Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Управление рекреационной деятельностью региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эффективность регионального мониторинга заключается, во —первых, в разработке и применении единого методологического подхода практически всех хозяйственных и административных структур, нацеленных на решение общей для территории задачиво —вторых, в выборе типизированных индикаторов социально — экономического развития и определении их пороговых величинв —третьих, в ориентации всех социальных слоев… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Рекреационная деятельность в регионе — объект управления
    • 1. 1. Сущность рекреационной деятельности, понятие, классификация
    • 1. 2. Анализ социально — экономического состояния и мониторинг развития региона
    • 1. 3. Региональный маркетинг в управлении рекреационной деятельностью
  • Глава II. Формирование механизмов управления рекреационной деятельностью в регионе
    • 2. 1. Функциональные изменения в управлении регионом. Бизнес — планирование
    • 2. 2. Управление финансовыми источниками и материальными ресурсами региона в процессе рекреационной деятельности
    • 2. 3. Создание организационных структур управления рекреацион— ной деятельностью в регионе

Управление рекреационной деятельностью региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется поиском конструктивного выхода из многолетнего и глубокого кризиса народнохозяйственного комплекса региона — субъекта Федерации, необходимостью радикального изменения системы управления, способной обеспечить эффективное использование многообразных форм собственности, активизировать различные региональные структурные средства предпринимательской деятельности, вызвать интерес к ней у большинства населения региона, сформировать адекватные организационные формы управления всей совокупностью мероприятий по трансформации его социально — экономического развития.

Перенесение центра управления в проведении социально-экономической политики на «плечи» региона и органов местного самоуправления ставит перед ними задачу развития новой сети организационно — управленческих связей. Это, в свою очередь, требует особого внимания к управлению рекреационной деятельностью региона. Речь идет о восстановлении (рекреации) производительных сил региона как первоначальном, стартовом этапе стратегической деятельности региональных государственных и муниципальных органов управления.

В процессе осуществления реформ в стране децентрализация управленческих отношений в социально — экономической сфере не сопровождалась адекватными преобразованиями в системе «Российская Федерация — ее субъекты — местное самоуправление». Механическое выведение регионального уровня экономики из сферы государственного регулирования негативно повлияло на ход рыночных реформ, на их реальные экономические и социальные итоги. Начались бюджетные и прочие «войны» между субъектами Российской Федерации и центром.

Противостояние между центром и регионом связано главным образом с двумя причинами: во —первых, неспособностью Правительства' Российской Федерации удержать социально — экономическую ситуацию в стране под контролеми во —вторых, отсутствием реальной федеральной программы социально — экономического и технологического «прорыва» страны из критической ситуации. Более того, федеральное Правительство хорошо понимает, что большинство стратегических проблем управления экономикой России находится в компетенции субъекта Федерации. Поэтому все чаще проблемы управления, требующие федерального решения, реализуются, как правило, местными региональными и муниципальными органами управления.

В свою очередь, субъект Российской Федерации, сознавая перспективу собственного социально — экономического движения только за счет внутренних источников развития, самостоятельно (не надеясь на поддержку федеральных органов власти России) формирует программы становления и развития экономики региона. Одновременно региональная администрация хорошо понимает, что ориентация на собственные силы означает необходимость активизации муниципальных образований, за которыми стоят интересы населения, живущего в регионе.

Для решения указанной задачи необходимо прежде всего определить и сформулировать исторические особенности социально — экономического развития региона, знание которых позволяет квалифицированно управлять экономикой региона: осуществить в первую очередь прогнозирование (маркетинг) производственного и социально — экономического будущего каждого субъекта Федерации, и только затем организованно (поэтапно) провести восстановление его экономики на основе развития рекреации как главного фактора стабилизации и выхода из кризисной ситуации.

В связи' с изменяющимися функциями регионального управления и возрастающими объемами работы органов управления, регион все более преобразуется из объекта в субъект управления. Субъекту Федерации, как самостоятельному субъекту управления, под воздействием рыночных отношений и социально-экономических процессов, предстоит самостоятельно сформировать концепцию регионального управления рекреационной деятельностью, чтобы выйти из экономического кризиса. На этой основе в регионе формируются соответствующие механизмы и инструментарий регионального управления.

Отсутствие реально функционирующего механизма государственной системы управления привело к тому, что все хозяйственные системы — предприятия — вышли из подчинения государственных органов управления и стали действовать как самостоятельные экономические и юридические лица, а отраслевые ведомства — министерства как субъекты государственной собственности и управления в рыночной среде потеряли свое место и предмет деятельности. В этих условиях основная нагрузка по управлению социально — экономическими процессами на территории в основном ложится на региональные государственные и муниципальные органы управления.

Все данные аспекты определяют актуальность выполненного исследования.

Степень научной разработанности проблематики. Вопросам региональной рекреационной деятельности во всем ее многообразии в экономической литературе уделяется постоянное внимание.

