Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Государственное управление в области охраны и защиты прав несовершеннолетних: административно-правовой аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Искоренение административных правонарушений — важная государственная задача. В исследовании рассматривается административная ответственность несовершеннолетних правонарушителей, делается попытка вычленить особенности этой категории на фоне других субъектов административной ответственностиболее детально рассмотреть личность несовершеннолетнего правонарушителя. Особое внимание уделяется вопросу… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    • 1. 1. Понятие правового статуса несовершеннолетних
    • 1. 2. Международно-правовые акты и законодательство Российской Федерации о правах несовершеннолетних
    • 1. 3. Право ребенка жить и воспитываться в семье: проблемы реализации в современных условиях
  • Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
    • 2. 1. Государственное управление в области охраны и защиты прав несовершеннолетних
    • 2. 2. Органы опеки и попечительства: проблема реформирования в современных условиях
    • 2. 3. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
    • 2. 4. Уполномоченный по правам ребенка Ивановской области
    • 2. 5. Ювенальная юстиция как реальный механизм обеспечения прав несовершеннолетних
  • Глава 3. ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
    • 3. 1. Административная ответственность как вид юридической ответственности
    • 3. 2. Несовершеннолетний правонарушитель как субъект административной ответственности
    • 3. 3. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Государственное управление в области охраны и защиты прав несовершеннолетних: административно-правовой аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В России проблема охраны и защиты прав детей является одной из острейших, привлекая к себе внимание самой широкой общественности. Построение социального правового государства предполагает признание приоритета общечеловеческих ценностей и, прежде всегожизни, здоровья, свободы, достоинства, чести, прав и интересов личности. Согласно статье 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Дети являются одной из наиболее уязвимых как в социальном, так и в правовом отношениях групп населения. В ходе социально-экономических преобразований, проводимых в Российской Федерации, дети оказались самой незащищенной социально-демографической группой населения. Детская безнадзорность и беспризорность в России является одним из факторов угрозы национальной безопасности. Ежегодно увеличивается число родителей, уклоняющихся от воспитания и содержания детей, что приводит к росту числа безнадзорных и беспризорных детей, которые попадают в социально опасную среду, становятся жертвами преступлений, вовлекаются в преступную деятельность. Нередко уклонение родителей или лиц, их заменяющих, от воспитания и содержания детей сопровождается применением к ним насилия и жестокого обращения.

Более десяти лет в Российской Федерации идет поиск оптимальной модели, которая могла бы обеспечить благоприятные условия для жизни и развития несовершеннолетних, защиты их прав. В 1990 году нашей страной ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка. Однако до сих пор наше законодательство во многом противоречит международным правовым актам и не решает проблем, порождаемых межведомственной раздробленностью, отсутствием целевых источников финансирования, системы государственного управления и контроля за исполнением законодательных и нормативных актов, обеспечивающих защиту прав детей.

В систему органов, призванных защищать права несовершеннолетних, входят органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченный по правам ребенка, суд, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы внутренних дел, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, а также другие органы, учреждения и общественные объединения, деятельность которых направлена на защиту прав несовершеннолетних. У всех указанных органов есть один общий недостаток: они, как правило, разобщены в своей деятельности и, следовательно, не могут обеспечить комплексное решение проблемы. Не все специалисты, работающие там, имеют необходимую профессиональную подготовку, в том числе в области социальной, педагогической, психологической работы с детьми.

Еще в 1999 году Комитет ООН по правам ребенка рекомендовал России создать единый орган, ответственный за всю стратегию, политику и деятельность в области защиты прав детей. До настоящего времени эта рекомендация ООН не реализована.

Неэффективность существующей системы защиты прав детей свидетельствует о том, что систему органов, призванных защищать права несовершеннолетних, нельзя считать полностью сформированной. Очевидна необходимость дальнейших преобразований в организации государственного управления в области охраны прав несовершеннолетних, совершенствования организационно-правовых основ их защиты.

Статьи 2 и 38 Конституции Российской Федерации гарантируют защиту детства со стороны государства. Должна быть создана такая государственная система управления, которая способна реально обеспечить охрану и защиту прав и законных интересов несовершеннолетних.

