Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и младших дошкольников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показало проведённое нами исследование, включение детей в данные виды деятельности способствует развитию их экологической воспитанности, основными показателями которой в старшем дошкольном возрасте являются: совокупность элементарных представлений о целостности окружающего мира, наличие интереса к объектам и явлениям природы, условиям жизни растений и животных, экологически значимых… Читать ещё >

Содержание

  • СОДЕ РЖАН И Е
  • Глава 1. Теоретические основы проблемы преемственности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
    • 1. 1. Сущность понятия «преемственность» в научной литературе
    • 1. 2. Философско-культурологические, естественнонаучные и психолого-педагогические аспекты экологического воспитания детей
    • 1. 3. Проблема преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой в экологическом воспитании
  • Глава 2. Реализация преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой в экологическом воспитании детей
    • 2. 1. Анализ педагогической практики по осуществлению преемственности в экологическом воспитании старших дошкольников и первоклассников
    • 2. 2. Педагогические условия преемственности между дошкольным учреждением и школой по проблеме экологического воспитания
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

Преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и младших дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирующаяся на современном этапе новая философско-экологическая картина мира, представления о ребенке как неповторимом микрокосме, целостное развитие которого осуществляется в органической взаимосвязи с окружающим макрои микросоциоприродным пространством, положения о непрерывном характере воспитания, соответствии системы воспитания специфике возрастных этапов развития личности обусловливают необходимость осуществления преемственности в экологическом воспитании детей.

Особое значение приобретает установление такой преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой, когда ребенок овладевает базисом личностной культуры как средоточием ценностных отношений к действительности.

Дошкольный и младший школьный возраст — это одна эпоха человеческого развития, именуемая детством, представляющая собой «совершенно особенный, хрупкий, социально не адаптированный, находящийся в стадии легко ранимого физического, эмоционально-нравственно-эстетического, духовного становления слой общества» (103, с. 13). В силу таких особенностей этот слой общества требует к себе особого внимания и отношения со стороны всех основных социальных институтов воспитания, способствующих становлению целостной личности в её многогранных ценностных отношениях к космосу, природе, социуму, собственному внутреннему миру. Со стороны воспитательно-образовательных систем это обусловливает необходимость организации целостного педагогического процесса, что представляется возможным только на основе преемственных связей между дошкольным учреждением и начальной школой.

В настоящее время исследование проблемы преемственности представлено в различных научных отраслях знаний. В рамках философского направления преемственность раскрывается в качестве одной из наиболее существенных сторон закона отрицания отрицания, проявляющейся в природе, обществе и мышлении. Авторы (Э.А. Бал-лер, В. В. Гринин, З. А. Мукашев и др.) подчеркивают, что преемственность обеспечивает непрерывность развития, выявляющуюся в целостности систем, состоящих из отдельных элементов, в бесконечности <т их связей, постепенности изменения состояний, плавном переходе из одного в другое.

Значительное число исследований посвящено проблемам преемственности в обучении и воспитании детей. В работах ученых указывается на важность осуществления связи, согласованности и перспективности целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации обучения и воспитания на каждой ступени развития личности, обосновываются сущностные характеристики преемственности, педагогические условия ее осуществления на разных возрастных этапах (С.В. Козин, Т. С. Комарова, В. Я. Лыкова, Л. А. Парамонова, А.П. Сман-цер, Г. Н. Соколова, Т.В. Тарунтаева), рассматривается роль преемственности в развитии познавательной активности детей (В.В. Зайко), в формировании нравственных качеств (О.С. Богданова, Л. И. Катаева, З. Б. Лопсонова, Л.И. Мушенок).

Важное значение в изучении психолого-педагогических основ преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой имеют работы Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Н. Н. Поддьякова, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др., раскры-* вающие возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста, специфику их взаимодействия с окружающим миром. Авторами подчеркнуто, что каждый возрастной этап характеризуется своеобразием отдельных свойств и качеств ребенка, его целостной личности, типичным сочетанием внешних и внутренних обстоятельсгв развития, обусловливающим динамику развития ребенка, его отношений к природе, людям, собственному внутреннему миру.

Необходимость формирования у ребенка осознанно-гуманного отношения к социоприродному окружению и самому себе связана с представлениями о качественно ином этапе взаимодействия природы и общества в эпоху ноосферы, что нашло отражение в исследованиях В. Н. Мангасаряна, А. Г. Маслеева, С. Н. Онуприенко, В. А. Ситарова,.

A.Д. Урсула и др.

В этой связи очевидны глобальное и планетарное предназначения современного образования, которые, по мысли Е. П. Белозерцева, состоят «в восстановлении естественной связи человека с природой, возрождении духовно-чувственного познания, расширении миропонимания до космического уровня» (14, с. 108). В своем исследовании мы опирались на теоретические положения Р. С. Буре, С. А. Козловой,.

B.П. Кузовлева и др., раскрывающие роль педагога в становлении личности.

Психологические аспекты развития осознанного отношения к миру, особенности взаимодействия ребенка с окружающей средой, механизмы формирования субъективного отношения к природе изучены Н. Н. Вересовым, С. Д. Дерябо, В. А. Ясвиным и др.

Весомый вклад в раскрытие проблем экологического воспитания внесли Л. И. Бурова, Н. Ф. Виноградова, Н. С. Дежникова, А.Н. Зах-лебный, И. Д. Зверев, Б. Т. Лихачёв, С. Н. Николаева, А. А. Плешаков, Л. П. Салеева и др. Учеными определены методологические и теоретические основы формирования осознанного отношения к социоприродному окружению в соответствии с возможностями определённого возраста, отобрано содержание, определены наиболее целесообразные формы, методы и средства воспитательно-образовательной работы с детьми.

В ряде исследований представлены отдельные аспекты преемственности в экологическом воспитании: теоретические основы преемственности в формировании экологической культуры на материале народной педагогики (Б.Ш. Алиева) — характеристика этапов непрерывного экологического образования в школе (Н.Н. Гара, В. Н. Огоньков, И.В. Потапов) — конструирование региональной модели непрерывного экологического образования, включающего такие его ступени как школа, вуз, факультет повышения квалификации (О.В. Попова).

Анализ научно-педагогической литературы и практики показал, что преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и первоклассников является одним из наименее разработанных вопросов. Существующее противоречие между необходимостью осуществления преемственных связей дошкольного образовательного учреждения и начальной школы как основы непрерывного экологического воспитания и недостаточным научным и организационно-методическим обеспечением этого процесса обусловило проблему исследования: при каких педагогических условиях осуществление преемственности в экологическом воспитании старших дошкольников и первоклассников будет эффективным. В связи с этим был сделан выбор темы нашего исследования: «Преемственность в экологическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста».

Объект исследования — непрерывный процесс экологического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Предмет исследования — преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и первоклассников.

Цель исследования — выявление педагогических условий наиболее эффективной реализации преемственности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Гипотеза исследования: преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и первоклассников будет эффективной при следующих условиях:

— научно обоснованный отбор содержания экологического воспитания, представляющего последовательно усложняющуюся систему экологических представлений и элементарных понятий с определением их объёма, глубины, степени обобщённости для дошкольной и начальной школьной ступеней образования;

— использование системы значимых для старших дошкольников и первоклассников методов (наблюдение, игра с экологическим содержанием, моделирование, экотренинг, экологическая сказка и др.), обеспечивающих комплексный подход, постепенность вхождения ребёнка в мир связей и отношений живых организмов, единство познания, переживания и действия;

— экологическая компетентность педагогов;

— сотрудничество с семьёй в решении задач экологического воспита-^ ния детей.

Задачи исследования :

— дать научный анализ разработанности проблемы преемственности в экологическом воспитании в педагогической теории и практике дошкольного образовательного учреждения и начальной школы;

— определить сущность понятия «преемственность в экологическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста»;

— охарактеризовать уровни экологической воспитанности старших дошкольников и младших школьников;

— разработать технологическую модель реализации преемственности в экологическом воспитании детей;

— разработать и научно обосновать методические рекомендации для учителей и воспитателей по начальному экологическому воспитанию на основе преемственности дошкольного учреждения и начальной школы.

Методологическую основу исследования составили философские, естественнонаучные и психолого-педагогические положения о преемственности и преемственной связио взаимообусловленности и взаимосвязи человека и окружающей средыоб экологической культу* ре как психолого-педагогическом феноменеоб отношении как одной из форм отражения человеком окружающей действительностиоб индивидуальных и возрастных различиях и необходимости их учёта в педагогическом процессе.

Методы исследования: теоретический анализ философской, культурологической, естественнонаучной, психологической, педагогической литературы, изучение, обобщение массового и передового опыта воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов, педагогические наблюдения, анкетирование, педагогические ситуации (естественные и специально модели-т руемые), беседы, педагогический эксперимент, изучение продуктов детской деятельности, методы математической статистики.

Базой для опытно-экспериментальной работы явились: дошкольное образовательное учреждение «Сказка», прогимназия «Полянка», средняя школа № 2 г. Смоленска.

Этапы исследования:

На первом этапе (1996;1997 гг) осуществлялся теоретический анализ философской, культурологической, естественнонаучной, педагогической, психологической литературы, действующих программ до* школьного образования и начальных школ, разрабатывалась методика исследования и проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (1997;1999 гг) проводился формирующий эксперимент, уточнялись исходные теоретические положения.

На третьем этапе (1999;2000 гг) анализировались и обобщались материалы исследования, обрабатывались экспериментальные данные, формулировались выводы, осуществлялось оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в углублении понятия «преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и младших школьников" — в выявлении и обосновании педагогических условий наиболее эффективной реализации преемственности в экологическом воспитании детейв определении критериев и показателей уровней экологической воспитанности старших дошкольников и первоклассниковв разработке и научном обосновании технологической модели экологического воспитания в условиях дошкольного образовательного учреждения и начальной школы.

Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания экологического воспитания старших дошкольников и первоклассников с учётом преемственности и методики его реализацииподготовке методических рекомендаций для воспитателей и учителей по начальному экологическому воспитанию, которые могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов, в практике повышения квалификации педагогических кадров.

Достоверность результатов исследования обеспечивается его методологической и теоретической обоснованностью, совокупностью методов исследования, адекватных его задачам, обширным фактическим материалом, его разносторонним качественным и количественным анализом, экспериментальной проверкой разработанных теоретических положений, апробацией результатов исследования.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Преемственность в экологическом воспитании содержит в себе значительный воспитывающий и развивающий потенциал, который может быть успешно реализован в формировании у старших дошкольников и младших школьников экологических представлений, отношения к социоприродному окружению, опыта экологически целесообразной деятельности.

2. Преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и младших школьников есть целостный процесс перспективного формирования экологической культуры ребёнка, выражающийся в накоплении им опыта взаимодействия с социоприродным окружением, развитии умения осуществлять экологически целесообразную деятельность на основе системы получаемых в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе представлений и элементарных понятий, реализуя потребность в гуманном отношении ко всему живому.

3. Эффективность осуществления преемственности в экологическом воспитании старших дошкольников и первоклассников возможна в контексте общей системы воспитания при следующих условиях: обеспечение связи, согласованности, перспективности задач, содержания экологического воспитанияиспользование в комплексе разнообразных средств и методов воспитания, позволяющих детям осознать непреходящую ценность природы, необходимость гуманного отношения к миру, экологически целесообразного поведения в нёмреализация единства и последовательности воспитательных воздействий со стороны педагогов, родителей, социоприродного окружения в целом.

Апробация результатов исследования: материалы диссертации докладывались на заседаниях кафедры педагогики Смоленского государственного педагогического университета, представлены на международных научно-практических конференциях (Смоленск, 1996, 1997, 1998, 2000, 2001 гг), Российской научно-практической конференции (Шуя, 1999 г.), Герценовских чтениях (Санкт-Петербург, 1997, 1998 гг). Материалы исследования использовались на курсах повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений и начальных школ при Смоленском институте усовершенствования учителей, составили основу для разработки специального курса, посвященного изучению проблемы преемственности в экологическом воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, который введен в практику подготовки будущих специалистов * образовательных учреждений в СГПУ.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Эффективность разрабатываемой на современном этапе системы непрерывного экологического воспитания, обеспечивающей становление и развитие личности как носителя определенного типа взаимодействия с окружающим миром зависит от соответствия её специфике каждого возрастного этапа, преемственности разных ступеней взросле-^ ния ребёнка. В качестве концептуальных основ осуществления преемственных связей дошкольного образовательного учреждения и начальной школы по проблеме экологического воспитания детей выступают: принцип антропокосмизмакоэволюционный, системный, комплексный, деятельностный подходыидеи природои культуросооб-разносгиположения об общих чертах и существенных отличиях детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

К общим психологическим характеристикам старших дошкольников и первоклассников, как показало исследование, относятся: активность, стремление к развитиюпреобладание когнитивного компонен-Ф та в отношении к окружающемустремление выявить существующие связи и зависимостинаглядно-образный характер мышленияформирование моральных чувств под влиянием конкретных воздействий, увиденного примера, собственных действийпреобладание нравственных мотивов в системе мотивов личностиинтенсивность взаимодействия с природойэмоциональностьпреобладание непосредственно-чувственного восприятия окружающегостановление ребёнка субъектом различных видов человеческой деятельности, особая значимость игровой деятельности в развитии ребёнка. # Динамика экологического развития личности определяется своеобразием каждого возрастного этапа, отдельных свойств и качеств ребёнка, его целостной личности, типичным сочетанием внешних и внутренних обстоятельств развития, порождающим специфическую для каждого возраста систему отношений к социоприродному окружению. К существенным отличиям старших дошкольников и первоклассников, характеризующим особенности их взаимодействия с окружающей средой относятся: накопление социально-нравственного и познавательного опьгга ребёнкапреодоление младшими школьниками свойственных дошкольникам эгоцентризма и прагматизмапереход к субъектификации природных объектовстремление самому постигнуть суть явленийразвитие практического компонентов в отношении к природе, произвольной сферыначало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребёнкаприобретение смысла переживаний, обобщение переживаний, логики чувств. Общее направление развития личности заключается в том, что ребёнок постепенно превращается из существа, подчинённого внешним влияниям, в субъекта, способного действовать самостоятельно на основе сознательно поставленных целей и принятых намерений.

Представления об особенностях мировосприятия старших дошкольников и младших школьников, о сущности экологической культуры как цели экологического воспитания, об экологической воспитанности как степени соответствия личностного развития цели, поставленной педагогом, позволяют определить сущность преемственности в экологическом воспитании детей.

Преемственность в экологическом воспитании старших дошкольников и младших школьников — это целостный процесс перспективного формирования экологической культуры ребёнка, выражающийся в накоплении им опыта взаимодействия с природой, социумом, развитии умения осуществлять деятельность по сохранению, защите, улучшению природной среды на основе получаемых в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе экологических знаний, реализуя потребность в гуманном отношении ко всему живому.

В ходе исследования было установлено, что эффективная реализация преемственности обеспечивается связью, согласованностью и перспективностью содержания, технологий, принципов и задач экологического воспитанияэкологической компетентностью воспитателей и учителейединством и последовательностью воспитательных воздействий со стороны педагогов, родителей, социоприродного окружения в целом. В дошкольном образовательном учреждении значимым является приобщение к общечеловеческим ценностям, обеспечение эмоционального благополучия каждого ребёнка, развитие любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению, формирование экологических представлений, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности, включение в многообразные формы взаимодействия с людьми и природой. Совершенствование достижений дошкольной ступени формирования экологической культуры в младшем школьном возрасте осуществляется путём становления осознанного принятия ценностей природы и регуляции своего поведения в соответствии с ними, желания познавать окружающий мир, экологические связи и зависимости, развития инициативности, самостоятельности во взаимодействии с людьми и природой.

Реализация общей цели и задач формирования экологической культуры детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста требует отбора содержания непрерывного воспитания, при котором особое внимание следует обращать на принципы развития, природои кулыуросообразности, целостности образа мира. Исходя из этого, основу содержания экологического воспитания в нашем исследовании составили следующие естественнонаучные положения: зависимость строения и жизнедеятельности организмов от абиотических факторов среды, биотические связи природы, зависимость состояния биологических систем разных уровней от антропогенных воздействий и др., которые позволили сформировать у детей понимание единства, целостности окружающего мира, места в нём человека, отношение к живому как непреходящей общечеловеческой ценности. При разработке содержания экологического воспитания необходимо акцентировать внимание на том, чтобы предоставить ребёнку возможность быть на природе, наблюдать её объекты и явления, приобретать позитивный опыт общения с окружающим миром, навыки экологически значимой деятельности. Необходимостью решения данной задачи определяется ф объём осваиваемой ребёнком окружающей среды. В дошкольном образовательном учреждении этот объём связан с ближайшим окружением детей, накоплением единичных, а затем обобщённых представлений о растениях и животных в пределах микроэкосистем. Расширение соци-оприродного пространства первоклассников обусловливает освоение ими связей и зависимостей мезоэкосистем, элементов социальной среды во взаимосвязи их с природой.

Непрерывное формирование экологической культуры детей обеспечивается соответствием содержательного и технологического компонентов системы экологического воспитания. Как показало иссле-• дование, эффективному осуществлению преемственности способствует включение детей в разные виды деятельности (систему взаимодействий с окружающей средой), которые обеспечивают развитие нравственного, интеллектуального, эстетического, деятельностного компонентов экологической культуры личности, постепенность вхождения ребёнка в мир связей и отношений окружающего мира, конкретность, образность диалога с природой, упражнение в соблюдении экокуль-турных норм поведения, последовательный переход от действий по образцу к самостоятельному нравственному выбору. Наиболее значи-4 мыми для старших дошкольников и первоклассников являются соответственно: наблюдение под руководством взрослого — самостоятельное наблюдение и наблюдение анализэкотренинг и диалоги с природой, расширяющие чувственный опыт — общение с природой, развивающее чувство эмоциональной отзывчивости и эмпатииигра с экологическим содержаниемпрактическая деятельность, организуемая взрослым — практическая деятельность с элементами самостоятельности и творчествамоделирование с использованием иконических моделей — моделирование с использованием условных обозначенийпродуктивная деятельность на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природепознавательная деятельность как осмысление информации, предложенной педагогом — самостоятельный поиск информации и её применение в конкретной ситуации.

Как показало проведённое нами исследование, включение детей в данные виды деятельности способствует развитию их экологической воспитанности, основными показателями которой в старшем дошкольном возрасте являются: совокупность элементарных представлений о целостности окружающего мира, наличие интереса к объектам и явлениям природы, условиям жизни растений и животных, экологически значимых ценностно-смысловых установок, потребность в общении с конкретными представителями флоры и фауны, способность сопереживать, сочувствовать живым существам, проявление эстетических чувств, доброты, внимания, милосердия, терпимости в отношениях к людям и природе, потребность самореализации в различных видах творческой деятельности, наличие элементарных умений сохранения, защиты и улучшения окружающей среды. Новая ступень экологической воспитанности, на которую поднимается первоклассник, дополняется осознанием разнообразных связей и зависимостей окружающего мира, стремлением к самостоятельному поиску экологической информации, проявлением эмоционально-положительного отношения к растениям и животным, исходя из их роли в природе, участием в экологически целесообразной деятельности с проявлением элементов самостоятельности и творчества. Осуществление экологического воспитания с указанных позиций способствует развитию экологической культуры ребенка как представителя системы, объединяющей Космос, планету Земля, природу, социум, внутренний мир индивида. Период перехода ребенка из дошкольного образовательного учреждения в школу характеризуется определенными тенденциями в формировании экологической воспитанности личности, определяющими ее динамику, которая связана с определенной силой выраженности и наполненности содержанием показателей экологической воспитанности.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы. Требуют дальнейшего изучения вопросы взаимодействия семьи и детских образовательных учреждений в экологическом воспитании детей, использования средств народной педагогики в осуществлении преемственности экологического развития личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Ш. Преемственность в формировании экологической культуры детей 6−8 лет: Дис. канд. пед. наук. М., 1993. -170 с.
  2. Н.Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к школе: Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1994. — 230 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299 с.
  4. Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1995. — 496 с.
  5. .Г. О проблемах современного человековедения. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  6. Л.П. Организационно-педагогические условия преемственности в подготовке детей к обучению в школе: Дис. канд. пед. наук. Самара, 1997. — 294 с.
  7. В.П. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о биоценозе (на примере луга): Дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 169 с.
  8. Р. Этика экологической ответственности // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Сост. Л. И. Василенко,
  9. В.Е. Ермолаева. М., 1990. — С. 203−258.
  10. А.Г. Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования // Дошкольное воспитание. М., 1994. -№ 6. — С.2−5.
  11. Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. — 294 с.
  12. Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. М.: Наука, 1987. — 225 с.
  13. Г. Б. Познавательная и практическая деятельность в природе как фактор формирования личности младшего школьника: Дис. канд. пед. наук. М.# 1997. — 193 с.
  14. Н.С. Формирование родиноведческих понятий у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Дис.канд. пед. наук. Уфа, 1999. — 156 с.
  15. Е.П. Образ и смысл русской школы. Волгоград: Перемена, 2000. — 461 с.
  16. Н.А. Философия свободы: Смысл творчества. М.: Правда, 1989.-607 с.
  17. Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Книга, 1991. — 446 с.
  18. Н.А. О назначении человека / Сост. Л. Греков, А. Поляков. М.: Республика, 1998. — 383 с.
  19. Бим-Бад Б. М. Антропологические основания теории и практики современного образования. М., 1994. — 36 с.
  20. Бим-Бад Б. М. Педагогические течения в начале XX века. М., 1994. -112 с.
  21. Н.Ш. Народные знания адыгов (черкесов) о природе и их использование в формировании экологической культуры младших школьников: Дис. канд. пед. наук. Казань, 1992. — 225 с.
  22. О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. М.: Просвещение, 1986. — 192 с.
  23. Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фелвдштейна. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -352 с.
  24. А.В., Грехнев B.C., Добрынина В. И. Основы философских знаний. М.: Об-во «Знание» России, 1994. — 247 с.
  25. Б. С. Личность о. Александра Меня и современный кризис общества // Мир психологии и психология в мире. М., 1994. -№ 0(1). — С. 33−34.
  26. Р.С. Теория и методика воспитания у детей нравственноволевых качеств в детском саду: Автореф. докт. пед. наук. М., 1986. — 34 с.
  27. Р.С. Готовим детей к школе. М.: Просвещение, 1987. -96 с.
  28. Л.И. Теоретико-методологические основы формирования у младших школьников естественнонаучной картины миры: Дис. докт. пед. наук. М., 1998. — 376 с.
  29. Ф. Книга вторая афоризмов об истолковании природы или о царстве человека // Сочинения: в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1977. -575 с.
  30. Л.А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребёнок к школе? М.: Знание, 1994. -192 с.
  31. Н.Н. Психологический анализ условий формирования основ экологического сознания (на материале экспериментальной учебной программы по основам экологии для детей 6 лет): Дис. канд. психол. наук. М., 1991. — 181 с.
  32. В.И. Химическое строение биосферы Земли и её окружения. М.: Наука, 1987.- 340 с.
  33. В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. — 520 с.
  34. Н.К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 142 с.
  35. Н.Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с окружающим миром: Дис. докт. пед. наук. М., 1994. -50 с.
  36. Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы // Начальная школа. М., 1997.4. С. 36−40.
  37. Возрастные особенности психического развития детей: Сборникнаучных трудов / Отв. ред. И. В. Дубровина, М. И. Лисина. М.: АПН СССР, 1982. — 164 с.
  38. В.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человека. Естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1994. — 288 с.
  39. Вопросы воспитания: системный подход / Под ред. Л. И. Новиковой. М.: Прогресс, 1981. — 136 с.
  40. Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема: Сборник статей / Под ред. Б. Т. Лихачёва, Н. С Дежниковой. М., 1997. — 64 с.
  41. Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие детей в процессе обучения. М.- Л.: Учпедгиз, 1935. — С. 20−32.
  42. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4: Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  43. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 536 с.
  44. Т.П. О воспитании нравственных чувств. М.: Знание, 1984. — 79 с.
  45. Ш. И. Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в 5−7 классах. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — 280 с.
