Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Правовое регулирование внутрихозяйственного финансового контроля в Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Несмотря на то, что правовые основы государственного финансового контроля, а также внешнего аудита достаточно полно регламентированы действующим законодательством, система нормативно-правового регулирования отношений в сфере внутрихозяйственного финансового контроля находится только в стадии становления. В настоящее время федеральное законодательство подробно регламентирует организацию… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
    • 1. 1. Финансово-правовые отношения и финансовый контроль: теоретические аспекты соотношения и взаимосвязи
    • 1. 2. Место внутрихозяйственного финансового контроля- в системе финансовогоконтроля, его классификационные признаки
    • 1. 3. Содержание внутрихозяйственного финансового контроля
  • ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГОРЕГУЛИРОВАНИЯ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТАХ РАЗЛИЧНЫХ, ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ
    • 2. 1. Внутрихозяйственный финансовый контроль в коммерческих организациях
    • 2. 2. Внутрихозяйственный финансовый контроль негосударственных и муниципальных унитарных предприятиях
    • 2. 3. Внутрихозяйственный финансовый, контроль в бюджетных учреждениях.119s
    • 2. 4. Внутрихозяйственный финансовый контроль в некоммерческих организациях
  • ГЛАВА. З. ПУТИ’СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 3. 1. Финансово-правовые проблемы в сфере регулирования внутрихозяйственного финансового контроля
    • 3. 2. Анализ перспектив использования зарубежного опыта в сфере правового регулирования внутрихозяйственного финансового контроля.160 «
    • 3. 3. Рекомендации по внесению изменений и дополнений в российское законодательство о внутрихозяйственном финансовом контроле

Правовое регулирование внутрихозяйственного финансового контроля в Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования. Совершенствование правового регулирования отношений в сфере внутрихозяйственного финансового контроля'— одно из приоритетных направлений развития законодательства в Российской Федерации, поскольку в, условиях рыночной экономики повышается роль видов финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных контрольных органов, но в соответствии с действующим законодательством.

В современных условиях значение финансового контроля только возрастает в связи с расширением круга и неоднородностью финансовых отношений, возможностью использования финансового контроля’как средства повышения эффективности финансовой деятельностихозяйствующих субъектов, основанных на различных формах собственности, и необходимостью противодействия преступлениям, совершаемым в сфере экономики. Причем государственный финансовый контроль в настоящее время не в полной мере выполняет превентивную функцию, — выступая, как правило, лишь регистратором* нарушений, а не инструментом* их предупреждения. В связи: с этим особо актуальны вопросы совершенствования правового регулирования* внутрихозяйственного финансового контроля как инструмента предупреждения финансовых нарушений. Государственный финансовый контроль в значительной мере может опираться на действующую в хозяйствующих субъектах систему внутреннего контроля. Однако подобное станет возможным в случае определенной стандартизации внутрихозяйственного финансового контроля. Детальная и всесторонняя научно-теоретическая разработка положений о правовом регулировании внутреннего контроля служит основой для совершенствования законодательства в сфере финансового контроля.

Проблема правового регулирования внутрихозяйственного финансового контроля связана с поиском оптимального баланса между экономической самостоятельностью хозяйствующих субъектов в вопросах организации управления* и контроля и необходимостью определенной нормативно-правовой регламентации процессов и процедур внутреннего контроля. В научной литературе дискуссионным остается целый ряд вопросов, связанных с финансово-правовым регулированием внутрихозяйственного финансового контроля, в том числе, например, с тем, в какой степени образование, распределение и использование финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, основанных на частной форме собственности, относятся' к предмету финансового права. Различные точки зрения* высказываются о необходимости финансово-правового регулирования* негосударственных видов финансового контроля.

Несмотря на то, что правовые основы государственного финансового контроля, а также внешнего аудита достаточно полно регламентированы действующим законодательством, система нормативно-правового регулирования отношений в сфере внутрихозяйственного финансового контроля находится только в стадии становления. В настоящее время федеральное законодательство подробно регламентирует организацию внутреннего контроля только в некоторых областях хозяйственной жизни (в частности в банковской-сфере). Поэтому организация внутрихозяйственного финансового контроля", в хозяйствующих субъектах сталкивается с проблемами несовершенства" финансово-правового регулированияуказанного видафинансового контроля. В частности, понятие и содержание внутрихозяйственного финансового контроля не закрепленона уровне федеральных законов. Отсутствуют профессиональные стандарты, регулирующие организацию и процессы внутреннего контроля (внутреннего аудита) — дополнительные требования к организации и процедурам внутреннего финансового контроля в отношении государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных корпораций и бюджетных учреждений, хотя они в большей степени, чем хозяйствующие субъекты других организационно-правовых форм, вовлечены в формирование, использование и распределение государственных (муниципальных) денежных фондов. Спорным является указание на необходимость создания ревизионных комиссий, неподотчетных исполнительному органу хозяйствующего субъекта, при отсутствии указаний на создание органов внутреннего контроля, подотчетных руководителю организации. Кроме того, в отличие от правового регулирования внутрихозяйственного финансового контроля в кредитных учреждениях отсутствуют четкие требования к организации и осуществлению внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах, чьи ценные бумаги обращаются на фондовом рынке, хотя банкротство подобных хозяйствующих субъектов чревато серьезными социальными последствиями.

Решение указанных проблем, устранение пробелов, в действующем законодательстве должны быть направлены на повышение финансовой дисциплины в хозяйствующих субъектах, профилактику преступлений, совершаемых в сфере экономики.

Актуальность темы

диссертации обусловливается необходимостью уточнения понятийного аппарата, раскрывающего юридическую сущность внутрихозяйственного финансового контроляважностью анализа правовых основ внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах различных организационно-правовых формзначимостью исследования проблем организации внутреннего финансового контроляцелесообразностью активизации работы по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере внутрихозяйственного финансового-контроля. Обозначенный комплекс вопросов подтверждает практическую значимость темы, необходимость ее научной разработки.

Степень научной разработанности темы сложно оценить однозначно. Общее представление о таких понятиях, как управление, регулирование, контроль, надзор, о специфике контрольно-надзорной деятельности в современных условиях разработано в исследованиях по общей теории управления, теории государства и права, в научной литературе по административному праву. Эти исследования определяют общие теоретические основы внутреннего контроля, однако не затрагивают специфических особенностей внутрихозяйственного финансового контроля как финансово-правового института, а также правового регулирования отношений в указанной сфере.

В целом внутрихозяйственный финансовый контроль как экономическо-правовая категория более детально изучен учеными-экономистами. В частности, проблемы финансового контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов рассматриваются в работах В. Д. Андреева, H.A. Богомолова, Н. Д. Бровкиной, Ю. А. Данилевского, А. П. Зудилина, А. К. Макальской, H. JL Маренкова, М. В. Мельник, В. А. Продановой,. Е. В. Румянцева, В. М. Родионовой, A.M. Сонина, JI.B. Сотниковой, и др. Однако финансовый" контроль трактуется в экономической литературе иначе, чем в правовой, — вне взаимосвязи с предметом науки финансового права.

Основу диссертационного исследования составили научные изыскания в области финансового права, в том числе касающиеся вопросов правового регулирования отношений в сфере финансового контроля. Проблемы финансового контроля в целом исследуются в трудах таких ученых, как: О. Н. Горбунова, Е. Ю. Грачева, М. В. Карасева, Е. В. Покачалова, Н. И. Химичева, С. О. Шохин, A.A. Ялбулганов и др. Анализу отдельных вопросов финансового контроля посвящен ряд диссертационных исследований по финансовому праву. Например, финансово-правовые аспекты регулирования бухгалтерского учета в хозяйствующих субъектах рассматриваются Е. М. Ашмариной, JI.H. Мякоткинойпроблематика финансово-правового регулирования^ внешнего аудита как, негосударственного финансового контроля — Р. Н. Аганиной, Э. М. Аминовой, J1.JT. Арзумановой, Л. И. Булгаковой, А. Н. Зевайкиной, В. В. Котовым, H.A. Синельниковой, A.C. Пышкиным, Е. В. Тереховойвопросы финансово-правового регулирования предпринимательской деятельности в целом или на примере отдельных организационно-правовых форм изучались Е. И. Арефкиной, И.В. Бит-Шабо, E.H. Ефименко, В. М. Каменевой, М. Н. Лобановым, В. В. Мазуриным, Г. Ф. Ручкиной, Е. И. Савиновой, Д. М. Стрихановойособенности финансово-правового регулирования участников рынка ценных бумаг обсуждались К. В. Андрияновым, Е. В. Левкиным, К. В. Павловым, О. В. Тагашевой.