Необходимость преодоления противоречий между государством как политической формой организации общества и регионами (административно —территориальными образованиями) всегда находилась в поле зрения отечественных общественных наук. Здесь переплетались интересы ученых: юристов и политологов (Абдулатипов Р.Г., Балтенкова Л. Ф., Мигранян А.М.), экологов и экономистов (Лексин В.Н., Лемешев М. Я., Селиверстов В. Е., Яблоков А.В.), а также управленцев — социологов и тектологов (Богданов А. А, Омаров А. М., Тощенко Ж. Т., Уколов В. Ф., и другие).

Особое значение в процессе реформирования экономики и управления имеют труды ученых — экономистов, которые внесли вклад в теорию регионального социально — экономического развития. Здесь следует отметить труды Абалкина Л. И., Алаева Э. Б., Алексеева Ю. П., Алисова А. Н., Белоусова Р. А., Валентея С. Д., Гранберга А. Г., Дулыцикова Ю. С., Смирнягина Л. В., Штульберга Б. М. и др.

Рекреационные проблемы региональной политики и про — блемы природопользования, имеющие прямое отношение к выбору модели управления социально — экономическим развитием региона, были предметом исследования отечественных ученых Гидбута А. В., Гофмана Г. К., Васильевой И. Г., Мезенцева А. Г., зарубежных — Дорста Ж., Лансберга Г., Парсона Р., Фишера Д. и других.

Проблемам самоуправления и активизации предпринимательской деятельности в регионе в процессе становления и развития рыночных отношений посвящены труды Авдулова А. Н.,.

Брячихина А.М., Мельникова С. Б., Солянникова С. П., Татаркина А. г Тумурова Л. И. и других.

В то же время многие вопросы теории и практики государственной региональной рекреационной деятельности еще не решены. Более того, состояние экономики России и ее регионов требует маркетингового подхода, исследования объективных предпосылок становления того или иного механизма управления рекреационной деятельностью на уровне местных органов власти. В то же время региональная политическая элита, как правило, предпочитает ждать государственных (бюджетных) дотаций и преференций, которые позволяют им долгое время апеллировать к причинам, не имеющим ничего общего с их активной управленческой позицией в деле выбора стратегической линии социально — экономического развития региона и выхода из кризисной ситуации.

Основная цель исследования состоит в разработке концепции управления рекреационной деятельностью региона, способствующей выходу из экономического кризиса.

Достижение главной цели исследования возможно при решении следующих конкретных задач: раскрыть сущность рекреационной деятельности в регионе и выявить факторы, влияющие на ее управлениеуточнить специфические особенности маркетинговой и муниципальной мониторинговой деятельности в регионе в условиях перехода к рыночной системе хозяйствованиясформировать механизм управления материально — финансовыми источниками рекреационной деятельности регионапредложить адекватную организационную структуру управления формирующемуся в рыночной среде хозяйственному комплексу региона.

Объектом исследования является система управления рекреационной деятельностью региона.

Предметом исследования выступает совокупность управленческих отношений, возникающих при реализации концепции управления рекреационной деятельностью.

Теоретической и методологической базой исследования являются диалектический метод, системный подход, труды отечественных и зарубежных ученых, классиков теории общественного развития и науки управления.

Методология применения системного анализа позволила всесторонне и комплексно исследовать проблемы рекреационной деятельности региона не только с точки зрения устойчивого экологического развития, но и участия в этом процессе всех структур власти, сфер производственной и финансовой деятельности, всех форм собственности и социальных групп населения региона.

Исследование опиралось на действующее российское и международное законодательство, а также нормативно — правовые документы и акты, официальную федеральную и региональную статистику, федеральные и региональные целевые программы, концепции, методические материалы государственных органов управленияпубликации в периодической печати, в том числе, в различных деловых и эксклюзивных изданияхуказы Президента Российской Федерации, официальные документы и материалы Правительства РФ и республики Карачаево-Черкессии, информационные материалы различных коммерческих структур.

В процессе работы привлекались материалы Международного Конгресса по курортологии: «Современные проблемы санаторно-курортного дела» (медицинская климатология, бальнеология, гидрогеология, гидротермальная техника), проходившего в Москве в 1996 году.

Новые научные результаты исследования, полученные автором, состоят в следующем.

1. Разработана и обоснована концепция управления рекреационной деятельностью региона в условиях, когда управление социально — экономическими процессами сосредоточено в администрации субъекта Федерации. Она представляет собой систему научных выводов и конкретных предложений по целям, механизмам управления, методам государственного (федерального и регионального) и муниципального воздействия на процессы выхода из кризиса. При этом раскрываются особенности развития субъектов Российской Федерации и зависимость их от факторов экономического, социального, структурного, геополитического характера. Данная концепция включает как стратегический выбор путей развития (сохранение существующей специализации региона или ее изменение), так и тактические преобразования (вовлечение собственников и владельцев ценных бумаг в регионе и за его пределами для решения проблем инвестирования хозяйственной деятельности).

2. Уточнено понятие рекреационной деятельности. В период глубоких рыночных реформ она приобретает особое значение и трактуется не только как восстановление физических сил человека (от лат. recreatio), но и как сфера деятельности, направленная на рекреационное обслуживание (от польск. rekreacja), особая специфическая отрасль экономики региона, на которой он может специализировать свою хозяйственную и структурную политику.

3. Сформулированы следующие модели реализации концепции управления рекреационной деятельностью, используемые в регионах Российской Федерации при условии формирования7 соответствующей материально — финансовой базы выхода кризиса.

Первая модель, так называемая «патерналистская», предполагает ожидание активной поддержки государства в лице федеральных органов управления, соответствующее финансирование и систематическую помощь региональным органам управления.

Вторая модель ориентирована на сохранение специализации, сложившейся в период командно — административной системы управления социально — экономическим развитием региона.

Третья модель социально — экономического развития территории предполагает активную позицию как региональных органов управления, так и местной администрации. Совместный поиск организационных, нормативно — правовых, экономических и социальных источников рекреационной деятельности региона направлен на преимущественно самостоятельное управление процессом хозяйственного развития субъекта Федерации. Предложена модель управления социальным, экономическим и структурным преобразованием региона, построенная на рекреационной основе.

4. Сформулирована стратегия управления рекреационной деятельностью, которая складывается, во —первых, из учета сложившегося территориального разделения общественного трудаво —вторых, из традиционного природопользования в регионе и рекреационных видов деятельности, обеспечивающих устойчивое и эффективное социально — экономическое развитие регионав — третьих, из федеральной нормативно — правовой базы и механизмов государственной поддержки социально — экономического развития регионов Российской Федерации. На основе регионального маркетинга выявлены исторически сложившиеся особенности управления рекреационной деятельностью ' Карачаево — Черкесской республики в условиях перехода к рыночной системе хозяйствования.

5. Предложена организационная структура управления, реализующая концепцию рекреационной деятельности, которая представляет собой систему отношений и органов управления, адекватную процессу трансформации экономики региона.

Данная структура включает четыре управленческих блока: первый, реализующий функции общественной поддержки населением выбранного пути рекреационной деятельности регионавторой, структурный, обеспечивающий использование специфических особенностей природных и рекреационных ресурсов для формирования собственной направленности социально — экономического развитиятретий, экономический, включающий органы, мотивирующие активность предпринимательства, формирующий мате — риально — финансовые источники развития и использующий их в соответствии с этапами выполнения программы выхода из кризисачетвертый, социальный, реализующий резервы активного поведения населения региона, все формы собственности, подготовку и повышение квалификации кадров.

Кроме того, администрация региона имеет организационно — управленческий блок. Он представляет собой региональный Межведомственный административный центр, в составе которого действуют две взаимодействующие руководящие группы: Экспертный совет, стратегирующий процесс трансформации, и Рабочая группа, которая осуществляет этот процесс. Все управленческие блоки данной организационной структуры объединены единым руководством Главы Администрации региона (республики). '.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно доведено до конкретных практических рекомендаций по реализации концепции управления рекреационной деятельностью региона, выбора путей использования специфических особенностей исторического развития субъекта Федерации, в частности, Карачаево-Черкесской республики, формированию организационной структуры управления регионом и муниципальным образованием в условиях перехода к рыночным отношениям.

Апробация работы. Основные выводы диссертационного исследования апробированы автором в открытой печати, обсуждены в ходе дискуссий на семинарах и проблемных группах, а также на научно — практических конференциях в Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в виде конкретных рекомендаций становящимся на новый путь развития регионам и их муниципальным образованиям. Предложения автора учтены при разработке «Программы социально-экономического развития и стратегии деятельности Правительства Карачаево-Черкесской Республики (1997 — 2000 гг.)» .

Логика и структура работы определены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, содержавших шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложения.

выборы.

НАСЕЛЕНИЕ необходимости рекреационной стратегии регионального развития, учитывая исключительно благоприятные климатические и экономико — географические условия.

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ управление производст. инфрастр. управление объектами социальной инфрастр. управление управление пред — тиями промышленностью агропромыш. и строительством комплекса функциональная цель: обслуживание предприятий и организаций рекреационного народнохозяйственного комплекса.

КРХ.

ПО] (АО) Ггп v/ Ч/ / курортно — рекреационные хозяйства предприятия и производственные объединения акционерные общества, компании технополисы.

Схема 2.

Глава администрации (правительство региона) с помощью специальных органов управления влияет на состояние и изменение структуры народнохозяйственного комплекса. Чтобы способствовать стратегической линии республики на рекреационную деятельность во всем спектре технологичеких сфер, нужно мобилизовать действующие производственные мощности промышленности, сельского хозяйства, строительного комплекса, социальной и производственной инфраструктуры на обеспечение, поддержку и развитие курортно — оздоровительного направления региональной политики. (См. схему 2.).

Третья функция регионального управления — экономическая. Администрация региона, учитывая технологичекую концепцию структурной перестройки, формирует экономический механизм, обеспечивающий реализацию и развитие программных меро — приятий, направленных на структурную перестройку народнохозяйственного комплекса республики (региона) (см. схему 3).

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ.

Управление имуществом).

Управление экономикой.

Финансово промышленная группа.

Управление налоговой службы v.

Управление целевой региональной программой трансформации народнохозяйственного комплекса республики.

Схема 3.

Наконец, четвертая функция управления администрации региона — социальная (см. схему 4). Последняя в перечне функций, она отнюдь не последняя по содержанию. Социальная функция имеет самое важное значение в деле реализации конечных социально — экономических целей и вовлечения коренного населения республики в процесс выполнения стратегической задачи страны. Для этого администрация региона формирует систему органов управления, в составе которой должны быть как государственные региональные, так и коммерческие, общественные и Л J международные организации, заинтересованные в новой парадигме социально — экономического развития республики.

Данный управленческий блок имеет особенно важные социальные цели: формировать среди населения новый стереотип народно — хозяйственного развития республики — обслуживание рекреационной системы: курортных зон, развитие услуг для отдыхающих, создание благоприятных условий для развития рынка развлечений и отдыха.

Для эффективной работы населения и управленческого персонала в этом стратегическом направлении в республике должна быть создана целевая учебная программа. Предполагая слабый уровень подготовки участников программы социально-экономического развития региона, учебная работа в этом направлении будет формировать представление у аппарата управления о том, как, используя административные рычаги и социально — экономические методы управления, следует работать с населением и укреплять в нем сознание участия в большой народнохозяйственной работе.

Принимая во внимание практические интересы аудитории — мелких, средних и крупных предпринимателей, населения, персонала административного управления различных уровней, такая учеба может служить и координационным совещанием, обеспечивающим проблему менеджмента в процессе перехода к новым условиям хозяйствования и в период постоянного функционирования объектов рекреационной деятельности.

Опираясь на действующее законодательство по финансовым, хозяйственным, налоговым и другим вопросам деятельности субъектов собственности и хозяйствования в регионе, появляется реальная возможность адаптировать их к неукоснительному выполнению нормативно — правовых актов рекреационной деятельности в регионе.

Особенностью целевой учебной программы является то, что полученные знания все участники процесса последовательно применяют на практике, решая конкретные ситуационные задачи по социальной, экономической и правовой защите интересов населения своего региона, района, муниципалитета, собственного двора.

Схема 4.

Чтобы эффективно выполнить все четыре функции управления, в' регионе необходимо организовать постоянно действующий мониторинг социально — экономического состояния и тенденций развития рекреационной деятельности республики.

Выше мы установили, что мониторинг имеет две взаимосвязанных функции. Первая — является инструментом управления, интегрирующим интересы различных собственников и субъектов хозяйствования. Вторая — организующая все уровни и субъекты управления. Поэтому мониторинг требует привлечения к процессу принятия оперативных и стратегических решений широкого крута специалистов в области самых разнообразных интересов, сосредоточенных на новой парадигме социально — экономического развития региона. Так, если Карачаево-Черкессия сосредоточит все усилия на природно — оздоровительном направлении социально-экономического развития региона, то работа по достижению этой цели с использованием данных мониторинга должна быть выделена в самостоятельное направление по специально разработанному плану с необходимым организационным обеспечением. В качестве такой организационной структуры в республике может быть создана межведомственная мониторинговая служба (см. схему 5.).

Схема 5.

Конечно, основная целевая задача мониторинговой службы — прогнозирование и планирование социально — экономического развития региона (республики). Новая структура как бы интегрирует усилия всех структур управления региональной администра — ции. В составе организационной структуры управления администрации региона все управляющие органы тесно взаимодействуют с этой службой, как бы «просеивают» собственные решения через призму региональной природно — оздоровительной программы социально-экономического развития республики. С помощью указанной службы осуществляется постоянно действующее наблюдение за общественно — политической ситуацией, с таким расчетом, чтобы иметь возможность вовремя установить и нейтрализовать отрицательное воздействие происходящих изменений.

Межведомственная мониторинговая служба осуществляет информационное обеспечение разработки Программы, внося изменения в нее в связи с новыми инновационными, организационными, социальными, экономическими, финансовыми и другими технологиями управления. Кроме того, необходимо отслеживать изменения в основах законодательства, нормативно — правовых актах, которые пришли на смену устаревшим.

Эффективность регионального мониторинга заключается, во —первых, в разработке и применении единого методологического подхода практически всех хозяйственных и административных структур, нацеленных на решение общей для территории задачиво —вторых, в выборе типизированных индикаторов социально — экономического развития и определении их пороговых величинв —третьих, в ориентации всех социальных слоев общества, субъектов собственности и хозяйствования на решение общей проблемы создания зоны оздоровительно — туристского комплекса, на базе которого формируется парадигма социально-экономического развития регионав —четвертых, в создании полнокровных баз данных, показывающих, как накапливается, циркулирует и подвергается анализу поступающая информация, и как в процессе ее переработки формируются пороговые значения управленческих решений.

Эффективная организация социально — экономического мониторинга в регионе требует реализации комплекса информационных, научно — методических, нормативно — правовых, организационных и финансово — экономических мероприятий. Принципиальным в организационно — управленческом и информационном плане является выбор генеральной схемы управления программой социально — экономического развития региона. В реальных условиях создания и развития системы необходимо проработать два варианта: осуществление программы в основном собственными силами и реализация программы в основном с помощью федерального бюджета. В любом случае необходимо выполнить два требования: с одной стороны — бюджетное финансирование, наличие генерального заказчика и потребителя ожидаемой информации, необходимость методологического обеспечения системы, полной взаимной совместимости информационной средыс другой стороны — потребность проведения комплекса работ, связанная с созданием активно функционирующих исследовательских групп, в том числе учет заинтересованности в создании и потреблении информационных ресурсов со стороны потенциальных пользователей системы.

Одно из основных положений предлагаемой концепции социально — экономического развития региона состоит в необходимости обеспечения централизованного, профессионально — компетентного научно — методического организационного руководства системой мониторинга и организационными средствами его реализации на уровне администрации региона (республики) с делегированием аналогичных функций на уровни городов, муниципалитетов и объектов оздоровительного комплекса. Здесь особенно важно обеспечить взаимодействие и понимание между генеральным заказчиком (администрацией региона) и генеральным исполнителем.

Решением этой сложной проблемы может стать создание при Межведомственной мониторинговой службе администрации республики рабочей группы, выполняющей функции координатора программы социально — экономического развития региона, аналогично тем организационным структурам в администрациях региона, которые создавались во многих областных, краевых администрациях для анализа и реализации рыночных реформ. Такая рабочая группа формируется Главой администрации области (республики) из работников администрации, депутатов различного уровня советов, ученых — разработчиков программы. Рабочая группа определяет приоритеты развития, формирует исследовательские коллективы из социологов, юристов, экономистов, психологов, работников оздоровительных и туристских учреждений и т. д. — по направлениям развития. Экспертный Совет в данном случае приобретает значение «стратега» программы социально-экономического развития региона, т.к. контролирует не только процесс формирования региональной программы социально — экономического развития, но и все последующие уточнения и изменения ее системы мероприятий. Состав экспертного Совета обусловлен значением принимаемых работ для судьбы республики и ее населения. Представляется целесообразным, если глава администрации будет и председателем Совета.

Рабочая группа представляет собой организационную структуру, которая реализует рекомендации экспертного Совета и контролирует работу всех подразделений Администрации региона по времени, этапам и средствам целевой комплексной программы социально — экономического развития республики. Причем, она ничем и никогда не подменяет функциональные подразделения администрации республики. Члены рабочей группы выступают полномочными представителями целевой программы и наблюдателями ее упорядоченной реализации. Подчиняются Главе администрации и подотчетны Экспертному Совету.

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ.

МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ МОНИТОРИНГОВАЯ СЛУЖБА по направлениям см. схему 5).

Экспертный Совет депутаты, руководители администрации, ученые).

Рабочая группа л оперативное управление).

Генеральный исполнитель работ.

Схема 6.

С учетом реализации всех перечисленных групп функций и действий адекватных им органов управления, мы считаем возможным предложить следующую генеральную схему управления регионом (см. схему 7).

Указанная структура не просто управляет перечисленными объектами хозяйствования и субъектами собственности, но, что на наш взгляд главное, является методологическим центром перевода всей системы связей и отношений в республике на новые условия хозяйствования. Причем на схеме хорошо видно, что первый заместитель Главы администрации республики несет на себе функцию организации выполнения Концепции выхода из кризиса.

Одновременно Рабочая группа является разработчиком различных локальных целевых программ по отраслевым, социальным, хозяйственным и другим направлениям. Разнообразие предприятий в народнохозяйственном комплексе региона обусловлено широким спектром социально — экономических проблем, решаемых с их помощью. В ' их числе межотраслевые объединения (МО), курортные комплексы (КК), природные комплексы (ПК), аграрно — промышленные комбинаты (АПК), транспортные предприятия (TP), дорожные предприятия (ДР) и ряд других.

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ РЕСПУБЛИКИ.

ЗАМ? по имуществу f I ЗАМ. ГЛАВЫ Л.

МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ СЛУЖБД/ зам по промышленности.

ЗАМ. по эконо — мике.

-.X РАБОЧАЯ ГРУППА л Целевые программы ^.

Г ЗАМ. Л по социаль — ной политике.

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ МО КК ПК ХОЛДИНГ АПК TP ДР.

Схема 7.

Заключение

.

Историческая особенность социально — экономического развития Российской Федерации в настоящее время состоит в том, что, во —первых, позиция руководителей региональных органов управления в отношении патерналистской политики центра остается прежней.'Администрация регионов продолжает надеяться на бюджетное финансирование социально — экономического развития республики, края, областиво —вторых, экономика страны продолжает находиться в глубоком экономическом кризисе и рассчитывать в ближайшие годы на его преодоление не приходится — в — третьих, социальное положение большинства населения страны крайне неопределенно, т.к. невыплаты заработной платы снижают социальную активность населения, а отсутствие доверия Правительству ограничивает финансовое участие населения в инвестиционной и предпринимательской деятельности. Парламент России: Совет Федерации и Государственная Дума, Правительство РФ не могут §-рздать общий нормативно — правовой «коридор», в соответствии с которым основная часть населения могла бы активизировать поддержку этих органов в новой концепции экономических реформ и социально — экономического развития страны на ближайшую перспективу. Такой концепции ни один из перечисленных органов не имеет. В —четвертых, сложившееся в прошлом разделение труда между регионами, специализация территорий, основанная на межрегиональной кооперации, полностью разрушены. В этих условиях любому региону необходимо определиться с технологической нишей общественного производства, в которой он мог бы использовать все свои природные, научно — технические и социально — экономические особенности.

В этой связи основная нагрузка преобразований в экономике и социальной политике ложится на регион — субъект Федерации. Его научно—техническая и социально — экономическая преобразовательная работа во многом может повлечь за собой иную, более активную позицию населения. Однако без государственной помощи и его координирующей функции региону решить эту проблему невозможно. Региональная рекреационная деятельность должна предполагать поддержку государственных органов управления, которые по своим целям выполняют три функции: координирующую, регулирующую и контролирующую.

Координация важна с точки зрения развития рыночных отношений государственных, коммерческих и общественных структур, федеральных органов, региональной администрации.

Регулировать финансово — кредитную политику государство может через налоговую политику и бюджетное финансирование целевых программ.

Контролирующая функция государственных органов связана прежде всего с действующей нормативно — правовой базой рекре — ационной деятельности различных уровней управления и соотнесения их между собой. Законы и правовые акты управления рекреацией в стране и регионе не должны противоречить друг другу.

В системе управления материально — финансовыми источниками рекреационной деятельности в регионе принимают участие: О государство и его органы исполнительной и представительной власти;

О коммерческие структуры и органы общественной деятельностиО местные органы самоуправления и другие общественные организации, участие которых связано с благотворительной и общественной формами деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ОФИЦИАЛЬНЫЕ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ
  2. Конституция Российской Федерации. М, 1993.
  3. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей Среды», от 19.12. 1991, N 2061−1.
  4. Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Подписан Президентом РФ, декабрь1996.
  5. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Принят государственной Думой 12 августа и подписан Президентом РФ 28 августа 1995.
  6. Федеральный Закон «О государственном прогнозировании и программах социально — экономического развития Российской Федерации». Принят Государственной Думой 23.06.1995.
  7. Федеральный Закон «О федеральном бюджете на 1997 год».
  8. Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 — 2000 годов. Проект.
  9. Порядок разработки, утверждения и реализации федеральных целевых программ Российской Федерации и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация. Постановление Правительства РФ 26 июня 1995 г. N 594.
  10. Европейская Хартия о местном самоуправлении. Страсбург, Совет Европы, 1990.
  11. Об утверждении Положения о признании территорий лечебно — оздоровительными местностями и курортами федерального значения. Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1426.
  12. Ю.П. Основы местного самоуправления. М., 1996.
  13. Ю.П., Гапоненко А. Л. и др. Муниципальный и региональный менеджмент. М., 1995.
  14. А.Х. Туризм сегодня и завтра. М., Профиздат, 1978.
  15. А.Н., Воронцов В. К. Управление экономикой региона. М., 1986.
  16. В.К. Право государственной и муниципальной собственности. М., 1993.
  17. И. Стратегическое управление. М., 1989.
  18. В.Г. Человек в управлении обществом. Мм 1977.
  19. Г. С. Обоснование научного вывода в выкладной социологии. М.(1986.
  20. Бестужев —Лада И. В. Экспертный сценарно — прогностический мониторинг: принципы организации. Социологические исследования, 1993, N8.
  21. Бестужев — Лада И. В. «Алгоритм» социального нововведения. Социологические исследования, 1991, N9.
  22. Богатство и бедность в России. \Российский социально-политический вестник, 1995, N1.
  23. А.А. Тектология. 1,2,3 т.т., М., 1929.
  24. Ф.М. и др. Региональный социологический мониторинг экономических реформ. \Регион: экономика и социология. Вып. З, 1993.
  25. А.М. Россия — Город — Власть. М., 1996.
  26. И.А. Административно — государственное управление как наука. //Социологические исследования, 1994, N4.
  27. И.Г. США: государство, капитал и рекреационные ресурсы. М., Наука, 1976.
  28. Л.А. Основы городского хозяйства. Обнинск, 1995.
  29. Верна ли статистика доходов населения? \Российский социально — политический вестник, 1995, N1.
  30. В.И. Труды по всеобщей истории науки. М., Наука, 1988.
  31. Винсент Остром. Смысл американского федерализма. М., «Арена», 1993/
  32. Е.А. Информатизация управления (социально-экономический аспект). М., 1991.
  33. Гиг Дж. Ван. Прикладная общая теория систем. М., 1981.
  34. А.В., Мезенцев А. Г. Курортно — рекреационное хозяйство (региональный аспект). М., Наука, 1991.
  35. А.Г. Особенности правового регулирования местного самоуправления в районе. \Этнополитический вестник, 1996, N1(13).
  36. А.Г. Правовые основы местного самоуправления. М., 1996.
  37. Н. Эконометрический анализ региональных систем. М., Прогресс, 1980.
  38. Государственные внебюджетные фонды ЛЭкономическая газета. 1994, N 35.
  39. Государственная служба в Российской Федерации: концепция, опыт, проблемы. М&bdquo- РАУ, 1993.
  40. Градостроительные программы возрождения России. М., 1995.
  41. И.А. Почему умирают в России, как нам выжить? М., 1995.
  42. В.В. Бюджетные отношения в Российской Федерации (теория, практика, эффективность). Тула, 1996.
  43. Т.Т. Экономический механизм региональной организации производства и новые хозяйственные структуры управления. Спб, 1992.
  44. Дмитриева, О. Г. Региональная экономическая диагностика. С — Пб., 1992.
  45. .З. Анализ надежности результатов мониторинга. \Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения, 1993, N5.
  46. Т.М. Прогнозное социальное проектирование и региональная политика. \ Территориальное развитие как объект исследования и регулирования. М., ВНИСИ, 1991.
  47. Ю.С. Организационная структура управления регионом в новых условиях хозяйствования. М., АОН, 1989.
  48. Ю.С. Региональная политика и управление. М., РАГС, 1997.
  49. Э. Местные органы власти во Франции. «Интратэк — Р», 1996.
  50. П.С., Демидов В. Е. Формула успеха: маркетинг. М.: Международные отношения, 1991.
  51. Т.И. Социологический мониторинг экономических и социальных перемен. Методология. \Экономические и социальные Перемены: мониторинг общественного мнения, 1993, N 1.
  52. Т.И., Рывкина Р. В. Экономическая социология: исторические предпосылки и объект изучения. В сб. Экономическая социология и перестройка. М., 1989.
  53. Л.Г. Личные доходы: сравнение данных официальной статистики и результатов социологического мониторинга. \Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения, 1995, N6.
  54. В.Н., Лесников Г. П., Зайченко В. Л. Проблемы информатизации социального пространства. (Механизмы сбалансированности федеральных и региональных программ). М., 1994.
  55. Д.В., Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. М., Дело, 1993.
  56. .И. Региональный хозяйственный механизм: формирование, функционирование, моделирование. М., Экономика, 1992.
  57. А.А. Местное самоуправление в России. Пб. 1917.
  58. М.А., Фигурнов Э. Б. Статистика и экономический анализ в управлении народным хозяйством. М., 1985.
  59. И.М. Управление инвестиционным процессм в регионе. Свердловск, 1992.
  60. Ф. Основы маркетинга. М., Прогресс, 1990.
  61. И.А. Социальный мониторинг. Черкассы, 1993.
  62. И.А. Социальный мониторинг: теоретико — методо — логическое обоснование, статистический анализ. Автореферат дисс. М., РАУ, 1994.
  63. С.В. Государственное управление и местное самоуправление: современные методы управления. Саратов., СУ, 1996.
  64. Курорты. Под ред проф. П. Г. Царфиса, т.1. Основы курортного лечения. М., Профиздат, 1991.
  65. Курорты. Под ред. проф. П. Г. Царфиса, т.2. Климатогеогра— фическая и бальнеотерапевтическая характеристика курортов. М., Профиздат, 1991.
  66. Курс экономической теории. Киров, 1995.
  67. В.Н., Чертов Н. А. Основы социологических знаний. М., 1995.
  68. А.М., Сурнин B.C. Реформирование экономики: региональные аспекты. ч.2. \Региональный маркетинг и тенденции его развития. Кемерово, 1994.
  69. И.В. Бизнес —план — основа успеха. М., 1989.
  70. Маркетинг. Под ред. А. Н. Романова. М., 1995.
  71. А.С., Артюков А. А., Виноградов В. Г. Россия: стратегия инвестирования в кризисный период. М., 1994.
  72. Н.Д. Региональной прогнозирование и региональное развитие России. М., 1995.
  73. С.Б. Участие населения в финансировании социально-экономических программ развития своего города. М., МИКО «Коммерческий вестник», 1995.
  74. С.Б. Участие населения в собственности муниципальных образований. М., МИКО «Коммерческий сборник», 1995.
  75. С.Б. Корпоратизм — российский путь реформ. М., АриНА, 1996.
  76. Менеджмент в сфере услуг. М., Луч, 1995.
  77. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1994.
  78. Местное самоуправление в России: технологии, проблемы, перспективы. Спецкурс, вып.6, М., РАГС, 1996.
  79. Методы и организация получения информации о рынке рабочей силы. \ Российский социально — политический вестник, 1995, N1.
  80. Я.С. Ценные бумаги и фондовый рынок. М., 1995.
  81. Мониторинг социально — политических процессов. Под ред. Пищулина Н. П. М., РАУ, 1994.
  82. Муниципальная собственность и сфера общественных услуг. Проблемы приватизации. М., РАН ИНИОН, 1994.
  83. К. —X. Экономические проблемы города и пути их решения. \ Региональное управление: зарубежный опыт. Вып. 2. М., РАУ. 1994.
  84. Национальные доктрины России. (Проблемы и приоритеты). М., РАУ. 1995.
  85. Н.Н. Региональная экономика. М., Экономика, 1978.
  86. М.Э., Ходорков Л. Ф. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра. М., «Международные отношения», 1985.
  87. Г. Д. Социальные технологии в системе производственной деятельности. Методология, методика, практика. Волгоград, 1992.
  88. А.В. Общественное мнение и настроение как факторы демократизации управления. \Политические институты и обновление. М., Наука, 1989.
  89. Основы прикладной социологии. Под ред. Шеренги Ф. Э., Горшкова М. К. М., 1995, Т.Н.
  90. A.M. Предпринимательство и хозяйственный риск. М., 1993.
  91. Оптимизация структур и механизмов федерального и регионального управления. М., РАГС, 1994.
  92. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. Под ред. Ю. М. Осипова. М., 1992.
  93. Е.В. Столичные власти в восприятии служащих и населения. \Социологические исследования, 1996, N4.
  94. А.П. Теория и практика маркетинга. М., 1993.
  95. Ю.М. Математическое моделирование динамики социальных процессов. М., 1992.
  96. В.Ф., Молчанов А. В. Экология, здоровье, природопользование в России. М., Финансы и кредит, 1995.
  97. Н. Управлять городом помогает компьютер. \ Республика, 20 июня 1996.
  98. Региональная экономика. Под ред. Морозовой Т. Г. М., 1995.
  99. Регион и Федерация: в поисках оптимума. Под ред. Алексеева Ю. П., Невельск, 1996.
  100. Региональное управление. Зарубежный опыт. М., 1993.
  101. Региональные проблемы перехода к рынку. Под ред. Л. А. Козлова. М.(СОПС, 1991.
  102. Региональные проблемы управления хозяйством. М, 1990.
  103. Региональные социально — экономические системы и национальные отношения. М., 1990.
  104. Регионы России в переходный период. М., 1993.
  105. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики. Под ред. Б. М. Штульберга. М., РАН, 1992.
  106. Н.Ф. Экология. (Теории, законы, правила и гипотезы. М., 1994.
  107. Рекреационная география. М., МФГО, 1976.
  108. Рекреационные ресурсы. Ответ, ред. Романов Н. Е. Ростов н/Д, 1980.
  109. Роберт Пурчерт. Развитие маркетинга и его значение для неприбыльных организаций. \Проблемы теории и практики управления. N4, 1993.
  110. Р.В. Экспертная часть мониторинга.\Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения, 1993, N2.
  111. С.П. Бюджеты территорий. М., Ф и С, 1993.
  112. Т. и др. Управление по результатам. М., 1993.
  113. Северный экономический район: проблемы, тенденции, перспективы развития. Отв. ред. Лузин Г. П. Сб. 1992.
  114. Д. Стресс без дистресса. М., 1977.
  115. Н.К. Социологический мониторинг: вопросы теории и практики. \Социология и проблемы перестройки. ч.2, Л., 1988.
  116. СИПТОМ N5 (20). Городская система управления: эффективность, кадровое обеспечение, пути оптимизации.
  117. Современный маркетинг. Под ред. В. Е. Хруцкого. М., Финансы и кредит, 1991.
  118. Современные проблемы санаторно-курортного дела. Материалы международного конгресса по курортологии (медицинская климатология, бальнеология, гидрогеология, гидротермальная техника). М., 1996.
  119. П.А. Система социологии, т.1. Пб., 1920.
  120. Социально — экономический потенциал региона. Киев.: Hay — кова Думка, 1985.
  121. Социогуманитарная экспертиза: принципы и методология (круглый стол). \Социологические исследования, 1992, N11.
  122. Тацуно. Стратегия технополисы. М. Прогресс, 1989.
  123. Территориальное управление, самоуправление и самофинансирование. М&bdquo- Финансы и кредит, 1990.
  124. Территориальное развитие как объект исследования и регулирования. Под ред. В. Н. Лексина. М., Высшая школа, 1991.
  125. Технологии формирования финансовых ресурсов регионального развития. М.(Луч, 1993.
  126. .И. Техника социального анализа. Спб. 1992.
  127. .Т. Социальное планирование. Красноярск, 1971.
  128. В.В., Дятлов ВА. Основы кадрового менеджмента. М., Дело, 1995.
  129. Финансовые ресурсы местных органов власти во Франции. М., Экономика, J 990.
  130. А. Курс предпринимательства. М., 1993.
  131. А.Л. Вся жизнь. М., «СоветскаяРоссия», 1974.
  132. Р.И. Регион: экономические методы управления. Новосибирск, 1991.
  133. Р.И., Новоселов А. С. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект. Новосибирск., Наука, 1993.
  134. В.Ф. Российские реформы и федерализм. (Социально-экономические очерки). М., «Словянский диалог», 1995.
  135. Д., Бирман Б. Маркетинг. М., Экономика, 1990.
  136. Крулис —Ранда Ян С. Сегодня и завтра маркетинговой науки. \Проблемы теории и практики управления, N5, 1993.
  137. А.В. Об обеспечении экологической безопасности России. ВИНИТИ, 1995, N11.
Заполнить форму текущей работой