Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Реклама в России как социокультурный феномен: генезис и историко-культурные трансформации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты исследования прошли апробацию на научных конференциях и «круглых столах»: Достижения ученых XXI века / Тамбовский государственный технический университет (Тамбов, 2007) — Журналистика в 2007 году. СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды / Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, 2008) — Журналистика в 2008 году. Общественная повестка дня… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕКЛАМЫ В СИСТЕМЕ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
    • 1. 1. Эволюция рекламы в дискурсе средств массовой коммуникации
    • 1. 2. Особенности полиактивного культурного поля российской рекламы в системе массовой коммуникации
    • 1. 3. Товарный знак как социокультурный элемент рекламной коммуникации
  • ГЛАВА II. КУЛЬТУРА РЕКЛАМЫ НА ЭЛЕКТРОННОМ ЭТАПЕ СИСТЕМЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
    • 2. 1. Влияние электронных коммуникаций на социокультурную миссию современной рекламы
    • 2. 2. Рекламная коммуникация в контексте информационно-коммуникационной обеспеченности учреждений культуры и культурной модернизации региона
    • 2. 3. Сайт как инструмент рекламной коммуникации и культурной идентификации

Реклама в России как социокультурный феномен: генезис и историко-культурные трансформации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования связана с тем, что реклама с каждым годом приобретает все большее значение в связи с расширяющейся областью своего применения. Сегодняшний уровень развития сферы рекламы, РИ. и маркетинга настоятельно требует повышенного внимания к исследованию многовекового опыта функционирования рекламы. Живой интерес к рекламе как специалистов в области рекламы и РЯ, ученых, так и непрофессионалов, торговцев, современных «зазывал» и т. п., которые продолжают средневековые традиции продвижения товара, услуги или идеи, требует более подробного изучения главных этапов зарождения рекламы, становления, формирования ее характерных признаков и особенностей воздействия, чтобы в дальнейшем эта форма информационного воздействия могла бы применяться еще более успешно. В работе исследуются характерные особенности рекламы и рекламной коммуникации в России на каждом из этапов системы средств массовой коммуникации (ССМК), выявление социокультурных предпосылок формирования ее основных видов как образа и репрезентации действительности.

Современная рекламная коммуникация является быстро развивающейся средой коммуникативной культуры и в то же время одним из наименее изученных феноменов культуры, в частности электронной. Происходит смена парадигм технологий социокультурной коммуникации, появляется новая субкультура — виртуальные пользователи и посредники культурных услуг. Интернет становится всё более эффективным средством как реализации индивидуального творческого потенциала самопрезентация), так и продвижения современных сервисов эпохи «экономики желаний"1.

В связи с этим становится актуальным изучение механизмов адаптации учреждений культуры в динамично развивающейся системе средств массовых коммуникаций, разработка программ развития социокультурной среды региона, в том числе с использованием и на основе внедрения информационно-коммуникационных и рекламных технологий.

Степень научной разработанности проблемы. Феномен рекламы как объект исследования представлен в работах филологического, исторического, экономического, культурологического и социологического характера. Ценность нашего исследования заключается в том, чтобы выявить особенности рекламной коммуникации в России на этапе электронной коммуникации (ЭК) CCMK-V, исследовать готовность учреждений культуры к взаимодействию с потребителем в эпоху «экономики желаний» и поиску новых адекватных культурных благ.

Центральное понятие «имидж» в контексте рекламной коммуникации формировалось в категориальном поле многих наук и интерпретировалось в соответствии с их особенностями, целями и задачами. Большинство источников по связям с общественностью содержит информацию о структуре имиджа. Но элементы, входящие в систему имиджа страны, рассматриваются в ограниченном числе монографий. Особый интерес для нас представляет концепция И. Рожкова и В.Г. Кисмерешкина2. Они рассматривают имидж страны (на материале России) как иерархическую систему, применив к нему модель «единого стратегического дизайна». Суть ее в том, что все элементы имиджа должны соотноситься с центральной компонентой — идентичностью. Абанкина, Т. Экономика желаний в современной «цивилизации досуга» / Т. Абанкина // Отечественные записки [www.strana-oz.ru] — 2005. — № 4. URL: http://www.strana-oz.ru/2005/4/ekonomika-zhelaniv-v-sovremennoy-civilizacii-dosuga (дата обращения 15.06.2012).

2Рожков, И. Бренды и имиджи / И. Я. Рожков, В. Г. Кисмерешкин. — М.: РИП-Холдинг, 2006. — 256 с.

Коммуникационные стратегии и технологии формирования имиджа страны, а также место, роль и функции рекламной коммуникации, включающей элементы национальной идентичности, позволили высветить и этот аспект в нашей диссертации.

Значительное количество опубликованных работ с конца XX века излагают теоретическое обоснование процесса коммуникации как социально-культурного взаимодействия, выделяют большое разнообразие его видов и типов, а также современные концепции и коммуникационные модели в условиях информационного общества — E.JI. Головлева, Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А.П. Садохин4, Г. Г. Почепцов5, В.И. Тищенко6, О.Г. Филатова7, Ф.И. Шарков8, И. Г. Ясавеев и др.9.

Исследование носит в значительной мере междисциплинарный характер, что потребовало привлечения философских, социологических, психологических монографий, помогающих осмыслить природу межличностных процессов, которые раскрываются в трудах Ж. Бодрийяра10, В.П. Конецкой11, У. Эко12.

Специфика коммуникативных механизмов в бизнесе, направленных на трансформацию информационного пространства в соответствии стратегическим целям организации, рассмотрена в работах по информационным войнам Г. Г. Почепцовой13 и E.H. Пашенцева14. ч 3Головлева, Е. Л. Массовые коммуникации и медиапланирование / Е. Л. Головлева. — М.: Феникс, 2008.

250 с.

4Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 352 с.

5Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов. — М.: Ваклер, 2001. — 656 с.

6Тищенко, В. И. Социальные коммуникации в новой информационной среде / В. И. Тищенко. — М.: КомКнига, 2007. — 272 с.

Филатова, О. Г. Социология массовой коммуникации / О. Г. Филатова. — М.: Гардарики, 2006. — 304 с. 1 8Шарков, Ф. И. Теория коммуникаций / Ф. И. Шарков. — М.: РИП-Холдинг, 2006. — 240 с.

9Ясавеев, И. Г. Социальные проблемы и медиа / И. Г. Ясавеев. — М.: Книга по Требованию, 2004. — 236 с. 10Бодрийяр, Ж. Система вещей / Жан Бодрийяр. — М.: Рудомино, 2001. — 224 с. «Конецкая, В. П. Социология коммуникации / В. П. Конецкая. — М.: МУБУ, 1997. — 304 с. 12Эко, У. Отсутствующая структура.

Введение

в семиологию / У. Эко. — М.: Симпозиум, 2006. — 544 с. 13Почепцов, Г. Г. Стратегические коммуникации: стратегические коммуникации в политике, бизнесе и ч государственном управлении / Г. Г. Почепцов. — М.: Альтерпрес, 2008. — 216 с.

4Пашенцев, E.H. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики / E.H. Пашенцев. — М.: Финпресс, 2002. — 368 с.

Большой пласт теоретических исследований в области массовых информационных процессов, а также закономерностей развития средств массовой информации, представлен в трудах Е.Л. Вартановой15, В.М.

Горохова16, Я.Н. Засурского17, Е.П. Прохорова18, Л.Н. Федотовой19, И.Д.

20 21 Фомичевой, М. В. Шкондина и др .

В исследовании автор основывается на известных работах таких.

22 23 авторов начала XX века, как К. А. Айзенштейн, С. Васюков, А.

24 25 26.

Веригин, В. Н. Джорджадзе, И. Канделаки, М. В. Кечеджи.

27 28 29 30 31.

Шаповалов, Н. Плиский, А. Ратнер, В. Хойновский, Г. Циперович — современных исследователей истории и теории российской рекламы: В.Л. Музыканта32, Н. В. Старых, В.В. Ученовой33, Л.Н. Федотовой34.

Важное влияние на формирование подходов к изучению и анализу информационно-коммуникационной обеспеченности учреждений.

15Вартанова, Е. Л. Основы медиаэкономики и медиаменеджмента за рубежом / Е. Л. Вартанова. — М.: МГУ, 2002. — 307 с.

6Горохов, В. М. Институализация паблик рилейшнз как фактор формирования и развития информационного рынка / В. М. Горохов // Вестник МГУ. — 2001. — № 3. — С. 67 — 73.

73асурский, Я. Н. Средства массовой информации в постсоветской России / Я. Н. Засурский, Е. Л. Вартанова, И. И. Засурский, А. В. Раскин, А. Г. Рихтер. — М.: Аспект Пресс, 2002. — 303 с.

8Прохоров, Е.П.

Введение

в теорию журналистики / Е. П. Прохоров. — М.: РИП-Холдинг, 2000. -308 с.

Федотова, Л. Н. Социология массовой коммуникации / Л. Н. Федотова. — СПб.: Питер, 2003. — 400 с.

20Фомичева, И.Д. СМИ и общество: аспекты взаимоотношений / И. Д. Фомичева. — М.: РИП-Холдинг, 2002. — 375 с.

21Шкондин, М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога / М. В. Шкондин. — М.: МГУ, 2002. — 58 с.

22Айзенштейн, К. А. Как сделаться хорошим продавцом, агентом, представителем / К. А. Айзенштейн. -СПб.: Фортуна для всех, 1912. — 104 с.

23Васюков, С. Скорпионы / С. Васюков. — М.: И. Н. Кушнеревъ и Ко, 1903. — 88 с.

24Веригин, А. Русская реклама / А. Веригин. — СПб.: Русский труд, 1898. — 23 с.

25Джорджадзе, В. Н. Вредные для публики рекламы / В. Н. Джорджадзе. — М., 1894. — 97 с.

26Канделаки, Н. Роль Ярмарок / Н. Канделаки. — СПб., 1914. — 60 с.

27Кечеджи-Шаповалов, М. В. Торговые посредники / М.В. Кечеджи-Шаповалов. — СПб., 1910.

28Плиский, Н. Реклама. Ее значение, происхождение и история / Н. Плиский. — СПб.: Щепанский, 1894. -38 с.

29Ратнер, А. Техника рекламы / А. Ратнер. — СПб.: К. Биркенфельда, 1909. — 16 с.

30Хойновский, В. В. Успешная реклама и как ею пользоваться / В. В Хойновский. — Киев, 1913. — 40 с.

3,Циперович, Г. В. Будущее Петрограда: экономический очерк / Г. В. Циперович. — СПб.: Гос. изд-во, 1922.

32Музыкант, В. Л. Реклама в действии. История, аудитория, приемы / В. Л. Музыкант. — М.: Эксмо, 2007. -240 с.

33Ученова, В. В. История рекламы / В. В. Ученова, Н. В. Старых. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 336 с.

34Федотова, Л. Н. Социологический метод изучения СМК / Л. Н. Федотова. — М.: Институт социологии РАН, 2001.-214 с. культуры оказали научные исследования А. Б. Антопольского, Н.И.

35 36.

Гендиной, О. В. Шлыковой .

Социально-философское исследование рекламной деятельности как социокультурного феномена провела Е. В. Меликсетян — «Реклама как.

37 социокультурный феномен: диалектика глобального и локального" [2002].

В.И. Козловский в своем исследовании «Креативные основы рекламной коммуникации: системный анализ» представил рекламную коммуникацию как подсистему современной культуры. В диссертации была установлена структурная связь между различными областями и уровнями рекламной коммуникации как социокультурного феномена в рамках культуры индустриального и постиндустриального общества38[2002].

Характер обусловленности типологических особенностей современной рекламы социокультурными характеристиками информационного общества раскрыт в работе И. В. Еременко «Реклама как.

39 объект культурфилософского исследования" [2011].

Аспекты развития российской рекламы исследованы в диссертационной работе A.B. Бриленковой «Коммерческая реклама в России: 1861−1917 гг."40 [2007]- Е. А. Насоновой «Устная реклама в России.

35Гендина, Н. И. Образовательная функция библиотеки в информационном обществе и готовность библиотечных кадров к ее реализации / Н. И. Гендина. URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea201 l/disk/107.pdf (Дата обращения 07.12.2012).

Информационные ресурсы России. 4.1. Информационные ресурсы инновационного развития: Доп. M-вом образования и науки РФ в качестве учеб. пособ. / А. Б. Антопольский, О. В. Шлыкова. — М.:ИПКИР-МГУКИ, 2006. — 270 с.

37Меликсетян, Е. В. Реклама как социокультурный феномен: диалектика глобального и локального: автореф. дис.. канд. филос. наук: 24.00.01 / Е.В. МеликсетянКраснодар, гос. ун-т культуры и искусств. — Краснодар, 2002. — 16 с.

38 Козловский, В. И. Креативные основы рекламной коммуникации: системный анализ: дис.. доктор, филос. наук: 24.00.01 / В.И. КозловскийМоск. гос. ун-т культуры и искусств. — М., 2002. — 294 с.

39Еременко, И. В. Реклама как объект культурфилософского исследования: автореф. дис.. канд. филос. наук: 24.00.01 / И.В. ЕременкоМоск. гос. ун-т культуры и искусств. — М., 2011. — 24 с.

40Бриленкова, A.B. Коммерческая реклама в России: 1861−1917гг.: дис.. канд. ист. наук: 07.00.02 / A.B. Бриленкова: Санкт-Петербург, 2007. — 208 с.

XVIII-XX веков"41 [2003] - проанализированы особенности устной рекламы в ее фольклорном выражении.

В работе Д. В. Николаевой «Газетная реклама в России на рубеже веков: 1894−1905"42 [2002] предпринята попытка анализа рекламы в периодике накануне первой русской революции.

В диссертационном исследовании A.M. Чеботарева «Информационно — рекламная деятельность государственных и общественных организаций в России в XVIII веке: этапы развития, тенденции, особенности"43 [2009] - эволюция информационно-рекламной деятельности государственных и общественных учреждений от эпохи Петра Великого до Екатерины II.

Работа С. Я. Петченко «Искусство городской рекламной вывески в контексте русской культуры XVIII—XX вв."44 [2003] представляет собой культурологический анализ содержания городской рекламной вывески.

Философский подход к рассмотрению рекламы — в диссертации J1.E. Трушиной «Антропологические основания рекламной деятельности"45 [2008]. Автор применяет методологию комплексного философско-антропологического анализа. В диссертации JI.H. Кошетаровой «Культурные смыслы рекламы"46 [2011] показана реклама как особая часть смыслового пространства.

В диссертационной работе Ю. В. Хавториной «Развитие печатной рекламы в России в 1861—1914 годах: по материалам периодических.

4|Насонова, Е. А. Устная реклама в России XVIII — XX веков: дис.. канд. филол. наук: 10.01.10 / Е. А. Насонова. — Москва, 2003. — 191 с.

42Николаева, Д. В. Газетная реклама в России на рубеже веков: 1894 — 1905: дис.. канд. филол. наук: 10.01.10/Д.В. Николаева. — Москва, 2002.-212 с.

43Чеботарев, A.M. Информационно — рекламная деятельность государственных и общественных организаций в России в XVIII веке: этапы развития, тенденции, особенности: дис.. док. ист. наук: 07.00.02 / A.M. ЧеботаревМоск. гуманитар, ун-т. — Москва, 2009. — 477 с.

44Петченко, С. Я. Искусство городской рекламной вывески в контексте русской культуры XVIII — XX веков: дис.. канд. искусствов.: 17.00.04 / С. Я. Петченко. — Санкт-Петербург, 2003. — 157 с.

45Трушина, Л. Е. Антропологическое основание рекламной деятельности: дис.. докт. филос. наук: 09.00.13 /Л.Е. Трушина. — Санкт-Петербург, 2008. — 190 с.

46Кошетарова, Л. Н. Культурные смыслы рекламы: дис.. канд. филос. наук: 24.00.01 / Л.Н. КошетароваТюмен. гос. ун — т. — Тюмень, 2011. — 177 с. изданий"47 [2011] освещены этапы социально-экономического развития страны, влияние печатной рекламы на развитие экономики, социальной сферы и духовной жизни общества.

E.H. Коновалова в исследовании «Знаковая сущность рекламной до коммуникации» [2006] устанавливает структурные связи между различными областями и уровнями рекламной коммуникации как знаковой системы. В работе Е. И. Боева «Реклама как социокультурное явление в системе социальной коммуникации"49 [2005] комплексный подход предполагает рассмотрение рекламы как процесса социальной коммуникации.

Работа К. С. Корниловой «Российские рекламно-справочные издания в пореформенный период (1860−1880 гг.)"50 [2009] посвящена возникновению и формированию российских рекламно-справочных изданий в пореформенный период.

В процессе проведения исследования были проанализирована литература, посвященная коммуникациям в бизнесе, принципам и инструментам, а также основным концепциям теории массовых коммуникаций. В этом ряду оказались полезными работы Г. П. Бакулева51, С.Г. Саблиной52, А.Н. Чумикова53, Ф.И. Шаркова54, исследование коллектива авторов Г. М. Брум, С. М. Катлип, А.Х. Сентер55 и др.

47Хавторина, Ю. В. Развитие печатной рекламы в России в 1861 — 1914 годах: по материалам периодических изданий: дис. .канд. ист. наук: 07.00.02 / Ю.В. ХавторинаМоск. гуманит. ун — т. -Москва, 2011.-201 с.

48Коновалова, E.H. Знаковая сущность рекламной коммуникации: дис.. канд. культурологии: 24.00.01 / E.H. Коновалова. — Саранск, 2006. — 166 с.

49Ъоев, Е. И. Реклама как социокультурное явление в системе социальной коммуникации: дис.. канд. социолог, наук: 22.00.06 / Е. И. Боев. — Курск, 2005. — 139 с.

50Кор нилова, К. С. Российские рекламно — справочные издания в пореформенный период (1860 — 1880 гг.): дис.. канд. филол. наук: 10.01.10 / К.С. КорниловаМГУ. — Москва, 2009. — 259 с.

