Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Административная ответственность за нарушение законодательства о недрах: по материалам Сибирского федерального округа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Правовые основы, прежде всего административно-правовые, направлены на эффективное, научно обоснованное регулирование отношений по поводу рационального использования природных ресурсов, по их охране в целях удовлетворения потребностей и интересов государства, общества и граждан. Рациональное и эффективное использование и охрана природных ресурсов без использования механизма юридической… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ И РОЛЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР
    • 1. 1. Юридическая характеристика недр Российской Федерации
    • 1. 2. Административно-правовое регулирование отношений недропользования в Российской Федерации
    • 1. 3. Роль административной ответственности в обеспечении рационального использования и охраны недр
  • ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ КАК ОСНОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НЕДРАХ
    • 2. 1. Основания административной ответственности в области использования и охраны недр
    • 2. 2. Юридический состав административного правонарушения в области использования и охраны недр
  • ГЛАВА 3. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ И ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР
    • 3. 1. Особенности практики назначения административного наказания физических и юридических лиц за правонарушения в области использования и охраны недр
    • 3. 2. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в области использования и охраны недр
    • 3. 3. Стадии производства по делам об административных правонарушениях в области использования и охраны недр
    • 3. 4. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях в области использования и охраны недр

Административная ответственность за нарушение законодательства о недрах: по материалам Сибирского федерального округа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В правовой теории, практике государственного управления, исполнительно-распорядительной деятельности проблема административной ответственности — одна из наиболее остродискуссионных, имеющая важное как научное, так и практическое значение в укреплении законности, дисциплины, развитии демркратии, повышения эффективности, повседневной деловитости администрации. В современный период укрепления и модернизации Российского государства эта проблема приобретает еще большее значение, так как ее исследование способствует совершенствованию механизмов контроля и надзора, организаторской деятельности органов исполнительной власти, дисциплины их должностных лиц.

Необходимость исследования сущности и содержания административной ответственности в сфере недропользования связана с тем, что современная экономика остро ставит вопрос о правовых основах управления в сфере природопользования, особенно в условиях Сибири, Дальнего Востока, Арктических районов России.

Правовые основы, прежде всего административно-правовые, направлены на эффективное, научно обоснованное регулирование отношений по поводу рационального использования природных ресурсов, по их охране в целях удовлетворения потребностей и интересов государства, общества и граждан. Рациональное и эффективное использование и охрана природных ресурсов без использования механизма юридической ответственности, в частности, административной, невозможно. В связи с этим институт административной ответственности является одним из видов правовых гарантий сохранения и бережного использования минерально-сырьевых ресурсов страны, элементом государственно-властных полномочий, а также одним из способов укрепления правопорядка и законности в области использования и государственной охраны недр. Надлежащее использование государством института административной ответственности позволяет снижать влияние различных общественно вредных факторов в данной сфере, предотвращать возникновение тяжких последствий, что, в конечном счете, направлено на совершенствование управления в сфере недропользования в условиях современного хозяйствования.

Изучение действующих правовых норм в области использования и охраны недр, анализ практики их применения позволяют раскрыть межотраслевое значение института административной ответственности. Вместе с тем, в правовом регулировании отношений в области установления и применения административной ответственности за нарушение законодательства о недрах существует ряд объективных и субъективных сложностей, требующих повышенного к ним внимания: значительное количество нормативных актов, регулирующих отношения в рассматриваемой сфере, множественность органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного управления в области использования и охраны недр, использование в процессе управления недрами принципа «двух ключей», развитие регионального законодательства о недрах и административной ответственности, появление новых административных наказаний, все еще имеющиеся грубые нарушения государственной и технологической дисциплины.

Проведенный анализ правоохранительной деятельности контрольных и надзорных органов объективно показывает, что в деятельности значительной части недропользователей имеются нарушения требований законодательства об использовании и охране недр. Подобное положение дел обусловлено рядом причин, в числе которых и недостатки правовой регламентации административной ответственности в сфере недропользования, упущения и недостатки в деятельности административных органов по предупреждению правонарушений, устранению причин и условий, способствующих их совершению. Вместе с тем, особо следует отметить, что в ряде случаев только благодаря своевременной и надлежащей реакции контролирующих органов в виде применения мер административного принуждения на выявленные ими нарушения можно предотвратить возникновение человеческих жертв и иных тяжких последствий на горнодобывающих предприятиях.

В этой связи, несомненно, ощущается объективная потребность в научном исследовании вопросов, касающихся административной ответственности за нарушение законодательства в области использования и охраны недр, и в выработке теоретических и практических предложений по совершенствованию данного публично-правового института.

Состояние научной разработанности темы. В административно-правовой литературе последних лет вопросам административной ответственности уделяется постоянное повышенное внимание. Однако встретить работы, имеющие своим специальным предметом проблемы административной ответственности в области использования и охраны недр, достаточно сложно. Детального научного исследования института административной ответственности за нарушение законодательства о недрах до сих пор не предпринималось.

Существующие работы либо касаются отдельных элементов данной проблемы, либо носят комплексный характер. Так, в диссертационном исследовании Е. В. Скоморохиной рассматривается механизм административно-правового обеспечения защиты окружающей среды, работа P.P. Ямалетдинова посвящена вопросам правовой охраны недр в целом, в диссертации Т. А. Чериной автор анализирует различные аспекты административно-правового регулирования в сфере добычи нефти в РФ, исследования Н. А. Морозовой посвящены анализу административной ответственности юридических лиц.

В современных условиях роль административной ответственности, направленной на обеспечение законности и правопорядка в сфере административно-правового регулирования общественных отношений в области использования и охраны недр возрастает. Кроме того, изучение данного вопроса на современном этапе связано с анализом проблем соотношения федерального и регионального законодательств по вопросам недропользования и административной ответственности за его нарушение. Все это обусловливает необходимость комплексного и всестороннего анализа вопроса об административной ответственности за нарушение законодательства о недрах.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, связанные с установлением административной ответственности за нарушение законодательства в области использования и охраны недр и применением административных наказаний за такие нарушения.

Предмет исследования составляют правовые нормы, регламентирующие различные аспекты административной ответственности за нарушение законодательства РФ о недрах, а также правоприменительная практика по вопросу применения административной ответственности за нарушение законодательства в области использования и охраны недр.

Цели и задачи исследования. Целью является комплексный и системный анализ института административной ответственности за нарушение законодательства РФ о недрах, изучение состояния его правового регулирования, выявление причин и условий совершения административных правонарушений в области использования и охраны недр, разработка обоснованных предложений по совершенствованию законодательства об административной ответственности и правоприменительной деятельности в сфере недропользования.

Соответственно целям исследования выдвигаются следующие задачи:

— дать понятие и раскрыть элементы административно-правового регулирования отношений недропользования в РФ;

— показать роль административной ответственности в обеспечении рационального использования и охраны недр;

— проанализировать основания административной ответственности в области использования и охраны недр;

— исследовать юридические составы административных правонарушений в области использования и охраны недр;

— рассмотреть административные наказания, применяемые к нарушителям законодательства о недрах, а также охарактеризовать порядок и особенности их применения;

— проанализировать причины и условия совершения административных правонарушений в области использования и охраны недр, а также эффективность применения административных наказаний за нарушения в указанной сфере;

— на основе анализа Конституции РФ, федерального законодательства, законодательства субъектов РФ, входящих в состав Сибирского федерального округа, судебной практики предложить практические рекомендации, касающиеся совершенствования законодательства РФ о недрах, а также законодательства РФ об административной ответственности в области использования и охраны недр.

Методологическую основу диссертации составляет совокупность методов научного познания, использованных в процессе осуществления исследования. В качестве основных методов использовались: исторический, сравнительно-правовой, статистический, формально-юридический, социологический, системно-структурный, метод правового моделирования, а также специальные юридические методы толкования правовых норма.

Теоретическую основу работы составили труды видных отечественных представителей науки теории государства и права: С. С. Алексеева, Б. Т. Базылева,

М.И. Байтина, С. Н. Братуся, Н. В. Витрука, Д. А. Керимова, В. Н. Кудрявцева, В. В. Лазарева, О. Э. Лейста, А. В. Малько, М. Н. Марченко, Н. И. Матузова, B.C. Нерсесянца, М. И. Пискотина, И. С. Самощенко, Ю. А. Тихомирова, P.O. Хал-финой и других.

