Искусство как феномен культуры
В XX в. человек, оснащенный новейшими компьютерными технологиями и современной техникой, становится более рациональным. Еще в античности, когда еще не существовало дифференцированного разделения на сферы культуры, греческий термин «techne» означал и «науку», и «ремесло», и «искусство». Аристотель, противопоставляя науку, искусство, с одной стороны, и ремесло, с другой, утверждал, что ремесло… Читать ещё >
Искусство как феномен культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
1. Искусство как феномен культуры
Искусство — один из элементов культуры, интерпретируется в современной культурологи как степень совершенствования художественных технологий, результат человеческой деятельности и степень развития личности.
Катарсис — термин античной эстетики, служащий для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека — очищение через сострадание и сопереживание.
Религия — одна из форм мировоззрения, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование бога или богов, а также сверхъестественных сил. Наиболее ранние формы проявления религии — анимизм, тотемизм, фетишизм, магия. Исторические формы развития религии:
Синкретизм — 1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления, например искусства на первоначальной стадии развития культуры; 2) смешение, неорганическое слияние разнородных элементов, например различных культов и религиозных систем в поздней античности (религиозный синкретизм периода эллинизма).
Синтез искусств — сочетание разных видов искусства, оказывающее многостороннее эстетическое воздействие. Единство компонентов синтеза искусств определяется единством идейно-художественного замысла.
Художественный образ — форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Воплощение художественного образа в разных произведениях искусства осуществляется с помощью разных средств и материалов (слово, ритм, рисунок, цвет, пластика, мимика, киномонтаж и др.). С помощью художественного образа искусство осуществляет свою специфическую функцию — доставлять человеку эстетическое наслаждение и побуждать художника творить по законам красоты.
2. Определение понятия «искусство»
Специфика культуры на каждом историческом этапе развития наилучшим образом раскрывается через такой феномен, как искусство. Искусство является стержнем духовной культуры. Оно представляет собой образную летопись и память человечества. Общение с искусством — один из главных источников обогащения духовной культуры личности, ее гармонического, всестороннего развития.
Обладая во многом общими с культурой функциями, искусство в тоже время имеет свою специфику. Если культура позволяет человеку реализовать его эстетические потребности в различных сферах деятельности во всей полноте их проявлений, то искусство направлено на удовлетворение художественных потребностей, тесно связанных с проявлениями человеческого духа.
Искусство — это одна из важнейших эстетических категорий, характеризующая особую форму общественного сознания, а также человеческой деятельности и ее продуктов. Задолго до науки и права искусство участвовало в познании окружающего мира и самого человека, гармонизации его с природой и социумом. Оно представляет собой развивающуюся систему, гибко реализующуюся в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства осуществляется в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.
Выделяются различные определения понятия искусство, тесно связанные между собой. Все их можно свести к следующим подходам в понимании этого явления.
Во-первых, искусство — это специфический вид духовного отражения и освоения действительности.
Так, например, первобытное искусство зародилось и стало развиваться благодаря способности человека улавливать, выделять и воспроизводить различные формы, звуки, движения, обладающие для древнего человека определенной значимостью или ценностью.
Возникшее как необходимая разновидность активной приспособительной деятельности человека искусство было не только спецификой, но и первой формой человеческого познания мира. То, что было неизвестно и непонятно первобытному человеку отображалось в первых произведениях искусства, нередко содержащих элементы фантазии и мистики. Искусство, особым образом помогавшее людям осваивать окружающий мир и природу, объединяло их для совместной жизни и борьбы за существование, для совместного труда и охоты и т. д. Некоторые ученые считают, что процесс становления искусства был отражением процесса становления самого человека, формирования его как личности.
Искусство неизменно отвечает на трансформацию интересов и требований человека изменением круга основных тем, усложнением своей структуры, появлением новых течений и направлений, обогащением языка. Формируясь, оно повинуется законам, управляющим развитием общества, отражает изменения в его социально-экономической структуре, в общественных отношениях. Художник осознанно или неосознанно выражает интересы определенных социальных слоев, групп, классов, партий, взгляды, настроения, мысли и чувства определенной культурно-исторической эпохи.
Но нельзя сказать, что это односторонний процесс, искусство, в свою очередь, оказывает на человека обратное воздействие, имея собственные внутренние закономерности развития и функционирования, свою художественно-эстетическую специфику, несводимую к тем или иным общественным функциям.
Во-вторых, искусство — это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. Безусловно, разделение ценностей на материальные и духовные и отнесение произведений искусства к духовным ценностям носит условный характер, поскольку в реальной жизни этого разделения не существует, ведь все произведения искусства, тяготея к духовной сфере культуры, в то же самое время являются ценностями материальными, иногда имеющими непосредственное практическое значение.
К примеру, существование архитектуры как в древние, так и в новейшие времена не отделимо от практических потребностей человека. В отношении жилых зданий и построек общественно-гражданского типа это очевидно. Однако справедливо и в отношении храмовых сооружений. Что собою представляют, например, произведения древнеегипетского зодчества — пирамиды? Эти величественные храмовые постройки создавались как жилища для умерших. Люди верили, что человек не умирает, а лишь переходит в другую жизнь — загробную. И в ней он также нуждается во всем, что окружало его в этом мире. Огромные размеры пирамиды не противоречили ее назначению. Ведь это было жилище не обыкновенного мертвого человека, а властителя всего египетского царства — фараона. Пирамиды в своих размерах как бы соизмерялись с тем величием, к которому фараоны стремились в своей власти. В наше время пирамиды уже не воспринимаются в своем утилитарном значении. Они стали символом эпохи, их создавшей древнеегипетской государственности. Пережившие много веков, они сами стали символом времени, памятником истории и великого искусства древности.
Еще одним ярким примером единства пользы и красоты выступает Парфенон. Он был построен при афинском правителе Перикле, в 447 — 438 гг. до н.э. Сооружение должно было стать храмом богини Афины и в тоже время иметь узко утилитарное назначение? быть хранилищем казны, своеобразным государственным банком. Статуя Афины была заказана самому выдающемуся скульптору того времени — Фидию. Он сделал ее из дерева, а снаружи всю покрыл золотом и слоновой костью. Таким образом, статуя служила и предметом культа, и «золотым фондом» государства.
Но само культовое назначение Парфенона, по существу, тоже имело практический характер. Подобно многим другим народам, древние греки верили, что боги, как и люди, нуждаются в земных домах, в жилищах. Парфенон и должен был стать таким жилищем божества. В честь богини Афины в ее «доме» устраивались различные культовые службы и празднества, проходившие как бы в ее «присутствии».
Все это относится к внехудожественному значению Парфенона. Однако Парфенон — это, прежде всего, произведение искусства, художественный памятник: в узком смысле этого слова — в честь победы греков над персами, и в широком смысле — памятник афинской государственности и афинской культуре.
В-третьих, в искусстве проявляются творческие способности человека.
Художественное творчество предполагает осознанную и целенаправленную культурную деятельность, но нельзя сводить искусство к техническому мастерству, когда произведение рассматривается только как сумма формальных приемов, содержанию же отводится лишь роль мотивировки.
Реализация характерного для искусства художественного способа мышления, мышления в образах, потребовала создания особого языка, средствами которого можно было бы осуществить художественное моделирование мира.
«Язык искусства представляет собой специальный, искусственно выработанный язык, организованный в соответствии с определенными общими правилами и законами, целью которых является сделать его универсальным и совершенным средством художественной коммуникации». Это результат творчества многих поколений мастеров, вобравший в себя из художественного опыта развития искусства все самое лучшее и действенное — приемы, способы, средства выражения, выдержавшие проверку временем.
К примеру, как и во всяком искусстве, образ в архитектуре обладает своей спецификой. Образный язык в архитектуре отличается многозначностью и некоторой неопределенностью. Он обладает достоинством глубины, силы, но не точности. В качестве примера можно привести западно-европейский собор XII—XV вв., носящий название готический. Всем своим обликом готический собор по замыслу его творца и в соответствии с господствовавшими в те времена понятиями должен выражать идеальное стремление к небу, к богу. В отличие от греческого храма, открытого для человека, пронизанного чувством радости, готический собор основывается на идеологически заданных противоположностях. Это прежде всего контраст между интерьером, внутренним видом храма и его внешним обликом. Внутри — сумрак, мерцание свечей, наводящие на размышление о греховности и суетности земной жизни. Снаружи — неудержимый, стремительный полет ввысь, к небу всех шпилей и сводов собора.