5|Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции / Г. П. Бакулев. — M.: Аспект Пресс, 2010. 192 с.

52Саблина, С. Г. Коммуникация и общественные связи: западные теории, методология, практика / С. Г. Саблина. — M.: Вариант, 2009. — 204 с.

53Чумиков, А. Н. Актуальные связи с общественностью: сфера, генезис, технологии, области применения, структуры / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. — М.: Юрайт-Издат, 2008. — 721 с.

54Шарков, Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации / Ф. И. Шарков. — M.: Дашков и Ко, 2010.-297 с.

55Катлип, Скотт. Паблик рилейшнз. Теория и практика / Скотт Катлип, Аллен Сентер, Глен Брум. — M.: Вильяме, 2008. — 624 с.

Отдельно следует отметить исследование И.В. Алешиной56, где автор подробно излагает современную структуру коммуникаций, выделяет ключевые принципы построения коммуникационных программ, а также подробно излагает инструментарий РЯ-специалиста.

Одним из основополагающих направлений данного исследования является анализ основных концепций в области стратегического управления и стратегических коммуникаций. Именно это направление исследования позволяет глубже проанализировать взаимосвязь бизнес стратегии, коммуникационной стратегии и стратегии паблик рилейшнз. В рамках данного направления проанализированы работы П. Дойль и Ф. Штерн57, Р. Каплана и Д. Нортона58, Э. Райе и Дж. Траут59, М. Портера60 и других авторов.

В отличие от многих исследователей, для которых интерес к рекламе ограничивается исключительно рамками современного общества, отдельными периодами, или жанрами, типами рекламной коммуникации, в данном диссертационном исследовании основная задача заключается в необходимости переосмысления феномена рекламной коммуникации как знаковой системы, действующей в рамках определенного типа массовой коммуникации, зарождение и развитие которого наблюдается на протяжении всех рассматриваемых этапов историко-культурной эволюции общества — от Средневековья до электронного этапа развития рекламной коммуникации.

Необходимо отметить значительный вклад представителей научного сообщества Московского государственного университета культуры и искусств при формировании у автора подходов к изучению проблемы.

5бАлешина, И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров / И. В. Алешина. — М.: Эксмос, 2003. — 480 с.

57Дойль, П. Маркетинг менеджмент и стратегии / П. Дойль, Ф. Штерн. — СПб.: ПИТЕР, 2007. — 544 с.

58Каплан, Р. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты /Р. Каплан, Д. Нортон. — М.: Олимп-бизнес, 2007.-512 с.

59Райс, Э. Маркетинг снизу вверх: от тактики до бизнес-стратегии / Э. Райе, Дж. Траут. — М.: Вильяме, 2009. — 224 с.

60Портер, М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / Майкл Портер. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 453 с. исследования. Это работы Р. Г. Абдулатипова, A.A. Аронова, Г. В. Гриненко, А. Г. Казаковой, И. В. Малыгиной, С. Н. Мареева, Е. В. Мареевой, В. А. Ремизова, О. Б. Сладковой, Т. Н. Суминовой, В. А. Тихоновой, А .Я. Флиера, В. В. Чижикова, В. М. Чижикова, О. В. Шлыковой.

Объект исследования — реклама как социокультурный феномен. Предмет исследования — генезис и историко-культурные трансформации феномена рекламы на различных этапах систем средств массовой коммуникации.

Цель работы — выявить и определить особенности историко-культурных трансформаций отечественной рекламы и рекламной коммуникации на всех этапах систем средств массовой коммуникации. Задачи исследования:

— обобщить социокультурные предпосылки становления и развития рекламы в России, начиная с первого этапа системы средств массовой коммуникации, до современного — электронного этапа;

— проследить эволюцию рекламы в дискурсе средств массовой коммуникации;

— обосновать товарный знак как идентификационный признак рекламной коммуникации и параметр культурного многообразия экономики страны;

— выявить специфику культурного поля России в контексте рекламной коммуникации;

— определить социокультурную функцию рекламы на этапе электронной коммуникации ССМК — V;

— уточнить перспективы рекламной коммуникации в учреждениях культуры как основы развития коммуникативной культуры будущего;

— раскрыть потенциал сайта как инструмента рекламной коммуникации и идентификации в культурном пространстве.

Теоретико-методологическая основа исследования Теоретическая база диссертационного исследования объединяет теоретико-методологические разработки, изложенные в классических трудах зарубежных исследователей, посвященные исследованию общества: П. Блау61, М. Вебера62, Т. Веблена63, Э. Гидденса64, Э. Дюркгейма65, К. Леви-Строса66. На их основе сформированы представления о трансформации рекламной коммуникации в историко-культурном контексте.

В основе исследования использованы такие подходы к изучению рекламы, как институциональный. Развивается в трудах как зарубежных.

67 68 исследователей — Ж. Бодрийяра, Н. Лумана, так и отечественных — Е. Л. Головлевой, В.П. Коломийца69, В.Л. Музыканта70, О.О. Савельевой71,.

Л.Н. Федотовой. В них раскрыты признаки рекламы как социального института, проанализированы ее функции, типы и формы.

Эволюция рекламы, изменения выполняемых ею функций, факторов ее трансформации стали предметом исследований как зарубежных авторов, например, Т. Адорно73, Р. Арона74, Д. Белла75, У. Липпмана76, М.

77 78 79 80.

Маклюэна, М. Тангейта, Э. Тоффлера, М. Хоркхаймера, Э.

61Добреньков, В. И. Американская социологическая мысль: тексты / В. И. Добреньков. — М.: Изд-во МГУ, 1994.-496 с.

62Гайденко, П. П. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс / П. П. Гайденко, Ю. Н. Давыдов. — M.: КомКнига, 2010. — 368 с.

63Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен // Экономическая мысль Запада / пер. с англ. яз. С. Г. Сорокиной. — М.: Прогресс, 1984. — 368 с.

64Гидденс, Э. Устроение общества / Э. Гидденс. — M.: Академический Проект, 2005. — 528 с. б5Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. — М.: Терра — Книжный клуб, 2008. — 400 с.

66Леви-Строс, К. Мифологики. Сырое и приготовленное / К. Леви-Строспер. 3. Сокулер, А. Акопян. -M.: Флюид, 2006. — 400 с.

67Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. — M.: Рудомино, 2001. — 224 с.

68Луман, Н. Реальность массмедиа / Н. Луманпер. А. Ю. Антоновский. — M.: Практис, 2005. — 256 с.

69Коломиец, В. П. Реклама в социологическом видении / В. П. Коломиец // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. — 2001. -№ 1.-С. 165 — 170.

70Музыкант, В. Л. Реклама как социальный институт: (возникновение и основные этапы развития): дис.. докт. соц. наук: 22.00.04 / В.Л. МузыкантРУДН. — Москва, 1998. — 350 с.

Савельева, О. О. Социология рекламного воздействия: автореф. дис.. докт. соц. наук: 22.00.08 / О.О. СавельеваМоск. пед. гос. ун—т. — Москва, 2006. — 36 с.

72Федотова, Л. Н. Реклама в коммуникационном процессе / Л. Н. Федотова. — М.: Камерон, 2005. -464 с.

73Хоркхаймер, М. Диалектика просвещения. Философские фрагменты / М. Хоркхаймер, Т. В. Адорно. -М.: Медиум, 1997.-312 с.

74Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Аронобщ. ред и предисл. П. С. Гуревич. — М.: Прогресс — Политика, 1992. — 608 с.

75Белл, Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе. — М.: Прогресс, 1986. — С. 330 — 342.

76Липпман, У. Общественное мнение / У. Липпманпер. Т. В. Барчуновой. — М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с.

77Маклюэн, М. Средство само есть содержание / М. Маклюэн // Информационное общество: сборник. -М.: ACT, 2004. URL: http://www.uic.unn.ru/pustyn/lib/maclu.ru.html (Дата обращения 10.06.2012).

Ol ОЛ ОО.

Фромма, так и отечественных — Ю. П. Буданцева, A.B. Бриленковой, Е.

84 85 86 87.

Кирьяновой, Н. В. Старых, В. В. Ученовой, O.E. Бочаровой, А.И. Черных88.

Историко-философский подход представлен книгами В. Зеньковского, Н. Лосского и др. Источниками для исследования различных форм и моделей коллективной самоидентификации, представленных в русской журналистике XIX—XX вв., стали собрания сочинений, отдельно изданные произведения, газеты, журналы, альманахи.

Необходимость выработки рабочих определений исследования адресовала нас к теории информации и коммуникации.

Особенности формирования культурно-семантического поля рекламы разработаны российским исследователем Ю. П. Буданцевым и сведены в единую таблицу его учеником профессором В. Л. Музыкантом, где четко прослеживаются механизмы вовлечения индивида в диалог с системами СМК. Это сыграло определенную роль в формировании авторского подхода в данном исследовании.

Прослеживая историко-культурные параллели в рекламной коммуникации, мы опирались также на теоретические модели, взятые из социальных наук и адаптировали их применительно к теме исследования.

78Тангейт, M. Всемирная история рекламы / М. Тангейтпер. А. Зотагин, В. Ибрагимов. — М.: Альпина Паблишер, 2008. — 290 с.

79Тоффлер, Э. Шок будущего /Э. Тоффлер. — М.: ACT, 2001. — 560 с.

80Хоркхаймер, М. Затмение разума / М. Хоркхаймер. — М.: Канон Плюс, 2011. — 224 с.

8|Фромм, Э. Марксова концепция человека / Э. Фромм. — М.: Республика, 1992. URL: http://scepsis.ru/library/id 642. html (Дата обращения 12.09.2012).

82Буданцев, Ю. П. Системность в изучении массовых информационных процессов / Ю. П. Буданцев. — М.: УДН, 1986, — 167 с.

83Бриленкова, A.B. Коммерческая реклама в России (1861 — 1917 гг.): дис.. канд. ист. наук: 07.00.02/ A.B. Бриленкова. — СПб., 2007. — 208 с.

84Франк, Н. Просто сделай это! Величайшие рекламные компании XX века / Н. Франк, Е. Кирьянова. -М.: ACT: Хранитель, 2007. — 194 с.

85Старых, Н. В. История рекламы / В. В. Ученова, Н. В. Старых. — СПб.: Питер, 2002. — 304 с.

86Ученова, В. В. Реклама и массовая культура. Служанка или госпожа? / В. В. Ученова. — М.: Юнити-дана, 2008.-248 с.

87Бочарова, O.E. Влияние рекламы на социально — стратификационные процессы в России: монография / O.E. Бочарова. — Тула: Изд-во ТулГу, 2006. — 164 с.

88Черных, А. И. Мир современных медиа / А. И. Черных. — М.: Территория будущего, 2007. — 312 с.

Теоретическая база диссертации опирается на работы в области коммуникаций в обществе, в частности работы социологов и философов Д. Белла89, М. Кастельса90, Н. Лумана91, Ю. Хабермаса92 и др.

Целесообразным было также осмысление диссертационных работ И.В. Бедринской93, A.M. Варэлиса94, И.Н. Васильева95, А.Н. Оленева96, а также периодических изданий и сообщений в сети Интернет, иллюстрирующих различные аспекты предмета и объекта нашего.

97 исследования .

Методы исследования.

Исследование основывается на сравнительно-историческом методе изучения процесса эволюции рекламы. Помимо этого, использован структурно-аналитический принцип, который позволяет рассмотреть основные этапы зарождения и становления рекламного дела в России, а также функционально-стилистический метод. Кроме этого, использованы традиционно-описательные средства с комментариями к эмпирическому материалу.

Диссертационная работа основывается на общих принципах историзма, системности и конкретности изучаемых фактов, общепризнанных в науке, которые требуют от специалиста исследовать тот или иной общественный феномен в процессе его становления с учетом.

89Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл. — M.: Academia, 2004. — 788 с.

90Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кастельс. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.

91Луман, Н. Что такое коммуникация / Н. Луман. URL: http://gtmarket.ru/laboratorv/expertize/2954 (Дата обращения 12.12.12).

92Habermas J. Communication and the Evolution of Society. Heinemann.1979.

93Бедринская, И. В. Виды коммуникаций в сфере паблик рилейшнз финансовых корпораций: дис.. канд. филол. наук: 10.01.10 / И.В. БедринскаяМГУ. — Москва, 2007. — 211 с.

94Варэлис, А. М. Познавательный потенциал коммуникативной культуры (на примере Интернет пространства вуза культуры и искусств): дис.. канд. культурологии: 24.00.01 / А.М. ВарэлисМГУКИ. -Москва, 2008. — 167 с.

95Васильева, И. Н. Особенности использования зарубежного опыта антикризисного управления коммерческими банками в России: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / И. Н. Васильева. — Москва, 2003. -215 с.

96Оленев, А. Н. Управление деловой репутацией коммерческих банков посредством интегрированных маркетинговых коммуникаций: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / А.Н. ОленевМосква, 2006. — 195 с. «Communication Director. 2009 — № 1. Банковское обозрение. 2008. — № 12 — 2009. — № 1, 5, 8, 9. Банковское обозрение. — 2010. — № 1, 2, 4. Банковский журнал. — 2010. — № 1,2. Секрет фирмы. — 2011. — № 3. и др. национальных особенностей и всего разнообразия генетических и причинно-следственных связей, его взаимоотношений с окружающим миром как с точки зрения конкретного исторического времени, так и современных подходов.

Научная новизна исследования заключается в следующем: обобщены социокультурные предпосылки становления и развития рекламы в России, начиная с первого этапа системы средств массовой коммуникации, до современного — электронного этапа, прослежена эволюция рекламы в дискурсе системы средств массовой коммуникациидоказано, что генезис рекламы представляет потребность общества в непрерывном процессе передачи совокупного духовного опыта, выявлены специфические характеристики полиактивного культурного поля российской рекламы, заключающиеся в том, что при подготовке рекламного сообщения большее количество информации накапливается именно через личные каналы общенияобосновано, что товарный знак является носителем смыслового содержания и выступает посредником в отношениях — содержит в себе идентификационные признаки рекламной коммуникации, хранит и передает духовный опытпрослежен и рассмотрен новый этап системы средств массовой коммуникации (ССМК-У), представляющий собой единое виртуальное культурное пространствона основе исследования по внедрению информационно-коммуникационных технологий в региональные учреждения культуры на новом этапе системы средств массовой коммуникации (ССМК-У) прослежена динамика включения личности в мировые глобализационные процессы, а также то, как актуализируется проблема сохранения ее культурной идентичности в эпоху «экономики желаний" — установлено, что сайт — это портал для интерактивного взаимодействия и, вместе с тем, возможность реапизовывать потенциальные возможности пользователя.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно: 1) расширяет теоретическую и эмпирическую базу для комплексного анализа и решения проблем коммуникативной культурыв работе также уточнено понятие рекламной коммуникации;

2) позволяет осмыслить роль рекламы в процессах изучения и популяризации социокультурной информации;

3) на основе рассмотрения культуры рекламы и рекламной коммуникации на этапе развития электронной системы средств массовой коммуникации (ССМК-У) в качестве средств сохранения, описания и трансляции культурных ценностей, традиций и кодов расширяется представление об уникальных возможностях культурных объектов, бесконечной полифункциональности электронной культуры и познавательных возможностях такого ее средства, как интернет-реклама.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные результаты и выводы исследования используются автором в преподавательской деятельности — тьютора Тренинг-центра Московского государственного университета культуры и искусств. Результаты исследования положены в основу учебно-методических разработок автора в рамках программы «Обучение для будущего», которая реализуется в МГУКИ с 2009 г. В данных разработках рассматривается социокультурная функция рекламной коммуникации как уникального средства коммуникативной культуры.

Материалы данного диссертационного исследования могут быть использованы также: при формировании учебных планов и программ подготовки кадров культурологического и информационного профиляпри организации рекламных коммуникаций в луеЬ-пространстве культурных учреждений и вузов культурыпри создании сетевых студенческих инициатив, развивающих рекламные коммуникации в качестве средства культурного обмена, познания, самоидентификации в глобальной Сети и т. д.- в системе повышения квалификации и дополнительном профессиональном образовании работников культуры и искусств.

Использование материалов данной работы может послужить основой при разработке рекомендаций по оптимизации виртуальной деятельности учреждений культуры.

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Диссертационное исследование, посвященное социокультурной составляющей рекламы в системе средств массовой коммуникации, соответствует п. 9 «Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов», п. 13 «Факторы развития культуры», п. 14 «Возникновение и развитие современных феноменов культуры», п. 21 «Традиционная, массовая и элитарная культура», п. 23 «Личность и культура», п. 24 «Культура и коммуникация», п. 32 «Система распространения культурных ценностей и приобщения населения к культуре» паспорта научной специальности 24.00.01 — теория и история культуры (культурология).

Положения, выносимые на защиту:

1. Реклама представляет собой социокультурный феномен на различных этапах развития системы средств массовой коммуникации и отражает исторические закономерности эпохи и особенности национальной культуры. Отечественная рекламная коммуникация, на уровне адресант-текст-адресат, имеет свои специфические особенности в контексте полиактивного культурного поля, что свидетельствует о невозможности полностью адаптировать зарубежный рекламный опыт. «Русский стиль» в развитии отечественной рекламы тесно связан с российскими культурно-зрелищными мероприятиями и торговлей (народное творчество — ССМК-1, ССМК-П). Исторический экскурс и национальные особенности этого явления свидетельствуют о соответствии форм, способов и приемов рекламы в ее феноменологическом смысле культурной традиции русского народа, хотя ее практическое воплощение не всегда укладывается в общепринятые рамки, а порой содержит в себе архаические элементы контекста — полиактивного культурного поля.

2. Товарный знак является идентификационным признаком культурного поля рекламной коммуникации. Если у каждого гончара на.

Руси имелось свое клеймо, а у наследника мастера — «отпятныш» (ССМК-I, ССМК-П), то позднее товарный знак использовался в печатном издании (ССМК-Ш), с появлением пленки — в телеи радиопередачах (ССМК-1У). В ССМК-У товарный знак выступает как важный элемент «навигационной» культуры сайта и его интерфейса.

3. Рекламная коммуникация на этапе развития электронной системы средств массовых коммуникаций способствует появлению не только нового насыщенного поля общения, передачи информации, но и поля для «добавочного содержания», продиктованного формой. Организация гипертекста, а именно, текста «один к одному» предоставляет новые возможности адресанту (часть аудитории уходит, например, к блоггерам).

4. Анализ условий, обеспечивающих электронные, прежде всего, рекламные коммуникации в культуре, позволяет заключить, что готовность учреждений культуры к формированию информационного общества и внедрению электронных сервисов, рекламных услуг неоднородна в регионах и зависит не только от наличия персонального компьютера (ПК), но и появления принципиально новых культурных потребностей, которые, в свою очередь, способствуют появлению новых типов услуг — твиттер, социальные сети.

5. Сайт является инструментом идентификации. Создание veb-сайтов и порталов в области культуры позволяет говорить о расширении поля современной коммуникационной культуры, расширении аудитории,.

98История культуры Древней Руси. Т.1. — М.-Л.: АН СССР, 1948. — С.106. возможности сотворчества и диалога, структуры и функций рекламы в социокультурном пространстве.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные идеи и положения диссертации изложены в 10 научных публикациях автора, в том числе в 2 статьях в журнале, входящем в перечень изданий, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ для кандидатских и докторских диссертаций.

Результаты исследования прошли апробацию на научных конференциях и «круглых столах»: Достижения ученых XXI века / Тамбовский государственный технический университет (Тамбов, 2007) — Журналистика в 2007 году. СМИ в условиях глобальной трансформации социальной среды / Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, 2008) — Журналистика в 2008 году. Общественная повестка дня и коммуникативные практики СМИ / Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, 2009) — Международная научная конференция II Новиковские чтения «Функциональная семантика языка, семиотика знаковых систем и методы их изучения» / Российский университет дружбы народов (Москва, 2009) — 1-я Всероссийская заочная научно-практическая Интернетконференция: «Актуальные проблемы журналистики в условиях формирования русской культурной идентичности» / Кафедра журналистики Орловского государственного университета (Орел, 2009).

Материалы и выводы диссертации используются при организации образовательной программы ежегодного Форума «Дни РЯ Центральной России», а также при подготовке и реализации проектов-участников Премии в области развития общественных связей «ЯиРо1Ь>.

Материалы исследования внедрены в учебный процесс Тренинг-центра Московского государственного университета культуры и искусств, а также в научные проекты по мониторингу электронных ресурсов и услуг.

Материалы и выводы диссертации используются в учебном процессе кафедры массовых коммуникаций филологического факультета Российского университета дружбы народов — внедрены при разработке следующих теоретических спецкурсов: «Теория и практика РЯ», «Реклама как социокультурный феномен».

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств (протокол № 6 от 03.12.2012 г.).

1. Абанкина, Т. Экономика желаний в современной «цивилизации досуга» / Т. Абанкина // Отечественные записки. — 2005. — № 4. URL: http://www.strana-oz.ru/2005/4/ekonomika-zhelaniy-v-sovremennoy-civilizacii-dosuga (Дата обращения 15.06.2012).

2. Аванесова, Г. А. Специфика и характер современных научных знаний о культуре // Полигнозис. 2009. — № 1(34). URL: http://www.polygnozis.ru/default.asp?num=6&num2432 (Дата обращения 17.11.2012).

3. Айзенберг, Н. М. Менеджмент рекламы / Н. М. Айзенберг. М.: ТОО «Интел Тех», 1993. — 80 с.

4. Айзенштейн, К. А. Как рекламировать с успехом. Настольное руководство для деловых людей / К. А. Айзенштейн. СПб., 1912. — 110 с.

5. Айзенштейн, К. А. Как сделаться хорошим продавцом, агентом, представителем / К. А. Айзенштейн. СПб.: Фортуна для всех, 1912.-104 с.

6. Алешина, И. В. Паблик рилейшнз для менеджеров / И. В. Алешина. -М.: Эксмос, 2003. 480 с.

7. Алипова, A.A. Реклама: язык, речь, общение / A.A. Алипова. М.: ИНФРА-М, 2008. — 286 с.

8. Анисимов, Е. В. Время петровских реформ / Е. В. Анисимов. Л.: Лениздат, 1989.-496 с.

9. Арене, У. Ф. Современная реклама / У. Ф. Арене, К. Л. Бове. -Тольятти: Довгань, 1995. 704 с.

10. Аржанов, К. В. История отечественной рекламы: галерея рекламной классики / К. В. Аржанов, Т. А. Пирогова. Харьков: Студцентр, 2004. -304 с.

11. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р. Арон. М.: Прогресс — Политика, 1992. — 608 с.

12. Астафьева, О. Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность: лекции / О. Н. Астафьева. М.: Изд-во РАГС, 2010.-69 с.

13. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции / Г. П. Бакулев. М.: Аспект Пресс, 2010. 192 с.

14. Барт, Ролан. Империя знаков. / Р. Бартпер. с франц. Я. Г. Бражниковой. М.: Праксис, 2004. — 144 с.

15. Бауман, 3. Индивидуализированное общество / 3. Бауманпер. с англ. под ред. В. Иноземцева. М.: Логос, 2002. — 390 с.

16. Бедринская, И. В. Виды коммуникаций в сфере паблик рилейшнз финансовых корпораций: дис.. канд. филол. наук: 10.01.10 / И.В. БедринскаяМГУ. Москва, 2007. — 211 с.

17. Беклешов, Д. В. Формы и методы рекламы / Д. В. Беклешов. Киев: Реклама, 1969.-83 с.

18. Беклешов, Д. В. Реклама. Ее функции, цели и методы создания / Д. В. Беклешов, В. П. Самусев. Киев: Реклама, 1974. — 105 с.

19. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования / Д. Белл. М.: Academia, 2004. — 788 с.

20. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества / Д. Белл // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. — С. 330 -342.

21. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социол. знания / П. Бергер, Т. Лукман. М., 1995. — 322 с.

22. Вернадская, Ю. С. Текст в рекламе / Ю. С. Вернадская. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-288 с.

23. Березин, В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В. М. Березин. М.: РИП-холдинг, 2003. — 174 с.

24. Березина, В. Г. Русская журналистика первой четверти XIX века / В. Г. Березина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1965. — 157 с.

25. Березина, В. Г. Русская журналистика второй четверти XIX века (1840-е гг.) / В. Г. Березина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. — 135 с.

26. Березовая, Л. Г. История мировой рекламы, или Старинные рецепты изготовления «бесплатного сыра» / Л. Г. Березовая. М.: Изд-во Ипполитова, 2008. — 671 с.

27. Бове, К. Л. Современная реклама / К. Л. Бове, У. Ф. Арене. М.: Довгань, 1995.-704 с.

28. Богачева, Н. Реклама, ее возникновение и некоторые сведения из истории развития / Н. Богачева. М.: Союзтеапром, 1969. — 22 с.

29. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Жан Бодрийяр. М.: Рудомино, 2001. — 224 с.

30. Боев, Е. И. Реклама как социокультурное явление в системе социальной коммуникации: дис.. канд соц. наук: 22.00.06 / Е. И. Боев. -Курск, 2005. 139 с.

31. Бородина, В. Ю. Красная книга российской рекламы / В. Ю. Бородина. М.: Рекламфорумсервис, 2000. — 221 с.

32. Бочарова, O.E. Влияние рекламы на социально стратификационные процессы в России: монография / O.E. Бочарова. — Тула: Изд-во ТулГу, 2006. 164 с.

33. Бриленкова, A.B. Коммерческая реклама в России: 1861−1917гг.: дис.. канд. ист. наук: 07.00.02 / A.B. Бриленкова. Санкт-Петербург, 2007. 208 с.

34. Буданцев, Ю. П. Системность в изучении массовых информационных процессов / Ю. П. Буданцев. М.: УДН, 1986. — 167 с.

35. Бурдовская, Е. Ю. Исторические трансформации рекламы в контексте дифференциации системы массовых коммуникаций / Е. Ю. Бурдовская, О. В. Шлыкова // Вестник МГУКИ. 2012. — № 3. — С. 69 -76.

36. Бурдовская, Е. Ю. Рец. на книгу: Музыкант, B.JI. Психология и социология в рекламе: учеб. пособие / Е. Ю. Бурдовская // Вестник МГУКИ. 2012. — № 3. — С. 250 — 252.

37. Бурдовская, Е. Ю. Генезис и исторические трансформации российской рекламы в дореволюционный период / Е. Ю. Бурдовская // СМИ в многополярном мире: проблемы и перспективы. М.: РУДН, 2011. -С. 39−42.

38. Бурдовская, Е. Ю. Реклама в России как социокультурный феномен: генезис и историко-культурные трансформации: автореф. дис.. канд. культурологии: 24.00.01 / Е.Ю. БурдовскаяМГУКИ. Москва, 2013.-22 с.

39. Бурдовская, Е. Ю. Необходимость развития рекламы в России (исторический опыт) / Е. Ю. Бурдовская // Проблемы массовой коммуникации: новые подходы. Воронеж: ВГУ, 2011. — 4.2. — С. 55 — 56.

40. Бурлина, Е. Я. Культура и жанр: методологические проблемы жанрообразования и жанрового синтеза / Е. Я. Бурлина. Саратов, 1987. -178 с.

41. Быкова, Т. А. Петербургское издание книги «Символы и эмблемы» / Т. А. Быкова. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955.

42. Валовая, М. Д. Азы древнейшего ремесла, или 13 бесед о рекламе и маркетинге / М. Д. Валовая. М.: Нива XXI век, 1994. — 112 с.

43. Вартанова, E.JI. Основы медиаэкономики и медиаменеджмента за рубежом / Е. Л. Вартанова. М.: МГУ, 2002. — 307 с.

44. Варэлис, A.M. Познавательный потенциал коммуникативной культуры (на примере Интернет пространства ВУЗа культуры и искусств): дис.. канд. культурологии: 24.00.01 /A.M. ВарэлисМГУКИ. Москва, 2008. 167 с.

45. Васильева, И. Н. Особенности использования зарубежного опыта антикризисного управления коммерческими банками в России: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / И. Н. Васильева. Москва, 2003. — 215 с.

46. Васюков, С. Скорпионы / С. Васюков. М.: И. Н. Кушнеревъ и Ко., 1903.-88 с.

47. Веблен, Т. Теория праздного класса / Т. Веблен // Экономическая мысль Запада. М.: Прогресс, 1984. — 368 с.

48. Веригин, А. Русская реклама / А. Веригин. СПб.: Русский труд, 1898.-23 с.

49. Веркман, К. Дж. Товарные знаки: создание, психология, восприятие / К.Дж. Веркман. М., 1986. — 518 с.

50. Волкова, В. В. Дизайн рекламы / В. В. Волкова. М.: Феникс, 1999. -142 с.

51. Володеева, В. Н. Основы психологии рекламы / В. Н. Володеева, В. Н. Дорошев. СПб., 1995. — 87 с.

52. Воронов, Т. К. Организация и техника внешней торговли / Т. К. Воронов, К. А. Павлов. М., 1970. — 357 с. URL: http://www.lawlibrary.ru/izdanie21950.html (Дата обращения 19.10.2012).

53. Гайденко, П. П. История и рациональность: социология Макса Вебера и веберовский ренессанс / П. П. Гайденко, Ю. Н. Давыдов. М.: КомКнига, 2010.-368 с.

54. Галаган, A.A. История предпринимательства российского. От купца до банкира / A.A. Галаган. М.: Ось-89, 1997. — 168 с.

55. Гендина, Н. И. Образовательная функция библиотеки в информационном обществе и готовность библиотечных кадров к ее реализации / Н. И. Гендина. URL: http://www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2011/disk/l07.pdf (Дата обращения 07.12.2012).

56. Гидденс, Э. Устроение общества / Э. Гидденс.- М.: Академический проект, 2005.-528 с.

57. Гиляровский, В. Москва и москвичи / В. Гиляровский. М.: Московский рабочий, 1979. — 463 с.

58. Глинтерник, Э. М. Реклама в России XVIII первой половины XX века (книга-альбом) / Э. М. Глинтерник. — СПб.: Аврора, 2007. — 360 с.

59. Головин, А. Ю. Культурные ориентации российских интернет-пользователей: сущность и специфика: дис. кандидата культурологии: 24.00.01 / А. Ю. Головин. Москва, 2011 — 184 с.

60. Головлева, E.JI. Массовые коммуникации и медиапланирование / E. J1. Головлева. М.: Феникс, 2008. — 250 с.

61. Головлева, E.JI. Основы рекламы / E. J1. Головлева. М.: Московский гуманитарный институт, Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2005. — 314 с.

62. Горизонты электронной культуры: новации коммуникации // медиакультура новой России: материалы Международной научной конференции. Т.2 / под ред. Н. Б. Кирилловой. Екатеринбург-Москва: Академический проект, 2007. — С. 262 — 274.

63. Горохов, В. М. Институализация паблик рилейшнз как фактор формирования и развития информационного рынка / В. М. Горохов // Вестник МГУ. 2001. — № 3. — С. 67 — 73.

64. Грабельников, A.A. История российской журналистики XVIII—XIX вв.еков / A.A. Грабельников. М.: Изд-во МЭГУ, 1994. — 173 с.

65. Грабельников, A.A. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества / A.A. Грабельников. М.: Изд-во РУДН, 2001.-330 с.

66. Гриненко, Г. В. История философии: учебник по дисциплине «Философия» для студентов ВУЗов / Г. В. Гриненко. М.: Юрайт, 2010. -689 с.

67. Гриненко, Г. В. Хрестоматия по истории мировой культуры: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям и специальности 20 600 «Культурология» / Г. В. Гриненко. М., 2005. — 940 с.

68. Грушевицкая, Т. Г. Основы межкультурной коммуникации / Т. Г. Грушевицкая, В. Д. Попков, А. П. Садохин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -352 с.

69. Гулишамбаров, С. С. Всемирная торговля в XIX в. и участие в ней России / С. С. Гулишамбаров. СПб.: Типография В. Киршбаума, 1898. -230 с.

70. Гуревич, П. С. Психология рекламы / П. С. Гуревич. М.: ЮНИТИ, 2005.-288 с.

71. Гуревич, П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. М.: Аспект Пресс, 1995.-240 с.

72. Дихтль, Е. Практический маркетинг: учебное пособие / Е. Дихтль, X. Хершген. М.: Высшая школа, 1995. — 254 с.

73. Дейян, А. Реклама / А. Дейян. М.: Прогресс, 1993. — 175 с.

74. Демидов, В. Е. Сущность рекламы и психология ее восприятия / В. Е. Демидов. М.: Внешторгреклама, 1984. — 46 с.

75. Джорджадзе, В. Н. Вредные для публики рекламы и борьба с ними / В. Н. Джорджадзе. М., 1894. — 97 с.

76. Добльхофер, Э. Знаки и чудеса / Э. Добльхофер. М.: Восточная литература, 1963.-388с.

77. Добреньков, В. И. Американская социологическая мысль / В. И. Добреньков. М.: МГУ, 1994. — 496 с.

78. Дойль, П. Маркетинг менеджмент и стратегии / П. Дойль, Ф. Штерн. СПб.: Питер, 2007. — 544 с.

79. Дрю, Ж.-М. Ломая стереотипы / Ж.-М. Дрюпер. с англ. под ред. Л. А. Волковой. СПб: Питер, 2002. — 272 с.

80. Дюркгейм, Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Э. Дюркгейм. М.: Терра, 2008. — 400 с.

81. Евстафьев, В. А. Журналистика и реклама: основы взаимодействия (опыт теоретического исследования) / В. А. Евстафьев. М.: ИМА-Пресс, 2001.-263 с.

82. Еременко, И. В. Реклама как объект культурфилософского исследования: автореф. дис.. канд. филос. наук: 24.00.01 / И.В. ЕременкоМоск. гос. ун-т культуры и искусств. М., 2011. — 24 с.

83. Засурский, Я. Н. Средства массовой информации в постсоветской России / Я. Н. Засурский, E.JI. Вартанова, И. И. Засурский и др. М.: Аспект Пресс, 2002. — 303 с.

84. Зеньковский, В. В. Русские мыслители и Европа / В. В. Зеньковский. -М.: Республика, 1997. 368 с.

85. Землянова, JI.M. Современная американская коммуникативистика / JT.M. Землянова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. — 416 с.

86. Иванов, Д. В. Виртуализация общества. Версия 2.0. / Д. В. Иванов. -СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. 96 с. URL: http://www.kulichki.com/moshkow/POLITOLOG/ivanov d v. txt (Дата обращения 14.03.2012).

87. Иванов, А. История Петербурга в старых объявлениях / А. Иванов. -М.: Центрполиграф, 2008. 543 с.

88. Идрисов, Н. Д. Предпринимательство в России: история развития и современное состояние / Н. Д. Идрисов, P.M. Кущетеров. Ставрополь.: Мир Данных, 2006. — 249 с.

89. Информационные ресурсы России. 4.1 Информационные ресурсы инновационного развития: учеб. пособие / А. Б. Антопольский, О. В. Шлыкова. М.: ИПКИР-МГУКИ, 2006. — 270 с.

90. История культуры Древней Руси. В 2 т. Т. 1. M.-JL, 1948. — 484 с.

91. Канделаки, Н. Роль ярмарок / Н. Канделаки. СПб., 1914. — 60 с.

92. Кечеджи-Шаповалов, М. В. Торговые посредники / М.В. Кечеджи-Шаповалов. СПб., 1910.

93. Катлип, С. Паблик рилейшнз. Теория и практика / С. Катлип, А. Сентер, Г. Брум. М.: Вильяме, 2008. — 624 с.

94. Каплан, Р. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты / Р. Каплан, Д. Нортон. М.: Олимп-бизнес, 2007. — 512 с.