При написании диссертации автор использовал труды известных ученых науки управления, конституционного и административного права: А. Б. Агапова,

A.П. Алехина, Г. В. Атаманчука, В. Д. Ардашкина, A.M. Барнашева, Д. Н. Бахраха, И. Л. Бачило, И. Н. Веремеенко, В. Ф. Воловича, Б. Н. Габричидзе, И. А. Галагана,

B.М. Горшенева, А. А. Демина, Е. В. Додина, М. И. Еропкина, В. В. Игнатенко, Н. А. Игнатюк, Л. А. Калининой, А. А. Кармолицкого, А. И. Кима, В. Р. Кисина,

C.Н. Кожевникова, Ю. М. Козлова, Н. М. Конина, А. П. Коренева, Г. А. Кузьмичевой, О. Е. Кутафина, Б. М. Лазарева, А. П. Лончакова, А. Е. Лунева, И. В. Максимова, В. М. Манохина, М. Я. Масленникова, Л. А. Мицкевич, А. Ф. Ноздрачева, Д.М. Ов-сянко, Е. В. Овчаровой, И. В. Пановой, Г. И. Петрова, В. А. Печеницына, Л. Л. Попова, Э. Н. Ренова, Б. В. Российского, Н. Г. Салищевой, В. Е. Севрюгина, В. Д. Сорокина, Ю. Н. Старилова, М. С. Студеникиной, Т. Я. Хабриевой, Н. Ю. Хаманевой, Б. Б. Хангельдыева, Д. М. Чечота, В. Е. Чиркина, А. П. Шергина, В. А. Юсупова,

A.Ю. Якимова, О. М. Якуба и других.

Особое место в работе занимают специальные исследования ученых — представителей отраслевых наук, таких как: Ф. Х. Адиханов, Г. А. Аксененок, Г. С. Башмаков, Р. Д. Боголепов, С. А. Боголюбов, М. М. Бринчук, А. Н. Вылегжанин, А.К. Го-личенков, О. Л. Дубовик, А. Е. Еренов, Б. В. Ерофеев, Э. Н. Жевлаков, Л. А. Заславская, И. А. Иконицкая, А. И. Казанник, И. Б. Калинин, Б. Д. Клюкин, М. И. Козырь,

B.Н. Кокин, О. С. Колбасов, Н. И. Краснов, О. И. Крассов, Л. А. Лисковец, Н. Б. Мухитдинов, Н. В. Омелехина, М. Е. Певзнер, О. Г. Перминов, А. И. Перчик, В. В. Петров, В. Г. Плахута, Б. Г. Розовский, С. А. Сосна, Н. А. Сыродоев, О. М. Теплов, Г. В. Чубуков, Ю. С. Шемшученко и другие.

Весомый вклад в становление и развитие учения о правовом регулировании отношений в области недропользования внесли и ярчайшие представители дореволюционной науки, специалисты в области горного права: В. П. Безобразов, Д. П. Карницкий, Г. Г. Савич, В. Г. Струкгов, В. А. Удинцев, А. А. Штоф.

Понимание вопросов рационального использования и охраны недр невозможно также и без использования трудов известнейших отечественных ученых и общественных деятелей, таких как: И. М. Губкин, Д. С. Львов, В. А. Обручев, Г. Н. Потанин, К. И. Сатпаев, М. А. Усов, В. А. Хахлов.

Правовую основу исследования составили Конституция РФ, федеральные законы РФ и законы субъектов РФ, нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ в области использования и охраны недр.

Эмпирическую и информационную базу исследования составляют обобщенные данные правоприменительной практики контрольно-надзорных органов и судов, акты Конституционного Суда РФ, публикации в специальной литературе и периодической печати о состоянии законности и правопорядка в сфере недропользования.

Научная новизна определяется поставленными целями и задачами, сосредоточением усилий на изучении актуальных вопросов использования института административной ответственности в качестве средства обеспечения рационального использования и охраны недр. В работе осуществлена комплексная разработка проблем материально-правовых и процессуальных аспектов административной ответственности, применяемой к правонарушителям в связи с несоблюдением ими требований законодательства о недрах.

Основные положения, которые выносятся на защиту:

1. Институт административной ответственности за нарушение законодательства о недрах выступает в качестве неотъемлемого атрибута административно-правового регулирования отношений в сфере недропользования. В рамках данного института закрепляются задачи, функции и полномочия исполнительной власти страны по обеспечению правовой защиты общественных отношений в области использования и охраны недр. Наличие института административной ответственности за нарушение законодательства о недрах позволяет государству максимально оперативно и экономично обеспечивать защиту правопорядка в процессе недропользования, а поэтому он является важнейшим элементом системы мер правового обеспечения рационального и бережного использования недр, повышения эффективности исполнительно распорядительной деятельности государства в сфере охраны недр.

2. Административная ответственность за нарушение законодательства о недрах является специфическим средством воздействия на поведение различных субъектов в процессе их взаимодействия с окружающей природной средой, призванным обеспечить защиту недр и залегающих в них полезных ископаемых от каких-либо неблагоприятных последствий такого взаимодействия, содействовать укреплению законности, государственной дисциплины и правопорядка.

Специфика административной ответственности за нарушение законодательства о недрах проявляется в универсальности ее правоохранительной функции. Данные меры государственного принуждения являются наиболее часто применяемыми в процессе правоохранительной деятельности органов государства. Более того, именно своевременное и соразмерное применение мер административной ответственности за нарушение законодательства о недрах зачастую позволяет государству предотвратить совершение преступлений в сфере недропользования.

Показатели применения мер административной ответственности за нарушение законодательства о недрах в совокупности с другими социально-экономическими данными являются объективными критериями оценки уровня квалификации недропользователей, а также добросовестности выполнения соответствующими должностными лицами государства своих обязанностей по распоряжению недрами и осуществлению контроля за их бережным использованием.

3. Административная ответственность за нарушение законодательства о недрах является одним из основополагающих видов юридической ответственности и, по мнению автора, состоит в применении в установленном КоАП РФ порядке уполномоченными должностными лицами и судами административных наказаний, закрепленных в санкциях КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях, за виновное неисполнение лицом своих юридических обязанностей либо нарушение им правовых запретов в сфере использования и охраны недр, содержащее государственное и общественное осуждение поведения лица и порицание личности правонарушителя, выражающееся в неблагоприятных для него последствиях личного, имущественного или организационного характера, заключающихся в ущемлении (умалении) прав и интересов правонарушителя, либо возложении на него новых дополнительных обязанностей (обременений), в целях наказания правонарушителей, предупреждения совершения новых правонарушений, обеспечения рационального использования и охраны недр и других природных ресурсов, окружающей природной среды, а также жизни и здоровья населения.

4. Следует выделить три основания административной ответственности за нарушение законодательства о недрах: нормативное (совокупность норм права, регламентирующих регулятивные и охранительные правоотношения в области использования и охраны недр), фактическое (общественно вредное, противоправное, виновное деяние физического или юридического лица, посягающее на установленный порядок в области использования и охраны недр, за которое КоАП РФ и законами субъектов РФ установлена административная ответственность) и процессуальное (правоприменительный акт, принятый по делу уполномоченным должностным лицом или судом).

5. На основании пункта «к» ст. 72 Конституции РФ и в соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ в России закреплена двухуровневая система законодательства об административной ответственности: федеральное законодательство и законодательство субъектов РФ. Вопрос разграничения предметов совместного ведения РФ и субъектов РФ по вопросу установления административной ответственности в области использования и охраны недр разрешен ст. 1.3 КоАП РФ, п.п.39, 43 п. 2 ст.26.3 ФЗ РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

К ведению Российской Федерации относится установление административной ответственности за нарушения правовых предписаний в области использования и охраны недр, императивно закрепленных федеральными нормативными актами. Юридические составы таких деяний получили свое нормативное закрепление в Кодексе РФ об административных правонарушениях. Им же определяются общие положения и принципы законодательства РФ об административных правонарушениях, исчерпывающий перечень административных наказаний, налагаемых на нарушителей законодательства о недрах, порядок производства по названным делам, а также порядок исполнения вынесенных по ним постановлений.

К ведению субъектов РФ относится установление административной ответственности за нарушение норм законодательства субъекта РФ о порядке пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения. Юридические составы названных деяний определяются законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Следует отметить, что в ряде случаев практическая реализация изложенных положений закона может быть осложнена невозможностью отграничения состава административного правонарушения, закрепленного в региональном законе, от сходного состава, закрепленного в КоАП РФ, что, безусловно, не способствует повышению эффективности мер административной ответственности в сфере использования и охраны недр.