В-четвертых, искусство — процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющих ему удовольствие, наслаждение.
«Наслаждение от художественных произведений — закономерное порождение восприятия эстетической организации звуков, форм, красок, движений. Но чувственное удовольствие можно считать лишь одной из граней более сложного эстетического восприятия».
Искусство своим образным строем, своей специфической работой с формами действительности стремится воспроизвести, воплотить в своих формах красоту мира и привнести ее в человеческую жизнь.
В культуре существует сфера «эстетического» (от греч. aisthetikos — чувствующий, относящийся к чувственному восприятию), позволяющая обнаруживать сущность прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического.
С одной стороны, искусство обращено к миру высших духовных ценностей и стремится приобщить к ним обычного человека, формируя эстетические потребности и совершенствуя его внутренний мир. Но с другой стороны, искусство принадлежит миру материальному, который не всегда согласуется с миром духовных ценностей, а иногда даже противоречит ему. Поэтому искусство направлено на эстетизацию среды, в которой обитает человек.
В античной философии эстетическое воздействие искусства на человека обозначалось термином «катарсис» (греч. katharsis — очищение). Так, например, пифагорейцы лечили телесные недуги, очищали души от вредных страстей (гнева, страха, ревности) с помощью определенных музыкальных ладов. Аристотель, в свою очередь, понимал под катарсисом очищение через страх и сострадание. По его мнению, в психике человека под воздействием песнопений, музыки, античной трагедии возникают сильнейшие аффекты, плодом которых становится некое облегчение и очищение, связанное с удовольствием.
В-пятых, искусство — особый способ коммуникации: в нем закрепляется связь между человеком и обществом.
Искусство можно рассматривать как некий информационный код, благодаря которому передается особого рода информация от одного поколения к другому. Искусство позволяет человеку переноситься в другие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми (пусть даже вымышленными), в чьих образах художник отразил не только свои собственные представления, но и современные ему взгляды, настроения, чувства.
3. Функции искусства
Искусство отражает жизнь человека в нераздельности ее природных, социальных и личностных моментов, поэтому оно выполняет множество функций и отвечает разнообразным потребностям человека, реализуя его художественные способности.
Среди основных функций искусства можно назвать следующие:
Познавательно-эвристическая функция. Отражая действительность, искусство является одним из способов познания человеком окружающего мира. К примеру, практически единственным источником наших представлений о культуре Древней Греции так называемых «темных веков» являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», автором которых считается Гомер, и не случайно этот исторический период носит его имя (Гомеровский период).
Из романов Достоевского можно узнать о жизни петербургского общества больше, чем из сочинений всех историков, экономистов, статистов той эпохи.
Задолго до науки искусство участвовало в познании окружающей действительности и самого человека, его природы, души, собственного внутреннего мира, их формирования и развития, гармонизации отношений с природой и социумом.
Но в отличие от науки, которую интересует мир, существующий сам по себе, объективно, искусство волнует (как уже отмечалось) мир человека и человек в мире, т. е. личностный аспект.
Аксиологическая функция, заключающаяся в оценке воздействия искусства на человека с точки зрения идеалов, общественных представлений о совершенстве духовного развития, о морали, на которые ориентируется художник.
В качестве примера можно привести представления о красоте, которые исторически изменчивы. В одно и то же время могут быть различные идеалы красоты. Еще Н. Г. Чернышевский отмечал, что представления о человеческой красоте у простого народа во многом несходны с представлениями о ней у господствующих классов. У простых людей эти представления всегда связывались, прежде всего, со здоровьем, способностью трудиться. Поэтому народным идеалом была не стройная белолицая красавица с тоненькими ручками, а краснощекая, цветущая, пышущая здоровьем, способностью трудиться. В период средневековья народные идеалы красоты находили свое выражение в произведениях фольклора, в художественных изделиях ремесленников, в то время как идеалы господствующих классов воплощались в рыцарской литературе.
Коммуникативная функция. Искусство — это знаковая система, имеющая свой исторически обусловленный язык, код, свои условности, и это особенность позволяет искусству быть одним из универсальных средств связи и художественного общения. Общение посредством искусства делает эти коды и условности общедоступными, вводит их в арсенал художественной культуры человечества. Конечно, произведение искусства нельзя свести только к знаку или символу, однако знание особых специфических языков каждого вида искусства в разную историческую эпоху необходимо для того, чтобы адекватно воспринимать ту информацию, которая в них содержится.
Искусство издавна объединяло людей и помогало им общаться. Так, например, в древности разноязычные племена, заключая перемирие, устраивали танец, который своим ритмом сплачивал их. Искусство роднило и соединяло неаполитанцев, римлян, ломбардцев, когда в конце XVIII в. политики разделили Италию на мелкие графства и княжества. Именно искусство позволяло им чувствовать себя единой нацией. И в современном мире искусство прокладывает пути к взаимопониманию народов, оно — инструмент мирного сосуществования и сотрудничества.
Эстетическая функция. По своей природе искусство — это высшая форма освоения мира «по законам красоты». Искусство своим образным строем, своей специфической работой с формами действительности стремится воспроизвести, воплотить в своих формах красоту мира и привнести ее в человеческую жизнь. Создавая новую, рукотворную красоту, искусство стало организацией и нового ощущения человеком полноты своих возможностей. Поиски гармонии и порядка сделали искусство средством воплощения общественной энергии и организации соответствия внешней гармонии мира и внутренней гармонии мира человека. Искусство как борьба гармонии с хаосом выступило организующим фактором на всех уровнях своего существования и функционирования, стало человеческим способом овладения действительностью с помощью образного осмысления ее, воспроизведения посредством построения ее общей, человечески ориентированной модели.
Не случайно индийский поэт Калидаса (V век) выделял четыре цели искусства: вызывать восхищение богов; создавать образы окружающего мира и человека; доставлять высокое удовольствие с помощью эстетических чувств: комизма, любви, сострадания, страха, ужаса; служить источником радости, счастья и красоты. Эстетическая функция — это специфическая способность искусства воспитывать художественные вкусы, ориентировать человека в мире ценностей, активизировать творческий дух личности, желание и умение творить.
Гедонистическая функция, заключающаяся в том, что истинное искусство несет людям наслаждение, одухотворяет их. Еще древние греки отмечали особый, духовный характер эстетического наслаждения и отличали его от плотских удовлетворений.
Информационная функция заключается в возможности искусства передавать разнообразные сведения, служа специфическим каналом связи и обобществления индивидуального опыта отношений и личного присвоения обобществленного опыта. Информационные возможности искусства широки. Художественная информация всегда отличается оригинальностью, эмоциональной насыщенностью, эстетическим богатством.
Воспитательная функция. Без сомнения искусство — один из компонентов, формирующих целостную личность. В нем выражена вся совокупность человеческих отношений к миру — нормы и идеалы свободы, истин, добра, справедливости и красоты. Целостно воспринимая художественное произведение, активно сопереживая ему, зритель как бы становится соавтором. Таким образом искусство выступает способом интеллектуальной и эмоциональной сфер сознания в их гармоническом взаимодействии.
М.С. Каган, указывая на особое место, занимаемое искусством в культуре, выделяет пять функциональных ориентаций искусства: по отношению к природе, обществу, человеку, культуре и самому себе как специфически культурному явлению.
Функции искусства по отношению к человеку — развитие его духовного потенциала, «очеловечивание» в буквальном смысле слова. Произведения искусства не только доставляют эстетическое удовольствие, но и содействуют достижению духовного самоопределения личности, ее неповторимой индивидуальности.
Функции искусства по отношению к обществу — укрепление общественных связей между людьми через придание эстетического, эмоционально-действенного «облачения» различным социально-организационным действиям людей, а также через формирование сознания каждого члена общества в духе, отвечающем нуждам и идеалам этого общества.
Искусство воздействует и на саму природу, так как оно не только изображает, но и преображает ее — как в художественном воображении, так и в реальности.
По отношению к культуре искусство выполняет функции самосознания культуры, «зеркала» культуры как целого. Кроме того, искусство является «кодом» каждой конкретной культуры в процессе ее общения с другими культурами.
Наконец, функции искусства в его отношении к собственным потребностям — это саморегуляция художественного развития, вызванная потребностью эстетического самосовершенствования; поэтому искусству всегда приходится искать «золотую середину» между запросами современности и традициями классики.
