Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование операций морфемного анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разработана, апробирована и внедрена методика формирования морфемного анализа, которая органично встраивается в систему коррекционно-логопедического воздействия при подготовке учащихся с ОНР к усвоению программы общеобразовательной школы по русскому языку. Предложенная методика включает подготовительный раздел, направленный на формирование у учащихся языковых предпосылок морфемного анализа… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема обучения школьников морфемике русского языка (анализ современной научно-методической литературы)
    • 1. 1. Лингвистические основы школьных методик обучения морфемике
    • 1. 2. Постановка проблемы обучения школьников морфемному анализу в психологической и психолингвистической литературе
    • 1. 3. Методические рекомендации к обучению морфемному анализу учащихся начальных классов общеобразовательной школы
    • 1. АСпецифика коррекционной работы по формированию операций морфемного анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи
  • Глава II. Исследование сформированности операций морфемного анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи (результаты констатирующего эксперимента)
    • 2. 1. Содержание методики экспериментального исследования
    • 2. 2. Анализ результатов выполнения заданий первой серии экспериментального исследования
    • 2. 3. Анализ результатов выполнения заданий второй серии экспериментального исследования
  • Глава III. Формирование операций морфемного анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи
    • 3. 1. Принципы, методы и организация формирующего эксперимента
    • 3. 2. Содержание и методическое обеспечение формирующего эксперимента
    • 3. 3. Анализ результатов контрольного эксперимента

Формирование операций морфемного анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Младшие школьники с общим недоразвитием речи (далее — ОНР) составляют довольно значительную часть учащихся общеобразовательных школ. Имеющиеся у них проявления речевой недостаточности препятствуют усвоению школьной программы по русскому языку, в связи с чем одним из важнейших направлений логопедической работы является подготовка указанной категории учащихся к полноценному овладению программными учебными навыками.

В начальном курсе русского языка к числу таких навыков, определяющих успешность последующего изучения орфографии, относится осуществление морфемного анализа. Овладение этим навыком представляет собой сложную задачу для младших школьников с ОНР, причиной чего, согласно исследованиям Р. Е. Левиной, является недостаточность речевого опыта в части накопления эмпирических знаний о языке.

Если нормально говорящий ребенок овладевает морфемным анализом на практическом уровне в процессе речевого общения, то совершенно иная картина наблюдается у детей с ОНР. Вследствие недостаточной сформированности фонематической, лексико-грамматической и синтаксической систем языка у этих детей не образуются языковые обобщения, необходимые для теоретического изучения грамматики, в том числе овладения различными видами лингвистического анализа. Следовательно, основное внимание в логопедической работе по обучению учащихся с ОНР морфемному анализу следует направить на формирование языковых предпосылок усвоения аналитических учебных действий.

В существующих методиках коррекции ОНР у школьников (Р.И.Лалаева, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Л. Н. Парамонова, Т. В. Туманова, А. В. Ястребова и др.) проблема обучения морфемному анализу затрагивается в связи с развитием устноречевых, в первую очередь, словообразовательных навыков.

Вопросы лингвистической компетенции школьников с ОНР в части формирования у них языковой готовности к овладению морфемным анализом в специальных исследованиях освещены не в полной мере.

В связи с этим возникает противоречие между недостаточной теоретической изученностью лингвистической компетенции учащихся с ОНР и необходимостью разработки рекомендаций для логопедов по формированию морфемного анализа у младших школьников с IV уровнем речевого развития.

Существующие в настоящее время рекомендации по обучению учащихся с ОНР морфемному анализу имеют фрагментарный характер, не в полной мере учитываются особенности спонтанного языкового развития этой категории детей, не разработаны методические приемы формирования полноценных языковых предпосылок усвоения морфемного анализа, что и определяет актуальность данного исследования.

Проблема исследования: каковы направления, методы и приемы обучения морфемному анализу учащихся с общим недоразвитием речи в зависимости от состояния их языкового развития?

Цель исследования — на основе определения уровня языковой готовности к овладению морфемным анализом разработать, теоретически обосновать и апробировать методику формирования операций морфемного анализа у младших школьников с ОНР.

Объект исследования — овладение морфемным анализом учащимися начальных классов общеобразовательной школы, имеющих ОНР (IV уровень), в сопоставлении со школьниками с нормальным речевым развитием.

Предмет исследования — обучение младших школьников с ОНР операциям морфемного анализа.

Гипотеза исследования: овладение морфемным анализом младшими школьниками с общим недоразвитием речи будет более успешным при условии:

— включения в структуру коррекционно-логопедической работы раздела, направленного на развитие базовых языковых предпосылок морфемного анализа и формирование начальных грамматических понятий морфемики;

— применения в коррекционном процессе дифференцированного подхода, основанного на учете уровня языковой готовности учащихся к усвоению аналитических морфемных операций;

— использования методов графического моделирования, словесной дидактической игры, устных и письменных упражнений.

Задачи исследования:

1. Проанализировать исходные теоретические представления о процессе обучения морфемному анализу младших школьников с общим недоразвитием речи на основе изучения лингвистической, психологической, психолингвистической и логопедической литературы;

2.Выявить и охарактеризовать особенности процесса овладения предпосыпочными и базовыми операциями морфемного анализа младшими школьниками с IV уровнем речевого развития на основе сопоставительного анализа с нормально развивающимися школьникамиизучить динамику становления данных операций;

3. Определить уровень языковой готовности учащихся с ОНР к овладению морфемным анализомразработать количественно-качественные критерии ее оценки;

4. Выявить характер усвоения младшими школьниками с ОНР первичных грамматических понятий морфемики, необходимых для осуществления морфемного анализа;

5.Научно обосновать, разработать и апробировать методику формирования морфемного анализа у младших школьников с IV уровнем речевого развития, определить ее эффективность.

Теоретико-методологической основой исследования явились следующие положения психолингвистики, лингвистики, психологии и специальной педагогики: о морфемном устройстве слова и видах его анализа (В.В.Виноградов, Е. С. Кубрякова, Л. В. Сахарный и др.), о формировании морфемного строя речи и об уровневолг осознании морфемных элементов в прогрессе языкового развития ребенка (Н.И.Жинкин, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович и др.) — о развитии языковой компетенции в онтогенезе (Л.С.Выготский, Е. Д. Божович и др.) — о психологических особенностях усвоения русского языка младшими школьниками (Л.И.Айдарова, Д. Н. Богоявленский, С. Ф. Жуйков, Н. А. Менчинская и др.) — о специфических закономерностях аномального развития детей при ОНР (Р.Е.Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.).

