Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия развития социальной компетентности старшеклассников: проектно-контекстный подход

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие социальной компетентности учащихся старших классов предполагает проектирование в содержании и развертывание в процессе образования социально значимых ситуаций, задающих социальный контекст будущей жизни и деятельности старшеклассников и несущих в себе воспитательный потенциал. По проблемам контекстного обучения выполнен целый ряд исследований в научно-педагогической школе А. А… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Проблемы развития социальной компетентности старших школьников в современных условиях
    • 1. 1. Структура социальной компетентности
    • 1. 2. Ключевые социально-ролевые компетенции в старшем школьном возрасте
  • 2. Проектно-контекстный подход как концептуальная основа развития социальной компетентности старшеклассников
    • 2. 1. Теория контекстного обучения и проектная деятельность в современной школе
    • 2. 2. Ролево-игровое проектирование в образовательном процессе.-.
    • 2. 3. Педагогические условия формирования социально компетентной личности учащегося
  • 3. Экспериментальное исследование развития социальной компетентности старшеклассников
    • 3. 1. Методика’эксперимента
    • 3. 2. Результаты эксперимента и их обсуждение
      • 3. 2. 1. Результаты диагностирующего этапа эксперимента
      • 3. 2. 2. Результаты формирующего этапа эксперимента

Педагогические условия развития социальной компетентности старшеклассников: проектно-контекстный подход (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном российском образовании все шире реализуется принцип вариативности, позволяющий как отдельным учителям, так и педагогическим коллективам образовательных учреждений проектировать учебно-воспитательный процесс, используя любые педагогические технологии. Однако оно направлено, главным образом, на привитие обучающимся определенной суммы знаний по предметам школьной программы. Что касается конкретных умений и навыков, то им обучают в довольно узких рамках того или иного учебного предмета. Возникает закономерный вопрос: в достаточной ли степени современная российская школа готовит своих питомцев к будущей жизни, прививает ли способность к самостоятельному анализу реальных ситуаций и нахождению наиболее оптимальных способов решения проблем.

На чрезвычайную важность этих моментов указывал: еще К. Д. Ушинский: «.Ни одно воспитание не нарушает так страшно равновесие в детском организме, ни одно не раздражает так нервную систему детей, как наше русское. У нас покуда все внимание обращено единственно на ученье, и лучшие дети проводят все свое время только в том, что читают да учатся, учатся да читают, не пробуя и не упражняя своих сил и своей воли ни в какой самостоятельной деятельности, даже в том, чтобы ясно и отчетливо передать хоть в словах, то, что они выучили или прочлиони рано делаются какими-то мечтающими пассивными существами, все собирающимися жить, .все готовящимися к деятельности и остающимися навсегда мечтателями. Развитие головы и совершенное бессилие характеров, способность всё понимать и обо всём мечтать, и неспособность что-нибудь делать — вот плоды такого воспитания». [189, с.30−31] С тех пор прошло много лет, но эта проблема все еще остается весьма актуальной. На это, в частности, указывает тот факт, что одаренные российские школьники и студенты, участвуя в современных международных интеллектуальных конкурсах, таких, как PISA (Programme for International Students Assessment), чаще всего оказываются не на высоте там, где задание ограничивается решением теоретических задач или воспроизведением своих мыслей на бумаге. Но в тех случаях, когда необходимо умело разъяснить или доказать практическую значимость своих идей, результат значительно скромнее.

В условиях перехода современной России к гражданскому обществу и цивилизованному рынку особый акцент в процессе модернизации образования должен быть сделан на подготовку старшеклассников к функционированию в качестве полноценных членов общества и граждан своей страны. Выпускник школы должен обладать социальной компетентностью: комплексом знаний, умений, навыков, социально-личностных характеристик, способов компетентного социального действия и поступка, мотивационной готовностью их практического использования в жизненных и профессиональных ситуациях.

Проблемам компетентностного подхода в образовании посвящены многие исследования (К.А.Абульханова, Ю. Н. Емельянов, И. А. Зимняя, Л. А. Петровская, М. А. Холодная, М. А. Чошанов, Н. В. Яковлева и др.) — изучается профессиональная компетентность (А.А.Бодалев, А. А. Вербицкий,.

A.А.Деркач, Е. А. Климов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. И. Пугач,.

B.А.Сластенин, О. М. Шиян, А. ШЦербаков и др.), социальная компетентность взрослого человека (М.Аргайл, Ю. М. Жуков, Д. Равен, К. Рубин, Ю. Мель и др.) как части его профессиональной компетентности (А.А.Деркач, А. КМаркова). Совсем недавно стала разрабатываться и проблема развития социальной компетентности у школьников.

Развитие социальной компетентности учащихся старших классов предполагает проектирование в содержании и развертывание в процессе образования социально значимых ситуаций, задающих социальный контекст будущей жизни и деятельности старшеклассников и несущих в себе воспитательный потенциал. По проблемам контекстного обучения выполнен целый ряд исследований в научно-педагогической школе А. А. Вербицкого (Н.А.Бакшаева, Н. В. Борисова, Т. Д. Дубовицкая, Н. В. Жукова и др.). Широко представлены и работы по проблемам реализации проектной технологии в школе (Ю. В. Громыко, Е. В. Зачесова, Н. Ю. Пахомова, Е. С. Полат, Л. Б. Прокофьева, Г. К. Селевко, и др). Однако исследования проблем формирования социальной компетентности старшеклассников в русле проектно-контекстного подхода еще не проводились, что и обусловливает актуальность темы диссертации.

Анализ литературы показывает, что существует объективное противоречие между потребностью общества в социально компетентных и готовых к саморазвитию выпускниках общеобразовательных школ и отсутствием научно обоснованных педагогических условий и воспитательных технологий, ориентированных на формирование социальной компетентности современной молодежи.

Необходимость разрешения этого противоречия обусловила проблему исследования: педагогические условия развития социальной компетентности воспитания и обучения детей в контексте их будущей социальной жизни и деятельности.

Цель исследования — выявление педагогических условий развития социальной компетентности старших школьников при реализации проектно-контекстного подхода ¦ ;

Объект исследования — социальная компетентность учащихся старших классов средней школы.

Предмет исследования — педагогические условия формирования социальной компетентности старших школьников с позиций проектно-контекстного подхода.

Гипотеза исследования: продуктивное развитие у старших школьников ключевых социально-ролевых компетенций (гражданинсындочьдругподругамужженаработник) обеспечивается в условиях реализации проектно-контекстного подходапри этом, ведущими формами организации их деятельности являются ролевая игра и обучающие социальные ситуации.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. На основе теоретического анализа литературы обосновать важность формирования социальной компетентности учащихся старших классов.

2. Определить понятие «проектно-контекстный подход».

3. Сформулировать принципы и структуру обучающих социальных ситуаций и ролевой игры для старшеклассников.

4. Спроектировать экспериментальное исследование по формированию социальной компетентности старшеклассников.

5. Провести формирующий эксперимент.

6. Количественно и качественно обработать результаты эксперимента, сформулировать обобщения и основные выводы.

Методы исследования: теоретические: изучение научной литературы по педагогике, философии, социологиипроцедуры анализа, синтеза, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозированияэмпирические1 наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, анализ продуктов творческой деятельности, постановка формирующего экспериментаметоды обработки эмпирических данных: их качественная и количественная обработка.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Педагогическими условиями формирования социальной компетентности старшеклассников при реализации проектно-контекстного подхода являются: моделирование контекста социальной жизни в образовательном пространстве школыиспользование мотивационных стимулов (самоутверждения в группе, коррекции собственной самооценки, реализации творческих, организаторских и иных способностей, востребованности результатов деятельности в среде ближайшего окружения учащихся), побуждающих школьников овладевать способами социально ориентированных действий и. поступковразвитая личность учителя-воспитателя и его гуманистическое отношение к личности школьникапрофессиональное саморазвитие педагоговсоциально-личностно ориентированная школьная культура.

2. Ролевая игра и обучающие социальные ситуации как формы контекстного обучения и воспитания, реализующиеся в виде ролево-игровых проектов, обеспечивают продуктивное развитие социальной компетентности посредством формирования в старшем школьном возрасте ключевых социально-ролевых компетенций: гражданинасынадочеридругаподругиученикастудентаработникамужажены.

Научная новизна исследования.

1. Сформулирована сущность проектно-контекстного подхода к обучению и воспитанию в средней школе, заключающаяся в проектировании и использовании обучающих социальных ситуаций и ролевых игр как форм контекстного обучения старшеклассников.

2. Показано, что продуктивная реализация выделенных педагогических условий формирования социальной компетентности старшеклассников при проектно-контекстном подходе предполагает принцип проектирования самими обучающимися при координирующей роли учителя-воспитателя контекста социальной жизни в форме ролево-игровых проектов и социальных ситуаций.

Теоретическая значимость исследования:

1. Выделены и содержательно описаны ключевые социально-ролевые компетенции, которые должны быть развиты в старшем школьном возрасте: гражданинасынадочеридругаподругиученикастудентаработникабудущего мужажены.

2. Сформулированы принципы ролевой игры старшеклассников как формы контекстного обучения и воспитания, направленной на развитие их социальной компетентности: адекватности игровой деятельности школьников основным социально-ролевым компетенциямпозитивного решения общественных и личных задачвзаимообучения и изменения себяпроблемностииндивидуализациисовместного анализа изучаемых проблем и явленийпринцип доброжелательности и сотрудничества;

3. Теоретически и экспериментально обоснованы возможности проектно-контекстного подхода в развитии рассматриваемых ключевых социально-ролевых компетенций.

Практическая значимость исследования состоит в следующем. Предложен комплекс конкретных социальных ситуаций и ролевых игр, направленных на развитие социальной компетентности обучающихсяразработаны методические рекомендации по реализации педагогических условий формирования. социальной компетентности старшеклассников в русле проектно-контекстного подхода. Полученные результаты и выводы использованы при разработке программ курсов повышения квалификации педагогов и психологов в Московском Институте Открытого Образования, в преподавании курса «Педагогическая психология» студентам факультета психологии МГГУ им. М. А. Шолохова. Основные результаты исследования внедрены в практику ряда общеобразовательных учреждений Москвы, С. Петербурга, Рязани, Брянска. В практическую реализацию положений и выводов диссертационного исследования вовлечен широкий круг преподавателей средних общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, институтов повышения квалификации работников образования.

Работа над диссертацией проходила в несколько этапов.

На первом, поисково-теоретическом этапе (2000;2003гг.) изучалась философская, педагогическая и психолого-педагогическая литература, материалы диссертационных исследований по проблемам личностно-ориентированных образовательных технологий, осуществлялось эмпирическое исследование констатирующего характера. .Это позволило уточнить научный аппарат, сформулировать рабочую гипотезу, определить цели и задачи исследования, наметить пути их решения.

На втором, констатирующем, этапе (2003;2005гг.) осуществлялся выбор методов и методики исследованияпроводились аналитико-диагностические процедуры по выявлению уровня сформированное&tradeкритериев социальной компетентности: знаний, умений, социально-личностных характеристик по определенным ключевым социально-ролевым компетенциям. Осуществлялась координационная деятельность по ролево-игровым проектам.

На третьем, заключительном, этапе (2006;2007 гг.) осуществлялись: систематизация результатов экспериментальной работы, обработка и обобщение полученных данныхпроверка выводов и результатов исследованияуточнение отдельных теоретических положенийполученные в ходе экспериментальной работы данные подвергались количественному и качественному анализу.

Экспериментальная база исследования: средние школы №№ 207, 188, 1144 г. Москвы, школа № 686 «Класс Центр» г. Москвы, школа № 147 г. С. Петербурга, школа № 67 г. Брянска, кафедра открытых образовательных технологий МИОО. Всего в исследовании на разных его этапах приняли участие 180 старшеклассников, включая 22 — в формирующем эксперименте.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены исходными теоретическими и методологическими позициями, комплексом методов исследования, адекватных его целям и задачам, репрезентативностью и статистической обработкой эмпирических данных, их развернутой качественной интерпретацией, а также контрольным сопоставлением с реальным педагогическим опытомдлительностью исследования. Повышению надежности результатов способствовали объем и разнородность выборки (различных типов образовательных учреждений: общеобразовательных и экспериментальных школ и колледжей), разнообразие используемых диагностических методик.

Апробация и внедрение результатов. Ход и результаты исследования нашли отражение в докладах, статьях, материалах и тезисах, различных конференций: Международной научно-практической конференции «Дидактика современного учебного предмета», Москва, 23−24 октября 2006 г.- VI Всероссийской научно-практической конференции «Современные методы в современном преподавании», Москва, 28−29 марта 2006 г.- XIX Всероссийского семинара по проблемам гражданского образования, Адлер, 25−30 сентября 2006 г.- Всероссийской конференции «Гражданское образование: ценности и приоритеты», Брянск, 25−28 октября 2006 г.- Результаты исследования в виде подготовки и проведения ролево-игровых проектов старшеклассников внедряются в ходе работы слушателей.

Московского Института Открытого Образования, Рязанского института повышения квалификации работников образования, в работе учителей ГОУ СОШ № 147 г. Санкт-Петербурга, МОУ СОШ № 67 г. Брянска и др.

Структура работы: диссертация состоит из трех глав, заключения, списка использованной литературы, состоящей из 225 источников, в т. ч. 11 -на иностранном языке, приложений.

Заключение

.

Современное российское образование развивается в условиях создания гражданского общества и утверждения рыночных • отношений. Для успешного функционирования в качестве полноправного и дееспособного члена общества человек должен не только владеть определенной суммой знаний и набором умений, но и уметь применять свои знания и умения в жизненных ситуациях. То есть современный человек должен владеть способами действий, позволяющих ему в тех или иных условиях принять адекватное. Кроме способности принимать решения, необходимо уметь отвечать за них, иначе говоря, нести ответственность за свои поступки, быстро адаптироваться к складывающимся обстоятельствам, быть готовым к постоянному повышению профессионального уровня через обучение и самообучение, а иногда и к смене профессии. Такой образ современного человека отражает социальный заказ общества и государства средней школе и всей системе российского образования. Однако она пока далеко не всегда может удовлетворить этот заказ.

В представленном диссертационном исследовании было выявлено объективное противоречие между потребностью общества в социально компетентных и готовых к саморазвитию выпускниках общеобразовательных школ и отсутствием научно обоснованных педагогических условий и воспитательных технологий, ориентированных на формирование социальной компетентности современной молодежи. На основе этого противоречия мы сформулировали проблему исследования, решение которой связано с определением педагогических условий развития социальной компетентности, воспитания и обучения учащихся старших классов школы в контексте их будущей социальной жизни и деятельности .

Теоретический анализ литературы позволил обосновать важность формирования социальной компетентности учащихся • старших' классов. Отмечено, что проблемам компетентностного подхода в образовании, изучению профессиональной компетентности, социальной. компетентности как части профессиональной компетентности человека посвящены многие исследования российских и зарубежных ученых. Недавно стала разрабатываться и проблема развития социальной компетентности школьников.

В представленном исследовании мы исходили из того, что развитие социальной компетентности учащихся старших классов предполагает проектирование в содержании и развертывание в процессе образования социально значимых ситуаций, задающих социальный контекст будущей жизни и деятельности старшеклассников и несущих в себе воспитательный потенциал. По проблемам контекстного обучения выполнен целый ряд исследований в научно-педагогической школе А. А. Вербицкого. Широко представлены и работы по проблемам реализации проектной технологии в школе.

Однако исследования проблем формирования социальной компетентности старшеклассников в русле проектно-контекстного подхода еще не проводились. Спланированное нами экспериментальное исследование состояло в разработке обучающих и воспитывающих социальных ситуаций и отслеживании динамики развития знаний, умений и социально-личностных характеристик учащихся старших классов средней школы, которые в своей совокупности являются структурными составляющими социальной компетентности человека и проявляются в социально-ролевых компетенциях.

