Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Творческое развитие личности студентов вуза на основе индивидуализации дизайн-образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Один из пунктов всемирной декларации о высшем образовании для XXI века, от 9 октября 1998 г. гласит: «высшие учебные заведения должны обеспечивать такое образование учащихся, которое воспитывает в них хорошо информированных и глубоко мотивированных граждан, способных к критическому мышлению, анализу общественной проблематики, поиску и использованию решений проблем, стоящих перед обществом… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ
    • 1. 1. Состояние проблемы творческого развития студентов в теории и практике дизайн-образования
    • 1. 2. Индивидуально-дифференцированный подход к творческому развитию личности студентов в процессе дизайнерской деятельности
    • 1. 3. Дидактические условия творческого развития личности студентов вузов в процессе дизайн-образования
  • ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
    • 2. 1. Разработка методики реализации дидактических условий творческого развития личности студентов
    • 2. 2. Цель и этапы экспериментального внедрения методики творческого развития личности студентов
    • 2. 3. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы
  • ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Творческое развитие личности студентов вуза на основе индивидуализации дизайн-образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется следующими факторами.

В 90-е годы в высшем образовании, как и во всех значимых сферах российского общества, произошли существенные изменения. Если дискуссия о реформах в экономике, армии, школьном образовании — целесообразности изменений, их направлении и содержании — идет постоянно, то реформа высшего образования остается преимущественно вне рамок публичной дискуссии. Это вовсе не означает, что к нему нет интереса в обществе, напротив, интерес к этой теме необычайно высок. Нам представляется, что, несмотря на отсутствие отчетливого и публично обсуждаемого проекта реформы высшего образования, там произошли и происходят существенные перемены, касающиеся, прежде всего, структуры, содержания и формы образования. В то же время содержание высшего образования и сам учебный процесс, на наш взгляд, не вполне адекватно отвечают спросу со стороны основных объектов вузовских услуг — студентов и работодателей.

Один из пунктов всемирной декларации о высшем образовании для XXI века, от 9 октября 1998 г. гласит: «высшие учебные заведения должны обеспечивать такое образование учащихся, которое воспитывает в них хорошо информированных и глубоко мотивированных граждан, способных к критическому мышлению, анализу общественной проблематики, поиску и использованию решений проблем, стоящих перед обществом, а также к тому, чтобы брать на себя социальную ответственность. Для достижения этих целей может потребоваться переработка учебных программ с использованием новых соответствующих методов, с тем, чтобы не ограничиваться когнитивным освоением дисциплин. Необходимо обеспечить доступ к новым педагогическим и дидактическим подходам и их развитие, дабы они содействовали и овладению навыками, и развивали компетентность и способности, связанные с коммуникацией, творческим и критическим анализом, независимым мышлением и коллективным трудом в многокультурном контексте, когда творчество также основывается на сочетании традиционных или местных знаний и навыков с современной наукой и техникой.».

Задачи вузов, как правило, включают в себя не только подготовку специалистов широкого профиля с солидным багажом знаний, но и формирование личностей, способных к критическому мышлению и наделенных всесторонним кругозором. Этого без наличия эффективной системы высшего образования добиться невозможно.

Преобразующая деятельность человека актуализирует необходимость воспитания поколения, умеющего прогнозировать и* предупреждать последствия этой деятельности.

Вектор эволюции образовательных cиcтeм^ сегодня направляется от традиционной социократической модели образования, суть которой состоит в использовании образования для целенаправленного формирования личности, к гуманистической модели образования, цель которой — становление человека, обретение им себя. При этом акцент с когнитивного компонента образования переносится на личностный компонент, выступающий системообразующим в личностно-ориентированном образовании. Знания приобретают характер отношения, апроцесс овладения ими вовлекает обучающегося, в критический анализ, отбор и конструирование личностно-значимого содержания и способов учения. Задача педагога — переход от дидактического объяснения к педагогическому взаимодействию и сотворчеству с обучающимися.

Переход от накопления знаний к воспитанию личности, способной к оригинальным решениям, от которых зависит будущее человека и общества, приводит к смене образовательной парадигмы — «от человека образованного к человеку творческому» и, как, результат, к появлению новых образовательных систем, технологизирующих творчески преобразующее познание мира, одной из которых является дизайнерское образование, системно формирующее творческую, созидательную личность. Такое преобразование требует существенного переосмысления теории и методики педагогического влияния на организацию жизнедеятельности студента.

Значительные социально-экономические перемены, происходящие в нашем обществе, непосредственно затрагивают всю систему образования. Современная высшая школа строится на принципах гуманизма и демократизации образования, дифференциации и интеграции образования, свободы выборасодержания и форм учебной деятельности, опираясь на личностно-ориентированное, творческое, эвристическое и другие виды обучения. Однако кризисная ситуация, возникшая в ходе социально-экономических перемен, не позволила высшей школе в полной мере задействовать механизмы, реализующие задачи современного образования. Возникло понимание того, что новые идеи рискуют превратиться в простые лозунги и что подлинное их воплощение в жизнь потребует немало времени и будет связано с поиском условий, методов, форм реализации этих идей, их последующей апробацией и анализом результатов. Особенно сложным из всех этих преобразований является изменение самосознания и образа мышления личности. Именно здесь мы сталкиваемся с теми трудностями, которые возникают на пути демократизации и гуманизации образования.

В условиях становления новой системы образования, наряду с усилением статуса знаний и интеллекта, не менее значимым фактором выступает воспитание творческих качеств личности как сущностной характеристики любой человеческой деятельности. Поэтому развитие творческого потенциала личности во всем богатстве и многообразии, создание условий для наиболее полной и успешной самореализации личности студента является первоочередной задачей высшей школы. Находясь в динамично изменяющемся мире, человек должен уметь быстро адаптироваться к изменяющимсясоциально-экономическими культурным условиям, овладевать обновляющимся содержанием наук и новыми технологиями, осмысливать изменения, происходящие в мире, определять и переопределять свое место в современной социокультурной жизнибыть социально и профессионально мобильным, осваивать новые социальные роли и быть готовым к изменению профессии.

Одна из тенденций современной образовательной реформы, европейской системы образования, утвержденных и обозначенных в Болонской декларации, сформулирована следующим образом: «происходит изменение возрастной структуры студентов в сторону дальнейшего повзрослепия в условиях перехода к информационному обществу, открывающему просторы для реализации концепции пожизненного обучения».

Данная концепция получила всемерную поддержку международных организаций и большинства национальных европейских правительств. В этой связи стал приемлемым переход к более гибким? вариантам индивидуальных студенческих программ обучения. Они могут складываться на основе зачета (накопления) предшествующих периодов образования, полученных в различных вузах и даже по различным учебным программам. Это способствует снятию как междисциплинарных, так и национальных граней в высшем образовании. В результате перед студентом открывается перспектива самому принимать решение о том, что, в каких объемах и с какой практической целью изучать в. том или ином вузе или стране данную дисциплину и самостоятельно строить свою учебную карьеру. Так проявляется еще один ресурс эффективности образования.

Наиболее благоприятные условия для творческого развития личности студентов создают занятия искусством, различными видами художественной деятельности, среди которых дизайн занимает важное место как особое сосредоточение способов I и средств активизации художественно-творческого потенциала. Дизайн как проектная деятельность и искусство представляет собой полихудожественную систему развития и воспитания на основе синтеза проектирования и конструирования, интеграции различных видов искусств (литература, музыка, живопись и др.), что позволяет обучающимся приобщиться к различным видам художественного творчества. Занятия дизайном восприятие, познание, самостоятельная творческая деятельность) не только учат понимать и создавать новое, необычное, но и развивают образное мышление и фантазию, осуществляют гармоничное развитие, стимулируют творческий поиск.

В соответствии с изменением социального заказа к системе образования изменяется его цель, которая в настоящее время определяется как непрерывное развитие личности, способной к постоянному поиску нестандартных способов осуществления любой деятельности.

В условиях социально-экономического развития современного российского общества, на фоне происходящих в последние десятилетия геополитических и социальных изменений, все более актуальным становится дизайн-образование.

Социальный заказ на специалистов этой области в последнее время возрос многократно. Специфичность дизайн-образования предусматривает наличие нестандартных методов обучения. Разнообразие точек зрения на то, как должен выглядеть мир вещей, придает некую условность всем законам и правилам дизайна как процесса художественно-технического проектирования и преобразования окружающего мира.

Следовательно, процесс обучения дизайну ведет за собой непременно наличие индивидуальных подходов преподавателя и к предмету (т.е. у каждого преподавателя есть свое видение того, каким должен быть процесс обучения), так и к студенту (т.е. использование различных методов при обучении каждого из студентов, направленных на развитие индивидуальных талантов и способностей).

Таким образом, неотъемлемыми атрибутами дизайн-образования являются комплекс педагогических приемов воздействия на обучающихся и дидактический принцип, предусматривающий специальную организацию образовательного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности студентов, их учебный опыт, уровень интеллектуального и творческого развития и другие факторы. Индивидуализация дизайн-образования непременно является, основой для творческого развития личности студента. Индивидуальному подходу уделили внимание при обучении изобразительной деятельности Б. М. Неменский, B.C. Мухина, Е. Ф. Ломов [144, 270, 121] и другие. Значительная часть исследований связана с профессиональной подготовкой будущих художников. Индивидуализация* дизайн-образования непременно является основой для творческого развития: личности-студента.

Вопросами-философских исследований процессов обучениями образования занимались: В. И. Вернадский, Э. Фромм,.4. Пирс [45, 221*, 272] и др. Сущность творческого развития связывается с осознанием потребности в творческой самоактуализации. Анализ обучения, как перестройки' структур опыта присутствует в работах Ж. Пиаже [164].

В психологии накоплен’значительный научный, фонд’исследований по теории творчества (JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьеву С.Л. Рубинштейн [49- 115- 190−191] и др.). Сущность творчества, исследователи рассматривают как через личность и ее характеристики (B.C. Библер, Д. Б. Богоявленская, Я.И. Пономарев* [251, 30−31, 173−174] и др.), так и через процессы, имеющие место в творческой деятельности* (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн [49, 190−191] и др.).

Вопросами: оптимального развития творческих способностей занимались психологи Г. С. Альтшуллер, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов [3, 115, 210 211] и педагоги Ю: К. Бабанский, М. М. Левина, П. И. Пидкасистый, Г. И. Щукина [17−19, 268, 165−167, 237] и др. В работах этих авторов обозначаются цели, задачи, содержаниеи структурапроцесса" творческого, развитияобучающихся.

Анализ^ обучения как приобщения к проектной творчески преобразующей деятельности отражен в исследованиях Г. С. Альтшуллера, Дж. Диксона, G.X. Раппопорта, В. И. Пузанова [3, 73, 187, 180−183]. Важной* составляющей процесса формирования, личности должно быть становление работника, компетентного в своей области и, вместе с тем, обладающего высокой профессиональной мобильностью, что становится возможным’лишь с учетом его индивидуальных особенностей.

В обучении индивидуализация самостоятельной деятельности сводилась к выбору сложности объекта изготовления, но не к доступности графической информации. Об индивидуальных особенностях студентов в процессе обучения чаще говорили в связи с профессиональной ориентацией. Расширение границ конструирования и дизайна, остро поставили-задачу свободного владения и передачи графическойинформации, от автора к «изготовителю», что заставило педагога, обогатить обучение разнообразными графическими изображениями: Н. О. Постников, Е. С. Рабунский, JI.C. Выготский, В. И. Андреева, Н.А. МенчинскаяИ.С. Якиманская [175, 185, 49- 6−7, 131, 242−245] и др.

В то же время анализ результатов исследования, в области дидактики высшей школы показывает, что дидактические условия индивидуализации самостоятельной’графической деятельности студентов недостаточно изучены, отмечается разобщенность подходов' к индивидуализации графической деятельности в различных учебных дисциплинах.

Таким образом, актуальность нашего исследования определяется необходимостью разрешения противоречий между:

— возрастающей потребностью общества в высококвалифицированных творческихспециалистах-дизайнерах и существующим недостаточным теоретико-методическом обеспечении профессиональной подготовки таких специалистов;

— традиционными дидактическими подходами.'к^ обучению дизайну студентов вуза, ориентированными на накопление классических теоретических знаний и возрастающими потребностями обучающихся в качественном-овладении творческими умениями в процессе профессиональной подготовки.

Выделенные противоречия социально-экономического и научно-методического уровня обозначили проблему нашего исследования, которая заключается в объективной необходимости научного обоснования и проверки на практике ведущих дидактическихкомпонентов индивидуализации дизайн-образования, способствующих повышению эффективности творческого развития студентов.

Актуальность проблемы исследования и недостаточная ее дидактическая разработанность определили выбор темы исследования: «Творческое развитие личности студентов вуза на основе индивидуализации дизайн-образования».

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать. и апробировать комплекс дидактических условий творческого развития личности студентов на основе индивидуализации дизайн-образования в процессе их профессиональной подготовки.

Объект исследования — дизайн-образование студентов вуза в процессе профессиональной подготовки.

Предмет исследования — индивидуализация^ дизайн-образования студентов технологического факультета, университета как дидактическая-основа их творческого развития в процессе профессиональной подготовки.

Гипотеза исследования заключается втом, что индивидуализация дизайн-образования студентов в процессе профессиональной подготовки будет выступать эффективным средством их творческого развития, если:

— выявлен и обоснован комплекс дидактических условий, предусматривающий: 1) что цели, задачи и содержание дизайн-образования, скорректированы в соответствиис индивидуальными особенностями процесса восприятиястудентами учебной информации- 2) впрактику дизайн-образования внедрен учебно-дидактический комплекс, включающий содержание, методы, индивидуальные формыи средства, направленные на творческое развитие личности студентов- 3) технологические действия и операции дизайнобразования представлены в совокупности, которая обеспечивает овладение студентами умениями творческой самостоятельной графической деятельности;

— разработана и внедрена в образовательный процесс методика творческого развития студентов в процессе дизайн-образования, имеющая матричную структуру (подходы, методы, средства, формы — этапы творческой учебной проектной деятельности).

Задачи исследования.

Г. На основе анализа психолого-педагогической литературы, методических материалов, опыта дизайн-образования оценить состояние и определить теоретико-методическое обоснование решения проблемы исследования.

2. Выявить и теоретически обосновать комплекс дидактических условий творческого развития личности студентов на основе индивидуализации дизайн-образования в процессе их профессиональной подготовки.

3. Разработать матрицу методики внедрения дидактических условий творческого развития личности* студента в процесс дизайн-образования и апробировать основные ее положения в педагогическом эксперименте.'.

Теоретико-методологической основой исследования^ явились: системно-целостный подход (A.B. Аверьянов, П. К. Анохин, В.П. БеспалькоВ. И: Зверева, Ю. А. Конаржевский, Б. Ф. Ломов, Г. Н. Сериков, П. И. Третьяков и др. [8, 28, 80- 121, 249, 276]) — положения личностно-ориентированного подхода (H.A. Алексеев, В. А. Беликов, В. В. Давыдов, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др. [24, 25, 67, 68, 242, 243]) — синергетический подход (E.H. Князева, И. Пригожин, G.C. Шевелева и др. [264, 279]) — компетентност-ный подход (И.А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, A.B. Хуторской [110, 262, 269]) — теория и методика профессионального образования (В.М. Вергасов, А. Я. Найн, P.A. Низамов, Е. В. Романов, В. А. Сластенин и др. [141, 142, 199, 254, 271]) — психологическая теория деятельности (JI.C. Выготский, A.A. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др. [49, 115, 190, 191]) — теория проблемно-развивающего обучения (Ю.К. Бабанский, М. А. Данилов, JI.B. Зан-ков, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов и др. [17, 18, 117−119, 127, 259]) — теория индивидуализации и дифференциации обучения (О.С. Гребешок, Е.С. Рабун-ский, И. Э. Унт и др. [185, 212, 257]) — технология индивидуализации самостоятельной деятельности (Ю.З. Гильбух, Л. Ф. Желякова, П. И. Пидкасистый, Н. И. Юдашкина, И. С. Якиманская и др. [58, 165−167, 242−244]) — теория, проектной деятельности в образовании (B.C. Безрукова, В. Н. Бурков, Е. Кол-лингс, Д. А. Новиков и др. [148, 253, 265]).