Методы исследования: теоретические (изучение лингвистической, психологической, психолингвистической, педагогической, логопедической литературы) — эмпирические (психолого-педагогический эксперимент, обучающий и контрольный эксперименты) — аналитические (количественный и качественный анализ экспериментальных данных с использованием методов математической статистики).

Организация исследования.

Исследование проводилось в течение 2001;2007 гг. на базе ДОУ № 43 Управления Делами Президента РФ, № 1761, № 1738 г. Москвы и СОШ № 1371, № 696 г. Москвы, а также психолого-медико-социальных центров «Фили» и «Живые потоки» Управления Образования ЗАО г. Москвы. В исследовании участвовало 105 детей с IV уровнем речевого развития и 60 детей с нормальным речевым развитием.

Первый этап (2001;2003 гг.) — подготовительно-аналитический (разработка концепции исследования, выбор стратегии научного поиска, изучение литературы по проблеме исследования).

Второй этап (2003;2004 гг.) — поисково-аналитический (определение методов изучения сформированности операций морфемного анализа и языковых предпосылок у младших школьников с ОНР, разработка программы и проведение констатирующего эксперимента, количественный и качественный анализ экспериментальных данных).

Третий этап (2004;2005 г.) — экспериментальный (разработка и апробация методики логопедической работы по формированию операций морфемного анализа у младших школьников с ОНР, проверка ее эффективности).

Четвертый этап (2005;2007 гг.) — заключительно-обобщающий (теоретический анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, формулировка выводов, оформление текста диссертации, внедрение апробированной методики в систему коррекционно-логопедической работы со школьниками с ОНР).

Научная новизна исследования заключается в том, что:

— установлены языковые предпосылки усвоения морфемного анализа, к числу которых относятся: представление о родственных словах, ориентировка в морфемной структуре слова, понимание семантики производных словвыявлены их особенности и изучена возрастная динамика развития у младших школьников с недоразвитием речи, которая характеризуется недостаточным темпом и неравномерностью созревания отдельных языковых предпосылок;

— экспериментальным путем определены и охарактеризованы три уровня языковой готовности младших школьников с ОНР к овладению морфемным анализом, позволяющие применить дифференцированный подход к обучению учащихся аналитическим морфемным операциям;

— установлена зависимость уровня готовности к овладению аналитическими морфемными операциями от степени развития языковых предпосылок у младших школьников с ОНР;

— выявлена фрагментарность и недифференцированность усвоения первичных грамматических понятий «корень слова» и «родственные слова» учащимися с недоразвитием речи;

— разработана методика формирования морфемного анализа у младших школьников с ОНР, включающая специально организованный подготовительный период, в течение которого учащиеся овладевают необходимыми языковыми предпосылками и начальными грамматическими понятиями;

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что расширены научные представления о возможностях усвоения морфемного анализа младшими школьниками с ОНР. Установлены языковые предпосылки (представление о родственных словах, ориентировка в морфемной структуре слова, понимание семантики производных слов), от сформированности которых зависит успешность овладения аналитическими морфемными операциями. Определены уровни языковой готовности учащихся с ОНР к осуществлению морфемного анализа. Обоснованы направления повышения эффективности коррекционно-логопедической работы по формированию морфемного анализа у младших школьников с недоразвитием речи (введение специального подготовительного раздела, применение дифференцированного подхода, широкое использование методов моделирования, дидактической игры и упражнений). Разработана методика изучения сформированности основных языковых предпосылок к овладению морфемным анализом, позволяющая осуществить дифференцированный подход в процессе коррекционно-логопедического воздействия.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана, апробирована и внедрена в структуру логопедической работы методика формирования операций морфемного анализа у младших школьников с ОНР, которая может быть рекомендована учителю-логопеду не только при подготовке учащихся к овладению программой общеобразовательной школы по русскому языку, но и при коррекции дисграфии, дислексии и дизорфографии.

Достоверность и обоснованность результатов исследования достигалась за счет методологического и общенаучного обеспечения исследовательского процессаанализа проблемы исследования в психолого-педагогическом, психолингвистическом и лингвистическом аспектахрационального использования теоретических, экспериментальных, аналитических и математико-статистических методов, соответствующих предмету, цели и задачам исследованияапробации методических рекомендаций к логопедической работе в процессе обучения младших школьников в условиях общеобразовательной школы и психолого-медико-социального центра.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Младшие школьники с ОНР, обучающиеся в общеобразовательной школе, находятся на разных уровнях языковой готовности к овладению первоначальными операциями морфемного анализа, что определяется неравнозначным состоянием их языкового развития.

2. Формирование осознанного навыка морфемного анализа у учащихся с ОНР возможно при включении в структуру коррекционно-логопедической работы специально организованного, скоординированного со школьной программой подготовительного раздела, направленного на развитие базовых языковых предпосылок морфемного анализа и усвоение основных грамматических понятий.

3.Эффективность коррекционно-педагогической работы обеспечивается применением дифференцированного подхода, основанного. на учете выделенных уровней языковой готовности учащихся к овладению морфемным анализом, и использованием методов графического моделирования, словесной дидактической игры, устных и письменных упражнений.

Апробация результатов исследования осуществлялась на различных его этапах:

— регулярные отчетные доклады на заседаниях кафедры логопедии МГТУ (МГОПУ) им. Шолохова (2003;2007 гг.) — участие в международной научно-практической конференции «Организация и содержание образования детей с нарушениями развития» (2008) — участие в научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Р. Е. Левиной (2008 г.) — внедрение разработанных методических приемов в систему логопедической работы со школьниками, имеющими IV уровень речевого развития, в условиях общеобразовательной школы и психолого-медикосоциального центра.

Публикации.

Результаты исследования представлены в 9 научных статьях, объемом в 2.0 п.л.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы (226 названий) и содержит 220 страниц машинописного текста, включая 9 таблиц, 42 диаграммы, 34 гистограммы, 9 рисунков, 11 приложений.

Выводы.

1. Проведенное исследование позволило расширить и углубить представления об особенностях формирования операций морфемного анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи. Установлено, что успешное овладение аналитическими морфемными операциями находится в прямой зависимости от сформированности языковых предпосылок морфемного анализа, к числу которых отнесены представление о родственных словах, ориентировка в морфемном пространстве слова и понимание семантики производных слов.

