Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Ислам на Юге России: Геокультурологический аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Размещение инфраструктуры ислама, а также ее качественная характеристика, является важным показателем степени исламизации населения отдельных территорий Юга России. В соответствии с этим представляется возможным провести территориальную дифференциацию региона, позволившую выявить внутрирегиональную специфику в распределении основных составляющих инфраструктуры ислама, в соответствии с чем стало… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Ислам как геокультурный феномен
    • 1. 1. Ислам как геокультурная система
    • 1. 2. Геодинамика ислама
    • 1. 3. Территориально-временные особенности взаимодействия ислама и русской культуры
  • ГЛАВА 2. Важнейшие факторы пространственной локализации ислама на Юге России
    • 2. 1. Историко-культурные и историко-политические факторы распространения ислама
    • 2. 2. Этнодемографические факторы распространения ислама
    • 2. 3. Территориальная организация производительных сил и расселение, как фактор распространения ислама
  • ГЛАВА 3. Ислам в конфессиональном пространстве Юга России: территориальный аспект
    • 3. 1. Этнокультурная специфичность Юга России
    • 3. 2. Территориальная организация инфраструктуры ислама на Юге России
    • 3. 3. Региональные и локальные особенности функционирования исламской культуры на Юге России
  • ГЛАВА 4. Географические проблемы и перспективы ислама на Юге России
    • 4. 1. Исламская составляющая южнороссийского регионогенеза: варианты прогноза
    • 4. 2. Исламский фактор южнороссийской геополитики

Ислам на Юге России: Геокультурологический аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Вторая половина XX в. ознаменовалась усилением воздействия исламского фактора как в глобальном, так и в общероссийском масштабах. Повторное (в исторической ретроспективе) оформление мусульманского мира в единую геокультурную систему, ее динамизм, проявляющийся в расширении географического ареала, возрастающем влиянии исламской культуры на экономику и политику государств, а также модификадионные изменения внутри самого ислама, позволяющие последнему одновременно самоидентифицироваться и интегрироваться в общемировую систему — все это характерно как для территориальной организации исламского социума в целом, так и для отдельных его таксонов. К числу последних может быть отнесен и Юг России (Южный федеральный округ), высокопроблемный приграничный регион с высоким удельным весом «исламской составляющей» в конфессиональной и этнической структуре. Локализация в регионе этноконтактной зоны (ареала взаимовлияния российской и мусульманской ГКС), дифференциация отдельных территорий Юга России по факторам и интенсивности проявления «исламизации» актуализируют исследования ислама как географического явления на макро и мезоуровнях.

Степень разработанности проблемы. Анализ изученной диссертантом монографической и периодической литературы позволяет говорить о наличии большой информационной базы, освещающей вопросы возникновения и дальнейшего развития и становления ислама, как религиозной системы. К наиболее известным и значимым относятся работы Н. Аширова, М.С. аль-Ашкари., О. Большакова, М. Вагабова, Г. Грюннебаума, Д. Ёремеева, Н. Жданова, А. Игнатенко, В. Ирвинга, С. Кирилиной, А. Климовича, Р. Ланды, Р. Мавлютова, А. Массе, А. Мюллера, Р. Полонской, М. Пиотровского, В. Панова, Ю.Фихтера.

Особенности региональной специфики функционирования ислама рассматривались Н. Волковой, Ф. Зиятдиновым, А. Ионовой,.

З.Ишмухаммедовым, С. Кирилиным, Т. Кумыковым, Е. Кушевой, Л.Лавровым. И. Петрушевским, Е. Тарведовой, А. Шихсаидовым, Я. Федоровым, и др.

Вопросами исследования ислама на Юге России занимались А. Авксентьев, В. Белозеров, Г. Денисова, В. Черноус и др.

Наиболее важными для данного диссертационного исследования являются научные подходы, рассматривающие социально-культурные образования глобального масштаба как цивилизационные, геокультурные или социокультурные системы. Подобные подходы получили свое отражение в трудах следующих отечественных и зарубежных авторов: З. Бжезинского, Л. Васильева, А. Дружинина, А. Дугина, Б. Ерасова, А. Журавского,.