Экспериментальной базой научного исследования является технологический, факультет ГОУ ВПО «Магнитогорский государственный университет», технологический факультет FOy ВПО’Сибайского института (филиал) Башкирского государственного университета.

Исследования выполнялись в три этапа с 2005 по 2010 гг. На каждом этапе в зависимости 5 от решаемых задач применялись соответствующие методы исследования.

На первом этапе (2005;2006 гг.) была определена*проблема исследования, уточнялись цель, объект, предмет, задачи, понятийный аппарат изыскания. Изучалась философская, психологическая, педагогическая и специальная литератураопределялись теоретико-методологические предпосылки и подходы к решению. заявленной проблемы, проводился анализ образовательных стандартов учебных планов, образовательных программ профессиональной подготовки студентов-дизайнеров в вузе по исследуемой проблеме. В эти же сроки был проведен констатирующий эксперимент, осуществлен первичный сбор и анализ эмпирического материала.

На данном этапе основными методами исследования были: анализ, научной литературыизучение и обобщение передового педагогического опытаизучение продуктов деятельности и учебной документации-вузовнаблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование, констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2006;2008 гг.) были выявлены и сформулированы дидактические условия творческого развития личности студентов на основе индивидуального и индивидуально-дифференцированного подходов к обучениюразработана матрица методики творческого развития личности студентов на основе индивидуализации самостоятельной графической деятельности в процессе дизайн-образования.

Основными" методами научного исследования на данном этапе были: моделирование, системный анализ, обобщение, интерпретация, наблюдение, тестирование, метод экспертной оценки, статистические методы, первичной обработки результатов, формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2008;2010 гг.) осуществлялась, обработка, анализ и интерпретация результатов проведенной опытно-экспериментальной работы, уточнялись основные выводы, был обобщен, систематизирован и оформлен материал диссертации, систематизированы методические материалы и рекомендации для, преподавателей^* студентов по рассматриваемому процессу.

Основные методы научного исследования на данном' этапе: качественный и количественный-анализ результатовматематические и статистические методы обработки результатовметоды наглядного представления результатов.

Научная новизна исследования состоит: 1) в разработке и теоретико-методологическом обосновании комплекса дидактических условий творческого развития студентов вуза на основе индивидуализации их самостоятельной графической деятельности: цели, задачи, содержание дизайн-образования скорректированы в соответствии с индивидуальными особенностями процесса восприятия студентами учебной информациив практику дизайн-образования внедрен учебно-дидактический комплекс, включающий содержание, методы, индивидуальные формы и средства, направленные на творческое развитие личности студентовтехнологические действия и операции представлены в совокупности, которая обеспечивает овладение студентами умениями самостоятельной графической деятельности.

2) в разработке методики творческого развития, студентов в процессе дизайн-образования, имеющей матричную, структуру (подходы, методы, средства, формы — этапы учебной проектной деятельности) — обеспечивающей реализацию в процессе дизайн-образования дидактических условий творческого развития личности студента:

Представленная совокупность положений научной новизны позволяет повысить эффективность творческого развития личности студентоввуза в самостоятельной графической, деятельности на основе индивидуализации^дизайн-образования.

Теоретическая значимость исследования наоснове, существующих, научных разработок расширено представление об особенностях процесса творческого развития личности студентов с использованием методики индивидуализации, дизайн-образования, и личностного потенциала: Полученные-результаты могут служить теоретическим основанием для разработки программы обучениясамостоятельной графической деятельности, направленной на творческое развитие-студентов-.

Практическая значимость исследования.

Г. Внедрение методики-творческого развития личности студентов в процессе дизайн-образования позволяет повысить, эффективность профессионального потенциалапреподавателей вуза, способствует творческой самореализации педагога в процессе инновационной «деятельности;

2. Разработан и внедрен учебно-дидактический комплекс,. который направлен натеоретическое, технологическое, методическоеи: практическое обеспечение процесса творческого развития личности студента-* для положительной мотивации и активизации познавательных интересов разработаны индивидуализированные задания.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена опорой на теоретические положения философской, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы, касающейся положений творческого развития личности и профессиональной подготовки студентовиспользованием совокупности взаимосвязанных научных методов, соответствующей поставленным целям и задачамэкспериментальной проверкой основных положений данного исследования в условиях процесса дизайн-образования и подтверждением результатов исследования в ходе педагогического экспериментаобработкой результатов исследования на основе математических и статистических методов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Индивидуализация дизайн-образования основывается на ведущих положениях и требованиях индивидуально-дифференцированного подхода и направлена на решение дидактических задач дизайн-образования, сформулированных с учетом личностных отношений, личностных структур сознания и личностного потенциала студентов, целенаправленно вовлекаемых в самостоятельную графическую деятельность.

2. Эффективное решение современных дидактических задач дизайн-образования осуществляется в рамках комплекса дидактических условий: цели, задачи и содержание дизайн-образования скорректированы в соответствии с индивидуальными особенностями процесса восприятия студентами учебной информациив практику дизайн-образования внедрен учебно-дидактический комплекс, включающий содержание, методы, индивидуальные формы и средства, направленные на творческое развитие личности студентатехнологические действия и операции дизайн-образования представлены в совокупности, которая обеспечивает овладение студентами умениями самостоятельной графической деятельности.

3. Методика творческого развития студентов в процессе дизайн-образования, имеющая матричную структуру (подходы, методы, средства, формы — этапы проектной деятельности), обеспечивает реализацию в процессе дизайн-образования дидактических условий творческого развития личности студента.

Апробация и внедрение результатов.

Основные результаты исследований и положения диссертации представлялись в виде докладов и сообщений на следующих конференциях:

— XLIV внутривузовская научная конференция преподавателей МаГУ «Современные проблемы науки и образования». Магнитогорск, 2006;

— XLV внутривузовская научная конференция преподавателей МаГУ «Современные проблемы науки и образования». Магнитогорск, 2007;

— Региональная научная интерактивная конференция «Гуманизация образования в России». Магнитогорск, 2008;

— V Всероссийская научная! конференция, посвященная 30-летнему юбилею технологического факультета МаГУ. Магнитогорск, 2009;'.

— III Всероссийская научная конференция. Нальчик, 2009;

— Международная научно-техническая конференция «Развитие непрерывной профессиональной подготовки и переподготовки кадров в условиях инновационных технологий». Москва, 2009;

— Международная научно-практическая конференция «Современные направления теоретических и прикладных исследований — 2010». Одесса, 2010.

Структура диссертации: диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка-литературы.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

На основании результатов исследований, описанных во второй главе диссертационной работы, можно сформулировать следующие выводы:

1. В результате экспериментальной работы были проверены дидактические условия творческого развития личности студентов, основанные на индивидуализации самостоятельной графической деятельности.

2. Установлено и доказано положительное влияние внедрения дидактических условий творческого развития личности студентов, основанных на индивидуализации самостоятельной деятельности, на уровень творческого развития личности студентов.

3. Согласно результатам педагогического эксперимента выявлены особенности индивидуализации творческого развития личности в процессе дизайн-образования:

— предоставление студентам возможности перехода из одной подгруппы в другую эффективно только при умелом руководстве этим процессом со стороны преподавателя;

— индивидуализация самостоятельной графической деятельности положительно влияет на студентов всех групп, но, прежде всего, на слабых студентов. Среди них только на тех, кто потенциально готов к обучению, имеет для этого минимальный запас предварительных графических знаний, а также пространственных представлений и умений самостоятельной работы.

4. В процессе педагогического эксперимента была разработана и экспериментально проверена методика творческого развития личности студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате теоретического исследования сущности индивидуализации дизайн-образования студентов вузов было установлено, что в основе ее лежит учет индивидуальных особенностей студентов во всех существующих формах. Опираясь на это положение, стало возможным выделить особенности, которые особенно влияют на уровень графических знаний студента, а также выделить комплекс дидактических условий творческого развития студентов вузов, основанных на индивидуализации самостоятельной графической деятельности. Таким образом, в результате выполненного теоретического исследования были решены следующие задачи:

1. Выявлено состояние разработанности в педагогической теории и практике проблемы профессиональной подготовки студентов-дизайнеров, определен понятийный аппарат исследования.

2. Проведен анализ научной, философской, методической и специальной литературы, на основании которого установлено:

1) отсутствует единое терминологическое поле по проблеме индивидуализации дизайн-образования;

2) формирование целостного восприятия учебной дисциплины определено сущностью интерактивного, компетентностного, личностно-ориентиро-ванного подходов, что соответствует квалификационным характеристикам будущего специалиста.

3. На основе анализа психолого-педагогической литературы, методических материалов, опыта обучения студентов дизайнерскому искусству определены:

1) состояние разработанности проблемы исследования, а именно недостаточная изученность дидактических условий индивидуализации самостоятельной графической деятельности обучающихсяа также разобщенность целей, подходов, методов и средств индивидуализации графической деятельности в различных учебных дисциплинах;

2) методологические основания решения проблемы, которые включают следующие положения: проектное творчество, являясь деятельностной формой познания, преобразования мира, адаптирующего человека в среде, сделало его способным властвовать над обстоятельствамиосознание своего проектно-творческого, преобразующего потенциала побудило человека к познанию своих духовных и физических сил, развитию волевой активности, изучению психических функций сознания и деятельностисамостоятельная учебная деятельность — важнейший путь формирования творческой индивидуальности студентаиндивидуализация должна быть не только как исходный момент для развития, а эта необходимость сохраняется в течение всего периода обучения.

В результате экспериментальной работы были выявлены и проверены дидактические условия творческого развития личности в процессе дизайн-образования: наличие объективной диагностики графического развития студентовоптимальное сочетание индивидуализированной и неиндивидуализи-рованной самостоятельной деятельностиразработка индивидуализированных заданий, активизация познавательных интересов, профессионализм преподавателя.

Установлено положительное влияние индивидуализации самостоятельной деятельности на уровень знаний, умений и навыков.

Таким образом, подводя итоги теоретического, и экспериментального исследования, формулируем следующие выводы: разработаны содержание, эффективные формы и методы комплексного преподавания дизайна в подготовке студентов к творческой профессиональной деятельностиразработан, апробирован и проверен учебно-методический комплекс преподавания дизайна (программа, методические рекомендации) — экспериментально подтверждено положительное влияние индивидуализированной самостоятельной работы на уровень графических знаний, умений и навыков студентов.

Проведенное исследование не исчерпывает содержание проблемы творческого развития личности студента.

Выявленный и обоснованный комплекс дидактических условий позволяет эффективно решать задачи современного дизайн-образования.

