Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Прикладные аспекты прогнозирования сферы платных услуг: На примере бытового обслуживания населения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При переходе к рыночной экономике одни виды услуг потеряли свою значимость, другие имеют устойчивую тенденцию к росту. Это обусловлено прежде всего изменениями в потребительских предпочтениях населения и сдвигами в условиях жизни, доходах и пр. В диссертации представлены 15 моделей отраслевых групп услуг (см. приложение 1, стр. 155 — 201). ^ Для третьей группы экономических прогнозов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ПЛАТНЫХ УСЛУГ
    • 1. 1. Оценка уровня состояния платных услуг
    • 1. 2. Тенденции развития бытового обслуживания
    • 1. 3. Необходимость регулирования сферы услуг
  • ГЛАВА 2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРЫ УСЛУГ
    • 2. 1. Методы прогнозирования развития отдельных отраслей и сфер деятельности в современных условиях
    • 2. 2. Зарубежный опыт экономического прогнозирования и моделирования развития сферы услуг
    • 2. 3. Основные подходы к прогнозированию потребления сферы услуг
  • ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
    • 3. 1. Общие подходы к прогнозированию потребления услуг
    • 3. 2. Прогнозирование объема реализации бытовых услуг по отдельным отраслям
    • 3. 3. Прогнозирование объемов реализации услуг для целей внутрифирменного планирования

Прикладные аспекты прогнозирования сферы платных услуг: На примере бытового обслуживания населения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Социально-экономическое развитие страны, как фактор улучшения уровня жизни населения, будет в значительной степени обеспечено за счет повышения эффективности функционирования отраслей сферы услуг. В связи с этим анализ тенденций развития экономики сервиса и оценка последствий от реализации принятых решений являются основой создания научных предпосылок предвидения вариантов или альтернатив развития этой сферы. Одним из достаточно апробированных способов предвидения является прогнозирование. Несмотря на то, что в научных исследованиях этот способ используется довольно широко, тем не менее в сфере услуг его применение требует углубленных изысканий и разработок. Это, в первую очередь, обусловлено сложностью, многогранностью и спецификой объекта прогнозирования, требующего современного переосмысления методологических и организационных подходов к формированию целостной системы прогнозов. Все это вызывает необходимость разработки прогнозного инструментария с учетом социально-экономических особенностей развития платных услуг.

Проблемы прогнозирования развития сферы услуг изучались в дореформенный период. Достаточно сослаться на труды российских ученых А.И. Анчиш-кина, И.В. Бестужева-Лада, В. Д. Грибова, В. И. Дмитриева, Е. Н. Жильцова, Е. И. Корягиной, В. М. Рутгайзера, Н. П. Федоренко. Можно также отметить труды зарубежных ученых в этих областях, таких как Дж. Бокс, Г. Дженкинс, Т. Гордон.

В последние годы практически не уделялось внимания вопросам прогнозирования развития сферы услуг, учитывающих современное состояние экономики. В этой связи выбор темы исследования является своевременным и актуальным.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является разработка методических и практических рекомендаций по постановке и решению прикладных вопросов прогнозирования развития сферы услуг на разных уровнях управления.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

— исследовать современное состояние сферы платных услуг по регионам и видам услуг;

— проанализировать зарубежный опыт в области прогнозирования;

— исследовать современные методы прогнозирования развития отдельных ^ отраслей и сфер деятельности;

— обосновать основные подходы к прогнозированию сферы платных услуг на разных уровнях управления;

— определить концептуальные принципы формирования системы социально-экономического прогнозирования развития сферы платных услуг на макроуровне;

— разработать методику прогнозирования по отдельным видам бытовых услуг;

— разработать систему прогнозирования развития предприятий сферы услуг fe в целях использования ее во внутрифирменном планировании.

В качестве объекта исследования выступают предприятия и организации, оказывающие платные услуги, а также органы управления и регулирования сферы платных услуг на федеральном и региональном уровнях.

Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе управления сферой платных услуг.

Теоретико-методологическую базу исследования составляет диалектический подход к изучению явлений и процессов на базе использования концепции ^ функционирования рыночной экономики. В процессе работы над диссертацией учитывались различные нормативные и законодательные акты по вопросам управления и регулирования сферы платных услуг на современном этапе. Широко использовались труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам рыночных отношений, а также в области науки и практики управления социально-экономическими системами.

