Проза молодого Л.Н. Толстого и проблема семейного романа
Судьба жанра семейного романа в русской литературе может быть прослежена путем сопоставления творчества Толстого и его современников. Так, «Семейное счастие» и «Дворянское гнездо» И. С. Тургенева, вышедшие в 1859 году, намечают два основных направления развития жанра. Наряду с романом семейным, утверждающим бытие семьи и незыблемость семейного идеала, создается так называемый «анти-оемейный… Читать ещё >
Содержание
- Введение стр
- Глава 1. Место семейного романа в типологической классификации жанра стр
- 1. Эпос и роман стр
- 2. Опыты типологии реалистического романа стр
- 3. К вопросу о теории жанра семейного романа стр
- Глава 2. Становление жанра семейного романа в творчестве JI.H. Толстого. Трилогия «Детство
- Отрочество. Юность» стр
- Глава 3. «Семейное счастие» как чистый образец жанра стр
Проза молодого Л.Н. Толстого и проблема семейного романа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В научных работах, посвященных истории литературы XIX и XX веков, мы нередко встречаем термин «семейный роман», который используется при описании различных явлений русского и зарубежного литературного искусства. Впрочем, как это ни странно, специальных работ в области теории и истории развития этого жанра в русской литературе не существует. Отсутствие интереса к этой проблеме представляется неслучайным и симптоматичным.
Невнимание к жанру семейного романа, характерное для большинства исследователей, не исключает понимания и высокой оценки ими значения «мысли семейной» в русской классической литературе. Не будет преувеличением сказать, что проблема существования и функционирования семьи в обществе считается писателями одной из важнейших для изображения национальной жизни. Устойчивость этого интереса в течение XIX века очень показательна. Стремительная эволюция жанра романа, которая наблюдается в этот период в русской литературе, характеризуется постоянным обращением к теме семьи. Так, уже в творчестве А. С. Пушкина мы видим попытки создания жанра семейного предания, основанного на понимании огромного значения опыта семьи и предшествующих поколений для формирования человека. Тот же интерес к жизни современной семьи мы видим, например, в творчестве Достоевского, называвшего себя «поэтом случайного семейства». И показательно, что на рубеже веков, в период деформации и разложения жанра романа, А. П. Чехов продолжает размышлять о судьбах семьи.
Отсутствие особого внимания к жанру семейного романа в русской литературе может быть объяснено тем, что этот жанр в чистом виде, как мы можем это наблюдать в европейской литературе конца XVIII — начала XIX века, не был воспринят в России. Тем не менее, считать, что в творчестве русских писателей не было попыток сформировать и развить этот жанр, было бы неверно. Особенно четко поиск формы семейного романа, шедший как по пути восприятия западных традиций, так и в споре с ними, порслеживается в произведениях, созданных в 50-е годы XIX века. В этот период попытки формирования жанра семейного романа делаются С. Т. Аксаковым, И. О. Тургеневым, И. А Гончаровым, Л. Н. Толстым.
Творчество Л. Н. Толстого, на протяжении которого писатель постоянно обращался к «мысли семейной», представляет особый интерес в контексте рассмотрения проблемы создания жанра семейного романа в русской литературе. Общеизвестно, что в главных шедеврах Толстого, «Войне и мире» и «Анне Карениной», в центре внимания находится именно проблема семьи. Черты жанра семейного романа, которые мы безошибочно определяем в этих произведениях, были разработаны и подготовлены в раннем творчестве писателя. Именно в связи с этим необходимо уделить особое внимание первым опытам Толстого в области романа и тем принципам, по которым им был разработан жанр семейного романа.
Необходимость выделить жанр семейного романа в русской литературе и дать его относительную характеристику во многом сопряжена с определением основных особенностей романа в целом. Невозможно говорить об одном из типов романа без обзора попыток создания типологии жанра, нередко предпринимавшихся в российском и зарубежном литературоведении. Осмысление обширной литературы, посвященной жанру романа, не позволяет ограничиться историей вопроса и требует определения позиции по более общим теоретическим проблемам. Этим обстоятельством во многом определяется структура работы.