2. Выявлены особенности эмпирически сформировавшихся у учащихся с ОНР языковых предпосылок, которые заключаются в ограниченном и недифференцированном их характерепроанализирована динамика развития указанных предпосылок, проявляющаяся в существенной задержке их становления в дошкольном возрасте и вариативности развития в школьный период, что обусловливает неравнозначную языковую готовность второклассников с недоразвитием речи к овладению осознанными морфемными операциями.

3. Разработанная в рамках данного исследования методика изучения сформированности языковых предпосылок морфемного анализа, предусматривающая количественно-качественную оценку тестовых результатов по выделенным критериям, позволила определить уровневую языковую готовность учащихся к овладению морфемным анализом и, тем самым, обеспечила возможность осуществления дифференцированного подхода к обучению.

4. Выявлен фрагментарноый и недифференцированный характер усвоения первичных грамматических понятий морфемики у учащихся с ОНР, что существенно затрудняет не только овладение операциями морфемного анализа, но и последующее формирование орфографического навыка.

5. Разработана, апробирована и внедрена методика формирования морфемного анализа, которая органично встраивается в систему коррекционно-логопедического воздействия при подготовке учащихся с ОНР к усвоению программы общеобразовательной школы по русскому языку. Предложенная методика включает подготовительный раздел, направленный на формирование у учащихся языковых предпосылок морфемного анализа и усвоение начальных грамматических понятий. Во время работы над формированием языковых предпосылок учащиеся обучаются необходимым учебным действиям, позволяющим оптимизировать процесс овладения навыком морфемного анализа.

Поскольку область применения морфемного анализа в курсе школьного обучения русскому языку достаточно широка, то предложенные приемы работы могут быть с успехом использованы логопедом и учителем на разных ступенях обучения школьников.

На сформированный у учащихся с ОНР навык осуществления морфемного анализа может опираться учитель при обучении школьников орфографии русского языка. В частности, в соответствии с программой второго класса учащиеся должны усвоить правила написания безударных гласных и парных согласных в корнях слов, что невозможно без умения проводить аналитическую операцию выделению корня. Усвоенный навык выделения корневой морфемы в дальнейшем может быть перенесен на выделение аффиксов при прохождении темы «Состав слова» в третьем классе. Навыки построения словообразовательной и словоизменительной парадигм, а также словообразовательных рядов одноаффиксальных слов несомненно послужат опорой для усвоения тем «Словообразование» и «Морфология» в 5−6 классах.

Указанные навыки могут использоваться логопедами не только при подготовке учащихся с ОНР к усвоению программы общеобразовательной школы, но и при коррекции отдельных видов речевых нарушений. В частности, у нас уже имеется опыт успешного применения отдельных учебных моделей и дидактических игр в системе логопедической работы по коррекции дисграфии, дислексии и, особенно, дизорфографии, имеющей довольно широкое распространение в среднем школьном звене.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Овладение морфемным анализом является одной из самых сложных учебных задач, предлагаемых учащимся в школьном курсе русского языка. Даже школьники с нормальным речевым развитием далеко не всегда демонстрируют удовлетворительные результаты выполнения заданий, основанных на применении навыка морфемного анализа.

Тем более актуальной эта проблема в контексте подготовки к усвоению программы по русскому языку является для учащихся с IV уровнем речевого развития, составляющих весьма значительную часть контингента общеобразовательных школ.

Проведенное нами экспериментальное исследование показало, что в отличие от школьников с нормальным речевым развитием большинство учащихся с общим недоразвитием речи оказывается не готово к овладению морфемным анализом вследствие несформированности операции вычленения морфем на интуитивном уровне.

При этом полностью подтвердилась выдвинутая гипотеза о том, что успешное овладение морфемным анализом находится в прямой зависимости от речевого опыта учащихся не только в части практического владения языком, но и в части накопления эмпирических знаний о языке, составляющих так называемые языковые предпосылки морфемного анализа. К основным языковым предпосылкам морфемного анализа нами отнесены представление о родственных словах, ориентировка в морфемном пространстве слова и понимание семантики производных слов.

Сопоставительный анализ результатов выполнения экспериментальных заданий учащимися с ОНР и с нормальным речевым развитием показал, что, помимо недоразвития языковых предпосылок, к причинам затруднений школьников в овладении морфемным анализом относится и недостаточное усвоение грамматических понятий «родственные слова» и «корень слова».

