субъектов. Конкуренция как социально-экономический феномен характеризуется следующими основными факторами: 1) наличием двух и более соперников- 2) одной и той же сферой деятельности- 3) совпадающей целью при несовпадении интересов (потребностей) субъектов конкурентных отношений.

7. Показано, что задача поддержания конкуренции представляется весьма сложной, поскольку агенты рынка имеют множество причин экономического и социального порядка к ограничению экономического соперничества. В данной связи одной из функций государства является защита конкуренции. Категория «конкуренция» тесно связана с понятием «конкурентоспособность». Мы полагаем, что дефиниция «конкурентоспособность» еще проходит стадию научно-практической апробации в новых экономических условиях России. В данной связи, под конкурентоспособностью образовательных услуг понимается комплекс потребительских и стоимостных характеристик (свойств) услуг, определяющих их предпочтительность для потребителя по сравнению с аналогичными услугами других производителей.

8. Выявлено, что конкурентная среда образовательных услуг системы СПО как в целом, так и в разрезе отдельных групп учебных заведений достаточно развита. Тем не менее, сами процессы конкуренции еще не сформировались, поскольку это зависит от целого ряда факторов и, прежде всего, от наличия устойчивой системы рынка труда, от его требований к качеству и количеству, структуре подготовки специалистов, определяющих, в свою очередь, те же показатели производства образовательных услуг и их конкурентоспособность. Наиболее ощутимы признаки конкуренции в части платных образовательных услуг, которые в значительной мере подвержены воздействию рыночного механизма.

9. Показано, что в конечном итоге конкурентоспособность образовательных услуг учреждений системы СПО связана, главным образом, с качеством «ОУ». При этом обеспечение качества достигается характером привлечения и использования материальных и финансовых ресурсов из различных источников для достижения устойчивого его уровня. Дана авторская трактовка категории качества применительно к услугам образования: «качество „ОУ“ — это совокупность свойств образовательных услуг, обусловливающих обеспечение уровня подготовки специалистов, требующегося с позиций потребителя, производителя (образовательного учреждения) и проектировщика (общества)».

10. Разработана авторская методика определения конкурентоспособности образовательных услуг, исходя из понятия качества «ОУ» с позиций потребителя услуг образования. Качество образовательной услуги в аспекте ее конкурентоспособности, где основным субъектом выступает потребитель, обусловлено, по нашему мнению, следующими основными атрибутами: 1) показатели доступности образования- 2) показатели имиджа и PR учебного заведения- 3) показатели качества собственно образовательного процесса- 4) показатели качества преподавателей- 5) показатели удовлетворенности именно тех нужд и потребностей, которые индивид имел при поступлении в «УЗ" — 6) показатели качества выпускников данного «УЗ».

В методологическом плане в основу методики оценки конкурентоспособности образовательных услуг в системе СПО положены методы квали-метрии, т. е. количественной оценки качества объектов. Кроме того, в нашей методике активно используются экспертные оценки, полученные по методу Дельфи. Полученные в результате расчетов по нашей методике показатели конкурентоспособности «ОУ» средних специальных учебных заведений позволяют также определить и место ССУЗа на рынке образовательных услуг.

11. Выявлено, что определение путей конкурентоспособности образовательных услуг средних профессиональных образовательных учреждений наиболее эффективно при помощи такого рыночного инструмента, как маркетинг. Маркетинг профессиональных услуг в системе СПО является, по нашему мнению, элементом функционирования государственного сектора экономики и направлен, главным образом, на рационализацию деятельности образовательных учреждений и повышение эффективности использования бюджетных средств в условиях изменения намерений населения в получении того или иного вида образования и свободного движения спроса на рынке труда, поэтому рыночные категории в образовательном маркетинге можно употреблять, на наш взгляд, с определенной условностью.

12. Проведено исследование основных категорий маркетинга применительно к образовательным услугам ССУЗов и дана авторская трактовка понятиям «функции маркетинга», «комплекс маркетинга», «структура маркетинга». Даны рекомендации по организации службы маркетинга применительно к системе СПО.