В главе 1 «Место семейного романа в типологической классификации жанра», имеющей вводный характер, на основании подробного рассмотрения работ, посвященных теории романа, и попыток создания типологии жанра предлагается рабочая формула семейного романа, опираясь на которую в главах 2 и 3 прослеживаются пути формирования этого жанра в творчестве Л. Н. Толстого.
Материалом диссертации стали произведения молодого Толстого. В работе подробно проанализированы трилогия «Детство. Отрочество. Юность», роман «Семейное счастие», а также произведения С. Т. Аксакова, И. С. Тургенева, А. П. Чехова. Черты семейного романа в творчестве Толстого прослеживаются также в сравнении с английской литературой Викторианской эпохи.
Заключение
.
Рассмотрение некоторых аспектов жанра семейного романа в русской литературе и, особенно, в творчестве Л. Н. Толстого позволяет нам сделать следующие выводы.
Принципиально важным представляется выделение жанра семейного романа в мировой литературе как особого типа произведений, характеризующегося определенными, только ему присущими чертами. Главным жанрообразующим признаком в семейном романе становится создание особого, коллективного героя — семьи. Семейный роман формируется вокруг семьи в целом, а не одного из ее членов. Предметом рассмотрения становится существование семьи как института в современном обществе, перспективы ее развития, а также целый комплекс связанных с этой проблематикой моральных и нравственных вопросов. Можно сказать, что этот особый жанр должен учитываться при создании типологии реалистического романа.
Тема семьи и ее судьбы стала одной из важнейших в мировой литературе, но создание особого жанра семейного романа и разработка его основных поэтических конструкций и приемов произошло в Англии в конце XVIII — начале XIX века. Классические образцы семейного романа представлены в творчестве О. Голдсмита, Филдинга, Ричардсона и других. Вершины своего развития семейный роман достигает, по мнению М. М. Бахтина, в произведениях Ч. Диккенса. Говоря о развитии этого жанра, необходимо уделить особое внимание работам английских писателей-женщин, в которых семейный роман предстает в наиболее чистом виде.
Неверно было бы считать, что жанр семейного романа не получил признания и не был воспринят и развит в России, Уже на первом этапе формирования русского реалистического романа, в творчестве А. С. Пушкина, делаются первые попытки создания семейного романа через обращение к семейному преданию («Арап Петра Великого», «Капитанская дочка»), В дальнейшем все больше писателей сосредоточивают свое внимание на «мысли семейной», что влечет за собой быстрое развитие жанра. Русский семейный роман создается в активном диалоге с западноевропейской традицией. Помимо усвоения и плодотворного использования многих приемов, систем, мотивов в творчестве русских писателей создаются новые жанровые модификации, не имеющие аналогов в мировой литературе.
Творчество JI.H. Толстого, которого на протяжении всей жизни особенно интересовали проблемы семьи, ее существования, является, пожалуй, наиболее показательным при рассмотрении судьбы семейного романа в русской литературе. Основные тенденции развития этого жанра в России достигли наиболее яркого выражения именно в произведениях Толстого. Особое значение при этом имеет раннее творчество писателя, так как именно в этот период складывается система мотивов и приемов, подготовившая большинство достижений в области поэтики и жанра его зрелого творчества.
