Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Административная ответственность за мелкое хулиганство

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эмпирическая база. При подготовке диссертации проведено конкретно-социологическое исследование на территории Омской и Новосибирской областей, Красноярского и Алтайского краев. В ходе работы изучены 600 дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.1 КоАП РФ, рассмотренных мировыми судьями и должностными лицами органов внутренних дел в 2004;2010 гг. Проведен экспертный опрос 30… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. МЕЛКОЕ ХУЛИГАНСТВО КАК ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
    • 1. Понятие и признаки мелкого хулиганства по законодательству
  • Российской Федерации
    • 2. Отграничение мелкого хулиганства от уголовно наказуемого хулиганства и иных смежных преступлений
    • 3. Отграничение мелкого хулиганства от смежных административных правонарушений
  • ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ О МЕЖОМ ХУЛИГАНСТВЕ
    • 1. Возбуждение дел о мелком хулиганстве
    • 2. Рассмотрение дел о мелком хулиганстве
    • 3. Пересмотр и исполнение постановлений по делам о мелком хулиганстве

Административная ответственность за мелкое хулиганство (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Конституция Российской Федерации провозгласила Россию демократическим правовым государством, высшими ценностями которого являются человек, его права и свободы, поэтому оно несет ответственность как перед отдельным гражданином, так и перед обществом в целом, в том числе в части укрепления правопорядка, противодействия противоправным деяниям. Значительное место среди таких деяний занимают правонарушения, посягающие на общественный порядок, который представляет собой существенный и обязательный элемент стабильности любого государства. Одним из наиболее распространенных посягательств на общественный порядок является мелкое хулиганство. Так, в объеме дел об административных правонарушениях, рассмотренных мировыми судьями в 2010 году, количество дел о мелком хулиганстве составило 9,9%'.

Правовым средством охраны общественного порядка выступает институт административной ответственности, значение которого трудно переоценить. От правоприменителя требуется надлежащая юридическая подготовка, использование опыта предупреждения и пресечения административных правонарушений, умение правильно квалифицировать противоправные деяния и избрать справедливое наказание для виновного.

Выбор темы диссертационного исследования определен тем, что законодательная регламентация административной ответственности за мелкое хулиганство претерпела существенные изменения. Так, с принятием Федерального закона Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом „О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации“» состав мелкого хулиганства получил новую формулировку. В частности, ст. 20.1 КоАП РФ дополнена ч. 2, предусматривающей администра.

1 Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (судебная статистика). — URL: http:// www.cdep.ru/index.php?id=5 (дата обращения: 24.10.2011). тивную ответственность за те же действия, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего его нарушение.

Восьмилетняя правоприменительная практика, связанная с привлечением лиц к административной ответственности за мелкое хулиганство, выявила многочисленные проблемы применения нормы, закрепленной в ст. 20.1 КоАП РФ. Производство по делам о мелком хулиганстве имеет свои особенности на всех стадиях, что вызывает необходимость детального изучения вопросов, имеющих отношение к возбуждению дел о мелком хулиганстве, их рассмотрению, пересмотру постановлений по таким делам и исполнению административных наказаний, назначаемых за совершение данного административного правонарушения.

Вместе с тем до настоящего времени не получило должного распространения изучение теоретических и прикладных проблем, возникающих при разграничении мелкого хулиганства с уголовно наказуемым хулиганством, иными смежными преступлениями и административными правонарушениями, что требует выработки критериев их разграничения для правильной квалификации, а, следовательно, и применения адекватных мер юридической ответственности. Очевидно, что интерес к данной проблеме повышается в связи с последними изменениями законодательства, связанными с декриминализацией такого деяния, как оскорбление1.

Актуальность избранной темы определяется необходимостью теоретического осмысления практико-прикладных проблем правовой регламентации административной ответственности за мелкое хулиганство и определения.

1 Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. — http://www.rg.ru/2011/12/08/р-гаЬо1у-эке-с1ок.11Ш11 (дата обращения: 9 декабря 2011). приоритетных направлений совершенствования правовых норм о мелком хулиганстве в условиях реформирования административного законодательства.

Степень научной разработанности темы. Вопросы административно-правового противодействия мелкому хулиганству и законодательного определения его признаков изучались на протяжении многих лет. Различные аспекты проблем, связанных с правовым определением понятия мелкого хулиганства, его признаков и состава этого административного правонарушения, исследовали А. П. Клюшниченко, С. В. Цепков, А. В. Серегин, Л. А. Дедков. Значительное место в своих работах отвели рассмотрению проблем административной ответственности за мелкое хулиганство Д. Н. Бахрах и Л. Л. Попов. Вопросы разграничения мелкого хулиганства и уголовно наказуемого хулиганства, других правонарушений освещались в научных трудах П. С. Матышевского, Ф. Е. Колонтаевского, Ю. А. Красикова, С. В. Борисова. Проблемы и особенности производства по делам об административных правонарушениях в разное время исследовались такими учеными, как Ф. П. Васильев, А. С. Дугенец, Т. М. Кобисская, М. Я. Масленников, Э. Н. Ренов, О. М. Соловьева, Н. Н. Цуканов.

В последние годы определенный анализ административной ответственности за мелкое хулиганство проводился в диссертационных исследованиях А. С. Бурцева и С. А. Власовой.

Вместе с тем, комплексный анализ проблем административной ответственности за мелкое хулиганство в контексте обновленного законодательства не был предметом научного исследования.

Цель и задачи исследования

Цель работы — исследовать на основе комплексного подхода проблемы административной ответственности за мелкое хулиганство, их нормативную основу, разработать научно обоснованные предложения по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере.

Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих задач:

— раскрыть понятие мелкого хулиганства и выявить особенности его законодательного определения;

— рассмотреть признаки мелкого хулиганства;

— подготовить предложения по совершенствованию редакции административно-правовой нормы, предусмотренной ст. 20.1 КоАП РФ, в целях устранения ошибок, возникающих при квалификации данного правонарушения;

— определить критерии разграничения мелкого и уголовно наказуемого хулиганства, иных смежных преступлений и административных правонарушений;

— выявить особенности производства по делам о мелком хулиганстве;

— разработать предложения по совершенствованию практики возбуждения, рассмотрения дел названной категории, пересмотра постановлений по ним и исполнения административных наказаний, назначаемых за совершение мелкого хулиганства.

Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации института административной ответственности в отношении лиц, совершивших мелкое хулиганство.

Предметом исследования служат нормы отечественного законодательства об ответственности за мелкое хулиганство, а также соответствующая правоприменительная практика.

Методологическую основу диссертации представляет диалектический метод познания, обеспечивающий научный подход к изучению явлений и процессов общественной жизни. При проведении исследования использовались следующие современные методы научного познания: историко-правовой, формально-логический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, анкетирование, контент-анализ нормативных и научных источников, освещающих рассматриваемую проблему.

Теоретической основой работы являются научные труды советских и российских ученых в области административного права, уголовного права, теории государства и права, относящиеся к проблематике исследования.

Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, международные акты, кодифицированное административное, гражданское, уголовное, уголовно-процессуальное законодательство, федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные правовые акты МВД России.

Эмпирическая база. При подготовке диссертации проведено конкретно-социологическое исследование на территории Омской и Новосибирской областей, Красноярского и Алтайского краев. В ходе работы изучены 600 дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.1 КоАП РФ, рассмотренных мировыми судьями и должностными лицами органов внутренних дел в 2004;2010 гг. Проведен экспертный опрос 30 начальников милиции общественной безопасности органов внутренних дел Омской области, Алтайского и Красноярского краев и их заместителей, рассматривающих дела о мелком хулиганстве. Проанкетировано 300 участковых уполномоченных милиции органов внутренних дел Омской и Новосибирской областей, в должностные обязанности которых входит составление протоколов об административном правонарушении, закрепленном в ст. 20.1 КоАП РФ.

Научная новизна исследования состоит в авторской интерпретации вопросов нормативной регламентации административной ответственности за мелкое хулиганство, которые не были предметом изучения после изменения законодательного определения его понятия.

В работе предложена авторская трактовка понятия мелкого хулиганства и появления в общественных местах в состоянии опьянениявыработаны критерии отграничения мелкого хулиганства от уголовно наказуемого хулиганства, иных смежных преступлений, административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом и законами субъектов Российской Федерациипредложен вариант решения проблемы необоснованного привлечения к административной ответственности по ст. 20.1 КоАП РФ лиц, совершающих противоправные действия в рамках се-мейно-бытовых конфликтовсформулированы предложения по совершенствованию норм, касающихся возбуждения, рассмотрения дел указанной категории, пересмотра постановлений по ним и исполнения административных наказаний, назначаемых за совершение мелкого хулиганства.

Научную новизну диссертационного исследования определяют основные положения, выносимые на защиту:

1. Буквальное толкование современной законодательной нормы, закрепляющей понятие мелкого хулиганства, исключает возможность квалификации по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ ряда действий, совершение которых ранее (в соответствии со ст. 158 КоАП РСФСР 1984 г.) составляло объективную сторону данного административного правонарушения. В то же время на практике до сих пор наблюдается феномен инерционности применения норм об административной ответственности за мелкое хулиганство, что свидетельствует об актуальности предшествующего законодательного определения и потребности его использования в правоприменительной практике при условии адаптации к современным реалиям.

Предлагается изложить ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ в следующей редакции:

Мелкое хулиганство, то есть публичное употребление ненормативной лексики, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок".

2. В целях проведения четкой демаркационной линии между составами административных правонарушений в виде мелкого хулиганства и появления в общественных местах в состоянии опьянения, соблюдения правоприменителем принципов производства по делам об административных правонарушениях предлагается следующая авторская редакция ст. 20.21 КоАП РФ, уточняющая законодательную формулировку объективной стороны данного административного правонарушения:

Появление на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, в другом общественном месте в состоянии опьянения, сопряженное с действием (бездействием), оскорбляющим человеческое достоинство и общественную нравственность, если такое деяние, в соответствии с законодательством, не влечет ответственность за мелкое хулиганство.".

3. Для исключения случаев необоснованного привлечения к административной ответственности по ст. 20.1 КоАП РФ лиц, применяющих психическое и физическое насилие к состоящим с ними в семейно-бытовых отношениях гражданам и не желающим привлекать таких лиц к уголовной ответственности в порядке частного обвинения, предлагается дополнить КоАП РФ следующей нормой:

Статья 6.17. Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений.

Оскорбительное приставание и другие действия в жилом помещении, нарушающие спокойствие граждан, состоящих в семейно-бытовых отношениях с лицом, совершившим указанные действия, а равно применение к ним насилия, причинившего физическую боль или легкий вред здоровью, если потерпевший не желает привлекать такое лицо к уголовной ответственности по статье 115 или части первой статьи 116 Уголовного кодекса Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток".

4. Нарушению прав лица, к которому применено административное задержание, способствует отсутствие законодательной регламентации действий судьи, органа, должностного лица по освобождению такого лица при продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении, а также действий судьи по освобождению задержанного при назначении ему иного, нежели административный арест, административного наказания. Во избежание указанных нарушений, а также в целях оптимизации производства по делам об административных правонарушениях и формирования единой правоприменительной практики предлагается дополнить ст. 29.6 КоАП РФ и ст. 29.10 КоАП РФ следующими положениями соответственно:

— «В случае если срок рассмотрения дела об административном правонарушении продлен по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи, лицо, подвергнутое административному задержанию, подлежит освобождению, о чем должно быть указано в определении о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении»;

— «При назначении судьей иного административного наказания, нежели административный арест, лицо, подвергнутое административному задержанию, подлежит освобождению, о чем должно быть указано в постановлении по делу об административном правонарушении».

5. Административный арест представляется более действенной мерой ответственности за совершение мелкого хулиганства по сравнению с административным штрафом, что подтверждается сложившейся практикой применения указанных видов наказания. Поэтому целесообразно внести соответствующие изменения в ст. 3.9 КоАП РФ с тем, чтобы административный арест мог применяться на общих основаниях, а не в исключительных случаях, как это предусмотрено законом.

Теоретическая значимость исследования. Содержащиеся в диссертации положения, выводы и предложения могут быть использованы в дальнейшей научной разработке проблем административного права, развития законодательства, направленного на регулирование административной ответственности за мелкое хулиганство.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения результатов исследования в законотворческой деятельности в процессе дальнейшего совершенствования административно-деликтного законодательства.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в процессе преподавания дисциплин «Административное право», «Административно-процессуальное право», «Административная ответственность» в образовательных учреждениях, при подготовке лекций и учебных пособий по соответствующей проблематике.

Апробация результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре административного и финансового права Омского юридического института, где проходили обсуждения результатов исследования и рецензирование работы.

Основные положения диссертационного исследования изложены в форме докладов на научно-практических конференциях в Омске (2005;2007, 2009 гг.) и Кирове (2006 г.).

Автором разработаны методические рекомендации для мировых судей Омской области, направленные на обеспечение единообразного толкования состава мелкого хулиганства и составления постановлений по делам данной категории, которые внедрены в их практическую деятельность указанной категории судей. Ряд положений диссертации реализуется в практической деятельности Западно-Сибирского УВДТ, УВД по Смоленской области, УВД по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре и УМВД России по Томской области.

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования, состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Исходя из нового законодательного определения мелкого хулиганства, содержащего признаки анализируемого административного правонарушения, его можно представить в виде следующей формулы: мелкое хулиганство = простой обязательный признак (нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу) + сложный обязательный признак (нецензурная брань в общественных местах, либо оскорбительное приставание к гражданам, либо уничтожение или повреждение чужого имущества). При этом сложный обязательный признак может быть выражен в наличии одного из составляющих, любой совокупности из двух составляющих либо всех трех составляющих его элементов. С учетом этой формулы можно вести речь о семи вариантах мелкого хулиганства.

2. Понятие мелкого хулиганства, содержащееся в ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, представляется не совсем удачным, поскольку не отвечает логике правового конструирования, его буквальное толкование исключает противоправность ряда действий, ранее квалифицировавшихся как мелкое хулиганство. На законодательном уровне не раскрыто содержание простого обязательного признака объективной стороны правонарушения рассматриваемого вида-нарушения общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу, но в то же время возможность привлечения к административной ответственности по ст. 20.1 КоАП РФ связывается с наличием хотя бы одного из элементов сложного обязательного признака (нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества), который обязательно должен сопровождать нарушение общественного порядка, выражающего явное неуважение к обществу.

3. Первоначальное определение мелкого хулиганства, содержавшееся в Указе Президиум Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. «Об усилении ответственности за хулиганство», а впоследствиив ст. 158 КоАП.

РСФСР, является более удачным по сравнению с ныне действующим, однако не в полной мере соответствует динамично развивающимся общественным отношениям и требует адаптации к современным реалиям. Предлагается изложить ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за мелкое хулиганство, в следующей редакции:

Мелкое хулиганство, то есть публичное употребление ненормативной лексики, оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок".

4. Действующая редакция ст. 213 УК РФ, устанавливающей уголовную ответственность за хулиганство, представляется менее удачной по сравнению с той, которая была предусмотрена Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ, поскольку исключает из объективной стороны хулиганства обязательное указание на способ его совершения (применение оружия или предметов, используемых в качестве оружия) путем введения альтернативного конкретизирующего признака (мотивы политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы). Это размывает грань между «грубым» и «негрубым» нарушением общественного порядка, порождает сложности при отграничении данного преступления от мелкого хулиганства.

5. Основными критериями разграничения уголовно наказуемого и мелкого хулиганства выступают степень нарушения общественного порядка (грубое), которая определяется применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (объективный признак), а также мотивы политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (субъективный признак).

6. При разграничении мелкого хулиганства, признаками которого являются оскорбительное приставание к гражданам, уничтожение или повреждение чужого имущества, и преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 2 ст. 116 и ч. 2 ст. 167 УК РФ, наблюдается эффект «зеркального отражения»: а) направленности умыслаб) соотношения основного и факультативного (альтернативного дополнительного) объектов данных правонарушений. Кроме того, критерием разграничения мелкого хулиганства и умышленного уничтожения или повреждения чужого имущества, совершенного из хулиганских побуждений (ч. 2 ст. 167 УК РФ), служит значительность причиненного ущерба.

7. Критериями разграничения мелкого хулиганства, к признакам которого относятся нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам, и оскорбления (ст. 130 УК РФ) выступают объект посягательства, направленность умысла, характер совершенных деяний. Кроме того, обязательным признаком объективной стороны мелкого хулиганства, когда нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождается нецензурной бранью, будет место его совершения, которое должно быть общественным. При квалификации состава оскорбления место его совершения значения не имеет. Субъективная сторона мелкого хулиганства характеризуется наличием хулиганского мотива, в то время как мотивы оскорбительных высказываний или действий обусловлены личными неприязненными отношениями.

8. В целях проведения четкой демаркационной линии между составами административных правонарушений в виде мелкого хулиганства и появления в общественных местах в состоянии опьянения, соблюдения правоприменителем принципов производства по делам об административных предлагается изложить ст. 20.21 КоАП РФ в следующей редакции:

Появление на улице, стадионе, в сквере, парке, в транспортном средстве общего пользования, в другом общественном месте в состоянии опьянения, сопряженное с действием (бездействием), оскорбляющим человеческое достоинство и общественную нравственность, если такое деяние, в соответствии с законодательством, не влечет ответственность за мелкое хулиганство.".

9. В отличие от оскорбительного приставания к гражданам как признака объективной стороны мелкого хулиганства, навязчивое и назойливое приставание к гражданам, будучи административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена законами ряда субъектов Российской Федерации, представляет собой оконченный состав, совершается лицом, не обязательно находящимся в состоянии алкогольного опьянения, выражается в надоедливом приставании с просьбами и не преследует цели публично унизить потерпевшего.

10. Разграничение мелкого хулиганства и нарушения тишины и покоя граждан, ответственность за совершение которого предусмотрена законами субъектов Российской Федерации, проводится по объективным признакам (объективная сторона мелкого хулиганства может охватывать действия по созданию шума, нарушающего тишину и покой граждан, которые проявляются только в активной форме, в отличие от указанных правонарушений, совершаемых как путем действия, так и бездействия) и субъективным признакам (мелкое хулиганство характеризуется прямым и косвенным умыслом, нарушение тишины и покоя граждан может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности).

11. Учитывая специфику общественных отношений, складывающихся в семейно-бытовой сфере, необходимость государственной защиты прав лиц, состоящих в семейно-бытовых отношениях, и предоставления правоохранительным органам в их процессуальной деятельности возможности реагировать на сигнал о семейно-бытовом конфликте законными методами, предлагается дополнить КоАП РФ нормой, предусматривающей административную ответственность за семейное насилие, следующего содержания:

Статья 6.17. Противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений.

Оскорбительное приставание и другие действия в жилом помещении, нарушающие спокойствие граждан, состоящих в семейно-бытовых отношениях с лицом, совершившим указанные действия, а равно применение к ним насилия, причинившего физическую боль или легкий вред здоровью, если потерпевший не желает привлекать такое лицо к уголовной ответственности по статье 115 или части первой статьи 116 Уголовного кодекса Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток".

12. Наиболее характерной ошибкой должностных лиц органов внутренних дел при описании правонарушения в протоколе о мелком хулиганстве является их следование стереотипам, обусловленным прежней (недействующей) редакцией ст. 20.1 КоАП РФ, в результате чего основной признак объективной стороны состава мелкого хулиганства — нарушение общественного порядка — остается неуказанным.

13. Во избежание затруднений, связанных с сокращенным сроком рассмотрения дел о мелком хулиганстве, судье, органу, должностному лицу следует предоставить право продлевать срок рассмотрения дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, на общих основаниях в соответствии с ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ.

14. Закон не регламентирует действия судьи, органа, должностного лица при продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с ч. 2 ст. 29.6 КоАП РФ в случае, если к лицу, в отношении которого ведется производство по делу, применена такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как административное задержание. Представляется, что в подобной ситуации субъект административной юрисдикции должен отменить вышеназванную меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении с указанием на это в определении о продлении срока рассмотрения дела о мелком хулиганстве. В этой связи предлагается внести в ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ следующее дополнение: «В случае если срок рассмотрения дела об административном правонарушении продлен по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи, лицо, подвергнутое административному задержанию, подлежит освобождению, о чем должно быть указано в определении о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении».

14. Для того чтобы можно было судить о справедливости назначенного правонарушителю административного наказания, предлагается изложить п. 3 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в следующей редакции: «.фамилия, имя и отчество лица, в отношении которого вынесено постановление, дата и место его рождения, место жительства, место работы, род занятий, образование и другие данные, имеющие значение для дела».

15. Статью 29.10 КоАП РФ следует дополнить положением, предусматривающим указание во вводной части постановления по делу об административном правонарушении сведений об участии в рассмотрении дела потерпевшего, законного представителя физического лица, защитника, представителя, прокурора, поскольку отсутствие в постановлении сведений об участии данных лиц в рассмотрении дела ставит под сомнение законность этого постановления.

16. Действия судьи по отношению к лицу, подвергнутому административному задержанию, при назначении ему иного, нежели административный арест, административного наказания законом не регламентированы. Представляется, что в данном случае судье следует отменить указанную меру обеспечения производства по делу. В связи с этим предлагается дополнить ст. 29.10 КоАП РФ частью 2″ следующего содержания: «При назначении судьей иного административного наказания, нежели административный арест, лицо, подвергнутое административному задержанию, подлежит освобождению, о чем должно быть указано в постановлении по делу об административном правонарушен ии».

17. Из части 2 ст. 30.8 КоАП РФ, содержащей норму о доведении решения до сведения потерпевшего, следует исключить слова «в случае подачи им жалобы», иначе потерпевший не будет поставлен в известность о принятом при пересмотре дела решении в пользу лица, в отношении которого вынесено постановление, если жалоба на данное постановление была подана потерпевшим.

18. Административный арест в некоторых случаях (например, для категории неплатежеспособных лиц) является более действенной мерой ответственности за совершение мелкого хулиганства по сравнению с административным штрафом, поскольку неуплата последнего порождает для судьи, должностного лица органа внутренних дел, которые вынесли постановление о назначении административного наказания, дополнительные обязанности. К тому же эффективность административного ареста по сравнению с административным штрафом подтверждается сложившейся практикой назначения таких видов наказания. Учитывая эти обстоятельства, тот факт, что административный арест исторически введен как мера административного воздействия за совершение именно данного правонарушения, а также во избежание возникновения проблем в правоприменении при выборе вида наказания за совершение административных правонарушений, считаем, что в настоящее время назрела необходимость применять административный арест наряду с другими видами административного наказания, а не в исключительных случаях, как предусмотрено законом (ст. 3.9 КоАП РФ), в связи с чем предлагаем исключить из ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ слова «лишь в исключительных случаях».

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок от 30 декабря 2008 г.)// Рос. газета. 2009. — 21 янв.
  2. Всеобщая декларация прав человека (принята на Третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Рос. газета. 1995. — 5 апр.
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах (принят Резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 г.)// Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. — № 17(1831). -Ст. 291.
  4. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержден Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 от 9 декабря 1988 г.)// Сов. юстиция. -1992,-№ 6.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 19 июля 2011 г.) -Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. — № 5. — Ст. 410- 2011.-№ 30.-Ст. 4596.
  6. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. от 21 июля 2011 г.). Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 25. — Ст. 2954- 2011. — № 30. -Ст. 4601.
  7. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 21 июля 2011 г.). -Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 52. -Ст. 4921- 2011. — № 30. — Ст. 4601.
  8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 21июля 2011 г.). Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. -№ 1. — Ст. 1- 2011.-№ 30.-Ст. 4601.
  9. О прокуратуре Российской Федерации: федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202−1 (в ред. от 7 февраля 2011 г.)// Рос. газета. -1992.- 18 февр.- 2011.-7 февр.
  10. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. — № 50. -Ст. 4848.
  11. О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 12 апреля 2007 г. № 47-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. — № 16. — Ст. 1827.
  12. Об исполнительном производстве: федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ (в ред. от 7 февраля 2011 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. — № 41. — Ст. 4849- 2011. — № 30. -Ст. 4574.
  13. Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания: федеральный закон от 10 июня 2008 г.
  14. ФЗ (в ред. от 1 июля 2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. — № 24. — Ст. 2789- 2010. — № 27. — Ст. 3416.
  15. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 3 декабря 2008 г. № 240-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. -№ 49.-Ст. 5738.
  16. О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ (в ред. от 1 июля 2011 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. -№ 7. — Ст. 900- № 27.-Ст. 3880.
  17. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ // Рос. газета. 2011. — 9 дек.
  18. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 404-ФЗ // Рос. газета. 2011. — 10 дек.
  19. Об ответственности за мелкое хулиганство: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 декабря 1956 г.// Сов. Россия. 1956. -20 дек.
  20. Об усилении ответственности за хулиганство: Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1966 г. № 5362-У1// Ведомости Верховного Совета СССР. 1966. — № 30. — Ст. 595.
  21. Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста: постановление Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. № 726 // Рос. газета. 2002. — 9 окт.
  22. О судебной практике по делам о хулиганстве: постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 октября 1972 г. № 9 (в ред. от 28 апреля 1984 г.)// Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР 1924−1977. -М.: Известия, 1978. -Ч. 2.
  23. О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ): постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 г. № 1 (в ред. от 3 декабря 2009 г.) // Рос. юстиция. 1999. — № 4 — Рос. газета. — 2009. — 14 дек.
  24. О признании утратившими силу некоторых постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 6 февраля 2007 г. № 8 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2007. — № 5.
  25. О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2007 г. № 45 // Рос. газета. 2007. — 21 нояб.
  26. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год // Рос. газета. 2009. — 17 апр.
  27. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 4 квартал 2006 года // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2007. — № 8.
  28. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 4 квартал 2007 года // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2008.-№ 5.
  29. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях: утв. Верховным Советом РСФСР 20 июня 1984 г. (в ред. от 20 марта 2001 г.)// Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1984. — № 27. — Ст. 909- Рос. газета. — 2001. — 23 марта (утратил силу).
  30. Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях от 20 мая 2003 г. № 34−3// Нижегородские новости. 2003.28 мая.
  31. Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях от 19 декабря 2006 г. № 80-ЗРТ// Республика Татарстан. 2006. -26 дек.
  32. Кодекс Тюменской области об административной ответственности от 27 декабря 2007 г. № 55 // Вестник Тюменской областной думы.2007. -№ 10.
  33. Кодекс Пензенской области об административных правонарушениях от 2 апреля 2008 г. № 1506-ЗПО // Пензенские губернские ведомости.2008. 15 апреля.
  34. Кодекс Томской области об административных правонарушениях от 26 декабря 2008 г. № 295−03 // Официальные ведомости Государственной Думы Томской области. 2009. — № 23.
  35. Об ответственности за административные правонарушения: закон Орловской области от 4 февраля 2003 г. № 304−03 // Собрание нормативных правовых актов Орловской области. 2003. — Вып. 16.
  36. Об административных правонарушениях на территории Псковской области: закон Псковской области от 4 мая 2003 г. № 268−03 // Псковская правда. 2003. — 14 мая.
  37. Об административных правонарушениях в Чувашской Республике: закон Чувашской Республики от 23 июля 2003 г. № 22 // Собрание законодательства Чувашской Республики. 2003. — № 8. — Ст. 410.
  38. Об административных правонарушениях: закон Республики Хакасия от 17 декабря 2008 г. № 91 // Вестник Хакасии. 2008. — № 79.
  39. Об административных правонарушениях: закон Ярославской области от 3 декабря 2007 г. № 100−3 // Губернские вести. 2007. — 8 дек.
  40. Об административных правонарушениях: закон Республики Башкортостан от 4 июня 2004 г. № 84-з // Ведомости Государственного Собрания Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. -2002.-№ 12.-Ст. 680.
  41. Об административных правонарушениях: закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 декабря 2004 г. № 81−3АО// Красный Север. -2005. -20 янв.
  42. Кодекс Омской области об административных правонарушениях: закон Омской области от 24 июля 2006 г. № 770−03 // Омский вестник. -2006. 26 июля.
  43. Об административных правонарушениях в Ивановской области: закон Ивановской области от 24 апреля 2008 г. № 11-ОЗ // Собрание законодательства Ивановской области. 2008. — № 18.
  44. Об административных правонарушениях: закон Архангельской области от 3 июня 2003 г. № 172−03 // Волна. 2003. — № 24.
  45. Об административных правонарушениях в Калужской области: закон Калужской области от 28 февраля 2011 № 122−03 // Весть. 2011. — 4 марта.
  46. Об административных правонарушениях: закон Мурманской области от 6 июня 2003 г. № 401-Ol-3MO // Мурманский вестник. 2003. — 18 июня.
  47. Об административных правонарушениях на территории Воронежской области: закон Воронежской области от 31 декабря 2003 г. № 7403 // Коммуна. 2004. — 13 янв.
  48. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 30 января 2001 г. № 155-II// Ведомости Парламента Республики Казахстан. 2001. — № 5−6. — Ст. 24.
  49. Кодекс Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 г. № 8073-Х // Ведомости Верховной Рады Украинской PCP. -1984. -№ 51. -Ст. 1122.
  50. Кодекс об административной ответственности Кыргызской Республики (введен в действие Законом Кыргызской Республики от 4 августа 1998 г. № 115). Бишкек: Раритет-Инфо, 2007.
  51. А. Б. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях: в 2 кн. М.: Статут, 2004. — Кн. 2.
  52. Административное и административно-процессуальное право. Актуальные проблемы. М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2004.
  53. Административное право: учебник / под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова. М.: Юристъ, 2001.
  54. Л. С. Квалификация хулиганства : учебно-практическое пособие. СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт Генеральной прокуратуры России, 1998.
  55. А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации. -М.: Зерцало, 1997.
  56. В. Д. Вопросы общей теории судебных доказательств в советском уголовном процессе. М.: Юрид. лит., 1964.
  57. Д. Н. Административное право. Часть Общая: учебник. -М.: БЕК, 1993.
  58. Д. Н., Ренов Э. Н. Производство по делам об административных правонарушениях. М.: Знание, 1989.
  59. К. С. Феноменология административного права. Смоленск: Смолен, гуманит. ун-т, 1995.
  60. С. В., Рагозина И. Г. Уголовная ответственность за хулиганство: учебно-практическое пособие. Омск: Омский юридический институт, 2008.
  61. И. И. Административно-правовые санкции. М.: Юрид. лит., 1975.
  62. Л. А. Советское административное законодательство на страже общественного порядка. Минск: Беларусь, 1971.
  63. А. П. Пьянство и административная ответственность: учебное пособие. Киев: КВШ МВД СССР, 1975.
  64. Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях / под ред. И. И. Веремеенко, Н. Г. Салищевой, М. С. СтуДеникиной. М.: Проспект, 2001.
  65. Комментарий к Кодексу Тюменской области об административной ответственности (научно-практический) / под общ. ред. Заслуженного юриста РФ, д-ра юрид. наук, проф. В. Е. Севрюгина. Тюмень: Тюменская областная дума, 2008.
  66. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В. М. Лебедева М.: Юрайт, 2007.
  67. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. В. И. Радченко, А. С. Михлина. М.: Питер, 2007.
  68. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. В. Т. Томина, В. В. Сверчкова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт-Издат, 2006.
  69. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 2-е изд., изм. и доп. / под общ. ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева М.: Норма, 2000.
  70. Ю. А., Труфанов В. В. Борьба с хулиганством. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1966.
  71. В. Н. Общая теория квалификации преступлений. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004.
  72. Н. Ф. Уголовная ответственность за нарушение общественного порядка. М.: Юрид. лит., 1963.
  73. М. Я. Административно-юрисдикционный процесс. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990.
  74. П. С. Ответственность за преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. -М.: Юрид. лит., 1964.
  75. Научно-практическое пособие по применению КоАП РФ / под ред. П. П. Серкова. М.: Норма, 2006.
  76. Научно-практическое пособие по применению УК РФ / под ред. В. М. Лебедева. М.: Норма, 2005.
  77. Общая теория государства и права: академический курс: в 3 т. 2-е изд., перераб. и доп. / отв. ред. проф. М. Н. Марченко. М.: ИКД «Зерца-ло-М», 2002.-Т. 3.
  78. Н. А., Попов JI. JL, Колонтаевский Ф. Е. Административно-правовые меры борьбы с пьянством и пути повышения их эффективности: учебное пособие. М.: Академия МВД СССР, 1989.
  79. Н. П. Исполнение постановлений об административных взысканиях, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях: учебное пособие. Омск: Омский юридический институт МВД России, 1996.
  80. Понятия чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и средств массовой информации / под ред. А. К. Симонова. -М.: Права человека, 1997.
  81. Проблемы общей теории права и государства: учебник для вузов / под общ. ред. академика РАН, д-ра юрид. наук, проф. B.C. Нерсесянца. М.: НОРМА-ИНФРА, 2002.
  82. В. Б. Взаимоотношения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности: учебное пособие. Омск: Омский юридический институт МВД России, 1996.
  83. М. Я. Административный штраф. М.: Юрид. лит., 1984.
  84. А. В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. М.: Академия МВД СССР, 1975.
  85. В. Д. Административно-процессуальное право: учебник. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2004.
  86. М. С. Что такое административная ответственность? М.: Сов. Россия, 1990.
  87. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Мату-зова и А. В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002.
  88. Уголовное право России: практический курс/ под общ. ред. А. И. Бастрыкина. М.: Волтерс Клувер, 2007.
  89. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: учебник. 2-е изд., испр. и доп. / под ред. Л. В. Иногамовой-Хегай, А. И. Рарога, А. И. Чучаева. М.: Инфра-М, 2009.
  90. С. В. Административные правонарушения и их особенности в сфере охраны общественного порядка : учебное пособие. М.: Академия МВД СССР, 1987.
  91. Н. Н. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в деятельности милиции. Красноярск: Сибирский юридический институт МВД России, 2005.
  92. Научные статьи и публикации
  93. Ц. 3. Дискуссионные аспекты уголовно-правовой характеристики хулиганства в редакции Федерального закона от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ // Рос. следователь. 2007. — № 24.
  94. М. О борьбе с хулиганством // Сов. юстиция. 1957. — № 6.
  95. БутковА. В. Административный штраф// Рос. следователь. -2004.-№ ю.
  96. А. В. Некоторые процессуальные аспекты исполнения административного штрафа// Вестник Барнаульского института. Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2004. Вып. 7.
  97. С. А. Генезис законодательства об ответственности за мелкое хулиганство // Административное право и процесс. 2004. — № 8.
  98. . Хулиганство // Уголовное право. 2007. — № 5.
  99. . Постановление Пленума Верховного Суда о судебной практике по уголовным делам и хулиганстве и иных преступлениях, совершаемых из хулиганских побуждений // Уголовное право. 2008. — № 1.
  100. С., Багаутдинов Ф. Смешение терминов затрудняет правоприменение // Рос. юстиция. 2002. -№ 11.
  101. К. В. Некоторые проблемы оптимизации практики применения уголовно-правовых норм об ответственности за хулиганство// Рос. следователь. 2008. — № 3.
  102. К. В. Субъективная сторона хулиганства// Рос. следователь. 2008. — № 4.
  103. А. С. Административный арест // Рос. следователь. 2004.2.
  104. А. С., Цветков Р. В. О некоторых проблемах административной практики органов внутренних дел // Административное право и процесс. 2007. — № 1.
  105. Ю. Г. О гражданско-правовой защите чести, достоинства и деловой репутации // Законодательство. 1998. — № 12.
  106. Н. Хулиганство: проблемы квалификации// Рос. юстиция. 1996. -№ 8.
  107. ИванцоваН. Перспектива хулиганства: его декриминализация// Законность. 2004. — № 11.
  108. А., Соломоненко И. «Экстремистское» хулиганство-нонсенс уголовного закона // Законность. 2008. — № 4.
  109. Н. А. Борьба с хулиганством: кризис правового регулирования // Рос. следователь. 2004. — № 11.
  110. Н. А. Ответственность за хулиганство: противоречия в правовом регулировании // Уголовный процесс. 2006. — № 11.
  111. Ш., Максимов И., Рамалданов М. Нецензурная брань в общественных местах // Рос. юстиция. 2003. — № 11.
  112. Н. А. Состояние и перспективы развития науки административного права России (шестые «Лазаревские чтения») // Гос-во и право. 2002. — № 11.
  113. КосыревИ. И. Объект хулиганства// Закон и право. 2007.9.
  114. . М., Лунев А. Е. Основы законодательства об административных правонарушениях // Сов. гос-во и право. 1981. — № 4.
  115. Е. Постановление судьи об административном аресте должно исполняться с момента его вступления в законную силу // Рос. юстиция. 2003. -№ 3.
  116. ЛунеевВ. В. Проблемы юридических наук криминального цикла // Гос-во и право. 2007. — № 5.
  117. А., Макаренко М. Разграничение вандализма и уголовно наказуемого хулиганства // Уголовное право. 2006. — № 4.
  118. МаковикР. С., Бессараб Н. Меры административного принуждения, связанные с изоляцией личности // Государственная власть и местное самоуправление. 2003. — № 2.
  119. Г., Ткачевский Ю. Ответственность за мелкое хулиганство // Соц. законность. 1957. — № 11.
  120. МинеевИ. Квалификация злостных нарушений порядка отбывания уголовного наказания // Рос. юстиция. 2000. — № 5.
  121. Е. И. Правовая характеристика хулиганства// Журнал российского права. 2004. — № 3.
  122. К. В. Протокол об административном правонарушении как источник доказательств по делу об административном правонарушении // Полицейское право. 2008. — № 1.
  123. И. В. Исполнение не вступившего в законную силу постановления об административном наказании как реальность закона // Полицейское право. 2007. — № 2.
  124. О. А. Административный арест в свете решений Конституционного Суда РФ // Журнал российского права. 2008. — № 12.
  125. Тен А. JI. Нецензурная брань как объект административно-правового регулирования и правосознания // Административное право и процесс. 2011. — № 3.
  126. Ю. М. Уголовная ответственность за оскорбление// Законодательство. 2000. — № 1.
  127. ТкаченкоВ. Ответственность за хулиганство// Законность. -2006. № 7.
  128. А. Ответственность за хулиганство// Рос. юстиция. -1997.-№ 5.
  129. Н. Н. Условия принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении // Актуальные проблемы административной ответственности: мат-лы всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Ю. П. Соловья. Омск: Омский юридический институт, 2009.
  130. Диссертации и авторефераты диссертаций
  131. С. В. Хулиганство: уголовно-правовой и криминологический аспекты: дис.. канд. юрид. наук. М.: ГОУ ВПО «Московский университет МВД России», 2005.
  132. А. С. Административная ответственность за мелкое хулиганство : автореф. дис.. канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2003.
  133. А. С. Административная ответственность за мелкое хулиганство : дис.. канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2003.
  134. БутковА. В. Проблемы применения органами внутренних дел административных наказаний: дис. канд. юрид. наук. М.: ГУ «ВНИИ МВД России», 2005.
  135. В. Н. Административный арест как мера административного наказания : дис.. канд. юрид. наук. Саратов: ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2005.
  136. Ф. П. Доказывание по делу об административном правонарушении : автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М.: Московская гос. юридическая академия, 2005.
  137. С. А. Административная ответственность за мелкое хулиганство : автореф. дис.. канд. юрид. наук. М.: Московский гуманитарный ун-т, 2006.
  138. А. С. Процессуальные сроки в производстве по делам об административных правонарушениях: автореф. дис.. канд. юрид. наук. М.: ВНИИ МВД России, 1995.
  139. JI. В. Исполнение органами внутренних дел постановлений о наложении административных взысканий: дис.. канд. юрид. наук. М.: Московский юридический институт, 1999.
  140. А. П. Административная ответственность за хулиганство и проступки на почве пьянства (по материалам практической деятельности органов МВД Украинской ССР): автореф. дис.. д-ра юрид. наук. М.: ВШ МВД СССР, 1969.
  141. Т. М. Рассмотрение мировыми судьями дел об административных правонарушениях: автореф. дис.. канд. юрид. наук. Челябинск: Южно-Уральский гос. ун-т, 2006.
  142. И. В. Административные наказания в системе мер административного принуждения (концептуальные проблемы): дис.. д-раюрид. наук. Саратов: ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2004.
  143. ПилютинаЕ. М. Уничтожение или повреждение имущества: проблемы квалификации и соотношения со смежными составами преступлений: дис.. канд. юрид. наук. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2005.
  144. Н. С. Судейское усмотрение в производстве по делам об административных правонарушениях : дис.. канд. юрид. наук. Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2005.
  145. А. О. Особые условия применения административного задержания в производстве по делам об административных правонарушениях : дис.. канд. юрид. наук. Саратов: ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2003.
  146. А. В. Правовые и организационные основы исполнения органами внутренних дел постановлений о назначении административных наказаний: дис.. канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2004.
  147. О. М. Производство по делам об административных правонарушениях: опыт системного изучения: дис.. канд. юрид. наук. Краснодар: ГОУ ВПО «Российская академия правосудия», 2004.
  148. Л. М. Уголовная ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества по Уголовному кодексу России : дис.. канд. юрид. наук. Казань: Институт экономики, управления и права, 2002.
  149. К. В. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые милицией: дис.. канд. юрид. наук. Челябинск: Южно-Уральский гос. ун-т, 2004.
  150. Г. А. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях: дис.. канд. юрид. наук. Саратов: ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2003.
  151. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Большая российская энциклопедия, 1997.
  152. С. И., Шведова Н. И. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1997.
  153. Электронные источники информации
  154. Решение судьи Омского областного суда от 27 апреля 2004 г. № 55−91 (извлечение) Электронный ресурс. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
  155. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2007 г. № 46-АД07−6 Электронный ресурс. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
Заполнить форму текущей работой