В диссертации применялись методы экономического и статистического анализа, экстраполяции, экспертных оценок, а также принципы системного анализа.

Информационную базу исследования составили статистические данные Госкомстата России, материалы Министерства экономики РФ, администраций районов Московской области, данные о результатах производственно-хозяйственной деятельности ряда предприятий сферы услуг. ж.

Научная новизна диссертации состоит в разработке методических и практических рекомендаций по применению методов прогнозирования в решении прикладных задач развития сферы платных услуг на разных уровнях управления: макроуровне, региональном уровне и уровне предприятия.

Основные элементы научной новизны, выносимые на защиту, состоят в следующем:

— предложена система показателей, под воздействием которых формируется потребление населением платных услуг, которые являются основными пара.

It метрами долгосрочных прогнозов объема реализации услуг на макроуровне;

— разработана методика планирования бюджетных и внебюджетных средств органов местного самоуправления, направленных на финансирование социально-значимых услуг (на примере социальных выплат населению на ритуальное обслуживание), основанная на уточненных прогнозах демографических показателей;

— разработана методика краткосрочного прогнозирования объемов реализации услуг для предприятий бытового обслуживания, служащая основой для внедрения системы внутрифирменного планированияпредложены модели краткосрочного прогнозирования по отдельным * видам бытовых услуг, применяемые для расчета перспективных объемов реализации услуг отдельных предприятийвыявлены корреляционные зависимости развития смежных отраслевых групп бытовых услуг, которые могут использоваться для выбора направлений инвестирования диверсификации деятельности предприятий.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработанные прикладные методики прогнозирования развития сферы платных услуг на макроуровне, региональном уровне и на уровне предприятия могут быть широко использованы как отдельными предприятиями сферы платных услуг, так и органами власти на федеральном и региональном уровне.

Апробация работы. Научные разработки диссертационного исследования обсуждались на научно-практических конференциях «Наука — сервису» (19 971 999гг) в Государственной академии сферы быта и услуг и получили положительную оценку на Второй Международной научно-методической конференции «Новые формы и технологии профессионального образования в области сервиса» (2528 октября 1999 г.) Отдельные методические положения диссертации были опробованы на учебных занятиях при преподавании дисциплины «Прогнозирование и планирование в условиях рынка».

Публикации. Основное содержание диссертации изложено в 6 печатных публикациях общим объемом 1,5 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений и содержит 153 страницы машинописного текста, в том числе 3 таблицы и 8 рисунков.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

За последние десять лет в экономике сферы платных услуг произошли заметные изменения. В первую очередь это касается перестройки структуры этой сферы. Указанные изменения характерны как для Российской Федерации в целом, так и для отдельных регионов. Доля платных услуг в общем объеме товарооборота и услуг уменьшилась с 50,2% в 1990 году до 21% - в 1998 году. Объем бытовых услуг снизился на 78,5%, услуг культуры — на 83%, туристско-экскурсионных услуг — на 89%, санаторно-оздоровительных услуг — на 87%, услуг пассажирского транспорта — на 82%.

Резкие изменения объема платных услуг повлияли на структуру валового внутреннего продукта. Например, в 1990 году удельный вес платных услуг населению в ВВП составлял 7%, в 1992 году — 2,8%, а в 1995 году вновь достигает уровня 1990 года — 6,9%, и в дальнейшем их доля растет.

Аналогичный анализ структуры платных услуг по регионам значительно колеблется в зависимости от экономического положения того или иного региона. Только в Северо-Западном и Центральном экономических районах объем услуг на 1-го жителя за период с 1995 г. по 1998 г. растет, по остальным регионам либо сокращается, либо остается на прежнем уровне.

В сфере услуг за этот период происходит интенсивное формирование частного сектора экономики, сопровождаемое большими затратами и длительным периодом отдачи вложенных средств. Этому свидетельствует то, что в 1998 году объем платных услуг населению формировался за счет услуг, оказанных частными индивидуальными предпринимателями на 33,5%, на долю предприятий негосударственной формы собственности в 1997 г. приходилось 24,3% объема платных услуг, государственной формы собственности — немногим более 42%.

Структурные сдвиги свидетельствуют о том, что до настоящего времени не преодолены сложившиеся диспропорции в удовлетворении потребностей населения в различных видах услуг.

