Формирование сбалансированной системы оценки конкурентоспособности санаторно-курортных организаций
Разработана методология применения сбалансированной системы показателей для оценки конкурентоспособности организаций (ССПОК), базирующейся на выявлении стратегических конкурентных преимуществ, и определены ее основные составляющие, включающие определение областей (перспектив) оценки, перечень направлений (стремлений) по каждой области, установление «причинно-следственных связей между… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УСЛУГ
- 1. 1. Понятие о конкурентоспособности организации и методах ее оценки
- 1. 2. Современное состояние санаторно-курортного комплекса Российской Федерации
- 1. 3. Анализ теоретических представлений о конкурентоспособности санаторно-курортных организаций
- ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
- 2. 1. Теоретические основы использования сбалансированной системы показателей для оценки конкурентоспособности
- 2. 2. Создание сбалансированной системы показателей конкурентоспособности санаторно-курортных организаций
- ГЛАВА 3. ВНЕДРЕНИЕ СБАЛАНСИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В КУРОРТНУЮ ПРАКТИКУ
- 3. 1. Оценка стратегической конкурентоспособности санаториев курорта Анапа
- 3. 2. Рекомендации по внедрению сбалансированной системы показателей для повышения конкурентоспособности санаторно-курортных организаций
Формирование сбалансированной системы оценки конкурентоспособности санаторно-курортных организаций (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования. Современный этап развития санаторно-курортного комплекса России характеризуется положительной за последние пять лет динамикой роста объемов курортного обслуживания и увеличением числа объектов размещения. Несмотря на негативные последствия проведения экономических реформ, санаторно-курортная отрасль трансформировалась в рыночную систему хозяйствования. Сформировался рынок санаторно-курортных услуг, возникла необходимость обеспечения прибыльной работы здравниц, резко возросла конкуренция между отечественными и зарубежными базами размещения. Рынок выявил и серьезные недостатки в управлении курортным комплексом, негативно сказывающиеся на качестве и конкурентоспособности отечественного санаторного продукта. Традиционные административно-командные схемы управления, по-прежнему применяющиеся в отечественных здравницах, зачастую оказываются неэффективными и не обеспечивают соответствия параметров курортного продукта изменившимся требованиям потребителей.
Снижение уровня государственного регулирования санаторно-курортной отрасли повлияло на то, что качество обслуживания населения, а также доступность санаторно-курортных услуг теперь зависят от эффективности функционирования отдельных субъектов санаторно-курортного комплекса. Новые условия хозяйствования требуют от участников рыночных отношений высокой деловой активности и стратегических подходов к управлению.
Одним из наиболее популярных в последнее время методов, связывающих разработку стратегии и оперативную деятельность организации, является Система сбалансированных показателей (ССП, оригинальное название Balanced Scorecard, BSC). При разработке ССП определяется комплексный набор показателей, с достаточной полнотой характеризующий положение дел в организации и отражающий стратегическое видение ее развития [37,38].
Представляется перспективным использовать методологию ССП для управления конкурентоспособностью санаторно-курортных организаций, поскольку применявшиеся до настоящего времени методы оценки конкурентного статуса фрагментарны, не отражают в полной мере конкурентные преимущества здравниц и не носят стратегической направленности.
Создание теоретико-методологических основ управления конкурентоспособностью курортными организациями на основе ССП должно привести не только к накоплению научных знаний в области экономики и управления курортно-рекреационным комплексом, но и способствовать принятию научно обоснованных практических управленческих решений, обеспечивающих совершенствование качества курортного сервиса и повышение конкурентоспособности отечественного санаторного продукта.
Вышеизложенное позволяет утверждать, что внедрение системы сбалансированной оценки конкурентоспособности организаций санаторно-курортного комплекса представляется достаточно актуальной и обоснованной задачей.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы конкуренции и конкурентоспособности на разных уровнях являлись предметом научного интереса таких ученых, как: Г. Л. Азоев, В. Д. Андрианов, И. К. Беляевский,.
B.Л.Белоусов, Г. А. Васильев, Н. П. Ващекин, И. Н. Герчикова, Е. П. Голубков, Завгородняя, П. И. Завьялов, Н. К. Моисеева, Е. В. Попов, О. А. Третьяк, В. Д. Шкардун, Р. А. Фатхутдинов, А. П. Челенков, А. Ю. Юданов, Д. О. Ямпольская и др. [1,2,3,7,23,24,62,90,91,103].
Среди зарубежных исследователей проблем конкурентоспособности следует, выделить таких специалистов, как: Д. А. Аакер, Р. Акофф, И. Ансофф, X. Виссема, А. Дайан, Е. Дихтль, П. Дойль, П. Друкер, Б. Карлоф, Э. Кемпбел, Ф. Котлер, Ж. Ж. Ламбен, Д. Леви, Г. Минцберг, Дж. О’Шонесси, М. Портер,.
C.К. Прахалад, Э. Райе, А.Дж. Стрикленд, Д. Траут, Г. Хамел и др.
В санаторно-курортной сфере вопросы конкурентоспособности услуг рассматривались в работах В. М. Бондаренко, М. А. Бокова, В. А. Быкова, А. М. Ветитнева, Н. А. Гулиевой., Е. А. Джанджугазовой, Г. А. Карповой Г. А., Н. В. Клеповой, Л. В. Криворучко, И. В. Лебедевой, А. В. Луценко, Т. А. Марковой, Н. С. Матющенко, А. И. Стремоусова, Е. С. Угрюмова [10,14,15,16,26,28,39,43,48, 51,56,58,59,83].
Высоко оценивая вклад этих ученых и полученные ими результаты, приходится констатировать, что степень разработанности проблемы оценки конкурентоспособности остается явно недостаточной.
Сбалансированная система показателей является современной концепцией стратегического управления организациями, разработанной Р. Капланом и Д. Нортоном в 1992 г. [37,38]. Концепция стала очень популярной на Западе и нашла широкое применение во многих компаниях. Практические результаты ее использования отражены в трудах К. Адамса, М. Брауна, М. Веттера, М. Кеннерли, Л. Ленджела, М. Мейера, П. Нивена, Э. Нили, Н.-Г. Ольве, К-Й. Петри, А. Прайснера, X. Рамперсада, Ж. Роя [11,18,36,52,64,67,68,74,75]. В последнее время в России также проводятся исследования вопросов использования ССП в практике управления. Среди отечественных авторов данные вопросы рассматривались в работах A.M. Гершуна, М. Горского, А. О. Захарова, C.B. Киселева, P.A. Лугового, H.A. Морозкина, Ю. С. Нефедьевой, Б. О. Стасюка, C.B. Сидоренко, Е. В. Труновой, М. Ю. Федина, М. А. Федотовой [22,33,42,55,79,82,88,92]. Однако многие теоретические аспекты использования ССП в практике российских фирм остаются малоисследованными.
Стратегическая направленность системы делает ее привлекательной для управления конкурентным статусом организаций, однако мы не встретили в доступных нам источниках какой-либо информации по данному вопросу.
В практике работы организаций санаторно-курортной сферы методология ССП вообще не применялась.
Дискуссионность проблематики, недостаточная разработанность концептуальных и методологических подходов к оценке конкурентного статуса и особая значимость решения практических задач стратегического развития конкурентоспособности организаций обусловили выбор темы диссертационного исследования, постановку его цели и формулировку задач.
Цель диссертационной работы заключалась в формировании сбалансированной системы показателей для оценки стратегической конкурентоспособности санаторно-курортных организаций. Указанная цель предопределила постановку и последовательное решение автором следующих исследовательских задач:
— провести анализ теоретических представлений о сущности конкурентоспособности и методах ее оценки;
— обобщить взгляды на проблему конкуренции в санаторно-курортной сфере и уточнить содержание понятия конкурентоспособности санаторно-курортных организаций;
— разработать теоретические основы и методологию использования сбалансированной системы показателей для оценки конкурентоспособности организаций;
— предложить сбалансированную систему показателей конкурентоспособности санаторно-курортных организаций;
— внедрить разработанную систему сбалансированных показателей для оценки конкурентоспособности санаторно-курортных организаций курорта Анапа.
Объект исследования составили организации, оказывающие санаторно-курортные услуги. Предметом исследования являлось управление конкурентоспособностью этих организаций.
Область исследования соответствует п. 15.115. «Обеспечение конкурентоспособности предприятий сферы услуг» паспорта специальности ВАК 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами — сфера услуг)».
Теоретико-методологической основой исследования явились диалектический подход к изучению конкретных явлений, событий, фактов на базе применения основных теоретических положений рыночной экономики, современных теорий сервисной деятельности, маркетинга, менеджмента, туризма и рекреации, научные труды отечественных и зарубежных экономистов и специалистов в области экономики и управления услугами.
В процессе решения поставленных задач были использованы методы системного, логического, структурно-функционального, сравнительного, документального анализа, непосредственного наблюдения, анкетирования, экономико-статистической обработки и аналитической группировки данных с применением программного пакета SPSS.
Информационную базу исследования составили статистические данные развития санаторно-курортной отрасли и в частности города Анапа, планово-отчетные данные о деятельности санаторно-курортных учреждений, экономическая литература и материалы периодической печати, научных конференций, а также материалы, полученные автором в результате проведения собственных исследований на различных предприятиях санаторно-курортного комплекса.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования.
1. Уточнено понятие конкурентоспособности предприятия и выявлены основные недостатки существующих методов ее оценки.
2. Обобщены взгляды на проблему конкуренции в санаторно-курортной сфере, позволившие определить в качестве основных элементов конкурентоспособности современных здравниц наличие у объекта внутренних и внешних конкурентных преимуществ, сравнительность оценки, рассмотрение на различных уровнях, использование разнообразных методов ее измерения. Выявлены основные недостатки применявшихся ранее методов оценки конкурентного статуса здравниц.
3. Разработана методология применения сбалансированной системы показателей для оценки конкурентоспособности организаций (ССПОК), базирующейся на выявлении стратегических конкурентных преимуществ, и определены ее основные составляющие, включающие определение областей (перспектив) оценки, перечень направлений (стремлений) по каждой области, установление «причинно-следственных связей между направлениями, примерный перечень показателей конкурентоспособности, конкретизирующих оценку каждого направления и их параметры, сбалансированную карту конкурентоспособности (СКК) и этапы проведения оценки.
4. На основе указанной методологии предложена авторская методика оценки стратегической конкурентоспособности санаторно-курортных организаций: разработана модель сбалансированной карты конкурентоспособности санаториев, определены сбалансированные показатели оценки по каждой области, представлен порядок их расчета и способ итоговой оценки.
5. Проведенные на базе 4 санаториев курорта Анапа исследования позволили подтвердить перспективность применения разработанной методологии ССПОК для стратегической оценки конкурентоспособности организаций санаторно-курортного комплекса.
6. Предложены рекомендации по использованию системы сбалансированных показателей в курортной практике.
Практическая значимость исследования.
Полученные автором результаты исследований имеют практическое значение для санаторно-курортных организаций, адаптирующих свою экономическую деятельность к условиям рынка. Предложенная методология сбалансированной оценки конкурентоспособности дает возможность повысить эффективность функционирования организаций санаторно-курортного комплекса.
Рекомендации и предложения, изложенные в диссертационной работе, внедрены в практику деятельности ряда санаторно-курортных учреждений.
Сочи и Анапы (санаторий «Победа» в Сочисанатории «ДиЛуч», «Урал», «Голубая волна» и «Анапа-Океан» в Анапе), используются в педагогическом процессе в Сочинском государственном университете туризма и курортного дела.
Личный вклад автора в проведенное исследование состоит в постановке и обосновании цели исследования, выборе объекта и предмета исследования, определении перечня рассматриваемых задач и их решениитеоретического анализа имеющихся материалов по проблеме исследованияразвитии теоретических и методологических положений по применению системы сбалансированных показателей для оценки конкурентоспособности санаторно-курортных организацийорганизации и личном участии в исследовании потребителей курортных услуг и персонала санаториев, самостоятельной статистической обработке и анализе результатов исследований. К проведению опросов привлекались сотрудники санаториев-баз исследования, за что автор выражает им глубокую благодарность.
Апробация результатов исследования. Основные положения исследования прошли апробацию на 3-й Международной молодежной научно-практической конференции «Проблемы, инновационные подходы и перспективы развития индустрии туризма» (Сочи, 2003), 5-ой Российской научно-методической конференции «Наука и образование в условиях глобализации» (Сочи, 2004), VI и VII научно-практической конференции «Проблемы и перспективы санаторно-курортного лечения и реабилитации в здравницах России» (Сочи, 2005;2006), VII ежегодном Международном конгрессе «Здравница-2007» (Уфа, 2007).
Методические материалы, подготовленные автором, используются в учебном процессе Института туристского бизнеса и Анапского филиала Сочинского государственного университета курортного дела и туризма.
По теме исследования автором опубликовано 10 печатных работ общим объемом 12,8 печатных листов (в том числе 7,5 авторских), включая монографию и 2 статьи в журналах из перечня ВАК.
Результаты исследования.
Во всех санаториях-базах исследования были получены и проанализированы финансовые показатели (Приложение 3), а также данные, характеризующие три остальные области ССП. Оценка удовлетворенности и лояльности отдыхающих и определение удовлетворенности сотрудников являлись результатом специально проведенных опросов.
Указанные индикаторы были сгруппированы в таблицу сбалансированных показателей конкурентоспособности, которая размещена в конце раздела.
Ниже представлен анализ конкурентоспособности исследованных здравниц по отдельным областям.
Финансовая область (табл. 3.1).
Коэффициент экономической эффективности, вычисляемый по методике A.B. Луценко, оказался выше у санатория «Анапа-Океан», у которого, при неплохой прибыли — 18,8%, достаточно высокая отдача от основных фондов.
Список литературы
- Азоев, Г. Л. Маркетинговые технологии ведения конкурентной борьбы / Г. Л. Азоев // Вестник ГУУ, 1999. № 1. — С.69−77.
- Андрианов, В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике / В. Д. Андрианов // Мировая экономика и международные отношения, 2001. -№ 6-С. 3−19.
- Андрианов, В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике / В. Д. Андрианов // Мировая экономика и международные отношения/, 2000. -№ 3.-С. 95−98.
- Андреев, А.Г. Лояльный потребитель основа долгосрочного конкурентного преимущес*ва компании / А. Г. Андреев // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2003. — № 2. — С. 16−18.
- Ахматова, М. Теоретические модели конкурентоспособности /М. Ахматова, Е. Попов // Маркетинг, 2003. № 4 (71)
- Барыбкина, М. Н. Совершенствование санаторно-курортного продукта и повышение эффективности его продаж / М. Н. Барыбкина // Курортные ведомости 2002 № 6 (15). С 3.
- Белоусов, В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы / В. Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом, 2001. № 5
- Берлин, С.И. Экономический потенциал рекреационной зоны Краснодарского края: социально-экономическое состояние и прогноз развития / С. И. Берлин. СПб.: СПб ГУЭФ, 1997.
- Берлин, С.И. Современные особенности управления социально-экономическим механизмом в рекреационной зоне. / С. И. Берлин // Наука Кубани. 1997. -№ 2.
- Бондаренко, В.М. Закономерности формирования и управления конкурентным статусом санаторно-курортной организации : дис.. канд. экон. наук / В. М. Бондаренко. Сочи.: Изд-во СГУТиКД, 2003. — 212 с.
- Браун, Марк Г. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения / Марк Грэм Браун- пер. с анг. М.: Альпина Бизнес Бук, 2005. -226 с.
- Брикса, А.Н. Программа повышение способности конкурировать /А.Н. Брикса // ЭКО, 2000. — № 1. с. 141 -143.
- Булеев, А.И. Количественный коэффициент конкурентоспособности товаров и услуг / А. И. Булеев // Маркетинг и маркетинговые исследования в России, 1997. № 5
- Быков, В.А. Стратегия повышения конкурентоспособности курортно-туристских услуг города Сочи : автореф. дис.. канд. экон. наук / В. А. Быков. СПб.: Изд-во СПб. гос. ун-та экономики и финансов, 2007. — 19 с.
- Ветитнев, A.M. Маркетинг санаторно-курортных услуг : учеб. пособие / A.M. Ветитнев. -М.: Медицина, 2001. 224 с.
- Ветитнев, A.M. Конкурентоспособность санаторно-курортных организаций / А. М. Ветитнев, М. А. Боков, Е. С. Угрюмов. Сочи: Из-во СГУТиКД, 1999. — 98 с.
- Ветитнев, A.M. Сервисноориентированная концепция управления санаторно-курортными организациями в рыночных условиях /А.М.Ветитнев. СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2005. — 274 с.
- Внедрение сбалансированной системы показателей / Horvarth & Partners- пер. с нем. 2-е изд. — М.: Альпина Бизнес Бук, 2006. — 478 с.
- Галица, А. Н. Организация искусственной конкуренции как метод стимулирования экономики / А. Н. Галица // Общество и экономика. — 2001. -№ 2. С.98−106.
- Гелловэй, JL Операционный менеджмент /Л.Гелловэй. СПб: Питер, 2002.-320 с.
- Гембл, П. Маркетинг взаимоотношений с потребителями / П. Гембл, М. Стоун, М.Вудкок. М.: Изд-во Торговый дом «Гранд», 2002. — 252 с.
- Гершун, А. Технологии сбалансированного управления: 2-е изд., перераб. / А. Гершун, М.Горский. М.: ЗАО «Олимп-бизнес», 2006. — 416 с.
- Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 2-е изд. / Е. П. Голубков. — М.: Финпресс, 2000. — 464с.
- Голубков, Е.П. Прибыль как индикатор эффективности- необходимость комплексного подхода / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом, 1998. № 1. — С.23−26
- Глухов, А. В. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения /А.В.Глухов // Маркетинг. — 1999. -№ 2. — С. 56—64.
- Гулиева, H.A. Формирование стратегии повышения конкурентоспособности санаторно-курортного комплекса (на примере курорта Анапа): дис. канд. экон. наук / Н. А. Гулиева. Кисловодск: Изд-во Кислов. ин-та экономики и права, 2006. — 153 с.
- Гордышев, И.А. Методические основы управления формированием и развитием санаторно-курортного комплекса региона: дис. .канд.экон. наук / И. А. Гордышев. Изд-во Моск. гос. ун-та сервиса, 2001. — 142 с.
- Джанджугазова, Е.А. Применение маркетинговых стратегий на предприятиях санаторно-курортного комплекса (на примере города Сочи): дис. канд. экон. наук / Е. А. Джанджугазова. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та сервиса, 2000. — 205 с.
- Емельянов, С.П. Международная конкурентоспособность производителей США: методика анализа / С. П. Емельянов // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 3. С. 83−90.
- Железцов, А. Трудовые ресурсы организации в современных условиях / А. Железцов // Маркетинг, 2003. № 2 (69). — С. 10−21.
- Жданов, С. А. Основы теории экономического управления предприятием / С. А. Жданов.- М.: Издательство «Финпресс», 2000.-384 с.
- Залесская, М. Недобросовестная конкуренция на товарных рынках: особенности защиты прав хозяйствующих субъектов / М.Залесская. М.: 1999.-432 с.
- Захаров, А.О. Совершенствование управления фирмой, предоставляющей услуги на рынке недвижимости, на основесбалансированной системы показателей : дис. канд.. экон. наук / А. О. Захаров. М.: РАГС, 2006. — 161 с.
- Иванов, O.A. Коммерческая деятельность санаторно-курортных комплексов в условиях формирования рыночных отношений : дис.. канд. экон. наук / O.A. Иванов. -М.: Изд-во РЭА им. Г. В. Плеханова, 1996. 152с.
- Иглин, В.А. Обеспечение качества рабочей силы и повышение конкурентоспособности российских предприятий / В. А. Иглин // Трудовое право, 2001.-№ 3.-С. 17−26.
- Измерение результативности компании: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. — 345 с.
- Каплан, Роберт С. Стратегические карты. Трансформация t •нематериальных активов в материальные результаты / Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон- пер. с анг. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. 512 с.
- Каплан,. Роберт С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон- пер. с анг. 2-е изд., исп. и доп. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. — 320 с.
- Клепова, Н.В. Теоретические и практические аспекты оценки конкурентоспособности санаторно-курортного продукта : дис.. канд. экон. наук / Н. В. Клепова. Сочи.: НОЦ РАО, 2003. — 162 с.
- Киселев, C.B. Стратегической управление диверсифицированной компанией на основе системы сбалансированных показателей : дис. канд.. экон. наук / С. В. Киселев. СПб.: СПбГУЭиФ, 2006. — 188 с.
- Криворучко, В.И. Перспективы курортного дела в России / В. И. Криворучко // Курорт, сервис, туризм 2001.- К21.- С. 3−7.
- Кротова, Е.Л. Рекреационно-туристский комплекс региона: теория и практика реформирования. Екатеринбург: УрО РАН, 2001 —336 с.
- Кубань в цифрах: статистический сборник. Краснодар: Краснодарский краевой комитет государственной статистики, 2001.- 230с.
- Кунц, Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций / Г. Кунц, С. О’Доннел. М.: Прогресс, 1992.- 326с.
- Курортно-туристический комплекс как объект управления / Под ред. д.э.н. проф. Г. А. Карповой. СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2000.-146 с.
- Курортно-туристский комплекс Краснодарского края в 2001 г. -Краснодар: Краснодарский краевой комитет государственной статистики, 2002. -25с.
- Курортно-туристский комплекс Краснодарского края (2001−2002 гг.).-Краснодар: Комитет госстатистики, 2003.
- Ленджел, Ш. Интеграция системы сбалансированных оценок / Ш. Ленджел // Все о качестве. Зарубежный опыт. 2003. — № 1(39). — с.16−27.
- Лимонов, В.И. Основные аспекты государственного регулирования санаторно-курортного рынка / В. И. Лимонов, А. Н. Разумов, Б. Н. Семенов //
- Вопросы курортологии физиотерапии и лечебной физической культуры. -2003.-№ 1.-С. 4−9.
- Лифиц, И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг / И. М. Лифиц. 2-е изд., доп. и испр. — М.: Юрайт-М, 2001. -224 с.
- Луговой, P.A. Инновационный подход к стратегическому управлению вузом на основе системы сбалансированных показателей : дис. канд.. экон. наук / Р. А. Луговой. Владивосток: ВГУЭиС, 2006. — 159 с.
- Луценко, A.B. Закономерности формирования и факторы развития санаторно-курортного комплекса : дис.. канд. экон. наук / A.B. Луценко. -Кисловодск: Изд-во Кислов. ин-та экономики и права, 2002. 126 с.
- Макконнелл, K.P. Экономикс: принципы, проблемы и политика / К. Р. Макконнел, С. Л. Брю. -М.: Инфра-М, 2000
- Маркова, Т.А. Стратегия развития и повышения конкурентоспособности курортно-туристского комплекса региона (на материалах Краснодарского края): дис.. канд. экон. наук / Т. А. Маркова. -Сочи.: Изд-во СГУТиКД, 2004. 176с.
- Матющенко, Н.С. Управление конкурентоспособностью санаторно-курортной организации в условиях переходного периода : дис. канд. экон. наук / Н. С. Матющенко. Сочи.: Изд-во СГУТиКД, 2002. — 185 с.
- Мильграм, Д.А. Оценка конкурентоспособности экономических технологий / Д. А. Мильграм // Маркетинг в России и за рубежом, 1999 № 2 -С. 45−48.
- Миронов, М.Г. Ваша конкурентоспособность / М. Г. Миронов. М.: Издательство «Альфа — Прогресс». 2004. — 160 с.
- Моисеева, Н.К. Стратегическое управление туристской фирмой: Учебник / Н. К. Моисеева. М.: Финансы и статистика, 2000. — 208 с.
- Мишин, Ю.В. Экономические основы организации конкурентоспособного производства/Ю.В.Мишина. М.: 2000. 573 с.
- Нили, Энди. Призма эффективности: Карта сбалансированных показателей для измерения успеха в бизнесе и управления им / Энди Нили, Крис Адаме, Майк Кенерли — пер. с англ. Днепропетровск: Баланс-клуб, 2003.-400 с.
- Ольве, Нильс-Горан. Сбалансированная система показателей. Практическое руководство по использованию / Нильс-Горан Ольве, Жан Рой, Магнус Ветер — пер. с анг. М.: Издательский дом «Вильяме», 2006. — 304 с.
- Ольве, Нильс-Горан. Баланс между стратегией и контролем / Нильс-Горан Ольве, Карл-Йохан Петри, Жан Рой, Софии Рой — пер. с анг. СПб.: Питер, 2005. — 320 с.
- Пархоменко, С.А. Развитие предпринимательской деятельности в сфере санаторно-курортных услуг : дис.. канд. экон. наук / С. А. Пархоменко. Ставрополь: Изд-во СГАУ, 2005. — 191 с.
- Печенкин, А.Н. Об оценке конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей / А. Н. Печенкин, В. Фомин // Маркетинг, 2000. № 2 (51)-С. 23−26.
- Петров, А.Н. Стратегическое планирование развития предприятия: учебное пособие /А.Н.Петров. СПб.: Изд-во СП6УЭФД993 — 425 с.
- Портер, М. Международная конкуренция / М. Портер- пер. с англ. М.: Междунар. Отношения, 1993. — 896 с.
- Поташова, И.Ю. Разработка и внедрение процессного управления санаторно-курортными организациями : дис. канд.экон. наук / И. Ю. Поташова. — СПб.: БАШ, 2007. — 218 с.
- Прайснер, Андреас. Сбалансированная система показателей в маркетинге и сбыте / Андреас Прайснер- пер. с нем. М.: Издательский дом Гребенникова, 2007. — 304 с.
- Рамперсад, К. Хьюберт. Универсальная система показателей деятельности: Как достигать результатов, сохраняя целостность / Хьюберт К. Рамперсад- пер.' с анг. М.: Альпина Бизнес Бук, 2004. 352 с.
- Разумов, А.Н. Лечебный туризм как современное направление курортной медицины в России / А. Н. Разумов, Е. Р. Яшина, Е. С. Бережнов // Вопросы курортологии, физиотерапии и лечеб. физ. культуры, 1999. № 3 — С. 46−49.
- Рубин Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции: Учебник. 5-е издание, пер. и доп./ Ю. Б. Рубин. М.: Маркет ДС, 2006. — 712 с.
- Селиверстова, М.А. Особенности развития предпринимательской деятельности организаций санаторно-курортной сферы : дис.. канд. экон. наук / М. А. Селиверстова. СПб.: Изд-во СПб. ин-та управления и экономики, 2003. — 238 с.
- Сидоренко, С.В. Эффективность деятельности службы занятости: оценка на основе сбалансированной системы показателей: дис. канд.. экон. наук. / С. В. Сидоренко. М.: МГУ, 2005. -166 с.
- Спиридонов, И.А. Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики России: Учебное пособие / И. А. Спиридонов. М.: ИИЦ «Рассиана». — 2000. — 252 с.
- Сравнительный анализ конкурентоспособности и финансового состояния предприятий // Маркетинг в России и за рубежом, 2000. № 5. -С.36−39
- Стасюк, Б.О. Формирование и использование стратегической модели развития гостиничных предприятий на основе системы взаимосвязанных показателей (на примере г. Москвы): автореф. дис. канд.. экон. наук / Б. О. Стасюк. М.: МГУС, 2006. — 25с.
- Стремоусов, А.И. Организационно-экономические факторы обеспечения конкурентоспособности предприятий санаторно-курортной сферы : дис.. канд. экон. наук / А. И. Стремоусов. Кисловодск: Изд-во Кислов. ин-та экономики и права, 2004. — 208 с.
- Субетто, А. Глобализация как форма установления нового мирового порядка, мировой финансовой капиталократии — тупик истории человечества" / А.Субетто. М.: 2001. — 278 с.
- Тейлор, Д. Основы научного менеджментаб учебник / Д.Тейлор. М: Высшая школа, 1991.- 562 с.
- Томпсон, A.A. мл. Стратегический менеджмент: учебник для вузов / A.A. Томпсон мл., А. Д. Стрикленд. -М.: ИНФРА-М, 2001. 320 с.
- Трифонова, С. Денежная оценка рекреационных ресурсов / С. Трифонова, ИЛалий // Маркетинг. -2001.- № 2 С. 103 -110.
- Трунова, Е.В. Формирование сбалансированной системы показателей как инструмент управления предприятием : дис. канд.. экон. наук / Е. В. Трунова. Белгород: БГТУ, 2004. — 169 с.
- Управление социальными резервами регионального развития / Под ред. В. К. Потемкина. СПб.: ИРЭ РАН, 2001. — 435 с.
- Фатхутдинов, P.A. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р. А. Фатхутдинов. М.: ИНФРА, 2000. — 312с.
- Фатхудинов, P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Маркетинг, 2000 261 с.
- Федотова, М.А. Формирование и использование сбалансированной системы показателей для управления реализацией стратегии организации : дис. канд. экон. наук / М. А. Федотова. М.: ГУУ, 2006. — 168 с.
- Фурсова, Е.Б. Три «кита» курортной индустрии / Е. Б. Фурсова // Курортно-туристическое обозрение. -2001. -№ 1. С.4−5.
- Хальфин, P.A. Об основных направлениях развития курортного дела в Российской Федерации / Р. А. Халфин, Л. Б. Иванова // Курортные ведомости. -2002. № 5. — С.2−5.
- Хаммер, М. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе / М. Хамер, ДЛампи. СПб.: Питер, 2000. — 332 с.
- Харрис, Годфри Стимулирование международного туризма в XXI веке / Годфри Харрис, Кеннет М. Кац: пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 2000. — 240с.
- Хейне П. Экономический образ мышления / П. Хейне — пер. с англ. М.: Изд-во «Дело», 1992 — 704 с.
- Хачева, М.М. Стратегия развития санаторно-курортного комплекса региона (на примере Кабардино-Балкарской республики): дис. канд. экон. наук / М. М. Хачева. Нальчик: КБГСА, 2003. — 176 с.
- Цысарь, A.B. Лояльность покупателей: основные определения, методы измерения, способы управления / A.B. Цысарь // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2002. — № 5. — С. 57−60.
- Широких, В.В. Регулирование рынка санаторно-курортных услуг : дис. канд. экон. наук / В. В. Широких. СПб.: Изд-во СПб. торгово-эконом. ин-та, 2005. — 173 с.
- Шумпетер, И.- История экономического анализа. В 3 томах / И.Шумпетер. Изд-во: СПб: Экономическая школа, 2004. — 356 с.
- Ю2.Экономика современного туризма / Под ред. Г. А. Карповой. Спб.: Герда, 1998.- 187 с.
- Юданов, А. Ю. Конкуренция: теория и практика / А. Ю. Юданов. М.: Акалис, 1996
- Ю4.Яшин, Н. С. Управление качеством продукции. / Ф. Э. Яншин. — М., 1998. 253с.
- Яковлев, И.В. К вопросу о перспективах и проблемах развития санаторно-курортной отрасли / И. ВЛковлев // Курортные ведомости. 2001. -№ 5.- С.9−10.
- Юб.Ямщиков, A.C. Бизнес-планирование в медицинском учреждении / A.C. Ямщиков, О. К. Махова, В. В. Иванов. Красноярск: ККФОМС, 1998. -224 с.
- Aaker, D. A. Managing Brand Equity / D.A. Aaker. The Free Press, 1991. -399 p.
- Hamel, G. Leading the Revolution. Harvard Business School Press. Boston (Mass.): — 2000.
- Kanter, R.M. Evolvel. Succeeding in the Digital Culture of Tommorrow. -Harvard Bussiness School Press. Boston (Mass.): 2001.
- Moore, J.F.The Death of Competition. N.Y.:Harper Business, 1996.
- Porter M.: What is Strategy? In: Harvard Business Review November-December 1996. 544 p.
- Total QualityManagement. Teaching Material. TACIS, ED-62. Milan, 1994.-254 p.
- Анкета опроса гостей санатория Дорогой Гость! Мы рады приветствовать Вас в нашем санатории!
- Мы хотели бы выяснить, насколько Вы удовлетворены или не удовлетворены услугами, полученными в нашем санатории.
- Характеристика 1 г Оценка, г
- Стоимость путевки НЕТ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Имидж санатория НЕТ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Месторасположение санатория НЕТ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оснащенность лечебно-диагностической базы НЕТ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Организация лечебного процесса НЕТ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Эффективность лечения (по самочувствию) НЕТ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Качество обслуживания медицинскими работниками НЕТ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Состояние номера НЕТ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Качество уборки номера НЕТ 1 2' 3 4 5 6 7 8 9 10
- Своевременность и качество устранения дефектов и поломок в номере НЕТ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- И. Качество приготовления блюд НЕТ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Выбор блюд НЕТ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Качество обслуживания в столовой НЕТ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Организация экскурсий НЕТ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Организация досуга НЕТ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Транспортные услуги НЕТ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Состояние пляжа НЕТ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Благоустройство территории НЕТ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Организация работы сдетьми НЕТ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Дисциплинированность персонала НЕТ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Доброжелательность и отзывчивость персонала НЕТ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Компетентность персонала НЕТ 1 2 3 4 5 ¦ 6 7 8 9 10
- Индивидуальный подход к гостям НЕТ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Безопасность Вашего нахождения в санатории НЕТ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Характеристика 1' Оценка 1 г
- Стоимость путевки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Имидж санатория 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Месторасположение санатория 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Оснащенность лечебно-диагностической базы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Организация лечебного процесса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Эффективность лечения (по самочувствию) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Качество обслуживания медицинскими работниками 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Состояние номера 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Качество уборки номера 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Своевременность и качество устранения дефектов и поломок в номере 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Качество приготовления блюд 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Выбор блюд 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Качество обслуживания в столовой 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Организация экскурсий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Организация досуга 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Транспортные услуги 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Состояние пляжа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Благоустройство территории 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Организация работы сдетьми 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Дисциплинированность персонала 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Доброжелательность и отзывчивость персонала 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Компетентность персонала 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Индивидуальный подход к гостям 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Безопасность Вашего нахождения в санатории 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
- Хотели бы Вы еще раз отдохнуть в нашем санатории? (поставьте крестик рядом с выбранным ответом)
- Ни в коем случае Маловероятно Скорее да, чем нет Вероятно, буду Обязательно буду
- Будете ли вы рекомендовать наш санаторий другим?
- Ни в коем случае Маловероятно Скорее да, чем нет Вероятно, буду Обязательно буду
- Вы оплачивали путевку: Полностью | | - Частично или получили бесплатно |
- Который раз Вы отдыхаете в нашем санатории
- Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов о себе: Ваш возрастлет- пол М / Ж
- Доход на 1 члена семьи в месяц в рублях (обвеДите кружком): до 2000 2000−4500 4501−7500 7501−18 000 свыше 18 000 3.7 Вы отдыхаете (обведите кружком): один, — с женой (мужем), — с детьми