Дальнейшее исследование может быть продолжено в следующих направлениях: углубленного изучения творческих процессов в высшей школеисследования эффективных механизмов индивидуализации и дифференциации профессиональной подготовки студентов вузовоптимальной подготовки будущих специалистов в условиях современного дизайн-образованиярассмотрения аспектов педагогического управления процессом творческого развития личности студента в условиях профессиональной подготовкивыявления новых педагогических условий творческого развития личности студента в процессе дизайн-образования на основе модернизированных образовательных стандартов высшей школы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Д.А. Методическая модель объекта дизайна / Д. А. Азрикан // Техническая эстетика. — 1982. — № 9.
  2. , А.Ю. Информационное взаимодействие живых систем со средой (эволюционный аспект) / А. Ю. Акопов // Системные исследования. Методологические проблемы. — М.: Наука, 1981. —С. 182−192.
  3. , Г. С. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности / Г. С. Альтшуллер, И. М. Верткин. — Минск: Беларусь, 1994. 479 с.
  4. , А. Психологическое тестирование: в 2 кн. / А. Анастази. — М.: Педагогика, 1982. Кн. 1. — 295 с.
  5. , А. Психологическое тестирование: в 2 кн. / А. Анастази. — М.: Педагогика, 1982. Кн. 2. — 612 с.
  6. , В.И. Диалектика воспитания творческой личности: Основы педагогики творчества / В. И. Андреев. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1988.-236 с.
  7. , В.И. Педагогика творческого саморазвития / В. И. Андреев.
  8. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1996. — 552 с.
  9. , С.Ф. Дизайн и эстетическое воспитание / С. Ф. Анохин // Техническая эстетика. — 1986. — № 4. — С. 12.
  10. , И.В. Индивидуально-дифференцированное обучение в гимназии / И. В. Антропова и др. // Педагогика. 1996. — № 5. — С. 19−23.
  11. , Н.Б. Дифференцированное обучение: педагогическая и философская оценка / Н. Б. Антропова и др. // Педагогика. 1992. — № 9, 10.- С. 23−28.
  12. , О.В. Профессиональная подготовка студентов-дизайнеров в процессе обучения компьютерной графике: дис.. канд. пед. наук / О. В. Арефьева. Магнитогорск, 2007.
  13. Аристотель. Сочинения: в 4 т. / Аристотель. — М.: Мысль, 1984. — Т. 4.-830 с.
  14. , В. Система художественно-конструкторского образования в ФРГ / В. Аронов // Художественно-конструкторское образование. М., 1973. — № 4.
  15. , С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе / С. И. Архангельский. — М.: Высш. шк., 1974. — 384 с.
  16. , П.Р. Технология и современное образование / П. Р. Атутов // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 11−14.
  17. , В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление / В. Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1986. — 333 с.
  18. , Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1977. — 254 с.
  19. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  20. , Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю. К. Бабанский. М., 1982.
  21. , Ф.Ф. Методические принципы обучения студентов художественному проектированию / Ф. Ф. Бандуристый. М., 1982.
  22. , Л.Н. Художественно-конструкторская деятельность человека / Л. Н. Безмоздин. — Ташкент: ФАН, 1975. 243 с.
  23. , Г. П. Сценарное моделирование как метод / Г. П. Беккер, Л. Б. Переверзев // Техническая эстетика. — 1988. № 7.
  24. , Е.П. Задачи поискового характера на преобразование / Е. П. Белан // Школа и производство. 1987. — № 11. — С. 54−55.
  25. , В.А. Дидактические• основы организации учебно-познавательной деятельности студентов : дис.. д-ра пед. наук / В. А. Беликов. -Магнитогорск, 1995. — 350 с.
  26. , В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников: монография / В. А. Беликов. — Челябинск: Изд-во ЧГПИ «Факел», 1994.
  27. , E.JI. Педагогические основы организации самостоятельной работы студентов в вузе / E.JI. Белкин. Орел, 1989. — 65 с.
  28. , H.A. Философия творчества, культуры и искусства : в 2 т. / H.A. Бердяев. М.: Искусство, 1994. — Т. 1. — 542 с.
  29. , В.П. Теория учебника / В. П. Беспалько. М., 1989
  30. B.C. Мышление и творчество. Введение в логику мысленного диалога. М., 1975. — 185 с.
  31. , Д.Б. Диагностика становления творческой личности / Д. Б. Богоявленская // Психодиагностика и школа. — Таллин: ТРГУ, 1980. — 129 с.
  32. , Д.Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. М.: Знание, 1981.-96 с.
  33. , Ш. Методы обучения художников-конструкторов / Ш. Бойко // Декоративное искусство. 1963. — № 3.
  34. , Ш. Проблемы подготовки художников-конструкторов / Ш. Бойко // Техническая эстетика. 1964. — № 8.I
  35. Большой психологический словарь / под ред.: Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб., 2003.
  36. , Н.В. Педагогика / Н. В. Бордовская, A.A. Реан. — СПб., 2000.
  37. , А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков студентов / А. Д. Ботвинников, Б. Ф. Ломов. — М.: Педагогика, 1979. 256 с.
  38. , Д.Д. Организация и методика педагогических исследований / Д. Д. Ботвинников. М., 1981.
  39. , A.B. Психология мышления и проблемное обучение / A.B. Брушлинский. — М.: Знание, 1983. 96 с.
  40. , A.A. Индивидуальный подход в обучении / A.A. Будар-ный // Советская педагогика. 1965. — № 7. — С. 34−37.
  41. , И.З. Развитие представлений о формообразовании деталей в процессе графической деятельности студентов ХГФ : дис.. канд. пед. наук / И. З. Бурнецкене. М., 1990. — 177 с.
  42. , З.Н. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий: учебник для студентов художественно-промышленных вузов / З. Н. Быков и др.- под ред. З. Н. Быкова, Г. Б. Миневрина. М.: Высш. шк., 1986. — 239 с.
  43. , П. Десять заповедей творческой личности / П. Ванцвайг. -М.: Прогресс, 1990. 187 с.
  44. , Т.Е. Сочетание групповых форм учебной деятельности студентов / Т. Е. Васильева, Я. И. Бурлака. Киев: КГПУ, 1988. — 100 с.
  45. , JI.A. Педагогика способностей / JI.A. Венгер. М.: Прогресс, 1973.
  46. , В.И. Начало и вечность жизни / В. И. Вернадский. — М.: Советская Россия, 1989. 703 с.
  47. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  48. , Т.В. Художественное восприятие как форма общения : дис.. канд. филос. наук /Т.В. Воробьева. — Л., 1983.
  49. , Т. Как создать идею / Т. Вуджек. СПб.: Питер, 1977. — 387 с.
  50. , JI.C. Психология искусства / JI.C. Выготский. 3-е изд. — М.: Искусство, 1986. — 576 с.
  51. , Е.А. Специфика методики дизайн проектирования на старших курсах САИ / Е. А. Вязникова // Дизайн и промышленность: сб. ст. -Свердловск, 1982.
  52. , Б.Г. Пути совершенствования методов обучения акварельной живописи : дис.. канд. пед. наук /Б.Г. Гагарин. -М., 1974.
  53. , Ю.Н. Время дизайна придет / Ю. Н. Галкин // Техническая эстетика. 1991. — № 8. — С. 12.
  54. , П.Я. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач / П. Я. Гальперин, В. А. Данилова // Вопросы психологии. 1980.— № 1.— С. 31−38.
  55. , П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина. -М.: МГУ, 1968.-С. 31−65.
  56. , В.Ф. Феноменология духа : сочинения: в 16 т./ В. Ф. Гегель.-М., 1959.-Т. 8.
  57. , О.И. Актуальные проблемы исследования проектной культуры / О. И. Генисаретский // Техническая эстетика. 1989. — № 5.
  58. , В.А. Педагогические условия формирования художественно-конструкторских умений у будущих учителей трудового обучения : дис.. канд. пед. наук / В. А. Герасев. Магнитогорск, 1995.
  59. , Ю.З. Идеи дифференцированного обучения в отечественной педагогике / Ю. З. Гильбух // Педагогика. 1994. — № 5. — С. 80−83.
  60. , P.A. Теория и практика развития творческой активности личности студента в системе художественного педагогического образования : дис.. канд. пед. наук / P.A. Гильман. Магнитогорск, 2001.
  61. , P.A. Художественная роспись тканей / P.A. Гильман. -М.: Изд-во Владос, 2005. — 159 с. Гинецинский, В. И. Основы теоретической педагогики / В. И. Гинецинский. СПб., 1992.
  62. , В.И. Индивидуальный подход к учащимся как условие эффективности урока в 5-х классах: автореф. дис.. канд. пед. наук. — JL, 1961.-24 с.
  63. , Г. Г. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления): монография / Г. Г. Гранатов. — Магнитогорск: МаГУ, 2000. 195 с.
  64. , Г. Г. Идейно-понятийное содержание современного естествознания : учеб.-метод. пособие / Г. Г. Гранатов. Магнитогорск: МаГУ, 2001.- 183 с.
  65. , А.Д. Формирование проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки : дис.. канд. пед. наук / А. Д. Григорьев. Магнитогорск, 2007.
  66. , П.С. Философия культуры / П. С. Гуревич. М.: АП, 1995.-288 с.
  67. , В.В. О понятии развивающего обучения / В. В. Давыдов // Педагогика. 1995. — № 3. — С. 29−39.
  68. , В.В. О понятии развивающего обучения / В. В. Давыдов. — Томск: Пеленг, 1995. 142 с.
  69. , А.Н. О разноуровневом обучении студентов / А. Н. Дахин // Педагогика. 1993. — № 2. — С. 48−51.
  70. , A.JI. Дизайн и проблемы перестройки образования / A.JI. Дижур // Техническая эстетика. — 1987. № 9. — С. 1−3.
  71. , A.JI. Научные дисциплины как предмет дизайн-образования / A.JI. Дижур // Техническая эстетика. 1990. — № 12. — С. 22−24.
  72. , A.JI. Художественное конструирование: Состояние и перспективы / A.JI. Дижур, В. М. Мунипов. М.: Знание, 1976. — 64 с.
  73. , Дж. Проектирование систем: изобретательство, анализ и принятие решений / Дж. Диксон. М.: Мир, 1969. — 440 с.
  74. , JI. Франция в современном мире / JI. Долло. — 2-е изд. М.: Интра ТЭК, 1996.-130 с.
  75. , A.A. Специфика дизайна и проблемы художественно-конструкторского образования / A.A. Дорогов // Худож.-констр. образование. -М.: ВНИИТЭ, 1972. Вып. 3. — С. 23.
  76. , И.М. Педагогика воспитания и развития личности учащегося / И. М. Дуранов и др. — Магнитогорск-Челябинск, 1996. — 315 с.
  77. , Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи- пер. с англ. Н. М. Никольской. М.: Совершенство, 1997. — 204 с.
  78. , В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие / В. К. Дьяченко. — М.: Педагогика, 1989. — 121 с.
  79. , Е.П. Краткий обзор состояния художественно-конструкторского образования / Е. П. Зенкевич // Художественно-конструкторское образование. М., 1969. — Вып. 1.
  80. , Г. А. К вопросу индивидуализации учебного процесса по графическим дисциплинам / Г. А. Иващенко, Ш. Х Даминов. — Ижевск: УГУ, 1995.-С. 63.
  81. , К. Педагогическая диагностика : пер. с нем. / К. Инген-камп. М.: Педагогика, 1991. — 240 с.
  82. , З.И. К проблеме диагностики умственного развития студентов / З. И. Калмыкова // Вопросы психологии. 1982. — № 2. — С. 74—77.
  83. , И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики: логико-методологические проблемы / И. М. Кантор. -М.: Педагогика, 1980.
  84. , K.M. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна / K.M. Кантор // Вопросы философии. 1981. -№ 11.
  85. , И.Я. Показатели развития пространственного мышления студентов / И. Я. Каплунович // Вопросы психологии. 1982. — № 5. — С. 151−157.
  86. , H.A. Влияние размера учебной группы на успеваемость совместной познавательной деятельности / JI.A. Карпенко // Вопросы психологии. 1984.-№ 1. — С. 71−75.
  87. , O.A. Формирование способности к художественно-образной характеристике изображаемого в рисунках младших студентов : ав-тореф. дис.. канд. пед. наук / O.A. Керимшеев. -М., 1985. 16 с.
  88. , Д.И. Индивидуальность и творческое мышление / Д. И. Кирнос. М.: Литер, институт им. М. Горького, 1992. — 72 с.
  89. , A.A. Индивидуализация процесса обучения как средство развития познавательной активности и самостоятельности студентов / A.A. Кирсанов // Советская педагогика. 1963. — № 5. — С. 50−51.
  90. , A.A. Индивидуализация учебной деятельности /
  91. A.A. Кирсанов // Советская педагогика. -1985. № 9. — С. 48−51.
  92. , И.И. Дифференциация обучения, возможности и подходы / И. И. Клигман // Вестник высшей школы. 1988. — № 10. — С. 31−33.
  93. , Б.И. Методы активизации творческого поиска в дизайне (педагогический и проектно-практический аспекты): дис.. канд. искусствоведения / Б. И. Клубиков. Л., 1978. — 288 с.
  94. , Ю.А. Лекции по педагогике и психологии творчества / Ю. А. Козырева. Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 1994. — 339 с.
  95. , В.Н. Лекции по психологии индивидуализации /
  96. B.Н. Колесников. М.: Институт психологии, 1996. — 224 с.
  97. , Н. Вопросы художественно-промышленного образования в документальных источниках фонда отдела ИЗО Наркомпроса (19 181 920) / Н. Кольцова // Художественно-конструкторское образование. М., 1969.-Вып. 1.
  98. , Я.А., Локк, Д., Руссо, Ж.Ж., Песталоцци, И. Г. Педагогическое наследие / сост.: В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика. 416 с.
  99. , В.А. Культура и архитектура педагогического пространства / В. А. Конев // Вопросы философии. 1996. — № 10. — С. 46−57.
  100. , C.B. Индивидуализация дидактической подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности : автореф. дис.. канд. пед. наук / C.B. Кораблева. М., 1997. — 16 с.
  101. , В.В. Моделирование в педагогическом процессе / В. В. Краевский // Введение в научное исследование по педагогике. М.: Просвещение, 1988. — 120 с.
  102. , В.Д. Композиционное формообразование в перво-на-чальной подготовке художника-конструктора : дис.. канд. искусствоведения / В. Д. Краниновская. М., 1981. — 124 с.
  103. Краткий тест творческого мышления / ред. Е. И. Щеблановой. — М.: Интор, 1995.-48 с.
  104. , В.Ф. Пространственно-графическое моделирование и раз-витиетворческих способностей у студентов / В. Ф. Кригер. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1989.-184 с.
  105. , Г. И. Технология творчества / Г. И. Кругликов, В. Д. Симоненко. Курск: Изд-во Курский гос. пед. университет, 1995. — 188 с.
  106. , В.А. Психология / В. А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1980.-305 с.
  107. , А. Визуальный комфорт для человека / А. Кудрявцев // Реклама. 1987. — № 6. — С. 18.
  108. , Т.В. Психология технического мышления / Т. В. Кудрявцев. М.: Педагогика, 1975. — 304 с.
  109. , В.П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса / В. П. Кузьмин. 3-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 398 с.
  110. , Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н. В. Кузьмина. JL, 1973.
  111. , JI.A. Дизайн-программа: понятие, структура, функции / JT.A. Кузьмичев, В. Ф. Сидоренко // Техническая эстетика. 1980. — № 1.
  112. , JI.A. Дизайн-программа: понятие, структура, функции: автореф. дис.. канд. пед. наук/ Л. А. Кузьмичев. -М., 1983.
  113. , Л.А. О программе целенаправленного совершенствования и развития системы дизайн-образования / Л. А. Кузьмичев, В. Ф. Сидоренко // Проблемы развития дизайн-образования. М.: ВНИИТЭ, 1986. — № 49.
  114. , С.Г. Из истории средового дизайна / С. Г. Лазарев // Дизайн и промышленность. Свердловск, 1982.
  115. , А.Н. Деятельность, Сознание, Личность / А. Н. Леонтьев // Избр. психол. произв.: в 2 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. — С. 94−231.
  116. , М.Р. О развитии графического образования в общеобразовательных учреждениях / М. Р. Леонтьева // Школа и производство. -1995.-№ 5.-С. 85−86.
  117. , И. Я. Развивающее обучение с дидактических позиций / И. Я. Лернер // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 7−11.
  118. , И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. — 185 с.
  119. , И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И. Я. Лернер. -М.: Прогресс, 1980. 58 с.
  120. Лобко-Лобановская, H.A. Дифференциация обучения как способ формирования познавательной активности студентов: дис.. д-ра пед. наук / H.A. Лобко-Лобановская. Харьков, 1991. — 243 с.
  121. , Б.Ф. Опыт экспериментального исследования пространственного воображения /Б.Ф. Ломов // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений / под ред.: Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова. -М.: АПН, 1961. С. 185−190.
  122. , М.Н. Групповая форма обучения на уроках черчения / М. Н. Макарова, Н. С. Жданова // Школа и производство. 1991. — № 12. -С. 66−69.
  123. , Д.Ш. Максимально по способностям / Д. Ш. Матрос // Народное образование. 1996. — № 8. — С. 56−58.
  124. , A.M. Концепция творческой одаренности / A.M. Ма-тюшкин // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29−33.
  125. , A.M. Основные направления мышления и творчества / A.M. Матюшкин // Психологический журнал. 1984. — № 1. — С. 9−17.
  126. , A.M. Психологические предпосылки групповых форм проблемного обучения / A.M. Матюшкин, А. Г. Петросян. -М.: Знание, 1981. С. 37−84.
  127. , М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
  128. , И.Ю. Дидактические основы формирования творческого системного мышления учащихся технических лицеев в предметах гуманитарного цикла: автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Ю. Медакова. М., 1995. -19 с.
  129. , Б.С. Процесс творчества и художественного восприятия / Б. С. Мелах. М.: Искусство, 1985. — 318 с.
  130. Мелик-Пашаев, A.A. Педагогика искусства и творческих способностей / A.A. Мелик-Пашаев. — М.: Педагогика, 1987.
  131. , H.A. Проблемы учения умственного развития студентов / H.A. Менчинская. М.: Педагогика, 1989. — 224 с.
  132. Методика трудового обучения с практикумом / под ред. Д. А. Тхоржевского. М.: Просвещение, 1987. — 447 с.
  133. Методика художественного конструирования / отв. ред. Ю. Б. Соловьев. 2-е изд., — М.: ВНИИТЭ, 1983.- 166 с.
  134. , Н.Г. Использование нетрадиционных педагогических технологий для реализации дифференцированного обучения : автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. Г. Милованова. Тюмень, 1997. — 24 с.
  135. , Г. Б. Значение пропедевтических курсов для подготовки художников-конструкторов / Г. Б. Миневрин // Художественно-конструкторское образование. -М., 1972. -№ 3.
  136. , Г. Б. Новая специальность архитектор-дизайнер / Г. Б. Миневрин, А. Ермолаев // Техническая эстетика. — 1989. — № 11. — С. 20−22.
  137. , JI.H. Язык пространства и цвета / JI.H. Миронова // Техническая эстетика. 1988. — № 3