95. Кастельс, М. Галактика Интернет. Размышление об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. Екатеринбург: У — фактория, 2004. -324 с.

96. Кастельс, М. Информационная эпоха, экономика, общество и культура / М. Кастельс. М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.

97. Киселев, А. П. История оформления русской газеты (1702−1917) / А. П. Киселев. М.: МГУ, 1990. — 192 с.

98. Ковалев, В. В. Искусственные стереотипы в российском обществе: понятие, механизмы образования, социальная роль / В. В. Ковалев. Ростов н/Д, 2009. — 160 с.

99. Козловский, В. И. Креативные основы рекламной коммуникации: системный анализ: дис.. доктор филос. наук: 24.00.01 / В.И. КозловскийМоск. гос. ун-т культуры и искусств. М., 2002. — 294 с.

100. Козловский, В. И. Рекламная коммуникация: культурогенетический анализ: монография / В. И. Козловский. М.: МГУКИ, 2002. — 152 с.

101. Коломиец, В. П. Реклама в социологическом видении / В. И. Коломиец // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2001. — № 1. — С. 165 — 170.

102. Конецкая, В. П. Социология коммуникации / В. П. Конецкая. М.: МУБУ, 1997.-304 с.

103. Коновалова, E.H. Знаковая сущность рекламной коммуникации: дис.. канд. культурологии: 24.00.01 / E.H. Коновалова. Саранск, 2006. — 166 с.

104. Корнилов, JI.B. От глашатая до неона / JI.B. Корнилов, Н. Б. Фильчикова. М.: Знание, 1978. — 126 с.

105. Корнилова, К. С. Российские рекламно справочные издания в пореформенный период (1860 — 1880 гг.): дис.. канд. филол. наук: 10.01.10 / К.С. КорниловаМГУ. — Москва, 2009. — 259 с.

106. Костина, A.B. Эстетика рекламы / A.B. Костина. М.: Вершина, 2003. — 304 с.

107. Кохтев, H.H. Реклама: искусство слова. Рекомендации для составителей рекламных текстов / H.H. Кохтев. М.: Изд-во МГУ, 2004. -95 с.

108. Кохтев, H.H. Стилистика рекламы / H.H. Кохтев. М.: Изд-во МГУ, 1991.-91 с.

109. Кошетарова, JI.H. Культурные смыслы рекламы: дис.. канд. филос. наук: 24.00.01 / JI.H. КошетароваТюмен. гос. ун-т. Тюмень, 2011.-177 с.

110. Краско, Т. И. Психология рекламы / Т. И. Краско. Харьков: Студцентр, 2002. — 216 с.

111. Кулишер, И. М. История русской торговли и промышленности / И. М. Кулишер. Челябинск: Социум, 2003. — 556 с.

112. Левин, К. Проблемы социально-психологического исследования / К. Левин. М.: Смысл, 2001. — 608 с.

113. Леви-Строс, К. Мифологики. Срое и приготовленное / К. Леви-Строс. М.: Флюид, 2006. — 400 с.

114. Липпман, У. Общественное мнение / У. Липпман. М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. — 384 с.

115. Лосев, А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. 2-е изд. / А. Ф. Лосев. — М.: Искусство, 1995. — 320 с.

116. Лосский, Н. История русской философии / Н. Лосский. М.: Советский писатель, 1991. — 480 с.

117. Лотман, Ю. М. Культура как коллективный интеллект и проблемы искусственного разума / Ю. М. Лотман. М., 1977. URL: kafedramhk.ru>semiotika/lotman2.doc (Дата обращения 04.08.2012).

118. Луман, Н. Что такое коммуникация / Н. Луман. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2954 (Дата обращения 12.12.12).

119. Макашина, Л. П. Русская реклама. Отечественная практика (17 031 918) / Л. П. Макашина. Екатеринбург, 1995. — 95 с.

120. Маклюэн, М. Понимание медиа: внешние расширения человека / М. Маклюэнпер с англ. В. Г. Николаева. М.: Кучково поле, 2007. — 464 с.

121. Маклюэн, М. Средство само есть содержание / М. Маклюэн // Информационное общество: сборник. М.: ACT, 2004. URL: http://www.uic.unn.ru/pustyn/lib/maclu.ru.html (Дата обращения 10.06.2012).

122. Манолов, И. И. Современный очерк великого мирового значения и торгово-промышленного развития Российской империи / И. И. Манолов. -СПб., 1899.-287 с.

123. Мануйлов, М. А. Психология рекламы / М. А. Мануйлов. М.: Гос. техн. изд-во, 1925. — 36 с.

124. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб.: Питер, 2011. -352 с.

125. Массовое сознание и массовая культура в России: история и современность: сборник трудов. М.: Изд-во РГГУ, 2004. — 308 с.

126. Медведева, Е. В. Основы рекламоведения / Е. В. Медведева. М.: РИП-холдинг, 2003. — 262 с.

127. Медведева, Е. В. Рекламная коммуникация / Е. В. Медведева. М.: Едиториал УРСС, 2003. — 279 с.

128. Меликтесян, Е. В. Реклама как социокультурный феномен: диалектика глобального и локального: автореф. дис.. канд. филос. наук: 24.00.01 / Е.В. МеликтесянКраснодар, гос. ун-т культуры и искусств. -Краснодар, 2002. 16 с.

129. Мертон, Р. К. Социальная теория и социальная структура / Р. К. Мертон. М.: ACT: Хранитель, 2006. — 873 с.

130. Миронова, A.A. Объявление есть двигатель торговли / A.A. Миронова. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2007. — 295 с.

131. Музыкант, B. J1. Маркетинговые основы управления коммуникациями / B.JI. Музыкант. М.: Эксмо, 2008. — 832 с.

132. Музыкант, B.JI. Психология и социология в рекламе / B. J1. Музыкант. М.: ИНФРА-М, 2012. — 220 с.

133. Музыкант, В. Л. Реклама как социальный институт: (возникновение и основные этапы развития): дис.. док. социол. наук: 22.00.04 / В.Л. МузыкантРУДН. -Москва, 1998. 350 с.

134. Насонова, Е. А. Устная реклама в России XVIII XX веков: дис.. канд. филол. наук: 10.01.10 / Д. В. Насонова. — Москва, 2003. — 191 с.

135. Некрылова, А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII начало XX вв. / А. Ф. Некрылова. -Л.: Искусство, 1988. — 130 с.

136. Николаева, Д. В. Газетная реклама в России на рубеже веков: 1894 -1905: дис.. канд. филол. наук: 10.01.10 / Д.В. НиколаеваМосква, 2002. -212 с.

137. Огилви, Д. Огилви о рекламе / Д. Огилви. М.: ЭКСМО, 2003. — 229 с.

138. Оленев, А. Н. Управление деловой репутацией коммерческих банков посредством интегрированных маркетинговых коммуникаций: дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / А. Н. Оленев. Москва, 2006. — 195 с.

139. Орленко, Л. В. История торговли: учеб. пособие / Л. В. Орленко. -М.: Издательство ИНФРАМИД Форум, 2006. 352 с.

140. Орлова, Н. В. Реклама в пространстве информационного общества / Н. В. Орлова. М.: РИП-холдинг, 2007. — 256 с.

141. Основы медиабизнеса: учеб. пособие / под ред. Е. Л. Вартановой. -М.: Аспект Пресс, 2009. 360 с.

142. Панкратов, Ф. Г. Рекламная деятельность / Ф. Г. Панкратов, Ю. К. Баженов, Т. К. Серегина и др. М.: Дашков и К, 2002. — 364 с.

143. Парсонс, Т. Современное состояние и перспективы систематической теории в социологии / Т. Парсонс // О структуре социального действия. -М.: Академический Проект, 2000. С. 381 — 414.

144. Пашенцев, E.H. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики / E.H. Пашенцев. М.: Финпресс, 2002. — 368 с.

145. Петченко, С .Я. Искусство городской рекламной вывески в контексте русской культуры XVIII XX веков: дис.. канд. искусствов.: 17.00.04 / С .Я. Петченко. — Санкт-Петербург, 2003. — 157 с.

146. Плиский, Н. Реклама. Ее значение, происхождение и история. Примеры рекламирования / Н. Плиский. СПб.: Изд. Ф. В. Щепанского, 1894.-38 с.

147. Портер, М. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов / М. Портер. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 453 с.

148. Почепцов, Г. Г. Стратегические коммуникации: стратегические коммуникации в политике, бизнесе и государственном управлении / Г. Г. Почепцов. М.: Альтерпрес, 2008. — 216 с.

149. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации / Г. Г. Почепцов. М.: Ваклер, 2001.-656 с.

150. Прохоров, Е.П.

Введение

в теорию журналистики / Е. П. Прохоров. М.: РИП-Холдинг, 2000. — 308 с.

151. Райе, Э. Маркетинг снизу вверх: от тактики до бизнес-стратегии / Э. Райе, Дж. Траут. М.: Вильяме, 2009. — 224 с.

152. Ракитов, А. И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. -М.: Политиздат, 1991.-287 с.