13. Проведен маркетинг-анализ выпускников Екатеринбургского экономико-технологического колледжа в 2002 г. Изучение данных 247 анкет выпускников ЕЭТК позволило нам сделать вывод, что концепция маркетинга в системе СПО нуждается в тщательной теоретической и практической проработке, особенно — в части создания системы конкурентоспособности ССУЗа и укрепления его имиджа. На это указывают, во-первых, ответы респондентов, показавшие, что около 60% выпускников ЕЭТК затрудняются ответить на вопрос о конкурентоспособности данного колледжа, хотя почти 75% оценивают имидж по 5-балльной системе как высокий, т. е. в 4−5 баллов. Во-вторых, об этом же говорят результаты опроса о выборе наиболее значимых для выпускников колледжа схем образования: около 60% респондентов отказались от ответа на этот вопрос, а только ССУЗ выбрало всего лишь 15,45%- из остальных респондентов выбрали «только вуз» — 8,54% и около 17% выбрало комбинированные схемы обучения (ВУЗ+ССУЗ в разных вариантах).

14. Выявлено, что обеспечение конкурентоспособности образовательных услуг учебного заведения основано на постоянном, целенаправленном учете им в своей деятельности запросов рынка труда специалистов, образовательных потребностей потенциальных пользователей услугами учебного заведения, уже обучающихся студентовразвитии всех элементов учебного процесса — содержания обучения, образовательных технологий, технического обеспечения обученияразвитии финансово-экономического и организационного обеспечения учебного процесса.

Наукой и практикой доказано, что одним из эффективных методов решения подобной совокупности задач, направленных на достижение определенного конечного результата является комплексный подход, при котором достигается упорядоченность отдельных направлений и этапов работ по логической схеме: цели — направления — способы — средства. В практическом виде такой подход выражается в разработке и реализации системы увязанных между собой по содержанию, срокам, исполнителям, ресурсам мероприятий, направленных на наиболее эффективное достижение поставленной цели, в нашем случае — поддержание высокого уровня конкурентоспособности образовательных услуг среднего специального учебного заведения. Автором предложены блок-схемы, характеризующие основные положения комплексного подхода, из которых следует, что даже представленная в самом общем виде система последовательности и субординации действий ССУЗ по обеспечению конкурентоспособности образовательных услуг, показывает сложность решения задачи, необходимость учета большого количества параметров, обеспечивающих конкурентоспособность образовательных услуг ССУЗа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция (Основной Закон) РФ России: Изд. Верховного Совета Российской Федерации. М.: Известия, 1993.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 7 июля 2003 г.) М.: Изд. Дом «Герда», 2003.
  3. Налоговый кодекс РФ: В 2 ч. (по состоянию на 9 июля 2003 г.)/ М.: Изд. Дом «Герда», 2003.
  4. О программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996—2000 гг. Постановление Правительства РФ № 222 от 26 февраля 1997 г. // Российская каз. 1997. 11 марта.
  5. О концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года // Бюллетень МОРФ, 2002. № 2 с. 3−31.
  6. Об образовании. Закон РСФСР от 10.07.1992 № 3266−1 (в ред. от0707.2003 № 123-Ф3) // Законодательство России. Электронное периодическое изд. Общероссийская справочная правовая система. 2002. Вып. 4.
  7. Об образовании в Свердловской области: Областной закон № 26-ОЗ от 16 июля 1998 г. № 26 // Законодательство России. Электронное периодическое изд. Общероссийская справочная правовая система. 2000. Вып. 4 (32).
  8. Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов: Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. // Российская газ. 1996. 29 мая.
  9. Государственный стандарт Российской Федерации. Модель обеспечения качества услуг: Постановление Госкомстата РФ № 181 от2906.1994г.// Законодательство России. Электронное периодическое изд. Общероссийская справочная правовая система. 2000. Вып. 4 (32).
  10. Государственный стандарт среднего профессионального образования. // Сборник нормативных документов. М.- НПЦ «Профессионал».1998.
  11. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Бюллетень МОРФ. 2000. № 11.
  12. Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства // Законодательство России. Электронное периодическое изд. Общероссийская справочная правовая система. 2000. Вып. 4 (32).
  13. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. ОК 016−94. М.: Экономика. 1995.
  14. Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996—2000 гг.: Постановление Правительства РФ № 222 от 26 февраля 1997 г. //Российская газета. 1997. 12 марта.
  15. Программа развития среднего профессионального образования России на период 2000—2005 гг. (с изм. и доп. № 3242 от 09.09.2002.) М., 1999. // Законодательство России. Электронное периодическое изд. Общероссийская справочная правовая система. 2002. Вып. 4.
  16. Стратегия развития Российской Федерации до 2010 года. Концепция. Рукопись. Центр стратегических разработок Правительства РФ. М., 2000.
  17. Федеральная программа развития образования. Федеральный Закон от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000. № 16. Ст. 1639.
  18. Г. Г. Теория и практика оценки качества товаров (основы квалиметрии). М.: Экономика, 1982.
  19. О. Мониторинг качества профессиональной подготовки// Высшее образование в России. 1998. № 3.
  20. П.Ф., Сосонко В. Е. Управление качеством среднего профессионального образования. Казань: Изд-во ИСПО РАО, 2001.
  21. П.Ф. Регионализация среднего профессионального образования (вопросы теории и практики). М.: Высшая школа. 2002.
  22. П.Ф. Социально-экономические основы формирования и развития системы среднего профессионального образования на региональном уровне. Автореферат дисс.. д.эн. М. 2003.
  23. Г. В. Маркетинг продовольственного рынка: концептуальный подход. Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 1996.
  24. Г. В. Продовольственный маркетинг в системе агропромышленного комплекса. Дисс.. д.э.н., Екатеринбург, 1998.
  25. Г. В., Вертиль В. В., Гермаидзе Г. Е. К вопросу о специфике образовательных услуг в сфере профессионального образования // Известия УрГЭУ, 2003. № 6.
  26. A.M., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной среды. Казань: Экономика, 1996.
  27. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. 4-е изд., доп. и перераб. М.: Финансы и статистика, 1997.
  28. Н.В. Исследование рынка труда в области бизнес-образования и разработка инструментов их продвижения. Автореф. дисс.. К.э.н. СПб: ИПК СПб ГИЭА, 1999.
  29. Белая книга российского образования 4.1. М.: МЭСИ, 2000.
  30. И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. -М.: Финансы и статистика, 2001.
  31. В.И. Управление качеством и конкурентоспособностью продукции в агропромышленном комплексе. Дисс. .д.э.н., Киров, 2000.
  32. Н.Н., Карпов Е. Б. Экономика образования. Тула: Изд-во Тул. Гос. пед. Ун-та им. Л. Н. Толстого, 1999.
  33. Т.А. Управление конкурентоспособностью продукции в условиях рынка. Дисс. .к.э.н., Киров, 1999.
  34. Бюллетень Министерства общего и профессионального образования Свердловской области. 2000−2002 гг.
  35. В.В. О некоторых проблемах интеграции хлебопекарной промышленности и кадрового обеспечения отрасли//Хлебопечение России. 1998. № 1.
  36. В.В., Гермаидзе Г. Е., Зуев В. М., Заборова Е. Н. Требования к подготовке выпускников как фактор конкурентоспособности системы среднего профессионального образования // Конверсия, 2002. № 4 (26)
  37. М.М., Звездова А. Б. Маркетинговые исследования в области образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. № 6.
  38. А.А. Экономика высшего образования в новых условиях хозяйствования. -М.: Изд-во НИИВО, 1999.
  39. А.Д., Криворотов В. В. Конкурентоспособность предприятия: рыночный аспект // Труды Всероссийского симпозиума по миниэкономике. Т. 3. Прикладные модели миниэкономики. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2002.
  40. Т.В. Современное состояние среднего технического образования и тенденции его развития // Среднее профессиональное образование. 2001. № 7.
  41. Г. Е., Заборова Е. Н. Отчет о результатах исследований на тему «Оценка качества подготовки выпускников системы среднего профессионального образования в условиях реформирования российской экономики», 2001.
  42. Е.В. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. М.: Изд-во «Финпресс» (2-е изд), 2000.
  43. JI.B. Имидж учебного заведения // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2003. № 1.
  44. В.М. Профессиональная школа в условиях экономической реформы. М.: Изд-во НТЦ «Техинформ пресс», 1997.
  45. Е.П. Экономический образ мышления: представления, понятия, система категорий // Екатеринбург-Франкфурт-Одер, 1998.
  46. С.А. Экономическое образование в условиях переходного периода. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
  47. Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций -М.: Изд-во МГУ, 1995.
  48. Е.Н. Экономика сферы платных услуг. Казань, 1996.
  49. Д.А. Высшая школа и система ее хозяйствования в рыночной экономике. Дисс.. к.э.н., М., 1999.
  50. У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: теория и методы решения. Уфа: Изд-во УГАТУ, 1993.
  51. В.М., Самойленко П. И., Гериш Т. В. Научно-методические основы совершенствования подготовки специалистов со средним техническим образованием для высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности. -М.: ИПРСПО, 2002.
  52. В.Ф. Стратегия повышения конкурентоспособности продукции молочно-продуктового подкомплекса Пермской области. Дисс. .к.э.н., Екатеринбург, 2002.
  53. В.П. Наука и инновационное образование // Развитие системы высшего образования цивилизованный путь прогресса и реформ в российском обществе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Изд-во УрГЭУ, 1998.
  54. В.П., Пешина Э. В. Финансирование социально ориентированных затрат в воспроизводстве человека. — Екатеринбург: Изд-во «Академкнига», 2001.
  55. Итоги развития системы образования Свердловской области в 2000 году / Под ред. Е. В. Карамана. Екатеринбург: Изд-во МОиПО СО, 2001.
  56. И.В. Финансово-экономическая база образования: состояние, проблемы, перспективы. -М.: НИИВО, 2001.
  57. Какое среднее профессиональное образование нужно России в XXI веке? (под ред. В.М.Демина). Материалы III съезда Союза директоров средних специальных учебных заведений России, М., 2003.
  58. Н. Интенсивность конкуренции. М.: Изд-во «Деловая Москва», 1992.
  59. М.Р., Попова М. А. Качество подготовки специалистов — основа эффективной деятельности высшей школы в условиях новых экономических отношений. Екатеринбург, Изд-во УГТУ-УПИ, 2001.
  60. В.И. Приоритеты развития среднего профессионально-педагогического образования в России // Образование и наука. 2002. № 4 (26).
  61. Ю.И. Теория и практика конкуренции. Саратов: «Дело».1996.
  62. Ф. Основы маркетинга. Санкт-Петербург. АО «Коруна».1994.
  63. В.К. Формирование Маркетинговой деятельности в вузах. Дисс. к.э.н., М., 1993.
  64. П.Ф. Содержание профессионально-педагогического образования. -М.: Высш. шк., 2001.
  65. В. А. Мохначев С.А. Конкурентоспособность вуза как объект управления. Екатеринбург. Изд. Дом «Пригородные вести», 2003.
  66. В.А. Сфера услуг в условиях перехода к рынку // Сб. научных статей СИНХа. Екатеринбург, 1997.
  67. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: Пер. с фр. Спб.: Наука, 1996.
  68. Л.Г. Формирование внебюджетных источников финансирования медицинского вуза в условиях становления рыночных отношений. Дисс. .к.э.н., Екатеринбург, 1998.
  69. О.Т., Филиппова Т. Ю. Основы маркетинга. Спб.: «Мир», 1997.
  70. И.И. Критерии качества учебно-воспитательного процесса. Мн.: Выш. школа, 1979.
  71. А.Я. Введение в рыночную экономику: в 2-х ч. М.: Изд-во «Станкин», 1992.
  72. B.C. Методы обеспечения конкурентоспособности продукции // Стандарты и качество. 1993.
  73. Т.Ю. Диверсификация профессиональных образовательных программ // Специалист. 1998. № 12.
  74. С.И. Изучение конкуренции на Карагандинском региональном рынке образовательных услуг вузов // Маркетинг. 1999. № 1.
  75. С.И. Сфера образования как многоуровневая маркетинговая система // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 5.
  76. В.Д. Маркетинг услуг. М.: Финансы и статистика, 1996.
  77. К., Энгельс Ф., соч. 2-е изд. Т. 26.
  78. И.Г. Конкурентоспособность организаций и товаров. 2002. 52 с. // www.rumbler.ru
  79. Д.Ш., Полев Д. М., Мельникова Н. Н. Управление качеством образования на основе информационных технологий и образовательного мониторинга. М.: ПОР, 2001.
  80. Международные нормативные акты ЮНЕСКО / Сост. И. Д. Никулин. М.: Изд-во «Логос», 1993.
  81. Менеджмент, маркетинг и экономика образования / Под ред. А. П. Егоршина. Н. Новгород: Изд-во «НИМБ», 2001.
  82. Модернизация среднего профессионального образования / Доклад о ходе реализации Программы развития СПО России на 2000−2005 гг. Материалы съезда Союза директоров ССУЗ РФ — М., 2003.
  83. Н.И., Пискунова Н. А., Костина Г. В. Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения: По материалам маркетингового исследования // Маркетинг. 1999. № 5.
  84. Н., Пискунова Н., Костина Г. Маркетинг и конкурентоспособность образовательного учреждения (вуза) // Маркетинг. 2001. № 5.
  85. B.JI. Модернизация муниципальной системы образования. М.: Издат. Центр АПО, 2002.
  86. Э.В. Качобрус: маркетинговый инструмент для измерения качества образовательных услуг// Маркетинг. 2001. № 6.
  87. A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития. М.: Изд-во «ИЦПНПО РАО», 1997.
  88. П.Н., Зуев В. М. Опережающее профессиональное образование. М.: РГАТИЗ, 2000.
  89. Об итогах приема на очную форму обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования в 2003 году и задачах на 2003 год // Информационное письмо Первого заместителя министра МО РФ А. Ф. Киселева, № 18−52−2030 ин/18−28 от 09.12.02.
  90. Н.О. Реформирование профессионального образования за рубежом. М.: Изд-во ЦИППО, 2003.
  91. Отчет «Маркетинг анализ выпускников Екатеринбургского экономико-технологического колледжа», 2003.
  92. А.П. Маркетинг образовательных услуг/ Справочник менеджера образования. Т. 2. М.: Новая школа, 1995.
  93. А.П. Образовательные услуги: точка зрения маркетолога. //Alma mater. 1997. № 3.
  94. А.П. Маркетинг образовательных услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 1997. № 7−8.
  95. А.П. Философские аспекты маркетингового подхода к образованию // Alma mater. 1997. № 3.
  96. Е.В. Маркетинг услуг. СПб.: Изд-во «Питер», 2000.
  97. JI.B. Основные направления развития сферы услуг населению в Уральском федеральном округе // Сборник научных трудов. Часть 2. Человек общество — окружающая среда: / Под ред. чл.-кор. РАН А.И. Та-таркина. — Екатеринбург: УрО РАН, 2001.
  98. Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. М.: Изд-во «Ось-89», 1999.
  99. М.С. Имидж образовательного учреждения: структура и механизмы формирования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1995. № 5.
  100. В.Б. Теоретические основы маркетинга образовательных услуг. М.: Издательский центр АПО, 2000.
  101. М. Международная конкуренция. М.: Изд-во «Международные отношения». М., 1993.
  102. Е. Услуги образования и рынок // РЭЖ. 1992. № 6.
  103. Е.Н., Евстигнеева Т. Г. Определение себестоимости и цены подготовленных специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях/ Под научн. ред. А. А. Воронина. М., 1990.
  104. М. Основы маркетинга в сфере образования. СПб.: Изд-во «ЛИТМО», 1992.
  105. Ю.В., Подлеснов В. Н. Многоуровневая структура образования: научно-методические основы и практика. Волгоград: Изд-во «Центр», 1997.
  106. Профессиональное образование и формирование личности специалиста / Научно-методический сборник. М.: Изд-во ИПРСПО, 2002.
  107. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990.
  108. А.В. Социальный маркетинг и обязательное медицинское страхование. М.: Финансы и статистика, 1998.
  109. М.Б. Сфера услуг в экономике развитого социализма. — Саратов, 1976. •
  110. B.C. Особенности национального образования в свете концепции социально-этичного маркетинга: Роль образования в современной жизни российского общества // Управление персоналом. 1999. № 1.
  111. Э.С. Приватизация: ключ к рынку: Пер. с англ. М., 1992.
  112. А.Я. Организационно-экономический механизм региональных систем высшего образования. М., 1995.
  113. Э.Р., Сотникова С. И. Маркетинг рабочей силы: Социально-экономический анализ. Спб.: Изд-во СПбЭУФ, 1995.
  114. Г. Н. Управление образованием: системная интерпретация. Челябинск, 1998.
  115. А.Н., Яшин Методика критериальной оценки потенциальных возможностей аграрных вузов по обеспечению качества подготовки квалифицированных специалистов для агропромышленного комплекса, Екатеринбург, Изд-во УралГСХА, 2001.
  116. П.Н. Организация маркетинговых исследований в сфере услуг: на примере г. Тольятти. Дис.. к.э.н. М., 1999.
  117. Совершенствование содержания и технологий подготовки специалистов среднего звена технического профиля / под ред. B.C. Ширшовой. М.: НМЦСПО, 2001.
  118. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1985.
  119. Современный экономический словарь. 2-е изд., исп. М. Инфра-М, 1999.
  120. М.В., Полякова Т. Д., Овсянников JI.H. Теоретические проблемы услуг и непроизводственной сферы при социализме. М., 1972.
  121. .А. Потребности, рынок, спрос: проблемы формирования. М.: Экономика, 1982.
  122. Социология образования в России: итоги, проблемы, перспективы: Материалы научной конф.- 25−27 июня 1998 г. СПб., 1998. Разд. 3−4.
  123. Состояние системы образования Свердловской области в 2001 году. Ежегодный доклад МоиПО СО, 2002.
  124. Среднее профессиональное образование на рубеже веков / Доклад МО РФ УСПО. Москва, 2001.
  125. A.M. Понятие качества образовательной услуги // Высшее образование в России. 1999. № 3.
  126. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития. М., 2001.
  127. М.А., Литвиненко А. И. Методические вопросы оценки экономических аспектов конкурентоспособных товаров. М.: «Экономика», 1981.
  128. В.А., Старкова Л. Г., Рак А.А. Методика определения рейтинга образовательных учреждений. М., 2000.
  129. Р.Н. Конкурентоспособность промышленной продукции. М.: «Изд-во стандартов», 1985.
  130. Р.Н. Управление современным образованием. М.: Изд-во «Вита», 1998.
  131. Управление качеством образования / Под ред. М. М. Поташника. М.: Изд-во «Педагогическое общество России», 2000.
  132. Р.А. Национальная идея повышения конкурентоспособности России и подготовка кадров // Управление персоналом. 1999. Январь.
  133. Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002.
  134. Финансовый энциклопедический словарь. М. ИНФРА-М, 1998.
  135. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
  136. В. О платности и справедливости по-китайски // Вузовские вести. 2001. № 11(129). Июнь.
  137. И., Кох В. Экономические свободы. М.: Экономика, 1996.
  138. В.В. Экономические проблемы сферы образования / Под ред. М. И. Скаржинского. Кострома: Изд-во ККПУ, 1996. Ч. 1.
  139. В.В. Экономические проблемы сферы образования / Под ред. М. И. Скаржинского. Кострома: Изд-во ККПУ, 1996. Ч. 2.
  140. Е.Г. Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001.
  141. Г. М. Стратегия конкурентной борьбы в маркетинге. СпБ: Изд-во СпБУЭФ, 1997.
  142. В.А. Формирование рынка услуг маркетинговых исследований. Дисс. к.э.н., Екатеринбург, 2003.
  143. Н.И. Особенности национального характера и стереотипы поведения российского работника // Поиск. Экономический сборник, 1984.
  144. И.М., Якобсон Л. И. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. — М., 1995.
  145. Шестые апрельские экономические чтения // Межвузовский сборник научных трудов. Омск, 2001.
  146. И.Ф. Метрология, стандартизация и управление качеством / Под ред. акад. Н. С. Соловьева. М.: Изд-во стандартов, 1990.
  147. B.C., Кайнова Э. Б., Гериш Т. В. Совершенствование образовательного процесса в средних профессиональных образовательных учреждениях. М.: ИБРСПО МО РФ. 2001.
  148. В.И. Образовательное законодательство: теоретические и практические проблемы. М.: «Изд-во Исслед. центр проблем подготовки специалистов». 1996.
  149. Н.Н. Колледж как системообразующий элемент в системе непрерывного образования малого города // Среднее профессиональное образование. 2001. № 7.
  150. В.П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования. М.: Изд-во РЦЭО МПУ, 1995.
  151. Экономикс: англо-русский словарь-справочник / Э. Дж. Долан, Б. И. Домненко. -М.: Лазурь, 1994.
  152. Экономическая энциклопедия / Ин-т экон. РАН- Гл. ред. Л. И. Абалкин. М.: Экономика, 1999.
