Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Художественная промышленность и народные ремесла в Грузии конца XIX-первой половины XX века (творческая и учебно-педагогическая практика)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Это влияние было столь устойчивым, что, когда в начале тридцатых годов в русской советской художественной культуре совершался творческий перелом и на повестку дна встали вопросы освоения наследия (в том числе и национального), возобновляется интерес к наследию, в Грузии эти веяния пришли несколько позже, о чем свидетельствует ряд конкретных архитектурных сооружений и разработок прикладного… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Вв е д е н и е
  • 2. Глава I. Состояние прикладного искусства в Грузии и подготовка инструкторов-мастеров в конце XIX — начале XX века
  • 3. Глава II. Развитие промышленно-прикладного искусства Грузии и подготовка кадров с начала 1920-х годов до середины 1930-х годов
  • 4. Глава III. Система и деятельность проектных учреждений, образование в области прикладного искусства. Середина 1930-х — начало
  • 1950-х гг
  • -«¦* |

Художественная промышленность и народные ремесла в Грузии конца XIX-первой половины XX века (творческая и учебно-педагогическая практика) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучение развития народного п промшмешо-прикдадЕгого искусства Грузии, как части грузинской культуры, является одной пз главных задач исследования истории материальной культуры грузинского народа.

Все народы, в том числе и грузинский, в своем быту, в своей жизни старались придать окружащему предметному миру красоту.

Как известно и грузинский парод испокон веков наделял бытовые. предметы высокими эстетическими и функциональными качества!, ш, которые въшерялись веками, трудом поколений народных мастеров. При этом изделия прикладного и народного искусства всегда отражали стиль, моду определенного времени, материальный уровепь и вкусы различных социальных слоев общества.

С конца ХЕХ зека искусство предметного мира постепенно начало дифференцироваться. Нас интересует как проходил этот процесс в Грузии, как искусство предметного мира, сохранив национальное своеобразие, обрело современные формы. Мы ставили задачи, проследить так шел процесс воспитания с одной стороны художников-прикладников и с другой — мастеров народного искусства, художественного ремесла в отрезке времени (с конца XIXпервой половине XX века), когда в Грузии начала (спачала медленно) развиваться промышленность.

С приходом капитализма и его развитием, естественно и с развитием промышленности и появлением дешевых фабричных товаров, изделия традициошшх художественных ремесел стали исчезать. Капитализм оказался смертельным для народного искусства.

Интеллпгенты-просветптали принимают меры для выхода из создавшегося положения. С целью сохранения народного искусства они организуют исследоватольско-творческие и учебные учрождения и ишолы-мастерскпсучащимся в работе оказывают художественную и техническую помощь, приобщают к общей культуре, мировой культуре*.

В то же время художники-профессионалы старались постигнуть принципы народного художествешого творчества. Они поняли художественную ценность народных мастеров п оценили эстетические достоинства. Тем самым еаш профессионалы-художники обогащали свою культуру.

В связи с развитием промышленности начали развиваться художественная промышленность и дизайн (хотя тогда он так и не назывался). Этот процесс был непосредственно связан с 1920;ми годами, когда во ВХУТЕИНе Грузии подготавливали художников изобразительных искусств и художншюв-пршеладников для промышленности Грузии. Этот процесс связан также и с проектными ячейками и организациями, где специалисты разных специальностей проектировали изделия художественной промышленности, интерьеры жилых п общественных зданий и их оборудование.

Анализируя практическую деятельность художественно-архитектурных грзгпп и мастерских, прослеживая процесс становления и развития образования в области ремесленного и промышяекно-ирикладного искусства, мы даем такие возможность современному художнику-прикладнику и художнику-конструктору получить представление об истоках формирования их профессиио методах совместной работы художников, архитекторов, конструкторов, технологов и других специалистово творческих направлениях, связанных со спецификой и своеобразным условиями Грузии и учитывающих местные народные художественные традиции.

Мастерство и талант — это осязательные качества творца, которые он реализует при создании изделий народного искусства. Умение найти эмоционально-выразительную форму предмета, при его высокой функциональности, его пропорции, очертания, рптгл, цветовые отношения, материал, фактуру, орнаментальный мотив, которые в совокупности выражали бы определенное душевное состояние, определенное «настроение», поэтическое содержание, и могло бы «заразить» им зрителя и потребителя — важнейшие условия создания изделий народного и прикладного искусства.

Прошпшенно-пршсладаое искусство особенно тесно связано с народным и непосредственно ориентировано на потребителя. Однако связи между народным п прикладным искусством на разных этапах развития художественной деятельности в Грузии проявлялись по-разному и по-разному отражались па конкретных результатах труда. самое ванное, — пишет В. И. Лешш, — чтобы подойти к вопросу с точки зрения научной, это — не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точке зрения того, как известное явление возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" ." '' Зто указание В. И. Ленина имеет прямое отношение и к изучению процесса разделения искусства предметного мира и подготовке кадров Грузинской художественной промышленности и ремесле.

В связи с этим цель данной работы: а) проследить, как развивался процесс разделения искусства предаетпого мира п так оно пришло к сегодняшнему дню, к прикладному, декоративному искусству, художественной промышленности п к дизайнуб) показать картину развития проектного дела. в области прошпшенно-прикладного искусства Грузии, его корни и традициив) проследить .две линии в проектировании изделий промыш.

I. В. И. Лешш. Поли. собр. соч., т.39, стр. 67. ленно-прпкладного искусства: традщпош-iyio линию и линию, в которой преобладают интернациональные чертыг) выявить специфику работы худошшков-профессионалов как в творчестве, так н в подготовке художестве1шо-ремеслешшх кадровд) рассмотреть формирование системы подготовки кадров, способных профессионально заниматься промЕЖяехшо-пршиадным искусством, поскольку именно эта система во многом определяет качество конечного продуктае) рассмотреть организацию системы учреждений и предприятий, занимающихся проектированием изделий прошшленно-приклад-ного искусства.

Данная работа является первым исследованием сложного и многогранного вопроса, впервые подымается п систематизируется архивный материал государственных, ведомственных и частных архивов, прослеживается линия развития и становления нового направления в создании изделий прикладного искусства Грузии. Определяется его своеобразный н национальный характер, прослеживается творческая направленность отдельных мастеров и профессионалов (в том числе и пионеров), создавших отдельные произведения про-мшилехшо-прикладного искусства и их комплексавпервые уясняется система работы в грузинских специализированных проектно-худо-жественшх экспериментальных организациях.

В работе впервые собран и систематизирован как новый, таге и опубликованный ранее материал, предложена периодизация истории данного вида творчества, обобщены и проанализированы разрозненные прежде сведения.

Б работе по-новому рассматриваются и оцениваются некоторые исторические факты (например, художественно-прикладное образование 20−30-х годов, оказавшее существенное влияние на дальнейшее развитие прогшшленно-прикладного искусства).

Для того, чтобы выявить особые черты отдельных этапов и, следовательно, более полно показать общую картину развития проектирования и художественного изучения ремесла и промышленности данного отрезка времени, в работе анализируются наиболее характерные проекты оборудования и мебели жилых и общественных зданий, изделия легкой промышленности и т. п., выполненные в тех проектных организациях, история которых рассматривается в данном исследовании.

Однако, следует отметить сразу, что таких источников со-храншюсь чрезвычайно мало, не говоря уже о проектах, осуществленных в натуре. В большей своей части они не могут слузшть достаточным материалом для каких-либо обобщений или определения их места в общем процессе развития грузинского промышленно-прикладного искусства. Тем не менее, их анализ в какой-то мере позволяет судить о наличии тех или иных направлений в проектном деле н образовании в области промшшенно-щшкладного искусства.

Исследование посвящено периоду с конца XIX в. до начала 50-х годов нашего столетня. Таким образом, явление прослеживается в течение нескольких десятилетий, охваткваюцих как предреволюционные годы, так и значительный отрезок времени Советской власти.

Вычисление именно этого отрезка истории проектирования и художественного образования в области ремесла и для промышленности в Грузии представляется целесообразным и логичным. Предре-волщиошше годы попадают в поле зрения исследования, поскольку целый ряд явлений, сформировавшихся и получивших дальнейшее развитие в советское время, зарождался и впервые заявил о себе именно в конце XIX в. Эти года характеризуются новым отношенном к ремеслу, развитие которого на протяжении веков происходило медленно, в русле традиционных представлений. Это эволюционное развитие было на какой-то ступени прервано, получив отчасти другое направление, когда в Грузии начал развиваться капитализм. Изменение в процессе эволюции ремесла и дает возможность говорить о качественно новом этапе его истории, позволяющем рассматривать последние года XIX в. как некую «точку отсчета», откуда берет начало проьтьшлешю-пршеладное искусство в его современном виде.