A.Малашенко, Г. Милославского, Д. Николаенко, Д. Тойнби, С. Хантингтона,.

B.Цимбурского, О. Шпенглера и др.

Юг России как целостная социальная экономико-культурная система освещена в работах А. Дружинина, С. Сущего, В. Давидовича и др.

Наибольший информационный пробел наблюдается при исследовании статистических данных, касающихся социально-экономических составляющих формирования географии ислама как в России в целом, так и в исследуемом регионе. Не получили должного отображения в современной статистической литературе и вопросы размещения и функционирования инфраструктуры ислама.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является исследование геокультурологических аспектов формирования, развития ислама в территориальной социо-культурной системе Юга России. Исходя из поставленной цели, в диссертации решались следующие задачи:

— исследование ислама как геокультурной системы, формирование теоретико-методологических основ для изучения его как геокультурной системы (ГКС);

— уточнение представлений о геодинамике ислама и ее связи с формированием иерархической системы ГКС;

— выявление территориальной дифференцированности (районирования) размещения инфраструктуры ислама в пределах Юга России;

— анализ историко-культурных и историко-политических факторов оказавши^ влияние на распространение ислама;

— выявление общерегиональных и локальных закономерностей функционирования исламской культуры на Юге России.

Объектом исследования выступает локализованный на Юге России вариант ислама как особая геокультурная система.

Предмет исследования — территориальные особенности и закономерности функционирования ислама на Юге России.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования явились положения и выводы, сформулированные в трудах экономико-географов, культурологов, этнодемографов, историков и геополитиков, в частности, разрабатываемая А. Дружининым концепция ГЭКС (геоэтнокультурная система), главную роль в которой играет тезис о географичности бытия культуры и ее этничности. Также широко использовались в работе положения теории СКС (социокультурная система) Д.Николаенко.

В процессе написания' диссертационной работы использовались следующие методы исследования: статистический, системного анализа, картирования, а также сравнительный и исторический методы.

Информационную базу исследования составляют материалы, опубликованные в научной литературе и периодической печати, статистические данные Госкомстата Российской Федерации, Министерств юстиции Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ставропольского края и первичная информация, полученная в Духовном управлении Мусульман Адыгеи и Краснодарского края, Карачаево-Черкесии.

Концепция диссертационной работы. Основные положения диссертационного исследования базируются на современных концепциях географии культуры. В этой связи рассматривается ислам как особая культурная система функционирующая в определенной территориальной системе Юга России, а также комплекс географических факторов, оказывающих непосредственное влияние на развитие и распространение ислама на данной территории. В работе рассматриваются формы обратного влияния со стороны исследуемой конфессиональной системы на функционирование территориальной социокультурной системы Юга России.

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. В настоящее время ислам выступает как особая ПСС, имеющая свою территориальную структуру, сформировавшуюся в процессе геодинамики и последующей социокультурной переработки территории. Данной системе свойственна четкая иерархическая организация отдельных ее таксонов, включающих в себя ядро, хоумленд, внутренние зоны и зоны контакта. Формирование иерархической структуры — непрерывный исторический процесс, основным критерием развития которого является степень социо-культурного влияния ислама на определенной территории. В зависимости от этого показателя отдельные таксоны территориальной структуры могут видоизменять свое место в иерархической системе ГКС.

2. Процесс территориального распространения ислама или геодинамикаважный компонент генезиса цивилизационной системы, зависящей от тенденции ее качественного развития и являющийся наиболее наглядным индикатором, иллюстрирующим процессы, происходящие внутри ГКС. Геодинамика ислама может быть структурирована на пять этапов, каждый из которых имеет четко выраженные пространственно-временные рамки и соответствующие внутрисистемные причины.

3. Взаимодействие ислама и русской культуры — сложный геокультурный процесс, структурируемый на шесть основных этапов, характеризуемых: продолжительностью контакта, его этнической основой, гео1рафическим ареалом, характером межконфессионального взаимодействия. Соразвитие ислама и русской культуры приобретает региональную специфику и наиболее интенсивно протекает на Северном Кавказе и в Поволжье.