Уже в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» Толстой, помещая в центр повествования всю семью Иртеньевых и рассматривая на этом примере судьбу русской дворянской семьи, создает один из наиболее редких типов романа. По классификации, данной М. М. Бахтиным в работе «Роман воспитания и его значение в истории реализма», трилогия Толстого, повествующая о постепенном переходе от крепкого единства к сосуществованию независимых и ничем не объединенных индивидов, может быть отнесена к типу семейного романа воспитания. В отличие от классических образцов как европейского, так и русского семейного романа, например, «Семейной хроники» и «Детских годов Багрова-внука» С. Т. Аксакова, в которых функционирует неизменный герой с определенным заданным набором черт, трилогия строится вокруг «неготового» героя (М.М. Бахтин) — семьи Иртеньевых — утверждает изменчивость, непостоянство как один из характерных признаков современной семьи. Жанр семейного романа воспитания комбинируется в трилогии с биографией, что дает нам право говорить о создании биографического типа романа воспитания.*.
Если «Детство. Отрочество. Юность» повествует об умирании семьи, о ее постепенном разложении, то принципиально иначе решается эта проблема в «Семейном счастии». Здесь Толстой показывает путь, по которому семья может прийти к истинному счастью, Возможно, неоднородность оценки этого произведения в критической литературе связана с отчетливо прослеживаемой ориентацией на известные литературные традиции и образцы, особенно на английский семейный роман Викторианской эпохи. В данной работе сделана попытка раасмотреть основные пути, по которым идет восприятие Толстым английской женской литературы и то, как это восприятие выразилось в романе «Семейное счастие». Главной чертой, сближающей роман Толстого с творчеством, например, Джейн Остен, становится отказ от романтизма и замена романтической поэтики на нечто принципиально новое. Можно сказать, что Толстой в «Семейном счастии» утверждает систему ценностей, поэтические принципы и весь мир английского семейного романа. Единство произведения, его логика подчинены сюжету: в романе показан постепенный переход героини от романтических представлений и ожиданий к осознанию их неприменимости к семейной жизни и утверждению в своей душе системы ценностей, характерной для мира семейного романа.
Судьба жанра семейного романа в русской литературе может быть прослежена путем сопоставления творчества Толстого и его современников. Так, «Семейное счастие» и «Дворянское гнездо» И. С. Тургенева, вышедшие в 1859 году, намечают два основных направления развития жанра. Наряду с романом семейным, утверждающим бытие семьи и незыблемость семейного идеала, создается так называемый «анти-оемейный» роман, подвергающий сомнению возможность существования настоящей семьи. Общая критическая направленность литературы русского реализма, неудовлетворенность жизнью, окружающей действительностью во многом объясняет расцвет и господство анти-семейного романа в русской литературе середины и конца XIX века, в то время как положительный потенциал романа семейного остался практически не реализованным.
Творчество Л. Н. Толстого характеризуется той же эволюцией: от попыток создания семейного романа в ранний период и осмысления проблемы семьи в вершинных произведениях, «Войне и мире» и «Анне Карениной», писатель приходит в разочарованию в идеале семейственности в своем позднем творчестве. Наиболее четко и полно черты анти-семейного романа прослеживаются в повести «Крейцерова соната».
Данная работа не направлена на решение всех проблем формирования и функционирования жанра семейного романа в творчестве Толстого и в русской литературе в целом. Напротив, главным нам представляется постановка основных проблем и определение путей изучения жанра, что еще должно быть сделано в будущем.
Список литературы
- Аксаков С.Т. Собрание сочинений С.Т. Аксакова. — М., 1910.
- Диккенс Ч. Собрание сочинений в 30-ти тт. М, 1960. — тт. 15, 16, 17, 18.
- Остен Дж. Мэнсфилд-парк. Харьков- Москва, 1998.
- Остен Дж. Чувство и чувствительность. Гордость и предубеждение. Нортенгерское аббатство. -М., 1998.
- Толстой JI.H. Полное собрание сочинений. Юбилейное изд.: в 90-тт. -М., 1928−1958.-тт. 1,2, 5.
- Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22-х тт. М., 1978−1985. — т. 8.
- Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в 28-тт, М.- Л., 1960−1968.
- Сочинения в 18-ти тт. т. 7.
- Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти тт. М., 1974−1983.
- Авасцатурова ВВ. Чарльз Диккенс в творческом сознании Л.Н. Толстого. Л., 1990.
- Арсеньев Н.С. О духовной и культурной традиции русской семьи // «Север». 1992. — № 3.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.
- Бахтин М.М. Роман воспитания и его значение в истории реализма // М. М. Бахтин. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
- Бахтин М. М, Эпос и роман // Поэтика. Труды русских и советских поэтических школ. Будапешт, 1982.
- Белокопытова О.Н. О приемах создания детского образа в «Детских годах Багрова-внука» // Изв. Воронеж, гос. пед. ин-та, 1966. т. 53.
- Белокопытова О.Н. У истоков русского мемуарно-автобиографического романа // Изв. Воронеж, гос. пед. ин-та. 1970. — т. 104.
- И. Билинкис Я, С, Новаторство Л. Н. Толстого в трилогии «Детство. Отрочество. Юность». -Л., 1973.
- Бурнашева Н.И. Жанровое своеобразие ранних рассказов Л.Н. Толстого. М., 1978.
- Бурнашева Н.И. Раннее творчество Л.Н. Толстого: текст и время. -М., 1999.
- Бурсов Б.И. Лев Толстой. Идейные искания и творческий метод. 1847−1862.-М., 1960.
- Бурсов Б.И. Л.Н.Толстой и русский роман. М.- Л., 1963.
- Бурсов Б.И. Реализм всегда и сегодня. Л., 1967.
- Бычков С.П. Л.Н. Толстой. Очерк творчества. М., 1954.
- Вердеревская Н.А. Русский роман 40−60 гг. XIX века. Казань, 1982.
- Верхось Н.Р. Раннее творчество JI.H. Толстого. Сталинир, 1954.
- Вершинина H.JI. Пушкинские традиции в творчестве J1.H. Толстого 50−60 гг. -М., 1979.
- Войтоловская Э.Л. Аксаков в кругу писателей-классиков. Л., 1982.
- Галаган Г. У истоков творчества Л. Толстого.-Л., 1969.
- Головин К. (Орловский). Русский роман и русское общество. СПб, 1914.
- Грифцов Б, А. Теория романа, М, 1927.
- Грицанова М.В. Проблемы повествования в произведениях С.Т. Аксакова для детей // Проблемы метода и жанра. Томск, 1988. — вып. 14.
- Гусев Н.Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии с 1855 по 1869 год.-М., 1957.
- Днепров В. К теории романа // Уч. зап. Борисоглеб. пед. ин-та.1956. вып. 1.
- Жданов В. Любовь в жизни Льва Толстого.-М., 1993.
- Ивашева В.В. Английский реалистический роман XIX века в его современном звучании. М., 1974.
- История русского романа в 2-х тт. М.- Л., 1962.
- Катаев В.Б. Проза Чехова: проблема интерпретации. М., 1979.
- Катарский И.М. Диккенс в России. М., 1966.
- Кожинов В. Происхождение романа. М, 1963.
- Кошелев В. Л. Толстой и Аксаковы // Яснополянский сборник. -Тула, 1984.
- Кошелев В. «Все счастливые семьи."// Север. 1986. — № 3.
- КупреяноваЕ.Н. Молодой Толстой. Л., 1953.
- КупреяноваЕ.Н. Молодой Толстой, Тула, 1956.
- Лакшин В. Я, Толстой и Чехов, М., 1963.
- Линков В .Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова. М., 1982.
- Лощннин Н.П. Л.Н. Толстой и И. С. Тургенев (Творческие и личные отношения). Тула, 1982.
- Мандельштам О.Э. Конец романа // Поэтика. Труды русских и советских школ. Будапешт, 1982.
- Манн Ю. У истоков русского романа // Манн Ю. Диалектика художественного образа, М., 1987.
- Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. 30−50 гг.-Л., 1982.
- Маркович В.М. Русская новелла. Проблемы теории и истории. -СПб, 1993.
- Машинский С.И. С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. М., 1973.
- Мейер М. Проблема семьи в творчестве Л.Н. Толстого: Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 2000.
- Мотылева Т, Л. Роман свободная форма. — М., 1982.
- Наумова О.А. Автобиографический роман воспитания в творчества Ч. Диккенса и Ш. Бронте. М., 1960.
- Недзвецкий В.А. Русский социально-универсальный роман XIX века. Становление и жанровая эволюция. М., 1997.
- Нестеренко A. Eberhard Dieckmami. Erzaehlformen in Fruehwerk L.N. Tolstojs 1951−1857, Berlin, 1969 // Науч. докл. высш. шк., Филологические науки. 1970. — № 6.
- Николаева Н.В. Образ автора в повествовании Толстого (50-е гг.) И Вестн. МГУ, Сер. 10. Филология. 1966. — № 1.65.- Николаева Н. В. Стиль ранних произведений Л. Н. Толстого. М, 1967.
- Николич Д.Н. Автобиографические повести о детстве // Учен. зап. Алма-Атинского гос. пед. ин-та им. Абая. Сер. гуманитарных наук. -1955. т. 9.
- Одиноков В. Г. Трилогия Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1953.
- Одиноков В.Г. Л.Н.Толстой художник. — Новосибирск, 1966.
- Одиноков В.Г. Типология русского романа 19 века. Новосибирск, 1970.
- Одиноков В.Г. Проблемы поэтики и типологии русского романа XIX века. Новосибирск, 1971.
- Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н, Толстого. Новосибирск, 1978.
- Одиноков В.Г. Художественная системность русского классического романа. Новосибирск, 1976.
- Переверзев В. Ф, У истоков русского реального романа. М., 1937.
- Покусаева Н. Идейно-художественная концепция романа Л.Н. Толстого «Семейное счастие» // Сб. научн. работ студентов
- Саратов, гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. Выпуск, посвященный 50-летию университета. Саратов, 1960.
- Попов В. Из встреч 50-х годов (Л.Н. Толстой и С. Т, Аксаков) // Прометей. М., 1980. — т. 12.
- Попов П. Роман Л. Н. Толстого с В.В. Арсеньевой и повесть «Семейное счастие» // Огонек. 1928. — № 7.
- Попов П. Роман «Семейное счастие» // Яснополянский сборник. Год 1960-й, Тула, 1960.
- Роллан Р. Жизнь Толстого // Р. Роллан. Собр. соч. в 14-ти тт. М., 1954.-т. 2.
- Соллертинский И.И. Русский реалистический роман первой половины XIX века. Вологда, 1973.
- Тамарченко Д.Е. Из истории русского классического романа. ~ М.- Л., 1961.
- Фрич Е.В. Начало пути JL Толстого и документально-автобиографическая проза конца XVIII первой половины XIX в. -Л, 1976.
- Чечетко М.В. Реалистический роман Джейн Остен. М., 1979.
- Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1975.
- Чуприна И.В. Идейно-художественная концепция трилогии Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» // Научн. ежегодник Сарат, гос. пед, ин-та им. Н. Г. Чернышевского за 1954 г. Саратов, 1955,
- Чуприна И. В. Трилогия Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Саратов, 1961.
- Шкловский В. О теории прозы. М., 1925.
- Шкловский В. Лев Толстой. М., 1963.
- Шкловский В. Повести о прозе. М., 1966. — т.2.
- Эйхенбаум Б.М. Лев Толстой. Книга первая. 50-е годы. Л., 1928.
- Ю1.Эсалнек, А .Я. Проблема жанра в «Эстетике» Гегеля // Вестн. МГУ.
- ЮЗ.Эсалнек А. Я. Своеобразие романа как жанра. М, 1978, Ю4. Эсалнек А. Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. — М., 1986.
- ЮЗ.Эсалнек А. Я. Типология романа. М., 1991.
- Basch F. Relative Creatures- Victorian Women in Society and Novel. -New York, 1974.
- Bayley J. Tolstoy and the Novel. New York, 1967.
- Benson R.C. Women in Tolstoy. The Ideal and the Erotic. Urbana, 1973.
- Bergmann H. Between Obedience and Freedom. Goeteborg, 1979. 1 lO. Bjoerk H. The Language of Truth. — Lund, 1974.111 .Blake A. Reading Victorian Fiction. Basingstoke- London, 1989.
- Boborykine P. L’evolution du roman msse. Paris, 1900.
- Boyd A.F. Aspects of the Russian Novel. London, 1972.
- Coe R. When the Grass was Taller: Autobiography and the Experience of Childhood. New Haven- London, 1984.
- Colby V. Yesterday’s Woman. Domestic Realism in the English Novel. -Princeton, 1974.
- Cook A. The Meaning of Fiction. Detroit, 1960.
- Courtney W.L. The Feminine Note in Fiction. London 1904.
- Cresson A. Leon Tolstoi, sa vie, son oeuvre avec un expose de sa philosophie. -Paiis, 1950.
- Daldiy G, Charles Dickens and the Form of Novel. London- Sydney, 1987.
- Decker C. Victorian Comment on Russian Realism // Publ. Modem Language Association. 1937. — v. 52. — № 4 June.
- Dessner L.J. The Homely Web of Truth: a Study of C. Bronte’s Novels. -The Hague- Paris, 1975.
- Family views of Tolstoy. London, 1926.
- Gilles D. Tolstoi. Paris, 1959.
- Gilmour R. The Novel in the Victorian Age. London, 1986.
- Goldknopf D. The Life of the Novel. Chicago- London, 1972.
- Hardy B. The Appropriate Form. An Essay on the Novel. London, 1964.
- Laffite S. Leon Tolstoi et ses contemporains. Paris, 1960.
- Lavrin J. An Introduction to the Russian Novel. London, 1942.
- MacCarthy B.G. The Later Woman Novelists. Oxford, 1947.
- Marshall W.H. The World of Victorian Novel. London, 1968.
- Moss H. Writing against Time. New York, 1969.
- Muir E, The Structure of the Novel. London, 1947.
- Orel H. English Critics and the Russian Novel // Slavonic and East European Review. 1955. -v. 33, — № 81. June.
- Persky S. Les maitres du roman contemporain russe. Paris, 1912.
- Phelps W. Essays on Russian Novelists. New York, 1911.
- Poggioli R. The Oaten Flute: Essays on Pastoral Poetry and the Pastoral Ideal. Cambridge, 1975,
- Pritchett V.S. Tolstoy’s Marriage Novels // New Statesman and Nation. -1944, 28 October. — № 28.
- Reeve F.D. The Russian Novel. London, 1967.
- Robert M. Roman des origines et origines du roman. Paris, 1972.
- Russian Literature and Modern English Fiction. Chicago- London, 1965.
- Salaman E. The Great Confession. London, 1973.
- Schevitch S.E. Russian Novels and Novelists of the Day // North
- American Review. 1879. — v. 128. 143. Speirs L. Tolstoy and Chekhov. — London, 1971.
- Themes et formes litteraires. Katowice, 1986.
- Thomson P. The Victorian Heroine, London, 1956.
- Turner C.E. Count Tolstoi as Novelist and Thinker. London, 1888.
- Tumton G. Turgenev and the Context of English Literature 1850−1900. -London- New York, 1992.
- Vogue E.M. Le roman russe. Paris, 1886.
- Watson G. The Stoiy of the Novel. London, 1979.
- Wilson A. Diversity and Depth of Fiction. New York, 1984.
- Zweers A.F. Grown-up Narrator and Childlike Hero. The Hague- Paris, 1971.