Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Становление и развитие системы повышения квалификации учителей религии в Германии: на примере федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Система подготовки и повышения квалификации (ПК) учителей религии в Германии формировалась с начала тридцатых до конца шестидесятых годов XX века. В течение этого времени происходили значительные изменения в структуре школы, а, следовательно, в системе подготовки и ПК учителей религии. Институциональные изменения в организации повышения квалификации состояли в преобразовании общественных структур… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ РЕЛИГИИ В ГЕРМАНИИ
    • 1. 1. Эволюция законодательного регулирования и история становления подготовки и повышения квалификации учителей религии в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия
    • 1. 2. Законодательная база изучения христианства в Германии: современное состояние
    • 1. 3. Взаимодействие евангелической церкви и государственных органов управления образованием в вопросах подготовки и повышения квалификации учителей религии
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА 2. СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ РЕЛИГИИ В ГЕРМАНИИ
    • 2. 1. Структурно-институциональная характеристика системы повышения квалификации учителей религии
    • 2. 2. Организационные формы и содержание повышения квалификации учителей религии
  • ВЫВОДЫ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 136 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
  • СПИСОК
  • ПРИЛОЖЕНИЕ

Становление и развитие системы повышения квалификации учителей религии в Германии: на примере федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования. На рубеже XXXXI веков произошла переоценка роли религии не только в культуре и истории России, но и в духовно-нравственном развитии человека. Религия и деятельность церкви стали фактором, оказывающим активное воздействие на социальные процессы и общественную жизнь страны. Многие граждане испытывают большую потребность в изучении как православия, так и других традиционных в нашей стране религий. Идею изучения религии как элемента национальной культуры поддерживает большинство нерелигиозных россиян. В связи с переосмыслением форм и содержания духовно-нравственного воспитания детей и юношества, знания о традиционных религиозных ценностях включаются в школьное образование.

Эти процессы основываются на соответствующих законодательно-правовых документах. В 1997 г. была принята новая редакция Федерального Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», в котором под-^ черкнута «особая роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» (СЗРФ. 1997. № 39. Ст.4465). В системе образования имеются правовые основания, определяющие возможность обучения детей религии. Одновременно, субъектам федерации предоставлена самостоятельность в решении данного вопроса в рамках регионального компонента. В ряде российских регионов администрации и епархии заключили соглашения о сотрудничестве, в которых предусматривается возможность включения религиозных знаний в школьное образование. В ряде регионов, например, в Белгородском, Смоленском и некоторых других, введен предмет «Основы православной культуры», который носит обязательный характер. В Курской, Московской и многих других областях, курс «Основы православной культуры» преподается на факультативной основе. Хотя, по мнению сторонников этого предмета, преподавание основ православной культуры — является возрождением культурных традиций, ставящим целью приобщение к культуре и истории страны, в его содержании значительное место занимают религиозные знания.

Рост интереса к традиционным культурным и религиозным ценностям нашел свое выражение так же в создании факультетов и кафедр теологии и религиоведения в светских высших учебных заведениях. Так направления и специальности «Религиоведение» и «Теология» открыты почти в 50-ти вузах страны, активно обсуждается вопрос о введении теологии в номенклатуру научных специальностей.

На открытии XV Рождественских чтений (Москва, 2007 г.) в докладах Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Министра образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко, Министра культуры Российской Федерации А. Соколова отмечалась актуальность интеграции профессионального религиозного образования в единое российское образовательное пространство.

Рост общественной потребности в изучении религиозных знаний, появление в образовательных учреждениях предметов, включающих религиозные знания со всей остротой ставит проблему подготовки педагогических кадров, компетентных в этой сфере деятельности.

Важной стороной решения этой проблемы является переподготовка и повышение квалификации учителей, уже преподающих религиозную культуру. Этому в известной мере способствует взаимодействие религиозных организаций с образовательными учреждениями в целях подготовки и повышения квалификации преподавателей историко-культурологических дисциплин для расширения их компетентности в религиозных вопросах.

Однако, продуктивное решение проблемы, на наш взгляд, состоит в создании структурно и методически обеспеченной системы повышения квалификации учителей.

Вместе с тем, учитывая сложность и многогранность проблемы преподавания религии для российской системы образования, представляется целесообразным и полезным изучение опыта подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и, особенно, подходов к регулированию государственно-церковных отношений в решении этих проблем в западно-европейских странах и, прежде всего, в Германии, где эти отношения имеют достаточно устойчивый характер и хорошо проработаны во всех (в том числе и правовых) аспектах.

В настоящее время отдельным аспектам этой проблематики, в том числе вопросам подготовки и повышения квалификации учителей религии, в российской современной научной литературе посвящены работы С. А. Енькова,.

И.В. Золотаренко, М. Н. Костиковой, Т. А. Кудриной, Н. Н. Лисового, В. М. Меньшикова, И. В. Метлика, М. П. Мчедлова, Т. И. Петраковой, В.А. Сла-стенина, В. И. Слободчикова, Л. Д. Соловьевой, В. Н. Тростникова и других.

Указанные проблемы хорошо изучены в немецкой педагогике. Им посвящены исследования У. Бауман (U. Baumann), К-Э.Нипкова (К.-Е. Nipkow), Г. Леммерманна (G. Lemmermann), Г. Рюппелля (G. Ruppell), Р. Фриллинга (P. Frilling), Д. Циллессена (D. Zillessen), Г.-А. Штемпеля (G.-A. Stempel), К.-Т. Шайльке (К.-Т. Scheilke).

Вопросы преподавания религии в различных типах школ Германии, про-(фессионально-технических учебных заведениях, дошкольных учреждениях, а также проблемы повышения квалификации учителей религии и улучшения качества преподавания предмета освещены в работах Г. Беверсдорффа (Н. Bew-ersdorff), Б. Ендорффа (В. Jendorff), Г.-Й. Зильберберга (G.-J. Silberberg), Ю. Клуге (J. Kluge), С. Ляймгрубера (S. Leimgruber), М. Нейфельдера (М. Neu-felder), Г.-Ю. Рёриха (H.-J. Rohrig), 3. Фёрстера (S. Foerster), У. Шпаршу (U. Sparschu), Г. Хильгера (G. Hilger), Х.-Г. Циберта (H.-G. Zibert).

Практический интерес к изучению опыта Федеративной Республики Германии в области преподавания религии в школе, а также к повышению образовательного уровня учителей религии позволил выбрать тему диссертации: «Становление и развитие системы повышения квалификации учителей религии в Германии (на примере федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия)».

Проблема диссертационного исследования формулируется следующим образом: каковы условия и организационные формы повышения квалификации учителей религии в Германии.

Решение данной проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — теория и практика повышения квалификации учителей религии.

Предмет исследования — законодательное обеспечение, организационные формы и содержание деятельности организаций, занимающихся повышением квалификации учителей религии в Германии.

Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать историю становления повышения квалификации учителей религии в Германии.

