Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социокультурная среда вуза как педагогический фактор личностного становления студента

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и фактический материал требует дальнейшего углубленного изучения, например, в следующих направлениях: изучение влияния социокультурной среды вуза на других ее субъектов (преподавателей, лицеистов), разработка технологий их взаимодействия в решении культуротворческих… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
    • 1. 1. Личностное становление студента как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 2. Социокультурные факторы личностного становления студента
    • 1. 3. Особенности влияния социокультурной среды вуза на личностное становление студента
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Задачи, методы и этапы организации исследования
    • 2. 2. Диагностика личностного становления студента вуза
    • 2. 3. Эмпирическое исследование влияния социокультурной среды вуза на личностное становление студента
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА 3. ПУТИ И УСЛОВИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ ВУЗА В ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА
    • 3. 1. Опыт моделирования социокультурной среды университета как пространства личностного становления студента
    • 3. 2. Педагогизация социокультурной среды вуза как способ ее формирования и гуманизации
    • 3. 3. Проверка эффективности педагогических условий личностного становления студента в социокультурной среде вуза
  • Выводы по третьей главе

Социокультурная среда вуза как педагогический фактор личностного становления студента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность работы. В современной педагогике в период сложных перемен в политической, социальной, культурной и экономической жизни России реализуется парадигма личностно-ориентированного образования, основу которой составляют принципы гуманизма. Предполагая отношение к человеку как основной ценности общественного развития, отечественная педагогика высшей школы ставит в центр внимания личность молодого человека, максимальное раскрытие и развитие его индивидуального потенциала, становление субъектных качеств. В то же время, очевидным фактом становится потребность современного общества в людях с высоким уровнем личностной энергии, ответственности, способностью к активной творческой самореализации и продуктивному самодостраиванию для осуществления индивидуальных и общественных интересов.

Преобразования, происходящие в российской высшей школе в последние годы, касаются прежде всего модернизации образовательной системы. Значительное внимание уделяется качеству профессиональной подготовки, в основном, в рамках учебного процесса. Вместе с тем задачу личностного становления студента невозможно разрешить средствами только учебного процесса, ибо приходится признать существование факторов более сильных, чем образовательная среда. Иногда влияние таких факторов стихийно, разрозненно и противоречиво. В связи с этим встают вопросы о более системном, интегрированном подходе к изучению факторов, влияющих на личностное становление студентов в вузе, а также о преобразовании таких факторов в педагогические, оказывающие скоординированное позитивное воздействие на становление личности студента как субъекта деятельности и общения, жизни в целом.

Реализация Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ) и Федерального закона от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996), провозгласивших приоритет свободного развития личности и плюрализм в образовании, включает два тесно связанных между собой аспекта. Первый — усиление самостоятельной культуросозидающей функции образования, его открытость инновациям, тесная связь с динамично меняющимся социумом, второй — ориентация на утверждение личностной самоценности, превращение образования по его глубинной сути во внутренний процесс личностного становления.

Основная черта современной реальности в сфере высшего образования — требования полного раскрытия творческого потенциала будущего специалиста, усиления его личной ответственности за социальную реализацию собственного предназначения, а также решение конкретных проблем. Федеральной целевой программой «Молодежь России (2001 -2005 годы)» предусмотрено решение социально-экономических проблем студенческой молодежи, оказание содействия в ее трудоустройстве, в том числе обеспечение занятости в каникулярный период, развитие системы молодежного отдыха и оздоровления, развитие художественного творчества, массового молодежного спорта, поддержка студенческих общественных организаций. Следует отметить, что, обладая огромными созидательными возможностями для развертывания своей жизненной траектории и участия в решении актуальных социальных, хозяйственных, экономических и других проблем социума, российское студенчество переживает период самоосуществления, сопровождающийся многочисленными трудностями и испытаниями. Зачастую это негативно сказывается на степени активности, самостоятельности молодых людей в обустройстве своей и окружающей жизни. Одним из механизмов повышения активности студенчества может стать педагогически целесообразное преобразование и развитие социокультурной среды вуза.

В педагогической науке сложились определенные теоретические предпосылки для исследования социокультурной среды вуза в качестве фактора личностного становления студента: исследованы детерминированность личностного становления окружающими воздействиями (Л.П.Буева, В. А. Караковский, В. Г. Крючков, Ю. С. Мануйлов, Л. И. Новикова, Н. Л. Селиванова, В. Д. Семенов и др.) — определены общие закономерности процесса формирования профессионально-личностного саморазвития студента (В.И.Андреев, Н. Р. Битянова, Н. М. Борытко, Н. К. Сергеев, В. А. Сластенин и др.) — показана специфика социального развития молодых людей во взаимосвязи с процессом личностно-профессионального становления будущих специалистов (А.Адлер, А. А. Бодалев, Ш. А. Амонашвили, Г. Н. Коджаспирова, И. С. Кон, Н. В. Кузьмина, В. Леви, В. И. Слободчиков, В. А. Сухомлинский и др.).

Разрабатываются новые подходы к подготовке специалистов в высшей школе, в основе которых — культуросообразные и личностно-ориентированные технологии, предполагающие личностное становление через принятие норм поведения в конкретных практиках — таких, как усвоение и принятие опыта, однажды пережитого и отрефлексированного самим студентом (Д.А. Белухин, Е. В. Бондаревская, Н. Б. Крылова, А. С. Прутченков, Н.Е. Щуркова).

Ряд исследователей (Е.В. Бондаревская, В. И. Данильчук, В. В. Зайцев, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков и др.) для эффективного личностного развития молодежи в процессе профессионального образования предлагают более полно реализовать личностный подход, позволяющий создавать условия для индивидуального развития и самореализации студентов, обеспечить им свободу выбора в обучении, способствовать реализации каждым из них личностных притязаний. В работах B.C. Библера, А. А. Бодалева, М. Бубера и других представлено диалоговое общение, включая диалог с самим собой, в качестве важнейшей составляющей личностного и профессионального вызревания.

Роль среды образовательного учреждения в педагогическом процессе отражена в исследованиях последних десятилетий отечественных ученых (Е.В. Бондаревская, В. П. Захарченко, И. А. Колесникова, Ю. С. Мануйлов,.

А.В. Мудрик, Л. И. Новикова, В. А. Орлов, В. И. Панов, JI.H. Седова, В. Д. Семенов, В. В. Сериков, И. В. Слободчиков, В. А. Сухомлинский и др.).

Одновременно с теоретическими формировались практические и нормативно-правовые предпосылки решения проблемы создания особой среды вуза. К ним в первую очередь следует отнести принятую национальную доктрину образования, разработку и утверждение стандартов высшего профессионального образования, усиление инновационных процессов в высшей школе.

Однако в ряду рассматриваемых проблем, на наш взгляд, не разработано целостное представление о сущности, структуре, условиях и технологиях личностного становления студентов в социокультурной среде вуза. Недостаточно внимания, по нашему мнению, уделяется разработке таких перспективных направлений, как диагностика, моделирование и реализация социокультурной среды вуза, влияющей на личностное становление студентов, личностно-ориентированные технологии работы по активизации их личностного становления, педагогическое стимулирование личностного становления студентов в вузовской социокультурной среде разного уровня.

Все более явными становятся противоречия:

1) между потребностью общества в выпускнике вуза-специалисте, способном к самодостраиванию, к преобразованию себя и окружающей действительности, творчески относящегося к жизни, являющегося подлинным субъектом деятельности и общения, жизни в целом, — с одной стороны, и сохраняющемся технократическом, узкопрофессиональном подходе к организации условий подготовки специалиста, — с другой;

2) между внутренним, индивидуальным характером процесса личностного становления студента и внешним влиянием среды вуза, предопределяющей смыслы, содержание, направленность, степень активности студента;

3) между сложившейся в вузах практикой организации вузовской среды и отсутствием у организаторов теоретических представлений о механизмах и закономерностях ее влияния на личностное становление студента;

4) между педагогическими возможностями социокультурной среды вуза как фактора личностного становления студента и неразработанностью педагогических условий и технологий активизации процессов саморазвития, самосовершенствования личности студента.

Возникает необходимость теоретического осмысления социокультурных факторов, влияющих на процесс личностного становления студента в вузе, возможностей педагогизации вузовской среды и практической реализации механизмов личностного становления под воздействием этой среды. С учетом вышеизложенных противоречий проблема исследования сформулирована следующим образом: в чем заключается влияние социокультурной среды вуза на процесс личностного становления студента и каковы педагогические возможности оптимизации этого влияния?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Актуальность проблемы, ее научная и практическая значимость и при этом неразработанность в науке, недостаточность реализации на практике механизмов педагогизации социокультурной среды и условий личностного становления обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Социокультурная среда вуза как педагогический фактор личностного становления студента».

Объектом исследования выступают совокупность факторов личностного становления студента в системе высшего образования.

Предметом исследования является социокультурная среда вуза как педагогический фактор личностного становления студента.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования была выдвинута следующая гипотеза: процесс личностного становления студента вуза детерминируется рядом факторов, среди которых социокультурная среда вуза является интегративным, обобщающим весь спектр других влияний. Этот процесс будет эффективным и целенаправленным, если: а) определены и осмыслены сущность, особенности и факторы личностного становления студентов в социокультурной среде вузаб) социокультурная среда вуза подвергается педагогизации, заключающейся в организации и педагогическом обеспечении разнообразной деятельности в условиях проектируемого пространства, оптимизирующего собственно процесс и индивидуальный позитивный путь становления личности студентав) моделирование социокультурной среды осуществляется в целях создания пространства возможностей личностного становления студента, развивающего и реализующего потребности личности в саморазвитииг) реализуются педагогические условия и технологии личностного становления студента в социокультурной среде вуза.

В соответствии с целью, предметом, гипотезой выдвинуты следующие задачи исследования:

1. На основе анализа ведущих тенденций развития высшего профессионального образования, педагогической теории и практики обосновать совокупность положений, определяющих теоретико-методологические предпосылки изучаемого феномена: сущность, особенности и факторы личностного становления студента, место и роль социокультурной среды вуза, целесообразность поиска способов ее преобразования в педагогический фактор.

2. Описать процесс педагогизации социокультурной среды вуза как способ ее формирования с учетом оптимизации личностного становления студента.

3. Разработать и интегрировать в практику модель социокультурной среды как пространства личностного становления студента, описать ее компонентный состав и уровни.

4. Представить и обосновать опытно-экспериментальным путем педагогические условия и технологии личностного становления студентов в социокультурной среде вуза.

Общую методологическую основу исследования составляют важнейшие положения философской и педагогической антропологии, рассматривающие человека как субъекта собственного развития, раскрывающие способы влияния на активизацию и проявление деятельностной и творческой сущности личности и определяющие многофакторный характер целостного процесса ее становления (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. И. Арнольдов, Д. Б. Богоявленская, JI.C. Выготский, И. С. Кон, В. В. Краевский, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.) — философские концепции личностного становления человека (П.С. Гуревич, М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, И. Кант, Л.Н. Коган) — основы педагогической методологии (В.И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин, B.C. Шубинский). Основными для данного исследования являются субъектный, средовой, деятельностный, личностно-ориентированный, системный и культурологический подходы.

Теоретической базой исследования служат концепции становления личности в результате активного самопроявления и самовыражения в деятельности и общении (А.А. Бодалев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. В. Мудрик, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн, Г. Я. Цукерман) — концептуальные идеи развития субъектности (А.В. Брушлинский, А. Маслоу, А. В. Петровский, К. Роджерс, В. Франкл и др.) — исходные положения личностно-ориентированного подхода в образовании (Е.Н. Бондаревская, М. В. Кларин, И. А. Колесникова, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.) — основы моделирования и проектирования среды образовательного учреждения (Э.Н. Гусинский, Ю. С. Мануйлов,.

Л.И. Новикова, Л. Н. Седова, В. И. Слободчиков, В.А. Ясвин) — комплекс научных идей о факторах и условиях развития педагогических систем (В.В. Сериков, В. А. Сластенин, В.И. Слободчиков).

Методы исследования. Решение поставленных задач обеспечивалось комплексом взаимодополняющих методов исследования, среди которых: методы теоретического анализа философской, психологической, социологической и педагогической литературы, диагностические (анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, самооценка, экспертная оценка, ранжирование, обобщение независимых характеристик, проективные методикиметоды средовой диагностики) — обсервационные (прямое, косвенное и длительное педагогическое наблюдение) — праксиметрические (анализ продуктов деятельности) — экспериментальные (диагностический и формирующий эксперименты) — методы средовой диагностикипедагогическое моделированиеметоды математической и статистической обработки экспериментальных данных.

Базой исследования явился Амурский государственный университет (АмГУ). На диагностическом этапе эксперимента исследованием были охвачены 1014 студентов 1−5 курсов девяти факультетов. На формирующем этапе в эксперименте приняли участие 156 студентов факультета социальных наук АмГУ.

Организация исследования осуществлялась в несколько этапов.

На первом этапе (1997;1998 гг.) изучались и анализировались отечественные и зарубежные источники по методологии, теоретическим основам исследования личностного становления студентов, социокультурной среды вузауточнялись методологические и теоретические основы собственного исследования.

На втором этапе (1998;1999гг.) разрабатывался и проводился констатирующий эксперимент по изучению особенностей личностного становления студентовосуществлялось диагностическое исследование социокультурной среды вузаразрабатывалась модель социокультурной среды классического университета.

На третьем этапе (2000;2003 гг.) осуществлялась разработка содержания и методики формирующего экспериментапроводилась апробация модели и совокупности педагогических условий и технологий, оптимизирующих процесс личностного становления студента в социокультурной среде вуза.

На четвертом этапе (2003;2004 гг.) осуществлялись анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работывелись подготовка методических рекомендаций и оформление результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна исследования заключаются в том, что:

— комплексному научному анализу подвергаются интегрируемые вузом социокультурные факторы влияния на личностное становление студента (образовательная, научная, информационная, коммуникативная, досуговая, предметно-пространственная, бытовая, управленческо-координационная сферы) и преобразование социокультурной среды как интегративного фактора в фактор педагогический;

— разработанная в исследовании совокупность теоретических положений, практических путей и способов формирования социокультурной среды вуза содержит в себе решение научно-прикладной проблемы преобразования вузовской среды в педагогический фактор личностного становления студента путем ее моделирования как способа упорядочивания пространства личностного становления студентов, педагогизации этой среды и организации социально-педагогических, организационно-педагогических, психолого-педагогических условий.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно дополняет теорию личностного становления студента высшей школы, в нем получили дальнейшую разработку проблемы конструирования социокультурного пространства вуза, инструментальные подходы к диагностике феномена «личностное становление студента», а именно:

— уточнены сущностные характеристики и проанализированы особенности (тенденции) личностного становления студентов вуза;

— сформулированы критерии личностного становления студента;

— раскрыты сущность, закономерности, принципы педагогизации социокультурной среды вуза;

— выявлены и проверены психолого-педагогические, организационно-педагогические и социально-педагогические условия и технологии (субъектные, деятельностные и средовые) личностного становления студента в социокультурной среде вуза;

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

— разработана и интегрирована в практику модель социокультурной среды вуза как пространство личностного становления студентов, включающая целостное описание социокультурной среды вуза в виде содержательного, структурного и процессуального компонентов на микро-, мезо-, макрои мегауровнях;

— предложен комплекс методик для средовой диагностики и процессов личностного становления, которые широко используются в воспитательной работе вуза.

Достоверность и надежность полученных результатов и выводов обеспечены методологической обоснованностью исходных параметров исследования, адекватностью его задач, методов и логики, репрезентативностью опытных данных, их непротиворечивостью и сравнимостью с массовой практикой, их содержательным анализом, использованием апробированных методов обработки данных.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Становление личности студента в социально позитивном ключе представляет собой непрерывный поступательный процесс качественного самоизменения, в рамках которого под воздействием внутренних и внешних факторов формируются субъектная позиция студента в деятельности и общении, потребность в саморазвитии, самосовершенствовании с учетом реализации жизненных ориентаций как поиска своего места в жизни, гармонизации образа жизни.

2. Социокультурная среда вуза является интегративным фактором личностного становления студента, влияние которого опосредуется через включение студента в различные ее сферы. Она представляет собой пространство совместной жизнедеятельности студентов, преподавателей, сотрудников, структура которого детерминирована особенностями образовательного учреждения в обеспечении выбора ценностей, освоения культуры, жизненных смыслов, способов культурной самореализации, раскрытия индивидуальных ресурсов личности. Характер такого влияния обусловлен педагогическими характеристиками среды вуза.

3. Педагогизация социокультурной среды вуза предполагает определение и выполнение педагогических принципов и условийпрофессиональное применение оптимальных форм и методов педагогического действия, усиливающих воспитывающее влияние средыособую методическую и технологическую оснащенность разнообразной деятельности и создание пространства, обеспечивающего индивидуальный позитивный путь становления личности студента. Педагогизация социокультурной среды вуза оптимизирует взаимодействие ее компонентов, усиливает непосредственное и опосредованное воспитательное влияние этой среды на студента,.

4. Процесс личностного становления студента оптимизируется при соблюдении комплекса следующих педагогических условий: социально-педагогических, обеспечивающих актуализацию и персонализацию социокультурной среды вуза как пространства личностного становления студентаорганизационно-педагогических, предполагающих деятельностное освоение студентом социокультурной среды вуза на различных уровняхпсихолого-педагогических, направленных на активизацию стремления студента к саморазвитию, самосовершенствованию.

5. Модель социокультурной среды вуза как пространства личностного становления студента представлена как целостное единство содержательного, структурного и процессуального компонентов на микро-, мезо-, макрои мегауровнях.

Положения, вынесенные на защиту, могут быть проверены при проведении аналогичного эксперимента и создании соответствующих условий его организации.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты диссертационного исследования были представлены и получили одобрение на Всероссийских научно-практических конференциях: «Разработка и реализация проектов и программ развития образовательных учреждений» (Тюмень, 1998 г.), «Педагогика высшей школы: ценностные ориентиры обновления содержания образования» (Москва, 2001 г.) — II международной научно-методической конференции «Качество образования. Проблемы оценки. Управление. Опыт» (Новосибирск, 1999 г.) — межвузовских научно-практических конференциях в г. Благовещенске (1997, 1998, 1999, 2002, 2003 гг.) — II международной научно-практической конференции «Дальний Восток: наука, образование. 21 век» (Комсомольск-на-Амуре, 2004).

Результаты исследования внедрены в учебный процесс АмГУ при подготовке студентов по специальности «Социальная педагогика», в программу курсов повышения квалификации преподавателей высшей школынашли свое отражение в учебных программах, концепции воспитательной работы и деятельности Социокультурного Центра АмГУ. Разработанный пакет диагностических методик реализован в виде программного комплекса, включенного в базу университетской системы тестирования. Материалы исследования использовались в кафедральном исследовательском проекте «Проектирование и разработка образовательных и воспитательных систем общеобразовательных учреждений и ВУЗа» (20 022 004гг.), в исследовательском проекте, поддержанном фондом программы «Интеграция» (Москва, 1999;2000 гг.), о чем свидетельствуют справки о внедрении.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографического списка, включающего 217 источников, Приложений. Основной текст представлен на 167 с. Диссертация снабжена 20 таблицами, 32 рисунками, выполненными в виде графиков и схем.

Выводы по третьей главе.

1. Преобразование социокультурной среды вуза в педагогический фактор личностного становления студента осуществляется путем ее моделирования как пространства личностного становления студента, посредством ее педагогизации, сопровождается реализацией комплекса психолого-педагогических, организационно-педагогический и социальнопедагогических условий средствами соответствующих субъектных, деятельностных и средовых педагогических технологий.

2. Основная идея модели социокультурной среды как пространства личностного становления студента заключается в специальном построении такой социокультурной среды, которая способна обеспечить комплекс возможностей для вариативного выбора студентом собственной траектории личностного развития и позволить активно действовать, реализовываться и совершенствоваться в различных способах культуротворческой деятельности и общения.

3. Разработаная модель социокультурной среды вуза как пространства личностного становления студента представляет собой целостное единство содержательного, структурного и процессуального компонентов на микро-, мезо-, макрои мегауровнях.

4. Предлагаемая модель социокультурной среды университета как пространства саморазвития и самореализации студента позволяет проектировать пути решения основных целей и задач педагогической деятельности. Реализация элементов, связей в предлагаемой модели и выделенных критериев эффективности ее работы в процессе внутренней и внешней деятельности субъектов социокультурной среды вуза позволяет находить новые, более эффективные методы, способы, приемы воспитания и обучения в конкретных условиях.

5. Сущность педагогизации социокультурной среды вуза заключается в оптимизации взаимодействия компонентов среды, направленной на усиление непосредственного и опосредованного воспитательного влияния на студента. Преобразование вузовской среды в педагогический фактор личностного становления студента осуществляется с учетом педагогических характеристик социокультурной среды вуза, педагогических закономерностей личностного становления студента в социокультурной среде вуза и на основе системы содержательных и организационноуправленческих педагогических принципов формирования социокультурной среды.

6. Педагогизация социокультурной среды вуза предполагает: профессиональное применение оптимальных педагогических форм и методов, усиливающих ее воспитывающее влияние, и педагогической поддержки отдельных студентов в сложных, проблемных ситуацияхопределение стратегических задач образовательно-воспитательного процесса и его содержанияособую методическую и технологическую оснащенность в организации разнообразной деятельности и в создании пространства, обеспечивающую индивидуальный позитивный путь становления личности студента.

7. Педагогическими условиями оптимизации личностного становления студента в социокультурной среде вуза являются: социально-педагогические, обеспечивающие актуализацию и персонализацию социокультурной среды вуза и ее инфраструктуры как пространства личностного становления студента;

— организационно-педагогические, предполагающие деятель ностное освоение студентом социокультурной среды вуза на различных уровнях;

— психолого-педагогические, направленные на активизацию стремления студента к саморазвитию, самосовершенствованию.

8. Результаты экспериментальной проверки подтвердили мысль о том, что комплексная реализация педагогических условий, разработанных в контексте педагогизации социокультурной среды вуза с использованием выделенных в процессуальном блоке модели технологий, оптимизирует процесс личностного становления студента в социокультурной среде вуза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В современных социокультурных условиях переходного периода развития общества в педагогике высшей школы реализуется парадигма личностно-ориентированного образования, главной ценностью которого признается личностное становление студента. В связи с этим встает вопрос более системного, интегрированного подхода к изучению факторов, влияющих на личностное становление студентов в вузе, а также вопрос преобразования таких факторов в педагогические, оказывающих скоординированное, благоприятное воздействие на становление личности студента как субъекта деятельности и общения, жизни в целом. Одним из путей решения этой проблемы является формирование и развитие социокультурной среды вуза, ее педагогизация и практическая реализация педагогических условий, оптимизирующих механизм личностного становления студента под воздействием социокультурной среды вуза. Современное состояние теории и практики педагогического обеспечения личностного становления студента в социокультурной среде вуза не отвечает требованиям сегодняшнего дня и нуждается в усовершенствовании и поиске новых подходов, путей и условий.

Проблема исследования заключалась в теоретическом осмыслении социокультурных факторов, влияющих на процесс личностного становления студента в вузе, педагогических возможностей оптимизации этого влияния и практической реализации механизмов личностного становления под воздействием социокультурной среды вуза.

Становление личности студента представляет собой непрерывный поступательный процесс сознательного качественного самоизменения, в рамках которого формируются позиция студента как субъекта деятельности и общения, потребность в саморазвитии, самосовершенствовании с учетом определения и реализации жизненной стратегии, гармонизации образа жизни.

Исходя из такого представления изучаемого феномена, определены основные критерии оценки личностного становления студента: субъектная позиция личности как субъекта деятельности и общениястремление к саморазвитию, самосовершенствованиюосознание и реализация жизненных ориентацийгармоничность образа жизни.

В ходе исследования выявлены следующие особенности личностного становления студента: сензитивность возраста для наиболее полного, непрерывного, ценностно-ориентированного саморазвитияспецифический образ жизни и система ценностейпоиск своего места в жизни и определение жизненной стратегиипереходность, кризисность, противоречивость во всех гранях бытияжажда переустройства и самоутвержденияактивность жизненных позиций и актуализация целенаправленного самоопределения в личностно-социальных ролях на фоне профессионального выбора. Особенности личностного становления студента обусловлены возрастными характеристиками, а также (в большей степени) социально-культурной спецификой студенчества как социальной группы: предопределенный социальный статус, избранное жизненное направление профессионального и личностного самоопределения, что связано с определенным уровнем интеллектуального, личностного и культурного развития.

Личностное становление студента представляет собой сложнейшее интегративное новообразование, которое формируется под воздействием как внутренних, так и внешних факторов. В исследовании показано, что процесс личностного становления студента в вузе детерминируется рядом внешних по отношению к личности факторов: учебным процессом, наукой, информационным окружением, общением, досугом, бытом и укладом жизни студентов, предметно-пространственным окружением и др. Социокультурная среда вуза представляет собой пространство совместной жизнедеятельности студентов, преподавателей, сотрудников университета. Ее инфраструктура детерминирована особенностями образовательного учреждения в обеспечении условий выбора молодым человеком ценностей, освоения культуры, жизненных смыслов, способов культурной самореализации, раскрытия индивидуальных ресурсов личности. Структурными элементами социокультурной среды являются образовательная, научная, информационная, коммуникативная, досуговая, бытовая, предметно-пространственная, управленческо-координационная сферы. Таким образом, сделан вывод, что социокультурная среда вуза выступает как наиболее общий уровень социально-культурной детерминации личности студента в вузе и процесса ее становления, являясь интегративным, обобщающим весь спектр других влияний фактором.

Для повышения эффективности и целенаправленности воспитательных влияний социокультурной среды вуза нами была предпринята попытка построения модели социокультурной среды как пространства личностного становления студента. Моделирование в нашем исследовании выступило как способ упорядочения социокультурной среды. Основная идея заключалась в специальном построении такой социокультурной среды, которая способна обеспечить комплекс возможностей для вариативного выбора студентом собственной траектории личностного развития, позволить активно действовать, реализовываться и совершенствоваться в различных способах культуротворческой деятельности и общения. Разработанная модель социокультурной среды вуза как пространства личностного становления студента представлена как целостное единство содержательного, структурного и процессуального компонентов на микро-, мезо-, макрои мегауровнях.

Предлагаемая модель социокультурной. среды университета как пространства личностного становления студента позволяет проектировать пути решения основных задач педагогической деятельности в целях успешного личностного становления обучающихся. Реализация элементов, связей в предлагаемой модели и выделенных критериев эффективности ее работы в процессе внутренней и внешней деятельности субъектов социокультурной среды вуза позволяет находить новые, более эффективные методы, способы, приемы воспитания и обучения в конкретных условиях.

Педагогизация социокультурной среды вуза предполагает, во-первых, профессиональное применение педагогически оптимальных форм и методов действия, усиливающих ее воспитывающее влияние, и педагогической поддержки отдельных студентов в сложных, проблемных ситуацияхво-вторых, определение стратегических задач образовательно-воспитательного процесса и его содержанияв-третьих, особую методическую и технологическую оснащенность в организации разнообразной деятельности и в создании пространства, обеспечивающего индивидуальный позитивный путь становления личности студента. Сущность педагогизации социокультурной среды вуза заключается в оптимизации взаимодействия компонентов среды, направленной на усиление непосредственного и опосредованного воспитательного влияния на студента. Преобразование вузовской среды в педагогический фактор личностного становления студента осуществляется с учетом педагогических характеристик социокультурной среды вуза, педагогических закономерностей личностного становления студента в социокультурной среде вуза, на основе системы содержательных и организационно-управленческих педагогических принципов формирования социокультурной среды.

Характерологическим параметром педагогизации социокультурной среды вуза является реализация определеных педагогических условий оптимизации личностного становления студента. К ним относятся: социально-педагогические, обеспечивающие актуализацию и персонализацию социокультурной среды вуза и ее инфраструктуры как пространства личностного становления студента;

— организационно-педагогические, предполагающие деятельностное освоение студентом социокультурной среды вуза на различных уровнях;

— психолого-педагогические, направленные на активизацию стремления студента к саморазвитию, самосовершенствованию.

Реализация педагогических условий личностного становления студента в социокультурной среде вуза происходит посредством следующих технологий:

— субъектных (индивидуальная педагогическая поддержка студентапсихосоциальное консультированиетехнологии работы с отдельными категориями студентовсамомониторинг личностного становления и др.);

— деятельностных (технологии вовлечения в деятельностьтехнологии организации деятельноститехнологии поддержки инициатив и др.) — технологий средообразования и управления (технологии информирования о среде и ее возможностяхтехнологий управления и самоуправлениямониторинга социокультурной средытехнологий поддержания и развития традиций, эстетизации средысоздания общественного мнения и др.).

Проведенный эксперимент показал, что реализованный комплекс педагогических условий является необходимыми и достаточными.

Результаты экспериментальной проверки подтвердили мысль о том, что реализация педагогических условий, разработанных в контексте педагогизации социокультурной среды вуза с использованием выделенных в процессуальном блоке модели технологий, оптимизирует процесс личностного становления студента в социокультурной среде вуза.

Таким образом, результаты теоретического анализа проблемы и экспериментальной работы подтвердили справедливость выдвинутой нами гипотезы. Преобразование социокультурной среды вуза в педагогический фактор личностного становления студента осуществляется путем ее моделирования как пространства личностного становления студента, посредством ее педагогизации, сопровождается реализацией комплекса психолого-педагогических, организационно-педагогический и социально-педагогических условий средствами соответствующих субъектных, деятельностных и средовых педагогических технологий.

Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и фактический материал требует дальнейшего углубленного изучения, например, в следующих направлениях: изучение влияния социокультурной среды вуза на других ее субъектов (преподавателей, лицеистов), разработка технологий их взаимодействия в решении культуротворческих задачразработка и реализация модели социокультурного пространства города, регионаизучение возможностей классического университета как резервообразующего центра воспитательного пространства города и региона. Изучение целенаправленного воздействия социокультурной среды на личностное становление человека становится объективной необходимостью, поскольку не только открывает возможности оптимизации этого процесса, придания ему гуманистического, социально-значимого характера, но и обеспечивает единство между становлением личности и становлением общества в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности / К.А. Абульханова-Славская // Проблемы психологии личности. -М.: Наука, 1982.-214 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. — 299 с.
  3. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — 296 с.
  4. Г. И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. докт. пед. наук: М.: МПГУ, 1998.-43 с.
  5. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990. — 560 с.
  6. . Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. — 339 с.
  7. .Г. К психофизиологии студенческого возраста // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. — С. 3−15.
  8. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988.-236 с.
  9. В.И. Педагогика творческого саморазвития.:В 2 кн. / В. И. Андреев. Казань, 1996. Книга 2 — 236 с.
  10. В.И. Саморазвитие менеджера. М.: Народное Образование, 1995.- 160 с.
  11. П.Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе / Н. П. Аникеева. -М., 1989.-204 с.
  12. Д.Ю. Саморазвитие учителя в процессе подготовки к педагогической деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. -М.: МПГУ, 1996.- 16 с.
  13. JI. И. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности: Сб. ст. / АН СССР- Ин-т психологии. М., 1981.-С.З-19.
  14. М.Анцыферова Л. И. О динамическом подходе к изучению личности // Психол. журнал. 1991. — № 3. — С. 5−13.
  15. А.И. Введение в культурологию. М.: Народная академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. -. 352 с.
  16. Т.А. Социокультурная среда научного города: Дис. канд. культурологи. М., 1996. — 133 с.
  17. П.Бабочкин П. И. Духовно-нравственное становление специалиста в вузе (В зеркале социологии). М.: Социум, 1999. — 34 с.
  18. А. Внеучебное время воспитание студентов / А. Бартоломей, М. Немировский, А. Новикова // Высшее образование в России. — 1995. -№ 1.-С. 50−58.
  19. М.М. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. М., 1994. — Т. 1
  20. Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. Часть 1. -М.: Ин-т практич. психологии, Воронеж: НПО «МОДэК», 1996. 316 с.
  21. Н.А. Самопознание. Опыт философской автобиографии / Н. А. Бердяев. М.: Книга, 1991. — 397 с.
  22. Р. Развития «Я-концепции» и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -420с.
  23. Л. фон. Общая теория систем обзор проблем и результатов / фон Л. Берталанфи // Системные исследования: Ежегодник. — 1969. — М.: Наука, 1969.
  24. Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998.-48 с.
  25. Н.Р. Психология личностного роста: Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальных работников. М.: Международная педагогическая академия, 1995.-64 с.
  26. Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. — 220 с.
  27. М.В. Синергетика и педагогика // Магистр. 1995. — № 2. -С. 89−95.
  28. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. — 168 с.
  29. А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения / А. А. Бодалев // Сов. педагогика. 1990. — № 12. — С. 65−71.
  30. А.А. Психология о личности / А. А. Бодалев. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 188 с.
  31. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. М., 1968. — 464 с.
  32. Л. Метаморфозы воспитательного процесса в эпоху кризиса и реформ / Л. Бойко, Ю. Колесникова, А. Юрков // Alma Mater. 1997. — № 9.-С. 8.
  33. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2000: Мультимедиа-энциклопедия. М., 2000.
  34. Е.Н. Введение в тексты и Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания гуманистического типа// Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов-на-Дону, 1997. -С.3−27.
  35. Р.С. Организация диагностико-коррекционной и развивающей работы с учащимися 3−5-х классов: Метод, разраб. СПб, 1994. -24 с.
  36. Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография. // Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. — 181 с.
  37. A. Н. Кузибецкого. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2002. — С. 3−13.
  38. А.В. Психология субъекта. М.: Институт Психологии РАН, 2003.-272 с.
  39. М. Два образа веры. М., 1995
  40. Буева J1. Человек, культура и образование в кризисном социуме // Alma Mater. 1997. -№ 4.-С.И.
  41. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1968. -267с.
  42. С.Г. Образование взрослых: реальности, проблемы, прогноз. / С. Г. Вершловский, Е. Г. Королева, Л. Г. Петряевская. СПб., 1998.- 161 с.
  43. В. Социальные технологии в образовании / В. Взятышев, Л. Романкова // Высшее образование в России. 1998. — № 1. — С. 28−38.
  44. Воспитательное пространство как объект педагогического исследования / Под ред. Н.Л. Селивановой- Отв. ред.- Л. И. Новиковой, Е. И. Соколовой. -Калуга: Ин-т усовершенствования учителей, 2000. 248 с.
  45. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 128 с.
  46. Л.С. Кризис семи лет // Психология и педагогика среды. Тексты. Костанай: ГорУО, 1997. — С.29−34.
  47. Л.С. Педагогическая психология // Психология и педагогика среды. Тексты. Костанай: ГорУО, 1997. — С.34−46.
  48. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
  49. Л.С. Психология развития как. феномен культуры / Л. С. Выготский. М.: Воронеж, 1996. — 512 с.
  50. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 года / Под ред.
  51. B.Г. Кипелева. М.: НИИ ВО, 1995. — 352 с.
  52. И. Анализ и обработка данных: Специальный справочник. -СПб: Питер, 2001.-752 с.
  53. Гегель. Философия истории: сочинения. Т.8 / Георг Вильгельм Фридрих Гегель.-М., 1989.-470 с.
  54. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
  55. Н.Д. Функциональная структура действия / Н. Д. Гордеева, В. П. Зинченко. М.: Изд-во МГУ, 1982. — 208 с.
  56. М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. М.: Педагогика, 1997. — 136 с.
  57. П.С. Философская антропология: опыт систематики / П.С. Гуревич//Вопросы философии. 1995. -№ 8. — С. 92−102.
  58. П.С. Человек в авантюре саморазвития / П. С. Гуревич // Фром Э. Психоанализ и этика. М.: ACT-ЛТД, 1998. — С. 5−15.
  59. Э. Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода. М.: Школа, 1994. — 184 с.
  60. Е.В. Возрастные особенности личности студента и формирование педагогической установки: Дис. канд. псих. наук. М., 1988.- 150 с.
  61. М.Г. Психические новообразования студенческого возраста: Автореф. дис. канд. псих, наук: 19.00.07. М., 1999. — 10 с.
  62. О. Социокультурные проблемы становления и развития высшего образования // Alma Mater. 1996. — № 1−2. — С.21−28- 15−25.
  63. О.В. Идея университета и философия образования: Материалы и выступления на конгрессе «Университеты на пороге третьего тысячелетия: проблемы единства и многообразия». 17−19 октября 1994. -М., 1994.-С. 18.
  64. И. А. Самовоспитание личности: Философско-этические проблемы. М., 1984. — 285 с.
  65. И.И. Общая теория статистики: Учебник / И. И. Елисеева, М.М. Юзбашев- Под ред. И. И. Елисеевой. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1998. — 480 с.
  66. А.Е. Студенчество России конца XIX начала XX века: социально-историческая судьба. -М.: Промо-Медиа, 1995. — 240 с.
  67. В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условия их реализации: Дис. д-ра пед. наук / Челябинский государственный университет (ЧелГУ), 2001.- 365 с.
  68. Н.Н. Основы и практика социального воспитания // Психология и педагогика среды. Тексты. Костанай: ГорУО, 1997. -С.53−62.
  69. М.С. Философия культуры. СПб, 1996. — 414 с.
  70. И. Лекции по этике / И. Кант // Этическая мысль. М., 1990. — С. 180.
  71. П.Ф. Педагогический процесс / П. Ф. Каптерев // Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. -М., 1983. 178 с.
  72. В.А. Система систем: Очерки общей теории и методологии. -М.: Прогресс-Академия, 1995. 325 с.
  73. М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996 — № 2. -С. 49−54.
  74. Е.Н. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / Е. Н. Князева, С. П. Курдюкова. М., 1994. — 229 с.
  75. Е.Н. Синергетика как новое мировидение : диалог с И. Пригожиным / Е. Н. Князева, С. П. Курдюкова // Вопросы философии. -1992. -№ 12.-С. 3−20.
  76. Л.Н. Цель и смысл жизни человека / Л. Н. Коган. М.: Мысль, 1984.-252 с.
  77. Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. /Под ред. Ю. М. Забродина. М., 1994. — 344с.
  78. И. А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлексии. СПб, 1999. — 242 с.
  79. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. — 254 с.
  80. Кон И. С. Психология юношеского возраста. Проблема формирования личности: Учеб. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  81. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. — 383 с.
  82. Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика. 1992. — № 3. -С.11−19.
  83. В.В. Методология педагогического исследования. Самара, 1994
  84. Н.Б. Социокультурная среда // Новые ценности образования: Тезаурус. Вып. 1. — М., 1995.-С.91.
  85. В.Г. Социально-культурная среда как детерминанта духовного развития личности: Дис. канд. филос. наук: 17.00.08. М., 1991. -133 с.
  86. Н.В. Основы вузовской педагогики. JI., 1972
  87. А.В. Расширение контекста предметного содержания обучения как фактор изменения характеристик образовательной среды общеобразовательного учреждения повышенного уровня обучения: Автореф. дисс.канд. пед. наук. 13.00.01. Москва, 2000. -21 с.
  88. В.А. Образование как образ жизни // Вестн. высшей школы. -1997.-№ 10. С.14−15.
  89. H.O. Классификация личностей // Психология и педагогика среды Тексты. /Н.О. Лазурский. Костанай: Изд-во ГорУО, 1997. — С. 5−14.
  90. О.Е. Цели школьного образования / О. Е. Лебедев // Российская школа: время перемен. СПб., 2000. № 2. С. 50−60.
  91. В.Л. Искусство быть собой. -М.: Знание, 1991. 122 с.
  92. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-302 с.
  93. Личность в воспитательной системе школы: Научно-методич. сб. / Под ред. А. В. Гаврилина, Л. Н. Новиковой. Владимир, 1993. — 153 с.
  94. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.-409 с.
  95. С.В. Диагностика и развитие творческой личности педагога в общении: Тесты и упражнения для саморазвития / С. В. Максимов, Ю.А. Лебейко- Ин-т развития образования. Ставрополь: ИРО, 1994. — 29 с.
  96. Ю.С. Средовой подход в воспитании: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.01.-М., 1997.- 194 с.
  97. Л.В. Методика и технология работы социального педагога. -М: Гардарики, 2003. 269 с.
  98. А.Г. Мотивация и личность: Пер. с англ. СПб: Евразия, 1999. -480 с.
  99. А.Г. Новые рубежи человеческой природы: Пер. с англ. / Общ. ред. Г. А. Балла, А. Н. Киричуна, Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 1999. — 425 с.
  100. .М. Психология саморазвития: психотехника риска и правила безопасности / Между нар. ассоц. «Развивающее обучение" — Пед. центр «Эксперимент». Рига: М., 1997. — 187 с.
  101. Межвузовский центр проблем развития личности студентов. Вестник № 1. — М: МЦРЛС, 1998.-36 с.
  102. Методология, теория и практика воспитательных систем: Поиск продолжается / Под ред. Л. И. Новиковой, Р. Б. Вендерской, В. А. Караковского. М.: НИИ Теории образования и педагогики РАО, 1996.-240 с.
  103. ПЗ.Милтс А. А. Личность студента / А. А. Милтс // Общественно-политическая активность молодежи. М.: Политиздат, 1976.
  104. Н.Миславский Ю. А. Саморегуляция и активность в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
  105. В. П. Мотивация деятельности и структура личности. Формирование духовных потребностей учащейся молодежи. -Новосибирск, 1986. 139 с.
  106. Моделирование образовательных сред в рамках развивающего образования / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова, В. А. Орлова. -Черноголовка, 1996. 127 с.
  107. Молодежь-97: надежды и разочарования. Кн. 1- М.: Ин-т молодежи «Социум», 1997. (Молодежь России на пороге нового тысячелетия). -339с.
  108. О. Методика «Базовые стремлении личности» // Школьный психолог. 1998. — № 35. — С. 8−9.
  109. О. Методика «Жизненные предназначения» // Школьный психолог. 1998. -№ 36. — С. 8−9.
  110. О. Методика «Образ жизни» // Школьный психолог. 1998. — № 21−22.-С. 8−9.
  111. О.И. Психология самопознания личности / О. И. Мотков. СПб., 1993.-97 с.
  112. А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2000. — 192 с.
  113. А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное пособие для студентов. М.: Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
  114. А.В. Воспитание // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993. — Т.1. — С.165−168.
  115. В.Н. Психология отношений. М., Воронеж. — 1995. -320 с.
  116. Г. Самоорганизация в неравновесных системах: от диссипативных структур к упорядоченности через флуктуации / Г. Николис, И. Пригожин М.: Мир, 1979. — 512 с.
  117. Ф. Сочинения: В 2 т. / Ф. Ницше. М., 1990. — Т.2 — 830 с.
  118. Новые ценности образования: Тезаурус. Вып.1. — М.: Инноватор, 1995. — 153 с.
  119. А.Н. Социальная аксиология университетского образования: Дис. канд. социол. наук /Саратовский государственный технический университет (СГТУ), 1999. 168 с.
  120. Основы математической статистики. Учебное пособие для ин-тов физ. культуры / Под ред. B.C. Иванова. М.: Физкультура и спорт, 1990.- 170 с.
  121. В.И. Некоторые подходы к методологии развивающего образования / В. И. Панов // Психологическая наука и образование. 1998. -№№ 3−4. -С. 38−46
  122. В.И. Образовательная среда как предмет экопсихологии развития: Вторая Российская конференция по экологической психологии: Тезисы. (Москва, 12−14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС, 2000.
  123. Педагогика и психология высшей школы. Сер. «Учебники, учебные пособия». — Ростов-на-Дону: Феникс, 1992. — 544 с.
  124. В.Д. Твои возможности, человек!. М.: Знание, 1984. — 272 с.
  125. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. -М&bdquo- 1982.-256 с.
  126. А.В. Психология развивающейся личности / А. В. Петровский, В. В. Абраменкова, Т. М. Горбатенко и др.- Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — 239 с.
  127. Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976. -280 с.
  128. И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, С. Стенчерс. М., 1986. -431 с.
  129. А.С. Трудное восхождение к себе. М., 1995.
  130. Психология и педагогика среды. Тексты / Под ред. Ю. С. Мануйлова. -Костанай: ГорУО, 1997. 96 с.
  131. А.А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломинский. СПб: Питер, 2001. — 480 с.
  132. Л.Л. Социально-образовательная модель педагогического колледжа как среды саморазвития личности в научно-образовательном комплексе: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону, 1996.-27 с.
  133. Резолюция Всероссийского студенческого форума. М., 2001.
  134. П. Не знанием единым: о духовно-нравственной подготовке студентов // Высшее образование в России. 1996. — № 4. — С.58−65.
  135. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. -СПб.: Питер, 1998. 742 с.
  136. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М.: Прогресс, Универс, 1994.-480 с.
  137. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. // Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — 608 с. — Т.1. С. 263.
  138. А.С. Гуманитарно-педагогическая модель колледжа как среда развития и саморазвития личности будущих педагогов: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Ростов-на-Дону, 1998. — 205 с.
  139. С. JI. Человек и мир // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. — С.348−375.
  140. C.JI. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000. -720 с.
  141. Рубинштейн C. J1. Проблемы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1973. -416 с.
  142. Н.А. Путеводитель профессионального саморазвития или Путь к источникам Силы Личности: Учебно-методическое пособие для студентов. Псков, 1998. — 180 с.
  143. Е. Пространство доверия // Народное образование. 1998. -№ 2. — С.178−180.
  144. Л.Н. Становление творческой личности в условиях развивающей образовательной среды: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 2000. — 38 с.
  145. Г. К. Сделай себя сам. М.: Народное образование, 2001.- 174 с.
  146. В.Д. Педагогика среды / В. Д. Семенов. Екатеринбург, 1993. -63 с.
  147. Г. Чтоб не распалась связь времен.: Интервыо с А. Асмоловым // Нар. образование. 1993. — №№ 5. — С. 3−8.
  148. Н. К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (вопросы теории): Монография. СПб: Волгоград, 1997. — 166 с.
  149. В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. -1994. -№ 5-С.16−21.
  150. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 152 с.
  151. Т.В. Социокультурная среда высшего образования: Автореф. дис. канд. социал. наук: 22.00.06. Саратов, 1998. — 17 с.
  152. Сластенин М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. — 488 с.
  153. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. — № 2 — С.31−49.
  154. В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования: Вторая Российская конференция по экологической психологии: Тезисы. (Москва, 12−14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС, 2000.
  155. В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. -С.349.
  156. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л. В. Мардахаев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.
  157. Ю.В. Психологическое сопровождение активизации саморазвития личности: Автореф. дис. канд. псих, наук.- СПб, 199 216 с.
  158. Т. В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопр. психологии. 1989. — № 2. — С.27−35.
  159. Социально-демографический портрет студента: Сб. ст. / Отв. ред. Э. К. Васильева. М.: Мысль, 1986. — 94 с.
  160. Социология молодежи: Учебник / Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. — 158 с.
  161. В.М. Организация единого воспитательного пространства в инновационной школе / В. М. Степанов, О. А. Лапина, А. П. Макаровская. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — 144 с.
  162. В.А. Рождение гражданина / В. А. Сухомлинский. М., 1971.-281 с.
  163. С.В. Теоретико-методологические основы становления мировосприятия школьников в условиях современной социокультурной среды: Автореф. дис. докт. пед. наук. СПб, 2001. — 34 с.
  164. Теория и практика воспитательных систем / Отв. ред. Л. И. Новикова: В 2 кн. М.: ИТПиМИО РАО, 1993.
  165. П.И. Управление школой по результатам / П. И. Третьяков. -М., 1997.-288 с.
  166. Д.Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. М., 1996. -232 с.
  167. К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1974. — Т 2. —438 с.
  168. Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 августа 1996 г. № 35. -Ст. 4135.
  169. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. М.: НИИОП, 1986. — 208 с.
  170. Философско-психологические предположения Школы диалога культур / Под общ. ред. B.C. Библера. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1998. — 216 с.
  171. П. А. Разум и диалектика / П. А. Флоренский // Богословский вестник. 1914. — № 9. — С. 87.
  172. Формирование социально-профессиональных качеств будущего специалиста / А. Н. Алексюк, С. А. Кашин и др. М., 1992. — 56с.
  173. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  174. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Изд-во АСТ-ЛТД, 1998.-671 с.
  175. Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. Г. Ф. Швейника / Общ. ред. и послесл. П. С. Гуревича. М.: Прогресс, 1990. — 269 с.
  176. И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. Красноярск, 1998. — 217 с.
  177. М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. — 447 с.
  178. Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам / Г. Хакен. М., 1991. — 240 с.
  179. Г. Синергетика / Г. Хакен. М., 1980. — 404 с.
  180. Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров М., 1995. — 287 с.
  181. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. 1996. — № 3. — С. 116−132.
  182. Е.Е. Дидактические условия становления профессионально-личностного саморазвития будущего учителя на начальном этапе педагогической подготовки в вузе: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Волгоград, 2002. 23 с.
  183. И.А. Педагогические условия профессионального саморазвития личности студента: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Белгород, 2000. — 24 с.
  184. И.А. Цели и задачи творческого саморазвития личности // Разработка и реализация проектов и программ развития образовательных учреждений: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Тюмень: ТГУ, 1998. — С. 8−10.
  185. И.С. Механизм сотрудничества администрации вуза со студенческими общественными организациями (На примере Уральского госпедуниверситета), 1997. 190 с.
  186. Ф.Э., Харчева В. Г., Сериков В. В. Социология образования: прикладной аспект. М.: Юристъ, 1997.
  187. Н.К. Моделирование социокультурного пространства университета как культурного потенциала региона: Воспитательный аспект // Вестник АмГУ. 1999. — Вып. 7. — С. 17−21.
  188. Н.К. О моделировании воспитательной системы университета // Вестник АмГУ. 1999. — Вып. 4. — С.38−40.
  189. Н.Е. Классное руководство: Рабочие диагностики. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 96 с.
  190. Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса /Н.Е. Щуркова. М., 1994. — 112 с.
  191. Н.Е. Воспитание: Новый взгляд с позиций культуры. М., 1997.-77 с.
  192. А.Г. Культура / А. Г. Эфендиев // Основы социологии: курс лекций. М.: Общество «Знание» России, 1993. — 210 с.
  193. Юнг К.Г. Aion: Исследования феномена самостоятельности: Пер. с англ., лат. М.: Рефл-бук- Киев: Ваклер, 1997. — 336 с.
  194. И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопр. Психол. 1994. — № 2. — С. 64−77.
  195. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В. А. Левин. М., 1997. — 365 с.
  196. Distance and Campus Universities: Tensions and Interactions. A Comparative Study of Five Countries. Published for the IAU Press Pergamon, First Edition, 1999.
  197. Heimstra N.W., McFarling L.H. Environmental Psychology. Monterey, 1974.
  198. Lee T.R. Psychology and the Environment. L., 1976.
  199. Leff H.L. Experience, Environment and Human Potentials. L., 1980.
  200. Russel H.A., Ward L.M. Environmental Psychology. Annual Review of psychology. — 1982. — № 33.
  201. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАННАЯ ВЫБОРОЧНОЙ СОВОКУПНОСТИ ДЛЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЭТАПА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ «СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТА»
  202. Описание объекта выборочной совокупности
Заполнить форму текущей работой