Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия и средства развития общих учебных компетентностей подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время в России происходит коренная перестройка системы образования и образовательных программ. До недавнего времени важнейшей задачей школы была передача учащимся глубоких знаний и усвоение ими определенного набора понятий. Современные преобразования в обществе, новые стратегические линии в развитии экономики, политики, социокультурной сферы привели к необходимости модернизации целей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Развитие общих учебных компетентностей подростков как педагогическая проблема
    • 1. 1. Общие учебные компетентности
    • 1. 2. Особенности учебной деятельности подростков
    • 1. 3. Мышление и способы его развития
    • 1. 4. Деятельностный подход и личностно ориентированное обучение как условия развития общих учебных компетентностей
    • 1. 5. Педагогические технологии как средство развития общих учебных компетентностей
    • 1. 6. Модель развития общих учебных компетентностей подростков в учебной деятельности
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Педагогическая деятельность по развитию общих учебных компетентностей учащихся
    • 2. 1. Изучение необходимости развития общих учебных компетентностей учащихся
    • 2. 2. Содержание и формы педагогической деятельности по развитию общих учебных компетентностей
    • 2. 3. Опыт использования педагогических технологий
    • 2. 4. Диагностика уровня развития общих учебных компетентней
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия и средства развития общих учебных компетентностей подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время в России происходит коренная перестройка системы образования и образовательных программ. До недавнего времени важнейшей задачей школы была передача учащимся глубоких знаний и усвоение ими определенного набора понятий. Современные преобразования в обществе, новые стратегические линии в развитии экономики, политики, социокультурной сферы привели к необходимости модернизации целей и задач школьного образования. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечена необходимость развития универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.

Главным результатом полноценной учебной деятельности в современных условиях является развитие теоретического мышления, реализация творческого уровня познавательной активности учащихся, и реализация на практике полученных знаний. Соотношение между знанием и мышлением носит диалектический характер. Знания преобразуются мышлением, и в этом смысле они являются средством познания. С другой стороны, мышление развивается в процессе приобретения знаний.

Различие между пониманием того, как делать, и возможностью сделать следует особо подчеркнуть, т.к. в практике обучения нередко считается, что, если ученик понял, значит, он научился и цель достигнута. Усвоение деятельности требует обязательного осознанного выполнения действия самим учеником, наблюдений за действиями других людей недостаточно.

С точки зрения М. Вертгеймера образование должно быть подлинно развивающим, оно должно ориентироваться на сильные, а не слабые стороны учащихся. К слабым сторонам он относил распространенные в школьной практике установки на механические упражнения, на заучивание, на формирование привычек действовать вслепую, оперировать элементами и частями, не видя целого, и связанные со всем этим требования давать немедленные ответы.

Продуктивное образование в школе ориентируется на то, чтобы обеспечить выпускника школы всем арсеналом способностей, возможностей и опыта, необходимых и достаточных для успешной социальной адаптации во взрослой жизни, а это означает: готовность к жестким условиям конкуренции на рынке трудаобладание способностями творчески осваивать интеллектуально сложные профессииумение преодолевать стрессумение быстро перестраиваться и переобучаться при изменении жизненной ситуации, т. е. обладать высокой степенью жизнетворчества.

Весь перечисленный набор психологических и социально-психологических факторов успешности в жизни не может быть сформирован в семье или в ходе дополнительного образования, поскольку для своего становления в качестве инструмента жизнетворчества он требует целенаправленного длительного и систематического формирования и развития на уровне получения реального опыта. Поэтому он становится частью содержания образовательного стандарта в условиях перехода школьного образования с репродуктивного на продуктивный процесс, а также влияет на методику преподавания базовых предметов, придавая этой методике продуктивный характер.

В новом «Базисном учебном плане», опубликованном в 2005 году, также отражена необходимость формирования и развития общих учебных компе-тентностей. В этом случае конечным продуктом обучения учащихся становятся не знания, а умения продуктивно работать с учебной информацией, разнообразно и всесторонне их использовать в разных формах и проявлениях.

Таким образом, и в государственных документах, и в научных исследованиях, и в педагогической практике подчеркивается необходимость перехода массовой школы от «знаниевой» модели обучения, целью которой является освоение учащимися основных знаний, умений и навыков (ЗУН), к компе-тентностной, целью которой будет формирование компетентной личности.

