Экономический анализ предприятия
Особую роль играет и такой фактор, как сокращение затрат на управление риском. Для страхователя очень важно то обстоятельство, что страховые компании располагают опытом и статистическими данными в отношении разнообразных рисков. Этот опыт находит свое отражение в страховых тарифах. Страховщик, таким образом, выполняет за страхователя часть работы по сбору статистических данных о вероятности… Читать ещё >
Экономический анализ предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Организационно-правовая характеристика
экономический финансы безналичный страхование Акционерное общество «Уржумский спиртоводочный завод» является открытым акционерным обществом (ОАО «Уржумский СВЗ»). Общество является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации. (Приложение А) Общество создано без ограничения срока его деятельности. Общество учреждено ОАО «Уржумводспирт».
Органами управления общества являются:
— общее собрание акционеров;
— совет директоров;
— единоличный исполнительный орган (генеральный директор, управляющая организация, управляющий);
— в случае назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все функции по управлению делами общества.
История Уржумского завода началась в 1833 году. Купец Петр Лазаревич Матвеев в те годы основал на собственной земле, в Уржумском уезде, винокуренный завод. Этот год считается годом основания Ройского спиртового завода.
Новая история Уржумского завода началась в 1899 году: затеяли большое строительство здания казенного винного склада Вятского губернского акцизного управления. Уже через год приступили к выпуску «Водки обыкновенной» крепостью 37−40 градусов.
В 1918 году завод был национализирован.
К 1934 году завод имел свое подсобное хозяйство, столовую, коровник, свинарник, пасеку, пекарню, большое поголовье лошадей.
В 1940 году сдан в эксплуатацию ликёрно-морсовый цех для изготовления сладких и горьких настоек и наливок. Завод получил название «Уржумскийликёро-водочный завод».
В 50-е годы произошла реконструкция завода, пущена в строй артезианская скважина.
К началу 60-х выстроены еще два цеха — посудный и отпускной.
К 1983 году завод выпускает спирта в 5−6 раз больше, чем в 50-е, а 21 марта 1986 года. На основании приказа МИНПИЩЕПРОМА «Уржумскийликёро — водочный завод» приостановил работу.
Только через 5 лет был разработан проект восстановления.
В 1994 году предприятие было приватизировано, а 1 апреля 1995 года завод возобновил работу.
В 1999 году открывается первый фирменный магазин «Уржумка».
30 марта 2001 года введена в строй газовая котельная, предназначенная для централизованного теплоснабжения Уржумского СВЗ, Уржумского МСЗ и объектов жилой зоны г. Уржума.
С 2002 по 2008 проведено переоснащение и реконструкция завода, в этот же период запущен цех по переработке отходов спиртового производства — сухой барды.
В 2010 и 2011 годах ОАО «Уржумский спиртоводочный завод» является крупнейшим налогоплательщиком области.
Учредительным документом организации является Устав (в редакции от 22.04.2002 г.) Документ неоднократно изменялся и дополнялся.
ОАО «Уржумский спиртоводочный завод» расположен очень выгодно. По территории района проходит Казанский тракт, который соединяет Уржум с областным центром, городами Малмыж и Вятские Поляны. Основными потребителями являются предприятия Кировской области и близлежащих городов, поэтому доставка продукции не занимает много времени. У предприятия налаженная система транспортных сетей, поэтому покупателям предлагаются различные услуги по перевозкам. Также необходимые сырье и материалы от поставщиков во многих случаях доставляются своим транспортом.
Место нахождения общества: Россия Кировская обл., г. Уржум, ул. Кирова 8а.
Почтовый адрес общества: 613 531Россия Кировская обл., г. Уржум, ул. Кирова 8а.
Целью общества является извлечение прибыли.
Общество имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:
1) Производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта;
2) Производство, хранение и поставки произведенной спиртосодержащей пищевой продукции;
3) Производство, хранение и поставки произведенных спиртных напитков.
Общество имеет простые акции, номинальная стоимость каждой акции 1700 рублей. На балансе завода их числится 89 007 штук. Уставный капитал 151 311 900 рублей. Дивиденды выплачиваются на каждую обыкновенную акцию. Акционерами общества по состоянию на 31.12. 2012 года являются:
1) ОАО «Яранский СВЗ» — 6,67%;
2) ООО Сармат — 39,98%;
3) ООО «Еврочистка» — 14,76%;
4) ООО Уржумка — 13,09%;
5) ООО Пригородное — дочернее сообщество;
6) ООО Торговый дом «Уржумка» — дочернее сообщество.
2. Экономическая характеристика
Каждая фирма, начиная процесс производства или принимая решение о его расширении, должна быть уверена, что его затраты обязательно окупятся и принесут прибыль. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является основным источником возмещения затраченных на производство продукции средств.
Таблица 1 — Состав и структура выручки от реализации ОАО «Уржумский СВЗ»
2010 г | 2011 г | 2012 г | 2012 г. в % к 2010 г | |||||
тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | |||
Вятский привоз | 53,3 | 53,66 | 1 716 771,54 | 57,24 | 124,17 | |||
Сеть розничной торговли ОАО Уржумский СВЗ | 6,0 | 2,84 | 73 619,34 | 2,45 | 47,28 | |||
ЯранскоеРайпо | 1,3 | 0,62 | ; | ; | ; | |||
МалмыжРайпо | 1,0 | 0,28 | ; | ; | ; | |||
НолинскоеРайпо | 0,8 | 0,34 | ; | ; | ; | |||
В-Поляны Райпо | 0,8 | 0,44 | ; | ; | ; | |||
Гармония ООО | 0,7 | 0,73 | 25 659,08 | 0,86 | 132,92 | |||
Тужинскоерайпо | 0,7 | 0,29 | ; | ; | ; | |||
КикнурскоеРайПО | 0,7 | 0,29 | ; | ; | ; | |||
Надежда ЗАО г. Нововятск | 0,7 | 0,34 | ; | ; | ; | |||
Зуевскоерайпо г. Зуевка | 0,7 | 0,28 | ; | ; | ; | |||
СанчурскоеРайпо | 0,6 | 0,27 | ; | ; | ; | |||
ШабалинскоеРайпо | 0,6 | 0,30 | ; | ; | ; | |||
Даровское РАЙПО п. Даровской | 0,6 | 0,30 | ; | ; | ; | |||
КуменскоеРайпо | 0,5 | 0,26 | ; | ; | ; | |||
КильмезьРайпо п. Кильмезь | 0,5 | 0,23 | ; | ; | ; | |||
Уржумка ТД ООО | ; | ; | 25,25 | 943 080,78 | 31,44 | ; | ||
Винный погребок опт ООО | ; | ; | 1,11 | 22 828,75 | 0,76 | ; | ||
Тандер ЗАО | ; | ; | 0,48 | 48 283,45 | 1,61 | ; | ||
Криптон ООО | ; | ; | 0,36 | 16 720,02 | 0,56 | ; | ||
Прочие покупатели | 30,3 | 11,07 | 134 765,79 | 4,49 | 17,13 | |||
ИТОГО | 100,0 | 115,69 | ||||||
За исследуемый период выручка от реализации увеличилась на 15, 7% (406 751 тыс. руб.). Это положительная тенденция для организации.
Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. По мере насыщения рынка и усиления конкуренции возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.
Таблица 2 — Состав и структура готовой продукции ОАО «Уржумский СВЗ»
Показатели | 2010 г. | 2011 г | 2012 г | 2012 г. в % к 2010 г | |
тыс. дал | тыс. дал | тыс. дал | |||
Водки и ликероводочные всего: | 1600,2 | 89,6 | |||
в т.ч. водки | 1425,5 | 1262,8 | 89,4 | ||
Спирт | 595,3 | 600,5 | 102,8 | ||
Спиртованные соки | 42,7 | 44,3 | 246,1 | ||
Всего товарная продукция в действующих ценах (руб.) | 135,8 | ||||
За период с 2010 по 2012 годы объем товарной продукции увеличился на 35,8% (850 930 руб.). Завод стал специализироваться по большей части на производстве спиртованных соков (увеличение более чем в 2 раза) и спирта (увеличение на 2,8%). Наряду с этим произошло снижение производства водок и ликероводочных. Это говорит о том, что завод ориентируется на пользующуюся спросом продукцию и увеличивает ее объемы.
Для любого работника имеет значение количество произведенной продукции (услуг) за единицу рабочего времени (час, день, год). И чем выше этот результат, тем меньше затраты на единицу результата. Следовательно, при высокой продуктивности труда с увеличением объемов продукции снижаются издержки на нее. Эффективность, продуктивность труда измеряют с помощью показателя производительности труда.
Таблица 3 — Производительность труда ОАО «Уржумский СВЗ»
Показатели | 2010 г | 2011 г | 2012 г | 2012 г. в % к 2010 г | |
Среднегодовая численность (чел.) | 73,1 | ||||
Выручка без налогов (тыс. руб.) | 101,5 | ||||
Производительность труда (выручка на 1 работающего) тыс. руб. | 138,9 | ||||
За исследуемый период на заводе увеличилась производительность труда на 38,9% (548 тыс. руб.) И это наряду с тем, что среднегодовая численность снизилась 26,9% (187 человек).
В производственном цикле участвуют звенья, составляющие сырьевой и производственный комплекс завода, который позволяет свести к минимуму издержки производства конечного продукта:
1. Производство и реализация зерна, плодово-ягодных культур.
2. Производство спирта.
3. Производство и реализация ликеро-водочной продукции.
4. Торговая сеть для реализации алкогольной продукции. Предприятие в своем развитии всегда ориентируется самые современные требования как потребителя, так и сертифицирующих организаций, поставляя на прилавки только качественную продукцию и расширяя свой ассортимент.
Организационная структура предприятия является линейно-функциональной. Она отражает состав многочисленных функциональных подразделений предприятия и определяет координацию их совместной деятельности на пути достижения поставленных перед предприятием целей.
Структура управления показана в приложении Д. Управление предприятием ОАО «Уржумский СВЗ» осуществляется строго выстроенной системой органов. Высшим органом управления является Общее собрание акционеров, которое собирается не реже, чем один раз в год.
Общее собрание акционеров формирует ревизионную комиссию. К ее компетенции относится проверка финансовой документации общества, бухгалтерской отчетности, заключений комиссии по инвентаризации имущества; анализ и своевременность налогового, бухгалтерского учета, анализ финансового положения и др.
Единоличным исполнительным органом является генеральный директор, который самостоятельно решает вопросы деятельности предприятия, действует от его имени, имеет право первой подписи, распоряжается имуществом предприятия.
Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства является обеспеченность предприятия и его структурных подразделений основными фондами и уровень их использования по обобщающим и частным показателям, а также установление причины их изменения, расчет влияния использования основных фондов на объем производства продукции и другие показатели.
Таблица 4 — Состав и структура основных средств ОАО «Уржумский СВЗ»
Группа основных средств | 2010 г | 2011 г | 2012 г | 2012 г. к 2010, раз | ||||
тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | |||
Здания | 30,7 | 28,2 | 1,7 | |||||
Сооружения и передаточные устройства | 10,1 | 8,2 | 1,4 | |||||
Машины и оборудование | 53,8 | 59,1 | 1,9 | |||||
Транспортные средства | 6,8 | 0,8 | ||||||
Производственный и хозяйственный инвентарь | 0,8 | 0,6 | 0,4 | 0,9 | ||||
Земельные участки | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 10,1 | ||||
Итого | 1,7 | |||||||
Как видно из таблицы 4 наибольший удельный вес в структуре основных фондов, за три анализируемых года, занимают машины и оборудование, на 2010 год их доля в общей стоимости ОПФ составило 52%, а в 2012 году доля машин и оборудования составила уже 59,1% (увеличилась в 1,9 раз).
Изменения произошли по всем группам основных средств, но наибольшие изменения произошли в группе: Земельные участки. Затраты на их использование несмотря на очень малую долю в структуре увеличились в 10,1 раз.
В общем итоге стоимость ОПФ, за анализируемый период возрастает. Стоимость ОПФ за 2012 год, по сравнению с 2010 годом увеличилась в 1,7 раз (на 248 627 тыс. руб.). Это связано со сменой руководства, вложениями в модернизацию производства и последующему увеличению объема выпуска продукции.
Таблица 5 — Оснащенность и эффективность использования основных средств ОАО «Уржумский СВЗ»
Показатели | 2010 г | 2011 г | 2012 г | 2012 г. в% к 2010 г | |
Выручка, тыс. руб. | 101,5 | ||||
Чистая прибыль (убыток), тыс. руб. | 117,1 | ||||
Среднегодовая стоимость основных производственных средств, тыс. руб. | 171,1 | ||||
Среднесписочная численность работников, чел. | 73,1 | ||||
Фондовооруженность, тыс. руб. | |||||
Фондоотдача, руб. | 2,81 | 2,15 | 1,66 | ||
Фондоемкость, руб. | 2,43 | 4,18 | 3,54 | ||
Рентабельность (убыточность) основных фондов, % | ; | ||||
Фондооруженность предприятия увеличилась в 2,3 раза (на 673 тыс. руб.). Это говорит о том, что завод приобрел новое оборудование для увеличения качества и объемов производства. Фондоотдача же показывает, что вложение средств на данном этапе мало эффективно (т.е. эффективность на каждый рубль вложений сократилась на 1,15 руб.). Фондоемкость, как обратный показатель фондоотдачи, в свою очередь увеличивается на 46% (1,11 руб.). Это свидетельствует об увеличении стоимости основных средств, приходящихся на единицу продукции. В целом рентабельность в сравнении с 2010 годом снизилась на 13 п.п., но увеличилась на 4 п.п. в сравнении с 2011 годом. Значит, величина прибыли на 1 рубль основных производственных фондов нестабильна, прослеживается дальнейшая тенденция к повышению, так как модернизировано оборудование, а также объемы производства увеличиваются за счет увеличения площади производственных зданий и земельных участков.