На основании полученных в ходе эксперимента данных мы выяснили, что наиболее значимыми, ключевыми, в жизни человека социально-ролевыми компетенциями являются следующие: гражданинсындочьдругподругамужженаработник. При этом эффективное развитие у старших школьников ключевых социально-ролевых, компетенций обеспечивается в условиях реализации в средней школе проектно-контекстного подхода, а ведущими формами организации их деятельности являются разрабатываемые самими участниками эксперимента ролевая игра и обучающие социальные ситуации. В ходе проведения формирующего эксперимента было определено понятие «проектно-контекстный подход», которое заключается в проектировании и использовании обучающих социальных ситуаций и ролевых игр как форм контекстного обучения старшеклассников.

Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования позволили на достоверном уровне подтвердить выдвинутую гипотезу и сделать следующие выводы: • ¦ *.

1. Повышение требований к качеству подготовки выпускников общеобразовательной средней школы, колледжей и вузов требует введения компетентностного подхода к организации образовательного процесса.

2. Компетёнтностный подход предполагает формирование не только знаний, умений и навыков, но и овладение способами действий в различных ситуациях жизни и деятельности, что составляет социальную компетентность человека.

3. Для овладения знаниями, умениями, навыками и способами действий в контексте социальной жизни и деятельности целесообразно проектировать ситуации социальной жизни и деятельности* -, то есть использовать контекстный подход и технологию проектного обучения и воспитания. При этом проектирование должно быть как ученическим (осуществляемым учащимися самостоятельно), так и учебным (осуществляемым по инициативе и под руководством учителей-воспитателей).

4. Объединение в образовательном процессе основных принципов контекстного обучения и элементов технологии проектного обучения является основанием для использования в практике средней школы проектно-контекстного подхода.

5. Проектирование в образовательном процессе обучающих ситуаций социальной жизни и деятельности возможно через использование в урочной и внеурочной обучающей и воспитывающей деятельности ролево-игрового проектирования, основанного на моделировании ситуаций и проектировании поведения старшеклассников в этих ситуациях. • ~.

6. Для успешного проектирования социальных ситуаций жизни и деятельности в школе должны быть созданы и развиваться особые педагогические условия, соответствующие концепции компетентностного подхода и принципам контекстного обучения, наиболее важными из которых являются следующие: моделирование контекста социальной жизни в образовательном пространстве школыиспользование мотивационных стимулов, побуждающих школьников овладевать способами социально ориентированных действий и поступковсоциально-личностно ориентированная школьная культураразвитая личность учителя-воспитателя и его гуманистическое отношение к личности школьниканепрерывное профессиональное саморазвитие педагогов.

Мы понимаем, что в представленной диссертации решены не все вопросы и проблемы, связанные с развитием социальной компетентности учащихся старших классов средней школы в русле проектно-контекстного подхода и намерены продолжить исследование в данной области.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М., 1980.-335с.
  2. Г. П. Солнечная школа: педагогическая утопия // «Исследовательская работа школьников», № 2,2004. 190 с.
  3. Активная школа. Теория, практика, перспективы. М., 2005.135 с.
  4. Актуальные проблемы социального воспитания / Отв. ред. Т. Ф. Яркина. Москва-Запорожье: Изд-во АПН СССР, 1990. — 168 с.
  5. Н.Г., Злотник Б. А., Громыко Ю. В. Организационно-деятельностная игра: возможности и области применения // Вестник высшей школы, № 7, 2002.- С. 30−35.
  6. Ш. А. Личностно-гуманитарная основа педагогического процесса. Минск: Изд-во МинГУ- 1990. — 559 с.
  7. .Г. Роль игровой деятельности ребенка в воспитании характера и воли / Избр. психологич. труды, т. 2. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Е. В. Кузьмина. М.: Педагогика, 1980. — С. 82−90.
  8. Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 143 с.
  9. Н.П. Специфика игровой ситуации. // Педагогика и психология игры.: Межвуз. сб.науч.трудов. Новосибирск, 1985. — С. 28−49.
  10. В.Д., Выгодская З. С., Ильина Н. Н. Англо-русский словарь. М.: Изд-во «Русский язык», 2000. 605 с.
  11. А.Г. Слагаемые воспитания: взгляд психолога // Воспитание школьников. 1989. № 3. С. 33 — 43.
  12. Андерсон Джон Р. Когнитивная психология. СПб: С-Пб изд-во, 2002.-492 с.
  13. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. М., 1977. — 282 с.
  14. А. Теория социального научения. СПб: «Евразия», 2000.-318 с.
  15. Е.Н., Колесникова И. А. О воспитании и воспитательных системах. СПб, ГУПМ, 1996. — 227 с.
  16. Г. Э. Социальная компетенция личности // Сознание личности в кризисном обществе. / РАН. Ин-т психологии- Под ред. А.А. Абульхановой-Славской и др. М., 1995. — 193 с.
  17. П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. -М.: Моск. Филос. Фонд и др., 1995. С. 65−66.
  18. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. А. А. Грузберг.- М.: Апрель Пресс, 2002. 572 с.
  19. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.-420 с.
  20. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М&bdquo- 1995. — 126 с.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  22. . Структура процесса воспитания (методологический аспект), Каунас: изд-во «Швиеса», 1984. 190 с.
  23. Боголюбов J1.H. Базовые социальные компетенции в курсе обществоведения // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. -№ 9.-С. 4−12.
  24. Н.Н. «Ситуационно-ролевая игра, как активный метод социально-психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии», Москва-МГУ, 1977.-С. 180−205.
  25. А.А. Личность и общение, М.: Педагогика, 1983. 271 с.
  26. А.А., Васина Н. В. Познание человека человеком (возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты). М.: Речь, 2005. — 234 с.
  27. Л.А. Педагогические условия общекультурного становления младшего школьника в образовательной среде / Автореф. дисс. к.п.н.- М.: Исследовательский Центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 22 с.
  28. Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979.- № 2. С. 23 34.
  29. В.А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика.- 2003. № 10. — с. 8−14.
  30. В. И., Обухов А. С. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 80−88.
  31. Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания / Науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. 214 с.
  32. Н.М. Диагностическая деятельность педагога. М.: Академия, 2006.-284 с.
  33. О.Н. Учитель как субъект педагогического общения. -Кемерово: Кемеровский областной институт усовершенствования учителей, 1994.-62 с.
  34. В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебн. пособие. М.: Московский психолого-социальный институт Флинта, 1997.-93 с.
  35. В.В. Формирование личности учителя в теории и практике педагогического образования (1960−1990 гг.). Автореф. дисс. докт. пед. наук. — М., 1994. — 341 с.
  36. Е.Б. Социализация и индивидуализация. Закономерности и механизмы: Монография. Москва, Петропавловск — Камчатский, 1997.-С.79- 85.
  37. А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения.- М.: ИЦ ПКПС.- 2004.- 84 с.
  38. А. А. Концепция знаково-контекстного обучения в вузе // Вопросы психологии. 1987. — № 5. — С. 31 -39
  39. А. А. Концепция подготовки преподавателя-андрогога для системы образования взрослых // Инновационная деятельность в образовании. Красноярск, 1994. № 3. — С. 51−55
  40. А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / Монография. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с.
  41. А. А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения // Игровое моделирование: методология и практика. Отв. ред. И. С. Ладенко. Новосибирск: Наука СО АН СССР, 1987.-С. 78−100
  42. А. А., Борисова Н. В. Методические рекомендации по проведению деловых игр (для средних специальных учебных заведений). -М, 1990.-48 с.
  43. А.А., Бакшаева Н. А. Развитие мотивации в интенсивном обучении // Alma Mater. 1998. — № 1−2. — С. 47−50
  44. А., Кругликов В. Контекстное обучение: формирование мотивации // Высшее образование в России. 1998. № 1. — С. 101−107
  45. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 208 с.
  46. А.А. Глоссарий терминов и понятий контекстного обучения // Контекстное обучение: теория и практика: Межвузовский сборник научных трудов. Вып.1 / Под ред. А. А. Вербицкого, Т. Д. Дубовицкой. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2004. -144 с.
  47. А.А. Игровые формы контекстного обучения. М.: Знание, 1983.-86 с.
  48. А.А., Платонова Т. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов (Обзор информации / НИИ Пробл. высш. шк.). М.: НИИВШ, 1986. — 40 с.
  49. А.В. Вариативно-деятельностный подход к социализации личности в условиях детских общественных организаций.-Дисс. к.п.н: Казань, 1992. 162 с.
  50. Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания / Под общ. ред. И. А. Зимней. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. — 85 с.
  51. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. -288 с.
  52. JI.C. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. — N 6. — С. 94−101.
  53. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.-479 с.
  54. П.Я. Формирование умственных действий // Хрестоматия по общей психологии под редакцией Гиппенрейтер Ю. Б., Петухова В.В.- М.:Изд-во Московского университета, 1981. С. 400э.
  55. Ю. Развитие личности, способной к творческой самореализации. //Психологическая наука и образование. 1998, № 1- С. 93.
  56. Ю.В. Игра, модель, экономика. М.: Знание, 1989.207 с.
  57. .С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Российская академия образования. Институт теории образования и педагогики, 1998. — 605 с.
  58. Н.П., Битинас Б. П. Введение в диагностику воспитания. -М.: Педагогика, 1989. -160 с.
  59. Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение / Книга для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 208 с.
  60. В.М. Педагогическое руководство игровой деятельностью подростков: Автореф. дисс. к.п.н. М., 1984. — 23 с.
  61. Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изд-во Рос. акад. образования.- 2000.- N 2, — С. 36−43.
  62. Р.Г., Грей К. Ф. Руководство по имитационным играм: Пер. с англ / под ред. Ф. В. Широкова. М.: Сов. радио, 1977.- 376 с.
  63. В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М., 1996. 112 с.
  64. В. В. Развитие образовательной технологии. — М. Знание, 1998.- 135 с.
  65. Гузеев В. В Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2001. — с. 194 — 207.
  66. В.В. Исторические предпосылки учебной деятельности // Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности.- М., 1983. -С.5−22.
  67. В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теории и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. -239с.
  68. В.В. Психическое развитие и воспитание. / В кн.: «Философско-психологические проблемы развития образования». М., 1981-С. 4−15.
  69. Дж. «Школа и общество» (1925) Цит. по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», 2003, Вып. 4 — С. 8.
  70. Дж. Реконструкция в философии- Проблемы человека / Пер. с англ. М.: Республика, 2003. — 161 с.
  71. Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. — М.: Педагогика-пресс, 2000. 382 с.
  72. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. — 167 с.
  73. Л.В. Организационно-педагогические условия социализации ребенка во временном внешкольном объединении. Автореф. Дисс. к. п. н.- Ярославль: ЯГПУ, 1995.- 19 с.
  74. О. Формирование образа «Я» как условие становления целостной личности дошкольника. // Начальная школа «плюс»: до и после, 2003, № 10. С. 15.
  75. Закон Российской Федерации «Об образовании» 1992/2000. М.: Изд. «Ось-89», 2002.-48 с.
  76. Э. Ф. Саморегулируемое учение как психолого-дидактическая технология формирования компетенции у обучаемых // Психологическая наука и образование. 2004. — № 3. — С. 5−11.
  77. И.А., Боденко Б. Н., Морозова Н. А. Воспитание -проблема современного образования в России (состояние, пути решения).-М., 1998.-С. 317.
  78. И.А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / / Высшее образование сегодня, 2003, № 5, — С.34−42.
  79. И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.-41 с.
  80. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2004. — 382 с.
  81. И.А., Боденко Б. Н., Кривченко Т. А., Морозова Н. А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 67 с.
  82. Д.А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы. Понятия. Инструментарий. М., 2003. 101 с.
  83. Т.В. Компетентностный подход к разработке стандартов для 11 летней школы: анализ, проблемы, выводы // Стандарты и мониторинг в образовании, 2004, № 1. С. 16−20.
  84. Игровое моделирование: Методология и практика / Под ред. И. С. Ладенко. Новосибирск, 1987. — 231 с.
  85. Д.Н. Обучение и игры. Введение в активные методы обучения. М.: Московский Психолого-социальный институт, издательство «Флинта», 1998.-191 с.
  86. М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. -М.: Политиздат, 1988.-315 с.
  87. Н. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения // Психологическая наука и образование. 2001. № 4 — С. 16
  88. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987. -190 с.
  89. О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка М., 1997.-320 с.
  90. В.А. Воспитай гражданина. Записки директора школы N 825 г. Москвы. М.: Московский рабочий, 1987. 142 с.
  91. А. По ступеням компетентностей: О проекте «Модернизация образования: перспективные разработки». Первое сентября. -2002. № 88.-С. 3.
  92. М. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании (зарубежный опыт) // Инновационное движение в российском школьном образовании. М., 1997. — с. 337.
  93. Ключевые компетенции 2000. Программа. Уровни 1, 2, 3, 4, 5. KEY SKILLS 87 0005 (OCR. RECOGNISING ACHIEVMENT. Oxford Cambridge and RSA Examinations).
  94. E. В. Психологические аспекты социальной компетентности- Дисс.к. психол. н. СПб.: СПбГУ, 1995. 210 с.
  95. Г. С., Красновский Э. А., Краснокутская Л. П., Краснянская К. А. Основные результаты PISA 2000 // Школьные технологии, 2003, № 5.-С. 85−96.
  96. И. Успешная презентация. М.: Олма-Пресс Инвест, 2003. — 61 с.
  97. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000. — 173 с.
  98. О.А. Использование ролевых игр для обучения педагогическому общению на иностранном языке (английский язык, неязыковой ВУЗ).- Дисс. К.п. н. М., 1987.
  99. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989.254 с.
  100. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980.191 с.
  101. М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М. -Воронеж, 1997.-336 с.
  102. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиППРО, 2002. — 24 с.
  103. В.М., Воспитывающее обучение. М., Просвещение, 1980, -191 с.
  104. Корчак Я. Как любить ребенка. Книга о воспитании. Пер. с польск. М., Политиздат, 1990, 493 с.ил.
  105. М. Культурно-историческая психология. М., 1997. — 432 с.
  106. Краевский В. В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. М.: Знание, 1974 64 с.
  107. Н.В. Профессионализм преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Кузьмина. М.: ВШ, 1989. -167 с.
  108. В. Н. Социальный интеллект и социальная компетентность // Б. Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии: Тезисы научно-практической конференции. СпбГУ, 1995. С. 34−36.
  109. О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004.- № 5.- С.3−12.
  110. А. В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/ А. В. Леонтович // Школ, технологии.- 2001, — № 5. с. 146−149.
  111. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.:Смысл, 2005.-431 с.
  112. Г. А. Игра как средство активизации учебно-воспитательного процесса: Автореф. дис. к.п.н. -Алма-Ата, 1972. 21 с.
  113. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
  114. И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.
  115. И. Проблема педагогического управления развитием творческих способностей учащихся.//Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. № 5. — С.42.
  116. В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся/ Под ред. А. А. Бодалева, В. Я. Ляудис. М., 1980 С. 37 -52.
  117. А.С. Методика организации воспитательного процесса. Соч. в 8 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1984. — С. 267 — 329.
  118. А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
  119. Е.С. Методика изучения и измерения качеств личности у учащихся среднего и старшего школьного возраста // Методы социально-психологических исследований. М., 1975. С. 140−149.
  120. Л.М. Учитель как личность и как профессионал (психологические проблемы). М.: Дело, 1994. — 215 с.
  121. Мир детства: Подросток / Под ред. А. Г. Хрипковой. М.: Педагогика, 1989.-285 с.
  122. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2002. 452 с.
  123. Г. Н. Игра как средство развития творческой активности подростков: Автореф. дис. канд.пед.наук. М., 1994. — 15 с.
  124. Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. 2000. № 7. С. 151−157.
  125. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др. Под ред Е. С. Полат. — М.: Академия, 1999. — 224 с.
  126. Н.Н. Типы личности, темперамент и характер. СПб.: изд-во Международной академии психологических наук, 1995. — 37 с.
  127. О.Н., Рыбакина Н. А., Самойлов Е. А. Компетентностно-ориентированное образование (Учебно-методические материалы). Самара, 2003.-52 с.
  128. А.К. Психология самостоятельности. М. Нальчик: издат. Центр «Эль-Фа», 1996. 124 с.
  129. Особенности обучения и психического развития школьников 1317 лет // Под ред. И. В. Дубровиной, Б. С. Круглова. М. Педагогика, 1988. 192 с.
  130. В. П. Освоение деятельности в условиях взаимодействия учеников с учителем // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителей и учащихся. -М., 1980. С. 16−21.
  131. Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М.: изд-во АРКТУР, 2003. 107 с.
  132. JI.A. Неадекватность восприятия как фактор социально-психологического конфликта// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 1975. — С. 48 — 50.
  133. , П.И. Искусство преподавателя / П. И. Пидкасистый, М.ЛПортнов. М., 1999. — 108 с.
  134. ПЛ., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: учебное пособие. М.: МГГУ, 1996. — 272 с.
  135. А. Н. Дети как исследователи: Психол. аспект. // Magister.- 1999.- № 1. С. 85−95
  136. Е.С. Метод проектов в современной школе. в сборнике «Методология учебного проекта». -М., 2001. С. 123 136.
  137. Н.Ю. Педагогика сотрудничества: путь к успеху. Казань: изд-во Казанского университета, 1992. 104 с.
  138. Примерная программа дисциплины «Психология и педагогика». © ГНИИ ИТТ «Информика» (Интернет публикация) Москва 2000 г. http://www.ido.edu.ru/ffec/psych/ps 15.html.
  139. Психологическая теория коллектива // Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979. 240 с.
  140. Психология обучения и воспитания (вопросы организации формирующего эксперимента). Выпуск 5 // Под ред. В. В. Давыдова и А. К. Марковой. М., 1978. 43 с.
  141. Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002. 394 с.
  142. А.А. Психология педагогической деятельности: Учебное пособие. Ижевск: Изд-во Удмуртского ун-та, 1994. — 81 с.
  143. А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. М.: Высшая школа, 1990. 79 с.
  144. X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. Перевод Г. И. Лайдиной, под ред. Т. А. Гудковой. М.: Мир, 1994.-319 с.
  145. Е.А. Игра. Мыслители прошлого и настоящего о ее природе и педагогическом потенциале. М.: Издательство МПСИ, НПО, МОДЭК, 2006.
  146. JI.T. Философия игры. М.: Вузовская книга, 2002.254 с.
  147. К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. Перевод с англ. М.Злотник. М.: изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 414 с.
  148. В.Г. Уверенность в себе: этический аспект//Журнал практического психолога 1999. № 9. — С. 3−14.
  149. Н.А. Психологические условия развития социальной компетентности в юношеском возрасте: Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. психол. наук — М., 2002. 185 с.
  150. С. JI. Основы общей психологии. Издательство: «Питер"2007. 712 с.
  151. В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения // Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика, 1987.—160 с.
  152. М. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации. //Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 4. — С. 20
  153. Е.Г. «Метод проектов в трудовой школе» (1926) -цитата по «Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе» / Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование», вып. четвертый, 2003. С. 12.
  154. Сборник деловых игр, конкретных ситуаций и практических задач / Под ред. В. И. Матирко. М.: Высшая школа, 1991. — 254 с.
  155. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 255 с.
  156. Г. Самосовершенствование личности школьника.//Образование в современной школе. 2002.-№ 3. — С. 36.
  157. Г. Технология саморазвития личности школьника./Юбразование в современной школе. 2002. — № 2. — С.29.
  158. Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 томах. Том 2. М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с.
  159. П. Вопросы профессионального самоопределения старшеклассников и доступность высшего образованиям/Образование в современной школе. 2003. — № 10. — С.51
  160. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999, —272 с.
  161. Ю. Межкультурная коммуникативная компетенция.//ИЯШ. -2002.- № 6. С. 8.
  162. М., Н. Методология и методика педагогических исследований. В помощь начинающему исследователю. М., Педагогика, 1986, 152 с.
  163. В.А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование. // Профессиональная подготовка учителя в системе высшего образования. М., 1982.-С. 14−29
  164. В.И. Образовательная среда. Реализация целей образования в пространстве культуры. Новые ценности образования. Культурные модели школ. Вып. 7. М., 1997, С. 177−185.
  165. В.И. Психология развития человека. М.: Школьная пресса, 2000.-416 с.
  166. Словарь иностранных слов. 17-е изд., испр. М.: Рус. язык, 1988. -с. 401.
  167. B.C., Писарский П. С., Коломиец Ю. О. Учительство как социально-профессиональная группа. М.: ЦСО РАО, 1996. 50 с.
  168. B.C. Старшеклассник в мире политики. Эмпирическое исследование. М.: ЦСО, 1997. 317 с.
  169. Социальное проектирование // Тощенко Ж. Т., Аитов Н. А., Лапин Н. И., М, 1982.-254 с.
  170. С. Приоритет свободного развития личности как основной принцип образованиям/Образование в современной школе. 2002. -№ 6. -С.15.
  171. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению образования- Под ред. А. А. Пинского. -М.: ООО «Мир книги», 2001. 95 с.
  172. В.А. О воспитании. Выдержки из работ, 6 изд-е., -М.: Политиздат, 1988. 269 с.
  173. Т. Социализация учащихся: самоактуализация // Учитель.-2003.- № 3. С .20.
  174. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. Психологические основы. 2-е изд-е. М.: изд-во МГУ, 1984.-344 с.
  175. Н.Ф. Педагогическая психология. Учебник для студентов. М.: Академия, 1998. — 287 с.
  176. Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста//Высшее образование сегодня. 2004. — № 3. — С. 8996.
  177. Татур Ю. Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования. Учебно-методическое пособие.- М.: Издательство: Логос, 2006.- 256 с.
  178. Д. Программа общеучебных умений: совершенствование эффективности формирования познавательной компетентности школьников.//Образование в современной школе. 2002.- № 6. — С.44- - № 7. — С. 21.
  179. В.А. Деловые игры в учебном процессе: методология разработки и практика проведения. М.: Дашков и, 2005. — 359 с.
  180. А. Для чего и как мы учим. Школа как система условий для развития индивидуальности ребенка и способности к самоопределению // Школьные технологии. 2001. — № 6. — С. 27.
  181. К.Д. Педагогические сочинения в 6 томах. М., 1988 г. Т.1,С. 30−31.
  182. Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства. М.: изд-во «Флинта», 1997. 158 с.
  183. Ф. А., В поисках новых педагогических путей. (К столетию со дня рождения А. С. Макаренко). М.: Знание, 1988. — 62 с.
  184. И.О. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: материалы 9 -ой научно-практической конференции. Красноярск, 2003. — с. 41−44.
  185. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / Пер. с нидерл. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 352 с.
  186. Р., Виттманн С. Социальная компетенция. Практическое руководство по тренингу. М., Издательство «Гуманитарный центр», 2005. -192 с.
  187. А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: Пособие для учителя. М.: Владос, 2005.-383 с.
  188. А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» www.eidos.ru/news/compet.htm
  189. В. В.Социальная компетенция как цель образования и образовательный результат/Учен. зап. Ин-та непрерыв. пед. образования / Новгор. ун-т им. Ярослава Мудрого. 2000. Вып. 2. С. 239−242.
  190. В. Формируем конкурентноспособную личность // Школьные технологии. 2003. — № 3. — С.38.
  191. Ф.И. Основы теории коммуникации: Учебник для ВУЗов. М.: Перспектива, 2003. — 245 с.
  192. Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в системе непрерывного образования (синергетический подход).-М.: МГИУ, 1998.-321 с.
  193. С.Т. Избранные педагогические произведения в 2-х томах. М., Педагогика, 1980, Т. 1 370 е., Т. 2 — 388 с.
  194. С. Компетентный подход к образованию: прихоть или необходимость? //Стандарты и мониторинг в образовании.- 2002, — № 2. С. 58.
  195. , И.Е. Роль аналитической деятельности в педагогическом мониторинге / И. Е. Шкабара // Стандарты и мониторинг образования. 2003. — № 6. — С. 41−44.
  196. С.А. Игры учащихся феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994. — 239 с.
  197. Р. Методика обучения и предпосылки воспитания. М. Парсфиль, 1994. 78 с.
  198. В. Место воспитания в целостном процессе развития личности.//Образование в современной школе 2002.- № 4. — С. 27 .
  199. Г. П. Игра и детское общество. // Дошкольное воспитание. 1964. N 11. С. 74−77.
  200. Г. П., Котельников СИ. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития коллективной мыследеятельности // Нововведения в организациях. Труды семинара. ВНИИ системных исследований. М., 1983. С. 115−142.
  201. Н.Е., Рагозина Л. Д. Классное руководство: Формирование жизненного опыта у учащихся. Москва, Педагогическое общество России, 2002. — 218 с.
  202. Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. 358 с.
  203. Е.А. Школа для всех. Адаптационная модель. М. Новая школа, 1997.-346 с.
  204. И.С. Личносгно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2000 г. -111 с.
  205. Baily K.D. Methods of Social Research N. Y., London, 1982.
  206. Coleman J. Foundations of Social Theory (Cambridge. MA: The Belknap Press of Harvard University Press, 1990). P. 306−313.
  207. Johnson Elaine B. Contextual Teaching and Learning. Corwin Press, INC. A Sage Publications Company. Thousand Oaks, California.- 2002.- 196 p.
  208. Horrocky J. E. and Jackson B. W. Selt and Role: a Theory of Selfprocess and Role Behavior, New York -London, 1972. 117 p.
  209. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe//Report of the Symposium Berne, Switzerland 27−30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) //Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.
  210. Kohlberg L. Stage and seguence: The cognitive -developmental approach to sozilization// Handbook of Theory andReseach. Ed. by. B. Goslin. Chicago, 1969.-P 347−480.
  211. Tuning Educational Structures in Europe. Line 1. Learning Outcomes. Competences. Methodology. 2001 2003. Phase 1/ http: // www. relint. deusto. es/ Tuning Project / index.htm.
  212. While R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence. Psychological review, 1959, № 66.
  213. Spencer, L. M, & Spencer, S. M. (1993). Competence at Work. New York: Wiley.
  214. , J., & Stephenson, J. (Eds.). (2001). Competence in the1. arning Society. New York: Peter Lang.
  215. McClelland, D. C. (1973). Testing for competence rather than for «intelligence». American Psychologist, 28,1−14.
  216. , D. (1983). Transfer of excitation in emotional behavior. In: J. T. Cacioppo & R. E. Petty (Eds.). Social psychophysiology (p. 215−240). New York: Guilford Press.
Заполнить форму текущей работой