  138. , Е.А. Дидактические тесты в системе многоэтапного контроля знаний студента / Е. А. Михайлычев, Ш. К. Норов. — Бухара: Бух. ТиП и Л.П., 1993.-36 с.
  139. , В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике / В. И. Михеев. М.: Высш. шк., 1987.
  140. , В.М. Проектная деятельность, ориентированная на человека / В. М. Мунипов // Техническая эстетика. 1988. — № 10.
  141. , А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований / А. Я. Найн // Педагогика. 1995. — № 5. — С. 44−49.
  142. , А.Я. Опыт инновационной деятельности в системе профессионального образования / А. Я. Найн // Педагогика. 1994. — № 6. — С. 25−28.
  143. , В.П. Введение в теорию и технологию педагогического общения / В. П. Наумов. — Магнитогорск, 1997. 119 с.
  144. , Б.М. Мудрость красоты: О проблеме эстетического воспитания: кн. для учителей / Б. М. Неменский. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1987.-225 с.
  145. , P.C. Психология / P.C. Немов. М.: Просвещение, 1995.233 с.
  146. , Т. Психология среды как новый подход к изучению человека в рабочей среде / Т. Нийт // Развитие эргономики в системе дизайна: тез. докл. Всесоюз. конф. Боржоми, 1979. — С. 148−152.
  147. , Д. Искусство творческого мышления / Д. Ниренберг. -Минск: Попурри, 1966. — 236 с.
  148. , М.А. Подготовка дизайнеров в Японии / М. А. Новиков // Художественно-конструкторское образование. М., 1969. — № 1.
  149. Новикова, JL Какой быть школе завтрашнего дня? / JI. Новикова // Аргументы и факты. 1988. — № 9.
  150. , Л.И. Школа и среда / Л. И. Новикова. М.: Знание, 1985.151,Овечкин, В. П. Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации / В.П. Овеч-кин.-М., 1998.
  151. Овсянико-Куликовский, Д. Н. Собрание сочинений. Т.6. Психология мысли и чувства. Художественное творчество / Д.Н. Овсянико-Куликов-ский. СПб.: Изд. «Общественная польза» и «Прометей», 1911. — 231 с.
  152. , И.Т. Содержание и методика исследования воспроизводящей и творческой познавательной деятельности студентов в обучении / И. Т. Огородников // Опыт дидактических исследований в СССР и ГДР. -М.: Педагогика и Фольк унд Виссен, 1974. 239 с.
  153. Основы методики художественного конструирования / сост.: Г. Б. Миневрин, А. Г. Устинов, М. Ф. Федоров. М., 1970. — 276 с.
  154. Основы педагогики и психологии высшей школы / под ред. A.B. Петровского. М.: МГУ, 1986. — 302 с.
  155. , А. Художественно-конструкторское образование в свете современных концепций дизайна : пер. с польск. / А. Павловский // Техническая эстетика. 1975. — № 7. — С. 15−17.
  156. , М.П. Дидактические условия развития творческой деятельности студентов / М. П. Пальянов // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1981. — С. 47−52.
  157. , А.И. Многоуровневое педагогическое образование / А. И. Панарин // Педагогика. 1993. — № 1. — С. 53−57.
  158. Педагогическая энциклопедия: в 4 т. — М.: Советская энциклопедия, 1964−1967.
  159. , Л.Б. Дизайн в средней школе: Британский эксперимент / Л. Б. Переверзев // Техническая эстетика. 1987. — № 6. — С. 24−28.
  160. , Л.Б. Дизайн для педагогики: возможные перспективы / Л. Б. Переверзев // Техническая эстетика. — 1985. № 1. — С. 12−13.
  161. , А.Е. Некоторые особенности прогностических действий / А. Е. Петров // Тезисы докладов IV Международной конференции стран — членов СЭВ по эргономике. М., 1981. — С. 71.
  162. , Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже // Избранные психологические труды. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 678 с.
  163. , П.И. Искусство преподавания. Первая книга учителя / П. И. Пидкасистый, М. Л. Портнов. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 184 с.
  164. , П.И. Самостоятельная познавательная деятельность студентов в обучении / П. И. Пидкасистый. М.: Педагогика, 1980. — 240 с.
  165. , П.И. Самостоятельная работа как средство организации и управления познавательным процессов студентов / П. И. Пидкасистый // Организация и методика самостоятельной работы студентов. — М., 1979.-С. 15−23.
  166. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / Платон. М.: Мысль, 1990. (Философское наследие).
  167. , К.К. Краткий словарь системы психологических понятий : учеб. пособие / К. К. Платонов. М.: Высш. шк., 1981. — 175 с.
  168. , В.Н. Образные средства дизайна: автореф. дис.. канд. искусствоведения / В. Н. Плышевский. М., 1986.
  169. , В.Н. Обучение проектировочной деятельности в системедизайнерского образования / В. Н. Плышевский // Техническая эстетика. -М.: ВНИИТЭ, 1976.
  170. , В.М. Критерии и методы оценки качества научно-педагогических исследований : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. М. Полонский. -М., 1988.
  171. , Я.А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. М.: Педагогика, 1976. — 280 с.
  172. , Я.А. Психология творчества: общая, дифференцированная, прикладная / Я. А. Пономарев. М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1990.-221 с.
  173. , М.М. Как построить школу будущего / М. М. Постников // Учительская газета. 1987. — 19 нояб.
  174. Проблемы развития дизайн-образования. М.: ВНИИТЭ, 1986. -Вып. 49. — С.99. (Сер. «Техническая эстетика»)
  175. , Н.М. Педагогические условия формирования творческого мышления учащихся : дис.. канд. пед. наук / Н. М. Пручкина. — Магнитогорск, 1999.
  176. Психология: словарь / под ред.: A.B. Петровского, М.Г. Ярошен-ко. -М.: ИПЛ, 1990.-494 с.
  177. Публикации Новосибирской региональной общественной организации «Союз дизайнеров России». Новосибирск: Обратная связь, 2010.
  178. , В.И. Дизайнерская модель культуры / В. И. Пузанов // Техническая эстетика. 1989. — № 11. — С. 16−19.
  179. , В.И. Концепция дизайн-образования / В. И. Пузанов // Техническая эстетика. 1987. — № 12. — С. 5−9.
  180. , В.И. Средства обучения по проекту дизайнера /
  181. B.И. Пузанов // Техническая эстетика. 1989. — № 6.
  182. , В.И. Что такое хороший дизайн? / В. И. Пузанов // Техническая эстетика. — 1987. № 4. — С. 7.
  183. , Е.С. Теория и практика индивидуального подхода к школьникам в обучении : дис.. д-ра пед. наук / Е. С. Рабунский. Горький, 1988.-464 с.
  184. Разработка дизайн-программ: метод, материалы / под ред. В. Ф. Сидоренко. -М.: ВНИИТЭ, 1983. 33 с.
  185. , С.Х. Проектная деятельность, ориентированная на человека / С. Х. Раппопорт // Техническая эстетика. 1988. — № 10.
  186. , Е. Художественное проектирование: стратегия и тактика / Е. Розенблюм // Декоративное искусство СССР. 1989. — № 9.
  187. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1993. Т. 1. — 585 с.
  188. , C.JI. Основы общей психологии : в 2 т. / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — Т. 1. — 488 с.
  189. , C.JI. Основы общей психологии: в 2 т. / C.JI. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1989. — Т. 2. — 328 с.
  190. , И.М. Методика обучения элементам конструирования в процессе графической подготовки студентов : дис.. канд. пед. наук / И. М. Рязанцева. М., 1987. — 124 с.
  191. , С.И. Педагогика / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. -Ростов н/Д.: Феникс, 2003.
  192. , Л.А. Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук / Л. А. Сатарова. -М., 1997.-16 с.
  193. , Г. Б. Современные подходы к идее дифференцированного обучения / Г. Б. Сидалинова // Теория и практика управления методической подготовкой специалиста в педагогическом вузе. Орск: ОГПИ, 1996. — С. 63.
  194. , В.Ф. Модель «опережающего» образования (к вопросу о перестройке системы подготовки дизайнеров) / В. Ф. Сидоренко // Техническая эстетика. 1986. — № 9. — С. 18−20.
  195. , В.Д. Профессиональная ориентация студентов в процессе трудового обучения / В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1985. — 223 с.
  196. , М.Н. Проблемы современной дидактики / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика. 1980. — 95 с.
  197. , В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя / В. А. Сластенин, А. И. Мищенко // Педагогика. — 1991. — № 10.-С. 79−84.
  198. Словарь иностранных слов. М.: Рус. яз., 1988. — 608 с.
  199. , Н.М. Краткий словарь художественных терминов / Н. М. Сокольникова. Обнинск: Титул, 1996. — 80 с.
  200. , А. Уровневая дифференциация: Путь к успеху / А. Со-лонова // Народное образование. 1994. — № 1. — С. 100−101.
  201. , И.А. Художественное конструирование в педагогическом институте / И. А. Спичак // Техническая эстетика. 1975. — № 7. — С. 17−18.
  202. , Г. П. Выступление на учредительном съезде Союза дизайнеров / Г. П. Степанов // Техническая эстетика. 1987. — № 7. — С. 7.
  203. , C.G. Диагностика интеллекта методом-рисуночного теста/ C.G. Степанов. Mi: Магистр, 1994. — 61 с.
  204. , А.И. Творчество. Сииергетическая теория и проблемы творческого долгожительства / А. И- Субетто. JI.: ЛГУ, 1989.
  205. , В.А. Вуз и наука два звена одной проблемы / BiA. Су-рина, Э. А. Субботская // Техническая эстетика. — 1987. — № 1- — С. 10−11.
  206. , Н.Ф. Управлением- процессом: усвоения- знаний / Н-Ф: Талызина. Ш.: МГУ, 1975. — 343 с.
  207. Теоретические и методические исследования в дизайне: Избр. материалы: сб. ст. / сост.: ОЖ Генисаретскищ Е-М1Гизунова1 М, 1990- -Вып: 61i — 411. — 236 с. 2102,Теплов, Б-М: Избранные тр)^ды-: в>2 т. / Б. М. Теплов. М.: Педагогика- 1985v-T.2:-360?c.
  208. Теплов, Б. М- Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. -М-: АПН РСФСР, 1961.-535 с.
  209. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. М.: Педагогика, 1990- - 192 с.
  210. Ушачев, В. П Педагогика формирования творческой активности / В. Г1 Ушачев. Магнитогорск: МаГУ, 2004. — 127 с.
  211. , В.П. Педагогические основы разработки инновационных процессов в школе : учеб. пособие, для вузов / В. Г1. Ушачев. — Магнитогорск, 1999.- 103 с.
  212. , В.П. Творчество в системе образования : монография / В. П. Ушачев. М., 1995.- 219 с.
  213. , К.Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. М.: АПН РСФСР, 1950. — 560 с.
  214. , М.Н. Проблема эстетического воспитания учащихся средствами дизайна : дис.. канд. пед. наук / М. Н. Фишер. М., 1978.
  215. , Э. Психоанализ и этика / Э. Фромм. М.: Республика, 1993.-415 с.
  216. , Г. Синергетика / Г. Хакен- пер. с англ. В.И. Емельянова- под ред. Ю. Л. Климонтовича, С. М. Осовца. -М.: Мир, 1980.-404 с.
  217. , Н.И. Пути и средства дифференциации обучения студентов : автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. И. Хмельницкая. Челябинск, 1997.-25 с.
  218. , Л.М. Дизайн : кн. для учащихся / Л. М. Холмянский,
  219. A.C. Щипанов. -М.: Просвещение, 1985. 240 с.
  220. , B.C. Экспериментальные методы в педагогике /
  221. B.C. Черепанов. Пермь: ПГПИ, 1988.
  222. , B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях / B.C. Черепанов. М.: Педагогика, 1989. — 151 с.
  223. , О.В. Концепция взаимодействия и методологические проблемы дизайна: автореф. дис.. канд. филос. наук / О. В. Чернышев. — Минск, 1983.
  224. , В.М. Проектная культура и дети (из опыта образования в Великобритании) / В. М. Чигарьков // Техническая эстетика. — 1990. — № 4. С. 2−7.
  225. , М.А. Дифференциация в американском колледже / М. А. Чошанов // Народное образование. 1994. — № 6. — С. 105−107.
  226. , Ю.Е. Интеграция системы образования региона в условиях трансформирующегося регионального образовательного пространства / Ю. Е. Шабалин // Интеграция образования. 2003. — № 2. — С. 15−19
  227. , Ю.Е. Образовательное пространство региона как фактор развития образования / Ю. Е. Шабалин // Проблемы современного образования: сб. науч. тр. / под ред. В. И. Казаренкова. М.: РУДН, МАНПО, 2005.-С. 75−80.
  228. , Ю.Е. Региональное образовательное пространство как фактор развития образования в регионе / Ю. Е. Шабалин // Образование в регионах России и СНГ. 2004. — № 1. — С. 70−73
  229. , З.П. Индивидуальный подход как средство рационализации учебной деятельности / З. П. Шабалина // Советская педагогика. 1980.- № 1. С. 50−54.
  230. , В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 1994.-320 с.
  231. , Д.Н. Дизайн систем и системный подход к формированию проектной концепции / Д. Н. Щелкунов // Системные исследования. Методологические проблемы. -М.: Наука, 1981.
  232. , Н.П. Особенности индивидуального и группового решения задач в условиях совместной деятельности / Н. П. Щербо // Вопросы психологии. 1984. -№ 2. — С. 107−112.
  233. , Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. М.: Высш. шк., 1977. — 247 с.
  234. , Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития / Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. 1993. — № 1.
  235. , М.Г. Образовательные аспекты компьютеризации дизайнерской деятельности / М. Г. Эрлих, П. Л. Дубов // Техническая эстетика. -1985. -№ 10. -С. 22−23.
  236. Юнг, К. Г. Психоанализ и искусство / К. Г. Юнг, Э. Пойман. М.: Ваклер, 1996.-302 с.
  237. , P.M. Человек в информационном пространстве / P.M. Юсупов, В. П. Заболотский, В. П. Иванов // Проблемы информатизации.- 1996. № 4. — С. 3.
  238. , И.О. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения / И. О. Якиманская и др. // Педагогика. 1991. -№ 4. — С. 44−52.
  239. , И.О. Развивающее обучение / И. О. Якиманская. -М.: Педагогика, 1979. 144 с.
  240. , И.О. Развитие пространственного мышления студентов / И.О. Якиманская- НИИ общей и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1980.-240 с.
  241. , E.JI. Психологические условия развития творческого потенциала детей школьного возраста / E.JI. Яковлева // Вопросы психологии. 1994. — № 5. — С. 37−43.
  242. , Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности / Н. М. Яковлева. Челябинск: ЧГПИ, 128 с.
  243. , К. Духовная ситуация времени / К. Ясперс. М.: АН СССР, 1987.- 157 с.
  244. , В.В. Диалектика педагогического взаимодействия в образовательной среде высшей школы сайт. URL: http://www.naukaran.ru.
  245. , П.К. /Теории функциональных систем/ Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы сайт. URL: http://ru.wikipedia.org.
  246. , М.В. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения // Педагогическое образование и наука сайт. URL: http://periodika.websib.ru.
  247. , B.C. Сознание и мышление. И. Е. Берлянд. Школа диалога культур. С. Ю. Курганов Ребенок и взрослый в учебном диалоге сайт. URL: http://www.bibler.ru.
  248. , Е.В. Экзистенциальная и гуманистическая психология сайт. URL: http://www.hpsy.ru.
  249. , В.Н., Коргин H.A., Новиков Д. А. Введение в теорию управления организационными системами сайт. URL: http://www.findlib.ru.
  250. , В.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе сайт. URL: http://www.conf.bstu.ru.
  251. , Т.В. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений сайт. URL: http://www.psy.jofo.ru.
  252. , В.И. Пропедевтический курс общей психологии сайт. URL: http://www.psychology-online.net-
  253. , О.С., Гребенюк Т. Б. Возрастные особенности развития экзистенциальной сферы сайт. URL: http://www.psyinst.ru.
  254. , Р. Дифференциация в образовании сайт. URL: http://www.ecsocman.edu.ru.
  255. М.А. «Процесс обучения в советской школе»: дис.. д-ра пед. наук сайт. URL: http://biblio.narod.ru.
  256. , В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей / http://www.mdk-arbat.ru-
  257. , Г. Технический прогресс в распоряжение художественной практики сайт. URL: http://historydesign.ru.
  258. , И.А. Личностная и деятельностная направленность ком-петентностей как результат современного образования сайт. URL: http://www.pedlib.ru.
  259. , Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. Психология индивидуальных различий сайт. URL: http://www.psychology.ru.
  260. , E.H., Курдюмов С. П. «Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры» сайт. URL: http:// www. log-in.ru.
  261. , Е. Опыт работы американской школы по методу проектов сайт. URL: http://econf.rae.ru.
  262. , Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой сайт. URL: http: //window.edu.ru.
  263. Кузьмина, Н.В.: «Формирование педагогических способностей сайт. URL: http://www.voppsy.ru.
  264. , М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений сайт. URL: http ://listaem. com.
  265. , A.K. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: пособие для учителя сайт. URL: http://www.pedlib.ru.
  266. , B.C. Возростная психология сайт. URL: http://www.vfly.ru.
  267. , P.A. Народная педагогика и ее роль в воспитании детей и молодежи сайт. URL: http://www.kcn.ru.
  268. , Ч.С. Избранные философские произведения сайт. URL: http://dic.academic.ru.
  269. , A.B. Электронный журнал «Педагогика искусства» сайт. URL: http://www.art-education.ru.
  270. , Г. Н. Управление образованием: Системная интерпретация сайт. URL: http://www.fit4u.su.
  271. , В.И. / Проблемы и перспективы развития начального образования сайт. URL: http://www.voppsy.ru.
  272. , П.И. / Адаптивное управление педагогическими системами: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений сайт. URL: http://www.mdk-arbat.ru.
  273. , С. Избранные педагогические сочинения: Пер. с франц. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Б. Л. Вульфсона сайт. URL http://www.big-library.
  274. , С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. сайт. URL http://ru.wikipedia.org.
  275. , С.С. К становлению синергетической модели образования сайт. URL http://www.ecsocman.edu.ru.
  276. , Л.Е. Состояние и проблемы теории и практики интегрированного обучения сайт. URL http://www.osu.ru.
  277. , Г. Я. Творческие задания как средство активизации познавательной деятельности учащихся // Вестник Челябинского университета сайт. URL http://www.lib.csu.ru.
  278. , Р. «Философия свободы» сайт. URL http://www.ecsocman.edu.ru.
  279. Bartel, Marvin /Теп Classroom Creativity Killers, Department of Art, Goshen college, Goshen, IN. Retrieved May 30, 2007 сайт. URL: http://www.goshen.ru
  280. British Design School/ Graphic design and illustration: educational levels сайт. URL: http://www.britishdesign.ru.
  281. Marzano, Robert J. The Art and Science of Teaching: a Comprehensive Framework for Effective Instruction сайт. URL: http://www.teacherleaders.org
Заполнить форму текущей работой