Однако в целом специфика внутрихозяйственного финансового контроля представлена в немногочисленных работах правовой направленности. Отмечая важный вклад каждого ученого в решение отдельных вопросов внутрихозяйственного финансового контроля, можно заключить, что существует реальная потребность в комплексном изучении правовых основ внутрихозяйственного финансового контроля. Кроме того, многие значимые вопросы не находят однозначной трактовки и нуждаются в дальнейшей разработке, в частности, это касается определения места внутрихозяйственного финансового контроля в классификации видов финансового контроля.

Настоящая диссертационная работа представляет собой одно из первых всесторонних комплексных исследований вопросов-внутрихозяйственного финансового контроля с позиций финансового права.

Цельюшсследования является комплексный анализ финансово-правовых проблем в сфере регулирования внутрихозяйственного финансового контроля и выработка рекомендаций по совершенствованию нормативного правового регулирования внутрихозяйственного финансового контроля" в хозяйствующих субъектах различных организационно-правовых форм.

Достижение указаннойцели предопределило необходимость решения следующих задач: определить возможности' и. ограничения финансово-правового'регулиро-' вания отношений, в сфере внутрихозяйственного финансового контроля в зави-. симости от организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов и их участия-в общественных отношениях, связанных с образованием, распределением и использованием денежных фондов (финансовых ресурсов) государства (муниципальных образований), либо выполнением публичных (социально значимых) функцийдать понятие «внутрихозяйственный финансовый контроль» и определить его место в системе государственного и негосударственного финансового контролявыделить основные направления, задачи, методы внутрихозяйственного финансового контроля, его соотношение с внутренним аудитом и контрольно-ревизионной деятельностьюпроанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере внутрихозяйственного финансового контроля в различных группах хозяйствующих субъектов и выявить специфику внутреннего контроля на государственных и муниципальных унитарных, предприятиях, в иных коммерческих, некоммерческих организациях, бюджетных учреждениях-. выделитьосновные проблемы: в правовом регулировании отношений в сфере внутрихозяйственного финансового контроляпроанализировать опыт правового регулированияотношений в сфере внутрихозяйственного финансового контроля в зарубежных с гранахвыработать рекомендации по внесению изменений и дополнений в российское законодательство о внутрихозяйственном финансовом контроле.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения" связанные с осуществлением внутрихозяйственного финансового контроля в Российскою Федерации.

Предметом диссертационного исследования выступают нормы финансового права, регулирующие отношения всфере внутрихозяйственного-:финансового контроля в хозяйствующих субъектах различных организационно-правовых форм, а также нормы иных отраслей российского права (конституционного, административного, гражданского: и других)-, регулирующие смежные общественные отношенияи практика их применения: Анализируются труды ученых и практиков, специалистов. в области финансового права, административного права, иных отраслей права, а таюке труды ученыхгэкономистов:

Теоретическая, основа: исследования. При проведении исследования были использованы труды отечественных ученых, внесших существенный вклад в разработку проблем финансового права, в том числе касающихся вопросов финансово-правового регулирования отношений в сфере финансового контроля: К. С. Вельского, О.Н. ГорбуновойЕ.Ю. Грачевой, G.B. Запольского, М. В. Карасевой, Е. В. Покачаловой, Ю. А. Плотникова,. Г. П. Толстопятенко, Н. И. Химичевой, G.O. Шохина, Ю: А. Крохиной, A.A. Ялбулганова и др.

Отдельные проблемы, касающиеся обозначенной темы диссертациибыли исследованы в работах: Р. Н. Аганиной, Э. М. Аминовой, К. В. Андриянова, Е. И. Арефкиной, JI.JI. Арзумановой, Е. М. Ашмаринощ И.В. Бит-Шабо,.

Л.И. Булгаковой, E.H. Ефименко, А. Н. Зевайкиной, В. М. Каменевой,.

Д.Е. Качановского, В. В. Котова, Е. В. Левкина, М. Н. Лобанова, В. М. Мазурина, Л. Н. Мякоткиной, К. В. Павлова, A.C. Пышкина, Г. Ф. Ручкиной,.

Е.И. Савинова, H.A. Синельникова, Д. М. Стрихановой, О. В. Тагашевой, Е. В. Тереховой и др.

Анализируя зарубежный, опыт регулирования внутрихозяйственного финансового контроля использовались работы ученых: С. М. Бычковой, М. В. Грачевой, Б. Т. Жарылгасовой, Е. А. Крамаренко, Е.0. Пазына и др.

Учитывая комплексный характер правового регулирования указанной сферы общественных отношений, в основу настоящей-работы были положены выводы, содержащиеся в трудах исследователей административного права: Н. М. Конина, В. М. Манохина, М. П. Петрова, Б. В. Российского, Ю. НСтарилова и др.

Учитывая то обстоятельство, что вопросы, посвященные финансовому контролю, разрабатываются также и представителями экономической науки, использовались работы В. Д. Андреева, H.A. Богомолова, Н. Д. Бровкиной, Ю. А. Данилевского, А. П. Зудилина, А. К. Макальской, Н.Л. МаренковаМ.В.Мельник, В. А. Продановой, Е. В. Румянцева, В. М1. Родионовой, А. М>. Сонина, Л. В. Сотниковой и др.

Методологическую базу исследования составляют общенаучные и ча-стнонаучные методы познания: диалектический, исторический, анализа, синтеза, дедукции, индукции, историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический.

Нормативно-правовой базой диссертационного исследования послужили кодифицированные акты Российской Федерации, в том числе Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы, постановления Правительства РФ, правовые акты Банка России и Министерства финансов РФ, иные нормативные акты, регламентирующие общественные отношения в сфере внутрихозяйственного финансового контроля в Российской Федерации, отдельные выводы построены на анализе международных стандартов аудиторской деятельности.

Эмпирическую основу составили: правоприменительнаяпрактика Конституционного Суда РФ, статистическая информация, материалы научно-практических конференций и периодической печати.

Научная новизна диссертационной работы заключается в проведении комплексного исследования внутрихозяйственного финансового контроля с позиций финансового права. На основании изучения финансово-правовых аспек-. тов внутреннего контроля уточняется*.сущность. понятия"внутрихозяйственный финансовый контроль" — разрабатывается: понятийно-категориальный аппарат, позволяющий, с научной точки зрения, осмыслить институт внутрихозяйственного финансового контроля в системе финансового правам Все это предоставило возможность определ ить место внутреннего контроля вклассификации видов (государственного и негосударственного финансового контроля-, соотношение, внутрихозяйственного финансового контроля— с внутренним аудитом и контрольно-ревизионной деятельностьюуточнить природу внутрихозяйственного финансового контроля.

Вработе выявляется специфика финансово-правового регулирования внутреннего контроля.в. хозяйствующих субъектах различных организационно-правовых форм, основанная на тезисе, что степень финансово-правового регулированияотношенийв сфере внутрихозяйственного финансового контроля? в значительной мере определяется критерием участияхозяйствующего субъекта (группы субъектов) в общественных отношениях, связанных с образованием, распределением и использованием денежных фондов (финансовых ресурсов)" государства (муниципальных образований) либо выполнением публичных (социально значимых) функций.

Обосновывается вывод о том, что на современном этапе финансово-правовое регулирование отношений в сфере внутрихозяйственного финансового контроля в Российской Федерации находится в стадии становления, а вопросы организации внутреннего контроля-детально регулируются только в отношении кредитных учреждений.

Выработаны рекомендации по внесению изменений и дополнений в российское законодательство о внутрихозяйственном финансовом контроле.

В ходе диссертационного исследования решена значимая для отрасли финансового права научная задача систематизации теоретических предпосылок формирования современных взглядов представителей науки финансового права и российского законодателя о внутрихозяйственном финансовом контроле, уточнения содержания внутрихозяйственного финансового контроля, подробного анализа правового регулирования внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах различных организационно-правовых форм, внесения рекомендаций по совершенствованию российского законодательства о внутрихозяйственном финансовом контроле.

На защиту выносятся новые и содержащие элементы новизны^ следующие положения:

1. Установлено место внутрихозяйственного финансового контроля в системе видов государственного и негосударственногофинансового контроля'. На основе использования классификации по критерию субъектов контроля' и сравнительного анализа различных видов финансового контроля внутрихозяйственный (внутренний) финансовый контроль в хозяйствующих субъектах рассматривается как особый вид негосударственного финансового контроля.

2″. Проведено разграничение явления «финансового контроля» как предмета исследования экономической науки и «финансового контроля», являющегосяпредметом изучения* финансового права. Обоснован вывод, что, с точки зрения финансового менеджмента и экономической науки, контрольная функция реализуется в отношении всех финансовых операций, осуществляемых хозяйствующим субъектом. С позиций финансового права отношения в сфере внутреннего контроля регулируются нормами финансового права в зависимости от степени участия хозяйствующего субъекта (группы субъектов) в общественных отношениях, связанных с образованием, распределением и использованием денежных фондов (финансовых ресурсов) государства (муниципальных образований), либо выполнением публичных (социально значимых) функций.

3. Сделан вывод, что в качестве основного критерия, определяющего степень финансово-правового регулирования отношений в сфере внутрихозяйственного финансового контроля, рационально использовать организационноправовую форму хозяйствующих субъектов. Утверждается, что юридическая природа. внутрихозяйственного финансового контроля предполагает, чтостепень, его правового регулированиядолжна быть выше в хозяйствующих субъектах, которые являются не только налогоплательщиками, но и получателямисредств из бюджета (напримербюджетные учреждения-: государственные и муниципальные унитарные предприятия, госкорпорации).

4. Выявлено соотношение внутрихозяйственного (внутреннего) финансового контроля и внутреннего аудита. Обоснован вывод, что, с организационной точки зрения, внутренний контроль не просто включает внутренний, аудит как составную часть, но именнопосредством внутреннего аудита осуществляются? формальные процедурывнутреннего контроля и оценивается состояние самой системы внутреннего" контроля в хозяйствующем субъекте. Указанная деятельность осуществляется органами внутрихозяйственного финансового контроля (структурными^ подразделениями внутреннего контроля): которые в практике хозяйствующих субъектовшогут иметь различные наименования: ;

Предложено внести в Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЭ «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп. от 1 июля 2010 г. № 236-ФЗ)1, следующие изменения и-дополнения:

В статье 1 «Аудиторская деятельность» пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

2. Внешняя аудиторская деятельность (внешние аудиторские услуги) — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

3. Внешний аудит (аудит) — независимая проверка бухгалтерской (фит нансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.".

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 1, ст. 15- 2010. № 27, ст. 3420- см. также: Федеральный закон РФ от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп. от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЭ) (утрачивает силу с I января 2011 г. в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря-2008 г. № 307-Ф3) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 33, ч. 1, ст. 3422- 2009. № 1, ст. 15.

Статью 1 «Аудиторская деятельность» дополнить пунктом 9 следующего содержания:

9. Внутренний аудит является составной частью внутрихозяйственного финансового контроля и осуществляется органами внутрихозяйственного финансового контроля хозяйствующих субъектов. Взаимодействие органов внутреннего контроля и аудиторов (внешних аудиторов) определяется действующим законодательством и условиями договорных отношений между аудитором (внешним аудитором) и аудируемом лицом.".

5. Выдвинуто предложение о закреплении понятия и содержания внутрихозяйственного финансового контроля в Федеральном законе от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЭ «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп. от 1 июля 2010 г. № 236-ФЭ)1 дополнив его статьей «Внутрихозяйственный финансовый контроль» в следующей редакции:

1. Внутрихозяйственный финансовый контроль — один из видов-негосударственного финансового контроля. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется по инициативе руководителя хозяйствующего субъекта и направлен на подтверждение законности проводимых хозяйственных операций, достоверности бухгалтерской и налоговот отчетности, анализ экономической целесообразности финансово-хозяйственной деятельности' хозяйствующего субъекта, выработку рекомендаций по повышению ее эффективности.

2. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется органами внутрихозяйственного финансового контроля. К органам внутрихозяйственного финансового контроля относятся ревизионная комиссия (ревизор) и специально создаваемые в хозяйствующем субъекте структурные подразделения внутреннего контроля. Образование органов внутрихозяйственного финансового контроля осуществляется в соответствии с решением уполномоченных органов управления хозяйствующего субъекта и является обязательным в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 1, ст. 15- 2010. № 27, ст. 3420- см. также: Федеральный закон РФ от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп. от 30 декабря 2008 г № 307-Ф3) (утрачивает силу с 1 января 2011 г. в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЭ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 33, ч. 1, ст. 3422- 2009. № 1, ст. 15.

3. Органы внутрихозяйственного финансового контроля в хозяйствующем субъекте осуществляют системное, сплошное наблюдение за сохранностью и эффективным использованием всех видов материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Состав, сроки, периодичность контрольных процедур и иная деятельность органов внутрихозяйственного финансового контроля определяются" на основе действующего законодательства, внутренних документов^ хозяйствующего субъекта, правил (стандартов) внутреннего аудита, международных стандартов внутреннего аудита.

4. Внутрихозяйственный финансовый контроль не подменяет внешнего аудита и государственного финансового контроля, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организация' и осуществление внутрихозяйственного финансового контроля в хозяйствующих субъектах способствует осуществлению государственного финансового контроля законности, рациональности и эффективности формирования и использования* государственных (муниципальных) финансовых и материальных ресурсов. Взаимодействие органов внутрихозяйственного финансового контроля с организациями, осуществляющими аудит (внешний аудит), и органами государственного' финансового контроля определяется действующим законодательством и внутренними документами хозяйствующего субъекта.".

6. Аргументирован вывод о необходимости разработки специальных стандартов профессиональной деятельности внутреннего контроля — на основе международных стандартов внутреннего аудита Института внутренних аудиторов или путем прямой ссылки в существующих и вновь принимаемых нормативно-правовых актах на необходимость использования международных стандартов внутреннего аудита.

7. Сделан вывод о целесообразности внесения в действующее законодательство дополнений, устанавливающих обязанность создавать в хозяйствующих субъектах структурные подразделения внутреннего контроля, подотчетные исполнительному органу, с целью комплексного, системного осуществления, всех основных задач и направлений внутреннего контроля, возможности оперативного влияния на хозяйственную деятельность.

Предложено внести в Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп. от 27 декабря2009 г. № Э52-ФЗ)1 следующие изменения:

Дополнить главу ХП «Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества» статьей 85.1 следующего содержания:

Статья 85.1 Структурное подразделение внутрихозяйственного финансового контроля.

1. Для осуществления* контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества создаютсяспециализированные структурные подразделения внутреннего контроля: Образование структурного подразделения внутреннего контроля осуществляется на основе решения? уполномоченных органов управления хозяйствующего субъекта и является обязательным в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

2. Структурное подразделение внутреннего контроля осуществляет системное, сплошное наблюдение за сохранностью и эффективным использованием всех видов материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Состав, сроки, периодичность контрольных процедур и иная деятельность органов внутрихозяйственного финансового контроля определяются на основе действующего законодательства, внутренних документов хозяйствующего субъекта, правил (стандартов) внутреннего аудита, международных стандартов внутреннего аудита.