История промзждешю-лрикладного искусства данного отрезка времени в советской Грузии прошла несколько этапов, тесно связанных с развитием самой Грузин. Являясь неотъемлемой частью истории советской художественной культуры в целом, это искусство сохраняет однако своп специфические черты, позволяющие выделить проектирование изделий прогепшешю-прикяадного искусства в Грузии в самостоятельное явление.

Таким образом, чтобы вычленить научно-обоснованные периоды развития проектирования и художественного образования в области ремесла и для промышленности в Грузии, необходимо учитывать все вышеперечисленные факторы. Но и тогда периодизация будет весьма условной, ибо границы качественно новых этапов развития того или иного явления расплывчаты и не поддаются строгой фиксации.

Тем не менее, в истории проектирования и художественного образования в области ремесла и для промышленности можно выделить четыре основных периода.

— Первый период охватывает время, примерно, с конца 90-х годов XIX в. до 1921 года, когда в Грузии установилась Советская власть.

В начальные годы этого периода происходят важные процессыс одной стороны, развитие капитализма оказывает гибельное влпянне на традиционное грузинское ремесло, с другой стороны — ремесло становится объектом внимания передовой интеллигенции, делающей попытки осмыслить это явление, стремящейся к его сохранению и развитию.

Второй период охватывает годы с моента установления Советский власти в Грузии до середины тридцатых годов. Этот период обладает определенной цельностью, т.к. именно в эти годы в п]х>~ ектном дале и образовании в области прошшенно-прикладного искусства происходят вашше процессы, связанные с проникновением туда интернационалистических веяний и влияния конструктивна, получившего некоторое развитие в стране. Таким образом, культурные связи между Грузией и Россией, прерванные во время революции и гражданской войны, восстановились, именно тогда, когда в русской советской культуре начали формироваться новые течения.

Подводя первые итоги деятельности института художественной культуры (1ШК) при Наркомпросе РСФСР журнал «Русское искусство» писал в 1923 г.: «К весне 1921 г. идеология института первой даты его деятельности вполне выкристаллизовалась и оформилась. Ока выражалась кратко, всего в одном слове „вещь“. Это понятие на данном этапе связывали с поисками новых форм предметов быта. Однако художников не занимали пока возможности производственного тиражирования. Их уникальные изделия звучали своеобразными декларациями. Но в самый момент кристаллизации этой идеологии в среде института возникает реакция ей, идущая „против вещи“ — „против чистого искусства“. Так возникает группа конструктивистов». ^.

Конструктивизм быстро завоевывает популярность в Грузии, оказывая влияние на всю сферу «делания вещей» .

I. Из истории советской архитектуры 1926;32 гг. «Документы и материалы. Творческие объединения, М., «Наука», 1970, стр. 65.

Это влияние было столь устойчивым, что, когда в начале тридцатых годов в русской советской художественной культуре совершался творческий перелом и на повестку дна встали вопросы освоения наследия (в том числе и национального), возобновляется интерес к наследию, в Грузии эти веяния пришли несколько позже, о чем свидетельствует ряд конкретных архитектурных сооружений и разработок прикладного искусства, выполненных в середине тридцатых годов. В то же время, следует отметить, что национальная линия развития грузинского искусства никогда, собственно говоря, не прерывалась, поэтому перелом в тридцатые годы носил, при всей своей очевидности, сравнительно мягкий характер.

Третий перпод охватывает время с середины тридцатых годов до начала 50-х. Несмотря на то, что третий период продолжался два десятилетия, он характеризуется единой линией развития, связанной с освоением национального и классического наследия прошлого.

В середине 50-х годов под влиянием событий, происходящих в архитектуре, в развитии грузинского щюьшшенно-пршигадного искусства и дизайна намечаются новые тенденции, осуществляются поиски новых форм, новых материалов, по-новому осмысливается среда. Эти качественные, революционные изменения и характеризуют начало четвертого, нового, современного этапа развития прошшленно-прпкладного искусства и дизайна. С этого же времени в Тбилисской государственной Академии художеств, постепенно возобновляется подготовка специалистов по прикладного искусству, а позднее по промышленного искусству и дизайну.

В 1930;ые и первой половине 1950;х годах в Академии не было факультета прикладного искусстваи логично, что учеба в данной области возобновляется и появляются факультеты прикладного искусства и дизайна.