Все отмеченное свидетельствует о необходимости проведения специальных правовых исследований в рассматриваемой сфере, разработки научных рекомендаций, которые будут способствовать оптимизации государственного управления, обеспечению прав и законных интересов детей.

Охрана и защита прав ребенка — одна из важнейших правовых проблем, решение которой невозможно без совершенствования системы государственного управления в рамках административной реформы.

Все вышесказанное и предопределило выбор темы диссертации и обусловило ее актуальность.

Состояние научной разработанности темы. Проблемы правового положения несовершеннолетних в Российской Федерации, а также обеспечения их прав и законных интересов давно находятся в центре внимания как российских, так и зарубежных ученых. Многие вопросы, касающиеся охраны и защиты прав несовершеннолетних, административной ответственности несовершеннолетних, а также профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних разрабатывались еще дореволюционными учеными.

Автор опирается на материалы научных исследований, отраженные в трудах А. Б. Агапова, А. Н. Алехина, Ю. М. Антонян, Г. В. Атаманчука, А. А. Бакаева, Д. Н. Бахраха, К. С. Вельского, Ю. Ф. Беспалова, А. Г. Бережнова, Е. Б. Бреевой, И. И. Веремеенко, Г. Н. Ветровой, Н. В. Витрука, М. Н. Гернета, Г. Н. Доронина, В. Д. Ермакова, О. В. Зыкова, К. Е. Игошева, А. А. Кармолицкого, Д. А. Кириллова, В. И. Кнорринга, Ю. М. Козлова, Н. И. Крюковой, В. И. Куфаева, А. Н. Литвинова, Н. В. Макарейко, Э. Б. Мельниковой, Г. М. Миньковского, Л. Ю. Михеевой, А. М Нечаевой, Л. Л. Попова, Б. П. Прудникова, Б. В. Российского, О. П. Рыбалкиной, С. Н. Рябухина, С. Л. Сибирякова, Н. Ф. Сморгуновой, В. Д. Сорокина, Ю. Н. Старилова, М. С. Студеникиной, А. Ю. Сунгурова, Ю. А. Тихомирова, Н. Л. Хананашвили, А. П. Шергина, Д. А. Шестакова и других ученых.

Помимо этого в диссертации были использованы исследования зарубежных специалистов: Д. Гомьена (D. Gomien), Дж. Винтера (J. Winter), Д.Дж. Харриса (D.J. Harris), в которых затрагивались вопросы, связанные с защитой прав несовершеннолетних.

Между тем комплексного и целенаправленного исследования проблемы управления в области охраны и защиты прав несовершеннолетних, в том числе вопросов, касающихся совершенствования деятельности органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченного по правам ребенка, ранее не проводилось.

Объект исследования — правовые отношения по государственному управлению в области охраны и защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации.

Предметом исследования служат понятия и принципы, характеризующие содержание государственного управления в области охраны и защиты прав несовершеннолетних, его правовые и организационные основы, нормативно-правовое регулирование.

Целями и задачами исследования являются комплексный анализ правовых основ управления в сфере обеспечения реализации прав несовершеннолетнихразработка рекомендаций по оптимизации системы охраны и защиты прав несовершеннолетних, реформированию органов, осуществляющих такое управление, а также по совершенствованию административно-правовой ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.

В соответствии с этими целями решались следующие задачи:

• рассмотрение административно-правового статуса личности как важнейшей органической части общего правового статуса;

• изучение норм действующего российского законодательства, определяющих правовой статус несовершеннолетних и регламентирующих вопросы обеспечения, охраны и защиты их прав и законных интересов;

• анализ международно-правовых основ охраны и защиты прав несовершеннолетних;

• сравнительно-правовой анализ российского законодательства и международно-правовых стандартов;

• исследование правовых гарантий охраны и защиты личных прав несовершеннолетних, а также изучение проблем совершенствования государственного управления в области охраны и защиты прав несовершеннолетних в современных условиях;

• выявление пробелов и недостатков в законодательстве и правоприменительной деятельности, снижающих уровень правовой защищенности несовершеннолетних;

• формулирование конкретных предложений по совершенствованию системы управления в области опеки и попечительства, правовой защиты несовершеннолетних, профилактики правонарушений среди них;

• выработка рекомендаций по совершенствованию российского законодательства в рассматриваемой области.

Методологическая база исследования. При проведении исследования диссертантом применялись общенаучные и специальные методы исследования правовых явлений. В работе широко использовались исторический, социологический, системный, статистический, а также технико-юридический, сравнительно-правовой и другие научные методы.

Теоретической основой исследования послужили фундаментальные труды видных ученых-правоведов Ю. Е. Аврутина, А. П. Алехина, Д. Н. Бахраха, И. И. Бекетова, А. А. Кармолицкого, И. Ш. Килясханова. Ю. М. Козлова, А. П. Коренева, В. В. Лазарева, Л. Л. Попова, Н. Г. Салищевой, В. Д. Сорокина, М. С. Студеникиной, Ю. А. Тихомирова, А. П. Шергина, В. А. Юсупова, А. Ю. Якимова и др. Диссертант использует положения общей теории права, конституционного, административного, международного, а также гражданского, семейного, уголовного права и других отраслей юридической науки, опирается на работы российских и зарубежных ученых, занимающихся проблемами охраны и защиты прав несовершеннолетних, опеки и попечительства.

Нормативную основу исследования образуют международно-правовые документы, законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в частности Ивановской области, нормативные акты советского периода, касающиеся исследуемой проблемы.

Эмпирическую базу исследования составляет практика органов государственной власти и местного самоуправления Ивановской области по организации опеки и попечительства, профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Научная новизна исследования заключается в самой постановке проблемы, в целях и задачах исследования. Диссертация является одним из первых в юридической науке комплексных монографических исследований государственного управления в области охраны и защиты прав несовершеннолетних. В ней проблемы реализации, охраны и защиты прав несовершеннолетних рассматриваются с позиции реформирования системы государственного управления.

Автор намечает пути совершенствования организационно-правовых основ системы защиты прав несовершеннолетних, определяет направления реформирования организации управления в области охраны и реализации этих прав, формулирует предложения по совершенствованию российского законодательства.

В диссертации содержатся предложения о реорганизации органов опеки и попечительства, укреплению правового статуса и роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Российской Федерации, закреплению статуса Уполномоченного по правам ребенка на федеральном уровне и учреждению в Российской Федерации системы специализированного правосудия для несовершеннолетних, в частности, созданию системы специализированного правосудия по делам несовершеннолетних (ювенальной юстиции).

Диссертантом разработаны рекомендации по совершенствованию законодательства, ориентированные на международные стандарты в сфере предупреждения, с одной стороны, нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, а с другой стороны, — безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В настоящее время государственное управление в области охраны и защиты прав несовершеннолетних не имеет должного правового опосредования. Существующая законодательная база по большей мере декларативна. Она должна быть приведена в соответствие с Конституцией РФ, а также нормами международного права. Для определения путей ее развития необходим детальный анализ не только действующих нормативных актов в области охраны и защиты прав несовершеннолетних, но и практики их применения, а также реализации целевых программ, использования опыта, накопленного в различных странах.

2. Для осуществления гражданской экспертизы социально значимых законопроектов и программ, связанных с охраной и защитой семьи и детства, необходимо создать структурное подразделение Общественной палаты Российской Федерации с представительством в нем всех субъектов РФ. Аналогичные Общественные палаты должны быть созданы в каждом субъекте Российской Федерации.

3. В процессе проведения административной реформы следует упорядочить существующую на федеральном и региональном уровнях систему государственных органов, деятельность которых направлена на защиту прав и законных интересов детей. При этом особое внимание надо уделить органам опеки и попечительства, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, сделав их федеральными структурами, финансируемыми из федерального бюджета.

4. На современном этапе проведения экономической реформы должна быть создана система иерархически соподчиненных органов управления в области охраны и защиты прав несовершеннолетних: 1) Министерство РФ по делам несовершеннолетних, осуществляющее координацию деятельности в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и разрабатывающее правовые акты, направленные на охрану и реализацию прав несовершеннолетних- 2) Федеральная служба по охране прав несовершеннолетних, опеке и попечительству, осуществляющая государственный контроль и надзор за соблюдением прав несовершеннолетних, сбор и анализ информации о состоянии и структуре детско-подростковой дезадаптации и девиантности, ресурсном и нормативном обеспечении профилактики правонарушений среди них и вырабатывающая на основе этого анализа соответствующие управленческие решения- 3) Федеральное агентство и его территориальные органы, осуществляющие сбор и обработку информации о нарушениях прав несовершеннолетних, координирующие деятельность всех органов, которые осуществляют охрану этих прав.

5. Необходимо активизировать деятельность Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их правпринять федеральный закон, регламентирующий деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, в том числе исполнение ими полномочий по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетнихразработать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок образования, функционирования и кадрового обеспечения комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на федеральном, региональном и местном уровняхпринять аналогичные законодательные акты в субъектах Российской Федерации.

6. Следует учредить пост Федерального Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации, осуществляющего независимый контроль за соблюдением прав и законных интересов несовершеннолетних, а также посты Уполномоченных по правам ребенка во всех субъектах Российской Федерации и учредить Ассоциацию региональных Уполномоченных по правам ребенка. Это создаст действенный механизм, способствующий более полному обеспечению прав несовершеннолетних. При этом необходимо четко определить задачи уполномоченных, их компетенцию, а также обеспечить деятельность «омбуд-сменов» финансовыми средствами, достаточными для того, чтобы гарантировать эффективность их работы.

7. Органической частью реформы управления в области защиты прав несовершеннолетних должно стать учреждение в Российской Федерации системы специализированного правосудия для несовершеннолетних. Необходимо принять Федеральный закон о ювенальной юстиции, при разработке которого должны быть учтены результаты, полученные в ходе осуществления проектов по отработке моделей ювенальной юстиции и защите прав несовершеннолетних в административных федеральных округах Российской Федерации, в частности, в Ростовской и Саратовской областях, в Москве и в Санкт-Петербурге.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется его актуальностью и новизной, направленностью на решение наиболее острых и актуальных проблем в области охраны и защиты прав несовершеннолетних. Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования дополняют соответствующие разделы курсов административного права и других отраслей юридической науки. Они могут стать основой для новых правовых исследований в сфере охраны и защиты прав несовершеннолетних.

Выявленный положительный, а равно отрицательный опыт деятельности государственных органов в указанной сфере может оказаться полезным в процессе проведения административной реформы. Сформулированные в диссертации предложения по совершенствованию действующего законодательства, а также оптимизации системы государственного управления в области охраны и защиты прав несовершеннолетних, опеки и попечительства могут быть использованы в последующих научных исследованиях, законотворческой деятельности, в процессе реализации административной реформы, а также при преподавании специальных курсов на юридических факультетах высших учебных заведений.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на кафедре административного права Северо-Западной академии государственной службы и была допущена к защите.

Основные положения диссертации докладывались автором на научных и научно-практических конференциях, в том числе: на межвузовской конференции «Административная реформа в России: концепции и пути реализации».

Санкт-Петербург, 2005), Всероссийской конференции «Пути решения проблемы сиротства в России», проведенной Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения (Москва, 2006) — круглом столе «Административная реформа и реформа местного самоуправления: проблемы и перспективы» (Иваново, 2006).

Итоги исследования получили отражение в лекциях, читаемых автором в Ивановском областном Институте повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров для работников органов опеки и попечительства Ивановской области, а также в процессе проведения занятий по административному праву со студентами Шуйского государственного педагогического университета.

Содержание работы отражено в опубликованных автором научных статьях.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих одиннадцать параграфов, заключения, списка использованной литературы, списка сокращений и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Российское общество уже более пятнадцати лет находится в состоянии реформирования. Основным показателем успехов или неудач этого процесса является, прежде всего, защищенность и обеспеченность прав и свобод человека. Оценка положения дел с правами человека раскрывает состояние всех сфер общества — политической, экономической, социальной, культурной, социально-психологической.

Дети — это главный определяющий элемент развития общества. Качества, которыми наделен ребенок, особенно в самом начале жизни, являются наиболее важными и прочными: изменить их в последующем периоде жизни достаточно сложно, а в ряде случаев невозможно. Поэтому успешное становление ребенка как личности, наличие психического и физического здоровья, определит не только его включение в общественную жизнь, но и прогресс развития общества в целом.

К сожалению, приходится констатировать явное неблагополучие с правами человека, в особенности с охраной и защитой прав несовершеннолетних, нарушения прав которых приобрели особую остроту в последние годы. Отсутствие эффективных механизмов защиты прав детей, в особенности права на жизнь и воспитание в семье, приводит к постоянному росту количества несовершеннолетних, помещаемых в государственные детские учреждения.

Принятые в последние годы правовые акты не позволяют ответить на вопросы, возникающие в практической деятельности по защите его прав. Поэтому право ребенка на защиту зачастую остается нереализованным, а недостаточная поддержка со стороны государства приводит к повсеместному нарушению прав несовершеннолетних. Между тем, Конвенция ООН о правах ребенка, основной международный документ, регулирующий права детей, предусматривает обязанность государства обеспечить ребенку защиту, необходимую для его благополучия и принять для этого все соответствующие законодательные и административные меры (ст. 3). Это положение Конвенции находит свое отражение в ст. 2 Конституции РФ, где сказано: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Пункт 2 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Материнство и детство дают право на особое попечение». Охрана детства означает, во-первых, отношение к ребенку как к ценности, во-вторых, создание социально-экономических предпосылок для полноценного развития ребенка, в-третьих, защиту в случае нарушения прав и интересов детей. Однако дети не чувствуют на себе особого внимания и заботы, они являются самой незащищенной категорией населения, лишенной попечения как со стороны самых близких людейсвоих родителей, так и со стороны государства. Движение на пути к правовой охране несовершеннолетних должно быть безостановочным.

Важным аспектом проводимого нами сравнительного анализа является изучение законодательства об охране детства. В результате проведенного анализа сделан вывод о том, что законодательство об охране и защите детства нуждается в совершенствовании, уточнении, конкретизации. Правовая база российского законодательства представляет собой недостаточно совершенный и качественный по своему содержанию, хотя и довольно широкий спектр нормативных правовых актов, посвященных регламентации тех вопросов, которые необходимо решать в целях обеспечения, охраны и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Изменения, которые были внесены Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие федеральные законы свидетельствуют о том, что реализация современным Российским государством правовой политики в области охраны и защиты прав несовершеннолетних как на законодательном, так и на программном уровне претерпевает трудности.

Проблема обеспечения прав и законных интересов ребенка в любом государстве социально и исторически обусловлена. С древних времен и до настоящего времени ребенок был и остается фактически самым уязвимым среди объектов насилия, — как внутрисемейного, так и иных его форм, проявляющегося со стороны различных субъектов внешнего мира.

Защита прав человека и гражданина — обязанность государства. На современном этапе развития нашего общества охрана и защита прав детей должна быть предметом особой заботы государства в лице законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления. Решение практически всех проблем современного этапа в отношении несовершеннолетних требует совершенствования законодательства Российской Федерации, повышения ответственности всех органов государственной власти, соответствующих должностных лиц за его исполнение, а также усиление ответственности родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. К сожалению, на сегодняшний день в России отсутствуют эффективные механизмы реализации защиты прав детей. Государственные органы, призванные стоять на страже прав ребенка, часто демонстрируют бездействие и инертность. Законодательная база, формируемая в соответствии с современными реалиями, по большей мере декларативна. Таким образом, «детское» законодательство имеет множество пробелов и не отвечает современным условиям жизни.

Безусловно, главную государственную задачу охраны и защиты детства должно взять на себя государство со всеми вытекающими последствиями: штатные государственные структуры, финансируемые из федерального бюджета и подчиняющиеся Президенту Российской Федерации как гаранту обеспечения и защиты прав человека. Полагаем, что такой подход будет соответствовать международным правозащитным актам, прежде всего Конвенции ООН о правах ребенка. Следует отметить, что в советских конституциях, а, соответственно, и объективной реальности проводился принцип государственной ответственности за воспитание детей, являющихся гражданами своей страны.

Совершенствование государственного управления в области охраны и защиты прав несовершеннолетних — необходимое условие обеспечения прав несовершеннолетних. Важным показателем рационального использования управленческого потенциала в организации государственной или общественной жизни является механизм управления. Как свидетельствует практика, в силу целого ряда причин управленческий ресурс российского общества пока находится в замороженном состоянии, что говорит о крайне несовершенном механизме государственного управления прежде всего в области охраны и защиты прав несовершеннолетних. Президент РФ в своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ очередной раз отметил неэффективность деятельности аппаратов государственного управления и выразил готовность к принятию решительных мер по проведению административной реформы. В значительной степени именно неэффективностью механизма государственного управления обусловлена необходимость ее проведения, которая должна привести к существенному пересмотру основ действующей системы государственного управления. В силу этого проблема поиска эффективных путей и форм использования управленческого ресурса на сегодняшний день объективно выдвигается в число приоритетных и наиболее актуальных вопросов теории социального управления.

Объявленная Президентом РФ административная реформа — явление знаковое, этапное, несмотря на то, что изменения в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти носят привычный характер, а сами эти федеральные органы не являются стабильным элементом всего механизма государственной власти. В связи с этим перед управленческой и правовой наукой стоит задача выявления факторов, предопределяющих необходимость изменения одной из подсистем государственно-властного механизма. Подлежит оценке сам факт частых системно-структурных новаций в механизме федеральных органов исполнительной власти. Реформа предполагает определение целейстратегических (например, гармонизация публичной власти) и тактических, поэтапных задач, этапов реформирования федеральных органов исполнительной власти, предопределяемых потребностями объекта управления — государства, общества. Весьма важными факторами реформы являются ее субъект, время и политические условия проведения, характер контрольной функции, прогнозирование результатов и определение ответственности соответствующего субъекта за последствия реформы.

Как известно, эффективность государственной политики в области правовой охраны несовершеннолетних во многом зависит от четкой структуры органов, ее осуществляющих. Важное значение имеет разграничение между ними предметов ведения и полномочий. Необходимо упорядочить существующую на федеральном и региональном уровнях системы государственных органов и общественных организаций, деятельность которых направлена на защиту законных прав детей. Должное внимание следует уделить также совершенствованию деятельности уже имеющихся структур, в частности органов опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченному по правам ребенка и формированию системы специализированного правосудия по делам несовершеннолетних. Кроме того, необходимо предусмотреть создание единого государственного межведомственного органа, осуществляющего координацию деятельности в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Например, этим органом может быть Министерство Российской Федерации по делам несовершеннолетних, которое необходимо включить в структуру федеральных органов исполнительной власти.

В диссертационном исследовании также рассматриваются вопросы, которые посвящены особенностям административной ответственности несовершеннолетних. Административная ответственность является сложной и многогранной категорией. В науке до настоящего времени нет единого мнения о том, что является целью административной ответственности. Одними учеными выделяется кара, другими — воспитание, а также предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и иными лицами. КоАП РФ называет в качестве цели административного наказания предупреждение совершения новых правонарушений (чЛ ст. 3.1).

Искоренение административных правонарушений — важная государственная задача. В исследовании рассматривается административная ответственность несовершеннолетних правонарушителей, делается попытка вычленить особенности этой категории на фоне других субъектов административной ответственностиболее детально рассмотреть личность несовершеннолетнего правонарушителя. Особое внимание уделяется вопросу безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, поскольку сохранение высокого уровня этих социально-значимых проблем благоприятствует росту правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Долгое время проблему детской безнадзорности, беспризорности пытались решить преимущественно организационными и репрессивными методами, с использованием главным образом сил и средств государства, государственного аппарата. При этом масштабы негативных явлений всячески преуменьшались, от общества пытались скрыть реальное положение дел. Это вело к тому, что проблемы, связанные с детской безнадзорностью и беспризорностью не решались, социальная болезнь загонялась внутрь. Сложившаяся ситуация требует усиления управляющего воздействия государстваправового, организационного, идеологического с целью преодоления негативных тенденций.

Значительное внимание в диссертационном исследовании уделяется вопросу предупреждения правонарушений несовершеннолетних, поскольку борьба с административными правонарушениями, ее профилактика предотвращает, как правило, совершение более тяжких правонарушений — преступлений. Не случайно проблемы предупреждения преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних на протяжении длительного времени находятся в центре внимания государственных органов и общественных институтов. Это связано, прежде всего, с тем, что с решением проблем борьбы с преступностью среди несовершеннолетних во многом связаны сдерживание и сокращение преступности в целом. Выделение правонарушений несовершеннолетних в качестве самостоятельного объекта профилактического воздействия обуславливается также гуманными соображениями, необходимостью реализации ответственности общества перед подрастающим поколением. Однако следует отметить, что в настоящее время нет ни одного субъекта РФ, в котором были бы учреждения всех уровней профилактики.

Учитывая все вышеизложенные негативные характеристики современной ситуации в России, диссертационное исследование ориентировано на конструктивное решение некоторых наиболее значимых проблем, касающихся государственного управления в области охраны и защиты прав несовершеннолетних в Российской Федерации. В каждом из разделов работы содержатся предложения по совершенствованию законодательства. Таким образом, налицо комплексный характер решения исследуемой нами проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Международно-правовые акты
  2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей // Права ребенка. Основные международные документы. М., 1992. С. 25.
  3. Декларация прав ребенка // Права ребенка. Основные международные документы. М., 1992. С. 15.
  4. Женевская декларация прав ребенка / Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 1999. С. 77.
  5. Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., вступила в силу 2 сентября 1990 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 955.
  6. Международный пакт о гражданских и политических правах / Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2002. С. 52−74.
  7. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах / Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2002. С. 43−51.
  8. Ю.Хартия прав человека: Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. 5 апреля.
  9. Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от2912.1995 г. № 223-Ф3 (в ред. Федеральных законов от 15.11.1997 г. № 140-ФЗ- от 03.06.2006 г. № 71-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
  10. М.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. Федеральных законов от2002.1996 г. № 18-ФЗ- от 03.06.2006 г. № 73-Ф3) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  11. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 (в ред. Федеральных законов от 27.05.1998 г. № 77-ФЗ- от 05.01.2006 г. № 11-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
  12. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 08.01.1998 г. № 11-ФЗ- от 02.05.2006 г. № 58-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
  13. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 г. № 58-ФЗ- от 03.07.2006 г. № 98-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921.
  14. Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области «О соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Ивановской области в 2004 году». Иваново, 2005.
  15. Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Ивановской области «О соблюдении и защите прав, свобод и законных интересов ребенка в Ивановской области в 2005 году». Иваново, 2006.
  16. ЫАванесов Г. А. Криминология / Г. А. Аванесов. М., 1984.
  17. Г. А. Криминология и социальная профилактика / Г. А. Аванесов. -М., 1980.
  18. А.Б. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / А. Б. Агапов. М., 2004.
  19. Административная ответственность: вопросы теории и практики // Государство и право. 2005. № 1.6667,6871,72,73,74,75,76,77,78,79,80,
  20. Административное право / Под ред. Н. В. Макарейко. М., 2003. Административное право / Под ред. Ю. М. Козлова, JT.JI. Попова. — М., 2000.
  21. Административно-правовой статус гражданина / Институт государства и права РАН.- отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М., 2004.
  22. А., Ройтер В., Хюфнер К. Права человека. Международные и российские механизмы защиты / А. Азаров. М., 2003. Алексеев С. С. Уроки. Тяжкий путь России к праву / С. С. Алексеев. — М., 1997.
  23. А.Н., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации / А. Н. Алехин. М., 1997.
  24. P.P. Проблемы механизма государственного управления на современном этапе (вопросы теории и методологии) // Государство и право. 2005. -№ 3.
  25. .Н. Психическая средовая Дезадаптация несовершеннолетних / Б. Н. Алмазов. Свердловск, 1986.
  26. М.В. Семейное право / М. В. Антокольская. М., 1996. Антонян Ю. М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления / Ю. М. Антонян. — М., 1973.
  27. Е.А. Социальный статус и активность личности / Е. А. Ануфриев.-М., 1984.
  28. А. Проблемы социально-правовой защиты детей и молодежи в современных условиях // Диалог. 1999. — № 1.
  29. JI.M. Добро, долг, совесть // Вопросы философии. 1964. -№ 6.
  30. Г. В. Государственное управление: проблемы методологии и правового обеспечения / Г. В. Атаманчук. М., 1975. Атаманчук Г. В. Основы современного социального управления. Теория и методология / Г. В. Атаманчук. — М., 2001.81
Заполнить форму текущей работой