Коренные преобразования сферы платных услуг, выражающиеся в сокращении физических объемов производства и фактического числа предприятий, а также в структурных изменениях по отдельным отраслям, требуют разработки иных подходов к прогнозированию перспектив развития этой сферы.

В дореформенный период прогнозирование служило инструментом разработки директивных народнохозяйственных планов. В современных условиях прогнозирование является ориентиром для регулирования развития экономики на разных иерархических уровнях — от макроуровня до предприятия.

В Федеральном законе РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», принятом в 1995 г., говорится: «Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации — система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на основах рыночного хозяйствования.

Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития Российской Федерации используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства".

Там же сформулированы основные составляющие методов государственного регулирования экономики, включающие разработку государственных прогнозов, концепции и программ социально-экономического развития Российской Федерации.

Однако не существует разработанной комплексной системы прогнозирования, приемлемой для обоснования путей развития сферы услуг в целом, по отдельным отраслям, группам отраслей и для разработки региональных прогнозов. Единственными документами в этой области, носящими общий характер, являются Методические рекомендации Министерства экономики РФ, где указания по анализу и прогнозированию сферы платных услуг даны в очень краткой форме. Поэтому многие методические вопросы, связанные с применением методов прогнозирования, остаются нерешенными, в том числе такие, как разработка комплексного подхода к прогнозированию экономических процессов в сфере услуг.

Ш В диссертации предложена классификация экономических прогнозов, сформулированы основные цели их разработки, временные интервалы. Представлен возможный вариант временных соотношений разработки долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов. Предполагается, что период разработки долгосрочного прогноза составляет два года, а среднесрочного — один год. Краткосрочный прогноз разрабатывается в течение года, предшествующего прогнозному.

Представлена схема и последовательность разработки прогнозов, вытекаю-ф щих из положений федерального законодательства.

На основе обработки имеющихся данных формируется описание исходного состояния экономики, проводится комплексный анализ состояния экономики и взаимодействия основных элементов социально-экономической системы. В ходе анализа учитываются не только базовые характеристики экономики, но и особенности переходного периода, связанные с радикальным расширением сферы рыночных отношений за прошедшие годы. Результатом предпрогнозного аналитического этапа должно стать целостное представление о социально-экономической системе, ее основных взаимосвязях и особенностях, определяющих перспективное ^ развитие. Могут быть выявлены аспекты, требующие более глубокой проработки, которая осуществляется с участием министерств, ведомств и научных организаций.

В работе предложен алгоритм прогнозирования развития бытового обслуживания в условиях рыночной экономики. На основе рассматриваемого алгоритма разработана схема реализации целесообразного варианта сценария бытового обслуживания.

В диссертации предложены варианты прикладного применения методов и результатов прогнозирования на каждом из иерархических уровней управления применительно к сфере услуг,.

В первую очередь это касается федерального уровня, где рассчитываются обобщенные макропоказатели потребления.

Исходными данными при составлении прогнозов, по мнению авторов указанных выше Методических рекомендаций, являются: данные потребности в услугах на одного жителя и достигнутый уровень обслуживания населения в данном регионепредполагаемый рост численности населения, изменения в его составеразвитие городов, рабочих поселков и других населенных пунктахрост денежных доходов населения в целом и по социальным группамданные бюджетных обследований семей рабочих, служащих и работников сельского хозяйстваналичие у населения предметов потреблениярост продажи и расширение ассортимента товаров в прогнозируемом периодеданные изучения спроса и удовлетворения населения бытовыми услугамисостояние и развитие материально-технической базыналичие сети предприятий, мастерских, приемных пунктов.

По нашему мнению, несмотря на обилие показателей, такой подход не дает оснований для разработки макроэкономической модели прогнозирования потребления услуг.

Описанию динамических макромоделей посвящены многие работы, как в нашей стране, так и за рубежом. Динамические макромодели позволяют учитывать программы социально-экономического развития на основе определения целей экономического функционирования и решения вопросов развития общества в целом. Такие модели позволяют наиболее полно и просто учесть существующие реальные обратные связи, построить замкнутые модели, которые существенно увеличивают степень их адекватности изучаемому объекту.

В диссертации предлагается макропрогнозирование потребления услуг по следующим показателям:

1. Доходы населения.

2. Товарооборот.

3. Денежные накопления.

Указанный подход сформирован с учетом опыта развитых стран и рассчитан по статистическим данным «Statistical Abstract of the US» 1996 г. [150], «Historical Statistics of the US.» 1920;1990r [147].

При достижении определенной величины доходов населения, при которых происходит насыщение товарами повседневного и длительного пользования (точка X), товарооборот остается стабильным. При дальнейшем росте доходов объем услуг растет пропорционально доходам. В точке Y, при росте доходов и удовлетворении потребностей населения в услугах, прямо пропорционально росту доходов растет отложенный спрос.

В настоящее время не представляется возможным подтвердить указанные положения статистическими данными по РФ, и соответственно вывести математические зависимости макроэкономических показателей.

Характерной особенностью прогнозов и программ развития платных услуг является их территориальная направленность. Это обусловлено тем, что в соответствии с разграничением полномочий между федеральными и региональными органами власти основную роль в регулировании и прогнозировании платных услуг играют органы управления регионов и муниципальных образований. Именно эти органы власти должны производить детальный анализ состояния платных услуг, прогнозировать их развитие, разрабатывать программы и отдельные мероприятия по развитию этой сферы экономики.

Примером конкретного использования результатов прогнозирования в практической деятельности региональных органов управления является рассчитанный автором объем средств, выделяемых из местного бюджета на социальные нужды гражданам (пособия на погребение).

Указанные расчеты осуществляются на основе представленной методики, основанной на следующих факторах: возрастная группа населенияуровень смертности в каждой возрастной группераспределение по возрасту, численности населенияпрогнозируемая численность населения к расчетному годуif — уровень социальных выплат.

Апробирование предложенной методики на примере одного из районов Московской области показала, что планируемый администрацией района объем социальных выплат на ритуальные услуги не совпадает с расчетным, основанным на прогнозных показателях.

Еще одним примером использования региональных экономических прогнозов являются модели развития отдельных видов бытовых услуг. Цель расчета указанных моделей — дать ориентиры развития отдельных отраслевых групп услуг ф как региональным органам управления, так и предпринимательским структурам.

Изучение и анализ статистических данных объемов бытовых услуг в целом и отдельно по видам за прошедшие десять лет выявили главную закономерностьтенденции развития разных бытовых услуг отличаются друг от друга.

При переходе к рыночной экономике одни виды услуг потеряли свою значимость, другие имеют устойчивую тенденцию к росту. Это обусловлено прежде всего изменениями в потребительских предпочтениях населения и сдвигами в условиях жизни, доходах и пр. В диссертации представлены 15 моделей отраслевых групп услуг (см. приложение 1, стр. 155 — 201). ^ Для третьей группы экономических прогнозов, ориентированных на предприятия сферы услуг, разработана методика краткосрочного прогнозирования объемов реализации бытовых услуг. В основу этой методики заложены динамические ряды, оперирование которыми происходит с применением компьютерных и информационных технологий.

Применение методики позволяет:

— установить объективные закономерности и экстраполировать ряды динамики экономических показателей. Для этого используются компьютерные методы обработки вариационных рядов, в частности полученная компьютерная функция для линейной регрессии.

— проводить компьютерную обработку статистических данных функции регрессии прогнозирования объемов бытовых услуг по видам и в целом;

— получить исходные данные для разработки бизнес-плана предприятия бытового обслуживания.

Представляет интерес взаимная связь между отдельными видами бытовых услуг (см. приложение 2, стр. 202 — 209). Анализ экономических причин таких связей не является целью данной работы, однако эти данные интересны и с точки зрения прогнозирования. Например, если из каких-либо источников следует, что в будущем произойдет значительный рост потребления какой-либо услуги, то можно предполагать, что произойдет соответственно рост (или уменьшение) услуг, имеющих сильную корреляционную связь с данной услугой. Подобная информация может дать предпринимателям возможность диверсификации своей деятельности, развития дополнительных, новых для него, видов услуг с наименьшей степенью риска.

В целом в диссертационной работе при изучении и анализе существующих методов прогнозирования были системно исследованы количественные и качественные закономерности, положенные в основу прогнозов развития сферы платных услуг как целостной системы, в которой применена совокупность методов и моделей прогнозирования, дающая согласованный и непротиворечивый прогноз по отдельным видам платных услуг.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Экономическая теория и хозяйство.- М.: Экономист 1993.
  2. Абт К.Ч., Фостер., Ри Р. Г. Методика составления сценариев. Руководство по научно-техническому прогнозированию.- М.: Издательство «Прогресс», 1977.
  3. Автоматизированное управление затратами на предприятии. Под ред. В. П. Кустарева Л.: Машиностроение, 1990 г.
  4. Э.М. Экономический анализ сферы услуг.- М.: Экономика 1968.
  5. Г. И. и др. Менеджмент в сфере услуг.-М.: «Луч», 1995.
  6. Д.В., Амстронг Д. Д., Уолкен Л. С. Основы свободного предпринимательства, К.: УкрНИИНТИ, 1992.
  7. Анализ и прогнозирование экономики региона (отв. редактор В.П. Чичка-нов и П.А. Минакир).- М.: Наука, 1984.
  8. Анализ математических методов и моделей прогнозирования социально-экономических процессов. Л.: Машиностроение, 1987.
  9. А.И. Методология прогнозирования развития народного хозяйства. Вопросы экономики, 1980. № 1.
  10. Л.Н. Прогнозирование структуры и тенденций развития системы бытового обслуживания региона. Дисс. на соиск. кэн. М.: 1985.
  11. С.С. Цели, объекты и методы региональной политики в развитых капиталистических странах. М.: — Изд-во АН 1975.
  12. A.M., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань 1996.
  13. В.Д., Гудков Н. В., Козлова И. В., Баркан Н. А. Экономика бытового обслуживания. М.: Легкая и пищевая промышленность. 1983.
  14. О.А. Макроэкономические производные функции и их использование в планировании и прогнозировании. Вильнюс: ЛитНИИНТИ, 1979.
  15. А.С., Шарапов А. Д. Модели и методы экономического прогнозирования. -Киев, 1975.
  16. Бестужев-Лада И. В. Моделирование в социологических исследованиях. -М.: Наука, 1978.
  17. Л.О. Стратегия государственного регулирования экономики. -М.: Экономист. 1993, № 7.
  18. А. Развитие системы платных услуг. (Плановое хоз-во) 1991, № 1.
  19. Дж., Дженкинс Г. Анализ временных рядов. Прогноз и управление. -М.: Мир, 1974, вып. 1,2.
  20. М. Анализ экономической эффективности капиталовложений. Пер. с англ. М.: Инфро-М., 1996 г.
  21. Э.К. Прогнозирование развития сферы услуг. Рига: Зинатне, 1990.
  22. С.М. Основы комплексного прогнозирования. М.: Наука, 1977.
  23. А.А. США: экономика и местные органы власти. М.: Наука, 1984.
  24. Е.Т. Экономические реформы и иерархические структуры. М.: Наука, 1989.
  25. А.И. Использование производственных функций предприятий в отраслевом анализе и прогнозировании. (Экономика и математические методы), 1973, № 5.
  26. М.В. Управление социально-экономическим развитием города. -Новосибирск: Наука, 1983.
  27. В.М. О прогнозировании на основе экспертных оценок. М.: Кибернетика, 1969.
  28. М.М. Экономическое прогнозирование. М.: Наука, 1983.
  29. В.Е. «Теория вероятностей и математическая статистика» М.: «Высшая школа» 1977 г.
  30. Т.Д. Новые подходы к методу «Дельфи». Пер. с англ. под ред. Г. М. Доброва. -М.: Прогресс 1972.
  31. Госкомстат России. «Социальное положение и уровень жизни населения России» М.: 1998 г. Официальное издание.
  32. Госкомстат России. «Социальная сфера России» М.: 1995 г.
  33. В.Л., Мельникова У. Н. Основы прогнозирования систем. М.: Высшая школа, 1986.
  34. Государственное регулирование экономики России (Теория, методология, опыт). Отв. ред. Е. В. Пирогов, В. М. Иванченко. М.: ИЭ РАН, 1992.
  35. В.Д. Анализ и прогнозирование спроса на бытовые услуги. М.: Легк. индустрия, 1971.
  36. С. Экономические критерии определения статуса региона. -М.: Вестник статистики, 1992, № 6−7.
  37. В.П. «Справочник по MathCAD PLUS 7.0 PRO» «СК Пресс» М.: 1998 г.
  38. Г. В. Экономические основы комплексной программы развития товаров и услуг. Дисс. на соиск. кэн.-Киев 1990.
  39. В.И. Проблемы методологии прогнозирования потребления бытовых услуг. М.: «Легкая индустрия» 1979.
  40. В.И. Основы изучения и прогнозирования на бытовые услуги. -М.: «Легпромбытиздат» 1986.
  41. Л.Н. Стратегия решения проблем развития городских поселений. В кн. Региональные и социальные проблемы в условиях перехода к рынку. М.:СОПС и ЭС, 1992.
  42. Н.Н. Модели перехода к рыночному хозяйству. Киев: Укр-НИИНТИ, 1977.
  43. JI. Исследование альтернативных картин будущего. Метод составления сценариев. Руководство по научно-техническому прогнозированию. М.: Прогресс, 1977.
  44. Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг. -М.: Изд-во МГУ, 1991.
  45. Е.Н. Экономика сферы платных услуг. Казань 1996.
  46. Закономерности развития непроизводственной сферы и повышения жизненного уровня (Под общ. ред. В.Е. Казака). Киев: Наук, думка, 1989.
  47. В.В. и др. Прогнозирование развития сферы обслуживания региона на основе системы алгоритмических потоковых моделей. Л.: ЛНИВЦ АН СССР, 1982.
  48. Г. В. Экономические методы регулирования крупных городов капиталистического мира. Региональные проблемы управления хозяйством: сб. науч. трудов АН СССР. М., 1990.
  49. Е.Д., Мелещенко В. И. Теоретические и методологические принципы региональных предплановых исследований. Л.: Наука 1981.
  50. .М. Свободный доклад. Индивидуальные и коллективные услуги. Материалы международного семинара. Гаага: ES. AD/SEM. 12/2.
  51. В.Е., УлановскаяВ.Д. Эффективность и интенсификация непроизводственной сферы. М.: Экономика 1987.
  52. Концепция управления федеральной собственностью (Авторский коллектив под рук. Л. Абалкина и Б. Мильнера). М.: Вопросы экономики, 1993, № 10.
  53. Т.И. Платные услуги в СССР. М.: Экономика, 1990.
  54. Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.
  55. Г. А. Планирование на предприятиях машиностроительной промышленности. Учебник. М.: Высшая школа, 1984 г.
  56. Ф.А., Волков Н. В., Барта В. Проблемы прогнозирования потребительского спроса при социализме. -М.: Экономика 1982.
  57. B.C., Медведев В. Ф. Региональные комплексные программы НТП в системе планирования народного хозяйства. Минск: БелНИИНТИ, 1982.
  58. П.Н. Планирование социального развития. Проблемы и перспективы. -Л.: 1986.
  59. Д. Государственное управление: «эластичный вариант перестройки». Эконом, газ. 1990, № 32.
  60. В.Н., Андреева Е. Н., Ситников А. И., Швецов А. Н. Региональная политика России: Концепция, проблемы, решения. М.: РЭЖ, 1993-№ 9, 1994-№ 1.
  61. .Г. Экспертные оценки и принятия решений. М.: Патент, 1996.
  62. М.М. Паттерн метод планирования и прогнозирования научных работ. — М.: Сов. радио, 1971.
  63. К., Брю С.Л., Экономика: принципы проблемы и политика. В 2-х т. Пер. с англ. -М.: Республика, 1992.
  64. Макроэкономические модели планирования и прогнозирования. М.: Статистика, 1970.
  65. Малый бизнес г. Москвы. М.: Деловая Москва, 1997.
  66. Малый бизнес в России. Проблемы и перспективы. М.: 1996.
  67. В. Экономическая реформа: необходимость региональной адаптации. М.: Экономист, 1992, № 11.
  68. Р.Г. Организация предпринимательской деятельности. Самара. 1995.
  69. Менеджмент организации. Учебное пособие. Под ред. З. П. Румянцевой и Н. А. Соломатина. -М.:Инфра-М, 1996 г.
  70. Я.Е. Вопросы методологии регионального прогнозирования. М.: Наука, 1983.
  71. Методы народнохозяйственного прогнозирования. Под ред. Н.П. Федо-ренко и др. М.: Наука, 1985.
  72. Методические рекомендации по прогнозированию развития региона (Под ред. Н.Н. Некрасова). Л.: СЭФ ЦЭНИИ при Госплане РСФСР, 1984.
  73. Методические рекомендации по переходу региона на территориальное самоуправление и самофинансирование. (Территориальное самоуправление и самофинансирование области, города, административного района.) Д.: ЛЭП «Пелен», 1990, вып.№ 2.
  74. О.Б. США: сфера услуг. М.: АН СССР, 1984.
  75. П.А. Региональное прогнозирование в системе народнохозяйственного планирования (Прогнозирование развития региональных экономических систем) АН СССР. ДВО. Институт исследований. Владивосток, 1989.
  76. Н.Н. Математические методы и модели разработки программ регионального развития. М.: Наука, 1987.
  77. В.Ю. Оценка уровня производительности труда в отрасли бытового обслуживания населения. М.: Легкая индустрия, 1978.
  78. В.И. Двухуровневая система моделей финансового регулирования развития непроизводственной сферы региона. Моделирование регионального развития региона. Сб. науч. трудов ЦЭНИИ Госплана РСФСР. М., 1991.
  79. П. О развитии малых предприятий в СССР. План, хоз-во 1990.
  80. Народнохозяйственное социально-экономическое планирование и прогнозирование. -М.: Наука, 1989.
  81. А. О прогнозировании экономики. (План, хоз-во. 1990, № 9.
  82. Научно-технические достижения и передовой опыт в области бытового обслуживания. Минбыт РСФСР МБНТИ, М.:1990, № 6.
  83. Н.В. Услуги в системе мировой торговли. М.: ИНИОН, 1990.
  84. А. Не гадать, а предвидеть. (Экономика и жизнь). М.: 1990, № 11.
  85. А.Г., Попова Р. Ю., Свириденко О. П. Проблемы малого предпринимательства в сфере бытовых услуг. Социально-экономический аспект. -М.: «Радио и связь», 1994.
  86. Организация поддержки малого бизнеса. М.: АМИР, 1996.
  87. Основные направления регулирования развития регионов РСФСР в условиях перехода к рыночным отношениям. М.: ЦЭНИИ, 1991.
  88. Основы экономического и социального прогнозирования. Учебник для вузов под ред. В. Н. Мосина и Д. М. Крука. М.: Высшая школа, 1985.
  89. Основы предпринимательской деятельности. М.: Финансы и статистика. 1997.
  90. Оценка перспектив развития российской экономики в 1994−95 годах. (Из материалов Центра экономической конъюнктуры при СМ-Правительстве РФ. М.: Общество и экономика, 1993, № 5.
  91. Ю.М. Региональная политика капиталистических государств. -М.: Наука, 1970.
  92. Р., Рубенфельд Д., Микроэкономика. Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, Дело, 1992.
  93. Н.А. Экономические проблемы бытового обслуживания в период формирования рынка. М.: ГАСБУ, 1995.
  94. А. Учет региональных особенностей при регулировании социального развития. План, хоз-во. 1990, № 3.
  95. Г. Б. Региональные финансы и рыночная экономика. М.: Финансы, 1993, № 1.
  96. Прогнозирование развития региональных продовольственных комплексов.-М.: Изд. МГУ, 1989.
  97. Программа углубления экономических реформ. М.: Экономика и жизнь, 1992, № 30.
  98. Рабочая книга по прогнозированию. М.: Мысль, 1982.
  99. Развитие экономических отношений в сфере услуг. Под общ. ред. В. И. Гонтарева. Фрунзе: ФПИ, 1989.
  100. В.Я. Модели планирования уровня жизни. М.: Экономика, 1987.
  101. JI.A., Пономорев Ю. П. Экстраполяционные методы проектирования и управления. М.: Машиностроение, 1986.
  102. Рациональные нормативы потребления бытовых услуг. М.: ЦНИИ-Быт, 1984.
  103. Региональное прогнозирование в капиталистических странах. М.: СОПС, 1971.
  104. Региональная экономика: новые подходы. М.: Наука, 1993.
  105. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. М.: Наука 1993.
  106. Е.Г. Сфера услуг: планирование, проблемы, перспективы.
  107. Ф Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988.
  108. М.Г. Совершенствовать хозяйственный механизм сферы услуг. Известия АН СССР. Сер. экон. 1986.
  109. В.М. Социальная сфера: проблемы планирования. М.: Экономика, 1989.
  110. В.А. По пути утверждения местного самоуправления. М.: Жилищное и коммунальное хозяйство, август 1993.
  111. А. Вопросы создания систем управления регионом. М.: Экономист, 1993, № 8.
  112. Социальная рыночная экономика: Кр. очерк. Пер. с нем. М.: СП «Авангард», 1991.
  113. Социальное прогнозирование, планирование, проектирование. Красноярск, 1988.
  114. Социально-экономическое прогнозирование региона. J1.: Лениздат, 1977.
  115. Статистическое моделирование и прогнозирование: Учеб. пособие. (Под ред. А.Г. Гранберга). -М.: Финансы и статистика, 1990.
  116. Ю. Регулирование экономики в переходной период. М.: Экономист, 1993, № 11.
  117. Л.Б. Маркетинг потребительских товаров и услуг. М. МТИ 1992.
  118. США: государство и рынок. М.: Наука, 1991.
  119. США: рынок потребительских товаров и услуг. (Под общ.ред. Ю. И. Боб ракова) М.: Наука, 1983.
  120. Сфера услуг. Новая концепция развития. М.: Экономика, 1990.
  121. Сфера услуг в США: новые явления и структурные сдвиги. М.: Наука, 1985.
  122. Тенденции и перспективы развития социальной инфраструктуры. М.: Наука 1989.
  123. Теория рыночной экономики: Микроэкономика. Под ред. В. Ф. Максимова. М.: Соминтек, 1992.
  124. Ф.У. Принципы научного менеджмента. Пер. с англ. М.: Контроллинг, 1991.
  125. И.Э. Управление развитием сферы платных услуг населению региона. Минск: Наука и техника, 1991.
  126. С. Минбыт «умер». Да зравствует «услуга». Эк. газ. 1990, № 38.
  127. Э., Ренц Б. Методы корреляционного анализа. Пер. с нем. М.: Финансы и статистика. 1983.
  128. Ф.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение (Под ред. С.В. Валдайцева). М.: Финансы и статистика. 1992.
  129. Г. Р. Социальные проблемы экономически активного населения. -М.:АСПИ РАН, 1996.
  130. Н.М. Накопления в условиях перехода к рыночной экономике. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1992.
  131. Ф.М. Вопросы долгосрочного прогнозирования развития отрасли с использованием экспертных оценок. М.: 1974.
  132. Е.Д., Дмитриев В. Г. Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах. М.: Финансы и статистика, 1991.
  133. Е.Г., Семенов А. К. Балансовые модели хозяйства города. М.: Экономика 1977.
  134. В. Местные органы управления в США. Мировая экономика и мировые отношения. 1990, № 6.
  135. А., Кириченко Н. Инфляция в потребительской сфере и социальная напряженность. Вопр. эк-ки. 1990, № 1.
  136. Р.Н. Регион. Экономические методы управления. Новосибирск: Наука, Сиб.отд., 1991.
  137. И.Н. Стратегия государственного регулирования экономики: проблемы и противоречия (на материалах США). М.: Вестник Московского университета, сер. 6, экономика. 1992.
  138. В.В. Рынок: виды и методы конкурентной борьбы. Известия АН СССР. Сер. экон. 1990, № 6.
  139. Экономика и планирование потребностей и потребления. М.: МИНХ. 1987.
  140. Дж. Долан, Дейвид Е. Линдсей. Рынок: микроэкономическая модель. С.П., 1992.
  141. Юнь О. М. Структурная перестройка экономики. М.: Экономист. 1993, № 11.
  142. Ядгаров Я. С, Бытовое обслуживание: экономика и культура сервиса. -М.: Экономика, 1990.
  143. Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. -М.: Экономика, 1991.
  144. Япония: Справочник (Под общ. ред. Г. Ф. Кима и др.) М.: Республика, 1992.
  145. Data base models & managerial institution- 50% model + 50% manager / Blattberg Robert C., Hock Stephen J., // Manag. Sci., -1990.-36, № 8, c.887−889.
  146. From central planning to market economy: some microeconomics issues / Hare Paul J. // Econ. J. 1990,100, № 401. — c. 581−585.147. «Historical Statistics of the US», 1920−1990 гг.
  147. Nicolson B. Unemployment of arts. L.: Vol.135, № 5375
  148. Rethinking regional planning / Smith Robin // Planner.-1990.-76, № 36. -c.15−16.150. «Statistical Abstract of the US», 1996.
  149. The challenge of co-operation & reconciliation / Spicer Michael //Town & Country Plann. -1990, — 59, № 9. c. 243−244.
Заполнить форму текущей работой