4. Распространение ислама на Юге России — сложный геоисторический процесс, продолжающийся и в настоящее время. Основными факторами распространения ислама в регионе выступает ряд объединенных взаимозависимостью причин, содержащих в себе такие регионообразующие компоненты, как этнодемография, экономика, геополитика и история. Различное сочетание данных факторов определяет тенденции распространения ислама в регионе. В настоящее время сочетание этнодемографических тенденций, экономической нестабильности и геополитического давления со стороны ряда мусульманских стран создали благоприятную почву для распространения ислама казс внутри северокавказских республик, так и на сопредельных территориях, не являющихся традиционными для данной конфессии.

5. Основная особенность территориальной организации инфраструктуры ислама в пределах Юга России заключается в ее регионализации и этнизации, проявляющихся, в частности, в наличии в каждой из республик Северного Кавказа своего Духовного Управления. Учет феномена регионализации религиозной инфраструктуры позволяет выделить внутри северокавказских республик массив, наиболее полно обеспеченный соответствующими учреждениями. Дальнейшее развитие собственной религиозной инфраструктуры, включая сеть образовательных учреждений уменьшит влияние иностранных миссионеров и даст возможность развития традиционным для Кавказа формам ислама.

6. В ходе исследования установлено, чтов пределах Юга России существуют три субрегиона с характерными особенностями и динамикой ислама. Доминантным фактором подобной территориальной дифференциации выступает этническая структура и ее трансформация под влиянием демографических и социально-экономических факторов.

7. Выявлено воздействие исламского фактора на геополитические процессы, проявляющееся во взаимоотношениях на внутрирегиональном уровне между мусульманскими и немусульманскими составляющими региона, а также в политике ({мусульманских" республик Северного Кавказа по отношению друг к другу.

Геополитическая миссия ислама двояка. Во-первых, на его основе происходит консолидация рядк субъектов региона в своего рода культурно-конфессиональный блок, выступающий на политической арене региона. Во-вторых, конфессиональные связи народов Северного Кавказа с мусульманскими странами Ближнего Востока, а также географическое положение региона обеспечивают возможность осуществления Россией своих геополитических интересов в ряде азиатских стран. Однако этот процесс имеет и обратные возможности влияния, которые в настоящий момент и доминируют.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в исследовании факторов, влияющих на территориальную организацию ислама как геокультурной системы. В частности, в работе уточнено представление об исламе как особой геокультурной системе, проведена этапизация взаимодействия ислама и русской культуры, а также выявлены его геодинамика, особенности территориальной организации инфраструктуры ислама (ее регионализм), установлены факторы влияния ислама на регионообразующие процессы.

Предложения об использовании и практической реализации полученных результатов. Методология и методический инструментарий исследования применимы при изучении механизмов территориального распространения культурно-конфессиональных процессов в различных этнических группах, а полученные выводы и сформулированные рекомендации учтены при формировании региональной и этнической политики на Юге России. Кроме того, материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при подготовке специалистов в области экономической географии и регионоведения.

Степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций.

Основные положения и выводы диссертации в достаточной степени достоверны и научно обоснованы, чему способствовало глубокое изучение доступной научной литературы по соответствующей проблематике, анализ статистико-эмпирического материала, собранного, изученного и прокомментированного в процессе V. исследования.

Апробация результатов исследования осуществлялась в виде докладов и выступлений на различных научных конференциях. Содержание работы отражено в следующих публикациях:

— Религиозно-культурное взаимодействие на Северном Кавказе // Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научно-практической конференции «Кавказский регион: проблемы культурного развития и взаимодействия."Р/Д, 2000.

— Ислам в социально-экономической структуре Юга России: постановка проблем // Материалы научной конференции «Юг России: контуры новой геоэкономической стратегии.» — Р/Д, 1999.

— Геокультурные и геополитические проблемы Юга России // Стратегии и проблемы региональной экономики: Научный вестник. — Р /Д: Изд-во РГУ. 2000. — Вып.И.

— О некоторых особенностях взаимодействия ислама и адыгской культуры // Вестник АГУ. Сер. Педагогика — 1998 № 2.

— Историко-географические факторы распространения ислама на СевероЗападном Кавказе // Вестник АГУ — Майкоп 2001. Вып. 5/1.

— Ислам: геполитический и геокультурный аспект (в печати).

По теме диссертации опубликованы шесть работ общим объемом около 1,0 печ. л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, 4 глав, объединяющих И разделов, заключения, списка литературы и приложений, содержит 25 рисунка и 13 таблиц.

Заключение

.

Ислам — вторая по численности последователей мировая религия, играющая важную роль в жизни более миллиарда человек, исповедующих его. Однако ислам не исчерпывает себя только как религиозная система. Главной задачей этой религии является формирование на конфессиональной основе этнокультурного блока, состоящего из многочисленных этносов, составляющих целостную геокультурную систему, единство которой в современном мире определено существованием целого ряда политических и экономических союзов. Исследуемая геокультурная система состоит из отдельных территориальных таксонов, различного иерархического уровня, испытывающих процессы развития, характерные для всей системы в целом. Одним из таких таксонов является Юг России, на территории которого проходит зона контакта между российской и мусульманской ГКС.

Неотъемлемой частью генезиса любой геокультурной системы является геодинамика, т. е. процесс формирования ее территориальной структуры. По нашему мнению, для мусульманской ГКС данный процесс состоит из пяти основных этапов, каждый из которых определяется как конкретным историческим промежутком времени, так и тенденциями социально-территориального характера, имевшими место внутри геокультурной системы и выраженными изменением культурного центра, дезинтеграционными или интеграционными процессами. В зависимости от этих тенденций определяется и характер взаимодействия геокультурной системы с окружающим миром, выраженный, в свою очередь, либо экспансией, либо потерей собственной территории.

Взаимодействие ислама и русской культуры — сложный территориально-временной процесс, определяемый траекториями развития как российской, так и мусульманской ГКС, и дифференцированный нами по характеру взаимодействия на шесть этапов, ключевыми позициями в определении которых, безусловно, являются определенные исторические события, повлекшие за собой существенные изменения в характере взаимодействия двух систем. Таковыми, например, явились: монголо-татарское иго, в результате которого почти вся территория Руси была вовлечена в этнокультурный контакт с носителями ислама, а также присоединение в XVI веке Казанского и Астраханского ханств к территории Московского государства, ознаменовавшее собой качественный переход в русско-мусульманских отношениях, связанный с вовлечением обеих конфессий в социально-конфессиональную структуру государства. В целом можно говорить о наличии взаимовлияния между российской и мусульманской геокультурными системами, осуществляющегося на протяжении всего времени их взаимодействия и независимо от доминирования какой-либо из систем.

Важным фактором распространения ислама на Юге России является этнокультурная специфичность региона, заключающаяся в большом количестве различных этнических групп, проживающих на относительно малой территории, придерживающихся различных конфессий и принадлежащих к автохтонным, так и пришлым народам. Такая полиэтническая структура играет двоякую роль. С одной стороны, это буфер, сдерживающий распространение одной религиозной системы в пределах всего региона, а также распространению крайних ее форм. С другой — позволяет географически точно очерчивать ареалы распространения соответствующих религиозных систем. Таким образом, изменение этнического баланса в регионе будет сопровождаться изменениями в его конфессиональной структуре. Одним из основных факторов, влияющих на этот процесс, является этнодемографическая ситуация, а точнее тенденция ее развития. Анализ данных, характеризующих демографические изменения в регионе, показывает, что в период с 1990;2000 годы этот процесс имел этническую дифференциацию, т. е. демографические изменения внутри различных этнических групп носили различный характер.

Так, на фоне повсеместного отрицательного прироста русского населения, а также оттока его из некоторых северокавказских республик, наблюдался естественный прирост большинства коренных народов Северного Кавказа. Подобная ситуация означает, что в самих республиках Северного Кавказа будет создаваться благоприятная атмосфера для возможности модификационных изменений конфессиональной системы. Параллельно будут проходить миграционные процессы, направленные с юга на север региона. Этому способствует развитие и размещение производительных сил в пределах Юга России. В настоящее время наблюдается диспропорция: наиболее экономически развитыми являются Волгоградская и Ростовская области, а также Краснодарский и Ставропольский края, тогда как Дагестан и Ингушетия входят в число наиболее экономически отсталых регионов России, уровень безработицы в которых является наибольшим в регионе. Следовательно, при увеличении численности населения, проблемы экономического характера неизбежно приведут к возникновению трудовых миграций, которые, в свою очередь, будут означать перенесение этноконтактной зоны в направлении наиболее экономически благоприятных регионов.