3. В своей работе руководитель и сотрудники структурного подразделения внутреннего контроля подотчетны исполнительному органу общества, осуществляющему текущее управление деятельностью внутреннего контроля.

4. Взаимодействие органа внутрихозяйственного финансового контроля и аудитора общества определяется действующим законодательством и внутренними документами общества. Взаимодействие органа внутрихозяйственного финансового контроля и ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется действующим законодательством и внутренними документами общества.".

1 См Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996 № 1, ст. 1- 2009. № 52, ч. 1, ст. 6428.

Аналогичные изменения предложено внести и в Фёдеральный закон от 8 февраля 1998 г. № Г4-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с.изм. и доп. от 27 декабря 2009 г. № 352-ФЗ)1, дополнивего статьей 47.1 «Структурное подразделение внутрихозяйственного финансового контроля-«. .

8. Доказывается" необходимость увеличения' степени нормативно-правового регламентированияпроцедур внутрихозяйственного финансового контроля в>коммерческих организациях в связи с постоянным, возрастанием количества лиц, заинтересованных в рационально организованном внутреннем контроле заэффективностью деятельностиуказанных хозяйствующих субъектов, а также в связи с объективной необходимостью использования? внутрихозяйственного финансового контроля как элемента предваритёльного налогового контроля. '. .

Рекомендовано на законодательном уровне закрепить требования к организации внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах, чьи акцищнаходят-ся в свободном обращении на фондовых биржах.

Предложено внести в Федеральныйзакон от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп. от 4 октября 2010 г. № 264-ФЗ)? следующие изменения:. Статью-14 «Допуск, ценных бумаг к торгам: на— фондовой бирже» дополнить абзацем четвертым следующего содержания:

Одним из условий допуска ценных бумаг к торгам на фондовой бирже является создание специального структурного подразделения эмитента, осуществляющего функции внутрихозяйственного финансового контроля (структурно-¦ го подразделения: внутреннего контроля). Деятельность органа, внутрихозяйственного финансового контроля осуществляется на основе действующего законодательства, внутренних документов: хозяйствующего субъекта, правил (стандартов) внутреннего аудита, международных стандартов внутреннего аудита.".

Предлагается* пункт 9 Приложения 1 «Перечень требований^ соблюдение которых является условием включения акций в котировальный список «А».

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 7, ст. 785- 2009. № 52, ч. 1, ст. 6428.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 17, ст. 1918; 2010. № 41, ч. 2, ст. 5193. фондовой биржи" к Положению о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг изложить в следующий редакции1:

Пункт 9. Функции внутреннего контроля в хозяйствующем субъекте должны-быть закреплены за специализированным структурным подразделением внутреннего контроля. Деятельность органа внутрихозяйственного финансового контроля осуществляется на основе действующего законодательства, внутренних документов хозяйствующего субъекта, правил (стандартов) внутреннего аудита, международных стандартов внутреннего аудита. Текущее управление деятельностью структурного подразделения внутреннего контроля" осуществляется исполнительным органом управления обществом и контролируется комитетом по аудиту совета директоров.".

В’аналогичной редакции рекомендовано изложить пункт 6 Приложения 2 «Перечень требований, соблюдение которых является* условием включениям облигаций в котировальный список „А“ фондовой биржи» и пункт 6 Приложения 3 «Перечень требований, соблюдение которых является условием включения акций в котировальные списки „Б“ и „В“ фондовой биржи» к Положению о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг?.

Предложено установить требования к организации и, процедурам внутреннего контроля посредством утверждения Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам РФ Положения об организации внутреннего контроля^ в хозяйствующих субъектах — эмитентах акций и облигаций.

9. Обоснована целесообразность внесения в действующее законодательство дополнений, обязывающих создавать в крупных и средних унитарных предприятиях структурные подразделения внутреннего контроля и закрепляющих основные направления и процедуры контроля законности (в том числе контроль крупных сделок и сделок, в которых имеется заинтересованность, контроль крупных заимствований), а также контроля, эффективности деятель.

1 См.: Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам РФ от 9 октября 2007 г. № 07−102/пз-н «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг» (с изм. и доп. от 26 августа 2010 г. № 10−59пз/н) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. № 8- 2010. № 40. См.: Там же ности (на, основании выполнения программы деятельности унитарного предприятияанализа изменения показателей, входящих в доклад о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, прилагаемый к годовому отчетупоказателей экономической эффективностиконтроля за выполнением поставок для государственных нужд, выполнением государственного заказа).

Внесено предложение дополнить Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изм. И’доп.- от 2 июля 2010 г. № 152-ФЗ)1 статьей, 26.1 «Структурное подразделение внутреннего контроля», а в. статье 26 «Контроль за деятельностью унитарного предприятия» дополнить пункт 2 абзацем вторым следующего содержания:

В унитарном предприятии при штатной численности сотрудников более 15 человек и объемом годовой выручки свыше 10 миллионов рублей руководителем. унитарного предприятия для осуществления контроля за финансово-хозяйственнойдеятельностью создается' специализированное структурное подразделение внутреннего контроля.".

10. Утверждаетсячто контроль эффективности финансовой. деятельности'" бюджетной организации должен предусматривать, в первую очередь контроль" за экономным и рациональным использованием финансовых ресурсов. Но, с учетом специфики бюджетной сферы, в ходе контроля эффективности финансовые показатели деятельности должны рассматриваться во взаимосвязи с достижением социальных целей и задач функционирования учреждения.

Внесено предложение дополнить Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп. от 30 сентября 2010 г. № 245-ФЗ)2 статьей 270.1 «Негосударственный финансовый контроль (контроль, осуществляемый специализированными структурными подразделениями бюджетных учреждений).».

1 См.: Федеральный закон РФ от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изм. и доп. от 2 июля 2010 г. № 152-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 48, ст. 4746- 2010. № 27, ст. 3420.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3823- 2010. № 40, ст. 4971.

Научная и практическая значимость диссертационного исследования. Настоящая работа вносит определенный вклад в теорию финансово-правового регулирования отношений в сфере: внутрихозяйственного финансового контроля: ¦,.

Полученные данные могут быть использованы в дальнейших научных разработках повопросам изучения, правовой природыг внутрихозяйственного', финансового контроля.

Разработанные предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования отношений в сфере внутрихозяйственного финансового контроля^ сформулированные теоретические обоснования и выводы могут быть использованы при подготовке учебно-методической и иной литературы по вопросам? правового? регулирования5 внутрихозяйственного финансового контроля" в хозяйствующих субъектах различных организационно-правовых форм, а также по финансовому праву. .

Апробация результатов исследования осуществлялась в различных формахРабота обсуждена и одобрена на кафедре финансового, банковского и таможенного праваГОУВПО «Саратовская государственная академия права», апробирована при чтении: лекций и проведении семинарских занятий в НОУ ВПО «Институт экономики и предпринимательства» (г. Москва) — результаты-исследования докладывались на> научных конференцияхотражены в научных публикациях, в том числе в ведущих рецёнзируемых научных журналах, рекомендованных ВАК МинобразованияРоссии.

Структурадиссертации обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введениятрех глав, включающих в себя десять параграфов, заключения, библиографического списка использованных источников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В исследовании рассмотрены вопросы финансово-правового регулирования отношений в сфере внутрихозяйственного финансового контроля. На основании анализа теоретических основ финансового контроля сделан вывод, что" внутрихозяйственный финансовый контроль, как и внешний аудит, представляет собой значимый самостоятельный вид негосударственного финансового контроля. Специфической особенностью внутреннего контроля является его организация по инициативе руководителя хозяйствующего субъекта (с учетом требований действующего законодательства).

