Проблемы совершенствования планирования и финансирования расходов государственного бюджета СССР на здравоохранение
На наш взгляд, в индивидуальном и сводном планировании канцелярских и хозяйственных расходов правомерно использовать пока- * затель кубатуры зданий. Это обусловлено тем, что, во-первых, по своему экономическому содержанию преобладающая часть расходов на отопление, текущий ремонт, водоснабжение, занимающих около 90% общей суммы хозяйственных расходов, зависит не от показате- * лей мощности… Читать ещё >
Содержание
- Стр. з
- ГЛАВА I. РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО НОДЖЕТА В РАЗВИШ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
- 1. Здравоохранение и его роль в общественном воспроизводстве
- 2. Государственный бюджет СССР в составе источников финансового обеспечения здравоохранения
- ГЛАВА II. ПЛАНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
- 1. Основные производственные показатели и их планирование
- 2. Анализ действующего порядка планирования текущих расходов учреждений здравоохранения и его совершенствование
- ГЛАВА III. СИСТЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ЕЕ РАЗШШЕ
- 1. Порядок предоставления и использования средств. государственного бюджета на здравоохранение и необходимость его совершенствования
- 2. Расширение прав распорядителей кредитов в расходовании бюджетных ассигнований .".,
Проблемы совершенствования планирования и финансирования расходов государственного бюджета СССР на здравоохранение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Высшей целью экономической стратегии КПСС является обеспечение полного благосостояния советских людей, создание лучших условий для всестороннего развития личности. Обеспечение дальнейшего социального прогресса предусматривает в числе важных направлений социально-экономического развития осуществление системы мер по увеличению продолжительности жизни и трудовой активности советских людей, укреплению их здоровья. В материалах ХОТ съезда партии поставлена задача поднять уровень и качество медицинского обслуживания населения" '" .
Проявление требований основного экономического закона социализма в современных условиях заключается в том, что потребность в услугах здравоохранения становится одной из основных социальных потребностей людей. Это обусловливает все возрастающую роль здравоохранения в решении задач коммунистического строительства.
На этапе развитого социализма необходимость совершенствования здравоохранения вызвана объективными требованиями развития производительных сил и производственных отношений, изменившимися условиями воспроизводства рабочей силы, потребностями материального производства, эффективное функционирование которого в условиях научно-технического прогресса предполагает высокий уровень физического и духовного развития главной производительной силы общества — человека. Поэтому в современных условиях совершенствование здравоохранения становится одной из актуальных проблем социально-экономического развития страны.
I. См. Материалы ХОТ съезда КПСС. — М.: Политиздат, 1981, с. 136,137,182. г.
В соответствии с требованиями научно-технического и социального прогресса в здравоохранении сконцентрирован значительный объем материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Ведущая роль в финансовом обеспечении здравоохранения принадлежит государственному бюджету СССР. Расходы на здравоохранение из государственного бюджета составили в 1983 году 16,3 млрд руб.* В государственном бюджете СССР на 1985 год ассигнования на здравоохранение о и физическую культуру предусмотрены в сумме 17,2 млрд .руб.. Ежегодный рост государственных вложений в развитие отрасли предполагает необходимость повышения эффективности использования имеющегося экономического потенциала.
В современных условиях в решении этой задачи исключительная роль принадлежит использованию и совершенствованию финансового механизма, разработке рациональных форм и методов финансового планирования здравоохранения, улучшению действующей практики планирования и финансирования расходов государственного бюджета СССР на здравоохранение, которая еще не в полной мере отвечает требованиям современного этапа развития здравоохранения и стоящим перед ним задачам повышения качества медицинского обслуживания населения.
В последнее десятилетие возрастает интерес советских экономистов к изучению проблем развития непроизводственной сферы в целом, появилось много исследований по этому вопросу. К ним относятся работы Агабабьяна Э. М., Иванова Г. П., Козака В. Е., Рутгай-зера В.М., Кочерги А. И., Комарова Е. В., Прадцина Д. И., Солодко- 1.
1. Народное хозяйство СССР в 1983 году. — М.: Финансы и статистика, 1984, с. 551.
2. В. Ф. Гарбузов. О государственном бюджете СССР на 1985 год и об исполнении государственного бюджета СССР за 1983 год.-М.: Политиздат, 1984, с. 29. ва М.В., Хомелянского Б. Н. и др., в которых нашли отражение общетеоретические и методологические проблемы непроизводственной сферы.
В последние годы в экономической литературе стали появляться * работы, посвященные экономическим проблемам здравоохранения, как одной из ведущих отраслей непроизводственной сферы. Вопросам ор ганизации планирования здравоохранения посвящены труды Головте-ева В.В., Калью П. И., Канепа В. В., Канта В. И., Корчагина В. П., Кулагиной Э. Н., Маламуда М. И., Малова Н. И., Попова Г. А., Чурако-ва В.И. и др. Однако эти работы не имеют прямого отношения к на- 11 шему исследованию. Проводимый в них анализ касается широкого круга вопросов современных основ и методов планирования здравоохранения, особенностей организации управления им, экономических особенностей ресурсов развития отрасли (материальных, трудовых), основных нормативов оказания медицинской помощи населению и т. д. Между тем, в них практически отсутствуют исследования финансовых v проблем здравоохранения.
Все большее отражение находят вопросы финансирования расходов бюджета на социально-культурные мероприятия в целом. Они исследуются в работах Алешина G.M., Басова В. И., Гервиц Л. Я., Горелого В. И., Ерошина В. И., Дедкова Е. П., Кочетовой Н. Д., Кулико- * ва B.G., Пешехонова Ю. В., Рапопорта С. А., Якобсона Л. И. и др.
Однако, работ, посвященных финансовому планированию и финансированию здравоохранения, имеющего свою специфику по сравнению с другими отраслями непроизводственной сферы, крайне мало. Наиболее крупные из них (Гороховера И.А., Соловьева В. П., Чайковской Н. В. и Грикуровой Р.В.) опубликовали 15−20 лет назад. Исследования, выполненные в последние годы Баятовой И. М., Верскайном В. А., Голиковой Т. В., Кавале Л.Я.% Розенфельдом И.) представлены лишь отдельными статьями в периодической печати.
Между тем, основные финансовые проблемы здравоохранения трек буют дальнейшей разработки. Недостаточно исследованы проблемы, связанные с теоретическим анализом вопросов финансирования здраво- 4 охранения. Продолжают дискутироваться среди экономистов вопросы о характере производственных и финансовых отношений в отраслях непроизводственной сферы, о перспективах изменения роли государственного бюджета в финансовом обеспечении здравоохранения, проблема платности услуг здравоохранения. До настоящего времени отсутствует комплексное исследование согласованности индивидуального и сводного планирования основных статей расходов учреждений здравоохранения. Требуют дальнейшего анализа вопросы создания финансовых нормативов, обеспечивающих эффективное использование бюджетных ассигнований, проблема расширения прав распорядителей кредитов в использовании бюджетных средств. *.
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблем планирования и финансирования здравоохранения, их актуаль-, ность в современных условиях обусловили выбор темы исследования, цель и задачи работы.
Цель диссертации состоит в том, чтобы на основе теоретических выводов и анализа действующей практики планирования и финансй-' рования расходов государственного бюджета на здравоохранение опре делить пути и разработать конкретные рекомендации по ее совершенствованию в соответствии с требованиями современного этапа развитого социализма.
Для достижения намеченной цели исследования в работе постав- ' лены следующие конкретные задачи:
I. Исследовать экономическую роль здравоохранения в общественном воспроизводстве, определив его место в едином народнохозяйственном комплексе страны.
2. Рассмотреть состав и структуру источников финансового обеспечения здравоохранения и обосновать направления наиболее эффективного использования ассигнований государственного бюджета, децентрализованных источников и средств населения. у.
3. Проанализировать действующую практику планирования расходов государственного бюджета СССР на здравоохранение, обосновав возможности и пути ее дальнейшего совершенствования.
4. Рассмотреть порядок финансирования здравоохранения и исследовать проблему расширения прав распорядителей кредитов в использовании бюджетных ассигнований.
Методологической и теоретической основой для разработки исследуемых проблем явились труды классиков марксизма-ленинизма, программа КПСС, материалы и решения съездов КПСС, пленумов ЦК КПСС, законодательные акты, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по хозяйственным и финансовым вопросам,.
В процессе исследования изучены работы советских экономистовпо теории финансов, финансового и бюджетного планирования, эконо-, мике и финансированию здравоохранения — материалы научных и прак-' тических конференций, издания периодической печати по финансовым вопросам непроизводственной сферы в целом и здравоохранения, статистические материалы, инструктивные документы Министерства фиf нансов СССР и Министерства финансов РСФСР.
Исследование проводилось на основе анализа плановых и отчетных данных Министерства финансов СССР и Министерства здравоохранения СССР, районных финансовых отделов г. Москвы, а также на основе фактического материала по отдельным учреждениям районных от-* делов здравоохранения г. Москвы. При анализе фактического материа- -ла применялись методы статистического анализа (группировки, срав нения, динамики, факторного анализа и др.), В работе нашли отражение выводы, сделанные диссертантом на основе опыта практической работы в финансовых органах.
Реализация выводов и предложений, содержащихся в диссертации, может способствовать дальнейшему развитию и совершенствова- * нию планирования и финансирования расходов на здравоохранение. Вместе с тем автор не претендует на окончательное решение рассмотренных вопросов, что обусловливает необходимость дальнейших исследований финансовых проблем здравоохранения.
— 150 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
На этапе совершенствования развитого социалистического общества объективные требования развития производительных сил и производственных отношений со всей необходимостью вызывают рост потребности членов общества в услугах здравоохранения и как следствие этого возрастание социально-экономической роли здравоохранения в общественном воспроизводстве.
Данная потребность формируется под действием многочисленных факторов, важнейшими из которых являются социально-экономические, и прежде всего, повышение требований к качеству рабочей силы вследствие изменений условий ее воспроизводства под влиянием научно-технического прогресса. Рост потребностей в услугах здравоохранения вызывает необходимость увеличения расходов государства на раз-, витие специализированных видов медицинской помощи.
В соответствии с требованиями основного экономического закона социализма удовлетворение потребности в услугах здравоохранения осуществляется через общественные фонды потребления. Это обеспечивает, во-первых, доступность услуг здравоохранения для всех слоев населения, иво-вторых, определенный уровень их удовлетворения, необходимый с точки зрения интересов общества в целом, и каждого отдельного человека.
Анализ статистического материала показывает, что государст- ' Бенный бюджет является основным источником финансового обеспечения здравоохранения. В 1983 году за счет его средств произведено 78,6% всех расходов на здравоохранение. Ведущая роль государственного бюджета в финансировании отрасли обусловлена требованием обеспечения общественно-необходимого уровня удовлетворения потv ребности членов общества в услугах здравоохранения, независимо от. уровня оплаты их труда и участия в общественном воспроизводстве. Преимущественное использование средств государственного бюджета на развитие здравоохранения позволяет осуществить экономически обоснованное финансовое планирование расходов, обеспечивает отно-, сительную равномерность в распределении средств по территории страны в соответствии с утвержденными нормативами оказания медицинской помощи, устраняет распыленность средств, обеспечивает над-* лежащий контроль за их рациональным использованием.
Вместе с тем, анализ состава источников финансирования здра- 4 воохранения показывает, что в первые годы проведения хозяйственной' реформы 1965 года, прослеживалась тенденция роста децентрализованных источников, включающих средства государственных предприятий, колхозов, общественных организаций. В структуре источников финансирования они возросли с 15,2 $ в 1965 году до 21,2 $ в 1970 году. Но в дальнейшем удельный вес децентрализованных источников стабилизировался на уровне 21 $.
По мнению автора, использование децентрализованных источников имеет определенное значение как форма дополнительного финансирова- «ния. Значительное улучшение системы народного здравоохранения предполагает мобилизацию всех источников финансирования — централизованных и децентрализованных. Вместе с тем, роль государствен-. ного бюджета остается решающей в развитии здравоохранения и в на—, стоящее время, и в перспективе. Некоторое увеличение доли децентрализованных источников в начале проведения хозяйственной реформы свидетельствует не о перераспределении — средств между источниками, а о временном относительно более быстром росте затрат предприятий. на здравоохранение вследствие увеличения их финансовых ресурсов. х.
В диссертации доказывается целесообразность определения наиболее эффективных путей использования средств государственного бюджета и децентрализованных источников. Для этого необходимо разграничить направления расходования государственных ассигнований и собственных средств предприятий и организаций в зависимостиот характера и значимости отдельных видов потребностей в услугах здравоохранения. Финансовым источником удовлетворения потребностей, которые гарантируются конституционно всем гражданам СССРоказание больничной и амбулаторно-поликлинической помощи населению, санаторное лечение детей, оанитарно-профилактическое обслуживание населения, должны быть общегосударственные бюджетные сред-, ства, А за счет средств предприятий и хозяйственных организаций осуществлять в перспективе по мере роста финансовых возможностей государства в основном профилактическое медицинское обслуживание, оздоровительную работу и отдых населения (содержание домов отдыха, санаториев, приобретение путевок в дома и базы отдыха}.
В финансировании здравоохранения принимают участие в некото- • рой степени и средства населения. Однако, вследствие обеспечения трудящихся в основном всеми видами бесплатной медицинской помощи, развитие и значительное расширение платных услуг не является общественно необходимой потребностью. На наш взгляд, на долю хозрасчетных медицинских учреждений должно остаться удовлетворение только тех, потребностей, которые не могут быть пока реализованы I за счет средств государственного бюджета: оказание отдельных видов стоматологической помощи, содержание косметических лечебниц, консультации специалистов, имеющих ученые отепени и званиями некоторые другие. Необходимо ориентироваться на преимущественный рост, расширение и главное повышение качества бесплатного обслу живания населения.
Планирование расходов государственного бюджета на здравоохранение осуществляется на основе широкого использования системы норм и нормативов. Нормы затрат, установленные на расчетную единицу, являются основным инструментом распределения средств на содержание отдельных учреждений. Однако анализ норм, применяемых в практике финансового планирования, показал, что они не всегда отвечают задаче эффективного использования выделенных ассигнований. По одним статьям расходов нормы не обеспечивают минимальной потребности в средотвах, а по другим — они завышены, что приводит к планированию излишних ассигнований. Не изжита практика планирования расходов от достигнутого уровня.
Для совершенствования действующего порядка планирования рас- ¦ ходов на здравоозфанение в диосертации. предлагается применять единый подход в определении основных статей расходов учреждений здравоохранения в индивидуальном и сводном планировании. Он закi лючается в использовании единых производственных показателей, положенных в основу определения расходов при составлении индивидуа- «льных смет и сводов ассигнований по республике, области и т. д., и обеспечении согласованности индивидуальных и укрупненных норм.
В результате исследования действующей практики планирования расходов по отдельным элементам текущих затрат установлено, что имеется несоответствие расчетных единиц при определении двух основных статей расходов, занимающих наибольший удельный вес (73 $) в общей сумме текущих расходов — заработной платы и канцелярских и хозяйственных расходов. Применение различных производственных показателей при планировании расходов на заработную плату по больницам (врачебной должности — в индивидуальном, и койки — в сводном планировании) приводит к тому, что фонд заработной платы, определенный в процессе сводного планирования, не соответствует потребностям учреждений в денежных средствах на местах.
Для совершенствования действующей практики. планирования расходов на заработную плату предлагается применять единую расчетную единицу в индивидуальном и сводном планировании — количество врачебных должностей. Планирование расходов на заработную плату в расчете на должность производится в настоящее время только по самостоятельным амбулаторно-поликлиническим учреждениям, на содержание которых с 1979 года в государственном бюджете СССР предусматриваются ассигнования целевым назначением. По поликлиникам, вхо- * дящим в состав объединенной больницы, планирование расходов производится по-прежнему в расчете на койку, Поэтому целесообразно сводное планирование расходов на заработную плату по больницам и поликлиникам, входящим в их состав, проводить по единому показателю — среднегодовому количеству врачебных должностей.
При определении канцелярских и хозяйственных расходов на разi ных уровнях планирования также применяются несопоставимые производственные показатели. В сводном планировании ими являются показатели мощности учреждений (койка, врачебная должность, ребенок и т. д.), а в индивидуальном — показатели кубатуры или площади здания. Вследствие этого ассигнования не соответствуют плановой потребности учреждений в средствах, на хозяйственные расходы, о чем свидетельствуют ежегодные значительные перерасходы ассигнований на эти цели.
По мнению автора, показатели мощности не могут быть ооновой — сводного планирования хозяйственных расходов. При использовании их в качестве расчетных единиц ассигнования учреждений, имеющих одинаковую кубатуру, но различные сетевые показатели, будут различны: выше в учреждениях, имеющих большее количество коек. Такой подход нам представляется не совсем оправданным. В современных условиях рост кубатуры зданий не всегда сопровождается соответствующим увеличением количества коек. В результате этого планирование на койку приводит к острой нехватке средств.
На наш взгляд, в индивидуальном и сводном планировании канцелярских и хозяйственных расходов правомерно использовать пока- * затель кубатуры зданий. Это обусловлено тем, что, во-первых, по своему экономическому содержанию преобладающая часть расходов на отопление, текущий ремонт, водоснабжение, занимающих около 90% общей суммы хозяйственных расходов, зависит не от показате- * лей мощности (количество коек может быть одинаково в больницах, имеющих разный объем помещений и соответственно различный объем расходования средств), а от кубатуры помещений. Во-вторых, пред- ¦ лагаёмый показатель более устойчив, чем среднегодовое количество коек, которое ежегодно меняется. Изменение средней нормы хозяйственных расходов, рассчитанной на I куб. метр, происходит только при пересмотре в планируемом году цен и тарифов. И, в-третьих, данные о кубатуре доступны для получения. .Они имеются в индиви- 1 дуальных сметах всех учреждений здравоохранения, В сводном планировании в приложении к бюджету «Сеть, штаты, контингенты» показатели кубатуры в настоящее время представлены по основным парагра- * фам бюджетной классификации — по больницам, поликлиникам и детским яслям в городских поселениях и сельской местности. Необходимо только ввести в плановые расчеты к бюджету и отчеты об исполнении бюджета показатель кубатуры по всем остальным учреждениям здравоохранения.
На основе исследования действующей методики планирования расходов на здравооэфанение автором сделан вывод о несоответствии не ' только расчетных единиц, но и норм, применяемых на различных уров нях планирования. Так, в индивидуальном планировании раоходов на питание и приобретение медикаментов и перевязочных средств применяются утвержденные индивидуальные нормы расходов на одного боль- '.
— 156 ного б день, дифференцированные по различным профилям коек, В сводном же планировании указанных статей расходов используются средние нормы, принятые в расчетах к бюджету, утвержденному соответствующим по подчиненности органом власти на текущий год. Между тем по существу в основе этих укрупненных норм лежит фактический средний расход на расчетную единицу за ряд предшествующих лет. Применяемые средние нормы не учитывают структуру коечного фонда в разрезе отделений больниц, на которые установлены индивидуальные расчетные нормы расходов. Укрупненные/нормы носят ориентировочный характер и определяются без должного экономического обоснования.t.
В результате ассигнования, расчитанные по средним нормам на сводном уровне и доведенные до учреждений, не соответствуют необходимой потребности в них. Учреждения получают недостаточно средств, если в структуре их коечного фонда наибольший удельный вес занимают специализированные койки, по которым установлены повышенные нормы расходов, и получают излишние ассигнования в случае преобладания в больницах коек общего типа,/.
Для совершенствования действующей системы планирования расходов на питание и приобретение медикаментов предлагается изменить порядок исчисления укрупненных норм и рассчитывать их как средневзвешенные в соответствии со структурой коечного фонда в разрезе отделений больниц. Для осуществления такого расчета необходима достоверная информация о составе коечного фонда по республике, области, краю и т. д. Поэтому в статистической отчетности органов здравоохранения должен отражаться, по мнению автора, состав коечного фонда не только в разрезе отдельных специализаций коек, имеющий место в современной отчетности, но и по специализированным отделениям больниц, на которые Министерством финансов СССР установлены повышенные расчетные нормы расходов. Реализация этого предложения позволит учесть в размере укрупненных средних норм на питание и приобретение медикаментов. и перевязочных средств утвержденные индивидуальные расчетные нормы по профилям коек, / обеспечит большую точность расчетов на сводном уровне и соответствие их потребностям учреждений здравоохранения в бюджетных средствах.
Повышение эффективности использования средств государственного бюджета на здравоозфанение предполагает не только совершенствование финансовых нормативов, используемых в процессе планиро-. вания, расходов, но и рациональное использование выделенных ассигнований.
На основе анализа порядка использования денежных средств на содержание учреждений здравоохранения автором сделан вывод о том, что, во-первых, бюджетные назначения в течение года подвергаются значительным изменениям, в то время как основным требованием совершенствования бюджетного планирования является стабильность плановых назначений. И, во-вторых, действующая система финансирования здравоохранения, в целом обеспечивая надлежащий контроль со стороны финансовых органов за расходованием государственных средств, вместе с тем чрезмерно регламентирует финансово-хозяйственную деятельность учреждений здравоохранения, ограничивает их оперативную самостоятельность, создает трудности в своевременном финансировании отдельных мероприятий.
Основным направлением совершенствования финансирования здравоохранения является, по мнению автора, изменение действующей практики внесения уточнений в план финансирования, устранения причин, вызывающих уменьшение финансовыми органами плановых назначений в начале года с последующим выделением дополнительных ассигнований в течение года. г.
Для этого предлагается:
— рассмотреть вопрос о повышении норм запасов материальных ценностей, так как в настоящее время они не обеспечивают необхо- «димых потребностей учреждений в материалах и оборудовании медицинского назначения, медикаментах и т. д. ;
— изменить порядок распределения годовой суммы ассигнований, закрытых по итогам анализа годового отчета. Необходимо всю сумму закрытых ассигнований относить не на первые кварталы года, ана 1У квартал, что позволит устранить отрицательную практику частого передвижения ассигнований с более поздних кварталов года и обее-. печить оптимальные условия функционирования учреждений в течение года, исключающие постоянный недостаток бюджетных средств;
— финансовым органам предусматривать проверки правильности составления индивидуальных смет расходов учреждений здравоохранения до их утверждения в процессе составления проекта бюджета, что • позволит устранить возможность включения в свод расходов отделов здравоохранения и последующего закрытия необоснованных и излишних ассигнований.
Необходимость решения задачи повышения качества медицинской помощи, усложнение определения реальной потребности учреждений в денежных средствах по отдельным видам затрат и очередности их удовлетворения не всегда совместимо со строго целевым назначением бюджета здравоохранения по статьям расходов. Поэтому создание подвижной системы финансирования, способной быстрее реагировать на изменяющиеся потребности в средствах, предполагает расширение прав • распорядителей кредитов в использовании бюджетных ассигнований, повышение их самостоятельности в распределении средств между отдельными статьями сметы и по кварталам года.
Проведенное исследование подтверждает вывод автора о целесо- «образности предоставления прав руководителям учреждений здравоохранения расходовать ассигнования в пределах общей годовой суммы расходов по смете без разбивки по кварталам и независимо от рас- / пределения по видам затрат, за исключением расходов на заработную плату, питание, капитальные вложения и содержание аппарата управления. В результате этого руководители учреждений в пределах общей суммы расходов смогут наиболее эффективно использовать средства в зависимости от решаемых в каждый конкретный момент задач.
Повышению эффективности расходования бюджетных средств будет л способствовать и составление долгосрочного бюджета здравоохране- -ния на пятилетку с разбивкой по годам на основе показателей народнохозяйственного плана по развитию здравоохранения путем установления общего объема плановых ассигнований с выделением указанных выше статей расходов. В результате этого повысится устойчивость финансового обеспечения отрасли, будет устранена действующая практика списания неиспользованных до конца года ассигнований, не заинтересовывающая учреждения в эффективном использовании средств, и созданы условия для непрерывного финансирования здравоохранения®течение пятилетки.
Диссертант полагает, что реализация предложений, вытекающих из проведенного исследования, будет в известной мере способствовать улучшению качества финансового планирования и финансирования здравоохранения, повышению эффективности использования выделяемых' на его развитие бюджетных средств.
Список литературы
- Маркс К. Наемный труд и капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.6, с.428−459.
- Маркс К. Введение / Из экономических рукописей 1857−1858 го-. дов/. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.12, с.709−738.
- Маркс К. К критике политической экономии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.13, с.1−167.
- Маркс К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.19, с.9−32.
- Маркс К. Теории прибавочной стоимости. Маркс К., Энгельс Ф. ' Соч., т.26, ч.1, с.3−426,
- Маркс К. Экономические рукописи 1857−1959 годов. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.46, ч.1, с.3−508.
- Маркс К. Капитал. Книга первая. Глава шестая. Результаты непосредственного процесса производства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.49, с.3−136.
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. З, с.7−544.
- Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.4, с.419−459.
- Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.2, с.231−517.
- Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.20, с.1−338.
- Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.21, с.23−178.
- Ленин В.И. По поводу так называемого вопроса о рынках. -Полн.собр.соч., т.1, с.67−122.
- Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма. -Полн.собр.соч., т.2, с.119−262-
- Ленин В.И. Замечания на второй проект программы Плеханова. -Полн.собр.соч., т.6, с.212−235.
- Ленин В.И. Очередные задачи Советской власти. Полн.собр. соч., т.36, с.165−208.
- Ленин В.И. Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата. Полн.собр.соч., т.39, с.271−282.
- Программа Коммунистической партии Советского Союза. Принята ,.ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
- Материалы ХХ1У съезда КПСС. М.: Политиздат, 1971. — 320 с.
- Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976, — 256 с.
- Материалы ШТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. — 223 с.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 22 ноября1982 г. М.: Политиздат, 1982. — 30 с,
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14−15 июня1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 80 с.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 26−27 декабря 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 31 с.
- Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля 1984 г., М.: Политиздат, 1984. — 31 с.
- О расширении прав руководителей учреждений здравоохранения, состоящих на государственном бюджете. Постановление Совета Министров СССР от 3 декабря 1976 года. Собрание постановлений правительства СССР, 1977, № I, с.11−12.
- О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября 1977 года. Справочник партийного работника. Вып. 18. — М.: Политиздат, 1978, с.219−226.
- Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственно- 1 го механизма на повышение эффективности производства и качества работы. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от12 июля 1979 года. М.: Политиздат, 1979. — 64 с.
- О дополнительных мерах по улучшению охраны здоровья населения. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 августа 1982 года. Справочник партийного работника. Выпуск 23. -М.: Политиздат, 1983, с.433−439.
- Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических * Республик: Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва, 7 октября 1977 года. М.: Политиздат, 1978. — 61 с.
- Закон о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик.- М.: Госфиниздат, I960. 32 с.
- О внесении изменений и дополнений в Закон СССР «О бюджетныхправах Союза ССР и союзных республик». Указ Президиума Вер/ховного Совета CGGP от 5 августа 1983 года. Ведомости Верховного Совета СССР, 1983, № 32, с. 493.
- К.У.Черненко. На уровень требований развитого социализма. Некоторые актуальные проблемы теории, стратегии и тактики КПСС.- Коммунист, 1984, №>18, с.3−21.
- Государственный бюджет СССР и бюджеты союзных республик. 1966−1970. Ст. сборник/Министерство финансов СССР. М.: Финансы, 1972. — 231 с.
- Государственный бюджет СССР и бюджеты союзных республик. I97I-I975. Стат.сборник. /Министерство финансов СССР. М.: Финансы, 1976. — 213 с.
- Государственный бюджет СССР и бюджеты союзных республик. 1976−1980. Стат. сборник /Министерство финансов СССР. М.: Финансы, 1982. — 184 с.
- Народное хозяйство СССР в 1970 году. Статист. ежегодни^ЦСУ СССР. М.: Статистика, 1971. — 823 с.
- Народное хозяйство СССР в 1974 году. Статист. ежегодник /ЦСУ СССР. М.: Статистика, 1975. — 862 с.
- Народное хозяйство СССР за 60 лет. Юбилейный статист, ежегодник /ЦСУ СССР. М.: Статистика, 1977. — 710 с.
- Народное хозяйство СССР в 1980 году. Статист. ежегодник /ЦСУ СССР. М.: Финансы и статистика, 1981. — 583 с.
- Народное хозяйство СССР. 1922−1982. Юбилейный статист, ежегодгник /ЦСУ СССР. М.: Финансы и статистика, 1982. — 624 с.
- Народное хозяйство СССР в 1982 году. Статист. ежегодник /ЦСУ СССР. М.: Финансы и статистика, 1983. — 574 с.
- Народное хозяйство СССР в 1983 году. Статист. ежегодник/ ЦСУ СССР. М.: Финансы и статистика, 1984. — 607 с.
- Агабабьян Э.М. Нематериальная сфера экономики в условиях развитого социализма. Вопросы экономики, 1982, № 8, с.118−128. <
- Агабабьян Э.М. Производство и потребление услуг в десятой пятилетке. М.: Мысль, 1977. — 167 с.
- Агабабьян Э.М. Экономические основы воспроизводства нематериальных благ при социализме. М.: Наука, 1983. — 272 с.
- Актуальные проблемы денежного обращения и кредита в условиях развитого социализма. :Научн.труды /Московский финансовый институт. М., 1981. — 176 с.
- Алешин С.М. О планировании и финансировании расходов на социально-культурные мероприятия. Финансы СССР, 1972, № 3, с.12−17.
- Алешин С.М. Расходы на социально-культурные мероприятия развитого социалистического общества. Финансы СССР, 1974, № 6,с.21−29.
- Алешин С.М. Смета расходов социально-культурных учреждений. М.: Финансы, 1980. — 48 с.
- Аллахвердян Д.А. Финансово-кредитная система СССР. М.: Наука, 1982. — 365 с.
- Аллахвердян Д.А. Финансово-кредитный механизм развитого социализма. М.: Финансы, 1976. — 238 с.
- Аллахвердян Д.А. Финансы и социалистическое воспроизводство.- М.: Финансы, 1971. 287 с.
- Бабановский И.В. Вопросы финансирования здравоохранения в СССР.- М.: Медицина, 1976. 130 с.
- Бабановский И.В. Совершенствование классификации расходовважное условие улучшения сметного финансирования. Финансы СССР, 1976, № 8, с.38−41.
- Базиков А.А. Об интересах и стимулировании в сфере услуг.- Алма-Ата: Казахстан, 1974. 92 с.
- Басов В.И. Общественные фонды потребления и бюджет. М.: Финансы, 1967. — 160 с.
- Басов В.И. Совершенствовать финансирование социально-культурных мероприятий. Финансы СССР, 1965, № 10, с.18−21.
- Батищев П.Ф. Эффективно расходовать средства на социально-культурные мероприятия. Финансы СССР, 1978, № 12, с.55−58.
- Баятова И.М. Некоторые вопросы улучшения планирования сетевых и денежных показателей в медицинских учреждениях. В кн.: Роль финансов в повышении эффективности общественного производства. Вып.1. — Ростов н/Д, 1974, с.86−96.
- Боков А.И. Общие вопросы экономики здравоохранения. Ростов н/Д: Знание, 1975. — 20 с.
- БуренковС.П., Головтеев В. В., Корчагин В. П. Здравоохранение в период развитого социализма: планирование и управление.- М.: Медицина, 1982. 288 с.
- Вальтух К.К. Общественная полезность продукции и затраты на ее производство. М.: Мысль, 1965. — 287 с.
- Васильева М.В. Развитие местных бюджетов СССР и их роль в реализации социально-экономических задач. Финансы СССР, 1983, № 3, с.46−51.
- Венедиктов Д.Д. Международные проблемы здравоохранения. -М.: Медицина, 1977. 375 с.
- Воздействие финансово-кредитного механизма на повышение произ- * водительности общественного труда. Респ.научн.конференция. Рига, 21−22 апреля 1983 года: Тезисы докладов. Рига: Л1У, 1983. — 255 с.
- Вознесенский Э.А. Новая трактовка системы социалистических финансов.-Финансы СССР, 1980, № 10, с.18−21.
- Вопросы теории финансов: Межвуз. сборник научных трудов./Свердл. ин-т нар. хоз-ва. Свердловск: Уральский гос. ун-т, 1977. — 120 с.
- Врублевская О.В. Экономический анализ исполнения местных бюд- < жетов. Учебное пособие. Л., 1982. — 78 с.
- Гаретовский Н.В. Финансы и кредит в 10 пятилетке. М.: Финансы, 1978. — 127 с.
- Герасимов Н.В. Совершенствование соцобеспечения семьи, здравоохранения, распределения и оплаты жилья. Минск: Наука и техника, 1981. — 136 с.
- Гервиц Л.Я., Масталыгина Н. В. Финансовое планирование и анализ в бюджетных учреждениях. М.: Финансы, 1974. — 159 с.
- Голикова Т.В. Планирование расходов на капитальный ремонт бюджетных учреждений. Финансы СССР, 1981, № 12, с.32−34.
- Голикова Т.В. Улучшать планирование хозяйственных расходов учреждений здравоохранения. Финансы СССР, 1983,, 11, с.35−38.
- Головтеев В.В., Шиленко Ю. В., Корчагин В. П. Здравоохранение и • народное хозяйство. М.: Знание, 1978. — 64 с.
- Головтеев В.В., Калью П. И., Пустовой И. В. Основы экономики советского здравоохранения. М.: Медицина, 1974. — 199 с.
- Головтеев В.В., Шиленко Ю. В., Кишларь Е. А. Экономическое содержание теории социалистического здравоохранения. М., 1978,-99с.
- Горелый В.И., Е^ошин В.И. Нормативная база финансовых расчетов «и ее совершенствование. Финансы СС’СР, 1975, № 3, с.33−35.
- Горелый В.И., Ерошин В. И. Нормирование- хозяйственных расходов бюджетных учреждений. Финансы СССР, 1978, № I, с.30−34.
- Гороховер И.А. Планирование и финансирование больницы и поликлиники. М.: Медицина, 1967. — 252 с.
- Гусев А. Новые принципы финансирования учреждений здравоохранения. Финансы СССР, 1968, № 7, с.68−71.82. 1Усев О. А. Сравнительный анализ расходов денежных средств в поликлиниках. Советское здравоохранение, 1975, № 6, с.32−38.
- ХХУ1 съезд1 КПСС: экономическое и социальное развитие СССР на современном этапе. /Чухно А.А., Соломянюк П. Г., Яровой И. П. и v др. Киев: Изд-во при Киев.гос.ун-те, 1982. — 199 с.
- Дедков Е.П. Необходимость создания единой классификации доходов и расходов государственного бюджета. Финансы СССР, 1975, № 8, с.31−34.
- Дьяченко В.П. Товарно-денежные отношения и финансы при социализме. M.: Наука, 1974. — 495 с.
- Евдокимов В.А. Контроль за исполнением государственного бюджета СССР. М.: Финансы, 1974. — 224 с.
- Ельмеев В.Я. Методологические основы планирования социального развития. М.: Мысль, 1974. — 167 с.
- Жук А. П. Планирование здравоохранения в СССР. М.: Медицина,. 1968. — 343 с.
- Загорулькин В.А., Колесников В. Фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. М.: Профиздат, 1983. * - 112 с.
- Иванов Г. П. Непроизводственная сфере и социалистическое воспроизводство. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 116 с.
- Иванова В.Г. Контроль за деятельностью социально-культурных учреждений на уровень требований ХХУ1 съезда КПСС. — Финансы СССР, 1981, }Ь 3, с.21−25i
- Игнатьева E.JI., Потапова Н. И. Проблемы совершенствования хозяйственного механизма в отраслях непроизводственной сферы на современном этапе. Вестник М1У. Сер.6 «Экономика», 1980,6, с.77−82.
- Кавале Л.Я. Некоторые проблемы финансирования здравоохранения., — В кн.: Финансово-кредитное планирование народного хозяйства.- Рига: Л1У, 1979, с.60−79.
- Кавале Л.Я. Совершенствование нормативной базы планирования расходов на здравоохранение. В кн.: Роль финансов, кредита ' и денежного обращения в расширенном воспроизводстве. — М.:1. МФИ, 1979, с.121−128.
- Кавале Л.Я. Совершенствование расчетов расходов на здравоохранение в условиях составления местных бюджетов на основе контрольных цифр. В кн.: Финансово-кредитные рычаги управления народным хозяйством. — Рига: ЛГУ, 1981, с.168−180.
- Калью П.И. Современные проблемы управления здравоохранением.- М.: Медицина, 1975. 248 с.
- Калью П.И. Управление здравоохранением в США. М.: Медицина, * 1971. — 272 с.
- Канеп В.В. Совершенствование хозяйственного механизма в сфере * здравоохранения. Советское здравоохранение, 1980,№ 5,с.7−12. «
- Кант В.И., Головтеев В. В. Справочник организатора здравоохранения: планирование и финансирование. Кишинев: Картя молдовеняске, 1979. — 231 с.
- Каспаров Ю.А. О дальнейшем совершенствовании бюджетной классификации. Финансы COOP, 1980, В 12, с.43−48.
- Ким И. Л. Совершенствование порядка составления бюджета. -М.: Финансы, 1975. 63 с.
- Клинский А.И. Планирование экономического и социального развития. М.: Мысль, 1974. — 216 с.
- Козак В.Е. Непроизводственная сфера: вопросы теории. Киев: Наукова думка, 1979. — 312 с.
- Колганов М.В. Национальный доход (Очерки по истории и теории вопроса). М.: Госполитиздат, 1959. — 374 с.
- Колесников В.И., Сабитова Н. М. Проблемы финансового обеспечения социального развития производственных коллективов. -Финансы СССР, 1983, 5, с.28−33.
- Комаров В.Е., Улановская В. Д. Социально-экономическая эффек- ' тивнооть сферы услуг. М.: Наука, 1980. — 127 с.
- Комплексный план развития сферы обслуживания населения. /Константинов В.М., Майер В. Ф., Рутгайзер В. М. и др. М.: Экономика, 1977. — 231 с.
- НО. Конституция развитого социализма и охрана здоровья советского народа. Советское здравоохранение, 1983, № 10, с.3−6.
- Конституция развитого социалистического общества и охрана здоровья народа /Лисицин Ю.П., Калью П. И., Шилинис Ю. А. -М.: Медицина, 1979. 232 с.
- Корчагин В.П. Проблемы экономики здравоохранения в условиях развитого социализма (Вопросы теории и практики). М., 1979. — 44 с.
- Корчагин В.П. Расчет экономического фонда здоровья. Совет- ' ское здравоохранение, 1981, № 2, с.20−26.
- Корчагин В.П. Экономические проблемы здравоохранения в организации воспроизводства рабочей силы. М., 1976. — 37 с.
- Кочерга А.И. Сфера обслуживания населения (Вопросы социалистического воспроизводства). М.: Мысль, 1979. — 293 с.
- Кочетова Н.Д. Планирование расходов социально-культурных учреждении. Финансы СССР, 1983, № 5, с.33−35.
- Кравченко Н.А. Оценка экономической эффективности в здравоохранении. M. s ЦОЛИУВ, 1979. — 55 с.
- Кронрод Я.А. Социалистическое воспроизводство— М.: ГосПолитиздат, 1955. — 368 с.
- Крымко Л. Еще раз о финансировании здравоохранения. Финансы СССР, 1961, № 3, с.73−74.
- Кузнецов А.Д. Развитие производственной и непроизводственной сфер СССР. M. s Экономика, 1964. — 231 с.
- Кузьмин К.К. Социальная программа ХХУТ съезда КПСС и развитие системы здравоохранения. Советская медицина, 1982, № 11, ^ с.75−79.
- Кулагина Э.Н. Здоровье и экономика. Социально-экономические проблемы здравоохранения. Горький: Волго-вятское кн. изд-во,' 1975. — 112 с.
- Кулагина Э.Н. Экономическая эффективность охраны здоровья. -Горький: Волго-вятское кн. изд-во, 1984. 159 с.
- Куликов B.C. Развитие социалистического образа жизни и финансы. Финансы СССР, 1977, № 5, с.22−34.
- Куликов B.C. Роль финансов в повышении благосостояния советского народа. М.: Финансы, 1972. — 157 с.
- Куликов B.C. Финансы и дальнейший подъем благосостояния советского народа. M. S Финансы, 1979. — 160 с.
- Лукьянчук Е.А. Общественные фонды потребления и всестороннее • развитие личности. М.: Изд-во МГУ, 1977. — 96 с.
- Майер В.Ф. Уровень жизни населения СССР.-М.:Мысль, 1977.-263с.
- Маламуд М.И. Некоторые вопросы совершенствования экономики здравоохранения. Советское здравоохранение, 1981, $ 2, с.26−31.
- Маламуд М.И. Современные аспекты экономики больничного дела.- Советское здравоохранение, 1978, № 4, с.12−16.
- Маламуд М.И. Экономика больниц. Киев: Здоров’я, 1976. -100 с.
- Малов Н., Чураков В. Планирование материальной базы советского здравоохранения. Плановое хозяйство, 1979, $ 9, с.97−101.
- Малов Н.И., Чураков В. И. Современные основы и методы планирования развития здравоохранения. М.: Экономика, 1983. -296 с.
- Марксистско-ленинская теория стоимости. /Афанасьев B.C., Злобин Б. К., Ланцов В. И. и др. М.: Мысль, 1971. — 215 с.
- Массарыгин Ф.С. К вопросу о развитии финансовой науки. -Финансы СССР, 1982, № 6, с.42−49-
- Медведев В.А. Общественное воспроизводство и сфера услуг.- М.: Экономика, 1968. 206 с.
- Медведев В.А. Социалистическое воспроизводство и структурные сдвиги в экономике. М.: Экономика, 1973. — 183 с.
- Минич В. К проблеме определения экономической эффективности здравоохранения. Экономические науки, 1981, № 4, с.64−68.
- Миняев В.А., Поляков И. В. ХШ съезд КПСС и вопросы охраны здоровья населения. Л.:Знание, 1982. — 36 с.
- Моляков Д.С. Проблемы финансового планирования. Деньги и кредит, 1982, J? 9, с.41−46.
- Москалева Н.И., Якобсон Л. И. О финансовом механизме непроиз- * водственной сферы. Финансы СССР, 1980, № 10, с.21−25.
- Москалева Н.И. Цена услуги, ее функции и пути совершенствова-. ния. Финансы СССР, 1982, № 4, 0.39−43.s
- Непроизводственная сфера СССР /М.В.Солодков, А. И. Семенихин, Якобсон Л. И. и др. ~ М.: Мысль, 1981. 351 с.
- НТР, здоровье, здравоохранение. М.: Медицина, 1984. — 248 с
- Оболенский Н.Г., Ширкевич Н. А. Некоторые вопросы финансово-бюджетного планирования. Финансы СССР, 1980, № 5, с.20−25.
- Оболенский Н.Г., Ширкевич Н. А. Некоторые вопросы финансового • планирования в условиях АСФР. Финансы СССР, 1977, № 12,с.37−42.
