Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формализация задачи управления процессом обучения на основе построения иерархической понятийной сети знания

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Выше обозначенные противоречия в исходных положениях процесса обучения позволяют утверждать, что в настоящее время назрела необходимость кардинального повышения эффективности обучения за счет использования каких-то дополнительных резервов. Таким резервом может стать внедрение в практику процесса подготовки специалистов новых методов и средств систематизации содержания предметных областей… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ СОДЕРЖА- 12 НИЯ ОБУЧЕНИЯ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Методы структуризации содержания обучения
      • 1. 1. 1. Онтология предметной области
      • 1. 1. 2. Анализ процесса обучения
      • 1. 1. 3. Задача разработки учебного плана 20 1.2.3. Модельные формы представления информации, применяемые в современной дидактике
    • 1. 2. Анализ современного состояния процесса обучения 37 студентов педагогических вузов
    • 1. 3. Планирование предъявления содержания обучения
    • 1. 4. Постановка задач исследования
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ СТРУКТУРИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ОБУ
  • ЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПОСТРОЕНИЯ ИЕРАРХИЧЕСКОЙ ПОНЯТИЙНОЙ СЕТИ
    • 2. 1. Требования к процессу формализации знаний в среде про- 60 фессиональной подготовки
    • 2. 2. Определение методологии формализованного представле- 67 ния педагогических знаний
    • 2. 3. Модель структуризации содержания обучения на основе 70 построения иерархической понятийной сети знания
    • 2. 4. Модель процесса выбора и предъявления содержания обу- 78 чения
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕС- 87 СА ОБУЧЕНИЯ
    • 3. 1. Методика оценки семантической сложности графовых мо- 87 делей учебных элементов

    3.2. Рекомендации по применению модели структуризации со- 97 держания обучения на основе построения иерархической понятийной сети знания и методики формирования и оценки семантической сложности графовых моделей УЭ

    ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

    ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА. ОЦЕНКА ЭФФЕК- 116 ТИВНОСТИ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

    ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

Формализация задачи управления процессом обучения на основе построения иерархической понятийной сети знания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Развитие компьютерной техники, преобразование социально-экономических взаимоотношений способствует появлению необходимости разработки методов формализации задач управления в социальных системах, в том числе в образовании.

Современное состояние процесса подготовки будущих учителей свидетельствует о наличии принципиального противоречия между декларируемой в руководящих документах необходимостью подготовки высококвалифицированных кадров для школ страны и недостаточностью во многих высших учебных заведениях (ВУЗ) необходимых материальных и человеческих ресурсов.

Происходящие уже 20 лет в Российской Федерации реформы затрагивают все стороны политической и экономической жизни государства. Данное утверждение относится в том числе к процессу подготовки новых специалистов. В рамках происходящих изменений особое внимание уделяется инновационным подходам и методам, позволяющим повысить эффективность использования имеющихся средств обучения в условиях ограниченности материальных ресурсов.

Кроме того, обеспечение должного уровня подготовки сегодня сопряжено с возрастающими трудностями, характеризующимися как усиление объективных противоречий: между необходимостью обеспечения страны высокопрофессиональными кадрами и реальным снижением мотивационной направленности у студентов вузов;

— между постоянно повышающимися требованиями к уровню подготовленности специалистов и недостатком необходимых материальных средств на организацию учебного процесса;

— между высоким уровнем интеллектуальной нагрузки, необходимостью освоения значительного объема учебного материала и отсутствием необходимых навыков умственной и практической деятельности, в том числе навыков абстрактного и логического мышления, конспектирования и т. д.;

— между традиционными групповыми формами обучения, принятыми в вузе, и необходимостью индивидуального подхода к студентам, недостаточно полно усваивающим содержание обучения.

Таким образом, перед руководителем учебного заведения, перед организаторами учебного процесса встает принципиальный вопрос: как в конкретных условиях реально обеспечить подготовку специалистов уровня, определенного требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО).

Выше обозначенные противоречия в исходных положениях процесса обучения позволяют утверждать, что в настоящее время назрела необходимость кардинального повышения эффективности обучения за счет использования каких-то дополнительных резервов. Таким резервом может стать внедрение в практику процесса подготовки специалистов новых методов и средств систематизации содержания предметных областей обучения, что дает возможность повысить эффективность процесса обучения за счет внедрения наукоемких способов планирования представления обучающего материала.

Настоящее диссертационное исследование, посвященное проблеме формализации задачи управления процессом обучения в вузе на основе построения иерархической понятийной сети знания, непосредственно базируется на результатах исследований российских, советских и зарубежных ученых. При решении задачи обучения как задачи управления используется богатый опыт теории и практики управления сложными системами. Проблемам системного анализа, обработки информации и управления сложными системами посвящены работы H.H. Моисеева, Ф. И. Перегудова, А. Н. Печникова, Д. А. Поспелова, А. И. Уемова, Б. С. Флейшмана и др., а также Дж. Кантера, Дж.

Клира, К. Негойце, М. Месаровича, И. Такахары и др. Научные проблемы, связанные с исследованиями и разработкой вопросов методологии организации учебного процесса отражены в работах В. Ю. Агапова, Г. Н. Арсеньева, Ю. К. Бабанского, А. И. Берга, В. П. Беспалько, Ю. Ф. Волынца, П. Я. Гальперина, А. И. Годунова, Л. Заде, Л. П. Леонтьева, С. И. Маслова, В.П. Мизенце-ва, И. В. Роберт, А.Н., Розенберга, В. Я. Филиппова, Н. Ф. Талызиной, В. Я. Цветкова и других отечественных и зарубежных ученых.

Анализ современного состояния процесса профессиональной подготовки по физико-математическим дисциплинам, в частности, позволил выявить следующие локальные противоречия:

1) между постоянно повышающимися требованиями к уровню подготовленности специалистов и отсутствием недостатком материальных средств на организацию учебного процесса;

2) между высоким уровнем интеллектуальной нагрузки, необходимостью освоения значительного объема учебного материала и отсутствием необходимых навыков умственной и практической деятельности, в том числе навыков абстрактного и логического мышления, конспектирования и т. д.

Актуальность темы

исследования обусловлена:

• повышением требований к уровню подготовки выпускников;

• необходимостью максимально эффективно расходовать объем учебного времени на организацию и обеспечение учебного процесса;

• непосредственным влиянием качества и состояния представления содержания обучения на эффективность теоретической и практической подготовки специалистов;

• необходимостью совершенствования процесса управления образовательным процессом в современных условиях.

Цель работы — повышение эффективности процесса подготовки специалистов за счет внедрения новых моделей и методов формализации представления содержания учебных дисциплин и оценок их продуктивности.

Для реализации этой цели необходимо решить следующие задачи:

• проанализировать современное состояние процесса подготовки специалистов в части представления обучаемому содержания учебной дисциплины;

• разработать модель структуризации предметной области изучаемой дисциплины на основе построения иерархической понятийной сети знаний;

• разработать проблемно-ориентированную систему управления процессом формализации представления предметной области изучаемой дисциплины на основе понятийной сети знания;

• сформировать методику оценки сложности решения задачи управления процессом обучения;

• составить алгоритм построения сценария обучения и разработать его программную реализацию.

Объектом исследования является процесс обучения специалистов в вузе.

Предметом — методы структуризации и планирования предъявления содержания обучения.

Методы исследования. Для решения поставленных задач в диссертации использовались следующие методы исследования: системный подход, методы ретроспективного и статистического анализа, математического и абстрактного моделирования, теория графов, теория сложности, а также современные концепции дидактики и инженерной психологии.

Логика, этапы и база исследования:

Настоящее исследование проводилось в период с 2002 по 2010 год в несколько этапов:

1 этап — 2002;2003 г.: первичный анализ проблемы, изучение сущности, структурной и функциональной организации процесса профессиональной подготовки молодых специалистов в вузе.

2 этап — 2003;2004 г.: изучение передового отечественного и зарубежного опыта по разработке и внедрению методов совершенствования предъявления содержания обучения. Формирование рабочей гипотезы исследования.

3 этап — 2004;2006 г.: формулировка подхода к организации предъявления содержания обучения за счет построения иерархической понятийной сети знаний для цикла учебных дисциплин. Проведение ряда экспериментов на базе ЛГПУ.

4 этап — 2007 — 2010 г.: обобщение результатов и оформление материалов диссертационного исследования.

Научная новизна работы состоит в том, что сформулирована и решена задача разработки модели структуризации содержания обучения на основе построения иерархической понятийной сети знаний.

К наиболее существенным научным результатам относятся:

1. Усовершенствование графовой модели содержания обучения, которая отличается от известных введением дополнительных учебных элементов, отражающих межпредметное взаимодействие. Это позволяет формализовано учитывать взаимосвязи конкретной учебной дисциплины со смежными и максимально эффективно расходовать учебное время.

2. Проблемно-ориентированная система представления содержания учебных дисциплин на основе предложенной графовой модели, позволяющая принять решение по варианту обучения, имеющему наименьшую сложность.

3. Методика оценки сложности усвоения отдельных понятий предметной области, отличающаяся от известных учетом дополнительных элементов, введенных в граф знаний предметной области, что позволяет учесть межпредметное взаимодействие. Впервые представлено формализованное определение необходимого уровня (входного алфавита) для освоения соответствующей предметной области учебной дисциплины.

Основные положения, выносимые на защиту:

• модель структуризации содержания обучения на основе построения иерархической понятийной сети знаний предметной области изучаемой дисциплины, которая в отличие от известных заключается во введении дополнительных элементов, позволяющих учесть межпредметное взаимодействие;

• проблемно-ориентированная система управления процессом представления содержания обучения на основе анализа семантической сложности графовых моделей структурных (учебных) элементов, обеспечивающая повышение уровня подготовки специалистов;

• методика структуризации процесса обучения, основанная на оценке семантической сложности графовых моделей учебных элементов, что позволяет совершенствовать систему изучения дисциплины;

• алгоритм построения сценария обучения, реализующий предложенную методику, позволяющий выбрать вариант обучения, имеющий наименьшую сложность.

Практическая ценность работы заключается в реализации предложенных методик при составлении рабочих программ дисциплин и учебно-методических комплексов (УМК), что позволило повысить уровень усвоения материала обучающимися. Кроме того, в результате сокращаются сроки подготовки учебных программ и УМК. Разработанный алгоритм позволяет формализовать и ускорить процесс подбора вариантов сценария обучения как для групповых, так и для индивидуальных занятий и самостоятельной работы обучающихся.

Результаты внедрены в учебный процесс ГОУ ВПО «Липецкий государственный педагогический университет» и ГОУ ВПО «Липецкий государственный технический университет» .

Апробация работы. Основные результаты работы докладывались и обсуждались на международном симпозиуме «Надежность и качество» (г.

Пенза 2008 г.), Международной научно-технической конференции «Информационно-вычислительные технологии и их приложения» (Пенза, 2005 г.), Всероссийской конференции по проблемам науки и высшей школы (г. Санкт-Петербург, 2006 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Инновации и информационные технологии в образовании» (г. Липецк, 2009 г.), на заседаниях кафедры «Системы автоматизированного проектирования» Пензенского государственного университета.

Публикации. По теме диссертации опубликовано 16 печатных работ, из них: 2 статьи в журналах, рекомендованных ВАК, 11 статей, 5 тезисов докладов.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы 155 стр., в том числе: 126 стр. основного текста, библиография — 14 стр. (137 наименований), приложения — 15 стр.

Основные результаты работы докладывались и обсуждались на Международном симпозиуме «Надежность и качество» (г. Пенза, 2008 г.), Международной научно-технической конференции «Информационно-вычислительные технологии и их приложения» (Пенза, 2005 г.), Всероссийской конференции по проблемам науки и высшей школы (г. Санкт-Петербург, 2006 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Инновации и информационные технологии в образовании» (г. Липецк, 2009 г.), на заседаниях кафедры «Системы автоматизированного проектирования» ГОУ ВПО «Пензенский государственный университет».

В ходе исследования выявлен ряд проблем, связанных с внедрением инновационных методов управления учебным процессом в систему подготовки молодых специалистов, каждая из которых требует отдельного научного исследования. Направления дальнейших исследований могут располагаться в плоскости достижения законченной программной реализации разработанных моделей и методики, научного обоснования и разработки практических рекомендаций по построению и использованию подсистем автоматизированного управления учебным процессом в рамках концепции единого информационного пространства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Целью исследования является повышение эффективности процесса подготовки специалистов за счет внедрения новых моделей и методов формализации представления содержания учебных дисциплин и оценок их продуктивности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , В.А. Автоматизация управления / В. А. Абчук, А.Л. Лиф-шиц, A.A. Федулов, Э. И. Куштина. — М.: Радио и связь, 1984. — 263 с.
  2. , В.Ю. Алгоритмы целеполагания в современных педагогических технологиях / В. Ю. Агапов, Л. В. Мишакова. Рязань: РОИРО, 1994.-24 с.
  3. , Ю.П. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий / Ю. П. Адлер. М.: Наука, 1976. — 279 с.
  4. , B.C. Системный анализ в управлении / B.C. Анфи-латов, A.A. Емельянов, A.A. Кукушкин М.: Финансы и статистика, 2003. -368 с.
  5. , Г. Н. Дидактические аспекты построения и использования моделей динамических систем в учебном процессе вуза / Г. Н. Арсеньев // Автореф. д.п.н. Киев: КГПУ, 2002.
  6. , Н.Е. Моделирование информационных технологий подготовки и повышения квалификации преподавателей профессиональных учебных заведений / Н. Е Астафьева // Автореф. дис. СПб., 1994.
  7. , И.П. Быстрые методы статистической обработки и планирование экспериментов / И. П. Ашмарин, H.H. Васильев, В.А. Амбро-сов. Л.: ЛГУ, 1975. — 76 с.
  8. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. — 256 с.
  9. , В.И. Новые методы и подходы к организации образовательного процесса (подход, ориентированный на цели) / В. И. Байденко. М.: ДЭЛФИ, 2001. — 79 с.
  10. , Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект/ Г. А. Балл. — М.: Педагогика, 1990. 183 с.
  11. , О.Н. Организационные формы обучения в условиях применения современных технических средств / О. Н. Балоян // Автореф. дис. дпн., М.: МГУ, 1990.
  12. , А.И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмаков, И. А Башмаков. М.: Филинъ, 2003. — 613 с.
  13. , В.В. Теория графов / В. В. Белов, Е. М. Воробьев, В. Е. Шаталов. М.: Высшая школа, 1976. — 392 с.
  14. , A.M. Дистанционное и открытое образование: проблемы и перспеткивы / A.M. Бершадский, И. Г. Кревский // Интеграция образования, вып. 2/3, 2002. С. 99−105.
  15. , Е.Г. Компьютерная среда для изучения курса «Моделирование» / Е. Г. Бершадская // Дистанционное образование, № 3, 1999. -С. 23−26.
  16. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. -М.: Педагогика, 1989 190 с.
  17. , В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов: учебно-методическое пособие / В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Высшая школа, 1989 — 141 с.
  18. , В.М. Эффективность обучения / В. М. Блинов. М.: Педагогика, 1976. — 191 с.
  19. , И.С. Модели и алгоритмы планирования предъявления содержания обучения для компьютерных систем обучения и интеллектуального тренажа ВМФ // Дисс. ктн. / И. С. Бобов. СПб.: БГТУ («ВОЕНМЕХ»), 2003.
  20. , Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. Ростов-н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1983 — 173 с.
  21. , М.М. Проблема узнавания / М. М. Бонгард. М.: Наука, 1967.-320 с.
  22. , A.A. Теория вероятности / A.A. Боровков. М.: УРСС, 2003 — 470 с.
  23. , В.И. Распознающие системы / В. И. Васильев. Киев: Наукова думка, 1983 — 422 с.
  24. , И.П. Цель одна дорог много: Проектирование процессов обучения / И. П. Волков. — М.: Просвещение, 1987 — 159 с.
  25. , Ю.Ф. Методология построения автоматизированной среды подготовки специалистов ВМФ на базе локальных вычислительных сетей / Ю. Ф. Волынец, М. В. Буйневич, Ю. К. Шилин СПб: ВМИОЛУ им. Ф. Э. Дзержинского, 1993.
  26. , Ю.Ф. Концепция, принципы построения и функционирования инфологической автоматизированной среды подготовки специалистов ВМФ / Ю. Ф. Волынец Петродворец: ВМИРЭ, 1999.
  27. Ю.Ф. Теоретические основы формализованного представления педагогических знаний в инфологической среде подготовки специалистов ВМФ / Ю. Ф. Волынец Петродворец: ВМИРЭ, 2000.
  28. , П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «Формирования умственных действий и понятий» / П. Я. Гальперин М., 1965.
  29. , М.И. Математическое обеспечение управления. Меры развития общества / М. И. Гвардейцев, П. Г. Кузнецов, В. Я. Розенберг -М.: Радио и связь, 1996- 176 с.
  30. , Б.С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский М.: Совершенство, 1998 — 605 с.
  31. , С.И. Связный текст: формальное определение и элементы типологии / С. И. Гиндин // Проблемная группа по экспериментальной и прикладной лингвистике. Предварительные публикации, вып. 24. М.: Институт русского языка АН СССР, 1971.
  32. , С.И. Проблемы анализа и синтеза целого текста в системах машинного перевода, диалоговых и информационных системах / С. И. Гиндин, Ю. Н. Леонтьева. М.: ВЦП, вып. 2, 1978. — 83 с.
  33. , Ю.М. Информационные аспекты управления и моделирования / Ю. М. Горский. М.: Наука, 1978. — 223 с.
  34. , Ю.М. Системно-информационный анализ процессов управления / Ю. М. Горский. Новосибирск: Наука, Сиб. Отделение, 1988. -327 с.
  35. , М.Б. Университетские образовательные программы. Модели и методы для сопоставительного анализа / М. Б. Гузаиров, О. Н. Сметанина, М. М. Гаянова. М.: Изд-во МАИ, 2006. — 117 с.
  36. , B.B. Образовательная технология: от приема до философии / В. В. Гузеев М.: Сентябрь, 1996 — 112 с.
  37. , Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода / Э. Н. Гусинский. М.: Школа 1994 -182 с.
  38. , В.А. Теория графов: алгоритмы обработки деревьев / В. А. Евстигнеев, В. Н. Касьянов. Новосибирск: Наука, 1994. — 360 с.
  39. , JI.A. Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решений / JT. A Заде. // В кн.: Математика сегодня. М.: Знание, 1974,-С. 5−49. /
  40. , Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников / Л. Я. Зорина. — М.: Педагогика, 1978. 128 с.
  41. , A.B. Исследование систем управления / A.B. Игнатьева, М. М. Максимцов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 157 с.
  42. , К. Педагогическая диагностика / К. Ингенкамп // пер. с немецкого. — М.: Педагогика, 1991. -240 с.
  43. , М. Представление и использование знаний / М. Исидзука, X. Уэно. -М.: Мир, 1989.
  44. , A.A. Системный анализ образовательных технологий / A.A. Калмыков.-Пермь: изд-во ПГУ, 2002. 160 с.
  45. , Дж. Управленческие информационные системы / Дж. Кантер. М.: Радио и связь, 1982. — 208 с.
  46. , М.В. Построение дерева обучения по модели предметной области в автоматизированной системе обучения на базе ЭВМ / М. В. Карцева, Ю. Н. Савочкин -М., 1977.
  47. Кибернетика и проблемы обучения. Сборник переводов / Ред. и предисловие А. И. Берга. М.: Прогресс, 1970. — 392 с.
  48. , М. В.Инновации в обучении: Метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта/ М.В. Кларин. М.: Наука, 1997. — 223 с.
  49. Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач / Клир Дж. -М.: Радио и связь, 1990. 544 с.
  50. , И. А. Интегративные основы современной педагогики / И. А. Колесникова // Гуманитарий: ежегодник. СПб., 1995. — № 1. -С. 108−121.
  51. , Г. А. Дидактические основы формирования готовности будущего учителя к использованию новых информационных технологий обучения / Г. А Кручинина. Н. Новгород: Прометей, 1996. — 176 с.
  52. , В.И. Линейная оптимизация / В. И. Куватов Петродво-рец: ВВМУРЭ им. A.C. Попова, 1996.
  53. , Е.В. Методика структуризации содержания обучения на основе автоматизированного синтеза понятийных иерархических структур / Е. В. Кусов, Е. В. Селиванова, П. В. Филиппов // Отчет по НИР «Октава». -Петродворец: ВМИРЭ им. A.C. Попова, 2003.
  54. , Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях / Д. Кэмпбелл.- СПб.: Соц.-псих, центр, 1996. — 391 с.
  55. , Г. С. Междисциплинарный подход к педагогическим проблемам / Г. С. Левит Л., 1990.
  56. , B.C. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры / B.C. Леднев. М.: Педагогика, 1980. — 264 с.
  57. , Л.П. Проблемы управления учебным процессом (математические модели) / Л. П. Леонтьев, О. Г Гохман. Рига: Зинанте, 1984. -239 с.
  58. , А.Я. Учебно-воспитательный процесс как система. Исследования в педагогических науках/ А. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1985, № 1.
  59. , П., Переработка информации у человека. Введение в психологию / П. Линдсей, Д. Норманн. // Пер. с английского п/ред А.Р. Лу-рия. -М.: Мир, 1974. 550 с.
  60. , Е.Б. Новые тенденции в подготовке учителей на западе/ Е. Б. Лыскова. М.: Педагогика, 1994, № 3- 94 с.
  61. , У. Измерение ценности информации / У. Майлс // Зарубежная радиоэлектроника. 1965 — № 1.
  62. , В.Н. Технология построения и функционирования автоматизированной среды подготовки специалистов по защите информации для силовых структур в вузе / В. Н. Малыш, Ю. Ф. Волынец. Липецк: ГОУ ВПО «ЛГПУ», 2004.-237 с.
  63. , И. Методологические основы дидактики / И. Марев // пер. с болгарского, предисловие И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1987. — 117 с.
  64. , Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения/Е.И. Машбиц. М.: Педагогика 1988. — 192 с.
  65. , М. Теория иерархических многоуровневых систем / М. Месарович, Д. Мако, И. Такахара. М.: Мир, 1973. — 344 с.
  66. Месарович, М. Общая теория систем: Математические основы / М. Месарович, Д. Мако, И. Такахара. // Пер. с англ. под ред. C.B. Емельянова.-М.: Мир, 1978.-312 с.
  67. Методика оценки эффективности психолого-педагогической подготовки будущих учителей. Эксперимент для преподавателей кафедр педагогики педагогических ВУЗов. -М.: АПН, 1987.
  68. , В.П. Проблема аналитической оценки качества и эффективности учебного процесса в школе / В. П. Мизенцев, A.B. Кочергин Куйбышев: Куйбышевский гос.пед. институт, 1986.
  69. , H.H. Алгоритмы развития / H.H. Моисеев. М.: Наука, 1987.-304 с.
  70. , H.H. Математические задачи системного анализа / H.H. Моисеев.-М.: Наука, 1981.-488 с.
  71. , JI.M. Методологические основы теории эффективности / Л. М. Морозов, Г. Б. Петухов, В. Н. Сидоров. Л.: ВИКИ им. А. Ф. Можайского, 1982.-236 с.
  72. , К. Применение теории систем к проблемам управления /К. Негойце. -М.: Мир, 1981. 183 с.
  73. , H.H. Выводы в форме графов / H.H. Непейвода // Семиотика и информатика, вып. 26., 1986.
  74. , В.И. Системотехника: методы и приложения / В. И. Николаев, В. М. Брук. Л.: Машиностроение, 1985. — 200 с.
  75. , Т.Н. Педагогические проблемы дистанционного обучения в сфере гуманитарного образования / Т. Н. Носкова // сборник «Образование и культура Северо-Запада России» (вып. 4) СПб., 1999.
  76. , С. Приобретение знаний / С. Осуги, Ю. Саэки. М.: Мир, 1990.
  77. , С.И. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов, Н.Ю. Шведова- М.: Азъ, 1996.
  78. , Ф.И. Введение в системный анализ / Ф. И. Перегудов, Ф. П. Тарасенко. М.: Высшая школа, 1989. — 367 с.
  79. , А.Н. Теоретические основы психолого-педагогического проектирования автоматизированных обучающих систем / А. Н. Печников. Петродворец: ВВМУРЭ им. Попова, 1995. — 322 с.
  80. , Д.А. Ситуационное управление: теория и практика / Д. А. Поспелов. М.: Наука, 1986. — 282 с.
  81. , Л.А. Вычислительные машины, системы, сети / Л. А. Растригин. М.: Наука, 1982. — 224 с.
  82. , Л.А. Адаптивное обучение с моделью обучаемого / М. Х. Эренштейн, Л. А. Растригин. — Рига: Зинатне, 1988. 160 с.
  83. , И. В. Средства информационных и коммуникационных технологий в процессах автоматизации информационно-методического обеспечения и организационного управления учебным заведением / И. В. Роберт // Ученые записки. М., 2002. — Вып.7. — С. 3−17.
  84. , Т.Н. Сущность программированного метода обучения / Т. П. Ростунов // В сб.: Программированное обучение и кибернетические обучающие машины. -М.: Советское радио, 1963. С. 10−23.
  85. , Ю.Б. Технологические системы в открытом образовании / К. К. Шевченко, В. А. Самойлов, Ю. Б. Рубин // Материалы конференции «Информационные технологии в образовании», 2001.
  86. , Е.В. Автоматизированная методика: «Алгоритм автоматизированного синтеза понятийных иерархических структур» / Н. Шер-лаимов, П. В. Филиппов, Е. В. Селиванова. Петродворец: ВМИРЭ им. Попова, 2003.
  87. , М.Н. Проблемы современной дидактики / М.Н. Скат-кин. М.: Педагогика, 1984. — 96 с.
  88. , H.H. Диагностика и оценивание главный компонент информационной культуры педагога / H.H. Скосырев // Педагогическая информатика — 2000 — № 3. — С. 39−48.
  89. , Н.М. Информационные семантические системы/ Н. М. Соломатин. -М.: Высшая школа, 1989. 127 с.
  90. , Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий сегодня / Н. Ф. Талызина // Вопросы психологии. 1993. — № 1. — С. 92- 101.
  91. , Л.Я. Управление обучением с помощью ЭВМ / С. Г. Майоркин, В. П. Панов, Л. Я. Терещенко. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. 166 с.
  92. , Г. В. Система задач как средство формирования исследовательских умений / Г. В. Токмазов. — М.: Прометей, 1999.
  93. , Ю.Н. Анализ данных на компьютере / A.A. Макаров, Ю. Н. Тюрин. М.: Финансы и статистика, 1995. — 384 с.
  94. , А.И. Системный подход и общая теория систем / А. И. Уемов. М.: Мысль, 1978. — 272 с.
  95. , А.И. Системы и системные параметры / А. И. Уемов // Проблемы формального анализа систем. М., 1968. — С.17−35.
  96. , П.В. Принципы построения и функционирования автоматизированной системы контроля уровня знаний: Монография/ П. В. Филиппов. Петродворец: ВМИРЭ им. A.C. Попова, 2003.
  97. , Б.С. Элементы теории потенциальной эффективности сложных систем / Б. С. Флейшман М.: Советское радио, 1971. — 224 с.
  98. , Ф. Теория графов / Ф. Харрари М.: Мир, 1973. — 360 с.
  99. , Д.М. Основы системного анализа / Д. М. Хомяков, П. М. Хомяков -М.: Изд-во МГУ, 1996. 108 с.
  100. , В .Я. Разработка проблемно-ориентированных систем управления / В. Я. Цветков. М.: ГКНТ, ВНТИЦентр, 1990. — 132 с.
  101. , Е.В. Компьютер и изучение математики/ А. С. Демушкин, Н. А. Сливина, Е. В. Чубров // ИНФО 1992 — № 34. — С. 96−97.
  102. , Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки / Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1978. -391 с.
  103. , Е.П. Психология развития творческого потенциала личности / Е. П. Яковлева. М.: Флинта, 1999. — 287 с.
  104. Bork, A. Computer and Information Technology as a learning Aid / A. Bork // Education and Computing, 1985, v. 1. p. 29−34.
  105. Buiten, R. Experimental system gives language student instant error feedback. / R. Buiten, H.S. Lane // Digital Equipment Corporation Computer Application Note, 1965.
  106. Coulson, I.E. Computers in research and development on automated instruction / I.E. Coulson // «Proceedings of the IV-th international congress of cybernetic medicine», Nice, 1966. p. 241−257.
  107. Haan, B. IRIS Hypermedia Services / B. Haan, P. Kahn // Communications of ACM 1992 — v.3 5 — № 1. — P. 3 6−51.
  108. Hebenstreit, J. Computers in education The next step / J. Hebenstreit // Education and Computing — 1995. — v.l. — p. 37−43.
  109. Публикации автора по теме диссертации:
  110. Г. А., Ершова A.A. Об одном аспекте логической подготовки учителя математики. / Воробьёв Г. А., Ершова A.A. // X международная конференция «Математика. Экономика. Образование», II международный симпозиум. Ростов-на-Дону, 2002.
  111. , Г. А. Типология доказываемых утверждений в курсе алгебры и начал анализа / Г. А. Воробьёв, A.A. Ершова // XI межвузовский сборник «Образовательные технологии», Воронежский государственный педагогический университет, 2004 г.
  112. , Г. А. Методические особенности организации самостоятельной работы студентов / Г. А. Воробьёв, A.A. Ершова, Е. В. Кривовяз, Т. П. Фомина // XII Международная конференция. Чебоксары, 2004.
  113. , Г. А. Динамическая идентификация пользователя в системах контроля знаний / Г. А. Воробьёв, A.B. Иванов // Материалы научно-практической конференции «Автоматизированные системы и тренажеры». -Тверь, 2005.
  114. , Г. А. Автоматизация среды подготовки учителей математики в педагогическом вузе / Г. А. Воробьёв, В. Н. Малыш // Информационно-вычислительные технологии и их приложения: сб. материалов Междунар. науч.-техн. конф. Пенза, 2005. — С. 41−44.
  115. , Г. А. Информационная безопасность единой образовательной информационной среды региона / Г. А. Воробьёв, В. Н. Малыш // Фундаментальные исследования в технических университетах. Сборник трудов. СПб.: СПбГПУ, 2006.
  116. , Г. А. Определение содержания проблемы структуризации педагогических знаний в вузе / Г. А. Воробьёв // Сборник научных трудов аспирантов и соискателей (ЛГПУ). Вып. 3. Ч. 1. — Липецк, 2006. — С. 87−90.
  117. , Г. А. Структуризация содержания обучения на основе построения иерархической понятийной сети знаний / Г. А. Воробьёв, В. Н. Малыш // Высшее образование сегодня. М. — 2007. — № 5. — С. 60−62.
  118. , Г. А. Методика оценки семантической сложности графовых моделей учебных элементов / Г. А. Воробьёв, В. Н. Малыш // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. 2008. — № 4. — С. 62−71.
  119. , Г. А. Модель структуризации содержания обучения на основе построения иерархической понятийной сети знаний / Г. А. Воробьёв, П. А. Корнев, В. Н. Малыш // Вестник РУДН. Информатизация образования. -2009.-№ 4.-С. 94−101.
  120. , Г. А. Системная оценка семантической сложности моделей учебных элементов / Г. А. Воробьёв // Цифровые модели в проектировании и производстве РЭС: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 15. — Пенза: Изд-во ПГУ, 2010. — С. 172−185.
  121. Цикл математических дисциплин
Заполнить форму текущей работой