  46. Н.Н. Педагогические условия обеспечения непрерывности экологического образования в учебно-воспитательном процессе школы: Дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 192 с.
  47. Э.В. Опасность «дыр» в экологическом воспитании // Народное образование. М., 1989. — № 4. — С. 120−127.
  48. С.Н. Экологическое и экономическое образование: взаимосвязь, теория, практика // Экологическое воспитание и образование при подготовке учителя. Волгоград, 1983. — С. 3−14.
  49. В.В., Ладыгина А. Б. Искусство: диалектика преемственности. Минск: Изд-во БГУ, 1979. — 216 с.
  50. Горизонты экологического знания: Социально-философские проблемы / Отв. ред. И. Т. Фролов. М.: Наука, 1986. — 200 с.
  51. В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 424 с.
  52. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986. 239 с.
  53. В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. М., 1997. — № 1.1. С. 3 -18.
  54. Н.С., Цветкова И. В. Экология и культура. Методика воспитания младших школьников. М., 1995. — 46 с.
  55. Л.П. Преемственность в развитии естествознания. -Киев: Наукова думка, 1988. 357 с.
  56. С.Д. Субъективное отношение к природе детей дошкольного и младшего школьного возраста // Начальная школа. М., 1998. № 6. — С. 19−26.
  57. С.Д. Экологическая психология: Диагностика экологического сознания. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 1999. 310 с.
  58. Ш. Ц. Этнопедагогизация экологического воспитания младших учащихся в казахской школе: Дис. канд. пед. наук. М., 1998. -195 с.
  59. Р.А. Преемственность в образовании детей в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе: Дис. канд. пед. наук. Курган, 1998. — 201 с.
  60. O.K., Лось В. А. Развивающийся мир и экологическиепроблемы. М.: Знание, 1991. — 64 с.
  61. А.В. Русский космизм // Свет. М., 1997. — № 5. -С. 74−77.
  62. О.М. Дошкольный возраст: психологические основания образовательной работы по развитию способностей // Дошкольное воспитание. М., 1995. — № 1. — С. 46−50.
  63. П., Танг М. Биосфера и место в ней человека: экономические системы и биосфера. М.: Прогресс, 1973. — 268 с.
  64. В.В. Развитие познавательной активности детей на основе принципа преемственности в системе «детский сад школа»: Дис. канд. пед. наук. — Майкоп, 1999. — 200 с.
  65. Э.И. Руководство образованием представлений и понятий о природе на основе наблюдения: Дис. канд. пед. наук. М., 1951. — 157 с.
  66. Т.Д. Экологическое воспитание учащихся младших классов на традициях народной педагогики бурят: Дис.канд. пед. наук. М., 1993. -188с.
  67. А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников // Дошкольное воспитание. М., 1972. — № 4. — С. 37−42.
  68. А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1: Психологическое развитие ребёнка. М.: Педагогика, 1986. — 320 с.
  69. И.Д. Экология в школьном обучении: новый аспект образования. М.: Знание, 1984. — 96 с.
  70. А.Н. Содержание экологического образования в средней школе: теоретическое обоснование и пути реализации: Ав-тореф. докт. пед. наук. М., 1986. — 27 с.
  71. Л.Я. Дидактические аспекты естественнонаучного образования. М.: ИТП и МИО РАО, 1993. — 163с.
  72. В.В. Воспитание у младших школьников эмоциональноценностного отношения к природе: Дис.канд. пед. наук. М., 1998. 147с.
  73. С.П. Мир личности: контуры и реальность. М.: Флинта, 1999. 160с.
  74. Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике. М.: Просвещение, 1964. — 248 с.
  75. В.Л., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека. Проблемы комплексного изучения. Новосибирск: Наука, Сибирское отд., 1991. — 304 с.
  76. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993. — 80 с.
  77. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. — 160 с.
  78. Г. Н. Принцип системной дифференциации в экологическом образовании // Педагогика. М., 1998. № 7. — С. 31−36.
  79. С.А. Формирование нравственно-экологической культуры у младших школьников: Дис. канд. пед. наук. Ульяновск, 1992. — 230 с.
  80. Р.С., Лисеев И. К., Огурцов А. П. Философия природы: коэволюционная стратегия. М.: Интерпракс, 1995. — 352 с.
  81. Л.И. Проблема преемственности в нравственном воспитании школьников // Нравственное воспитание учащихся в процессе учебно-воспитательной работы: Тезисы докладов науч.-пракг. конференции. М., 1978. — С. 55−59.
  82. Г. В. Экологическое воспитание детей 6-го года жизни: (На материале ознакомления с птицами): Дис. канд. пед. наук. -М., 1993. 150 с.
  83. Н.Н. Мировоззрение и экология. Киев: Наукова думка, 1990. 216 с.
  84. Д.М. Формирование интереса к познанию природы у младших школьников: Дис. канд. пед. наук. М., 1987. — 222 с.
  85. Т.А. Формирование элементов материалистического понимания природы у детей 6−7 лет (В плане преемственности между детским садом и школой): Дис. канд. пед. наук. Л., 1974. -170 с.
  86. С.В. Проблема преемственности дошкольного и начального образования и воспитания в современных условиях: (На материале школ-пансионов г. Москвы): Дис. канд. пед. наук.1. Б.м., Б.г. 201 с.
  87. С.А. «Я человек»: программа приобщения ребёнка к социальному миру // Дошкольное воспитание. — М., 1996. — № 6. -С. 59−65.
  88. Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М.: Педагогика, 1990. — 142 с.
  89. И.А., Нагавкина Л. С., Барышникова Е. Н. Программа и словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция. С-Пб.: Типография Гос. ун-та пед. мастерства, 1994. — 54 с.
  90. Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
  91. Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955. — 651 с.
  92. Н.И. Логический словарь. М.: Наука, 1971. — 65 с.
  93. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Проект// Начальная школа: плюс минус. — М., 2000. — № 8. — С. 8−26.
  94. А.Н., Марков Ю. Г., Васильев Н. П. Экологическое знание и сознание: Особенности формирования / Отв. ред. Г. А. Анти-пов. Новосибирск: Наука, Сибирское отд., 1997. — 218 с.
  95. В.Т. Преемственность ступеней развивающего образования: замысел В. В. Давыдова // Вопросы психологии. М., 1998. -№ 5. — С. 59−68.
  96. В.П. Преподавание в вузе: наука и искусство // Педагогика. М., 2000. — № 1. — С.52−57.
  97. А.Ф. Классификация личностей / Под ред.: М. Я. Басова, В. Н. Мясищева. Л.: Госиздат, 1924. — 290 с.
  98. А.Н. Психологическое развитие ребёнка в дошкольном возрас-те / Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. -М., 1948. С. 4−15.
  99. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 575 с.
  100. А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. — 64 с.
  101. .Т. Экология личности // Педагогика. М., 1993. -№ 2. — С. 19−23.
  102. .Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995. — 282 с.
  103. .Т. Социология воспитания и образования. Курс лекций по социальной педагогике. Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. — 288 с.
  104. Н.И. Научно-педагогическое наследие. Руководство Казанским университетом. Фрагменты. Письма. М.: Наука, 1976. -664 с.
  105. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 444 с.
  106. В.Я. Детство как потенциал культуры // Культура, искусство, образование: проблемы, перспективы развития: Материалы0 международной науч.-пракг. конференции: В 2-х ч. Ч. 2. Смоленск: СГИИ, 2000. С. 90−93.
  107. В.Д. Преемственность детского сада и школы в работе по природоведению: Дис. канд. пед. наук. Минск, 1975. — 210 с.
  108. С.П., Вербицкий А. А. Авторская концепция организации и развития непрерывного экологического образования. М.: Изд-во Минприроды России, 1993. — 13 с.
  109. А.А. Учителю о психологии младшего школьника. -М.: Просвещение, 1977. 224 с.
  110. Т.Н. Социальная активность школьников. Л.: Знание, 1978. — 36 с.
  111. В.Н. Традиции в развитии экологической культуры общества: Дис. канд. филос. наук. С-Пб, 1992. — 158 с.
  112. Э.С. Экология общества и культура // Экология человека: Основные проблемы. М.: Наука, 1988. — С. 64−74.
  113. Т.А. Педагогические условия формирования экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. С-Пб., 1999. — 227 с.
  114. А.Г. Экологическая культура как социальное явление: Дис. канд. филос. наук. Свердловск, 1982. — 158 с.
  115. М. Проблема преемственности между детским садом и школой // Дошкольное воспитание. М., 1998. — № 9. — С. 6−11.
  116. В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. — 199 с.
  117. Д.И. Сочинения. Т. XXIII: Народное просвещение и высшее образование. М.: Изд-во АН СССР, 1952. — 385 с.
  118. В.М. Внеклассная природоведческая работа как средство воспитания бережного отношения к природе у младших школьников: Дис. канд. пед. наук. Минск, 1982. — 186 с.
  119. Я.В. Место и роль культуры во взаимодействии общества и природы // Философия и культура. М.: Наука, 1987. -334 с.
  120. Л.И. Формирование обобщённых представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. Киев, 1976. — 178 с.
  121. Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Мол. гвардия, 1990. -351 с.
  122. Н.Н. Пути к созиданию. М.: Республика, 1992. — 255 с.
  123. Н.Н. О необходимых чертах цивилизации будущего // Наука и жизнь. М., 1997. — № 12. — С.12−20.
  124. Э.И. Основы педагогических знаний. М.: Педагогика, 1986. — 198 с.
  125. М. Об искусстве жить достойно. Философские очерки. -М.: Дет. литерат., 1973. 206 с.
  126. М. Опыты. Избранные главы. М.: Правда, 1991.656 с.
  127. З.А. Преемственность в философии. Алма-Ата: Казахстан, 1973. — 104 с.
  128. B.C. Шестилетний ребёнок в школе. М.: Просвещение, 1990. — 173 с.
  129. Н.И. Преемственность в развитии гуманных качеств у 6−10-летних детей: Автореф. канд. пед. наук. М., 1995. — 21 с.
  130. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. -224 с.
  131. В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалёва. -М.: Ин-т практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.
  132. С.Н. Ознакомление старших дошкольников с зависимостями, существующими в природе, как средство умственного воспитания старших дошкольников: Автореф. канд. пед. наук. -М., 1979. 27 с.
  133. В.Н. Развитие экологической культуры учащихся на разных этапах непрерывного образования: Дис. канд. пед. наук. -Новгород, 1998. 219 с.
  134. С.П. Формирование экологических ценностей у населения Беларуси: Автореф. докт. филос. наук. Минск, 1998. -28 с.
  135. Е.В. Коэволюционный подход в формировании экологической культуры школьников: Дис. канд. пед. наук. М., 1997. -142 с.
  136. И.П. Полное собрание сочинений. T.III. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951. — 536 с.
  137. Л., Алиева Т., Арушанова А. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности // Дошкольное воспитание. М., 1998. — № 4. — С. 97−104.
  138. Д.Ф. Развитие представлений о живой природе у дошкольников: Автореф. канд. психол. наук. М., 1991. -17 с.
  139. А. Человеческие качества / Пер. с англ. О.В. Захаровой- Общ. ред. и послесл. Д. М. Гвишиани. М.: Прогресс, 1980. — 312 с.
  140. Г. В. Диалектика взаимодействия общества и природы. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 189 с.
  141. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 256 с.
  142. А.А. Формирование знаний об экологических связях при изучении природоведения в начальной школе: Дис. канд. пед. наук. М., 1990. — 187 с.
  143. З.П. Формирование бережливого и заботливого отношения к природе у детей 5-го и 6-го года жизни: (На материале животного мира): Дис. канд. пед. наук. Киев, 1983. — 257 с.
  144. Н.Н. Развитие ребёнка-дошкольника // Педагогика. -М., 1996. № 5. — С. 15−19.
  145. О.В. Конструирование региональной модели непрерывного экологического образования: (Школа- вуз- факультет повышения квалификации): Дис. канд. пед. наук. Барнаул, 1996. -147 с.
  146. И.В. Преемственность и перспективность в обучении младших школьников природоведению: Автореф. канд. пед. наук. М., 1989. — 16 с.
  147. A.M. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1980. — 197 с.
  148. Программно-методические материалы. Окружающий мир. Начальная школа / Сост. Е. О. Ярёменко. 3-е изд., перераб. — М.: Дрофа, 2000. — 256 с.
  149. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. С-Пб.: «Питер», 2000. — 480 с.
  150. Психологический словарь / Под ред.: А. В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  151. А.Г., Пырин Г. А. Воспитание экологической культуры личности // Философские и экологические проблемы: Сборник статей / Редколл.: Н. М. Мамедов и др. М.: ФО СССР, 1990.1. С. 307−311.
  152. Д. Планетаризация сознания от индивидуального к целому: Пер. с англ. М.: REFL — book, К.: Ваклер, 1995. — 304 с.
  153. Г. А. Гуманистическая направленность теории воспитания К.Н.Вентцеля: Дис. канд. пед. наук. Смоленск, 1997. — 183 с.
  154. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. Т. 1. М.: Большая российская энциклопедия, 1993. — 608 с.
  155. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Гл. ред.
  156. B.В. Давыдов. Т. 2. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. 672 с.
  157. С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1989. — 488 с.
  158. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост.
  159. C.Г. Семёнова, А. Г. Грачёва. М.: Педагогика — Пресс, 1993. -368 с.
  160. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. Г. Н. Джибладзе. Т. 1. М.: Педагогика, 1981. — 653 с.
  161. Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе: Дис. канд. пед. наук. М., 1978. — 217 с.
  162. Л.А. Нравственные письма к Луцилию. М.: Худож. лит., 1986. — 541 с.
  163. В.А., Пустовойтов В. В. Социальная экология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. 280 с.
  164. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. 5-е изд.- М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
  165. А.П. Парадигмальные основы преемственности в системе непрерывного образования // Культура, искусство, образование: проблемы, перспективы развития: Материалы международ, науч.-практ. конференции: В 2 ч. Ч. I. Смоленск. — СГИИ, 2000. -С. 38−45.
  166. Г. Н. Организационно-педагогические условия обеспечения преемственности дидактических моделей дошкольного и начального школьного обучения: Дис. канд. пед. наук. М., 1998. -200 с.
  167. Н.Д. Формирование бережного отношения к природе у младших школьников в воспитательной работе по месту жительства: Дис. канд. пед. наук. М., 1988. — 209 с.
  168. B.C. Оправдание добра. Нравственная философия: В 2 т. Т.1: Философская публицистика. М.: Правда. — С. 47−549.
  169. М.Е. Русские педагоги. М.: СКРИН, 1997 — 221 с.
  170. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 1988. — 272 с.
  171. Т.В. Преемственность развития математических представлений в детском саду и начальной школе // Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду: В 2 ч. Ч. 2. М., 1971. — С. 317−319.
  172. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / Пер. с франц. Н. А. Садовского. М.: Прогресс, 1965. — 296 с.
  173. Теория и практика личностно-ориентированного образования // Педагогика. М., 1995. — № 5. — С. 72−80. — (Круглый стол)
  174. Л.Н. Полное собрание сочинений. Т. 23. М.: Изд. центр «Терра», 1992. — 581 с.
  175. Л.Н. Полное собрание сочинений. Т. 63. М.: Изд. центр1. Терра", 1992. 522 с.
  176. О.Ю. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. -М., 1994. 169 с.
  177. А.Д. Перспективы экоразвития / Отв. ред. М. Д. Гицу. М.: Наука, 1990. — 269 с.
  178. А.П. Дидактические основы связи и преемственность в работе детского сада и школы // Подготовка детей в детском саду к школе. М., 1955. — С. 10−14.
  179. К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т. 1.-М.: Педагогика, 1974. 583 с.
  180. А.Н. Структура экологической культуры личности и пути её формирования // Формирование ценностного мировоззрения: Методологические и научно-практические проблемы. М., 1989. -С. 459−479.
  181. Н.Ф. Сочинения. М.: Раритет, 1994. — 415 с.
  182. Т.А. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста культуры взаимоотношения с природой: Дис. канд. пед. наук. М., 1999. -167 с.
  183. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  184. П.А. Макрокосм и микрокосм // Богословские труды. Ст. XXIV. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1983. — С. 230−241.
  185. С.И. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики мари в экологическом воспитании младших школьников: Дис. т канд. пед. наук. М., 1990. — 303 с.
  186. И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М.: Политиздат, 1989. — 559 с.
  187. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. — 269 с.
  188. И.В. Экологическое воспитание младших школьников:
  189. Теория и методика внеурочной работы. М.: Пед. об-во России, 2000. -176 с.
  190. КЗ. Воля Вселенной // К. Э. Циолковский: Неизвестные разумные силы. М.: Московский рабочий, 1991. — 46 с.
  191. В.В. Экологическое образование в школах развитых стран мира // Экология и образование. М., 1992.
  192. Т.В. Идеи и традиции русской педагогики в воспитании культуры отношений современных дошкольников: Автореф. канд. пед. наук. М., 1996. — 22 с.
  193. А.Л. Теория космических эр // Грёзы о земле и небе. Тула: Приокск. кн. изд-во, 1986. — С. 419−427.
  194. П.Г. Проблема актуализации гуманного отношения к природе: Автореф. канд. филос. наук. Бишкек, 1998. — 21 с.
  195. Л.А. Формирование экологической культуры учащихся младших классов: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1998. -155 с.
  196. Чжун Хуа. Преемственность дидактических моделей дошкольного и начального школьного образования в РФ и КНР: Дис. канд. пед. наук. М., 1998. — 153 с.
  197. Л.Т. Влияние эстетического воспитания средствами природы на экологическое мышление дошкольников: Дис. канд. пед. наук. М., 1990. — 192 с.
  198. А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. — 343 с.
  199. С.Е. Педагогические основы формирования у детей 5−6 лет элементарных представлений о человеческом организме: Дис. канд. пед. наук. Саранск, 1998. — 240 с.
  200. Н.Б. Диалог и развитие творческой активности у детей // Развитие творческой активности школьника / Под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1991. — С. 19−34.
  201. Н.Е. Программа воспитания школьника. М.: Пед. об-во России, 1998. — 48с.
  202. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор-сосг. С. Н. Николаева. М.: Изд-во АТС, 1998. — 320 с.
  203. Экологическое образование школьников / Под ред.: И. Д. Зверева, Т. И. Суравегиной. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
  204. Экология, культура, образование: Материалы к конференции / Редкол.: Н. М. Мамедов и др. М., 1989. — 242 с.
  205. Экология экономика — нравственность. «Круглый стол» и редакция журнала «Наш современник"// Наш современник. — М., 1987. -№ 1. — С. 112−167.
  206. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  207. Э.Г. Системный подход и принципы деятельности. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  208. Т.П. Педагогические основы нравственно-экологического воспитания младших школьников. Екатеринбург: УГПИ, 1993. — 118 с.
  209. П.М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: Просвещение, 1969. — 291 с.
  210. Е.В. Развитие экологической культуры личности младших школьников: Дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 175 с.
  211. Н.Э. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе краеведческой деятельности: Дис.канд. пед. наук. Казань, 1998. — 183 с.
  212. М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985. — 575 с.
  213. В.А. Личностное отношение к природе у школьников: Дис. канд. психол. наук. Даугавпилс, 1993. — 174 с.
  214. Holt J. How children lern Pitman Publishing Corporation. 1973.1. Printed in USA. 158 p.
  215. Staub E. The Use of Role Playing and Induction in Children s Learning of Helping and Tharing Behavior // Child Development. 1971. Vol. 42. — № 3. — P. 805−816.
  216. Strategy for Action in the Field of Environmental Education and Training for the 1990 s 11 UNESKO-UNEP Congress on Environmental Education and Training. Paris: UNESKO, 1987. — P. 6.
  217. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ВОСПИТАТЕЛЯМИ И УЧИТЕЛЯМИ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ1. ДЕТЕЙ1. Формы работы Цельп/п 1 2 3
  218. Преемственность в Познакомить с историей вопроса-экологическом воспи- определить понимание сущноститании старших до- преемственности в экологическомшкольников и младших воспитании старших дошкольниковшкольников и младших школьников, места
  219. Семинар) экологического воспитания в общейсистеме воспитания и развитияличности.
  220. В гармонии с Космосом Познакомить с философско-культу
  221. Консультация) рологическими и естественнонаучными подходами к проблемеэкологического воспитания- формировать представления о новойфилософско-экологической картинемира- способствовать планетаризации сознания.
  222. Ребёнок как субъект Уточнить представления о своенепрерывного процес- образии мировосприятия в старшемса экологического вос- дошкольном и младшем школьномпитания возрасте, об общих характе
  223. Педагогическая ристиках и существенных отличияхмастерская) старших дошкольников и младшихшкольников, отражающих особенности их взаимодействия с социоприродным окружением.
  224. Грани Познакомить педагогов с принци
  225. Путь к экологической Познакомить с методическим аспеккультуре том проблемы преемственности в
  226. Педагогическая экологическом воспитании старшихмастерская) дошкольников и первоклассников.
  227. Условия успеха Проанализировать формы и методы
  228. Неделя педагогичес- Способствовать обогащению опытакого мастерства работы воспитателей и учителей.
  229. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЁЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
Заполнить форму текущей работой