Несмотря на то, что внутрихозяйственный финансовый контроль выступает негосударственным видом контроля и осуществляется4 в отношении финансов хозяйствующего субъекта, это не исключает его финансово-правового регулирования. В исследовании обосновываются возможность и необходимость^ регулирования внутреннего контроля нормами финансового права в той частив которой он касается хозяйственных операций хозяйствующих субъектов, сопряженных с образованием, использованием и" распределением государственных и муниципальных финансов, либо выполнением публичных (социально* значимых) функций. В частности, это касается-отношений, связанных с уплатой в бюджет налоговых платежей, в которых участвует каждый хозяйствующий субъект (причем, размер уплачиваемых налогов зависит в том числе от законности проводимых операций, достоверности ведения бухгалтерского учета). Кроме того, часть хозяйствующих субъектов (особенно унитарные предприятия, бюджетные учреждения, государственные корпорации)" вовлечена не только в образование, но и в распределение и использование государственных финансовых ресурсов.

Руководство хозяйствующего субъекта, организуя внутрихозяйственный контроль в своих целях, заинтересовано в том числе и в предотвращении нарушений налогового законодательства, нецелевого расходования получаемых бюджетных средств. А возможность финансово-правового регулирования внутрихозяйственного финансового контроля обусловливает взаимодействие различных видов контроля (государственного, внутрихозяйственного, внешнего аудита).. .. .

Степень, участия, хозяйствующего субъекта в общественных отношениях, связанных с образованием, распределением и использованием денежных' фондов (финансовых ресурсов) государства в определенной мере определяется его организационно-правовой формой. Поскольку все хозяйствующие субъекты вовлечены в отношения по уплате налогов, го финансово-правовое регулирование внутрихозяйственного контролявсей совокупности хозяйствующихсубъектов связано преимущественно с законностью ифинансовой дисциплиной. В случае же с государственными, и муниципальными, унитарнымишредприятиями, 1 бюджетными.учреждениямигосударственными.корпорациямине менее значимым: становится. финансово-правовое регулирование внутреннего контроля за целесообразностью хозяйственных операций, эффективностью использования получаемых финансовых ресурсов;

В част ности, особенно актуальной является регламентация таких направлений и процедур внутреннего контроля на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, как контрольна сохранностью имущества-, крупными, сделками, сделкамив г которых имеетсязаинтересованность руководства предприятияза заимствованиями, за ценами закупок: и продаж. В бюджетных учреждениях особо необходима регламентация^ внутреннего контроля за правильным и экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением. Кроме того, применение программно-целевого подхода к организацииработы, основных, отраслей социальной сферы предполагает наличие определенных нормативных или плановых показателей, что обусловливает возможность контроля за эффективностью деятельности бюджетных учреждений и закрепления соответствующих процедур в стандартах внутреннего контроля бюджетных учреждений.

Однако, несмотря на значимость и наличие специфических особенностей внутрихозяйственного финансового контроля за деятельностью государственных и муниципальных унитарных предприятий и бюджетных учреждений, его финансово-правовое регулирование является недостаточным. Проведенный анализ позволил сформулировать следующие основные проблемы правового регулирования^ отношений в сфере внутрихозяйственного финансового контроля:

1: Понятие и содержание внутрихозяйственного финансового контроля не закреплено на уровне федеральных законов. V .

2. Отсутствуют профессиональные стандарты, регулирующие организацию и процессы вну треннего контроля (внут реннего аудита).

3. Ревизионные комиссии (единственный орган внутреннего' контроля, обязательность созданиям которого утверждается* законодательством" для. акционерных обществ и ряда обществ с ограниченной ответственностью)' не подог-четны исполнительному органу хозяйствующего субъекта, чтоориентирует на эпизодическую работу (выявление уже совершенных нарушению законодательства) и не позволяет в полной мере решать задачи профилактики и предупреждения нарушений, выявления резервов. ' - .

4- Отсутствуют четкие требования к организации № осуществлению внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах, чьи ценные бумаги обращаютсяна фондовом рынке, что чревато социальными проблемами при банкротстве данных организаций, как и в случае банкротства кредитных учреждений.:

5. Отсутствуют дополнительные требования к организации и процедурам внутрихозяйственного финансового контроля в отношении тех хозяйствующих субъектов, которые в большей степени, чем другие, вовлечены в формирование, использование и распределение государственных (муниципальных) денежных фондов (финансовых ресурсов) — бюджетных учреждений- .государственных и? муниципальных унитарных предпр11ятийгосударственных корпораций.

Совершенствование финансово-правового регулирования отношений в сфере внутрихозяйственного финансового контроля должно быть направлено на. решение указанных проблем. В: исследовании на основании: проведенного1 теоретического анализа, сделанных выводов и с учетом зарубежного опыта разработаны рекомендации по внесению изменений и дополнений в российское законодательство о внутрихозяйственном финансовом контроле.

Предлагается закрепить понятие и содержание внутрихозяйственного финансового контроля на уровне федерального закона путем включения специальной статьи в действующий Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп. от 1 июля-2010 г. № 236-ФЗ)1, что позволит создать правовую базу регулирования внутрихозяйственного финансового контроля на уровне федерального закона. В" указанном нормативном ^ правовом акте необходимо указать на внутрихозяйственный (внутренний) финансовый контроль как особый вид негосударственного финансового контролядать определение внутреннему контролюуказать его цели и содержание деятельностиуточнить место в общей системе финансового контроляобозначить основные принципы, отличительные особенности.

В связи с отсутствием профессиональных стандартов, регулирующих организацию и процессы внутреннего контроля (внутреннего аудита) — предлагается разработать специальные стандарты профессиональной деятельности внутреннего аудита на основе международных стандартов внутреннего аудита Института внутренних аудиторов или путем прямой ссылки в федеральном законодательстве указать на необходимость их использования в существующих и вновь принимаемых нормативно-правовых актах. Также для ускорения процессов стандартизации внутреннего финансового контроля обоснована необходимость разработки типового Положения о службе внутреннего контроля (рекомендательного характера). В Положении о службе внутреннего контроля должны быть раскрыты общие положения и порядок образования, обозначены задачи и функции, права и ответственность, сформулированы требования к профессиональным качествам сотрудников, отражено их правовое положение и взаимодействие с органами управления, другими структурными подразделениями, организациями внешнего аудита и государственного контроля.

В целях предотвращения ситуации, когда ревизионные комиссии создаются формально и не в состоянии выполнить функции и задачи, присущие по.

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 1, ст. 15- 2010. № 27, ст. 3420- см. также: Федеральный закон РФ от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп. от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3) (утрачивает силу с 1 января 2011 г. в связи с принятием Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЭ) // Собр законодательства Рос Федерации. 2001. № 33, ч. 1, ст. 3422- 2009. № 1, ст. 15. нятию внутреннего контроля, рекомендовано внесение изменений и дополнений в Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп. от 27 декабря 2009 г. № Э52-ФЗ)1 и Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (с изм. и доп. № Э52-ФЗ от 27 декабря 2009 г.)2, предусматривающие возможность создания органов внутрихозяйственного финансового-контроля в форме структурных подразделений хозяйствующего субъекта, подотчетных исполнительному органу, что позволит охватить все основные направления и задачи контрольной деятельности с возможностью оперативного влияния на хозяйственные процессы.

Рекомендовано установить дополнительные требования к организации и осуществлению внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах, чьи ценные бумаги обращаются' на фондовом рынке, на основании зарубежного опыта и с использованием положительного опыта финансово-правового регулирования' в отечественном банковском секторе. Необходимо внести-в федеральное законодательство о ценных бумагах требование об обязательном создании специализированных структурных подразделений внутрихозяйственного финансового контроля во всех хозяйствующих субъектах, чьи ценные бумаги являются объектом обращения" на фондовых биржах. Требованиям организации и процедурам внутреннего контроля"в указанных хозяйствующих субъектах предлагается установить посредством утверждения, постановлением Федеральной службы по финансовым рынкам. Положения «Об организации внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах -— эмитентах акций и облигаций».

Рекомендовано внесение дополнений в Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприо ятиях» (с изм. и доп. от 2 июля 2010 г. № 152-ФЗ) и в Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изм. и доп. от 30 сентября 2010 г. № 245-ФЗ)4, обя.

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 1, ст. 1- 2009. № 52, ч. 1, ст. 6428.

2 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 7, ст. 785- 2009. № 52, ч. 1, ст. 6428.

3 См.: Федеральный закон РФ от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изм. и доп. от 2 июля 2010 г. № 152-ФЗ) II Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 48, ст. 4746- 2010. № 27, ст. 3420.

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3823- 2010. № 40, ст. 4971. зывающих создавать в крупных и средних унитарных предприятиях структурные подразделения внутреннего контроля и закрепляющих основные направления и процедуры контроля как за законностью, так и за эффективностью деятельности унитарных предприятий, а также устанавливающих критерии, в соответствии с которыми создание специализированного подразделения внутреннего контроля является обязательным. Указанные требования к организации внутрихозяйственного контроля на унитарных предприятиях и в бюджетных учреждениях предлагается распространить на все организации, претендующие на получение финансовых ресурсов, в том числе и на государственные корпорации.

Внесение рекомендованных изменений и дополнений в действующее российское законодательство будет способствовать совершенствованию финансово-правового регулирования отношений в сфере внутрихозяйственного финансового контроля, созданию предпосылок для более эффективного взаимодействия различных видов государственного и негосударственного финансового контроля, стандартизации общей системы финансового контроля, усилению ее предупредительно-профилактических функций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты
  2. Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. и доп. от 27 декабря-2009 г. № 352-Ф3)7/ Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 32, ст. 3301- 2009. № 52, ч. 1, ст. 6428.
  3. Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ'(с изм. и доп. от 30 сентября 2010 г. № 245-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № ЗТ, ст. 3823- 2010. № 40, ст. 4971.
  4. Налоговый кодекс РФ. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с изм. и доп. от 28 сентября'2010 г. № 243-Ф3) // Собр. законодательства*Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3824- 2010. № 40, ст. 4969.
  5. Налоговый кодекс РФ. Часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. И' доп. от 28 сентября 2010 г. № 243-Ф3) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 32, ст. 3340- 2010. № 40, ст. 4969:
  6. Федеральный закон РФ от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (с изм. и доп. от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЭ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995: № 33, ст. 3340- 2009. № 1, ст. 17.
  7. Федеральный закон РФ от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп. от 27 декабря 2009 г. № 352-Ф3) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 1, ст. 1- 2009. № 52, ч. 1, ст. 6428.
  8. Федеральный закон РФ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп. от 22 июля 2010 г. № 164-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 145- 2010. № 30, ст. 3995.
  9. Федеральный закон РФ от 22 апреля 1996 г. № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп. от 4 октября 2010 г. № 264-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 17, ст. 1918- 2010. № 41, ч. 2, ст. 5193.
  10. Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (с изм. и доп. от 28 сентября 2010 г. № 243-ФЭ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 48, ст. 5369- 2010. № 40, ст. 4969.
  11. Федеральный закон РФ от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О'государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (с изм: и доп. от 2 июля 2010 г. № 152-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 48, ст. 4746- 2010. № 27, ст. 3420.
  12. Федеральный закон РФ от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (с изм. и доп. от 18 октября 2007 г. № 270-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 45, ст. 4626- 2007. № 43, ст. 5084.
  13. Федеральный закон РФ от 17 мая 2007 г. № 82-ФЗ «О Банке развития» (с изм. и доп. от 25 декабря 2009 г. № 340-Ф3) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 22, ст. 2562- 2009. № 52, ч. 2, ст. 6416.
  14. Федеральный закон РФ от 19 июля 2007 г. № 139-Ф3 «О Российской корпорации нанотехнологий» (с изм. и доп. от 31 мая 2010 г. № 107-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 30, ст. 3753- 2010. № 23, ст. 2789.
  15. Федеральный закон РФ от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (с изм. и доп. от 9 марта 2010 г. № 25-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 30, ст. 3799- 2010. № 11, ст. 1174.
  16. Федеральный закон РФ от 23 ноября 2007 г. № 270-ФЗ «О государственной корпорации „Ростехнологии“» (с изм. и доп. от 7 мая 2009 г. № 88-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 48, ч. 2, ст. 5814- 2009. № 19, ст. 2278.
  17. Федеральный закон. РФ от 1 декабря 2007 г. № 317-Ф3 «О государственной корпорации по атомной энергии „Росатом“» (с изм. и доп. от 31'мая2010 г. № 107-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 49, ст.6078- 2010. №"23, ст. 2789.
  18. Федеральный закон* РФ от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» (с изм. и доп. от 1 июля 2010 г. № 236-Ф3) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 1, ст. 15- 2010. № 27, ст. 3420.
  19. Правило (стандарт) № 16 «Аудиторская выборка»: введено постановлением Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 532 (с изм. и доп. от 2 августа 2010 г. №-586)7/ Собр- законодательства Рос. Федерации. 2004. № 42, ст. 4123- 2010. № 32, ст. 4327.
  20. Стандарт финансового контроля СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств»: утвержден решением коллегии Счетной палаты РФ от 9 июня 2009 г. // Государственный аудит. Право. Экономика. 2009. № 2.
  21. Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. № 872 «О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 52, ст. 6456.
  22. Положение Банка России от 16 декабря 2003 г. № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и- банковских, группах» (с изм. и доп. от 5 марта 2009 г. № 2194-У) // Вестник Банка России. 2004. № 7- 2009. 1 апр.
  23. Приказ Министерства финансов РФ от 30 декабря 2008 г. № 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» (с изм. и доп. от 30 декабря 2009 г. № 152н) // Российская газета. 2009. 6 марта- 2010. 19 февр.
  24. Распоряжение Федеральной- комиссии по рынку ценных бумаг от 4 апреля 2002 г. № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» (вместе с «Кодексом корпоративного поведения» от 5 апреля 2002 г.) // Вестник ФКЦБ России. 2002. №<4.
  25. Письмо Центрального банка РФ от 10 июля 2001 г. №"87-Т «О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору» «Система внутреннего контроля в банках: основы организации» (неофициальный перевод). // Вестник Банка России. 2002. № 44−45.
  26. Лимская декларация руководящих принципов контроля. Принята IX, Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г. // Контроллинг. 1991. № 1. С. 56−65.
  27. Модельный закон «О государственном финансовом контроле» // Информационный бюллетень. Межпарламентская ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 2005. № 35, ч. 2. С. 183—195.
  28. Монографии, учебники, учебные пособия
  29. Актуальные проблемы финансового права: сборник научных статей / под ред. Е. В. Покачаловой. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2003. 184 с.
  30. Анализ хозяйственной деятельности бюджетной организации / под ред. Д. А. Панкова, Е. А. Головковой. М.: Новое знание, 2002. 408 с.
  31. В.Д. Внутренний аудит. М.: Финансы и статистика, 2003.462 с.
  32. Е.М. Правовые основы бухгалтерского, налогового и бюджетного учета. М.: Юриспруденция, 2007. 107 с.
  33. Белобжецкий И. А'. Финансовый контроль и новый хозяйственный механизм. М.: Финансы и статистика, 1989. 255 с.
  34. Н.Т. Теория финансово-хозяйственного контроля. Киев, 1990.279 с.
  35. КС. и др. Финансовое право / под ред. C.B. Запольского. М.: ЭКСМО, 2006. 640 с.
  36. П.Н., Брызгалин A.B., Грачева Е. Ю. и др. Финансовое право Российской Федерации / отв.ред. М. В. Карасева. М.: Юрист, 2002. 574 с.
  37. И.Н., Хахопова H.H. Аудит. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 602 с.
  38. A.M., Голощапов H.A. Внутренний аудит. М.: Экзамен, 1999. 192 с.
  39. Н.Д. Контроль и ревизия / под ред. М. В. Мельник. М.: ИНФРА-М, 2007. 344 с.
  40. Булгакова JI. K Аудит в России: механизм правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2005. 241 с.
  41. В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. М.: Экзамен, 2000:320 с.
  42. С.М., Итыгилова Е. Ю. Международные стандарты аудита. М.: Проспект, 2008. 412 с.
  43. Л.Г. Финансовое право. М.: Юстицинформ, 2007. 376 с.
  44. H.A., Соколов A.A. Контроль и ревизия. М.: Альфа-пресс, 2007. 282 с.
  45. О.Н., Грачева Е. Ю. и др. Финансовое право / отв. ред. Е. Ю. Грачева, Г. П. Толстопятенко. М.: Велби, Проспект, 2006. 536 с.
  46. Государственное управление: основы теории и организации / под ред. В. А. Кобзаненко. М.: Статут, 2000.
  47. Е.Ю., Толстопятенко Г. П., Рыжова И. А. Финансовый контроль. М.: Камерон, 2004. 272 с.
  48. М.Е. Международные стандарты аудита. М.: Риор, 2006.104 с.
  49. Ю.А., Мезенцева Т. М. Финансовый контроль в отраслях народного хозяйства при различных формах собственности. М.: Финансы и статистика, 1992. 136 с.
  50. E.H., Абарникова В. Е., Шипков JI.K. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях. Минск: Интерпресссервис- Экоперспектива, 2003. 336 с.
  51. A.A. Финансовое право. М.: ЭКСМО, 2006. 288 с.
  52. . Т. Российские и международные стандарты аудиторской деятельности: классификация, сравнительная оценка, рекомендации по применению. М.: КноРус, 2008. 394 с.
  53. А.П., Ахмедов Ф. Н. Финансовый контроль. М.: РУДН, 2000.124 с.
  54. C.B., Вашкевич Н. Ю. Финансовое право. СПб.: Питер, 2006. 224 с.
  55. Д. Финансовый контроль / пер. с англ. М.: Финансы и статистика, 1998. 256 с.
  56. Н.П. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. М.: Проспект, 2002. 228 с.
  57. Н.М. Административное право России. М.: Проспект, 2006.447 с.
  58. Н.М., Журик В. В., Петров М. П. Административное право Российской Федерации / под ред. Н. М. Конина. М.: Норма, 2005. 479 с.
  59. Е.А. Контроль в системе управления социалистическим производством. М.: Экономика, 1982. 214 с.
  60. Г. В. Внутренний контроль и аудит. М.: Финансовая академия, 2000. 88 с.
  61. А.К. Внутренний аудит. М.: Дело и сервис, 2001. 112 с.
  62. М.Л., Фельдман И. А. Бухгалтерский учет. М.: Высшее образование, 2005. 443 с.
  63. В.М. Административное право России. Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2010. 266 с.
  64. ИЛ. Контроль и ревизия. М.: МЭФИ, 2004. 410 с.
  65. Н.Л., Веселова Т. Н. Практика контроля и ревизии. М.: Кнорус, 2005. 352 с.
  66. М.В., Пантелеев A.C., Звездин А. Л. Ревизия и контроль. М.: ФБК-пресс, 2005. 520 с.
  67. Т.В. Аудит. М.: КноРус, 2007. 247 с.
  68. C.B. Международные стандарты аудита. М.: Экономист, 2003. 158 с.
  69. С.Г., Ялбулганов A.A. Правовые основы аудита. М., 1999.165 с.
  70. Правовые основы финансового контроля в Российской Федерации / сост. Е. В. Покачалова, В. В. Попов, H.H. Пастушенко, Д.А. Смирнов- под ред. E.1I. Химичевой. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2000.204 с... .
  71. H.A. Внутренний' аудит, контроль иревизия. М.: Налог-инфо, Статус-кво-97, 2006. 292 с.
  72. В.М., Шлей пиков В.И. Финансовый контроль. М.: ФБК-пресс, 2002. 320 с.
  73. В. Ф., Стартов Ю. Н. Административное право. М.: Норма, 2009: 926 с.
  74. Румянцев Е. В, Финансовый коптроль. М.: Дело и сервис- 20 031 144 с.
  75. Х.Дж. Анализ и управление в государственных организациях / пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2004. 401 с. .103- Рябухин С. Н., Климантов б".^. Аудит, эффективности-государственного сектора экономики. М: Триада, 2005. 255 с. ' .
  76. GohuwA.M. Внутренний^ аудит: современный: подход. М.: Финансы-и статистика-, 2007. 64'с.105- Сотпикова Л. В. Внутренний аудит и контроль. М.: Финстатинформ^ 2000.239с.
  77. С.В., Столяров Н. С., Шохинv C.O., Жуков В A. Государ-, ственный финансовый контроль. СПб.: Питер, 2004. 556 с.
  78. Е.В. Негосударственный финансовый- контроль. М.: Изд-во МГУ, 2006. 152 с.
  79. Федеральные и региональные аспекты финансового права- тезисы выступлений на круглом столе / под ред. Е. В: Покачаловой. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права" — 2004. 120 с.
  80. Финансовое право / отв. ред. Н. И. Химичева. М.: Юрист, 2005.749 с.
  81. Финансовое право зарубежных стран: исследования, рефераты, законодательные акты / ред. А. Н. Козырин, A.A. Ялбулганов, Ю. А. Афанасьева. М.: Готика, 2005. 442 с.
  82. Финансовое, право России: актуальные проблемы / под ред. A.A. Ялбулганова. М.: Academia, 2007. 288 с.
  83. Финансовое право: федеральный и региональный аспекты / отв. ред. Н. И. Химичева. Ml: Статут, 2001. 687 с.: г
  84. А.Д., Сущ В.П. Аудит. М.: Ипфра-М, 2003. 410 с.
  85. С. О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации. М.: Финансы и статистика. 1999. 352 с.
  86. Экономика / под ред. A.C. Булатова. М.: Юрист, 2001. 896 с. 1. Сгатьи
  87. Н., Беликов В. Проблемы создания комитета по аудиту в российских компаниях//Бизнес-панорама. 2001. Сентябрь.
  88. Бурцев В В. Внутренний аудит компании: вопросы организации- и управления//Финансовый менеджмент. 2003. № 4. С. 12−181
  89. Т.Е., Черемшанов С. В. Исследование методологии финансового контроля // Аудит и финансовый анализ. 2004. № 3.
  90. A.A. Контроль хозяйственной деятельности на промышленных предприятиях // Бухгалтерский учет. 2007. № 24. С. 69−72.
  91. A.M. Внутренний контроль и внутренний аудит в организации: разграничение компетенции // Аудиторские ведомости- 2007. № 1- С. 33−39:
  92. М. Роль и обязанности аудитора в США // Бухгалтерский учет. 1993. № 12. С. 13−16.
  93. Е.Ю. Государственный финансовый контроль как важнейший инструмент обеспечения? публичных интересов в условиях рынка // Lex ' Russica. 2006. № 6. С. 1056−1068.
  94. Е.Ю. Правовая форма финансового контроля // Финансовое право. 2003. № 3. С. 3−6. '
  95. Грачева Е. Ю:. Финансовый- контроль — подотрасль финансового права // Финансовое право. 2002. № 2. С. 57−63.,, .
  96. Ю.А., Овсянников JI.1I. Финансовый контроль в обновленном бюджетном процессе // Финансы. 2006. № 5. С. 69—73.
  97. Данилевский Ю.А.,. Овсянников ЛШ: Финансовый контроль: основные направления развития // Бухгалтерский учет. 2004. № 24.
  98. Долгополова Е А. Основные тенденции развития системы государственного финансового контроля в России в период 1985—2005 годов // Административное право и процесс. 2007. № 5. С. 29- 30.
  99. Д.Е. Проблемы, финансово-правового регулирования внутреннего аудита//Государство и право. 2004. № 5. С. 102—105.
  100. Ю.Н. Проверка изнутри: Место внутреннего контроля в? системе управления // Российское предпринимательство. 2008. № 3. С. 115—119.
  101. Е.А. Разработка? системы внутреннего контроля- за составлением? финансовой отчетности в коммерческой организации // Экономика и эффективность организации производства: сборник-научных трудов. Брянск:' БГИТА, 2006. Вып. 6. С. 39−41.
  102. Т. Внебюджетная деятельность бюджетного учреждения: внутренний- контроль налогообложения // Проблемы? теории- и практики управления- 2007. № 12. С. 53−59:
  103. Крохина.Ю.А: Государственный- долг Российской- Федерации в- условиях финансового кризиса: вопросы аудита эффективности // Финансы и право. 2010. № 3. С. 17−20. ' •
  104. Ю.Ю., Максимов /0.//. Аудиторская практика в государственном секторе и государственный контроль // Финансы- 2007. № ГГ. С. 58−61.
  105. В.А. Ведомственный контроль: состояние и перспективы // Финансы. 2005. № 3. С. 46−48.
  106. О.В. Эффективность бюджетного контроля в Россин и за рубежом//Финансы и кредит. 2007. № 32. С. 83−87.
  107. Л.Н. Государственный финансовый контроль: подходы к стандартизации // Финансы. 2007. № 2. С. 52−55.
  108. СаеанинА.Е. Аудит эффективности использования государственных финансовых ресурсов — современный механизм финансового контроля // Финансы и кредит. 2006. № 10. С. 30−37.
  109. А.Е. Развитие сферы государственного финансового контроля в условиях рыночных отношений // Финансы и кредит. 2006. № 8. С. 24−28.
  110. А.Н. Аудит эффективности в государственном финансовом контроле // Финансы. 2004. № 9. С. 54−55.
  111. Т.Е. Основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации // Финансы и кредит.2007. № 35. С. 47−53.
  112. У руководителя предприятия есть только один инструмент и один метод контроля деятельности: инструмент — это программное обеспечение, а метод — финансовый контроль интервью с В. Р. Ястрежембским. // Управление персоналом. 2005. № 7. С. 8—17.
  113. И.Н. Внутренний контроль участников рынка ценных бумаг: состояние, проблемы, финансовая оценка качества // Финансы и кредит.2008. № 16. С. 22−27.
  114. В.Ю. Проблемы правового регулирования финансового контроля в Российской Федерации // Юридический мир. 2006. № 5. С. 40-^42.
  115. A.A. О правовом регулировании государственного финансового контроля // Юрист. 1999. № 2. С. 16−18.
  116. A.A. Финансовый контроль как правовой институт: основные этапы развития // Правоведение. 2000. № 3. С. 84−91.
  117. Диссертации и авторефераты диссертаций
  118. Р.Н. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2009. 27 с.
  119. Л.Л. Фипансово-правовое регулирование обязатслыюго аудита в Российской-Федерации: дис.. канд. юрид- наук. М-, 2006.196 с. .•¦"¦'.
  120. Е.М. Финансово-правовые аспекты учетных систем Российской Федерации: дис. д-ра юрид. наук. М., 2005. 387 с.
  121. Е.Н. Формирование эффективного государственного финансового контроля в условиях рыночной экономики: дис... канд. эконом, наук. М., 2003. 132 с. ¦'.•'¦'¦.'¦¦'.'.''»:'.
  122. Е.Н. Формированиеэффективного государственного финансового^контроля-в условиях рыночной экономики: дис.. канд- эконом, наук. М, 2003. 132 с.. .:: /
  123. Быт-Шабо И. В. Ъюлжетиыо, учреждения как субъекты финансового права: дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2004. 189 с.
  124. М.В. Участники лизинговой деятельности как субъекты налоговых правоотношений: автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2010. 34 с.
  125. В.И. Правовые и криминалистические аспекты использо- . вания ревизий, и иных проверок при выявлении и расследовании преступленийв сфере экономической деятельности: дис.. канд. юрид- наук. Саратов, 2009. 300 с.¦ ' ¦' ' ¦ ' !¦ ¦ ' •. ¦ ¦ ¦ ' I
  126. Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля: дис.. д-ра юрид. наук. М., 2000. 378 с.
  127. E.H. Государственное регулирование предпринимательской деятельности (правовые средства перераспределения доходов): дис.. канд. юрид. наук. М., 1997. 207 с.
  128. А.Н. Аудиторский финансовый контроль в Российской Федерации: дис.. канд. юрид. наук. Самара, 2005. 222 с.
  129. В.М. Правовое регулирование деятельности некоммерческих организаций в.Российской Федерации (административный и финансовый аспекты): дис. канд. юрид. наук. М., 2007. 192 с.
  130. М.В. Финансовое правоотношение: дис.. д-ра юрид. наук. Воронеж, 1998. 304 с.
  131. Д.Е. Финансово-правовое регулирование внутреннего аудита в хозяйствующих субъектах: дис. канд. юрид. наук. М., 2004'. 207 с.
  132. В.В. Правовая концепция интегрированной системы негосударственного финансового контроля: автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2010.40 с.
  133. Левкин Е. В: Правовое регулирование финансового надзора за деятельностью участников рынка ценных бумаг: дис. канд. юрид. наук. М., 2007. 171 с.
  134. М.Н. Правовое регулирование административно-финансовых отношений в условиях реформирования предприятий оборонно-промышленного комплекса: на примере ракетно-космической отрасли: дис.. канд. юрид. наук. М., 2005. 209 с.
  135. Т.Г. Финансовая деятельность как предмет финансово-правового регулирования в Российской Федерации: дис.. канд. юрид. наук. М., 2008. 236 с.
  136. В.В. Правовое регулирование формирования и использования капитальных вложений государственных и муниципальных унитарных предприятий: автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2008. 22 с.
  137. В.Ф. Теоретические проблемы ответственности за нарушения бюджетного законодательства (финансово-правовой аспект): автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2006. 27 с.
  138. В.Ф. Теоретические проблемы ответственности за нарушения бюджетного законодательства (финансово-правовой аспект): автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2006. 27 с.
  139. Л.Н. Проблемы регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации: дис. канд. юрид. наук. М., 2000. 282 с.
  140. КВ. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг: дис. канд. юрид. наук. М., 2001″. 174 с.
  141. Е.О. Правовые основы бюджета и бюджетного процесса * Европейского союза: автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2010. 30 с.
  142. Е.В. Публичный долг. Теоретические и практические аспекты российского финансового права: автореф. дис.. д-ра юрид. наук. Саратов, 2007. 66 с.
  143. A.C. Финансово-правовые аспекты аудиторской деятельности: автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2006. 26 с.
  144. Г. Ф. Финансово-правовое регулирование предпринимательской^ деятельности в Российской Федерации: дис. д-ра юрид. наук. М., 2004. 552 с.
  145. Е.И. Правовые основы финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений здравоохранения в Российской Федерации: автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2008. 229 с.
  146. Т.А. Регулирование инвестиционной деятельности: Финансово правовой аспект: дис. канд. юрид. наук. Саратов, 2002. 210 с.
  147. Т.Ю. Концептуальные модели сквозного внутреннегооконтроля: автореф. дис.. канд. эконом, наук. Йошкар-Ола, 2010. 46 с.
  148. H.A. Государственное регулирование аудиторской деятельности: дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2004. 152 с.
  149. В.В. Формирование системы аудита эффективности использования бюджетных средств: автореф. дис.. канд. эконом, наук. Орел, 2006. 24 с.
  150. Д.М. Государственные корпорации как субъекты финансовых правоотношений: автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2010. 23 с.
  151. О.В. Финансовый контроль в сфере рынка ценных бумаг (финансово-правовой аспект): автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 2009. 26 с.
  152. Е.В. Финансово-правовые аспекты негосударственного финансового контроля в Российской Федерации: дис.. канд. юрид. наук. М., 2007. 208 с.
Заполнить форму текущей работой