Введение.
Речевая ситуация как основа обучения говорению в 7 классе по УМК "Горизонты"
Кроме того, на среднем этапе общение со сверстниками становится ведущей деятельностью школьников, поэтому современное образование видит основную цель обучения говорению на иностранном языке в подготовке обучающихся к диалогу культур, в основе которого лежит речевая ситуация. В рамках урока иностранного языка речевая ситуация искусственно создается учителем в виде учебно-речевой ситуации… Читать ещё >
Введение. Речевая ситуация как основа обучения говорению в 7 классе по УМК "Горизонты" (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
школьный речевой обучение немецкий В образовательной системе нашей страны одно из приоритетных мест отводится обучению иностранным языкам, ввиду стремления современного общества к глобализации и признания важности международных контактов. В связи с этим государство выдвигает совокупность обязательных требований к основному общему образованию в виде Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), согласно которому требования к результатам освоения основной образовательной программы выпускниками основной школы делятся на три группы: личностные, метапредметные и предметные.
С точки зрения иностранного языка как конкретного школьного предмета требуемым результатом в данной предметной области в первую очередь является освоение обучающимися коммуникативной компетенции, в состав которой входят: ведущая речевая компетенция, предполагающая овладение всеми видами речевой деятельности — говорением, аудированием, чтением, письменной речью, а также сопутствующие ей компетенции — языковая, социокультурная и компенсаторная. Из этого следует, что обучение говорению выходит на передний план и становится одной из основных образовательных целей обучения, как первому, так и второму иностранным языкам. Кроме того, говорение не представляется без участия одного или нескольких партнеров, поэтому моменты личностного общения и в связи с этим личностного развития также должны быть учтены. В свою очередь, метапредметные связи проявляются в том, что в процессе общения может быть затронута любая тема, касающаяся различных сфер человеческой деятельности.
Кроме того, на среднем этапе общение со сверстниками становится ведущей деятельностью школьников, поэтому современное образование видит основную цель обучения говорению на иностранном языке в подготовке обучающихся к диалогу культур, в основе которого лежит речевая ситуация. В рамках урока иностранного языка речевая ситуация искусственно создается учителем в виде учебно-речевой ситуации, но в то же время она готовит обучающихся к общению с иностранными сверстниками вне школы.
Таким образом, в методике обучения иностранному языку существует достаточно обширная теоретическая база по обучению как говорению в целом, так и диалогической речи с речевой ситуацией в ее основе. В то же время практическое применение речевых ситуаций на уроках иностранного языка не получило должного распространения.
Актуальность настоящей выпускной квалификационной обусловлена практической значимостью использования речевых ситуаций для успешного овладения диалогической речью на иностранном языке в процессе обучения в условиях средней школы.
Цель настоящей выпускной квалификационной работы состоит в анализе УМК «Горизонты» М. М. Аверина и др. по немецкому языку как второму иностранному для 7 класса на возможность использования представленных в нем упражнений в качестве основы для моделирования и использования речевых ситуаций на уроках иностранного языка в школе.
Объектом данного исследования являются потенциальные возможности упражнений из УМК «Горизонты» М. М. Аверина и др. по немецкому языку как второму иностранному для 7 класса для создания речевых ситуаций, способствующих формированию умения говорить на иностранном языке. В качестве предмета исследования рассматриваются упражнения первой темы «Wie war’s in den Ferien?» УМК «Горизонты» М. М. Аверина и др. по немецкому языку как второму иностранному для 7 класса.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- — рассмотрение психологических особенностей обучающихся среднего школьного возраста;
- — рассмотрение говорения как ведущего типа речевой деятельности на среднем этапе обучения;
- — анализ работ отечественных методистов, рассматривающих речевую ситуацию как методический прием обучения диалогической речи;
- — рассмотрение общей характеристики УМК «Горизонты» М. М. Аверина и др. по немецкому языку как второму иностранному для 7 класса;
- — анализ первой темы «Wie war’s in den Ferien?» УМК «Горизонты» М. М. Аверина и др. по немецкому языку как второму иностранному для 7 класса;
- — разработка речевых ситуаций на основе упражнений первой темы УМК «Горизонты» М. М. Аверина и др. по немецкому языку как второму иностранному для 7 класса и методических рекомендаций по их использованию.
В соответствии с поставленными целью и задачами, была сформулирована следующая гипотеза исследования: применение речевых ситуаций на уроках немецкого языка представляет собой эффективную методику обучения.
В работе использовались следующие методы: изучение психологической и методической литературы, анализ действующего в настоящее время школьного УМК «Горизонты» М. М. Аверина по немецкому языку, наблюдение и анализ работы обучающихся на уроке во время педагогической практики по второму иностранному языку, пробное обучение.
Материал исследования: упражнения первой темы, позволяющие использовать на уроке речевые ситуации как приема обучения говорению. Упражнения первой темы выбраны по следующим причинам:
- — тема «Wie war’s in den Ferien?» содержит большой коммуникативный потенциал, т.к. учащиеся могут не только рассказать о своих каникулах или о погоде, но и выразить свое отношение к соответствующим событиям;
- — данная тема была апробирована во время прохождения психолого-педагогической практики;
- — тема содержит достаточное количество упражнений, развивающих диалогическую и монологическую речь.
Работа была апробирована во время прохождения психолого-педагогической практики в 7 классе МОУ «СОШ № 16».
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обоснован выбор исследуемой темы и ее актуальность, представлены цели и задачи исследования, его объект и предмет, методы и материалы, а также рассмотрен уровень разработки изучаемой проблемы в теории и практике.
Первая глава посвящена рассмотрению психологических особенностей обучающихся на среднем этапе, а также особенностей обучения говорению, диалогической форме общения как его составляющей и речевой ситуации, лежащей в основе любого диалога.
Во второй главе рассматривается общая характеристика УМК «Горизонты» М. М. Аверина и др. по немецкому языку как второму иностранному для 7 класса, анализируются упражнения из первой темы «Wie war’s in den Ferien?» и разрабатываются речевые ситуации на основе этих упражнений.
В заключении подводятся итоги проведенного теоретического и практического исследования и формулируются общие выводы по теме.