Оборотный капитал в отличие от основного принимает различную натурально-вещественную форму. Основными элементами оборотных средств являются:
— предметы труда в виде запасов (сырье, материалы, топливо) и НЗП;
— готовая продукция на складе и товары для перепродажи;
— средства в расчетах;
— краткосрочные финансовые вложения и денежные средства.
Оборотный капитал проходит 4 стадии кругооборота: заготовительную, производственную, сбытовую и денежную.
Период времени, в течение которого совершается оборот денежных средств, представляет собой длительность производственно-коммерческого цикла. Этот период складывается из отрезка времени между уплатой денег за сырье и материалы и поступлением денег от продажи готовой продукции. На продолжительность этого периода влияют:
— период кредитования предприятия поставщиками;
— период нахождения сырья и материалов в запасах;
— период производства и хранения готовой продукции на складе;
— период кредитования предприятием покупателей.
Потребность в оборотных средствах для различных предприятий неодинакова. Она определяется вещественным содержанием и скоростью оборота оборотных средств, а также объемом производства, уровнем технологического процесса, порядком продажи продукции и закупок сырья и материалов.
Таблица 6 — Состав и структура оборотных средств
Показатели | 2010 г | 2011 г | 2012 г | 2012 г. в % к 2010 г. | ||||
тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | |||
Оборотные фонды, всего | 18,7 | 17,5 | 10,2 | 93,7 | ||||
в т.ч. сырье и материалы | 15,7 | 14,4 | 8,3 | 91,1 | ||||
незавершенное производство | 3,1 | 3,1 | 1,9 | 107,1 | ||||
Фонды обращения, всего | 80,7 | 82,5 | 89,8 | 191,7 | ||||
в т.ч. денежные средства | 0,9 | 0,5 | 0,1 | 26,5 | ||||
готовая продукция и товары для перепродажи | 1,9 | 0,7 | 0,5 | 43,2 | ||||
финансовые вложения | 40,2 | 35,0 | 53,6 | 229,8 | ||||
НДС | 0,5 | 0,5 | 0,2 | 62,9 | ||||
дебиторская задолженность | 35,7 | 43,8 | 34,5 | 166,3 | ||||
Прочие оборотные активы | 1,6 | 1,9 | 1,0 | 105,5 | ||||
Итого | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 172,3 | ||||
Стоимость оборотных средств увеличилась за анализируемый период на 72,3%. При этом стоимость оборотных фондов снизилась на 6,3%, а стоимость фондов обращения увеличилась на 91,7%.
Наибольший удельный вес в структуре оборотных средств в 2012 г. занимали фонды обращения, около 90%, большая часть которых приходилась на финансовые вложения 54%. Оборотные фонды составляли 10% это сырье и материалы 8%.
Таблица 7 — Анализ эффективности использования оборотных средств
Показатели | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | Изменения 2012 г. к 2010 г. | ||
абс. | отн., % | |||||
Среднегодовая величина оборотных средств, тыс. руб. | 134,0 | |||||
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств, оборотов | 1,04 | 1,14 | 0,79 | — 0,25 | 75,7 | |
Коэффициент загрузки оборотных средств | 0,96 | 0,88 | 1,27 | 0,31 | 132,0 | |
Длительность оборота оборотных средств, дней | 132,0 | |||||
Рентабельность оборотных средств, % | 15,2 | 12,7 | 13,3 | — 1,9 | ||
Среднегодовая величина оборотных средств в 2012 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 321 640 тыс. руб., коэффициент оборачиваемости снизился на 0,25 оборотов. Длительность оборота оборотных средств увеличилась на 111 дней, что является отрицательным показателем для предприятия.
Предметы труда являются необходимым элементом процесса производства продукции. Снижение материалоемкости продукции является важным направлением повышения экономической эффективности производства.
Особое внимание уделяется состоянию складских запасов сырья и материалов, поэтому нужно рассчитать показатели эффективности использования материальных ресурсов предприятия.
Таблица 8 — Анализ эффективности использования сырья и материалов
Показатель | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | Абс. изм. 2012 г. к 2010 г. | |
Среднегодовая величина материалов, тыс. руб. | — 30 043 | ||||
Коэффициент оборачиваемости материалов, оборотов | 4,84 | 5,89 | 5,76 | 0,93 | |
Коэффициент загрузки материалов | 0,21 | 0,17 | 0,17 | — 0,03 | |
Длительность оборота материалов, дней | — 12 | ||||
Среднегодовая величина материалов снизилась на 30 043 тыс. руб. Коэффициент оборачиваемости материалов вырос на 0,93 оборотов. Длительность оборота материалов при этом снизилась на 12 дней, что является положительным результатом для предприятия.
Наряду со средствами производства и материальными ресурсами трудовые ресурсы являются необходимым моментом процесса производства. От эффективной работы персонала организации зависит конечный результативный показатель деятельности организации.
Таблица 9 — Численность работников организации и средняя заработная плата
Показатели | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | Изменение, 2012 г. к 2010 г. | ||
абс. | отн.% | |||||
Среднесписочная численность работников, чел. | — 187 | 73,1 | ||||
Затраты на оплату труда, тыс. руб. | — 27 694 | 81,2 | ||||
Среднегодовая заработная плата работников, тыс. руб. | 211,2 | 255,1 | 234,4 | 23,2 | 111,0 | |
Средняя заработная плата на одного работающего, тыс. руб. | 110,9 | |||||
Средняя численность работников к 2012 году снизилась на 187 человек, что привело к снижению затрат на оплату труда на 18,8%, а средняя заработная плата в месяц на одного работающего увеличилась на 10,9%.
Таблица 10 — Состав и структура работников предприятия
Показатели | 2010 г | 2011 г | 2012 г | Абс. изм. 2012 г. к 2010 г. | ||||
чел. | уд. вес., % | чел. | уд. вес., % | чел. | уд. вес., % | |||
Руководители | 13,41 | 12,1 | 12,7 | — 29 | ||||
Специалисты | 14,92 | 16,2 | 15,4 | — 25 | ||||
Рабочие | 53,8 | 54,1 | 55,14 | — 94 | ||||
Вспомогательные работники | 11,9 | 10,8 | 10,26 | — 31 | ||||
Прочие служащие | 5,97 | 6,8 | 6,5 | — 8 | ||||
Итого | — 187 | |||||||
Основную массу работающих составляют рабочие, их численность с 2010 года к 2012 году снизилось на 94 человека, специалистов на 25 человек. В 2012 году на них приходилось 65 руководителей, относительно 2010 года их численность снизилась на 29 чел. Число вспомогательных рабочих также снизилось на 31 человека.
3. Состояние и особенности финансов
Источником финансовых поступлений ОАО «Уржумский СВЗ», формирующим собственный капитал предприятия, является выручка от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг. В составе выручки источником пополнения собственного капитала выступают чистая прибыль и амортизационные отчисления. Источником заемных финансовых ресурсов ОАО «Уржумский СВЗ» выступают долгосрочные и краткосрочные банковские кредиты и кредиторская задолженность компании.
Таблица 11 — Состав и структура доходов ОАО «Уржумский СВЗ»
Показатели | 2010 г | 2011 г | 2012 г | 2012 г. в% к 2010 г | ||||
млн руб. | % к итогу | млн руб. | % к итогу | млн руб. | % к итогу | |||
Выручка | ||||||||
Прочие доходы | ||||||||
Итого доходов | ||||||||
В результате представленных данных видно, что доходы предприятия выросли на 32% за счет роста выручки на 2% и за счет прочих доходов в 5 раз.
Структура издержек производства анализируется в двух основных взаимодополняющих направлениях — по элементам затрат и по калькуляционным статьям. При анализе сметы затрат на производство устанавливается пропорция, в которой суммарные затраты распределяются между предметами труда, средствами труда и затратами на оплату живого труда. В результате дается оценка характера производства (материалоемкое, фондоемкое, трудоемкое) и отсюда определяются важнейшие направления поиска резервов снижения себестоимости продукции.
Таблица 12 — Состав и структура затрат на производство продукции ОАО «Уржумский СВЗ» по элементам затрат
Элементы затрат | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2012 год в% к 2010 году | ||||
тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | тыс. руб. | % к итогу | |||
Материальные затраты | ||||||||
Затраты на оплату труда | ||||||||
Проценты по долговым обязательствам | ||||||||
Налог на прибыль | 0,5 | 0,5 | ||||||
Косвенные налоги | 4,5 | 9,5 | ||||||
Прочие затраты | ||||||||
Затраты на инвестиционные операции | ||||||||
Погашение (выкуп) векселей и других долговых ценных бумаг, возврат кредитов и займов | ||||||||
Итого: | ||||||||
В результате проведенного анализа выявлено, что затраты на производство продукции в ОАО «Уржумский СВЗ» снизились к 2012 г. на 18% по сравнению с 2010 г. в результате снижения выпуска продукции и снижения спроса на нее.
Необходимо рассмотреть взаимосвязь, затрат и прибыли от продаж путем маржинального анализа по выпуску одного из видов продукции ОАО «Уржумский СВЗ» (производство алкогольной продукции).
Таблица 13 — Результаты маржинального анализа по производству алкогольной продукции
Показатели | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | Отклонение (+,-) | ||
2011 г. от 2010 г. | 2012 г. от 2011 г. | |||||
1. Выручка, тыс. руб. | — 82 423 | |||||
2. Переменные затраты, тыс. руб. | — 62 371 | |||||
3. Постоянные затраты, тыс. руб. | — 40 001 | |||||
4. Прибыль от продаж, тыс. руб. | — 34 298 | |||||
5. Маржинальный доход, тыс. руб. | — 5574 | — 20 052 | ||||
6. Коэффициент валовой маржи | 0,38 | 0,35 | 0,35 | — 0,04 | 0,01 | |
7. Эффект операционного левериджа | 1,70 | 1,98 | 1,61 | 0,28 | — 0,37 | |
8. Порог рентабельности, тыс. руб. | — 117 164 | |||||
9. Запас финансовой прочности, тыс. руб. | 14,19 | 6,45 | 19,92 | — 7,74 | 13,47 | |
10. Цена единицы продукции, тыс. руб. | 0,15 | 0,16 | 0,17 | 0,01 | 0,01 | |
11. Порог рентабельности, шт. | — 750 650 | |||||
12. Запас финансовой прочности, шт. | — 385 777 | — 130 629 | ||||
К 2012 г. выручка от производства алкогольной продукции снизилась на 82 423 тыс. руб., так же как и переменные и постоянные расходы на 62 371 тыс. руб. и 40 001 тыс. руб. соответственно.
Маржинальный доход снизился к 2012 г. по сравнению с 2011 г. на 20 052 тыс. руб. При увеличении цены на продукцию с 160 руб. до 170 руб. за единицу продукции. Порог рентабельности шт. в 2012 году составил 294 017 шт., что на 750 650 шт. меньше чем в 2011 году. Запас финансовой прочности снизился в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 130 629 шт.
Наглядно анализ безубыточности завода отражает рисунок. (Приложение В).
Результаты деятельности ОАО «Уржумский СВЗ» за 2010;2012 годы представлены в таблице 14. Анализ проводится на основании отчета о финансовых результатах.
Таблица 14 — Финансовые результаты деятельности предприятия
Показатели | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | Изменения 2012 г. к 2010 г. | ||
абс. | отн., % | |||||
Выручка, тыс. руб. | 101,5 | |||||
Себестоимость, тыс. руб. | 105,0 | |||||
Валовая прибыль, тыс. руб. | — 16 686 | 95,2 | ||||
Коммерческие расходы, тыс. руб. | — 30 809 | 59,6 | ||||
Управленческие расходы, тыс. руб. | 134,9 | |||||
Прибыль от продаж, тыс. руб. | — 4161 | 98,1 | ||||
Прочие доходы, тыс. руб. | — 33 907 | 53,8 | ||||
Прочие расходы, тыс. руб. | — 51 023 | 52,5 | ||||
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | 112,1 | |||||
Налог на прибыль, тыс. руб. | 105,8 | |||||
Чистая прибыль, тыс. руб. | 117,1 | |||||
В анализируемом периоде выручка от продажи продукции в ОАО «Уржумский СВЗ» в 2012 г. увеличилась на 14 669 тыс. руб. по сравнению с 2010 г. или на 1,5%. Себестоимость также выросла, но большими темпами на 5%, чем выручка предприятия. Эти изменения привели к снижению валовой прибыли на 4,8%. В результате всех этих изменений в 2012 году ОАО «Уржумский СВЗ» получила чистую прибыль в размере 168 784 тыс. руб., что на 17,1% больше чем в 2010 г.
Рассмотрим рентабельность предприятия в таблице 15.
Таблица 15 — Рентабельность предприятия
Показатели | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | Абсолютное отклонение 2012 г. от 2010 г. | |
Рентабельность продаж, % | 22,65 | 17,43 | 21,90 | — 0,75 | |
Рентабельность производства, % | 35,27 | 24,61 | 32,97 | — 2,30 | |
Рентабельность основных фондов, % | 41,21 | 23,93 | 28,21 | — 13,00 | |
Рентабельность оборотных средств, % | 15,23 | 12,71 | 13,31 | — 1,92 | |
Рентабельность совокупного капитала, % | 11,12 | 8,30 | 9,04 | — 2,08 | |
В результате расчета рентабельности предприятия выявлено, что к 2012 г. по всем показателям она снизилась. Это снижение обусловлено снижением прибыли предприятия и уменьшения конкурентоспособности ОАО «Уржумский СВЗ».
Проведение анализа бухгалтерского баланса деятельности организаций сопряжено с использованием больших массивов информации. Для сокращения объема исходных данных, необходимых для проведения финансового анализа, получаемых непосредственно из бухгалтерской отчетности, целесообразно применять метод агрегирования (укрупнения) статей баланса. (таблица 16).
Таблица 16 — Аналитический агрегированный баланс ОАО «Уржумский СВЗ»
Показатели | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | Изменения 2012 г. к 2010 г. | ||
абс. | отн., % | |||||
Актив | ||||||
1. Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения | 225,5 | |||||
2. Дебиторская задолженность и прочие оборотные активы | 163,7 | |||||
3. Запасы | — 21 890 | 88,4 | ||||
Итого текущих активов | 172,3 | |||||
4. Внеоборотные активы | — 302 904 | 63,1 | ||||
Всего имущества организации | 120,0 | |||||
Пассив | ||||||
1. Кредиторская задолженность | — 110 492 | 68,0 | ||||
2. Краткосрочные кредиты и займы | — 150 634 | 69,3 | ||||
Краткосрочные пассивы и краткосрочные обязательства | — 261 126 | 68,8 | ||||
3. Долгосрочные кредиты | 377,0 | |||||
4. Собственный капитал | 136,4 | |||||
Всего капитала организации | 120,0 | |||||
Имущество организации, также как и капитал организации, увеличился на 342 768 тыс. руб. или на 20%. Это произошло в результате присоединения другой организации.
На размер капитала организации оказывает влияние, прежде всего, рост собственного капитала, его размер увеличился на 276 937 тыс. руб. или на 36,4%. Увеличение связано с увеличением нераспределенной прибыли организации.
В целом, при сравнении дебиторской и кредиторской задолженности можно сказать, что дебиторская задолженность выше кредиторской более, чем в 2 раза. Большую часть имущества организации занимают текущие активы 1 538 429 тыс. руб. в 2012 году, это на 72,3% больше чем в 2010 году. В состав текущих активов входят денежные средства (выросли в 2,2 раза), дебиторская задолженность (выросла на 63,7%) и запасы (уменьшились на 11,6%).
Рассмотрим анализ ликвидности баланса, который заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения (таблица 17).
Таблица 17 — Анализ ликвидности баланса, тыс. руб.
Актив | На 31.12. 2010 г. | На 31.12. 2011 г. | На 31.12. 2012 г. | Пассив | На 31.12. 2010 г. | На 31.12. 2011 г. | На 31.12. 2012 г. | Платежный излишек или недостаток | |||
На 31.12. 2010 г. | На 31.12. 2011 г. | На 31.12. 2012 г. | |||||||||
А 1 | П 1 | ||||||||||
А 2 | П 2 | — 157 651 | — 139 713 | ||||||||
А 3 | П 3 | — 173 420 | — 278 339 | ||||||||
А 4 | П 4 | — 61 447 | — 294 193 | ||||||||
итого | Итого | ; | ; | ; | |||||||
Таким образом, на данный момент баланс организации не ликвидный т.к. свободных денежных средств не хватает, чтобы погасить краткосрочные обязательства.
Для определения типа финансовой устойчивости следует определить источник формирования оборотных средств и рассчитать обеспеченность запасов и затрат источниками их формирования (таблица 18).
Таблица 18 — Обеспеченность запасов источниками формирования
Показатели | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2012 г. к 2010 г. | |
Собственный капитал | 136,4 | ||||
Внеоборотные активы | 63,1 | ||||
Собственные оборотные средства | — 61 447 | — 294 193 | — 843,6 | ||
Долгосрочные кредиты и заемные средства | 0,0 | ||||
Наличие собственного оборотного и долгосрочного заемного капитала | 1702,2 | ||||
Краткосрочные кредиты, заемные средства, задолженность поставщикам | 68,8 | ||||
Общая величина собственного оборотного и заемного капитала | 172,3 | ||||
Общая величина запасов | 88,4 | ||||
Излишек (+) или недостаток (-) собственного оборотного капитала для формирования запасов СОС | — 249 999 | — 2387 | — 3340 | 1,3 | |
Излишек (+) или недостаток (-) общей величины собственного оборотного и долгосрочного заем-ного капитала для формирования запасов ДИФЗ | — 131 955 | — 2173 | — 2106 | 1,6 | |
Излишек (+) или недостаток (-) общей величины собственного оборотного и заемного капитала для формирования запасов ОИФЗ | 194,8 | ||||
Тип финансовой устойчивости | III | ||||
Приведенные расчеты говорят о том, что в организации в рассматриваемом периоде наблюдается третий тип финансовой устойчивости «Финансовая зависимость».
Рассчитаем коэффициенты финансового состояния ОАО «Уржумский СВЗ» на основе среднегодовых значений. (Таблица 19)
Таблица 19 — Анализ финансового состояния организации
Показатели | Оптим. значение | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2012 г. к 2010 г. | |
Коэффициент автономии | 0,7−0,8 | 0,443 | 0,404 | 0,504 | 113,7 | |
Коэффициент финансовой зависимости | 0,2−0,3 | 0,557 | 0,596 | 0,496 | 89,1 | |
Коэффициент финансового левериджа | ?1 | 1,255 | 1,474 | 0,984 | 78,4 | |
Коэффициент финансирования | ?1 | 0,797 | 0,678 | 1,017 | 127,6 | |
Коэффициент соотношения текущих и внеоборотных средств | ?Кфл | 1,087 | 0,777 | 0,755 | 69,5 | |
Коэффициент иммобилизации капитала | 0,5−0,7 | 1,081 | 1,336 | 0,500 | 46,3 | |
Коэффициент абсолютной ликвидности | 0,2−0,3 | 0,439 | 0,381 | 1,438 | 327,9 | |
Коэффициент промежуточной ликвидности | ?1 | 0,837 | 0,870 | 2,385 | 285,2 | |
Коэффициент текущей ликвидности | 2,0−2,5 | 1,062 | 1,071 | 2,675 | 251,9 | |
Коэффициент платежеспособности нормального уровня | ?Ктл | 1,225 | 1,201 | 1,290 | 105,2 | |
Коэффициент автономии за анализируемый период вырос на 13,7% и в 2012 году составил 0,5.
Коэффициент финансовой зависимости показывает, что на 1 рубль вложенных в активы собственных средств предприятия к 2012 году привлек 49 коп. заемных средств.
Коэффициент абсолютной ликвидности в 2012 г. превышает оптимальное значение и составляет 1,44.
Коэффициент текущей ликвидности показывает, что в 2012 году на 1 рубль текущих обязательств приходилось 2,67 рубля текущих активов, в 2010 году это соотношение составило 1,06 руб. текущих активов на 1 рубль текущих обязательств (при нормативе 1−2).
Таким образом, текущая платежеспособность ОАО «Уржумский СВЗ» осложняется недостатком денежных средств, а также ростом дебиторской задолженности.
4. Организация наличных и безналичных денежных расчетов
Безналичные расчеты — это расчеты, совершаемые путем перевода банками средств по счетам клиентов, на основе платежных документов, составленных по единым стандартам и правилам. Безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации и (или) Банк России по счетам, открытым на основании договоров банковского счета (субсчета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов.
Для осуществления безналичных расчетов необходимо открыть расчетный счет в банке. Для оформления открытия расчетного счета предприятие представляет в банк следующие документы:
— заявление на открытие счета;
— документ о законности образования предприятия (решение учредителей о создании предприятия, заверенное нотариально);
— подлинный экземпляр устава;
— две карточки с нотариально заверенными образцами подписей распорядителей средств предприятия (руководителя и его первого заместителя, главного бухгалтера) с оттиском печати;
— временное свидетельство о регистрации с последующей заменой на постоянное;
— справку налоговой инспекции о постановки на учет;
— копию приказа руководителя предприятия о назначении главного бухгалтера и кассира.