153. Ратнер, А. Техника рекламы / А. Ратнер. СПб.: К. Биркенфельда, 1909. 16 с.

154. Рашкофф, Д. Медиавирус. Как попкультура тайно воздействует на ваше сознание / Д. Рашкофф. М.: Ультра Культура, 2003. — 368 с.

155. Рожков, И. Я. Бренды и имиджи / И. Я. Рожков, В. Г. Кисмерешкин. -М.: РИП-Холдинг, 2006. 256 с.

156. Реклама: культурный контекст / под общ. ред. Т. Э. Гринберг, М. В. Петрушко. М.: РИП-холдинг, 2004. — 186 с.

157. Романов, A.A. Массовые коммуникации / A.A. Романов, Г. А. Васильев. М.: Вузовский учебник, 2009. — 236 с.

158. Ромат, Е. В. Реклама (история, теория, практика) / Е. В. Ромат. -Киев: ИСИО Украины, 1996. 215 с.

159. Росситер, Дж. Реклама и продвижение товаров / Дж. Россистер, JI. Перси. СПб., 2001. — 311 с.

160. Рыбаков, Б.А. Декоративно-прикладное искусство Руси X—XIII вв. / Б. А. Рыбаков. Л.: Аврора, 1971. — 118 с.

161. Саблина, С. Г. Коммуникация и общественные связи: западные теории, методология, практика / С. Г. Саблина. М.: ООО «Вариант» -Новосибирский государственный университет, 2009. — 204 с.

162. Савельева, О. О. Социология рекламного воздействия: автореф. дис.. док. соц. наук: 22.00.08 / О.О. СавельеваМоск. педагог, гос. ун т. -Москва, 2006. — 35 с.

163. Сальникова, Е. В. Эстетика рекламы: культурные корни и лейтмотивы / Е. В. Сальникова. М: Эпифания, 2001. — 288 с.

164. Сляднева, О. В. Очерки истории российской рекламы. 4.1 / О. В. Сляднева. СПб.: Изд-во СПГУ, 2007. — 161 с.

165. Сметанина, С.И. Медиа-текст в системе культуры / С. И. Сметанина. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. — 384 с.

166. Спенсер, Г. Научные основания нравственности. Индукции этики. Этика индивидуальной жизни / Г. Спенсер. М.: ЛКИ, 2008. — 248 с.

167. С. Я. Объявления и другие средства рекламы. Задачи рекламы, составление и распространение различных видов ее / С.Я. М., 1904. — 110 с.

168. Тангейт, М. Всемирная история рекламы / М. Тангейт. М: Альпина Паблишер, 2008. — 290 с.

169. Тищенко, В. И. Социальные коммуникации в новой информационной среде / В. И. Тищенко. М.: КомКнига, 2007. — 272 с.

170. Тоффлер, Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. М.: ACT, 2001. — 560 с.

171. Трушина, J1.E. Антропологическое основание рекламной деятельности: дис.. док. филос. наук: 09.00.13 / JI.E. Трушина. Санкт-Петербург, 2008. — 190 с.

172. Тулупов, В. В. Реклама в коммуникационном процессе / В. В. Тулупов. Воронеж: Кварта, 2003. — 144 с.

173. Тюканова, H.A. Трансформация института рекламы в информационном обществе: дис.. канд. социол. наук: 22.00.04 / H.A. Тюканова. Москва, 2007. — 140 с.

174. Увлекательный мир московской рекламы XIXначала XX века / Н. М. Карась. М.: Музей истории г. Москвы, 1996. — 71 с.

175. Уперов, В. Реклама ее сущность, значение, историческое развитие и психологические основы и средства / В. Уперов. — Рига, 1933. — 266 с.

176. Урусов, В. В. Социальная функция рекламы и особенности ее воздействия / В. В. Урусов. М.: Инфопром, 1970. — 167 с.

177. Ученова, В. В. История рекламы /В.В. Ученова, Н. В. Старых. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 336 с.

178. Ученова, В. В. Реклама и массовая культура. Служанка или госпожа? /В.В. Ученова. М.: Юнити-Дана, 2008. — 248 с.

179. Ущиповский, С. Н. История рекламы / С. Н. Ущиповский. -Владивосток: изд-во Дальневост. ун-та, 2000. 150 с.

180. Федоров, В. А. История России. 1861−1917 / В. А. Федоров. М.: Высш. школа, 2004. — 384 с.

181. Федотова, JI.H. Реклама в коммуникационном процессе / Л. Н. Федотова. М.: Камерон, 2005. — 464 с.

182. Федотова, Л. Н. Социология массовой коммуникации / Л. Н. Федотова. СПб.: Питер, 2003. — 400 с.

183. Федотова, Л. Н. Социологический метод изучения СМК / Л. Н. Федотова. М.: Институт социологии РАН, 2001. — 214 с.

184. Филатова, О. Г. Социология массовой коммуникации / О. Г. Филатова. М.: Гардарики, 2006. — 306 с.

185. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов / А. Я. Флиер. М.: Академический проект, 2000. — 496 с.

186. Фомичева, И.Д. СМИ и общество: аспекты взаимоотношений / И. Д. Фомичева. М.: РИП-Холдинг, 2002. — 375 с.

187. Франк, Н. Просто сделай это! Величайшие рекламные компании XX века / Н. Франк, Е. Кирьянова. М.: ACT: Хранитель, 2007. — 194 с.

188. Фромм, Э. Марксова концепция человека / Э. Фромм. М.: Республика, 1992. — С. 375−414. URL: http://scepsis.net/library/id 642. html (Дата обращения 12.09.2012).

189. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. СПб.: Наука, 2001.-381 с.

190. Хавторина, Ю. В. Развитие печатной рекламы в России в 1861 -1914 годах: по материалам периодических изданий: дис.. канд. ист. наук: 07.00.02 / Ю.В. ХавторинаМоск. гуманит. ун-т. Москва, 2011. -201 с.

191. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. М.: Академический проект, 2011.-460 с.

192. Хантингтон, С. Столкновения цивилизаций / С. Хантингтон. М.: ACT, 2003.-603 с.

193. Хойновский, В. В. Успешная реклама и как ею пользоваться / В. В. Хойновский. Киев, 1913. — 40 с.

194. Хопкинс, К. Научная реклама / К. Хопкинс. М.: Эксмо, 2007. — 128 с.

195. Хоркхаймер, М. Диалектика просвещения. Философские фрагменты / М. Хоркхаймер, Т. В. Адорно. М.: Медиум, 1997. — 312 с.

196. Хоркхаймер, М. Затмение разума / М. Хоркхаймер. М.: КАНОН-ПЛЮС, 2011.-224 с.

197. Хэнди, Ч. Время безрассудства. Искусство управления в организации будущего / Ч. Хэнди. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.

198. Цвик, B.JI. Реклама как вид журналистики / B.JI. Цвик. М.: Ин-т соврем, искусства, 2001. — 135 с.

199. Циперович, Г. В. Будущее Петрограда: экономический очерк / Г. В. Циперович. Пг.: Гос. изд-во, 1922.

200. Цыпин, Б. Л. Некоторые особенности промышленного переворота в России / Б. Л. Цыпин. Свердловск: Полис, 1968. — 120 с.

201. Чередниченко, С. И. История и теория рекламы / С. И. Чередниченко. М.: МЭГУ, 1992. 169 с.

202. Черных, А. И. Мир современных медиа / А. И. Черных. М.: Территория будущего, 2007. — 312 с.

203. Чумиков, А. Н. Актуальные связи с общественностью: сфера, генезис, технологии, области применения, структуры / А. Н. Чумиков, М. П. Бочаров. М.: Юрайт-Издат, 2008. — 721 с.

204. Шарков, Ф. И. Коммуникология: основы теории коммуникации / Ф. И. Шарков. М.: Дашков и Ко., 2010. — 297 с.

205. Шарков, Ф. И. Теория коммуникаций / Ф. И. Шарков. М.: РИП-Холдинг, 2006. — 240 с.

206. Шкондин, М. В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога / М. В. Шкондин. М.: МГУ, 2002. — 58 с.

207. Шлыкова, О. В. Культура мультимедиа: учеб. пособие / О. В. Шлыкова. М.: Гранд-Фаир, 2004. — 414 с.

208. Ясавеев, И. Г. Социальные проблемы и медиа / И. Г. Ясавеев. М.: Книга по Требованию, 2004. — 236 с.

209. Эко, У. Отсутствующая структура.

Введение

в семиологию / У. Эко. М.: Симпозиум, 2006. — 544 с. ИНОСТРАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

210. Habermas J. Communication and the Evolution of Society. Heinemann. 1979.

211. Communication Director. 2009. — № 1.

212. Chernatony D., McDonald M. Creating Powerful Brands in Consumer Service and Industrial Markets. L.:Butterworth-Heinemann, Oxford, 1998.

213. Leonard V. Strong 3rd The How to book of advertising. Creating it. Preparing it. Presenting it, San Diego, 1990.

214. Sandage C.H., Fryburger V., Rotzoll Advertizing. Theory and Practice. Richard D. Irwin Inc., Homewood, 1979.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой