Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование предпосылок устойчивого экономического роста в условиях России и Китая

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Регулироваться должен рост производства на основе недогруженных мощностей, в обход недоразвитой инфраструктуры рынка и непреодолимой неконкурентоспособности товарного производства. Фундаментальной предпосылкой устойчивой инвестиционной активности является адекватное отражение восстановительной стоимости фондов, создание государственно-коммерческих консорциумов для осуществления скоординированной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    • 1. Основные условия устойчивого экономического роста
    • 2. Структурные преобразования экономики
    • 3. Социально-экономическая стратегия структурной политики в РФ
  • Глава II. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И ЭВОЛЮЦИОННАЯ МАКРОЭКОНОМИКА
    • 1. Влияние макроэкономической динамики на экономический рост
    • 2. Макроэкономика Китая на рубеже веков
    • 3. Экономическое развитие РФ и КНР в начале XXI века
  • Глава III. ИНВЕСТИЦИИ — ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
    • 1. Социально — экономические условия инвестиционно? деятельности в России
    • 2. Экономическая несостоятельность существующей стратегии и тактики инвестиционной деятельности в РФ
    • 3. Инвестиционная стратё^ъ КНР5'как основа экономического роста., чД*
    • 4. Государственныефинкйсы и возможности социальной ориентации экономики (КНР и РФ)

Формирование предпосылок устойчивого экономического роста в условиях России и Китая (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования диссертации определяется объективной необходимостью научного анализа и методологического обоснования концепции экономического роста. Воспроизводственная оценка ситуации в России в целом обнаруживает, что в настоящее время экономика переживает фазу структурно-инвестиционного кризиса. Большинство предприятий в основном исчерпало имеющиеся резервы «экономического выживания» и функционируют в условиях спросовых и финансовых ограничений, ужесточающейся конкуренции, а кризисные явления «локализуются» в отдельных производствах.

Продолжают углубляться структурные диспропорции, в том числе в высокотехнологичных отраслях экономики, не снижается острота проблем финансового положения и платежеспособности предприятий, банкротств, закрытия части из них, роста безработицы и обострения экологической ситуации.

При этом, современные методы финансового анализа и экспертизы показывают, что в Китае за последние десять лет накоплен огромный положительный опыт в вопросе формирования предпосылок устойчивого экономического роста.

Актуальность настоящего исследования определяется также и тем, что в экономике России накопились и продолжают действовать негативные факторы внутри самой инвестиционной сферы. Это, прежде всего, отсутствие мотиваций инвестирования, недонакопление средств практически всеми основными группами инвесторов и существенное изменение структуры инвестиций в сторону сокращения доли централизованных государственных вложений, которое не сопровождается повышением их эффективности, изменениями отраслевой и воспроизводственной структуры капитальных вложений. Сложившаяся в инвестиционной сфере критическая ситуация резко осложняет экономическое и социальное развитие, ухудшает возможности выхода из кризиса. Поэтому, необходимо коренное изменение самой сути инвестиционной политики в рамках концепции экономического роста, выработка новых принципов и процессов ее формирования, методов реализации, функции оргструктур, обслуживающих этот процесс.

Весь комплекс указанных факторов, а также необходимость оживления инвестиционной деятельности как основного условия выхода из кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития экономики обусловливают интерес к выбранной теме.

Степень разработанности проблемы. Концепция экономического роста определяется рыночными методами хозяйствования и политикой государственного регулирования как социально-экономических процессов, так и становлением эффективного рынка, рыночной инфраструктуры. Обоснованное отношение к регулирующей роли государства в историческом процессе социально-экономического развития и преобразования общества берет свое начало с XIX века (А.Вагнер, В. Зомбарт). Особое место имеют фундаментальные работы Дж. Гэлбрейта, Б. Кана, П. Самуэльсона, Ф. Модильяни, С. Фишера, С. Фридмена, Й. Шумпетера и других, показывающие подходы использования государственных регуляторов в ходе становления рыночных отношений. Научно раскрыты теоретические проблемы государственного регулирования макроэкономических показателей и стратегического планирования в исследованиях Дж. Тобина, Л. Клейна, Р. Хейлброннера,.

Дж. Кейнса (особенно в условиях антикризисных процессов), В. Леонтьева,.

Д. Хаймана, Дж.Мартана. Среди российских ученых важное место занимают экономические труды Н. Кондратьева, В. Новожилова, Л. Абалкина, А. Аганбегяна, А. Бачурина, В. Кушлина, С. Глазьева, А. Ноткина, В. Логинова, Б. Пенькова, Я. Рекитара, Ю. Яковца и др.

Проблемы экономического роста рассмотрены и в работах китайских экономистах: Гао Чэнсин, Цзинь Бэй, Ли Цзяньминь, Лю Жунцзан и др.

Однако, необходимость создания целостной концепции экономического роста, выработки и реализации инвестиционной стратегии государства, обеспечения ее эффективности в процессе рыночной трансформации воспроизводства имеет все возрастающую актуальность при переходе к рыночной экономике. Настоящее исследование является теоретической попыткой автора в научно обоснованном решении отмеченного комплекса взаимосвязанных проблем.

Целью диссертационной работы является решение важнейшей социально-экономической проблемы — обоснования и раскрытия концептуальных основ экономического роста в условиях реформирования экономики и развития эффективного рыночного хозяйствования в России и КНР.

Для реализации поставленной цели определены следующие основные задачи исследования:

— на основе теоретического анализа процесса воспроизводства обосновать основные условия устойчивого экономического ростаразработать систему мер по наращиванию реальных инвестиций и оптимизации использования кредитных ресурсов;

— выявить основные пути решения проблемы формирования благоприятного инвестиционного климата на основе структурных преобразований экономикиобосновать экономическую несостоятельность существующей государственной стратегии тактики в сфере инвестиционной деятельности в РФ;

— рассмотреть основные аспекты инвестиционной деятельности в КНР.

Предмет исследования. Предметом исследования являются основные макроэкономические показатели и методы инвестиционной политики государства в условиях переходной экономики.

Теоретические и методологические основы исследования.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили произведения классиков политической экономии, работы отечественных и зарубежных экономистов и социологов по проблемам экономического роста и инвестиций. При работе над диссертацией были использованы законодательные акты и хозяйственные решения правительства РФ по вопросам регулирования макроэкономических пропорций, методические и нормативные документы. Статистические данные взяты из официальных документов, современной монографической литературы и экономической периодики.

Научная новизна работы.

1. Проведен методологический анализ концепции экономического роста применительно к экономике России и Китая.

2. Проанализированы структурные преобразования современного этапа развития России и Китая.

3. Выявлено влияние макроэкономической динамики на экономический рост.

4. Определены условия инвестиционной деятельности в России и Китае на макроуровне.

5. Раскрыта экономическая несостоятельность существующей стратегии и тактики инвестиционной деятельности в России.

6. Проанализированы основные особенности инвестиционной стратегии в КНР.

Теоретическое и практическое значение диссертации заключается в том, что выводы и положения, полученные в результате исследования, могут быть использованы в курсах экономической теории. Основное значение работы состоит в попытке анализа использования инвестиций как части общеэкономических мер в русле государственной политики по изменению структуры производства.

Апробация работы.

Результаты исследования нашли отражение в научных публикациях автора.

Основные положения работы использовались при разработке практических рекомендаций.

Структура работы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Антикризисная инвестиционная политика государства должна объединить в себе две задачи — создание прочной инфраструктуры национальной экономики рыночного типа и ускоренный вывод общественной системы из сужающегося круга ресурсных возможностей.

Восстановление нормального воспроизводственного цикла и с качественно новым уровнем эффективности в области сбережений и инвестиций — залог преодоления долговременных факторов макроэкономической разбаланс ированности системы хозяйствования. Сбережения и растущие цены не являются взаимоисключающими явлениями. Все дело в способности власти, ответственной за работоспособность экономических институтов, обеспечить прогнозируемость и умеренный уровень инфляции, жестко подавить стимулы и практику использования на износ экономического потенциала в области стратегических конкурентных преимуществ.

Стратегия консолидации источников инвестиций должна соответствовать трем принципиальным этапам структурной экономической политики России, включающим:

1. укрепление наиболее рентабельных производств, отбираемых по признаку наиболее быстрого получения экономикой свободных ликвидных ресурсов;

2. формирование достаточно крупных источников свободных резервов экономических ресурсов для осуществления целостной структурно-технологической модернизации национальной экономики в рамках концепции полного воспроизводственного цикла;

3. консолидация всего воспроизводственного пространства национальной экономики, закрепляющая геоэкономические позиции России в XXI веке.

В общем виде задачи по формированию устойчивого базиса деловой активности и стабильных инвестиций ставятся таким образом:

— создание относительно закрытого экономического пространства, образуемого национальным экономическим пространством и экономиками стран-союзников и стратегических партнеров;

— изменение роли государства в плане превращения его в крупного хозяйственного субъекта и основного партнера «национально-ориентированного» бизнеса.

В основе восстановления баланса секторов экономики, адекватного крупному политически и экономически самостоятельному государству — восстановление системы относительных цен, отвечающих сложившемуся технологическому и организационному уровню производства и возможностям его модернизации. В обстоятельствах, когда не сложилось сколько-нибудь развитых рынков факторов производства, отсутствует система тонкой регулировки денежного оборота и валютного режима, представляется неизбежным в обозримом будущем пересмотр важнейших макроэкономических параметров: политики унифицированного обменного курса рубля и универсальности системы денежного обращения.

Регулироваться должен рост производства на основе недогруженных мощностей, в обход недоразвитой инфраструктуры рынка и непреодолимой неконкурентоспособности товарного производства. Фундаментальной предпосылкой устойчивой инвестиционной активности является адекватное отражение восстановительной стоимости фондов, создание государственно-коммерческих консорциумов для осуществления скоординированной внешнеэкономической деятельности. Поиск внутри страны мобилизуемых инвестиционных ресурсов имеет вторичное значение и должен преследовать, главным образом, социальные цели (развитие мелкого и среднего предпринимательства и поддерживающей их институциональной инфраструктуры).

Путь к структурно-технологической модернизации российской экономики лежит через сложный период стабилизации и формирования внутренних источников накоплений, имея в виду, что экономике самой России и тяготеющему к ней экономическому пространству еще долго придется преодолевать свое технологическое отставание от передовых зон мировой экономики.

Способность к устойчивым накоплениям — фундаментальное условие экономической стабильности. Форсированное восстановление функций сбережений и инвестиций в национальной экономике является условием выхода на траекторию устойчивого экономического роста. А повышение ликвидности хозяйственных активов становится главным условием большей маневренности в экономике.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г. (Утв. Пост. ВС РФ от 11 июня 1992 г. № 2980−1 с изменениями и дополнениями от 25 декабря 1992 г. и от 1 июля 1993 г.).
  2. Указ Президента РФ от 22 июля 1994 г. «Об основных положениях государственной программы приватизации государственных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.»
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. М.: Кодекс, 1995.-240 с.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. М.: ИНФРА -М, 1996.-352 с.
  5. Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
  6. Федеральный закон Российской Федерации «О рынке ценных бумаг».
  7. Федеральный закон Российской Федерации «Об акционерных обществах».
  8. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера» от 18 августа 1996 г.
  9. Порядок во власти порядок в стране. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. (О положении встране и" основных направлениях политики Российской Федерации). 1997 г.
  10. Программа Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995—1997 годах». М., 1995.
  11. Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации. Одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995 г. № 1016.
  12. Государственная программа демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. Утверждена Постановлением правительства Российской Федерации 9 марта 1994 г. № 191.
  13. Концепция социально экономического развития Российской Федерации до 2005 года. М. Декабрь, 1996 г. 210 с.
  14. О развитии конкуренции на товарных рынках Российской Федерации. Доклад ГКАП. М., 1997 г. 171 с.
  15. Распоряжение Правительства РФ от 12.12.98 № 1787 р «О новации по государственным ценным бумагам», письма Минфина РФ и ЦБ РФ от 12.12.98 № 258, 377-Т «Положение о порядке осуществления новации по ГКО-ОФЗ».
  16. Л.И. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики//Вопросы экономики. 1997. № 6.
  17. Под редакцией Абалкина Л. И. Курс переходной экономики. М.: Финстатинформ, 1997.
  18. Е., Бурков И. Адаптация промышленных предприятий к рыночным условиям/ЛЗопросы экономики. 1996. № 11. С. 145−146.
  19. Анализ опыта управления государственной собственностью в странах с развитой рыночной экономикой. М., Экон., 1993
  20. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению. М., ЮНИТИ, 1995
  21. И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999.
  22. Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов ЮНИТИ, М.: Банки и биржи, 1997.
  23. О.В., Лазарев В. В. Разгосударствление предприятий и рынок. М., 1992
  24. С.Д. Российские реформы и российский федерализм. Федерализм. 1996. № 1.
  25. Е.Т. Государство и эволюция. М., Евразия, 1995
  26. С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М., ВлаДар, 1993
  27. М.М. Будущее мировой экономики и перспективы России. М., 1994
  28. С.Г. Эволюция и перспективы развития ассоциативных форм собственности. М., Луч, 1993
  29. Г. В. Проблемы взаимодействия федерального центра и регионов. В кн.: Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровни. М., 1997. С. 5869.
  30. Н.П., Зотова Н. А. Национальные интересы и внешнеэкономическая безопасность России. М: Евразийский регион, 1998. С. 9.
  31. М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология.
  32. Л.П., Евстигнеев Р. Н. Постсоциалистическая трансформация в контексте современных экономических теорий. М.: ИМЭПИ РАН, 1997.
  33. Г. П. и др. Антикризисное управление. От банкротства к финансовому оздоровлению. М.: Закон и право, 1995.
  34. Под редакцией Ильенковой С. Д. Инновационный менеджмент. М.: Банки и биржа, 1997.
  35. В.П. Всемирный рынок: экономические законы развития. М., 1990
  36. Ю.П. Социальное партнерство: предпосылки, противоречия и условия формирования в России. В кн.: Государственное регулирование экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровни. М., 1997. С. 323−331.
  37. В.И. и др. инновационная модель развития. М.: Информпечать, 1998.
  38. Н.Ш. Исследование операций в экономике. М.: Банки и биржи, 1996.
  39. С.В. Экономические методы государственного и регионального управления. Саратов, 1993
  40. С.Н., Фролов Б. А. Валютно-финансовые отношения предприятий и организаций с зарубежными партнерами. М., Финансы и статистика, 1992
  41. П.Х. Экономика мирохозяйственных связей (пер. с англ.). М., Прогресс, 1992
  42. Лоббизм в России: этапы большого пути. Постперестройка// Социологические исследования. 1996. № 4. С. 3−10.
  43. В., Клейнер Г. Бартер в России: институциональнный этап. М.: Вопросы экономики, № 4, 1999.
  44. May В. А. Экономика и власть. М., 1995
  45. И. Локализация экономических рисков. М.: Вопросы экономики, № 4, 1999.
  46. Международное предпринимательство: анализ зарубежного опыта. М., Наука, 1992
  47. .З., Лексин В. Реформа управления и управление реформой. М., Наука, 1994
  48. Ниренберг Джеральд. Гений переговоров. Минск: Попурри, 1997.
  49. P.M. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. М., Финстатинформ. 1995
  50. В. Основные принципы экономической политики. М., Прогресс, 1995
  51. Организация финансирования инвестиционных проектов. М. 1993
  52. Оптимизация структур и механизмов федерального и регионального управления. М., Экономика, 1994
  53. Принципы инвестирования. М., Экономика, 1992
  54. Проблемы развития рынка ценных бумаг в России. Доклад Федеральной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ.М., июль 1995
  55. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. М., 1993.
  56. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. М., 1997. 205 с.
  57. Е.Ф. Реформы в России: первый этап. М.: Вершина, 1997.
  58. И. Придет ли Россия к рыночной экономике? Вопросы экономики. 1998. № 8.
  59. . Инновация как средство экономического развития (пер. с англ.). М., 1990
  60. А. О взаимодействии реального и финансового секторов экономики. М.: Вопросы экономики, № 4, 1999.
  61. Смешанная экономика: формирование и управление/Под ред. В. В. Куликова. М.:РАУ, 1994. 222с.
  62. Хайек Фридрих А. Частные деньги. Институт национальной модели экономики. 1996.
  63. Хорн Дж.К.Ван. Основы управления финансами. М.: Финансы и статистика, 1997.
  64. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. СПб.: Экономическая школа, 1999.
  65. С. Инвестиционная стратегия, опционы и фьючерсы. М., Финансы, 1995
  66. Ф.И. Новое российское предпринимательство. М., Экономика, 1994
  67. Ф.И. Государство и экономика. Власть и бизнес. Экономика, 1999.
Заполнить форму текущей работой