Через расчетный счет в банке осуществляется большинство расчетных операций предприятия любой организационно-правовой формы: операции, осуществляемые полностью безналичным путем, безналичные поступления средств на расчетный счет и безналичные перечисления с расчетного счета; операции по зачислению наличных на р/с, по объявлению на взнос и получение наличных с р/с по чеку и т. д.
Основной частью денежного оборота (80 — 90%) является безналичный оборот. Продукция Уржумского СВЗ регулярно поставляется в 13 регионов страны, более 100 городов. Это: Республики Татарстан, Марий Эл, Коми, Чувашия, Удмуртия. Пермский край, Нижегородская, Тверская, Ленинградская, Московская, Архангельская, Мурманская, области, г. Санкт — Петербург. Кроме того, завод сотрудничает с предприятиями отрасли по поставке спиртованных соков. Это такие регионы: Республики Коми, Мари Эл, Мордовия, Бурятия. Пермский край, Владимирская, Новгородская, Пензенская, Самарская, Тверская области.
Безналичным путем осуществляется оплата за реализацию продукции, услуг, работ, бюджетные операции, получение и возврат банковских кредитов, выплата денежных доходов населения. Участниками безналичных отношений являются предприятия и объединения (акционерные общества, банки и финансовые органы, некоммерческие организации).
Уржумский CВЗ сотрудничает с такими банками как: Сбербанк, Райффайзенбанк, Хлынов и с другими. Расчетные документы предоставляются в обслуживающий банк по электронным каналам связи, используется 1С: Предприятие и 1С: Бухгалтерия.
Принципы организации безналичных расчетов:
— Документальность. Платежи со счетов производятся банковскими или другими расчетными учреждениями только по письменному распоряжению клиента либо по приказу судебных или иных органов, которым законодательно предоставлено данное право.
— Срочность. Этот принцип относится в основном к порядку и срокам обработки документов банковскими учреждениями, сроками списания и зачисления средств на счета. Банк России устанавливает сроки безналичных расчетов.
— Обеспеченность платежа. Этот принцип подразумевает осуществление платежей со счета в пределах имеющихся на нем сумм. Все документальные поручения о списании средств со счета исполняются банком в соответствии с очередностью списания денежных средств.
— Свобода выбора форм безналичных расчетов. Действующим законодательством установлены несколько форм расчетов и видов платежей, которые организации могут выбирать по своему усмотрению: расчеты платежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты по инкассо.
— Унификация платежных документов. Законодательно установлено, что расчетные документы оформляются на бланках единообразной формы в бумажном или электронном видах.
Помимо всего прочего, можно добавить еще несколько положений:
— обязательное хранение денег на счетах в банке всех предприятий и проведение всех операций через банк;
— платежи должны совершаться в точном соответствии с условиями договоров;
— платежи осуществляются при наличии средств на счете и праве на кредит;
— обязательное уведомление плательщика обо всех передвижениях средств на его счетах.
Безналичные расчеты способствуют уменьшению издержек обращения в виде дополнительных затрат на печать, хранение, перевозку, пересчет огромного количества денежных знаков, которые потребовались бы при расчетах наличными деньгами. В то же время безналичные расчеты при четкой работе банков позволяют лучше регулировать платежный оборот и, в конечном счете, ускорять оборачиваемость оборотных средств и совершение платежей.
В современных условиях рекомендуются следующие формы расчетов:
— платежными поручениями;
— чеками;
— аккредитивами;
— инкассовыми поручениями;
— платежными требованиями;
— электронными платежами.
Безналичная форма расчетов связана с оформлением соответствующих документов единообразной формы и в связи с этим более трудоемка. Для обеспечения текущей деятельности организации расчеты по небольшим денежным суммам, в том числе и между юридическими лицами могут осуществляться наличными денежными средствами. С этой целью инструктивными документами Банка России устанавливаются предельные размеры расчетов наличными деньгами по одному платежу.
Налично-денежный оборот — это совокупность платежей за определенный период времени, который отражает движение наличных денег как в качестве средства обращения, так и в качестве средства платежа.
Наличные деньги используются для кругооборота товаров и услуг, для расчетов, непосредственно не связанных с движением товаров и услуг. Налично-денежное обращение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлических монет, других кредитных инструментов (векселей, банковских векселей, чеков, кредитных карточек). Эмиссию наличных денег осуществляют, как правило, центральные банки, в отдельных странах и казначейство. Между предприятиями и организациями, по общему правилу, налично-денежный оборот незначителен.
Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель определяют лимит остатка наличных денег в соответствии с действующим законодательством.
Накопление юридическим лицом наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, других выплат, включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в эти дни кассовых операций.
В других случаях накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег юридическим лицом не допускается.
Кассовые операции ведутся у юридического лица кассовым или иным работником, определенным указанными лицами из числа своих работников (кассир), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись.
Кассовые документы юридического лица, индивидуального предпринимателя оформляются:
главным бухгалтером;
бухгалтером или другим работником (в том числе кассиром), определенным руководителем по согласованию с главным бухгалтером (при наличии) путем издания распорядительного документа юридического лица, индивидуального предпринимателя (бухгалтер);
В кассовых документах указывается основание для их оформления и перечисляются прилагаемые подтверждающие документы (расчетно-платежные ведомости 301 009, платежные ведомости 301 011, заявления, счета, другие документы).
Прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от работников, проводится по приходным кассовым ордерам 310 001 (Приложение Я).
При получении приходного кассового ордера 310 001 кассир проверяет наличие подписи главного бухгалтера или бухгалтера.
После приема наличных денег кассир сверяет сумму, указанную в приходном кассовом ордере 310 001, с суммой фактически принятых наличных денег.
При соответствии вносимой суммы на личных денег сумме, указанной в приходном кассовом ордере 310 001, кассир подписывает приходный кассовый ордер 310 001, квитанцию к приходному кассовому ордеру 310 001 и проставляет на ней оттиск штампа, подтверждающего проведение кассовой операции. В подтверждение приема наличных денег вносителю наличных денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру 310 001.
Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, проводится указанными лицами по расходным кассовым ордерам 310 002. (Приложение Ю) Выдача наличных денег для выплат за работной платы, стипендий и других выплат проводится юридическим лицом по расходным кассовым ордерам 310 002, расчетно-платежным ведомостям 301 009, платежным ведомостям 301 011.
Кассир выдает наличные деньги непосредственно получателю, указанному в расходном кассовом ордере 310 002 (расчетно-платежной ведомости 301 009, платежной ведомости 301 011) при предъявлении им паспорта или другого документа, удостоверяющего личность в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (документ, удостоверяющий личность), либо при предъявлении получателем доверенности и документа, удостоверяющего личность.