2. Охарактеризовать современное состояние законодательных основ изучения христианства в Германии.

3. Выявить основные направления взаимодействия евангелической церкви и государственных органов управления в вопросах подготовки и повышения квалификации учителей религии.

4. Раскрыть структурно-институциональную характеристику системы повышения квалификации учителей религии.

5. Охарактеризовать организационные формы и содержание повышения квалификации учителей религии в Германии.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют общефилософские принципы конкретности, всесторонности, эволюционное&trade-, а также общенаучные принципы объективности и системности. Концепция диссертации сложилась на основе переосмысления места религии в современном образовании, а также возрастающей роли в формировании духовно-нравственных и культурных ценностей общества.

Для решения поставленных задач в работе использованы следующие методы: теоретический анализ (системный и ретроспективный):

— изучение и систематизация материалов по организации повышения квалификации учителей религии в Германии;

— анализ существующих форм повышения квалификации учителей религии в Германии;

— обобщение и систематизация полученных результатов;

— логико-теоретический анализ философских, педагогических и методических трудов по исследуемой теме;

I эмпирические методы:

— наблюдение за проведением уроков религии в немецких образовательных учреждениях и их последующее обсуждение с учителями и методистами;

— беседы с руководителями Земельного церковного ведомства земли Северный Рейн-Вестфалия, доцентами и руководством педагогико-теологического института, школьными учителями религии, религиозными учеными-педагогами, священниками;

— интервьюирование исследователей проблем повышения квалификации учителей религиипраксиметрический метод: |/ - анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих отношения государства и церкви.

Источники исследования: религиозно-педагогические сочинения русских и немецких педагогов и религиозных педагоговроссийских и зарубежных психологов, занимающихся проблемами духовно-нравственного воспитанияа также документальные и литературные материалы, программы, рекомендации, руководства по повышению квалификации учителей религии, предлагаемые Земельной церковной службой евангелической церквиматериалы ежегодных Рождественских образовательных чтений, нормативно-правовые документы и акты, Уставы Земельных евангелических церквей.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1999;2003 гг.) был осуществлен сбор источников и материалов по избранной теме. Во время стажировки в Педагогико-теологическом институте (Германия, Бонн, 2003 г.) проводилось интервьюирование учителей религии и специалистов, осуществляющих повышение их квалификации, священников, авторов школьных учебников евангелической религии. Посещались уроки религии в различных видах и типах образовательных учреждений. Изучались труды немецких религиозных педагогов, посвященные данной проблемепроанализирована степень научной разработанности исследуемой темыопределены методы, способствующие раскрытию содержания.

На втором этапе (2003;2005 гг.) были определены основные параметры исследованияизучались и анализировались литературные источники, уточнялись и обобщались полученные при этом данные.

На третьем этапе (2005;2007 гг.) происходила систематизация полученных результатов, и оформлялись материалы диссертационного исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Система подготовки и повышения квалификации (ПК) учителей религии в Германии формировалась с начала тридцатых до конца шестидесятых годов XX века. В течение этого времени происходили значительные изменения в структуре школы, а, следовательно, в системе подготовки и ПК учителей религии. Институциональные изменения в организации повышения квалификации состояли в преобразовании общественных структур в синодальное подразделение, а затем — постоянно действующие учебные заведения, признанные государством в качестве вузов. В последующие годы все основные мероприятия по ПК учителей евангелической религии разрабатывались и проводились данными учебными заведениями.

2. Взаимоотношения государства и церкви в Германии определяются детально проработанной нормативно-правовой базой. При разработке и введении каждого нового документа отмечается высокий уровень преемственности. Уточнение и развитие конституционные и федеральные нормы получают в земельных конституциях, которые устанавливают цели образования, разделение компетенций между семьей и школой, определяют принципы преподавания предмета «Религия» и специфику подготовки и ПК учителей для этих целей.

При светском характере образования урок религии является равноценным школьным предметом, обязательным для государственного учебного плана и преподается в соответствии с принципами соответствующих религиозных конфессий.

3. Евангелическая церковь активно участвует в общественных дискуссиях по вопросам образования и воспитания, стремясь внести свой вклад в расширение образовательных горизонтов и улучшение результатов педагогического труда. В сотрудничестве с государством евангелическая церковь (согласно Конституции) принимает участие в обеспечении возможностей изучения религии детям нехристианских культур. Также она участвует в подготовке и ПК учителей предмета «Практическая философия». Одновременно расширяется сотрудничество евангелической и католической конфессий в области преподавания религии.

4. Особое отличие мероприятий по ПК учителей религии состоит в совмещении работы местных региональных и надрегиональных учреждений. Все мероприятия по ПК учителей религии планируются, проводятся и контролируются тремя основными инстанциями: Педагогико-теологическим институтом, Обществом евангелических воспитателей и IV-м отделом «Воспитание и образование» Земельного церковного ведомства.

5. Фукционирующий в системе церковного ПК учителей религии федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия педагогико-теологический институт евангелической церкви (ПТИ), осуществляет повышение квалификации как школьных учителей, преподающих религию во всех видах и типах образовательных учреждений, так и священников по вопросам подготовки детей к конфирмации, ведет методическую и научную работу.

6.Анализ деятельности ПТИ дает четкое представление об основных направлениях, методах, формах и содержании ПК, в соответствии с которыми строится работа институтов повышения квалификации учителей религии в Германии. Вся деятельность по организации и проведению ПК осуществляется на фоне непрерывного диалога церкви с органами управления образованием, учителями, учащимися и их родителями, религиозной общественностью. Церковное ПК направлено на рассмотрение всех учебных вопросов в свете реального контекста жизни учителя и учеников.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что в нем целостно представлен анализ системы повышения квалификации учителей религии в Германиираскрыта история развития подготовки и повышения квалификации учителей религии в Германиив научный оборот введены труды немецких педагогов, специалистов в сфере подготовки и повышения квалификации учителей религии.

Теоретическое значение исследования состоит в том, что в нем раскрыты теоретические основы проектирования взаимодействия образовательных учреждений и церкви в области повышения квалификации учителей религиивыявлены организационные механизмы управления развитием системы повышения квалификации учителей религииматериалы, полученные в работе могут стать основой дальнейшего изучения системы подготовки кадров в Германии и разработки научного обеспечения повышения квалификации учителей религиозной культуры в России.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в работе представлены особенности системы повышения квалификации учителей религии, построенной на взаимодействии государства и церкви. Содержащийся в данной работе материал может использоваться в учебных курсах и спецкурсах системы дополнительного профессионального образования учителей, а также учитываться при организации подготовки и повышения квалификации учителей, преподающих основы православной культуры и других традиционных культур России.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена методологической базой концепции диссертациииспользованием методов, адекватных ее задачам и логике, репрезентативностью и разнообразием библиографических источников, богатством документальных и литературных данных, убедительно подтверждающих основные теоретические положения и выводы диссертации.

Апробация и внедрение результатов работы осуществлялись посредством:

— участия в ежегодно проводимых всероссийских научно-практических конференциях, посвященных педагогическому наследию К. Д. Ушинского, ежегодных всероссийских Знаменских чтениях, Международных Образовательных Рождественских чтениях;

— выступлений автора с докладами на межвузовских и вузовских научно-практических конференциях, заседаниях кафедры иностранных языков Курского госуниверситета;

— публикаций тезисов и статей по проблемам исследования в научных сборниках.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, библиографического списка, приложения.

выводы.

1. В процессе развития системы повышения квалификации учителей религии в Германии четко сформировалась структура церковного ПК преподавателей евангелической религии. Для успешной организации ПК учителей религии не менее важным является хорошо налаженное сотрудничество всех подразделений этой структуры.

2. Церковное ПК приравнивается к государственному. Государство оказывает поддержку и финансовую помощь церкви в организации ПК учителей религии, что укрепляет позиции церкви в области образования.

3. ПК учителей религии ориентировано на постоянное расширение курсов и образовательных программ, на обновление отдельных компонентов учебного процесса, активизацию методической работы с учетом требований времени.

4. Служащие организаций и преподавательский состав, осуществляющие процесс повышения квалификации учителей религии, ставят перед собой следующие главные задачи: научить педагога управлять своей деятельностью, мыслить тактически, перестраиваться в зависимости от изменяющейся ситуации, а также критически оценивать свою педагогическую деятельность.

5. Государство и церковь постоянно осуществляют контроль качества мероприятий по повышению квалификации учителей религии, для чего разработаны специальные критерии.

6. Следует отметить, что образовательный процесс носит динамический и вместе с тем изменчивый характер. По своей природе преподавательская деятельность является творческой и требует от учителя дальнейшего профессионального совершенствования.

Проводя повышение квалификации, церковь создает постоянные возможности для развития методических и дидактических умений и навыков, позволяет доносить опыт отдельных учителей до широких педагогических кругов, коллегиально обсуждать и обновлять воспитательные навыки учителей религии.

7. Процесс повышения квалификации учителей религии в Германии осуществляется на высоком организационном и методическом уровне.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Исторический анализ формирования системы повышения квалификации учителей религии в Германии выявил ряд факторов способствующих созданию системы повышения квалификации, оснащенной учебно-методическими материалами, помогающими проводить большую работу по подготовке преподавательских кадров.

В начальный период развития системы ПК учителей религии в земле Северный Рейн-Вестфалия были организованы рабочие комитеты, включавшие учителей религии и священников. Затем была создана катехизаторская служба, которая получила основные полномочия по организации и проведению курсов ПК. Учитывая важность повышения квалификации, руководство евангелической церкви земли Северный Рейн-Вестфалия преобразовало катехизаторскую службу в учебное заведение — Педагогический институт Вестфальской земельной церкви. Также для этих целей был создан Педагогико-теологический институт Рейнской земельной церкви. В дальнейшем этим институтам был присвоен статус высших учебных заведений. В настоящее время все основные мероприятия по ПК учителей религии планируются и проводятся данными учебными заведениями.

2. Взаимоотношения государства и Церкви по вопросам образования формировались на протяжении длительного времени (более ста лет), что позволило четко определить нормативно-правовую базу в сфере школьного воспитания и образования, а также в области преподавания предмета «Религия» как равноценного и обязательного для государственного образовательного плана. Конституция, нормативно-правовые акты земельного Министерства образования, Закон о школьном уставе, Уставы Земельных церквей определяют принципы преподавания религии на конфессиональной основе, устанавливают специфику подготовки и повышения квалификации учителей религии.

3. Опыт повышения квалификации учителей религии в земле Северный Рейн-Вестфалия показывает успешность продуманного и открытого взаимодействия государства, религиозных организаций, образовательных учреждений и местных органов власти в области образования и религиозного воспитания в реальных жизненных условиях постоянно движущегося вперед демократического общества.

Евангелическая церковь Германии в сотрудничестве с государственными органами управления образованием содействует современной молодежи в выборе жизненного пути посредством изучения христианского культурного наследия, руководствуясь тем, что культурные и религиозные традиции определяют многие сферы жизни человеческого общества. Мирное сочетание разных культур и религий в рамках одного государства ставит проблему выявления общей реальной основы для взаимодействия различных культур и религий. Евангелическая церковь считает, что диалог культур с целью поиска общих точек соприкосновения не должен сопровождаться навязыванием каких-либо образцов поведения. Необходимо учитывать мнение различных групп населения, что доказывается активным участием церкви в межконфессиональном сотрудничестве в области преподавания религии и в создании альтернативного предмета «Практическая философия» для учащихся, не посещающих уроки религии.

4. Основополагающими принципами взаимодействия образовательных учреждений, управленческих органов и церкви являются: точное определение меры ответственности государства и церкви в решении организационно-управленческих и педагогических задач в области повышения квалификации учителей религииустоявшиеся подходы к распределению компетенций между всеми участниками данного процессасогласование программ ПК с учетом пожеланий как управленческих структур, так и учителейпостоянный учет современных требований при разработке и проведении курсов по повышению квалификации и контроль качества проводимых учебных мероприятий.

5. Качество повышения квалификации учителей религии в Германии обеспечивается следующими факторами: непрерывный диалог между всеми субъектами образовательного процесса — государственными и общественными организациями, учителями, учащимися, их родителями, представителями церковных общинпостоянный анализ педагогической ситуации в ее развитии с возможностью предсказания ближайших и отдаленных результатоворганизация проектной работы, имеющей целью помочь учителям религии научить детей делать правильный выбор в сложных жизненных ситуациях, основываясь на идеалах христианства, и правильно вести себя в поликультурном обществемаксимальная приближенность всех мероприятий по ПК учителей религии, проводимых на различных уровнях, к реальной жизни школьников.

6. Педагогико-теологический институт земельной церкви является организационным и методическим центром, реализующим в своей деятельности широкий спектр форм и методов мероприятий по повышению квалификации учителей религии, осуществляемому Церковью.

Высокий уровень занятий, проводимых преподавателями ПТИ, обеспечивается тем, что каждый слушатель курсов получает реальную помощь в преодолении профессиональных затруднений и имеет доступ к необходимой информации. Ведущими целями повышения квалификации учителей религии в Германии является формирование таких качеств как: развитие творчества, научная направленность, умение интегрировать различные методы и приемы образования.

Постоянное совершенствование программ ПК способствует дальнейшему углублению профессиональных знаний учителей религии. В настоящее время цель Евангелической церкви состоит в том, чтобы преобразовать постоянное повышение качества ПК учителей религии в непрерывный процесс.

Продолжение исследования в рамках данной темы может быть связано с проектированием и апробацией методов повышения квалификации учителей основ православной культуры с учетом немецкого опыта, с созданием учебно-методических комплексов для ПК, адаптацией организационных форм, используемых немецкими педагогами при ПК, к условиям и особенностям российской системы повышения квалификации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и государство: социальное партнерство // Православная народная газета. Самара. -№ 4.-2007.-С. 2−3.
  2. Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси. Основы православного образования в России // Педагогика. М. — № 3. — 1995. — С. 74−81.
  3. Ф.М. Система образования и церковь: сотрудничество или конфронтация? / Синектика духовности: традиционные и нетрадиционные подходы.- Уфа, 1994. С. 96−97.
  4. В.Г., Варьяш С. И. Педагогика Средневековья / Антология педагогической мысли христианского средневековья. М., Аспект-Пресс, 1994.-С. 11−28.
  5. JI.H. Концепция национального воспитания на рубеже XIX—XX вв.еков // Педагогика. М. — № 5. — 1999. — С. 89−94.
  6. Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика. М. — № 3. — 1994. — С. 30−35.
  7. Е.П. Образ и смысл русской школы. М.: МГПУ, 1999. — 309 с.
  8. В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления учителя: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Рязанский гос. пед. ун-т, 1999. — 45 с.
  9. Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 2003. — 382 с.
  10. З.В. Православное христианство и школа / Русская школа: проблемы становления и развития. Липецк, 1995. — С. 22−26.
  11. В.Н. Проблемы современного религиоведения в средней школе / Традиции образования в Карелии. Петрозаводск, 1995. — С. 31−33.
  12. В., протоиерей. Современные задачи образования и духовного просвещения / Культура. Образование. Православие. Ярославль, 1996. -С. 3−8.
  13. Н.Е., Шачина АЛО. Идеи нравственного воспитания И. Канта и немецкая педагогика XIX в. // Педагогика. М. — № 8. — 2005. — С. 102−107.
  14. С.А. К вопросу преподавания религии в башкирских школах / Культурные традиции этносов Поволжско-Уральского региона и проблемы современного образования. Саранск, 1993. — С. 40−48.
  15. И.А. Школа, церковь и религия в российском обществе / Свобода совести в духовном возрождении Отечества. М., 1994. — С. 63−74.
  16. В.И. Свобода совести в общеобразовательной школе // Педагогика. М. — № 4. — 1996. — С. 18−23.
  17. В.Б. Повышение квалификации учителей на Западе: новые подходы // Педагогика. М. — № 2. — 2003. — С. 74−80.
  18. В.Б. Повышение квалификации учителей на Западе: рефлексивная модель обучения // Педагогика. № 2. — 2004. — С. 72−79.
  19. С.А. Светское государство и религия: этико-правовые аспекты / Наука, религия, гуманизм. М., 1996. — С. 183−187.
  20. В.В. Педагогика. Париж-Москва, 1996. — 153 с.
  21. Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Модернизация -это нравственный императив общества // Православная народная газета. -Самара. № 5. — 2007. — С. 2.
  22. Н.В., Хакимзянова И. М., Щербакова О. И. Профессионально-личностное становление и развитие педагога // Педагогика. М. — № 3. -2003.-С. 66−71.
  23. А. Наука и религия неразделимы // Воскресная газета «Покров». -М.-№ 9.-2007.- С. 3−4.
  24. М.Н. Государственно-церковные отношения в сфере образования. На примере законодательства Земли Северный Рейн-Вестфалия, Германия. Владивосток, 2000. — 54 с.
  25. М.Н., Пересыпкин А. П. Организация процесса повышения квалификации управленческих и педагогических кадров в Земле Северный Рейн-Вестфалия (ФРГ) // На пути развития международных связей. -Белгород, 2002. С. 54−69.
  26. М.Н., Дорофеев А. Ф. Педагогика Монтессори в Германии начала XX века: теоретическое осмысление и практическое применение // Педагог. Наука, технология, практика. Барнаул. — № 1(14). — 2003. — С. 102−112.
  27. Т.А. Религия и образование: по материалам «Круглого стола» // Религия, церковь в России и за рубежом. М. — № 2. — 1994. — С. 65−72.
  28. А.И. Правовые основы свободы совести и вероисповеданий в Российской Федерации // Религия, церковь в России и за рубежом. М. -№ 9−10.-1997.-С. 3−13.
  29. JI.B. Библия и светская школа (размышления учителя) // Педагогика. М. — № 6. — 1993. — С. 46−49.
  30. .Г. Преподавание Закона Божия в школе / Культура. Образование. Православие. Ярославль, 1996. — С. 94−97.
  31. .Г. Школа и церковь: новые отношения // Советская педагогика. -М.-№ 6.-1992.-С. 33−36.
  32. Д.Г., Потаповская О. М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в России: комплексное решение проблемы. М., 2003. — 64 с.
  33. Л.И. Компетентностная модель повышения квалификации директора школы // Педагогика. М. — № 3. — 2005. — С. 61−68.
  34. В.В. Христианизация советского образования // Русская школа. М., 1996. — С. 32−46.
  35. XV Международные Рождественские чтения: Документы, выступления, работа секций // Церковный вестник. М. — № 3. — 2007. — С. 5−14.
  36. В.М., Сластенин В. А. Российская школа в контексте европейского образования (историко-теоретический анализ). Курск, 1999. -176 с.
  37. И.В. Религия и образование в светской школе. М., 2004. — 384 с.
  38. Л.В. Структура качества повышения квалификации работников образования // Педагогика. М. — № 10. — 2004. — С. 48−53.
  39. Н.Д. Воспитание и религия (размышление педагога) // Советская педагогика. М. — № 12. — 1991. — С. 51−56.
  40. М.И. Государственная политика «отделения школы от церкви» в СССР: исторический и политико-правовой аспект // Религия, церковь в России и за рубежом. М. — № 9−10. — 1997. — С. 72−79.
  41. О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях РФ // Учительская газета. М. — № 19−20. — 1993.
  42. Л.И. ФРГ: взаимосвязь педагогической науки и практики // Педагогика. М. — № 6. — 2001. — С. 88−93.
  43. Религия в школе: Круглый стол журнала «Российская провинция» // Российская провинция. Набережные челны. — № 6. — 1994. — С. 19−28.
  44. X. Религия и школа // Свободная мысль. М. — № 6. — 1995. -С. 120−125.
  45. К.Д. К 120-летию со дня рождения В.В. Зеньковского / Сост. Е. Г. Осовский // Педагогика. М. — № 6. — 2001. — С. 67−71.
  46. Церковь и школа: Темат. публ. докл. / Ин-т национальных проблем образования- сост. В. А. Владыкина. -М., 1995. 155 с.
  47. К.С. Правовые основы религиозного образования / Культура. Образование. Православие. Ярославль, 1996. — С. 84−86.
  48. Ювеналий, митрополит Крутицкий и Коломенский. Наша задача соединить поколения: Выступление на XV Междунар. Рождественских образовательных чтениях // Русь державная. — М. — № 2. — 2007. — С. 3.
  49. Arbeitsgemeinschafi evangelischer Erzieher in Deutschland: Herausforderun-gen fur den Religionsunterricht heute: Ein Beitrag der AEED. Neustadt, 1994.-60 S.
  50. Ambring H.-M. Gottesdienst fur Jugendliche. Dusseldorf, 1996. — 195 S.
  51. Arnold R., Faber K. Qualitat entwickeln aber wie? Fortbildung und Beratung fur die Schulen in Rheinland-Pfalz. — Seelze, Kallmayer, 2000. — 119 S.
  52. Aufwachsen in schwieriger Zeit. Kinder in Gemeinde und Gesellschaft Syn-ode der evangelischen Kirche in Deutschland. Giitersloh, 1995. — S. 7−22.
  53. Bakker С., Beuchling 0., Kulturelle Vielfalt und Religionsunterricht. Entwick-lungen und Praxis in vier europaischen Landern // Schriften aus dem Comen-ius-Institut. Munster, 2002. -176 S. — Band 4.
  54. Barz H. Postmoderne Religion am Beispiel der jungen Generation in den Alten Bundeslandern. Opladen, 1992. — S. 245−267.
  55. Barz H. Postsozialistische Religion am Beispiel der jungen Generation in der Neuen Bundeslandern. Opladen, 1993. — S. 111−118.
  56. Baumann U. Aufgaben christlicher Werterziehung nach dem Wertwandel // Schule und Kirche. Heft 2. — 1993. — S. 2−8.
  57. Baumann U. Kirche, Gesellschaft und eigene Stimme. Ein Beitrag zur Re-ligionspadagogik des Jugendalters. Weinheim, 1999. — S. 25−67.
  58. Baumann H. Glaubenswelten. Zugange zum Christentum in multireligioser Gesellschaft. Frankfiirt/M, 1998. — 70 S.
  59. Bayer 0. Theologie. Gutersloh, 1994. — S. 9−12.
  60. Becker U., Scheilke Ch. Aneignung und Vermittlung. Beitrage zu Theorie und Praxis einer religionspadagogischen Hermeneutik. Gutersloh, 1992. — S. 55−74.
  61. Berger P. Religion in der pluralistischen Gesellschaft. Frankfurt/M, 1979. -S. 9−35.
  62. Berufsbezug im Religionsunterricht. Werkheft fur das Berufskolleg. 2. iiberar-beitete und erweiterte Aufl. Diisseldorf, 2003. — 68 S.
  63. Beuscher, В., Zilleflen D. Religion und Profanitat. Entwurf einer profanen Re-ligionspadagogik. Weinheim, 1998. — S. 40−63.
  64. Bewersdorff H. Der Beitrag des Religionsunterrichts an Berufskollegs // Schule und Kirche. Frankfurt/M. — № 1. — 1999. — S 2−5.
  65. Bildung in Freiheit und Verantwortung // Die deutschen Bischofe Kommis-sion fur Erziehung und Schule. — Bonn. — № 13. — 1993. — S. 30−31.
  66. Bildung und Kirche. Dokumentation einer Tagung vom 1.-3. II. 1985 in Bad Boll.-Munster, 1985.- 167 S.
  67. Bitter S. Nachdenken Vordenken. Evangelische Perspektiven zur Jahrhun-dertwende. — Reinbach, 2001. — 263 S.
  68. Boos-Niinning U. Offene theoretische Probleme des interkulturellen Bildungs-gedankens / Verstandigung in religioser Vielfalt. Duisburg, 1997. — S. 19−22.
  69. Bohm G. Damit Freude am Lernen wachst und das Zusammenleben gelingt. Der Beitrag des RU zu Schulkonzept, Schulprogramm und Schulprofil // ru-intern. -№ 27. 1998. — S. 2−4.
  70. Bukow W.-D. Religiose Sozialisation // JRP Bd. 2. Neukirchen, 1986. — S. 41−67.
  71. Comenius-Institut: Religion in der Lebensgeschichte. Interpretative Zugange am Beispiel der Margret E. GQtersloh, 1993. — S. 31−45.
  72. Comenius-Institut Informationen. Munster. — № 2. — 2003. — S. 1−8.
  73. Danielsmeyer, W. Das Religionspadagogische Institut in Berlin und seine westfalische Stipendiaten // Jahrbuch fur Westfalische Kirchengeschichte. -Band 77, Lengerich-Westfalen, 1984. S. 185.
  74. Dastner Chr. Die Verfassung des Landes Nordrhein-Westfalen. Kommentar. 2. Aufl. Stuttgart, 1996. — S. 137−154.
  75. Denkschrift der Bildungskommission NRW «Zukunft der Bildung Schule der Zukunft» beim Ministerprasidenten des Landes Nordrhein-Westfalen. — Neu-wied-Krifte-Basel, 1995.-90 S.
  76. Dibelius, 0. Die evangelische Erziehungsschule. Gottingen, 1989. — S. 62−109.
  77. Die deutschen Bischofe: Die bildende Kraft des Religionsunterrichts. Zur Kon-fessionalitat des katholischen Religionsunterrichts. Bonn, 1996. — 87 S.
  78. Doedens F., Weil3e W. Religionsunterricht fur alle: hamburger Perspektiven zur Religionsdidaktik. Munster, 1997. — S. 11−27.
  79. Dorr G. Neue Perspektiven in der Sonderpadagogik. Dusseldorf, 1998. — 565 S.
  80. Eberhard D., Horstmeier V. Arbeitsfeld Kinderkirche: Heute und morgen. Berichte, Beispiele, Anregungen. Stuttgart, 1986. — 208 S.
  81. Ehrenspeck Y., Riistemeyer D. Bestimmt unbestimmt // A. Combe, W. Helsper Padagogische Professional^. Frankfurt/M., 1996. — S. 368−390.
  82. Eine Stellungnahme des Rates der evangelischen Kirche in Deutschland in Religion in der Grundschule. Hannover, 2004. — S. 3−16.
  83. EKD. Religiose Bildung in der Schule. Hannover, 1999. — S. 1−4.
  84. EKD/ Kirchenamt. Dienst der Evangelischen Kirche an den Hochschulen. Eine Studie im Auftrag der Synode der EKD. Gutersloh, 1991. — S. 31−54.
  85. Empfehlungen zu Bildung und Erziehung, Schule und Unterricht. Kommission «Anwalt des Kindes» 1974 1999. — Grunstadt, 1999. — 324 S.
  86. Ennuschat J. Erfurcht vor Gott. Juristische Anmerkungen zur Herkunft und gegenwartigen Bedeutung einer fundamentalen Verfassungsaussage / Erfurcht vor Gott und Toleranz Leitbilder interreligiosen Lernens. — Neukirchen, 1999.-S. 29−45.
  87. Erstes Kongress des Forum Bildung am 14. und 15. Juli 2000 in Berlin: Mate-rialien. Bonn, 2000. — 868 S.
  88. Erikson E. Identitat und Lebenszyklus. Frankfurt/ M, 3. Aufl., 1976. — 46 S.
  89. Europaische Kommission Generaldirektion Bildung und Kultur: Bericht liber die Qualitat der schulischen Bildung in Europa. — Berlin, 2000. — 83 S.
  90. Evangelische Fachhochschule Rheinland Westfalen — Lippe: Lehre. For-schung. Studium / Redaktion von Ch. Hammerschmid, M. Neufelder, H.-A. Stempel. — Bochum, 1981. — 232 S.
  91. Evangelische Kirche in Deutschland: Situation, Grundlagen und Perspektiven evangelischer Jugendarbeit im westlichen Teil Deutschlands // EKD-Texte. -Hannover. № 43. — 1992. — S. 75−90.
  92. Evangelische Kirche von Kurhessen Waldeck: Religion im Schulprogramm: Neue Impulse fur das Schulleben. — Kassel, 2000. — 8 S.
  93. Evangelische Kirche von Westfalen. Bielefeld, 1996. — 12 S.
  94. Evangelische Fachhochschule Rheinland-Westfalen, Lippe: Lehre, Forschung, Studium. Dusseldorf, 1982. — S. 21−87.
  95. Failing W.-E., Heimbrock H.-G. Gelebte Religion wahrnehmen: Lebenswelt -Alltagskultur Religionspraxis. — Stuttgart, 1998. — S. 60−77.
  96. Feige A., Nipkow K.-E. Religionslehrer sein heute: Empirische und theore-tische Uberlegungen zur Religionslehrerschaft zwischen Kirche und Staat / Comenius-institut. MUnster, 1988. — S. 97−119.
  97. Feige A. Christliche Tradition auf der Schulbank: Uber Arbeitsbedingungen und Funktionsforstellungen evangelischer Religionslehrer im Kontext ihrer Eingebundenheit in volkskirchliche Strukturen. Miinster, 1988. — S. 5−61.
  98. Feige A. Vom Schicksal zur Wahl. Postmoderne Individualisierungsprozesse als Problem fur eine institutionalisierte Religionspraxis, in Pastoraltheologie. -Minister. Heft 3. — 1994. — S. 93−109.
  99. Festsymbole. Zum Beispiel Ostern. Kreative Wahrnehmung als Ort des Sym-boldidaktik. -Neukirchen, 1999. S. 112−121.
  100. Fischer D. Evangelische Schule beraten und begleiten. Anregungen zur Schulentwicklung. Comenius-Institut. Miinster, 2003. — S. 13−39
  101. Fischer D., Marhold W. Religionssoziologie als Wissenssoziologie. Stuttgart, 1978. -S. 8−12.
  102. Fischer, D., Scholl A. Religionsunterricht erforschen. Miinster, 2003. — 261 S.
  103. Foerster, S., Priissner W., Puzberg G. Informationen zum Religionsunterricht in Nordrhein-Westfalen: Staatliche und kirchliche Rechtsgrundlagen. Gericht-sentscheidungen. Kirchliche Denkschriften und Stellungsnahmen. Bonen, 2003.-255 S.
  104. Fortbildungsveranstaltungen in Zusammenarbeit mit den Regionallstellen im Bistum Aachen. Aachen. — 1. Halbjahr 1993, 1993. — 148 S.
  105. Frank- J.: Profil mit Reli Reli mit Profil. Religion in der Schule — Chancen fur das Schulprogramm. // forum religion o.j. — Bonn, 2000. — S. 34−39.
  106. Freudenberg H., Grofimann K. Sachwissen Religion (Ein Begleit- und Arbeits-buch flir den Religionsunterricht in der Sekundarstufe II und fur die Erwachse-nenbildung). Gottingen, 1988. — 290 S.
  107. Frindte-Baumann K. Die Bedeutung von Religion im Schulprogramm //. Schonberger Hefte. Schonberg. — № 29. — 1999. — S. 24−26.
  108. Fuhring, G. Berlin in der Welt die Welt in Berlin — Berliner bildungskon-gress, 25.-27. April 2002, Dokumentation. — Berlin, 2003. — S. 116−124.
  109. Fiirst, W. Pastoralasthetik. Die Kunst der Wahrnehmung und Gestaltung in Glaube und Kirche. Freiburg-Basel-Wien, 2002. — S. 75−93.
  110. Geertz.C. Religion als kulturelles System. Beitrage zum Verstehen kultureller Systeme. Frankfurt/ M, 5. Aufl. — 1997. — S. 83−104.
  111. Gewalt Zweites Forum fur Heil- und Religionspadagogik // Religionsunterricht und Konfirmandenunterricht fur Gehorlose und Schwerhorige. Heft 54. -Dezember. — 2002. — S. 17−20.
  112. Gossmann, K., Mette N. Lebensweltliche Erfahrung und religiose Deutung: Ein religions-padagogisch-hermeneutischer Zugang. / Comenius-Institut. -Munster, 1993.-S. 163−175.
  113. Gottwald E. Didaktik der religiosen Kommunikation. Die Vermittlung von Religion in Lebenswelt und Unterricht. Neukirchener, 2000. — 170 S.
  114. Grom B. Methoden fur Religionsunterricht, Jugendarbeit und Erwachsenen-bildung. Dusseldorf, 1976. — S. 94−98.
  115. Grom, B. Zwischen Berufsfreude und «Teacher burnout» // Katbl. № 117.— 1992.-S. 26−34.
  116. Hagmann Hg. Heil- und Sonderpadagogik und ihre Nachbarwissenschaften. -Luzern, 1995.-S. 86−102.
  117. Hentig H. Die Schule neu denken. Munchen, 1993. — S. 12−17.
  118. Herrmann U. Wie lernen Lehrer ihren Beruf? Empirische Befunde und prak-tische Vorschlage. Weinheim, 2002. — 302 S.
  119. Hilger G., Reilly G. Religionsunterricht im Abseits? Das Spannungsfeld Jugend, Schule, Religion. Munchen, 1993. — S. 54−72.
  120. Hilger G. Asthetisches Lernen // Geimgruber G- Hilger G.: Ziebertz S. Re-ligionsdidaktik. Munchen, 2001. — S. 305−318.
  121. Hunsche K. Der Kampf um die christliche Schule und Erziehung 1933−45: Kirchliches Jahrbuch fur die evangelische Kirche in Deutschland. Bielefeld, 1998. -S. 455−519.
  122. Identitat und Verstandigung: Standort und Perspektiven des Religionsunter-richts in der Pluralitat. Eine Denkschrifl des Rates der Evangelischen Kirche in Deutschland. Giitersloh, 1994. — 95 S.
  123. Im Dialog iiber Glauben und Leben: Zur Reform des Lehramtsstudiums Evan-gelische Theologie (Religionspadagogik. Empfehlungen der Gemischten Kommission). Giitersloh, 1997. — 156 S.
  124. In Gottes Namen. Berufe in Kirche und Schule // EKiR. Information. Dussel-dorf, 2003.-31 S.
  125. Jendorff B. Ein Leitfaden gegen den Praxisschock. Miinchen-Stuttgart, 1994. -155 S.
  126. Jendorff B. Religionspadagogische Uberlegungen zum Thema «Altern lernen» // Lebendige Seelsorge. -№ 43. 1992. — S. 272−278.
  127. Jendorff B. Hausaufgaben im Religionsunterricht. Munchen, 1983. — S.126−128.
  128. Kepler A. Schule, Religionsunterricht und Kirchlicher Unterricht im Wandel. Das Katechetische Amt und Padagogische Institut der Evangelischen Kirche von Westfalen (1939−1999). Bielefeld, 2000. — 462 S.
  129. Kempfert G., Rolf H.-G. Padagogische Qualitatsentwicklung: Ein Arbeitsbuch fur Schule und Unterricht. Weinheim-Basel-Beltz, 1999. — 62 S.
  130. Kinderkultur als religionspadagogische Herausforderung: Eine Problemanzeige // Religionspadagogische Beitrage. Duisburg. — № 35. — 1995. — S. 2−75.
  131. Kirche in der City: Texte von der Diesjahrigen Landessynode der EKiR im Rheinland // Zeitschrift Evangelischer Pressedienst: Dokumentation. Frank-furt/M. — № 18. — 29. April 2002. — S. 18−23.
  132. Kirche Kompakt. EKIR. Lexikon fur Pressbyterinnen und Presbyter, fur Mitar-beiterinnen und Mitarbeiter. Breklum, 2000. — 408 S.
  133. Kirchenamt der evangelischen Kirche in Deutschland. Religiose Bildung in der Schule. Hannover, 1997. — 4 S.
  134. Kittel H. Evangelische Religionspadagogik. Berlin, 1970. — S. 289.
  135. Klippert H. Padagogische Schulentwicklung. Planungs- und Arbeitshilfen zur Forderung einer neuen Lernkultur. Weinheim-Basel, 2000. — 34 S.
  136. Knopfel E. Zwischen Religions- und Padagogikunterricht: LER ein Lehrnbereich mit Zukunfi? // Schule und Kirche. — Heft 2. — 1996. — S. 2−7.
  137. Koch W., Kiibler H.-G. Religionsunterricht und Schulentwickiung / Religion-spadagogisches Institut. Karlsruhe, 2001. — 25 S.
  138. Krappmann G., Veranderungen des Kindseins in unserer Gesellschaft: Kind-sein heute. Munchen, 1995. — S. 3−18.
  139. Lange G. Die Chance eines konfessionell-kooperativen Religionsunterrichts in der offentlichen Schule. Ohlemacher, 1995. — S. 36−55.
  140. Lange E. Sprachschule fur die Freiheit. Bildung als Problem und Funktion der Kirche. Munchen, 1980. — 200 S.
  141. Lammermann G. Religion in der Schule als Beruf. Der Religionslehrer zwischen institutioneller Erziehung und Personlichkeitsbildung. Munchen, 1985.-400 S.
  142. Lammermann G. Grundriss der Religionsdidaktik // Praktische Theologie heute. Stuttgart. -№ 1.-1991.
  143. Lammermann G. Religionspadagogik im 20. Jahrhundert. Gutersloh, 1994. -224 S.
  144. Lahnemann J. Evangelische Religionspadagogik / Interreligiose Perspektive. -Gottingen, 1998.-S. 15−33.
  145. Leben und Erziehen wozu? Eine Dokumentation uber EntschlieBungen der Synode der evangelischen Kirche in Deutschland von 9. und 10. November 1978. — Gutersloh, 1979. — S. 80−94- 98−129.
  146. Lehrplan fur den kirchlichen Unterricht in der Evangelischen Kirchen von Westfalen. Schwerte-Villigst, 1987. — 108 S.
  147. Lott J. Wie hast du es mit der Religion? Das neue Schulfach «Lebensgestaltung Ethik — Religionskunde (LER)» und die Werteerziehung in der Schule. -GDtersloh, 1998.-72 S.
  148. Lubking H.-M., Bohme-Lischewski Th. Engagement und Ratlosigkeit. Kon-firmandenunterricht heute Ergebnisse einer empirischen Untersuchung. -Bielefeld, 1995.-134 S.
  149. Mal3e des Menschlichen. Evangelische Perspektiven zur Bildung in der Wis-sens- und Lerngesellschaft. Eine Denkschrift des Rates der EKD. Gutersloh, 2003.-95 S.
  150. Methoden und Beispiele / Religion unterrichten aber wie? Vorschlage fur die Praxis. — Munchen, 1993. — S. 89−97.
  151. Ministerium fur Schule, Jugend und Kinder des Landes Nordrhein-Westfalen, Amtsblatt. Dusseldorf. — 15. September 2003. — S. 292−293- 299−300.
  152. Nieland J. Bildungsverantwortung der Kirche / Kirchliche Bildungsarbeit: Verantworten, wahrnehmen, gestalten.- Dusseldorf-Breklum, 2003. S. 61−63.
  153. Nipkow K.-E. Bildung als Lebensbegleitung und Erneuerung. Kirchliche Bildungsverantwortung in Gemeinde, Schule und Gesellschaft. Gutersloh, 1990.-S. 382−394.
  154. Nipkow K.-E. Christlicher Glaubensunterricht in der Sekularitat die zwei di-daktischen Grundtypen des evangelischen Religionsunterrichts / Schule und Religionsunterricht im Wandel. — Heidelberg-Diisseldorf, 1971. — S. 236−264.
  155. Nipkow. K.-E. Religionspadagogik im Pluralismus. Gutersloh, 1996. — S. 133−147.
  156. Nipkow K.-E. Konfessionele und interreligiose Profilierung des evangelischen Religionsunterrichts // Schule und Kirche. Dusseldorf. — № 2. — 2003. — S. 25−34.
  157. Padagogisch-theologisches Institut der evangelischen Kirche im Rheinland. Tagungsprogramm 2004. Bonn, 2003. — 58 S.
  158. Pistor A. Zwischen Wunschvorstellung und Kompromiss: die Praambel der EU Verfassung // Gustav-Adolf-Blatt. — Leipzig. — № 4. — 2003. — S. 5−6.
  159. Positionspapier zum evangelischen Religionsunterricht. Landessynode der Evangelischen Kirche im Rheinland vom 11. Januar 2003. Dusseldorf, 2003. -15 S.
  160. PTI der EKiR. Tagungsprogramm 2003. Bonn, 2002. — 15 S.
  161. Rahmenordnung ftir die kirchliche Lehrerfortbildung // Schule und Kirche. -Frankfurt/M. № 1. — 1999. — S. 23−29.
  162. Raths L., Harnim E. Werte und Ziele: Methoden zur Sinnfindung im Unter-richt. Munchen, 1976. — S. 24−39.
  163. Ch. 1st der konfessionelle Religionsunterricht noch zeitgemaB? I I Schule und Kirche. Frankfurt/M. — № 1. — 1999. — S. 7−14.
  164. Religionspadagogische Hefie. Allgemeinbildende Schulen. Projektarbeit. -Speyer. № 3. — 2003. — S. 2−33.
  165. Religionspadagogik seit 1945. Bilanz und Perspektiven // Jahrbuch der Re-ligionspadagogik. Neukirchen-Vluyn, Band 12, 1996.-265 S.
  166. Rickers F. Zur Reform der Lehrerbildung fur die Schulfacher (konfessioneller) Religionsunterricht und Ethik: Pladoyer fur einen integrierten Studienzugang. -Duisburg, 2001. 11 S.
  167. Rohrig H.-J. Bilderbiicher Begegnung mit einer Welt aus Bildern und Geschichten in einem offenen und subjektorientierten Religionsunterricht / Geistigbehindertenpadagogik als Begegnung. — Dusseldorf, 2000. — S. 117−129
  168. Rohrig H.-J. Uberlegungen zu einer didaktischen Grundlegung fur eine integrative Konfirmandenarbeit / KU weil wir verschieden sind: Ideen — Konzep-tionen — Modelle fur einen integrativen KU. — Gutersloh, 2001. — S. 42−49.
  169. Riippel G. Okumenisch bilden und beraten // Comenius-Institut Informationen. -№ 1.-2003.-S. 1−14.
  170. Sander U., Vollbrecht R. Lebenswelten Jugendlicher: Lebenswelten sind Me-dienwelten. Opladen, Band 1, 1990. — S. 20−27.
  171. Scheel U. Der Beitrag des Religionsunterrichts in einer selbstandiger wer-denden Schule // Schule und Kirche. Frankfurt/M. — № 1. — 1999. — S. 18−19.
  172. Scheilke Chr.-Th. Von Religion lernen heute: Befimde und Perspektiven in Schule, Gemeinde und Kirche / Schriften aus dem Comenius-Institut. Munster, Band 6,2003. — S. 269−301.
  173. Schildmann J.- Wolf B. Handbuch fur die Konfirmandenarbeit. / Komenius-institut. Gutersloh, 1984. — S. 32−40.
  174. Schreher P. Religiose Vielfalt als Thema des Europarates // Comenius-Institut Informationen. Munster. — № 1.-2003. — S. 3−7.
  175. Schulpastoral-der Dienst der Kirche an den Menschen im Handlungsfeld Schule // Die deutschen Bischofe Kommission fur Erziehung und Schule. -Bonn. -№ 16. — 1996. — S. 68−76.
  176. Schweitzer F., Thiersch H. Jugendzeit -Schulzeit: Von den Schwierigkeiten, die Jugendliche und Schule miteinander haben. Weinheim-Basel, 1983. — 50 S.
  177. Schweitzer F. Schulentwicklung und Religionsunterricht grundsatzliche Uberlegungen zu einer aktuellen Problemstellung // Zeitschrift ftir Padagogik und Theologie. — Minister. -№ 51.- 1999. -. S. 157−167.
  178. Sehen wahrnehmen — uberschreiten. Kunstwerke im Religionsunterricht. Ta-gung ftir Fachleiter- innen fur das Fach Englische Religionslehre in der Se-kundarstufe II, PTI der EKiR. — Bonn-Bad Godesberg. — 06. bis 07. November. -2003.- 15 S.
  179. Seiche M. Die Ethik und das Leitbild der Nachhaltigkeit in Okumenische Initiative // Rundbrief. № 104. — 1990. — S. 16−20.
  180. Silberberg, H.-J. Von Beruf religionslehrer oder die Herausforderung von Iden-titat, Spiritualitat und Sachkompetenz. Dusseldorf, 2001. — 116 S.
  181. Stachel G. Curriculum und Religionsunterricht. Unterweisen und Verkunden. -Zurich-Einseideln-Koln, 1971. -S. 164−208.
  182. Steffen U., Bargel T. Qualitatsentwicklung und Qualitatssicherung von Schulen. Strategien, Instrumente und Erfahrungen // Beitrage aus dem Ar-beitskreis 2 Qualitat von Kirche. Hessisches Landesinstitut ftir Padagogik. -Wiesbaden, Heft 10,1999. 149 S.
  183. Tempel H. Herausforderungen der evangelischen Kirche im wachsenden Eu-ropa / Nachdenken Vordenken: evangel ische Perspektiven zur Jahrhun-dertwende. — Reinbach, 2001. — S. 157−172.
  184. Theologisches Forum. Dusseldorf, Heft 2,1970. — 112 S.
  185. Thielicke H. Auf der Suche nach dem verlorenen Wort: Gedanken zur Zukunft des Christentums. Hamburg, 1988. — 250 S.
  186. Treml A. Ethik macht Schule! Moralische Kommunikation in Schule und Unterricht. Frankfurt/M., 1994. — 65 S.
  187. Voss R. Die Schule neu erfmden: systematisch-konstruktivistische Annaherung an Schule und Padagogik. Neuwied-Kriftel-Berlin, 2. Aufl., 1997. — S. 13−24.
  188. Werbick J. Vom Entscheidend und unterscheidend Christlichen. Diisseldorf, 1992.-S. 164−165.
  189. Wischnat R. Geht die Kirche noch zur Schule? Ein Artikel zu LER // Schule und Kirche, Heft 2,1997. S. 5−12.
  190. Wiggermann K.-F. Zur Geschichte des Westfalischen Pastoralkollegs // Mate-rialien fur den Dienst in der Ev. Kirche von Westfallen. Bielefeld, Heft 12, 1980.-S. 5−56.
  191. Zilleflen D. Kunst und Religion // Jahrbuch des Religionspadagogik. -Neukirchen Vluyn, Band 13, 2003. — S. 35−43.
  192. Zilleflen D. Asthetisches Lernen im Religionsunterricht // Religionsunterricht heute: Informationen des Dezernates Schulen und Hochschulen im Bis-choflichen Ordinariat. Mainz. — № 3. — 2003. — S. 4−13.
  193. Zinnecker J. Jugend, Kirche und Religion: Aktuelle empirische Ergebnisse und Entwicklungstendenzen. Diisseldorf, 1999.-S. 112−146.
  194. Zukunft des Lehrers lernen fur die Zukunft. Rahmenkonzept. Ministerium fur Schule und Weiterbildung: Wissenschaft und Forschung des Landes // Schriftenreihe Schule in NRW. — Nordrhein-Westfalen, — № 9032. — 2000. -70 S.
  195. Zur Qualitat kirchlicher Lehrerinnen- und Lehrerfortbildung: Ev. Kirche im Rheinland, Dokumentation. Diisseldorf, 2003. — 60 S.
Заполнить форму текущей работой