В искусстве эстетическое получает эмоционально-чувственное наполнение, благодаря чему объективная реальность отображается и воспринимается в субъективной системе «опредмеченных» ценностей, идей, смыслов, т. е. формируется художественная картина мира. Кроме того, искусство «оказывается одновременно и частью той реальности, способ восприятия которой систематизируется человеческим сознанием и отражается последним в виде „картины мира“, и специфическим, „художественным“ инструментом самого процесса этой систематизации». Эта «двойственность» искусства — кажущаяся, на самом деле здесь имеет место не противопоставление, а взаимодополнительность разных аспектов одного целого.
4. Проблема генезиса искусства
Вопрос о происхождении искусства до сих пор решается неоднозначно. Традиционно выделяются следующие теории происхождения искусства:
Религиозная (магическая) теория.
Игровая теория.
Эротическая теория (инстинкта украшения).
Теория подражания (имитативная теория).
Трудовая (марксистская).
Согласно религиозной (магической) концепции происхождения искусства, истоком искусства являются магические верования и обряды.
Многочисленные данные этнографии доказывают, что изображения, танцы и различного рода драматические действия имели исключительно важное и сугубо практическое значение. С ними были связаны ритуальные обряды, обеспечить успех охоты; возможно, что им приносились жертвы, связанные с культом тотема, т. е. зверя? покровителя племени. Сохранились рисунки, воспроизводящие инсценировку охоты, изображения людей в звериных масках, зверей, пронзенных стрелами и истекающих кровью. Даже татуировка и обычай носить всякого рода украшения вызывались отнюдь не стремлением «к свободной игре видимостью»? они либо диктовались необходимостью устрашать врагов, либо предохраняли кожу от укусов насекомых, либо опять-таки играли роль священных амулетов или свидетельствовали о подвигах охотника,? например, ожерелье из медвежьих зубов могло свидетельствовать о том, что носящий его принимал участие в охоте на медведя.
Приверженцем магической теории был, к примеру, А. Брейль — английский исследователь первобытного искусства, который говорил о настоящей «цивилизации каменного века», проследив эволюцию первобытного искусства от простейших спиралей и отпечатков рук на глине до гравированных изображений животных на костях, камне и роге и полихромных (многоцветных) росписей в пещерах на огромных пространствах Европы и Азии.
Говоря о первобытном искусстве, необходимо иметь в виду, что сознание первобытного человека было синкретично (от греч. synkretismos? соединение), для него все формы культуры: и религия, и мораль, и искусство, и мифология, и т. д. (в последствии развившиеся в самостоятельные) существовали как единое целое.
Искусство становилось и средством общения между людьми и закрепляло свойственную ему способность давать обобщенную картину мира в художественных образах.
Достаточно распространенной является игровая концепция происхождения искусства.
Писавшие о первобытном искусстве К. Бюхер, А. Брейль и другие утверждали, что первобытные люди занимались «искусством для искусства», что первым и определяющим стимулом художественного творчества было врожденное стремление человека к игре.
Теория «игры» восходит к идеям Ф. Шиллера, И. Канта, по мнению которых, стремление к «свободной игре видимостью», свободной от какой-либо практической цели, от логической и моральной оценки — вот главный признак эстетического, художественного переживания.
Ф. Шиллер считал, что «эстетическое творческое побуждение незаметно строит посреди страшного царства сил и посреди священного царства законов третье, веселое царство игры и видимости, в котором оно снимает с человека оковы всяких отношений и освобождает его от всего, что зовется принуждением как в физическом, так и в моральном смысле».
Но, пожалуй, наиболее законченно эта точка зрения выражена в книге голландского культуролога Й. Хейзинги «Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры». По мнению ученого, игра и искусство — это непринужденно-свободные и творческие деятельности. Игровое начало включено в жизнь как отдельного человека, так и в жизнь социума в целом, проявляясь в различных ритуалах, обрядах, присутствуя в празднествах. Й. Хейзинга отмечает существование игрового начала в самых разнообразных проявлениях культуры: праве, философии, науке, религии, особо останавливаясь на соотношении игры и поэзии, игры и искусства. Ученый считает, что при помощи игры можно оценить все культурные явления, в том числе искусства, родственного ей по своей природе.
«Имитативная теория» происхождения искусстваутверждает, что в искусстве проявляется инстинкт подражания. Античная и отчасти средневековая эстетика и теория искусства основывались на мимесисе (от греч. mimesis — подражание, воспроизведение). Однако сущность этого понятия трактовалась мыслителями того времени по-разному. Пифагорейцы полагали, что музыка подражает «гармонии небесных сфер», т. е. музыке, пронизывающей весь универсум. Античный мыслитель Демокрит считал, что искусство возникает из непосредственного подражания животным. Наблюдая за действиями животных, насекомых, птиц, люди научились «от паука? ткачеству и штопке, от ласточки? постройке домов, от певчих птиц? лебедя и соловья? пению». Наиболее подробно теория мимесиса была разработана Платоном и Аристотелем. Платон считал, что подражание составляет основу всякого творчества. Поэзия, например, может подражать истине и благу. Однако обычно искусства ограничиваются подражанием предметам и явлениям материального мира, и в этом Платон усматривал их несовершенство. Аристотель, рассматривая проблему мимесиса, считал, что в искусстве не просто создаются образы реально существующих предметов или явлений, но и заложен импульс к сравнению с ними.
Эротическая теория — это рассмотрение искусства как реализации «инстинкта украшения», средства полового привлечения.
Сторонники этой концепции (Ч. Дарвин, О. Вейнингер и др.) полагают, что искусство появилось как средство приманивания представителями одного пола особей другого пола, что украшательство использовалось для того, чтобы произвести наибольшее сексуальное впечатление. Определенные звуки, сопровождающие любовные похождения и животных, и человека, по мнению этих ученых, порождают музыку. С отзвуками этой теории мы встречаемся и сегодня: это, например, нательные украшения и раскраска тела в культуре племенных народов.
Сторонники трудовой теории полагают, что в качестве импульса для возникновения искусства выступает труд.
По их мнению, искусство и, в частности, изобразительное искусство у своих истоков было одной из сторон труда, развившегося до определенной ступени сознательности.
Поскольку чтобы быть в состоянии осуществлять сознательную цель, человек должен знать природный объект, с которым он имеет дело, должен постигнуть его закономерные свойства. Способность к знанию появляется не сразу: она принадлежит к тем «дремлющим силам», которые развиваются в человеке в процессе его воздействия на природу. По мнению К. Маркса, искусство возникает как проявление этой способности, возникает как раз тогда, когда труд уже отошел от первых животнообразных инстинктивных форм труда, освободился от своей примитивной, инстинктивной формы. Только благодаря такой «школе», длившейся многие тысячелетия, выработались необходимая гибкость руки, верность глаза и способность обобщать видимое, выделяя в нем самые существенные и характерные черты, — т. е. все те качества, которые проявились в замечательных рисунках пещеры Альтамира. Если бы человек не упражнял и не изощрял свою руку, обрабатывая ради добывания пищи такой трудно поддающийся обработке материал, как камень, он не смог бы научиться рисовать: не овладев созданием утилитарных форм, не мог бы создавать форму художественную. Если бы многие и многие поколения не сосредоточивали способность мышления на поимке зверя — основного источника жизни первобытного человека,? им не пришло бы в голову изображать этого зверя.
5. Искусство и другие сферы культуры
Чтобы понять природу искусства, необходимо рассмотреть его в контексте всей человеческой культуры, элементом которой оно является наряду с религией, мифологией, моралью, философией, наукой, правом и другими его формами, с которыми оно имеет много сходного и различного.
Взаимодействие искусства и политики носит многосторонний характер. Прежде всего, это политика государства в отношении искусства и его деятелей: финансирование средств из государственного бюджета на развитие художественных институтов, возможное ограничение свободы творчества. Кроме того, это проведение идеологических установок через искусство с определенными целями. Примером может служить метод социалистического реализма, официально одобренный в качестве догмы (критерии: простота, доступность, массовость, народность, партийность, выражение интересов пролетариата), театрализация политической и общественной жизни, распространенная во время выборных кампаний, съездов, конференций, появление политизированных видов искусства. И наконец,? отношение творцов искусства к политическим событиям в стране.
Неразрывно связаны искусство и философия. Их взаимодействие имеет свои закономерности. Искусство — это своеобразный художественный взгляд «изнутри» в рамках какой-либо эпохи или типа культуры. Творец, обдумывая и создавая свои произведения, в той или иной форме передает нам свои чувства и свои представления о мире, отражающие мировоззренческие взгляды эпохи либо противостоящие им.
Так, например, художественным зеркалом XX в. считается модернизм. О кризисе искусства заговорили многие мыслители: немецкий философ О. Шпенглер, охарактеризовав разлад, крушение целостности человеческого бытия, конфликтность отношения человека к природе и другим людям, механизацию и утрату творческого начала в искусстве как «закат» европейской культуры; голландский культуролог Й. Хейзинга, усмотревший в утрате игрового начала современного искусства проявление кризисных явлений; испанский культуролог X. Ортега-и-Гассет, увидевший в современной культуре тенденцию «дегуманизации искусства»; американский социолог П. Сорокин, отстаивавший на примере модернизма концепцию рождавшегося нового, идеационального или идеалистического, типа культуры. Пессимизм и тяжелые предчувствия пронизывают произведения А. Камю и Ж. Сартра, С. Дали, в кубизме изображение раскладывается на составляющие, в абсурдистском искусстве отрицается всякий смысл человеческой жизни, абстракционисты отказываются от воспроизведения предметности бытия, сюрреалисты в своих произведениях выводят из области подсознания чудовищных химер. Связь этих художественных явлений с широким распространением идей Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, М. Хайдеггера очевидна. В любом справочном пособии можно прочитать, что мировоззренческой основой модернизма являются иррационализм, психоанализ и экзистенциализм. Однако взаимосвязь философии и искусства значительно глубже: культура современной эпохи такова, что вместиться в рамки реалистического искусства она не может. Это и есть то опосредованное философское познание действительности, которое дает нам искусство.
Отношения между искусством и религией многоаспектны. Во-первых, как религия, так и искусство применяют знаки и символы, поскольку искусство и религия представляют собой символические системы культуры. «Произведения искусства и практика и обряды религии указывают на субъект-объектную действительность, которая не является непосредственно доступной восприятию человека и не выражается однозначным способом. Религиозные обряды и литургия — это сложная форма искусства, охватывающая значимый язык человечества, жесты, пение, музыку, танцы перед богом». У религиозного искусства свои закономерности; оно всегда символично, созидается в соответствии с определенными канонами, т. е. регламентируется религиозными институтами, и чаще всего обезличено.
Так, например, в буддийской культуре символом Будды могут быть цветок лотоса (легенда повествует: как только принц Гаутама сделал свои первые шаги, в каждом из следов расцвел прекрасный цветок лотоса); лошадь, бык, лев и слон? воплощения Будды в других жизнях. Согласно канонам, в изображении Будды присутствуют 32 обязательных и 80 вторичных признаков-символов: пучок из волос на голове? ушниша? символ его мудрости, положение руки на уровне груди? символ бесстрашия и т. д.
В мусульманской архитектуре купол мечети? символ божественной красоты, башня минарета? символ божественного величия, письмена на стенах мечети? символ божественного имени Аллаха.
В православной культуре церковь, построенная в виде продолговатого корабля? Ноев Ковчег, который «ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном»; в виде многоугольника (как бы звезды) означает, что «церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире».
Во-вторых, «религия и искусство оперируют языком символов, метафор, языком более эвокативным, экспрессивным и эмоциональным, чем информативным. В религии, подобно искусству, язык служит не только для передачи информации, но также и для выражения переживаний и формирования внутреннего мира. Литургия, как и искусство, использует слова литературным способом, т. е. метафорически и символически». В-третьих, как религия, так и искусство являются одновременно и традиционными, и современными; иными словами, они ориентированы на настоящее и вместе с тем они представляют в наглядной форме прошлое с его историческими событиями. В-четвертых, религия вдохновляет искусство, доставляет ему новые идеи, содержание и новые цели. Поэтому в каждой культуре развивается сакральное искусство-архитектура, живопись, скульптура, музыка и литература, связанные органически с религией или выступающие ее культурным выражением".
Иногда элементы культуры, взаимодействуя между собой, формируют самостоятельные феномены, каким, например, является религиозное искусство. В истории культурыимеются целые периоды полного подчинения искусства религиозному мировоззрению: это западно-европейское искусство эпохи Средневековья, буддийское и мусульманское искусство, греческое искусство доклассического периода и др. Характерная особенность искусства этих периодов в том, что оно приближает верующего к Богу.
6. Религия и культура
«Религия пракультурна. Хатчисон писал: все философии имеют религиозное основание, все религии имеют философский смысл. На самом же деле — не только философии, но все человеческие институты, ибо все они вышли из религии. Жрецы рабовладельческого Египта были единственными хранителями древнего знания, и в средневековой Европе Просвещение, как оно того не отрицало, рождалось в монашеских кельях. Достаточно сказать, что величайший ученый всех веков и народов Роджер Бэкон был монахом, как и математик Луллий, как и Мерсенн, как и Иоанн Креститель Реформации — Эразм Роттердамский.
«Не убий и не начинай войны; не помысли народ свой врагом других народов; не укради и не присваивай труда брата своего; ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти; уважай мысли и чувства братьев своих и все сотворенное ими сохрани и почитай; чти природу как матерь свою и помощницу; пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба; пусть живет все живое, мыслится мыслимое; пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным…» — да если бы от религии осталось только это, то одного этого хватило бы, чтобы говорить о высочайшей культуре. <�…>
Не представляет сомнений, что религия — явление культуры, что многотысячелетняя история человечества в основном развивалась в рамках различных религий. Это касается и морали, и обычаев, и обрядов, а также музыки, архитектуры, изобразительных и прикладных искусств. Поэтому изучение религий как культурных явлений составляет необходимую часть образованности каждого человека. <�…>
Преподавателям необходимо воспитывать уважение и терпимость к верованиям и убеждениям человека. <�…>".
Еще одна сфера, неразрывно связанная с искусством — это наука. Наука как и искусство познает действительность, и это ее главная функция. Но в отличие от научного художественное познание выражено эмоционально, а не языком понятий и умозаключений. Развиваясь во взаимосвязи с другими формами общественного сознания, искусство использует добытые наукой знания о природе, обществе и человеке, а потому, в свою очередь, делает общедоступными важнейшие открытия научной мысли.
В XX в. человек, оснащенный новейшими компьютерными технологиями и современной техникой, становится более рациональным. Еще в античности, когда еще не существовало дифференцированного разделения на сферы культуры, греческий термин «techne» означал и «науку», и «ремесло», и «искусство». Аристотель, противопоставляя науку, искусство, с одной стороны, и ремесло, с другой, утверждал, что ремесло основано на привычках, на подражании одного мастера другому, а наука и искусство имеют свои определенные методы и принципы построения. Наука опирается на логическую систему доказательств, тогда как искусство, включающее элементы удовольствия, в строгости мышления не нуждается. «Цель науки можно обозначить как стремление к познанию мира рациональными методами, а для искусства познание, отражение действительности? это только одна из его граней наряду с другими? эстетическими, оценочными, игровыми, гедонистическими и др. Для науки характерны: непротиворечивое, строгое мышление, наднациональный характер; для искусства: мышление нестрогое, метафорическое, опирающееся на чувственные образы, включающее индивидуальность художника и национальные особенности его культуры».
«На современном уровне познания можно утверждать, что сама природа искусства (художественного мышления) позволяет успешно соревноваться писателям (и другим представителям искусства) с учеными специалистами в предвидении будущего, в том числе и в узко специальных вопросах».
В современную эпоху появляются виды искусства, являющиеся синтезом искусства и техники, поэтому проблема их соотношения сегодня очень актуальна. Благодаря технике расширяются выразительные возможности искусства. Театральные представления уже давно не ограничиваются только игрой актера и мастерством режиссера, сегодня они уже не возможны без сложного светового и музыкального оформления. Появляется новый электронный способ звукоизвлечения в музыке.
В результате стихийного формирования визуальных и функциональных свойств окружающего мира возникает новый вид искусства — дизайн, который стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством. В последнее время весьма распространенным видом дизайна является Web-дизайн. И это неудивительно, ведь развитие продуктов Интернет-бизнеса является весьма удобным как для реализации экономических интересов различных компаний, так и для реализации художественных замыслов самого дизайнера. Кроме того, это относительно новое направление в дизайне, которое все больше требует появления новых специалистов.
Таким образом, взаимодействие искусства и техники, приводящее к появлению новых синтетических жанров и видов, способствует расширению рамок традиционной художественной культуры.
7. Классификация искусств
искусство религия градостроительство гравюра Искусство существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.
Виды искусства — это исторически сложившиеся формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).
Виды и роды искусства в свою очередь включают в себя различные типы произведений на основании устойчивых общих черт. Эти типы называются жанрами. Наиболее распространенным принципом выделения различных жанров является тематический, на основе области действительности, отражаемой в произведении (бытовой, авантюрный, исторический, любовный, батальный, натюрморт, портрет, пейзаж и т. д.). Другим основанием деления может выступать ведущая эстетически-эмоциональная доминанта (трагедия, комедия, фарс, мелодрама, ода и др.), тип композиции (сонет, рондо, триптих и т. д.) или объем и общая структура произведения (роман, повесть, рассказ, миниатюра, эпопея и др.). Жанры исторически формируются, развиваются, отмирают. В разные эпохи и в разных художественных направлениях границы между жанрами бывают более строгими (например в классицизме), в других — менее (романтизм) или даже условными (реализм). В современном искусстве наблюдается тенденция отрицания жанра как устойчивой формы художественного творчества (постмодернизм).
В целом искусство можно классифицировать по разным основаниям, следуя различным принципам классификации. Рассматривая материальное бытие художественной формы, различают искусства пространственные, временные и синтетические, пространственно-временные.
«Из девяти муз Аполлона семь покровительствовали искусствам — различным жанрам литературы, театру, музыке… А ведь есть еще живопись, архитектура, скульптура. Что отличает один вид искусства от другого? Их отличают отношение к пространству, времени и особенности художественного языка каждого вида искусства.
Какие же отношения у искусства с пространством и временем?
Звучит музыка… Занимает ли она место в пространстве? Именно музыка, а не музыкальные инструменты? Нет. А во времени? Остается ли неизменным музыкальное произведение во времени? Чтобы услышать мелодию полностью, нужно время. Звуки во времени изменяются, иначе не будет музыки, а будет один бесконечный звук. Значит, музыка — искусство, живущее во времени, но не в пространстве. Вы читаете стихи, рассказ, пьесу. Не сама книга, а то, о чем рассказывается в ней, имеет место в реальном пространстве?
Литература
— тоже временное искусство.
А картина художника… Вот «Троица» А. Рублева. Уже более 500 лет три ангела сидят за трапезой. Все в ту же сторону склонены их головы, все в той же последовательности расположены фигуры.
Со временем может измениться наше отношение к картине, но картина не изменяется сама по себе. Она создавалась во времени, а как искусство существует в пространстве. <�…>
Мы рассматриваем картину в изображенном пространстве и в реальном пространстве полотна. Живопись — искусство пространственное. Думаю, убеждать, что скульптура и архитектура — тоже пространственные виды искусства, нет особой нужды. А кино, театр? Эти виды искусства и пространственные, и временные, т. е. пространственно-временные.
Включаем начало бетховенской «Quasi una Fantasia» — сонаты, известной под названием «Лунной». Зазвучали низкие, глубокие аккорды, и, как капли, прозрачные и чистые, к этим низким звукам присоединяются звуки высокие, серебряные. Серебряные не по цвету, а по звучанию.
«Лунная ночь на Днепре» — картина А. Куинджи. Темно-зеленой мглой залиты земля и небо. Чуть-чуть обозначаются в этой мгле земной рельеф и края облаков. Их не было бы видно, если бы не пронзительно прекрасный серебряно-зеленоватый свет луны и такой же блик на воде.
А вот известные строки А. Пушкина:
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут Своей дремоты превозмочь Не хочет воздух. Чуть трепещут Сребристых тополей листы.
Луна спокойно с высоты Над Белой Церковью сияет И пышных гетманов сады, И старый замок озаряет.
И тихо, тихо все кругом…
Три лунные ночи: в музыке, живописи и литературе. Почему лунные ночи? На картине изображена лунная ночь, в литературном произведении также описана лунная ночь. А музыка? Она ведь ничего не изображает и не описывает, откуда же взялась лунная ночь?
«Лунной» свою сонату Бетховен не называл. Ее назвали так слушатели, потому, что настроение, возникающее под воздействием этой музыки, напоминает чувство, вызываемое лунным светом. Все три лунные ночи в рассмотренных произведениях искусства вызывают ощущение грустной торжественности и сияния. То же чувство обычно вызывает и красота лунной ночи в реальной жизни. Но как же разные виды искусства вызвали в нас этот единый отклик? Музыка — с помощью звуков, живопись — цветом, поэзия — словом. Разный «строительный материал» у различных искусств, разный художественный язык.
Давайте теперь обратимся к литературе, скульптуре, музыке и посмотрим, как они, используя разный художественный язык, говорят нам об одном и том же.
Раскроем «Слово о полку Игореве»: «С раннего утра до вечера, с вечера до света летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья булатные в поле незнаемом среди земли Половецкой. Черна земля под копытами костьми была посеяна, а кровью полита; горем взошли они по Русской земле!..
Тут разлучились братья на берегу быстрой Каялы; тут кровавого вина недоставало; тут пир закончили храбрые русичи; сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую. Никнет трава от жалости, а дерево с тоской к земле приклонилось".
Битва и смерть. Звон оружия, красная кровь, торжественные слова, торжественный ритм речи. Глубокая скорбь по убитым…
Слушаем Моцарта, его «Реквием», написанный под впечатлением разразившейся эпидемии чумы. Торжественные и скорбные звуки. Суровые, полные мрачного величия и грозной мощи хоры рисуют картину гибели людей. И слышатся контрастные мотивы — скорбная, глубокого содержания мелодия полна жалобы. И сочувствия. Музыка проникнута подлинной человечностью.
Перед нами памятник советским гражданам и военнопленным солдатам и офицерам Советской Армии, расстрелянным немецкими фашистами. Это монументальная скульптурная композиция из 11 бронзовых фигур, застывших над оврагом — местом гибели свыше 100 тысяч граждан Киева и военнопленных в Бабьем Яру.
О глубокой скорби, великом горе и трагической гибели людей рассказывают авторы памятника. Сраженный пулями фашистов, на тела убитых падает юноша. Свой смертный час встречает женщина, в отчаянии заломив руки за голову. Но откуда возникает чувство торжественности? Посмотрите, в каком выразительном ритме расположены фигуры матроса, заслонившего собой старую женщину, и солдата, крепко сжавшего кулаки, не склонившего головы перед врагами. А впереди — коммунист-подпольщик смело смотрит в глаза смерти, в его взгляде — решительность, твердость духа, уверенность в торжестве правого дела. И завершает композицию памятника исполненная драматизма скульптура молодой матери с ребенком — символ всепобеждающей жизни.
Три разных вида искусства рассказывают нам о смерти, и в каждом произведении — скорбь и торжественность. И три разных художественных языка: в «Слове о полку Игореве» — слова, речь; в «Реквиеме» Моцарта — звуки, музыка; в памятнике у Бабьего Яра — объем, пространство, ритм в расположении фигур".
К пространственным видам искусства относят: живопись, графику, скульптуру, декоративное искусство, архитектуру и фотографию, для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа.
Архитектура (от греч. architektonike) — монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей. Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.
Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции — объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий.
Важной и наиболее сложной формой архитектуры является градостроительство — создание архитектурных ансамблей, органично связанных со сложными пространственными решениями.
Скульптура (лат. sculpture, от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемно-пространственную форму, трехмерны и осязаемы.
Скульптура может быть разделена на виды — станковую, рассчитаннуюна осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений, монументальную (памятники, монументы, мемориалы), использующуюся для украшения улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т. п., монументально-декоративную скульптуру (кариатиды, атланты), мелкую пластику, использующуюся для украшения быта (нэцкэ, народная игрушка и т. д.). В скульптуре воспроизводится реальный мир, но основным объектом изображения является человек, через внешний облик которого передается его внутренний мир, характер, психологическое состояние, а также человеческое тело, передача движения (голова, бюст, торс, статуя, скульптурная группа). Изображения животного мира составляют анималистический жанр скульптуры.
Материалами скульптуры являются камень (мрамор, известняк, песчаник, гранит и др.), дерево, кость, металл (бронза, медь, железо и др.), глина и обожженная глина (керамика — терракота, майолика, фаянс, фарфор и др.), гипс.
Живопись — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются на плоскости посредством цветных материалов. Живопись также как и скульптуру подразделяют на станковую, монументальную.
Монументальная живопись — стенные росписи, панно, плафоны и другие произведения, служащие украшением архитектуры и выступающие частью единого ансамбля. Носителем монументальной живописи является неподвижная архитектурная основа или специальная конструкция. По технике монументальной живописи различают фреску, мозаику, витраж и др.
Станковая живопись — род живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Основной формой станковой живописи является картина, отделенная рамой от окружающей обстановки. В станковой живописи используются различные техники: живопись восковыми красками, темпера, масляная живопись, а также (тяготеющие к графике) акварель, гуашь, пастель.
Особыми видами живописи являются: иконопись, миниатюра, декорационная живопись, диорама и панорама.
В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.
Графика — искусство рисунка. Графическое изображение, как правило, состоит из линий, штрихов, точек и т. д. По своей природе графическое изображение условнее живописного, хотя изобразительно-выразительные средства графики во многом те же, что и у живописи. В отличие от живописи цвет в графике преимущественно один (обычно черный), но существует графика, прибегающая и к помощи другого цвета. В графике используется также рисунок пятнами. Художники-графики могут создавать не только отдельные листы, но и целые серии рисунков, объединенных общей темой. Не прибегая к помощи цвета, графика — искусство необычайно лаконичное — своими скупыми средствами может дать и действительно дает не менее значительные в идейно-эстетическом отношении картины жизни, чем живопись.
Графику можно делить на станковую и прикладную. Станковая графика, например гравюра, имеет самостоятельное значение. К прикладной относятся те жанры графики, которые связаны с другими видами деятельности или творчества, например промышленная графика или иллюстрация. К жанрам графики относятся все виды графического рисунка — книжная иллюстрация, плакат, карикатура, промышленная графика и т. д. Каждый из этих жанров отличается большой глубиной проникновения в изображаемое явление.
Гравюрой называют отпечаток на бумаге, полученный с обработанной особым образом печатной доски. Печатной доской могут служить и деревянная дощечка, и металлическая пластинка и гладкий камень. Художник собственноручно наносит изображение на эту печатную форму и соответствующим образом ее обрабатывает. В зависимости от материала и способа его обработки различают разные виды, или техники, гравюры: офорт, литография, ксилография и т. д. Но сама по себе доска имеет лишь подсобное значение: целью художника является отпечаток на бумаге — оттиск, или, как его иногда называют, эстамп. Правда эстампом считается не каждый оттиск, а лишь тот, который напечатан под непосредственным наблюдением автора и носит не прикладной, иллюстративный, а самостоятельный, как принято говорить, станковый характер.
Главным ее качеством является тиражность — возможность сделать с одной печатной доски много оттисков.
Декоративно-прикладное искусство — раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со 2-й половины XIX в. утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством. Эстетически насыщая среду, окружающую человека, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё др. предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий.
Важной составляющей декоративно-прикладного искусства являются народно-художественные промыслы — форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.
Ключевая творческая идея традиционных промыслов — утверждение единства природного и человеческого мира.
Основными народными промыслами России являются: резьба по дереву (Богородская, Абрамцево-кудринская); роспись по дереву (Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская); декорирование изделий из бересты — тиснение по бересте, роспись; художественная обработка камня — обработка камня твердой и мягкой породы; резьба по кости (Холмогорская, Тобольская. Хотьковская); миниатюрная живопись на папье-маше (Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра); художественная обработка металла (Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу); народная керамика (Гжельская керамика, Скопинская керамика, Дымковская игрушка, Каргопольская игрушка); кружевоплетение (Вологодское кружево, Михайловское кружево); роспись по ткани (Павловские платки и шали); вышивка (Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка).
Фотография (гр. phos (photos) — свет+grafo — пишу) — искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета.
Специфическая особенность фотоискусства — органическое взаимодействие в нем творческого и технологического процессов. Фотоискусство сложилось на рубеже ХIХ-ХХ вв. в результате взаимодействия художественной мысли и прогресса фотографической науки и техники. Его возникновение было исторически подготовлено развитием живописи, ориентировавшейся на зеркальное точное изображение видимого мира и использовавшей для достижения этой цели открытия геометрической оптики (перспектива) и оптические приборы (камера — обскура).
Специфика фотоискусства состоит в том, что оно дает изобразительный образ документального значения.
Фотография дает образ художественно выразительный и с достоверностью запечатлевающий в застывшем изображении существенный момент действительности.
Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки переносятся из сферы действительности в сферу художественную.
К временным видам искусства относят музыку и словесное искусство. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция.
Художественная литература — это один из видов искусства, заключающийся в способности отражения действительности посредством слова, вызывающего в сознании наглядные образы. Как известно, слово — не единственный знак, который вызывает в человеке наглядные представления. Это наблюдается и в пиктографическом письме, и в символической живописи. Художественная же литература располагает только словом. В этом ее ограниченность по сравнению с другими видами искусства, но в этом и ее сила, поскольку слово способно отражать не только то, что непосредственно можно видеть, слышать, но и переживания, чувства, стремления и т. д. Слово обладает огромной силой обобщения, способностью передать тончайшие движения души, различные социальные процессы. Слово связывается обычно в нашем сознании с представлением о передаваемом им понятии. Но в художественной литературе слово порождает образ, т. е. живую картину действительности, в которой перед читателем оживают реальные люди с их жизненными проблемами, мыслями, поисками и заблуждениями.
Произведения художественной литературы очень многообразны и по выбору изображаемых явлений действительности, и по способам изображения действительности, и по характеру отношения автора к изображаемому, и по преобладанию объективного или субъективного начал в изображении, и по расположению частей (композиции), и по форме словесного выражения, и по многим другим признакам, по которым произведения художественной литературы либо сходствуют друг с другом, либо отличаются друг от друга.
Самое общее деление произведений художественной литературы — это деление на роды. Родов насчитывается три: эпос, лирика, драма. Внутри родов художественной литературы выделяются ее виды (роман — вид эпоса). Виды литературы в свою очередь подразделяются на жанры, определяемые преимущественно тематикой произведения (например, роман бытовой, психологический, исторический, научно-фантастический).
Эпос (греч. epos — слово, речь, рассказ) — род художественной литературы, основными признаками которого считаются изображение событий, внешних по отношению к автору, и повествование как типичная форма словесного выражения. Основными признаками эпоса как рода художественной литературы выступают события, действия как предмет изображения (иначе говоря — событийность) и повествование как типичная форма словесного выражения.
Виды эпической литературы по объему принято подразделять на крупные (роман), средние (повесть, житие, поэма), малые (рассказ, или новелла, баллада, очерк) и самые малые (басня, анекдот).
Деление это весьма условно, так как объем произведения любого вида и жанра не имеет строго очерченных пределов.
Роман (фр. roman от conte roman — рассказ на романском языке) — наиболее сложный по строению и значительный по объему вид эпической литературы. В сравнении с другими видами эпоса в романе больше действующих лиц, больше линий взаимосвязей между ними, больше событий, важных для героев, определяющих их судьбу. Время действия в романе значительно, а если оно относительно невелико, то насыщено внешними происшествиями или внутренними конфликтами или тем и другим вместе. Роман, как правило, пишется прозой, но может быть и роман в стихах («Евгений Онегин» А. Пушкина).
Повесть отличается от романа меньшим количеством героев, описываемых событий; действие повести по сравнению с действием романа более ограничено во времени и в пространстве. Поэтому повесть, как правило, короче романа. Границы, четко отделяющей повесть от романа, нет. Например, «Рудин» был задуман Тургеневым как повесть и первоначально был опубликован с подзаголовком «Повесть», но впоследствии самим автором был определен как роман.
Житие — вид эпической словесности, в наши дни ограниченный религиозной сферой, но в былые времена очень распространенный. Жития или агиография (греч. hagios — святой + grapho) — это жизнеописания людей, причисленных церковью к лику святых. В построении и содержании житий было много условностей, общих мест: будущий святой (или святая) рождался у добродетельных и благочестивых родителей, с детства отличался любовью к Богу, много молился, преодолевал дьявольские искушения, удалялся от всего мирского, творил чудеса, нередко претерпевал мучения от врагов христианства и принимал мученическую смерть.
Повесть-биография, обладая основными признаками художественной повести, посвящается реальному лицу и его окружению. В повести-биографии сочетаются черты художественной (образность) и научной (историческая достоверность фактов) словесности. Художественная биография может быть значительной по объему, охвату событий и кругу изображаемых людей. Тогда она соотносится уже не с повестью, а с романом («Кюхля» Ю. Н. Тынянова, о Кюхельбекере).
Повесть-автобиография — художественное повествование автора о собственной жизни и людях, с которыми свела его жизнь. Примером может служить «Повесть о жизни» Паустовского. Она соотносима не только с романом, но и с романом-эпопеей.
Повести-автобиографии, а также дневники, записки, в которых идет речь о реальных людях и событиях, обобщенно называются мемуарами (фр. memoire от лат. memoria — память, воспоминания).
Поэма (греч.роiёmа — создание, творение), говоря несколько упрощенно, это повесть в стихах. В основе поэмы лежит повествование о событии или событиях, по мере развертывания которого создаются образы главных и второстепенных персонажей, что и делает поэму видом эпической словесности. Однако в поэме в большей или меньшей степени всегда присутствует открытая субъективная авторская оценка изображаемого, непосредственное выражение авторских чувств и мыслей.
Рассказ, или новелла (итал.novella — новость) соотносится с повестью приблизительно так же, как повесть с романом. В рассказе, сравнительно с повестью, еще более ограничено количество действующих лиц и событий, сужено время и место действия. Нередко рассказ содержит повествование об одном каком-либо происшествии в жизни героя (или двух, трех героев), которое случилось в очень короткое время в одном каком-то месте.
Баллада (от uтал. ballare — плясать) — рассказ в стихах, стихотворное повествование о каком-либо событии, случае. Прекрасные баллады на исторические темы писал А. К. Толстой, особенно известна его баллада «Василий Шибанов».
Басня — короткий рассказ, заканчивающийся нравоучительным выводом — «моралью». Иногда «мораль» предшествует рассказу (например, в басне Крылова «Волк и Ягненок»). Рассказ в басне ведется, как правило, в иносказательной форме; действующими лицами чаще всего выступают аллегорические животные, но могут выступать и люди (например, в басне Крылова «Демьянова уха»).
Анекдот (греч.anekdotos — неизданный). Этот термин мы воспринимаем прежде всего как обозначение короткого устного шуточного рассказа с неожиданным, остроумным концом. В этом смысле анекдот — вид фольклора, народной словесности. Но анекдот — это и один из видов книжной эпической словесности.
Лирика (греч.lyrikos — музыкальный, напевный;от lyra — древнегреческий струнный музыкальный инструмент, символ поэтического творчества, вдохновения) — род художественной словесности, основным признаком которого считается изображение духовной жизни человека, мира его идей, чувств, отраженных в душевном состоянии, субъективном переживании какого-то определенного момента.
Дума — стихотворение-размышление на исторические, философские, нравственные и другие темы. Исторические думы писал Рылеев, думы писали Кольцов, Лермонтов «Печально ягляжу на нашепоколенье», Фет.
Идиллия (греч.eidyllion — изображение, картинка) — стихотворение, изображающее безмятежную жизнь пастухов и пастушек, земледельцев, рыбаков на лоне прекрасной природы. Авторами идиллий были Сумароков, Княжнин, Жуковский, Гнедич.
Мадригал (итал.madrigaleот позднелат. matricale — песня на родном языке) — короткое стихотворение, обращенное обычно к женщине и содержащее комплимент, похвалу, лестную оценку. По содержанию мадригал противоположен эпиграмме. Изящные мадригалы создавались уже в конце XVIII в. Мадригалы писали многие поэты, в том числе Пушкин и Лермонтов.
Ода (греч. оdё — песнь) — торжественное стихотворение в честь какого-либо важного события, лица или на особо значительную тему. Оды писались высоким стилем, с обилием тропов и риторических фигур. В России оды писали многие поэты XVIII — н. XIX вв. Наиболее прославились как одописцы Ломоносов и Державин.
Послание — стихотворное обращение к какому-либо лицу или группе лиц. Тематика и эмоциональная окраска посланий очень разнообразны. Фонвизин написал сатирическое «Послание к слугам моим». Поэты второй половины XVIII — первой половины XIX вв. нередко по различным поводам обращались к своим друзьям (а иногда и недругам) в стихах, порой весьма пространных.
Эклога (греч. ekloge — выбор) — стихотворение, близкое по содержанию к идиллии. Отличается от нее, в частности, тем, что воспроизводит диалоги персонажей. Первые эклоги на русском языке написал Сумароков.
Элегия (греч. elegos — жалобный напев флейты) — стихотворение, проникнутое настроением задумчивости, мечтательности, грусти, скорби. Расцвет элегии приходится на конец XVIII — начало XIX вв. Она заняла в русской поэзии гораздо более прочное место, чем идиллия и эклога. Элегии писали Батюшков, Жуковский, Пушкин, Лермонтов и многие другие поэты.
Эпиграмма (греч.epigramma — надпись) — короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление. Эмоциональный диапазон эпиграмм очень велик — от гневного обличения до дружеской насмешки. Эпиграмма без особых изменений дожила до наших дней. А первые русские эпиграммы написали Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков.
Эпитафия — стихотворная надгробная надпись или короткое стихотворение, посвященное умершему. Эпитафия может быть условной, т. е. изображать надпись на несуществующей могиле мнимого покойника.
Условная эпитафия имеет чаще всего сатирический характер, высмеивает какое-либо конкретное лицо, группу лиц, сословие или типичные общечеловеческие пороки.
Известны и шуточные эпитафии, посвященные авторами самим себе. Например, «Моя эпитафия» Пушкина, написанная в 1815 г.:
Здесь Пушкин погребен: он с музой молодою, С любовью, леностью провел веселый век, Не делал доброго, однако ж был душою, Ей-Богу, добрый человек.
Драма (греч. drama — действие) — род художественной словесности, основными признаками которого считаются диалогическая форма и наглядное изображение действия. Если эпос повествует о людях, событиях, в которых они участвуют, и обстановке, в которой эти события происходят, если лирика выражает переживание человека, то драма показывает события и раскрывает характеры действующих лиц не через авторские оценки, а через их собственные высказывания (диалоги, реплики, монологи) и поступки. Действие в драматическом произведении организуется как происходящее в настоящем времени, как бы перед глазами читателя или зрителя. Особенность драмы как рода художественной словесности состоит в том, что драматическое произведение (пьеса) предназначается для постановки на сцене и полностью раскрывает свое содержание и особенности формы только в театральном представлении.
Трагедия (греч. tragos — козел + оdё) — драматическое произведение, в основе которого лежит глубокий неразрешимый конфликт, заканчивающийся чаще всего гибелью героя. Типичный конфликт трагедии классицизма — борьба героя между чувством и долгом. Первые русские трагедии создавались в рамках поэтики классицизма, их авторами были Сумароков, М. Херасков, В. Озеров, Княжнин.
Комедия (греч. kоmоs — веселая толпа + оdё) — драматическое произведение, по содержанию противоположное трагедии. Комедия изображает жизненные положения и характеры, вызывающие смех. Если комедия строится преимущественно на смешных ситуациях, положениях, ее называют «комедией положений», если на изображении характеров — «комедией характеров». Четкой границы между этими жанрами комедии, конечно, нет. В жанровом отношении различают также комедии сатирические («Недоросль» Фонвизина, «Ревизор» Гоголя), «высокие», близкие к драме («Горе от ума» Грибоедова), лирические («Вишневый сад» Чехова). Особый жанр развлекательной комедии представляет собой водевиль (франц.vaudevil1e) — пьеса бытового содержания с занимательным развитием действия, в которой остроумный диалог чередуется с песенками-куплетами и танцами.
Драма в узком смысле слова — драматическое произведение с острым, но разрешимым конфликтом, не ведущим к катастрофе. Драма занимает среднее положение между трагедией и комедией, и это делает ее открытой для любой тематики, позволяет сочетать трагическое и комическое.
Музыка (от греч. musike — букв. — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки — лад, ритм, метр, темп, громкостная динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.
Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки — культовая. С европейской культовой музыкой (обычно называемой церковной) связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную. Музыка нередко соединяется с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется:
на роды и виды — театральная (опера и т. п.), симфоническая, камерная и др.;
на жанры — песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.
Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры. Музыка использует, в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств, звуковые образы.
Музыка в звуковых образах обобщенно выражает существенные процессы жизни. Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежат интонации человеческой речи, — такова природа музыкального образа.
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами (театр, кино, танец, эстрадно-цирковое искусство).
Хореография (гр. choreia — пляска + grapho — пишу) — вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему.
Танец взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-хореографический образ. В этом союзе каждый компонент зависит от другого: музыка диктует танцу собственные закономерности и одновременно испытывает воздействие со стороны танца. В ряде случаев танец может исполняться без музыки — в сопровождении хлопков, выстукивание каблуками и т. п.
Истоками танца стали: имитация трудовых процессов; ритуальные торжества и обряды, пластическая сторона которых имела определенную регламентацию и семантику; пляска стихийно выражающая в движениях кульминацию эмоционального состояния человека.
Танец всегда, во все времена, был связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился.
Народный танец — танец определенной национальности, народности или региона. Сценический танец — один из основных видов танца, предназначенный для зрителей и предполагающий создание хореографического образа на сцене.
Театр — вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом.
Основа театра — драматургия. Синтетичность театрального искусства определяет его коллективный характер: в спектакле объединяются творческие усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, хореографа, актера.
Театральные постановки подразделяются по жанрам: драма, трагедия, комедия, мюзикл и т. д.
Театральное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Его важнейшие элементы существовали уже в первобытных обрядах, в тотемических плясках, в копировании повадок животных и т. д.
Кино — искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Кино — изобретение XX в. Его появление определено достижениями науки и техники в области оптики, электротехники и фототехники, химии и т. д.
Кино передает динамику эпохи, работая временем как средством выразительности, кино способно передать смену различных событий в их внутренней логике.
Кино — это синтетическое искусство, в него включены органические элементы, такие как литература (сценарий, песни), живопись (мультфильм, декорации в художественном фильме), театральное искусство (игра актеров), музыка, которая служит средством дополнения зрительного образа.
Кино можно условно подразделить на научно-документальное и художественное. Определены также жанры кино: драма, трагедия, фантастика, комедия, историческое и т. д.
Цирк (лат.circus — круглый) — зрелищное искусство, демонстрируемое, как правило, на круглой, во всем мире одинаковой, тринадцатиметровой в диаметре арене (манеже). Цирк формировался, широко используя художественные приемы площадных зрелищ: батальные героические сцены (пантомимы), комические буффонадные интермедии, дрессировку животных, атлетические игры, показ фокусов, акробатических и гимнастических приемов, мастерство хождения по канату и т. д.
Как и всякое искусство, цирк стремится к созданию своими специфическими средствами художественных образов — от героических до подчеркнуто комических, гротесковых (в клоунаде).
Искусство, так же как и другие сферы культуры, не стоит на месте, появляются новые его виды, например: боди-арт (искусство росписи тела); авто-арт (искусство росписи автомобилей); искусство инсталляции; компьютерная графика (3D-графика, веб-графика); пинап (PinUp) — от англ. pin-up приколоть, прикрепить к стене (фотография красотки, кинозвезды, эстрадной певицы, вырезанная из журнала и прикрепленная на стену); почтовое искусство (изготовление почтовых открыток); визуальная поэзия (вид искусства, соединяющий в себе словесное и зрительное творчество стихотворения, чьи строки образуют декоративные или наделенные эмблематическим смыслом фигуры и знаки) и т. д.
Понимать искусство
«Итак, жизнь — самая большая ценность, какой обладает человек. Если сравните жизнь с драгоценным дворцом со многими залами, которые тянутся бесконечными анфиладами, которые все щедро разнообразны и все не похожи друг на друга, то самый большой зал в этом дворце, настоящий «тронный зал», — это зал, в котором царствует искусство. Это зал удивительных волшебств. И первое волшебство, которое он совершает, происходит не только с самим обладателем дворца, но и со всеми в него приглашенными на торжество.
Это зал бесконечных празднеств, которые делают всю жизнь человека интереснее, торжественнее, веселее, значительнее… Я не знаю, какими эпитетами еще выразить свой восторг перед искусством, перед его произведениями, перед той ролью, которую оно играет в жизни человечества. И самая большая ценность, которой награждает человека искусство, — это ценность доброты. Награжденный даром понимать искусство человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Да, счастливее! Ибо, награжденный через искусство даром доброго понимания мира, окружающих его людей, прошлого и далекого, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить. <�…>
Лев Толстой говорил об «объединяющем начале» искусства и придавал этому его качеству первостепенное значение. Благодаря своей образной форме искусство наилучшим способом приобщает человека к человечеству: заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости. Оно делает эту чужую боль и радость в значительной мере своими… Искусство в самом глубоком смысле этого слова человечно. Оно идет от человека и ведет к человеку — к самому живому, доброму, к самому лучшему в нем. Оно служит единению человеческих душ. <�…>
Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека. И снова повторяю: оно делает его добрее, а следовательно, счастливее.
Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться — учиться долго, всю жизнь. Ибо остановки в расширении своего понимания искусства не может быть. Может быть только отступление назад — в тьму непонимания. Ведь искусство сталкивает нас все время с новыми и новыми явлениями, и в этом громадная щедрость искусства. <�…>
Весь вопрос только в том, что нельзя понять сразу сложное, не поняв ранее более простое. Во всяком понимании — научном или художественном — нельзя перескакивать через ступени. К пониманию классической музыки надо быть подготовленным знанием основ музыкального искусства. То же в живописи или в поэзии. Нельзя овладеть высшей математикой, не зная элементарной.
Искренность в отношении к искусству — это первое условие его понимания, но первое условие — еще не все. Для понимания искусства нужны еще знания. Фактические сведения по истории искусства, по истории памятника и биографические сведения о его создателе помогают эстетическому восприятию искусства, оставляя его свободным. Они не принуждают читателя, зрителя или слушателя к какой-то определенной оценке или определенному отношению к произведению искусства, но, как бы «комментируя» его, облегчают понимание.
Фактические сведения нужны прежде всего для того, чтобы восприятие произведения искусства совершалось в исторической перспективе, было пронизано историзмом, ибо эстетическое отношение к памятнику всегда и историческое. <�…>
Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами. И особенно хочется подчеркнуть значение деталей. Иногда мелочь позволяет нам проникнуть в главное. Как важно знать, для чего писалась или рисовалась та или иная вещь! <�…>
Всегда, чтобы понимать произведения искусства, надо знать условия творчества, цели творчества, личность художника и эпоху. Искусство нельзя поймать голыми руками. Зритель, слушатель, читатели должны быть «вооружены» — вооружены знаниями, сведениями. <�…>
Вооружайтесь знаниями! Недаром говорится: знание — это сила. Но это не только сила в науке, это сила в искусстве. Искусство недоступно бессильному.
Оружие знания — мирное оружие".
Список литературы
1. Луков В. А.: Теории молодежи. — М.: Канон+, 2012.
2. Сазонова Л. И.: Память культуры. — М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2012.
3. авт.-сост. Н. А. Кривич; под общ. ред.: В. А. Рабоша и др.: Культурологическая экспертиза. — СПб.: Астерион, 2011.
4. Драч Г. В.: Культурология. — СПб.: Питер, 2011.
5. Инглхарт Р.: Модернизация, культурные изменения и демократия. — М.: Новое издательство, 2011.
6. Ин-т философии РАН; под ред. И. А. Герасимовой; рец.: П. И. Бабочкин, А. А. Воронин: Свобода и творчество. — М.: Альфа-М, 2011.
7. Московская высшая школа социальных и экономических наук, Междисциплинарный академический центр социальных наук (Интерцентр); под общ. ред.: М. Г. Пугачевой, В. С. Вахштайна: Пути России; Будущее как культура: прогнозы, репрезентации, сценарии. — М.: Новое Литературное Обозрение, 2011.
8. Головко Ж. С.: Современное языковое строительство в Восточной Славии. — Харьков: Факт, 2010.
9. Запесоцкий А. С.: Теория культуры академика В. С. Степина. — СПб.: СПбГУП, 2010.
10. Запесоцкий А. С.: Теория культуры академика В. С. Степина. — СПб.: СПбГУП, 2010.
11. Конгресс Петербургской интеллигенции, Санкт-Петербургский гуманитарный ун-т профсоюзов: СМИ как фактор трансформации российской культуры. — СПб.: СПбГУП, 2010.
12. Океанский В. П.: Человек и тотальность: поэтика пространства и её кризис. — Иваново; Шуя: [Б.И.], 2010.
13. Российский ин-т культурологии, Научно-образовательный Центр Российского ин-та культурологии, Институт системных исследований и координации социальных процессов; под ред. И. М. Быховской; рец.: Т. Ф. Кузнецова, С. С. Новикова: Культурология. — М.: Смысл, 2010.
14. Филатова В. Ф.: Магический дискурс. — Воронеж: Б.И., 2010.
15. Костина А. В.: Культурология. — М.: КноРус, 2009.