Перед выдачей наличных денег кассир, получив расходный кассовый ордер 310 002 (расчетно-платежную ведомость 301 009, платежную ведомость 301 011), проверяет наличие подписей руководителя, главного бухгалтера или бухгалтера и их соответствие имеющимся образцам, соответствие сумм наличных денег, проставленных цифрами, суммам, проставленным прописью. При выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру 310 002 кассир проверяет также наличие подтверждающих документов, перечисленных в расходном кассовом ордере 310 002, и соответствие фамилии, имени, отчества (при наличии) получателя наличных денег, указанных в расходном кассовом ордере 310 002, данным предъявляемого получателем документа, удостоверяющего его личность.
После выдачи наличных денег по расходному кассовому ордеру 310 002 кассир подписывает его.
Порядок выдачи юридическим лицом по расходному кассовому ордеру 310 002 необходимых для совершения кассовых операций наличных денег уполномоченному представителю обособленного подразделения определяется юридическим лицом.
Предназначенная для выплат заработной платы, стипендий и других выплат сумма наличных денег устанавливается согласно Расчетно-платежной ведомости 301 009 (платежной ведомости 301 011). Срок выдачи наличных денег на эти выплаты определяется руководителем и указывается в расчетно-платежной ведомости 301 009 (платежной ведомости 301 011). Продолжительность срока выдачи наличных денег по выплатам заработной платы, стипендий и другим выплатам не может превышать пяти рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты).
Определение лимита остатка наличных денег
I. Для определения лимита остатка наличных денег юридическое лицо, индивидуальный предприниматель учитывают объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги (вновь созданное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель — ожидаемый объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги).
Лимит остатка наличных денег рассчитывается по формуле:
L = V/ P * Nc,
где:
L — лимит остатка наличных денег в рублях;
V — объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги за расчетный период в рублях;
P — расчетный период, определяемый юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, за который учитывается объем поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях;
Nc — период времени между днями сдачи в банк юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем наличных денег, поступивших за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, в рабочих днях. Указанный период времени не должен превышать семи рабочих дней, а при расположении юридического лица, индивидуального предпринимателя в населенном пункте, в котором отсутствует банк, — четырнадцати рабочих дней.
II. При отсутствии поступлений наличных денег за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги юридическое лицо, индивидуальный предприниматель учитывают объем выдач наличных денег (вновь созданное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель — ожидаемый объем выдач наличных денег), за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам.
Лимит остатка наличных денег рассчитывается по формуле:
L = R / P * Nn,
L — лимит остатка наличных денег в рублях;
R — объем выдач наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, за расчетный период в рублях;
P — расчетный период, определяемый юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, за который учитывается объем выдач наличных денег в рабочих днях;
Nn — период времени между днями получения по денежному чеку в банке юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем наличных денег, за исключением сумм наличных денег, предназначенных для выплат заработной платы, стипендий и других выплат работникам, в рабочих днях.
5. Страхование рисков
Страхование рисков — это надежная защита от неверных решений и действенный способ повышения ответственности лиц, их принимающих. Даже сам факт наличия страхового полиса стимулирует к более серьезному отношению к процессу принятия решений и проведению профилактических мероприятий, как и предписывает договор страхования рисков. Существует множество классификаций рисков: они могут дифференцироваться по причинам возникновения, времени возникновения, характеру учета и степени тяжести последствий, сфере возникновения и т. д.
Страхование было и остается наиболее популярным методом управления риском во всем мире.
В целом преимущества использования страхования как механизма управления риском сводятся к следующим факторам:
— привлечение страхового капитала для компенсации убытков предприятия;
— снижение неопределенности в финансовом планировании деятельности предприятия;
— высвобождение денежных средств для более эффективного использования;
— сокращение затрат на управление риском путем использования опыта страховых экспертов для оценки и управления риском.
Привлечение страхового капитала является очень важной задачей. Страховые фонды представляют собой гарантированный источник денежных средств для компенсации убытков страхователя в случае возникновения неблагоприятных событий, например, когда при возникновении крупных убытков использование собственных денежных ресурсов может быть ограничено. Это также актуально в том случае, если ограничена способность предприятия привлекать внешние кредиты для компенсации убытков.
Снижение неопределенности в финансовом планировании дает существенную экономическую выгоду — высвобождение денежных средств, которые должны были бы резервироваться в фонде риска для покрытия непредвиденных убытков, а теперь могут быть использованы для получения дохода при инвестировании в производство.
Особую роль играет и такой фактор, как сокращение затрат на управление риском. Для страхователя очень важно то обстоятельство, что страховые компании располагают опытом и статистическими данными в отношении разнообразных рисков. Этот опыт находит свое отражение в страховых тарифах. Страховщик, таким образом, выполняет за страхователя часть работы по сбору статистических данных о вероятности наступления и ожидаемых потерях при наступлении страховых событий, а страхователь косвенным образом оплачивает эти расходы, поскольку они заложены в страховую премию.
Сегодня о возможности добровольного страхования знает практически каждый. И если у нас практика защиты своего имущества, а также жизни и здоровья, еще не так широко распространена, то в развитых странах люди чуть ли не с самого детства застрахованы от всевозможных рисков. Добровольное страхование — это и уверенность в будущем, и защита от непредвиденных ситуаций, и отличное вложение средств (для продуктов с накопительной составляющей).
Современное добровольное страхование предлагает вам защиту от различных рисков. Условно его можно разделить на следующие виды:
· страхование от несчастных случаев. Это защита от возможных травм, переломов, болезней, потери трудоспособности или смерти в результате несчастного случая;
· страхование имущества. Страхование домов, коттеджей, страхование квартир, любого другого движимого, а также и недвижимого имущества;
· страхование животных. Таким видом страхования пользуются владельцы сельскохозяйственных или экзотических животных, равно как и обычных домашних собак, кошек, птиц или других питомцев. Кроме того, страхованию часто подвергают породистых лошадей. Страхование животных компенсирует вам затраты в случае их болезни, получении травмы при транспортировке или вывозе заграницу. Страхуется также ответственность владельцев животных, т. е. обязанность владельцев компенсировать вред, нанесенный его питомцем имуществу, здоровью людей или других животных;
· ипотечное страхование. Это страхование от непредвиденных обстоятельств, связанных с погашением кредита по ипотеке;
· добровольное медицинское страхование. Покрытие расходов на лечение в случае перенесенной болезни или операции;
· добровольное автомобильное страхование. ОСАГО дает вам возможность компенсации ущерба только в том случае, если виновник ДТП не вы. Заключив договор добровольного автомобильного страхования (более известное, как КАСКО), вы не только получаете гарантированную компенсацию в случае ДТП, но также защищаете свой автомобиль от риска угона, пожара, ущерба ила даже поломки в дороге. Сегодня добровольное страхование является широко распространенной и уникальной в своем роде услугой. Ведь оно заставляет людей по собственному согласию отдавать деньги за то, чтобы в будущем, при наступлении определенного случая, получить денежную компенсацию, в том числе и за границей (полис зеленой карты);
· Страхование ответственности. Отрасль страхования, в которой объектом страховых отношений выступает ответственность перед третьими лицами, которым может быть причинен ущерб вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя. Страхование ответственности не предусматривает установление страховой суммы и застрахованного, они выявляется только при наступлении страхового случая — причинении вреда третьим лицам.
Таблица 20 — Обязательное страхование в ОАО Уржумский СВЗ
Показатели | 2010 г | 2011 г | 2012 г | 2012 г. в% к 2010 г | |
Обязательное личное страхование | |||||
Уплачено страховых взносов, тыс. руб., в том числе: | |||||
Социальное страхование (Платежи в ФСС РФ) | |||||
Пенсионное страхование (платежи в ПФ РФ) | |||||
Медицинское страхование (уплачено в фонды ОМС) | |||||
Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | |||||
Количество застрахованных лиц, чел. | |||||
ОСАГО: | |||||
Уплачено страховых взносов, тыс. руб. | |||||
Застраховано автомобилей, шт | |||||
Произошло страховых случаев | ; | ||||
Получено страхового возмещения, тыс. руб. | ; | ||||
Другие виды обязательного страхования: | |||||
Уплачено страховых взносов, тыс. руб. | |||||
Итого уплачено страховых взносов, тыс. руб. | |||||
Количество договоров страхования, действующих на конец года | |||||
Установленные тарифы страхования ОСАГО — это результат долгих расчётов и научных изысканий. В основу стоимости полиса положено несколько факторов: отличительные особенности автомобиля (мощность двигателя, тип ТС), данные о водителе (стаж вождения, возраст, наличие или отсутствие нарушений), регион регистрации и другие критерии.
По договору имущественного страхования страховщик обязуется за обусловленную договором плату при наступлении предусмотренного в договоре страхового случая возместить страхователю причиненные, вследствие этого события, убытки (статья 929 ГК РФ).
Объектами страхования могут быть: здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, передаточные устройства, силовые, рабочие и другие машины, оборудование, инвентарь, продукция, сырье, материалы, товары, домашнее имущество, экспонаты и другие виды имущества. Имущественные интересы страхователя, всегда связаны с одним из вышеперечисленных объектов.
Основной целью страхования имущества — является возмещение ущерба.
Таблица 21 — Добровольное имущественное страхование
Показатели | 2010 г | 2011 г | 2012 г | 2012 г. в% к 2010 г | |
Уплачено страховых взносов, тыс. руб.: | |||||
Страхование имущества предприятия | |||||
Авто — каско | |||||
Страхование урожая сельскохозяйственных культур | |||||
Страхование предпринимательских рисков | |||||
Другие виды страхования | ; | ||||
Всего уплачено страховых взносов, тыс. руб. | |||||
Произошло страховых случаев | ; | ; | ; | ; | |
Получено страхового возмещения | ; | ; | ; | ; | |
Согласно Закону об организации страхового дела объектами личного страхования могут быть имущественные интересы, связанные:
1) с дожитием граждан до определенного возраста или срока, со смертью, с наступлением иных событий в жизни граждан (страхование жизни);
2) с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).
По мнению экспертов, страхование жизни получает в России все большее распространение, и это понятно, ведь страхование для граждан — реальная и эффективная защита для себя и своей семьи от различных коллапсов, которые может преподнести жизнь.
На практике организации в основном заключают следующие виды договоров добровольного страхования:
* добровольного личного страхования;
* страхования жизни работников;
* негосударственного пенсионного обеспечения.
Таблица 22 — Добровольное личное страхование в ОАО Уржумский CВЗ
Показатели | 2010 г | 2011 г | 2012 г | 2012 г. в % К 2010 г | |
Уплачено страховых взносов, тыс. руб., в том числе: | |||||
Дополнительное пенсионное страхование | ; | ; | |||
Страхование от несчастных случаев и болезней | |||||
Добровольное медицинское страхование | |||||
Другие виды | ; | ||||
Количество застрахованных лиц | |||||
Дополнительное пенсионное страхование | ; | ; | ; | ||
Страхование от несчастных случаев и болезней | |||||
Добровольное медицинское страхование | |||||
Другие виды | ; | ; | |||
Из таблицы 22 можно выяснить, что как и в большинстве предприятий, в Уржумском заводе добровольное личное страхование осуществляется по большей части в виде страхования дополнительной пенсии и добровольного страхования медицинских расходов.
Выводы и предложения
В ходе прохождения учебной практики в ОАО «Уржумский спиртзавод» были изучены организационные и экономические моменты работы предприятия, а также практически выполнены задания руководителя практики и задания, предусмотренные методическими материалами по прохождению производственной практики.
По мере изучения полученных данных на заводе и по материалам сайта, сформировала выводы по деятельности и некоторые пути решения сложившихся ситауций.
В целом у завода хорошие показатели в плане того, что предприятие является крупным налогоплательщиком области, его марка у всех на слуху, пополняется ассортимент, меняется дизайн продукции, улучшается техническая база.
Но все же есть ряд отрицательных моментов, над которыми нужно интенсивно работать. О них расскажу ниже.
Предприятию необходимо ускорение оборачиваемости оборотных средств, оно достигается путем внедрения в производство новой техники, прогрессивных технологических процессов, механизации и автоматизации производства. Эти мероприятия способствуют уменьшению продолжительности производственного цикла, а также увеличению объема производства и реализации продукции.
Кроме того, важное значение имеет: рациональная организация материально-технического обеспечения и сбыта готовой продукции, соблюдение режима экономии в затратах на производство и реализацию продукции, более широкое применение форм безналичных расчетов за продукцию, способствующих ускорению платежей, и прочее. Как показала практика, приоритетным является все так наличный расчет.
Исходя из расчетных данных следует подчеркнуть, что длительность оборота материалов снизилась и это является положительным результатом для предприятия. Но все-таки целесообразно отметить, что снижение недостаточно и свидетельствует о том, что сверхнормативные запасы товарно-материальных ценностей отвлекают из оборота денежные средства и свидетельствуют о недостатках в материально-техническом обеспечении, неритмичности процессов производства и реализации продукции. Необходимым условием совершенствования управления является коренная реконструкция его технической и информационной базы. Одной из важнейших задач является дальнейшее развитие и совершенствование информационных систем предприятия с использованием современных методов управления и технических средств.
Список использованных источников
1. Гражданский кодекс Российской федерации. Часть вторая.
2. Положение № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории РФ» от 24.04.2008 г.
3. Положение № 373 — П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ» от 12.10. 2011 г.
4. Положение № 380-П «О порядке осуществления наблюдения в национальной платежной системе» от 31.05.2012 г.
5. Положение № 384-П «О платежной системе Банка России» от 29.06.2012 г.
6. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. // Под ред. Самсонова Н. Ф. — М.: ИНФРА-М, 2006 г.
7. Финансы. // Под ред. Романовского М. В., Врублевской О. В., Сабанти Б. М. — М: ЮРАЙНТ_М, 2005 г.
8. План счетов бухгалтерского учета, финансово — хозяйственной деятельности организации // ТомИнфо, 2006 г.
9. Самоучитель по бухгалтерскому учету // Н. В. Пошерстник, М. С. Мейксин, 2005 г.
10. Материалы КонсультантПлюс
11. http://nspleatine.ucoz.ru/news/oao_urzhumskij_spirtovodochnyj_zavod/2012;09−20−35
12. http://www.e-disclosure.ru/PORTAL/company.aspx? id=6471
12. http://usvz.ru/