- Общественные фонды потребления при социализме./Микульский К.И., Яременко Г. А., Нилаш А. М.: Экономика, 1982. — 137 с.
- Оганян Г. А. Распределительные отношения в непроизводственной сфере. Киев: Наукова думка, 1974. — 247 с.
- Олдак П.Г. Взаимосвязь производства и потребления. Критериии оценки. М.: Экономика, 1966. — 159 с. *
- Пессель М.А. Необходимость и сущность финансов при социализме. М.: МЭСИ, 1975. 90 с.
- Пессель М.А. Финансово-кредитный механизм общественного производства. М.: Финансы, 1977. — 224 с.
- Петраков Б.Д. Научные основы совершенствования управления экономикой и планированием здравоохранения. М.: ЦОЛИУВ, 1980. — 26 с.
- Пешехонов Ю.В. Проблемы совершенствования финансирования общественных фондов потребления. Финансы СССР, 1982, № 3, с.25−31.
- Пешехонов Ю.В. Ресурсы социального развития в XI пятилетке. (Формирование и использование общественных фондов потребления). М.: Мысль, 1981. — 144 с.
- Повышение эффективности использования ресурсов в непроизвод- у ственной сфере: Тематический сборник. /Ин-т экономики АН УССР* Киев, 1979. — 108 с.
- Польченко В.И., Михненко Ю. А. Совершенствование планирования здравоохранения в условиях АСУ. Советское здравоохранение, 1983, № 4, с.14−19.
- Поляк Г. Б. Бюджет города (Проблемы и перспективы развития).- М.: Финансы, 1978. 128 с.
- Попов Г. А. Вопросы теории и методики планирования здравоохра- ' нения. М.: Медицина, 1967. — 368 с.
- Попов Г. А. Оценка вклада работников здравоохранения в повышение эффективности общественного производства. Советскоездравоохранение, 1982, № 10, с.10−15.
- Попов Г. А., Елисеева И. И. Роль здравоохранения в общественном производстве. Здравоохранение Казахстана, 1982, № 7, с.14−18.
- Попов Г. А. Экономика и планирование здравоохранения. М.: * .Изд-во МГУ, 1976. — 376 с.
- Попов Г. А. Экономические проблемы в управлении лечебно-профилактическими учреждениями. М.: Медицина, 1976, — 246 с.
- Потехин Л., Розенфельд И. Контроль за финансовой деятельностью социально-культурных учреждений. М.: Финансы, 1965.- 191 с.
- Потехин Л., Розенфельд И. Планирование расходов на социально-культурные мероприятия. М.: Госфиниздат, 1962. — 288 с.
- Потребности населения и пути их удовлетворения: Сб.науч. трудов/ НИЭИ Госплана СССР. М., 1983. — 210 с.
- Правдин Д.И. Непроизводственная сфера: эффективность и стимулирование. М.: Мысль, 1973, — 301ст
- Правдин Д.И. Особенности экономики и управления в непроизводственной сфере народного хозяйства СССР. Учебное пособие. ← М., АНХ, 1983. 50 с.
- Правдин Д.И. Проблемы управления экономическими и социальными процессами при социализме. М.: Мысль, 1979. — 197 с.
- Правдин Д.И. Развитие непроизводственной сферы при социализме. М.: Экономика, 1976. — 158 с.
- Проблемы использования и развития социально-экономического потенциала: Сб. статей/АН УССР. Киев, 1980. — 142 с.
- Проблемы развития социалистических финансов./Гарбузов В.Ф., Ситарян С. А., Деменцев В. В. и др. М.: Финансы, 1977. -415 с.'
- Проблемы совершенствования финансово-кредитного механизма в условиях развитого социалистического общества: Научн.труды./ Моск. финансовый ин-т. -М, 1980. -173с.,
- Пустовой И.В., Кравченко Н. А., Леонтьев В. Я. Теория и методы планирования здравоохранения в СССР. Учебное пособие.1. М.: ЦОЛИУВ, 1982. 68 с.
- Развитие и структура отраслей непроизводственной сферы. /Козак В.Е., Верховодова Л. Т., Любый В. И, и др. Киев: * Наукова думка, 1979. — 259 с.
- Развитие и финансирование общественных фондов потребления. /Пешехонов Ю.В., Любимова Д. М., Чубров А. Г. и др. М.: Финансы, 1978. — 224 с.
- Рапопорт С.А. Вопросы финансирования непроизводственной сферы. В кн.: Финансовые рычаги повышения эффективности производства. Сб. статей/Моск.фин.ин-т. — М., 1978, с.124−128.
- Рапопорт С.А. Контроль за исполнением смет бюджетных учреждений. Финансы СССР, 1968, № 3, с.27−31.
- Рапопорт С.А. Финансы отраслей непроизводственной сферы. Учебное пособие. М.: МФИ, 1983. — 56 с.
- Родионова В.М. Бюджет социалистического государства и его роль в сбалансированном развитии экономики. Учебное пособие. М.: МФИ, 1982. — 77 с.
- Родов Я.И. Управление больницей. М.: Медицина, 1972. -247 с.
- Розенфельд И. Бюджет на службе охраны здоровья. Финансы СССР, 1977, № 10, с.23−24.
- Розенфельд И. О повышении эффективности расходования средств на содержание больниц. Финансы СССР, 1965, № II, с.33−36.
- Розенфельд И. О расходовании государственных средств на содержание учреждений здравоохранения. Финансы СССР, 1972, № 2, с.77−81.
- Ройтман М.П. Современные проблемы экономики здравоохранения.- Советское здравоохранение, 1976, $ II, с.12−17.
- Роль непроизводственной сферы в социалистическом расширенном воспроизводстве. /Козак В.Е., Новиков В. Н., Верховодова Л. Т. и др. Киев: Наукова думка, 1982. — 287 с.
- Россинский М.Б. Сфера услуг в экономике развитого социализма: Теоретические и методологические вопросы. Саратов: Изд-во ^ Саратовского ун-та, 1976. — 151 с.
- Рутгайзер В.М. Ресурсы развития непроизводственной сферы.- М.: Мысль, 1975. 229 с.
- Рутгайзер В.М., Шубин Б. М., Александрова Л. А., Хаджиев М. А. Экономические аспекты развития советского здравоохранения.- Известия АН СССР. Серия «Экономика», 1982, $ 2, с.90−100.
- Савченко Н.Е. Научно-технический прогресс и здравоохранение.- Здравоохранение Белоруссии, 1984, № I, с.3−5.
- Сбытова Л. Источники рабочей силы в современных условиях.- Вопросы экономики, 1978, № 6, с.33−44.
- Севастьянов А.А. Финансы в системе производственных отношений развитого социализма. М.: Финансы, 1973. — 160 с.
- Семененко В.В. Политэкономические проблемы воспроизводства рабочей силы при социализме. М.: Наука, 1982. — 37 с.
- Сергеев А.В. Здравоохранение и экономика. М.: Знание, 1975.- 64 с.
- Серенко А.Ф., Соболевский Г. Н. Здравоохранение социалистического общества. М.: Медицина, 1975. — 311 с.
- Серенко А.Ф. Проблемы здравоохранения и общественного здоровья в развитом социалистическом обществе. Советское здравоохранение, 1981, № 8, с.3−8.
- Синицин Н.А. Основы бюджетного планирования. Учебное пособие. М.: МФИ, 1983. — 27 с.
- Ситарян С.А. Распределительные отношения и эффективность производства. М.: Финансы, 1980. — 279 с.
- Ситнин В. Финансы в хозяйственном механизме. Экономические науки, 1980, Jfc 5, с.83−91.
- Славин М., Беньяш Г. Эффективность научно-гтехнического прогресса в здравоохранении. Вопросы экономики, 1980, № II, с.76−85.
- Случанко Н.С., Церковный Г. Ф. Статистическая информация в управлении учреждениями здравоохранения. М.: Медицина, 1983. — 192 с.
- Соболевский Г. Н. Основы финансирования учреждений здравоохранения. М.: Медицина, 1974. — 144 с.
- Соловьев В.П. Планирование и финансирование расходов на здравоохранение. М.: Финансы, 1965. — 171 с.
- Соловьев Г. А. Ревизия и контроль хозяйственной деятельности бюджетных учреждений. М.: Финансы и статистика, 1983. -176 с.
- Солодков М.В., Тарасюк А. И. Непроизводственная сфера в общественном воспроизводстве при социализме. М.: Изд-во МГУ, 1976. — 174 с.
- Солодков М.В. Непроизводственная сфера при социализме. ¦ М.: Мысль, 1978. — 188 с.
- Солодков М.В., Семенихин А. И. Фонд личного потребления нематериальных благ. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 184 с.
- Составление и исполнение бюджета района. /Степанов Я.Н., Чернышева Е. А., Вишнякова С. А. и др. М.: Финансы, 1972. -176 с.
- Социализм и здравоохранение: проблемы здоровья и физического ' развития человека. /Чикин С.Я., Малеев А., Лукач И. и др.- М.: Медицина, 1981. 296 с.
- Социалистический образ жизни и проблемы здравоохранения.- Коммунист, 1977, № 12, с.51−62.
- Социалистическое здравоохранение: задачи, ресурсы, перспективы развития. /БуренксвС.П., Головтеев В. В., Корчагин В. П. -М.: Медицина, 1979. 263 с.
- Социальная инфраструктура: вопросы теории и практики. / * А. Н. Алымов, А. И. Кочерга, В. А. Богатенко и др. Киев: Наукова думка, 1982. — 335 с.
- Социальная инфраструктура и социалистический образ жизни. /А.Д.Павлова, С. С. Ткаченко, Е. И. Сороко и др. Минск: Наука и техника, 1983. — 216 с.
- Социальная инфраструктура результат и фактор эффективности производства. /А.Д.Павлова, С. С. Ткаченко, Е. И. Сороко и др.- Минск: Наука и техника, 1980. 279 с.
- Социальные проблемы в перспективном планировании. /Кириченко В.Н., Рутгайзер В. М., Майер В. Ф. и др. М.: Экономика, 1982. — 303 с.
- Струмилин С.Г. Народный доход СССР. Плановое хозяйство, 1926, № 8, с.140−163.
- Тимофеев М.М. О совершенствовании бюджетного планирования.- Финансы СССР, 1980, № 5, с.51−54.
- Ткачук М.И. Проблемы финансового планирования. Шнек: Наука и техника, 1972. — 207 с.
- Тощенко Ж.Т. Социальная инфраструктура. Сущность и пути развития. М.: Мысль, 1980. — 206 с.
- Тыкоцкий Л.И. Производительный труд и услуги. Вопросы теории. .- Вильнюс: Минтис, 1973. 180 с.
- Фазылов Н.Ф. Некоторые вопросы бюджетного планирования расходов на здравоохранение. Финансы СССР, 1977, № 5, с.63−65.
- Филимонов Б.И. Совершенствование составления местных бюджетов. М.: Финансы, 1976. — 128 с.
- Финансовые ресурсы народного хозяйства.¦(Проблемы формирования и использования) /Сенчагов В.К., Волков A.M., Авдиянц Ю. П* и др. М.: Финансы и статистика, 1982. — 255 с.
- Хомелянский Б.Н. Социально-экономическое планирование и развитие социальной инфраструктуры. Экономические науки, 1983, & 6, с.30−35.
- Хомелянский Б.Н. Социальные блага и развитие личности. (Экономический аспект проблемы). Новосибирск: Зап-Сиб. кн. изд-во, 1974. — 142 с.
- Хомелянский Б.Н. Экономический эффект социального планирова- ' ния. Социально-экономическая инфраструктура в воспроизводственном процессе. М.: Мысль, 1980. — 260 с.
- Царегородцев Г. И. Карл Маркс и общественное здоровье. -Вестник АМН СССР, 1983, № 9, с.3−7.
- Чайковская Н.В., Грикурова Р. В. Планирование расходов на здравоохранение. М.: Финансы, 1967. — 151 с.
- Чантладзе В.Г. Вопросы теории финансов. Тбилиси: Изд-во Тбилисского ун-та, 1979. — 436 с.
- Шаршов И.О. Воспроизводство рабочей силы при социализме. (Вопросы теории). Воронеж: йзд-во Воронежского ун-та, 1977. — 187 с.
- Шаталин С.С. функционирование экономики развитого социализма: теория, методы и проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 384 с.
- Шейман И.М. Социально-экономические проблемы капиталистического здравоохранения. М.: Наука, 1982. — 169 с.
- Щепин О.П., Царегородцев Г. И., Ерохин В. Г. Медицина и общество. М.: Медицина, 1983. — 392 с.
- Шерменев М.К. Непроизводственная сфера и классификация финансов. Финансы СССР, 1979, № 8, с.22−24.
- Шерменев М.К. Финансовые резервы в расширенном воспроизводстве. М.: Финансы, 1973. — 207 с.
- Шерменев М.К., Косаренко А. А. Финансы в системе распредели- * тельных категорий.социализма. Финансы СССР, 1984, № 8,с.46−52.
- Шеховцов Г. К. Бюджет социалистического государства. (На примере организации бюджета в СССР). М.: Финансы и статистика,, 1983. — 167 с.
- Шиган Е.Н. Системный анализ в здравоохранении. Учебное пособие. М., ЦОЛИУВ 1982. — 71 с.
- Ширкевич Н.А. Роль бюджета в развитии экономики и культуры союзных республик. М.: Финансы, 1972. — 80 с.
- Экономические основы всестороннего развития личности. /Павленков В.А., Моисеев Л. А., Иванов В. Т. и др. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 216 с.
- Ягодкина И.А. Воспроизводство рабочей силы при социализме. M. s Мысль, 1979. — 230 с.
- Якобсон Л.И. Влияние отраслей непроизводственной сферы нарост производства. Вестник МГУ». Серия «Экономика», 1983, № 2, с.31−41.
- Якобсон Л.И. Механизм хозяйствования в непроизводственной сфере. Экономические науки, 1983, № 10, с.42−51.
- Якобсон Л.И. Социально-культурное обслуживание и финансовый механизм. Вопросы экономики, 1984, № 3, с.90−100.
- Якобсон Л.И. Экономика непроизводственной сферы в системеэкономических наук. Экономические науки, 1981, № 6, с. 1927. .
- Якобсон Л.И. Эффективность и качество работы в непроизводственной сфере. М.: Экономика, 1984. — 135 с.
- Динамика исполнения хозяйственных и прочихрасходов по городским больницам СССР-!-1план j отчет откл. t1980 год-1-iплан j отчет j откл. тгплан j отчет j откл. т