В одну компетентность могут входить разные знания, умения и навыки, которые являются взаимозаменяемыми. Учащийся может выполнить одну и ту же работу разными способами, но если работа выполнена успешно, то можно говорить о том, что он во всех случаях компетентен в выполнении данной работы. Поэтому компетентности необходимо развивать в процессе учебной деятельности, постоянно совершенствуя их и включая в образовательный процесс как часть учебной деятельности. Работы по развитию ком-петентностей на отдельных спецкурсах или в процессе воспитательной деятельности недостаточно.

Развитие ключевых компетентностей будет наиболее эффективно в подростковый период, так как в данный период активно происходит развитие способностей к абстрактному и логическому мышлениюумений общения и взаимодействия с другими людьми. У подростков уже сложился определенный набор знаний, умений и навыков, потребность в общении, которые являются основой целенаправленного развития компетентностей.

Проблема реализации в повседневной практике современных требований к процессу обучения и необходимость развития ключевых компетентностей учащихся обусловлены рядом противоречий:

— между запросами общества и производства и неготовностью школ развивать весь комплекс необходимых компетентностей;

— между тенденциями использования в педагогической теории и практике компетентностного подхода и неразработанностью на теоретическом уровне комплекса компетентностей, которые необходимо развивать у учащихся;

— между потребностями педагогической практики в оптимальной модели образовательного процесса, способствующего формированию и развитию ключевых компетентностей, и отсутствием модели и педагогических условий и средств реализации такого учебного процесса;

— между осознанным желанием подростков развивать свои учебные компетентности и отсутствием в учебном процессе направленной деятельности по их развитию.

Данные противоречия определили проблему исследования: что составляет перечень общих учебных компетентностей и каковы педагогические условия и средства, определяющие развитие общих учебных компетентностей в процессе обучения?

Цель исследования — выявить и обосновать педагогические условия и средства развития общих учебных компетентностей подростков в процессе обучения.

Объект исследования — процесс развития общих учебных компетентностей подростков.

Предмет исследования — комплекс педагогических условий и средств, способствующих развитию общих учебных компетентностей.

Гипотеза исследования базируется на предположении о том, что педагогическая деятельность по развитию общих учебных компетентностей подростков будет наиболее успешной, если.

• основными педагогическими условиями развития общих учебных компетентностей будут: осуществление мониторинга развития общих учебных компетентностей с опорой на критерии их сформированности у учащихсярассмотрение общих учебных компетентностей как предмета специального усвоения в учебном процессе;

• каждая компетентность будет формироваться последовательно, в соответствии с ее структурой;

• основными средствами развития общих учебных компетентностей будут продуктивные технологии образования, основанные на исследовательском и диалогическом принципах обучения.

Задачи исследования:

1. Определить перечень общих учебных компетентностей.

2. Разработать модель педагогического процесса по развитию общих учебных компетентностей.

3. Обосновать педагогические условия и средства развития общих учебных компетентностей в рамках разработанной модели.

4. Обосновать комплекс методик для диагностики уровня развития общих учебных компетентностей.

5. Определить комплекс методов развития общих учебных компетентностей в учебном процессе.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

• личностно-ориентированный подход к организации образовательного процесса, который позволяет учащимся проявить себя, выразить свою индивидуальность и поэтому представляет собой методологическую базу работы учителя с учеником (Н.А. Алексеев, JI.B. Байбородова, Е. В. Бондаревская, М. И. Рожков, И. С. Якиманская и др.);

• деятельностный подход, который представляет собой оптимальный инструмент анализа и преобразования педагогической практики (Б.Г. Ананьев, J1.C. Выготский, О. С. Гребенюк, В. В. Давыдов, И. А. Зимняя, А. Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин, Г. И. Щукина, и др.), в том числе теория принятия решений и целеполагаения в деятельности (А.В. Карпов);

• современные дидактические теории, в которых раскрываются основные положения развивающего, проблемного и исследовательского обучения, идеи индивидуализации в образовании и инновационных изменений в содержании педагогических систем (JI.B. Байбородова, В. Н. Белкина, В. П. Беспалько, П. Я. Гальперин, В. В. Гузеев, В. В. Давыдов, В. К. Дьяченко, М. В. Кларин, В. А. Кузнецова, И. Я. Лернер, Г. Е. Муравьева, В. А. Сластенин, М. Н. Скаткин, Н. Ф. Талызина, В. Б. Успенский, А. П. Чернявская, Н. Е. Щуркова, Д. Б. Эльконин, В. В. Юдин и др.);

• психолого-педагогические концепции развития мышления (И.Г. Агапов, В. П. Беспалько, Б. Блум, А. В. Брушлинский, Л. С. Выготский, Дж. Дьюи,.

В.Королева, JI.H. Ланда, А. Н. Леонтьев, В. Максимова, В. Симонов, А. А. Степанов, Р. Пол, С. Л. Рубинштейн, X. Таба, Д. Халперн и др.).

Для решения поставленных исследовательских задач использовались методы: теоретические (сравнительно-сопоставительный анализ, обобщение психолого-педагогического опыта), обсервационные (прямое, включенное и косвенное наблюдение), диагностические (анкетирование, тестирование, обобщение независимых характеристик), опытно-экспериментальная работа, методы статистической обработки данных эксперимента.

База исследования: СОШ № 14 г. Ярославля, СОШ № 21 г. Рыбинска, гимназия № 1 Г. Переславля. В констатирующем эксперименте приняли участие 269 человек, в формирующем — 90 человекв экспертизе — 164 человека.

Исследование проводилось в три взаимосвязанных этапа.

На первом этапе (2002;2003 гг.) изучалась психологическая и педагогическая литература, осуществлялся теоретический анализ проблемы исследования, осмысление и определение темы, методологических подходов, понятийного аппаратапроводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2003;2004 гг.) был разработан комплекс общих учебных компентностей и проведена опытно-экспериментальная работа, исследовался процесс развития общих учебных компетентностей на примере уроков физики в средней школе. Выявлялись педагогические условия и методические средства, повышающие эффективность экспериментальной работы.

На третьем этапе (2004;2005 гг.) проводилась количественная и качественная обработка и анализ полученных результатов, уточнялся и дополнялся комплекс общих учебных компетентностейкорректировалась опытно-экспериментальная работа, с учетом предыдущего опыта. Контрольные замеры и итоговые работы по результатам опытного обучения позволили судить об эффективности выявленной модели обучения подростков, способствующей развитию общих учебных компетентностей.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— теоретически обоснованы психолого-педагогические особенности процесса развития общих учебных компетентностей;

— разработан перечень общих учебных компетентностей, выявлены составляющие каждой группы общих учебных компетентностей;

— выявлены и охарактеризованы необходимые педагогические условия и средства, которые обеспечивают формирование общих учебных компетентностей подростков;

— разработана и апробирована модель образовательного процесса, которая является ориентиром для развития общих учебных компетентностей.

Теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании возможности развития общих учебных компетентностей учащихся в учебном процессев уточнении понятия компетентности (которое включает узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, понимание ответственности за свои действия), в определении понятия общих учебных компетентностей, в обосновании необходимости их развития именно в учебном процессепоказаны целесообразность и возможность построения новой модели образовательного процесса, ориентированной на социальный заказ в соответствии со стратегией модернизации образования.

Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что разработана методика, позволяющая выявить запросы учащихся в сфере развития общих учебных компетентностей, апробированы некоторые продуктивные технологии обучения и доказана их эффективностьподобраны методы диагностики и развития общих учебных компетентностей в учебном процессесоставлена рабочая программа, способствующая развитию общих учебных компетентностей подростков, разработано тематическое планирование на примере курса физики (9 класс) — результаты и выводы могут быть учтены при разработке учебных программ и учебных пособий для средней школы.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются сопоставлением данных, полученных различными исследовательскими методами, адекватными цели, задачам, объекту и предмету исследот вания, применимостью результатов в образовательной практике и установ-* ленной эффективностью их внедрения, репрезентативностью выборки и валидностью использованных методик.

Положения, выносимые на защиту:

1. Общие учебные компетентности включают в себя совокупность общих учебных умений, умения принимать решения и предвидеть полученные результаты. Основными компонентами компетентности являются: мобильность знаний, гибкость метода и критичность мышления. В перечне общих учебных компетентностей мы рассматриваем компетентность в сфере приобретения знаний, компетентность в предвидении результатов и построении гипотезы, компетентность в выборе оптимальных путей решения проблем, компетентность в реализации выдвинутых решений, компетентность в критическом оценивании полученного результата.

2. Педагогическая деятельность по развитию общих учебных компетентностей включает в себя элементы личностного и деятельностного подхода, в том числе исследовательский принцип в обучении, комплекс методов диагностики и развития общих учебных компетентностей в учебном процессе. Она базируется на основных психолого-педагогических принципах развития общих учебных компетентностей.

3. Объективными педагогическими условиями, способствующими развитию общих учебных компетентностей, являются следующие: наличие четкого перечня общих учебных компетентностейналичие специальных заданий, способствующих формированию данных компетентностейопределение критериев и уровней сформированности компетентностей у учащихся. Субъективные педагогические условия представляют собой: необходимость понимания общих учебных компетентностей как предмета специального усвоенияпоследовательное, в соответствии с их структурой, развитие общих учебных компетентностейнеобходимость осуществления контроля над процессом развития общих учебных компетентностей. Основным средством развития общих учебных компетентностей являются продуктивные технологии образования, основанные на исследовательском принципе и диалогичности учебного процесса.

Личный вклад автора в исследование состоит в теоретической разработке и обосновании модели образовательного процесса, способствующей развитию общих учебных компетентностей.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения, выводы и рекомендации исследования докладывались на международной научно-методической конференции «Высшая школа на современном этапе: преподавание и обучение» (Ярославль, 2004) — международной научно-практической конференции «Модернизация современного образования: теория и практика» (Москва, 2004) — заседаниях кафедры педагогических технологийна педагогических чтениях, посвященных К. Д. Ушинскому (Ярославль, 2003, 2004, 2005, 2006 гг.) — 4-х межрегиональных педагогических чтениях памяти И. Я. Лернера «Дидактика 21 века: связь традиций и инноваций» (Владимир, 2004) — межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы развития образования на селе» (Ярославль, 2005) — научно-практической конференции «Новые педагогические технологии в современной школе» («Русский центр», Ярославль, 2005) — а также опубликованы в виде статьи в журнале «Ярославский педагогический вестник» (№ 2, 2006), раздела в методическом пособии «Образовательные технологии» (Ярославль, 2005).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. В работу включены 4 графика, 18 таблиц, 4 диаграммы.

Выводы по второй главе.

В рамках модели развития общих учебных компетентностей в учебной деятельности и учитывая полученные в ходе эксперимента результаты, можно сделать следующие выводы.

Во-первых, развитие общих учебных компетентностей является не толь-. ко приоритетным направлением в образовании, но и необходимостью, которую выявляют сами учащиеся (по данным анкетирования). Причем для развития многих учебных компетентностей ученикам нужна помощь учителей. Они уже имеют мотивацию на развитие таких общих учебных компетентностей, как компетентность выдвигать и обосновывать гипотезы, предвидеть результатспособность и готовность сотрудничатьвысказывать свою точку зренияаргументировать и отстаивать собственную точку зрения.

Во-вторых, использование продуктивных технологий образования позволяет значительно ускорить процесс развития общих учебных компетентностей учащихся, что отражается в данных итоговых тестов за оба года обучения (подтверждается математической статистикой и результатами наблюдений и самоотчетов учащихся). Так, например, учащиеся экспериментального класса научились более продуктивно работать с различными источниками информации (учащиеся стали лучше работать с текстами: при чтении могут классифицировать информацию в зависимости от собственного опыта и знаний, обсуждать текст и собственное его восприятиесопоставлять, анализировать и оценивать полученную информацию из различных источников).

В-третьих, предложенная нами модель может быть использована в рамках любого предмета, необходимо только сделать поправки на специфику предметов, т. е. в зависимости от содержания предмета, при неизменном наборе педагогических средств возможны иные варианты их использования. Необходимо учесть, что наша модель предполагает использование исследовательского принципа в качестве приоритетного направления в преподавании, максимально будут использоваться различные диалогичные формы обучения, что возможно и необходимо осуществлять при преподавании любого предмета.

В-четвертых, нами разработана анкета выявляющая: цели обучения, которые ставят перед собой сами дети, их взгляд на то, кто должен в первую очередь помочь им в достижении данных целей, причины, по которым подростки не могут учиться лучше. На основе этой анкеты модно оценить необходимость развития общих учебных компетентностей, которую выявляют сами ученики.

В-пятых, в процессе обучения осуществляется интеграция теоретических и практических средств развития общих учебных компетентностей в процессе учебной деятельности, что является наиболее эффективным, чем в процессе дополнительных занятий или на спецкурсах.