  153. А.С. Конкурентоспособность предприятий в условиях глобализации экономики // Проблемы мирового хозяйства и развития международных экономических отношений: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Минск, 18−19 окт. 2001 г. Мн.: Изд-во БГЭУ, 2001.
  154. Л.И. Экономика общественного сектора. Основы теории государственных финансов. — М.: Наука, 1995.
  155. Н.Г., Гунявина Н. Л. О разработке нового поколения образовательного стандарта среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2001. № 10.
  156. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis. Chicago/ 1976
  157. Bitner M.J. Service capes: The impact of Physical surrounding on Customer and Emloyees // Journal of Marketing. 1992. № 56 (April).
  158. Donnelly, J.H. and George, W.R. Marketing of Services. Chicago: American Marketing Association, 1981.
  159. Economic of Resources, Agriculture and Food / Wesley D. Seitz, Gerard C. Nelson, Harold G. Halcrow. New-York-Toronto, 1994.
  160. Gronroos, C. Service Management and Marketing: Managing the Moments of Truth in the Service Sector. Cambridge, Mass: Marketing Science Institute, 1990.
  161. Gronroos, C. Service Management and Marketing: Managing the moments of truth in service competition. Lexington: Lexington Books, 1990.
  162. Groocock J.M. The Chain of Quality. New York: John Wiley and Sons, 1986.
  163. Kotler Philip, Armstrong Gary. Principles of Marketing / 6-th ed. New Jersey: A Paramount Communications Company, 1994.
  164. Kotler Philip, Roberto Eduardo. Social Marketing: Strategies for Channing Public Behavior. New York: The Free Press, 1990.
  165. Looy Bart Van, Dierdonck Roland Van, Gemmel Paul. Services Management: An Integrated Approach. Harlow: Pearson Education Limited. 1998.
  166. Pareick De Pelsmacker, Maggie Geuens, Joeri Van den Bergh. Marketing Communications. England: Pierson Educate Limited, 2001.
  167. Porter M.E. Competitive Strategy. New York, The Free Press, 1980.
  168. Van der Wende M.C. Quality assurance in internationalization // Internationalization and quality assurance: goals, strategies and instruments. — Amsterdam: EAIE, 1996.
  169. Shermerborn John R., Jr. Management for Productivity / 4-th ed. -New York/ John Willy and Sons, Inc, 1992.
  170. Сайт тематических словарей/ http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl sch2. cgi?RIt (uwsg.outt:l!w:tqo.
  171. Сайт журнала Интернет-Маркетинг: http://www.internet-marketing.ru.
  172. Сайт Института развития информационного общества (ИРИО): http://www. i is.ru/glossary/infmarket.ru.html.
  173. Сайт компании Marketing Mix: http://www.marketingmix.com.ua/bambook/segment.html
  174. Сайт образовательного портала «Экономика, социология, менеджмент»: http://www.economics.edu.ru
  175. Количество образовательных учреждений1 2423 2505 2566 2603 2605 2609 2607 2609 2612 2608 2593 2584 2630 2656
  176. Прием, тыс.чел. 780 818 829 754 732 652 644 630 665 662 685 707 766 844
  177. В том числе очная форма обучения 469 513 529 500 500 464 459 451 478 480 498 525 564 614
  178. Численность студентов, тыс.чел. 2606 2642 2478 2270 2202 2090 1994 1871 1923 1976 2011 2052 2147 2311
  179. В том числе очная форма обучения 1452 1579 1536 1514 1500 1442 1399 1324 1377 1434 1473 1522 1599 1700
  180. Выпуск специалистов, тыс.чел. 595 721 659 637 623 585 546 532 473 494 538 545 563 568
  181. В том числе очная форма обучения 336 458 414 414 409 415 384 372 330 342 380 386 404 421
  182. В количество образовательных учреждений не включены образовательные учреждения среднего про фессионального образования, являющиеся подразделениями вузов и не имеющие полномочий юридического лица.
  183. Прием всего —Ш—Прием на очную форму
  184. А— Численность всего X Численность очной формы обучения
  185. Рис. 1. Прием и численность студентов средних специальных учебных заведений в РФ за 1970−2000гг., тыс. человек 129. в—Всего —А—Очная форма
  186. Рис. 2. Выпуск специалистов со средним профессиональным образованием в РФ за 1970−2000гг., тыс. человек 129.
Заполнить форму текущей работой