Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Дидактические условия формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность предлагаемой методики доказана посредством сравнения результатов конечного этапа обучения с начальным: число слушателей, находящихся на оптимальном и достаточном уровнях сформированности коммуникативных умений интерактивной направленности, возросло с 31,3% до 83,4%), а число слушателей, находящихся на неудовлетворительном и недостаточном уровнях, сократилось с 68,7% до 16,6… Читать ещё >

Содержание

1 .Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений. ф 1.1 Коммуникативные умения интерактивной направленности как социально-педагогическая проблема.

1.2 Основные подходы к построению методики формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений.

1.3 Цели и содержание формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений в системе переподготовки и повышения квалификации

Выводы по главе

2.Формирование коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений.

Ф 2.1 Общая характеристика опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений в системе повышения квалификации.

2.2 Дидактические условия формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений.

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы и их анализ

Выводы по главе 2.

Дидактические условия формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап развития образования характеризуется обновлением и качественными изменениями его структуры, содержания, методов и средств обучения, воспитания, новыми организационно-педагогическими и управленческими подходами, что неизменно связано с осознанием необходимости перевода руководителя в режим развития и саморазвития с учётом его индивидуальных особенностей.

Новые запросы к образованию требуют не только приобретения участниками образовательного процесса новых знаний, умений и навыков, но и развития их личностных качеств, воспитание Мыслителя, Решателя, то есть Человека думающего, способного к адаптации и самореализации в современных учебных и социокультурных условиях. Данные условия создаются образовательной средойгарантирующей становление такого человека. С этим связано обращение к созданию адаптивной образовательной среды как важному составляющему гуманистической модели образования.

Изменение требований к личности, трудности в сфере межличностных взаимодействий, ситуативные, психолого-педагогические влияния, управленческая авторитарность, ведущие к дидактогениям и ослаблению здоровья участников педагогического процесса, требуют поиска новой стратегии построения образовательной среды, основывающейся на гуманистических принципах, переориентации образовательного процесса с позиций жёстко заданных социумом норм обучения и воспитания, на Человека как высшей ценности, на сохранение и развитие его личностного потенциала.

Это предъявляет повышенные требования системе переподготовки и повышения квалификации руководителей образовательных учреждений. Система переподготовки и переподготовки руководителей образовательных учреждений должна строится на новой основе, способствующей непрерывному пополнению и совершенствованию их управленческих знаний и умений.

Гуманистическая, профессиональная направленность руководителя поможет жить с людьми, а не «быть» над нимиоблегчит выбор каждой личности в образовательном учреждении собственного пути, а не заставит следовать чужой волебудет содействовать в том, чтобы она осмысленно существовала в мире, свободно шла ио пути профессионально-личностного развития, ощущая реальную поддержку со стороны администрации образовательного учреждения и коллег.

Администрация образовательных учреждений, строящая управление на принципах гуманистической образовательной среды, создает условия для становления и развития личности сотрудника как субъекта жизни. Обращение пристального внимания учёных и современного общества к проблеме гуманизации образования во многом связано с эволюцией философских воззрений, в соответствии с которыми в центр научной картины мира* ставится человек: В' связи с этим, переход образовательных учреждений иорганов управления образованием на личностно-ориентированную. парадигму образования и управления ими требует новой профессиональной педагогической и управленческой деятельности, а значит, и подготовки.

Осознание необходимости радикального повышения эффективности управленческой деятельности руководящих кадров, в том числе и образовательных учреждений, привело в последнее время к усилению внимания к исследованиям в области проблем управления образованием. Среди них работы: по теоретическим и методологическим основам социального управления (В.Г.Афанасьев, Н. Т. Абрамова, М. К. Бочаров, Д. М. Гвищиани, В. П. Кузьмин, А. М. Омаров, Э. Г. Юдин и др.) — по теоретическим и методологическим вопросам управления образованием (Ю.В.Васильев, М. И. Кондаков, Е. Н. Шиянов, Ю. А. Конаржевский и др.) — по региональным проблемам управления.

В.И.Кротов, Н. И. Калаков, М. А. Кондратьева, Г. И. Оглоблина, П. И. Третьяков и др) — по вопросам формирования образовательной среды с позиций её адаптивности (Т.М.Давыденко, Ю. А. Клейберг, Н. П. Капустина, С. В. Красикова, И. Б. Сенновского, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой, Е. АЛмбурга и др.) — по исследованию отдельных функций управления (Н.Н.Бояринцева, В. И. Зверева, Ю. А. Конаржевский, Ю. К. Кузнецов, А. А. Орлов, В. С. Татьянченко, И. А. Трухин, Т. И. Шамова, Н. А. Шубин и др) — по вопросам определения места и сущности психотерапевтической функции в деятельности педагога (Н.Н.Бояринцева, С. А. Беличева, А. Б. Добрович, А. А. Деркач Л.Н.Иванова, Н. В. Калинина, М. И. Лукьянова, Б. Т. Лихачев, С. Н. Митин, А. К. Маркова, С. И. Попова, О. А. Полищук, П. И. Третьяков, Н. Е. Щуркова и др.).

Ряд работ посвящен разработке различных подходов к определению содержания и форм организации повышения квалификации руководителей образовательных учреждений (В.Ю.Кричевский, В. И. Маслов, К. А. Нефедова, Е. П. Тонконогая и др) — проведены исследования по отдельным функциям управления (Н.Н.Бояринцева, В. И. Зверева, Ю. А. Конаржевский, Ю. К. Кузнецов, А. А. Орлов, В. С. Татьянченко, И. А. Трухин, Т. И. Шамова, Н. А. Шубин и др.).

Отдельно необходимо отметить исследования психологов, направленные на решение проблем управления развитием личности и коллектива (А.А.Бодалев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Китов, А. Н. Леонтьев, А. К. Маркова, А.А.Мелик-Пашаев, В. Д. Шадриков, В. А. Якунин и др.).

Анализ научно-методической литературы, диссертационных исследований (Н.Н.Бояринцева, А. Б. Добрович, А. А. Дергач Л.Н.Иванова, С. В. Кузнецов, Р. П. Козлова, Е. В. Кобелянская, Л. Н. Кузнецова, Н. В. Калинина, М. И. Лукьянова, Б. Т. Лихачев, С. Н. Митин, А. К. Маркова, О. В. Немиринский, О. В. Обидин, Е. А. Пуртова, С. И. Попова, О. А. Полищук, П. И. Третьяков, Н. Е. Щуркова и др.) свидетельствует о том, что в настоящее время активизируется работа по проблеме, она освещается в сериях научно-популярных изданий, в педагогической и методической периодике. Проводится определенная работа по ее пропаганде.

Увеличение числа работ, посвященных проблемам общения в педагогическом и управленческом процессах, с целью поддержки человека, свидетельствует о пристальном внимании ученых к данному вопросу.

Однако вопросы, связанные с проблемой разработки такого элемента, как установление и поддержание взаимодействия субъектов управления, в ситуации совместной деятельности, через общение интерактивной направленности, не получили достаточного научного обоснования.

Управление является тем рычагом, который нацелен на активизацию человека, на повышение эффективности его труда. И в первую очередь от руководителя зависит та атмосфера, тот моральный климат, в котором работают его подчиненные. От культуры управления зависит эффективность работы всего подразделения.

Исключительно важное значение данной проблемы определило ее место в ряду ведущих направлений педагогических исследований.

Вопросы формирования образовательной среды с позиций её адаптивности рассматриваются в работах М. Р. Битяновой, Т. М. Давыденко, Ю. А. Клейберг, Н. П. Капустина, С. В. Красикова, Н. А. Рогачёвой, И. Б. Сенновского, П. И. Третьякова, Т. И. Шамовой, И. С. Якиманской, Е. А. Ямбурга и др., где наибольшее внимание уделяется вопросам реализации педагогических и управленческих технологий.

К данной проблеме имеют отношение работы, связанные с разработкой понятийного аппарата: «адаптация» (Ж.Пиаже и др.), «адаптационный синдром» (Г.Селье), «адаптивные взаимодействия» и психотерапевтические параметры успешного взаимодействия (Дж.Буженталь и др.), «психотерапевтическая функция педагога» (Б.Н. Алмазов, С. А. Беличева, Б. П. Битинас,.

В.И.Гарбузов, С. Н. Митин, Л. И. Новиков, С. И. Попова, К. Роджерс, А. С. Спиваковская и др.), «педагогические умения» (Л.П.Буева, А. Г. Ковалёв, Н. В. Кузьмина, К. К. Платонов, В. А. Сластёнин и др.) — с изучением сущности и процесса формирования педагогических умений (О.А.Абдулина, О. И. Донина, Г. К. Воеводская, Н. С. Морова, Л. Ф. Спирин, Н. Б. Шмелева и др.) — с изучением культуры педагогического мастерства (В.А.Кан-Калик, Н. Е. Щуркова, И. В. Юстус и др.), а также теории социально-педагогического тренинга (Н.М.Гаджиева, Н. Н. Никитина, Н. И. Козлов, С. В. Кривцова, Е. А. Мухаматулина, Л. А. Петровская, В. В. Петрусинский, А. С. Прутченков и.

ДР-).

Особенности слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации, характер их профессиональной деятельности и кратковременность процесса обучения требуют разработки специальной методики обучения, которая своим содержанием, методами и формами организации учебно-познавательной деятельности была бы направлена на совершенствование их управленческой компетентности, в частности коммуникативных, умений интерактивной направленности.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, потребностью практики управления образовательными учреждениями в совершенствовании у их руководителей коммуникативных умений интерактивной направленности, а с другой — неразработанностью методики обучения данным умениям в системе переподготовки и повышения квалификации.

С учетом реально существующих и характерных для руководителей образовательных учреждений управленческих проблем и противоречий был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы дидактические условия формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений в системе переподготовки и повышения квалификации работников образования. Решение этой проблемы составляет и цель исследования.

Объектом исследования является процесс коммуникативной подготовки руководителей образовательных учреждений в системе переподготовки и повышения квалификации.

Предметом исследования являются дидактические условия формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений.

В исследовании выдвигается следующая гипотеза: формирование коммуникативных умений интерактивной направленности окажет существенное влияние на повышение эффективности управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений при соблюдении следующих дидактических условий:

— выявления и опережающего усвоения системы опорных умений, необходимых для формирования коммуникативных умений интерактивной направленности;

— модульной структуризации программы обучения;

— учета потребностно-мотивационной сферы слушателей в процессе подготовки и включения их в учебно-познавательную деятельность;

— организации учебных занятий адекватных целям модульной программы, ее содержанию, формам и методам обучения, а также уровню сформированное&tradeу слушателей изначальных коммуникативных умений.

Цель и гипотеза обусловили постановку основных задач:

1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике.

2. Разработать методику формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений в системе переподготовки и повышения квалификации.

3. Выявить и экспериментальным путем проверить необходимые дидактические условия для эффективного протекания данной подготовки.

4. Разработать практические рекомендации по формированию коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений в системе переподготовки и повышения квалификации.

Методологическую основу исследования составляют положения философии о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений реального мира, о целостности личности как социально-психологического феномена, реализуемой через систему гуманных педагогических воздействий, рассматриваемых с позиции психотерапевтического подхода в развитии профессиональных умений руководителяо деятельностно-творческой сущности личности и многофакторном характере её развития, реализуемом в рефлексивной деятельности по достижению необходимого результата, а также положения о единстве сознания, эмоциональной сферы и поведения людей.

Конкретная методология исследования опирается на антропологический, системный, синергетический, рефлексивный, психотерапевтический подходы, принцип единства сознания и деятельности, на положения о сис-темно-деятельностном подходе к развитию умений и поэтапном формировании умственных действий, разработанные в психологии обучения, на методы педагогических исследований.

Опытно-экспериментальная база исследования. В качестве таковой были избраны Ульяновский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, Ульяновский государственный технический университет, управление образованием мэрии г. Ульяновска.

Организация и этапы исследования. Исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (1998;2000) — поисково-аналитический: историко-теоретический и сравнительно-сопоставительный анализ философской, психолого-педагогической и социологической литературыпервичные наблюдения, их анализ и обобщениенакопление эмпирических данныхуточнение и обогащение понятийного аппарата, задач, гипотез, методологии, программы, методики и организации исследования.

Второй этап (2000;2001) был связан с определением сущности, содержания, условий и конкретной методики формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений в системе переподготовки и повышения квалификации.

Третий этап (2001;2003) опытно-экспериментальный: формирующий эксперимент по внедрению в практику методики формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений в системе переподготовки и повышения квалификации.-В: ходе экспериментальной работы. осуществлялась проверка гипотезы исследования.

Четвертый (2003;2004) имел своей целью обобщение, систематизацию, а также внесение корректив в опытно-экспериментальную работу, публикацию и литературное оформление результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем:

— на основе проведенного теоретического анализа проблемы, определена необходимость освоения руководителями образовательных учреждений системы коммуникативных умений интерактивной направленности, как гуманистической составляющей образовательного процесса;

— разработано содержание и способы формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений;

— выявлена совокупность дидактических условий успешной реализации предложенной методики, обеспечивающей адекватность цели, содержания, методов, форм организации учебно-познавательной деятельности слушателей;

— обоснована и экспериментально доказана взаимосвязь между сфор-мированностью коммуникативных умений интерактивной направленности и повышением уровня управленческой культуры руководителя;

— выявлены показатели сформированности коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений.

Теоретическая значимость исследования:

— с позиции системного подхода разработана система коммуникативных уменийинтерактивной направленности у руководителей. образовательных учреждений;

— разработана на основе модульного подхода и научно обоснована методика формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений в системе переподготовки и повышения квалификации;

Практическая значимость заключается в том, что в ходе исследования разработана, апробирована и внедрена в практику переподготовки и повышения квалификации руководителей образовательных учреждений программа формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений. Методический комплекс составляют: программа учебного курса (на 24 часа), включающая лекционные, семинарские занятияспециальный педагогический тренинг (на 6 часов), адаптированный к особенностям контингента участников (руководителей образовательных учреждений) — а также соответствующие методические материалы, обеспечивающие освоение руководителями образовательных учреждений коммуникативных умений интерактивной направленности и использование их в конкретной управленческой деятельности. Содержащиеся в диссертации выводы, и теоретические положения доведены до конкретных методических рекомендаций, реализация которых существенно повышает качество управления педагогическими системами и создает реальные предпосылки для современной переподготовки управленческих кадров. Разработанные методики могут быть использованы в педагогических ВУЗах при подготовке менеджеров образования, а также в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечена методологической и теоретической обоснованностью его позиций, использованием комплекса методов, адекватных природе изучаемого явления и цели, задачам, логике, объёму и значимости исследования, внедрением результатов исследования в практику управления образовательными системами.

Основные положения, выносимые на защиту:

— формирование коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений в системе переподготовки и повышения квалификации обеспечивается применением специально организованного процесса обучения, построенного с учетом особенностей контингента слушателей и специфики обучения в системе переподготовки и повышения квалификации, состава формируемой системы знаний и умений, уровня изначальной ее сформированности у руководителей образовательных учреждений;

— управленческие коммуникативные умения интерактивной направленности являются интегративным образованием, структуру которого составляют две группы умений, состоящих из умений, необходимых для формирования общей коммуникативно-терапевтической культуры профессионального общения, и умений, связанных с профессиональной коммуникативной деятельностью, основанной на выработке коммуникативно-терапевтической культуры общения;

— эффективность обучения обусловлена следующими педагогическими условиями: выявлением и опережающим усвоением системы опорных умений, необходимых для формирования коммуникативных умений интерактивной направленностимодульной структуризацией программы обученияучетом потребностно-мотивационной сферы слушателей в процессе подготовки и включения их в учебно-познавательную деятельностьорганизацией учебных занятий адекватных целям модульной программы, ее содержанию, формам и методам обученияа также уровню сформированности у слушателей изначальных коммуникативных умений.

Апробация и внедрение результатов исследования. Они нашли отражение в статьях, докладах, тезисах, опубликованных в Ульяновске, Тюмени, Воронеже. Основные идеи и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики высшей школы и социальной работы Ульяновского государственного университета, на кафедре физического воспитания Ульяновского государственного технического университета, на методологических семинарах управления образованием мэрии г. Ульяновска.

Полученные результаты диссертационного исследования использовались в программе курсов повышения квалификации для таких категорий слушателей, как руководители районных отделов образования, заведующие районными методическими кабинетами системы образования, директора и заместители директоров образовательных учреждений.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Выводы по главе 2.

1. Анализ состояния проблемы формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений показал, что недостаточная подготовленность руководящих работников в данном направлении связана с неразработанностью методики обучения этим умениям в системе переподготовки и повышения квалификации работников образования.

2. В ходе исследования использована модульная система построения программы курса «Коммуникативно-терапевтическая культура профессионального общения», состоящая из двух функционально связанных между собой блоков-модулей:

— коммуникативно-терапевтического, включающего в себя сущность, коммуникативной компетентности руководителя ее понятия, а так же основные понятия психотерапии, ее роль в развитии и жизни общества и формировании личности человека в различные жизненные периоды.

— управленческого, включающего в себя основу профессиональных технологий, по обеспечению оптимального взаимодействия субъектов управления в ситуации их совместной деятельности.

3. Проверена эффективность методики формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений:

— определены качественные показатели коммуникативных умений интерактивной направленности;

— выявлены исходные уровни сформированности коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений;

— определено содержание обучения;

— отобраны педагогически целесообразные методы, формы организации учебно-познавательной деятельности, позволяющие сформировать коммуникативные умения интерактивной направленности у руководителей" образовательных учреждений;

— определен итоговый уровень сформированности у слушателей коммуникативных умений интерактивной направленности;

— статистически обработаны полученные экспериментальные данные и проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.

4. Выявлены дидактические условия успешного обучения:

— выявление и опережающее усвоение системы опорных умений, необходимых для формирования коммуникативных умений интерактивной направленности;

— модульная структуризация программы обучения;

— учет потребностно-мотивационной сферы слушателей в процессе подготовки и включения его в учебно-познавательную деятельность;

— организация учебных занятий адекватных целям модульной программы, ее содержанию, формам и методам обучения, а также уровню сформированности у слушателей изначальных коммуникативных умений.

5. Эффективность предлагаемой методики доказана посредством сравнения результатов конечного этапа обучения с начальным: число слушателей, находящихся на оптимальном и достаточном уровнях сформированности коммуникативных умений интерактивной направленности, возросло с 31,3% до 83,4%), а число слушателей, находящихся на неудовлетворительном и недостаточном уровнях, сократилось с 68,7% до 16,6%). Показатель по выделенному параметру — изменение показателей сформированости коммуникативных умений интерактивной направленности руководителей образовательных учреждений — значимо изменился в сторону повышения (t-эмпирическое -14,11). Следовательно, в ходе обучения руководителей образовательных учреждений коммуникативным умениям интерактивной направленности-с целью использования их в дальнейшем в рамках. управления педагогическими системами с позиций психотерапевтического подхода произошли значимые изменения в параметрах в сторону повышения.

Выполненное исследование, а также анализ научной литературы по вопросам исследуемой проблемы показал, что увеличение числа работ, посвященных проблемам общения в педагогическом и управленческом процессах, с целью поддержки человека, свидетельствует о пристальном внимании ученых к данному вопросу.

Однако вопросы, связанные с проблемой разработки такого элемента, как установление и поддержание взаимодействия субъектов управления, в ситуации совместной деятельности, через общение интерактивной направленности, не получили достаточного научного обоснования.

В исследовании вскрыто объективно существующее противоречие между потребностью практики управления образовательными учреждениями в совершенствовании у их руководителей коммуникативных умений интерактивной направленности, а с другой — неразработанностью методики обучения данным умениям в системе переподготовки и повышения квалификации.

На основе анализа философской и. специальной, научной литературы выявлены основные методологические подходы к формированию коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений, такие как:

— антропологический;

— синергетический;

— системно-деятельностный;

— рефлексивный;

— психотерапевтический.

На основе методологического аппарата выявлено, что основными компонентами формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений являются:

— система знаний, которая образует профессиональный кругозор и формируется на базе информационного знания;

— система умений, которая формируется коммуникативной деятельностью интерактивной направленности;

— система индивидуальных норм поведения, которая образует уровень регуляции социального поведения личности и формируется на базе образцов и принципов поведения через различные формы общения и самовоспитания.

Структурирование модели формирования коммуникативных умений интерактивной направленности у руководителей образовательных учреждений обосновано сочетанием блока целей, содержания информации, средств педагогической коммуникации, деятельности преподавателей и обучаемых, и включает в себя:

— цель обучения;

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. -М.: МГИК, 1992. — 237с.
  2. В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1977.-332с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Мотивационное поведение и формирование личности. М.: Мысль, 1976. — 158с.
  4. Г. М. Социальная психология: Учеб. для высш. уч. заведений.-М.: Аспект Пресс, 2001.- 376с.
  5. .Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. — 221с.
  6. М. Психология счастья. М., 1990. — 69 е., с. 168
  7. Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 1974.
  8. Г. С. Введение в практическую психологию. Брест, 1993. -118с.
  9. А. Наука жить К., 1997. — 288с.
  10. Ю.Е. Индивидуальное и семейное ¦ ' психологическое, консультирование. — М., 1993.
  11. Альджи Ибтисам Стиль педагогического общения как фактор развития личности подростка. Дис. канд.пед.наук. Краснодар, 1994. — С.41−47.
  12. Р. Развитие Я-концепции и воспитания. М.: Прогресс, 1986. -399с.
  13. П.П. Курс педагогики. М., 1916.
  14. А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности.-М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 176с.
  15. Н.Н. Психолого-терапевтическая функция учителя в формировании адаптивной образовательной среды ученика. Дис.. канд. пед. наук. М., 2001.
  16. В.Н. Общение и его психотерапевтический компонент в спортивной тренировке // Культура здоровья, физическое воспитание и спорт в современной жизни: Материалы Международной научно-практической конференции Воронеж, 2004.
  17. В.Н. Психотерапевтическая культура профессионального общения // Психолого-педагогические аспекты образовательного процесса школы и вуза / Под.ред. Н. Б. Шмелевой, Т. З. Биктимирова, С.Н.Митина-Ульяновск: УлГУ, 2003. -С.86−89.
  18. Бодал ев А. А. Акмеология как учебная дисциплина. М., 1993.
  19. А.А. О предмете акмеологии // Психологический журнал. -1993. Т.14, N5.
  20. Е.Д. Психодидактические принципы подготовки школьных психологов // Советская педагогика. 1991. — № 8. — С.60−64.
  21. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. Психологические исследования М.: Просвещение, 1968. — 464с.
  22. Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект. Дис. докт. психол. наук. М., 1995.
  23. В., Куропова Г., Сенаторова Н. Нервно-психическое состояние студентов как валеологическая проблема // Высшее образование в России. 1996.-№ 2. — С.65−73.
  24. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций: Уч. пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 263с.26
Заполнить форму текущей работой