Таким образом, развитие общих учебных компетентностей будет происходить интенсивнее при использовании предложенной нами модели, чем при традиционном подходе, что подтверждается результатами диагностики.

Заключение

.

Целью диссертационного исследования было выявить и обосновать педагогические условия и средства их развития общих учебных компетентностей подростков в процессе обучения. Владение общими учебными компе-тентностями для каждого ученика является необходимостью в настоящее время, с учетом сложившейся ситуации в России и во всем мире. Для теоретического описания модели развития общих учебных компетентностей в учебном процессе проводился анализ научной и методической литературы, на основе которого было выдвинуто и обосновано понятие общих учебных компетентностей, а также выявлены педагогические условия и средства, способствующие их развитию.

Общие учебные компетентности должны приобретаться систематически в процессе школьного образования, овладения школьниками знаниями, умениями, навыками, а также опытом творческой деятельности и эмоционально-ценностными отношениями к миру.

Общие учебные компетентности — интегральное свойство, позволяющее учащимся личностно-мотивированно осуществлять учебную деятельность, базирующееся на системе ценностей, включающее совокупность общих учебных умений, умения принимать решения и предвидеть возможные результаты. В одну компетентность могут входить разные знания и умения, которые являются взаимозаменяемыми. Учащийся может выполнить одну и ту же работу разными способами, но если работа выполнена успешно, то можно говорить о том, что он во всех случаях компетентен в выполнении данной работы.

Разработанная нами модель развития общих учебных компетентностей в учебной деятельности предполагает перестройку учебного процесса в рамках личностного и деятельностного подходов в обучении. Ученик в учебном процессе должен выступать субъектом учебно-познавательной деятельности, в рамках которой протекает его развитие, в том числе и развитие общих учебных компетентностей.

В диссертационном исследовании обоснованы принципы развития общих учебных компетентностей, обоснован их перечень, методы диагностики, объективные и субъективные условия и педагогические средства их развития в учебном процессе.

В перечень общих учебных компетентностей входят: компетентность по приобретению знаний, компетентность предвидеть результаты, строить гипотезыкомпетентность в выборе оптимальных путей решения проблемкомпетентность в реализации выдвинутых решений, в том числе компетентность проводить эксперимент (практически и теоретически) — компетентность критически оценивать и объяснять полученный результат.

Данный перечень составлен на основе перечня общих учебных компетентностей, а также разделения компетентностей по сферам, предложенном в «Стратегии модернизации.» [146, 140].

В исследовании конкретизированы показатели каждой компетентности, предложены методы их диагностики и развития. Разработка и экспертная оценка была проведена на семинарах по вопросам компетентностного обучения и развития компетентностей в профильном обучении, в которых приняли участие 164 человека. В рамках данной модели выявлены педагогические условия (объективные и субъективные) способствующие развитию общих учебных компетентностей.

Объективные педагогические условия, (опираясь на педагогические условия, предложенные Усовой А. В. и Бобровым А. А., необходимые для формирования умений): наличие четкого перечня уровня развития компетентностейуказание в учебниках основных требований к овладению компетентностьюналичие специальных заданий, способствующих формированию данных компетентностейединство требований к формированию рассматриваемого компетентностиобучение учителей методике формирования и развития компетентностейопределение критериев и уровней сформированности компетентностей у учащихся.

Опираясь на педагогические условия, сформулированные Титовой И. В., выделены субъективные педагогические условия, способствующие развитию общих учебных компетентностей.

Основными педагогическими средствами нашей модели являются продуктивные педагогические технологии. В исследовании была экспериментально проверена система педагогических средств, направленных на развитие общих учебных компетентностей в дополнение к существующим в учебных программах и не противоречащих их содержанию: самостоятельная работа учащихся (в т.ч. групповая) — исследовательская (или частично-поисковая) работа учащихся в группепроблемные задачи, в том числе практические заданияорганизация дискуссионных форм работы в процессе обученияорганизация учебного процесса в соответствии с технологией «Чтение и письмо для развития критического мышления" — задания с использованием исторического материала (на уроках исторических исследованиях).

Данная модель является эффективной, что подтверждается результатами исследований в течение двух учебных лет (в работе приводятся математическая статистика и результаты наблюдений).

Расчет коэффициента Стьюдента средних значений по всему тесту для зависимых выборок показывает, что при уровне значимости 0,001 результаты изменения средних значений контрольного класса значимыми не являются.

Результаты диагностического эксперимента показывают, что в экспериментальном классе развитие происходит быстрее (в среднем уровень умственного развития увеличился на 7,8%- организаторские и коммуникативные склонности улучшились на +1 балл), чем в контрольном классе (прирост составил 2,4%- организаторские и коммуникативные склонности остались на прежнем уровне), что является следствием проведения уроков в соответствии с нашей моделью. Если большинство предметов преподавать ориентируясь на разработанную нами модель, то развитие будет происходить еще интенсивнее, что приведет к воспитанию конкурентоспособных, мобильных, коммуникабельных и логично мыслящих учеников.

По результатам наблюдений можно сказать об устойчивом прогрессе в развитии общих учебных компетентностей в экспериментальных классах, в которых обучение происходило в рамках предложенной нами модели. Таким образом, у учащихся начали развиваться определенные компетентности, связанные с выработкой уверенности в себе, умении отстаивать свою точку зрения, планировать работу и предвидеть возможный результат и другие компетентности, необходимые для достижения тех целей обучения, которые поставили перед собой ученики.

Проведенное опытное обучение в целом подтверждает выдвинутую гипотезу и позволяет сделать следующие выводы:

1. Общие учебные компетентности являются интегрирующими составляющими общекультурной компетентностиих развитие является приоритетной задачей образования, что отмечается и в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года», «Стратегии модернизации содержания общего образования» и в Базисном учебном плане (2005).

2. Развитие общих учебных компетентностей подростков является эффективным и результативным, если содержание, способы и методы организации учебного процесса базируются на совокупности принципов, обоснованных в диссертационном исследовании.

3. В диссертационном исследовании для выявления целей обучения, которые ставят перед собой сами учащиеся, предлагается разработанная нами анкета, в которой сформулированы вопросы, понятные учащимся и затрагивающие важные стороны их жизни, косвенно направленные на выявление общих учебных компетентностей.

4. Определение основополагающих принципов развития общих учебных компетентностей позволило определить педагогические условия (объективные и субъективные) и средства, которые будут способствовать более интенсивному развитию общих учебных компетентностей.

5. Общие учебные компетентности были конкретизированы, для каждой компетентности разработаны ее признаки, методы диагностики и развития.

Все предложенные методы были включены в экспериментальную программу и подробно описаны, в соответствии с ними подобраны задания, способствующие развитию общих учебных компетентностей.

6. Результаты диссертационного исследования свидетельствуют о том, что процесс формирования и развития общих учебных компетентностей подростков будет успешным, если реализуемые учебные программы будут опираться на исследовательский принцип и принцип диалогичности в обучении, которые включают в себя работу в группах, парную работу. В процессе такой учебной деятельности возможно развитие всех уровней по таксономии Б. Блума, а также коммуникативных и кооперационных умений, а, следовательно, и ключевых компетентностей учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , И.Г. Учимся продуктивно мыслить. Из опыта работы директора школы / Вестник образования. 2001. — № 2.
  2. , Э. Монтессори М. Новая педагогика. СПб.: Питер, 1993.-314 с.
  3. , Б.Г. Избранные психологические труды / под ред. А.А. Бодале-ва, Б. Ф. Ломова: в 2-х т. М.: Педагогика, 1980.
  4. , А.А. Технология дистанционного обучения // Школьные технологии. 2001. — № 5.
  5. , С.В. Деятельностный подход в обучении физике // Урок физики в современной школе: творческий поиск учителей. М.: Просвещение, 1993.
  6. , С.В. Не учить самостоятельности, а создавать условия для ее проявления // Физика в школе. 1995. — № 3.
  7. , В.В. Теория вероятности в вопросах и задачах: учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 2004. — 250 с.
  8. , М. Критическое мышление на уроках физики // Перемена. -2002. № 2. — С.35 — 36.
  9. Базисный учебный план, вариант № 3 от 9.03.04 // Вестник образования. -2004. -№ 12.
  10. , JI.B. Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе. Ярославль, 1991.
  11. , В.М. Формирование социальной компетентности сельских школьников: автореф. дис. д-ра пед. наук. Ярославль, 2004.
Заполнить форму текущей работой