Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовые основы взаимодействия таможенных органов Российской Федерации и зарубежных стран при ведении производства по делам о нарушении таможенных правил

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В качестве гипотезы автором выдвинуто предположение о том, что взаимодействие таможенных органов РФ и зарубежных стран при ведении производства по делам о НТП есть элемент производства по делам о НТП как стадии таможенного процесса, включающий в себя осуществление процессуальных действий как должностными лицами таможенных органов РФ (подготовка запроса и его направление для исполнения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПРИ ВЕДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ
    • 1. Система источников таможенного права РФ, регламентирующих взаимодействие таможенных органов РФ и зарубежных стран при ведении производства по делам о нарушении таможенных правил

    § 2. Многосторонние и двусторонние международно-правовые соглашения и конвенции, регулирующие взаимодействие таможенных органов РФ и зарубежных стран при расследовании дел о нарушении таможенных правил.

    § 3. Национальное законодательство РФ, регламентирующее взаимодействие таможенных органов РФ и зарубежных стран при ведении производства по делам о нарушении таможенных правил.

    ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ПРИ ВЕДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ.

    § 1. Понятие взаимодействия таможенных органов РФ и зарубежных стран при ведении производства по делам о нарушении таможенных правил.

    § 2. Организационно-правовой механизм взаимодействия таможенных органов РФ и зарубежных стран при ведении производства по делам о нарушении таможенных правил.

    § 3. Объем правовой помощи.

    § 4. Актуальные проблемы взаимодействия.

Правовые основы взаимодействия таможенных органов Российской Федерации и зарубежных стран при ведении производства по делам о нарушении таможенных правил (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Демократизация российского общества, социально-экономические и политические преобразования, либерализация и реформирование внешнеполитической деятельности определили совершенно иное отношение российского государства к проблеме международно-правового сотрудничества и регулирования в сфере таможенного дела. Одна из форм такого сотрудничества — взаимодействие таможенных органов Российской Федерации с таможенными службами, иными компетентными органами иностранных государств и международными организациями по вопросам, связанным с производством по делам о нарушении таможенных правил (НТП) и их рассмотрением.

В процессе производства по делам о НТП таможенные органы РФ сталкиваются со многими проблемами, в том числе с необходимостью проведения ряда процессуальных действий на территории иностранного государства, получения необходимой для производства по делу информации, документов из зарубежных стран.

В настоящее время практика сотрудничества с таможенными органами зарубежных стран показала свою эффективность. Полученная из-за рубежа информация позволяет успешно завершать дела о НТП, выявлять и пресекать таможенные правонарушения. Вместе с тем эффективность связей, оперативность получения информации из-за рубежа может быть значительно выше. Однако, должностные лица, осуществляющие производство по делам о НТП, часто при составлении запросов в иностранные государства переносят существующую практику в РФ, совсем необязательную для иностранных государств, некорректно ставят задачи, стремятся переложить проведение таможенного расследования на зарубежных коллег, предоставляют неполную информацию о лицах, привлекаемых к ответственности, не соблюдают форму запросов, не учитывают особенности органов зарубежных стран при расследовании дел о НТП.

В связи с этим необходимо четкое регулирование указанных взаимоотношений как с помощью законов, так и с помощью подзаконных актов. Имеется необходимость модернизации Таможенного кодекса РФ по этому вопросу, соподчинения всех подзаконных актов законодательной базе. Это можно сделать при научной проработке возникших проблем и их практической реализации.

Степень разработанности темы исследования. Всестороннее исследование на монографическом уровне, специально посвященное правовым основам взаимодействия таможенных органов РФ и зарубежных стран при ведении производства по делам о НТП, определению его организационно-правового механизма и объема, в отечественной правовой науке является одним из первых.

Проблемы взаимодействия таможенных органов СССР (РСФСР) и зарубежных стран при ведении производства по делам о НТП не были предметом непосредственного анализа исследователей в советский период, поскольку ни ТК СССР 1928 г., ни ТК СССР 1964 г., ни КоАП РСФСР 1984 г. подобных во* просов не регулировали. При этом расследования дел об административных правонарушениях в таможенной сфере не отличались сложностью и не выходили за пределы территории СССР.

Однако следует отметить, что смежные проблемы, в частности, понятие источника таможенного права, системы источников таможенного права, на которые обращается внимание в настоящей диссертации, активно изучались многими авторами, такими как Л. Н. Марков, К. К. Сандровский, В. Г. Храбсков и др.

Кроме того, большое внимание уделялось исследованию вопросов взаимодействия СССР и зарубежных стран в таможенной сфере в целом. Этим проблемам были посвящены работы В. Г. Калантарова, С. М. Коновалова, Л. Н. Маркова, А. П. Морозова, В. К. Смирнова, К. К. Сандровского, В. Г. Храбскова.

Не смотря на отсутствие взаимодействия таможенных органов р СССР (РСФСР) и зарубежных стран при ведении производства по делам о НТП как явления и элемента производства по делам о НТП в период до начала 90-х г. г. 20 века и, соответственно, отсутствия и определения этого понятия в науке административного права, в целом проблемы взаимодействия и оказания правовой помощи государств разрабатывались в рамках международного и уголовно-процессуального права, в том числе и зарубежными учеными. Свой вклад в определение понятия международной правовой помощи внесли Д. Джонс, И.Саси. Среди отечественных ученых в этом направлении трудились Д. Д. Аверин, В. Г. Киселев, Н. И. Марышева. Параллельно такими авторами как А. И. Бастрыкиным, К. Ломбуа, Ф. Маркуш, В. П. Шупиловым разрабатывалось и понятие правовой помощи по уголовным делам.

В постперестроечный период правовые основы международной помощи по уголовным делам становились предметом исследования Д. К. Бекишева, И. П. Блищенко, В. П. Зимина, Е. Г. Ляхова, В. П. Панова, В. Ш. Табалдиевой и др. Вопросы сотрудничества государств в таможенной сфере рассматривались в работах К. Г. Борисова, Д. В. Казьмина, Е. Ю. Козлова, К. К. Сандровского, В. А. Стрельникова, A.B. Шорникова. f В целом после принятия ТК РФ в 1993 г. изучению правоотношений, складывающихся в таможенной сфере стало уделяться больше внимания. Однако вопросы взаимодействия таможенных органов РФ и зарубежных стран при ведении производства по делам о НТП непосредственно так и остаются в стороне и требуют комплексного исследования и в настоящее время.

Объектом данного исследования являются правовые отношения, возникающие в результате взаимодействия таможенных органов РФ и иностранных государств при ведении производства по делам о нарушении таможенных правил.

Предмет исследования составляют правовые нормы международного и национального законодательства, определяющие предмет, организационно-правовой механизм и объем взаимодействия таможенных органов России и за* рубежных стран по делам о нарушении таможенных правил.

В качестве гипотезы автором выдвинуто предположение о том, что взаимодействие таможенных органов РФ и зарубежных стран при ведении производства по делам о НТП есть элемент производства по делам о НТП как стадии таможенного процесса, включающий в себя осуществление процессуальных действий как должностными лицами таможенных органов РФ (подготовка запроса и его направление для исполнения в установленном международным договором порядке в зарубежный таможенный органполучение ответа на запрос российским таможенным органом, приобщение полученных документов, вещественных доказательств к материалам дела о НТП), так и должностными лицами зарубежных таможенных органов по запросу российского таможенного органа (сбор доказательств по делу о НТП за рубежомосуществление конкретных процессуальных действий за рубежомподготовку и направление официального ответа на запрос в запрашивающий российский таможенный орган в установленном международном договором порядке).

При этом взаимодействие может осуществляться более эффективно, если:

— будут в полном объеме определены международные и национальные правовые основы взаимодействия;

— конкретно установлен организационно-правовой механизм и объем взаимодействия;

— разработаны предложения и рекомендации по совершенствованию административно-процессуального законодательства в таможенной сфере, которые будут учтены на практике сотрудниками таможенных органов.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования заключается, во-первых, во всестороннем изучении международной и национальной правовых основ взаимодействия таможенных органов РФ и зарубежных стран при ведении производства по делам о нарушении таможенных правилво-вторых, в теоретическом осмыслении и в выработке понятия «взаимодействие таможенных органов России и зарубежных стран при ведении производства по делам о НТП» и о введении его в научный оборотв-третьих, в разработке предложений и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию административно-процессуального законодательства в таможенной сфере, реализация которых способствовала бы повышению эффективности расследования дел о нарушении таможенных правил.

Гипотеза, цель и логика исследования предопределили необходимость решения следующих задач :

• изучить подходы ученых-юристов к понятию «источник таможенного права РФ» и на этой основе дать его собственное определениеопределить систему источников таможенного права РФ в целом и источников, регулирующих взаимодействие таможенных органов РФ и зарубежных стран при ведении производства по делам о нарушении таможенных правил, непосредственно;

• проанализировать международно-правовые договоры РФ, в том числе, межведомственные соглашения Государственного таможенного комитета РФ, регулирующие взаимодействие таможенных органов РФ и зарубежных стран при расследовании дел о нарушении таможенных правил, показать их место и роль в системе источников таможенного права;

• исследовать национальное законодательство РФ, регламентирующее взаимодействие таможенных органов РФ и зарубежных стран при ведении производства по делам о нарушении таможенных правил, и показать место и роль в нем нормативно-правовых актов ГТК РФ;

• сформулировать понятие взаимодействия таможенных органов РФ и зарубежных стран при ведении производства по делам о нарушении таможенных правил;

• определить организационно-правовой механизм взаимодействия и объем правовой помощи, оказываемой зарубежными таможенными органами в ходе взаимодействия;

• выявить актуальные проблемы взаимодействия при ведении производства по делам о нарушении таможенных правил;

• выработать научно аргументированные и подкрепленные практикой предложения и рекомендации по дальнейшему совершенствованию таможенного законодательства РФ, применяемого при осуществлении взаимодействия с таможенными службами зарубежных стран в ходе расследования дел о нарушении таможенных правил.

Методология и методика исследования. Методологическую основу исследования составили такие основополагающие категории материалистической диалектики как диалектические методы познания, позволяющие рассматривать взаимодействие таможенных органов РФ и зарубежных стран при ведении производства по делам о НТП как определенное явление материального мира, обусловленное социальной действительностью и потребностями правоохранительной деятельности таможенных органов России.

В качеств частно-научных и специальных методов исследования автором использовались следующие: сравнительно-правовой, системно-структурный, формально-логический, статистический, компаративный и метод правового моделирования.

В процессе исследования применялись социологические приемы: анкетный опрос, интервьюирование.

Теоретической основой предпринятого исследования послужили научные труды ведущих российских специалистов в области конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, административного, таможенного и международного права: Д. Д. Аверина, М. В. Баглая, А. И. Бастрыкина, Д.Н. Бах-раха, И. П. Блищенко, К. Г. Борисова, Б. Н. Габричидзе, A.A. Гравиной, В. П. Зимина, В. Г. Киселева, А. Н. Козырина, JI.A. Лозбенко, Е. Г. Ляхова, В. М. Малиновской, Л. Н. Маркова, А. Ф. Ноздрачева, В. П. Панова, И. Н. Поповой, А. Г. Рязанцева, К. К. Сандровского, В. Г. Храбскова, A.B. Шорникова, В.П. Шупило-ва и др.

При написании диссертационной работы автор опирался на положения Конституции РФ. Выводы и рекомендации исследования основаны на анализе международно-правовых актов, федеральных законов РФ, ведомственных нормативных актов ГТК РФ.

В своих исследованиях автор использовал фундаментальные положения и теоретические основы общей теории права, уголовно-процессуального, административного, таможенного и международного права. В работе использовались материалы ГТК РФ, содержащие фактический материал по избранной теме.

В качестве эмпирической базы диссертационной работы использованы :

• монографии, учебные и практические пособия, научные статьи, публикации в прессе и периодических изданиях по избранной теме диссертации;

• законодательные акты России, зарубежных стран, международного права;

• собственные исследования и обобщения материалов специалистов, занимающихся смежными проблемами;

• более 500 дел о нарушении таможенных правил, расследованных и рассмотренных в таможенных органах ГТК РФ;

• более 200 постановлений по делам о нарушении таможенных правил, вынесенных таможенными органами ГТК РФ за период с 1997 по 2000 г.;

• около 50 материалов, по которым было отказано в заведении дела о нарушении таможенного права либо дело было прекращено;

• более 30 отчетов, справок и обобщений практики отделов таможенных расследований и дознания таможенных органов РФ;

• личный опыт работы автора в течение трех лет в качестве старшего инспектора отдела таможенных расследований Томской таможни;

• результаты проведенных автором конкретно-социологических исследований с помощью интервьюирования 314 оперуполномоченных отделов таможенных расследований таможен Центрального, Южного, Приволжского, Северо-Западного, Сибирского, Уральского, Дальневосточного региональных таможенных управлений на предмет выявления их мнения об эффективности взаимодействия таможенных органов РФ и зарубежных стран при ведении производства по делам о НТП.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые комплексно исследуются международные и национальные правовые основы взаимодействия таможенных органов РФ и зарубежных стран при ведении производства по делам о нарушении таможенных правил. До настоящего момента были предприняты лишь отдельные попытки изучения этой проблемы.

Автором рассмотрены подходы ученых-юристов к понятию «источник таможенного права РФ», дано его собственное определениеустановлена система источников таможенного права РФ в целом и источников, регулирующих взаимодействие таможенных органов РФ и зарубежных стран при ведении производства по делам о нарушении таможенных правил, непосредственнопоказаны значение и роль международных договоров РФ, международных межведомственных соглашений ГТК РФ как источников, регламентирующих взаимодействие. Автором уделено большое внимание национальному законодательству, регламентирующему взаимодействие таможенных органов РФ и зарубежных стран, показана роль в нем Конституции РФ, таможенного кодекса РФ, федеральных законов РФ, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, а также нормативно-правовых актов ГТК РФ. В работе сформулировано понятие взаимодействия таможенных органов РФ и зарубежных стран при ведении производства по делам о нарушении таможенных правилопределен организационно-правовой механизм взаимодействияустановлен объем правовой помощивыявлены актуальные проблемы взаимодействия.

Внесенные автором конкретные предложения по дальнейшему совершенствованию административно-процессуального законодательства в таможенной сфере основаны на результатах данного исследования, учитывают потребности правоприменительной практики.

Основные положения, выносимые на защиту. С учетом цели и задач исследования, а также полученных автором результатов на защиту выносятся следующие положения :

1). Определение системы источников таможенного права РФ, регулирующих взаимодействие таможенных органов РФ и зарубежных стран при ведении производства по делам о НТП, которая на современном этапе включает в себя: 1. Конституцию РФ. 2. Международные многосторонние и двусторонние соглашения РФ. 3. ТК РФ и таможенное законодательство зарубежных стран (если кодифицировано, то таможенные кодексы зарубежных стран). 4. Нормативные акты Президента РФ, Правительства РФ и Правительств зарубежных стран. 5. Акты ГТК РФ и акты центральных таможенных органов зарубежных стран.

2). Понятие взаимодействия таможенных органов РФ и зарубежных стран при ведении производства по делам о НТП, под которым в широком смысле понимается элемент производства по делам о НТП как стадии таможенного процесса, включающий в себя осуществление процессуальных действий как должностными лицами таможенных органов РФ (подготовка запроса и его направление для исполнения в установленном международным договором порядке в зарубежный таможенный органполучение ответа на запрос российским таможенным органом, приобщение полученных документов, вещественных доказательств к материалам дела о НТП), так и должностными лицами зарубежных таможенных органов по запросу российского таможенного органа (сбор доказательств по делу о НТП за рубежомосуществление конкретных процессуальных действий за рубежомподготовку и направление официального ответа на запрос в запрашивающий российский таможенный орган в установленном международном договором порядке).,.

3). Международные межправительственные и межведомственные многосторонние и двусторонние соглашения РФ, нормативно-правовые акты ГТК РФ устанавливают большое разнообразие возможных вариантов порядка взаимодействия таможенных органов РФ и зарубежных стран при ведении производства по делам о НТП, зачастую противоречащих друг другу. Тем не менее их можно свести к следующим основным вариантам: А). Через центральные таможенные органы России с одной стороны, и компетентную службу Комиссии Европейских сообществ и, где целесообразно, таможенные органы государствчленов, с другой стороныБ). Через центральные таможенные органы государствВ). Через таможенные службы взаимодействующих государств, но при этом должны быть назначены подразделения или официальные лица, ответственные за взаимодействиеГ). Через центральный таможенный орган РФ и должностное лицо и ему подчиненные службы зарубежного государстваД). Через ГТК РФ и министерство зарубежной страныЕ). Через центральные таможенные органы и местные таможенные органы одновременноЖ). Через подразделения (отделы) центральных таможенных органов государств.

4). Большинство международных договоров РФ и зарубежных стран о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах не устанавливают объем правовой помощи, которую могут оказывать договаривающие стороны друг другу, что вызывает определенные проблемы. На наш взгляд, исходя из анализа норм международных договоров о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, ТК РФ и существующей практики, запросы в зарубежные таможенные органы могут содержать просьбы о выполнении следующих процессуальных действий: 1. Опрос лица, привлекаемого к ответственности, и свидетелей- 2. Изъятие товаров, вещей, документов, транспортных средств и других предметов- 3. Наложение ареста на имущество, товары и другие предметы- 4. Осмотр как административно-процессуальная мера- 5. Назначение экспертизы, взятие проб и образцов для исследования- 6. Предъявление для опознания- 7. Получение необходимой для производства по делу и его рассмотрения информации- 8. Истребование документов- 9. Проведение ревизий, проверки, инвентаризации по делу.

Достоверность и верифицированность основных положений обеспечены используемой методологией и методикой, а также репрезентативностью эмпирического материала, на котором базируются научные положения, предложения и выводы диссертации.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Содержащиеся в диссертационной работе теоретические положения и выводы, определения ряда актуальных понятий и методические рекомендации окажутся полезными, по мнению автора, для дальнейших исследований в области таможенного и международного права.

Отдельные положения работы, базирующиеся на анализе основных проблем, обусловленных темой, могут быть использованы при дальнейшем совершенствовании таможенного законодательства в части, касающейся регламентации производства по делам о нарушении таможенных правил вообще и взаимодействия таможенных органов РФ и зарубежных стран при расследовании дел о нарушении таможенных правил, в частности.

Автором разработан комплекс конкретных рекомендаций и предложений по осуществлению порядка взаимодействия таможенных органов РФ и зарубежных стран при ведении производства по делам о НТП, которые могут быть использованы оперуполномоченными отделов таможенных расследований и дознания таможенных органов РФ при ведении производства по этой категории дел.

Результаты и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при проведении научных исследований по проблемам международного сотрудничества РФ и зарубежных стран в таможенной сфере.

Предложения, высказанные автором, могут быть использованы в учебных процессах юридических вузов страны, в Российской таможенной академии, ее филиалах, таможенных учебных центрах.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в различных формах и обеспечены посредством :

• внедрения результатов исследования в учебный процесс при проведении лекционных и практических занятий в Российской таможенной академии;

• внедрения отдельных положений исследования в практическую деятельность отделов таможенных расследований и дознания таможенных органов РФ;

• публикаций в течение 1998;2001 г. ряда научных статей по различным аспектам темы диссертационного исследования.

Основные теоретические выводы, практические предложения и рекомендации излагались автором также на научно-практической конференции, проводимой на базе Российской таможенной академии — «Проблемы совершенствования таможенного дела в РФ» (Москва, 1999), международной научно-практической конференции «Роль таможенной службы в условиях переходного периода» (Санкт-Петербург, 1999), научно-практическом семинаре «Актуальные проблемы борьбы органов внутренних дел с экономическими преступлениями» (Москва, 1999), научно-практической конференции «Роль и место таможенной службы России в развитии экономики и обеспечении экономической безопасности в условиях глобализации внешней торговли» (Москва, 2001).

Логика и структура диссертационного исследования. Логика работы обусловлена целью и задачами исследования и определяет структуру работы. Диссертация включает введение, две главы, содержащие семь параграфов, заключение, список нормативных актов и литературы и приложения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой