Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Педагогические условия формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время перед вузами, готовящими специалистов экономических специальностей, ставятся новые задачи. Так, особое внимание стало уделяться социальной подготовке студентов, когда уровень сформированности социальной ответственности специалиста имеет первостепенное значение. Это связано, во-первых, с влиянием рыночных отношений, которые требуют постоянно вести конкурентную борьбу. Во-вторых… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
    • 1. 1. Общенаучные основы изучения социальной ответственности
    • 1. 2. Социальная ответственность бизнеса
    • 1. 3. Моделирование процесса формирования социальной ответственности студентов
  • Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТОВ
    • 2. 1. Педагогические условия формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей
    • 2. 2. Формирование социальной ответственности студентов на основе социального проектирования
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию социальной ответственности
  • Выводы по второй главе

Педагогические условия формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время перед вузами, готовящими специалистов экономических специальностей, ставятся новые задачи. Так, особое внимание стало уделяться социальной подготовке студентов, когда уровень сформированности социальной ответственности специалиста имеет первостепенное значение. Это связано, во-первых, с влиянием рыночных отношений, которые требуют постоянно вести конкурентную борьбу. Во-вторых, с тем, что современный специалист в области экономики сталкивается с нестандартными социальными ситуациями, и в этом смысле его работа является и творческой, и ответственной. В-третьих, с тем обстоятельством, что в настоящее время требуется профессионал, умеющий создавать развивающие социально-экономические ситуации, а не просто ставить и решать экономические задачи.

В публикациях западных исследователей чаще всего используется показатель социальной компетентности личности [183], но ведь и ответственность является очень важной чертой специалиста в области экономики. Ответственность — осуществляемый в различных формах контроль субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм и правил [5, с. 64]. Социальная ответственность — ответственность перед обществом с позиций выполнения принятых в нем норм и правил, ответственность за результаты общей деятельности. Основной особенностью социальной ответственности является то, что она определяет отношения человека к другим людям.

Исследований, посвященных изучению социальной ответственности специалистов экономики и управления, еще недостаточно. Кроме того, они разноречивы по полученным результатам [41- 42] и с трудом поддаются сравнению.

В современном обществе существует объективная потребность в социально ответственном бизнесе, актуализируются его этические ценности. В связи с этим квалификационные требования к специалистам в области экономики включают в себя социальную ответственность как основное профессиональное требование, определяющее способность специалистов принимать правильные решения. Деятельность представителей бизнеса не может быть сведена только к получению прибыли, поскольку на них лежит ответственность перед обществом, которое требует соблюдения своих интересов.

Исследованиям феномена социальной ответственности бизнеса в последние годы посвящены десятки работ социологов, философов, экономистов, политологов. Как правило, все эти исследования затрагивают социальную ответственность как часть культуры организации (корпорации, хозяйственного общества, предприятия, коллектива, бизнеса вообще). Проблема социальной ответственности личности, представляющей бизнес, не рассматривается. Достаточно большое число исследований посвящено педагогическим проблемам социальной ответственности детей, учащихся общеобразовательных учебных заведений, а вот вопросы формирования социальной ответственности в процессе профессиональной подготовки студентов экономических специальностей не рассматривались.

Вопросы воспитания ответственности у подрастающего поколения волновали многих отечественных и зарубежных авторов (К.Н. Вентцель, И. Ф. Гербарт, С. И. Гессен, JT.H. Толстой и др.). В научной литературе данной проблеме посвящены работы А. И. Голубева, Н. Я. Голубковой, Н. П. Дубинина, Т. Ф. Ивановой, С. П. Капицы, Г. В. Ковалевой, К. Муздыбаева, JI.C. Славиной, Н. И. Скорбилиной, Р.Дж. Спейди и других. Различные аспекты ответственности в разное время изучались С. Ф. Анисимовым, Ч. Беккариа, А. И. Ореховским, Р. Селманом, С. Смайлсом, В. Франклом, А. Фроммом.

В современной науке имеется ряд относительно самостоятельных направлений в изучении ответственности: социальная ответственность как нравственная категория (JI. Колберг, Ж. Пиаже, Ж.-П. Сартр, X. Хекхаузен и др.) — соотношение свободы и ответственности (К.А. Абульханова, А. В. Брушлинский, А. Ф. Плахотный, К. Роджерс и др.) — системный подход к изучению ответственности (А.И. Крупнов, В. П. Прядеин и др.) — социальная ответственность с позиций каузальной атрибуции (B.C. Агеев, Г. М. Андреева, К. Муздыбаев, Ф. Хайдер и др.) — соотношение социальной и личной ответственности (А. Адлер, Р. Мэй, В. А. Розанова, В. Г. Сахарова, А. Г. Спиркин и др.) — становление и воспитание ответственности (З.Н. Борисова, М. В. Борцова, B.C. Мухина и др.).

Таким образом, с одной стороны, вопросам формирования социальной ответственности личности в теории педагогики уделялось серьезное внимание, но при этом акцент сделан преимущественно на школьный возраст. С другой стороны, недостаточно рассмотрена проблема формирования социальной ответственности студенчества как профессионально важной характеристики становления личности, ответственной за принятие экономических решений социально значимого характеране в должной мере исследованы педагогические условия формирования социальной ответственности специалистов в области экономики.

Следовательно, сложились противоречия между профессиональными требованиями к специалистам в области экономики и ориентацией образовательного процесса высшей школы лишь на преподавание отдельных дисциплинмежду требованиями государственного образовательного стандарта ВПО и требованиями работодателей, потребителей и обществамежду ориентацией будущей профессиональной деятельности специалистов в области экономики на прибыль и необходимостью учитывать в этой деятельности социальные последствиямежду социальным заказом общества, требующим от высшей школы подготовки квалифицированных специалистов с высоким уровнем развития социальной ответственности, и малоэффективными способами организации образовательного процесса в вузе, не позволяющими продуктивно решать эту задачу.

Представленная актуальность темы исследования, выявленные противоречия определили проблему исследования: при каких педагогических условиях процесс формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей будет эффективным?

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей.

Объект исследования: процесс профессионального образования студентов экономических специальностей.

Предмет исследования: педагогические условия формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей.

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: формирование социальной ответственности студентов экономических специальностей станет эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия:

— организация процесса обучения студентов экономических специальностей основам знаний о социальной ответственности, сущности прав и обязанностей, о нормах и правилах поведения человека в обществе, ценностях, морали и нравственности, о допустимых и недопустимых последствиях принятия управленческих решений, социальных последствиях экономического развития;

— обеспечение интеграции учебной и общественно значимой деятельности студентов;

— создание профессионально-педагогической среды формирования социальной ответственности через включение студентов в социальное проектирование и реализацию вузовских программ учебно-воспитательной работы.

Исходя из цели и гипотезы, были поставлены задачи исследования:

1) уточнить понятие «социальная ответственность» и выявить возможности её формирования в процессе профессиональной подготовки студентов экономических специальностей;

2) определить профессиональные требования к выпускникам экономических специальностей высших учебных заведений, направленные на формирование социальной ответственности студентов;

3) разработать модель формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей;

4) выявить и апробировать педагогические условия формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей;

5) разработать и обосновать программу формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей на основе социального проектирования.

Методологической базой исследования стали общенаучные идеи системного (В.Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, Ю. П. Сокольников, Л. Ф. Спирин, Э. Г. Юдин и др.) — деятельностного (К.А. Абульханова, А. А. Бодалев, C.JI. Рубинштейн, З. Ф. Чехлова и др.) и рефлексивного (А.В. Хуторской) подходов.

Теоретической основой исследования явились научные знания о закономерностях личностного становления молодого человека, его развития в процессе образования (А.Г. Асмолов, В. Г. Афанасьев, JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, Т. Ф. Иванова, А. Ф. Плахотный, Н. И. Скорбилина, В. И. Слободчиков, К. В. Судаков, 3. Фрейд, С. Холл, Д. Б. Эльконин, Э. Эриксон и др.) — идеи социального воспитания и процесса социализации (Г.М. Андреева, В. Г. Бочарова, А. В. Волохов, Б. З. Вульфов, Н. Ф. Голованова, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, А. В. Мудрик, М. Н. Рожков, В. А. Фокин и др.) — выводы и результаты исследования феномена ответственности и социальной ответственности (Е.Н. Бобкова, Е. О. Богатская, С. Н. Васильев, М. Н. Губачев, Г. В. Ковалева, К. Муздыбаев, Л. А. Радзиховский, А. А. Реан, А. И. Ореховский и др.).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, моделирование, обобщение педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, опытно-экспериментальная работа. Полученные данные обработаны математическими методами статистики.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— определены профессиональные требования, предъявляемые к выпускникам экономических специальностей высших учебных заведений, направленные на формирование социальной ответственности;

— обоснованы когнитивный, деятельностный и мотивационный компоненты модели формирования социальной ответственности студентов экономических специальностейвыявлена и экспериментально подтверждена совокупность педагогических условий, обеспечивающих результативность формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей (организация процесса обучения студентов экономических специальностей основам знаний о социальной ответственности, обеспечение интеграции учебной и общественно значимой деятельности студентов, создание профессионально-педагогической среды формирования социальной ответственности через включение студентов в социальное проектирование и реализацию вузовских программ учебно-воспитательной работы);

— разработана программа формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей на основе социального проектированиявыделены три уровня формирования социальной ответственности: предконвенциональный, конвенциональный, постконвенциональный (в соответствии с типологией JL Колберга).

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: предложена модель формирования социальной ответственности студентов экономических специальностейопределены педагогические условия формирования социальной ответственности.

Практическая значимость исследования состоит в следующем: разработаны специальные курсы «Основы социального проектирования» и «Социальная ответственность бизнеса», которые обеспечивают формирование социальной ответственности студентов экономических специальностей.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивались непротиворечивостью исходных методологических и теоретических положениймеждисциплинарным анализом проблемыприменением совокупности разнообразных взаимодополняющих методов сбора и обработки эмпирического материала, адекватных изучаемой проблеме, поставленным целям, задачам и гипотезеприменением методов математической статистики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Социальная ответственность — это интегративное качество личности, определяющее поведение на основе осознания и принятия социальных норм и ценностей, способности оценивать последствия и результаты собственных действий.

2. Профессиональные требования, предъявляемые к выпускникам экономических специальностей высших учебных заведений, направленные на формирование социальной ответственности, включают в себя когнитивный, мотивационный и деятельностный компоненты.

3. Модель формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей состоит из концептуальной (цель, задачи, принципы, критерии, условия), содержательной (виды, функции, компоненты) и процессуальной (этапы, результаты) частей.

4. Формирование социальной ответственности студентов экономических специальностей обеспечивают следующие педагогические условия: организация процесса обучения студентов экономических специальностей основам знаний о социальной ответственностиобеспечение интеграции учебной и общественно значимой деятельности студентовсоздание профессионально-педагогической среды формирования социальной ответственности через включение студентов в социальное проектирование и реализацию вузовских программ учебно-воспитательной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на протяжении всего периода исследования. Результаты исследования, в том числе основные теоретические положения и выводы, докладывались и обсуждались на международных, российских и региональных научно-практических конференциях в городах Москва, Новосибирск, Комсомольск-на-Амуре, Южно-Сахалинск.

Организация исследования. Основной экспериментальной базой исследования явилось ГОУ ВПО «Сахалинский государственный университет». В экспериментальной части исследования приняли участие 247 студентов. Диссертационное исследование включало три этапа:

На первом этапе (2004 — 2006 гг.) анализировалось освещение проблемы в педагогической, психологической, философской, экономической и юридической литературеопределялись методологические подходы к данной проблемеформулировалась теоретическая концепция исследованияразрабатывалась программа опытно-экспериментальной работы.

На втором этапе (2007 — 2009 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по определению педагогических условий формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей.

На третьем этапе (2009 — 2010 гг.) обобщались результаты исследования: подводились итоги экспериментальной работысистематизировался материал, формулировались выводыосуществлялось оформление диссертационной работы.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, библиографического списка, включающего 184 источника, 7 приложений. В работе 16 таблиц, 5 рисунков.

Выводы по второй главе.

1. Определены педагогические условия формирования социальной ответственности (организация процесса обучения студентов экономических специальностей основам знаний о социальной ответственности, сущности прав и обязанностей, о нормах и правилах поведения человека в обществе, ценностях, морали и нравственности, о допустимых и недопустимых последствиях принятия управленческих решений, социальных последствий экономического развитияобеспечение интеграции учебной и общественно-значимой деятельности студентовсоздание профессионально-педагогической среды формирования социальной ответственности через включение студентов в социальное проектирование и реализацию вузовских программ учебно-воспитательной работы).

2. Сравнительно-сопоставительный анализ результатов показывает улучшение показателей сформированности социальной ответственности студентов. В экспериментальной группе показатели высокой самооценки и адекватной самооценки выросли, низкой самооценки понизились, показатели ин-тернальности повысились.

3. Если сравнить динамику прироста результатов замеров в контрольной и экспериментальной группах по методике исследования самооценки с помощью процедуры ранжирования, то можно придти к выводу, что разница между результатами начального и конечного среза в экспериментальной группе значительно выше чем в контрольной группе. В контрольной же группе результаты не изменились. Сравнивая результаты исследования уровня субъективного контроля (методика УСК), мы пришли к выводу, что процентное отношение респондентов с интернальным типом контроля в рассматриваемых ситуациях в экспериментальной группе при повторном исследовании выше соответствующих показателей в контрольной группе.

4. К косвенным признакам эффективности опытно-экспериментальной работы по формированию социальной ответственности у студентов экономических специальностей Сахалинского государственного университета можно отнести следующее. а) рост активности студентов в различных формах общественно значимой деятельности (научно-исследовательской, культурно-просветительской, в социальном проектировании, студенческом самоуправлении, в общественных и молодежных организациях), включение в деятельность социально-профессиональной группы. б) уменьшение количества студентов, пропускающих занятия без уважительной причины по социально ориентирующим курсам, повышение их активности на таких учебных занятиях, стремление выражать свою точку зрения, отстаивать свои позиции, предлагать продуктивные решения, участвовать в разработке и реализации индивидуальных и групповых социальных проектов. в) возросла престижность вуза в глазах общественности, появились интересные предложения о сотрудничестве в области научно-исследовательской работы и в решении молодежных проблем с негосударственными вузами, образовательными учреждениями, молодежными объединениями, административными структурами, представителями бизнес-сообщества.

Исходя из анализа результатов исследования, можно сделать вывод об обоснованности выбранных методов и приемов опытно-экспериментальной работы, эффективности процесса формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей и подтверждении выдвинутой нами гипотезы исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование дает основание для следующих выводов:

1. Уточнено определение понятия «социальная ответственность», которое рассматривается как интегративное качество личности, определяющее поведение на основе осознания и принятия социальных норм и ценностей, способности оценивать последствия и результаты собственных действий.

2. Социальная ответственность выполняет многообразные функции: ценностно-ориентирующую (ориентирует в нормах, ценностях, традициях данного общества), нормативно-регулирующую (выражает нравственные отношения, комплекс моральных требований и способов регуляции поведения в данном сообществе) и преобразующую (способствует преобразованию имеющихся знаний в убеждения, систему взглядов на мир и свое место в этом мире). Таким образом, социальную ответственность можно характеризовать с разных позиций, как: внешнюю, внутреннюю, индивидуальную или коллективную в зависимости от субъекта ответственных действий.

3. Модель формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей состоит из концептуальной части (цель, задачи, принципы, критерии, условия), содержательной (виды, функции, компоненты) и процессуальной (этапы, результаты) частей.

4. Критериями формирования социальной ответственности студентов экономических специальностей выступают:

— когнитивный (правильное понимание норм и правил экономического поведения, ориентация на них в процессе деятельности, которые определялись при помощи анкетирования);

— мотивационный (сформированность мотивов социально-ответственного поведения, которые замерялись методикой исследования самооценки с помощью процедуры ранжирования);

— деятельностный (осознанность характера действий, степень систематичности и успешности исполнения учебной и общественной работы, которые диагностировались с использованием методики определения локус контроля личности).

5. Педагогические условия формирования социальной ответственности:

— организация процесса обучения студентов экономических специальностей основам знаний о социальной ответственности, сущности прав и обязанностей, о нормах и правилах поведения человека в обществе, ценностях, морали и нравственности, о допустимых и недопустимых последствиях принятия управленческих решений, о социальных последствиях экономического развития (когнитивный компонент);

— обеспечение интеграции учебной и общественно значимой деятельности студентов (деятельностный компонент);

— создание профессионально-педагогической среды формирования социальной ответственности через включение студентов в социальное проектирование и реализацию вузовских программ учебно-воспитательной работы (мотивационный компонент).

6. Сравнительно-сопоставительный анализ полученных эмпирических материалов в ходе опытно-экспериментальной работы показал позитивную динамику. Проведенное исследование и результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы, достижение цели исследования и положительного результата поставленных задач.

Исследование может быть продолжено в следующих направлениях: определение содержания подготовки административного и профессорско-преподавательского состава вуза к процессу формирования социальной ответственности студентов экономических специальностейразработка методик, способствующих профилактике безответственного поведения, мер, направленных на противодействие криминогенному влиянию в молодежной средевыработка и нормативное закрепление требований социальной ответственности в стандартах ГОС ВПО.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.К. О понятии ценность // Вопросы философии. 2002. № 4. С. 139−146.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 335 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.299 с.
  4. И.В. Ценностные ориентации молодежи и характер их изменений в современном российском обществе : автореф. дис.. канд. соц. наук. М., 1995. 161 с.
  5. В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. № 3. С. 63−71.
  6. Т.А. Личность и политика в переходный период : проблемы легитимности власти // Вопросы философии. 1998. № 7. С. 58−65.
  7. .Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. М.: 1972.192 с.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.260 с.
  9. С.Ф. Мораль и поведение. М.: Мысль, 1985. 158 с.
  10. Л.И. Способность личности к преодолению деформации своего развития // Психологический журнал. 1999. № 1. С. 45—48.
  11. К.О. Трансформация философии. М.: «Логос», 2001, С. 242.
  12. С.И. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М., 1978. 64 с.
  13. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высш. школа, 1980. 368 с.
  14. А.Г. Деятельность и установка. М., 1979. 151 с.
  15. А.Г. Стратегия развития вариативного образования : мифы и реальность // Магистр. 1995. № 1. С. 23−32.
  16. В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования. Методологические проблемы: Ежегодник. М., 1982. С. 26−46.
  17. В.Г. Общество : системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1981. 432 с.
  18. В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1988. 279 с.
  19. Т.И. О социальной защите студенчества в условиях рынка // Социальные проблемы молодежи. Майкоп, 1993. С. 17−24.
  20. О.В. Ценностные ориентации современной молодежи // Формирование гуманистического мировоззрения студентов. Смоленск, 1991. С.50−53.
  21. Г. А. Федеральная целевая программа развития образования : новаторские решения на перспективу 2006−2010 годов // Высшее образование сегодня. 2005. № 12. С. 5−9.
  22. Т. Клады ответов в недрах вопросов, или хроника одного исследования //Вестник благотворительности. 2000. № 6. С. 13.
  23. .С. Социальная ответственность как фактор улучшения корпоративного управления // Финансы и кредит. 2003. № 24. С. 79−82.
  24. Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986. 141 с.
  25. В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., 1989. 144с.
  26. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 188 с.
  27. Е.Н. Педагогические условия воспитания социальной ответственности у старших школьников : автореф. дис.. канд. пед. наук. Кострома, 2004. 19 с.
  28. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / под ред. Е. В. Шорохова- Академия наук СССР. Институт психологии. М.: Наука, 1978. 311 с.
  29. Е.Ю. Педагогические условия воспитания у студентов технического университета ответственности как компонента их профессиональной компетентности : дис. канд. пед. наук: 13.00.08. Ростов-н/Д., 2005. 202 с.
  30. В.В. Изменения ценностных оснований // Социологические исследования. 1995. № 1. С. 14−19.
  31. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: изд-во Моск. ун-та, 1982. 197 с.
  32. Л.И. Проблемы формирования личности : избранные психологические труды / под ред. Д. И. Фельдштейна- Академия педагогических и социальных наук, Московский психолого-социальный институт. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1995. 349 с.
  33. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1976. № 6. С. 45−53.
  34. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно- ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11−12.
  35. Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. № 1. С. 17−24.
  36. Л.П. Человек : деятельность и общение М., 1978. 216 с.
  37. С.В. Право и ответственность. М.: Бумаж. галерея, 2002.285 с.
  38. М.Н., Петрова Л. Е. Экономическая мотивация благотворительной деятельности (на примере предприятий Екатеринбурга // Благотворительность в России. Исторические и социально-экономические исследования. СПб.: Лики России, 2003. С. 503−520.
  39. С.Н. Формирование социальной ответственности у курсантов военного вуза : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Кострома, 2006. 214 с.
  40. М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. 702 с.
  41. К.Н. Новые пути воспитания и образования детей. М.: ти-по-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1910. 110 с.
  42. А.А., Бакшаева Н. А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении : Монография. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2000. 200 с.
  43. JI. Социальная ответственность бизнеса и государства в обществе : управление социальным развитием // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 4. С. 41−49.
  44. Е. Студенчество и наука : анализ социальных представлений // Высшее образование в России. 2006. № 2. С. 90−96.
  45. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.479 с.
  46. JI.C. Психология развития человека. М.: Смысл: Эксмо, 2006. 1134 с.
  47. Гальперин П. Я Психология как объективная наука: Избр. психол. тр. М.: Воронеж: Ин-т практ. психологии: НПО «МОДЭК». 1998. 479 с.
  48. .С. Методологические проблемы стандартизации в образовании //Педагогика. 1993. № 1. С. 27−32.
  49. .С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика. 1996. № 5. С. 46−54.
  50. В. Новое российское предпринимательство : источники формирования и стратегии социального действия // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 6. С. 31−41.
  51. И.А. Педагогические условия воспитания социальной ответственности у студентов негосударственного вуза : дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Кострома: 2006. 227 с.
  52. З.Т. Динамика социокультурной трансформации в России // Социологические исследования. 1998. № 10. С. 77−91.
  53. Н.Я. Социальное поведение учащейся молодежи //Социологические исследования. 1998. № 9. С. 25−29.
  54. М.Н. Социальная ответственность в системе ценностных ориентаций современного общества : дис.. канд. филос. наук: 09.00.11. Уфа, 2004. 134 с.
  55. Р.Г. Современная молодежь : социальные ценности и нравственные ориентиры // Педагогика. 2000. № 10. С. 32−38.
  56. Н.А. Дидактическое проектирование современной подготовки специалистов в высшей и высшей военной школе. М., 2004. 88 с.
  57. Н.А., Угольников В. И. Методика интенсификации межпредметных связей в преподавании общественных наук в академии. М., 1991. 242 с.
  58. С.И. Социальная ответственность подрастающего поколения как фактор общественного прогресса. Киев- Одесса: Выща шк., 1988. 221 с.
  59. Н.П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность : О природе антиобществ, поступков и путях их предупреждения. М.: Политиздат, 1989. 350 с.
  60. Э. Социология образования / пер. с фр. Т. Г. Астаховой. М.: ИНТОР, 1996. 77 с.
  61. Э. Ценности и «реальные» суждения // Социологические исследования. 1991. № 2. С. 106−114.
  62. С. JI. Ответственность бизнеса в решении социально-экономических проблем персонала и общества // Управление персоналом. 2008. № 3. С. 52−53.
  63. Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М.: Магистр, 1998. 234 с.
  64. И.А. Педагогическая психология. М. 2002. 384 с. 70.3иновкина М. Вузовский педагог XXI в. // Высшее образование в России. 1998. № 3. С. 13−15.
  65. О.И., Бобнев М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. 245 с.
  66. В.Г., Гурье Л. И. Педагогическая деятельность : проблемы, сложности // Высшее образование в России. 1997. № 4. С. 44−49.
  67. В.В. Теория познания : Введение. Общ. пробл М.: изд-во МГУ, 1993. 163 с.
  68. Г. Л. Научно-педагогические школы : проективный подход: монография. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 1999. 51 с.
  69. Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. СПб., 2002. С. 292−298- Крэйг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 533−537.
  70. А.С. Психология межличностного общения. Н. Новгород, 2004. 57с.
  71. С.П. Долг и ответственность в вопросах войны и мира проблема культуры мира // Культура мира. М., 1997. С. 80−90.
  72. О.И. Молодежь России : особенности социализации и самоопределения // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 124−128.
  73. JI.B. К проблеме изучения феномена социально- психологических состояний больших социальных групп // Мир психологии. 2004. № 2. С. 222−230.
  74. М.В. Социальная ответственность как рыночная компонента российской экономической системы : дис.. канд. экон. наук: Владикавказ, 2006. 104 с.
  75. Г. В. Социальная ответственность бизнеса как элемент совершенствования социальной политики государства : автореф. дис. канд. экон. наук: С.-Пб., 2007. 22 с.
  76. А.И., Луков В. А. Социология молодежи : Теорет. вопр. М.: Социум, 1999. 350 с.
  77. Л. Развитие моральных суждений // Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов: Пособие для учителей. М.: Фирма «Интерпракс». 1994. 156 с.
  78. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. 187 с.
  79. И.Р. Педагогические условия подготовки старшеклассников к преодолению сложных жизненных ситуаций : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.02. Кострома, 2003. 25 с.
  80. Н.П. Российские традиции социальной помощи. Саратов: изд-во ПМУЦ, 2001. 125 с.
  81. А.Г. Динамика ценностных ориентации российской молодежи : автореф. дис.. докт. социол. наук: 22.00.04. М., 1995. 35 с.
  82. И.А. Социальная ответственность отечественного предпринимательства : автореф. дис.. канд. социол. наук. Саратов, 2004. 15 с.
  83. О.В. Организация и социальный контекст бизнес-образования. Саратов: СГТУ, 2001. 236 с.
  84. О.В. Социальная ответственность бизнеса в социальном государстве // Социальная политика социального государства. Н. Новгород, 2002. С. 59−63.
  85. Н.И. Ценности в кризисном социуме // Ценности социальных групп и кризис общества: сб. ст. М.: ИФАН, 1991. 152 с.
  86. М.В. Интеграционные процессы в образовании : европейский опыт // Высшее образование сегодня. 2006. № 3. С. 44−50.
  87. В.Л. Искусство быть другим : общение и понимание. М.: То-робоан, 2007. 380 с.
  88. Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. 1992. № 2. С. 107−117.
  89. Д.А. Психология свободы : к постановке проблемы само-детерминизации личности // Психологический журнал. 2000. № 1. С. 15−16.
  90. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие : опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15−26.
  91. В.Ф. Педагогические условия управления инновационным учебным заведением : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. Челябинск, 1999. 19 с.
  92. Л.Н. О правомерном поведении личности // Проблемы формирования правовой культуры населения в современных условиях: в 2 ч. Ч. 1. Чебоксары: Волго-Вят. регион, центр «Ассоц. содействия вузам». 1996. С. 85−90.
  93. В.Т. Актуальные проблемы нравственного воспитания будущих специалистов. Л., 1978. 84 с.
  94. С. Бизнес готов поделиться с народом // Академия предпринимательства сайт. URL: www. academy-go.ru (дата обращения 20.10.2008).
  95. Е.Р. Социальная ответственность бизнеса функция корпоративного управления : Дис. канд. экон. наук: М., 2002. 174 с.
  96. А.С. Книга для родителей. М.: Правда. 1986. 446 с.
  97. , Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка : Избр. психол. тр. М. Воронеж: Ин-т практ. психологии. 1998. 443 с.
  98. Моделирование педагогических ситуаций: Пробл. повышения качества и эффективности общепед. подгот. учителя / Ю. Н. Кулюткин и др. М.: Педагогика, 1981. 120 с.
  99. В. Формирование правового сознания молодежи // Высшее образование в России. 2006. № 2. С. 69−70.
  100. К. Психология ответственности. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1983. 239 с.
  101. Р.С. Практическая психология : познание себя. Влияние на людей. М.: Владос, 2003. 320 с.
  102. Нижегородское студенчество на рубеже веков: по материалам со-циол. исслед. / С. С. Балабанов и др. Н. Новгород, Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского. 2001. 189 с.
  103. Н.Д. Россия : Ценности общества на рубеже XXI века М. :МИРОС, 1997. 144 с.
  104. А.Ф. Высокий долг родителей. М.: изд-во «Знание» РСФСР. 1985.40 с.
  105. Общение и оптимизация совместной деятельности / под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: изд-во МГУ, 1987. 297 с.
  106. А.И. Ответственность и ее социальная природа : методологический аспект. Томск: изд. ТГУ, 1978. 230 с.
  107. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школьная пресса, 2000. 416 с.
  108. И.А. Особенности социальной ответственности у современных лидеров молодежных движений // Вестник ТПТУ. 2009. Выпуск 5 (83). С. 134−137.
  109. Педагогика: инновационная деятельность / В. А. Сластенин, JI.C. Подымов. М.: Магистр, 1997. 224 с.
  110. Педагогические основы совершенствования воспитания и обучения студентов: Материалы семинара, провед. 16−17 окт. 1984 г. в г. Елабуге: под ред. А. В. Барабанщиков.М.: Б. и. 1987. 98 с.
  111. А.В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 21−22.
  112. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.255 с.
  113. А.Ф. Проблема социальной ответственности. Харьков: Вища школа, 1981. 257 с.
  114. М.М. Социальное воспитание школьников : Монография. М.: Изд-во Ин-та педагогики социал. работы, 2003. 197 с.
  115. Е.А. Ценностные ориентации и проблема активности личности. Харьков: Основа, 1991. 164 с.
  116. В.А. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи // Социологические исследования. 1999. № 6. С. 96−99
  117. Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Воронеж, 2002. 400 с.
  118. Психология развития / под ред. Т. Д. Марцинковской. М.: Линка-пресс, 2001.352 с.
  119. Л.А. Воспитание чувства социальной ответственности у подростков // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 28−31.
  120. Т.И. Воспитание ответственности как социально-значимого качества у подростков средствами учебной деятельности : дисс.. канд. пед. наук: 13.00.01 общая педагогика, история педагогики и образования. Ижевск, 2007. 178 с.
  121. А. Концепция корпоративной социальной ответственности // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 12. С. 38−46.
  122. А.А. Психология и психодиагностика личности : теория, методы исследования, практикум: арсенал практического психолога: учебное пособие. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. 255 с.
  123. В.А. Психологические парадоксы в управлении. М.: Бизнес-шк. «Интел-синтез». 1997. 142 с.
  124. С. JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. 415 с.
  125. К.А. Социальная ответственность бизнеса в системе взаимодействия властных и предпринимательских структур : дис.. канд. экон. наук: Великий Новгород, 2006. 180 с.
  126. А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М.: Ось-89, 2006. 480 с.
  127. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / под ред. В. Я. Ядова. Л.: Наука, 1979. 264 с.
  128. Е.Е. Философия образования С. И. Гессена в социокультурном контексте общественно-педагогического движения России и русского зарубежья первой половины XX века: монография. Воронеж: ВГПУ. 2006. 124 с.
  129. А.В. Социально-педагогические взгляды С.Т. Шацкого. Тамбов: Изд-во ТГУ. 2002. 127 с.
  130. Е.И. Практикум по межличностным отношениям : помощь и личностный рост. СПб.: Речь, 2006. 223 с.
  131. В.В. Личностно-ориентированное образование : от теории к региональной системе // Преподаватель. 1998. № 3. С. 29−32.
  132. В.В. Образование и личность : Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
  133. Е.В. Методы математической обработки в психологии. С-Пб.: Речь, 2000. 349 с.
  134. Т.Н. Особенности социальной ответственности у старшеклассников //Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 45 48.
  135. Системные вопросы развития отечественного образования (Доклад рабочей группы Совета по науке, технологиям и образованию при Президенте Российской Федерации) // Alma Mater. Вестник высшей школы. 2005. № 11. С. 5−16.
  136. Н.И. Ответственность как стержневое качество личности старшеклассника : сущность, функции, структура // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. 1987. С. 48−51.
  137. Л.С. Трудные дети : избр. психологические тр. М.: изд-во Московского психолого-социальный ин-та. 2006. 491 с.
  138. А.Н. Личность как субъект интерпретации. Дубна: Фе-никс+, 2005. 240 с.
  139. А.Н. Интерпретация как механизм правовых представлений личности в российском обществе (опыт психосоциального исследования) // Психологический журнал. 1998. № 2. С. 18−28.
  140. В.И. Такое небезопасное слово. // Учительская газета. 1994. № 34. С. 5−6.
  141. С. Характер. М.: Изд. центр «Терра». 334 с.
  142. Е.О., Холмогорова В. М. Соотношение непосредственно опосредованных побудителей нравственного поведения // Вопросы психологии. 2001. № 1.С. 26−37.
  143. В.М. Основные идеи общей теории ценностей Р. Б. Пери // Проблема ценности в философии. 1966. С. 154−170.
  144. Е.А. Становление социальной ответственности бизнеса в России : Автореф. дис. канд. экон. наук: М., 2006 26 с.
  145. Р.Дж., Бэлл С. Х. В поисках просвященного руководства. Цивилизация завтрашнего дня: Новая теория управления в действии. Курск, 1996. Кн. 1. 168 с.
  146. В.И. Социальная ответственность личности : сущность и особенности формирования. М.: изд-во МГУ, 1987. 150 с.
  147. В.И. Психоинформация. Теория. Эксперимент. М., 2006. 136 с.
  148. М.П. Система образования и молодежная преступность // Педагогика. 1998. № 6. С. 56−60.
  149. А.И. Дуальность организации и управления как фундаментальный объяснительный принцип механизма цикличности развития. М., 1989. 180 с.
  150. В.А. Методика воспитания коллектива // Избранные произведения: в 5 т. Киев, 1979. Т. 1. 680 с.
  151. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний : Психол. основа. М.: изд-во МГУ, 1984. 344 с.
  152. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов- Рос. акад. образования, Психол. ин-т, Междунар. ассоц. «Развивающее обучение». М.: ОПЦ «ИНТОР», 1996. 541 с.
  153. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: Избранные труды: в 4 кн. Кн. 3: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. М.: 2005. 557 с.
  154. JI.A. Социальная ответственность как качественная составляющая социальной политики // Социальная политика социального государства. Н. Новгород, 2002. С. 391−392.
  155. Э.А., Чикадзе Е. З. Благотворительность как социокультурный феномен в России. СПб.: изд-во Чернышева, 1999. 324 с.
  156. Е.В. Социально-ответственный бизнес в региональных экономических системах : дис. канд. экон. наук: Волгоград, 2006. 148 с.
  157. Формирование социальной ответственности в процессе непрерывного образования: материалы Всеросссийской научно-практической конференции, 27 марта 2007 года / отв. ред. JI.A. Барановская. Красноярск: РИЦ СибГТУ, 2007. 48 с.
  158. В.Э. Человек в поисках смысла : сборник / общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева- пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990. 366 с.
  159. Фрейд 3. Я и оно // Психология бессознательного: сб. произведений / сост., науч. ред., авт. вступ. ст., М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. 447 с.
  160. Э. Бегство от свободы. М.: Флинта, 2006. 246 с.
  161. Э. Гуманистический психоанализ. СПб.: Питер, 2002. 543 с.
  162. Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Спб., 2000. С. 178.
  163. Л., Зиглер Д. Теории личности : Основные положения, ис-след. и применение: пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 1998. 606 с.
  164. .Л. Социальная ответственность бизнеса в современных российских условиях : Дис. канд. социол. наук: Н. Новгород, 2004. 178 с.
  165. В.И. Фонды социальной защиты. Екатеринбург: Полиграфист, 2001. С. 53.
  166. С.П. Философское осмысление права. М.: МИП, 2004.255 с.
  167. Юм Д. Трактат о человеческой природе или попытка применить основанный на опыте метод рассуждения к моральным предметам. М., 1996. Т. 1. 655 с.
  168. В.А. Социальные и индивидуальные факторы изменений в диспозиционной структуре личности // Социологические очерки: Ежегодник. М., 1991. С. 49−61.
  169. В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. № 3−4. С. 49−61.
  170. И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения//Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 31—41.
  171. П.М. Личность и проблема саморегулирования в сфере чувств // Проблема управления процессом воспитания / под ред. Н. Ф. Талызиной, Л. И. Рувинского. М., 1971. С. 125−133.
  172. Beard С. A basis history of the United States. N.-Y.: Doubleday, Do-ran, and Company, 1944. 467 p.
  173. Ben-David J. Centers of learning Britain, France, Germany, United States. N.-Y., St. Louis, etc.: Me. Graw-Hill, 1977. 211 p.
  174. Developing New and Junior Faculty. Editors: M.D. Sorcinelli, A.E. Austin / New Directions for Teaching and Learning. Jossey-Bass Publishers, 1992. No. 50 105 p.
  175. International symposium on the relationship between general education, vocational training and further training in higher education. Sofia: UNESCO, CEPEC, 1987. 114 p.
  176. Selman R. The growth of interpersonal understanding: developmental and clinical analysis. N.Y.: Acad. Press, 1980. 343p.
  177. Social Studies: Content and Learning strategies. Teacher’s Education, 1993. 115 p.
  178. Stevenson D.K. American Life and Institutions. Stuttgart, 1998. 97 p.
Заполнить форму текущей работой