Разработанная в рамках данного исследования методика изучения сформированное&tradeязыковых предпосылок морфемного анализа, предусматривающая количественно-качественную оценку тестовых результатов, позволила определить уровневую готовность учащихся к овладению морфемным анализом и тем самым обеспечила возможность осуществления дифференцированного подхода к обучению.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников: автореф. дис.канд. пед. наук / О. И. Азова. -М.: МПСИ, 2006. 25 с.
  2. Л.И. Формирование лингвистического отношения к слову у младших школьников / Л. И. Айдарова // Вопросы психологии. -1967. № 5. -С.55−72.
  3. Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку / Л. И. Айдарова. М.: Педагогика, 1978. -144 с.
  4. А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе / А. К. Аксенова. — М.: Владос, 1999. — 315 с.
  5. А.К. О способах объяснения учащимся вспомогательной школы орфографического правила / А. К. Аксенова // Докл. АПН РСФСР. — 1959. № 3. — С.125−127.
  6. Активизация познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения: из опыта работы педагогов Ульяновской области / Л. Ф. Фридман и др. Ульяновск: ИПК ПРО, 1997. — 84 с.
  7. Л.Н. К вопросу о разграничении морфемного, словообразовательного и этимологического анализа / Л. Н. Андрейченко // Начальная школа. 1996. — № 12. — С. 18−24.
  8. Д.И. Основные способы толкования значений слов / Д. И. Арбатский // Русский язык в школе. 1970. — № 3. — С.26−31.
  9. Н.Д. Типы языковых значений: оценка, событие, факт / Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1988. — 388 с.
  10. Т.А. Использование субъектного опыта ученика при работе над словом на уроках русского языка / Т. А. Атрощенкова // Начальная школа. 2000. — № 12. — С. 35−39.
  11. О.С. Словарь лингвистических терминов /О.С.Ахманова. -М.: Советская энциклопедия, 1969. 607 с.
  12. В.И. Логопедическое изучение старших дошкольников, имеющих задержку речевого развития и подготовка их к школе по методике модельного обучения: автореф. дис.канд. пед. наук/ В. И. Балаева. М.: МГПИ, 1968.-16 с.
  13. А.Г. Современный русский язык. Морфемика и словообразование: Программа и методические рекомендации /А.Г.Балакай. -Новокузнецк: Изд-во НГПИ, 1993. 33 с.
  14. А.Г. Морфемная структура слова в тюркских языках / А.Г.Баскаков// Морфологическая структура слова в языках различных типов: сб.науч. работ. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1997. — С. 76−84.
  15. М.И. Особенности логопедической работы с учащимися общеобразовательной школы / М. И. Бегун // Логопедия. — 2005.- № 2 (8). -С.72−75.
  16. Т.П. Уроки русского языка в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи / Т. П. Бессонова //Специальная школа. -1965. — Вып.З. — С.25−32.
  17. Т.П. Подготовка учащихся к усвоению правил правописания и грамматики на уроках развития речи / Т. П. Бессонова // Дефектология. -1973. -№ 3.-С.38−44.
  18. С.И. Форма слова и морфологическая форма: автореф. дис. докт филол. наук / С. И. Богданов. СПб.: ИЛИ РАН, 1998. — 32 с.
  19. Д.Н. Психология усвоения орфографии / Д. Н. Богоявленский. М.: Просвещение, 1957. -307 с.
  20. Богоявленский Д-Н. Усвоение грамматических понятий / Д. Н. Богоявленский // Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах: сб. науч. работ. М.: Педагогика, 1977. — С. 184 198.
  21. Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 347 с.
  22. Д.Н. Роль овладения семантикой языка в усвоении орфографии / Д. Н. Богоявленский, В. Н. Одинцова // Изв. АПН РСФСР. —1956. -вып.78. — С. 101−142.
  23. Н.Е. Значение слова в восприятии младшего школьника и принципы составления учебного словаря / Н. Е. Богуславская. — Свердловск: Изд-во Свердл. ГПИ, 1975. 96 с.
  24. Бодуэн де Куртэнэ И. А. Об отношении русского письма к русскому языку / И. А. Бодуэн де Куртенэ // Журнал «Обновление школы». СПб, 1912.132 с.
  25. Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы / Е. Д. Божович // Вопросы психологии. 1997. — № 1.- С.33- 44.
  26. Л.И. Психология употребления правила на безударные гласные корня / Л. И. Божович // Советская педагогика. 1937 — № 5. — С.5−6.
  27. С.И. Об интересе к русскому языку / С. И. Бондаренко // Воспитание интереса к изучению русского языка в школе: сб. науч. работ. -М.: Изд-во МинПрос РСФСР, 1979. С. 3−13.
  28. И.В. Развитие чувства орфографической формы у младших школьников на основе чтения / И.В.Борисенко// Начальная школа. — 1998. -№ 11−12. -С.38−42.
  29. В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове) /В.В.Виноградов. М.: Русский язык, 1972. — 639 с.
  30. Г. О. Заметки по русскому словообразованию / Г. О. Винокур // Избранные работы по русскому языку: сб. науч. работ. М.: Учпедгиз, 1959. — С. 419−442.
  31. Т.А. Учителю о детях с отклонением в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. М.: Просвещение, 1967. — 207 с.
  32. Возрастные возможности усвоения знаний (младший школьный возраст) / В. В. Давыдов и др.- под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.- М.: Просвещение, 1966. — 442 с.
  33. Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие / Г. А. Волкова. СПб.: Детство-Пресс, 1973. -144 с.
  34. Т.В., Сазонова С. Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: Практическое пособие для педагогов и воспитателей. -М.: Владос, 2004. -126 с.
  35. Вопросы дидактики и психологии начального обучения: материалы научного совещания / под ред. Б. Г. Ананьева и А. А. Люблинской. Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 98 с.
  36. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / В. В. Давыдов и др.- под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.-287 с.
  37. В.К. О некоторых особенностях построения фразы и устной речи детей-алаликов / В. К. Воробьева // Очерки по патологии речи и голоса: сб. науч. работ. М.: Учпедгиз, 1967. — С.66−67.
  38. В.К. Формирование связной речи учащихся с моторнойалалией: автореф. дис.канд. пед. наук / В. К. Воробьева. М.: НИИД АПН1. РСФСР, 1986.-16 с.
  39. В.К. Состояние морфонологического слуха у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева // Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции: сб. докл. конф. СПб.: Изд-во РГПУ, 2003. — С. 40−45.
  40. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи / С. С. Ляпидевский и др.- под ред. С. С. Ляпидевского, В. И. Селиверстова. — М.: Просвещение, 1968.- 247 с.
  41. JI.C. Мышление и речь: Психологические исследования / Л. С. Выготский. -М.: Лабиринт, 1996. 414 с.
  42. Л.С. О психологических системах / Л. С. Выготский // Собр. соч. в 6 т.-М., 1982. -т.1. С. 109−131.
  43. П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка / П. Я. Гальперин. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 45 с.
  44. П.Я. Тип ориентировки в задании и формирование грамматических понятий / П. Я. Гальперин, А. Н. Дубровина //Докл. АПН РСФСР. 1957. — № 3. — С. 63−67.
  45. А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. М.: Просвещение, 1961.-471 с.
  46. P.M. О научных основах морфемного и словообразовательного анализа в школе / Р. М. Гейгер //Актуальные проблемы русского словообразования: сб. докл. конф. — Ташкент: Изд-во ТашкПИ, 1978. — С. 191 195.
  47. Н.В. Морфологический анализ слов и проговаривание при обучении русскому языку (в 1−4 кл.): Пособие для студентов / Н. В. Генина. — Куйбышев: Изд-во КуйбГПИ, 1973. 57 с.
  48. Е.Л. Слово как членимое единство или как комбинация морфем? / Е. Л. Гинзбург // Уз Перм ГУ. Пермь. — 1972. — вып.47. — С. 44−57.
  49. Грибова О. Е. Особенности формирования грамматического строя письменной речи (В начальных классах школ для детей с тяжелыми нарушениями речи): автореф. дис.канд. пед. наук/ О. Е. Грибова. — М.: НИИД АПН РСФСР, 1999.- 24 с.
  50. О.Е. Психолингвистика и логопедия: вопросы, предположения / О. Е. Грибова // Дефектология. 1999. — № 3. — С. 3−12.
  51. .М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов / Б. М. Гриншпун // Нарушения речи и голоса у детей: сб. науч. работ. М.: Просвещение, 1975. — С.71−80.
  52. В.В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. М.: Педагогика, 1972.-424 с.
  53. В.В. Содержание и строение учебной деятельности школьников / В. В. Давыдов // Психологические проблемы процесса обучения младших школьников: сб. тез. докл. конф. М.: Б.и., 1978. — С.3−9.
  54. Г. И. Использование игр и загадок в 1 классе вспомогательной школы как средства развития речи и мышления детей / Г. И. Данилкина // Уч. Зап. ЛГПИ. -1966.- т.296.- С.84−89.
  55. Н.П. Проблема развития лингвистического мышления школьников /Н.П.Ерастов. М.: Пед. Общество РСФСР, 1971. — 16 с.
  56. JI.H. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова. М.: Просвещение, 1991.- 222 с.
  57. Л.Н. Формирование речи у дошкольников (Дети с общим недоразвитием речи): Кн. для логопедов / Л. Н. Ефименкова. — М.: Просвещение, 1986. -109 с.
  58. Г. И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи / Г. И. Жаренкова //Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи: сб. науч. работ. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — С.103−111.
  59. А.Н. Построение учебного предмета (морфология русского родного языка): автореф. дис. канд. псих, наук / А. Н. Ждан. М.:МГУ, 1968.- 16 с.
  60. Н.И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.- 370 с.
  61. Н.И. Речь как проводник информации / Н. И. Жинкин. М.: Наука, 1982.- 160 с.
  62. В.М. О границах слова / В. М. Жирмунский // Морфологическая структура слова в языках различных типов: сб. науч. работ.- М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1997. С.6−33.
  63. С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. / С. Ф. Жуйков.- М.: Просвещение, 1964. 300 с.
  64. Н.С. Преодоление недоразвития речи у дошкольников / Н. С. Жукова. М.: Ассоциация Гуманитарий, 1996. — 238 с.
  65. Н.С. Логопедия / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. Екатеринбург: АРД ЛТД, 1999. — 320 с.
  66. Е.А. Словообразование как деятельность / Е. А. Земская. М.: Наука, 1992. -220 с.
  67. Г. С. Принципы организации словообразовательных элементов в систему и возможность ее описания: автореф. дис. докт филол. наук/ Г. С. Зенков. — Краснодар: Изд-во КубГУ, 1993. — 32 с.
  68. В.К. Пути преодоления недоразвития речи у первоклассников: автореф. дис. канд. пед. наук / В. К. Зимичева. М.: НИИД АПН РСФСР, 1970.- 19 с.
  69. Значения приставок и суффиксов (материалы для учителя) / С. И. Львова и др. М.: Изд-во РАО, 1992.- 23 с.
  70. Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственного развития учащихся / Е.Н.Кабанова-Меллер. М.: Просвещение, 1968. — 376 с.
  71. С.Н. Особенности ориентировки на слово у детей / С. Н. Карпова, И. Н. Колобова. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 166 с.
  72. Г. А. Подготовка к школе детей с недоразвитием речи: Пособие для логопеда / Г. А. Каше. М.: Просвещение, 1985. — 207 с.
  73. Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г. А. Каше. -М.: Просвещение, 1971. -191 с.
  74. Г. С. К проблеме значения морфемы / Г. С. Качкина.- Л.: Изд-во ЛГПИ, 1963.-60 с.
  75. И.И. Корень слова и его роль словообразовательном гнезде / И. И. Ковалик // Актуальные проблемы русского словообразования: сб. докл. конф. Ташкент: Изд-во ТашкПИ, 1978. — С.39−42.
  76. В.И. Способы и средства выражения грамматических значений / В. И. Кодухов. Л.: Изд-во ЛГПИ, 1959.- 40 с.
  77. И.К. Влияние недоразвития речи на усвоение письма / И. К. Колповская // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи: сб. науч. работ.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. С. 72−88.
  78. И.К. Характеристика нарушений письма и чтения / И. К. Колповская, Л. Ф. Спирова // Основы теории и практики логопедии: сб. науч. работ. М.: Просвещение, 1968. — С.166−190.
  79. Н.А. Структура слова и орфография русского языка / Н. А. Колосова, Г. А. Николаев —Казань: Изд-во Каз ГУ, 1993. -147 с.
  80. А.К. Организация дифференцированной работы с учащимися при изучении темы «Словообразование» в 4 классе / А. К. Кречетова // Повышение эффективности обучения русскому языку в 4 классе: сб. науч. работ. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1974.- С. 52−62.
  81. Е.С. Типы языковых значений. Семантика производного слова / Е. С. Кубрякова. М.: Наука, 1984. — 200 с.
  82. А.И. Словарь морфем русского языка / А. И. Кузнецова, Т. Ф. Ефремова. М.: Русский язык, 1986. -132 с.
  83. М.С. Изучение словообразования в 5 классе с применением компьютера / М. С. Кунусова // Русский язык в школе 1994. — № 5. — С.22−25.
  84. Р.И. Нарушения речи у детей с ЗПР / Р. И. Лалаева. -СПб.: Союз, 1992. — 160 с.
  85. Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников / Р. И. Лалаева. СПб.: Союз, 1999.- 224 с.
  86. Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. М.: Владос, 1999. — 221 с.
  87. Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Бенедиктова — СПб.: Союз, 2001.224 с.
  88. Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова.- СПб.: Союз, 1999. -166 с.
  89. Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова.- СПб.: Союз, 2001.- 224 с.
  90. Р.Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 311 с.
  91. Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов) / Р. Е. Левина.- М.: Учпедгиз, 1951. 120 с.
  92. Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. М.: Просвещение, 1968. -367 с.
  93. А.В. Лингвистический термин в школьном учебнике по русскому языку / А. В. Лемов. Саранск: Изд-во МордГУ, 1994. — 73 с.
  94. А.В. Школьный словарь лингвистических терминов / А. В. Лемов.- М.: Русский язык, 2005. -255 с.
  95. А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания / А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1969. — 307 с.
  96. А.А. Слово в речевой деятельности / А. А. Леонтьев. М.: Наука, 1965.- 245 с.
  97. А.Н. Психологические вопросы сознательности учения / А. Н. Леонтьев // «Известия АПН РСФСР». 1947.- Вып.7. — С.3−40.
  98. Лингвистический энциклопедический словарь / Н. Д. Арутюнова и др.- под ред. Ярцевой В. Н. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. — 709 с.
  99. Е.И. Изучение морфемного состава слова в углубленном курсе русского языка / Е. И. Литневская // Русская словесность. — 2000 № 1. -С.68−74.
  100. Е.А. Нарушение письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Е. А. Логинова. — СПб.: Детство-пресс, 2004. 208 с.
  101. Логопедия: учебник для вузов /Р.И.Лалаева и др.- под ред Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской.- М.: Владос, 1995. — 676 с.
  102. В.В. Русская словообразовательная морфемика / В. В. Лопатин. -М.: Наука, 1977.-315 с.
  103. Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова СПб.: Союз, 2003. — 212 с.
  104. А.Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 319 с.
  105. А.Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. СПб.: Питер, 2006. — 320 с.
  106. М.Р. Опыт изучения грамматического строя речи учащихся / М. Р. Львов // Актуальные проблемы методики обучения русскому языку: сб. науч. работ. М.: Педагогика, 1977. — С. 50−58.
  107. М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах / М. Р. Львов, В. А. Горецкий. М.: Просвещение, 2000. — 514 с.
  108. С.И. Многоаспектный анализ слов на основе словообразовательной модели / С. И. Львова // Русский язык в школе. 1996. -№ 3. — С.8−14.
  109. С.И. Начальная школа. Работа над составом слова на уроках русского языка / С. И. Львова. М.: Русское слово, 2001. — 192 с.
  110. С.И. Учет взаимосвязи языковых явлений в процессе формирования у учащихся умения разбирать слова по составу / С. И. Львова // Работа над умениями и навыками по русскому языку: сб. науч. работ. М.: Просвещение, 1988. — С.33−48.
  111. Н.Н. Формирование словаря младших школьников с церебральным параличом: автореф. дис.канд. пед. наук / Н. Н. Малофеев. -М.: НИИД АПН РСФСР, 1988. 24 с.
  112. А.К. Психология усвоения языка как средства общения /
  113. A.К.Маркова. М.: Педагогика, 1974. -191 с.
  114. А.К. Психологические исследования учебной деятельности школьников / А. К. Маркова, Г. С. Абрамова // Воспитание, обучение и психическое развитие: сб.тез.докл.конф.- М.: Наука, 1977. С.32−44.
  115. Ю.С. О некоторых расхождениях в понимании термина «морфема» / Ю. С. Маслов // Проблемы языкознания: сб. науч. работ. JL: Изд-во ЛГУ, 1961.- С. 47−51.
  116. Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция / Е. М. Мастюкова. — М.: Просвещение, 1992. 94 с.
  117. Е.М. Особенности психического развития и нервно-психических отклонений у детей, перенесших асфиксию при рождении: автореф. дис. канд. мед. наук / Е. М. Мастюкова. Л., 1965. -11с.
  118. А.Н. Элементы лексики в начальном обучении русскому языку / А. Н. Матвеева //Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах: сб. науч. работ. М.: Педагогика, 1977. — С. 130 145.
  119. Н.А. Вопросы умственного развития ребенка / Н. А. Менчинская. М.: Знание, 1970. — 32 с.
  120. М.А. Вопросы морфологического анализа слов. Выделимость основ и формантов / М. А. Михайлов. Горький: Изд-во ГорькГУ, 1977. — 73 с.
  121. Нарушения речи и голоса у детей / С. С. Ляпидевский и др.- под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. М.: Просвещение, 1975. — 144 с.
  122. Е.И. Язык и дети / Е. И. Негневицкая, A.M. Шахнарович. М.: Наука, 1981.- 111с.
  123. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Р. Е. Левина и др.- М.: Просвещение, 1965. — 167 с.
  124. В.П. Морфема как межуровневая единица языка /
  125. B.П.Нерознак // Лингво-методические аспекты русского языка как учебнойдисциплины в вузе и начальной школе: тез. докл. конф. — Астрахань: Изд-во АстрПИ, 1995.- С.9−10.
  126. Н.А. Логопедическая помощь учащимся с речевым недоразвитием / Н. А. Никашина // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы: сб. науч. работ. М.: Просвещение, 1956. — С.12−35.
  127. С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 1998. — 938 с.
  128. В.К. Сравнительный анализ нарушений речи при афазии и алалии / В.К.Орфинская// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для вузов. -М.: Владос, 1997. т.2. — Л., 1960. — С. 197−208.
  129. Очерки психологии детей (младший школьный возраст) / Л. И. Божович, А. Н Леонтьев, Н. Г Морозова и др. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. — 192 с.
  130. В.А. Работа над лингвистическими терминами в 4−6 классах как средство развития речи учащихся / В. А. Павлов. Рязань: Изд-во РязПИ, 1987. -87 с.
  131. А.И. Опыт обучения морфологии в первом полугодии 2 класса / А. И. Павлова // Повышение эффективности обучения в начальной школе: сб. науч. работ. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.- С. 16−23.
  132. Л.Г. Правописание шаг за шагом / Л. Г. Парамонова. — СПб.: Дельта, 1998.- 208 с.
  133. Л.Г. Упражнения для развития речи / Л. Г. Парамонова. -СПб.: Дельта, 1999. 208 с.
  134. Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л. Г. Парамонова. СПб.: Детство-пресс, 2006. -123 с.
  135. Н.А. Прием осознания и запоминания теоретического материала / Н. А. Песняева //Начальная школа: плюс-минус. 1999. — № 5. — с.63−65.
  136. Т.Г. О формировании первых грамматических понятий у учащихся 2 класса / Т. Г. Пилыцикова // Наш опыт учебно-воспитательной работы в школе: сб. науч. работ. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. — С.86−98.
  137. Повышение эффективности обучения русскому языку в 1У классе (Материалы конференции) / А. Ю. Купалова и др.- под ред. А. Ю. Купаловой и Т. А. Ладыженской. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1974. — 112 с.
  138. Н.П. Определение понятий / Н. П. Попов.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1954. — 77 с.
  139. З.А. Школьный словообразовательный словарь / З. А. Потиха. -М.: Просвещение, 1964.-391 с.
  140. И.В. Дизорфография младших школьников: Учебно-методическое пособие / И. В. Прищепова. СПб.: Каро, 2006. — 240 с.
  141. И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников / И. В. Прищепова. — СПб.: Каро, 2001. 63 с.
  142. И.В. Усвоение орфографии младшими школьниками с легкой степенью умственной отсталости / И. В. Прищепова // Школьный логопед. 2005. — № 5−6 (7−8). — С.51−55.
  143. Психологические особенности формирования мыслительной деятельности младших школьников: Межвуз. сб. науч. ст. / Л.: Изд-во ЛГПИ, 1984.-163 с.
  144. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников: тез. докл. всесоюз. конф. / под ред. Л. М. Фридмана. М.: Б.и., 1978. — 239 с.
  145. Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4−8 классах: Книга для учителя / И. В. Галлингер и др. М.: Просвещение, 1988. — 157 с.
  146. М.М. Методика обучения орфографии в школе / М. М. Разумовская. М.: Просвещение, 1992. — 190 с.
  147. Т.Г. Взаимосвязь разных сторон языка в процессе его изучения / Т. Г. Рамзаева // Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах: сб. науч. работ. М.: Просвещение, 1977. — С.58−70.
  148. Т.Г. Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней общеобразовательной школы в 2 ч — Ч. 2.- 3-е изд. / Т. Г. Рамзаева.- М.: Дрофа, 2003.-94 с.
  149. Т.Г. Русский язык. Учебник для 3 класса четырехлетней общеобразовательной школы в 2 ч. 4.1. / Т. Г. Рамзаева. — М.: Дрофа, 2006. — 158 с.
  150. А.А. К вопросу о фоно-морфологической делимитации слова / А. А. Реформатский // Морфологическая структура слова в языках различных типов: сб. науч. работ. M.-JL: Изд-во АН СССР, 1997.- С. 60−76.
  151. Н.С. Методика грамматики и орфографии в начальных классах / Н. С. Рождественский. М.: Просвещение, 1979. — 239 с.
  152. Н.С. Основы методики начального обучения русскому языку / Н. С. Рождественский. М.: Просвещение, 1965. -534 с.
  153. А.Г. Проблема формы и содержания / А. Г. Руднев. JL: Изд-во ЛГПИ, 1959. -28 с.
  154. Русский язык в начальной школе: содержание образования и диагностика уровня подготовки учащихся / Т. Б. Трошева и др. — Пермь: Изд-во Перм ГУ, 1999.-98 с.
  155. Т.М. Психологические вопросы овладения русским языком / Т. М. Савельева. Минск: Изд-во БГУ, 1983. — 112 с.
  156. Садовникова И. Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений письма в системе начального обучения учащихся: автореф. дис.канд. пед. наук/И.Н.Садовникова. М., 1979. -20 с.
  157. И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. М.: Владос, 1995. — 256 с.
  158. Л.В. К многоаспектности словообразования как науки / Л. В. Сахарный // УЗ Перм ГУ 1974. — вып.243. — С. 13−43.
  159. Л.В. Словообразование как синтаксический процесс / Л. В. Сахарный // Проблемы структуры слова и предложения: сб. науч. работ. — Пермь: Изд-во Перм ГУ, 1974. С.3−11.
  160. М.Ф. Морфемный и словообразовательный анализ: Учебное пособие / М. Ф. Скорнякова. М.: Просвещение, 1981. — 88 с.
  161. Е.С. Речевая готовность старших дошкольников к школьному обучению / Е. С. Слепович // Психологические проблемы процесса обучения младших школьников: сб. тез. докл. конф. М.: Б.и., 1978.- С.192−194.
  162. Д. Психолингвистика / Д. Слобин, Дж.Грин. М.: Прогресс, 1970.-350 с.
  163. А.И. Лексическое и грамматическое в слове / А. И. Смирницкий // Вопросы грамматического строя: сб. науч. работ. М.: Изд-во АН СССР, 1955. — 482 с.
  164. Г. И. О критериях отбора словаря для обогащения речи младших школьников / Г. И. Сниткина // Повышение эффективности обучения в начальных классах: сб. науч. работ. М.: Просвещение, 1963. — С.31−38.
  165. Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией: Учебное пособие / Е. Ф. Соботович. М.: Изд-во КГПИ. -1981.-150 с.
  166. М.С. Программа к курсу «Русский язык» для 1−4 кл. общеобразовательных учреждений / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. 40 с.
  167. М.С. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / М. С. Соловейчик. М.: Академия, 2000. — 384 с.
  168. И.С. Материал для словопроизводственного словаря / И. С. Соломоновский. Воронеж: Типография Исаева, 1988. -24 с.
  169. Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников / Ф. А. Сохин. М. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. — 224 с.
  170. Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи (1−4 кл.) / Л. Ф. Спирова. М.: Педагогика, 1980.- 192 с.
  171. О.П. Слово, его основа и корень как различные морфологические категории / О. П. Суник // Морфологическая структура слова в языках различных типов: сб. науч. работ. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1997 — С.33−52.
  172. А.В. Грамматический разбор в школе / А. Н. Тихонов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 398 с.
  173. А.Н. Морфемный состав и словообразовательная структура слова в русском языке / А. Н. Тихонов // Актуальные проблемы русского словообразования: сб. тез. докл. конф. — Ташкент: Изд-во ТашкПИ, 1975. -С.7−12.
  174. А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка / А. Н. Тихонов. М.: Цитадель, 2002. — 576 с.
  175. Л.А. Преодоление дизорфографии у учащихся младших классов / Л. А. Тишина, Т. П. Гридина // Логопедия.- 2005. № 2(8). — С.69−72.
  176. Трауготт Н.Н.. К вопросу об организации о методике речевой работы с моторными алаликами / Н. Н. Трауготт // Расстройства речи в детском возрасте: сб. науч. работ. Петрозаводск: Каргоиздат, 1940. — С. 70−103.
  177. Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т. В. Туманова. М.: Альфа, 2002.- 114 с.
  178. Т.В. Развитие словообразовательных возможностей у школьников с нарушением речи / Т. В. Туманова // Школьный логопед — 2005.- № 5−6 (8−9).- С.5−12.
  179. Т.В. Формирование словообразовательной компетенции у детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. дис.докт. пед. наук / Т. В. Туманова. М.: МГОПУ, 2005. — 24 с.
  180. И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация / И. С. Улуханов. М.: АО Астра-семь, 1996. — 221 с.
  181. А.А. Слово в лексико-семантической системе языка / А. А. Уфимцева. М.: Наука, 1968. — 272 с.
  182. Н.Н. Воспитание интереса к русскому языку / Н. Н. Ушаков // Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах: сб. науч. работ. М.: Просвещение, 1977. — С.130−145.
  183. Т.Н. О механизмах детского творчества / Т. Н. Ушакова // Вопросы психологии. 1969. — № 1. — С.62−74.
  184. К.Д. Родное слово/ К. Д. Ушинский //Собр. соч.: в 7 т. М., 1949.-Т.7.-357 с.
  185. Э.А. Обучение старших дошкольников элементам словообразовательного анализа: автореф. дис.канд. псих. наук/ Э. А. Федеравичене. М.: НИИДВ АПН СССР, 1981. -24 с.
  186. Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. М.: РИЦ «Альфа», 1999. — 349 с.
  187. Т.Б. Дети с ОНР. Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. -М.: Гном-пресс, 1999. -128 с.
  188. Т.Б. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова // Логопедия. -2006. № 2 (12). — С.57−69.
  189. Т.Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина.- М.: Просвещение, 1989. 221с.
  190. Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 1991. -187 с.
  191. Формирование учебной деятельности школьников / В. В. Давыдов и др. М.: Педагогика, 1982.-216 с.
  192. Ф.Ф. О преподавании грамматики русского языка в средней школе / Ф. Ф. Фортунатов // Избр. Труды. М., 1956. — т.1450 с.
  193. Л.Б. Формирование первоначальных языковых представлений у младших школьников с церебральным параличом: автореф. дис.канд.пед. наук / Л. Б. Халилова. М.: НИИД АПН РСФСР, 1981. — 16 с.
  194. Н. Синтаксические структуры / Н. Хомский // Новое в лингвистике.- 1962. -Вып.1. — С.55−69.
  195. Н. Язык и мышление / Н.Хомский.- М.: Изд-во МГУ, 1972.-122 с.
  196. A.M. Коррекционная работа при изучении темы «Состав слова» / А. М. Хрусталева // Дефектология. — 1999. № 6. — С. 18−20.
  197. С.Н. Детская речь: инновация формообразования и словообразования (На материале современного русского языка): автореф. дис.канд. пед. наук / С. Н. Цейтлин. -Л.: ЛГПИ, 1989. -32 с.
  198. А.Г. Компьютерная поддержка уроков русского языка по теме «Состав слова» / А. Г. Цуканова // Русский язык в школе 1996. — № 5. — С. 1216.
  199. Г. П. Состав слова и словообразование в русском языке: Учебное пособие / Г. П. Цыганенко.- Киев: Рад. Школа, 1978. 152 с.
  200. Г. А. Лингвистические и психолингвистические исследования словообразования: автореф. дис.канд.филол. наук/ Г. А. Черемухина. М.: ИЯ АН СССР, 1981.- 16 с.
  201. Л.М. Приемы активизации речи у алаликов / Л. М. Чудинова //Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи: сб. науч. работ. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-С.112−130.
  202. Шавку нова О.В. К вопросу о преподавании русского языка в школе-гимназии / О. В. Шавку нова, С. В. Рябушкина // Семантические и структурные аспекты языка и их изучение в вузе и школе: сб. докл. конф.- Ульяновск: Изд-во УлГПУ, 1995.- С.27−34.
  203. Н.М. Очерки по русскому словообразованию и лексикологии / Н. М. Шанский.- М.: Учпедгиз, 1959. 213 с.
  204. Н.М. Эвристические задачи по морфемике и словообразованию / Н. М. Шанский // Русский язык в школе. — 1996. № 6. -С.35−43.
  205. Е.Г. Методика формирования обобщения при обучении орфографии / Е. Г. Шатова. М.: Прометей, 1990. -182 с.
  206. A.M. Детская речь в зеркале психолингвистики / А. М. Шахнарович, — М.: Ин-т языкознания РАН, 1999. -165 с.
  207. A.M. Психолингвистический анализ семантики и грамматики. На материале онтогенеза речи / A.M. Шахнарович, Н. М. Юрьева. М.: ИНП, 1990−165 с.
  208. С.Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией: автореф. дис. канд. пед. наук / С. Н. Шаховская. М.: МГПИ, 1964. -16 с.
  209. Е.Г. Состав слова / Е. Г. Шашкова // Методика грамматики и орфографии в начальных классах: сб. науч. работ. М.: Просвещение, 1979. — С.111−140.
  210. В.П. Статьи по методике начального преподавания русского языка / В. П. Шеремевский // Хрестоматия по методике русского языка: сб. науч. работ. М.: Просвещение, 1996. — С. 189−191.
  211. Р.И. Предупреждение ошибок письма в период обучения грамоте детей с общим недоразвитием речи / Р. И. Шуйфер // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи: сб. науч. работ. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — С.89−102.
  212. Л.В. Избранные работы по русскому языку / Л. В. Щерба.-М.:Учпедгиз, 1957. 337 с.
  213. Л.В. О дальше неделимых единицах языка / Л. В. Щерба // Вопросы языкознания. 1960. — № 2. — С.42−49.
  214. Д.Б. Формирование умственного действия словоизменения и его значение для обучения грамоте / Д. Б. Эльконин // Докл. АПН РСФСР. — № 3.-1959.-С.39−42.
  215. В.К. Работа над словом с учащимися 1 класса / В.КЯгодовская.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1985. 68 с.
  216. В.Н. Об аналитических формах слова / В. НЛрцева // Морфологическая структура слова в языках различных типов: сб. науч. работ.- М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1997. С.52−60.
  217. А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А. В. Ястребова.- М.: Аркти, 1999. -118 с.
  218. А.В. Как помочь детям с недостатками речевого развития: Пособие для учителя / А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова. М.: Аркти, 1999. -176 с.
  219. А.В. Учителю о детях с недостатками речи / А. В. Ястребова, Л. Ф. Спирова, Т. П. Бессонова. М.: Аркти, 2001. — 176 с.
  220. Bybee J.L. Morphology. A study of the relation between meaning and Form / J.L.Bybee. Amst.-Phil., 1985.
  221. Chomsky N. The Sound Pattern of English/ N. Chomsky, M. Halle. New York: Hanper and Row, 1968.
  222. Clark H. Psychology and language. An introduction to psycholinguistics / H. Clark, E. Clark.-N.Y., 1977.
  223. Dressier W.N. Morphonology. The dynamics of derivation / W.N. Dressier.- N.Y.: Ann Arbor, 1985.
  224. Selkirk E.O. The syntax of words/ E.O.Selkirk. Camb. (Mass.), 1982
  225. Slobin D. Studies of child language development / D. Slobin, Ch. Ferguson ed. N.Y., 1973.
Заполнить форму текущей работой