Размещение инфраструктуры ислама, а также ее качественная характеристика, является важным показателем степени исламизации населения отдельных территорий Юга России. В соответствии с этим представляется возможным провести территориальную дифференциацию региона, позволившую выявить внутрирегиональную специфику в распределении основных составляющих инфраструктуры ислама, в соответствии с чем стало возможным выявить региональные и локальные особенности функционирования ислама, заключающиеся в разной степени воздействия, оказываемого этой религией на социальные процессы в различных субъектах региона. Так, в частности, максимальное влияние ислам оказывает в юго-восточной части (Дагестан, Чечня, Ингушетия) региона, где наблюдается наибольшее средоточение инфраструктурных компонентов, соответствующих данной религиозной системе. С уменьшением этого показателя (Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея, Астраханская область) соответственно уменьшается и роль конфессиональной системы в этих субъектах. Остальные административно-территориальные образования Юга России испытывают относительно минимальное влияние со стороны ислама на процессы их развития.

Помимо формирования южнороссийского регионогенеза, ислам оказывает большое влияние на геополитические процессы в регионе. Наличие столь крупного массива мусульман на юге России дает возможность ряду государств осуществлять свое влияние, используя при этом идеи исламской солидарности, однако эти же идеи могут использоваться для сближения России со странами традиционного распространения ислама.

Подводя итог, скажем, что процесс взаимодействия российской и мусульманской ГКС в пределах Юга России многоаспектен и складывается из целого ряда составляющих: социального, политического, экономического, этнокультурного и этнодемографического характера, каждая из которых в отдельности, как и все они вместе, могут быть использованы для определения характера взаимодействия двух систем. Процессы возрождения ислама в регионе имеют пока очень короткий срок развития, и поэтому мы не можем точно определить, занимает ли ислам отведенную ему естественную социально-конфессиональную нишу, или уже начинает доминировать во взаимодействии с российской ГКС, отодвигая этноконтактную зону все дальше на север. Однако, анализируя все вышеперечисленные факторы, можно утверждать, что по динамизму развития ислам в последнее десятилетие XX века занял лидирующую позицию в регионе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Национальная политика России на Кавказе: концептуальное видение. Власть. 1998. -№ 1- с.3−9.
  2. А. Ислам на Северном Кавказе. -Ставрополь: Ставропольское книжное издательство, 1984- 287 с.
  3. А.В., Шаповалов В. А. Этносоциальные проблемы России. Ставрополь: Ставроп. кн. изд-во, 1994, 86 С.
  4. В.П. Происхождение народов Кавказа. М., Наука, 1974,315 С. 5. аль-Ашкари М. С. Познакомиться с Исламом. Казань: Иман, 1995. С. 46.
  5. Л. Меж немцами и татарами //Родина, 1998, № 4.
  6. А. Бесплатный сыр. Н Северный Кавказ, 1998, № 28, с. 4.
  7. Н. Эволюция ислама в СССР. М., 1972,152 С.
  8. О.Г. История халифата. Т. 1, М.: Наука, 1989. С. 312.
  9. В.К. Основные особенности развития регионов России в 90-е годы // Известия русского географического общества. Т. 132, Вып.1,2000.
  10. B.C. Этнодемографические процессы на Северном Кавказе. -Ставрополь: Изд-во СГХ, 2000 270 С.
  11. В., Танеева Е. Миграционные процессы на Ставрополье// Проблемы расселения: история и современность. М.:Ваш Выбор. ЦИРЗ, 1997. 154с. — (Серия: Россия 90-х: проблемы регионального развития. Вып.З.) с. 103−106.
  12. Л.С. Цивилизации Востока: специфика, тенденции, перспективы // Цивилизации. Вып. З, М.: Наука, 1995, с. 141−151.
  13. Н. Заселение Астраханского края. Нижневолжское кн. изд-во, 1973, 45 С.16
Заполнить форму текущей работой