6. В связи с закреплением в КоАП РФ исчерпывающего перечня правонарушений, влекущих административную ответственность за нарушение федерального законодательства о недрах, следует признать, что, с момента вступления его в силу, нормы отраслевых федеральных законов, посвященные вопросам административной ответственности за нарушения федерального законодательства в области использования и охраны недр (прежде всего, ст. 49 Закон РФ «О недрах» и ст. 46 ФЗ РФ «О континентальном шельфе»), должны претерпеть существенные изменения. По мнению автора, указанным нормам должен быть предан исключительно отсылочный характер.

7. Особенность нормативного закрепления юридических составов административных правонарушений за нарушение законодательства о недрах заключается в том, что одна часть вышеназванных составов административных правонарушений характерна только для отношений в области использования и охраны недр (ст.ст. 7.2 — 7.5, 7.10, 8.9 — 8.11, 8.17 — 8.19 КоАП РФ), другая часть носит общеотраслевой либо межотраслевой характер (ст.ст. 8.1, 8.4 — 8.7, 8.13, 8.21, 9.1, 19.4 — 19.6 КоАП РФ), а поэтому они нашли свое закрепление в нескольких главах КоАП РФ.

8. Особенностью значительной части составов административных правонарушений в данной сфере является то, что они являются формальными, то есть административная ответственность за их совершение возникает независимо от наступления каких-либо вредных последствий (например, ст.ст.7.3, 7.4, 8.1, 8.4, 8.5, 8.9, 8.17, 9.1 КоАП РФ). В случае же возникновения вредных последствий, вызванных названными деяниями, в отношении виновного лица могут быть применены меры уголовной ответственности (ст.ст.216, 246, 253, 255 УК РФ). По мнению автора, указанные положения законодательства безусловно являются положительными, так как позволяют государству не оставлять безнаказанными любые противоправные действия и бездействия лиц, несущих угрозу для общественных отношений в области использования и охраны недр, а также дифференцировать меру ответственности в зависимости от тяжести совершенного деяния.

9. Представляется обоснованным дополнение санкций правовых норм, закрепленных ст.ст.8.9, 8.10, 9.1 КоАП РФ, такой мерой наказания в отношении должностных лиц, как дисквалификация. Автор также считает, что административное приостановление деятельности, как исключительная мера наказания, может найти свое закрепление в санкциях правовых норм, предусмотренных ст.ст.7.3, 8.1, 8.9, 8.10, 8.19, 19.4−19.6 КоАП РФ.

10. Необходимо четкое и однозначное определение места в системе мер государственного принуждения, таких мер как досрочное прекращение, приостановление или ограничение права пользования недрами по причине совершения недропользователем неправомерных действий (п.п.2, 3 и 5 ч.2 ст. 20 Закона РФ «О недрах»), а также более тщательное процессуальное регулирование применения данных мер.

Автор настоящей работы считает, что указанные меры обладают всеми материальными (сущностными) признаками мер административной ответственности, а поэтому соответствующие положения должны найти свое закрепление и в КоАП РФ.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что она представляет собой исследование участия публично-правовых средств в регулировании социально значимых общественных отношений в области использования и охраны недр. Содержание диссертации, ее выводы и предложения сориентированы на совершенствование законодательства РФ о недрах, Кодекса РФ об административных правонарушениях и законов субъектов РФ об административных правонарушениях, улучшение организационной деятельности и повышение эффективности государственного управления и правоприменительной деятельности в области использования и охраны недр. Результаты исследования могут быть использованы при дальнейшем научном исследовании проблем административной ответственности в указанной сфере.

Основные положения исследования могут быть использованы в научно-исследовательской работе и учебном процессе по дисциплинам: «Административное право», «Административная юстиция» и «Горное право».

Апробация результатов исследования. Теоретические выводы и положения диссертационного исследования были обсуждены на кафедре теории и истории государства и права, административного права Юридического института Томского государственного университета. Положения диссертационного исследования нашли отражение в восьми научных работах автора и в выступлениях на региональных и всероссийских научных конференциях. Собранный автором в ходе написания настоящего исследования материал был использован при подготовке в 2005 году учебно-методического комплекса «Административное право».

Предложения и выводы, изложенные в работе, были реализованы автором при подготовке в составе научной группы проекта закона Новосибирской области об административных правонарушениях.

Материалы исследования использованы автором при преподавании учебной дисциплины «Административное право РФ» и специального курса «Административная юстиция» студентам Юридического института Томского государственного университета, а также при чтении курса лекций по теме: «Правовые основы недропользования» студентам геолого-географического факультета Томского государственного университета.

Структура и объем диссертации

определены задачами и логикой проведенного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, списка использованных нормативных правовых актов, судебных актов и библиографии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государственное управление отношениями недропользования в РФ осуществляется в настоящий период совместно федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, то есть по принципу «двух ключей».

Серьезным изменением в системе федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в области использования и охраны недр, стало организационное разделение функций государства по управлению недрами и их охране, на необходимость которого неоднократно указывалось в научной литературе. Так, с 2004 года все функции по управлению государственным фондом недр осуществляет Федеральное агентство по недропользованию, а функции по охране недр переданы в организационно независимые от названного агентства контрольно-надзорные органы — Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору. Нормативно-правовое регулирование в сфере недропользования, а также координацию и контроль деятельности вышеназванных федеральных органов исполнительной власти осуществляет единый отраслевой центр — Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

Субъекты РФ также в полной мере реализуют свое право, предоставленное им ст. 72 Конституции РФ, на нормотворчество в сфере недропользования путем издания соответствующих региональных законов, учитывающих региональные и местные геолого-географические, социально-экономические, культурно-исторические условия и особенности соответствующей территории. В настоящее время законодательство субъектов РФ о недрах является неотъемлемой, органичной и составной частью единого законодательства РФ о недрах.

КоАП РФ стал действительно системообразующим и кодификационным нормативным актом института административной ответственности, так как с момента вступления его в законную силу установление административной ответственности за нарушение федерального законодательства о недрах может осуществляться только нормами федерального законодательства, закрепленными в КоАП РФ. За нарушение законодательства субъектов РФ о порядке пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения административная ответственность устанавливается законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Однако применение норм законов субъектов РФ об административных правонарушениях на практике может осложняться невозможностью отграничения закрепленных ими составов административных правонарушений от сходных составов, закрепленных в КоАП РФ, что, безусловно, указывает на необходимость дальнейшего развития и совершенствования административного законодательства.

Юридические лица нормативно признаны самостоятельными субъектами административной ответственности за нарушение требований по рациональному использованию и охране недр. Понятие вины юридического лица, которое на протяжении долгого времени являлось предметом острых научных дискуссий, получило свое нормативное закрепление в п. 2 ст.2.1 КоАП РФ, а также прошло успешную проверку судебной практикой.

КоАП РФ существенно расширил и ужесточил арсенал мер административного принуждения, применяемых к нарушителям законодательства о недрах, за счет введения новых административных наказаний — дисквалификации и административного приостановления деятельности, а также увеличения размеров административных штрафов, применяемых к правонарушителям (в первую очередь, должностных лицам и юридическим лицам), в связи с несоблюдением ими требований по рациональному использованию и охране недр. Несмотря на это, считаем, что государство может и должно в дальнейшем расширять круг норм КоАП РФ, санкции которых будут предусматривать в качестве наказаний дисквалификацию и административное приостановление деятельности.

Вместе с тем эффективность установления и применения административного приостановления деятельности к нарушителям законодательства о недрах требует дополнительного научного осмысления, так как реализация государством данного наказания порождает серьезные негативные экономические и правовые последствия не только для самого правонарушителя, но и для собственника такого юридического лица, а также трудового коллектива. В связи с этим вопросы защиты интересов работников горнодобывающих компаний, чья. деятельность приостановлена, должны быть подвергнуты серьезному научному исследованию.

Общий двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, ранее предусматривавшийся в КоАП РСФСР, был увеличен КоАП РФ применительно к нарушениям законодательства РФ об охране окружающей среды, законодательства РФ о континентальном шельфе, а также за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации до одного года.

Положительным нововведением КоАП РФ является и передача на рассмотрение исключительно судебных органов вопросов применения к нарушителям законодательства РФ о недрах наиболее суровых мер административных наказаний (конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, дисквалификация, административное приостановление деятельности).

Совершенствование законодательства в области использования и охраны недр, упорядочивание системы государственного управления и контроля, а также усиление прокурорского надзора в борьбе с правонарушениями в данной области, в совокупности с поступательным развитием экономики страны, направлены на нейтрализацию причин и условий, способствующих совершению правонарушений в сфере недропользования.

Реализуемые нашей страной организационные и нормативные изменения в области административно-правового регулирования отношений недропользования позволяют государству все более эффективно воздействовать на поведение различных субъектов в процессе их взаимодействия с недрами, а также обеспечивают более надежную защиту недр и залегающих в них полезных ископаемых от каких-либо неблагоприятных последствий такого взаимодействия.

В заключение считаем необходимым подчеркнуть, что одним из существенных условий повышения эффективности применяемых государством мер в области использования и охраны недр является реальное завершение процесса кодификации федерального законодательства об административной ответственности (нормы иных федеральных законов, регулирующих отношения в сфере недропользования, в этой части должны носить исключительно отсылочный характер, применение меры принуждения в виде досрочного прекращения права пользования недрами должно быть четко позиционировано), а также установление более четких критериев разграничения отдельных административных правонарушений и уголовных преступлений в указанной сфере.

Показать весь текст

Список литературы

  1. РФ. Принята всенародным референдумом 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. — № 237 — 25 января.
  2. Федеральный закон от 07.05.2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» // Российская газета. 2001. — № 88. — 11 мая.
  3. Федеральный закон от 12.02.2001 № 13-Ф3 «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Ковыктинском газоконденсатном месторождении)» // Российская газета. 2001. -№ 32−33. — 15 февраля.
  4. Федеральный закон от 27.05.2000 г. № 79-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Тасеевском месторождении золота)» // Российская газета. 2000. — № 103.-30 мая.
  5. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 112-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» // Российская газета. 1997. — № 142. — 25 июля.
  6. Федеральный закон от 24.05.1997 г. № 79-ФЗ «О ратификации Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике» // Собрание законодательства РФ. 1997. -№ 21.-26 мая.
  7. Нормативные акты Президента РФ:
  8. Указ Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2008. -№ 100.-13 мая.
  9. Указ Президента РФ от 24.09.2007 г. № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2007. — № 213. -26 сентября.
  10. Указ Президента РФ от 03.06.1996 г. № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» // Российская газета. — 1996. -№ 109.-11 июня.
  11. Нормативные акты Правительства РФ:
  12. Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 г. № 404 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии РФ» // Собрание законодательства РФ. 2008. — № 22. — 02 июня.
  13. Распоряжение Правительства РФ от 03.03.2008 г. № 261-р «Об утверждении схемы размещения территориальных органов Ростехнадзора» // Собрание законодательства РФ. 2008. — № 10 (ч.2). — 10 марта.
  14. Постановление Правительства РФ от 26.06.2006 г. № 392 «О лицензировании производства маркшейдерских работ»" // Собрание законодательства РФ. -2005.-№ 27.-29 июня.
  15. Постановление Правительства РФ от 02.08.2005 г. № 483 «Об уполномоченном органе, осуществляющем формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц» // Российская газета. — 2005. № 173.-09 августа.
  16. Постановление Правительства РФ от 12.05.2005 г. № 293 «Об утверждении Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр» // Собрание законодательства РФ. 2005. -№ 20.-16 мая.
  17. Постановление Правительства РФ от 30.12.2004 № 883 «Об утверждении Положения о функционировании аварийно-спасательной службы для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев)» // Российская газета. 2005. -№ 4. — 14 января.
  18. Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 г. № 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц» // Российская газета. — 2002. — № 216.-14 ноября.
  19. Постановление Правительства РФ от 20.08.2002 г. № 623 «Об утверждении Подпрограммы «Шельф» Федеральной целевой программы «Мировой океан» // Собрание законодательства РФ. 2002. — № 34. — 26 августа.
  20. Постановления Правительства РФ от 15.04.2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. — № 16. — 22 апреля.
  21. Постановление Правительства РФ от 10.12.2001 г. № 860 «О федеральной целевой программе «Экология и природные ресурсы России (2002−2010 годы)» // Собрание законодательства РФ. 2001. — № 52 (часть 2). — 24 декабря.
  22. Постановление Правительства РФ от 05.01.1999 г. № 8 «О порядке отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням» // Российская газета. 1999. — № 12. — 22 января.
  23. Постановление Правительства РФ от 13.09.1996 г. № 1094 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» // Российская газета. 1996. — № 182. — 24 сентября.
  24. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти РФ:
  25. Приказ Федерального агентства по недропользованию от 30.03.2007 г. № 360 «Об утверждении Регламента Федерального агентства по недропользованию» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. -2007.-№ 28.
  26. Постановление Госгортехнадзора России от 06.06.2003 г. № 71 «Об утверждении Правил охраны недр» // Российская газета. 2003. — № 118. — 19 июня.
  27. Постановление Госгортехнадзора России от 05.06.2003 г. № 56 «Об утверждении Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности» // Российская газета. -2003. -№ 120/1.-21 июня.
  28. Постановление Госгортехнадзора России от 05.06.2003 г. № 50 «Об утверждении Правил безопасности в угольных шахтах» // Российская газета. 2003. -№ 120/1.-21 июня.
  29. Постановление Госгортехнадзора России от 05.06.2003 г. № 45 «Об утверждении Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом» // Российская газета. 2003. — № 120/1.-21 июня.
  30. Постановление Госгортехнадзора России от 09.09.2002 г. № 57 «Об утверждении Единых правил безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом» // Российская газета. 2003. — № 15. — 15 января.
  31. Постановление Госгортехнадзора от 02.06.1999 г. № 33 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами» // Российская газета. 1999. — № 164. — 24 августа.
  32. Закон Иркутской области от 30.11.2005 г. № 91-оз «Об административной ответственности за правонарушения, посягающие на порядок осуществления государственной власти и местного самоуправления Иркутской области» // Восточно
  33. Сибирская правда. 2005. — № 264. — 08 декабря.
  34. Закон Республики Бурятия от 13.10.2005 г. № 1280-III «Об административных правонарушениях» // Бурятия. 2005. — 15 октября.
  35. Закон Кемеровской области от 09.03.2005 г. № 40−03 «Об установлении полномочий Администрации Кемеровской области в сфере недропользования» // Кузбасс. 2005. — № 42. — 15 марта.
  36. Электрон, дан. М.: АО Консультант Плюс, 1992. — Режим доступа: Компьютер, сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та, свободный.
  37. Закон Республики Хакасия от 15.03.2004 г. № 17 «Об административных правонарушениях» // Хакасия. 2004. — 23 марта.
  38. Закон Алтайского края от 09.04.2003 г. «О пользовании участками недр для геологического изучения и добычи общераспространенных полезных ископаемых» // Сборник законодательства Алтайского края. 2003. -№ 84.
  39. Закон Республики Тыва от 14.02.2003 г. № 153 BX-I «Об административной ответственности на территории Республики Тыва» // Тувинская правда. 2003. -20 февраля.
  40. Закон Новосибирской области от 14.02.2003 г. № 99−03 «Об административных правонарушениях в Новосибирской области» // Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов. 2003. — № 9.
  41. Закон Алтайского края от 10.07.2002 г. № 46-ЗС «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» // Алтайская правда. 2002. — № 193−196. — 26 июля.
  42. Закон Республики Тыва от 05.02.1996 г. № 487 «О недрах» // Тувинская правда. — 1996. 04 апреля.
  43. Подзаконные акты субъектов РФ:
  44. Постановление Администрации Читинской области от 28.11.2005 г. № 307-А/п «Об утверждении Положения о Комитете промышленности и природных ресурсов Читинской области» // Азия-Экспресс. 2006. — № 7. — 02 февраля.
  45. Указ Губернатора Красноярского края от 22.07.2005 г. № 71-уг «О структуре исполнительных органов государственной власти Красноярского края» // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2005. -№ 35. — 12 сентября.
  46. Постановление Администрации Иркутской области от 15.07.2005 г. № 104-па «О регулировании отношений в сфере недропользования» // ВосточноСибирская правда. 2005. — 24 июля.
  47. Постановление Правительства Республики Бурятия от 20.05.2005 г. № 168 «Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Бурятия» // Бурятия. 2005. — № 90. — 25 мая.
  48. Судебные акты Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ:
  49. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Российская газета. 2005. — № 80.-19 апреля.
  50. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» // Хозяйство и право. 2004. — № 10.
  51. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» // Российская газета. 2003. — № 260. — 26 декабря.
  52. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения» // Официальные документы. -2003.-№ 6.
  53. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» // Российская газета. 1998. — № 223. — 24 ноября.
  54. Меяедународно-правовые акты:
  55. Соглашение между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой о разграничении сопредельных участков дна Каспийского моря от 23.09.2002 г. // Бюллетень международных договоров. 2004. — № 8. — С. 60−62.
  56. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование от 06.07.1998 г. // Бюллетень международных договоров. 2004. — № 1. — С. 71−77.
  57. Горная хартия государств-участников СНГ от 27.03.1997 г. // Бюллетень, международных договоров. 1999. — № 7. — С. 3−8.
  58. Соглашение государств участников СНГ о сотрудничестве в области изучения, разведки и использования минерально-сырьевых ресурсов от 27.03.1997 г. // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. — 1997.-№ 2.-С. 5−10.
  59. А.Б. Административная ответственность: учебник. Издание 3-е, переработанное и дополненное. М.: Эксмо, 2007. — 400 с.
  60. А.Б. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики. В 2-х книгах. Книга 1. М.: Статут, 2004. — 828 с.
  61. А.Б. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Расширенный, с использованием материалов судебной практики. В 2-х книгах. Книга 2. М.: Статут, 2004. — 880 с.
  62. Ф.Х. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1991. — 101 с.
  63. Административная ответственность: Вопросы теории и практики. Сборник статей / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М.: Изд-во ИГиП РАН, 2005. — 286 с.
  64. Административная ответственность: вопросы теории и практики (Восьмые «Лазаревские чтения») // Государство и право. 2005. — № 1. — С. 5−27.
  65. Административная ответственность и проблемы административного права (Четвертые «Лазаревские чтения») // Государство и право. 2000. — № 10. — С. 5−23.
  66. Административное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 30 501 «Юриспруденция» / Под ред. П. И. Кононова, В. Я. Кикотя, И. Ш. Килясханова. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИДАНА, Закон и право, 2008. — 559 с.
  67. Административное право России: учебник / Попов Л. Л., Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В., отв. ред. Л. Л. Попов. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. -688 с.
  68. Административное право Российской Федерации: курс лекций / К. С. Вельский и др., под ред. Н. Ю. Хаманевой. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 704 с.
  69. Административное право: учебник / Под ред. Ю. М. Козлова, Л. Л. Попова.- М.: Юристъ, 1999. 728 с.
  70. Административное право: учебник для вузов / Под ред. Л. Л. Попова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристь, 2005. — 702 с.
  71. Административное право: Учебно-методический комплекс / Отв. ред. В. Ф. Волович. Томск: Изд-во ТГУ, 2005. — 280 с.
  72. Административно-правовое регулирование в сфере экономики (Пятые «Лазаревские чтения») // Государство и право. 2001. — № 11. — С. 5−21.
  73. Ю.С. Новый КоАП РФ все ли учтено на стадии доработки? // Журнал российского права. — 2000. — № 11. — С. 37−43.
  74. Ю.С., Багишаев З. А., Манохин В. М. Российское административное право. М.: Юрист, 1996. — 472 с.
  75. Г. А. Земельные правоотношения в СССР. -М.: Госюриздат, 1958. -424 с.
  76. С.С. Теория права.-М.: Бек, 1995.-320 с.
  77. А.П., Кармолицкий А. А. Административное право. Первая часть: учебник. М.: Зерцало, 2009. — 528 с.
  78. В.Д. Юридическая ответственность и принуждение // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб.статей. / Под ред. В. Ф. Воловича. Томск, 2005. — С. 27−29.
  79. В.Д. Охранительный механизм в праве // Актуальные проблемы государства и права в современный период: Сб.статей. Часть 1 / Под ред. В. Ф. Воловича. Томск, 1998. — С. 21−24.
  80. В.Ж., Андреева Е. Е., Вылегжанин А. Н., Зайденварг В. Е., Постников В. И. К вопросу правового регулирования горного производства // Горный журнал. 1996.-№ 5. -С. 3−8.
  81. А.И., Падуков В. А. Беседы о горной науке. М.: Наука, 1981. -160 с.
  82. Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций. 4-е изд. М.: Омега-Л, 2006. — 579 с.
  83. .Т. Юридическая ответственность (теоретические вопросы). — Красноярск: Изд-во КГУ, 1985. 120 с.
  84. Д.Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник. 3-е изд.- М.: Норма, 2008. 816 с.
  85. Д.Н., Котельникова Е. В. Длящиеся административные правонарушения: вопросы правоприменительной практики // Административное право ипроцесс. 2005. -№ 3. — С. 4−12.
  86. Д.Н. Административное право России. М.: Норма, 2000. — 640 с.
  87. Д.Н. Юридический процесс и административное судопроизводство // Журнал российского права. 2000. — № 9. — С. 6−12.
  88. Д.Н. Административная ответственность граждан в СССР: учебное пособие. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1989. — 204 с.
  89. Д.Н., Ренов Э. Н. Производство по делам об административных правонарушениях. Пособие для слушателей народных университетов М.: Знание, 1989.-96 с.
  90. Д.Н. Состав административного проступка: учебное пособие. -Свердловск: СЮИ, 1987. 70 с.
  91. Д.Н. Административная ответственность. Пермь, 1966. — 193 с.
  92. Г. С. Правовое регулирование разведки и разработки общераспространенных полезных ископаемых / Отв. ред. О. С. Колбасов. М.: Наука, 1978. — 136 с.
  93. Г. С., Каверин A.M., Краснов Н. И. Законодательство о недрах. -М.: Юрид. лит., 1976. 80 с.
  94. Г. С. Право пользования недрами в СССР / Отв. ред. О.С. Кол-басов. М.: Наука, 1974. — 156 с.
  95. В.П. Уральское горное хозяйство и вопрос о продаже горных заводов. СПб.: Безобразов и К., 1869. — 373 с.
  96. К.С. Административная ответственность: генезис, основные признаки, структура // Государство и право. 1999. — № 12. — С. 12−20.
  97. А.Г. Административная ответственность юридических лиц: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2003. — 26 с.
  98. С.М., Перчик А. И. Соглашения о разделе продукции. Теория, практика, перспективы. Право. Экономика. М.: Нефть и газ, 1999. — 496 с.
  99. С.А. Соотношение публично-правовых и частноправовых средств в обеспечении экологических прав граждан // Журнал российского права. -2005.-№ 7.-С. 24−32.
  100. С.А., Краюшкина Е. Г. Комментарий к Федеральному закону «О континентальном шельфе» М.: Юстицинформ, 2003. — 240 с.
  101. С.А. Новый федеральный закон «Об охране окружающей среды» // Журнал российского права. 2002. — № 6. — С. 56−63.
  102. А.И. Критерий лицензионные условия // Томские недра. -2006.-№ 1.-С.7.
  103. С.Н. Юридическая ответственность и законность (очерк теории). -М.: Юрид. лит., 1976.-216 с.
  104. М.М., Дубовик O.JI. Федеральный закон «Об охране окружающей среды: теория и практика // Журнал российского права. 2003. — № 3. — С. 30−41.
  105. М.М. Экологическое право: учебник. М.: Юрист, 2005. — 670 с.
  106. М.В., Клюкин Б. Д., Теплов О. М., Толстых Н. И. Регулирование отношений недропользования на территории РФ. Научно-практическое пособие. -М.: Изд-во Ин-та законодательства и сравнит, правоведения, 2002. 348 с.
  107. И.И. Административно-правовые санкции. М.: Юрид. лит., 1975.- 192 с.
  108. Веремеенко И. И, Попов JI.JI., Шергин А. П. Понятие условия эффективности административных санкций // Правоведение. 1972. — № 5. — С. 8−15.
  109. А.Н. Административные штрафы, назначаемые органами внутренних дел, как источник доходов бюджетной системы: Дис.. канд. юрид. наук. -Саратов, 2004. 184 с.
  110. В.П. Состояние законности в сфере рационального использования и охраны недр // Экологическое право. 2004. — № 2. — С. 36−39.
  111. Н.В. Конституционное правосудие в России (1991 2001 гг.). Очерки теории и практики. — М.: Городец-издат, 2001. — 508 с.
  112. В.Ф. Сущность административной ответственности // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб.статей. / Под ред. В. Ф. Воловича. Томск: Изд-во ТГУ, 2004. — С. 7−16.
  113. В.Ф. Административно-правовые проблемы управления в сфере природопользования // Правовые проблемы укрепления российской государственности: Сб.статей. / Под ред. В. Ф. Воловича. Томск, 2003. — С. 3−52.
  114. В.Ф. Природоресурсное право и его роль в укреплении российской государственности // Проблемы развития и совершенствования законодательства: Сб.статей. / Под ред. В. Ф. Воловича. Томск, Изд-во ТГУ, 1999. — С. 119−144.
  115. В.Ф. Актуальные административно-правовые проблемы деликто-логии // Проблемы развития и совершенствования законодательства: Сб.статей. /
  116. Под ред. В. Ф. Воловича. Томск, Изд-во ТГУ, 1999. — С. 145−157.
  117. В.Ф. Организационно-правовые проблемы освоения Севера России // Проблемы развития и совершенствования законодательства: Сб.статей. / Под ред. В. Ф. Воловича. Томск, Изд-во ТГУ, 1999. — С. 177−203.
  118. В.Ф. Управление в области природоресурсных отношений (административно-правовой аспект) // Актуальные проблемы правоведения в современный период: Сб.статей. / Под ред. В. Ф. Воловича. Томск, Изд-во ТГУ, 1998. -С.158−160.
  119. А.Н. Правопритязания на природные ресурсы Арктики // Московский журнал международного права. 2006. — № 1. — С. 102−131.
  120. .Н., Чернявский А. Г. Административное право Российской Федерации. М.: Дело и Сервис, 2001. — 624 с.
  121. И.А. Административная ответственность в СССР (процессуальное регулирование). Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1976. — 198 с.
  122. И.А. Административная ответственность в СССР (государственное и материально-правовое исследование). Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1970.-252 с.
  123. Е.Ф. Разграничение компетенции в области недропользования в федеративном государстве (Конституционно-правовое исследование на материалах России, США и Канады): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Тюмень, 2004. — 24 с.
  124. Горная энциклопедия в 5-ти томах. М.: Советская энциклопедия, 1984. -2500 с.
  125. Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды РФ в 2006 году» // Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии РФ Электронный ресурс. Электрон, дан. — М., 2007. — Режим доступа: http://vmw.mnr.gov.ru, свободный.
  126. Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды РФ в 2005 году» // Официальный сайт Министерства природных ресурсов и экологии
  127. РФ Электронный ресурс. Электрон, дан. — М., 2006. — Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru, свободный.
  128. Т.А., Чапкевич JI.E. Новая система и структура органов исполнительной власти: справочно-учебное пособие. -М.: Волтерс Клувер, 2005. 464 с.
  129. А.А. Понятие административного процесса и кодификация административно-процессуального законодательства // Государство и право. 2000. -№ 11.-С. 5−12.
  130. Н.М. К вопросу о разграничении предметов совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов // Государство и право. 2004. — № 5.- С. 89−92.
  131. Е.В. Доказательства в административном процессе. М.: Юрид. лит., 1973.-192 с.
  132. O.JI. Механизм действия права в охране окружающей среды / Отв. ред.: Колбасов О. С. М.: Наука, 1984. — 168 с.
  133. Н.А., Чубуков Г. В. Экологическое право России: учебник. М.: Экзамен, 2006. — 446 с.
  134. В.И. Проблемы административной юрисдикции // Проблемы российского государственного строительства и законодательства. Владивосток, 1994.-С. 44−51.
  135. В.И. Административная ответственность организаций: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. Свердловск, 1983. — 17 с.
  136. .В. Экологическое право России: учебник. 3-е изд., перераб.- М.: Юрайт-Издат, 2005. 430 с.
  137. Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: Интел-Синтез, 1997. — 77 с.
  138. JI.A. Вопросы кодификации законодательства о природных ресурсах // Экологическое право России. Сборник материалов научно-практических конференций, 1995−1998 г. г. М.: Зерцало, 1999. — С. 363−365.
  139. JI.A. Новый закон РФ о недрах // Государство и право. 1993. -№ 2. — С.65−71.
  140. JI.A. О понятиях объекта права государственной собственности на недра земли и пользование ими. Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 16. — М., 1969. — С. 111−119.
  141. Т.В. О совершенствовании экологического законодательства // Правовые проблемы охраны окружающей среды / Под ред. Э. Н. Жевлакова. М.: Интел-Синтез, 1998.-С. 143−158.
  142. JI. Административная ответственность юридических лиц // Российская юстиция. 2001. — № 3. — С. 21−23.
  143. В.В. Административная ответственность по российскому законодательству. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. экон. акад., 1998. — 208 с.
  144. Н.А. Компетенция органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. М. Изд-во Ин-та законодательства и сравн. правоведения, 1999.-648 с.
  145. В.Б. Законодательство субъектов РФ: объем, структура, тенденции развития // Журнал российского права. 1999. -№ 12. — С. 28−32.
  146. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / Отв. ред.: Хаманева Н. Ю. М.: Новая правовая культура, 2004.-568 с.
  147. А.И. Народная охрана природы Сибири (История. Состояние. Перспективы). Омск: Изд-во Омский дом печати, 1999.- 192 с.
  148. А.И. Региональные проблемы правовой охраны природы в России. Сургут: Издат. центр Сургут, гос. ун-та, 1997. — 238 с.
  149. Л.А. Роль административной науки в совершенствовании законодательства об административных правонарушениях // Государство и право.2005. -№ 1.-С. 11−14.
  150. Л.А., Кузьмичева Г. А., Административная ответственность: Учебное пособие, нормативные акты. М.: Юриспруденция, 2000. — 464 с.
  151. Д.П. Наши законы о недрах. СПб., 1907. — Н.д.
  152. В.Р. Административное правонарушение: понятие, состав, квалификация. Учебное пособие. М.: Изд-во МВШМ МВД РСФСР, 1991. — 58 с.
  153. .Д. О развитии договорной основы права пользования недрами // Государство и право. 2004. — № 9. — С. 46−54.
  154. .Д. Законодательная база горного законодательства РФ: современные проблемы и пути совершенствования // Экологическое право. 2002. — № 1. З.-С. 23−32.
  155. .Д. Формирование нового горного права России // Журнал российского права.-2001.-№ З.-С. 54−63.
  156. .Д. 300 лет горному законодательству России // Журнал российского права. 2000. — № 12.-С. 136−141.
  157. .Д. Многообразие форм собственности на природные объекты // Право и экономика. 1998. — № 1. — С. 36−41.
  158. .Д. Формирование Российского горного законодательства на основе законодательства о недрах // Законодательство и экономика. 1995. — № 17/18.-С.3−21.
  159. .Д., Теплов О. М. Федеральный закон РФ «О недрах» (Проект) // Законодательство и экономика. 1995. -№ 17/18. — С. 22−49.
  160. .Д., Теплов О. М. Концепция развития горного законодательства // Правовая реформа: концепция развития российского законодательства. — М., 1995. С.156−163.
  161. JI.B. Административно-деликтное отношение. Киев: Вища шк., 1979.-230 с.
  162. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Научно-практический комментарий / Под ред. Севрюгина В. Е. М.: Юристь, 2004. — 1103 с.
  163. С.Н. Административная ответственность как правовое последствие административного проступка // Вопросы теории и практики административно-правового регулирования. Межвузовский сборник научных трудов. -Свердловск, 1983. С. 47−49.
  164. Д.Н. Проблемы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации // Журнал российского права. 2002. — № 5. — С. 3−11.
  165. Ю.М. Административное правоотношение. М.: Юрид. лит., 1976.- 184 с.
  166. JI.C., Плесовских В. Д., Севрюгин В. Е. Административное право России. Особенная часть. Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2006. — 632 с.
  167. В.Н. Недропользование: теоретико-правовой анализ. М.: ООО
  168. Нестор Академик Паблишерз», 2005. 224 с.
  169. В.Н., Скайиер JI. Государство как сторона договора: ограничение регулятивных функций при недропользовании на условиях лицензионного соглашения и соглашения о разделе продукции // Нефть, Газ и Право. 2004. — № 6. — С. 21−35.
  170. Ю.Ю. Некоторые аспекты вины юридических лиц, привлекаемых к административной ответственности // Журнал российского права. -2003. -№ 1. С. 76−81.
  171. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Отв. ред. Е. Н. Сидоренко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.- 1016 с.
  172. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Б. Н. Габричидзе. М.: Дашков и К., 2003. — 992 с.
  173. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю. М. Козлова. М.: Юристь, 2002. — 1229 с.
  174. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. Особенная часть / Под общ. ред. Ю. И. Скуратова, В. М. Лебедева. М.: Норма, 2002. — 960 с.
  175. Комментарий к Федеральному закону «О недрах» / Отв. ред. Боголюбов С. А. М.: Изд-во Инфра-М, Норма, 2001. — 400 с.
  176. Н.М. Административное право России: учебник. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. — 448 с.
  177. А.П. Нормы административного права и их применение. М.: Юрид. лит., 1978. — 144 с.
  178. В.П., Певзнер М. Е. Экология горного производства. М.: Недра, 1990.-360 с.
  179. О.И. Комментарий к Закону Российской Федерации «О недрах». М.: Юристь, 2002. — 480 с.
  180. О.И. Экологическое право. М.: Норма, 2004. — 576 с.
  181. К.Л., Курский А. Н., Панфилов А. Е., Трубецкой К. Н. Горное законодательство России: вчера, сегодня, завтра. М.: Изд-во Академии горных наук, 2000.-248 с.
  182. .М. Административная ответственность. М.: Моск. рабочий, 1985.-77 с.
  183. .М. Административные правонарушения и ответственность заих совершение // Советское государство и право. № 8. — 1985. — С. 33−41.
  184. О.Э. Санкции в советском праве. М.: Госюриздат, 1962. — 238 с.
  185. О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву (теоретические проблемы). М.: Изд-во МГУ, 1981. — 240 с.
  186. Д.А. Общая теория юридической ответственности: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. Саратов, 2004. — 46 с.
  187. Д.А. Проблемы юридической ответственности. Монография / Под ред. Р. Л. Хачатурова. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. — 387 с.
  188. .А. Правовое регулирование разведок и разработок месторождений полезных ископаемых в СССР. М.: Госюриздат, 1960. — 119 с.
  189. В.А. Административный процесс и его кодификация. Тбилиси, Изд-во Тбил. ун-та, 1986. — 281 с.
  190. А.Е. Право и эффективность управления. М.: Юрид. лит., 1973.88 с.
  191. А.Е. Административная ответственность за правонарушения. М.: Госюриздат, 1961. — 188 с.
  192. Д.С. Перспективы долгосрочного социально-экономического развития России // Вестник Российской Академии Наук. 2003. — Том 73. — № 8. — С. 675−697.
  193. И.В. Система административных наказаний: понятие и признаки // Государство и право. 2005. — № 4. — С. 18−27.
  194. И.В. Административные наказания в системе мер административного принуждения (концептуальные проблемы): Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. Саратов, 2004. — 54 с.
  195. И.В. Административный штраф: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Саратов, 1995. — 24 с.
  196. В.М. Организация правотворческой деятельности в субъектах Российской Федерации. Саратов: Изд-во СГАП, 2002. — 240 с.
  197. М.Я. Пояснительная записка к проекту Российского административно-процессуального кодекса РАПК // Административное право и процесс. — 2007. — № 1. — С. 27−30.
  198. М.Я. Административная юстиция и административное судо производство: соотношение с административным процессом, процессуально-правовая регламентация, перспективы развития // Государство и право. 2002. -№ 9.-С. 10−18.
  199. М.Я. Производство по делам об административных правонарушениях. Учебное пособие. М.: МНЭПУ, 1994. — 120 с.
  200. М.Я. Административно-юрисдикционный процесс: Сущность и актуальные вопросы правоприменения по делам об административных правонарушениях. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1990. — 207 с.
  201. Г. К. Психологические аспекты вины советских юридических лиц // Советское государство и право. 1978. — № 8. — С. 39−47.
  202. А.В. Проблемы административной ответственности юридических лиц // Журнал российского права. 1998. — № 7. — С. 45−52.
  203. Н.А. Административная ответственность юридических лиц: История, теория, практика: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. — 22 с.
  204. Н.Б. Основы горного права. Алма-Ата: Казахстан, 1983. -248 с.
  205. Н.Б. Правовые проблемы пользования недрами. Алма-Ата: Наука, 1972. — 334 с.
  206. Л.Г. Теоретические вопросы регулирования горных отношений в СССР: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М., 1976. 18 с.
  207. Е.В. О новых подходах к формированию проекта Федерального закона «О недрах» // Государство и право. 2004. — № 3. — С. 41−50.
  208. Е.В. О необходимости реформирования законодательства о недрах // Экологическое право. 2003. — № 4. — С. 24−30.
  209. Общая теория государства и права: теория права. Академический курс в 2-х томах. Том 2. / Под ред. М. Н. Марченко. М.: Зерцало, 1998. — 640 с.
  210. Д.М. Административное право. -М.: Юристь, 2001.-468 с.
  211. Е.В. Административная ответственность юридических лиц: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М., 2001. 33 с.
  212. Е.В. Материально-правовые проблемы административной ответственности юридических лиц (к проекту КоАП) // Государство и право. 1998.7.-С. 14−19.
  213. А.В. Соотношение регионального и федерального законодательства: проблемы и решения // Журнал российского права. 2000. — № 11. — С. 173−176.
  214. И.В. Административно-процессуальное право России. 2-е изд. -М.: Норма, 2007.-336 с.
  215. И.В. Еще раз о двух тенденциях, разрушающих целостность института административной ответственности // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 2007. — № 8. — С. 4−29.
  216. И.В. Административно-процессуальная деятельность в Российской Федерации. Монография. Саратов: Приволжское книжное издание, 2001. -452 с.
  217. И.В. Административное судопроизводство в РФ // Государство и право.-2001.-№ Ю.-С. 13−20.
  218. И.В. Административный процесс в Российской Федерации: понятие, принципы и виды // Правоведение. 2000. — № 2. — С. 114−127.
  219. И.В. Административно-юрисдикционный процесс. Монография. Саратов: Светопись, 1998. — 256 с.
  220. М.Е. Горное право. М.: Изд-во МГГУ, 2006. — 375 с.
  221. М.Е. Право собственности в недропользовании // Государство и право. 2002. — № 3. — С. 27−32.
  222. М.Е. Горное дело и охрана окружающей среды. М.: Изд-во МГГУ, 2001.-300 с.
  223. М.Е. О совершенствовании горного законодательства в России // Горный журнал. 1994. — № 8. — С. 5−9.
  224. А.И. Горное право. Учебник. М.: Филология три, 2002. — 525 с.
  225. А.И. Проблемы правовой ответственности в социалистическом обществе: учебное пособие. Омск: Ом. ВШМ МВД СССР, 1976. — 120 с.
  226. В.В. Экологическое право России: учебник для вузов. М.: Бек, 1995.-557 с.
  227. В.В. Экология и право. М.: Юрид. лит., 1981. — 224 с.
  228. М.П. Административная ответственность организаций (юридических лиц): Дис. канд. юрид. наук. Саратов, 1998. — 171 с.
  229. В.А. Состав административного проступка и его значение в юрисдикционной деятельности органов внутренних дел. Хабаровск: Хабаров. ВШ МВД СССР, 1988. — 58 с.
  230. В.Г. Правовое обеспечение рационального и комплексного использования недр земли в СССР: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Свердловск, 1966.- 18 с.
  231. Л.А. Соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации (Вопросы теории): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 2005. — 22 с.
  232. Л.Л., Шергин А. П. Управление. Гражданин. Ответственность. Сущность, применение и эффективность административных взысканий. Л.: Наука, 1975.-251 с.
  233. Л.Л. Убеждение и принуждение. Организационно-воспитательные и административные средства охраны общественного порядка в деятельности советской милиции / Отв. ред. Ю. М. Козлов. М.: Моск. рабочий, 1968. — 159 с.
  234. Послание Президента РФ Путина В. В. Федеральному Собранию РФ от 03.04.2001 г. «Не будет ни революций, ни контрреволюций». М., 2001. — 15 с.
  235. Право природопользования в СССР / Под ред. Н. И. Краснова, Г. А. Аксененок, Г. С. Башмакова, И. А. Иконицкой М.: Наука, 1990. — 196 с.
  236. Правовой режим минеральных ресурсов: Словарь-справочник / Под ред. В. Ж. Аренса, А. Н. Вылегжанина. Томск, Изд-во ТГУ, 2002. — 248 с.
  237. Правовые проблемы охраны окружающей среды / Под ред. Э.Н. Жевла-кова. М.: Интел-Синтез, 1998. — 272 с.
  238. .Н. Применение принципа вины при регулировании хозяйственной деятельности // Советское государство и право. 1979. -№ 10. — С. 67−70.
  239. В.В. Россия на рубеже тысячелетия // Российская газета. 1999. -31 декабря.
  240. Ф.Л. Формы вины предприятия и договорная ответственность // Советское государство и право. 1970. — № 3. — С. 82−87.
  241. И.А. О методологических и гносеологических аспектах учения об основаниях юридической ответственности // Юридическая ответственность: проблемы и перспективы. Труды по правоведению. Тарту: Изд-во Тарт. ун-та, 1989. -С. 7−29.
  242. Г. Г. Русское горное законодательство: Устав горный. Ч. 1. — СПб.: Тип. Д. В. Чичинадзе, 1905. 1780 с.
  243. Н.Г., Хаманева Н. Ю. Административная юстиция, административное судопроизводство // Государство и право. 2002. — № 1. — С. 15−17.
  244. Н.Г. Законодательное регулирование ответственности и разграничение полномочий // Закон. 1998. — № 9. — С. 84−87.
  245. Н.Г. Административный процесс в СССР. М.: Юрид. лит., 1964.-160 с.
  246. И.С., Фарукшин М. Х. Ответственность по советскому законодательству. М.: Юрид. лит., 1971. — 239 с.
  247. И.С. Понятие правонарушения по советскому законодательству. М.: Юрид. лит., 1963. — 286 с.
  248. Свод законов Российской империи. Том 7. Устав Горный. Устав монетный.-СПб., 1893.-н.д.
  249. В.Е. От административной ответственности к административному судопроизводству // Административное право и процесс. 2006. — № 1. — С. 41−43.
  250. В.Е. Проблемы административного права: Учебное пособие. -Тюмень: ТВШ МВД РФ, Тюм. ГУ, 1994. 208 с.
  251. В.Е. Теоретические проблемы административного проступка: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 1994. — 39 с.
  252. В.Е. Понятие правонарушения (проступка) по административному законодательству: учебное пособие. М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1988. -54 с.
  253. В.Т. Административный штраф: проблемы теории и практики (по материалам органов внутренних дел республики Башкортостан): Автореф. дис. .канд. юрид. наук. СПб., 1998. — 22 с.
  254. Е.В. Административно-правовое обеспечение защиты окружающей среды: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. Воронеж, 2002. — 24 с.
  255. А.П. Проблемы административной ответственности юридических лиц: Автореф. дис.. д-ра юрид. наук. Саратов, 2000. — 52 с.
  256. В.Д. Административно-процессуальное право. 2-е изд., перераб. и доп. / Подгот. докт. юрид. наук., проф. А. И. Каплуновым. СПб.: Юридический центр Пресс, 2008. — 571 с.
  257. В.Д. Парадоксы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Правоведение. 2004. — № 3. — С. 4−28.
  258. В.Д. О двух тенденциях, разрушающих целостность института административной ответственности // Правоведение. 1999. — № 1. — С. 46−54.
  259. В.Д. Административно-процессуальные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.-75 с.
  260. С.А. Право на исследование недр как разновидность прав недропользования (по зарубежному и российскому законодательству) // Государство и право. 2000. — № 6. — С. 27−36.
  261. Ю.Н. Административная юстиция: теория, история, перспективы. М.: Инфра-М, Норма, 2001. — 304 с.
  262. М.С. К проекту Кодекса РФ об административных правонарушениях // Журнал российского права. 1998. — № 6. — С. 113−121.
  263. М.С. Что такое административная ответственность? — М.: Сов. Россия, 1990.- 128 с.
  264. М.С. Состав административного проступка // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 15. М., 1968. — С. 72−75.
  265. Н.А. Правовая охрана недр в СССР. М.: Знание, 1976. — 210 с.
  266. Н.А. Правовой режим недр. М.: Юрид. лит., 1969. — 168 с.
  267. Теория государства и права: учебник для вузов / Ред. В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. -М.: Изд. группа ИНФРА-М, НОРМА, 1997. 570 с.
  268. О.М. Основания возникновения права пользования участками недр // Журнал российского права. 2005. — № 3. — С. 82−92.
  269. О.М. Развитие федерального законодательства о недрах // Журнал российского права. 2003. — № 3. — С. 27−36.
  270. Ю.А. Административное право и процесс: полный курс. -М.: Изд-во Тихомирова М. Ю., 2005. 657 с.
  271. Р.В. Административная ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдуме: Дис.. канд. юрид. наук. Хабаровск, 2001.-182 с.
  272. В.А. Русское горноземельное право. Киев: Тип. И.И. Чоколо-ва, 1909.-373 с.
  273. И.А. Совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов как предмет конституционного регулирования // Журнал российского права. -1999.-№ 11.-С. 22−35.
  274. P.O. Общее учение о правоотношении. М.: Юрид. лит., 1974. -351 с.
  275. В.А. О принципах разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами // Журнал российского права. 2003. -№ 9. — С. 47−52.
  276. Т.А. Административно-правовое регулирование в сфере добычи и реализации нефти и нефтепродуктов в Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. М., 2004. — 178 с.
  277. А.Н. Об основных правовых проблемах федерализма в современной России и путях их решения // Федерализм. 2004. — № 2. — С. 73−96.
  278. Д.М. Административная юстиция (теоретические проблемы). JL: Изд-во ЛГУ, 1973.- 133 с.
  279. Г. Г. Территориальные системы регулирования экономики (территория рынок — территория). Кн. 1 / Науч. ред. акад. А. Л. Яншин. — Новосибирск: Новосиб. ин-т нар. хоз-ва- АО «СКИТ», 1994. — 377 с.
  280. М.Д. Наказание, его цели и эффективность. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973.- 160 с.
  281. Л.Б. Подземное хозяйство: правовое регулирование // Журнал российского права. 2001. — № 11. — С. 93−96.
  282. Ю.С., Мунтян В. Л., Розовский Б. Г. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды. Киев: Наук, думка, 1978. — 280 с.
  283. А. П. Административная юрисдикция. М.: Юрид. лит., 1979.- 144 с.
  284. А.А. Горное право. Сравнительное изложение горных законов, действующих в России и в главнейших горнопромышленных государствах Западной Европы. СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1896. — 629 с.
  285. Экологический мониторинг: Состояние окружающей среды Томской области в 2004 году / Гл. ред. A.M. Адам. Томск: Управление охраны окружающей среды, ОГУ «Облкомприрода», 2005. — 148 с.
  286. Экологический мониторинг: Состояние окружающей среды Томской области в 2005 году / Гл. ред. A.M. Адам. Томск: Управление охраны окружающей среды, ОГУ «Облкомприрода», 2006. — 148 с.
  287. Экологическое право: учебник / O.JI. Дубовик, JI. Кремер, Г. Любе-Вольфф- под ред. О. Л. Дубовик.- пер. с нем. разд. II, III, V А.А. Жалинская-Рёрихт. Изд. 2-е, исправл. и доп. М.: Эксмо, 2007. — 768 с.
  288. Экологическое право: учебник / Под ред. С. А. Боголюбова. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. — 400 с.
  289. Эффективность юридической ответственности в охране окружающей среды / Отв. ред. О. С. Колбасов, Н. И. Краснов. М.: Наука, 1985. — 225 с.
  290. А.Ю. О применении судьями судов общей юрисдикции некоторых положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2005. — № 3. — С.37−40.
  291. А.Ю. Принципы административно-юрисдикционного процесса // Государство и право. 1999. — № 5. — С. 5−11.
  292. А.Ю. Административно-юрисдикционный процесс и админист-ративно-юрисдикционное производство // Государство и право. 1999. -№ 3. — С. 5−10.
  293. А.Ю. Статус субъекта административной юрисдикции и проблемы его реализации. Монография. М.: Проспект, 1999. — 200 с.
  294. О.М. Административная ответственность. М.: Юрид. лит., 1972. -152 с.
  295. P.P. Правовая охрана недр в Российской Федерации: Дис.. канд. юрид. наук. Уфа, 2004. — 178 с.
Заполнить форму текущей работой