Следует отметить, что в намеченных трех периодах прослеживается некое единство и их отличает искал цельность и общностьони как бы замыкают определенный круг развития процесса расчленения искусств предметного мира. Новый этап, начавшийся с середины 1950;х годов, отличается от предыдущих трех своим характером, своей направленностью и организованностью. Поэтому имеет смысл вычленить первые три периода, изучить и рассмотреть происходящие процессы в данном промежутке времени, а именно с конца Ш и до середины XX века.

Нас интересует процесс развития и дпйферепцпацпп искусства вещного мира с конца XIX века и первой половине XX века, поскольку тленно в это время происходит расчленение творческого и исполнитальского процесса в народном художественном ремесле. Если раньше народный мастер видел созданную им вещь целиком, начиная с замысла до его полного исполнения, то с приходом профессионалов художников и специалистов-конструкторов и технологов этот цельный процесс долится на проектирование вещи профессионалом и исполнение этой же вещи уже — мастером.

Народное художественное ремесло как таковое наш не рассматривается, но поскольку оно непосредственно связано с проектированием вещи и ее исполнением (по задуманным и спроектированным профессионалом проектам), то нас интересует, как проходила подготовка именно этих мастеров из народа, мастеров художественного ремесла начиная с конца XIX века.

Исследование четвертого периода автором проведено, но в данный труд это не вошло, так как многое из того, что в настоящее время составляет основу грузинского проглышлешю-прикладно-го искусства и дизайна еще до конца не изучено не только исторически, но далее критически. Многие процессы еще находятся в стадии становления. Для того, чтобы исследовать и оценивать этот период необходима некоторая временная дистанция.

По отдельным видам ремесленного и промышленно-прпкладного искусства Грузии существуют труды русских и грузинских ученых, но специальных трудов, посвященных проектированию изделий иро-гшшленно-прикладного искусства в Грузии нет. Поэтому проведенное исследование имеет актуальное значение.

Методологической основой работы послужили труды классиков марксизма, работы К. Маркса, Ф. Энгельса, Б. И. Ленина о мануфактурной промышленности, крестьянских промыслов, проблемах культуры и искусства. Источниками же — государственные акты, касающиеся промышленности и экономики Грузии, качества выпускаемой продукции, организации проектного дела и т. д.- труды и статьи, опубликованные в дореволюционной периодической печати, касающиеся экономического быта крестьян Закавказья, развития кустарных промыслов в Грузии и т. д. Из них следует отметить фактологические материалы землеустроителя В. Мачабелп и агронома А. Пира-лова, осногателей Кавказского Кустарного Комитета, субсидируемого государством (на подобие Абрамцевских и Талашкипских частных мастерских) — изучить труды и статьи в советской периодической печати, в которых были затронуты вопросы промышленного развития Грузии, а также вопросы, связанные с художественной жизнью республикиархивные материалы, хранящиеся в государственных, ведомственных и личных архива}:.

Особо следует отметить труды по теории прикладного искусства А. Салтыкова, К. Кантора, Г. К. Вагпера, М. А. Некрасовой, Н. Воронова, К. Макарова и других, а также выпущенный в 1980;х годах сборник статей Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств ордена Ленина Академии художеств СССР «Человек, предмет, среда», под редакцией В.Толстого.

В трудах М. А. Некрасовой рассматриваются теоретические и практические вопросы народного творчества второй половины 1970;х годов. Она предлагает четыре формы бытования народного.

I— rt V п Форма певычлененнэя из своей этнографической среды п связанная с породившим ее национальным и социальным укладом- 2. Творчество единичных народных мастеров, тех, кто сохраняет коллективный художественный опыт традиций- 3. Промысел развивающийся стихийно и 4. Промысли, организованные в мастерские с производственным оснащением, механизацией подсобных работ и с профтехшколами, подготавливающими кадры.

В поздних статьях М. А. Некрасовой выявляются основные особенности и сущностные черты народного искусства, единство коллективного и индивидуального начал.

Г. К.Вагнер в статье «О соотношении народного и самостоятельного искусства» анализирует современные точки зрения на судьбы традиционного искусства в нашем обществе, четко разграничивает самодеятельное и народное творчество.

В статье К. А. Макарова хорошо выявлена закономерность развития в нашем обществе трех типов изобразительного искусства: профессионально-академического, самодеятельного и народного при воздействии их друг на друга, но без смешивания — слияния народного с двумя другими.

В трудах Н. В. Воронова рассматриваются теоретические и практические вопросы художественного творчества и обосновывается их дифференцированный характер, затрагиваются проблемы народного творчества.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой