Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационный механизм формирования и развития малых инновационных предприятий в высших учебных заведениях Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На сегодняшний день можно сказать, что существующая в России законодательно-нормативная база не обеспечивает в должной мере поддержку малого инновационного бизнеса, слабо используется интеллектуальный капитал, нет четко отработанной схемы интеграции малых инновационных фирм с крупными бизнес-структурами в наукоёмких отраслях экономики России. По оценкам российских экспертов, только 15−20… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ВУЗАХ
    • 1. 1. Определение малых инновационных предприятий в ВУЗах и их роль в национальной инновационной системе России
    • 1. 2. Виды организационно-правовых форм создания малых инновационных предприятий
    • 1. 3. Направления и формы государственной поддержки деятельности малых инновационных предприятий (российский и зарубежный опыт)
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ВУЗАХ
    • 2. 1. Инновационная активность малых инновационных предприятий
    • 2. 2. Государственная поддержка развития малого инновационного предпринимательства
    • 2. 3. Инновационно-маркетинговые механизмы функционирования малых инновационных предприятий
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ВУЗАХ
    • 3. 1. Разработка организационного механизма формирования и развития прединкубатора как инструмента поддержки малых инновационных предприятий в
  • ВУЗах
    • 3. 2. Методические принципы системы госзаказа, направленные на формирование и развитие малых инновационных предприятий в ВУЗах
    • 3. 3. Развитие инновационной деятельности малых предприятий в ВУЗах
  • Выводы по третьей главе

Организационный механизм формирования и развития малых инновационных предприятий в высших учебных заведениях Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена необходимостью перехода национальной экономики на путь инновационного развития, что является сегодня одним из приоритетов государственной политики. При этом важной представляется роль малых инновационных предприятий (МИП) в ВУЗах, поскольку именно эти субъекты национальной инновационной системы выступают связующим звеном между наукой и реальным сектором экономики. МИП реализуют наиболее рисковые инновации, осуществляя переход экономики на новый технологический уклад.

На сегодняшний день можно сказать, что существующая в России законодательно-нормативная база не обеспечивает в должной мере поддержку малого инновационного бизнеса, слабо используется интеллектуальный капитал, нет четко отработанной схемы интеграции малых инновационных фирм с крупными бизнес-структурами в наукоёмких отраслях экономики России. По оценкам российских экспертов, только 15−20% государственных вузов занимаются инновационной деятельностью. Низкая инновационная активность российских университетов объясняется разными причинами, в том числе нехваткой финансовых средств, трудностями развития партнерства с региональным бизнесом, противоречивостью правовых аспектов этого процесса.

В последние годы мы видим активизацию деятельности законодательных и исполнительных органов по реализации мер, призванных развить инновационный потенциал российской экономики, в том числе в высших учебных заведениях. Основные меры направлены на реорганизацию структуры ВУЗов, введение новых механизмов управления и изменение экономических условий для стимулирования роста инвестиций в их инновационную деятельность. Тем не менее, ВУЗы все еще испытывают трудности с разработкой и внедрением инноваций, развитием предпринимательской деятельности. Это доказывает необходимость изучения теоретических и методических аспектов функционирования МИП, выявление проблем, разработку предложений, направленных на совершенствование их деятельности.

Степень научной разработанности проблемы.

Исследование формирования и развития малых инновационных предприятий в вузах основывалось на современных теориях инновационного менеджмента и экономики предпринимательства.

В области инновационного менеджмента известны работы Абрамешина А. Е, Анынина В. М., Баранчеева В. П., Гончаровой Н. П., Гольдштейна Г. Я., Гоффин К., Дагаева A.A., Друкера П., Ильенковой С. Д., Казанцева А. К., Леоновой Т. Н., Сливотски А., Митчелл Р., Миндели Л. Э., Мухамедьярова A.M., Хотяшевой О. М., Шейн С. и др.

В области экономики предпринимательства известны работы Алимовой Н. К., Бурова В. Ю., Лапусты М. Г., Масленникова В. В., Симионова Ю. Ф., Скамай Л. Г., Чапека В. Н., Шевченко И. К., и др.

Следует отметить работы, связанные с исследованием инновационной сущности малых предприятий: Валдайцева C.B., Молчанова H.H., Пецольдта К., Орлова А. И., Янковского К. П. и др.

Исследованиями в области маркетинга инновационных процессов занимались Гончарова Н. П., Сливотски А., Казанцева А. К., Миндели Л. Э., и др.

При этом в научной литературе не получили должного рассмотрения вопросы формирования и развития малых инновационных предприятий в вузах, их роли в национальной инновационной системе, не сформулировано на законодательном уровне определение, что предопределяет недостаточную разработанность данной проблемы и необходимость проведения данного исследования.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке организационного механизма развития малых инновационных предприятий в высших учебных заведениях Российской Федерации в условиях формирования инновационной экономики.

Для достижения поставленной научной цели диссертационного исследования требуется решение следующих задач:

1. Обосновать роль малого инновационного предпринимательства в развитии национальной экономики;

2. Рассмотреть основные подходы к определению понятия «малое инновационное предприятие», дать авторское определение «малое инновационное предприятие в вузе».

3. Систематизировать критерии инновационности малых предприятий;

4. Проанализировать организационно-правовые формы создания МИП в вузах, выявить их преимущества и недостатки;

5. Систематизировать основные виды и направления государственной поддержки деятельности МИП на основе обобщения мирового и российского опыта государственного регулирования малого инновационного предпринимательства;

6. Проанализировать инновационную активность малых предприятий в высших учебных заведениях Российской Федерации;

7. Разработать организационный механизм развития малого инновационного предпринимательства в ВУЗах;

8. Сформировать методические принципы системы госзаказа, направленные на формирование и развитие инновационной деятельности малых предприятий в ВУЗах.

9. Разработать модель прединкубатора как инструмента поддержки малых инновационных предприятий.

Объектом исследования являются малые инновационные предприятия, созданные на базе высших учебных заведений Российской Федерации.

Предметом исследования является организационный механизм функционирования малых инновационных предприятий в высших учебных заведениях.

Теоретические и методологические основы исследования.

В работе использовались современные методы исследования экономики, в том числе системный, статистический, логический анализ и другие. В качестве инструментария использовались методы научной абстракции, группировок и сравнений, схематизация и структурирование.

Информационная база исследования.

В информационную базу исследования вошли данные Центра исследований и статистики науки, Федеральной службы государственной статистики, российских и зарубежных статистических агентств, нормативные и законодательные материалы, фактический материал по изучаемой проблеме, опубликованный в монографиях и периодической печати, собственные исследования автора, материалы сети Интернет.

При подготовке данной диссертации были использованы материалы Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года Министерства образования и науки Российской Федерации и Стратегии инновационного развития до 2020 года Министерства экономического развития Российской Федерации.

Научная новизна заключается в разработке методических рекомендаций по совершенствованию организационного механизма развития малых инновационных предприятий в высших учебных заведениях Российской Федерации, включающих разработку механизма прединкубатора.

Наиболее существенные научные результаты, полученные автором в ходе исследования и выносимые на защиту, состоят в следующем:

1. Уточнено понятие малого инновационного предприятия в ВУЗе, под которым понимается предприятие, учрежденное на базе высшего учебного заведения, характеризующееся высоким инновационным потенциалом, осуществляющее свою деятельность с целью получения дохода в условиях риска и относящееся к категории малого предпринимательства на основе критериев изложенных в федеральном законодательстве. На основании данного определения предложена систематизация критериев отнесения малых предприятий к инновационным по степени новизны (базисная, улучшающая инновация), технологическим параметрам (продуктовая, процессная) и по характеру деятельности (производственная, управленческая);

2. Выявлены основные тенденции развития инновационной деятельности малых инновационных предприятий в ВУЗах. К названным тенденциям автором отнесены: слабая методическая и информационная поддержка, несформированная должным образом производственно-технологическая инфраструктура, недостаток собственных средств и недостаток квалифицированного персонала, высокий экономический риск, несовершенство законодательства;

3. Систематизированы основные этапы прединкубации и инкубации инновационного проекта малыми инновационными предприятиями, включающие в себя этап проверки технологии, этап проверки бизнес-идеи, и этап проверки роста. Выявлены основные барьеры и препятствия, с которыми может столкнуться предприниматель в процессе коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, среди них: барьер компетенций, барьер мотиваций и барьер уверенности. На этой основе разработан организационный механизм функционирования прединкубатора как инструмента поддержки малых инновационных предприятий в ВУЗе, способствующий развитию предпринимательской деятельности;

4. Разработаны методологические принципы формирования системы государственного заказа, среди которых принципы открытости, единства, конкуренции, профессионализма и ответственности за результативность. Даны рекомендации по совершенствованию системы государственного заказа, включающие в себя проведение электронного аукциона в режиме открытого участия и создание системы экспертных советов, способствующие стабильности деятельности малых инновационных предприятий;

5. Разработаны предложения по формированию государственной политики стимулирования развития МИЛ в ВУЗах России, заключающиеся в изменении налогового законодательства, обеспечении технологического трансфера из государственного сектора в предпринимательский, создании специального подразделения по подготовке специалистов в МИП, допустимости создания МИЛ в форме производственных кооперативов;

6. Разработана методика оценки инновационно-маркетинговой деятельности вуза, включающая в себя такие количественные и качественные показатели как интенсивность инновационно-маркетинговой деятельности вуза, процент преподавательского состава, занимающегося инновационными исследованиями и др. и отражающая возможности применения комплекса мер в рамках реализации инновационно-маркетинговой политики.

Теоретическая и практическая значимость работы Теоретическая значимость полученных результатов заключается в разработке методологических основ функционирования малых инновационных предприятий в высших учебных заведениях Российской Федерации.

Практическая значимость работы заключается в том, что реализация содержащихся в ней предложений и методических рекомендаций будет способствовать развитию малых инновационных предприятий в высших учебных заведениях Российской Федерации.

Материалы исследования могут использоваться для создания программ подготовки специалистов в малые инновационные предприятия, при формировании государственной инновационной политики и системы мер поддержки деятельности малых инновационных предприятий.

Апробация работы.

Научно-практические выводы и рекомендации по формированию организационного механизма развития малых инновационных предприятий использованы в ходе выполнения научно-исследовательских работ в Государственном университете управления: № 1085−09 «Институциональная инноватика как фактор социально-экономического развития России» (2010;2011 гг., № государственной регистрации 1 200 954 962) — № 1086−09 «Гармонизация образовательных моделей бакалавров и магистров менеджмента в рамках совместных российско-британских университетских программ» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (20 092 011 годы)» (№ государственной регистрации 1 200 951 998, 2011 гг.).

Выводы по 3 главе:

Сегодня слишком мало результатов НИОКР находит воплощение в инновациях различных сфер. Исследовательские университеты и институты могут иметь значительный потенциал для развития города или региона, что предоставляет возможность развития, которую необходмо использовать. В результате проведенного исследования автор сделал предложение по формированию политики стимулирования развития МИП в России, которое заключается в создании дополнительных элементов инфраструктуры для самостоятельных МИП и созданных при ВУЗах в виде бизнес-акселераторов и пред инкубаторов соответственно для каждого из видов МИП.

Основной цель прединкубации, по мнению автора, должна стать цель устранения препятствий для спин-офф процесса путем создания новых элементов инфраструктуры — прединкубаторов.

Прединкубаторы должны создаваться на границе между университетами и бизнес-инкубаторами, где потенциальные предприниматели имеют возможность проверить конкурентоспособность своей продукции до основания и регистрации собственной компании, что позволит преодолеть барьеры «мотивации» и «компетенций», с которыми они сталкиваются еще до вхождения в стадию инкубации. Таким образом, прединкубаторы позволят преодолевать барьеры и препятствия последовательно.

Автором предлагается также создание структурных подразделений прединкубатора — профит-центров, которые будут обеспечивать финансовыми ресурсами хозяйственную деятельность команды предпринимателей, ведущих работу на площадке преинкубатора. Таким образом, инновационный проект проходит цепочку последовательных этапов от концепции до коммерциализации продукта/услуги и постинкубационной поддержки.

Представляется целесообразным также рассмотреть возможным создание прединкубаторов и бизнес-инкубаторов в ВУЗе не только в форме хозяйственных обществ, как установлено законом, но и в форме производственных кооперативов, которые больше подразумевают под собой объединение личных трудовых вкладов, нежели капитала, что как нельзя кстати подойдет для организации работы преинкубаторов, предполагающий задействовать в себе макимум трудовых ресурсов.

Для реализации инновационной составляющей предпринимательства в вузе, предлагается не только определить структуру элементов этой системы, но и разработать параметры развития инновационно-маркетинговой деятельности, в связи с чем были разработаны критерии оценки инновационно-маркетинговой деятельности.

Так же для стимулирования инновационной деятельности МИП в вузах, необходимо внести соответствующим федеральным законом изменения в налоговое законодательство, которое будет заключаться в снижении налоговых платежей в зависимости от величины затрат на НИОКР по двум направлениям: уменьшения текущих налоговых платежей в момент осуществления НИОКР и ускоренной амортизации стоимости НИОКР и нематериальных активов на балансе предприятий.

Возможным представляется решение задач передачи технологий из государственного сектора в предпринимательский с целью дальнейшей их коммерциализации, что позволит вузам и НИИ избежать значительных дополнительных затрат.

Еще одним предложением стало совершенствование инструмента госзаказа для обеспечения стабильности деятельности малых инновационных предприятий. Автором разработаны принципы системы государственного заказа, предлагется заимствовать опыт США в привлечении министерств, департаментов, федеральных и национальных агентств для заказа на НИОКР в целях решения их научно-технических проблемсовершенствовать проведение конкурсов, проходящих в форме электронных торгов.

Далее, учитывая проведенный анализ, который показал, что проблемы МИП сводятся не только к отсутствию финансирования проектов, должной роли госзаказа в иннвационной системе и слабо развитому инновационно-маркетинговому механизму функционирования МИП, предлагается в рамках высшего учебного заведения создать специальное подразделение по подготовке специалистов в МИП, созданных при вузе. Автором разработаны направления подготовки кадров и содержание программы подготовки специалистов для МИП.

Таким образом, предполагается, что рекомендации должны способствовать укреплению взаимодействия между наукой и бизнес-структурами, стимулированию коммерциализации результатов научных исследований и разработок, проводимых в вузах, и улучшению политики формирования малого инновационного предпринимательства в России в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В последние годы мы видим активизацию деятельности законодательных и исполнительных органов по реализации мер, призванных развить инновационный потенциал российской экономики, в том числе в высших учебных заведениях. Основные меры направлены на реорганизацию структуры ВУЗов, введение новых механизмов управления и изменение экономических условий для стимулирования роста инвестиций в их инновационную деятельность. Тем не менее, ВУЗы все еще испытывают трудности с разработкой и внедрением инноваций. Важной представляется роль малых инновационных предприятий (МИП) при ВУЗах, поскольку именно эти субъекты национальной инновационной системы выступают связующим звеном между наукой и реальным сектором экономики.

Малые инновационные предприятия (МИП) характеризуются тесной взаимосвязью с другими элементами НИС, создаются с целью получения прибыли, коммерциализации научно-технических разработок, повышения конкурентоспособности отечественной инновационной продукции на мировых рынках, что в свою очередь увеличивает их вклад в ВВП страны и благотворно сказывается на показателях социально-экономического развития.

На сегодняшний день в федеральном законодательстве нет четко прописанного определения малого инновационного предприятия, что препятствует инициативам создания и отнесения к категории МИП по всей стране. Определение и критерии инновационности содержатся только в законодательных документах регионального уровня, что явно недостаточно в рамках выполнения стратегий инновационного развития страны.

Автором предложено внести определение и критерии отнесения МИЛ к классу инновационных в федеральное законодательство, разработана классификация уже существующих критериев.

Малое инновационное предприятие в вузе — предприятие, учрежденное на базе высшего учебного заведения, которое характеризуется высоким инновационным потенциалом, осуществляет свою деятельность с целью получения дохода в условиях риска и относится к категории малого предпринимательства на основе критериев изложенных в федеральном законадательстве.

Обобщая мировой опыт, можно сделать вывод, что развитые страны в государственной поддержке деятельности МИЛ отличает система последовательных действий Стратегия — Приоритеты развития — Программы поддержкиИнфраструктура — Механизмы. Та или иная страна делает ставку на усиление роли одного-двух элементов своих НИС, но ни один элемент при этом не остается без должного развития. Так, США придает большее значение программам поддержки и особую роль отводит госзаказу, Великобританиямеханизмам венчурного инвестирования и перераспределению денежных средств между ВУЗами, Китай — развитию инфраструктуры поддержки МИП.

Из приведенной автором классификации следует, что в России основные направления государственной поддержки деятельности малых инновационных предприятий в ВУЗах сводятся к трем блокам: финансовой, имущественной поддержки и оказания услуг. На сегодняшний день можно сказать, что не получают должного развития первые два направления, мероприятия государственной поддержки по третьему направлению находится на стадии разработки. Сравнивая с опытом развитых стран, в России отсутствуют фонды инноваций в сфере высшего образования, не развиты рынок венчурного капила, частно-государственное партнерство, инфраструктура поддержки неповсеместна, а система государственного заказа на НИОКР требует совершенствования.

В этой связи автором предлагается разработать организационный механизм развития малых инновационных предприятий в ВУЗах, представляющий собой систему мероприятий и создание элементов инфраструктуры, направленных на стимулирование предпринимательской деятельности.

Анализ показал снижение уровня инновационной активности малых предприятий не только по видам экономической деятельности, но и по субъектам РФ, что не соответствует в достаточной степени инновационной политике России и значительно уступает показателям развитых стран в этой сфере. Отмечается также общий низкий уровень затрат на НИОКР по сравнению с другими странами, что не могло привести к заметному повышению инновационной активности российских предприятий в таких условиях. Объемы финансирования программ поддержки малого бизнеса значительно уступают в размерах фондам других стран.

На основе проведенного исследования выявлены негативные тенденции развития инновационной деятельности МИП в высших учебных заведениях: слабая методическая и информационная поддержка, несформированная должным образом производственно-технологическая инфраструктура, недостаток собственных средств и недостаток квалифицированного персонала, высокий экономический риск, несовершенство законодательства.

Производственно-технологическая инфраструктура поддержки малых инновационных предприятий в России все еще находится на стадии своего становления и развития: значительная часть бинес-инкубаторов позиционируется в качестве дотационных программ поддержки малого инновационного бизнеса, а не в качестве бизнес-проектов, нацеленных на развитие быстрорастущих конкурентоспособных стартапов. Доля инкубаторов, оказывающих только имущественную поддержку куда выше, чем доля инкубаторов, занимающаяся оказанием услуг, что также не соответствует опыту стран, достигших наибольших успехов в развитии бизнес-инкубации (в частности, США), где именно услуги инкубационной программы, а не предоставляемые помещения имеют ключевое значение для развития стартапов.

Анализ проблем и факторов успеха организации деятельности малых инновационных предприятий на стадиях создания и развития МИП показал, что основные барьеры для создания новых и развития существующих МИП состоят в нехватке финансирования, кадровых проблемах, несовершенстве законодательства, отсутствии инфраструктуры и информационной поддержки.

Промежуточные данные по основным целевым показателям Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года и Стратегии инновационного развития до 2020 года продемонстировали слабые государственные иницитивы по их выполнению. Большинство показателей оказались ниже предусмотренных инерционным сценарием, а некоторые показали негативную динамику. Не реализованы меры правительства по созданию системы налоговых льгот для инновационных компаний и развитию прямого государственного финансирования НИОКР в бизнес-секторе, отсутствуют заказы промышленности на НИОКР.

Три основных направления поддержки инновационной деятельности по бюджетному направлению на различных стадиях инновационных проектов (формирования, реализации, развития) представлены в основном программами деятельности Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника), чего явно недостаточно для повышения эффективности расходов федеральных бюджетных средств, направленных на развитие деятельности МИП.

Также анализ показал, что в настоящее время отсутствует научная постановка вопроса о системе механизмов, которая позволила бы реализовать инновационную составляющую предпринимательства и не определена структура элементов этой системы. Таким механимом мог бы стать инновационно-маркетинговый механизм, описывающий функциональное обеспечение МИП в зависимости от стадий жизненного цикла проекта.

Сегодня слишком мало результатов НИОКР находит воплощение в инновациях различных сфер. Исследовательские университеты и институты могут иметь значительный потенциал для развития города или региона, что предоставляет возможность развития, которую необходмо использовать. В результате проведенного исследования автор сделал предложение по формированию политики стимулирования развития МИП в России, которое заключается в создании дополнительных элементов инфраструктуры для самостоятельных МИП и созданных при ВУЗах в виде бизнес-акселераторов и прединкубаторов соответственно для каждого из видов МИП.

Основной цель прединкубации, по мнению автора, должна стать цель устранения препятствий для спин-офф процесса путем создания новых элементов инфраструктуры — прединкубаторов.

Прединкубаторы должны создаваться на границе между университетами и бизнес-инкубаторами, где потенциальные предприниматели имеют возможность проверить конкурентоспособность своей продукции до основания и регистрации собственной компании, что позволит преодолеть барьеры «мотивации» и «компетенций», с которыми они сталкиваются еще до вхождения в стадию инкубации. Таким образом, прединкубаторы позволят преодолевать барьеры и препятствия последовательно.

Автором предлагается также создание структурных подразделений прединкубатора — профит-центров, которые будут обеспечивать финансовыми ресурсами хозяйственную деятельность команды предпринимателей, ведущих работу на площадке прединкубатора. Таким образом, инновационный проект проходит цепочку последовательных этапов от концепции до коммерциализации продукта/услуги и постинкубационной поддержки.

Представляется целесообразным также рассмотреть возможным создание прединкубаторов и бизнес-инкубаторов в ВУЗе не только в форме хозяйственных обществ, как установлено законом, но и в форме производственных кооперативов, которые больше подразумевают под собой объединение личных трудовых вкладов, нежели капитала, что как нельзя кстати подойдет для организации работы прединкубаторов, предполагающий задействовать в себе макимум трудовых ресурсов.

Для реализации инновационной составляющей предпринимательства в вузе, предлагается не только определить структуру элементов этой системы, но и разработать параметры развития инновационно-маркетинговой деятельности, в связи с чем были разработаны критерии оценки инновационно-маркетинговой деятельности.

Так же для стимулирования инновационной деятельности МИП в вузах, необходимо внести соответствующим федеральным законом изменения в налоговое законодательство, которое будет заключаться в снижении налоговых платежей в зависимости от величины затрат на НИОКР по двум направлениям: уменьшения текущих налоговых платежей в момент осуществления НИОКР и ускоренной амортизации стоимости НИОКР и нематериальных активов на балансе предприятий.

Возможным представляется решение задач передачи технологий из государственного сектора в предпринимательский с целью дальнейшей их коммерциализации, что позволит вузам и НИИ избежать значительных дополнительных затрат.

Еще одним предложением стало совершенствование инструмента госзаказа для обеспечения стабильности деятельности малых инновационных предприятий. Автором разработаны принципы системы государственного заказа, предлагется заимствовать опыт США в привлечении министерств, департаментов, федеральных и национальных агентств для заказа на НИОКР в целях решения их научно-технических проблемсовершенствовать проведение конкурсов, проходящих в форме электронных торгов.

Далее, учитывая проведенный анализ, который показал, что проблемы МИП сводятся не только к отсутствию финансирования проектов, должной роли госзаказа в иннвационной системе и слабо развитому инновационно-маркетинговому механизму функционирования МИП, предлагается в рамках высшего учебного заведения создать специальное подразделение по подготовке специалистов в МИП, созданных при вузе. Автором разработаны направления подготовки кадров и содержание программы подготовки специалистов для МИП.

Таким образом, предполагается, что рекомендации должны способствовать укреплению взаимодействия между наукой и бизнес-структурами, стимулированию коммерциализации результатов научных исследований и разработок, проводимых в вузах, и улучшению политики формирования малого инновационного предпринимательства в России в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации2. Налоговый Кодекс РФ
  2. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.07.2010)
  3. Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (часть первая) (ред. от 27.12.2009)
  4. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»
  5. Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г.
  6. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»
  7. Постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. N 1471-ПП «О мерах по поддержке субъектов малого и среденего предпринимательства в инновационной сфере в городе Москве на 2010−2012 гг.»
  8. Постановление N 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства»
  9. Постановление Правительства РФ от 03.02.94 г. № 65 «О фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере». Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994 № 6.
  10. Распоряжение Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Правительства Москвы от 9 октября 2008 года № 115 о проведении сплошного обследования малых инновационных предприятий города Москвы
  11. Постановление Росстата от 20.12.2007 № 104 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минобрнауки России статистического наблюдения за организациями научно-технического комплекса»
  12. Положение о Федеральном агентстве по науке и инновациям (в ред. Постановлений Правительства РФ от 13.10.2008 N 753, от 07.11.2008 N 814, от 27.01.2009 N 43, от 14.02.2009 N 134)
  13. Положение о российских национальных контактных точках по направлениям 7-й Рамочной программы Европейского Союза по исследованиям, технологическому развитию и демонстрационной деятельности (2007−2013)
  14. Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007−2012 годы»
  15. Федеральная целевая научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002−2006 годы»
  16. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов/ И66 С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, СЮ. Ягудин и др.- Под ред. С. Д. Ильенковой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 327 с.
  17. Инновационный менеджмент: учебное пособие: А. М. Мухамедьяров. М.: Инфра-М, 2008. — 176 с.
  18. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство М. ИНФРА-М, 1998
  19. В.И. Становление российского рынка лицензий. «Патенты и лицензии», 1994 № 12.
  20. Малое инновационное предпринимательство: учебное пособие/С .В. Валдайцев, Н. В. Молчанов, К. Пецольдт. -Москва: Проспект, 2011
  21. А.К. «Основы инновационного менеджмента: теория и практика»: Учебник, издание 2-е, переработанное и дополненное, Изд. Ономи, 2004
  22. Институциональные механизмы развития венчурной инновационной деятельности: монография/ Т. Н. Леонова. -М.:Вега-Инфо, 2010
  23. М. Инновационная сфера: состояние и перспективы. «Экономист», 1993 № 10.
  24. В. Финансовые рычаги стабилизации инновационной деятельности (регулирование на макроуровне). «Вопросы экономики», 1993 № 3.
  25. Проблемы создания и развития малых инновационных предприятий при ВУЗах и НИИ, Сизова Д.А.
  26. , А.И. Исследовательское спин-офф предпринимательство и его государственное стимулирование / А. И. Поболь // Экон. бюл. / Науч. исслед. экон. ин-т М-ва экономики Респ. Беларусь. 2008. — No 1 (127). — С. 49−62.
  27. World Conference on Science and Technology Parks, 19−22 June 2011, Copenhagen48."Pre-incubation in Higher Education", Report Oulu University, Oulu Southern Institute, Finland Laura Rajaniemi, Eija-Riitta Niinikoski, Eelis Kokko, 2005
  28. И.М. Поддержка малого предпринимательства. Сб. статей: Коммерциализация технологий. М., Moscow News, 1995.
  29. B.K. Организация и осуществленние инновационной деятельности субъектами малого предпринимательства в Республике Беларусь / В. К. Пустовалов, Д. И. Алехин, И. В. Войтов, В.Е.Кратенок- под ред. В. Е. Матюшкова. Мн.: ГУ «БелИСА», 2006.
  30. Н., Долгова О. Технопарки как форма поддержки малого предпринимательства. МЭ и МО, 1996 № 6.
  31. Ричард Бендис, «Дорожная карта» инноваций: 15 шагов до успеха, Бюллетень Инновационные Тренды. 2011. № 8. С. 2022.
  32. Давид Вейц, «Университеты и крупный бизнес: дружба на век?», Бюллетень Инновационные Тренды. 2011. № 8. С. 34−35.
  33. C.B. Оценка бизнеса и инноваций. М., Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.
  34. В. Малый бизнес: проблемы становления." Российский экономический журнал", 19 935 8. Мягков П., Фесенко Е. «Малое предпринимательство: государственная поддержка обязательна», Российский экономический журнал, 1993
  35. Сравнительный обзор опыта стран ЕЭК ООН в области финансирования на ранних этапах развития предприятий, Нью-Йорк, Женева, 2007 год
  36. Г. И. О системе государственной поддержки инновационных проектов. Сб. статей: инвестирование в инновационный бизнес: мировая практика венчурный капитал. М. ЗелО 1996.
  37. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учеб. пособие / Под ред. В. М. Анынина, A.A. Дагаева. — 3-е изд., перераб., доп. — М.: Дело, 2007. — 584 с.
  38. О.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. 2-е изд. СПб.: Питер, 2006
  39. Г. А., Шайбакова Л. Ф. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования: сущность и содержание. СПб: СПб. ГИЭА, 1995.
  40. Г. Г., Калугина Е. Х., Комков И. И. Организационно-экономические проблемы управления инновационной деятельностью в новых хозяйственных условиях. Учебное пособие М., «Финансы и статистика», 1991.
  41. Национальные инновационные системы: основные понятия и приложения (по материалам зарубежных авторов). Михаил Бунчук, Москва, 1999.
  42. Ernst&Young «Обзор бизнес-инкубаторов в России», 2010
  43. H.A., Коломак Е. А., Кузнецова С. А., Юсупова А. Т. Коммерциализация российских инновационных разработок: проблемы и перспективы / Сиб. центр прикладных экономических исследований. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2008. — 79 с.
  44. Национальная (государственная) инновационная система: сущность и содержание Е. В. Моргунов, Г. В. Снегирев, Собственность и рынок. 2004. — No7. — С. 10−21.
  45. A.B. Национальная инновационная система как ключевой элемент развития экономики России. Автореферат. Краснодар, 2006.
  46. Компедиум передовой практики в области поощрения развития, основанного на знаниях, Российская Ассоциация Прямого и Венчурного Инвестирования, 2010
  47. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», № 1, 2002
  48. Отчет по результатам общероссийского исследования «Инновационное малое и среднее предпринимательство: проблемы развития», Опора России, Москва 2005
  49. Малое предпринимательство в России 2008. Стат. сборник//Федеральная служба государственной статистики.83. «Практикум по проведению маркетинга: как внедрять маркетинг на малых и средних предприятиях», Tacis, 1996 г.
  50. National Research Council Canada «Components of Innovation System» и http://www.sme-fdi.gc.ca
  51. И. Нужен ли России малый наукоемкий бизнес? http://ww.chelt.ru/2005/3−05/dezgina 3−05.html86."Иновационная Россия 2020: анализ состояния к стратегии развития", http://elport.ru
  52. Управление созданием малого инновационного предприятия88. http://www.kylbakov.ru/pagel01/pagel03/index.html
  53. Зарубежный опыт государственной поддержки инновационных малых и средних предприятийhttp://www.kfpp.ru/analytics/material/innovation.php
  54. Фазы инновационного процесса, Херберт Нойбауэр Из материалов журнала «Проблемы теории и практики управления», http://www.adventure-world.ru/node/1848
  55. Виды поддержки малых инновационных предприятий, http://www.arip.ru/default.aspx?s=0&p=316
  56. Направления и формы поддержки предпринимательства в инновационной сфере, http://www.samarafond.rU/articles2/viewarticles/9
  57. Направления и формы поддержки предпринимательства в инновационной сфере http://www.samarafond.rU/articles2/viewarticles/9
  58. Время новостей № 31 26 февраля 2010, http://www.vremva.rn/2010/31/10/
  59. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации www.mon.gov.ru
  60. Сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации www.gks.ru
  61. Сайт Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Фонд Бортника, lasie.ru
  62. Сайт о федеральных целевых программах Российской Федерации h ttp:// www. pro grant s- go v. ru
  63. Всероссийский информационно-аналитический портал «Венчурная Россия» http://www.allventure.rU/articles/46/#repliespagel
  64. ФГБНУ Центр исследований и статистики науки http://www.csrs.ru
  65. Рейтинговое агентство «Эксперт РА», raexpert.ru
  66. Википедия, ru.wikiDedia.org
Заполнить форму текущей работой