Повесть «Исповедь» в системе художественных и философских исканий М. Горького
Советские идеологи перемешивали правду и ложь. Такая смесь, к сожалению, присутствует и в работах отечественных горьковедов (особенно когда речь в них заходит о мировоззренческих вопросах). Вспомним, например, сколько сил было потрачено на то, чтобы опровергнуть очевидное — факт влияния на раннее творчество Горького философии Ницше. Инерция лжи оказалась столь велика, что даже в работе 1991 года… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Идейно-философские искания М. Горького (1880-е — 1900-е годы)
- Глава 2. Поиск идеала — от «Троих» к-«Исповеди»
- I. лава 3. Повесть «Исповедь» — итог художественных и философских исканий М. Горького на рубеже веков
Повесть «Исповедь» в системе художественных и философских исканий М. Горького (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Каким было мировоззрение Горького? В свое время официальную точку зрения сформулировали ведущие идеологи советской власти Г. Ф. Александров и П. Н. Федосеев. В статье, озаглавленной «О мировоззрении М. Горького», они писали: «Влияние большевистской идеологии на Горького было решающим для его творчества <.> Повесть Горького „Мать“ -высокоидейное произведение. Под влиянием ленинских идей Горький великолепно показал самоотверженную борьбу рабочих и крестьян против царизма <.> Когда Горький отступал от передовых идей, отдалялся от ленинских взглядов, он совершал крупные ошибки, и это приносило ущерб его художественному творчеству. Так случилось с Горьким весной 1908 г., когда он примкнул к группе „впередовцев“, увлекся идеалистической бо-гдановской философией и встал на ложный путь — путь богостроительства. В результате появилась его повесть „Исповедь“ <.> Ленин и Сталин разоблачили реакционное значение богоискательства и богостроительства, вскрыли научную несостоятельность идеалистической философии <.> В результате ленинской критики Горький отходит от ошибочных позиций и создает выдающиеся художественные произведения». Далее авторы статьи говорят о том, что в 1917 году писатель вновь ошибся, «оказался на ложном пути», но, благодаря воспитательной работе партии, он вернулся на «путь борьбы за утверждение социалистического общества <.> стал основоположником социалистического реализма в литературе. Он стал им потому, что на протяжении многих лет партия большевиков воспитывала и выращивала его, прививала ему правильный взгляд на жизнь"1.
Формулировки из статьи двух маститых соавторов вскоре перекочевали в энциклопедии, статьи и монографии. Такой взгляд на Горького можно обнаружить даже в работах 1990;х годов. Например, М. М. Голубков пишет: «Серьезной ошибкой не только Горького, но и всей «кап-рийской школы», где Горький читал лекции по истории русской литературы, стали идеи «богостроительства», ярко проявившиеся в повести «Исповедь"2.
Советские идеологи перемешивали правду и ложь. Такая смесь, к сожалению, присутствует и в работах отечественных горьковедов (особенно когда речь в них заходит о мировоззренческих вопросах). Вспомним, например, сколько сил было потрачено на то, чтобы опровергнуть очевидное — факт влияния на раннее творчество Горького философии Ницше. Инерция лжи оказалась столь велика, что даже в работе 1991 года находим такое высказывание: «.у Горького с Ницше не было ничего общего"4. А ведь еще в 1973 году была опубликована книга Э. И. Бабаяна «Ранний Горький», в которой приводились примеры влияния Ницше на молодого.
5 6 7.
Горького. Затем появились статьи Б. Н. Равдина, J1.A. Колобаевой, П.В. о g.
Басинского, C.B. Заики .
За годы советской власти о Горьком было написано много, слишком много. Получилось так, что крупицы правды, добытые кропотливым трудом добросовестных исследователей, потонули в море официозной лжи. Не случайно одна из первых статей эпохи перестройки, посвященная писателю, была названа автором, Б. Парамоновым, «Горький, белое пятно"10.
Одним из наименее изученных произведений писателя до сих пор остается повесть «Исповедь». В советское время авторы монографий, посвященных Горькому, или ничего не говорили об «Исповеди», или, вслед за Г. Ф. Александровым и П. Н. Федосеевым, утверждали: «Философские ошибки Горького <.> приводили его к творческим неудачам. Такой явной творческой неудачей была, несомненно, повесть «Исповедь"11, «Крупнейшей ошибкой Горького было его увлечение «богостроительством», которое исказило его «Исповедь"12. Но первопричина здесь не в статье двух маститых соавторов, все определила вышедшая в свет в 1909 году книга В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм». Эта работа, имеющая подзаголовок «Критические заметки об одной реакционной философии», была направлена против A.A. Богданова и его единомышленников, среди которых был и Горький. После прихода большевиков к власти стало невозможным объективно писать о горьковской «Исповеди», так как в ней в яркой художественной форме была выражена богдановская философия «собирания человека». Каждый автор, выступающий публично, был вынужден повторить ленинскую оценку этой философии. Отсюда следовал неизбежный вывод — повесть Горького «ошибочна» и «неудачна». Неудивительно, что «ошибочное» произведение было малопривлекательным для исследователей. В обширной литературе по Горькому нам удалось найти лишь две работы, специально посвященные «Исповеди».
Автор одной из них — Д. М. Степанюк — ограничился исследованием обстоятельств, связанных с прохождением рукописи повести через царскую цензуру. Но и он в самом начале своей работы вынужден был заявить: «Повесть «Исповедь» справедливо рассматривается нашими литературоведами как произведение, связанное с ошибочными «богостроитель-скими» идеями писателя"13.
Другой автор — Г. М. Гиголов — самим заглавием работы обозначает, за сколь неблагодарную тему он взялся. Статья называется «Об одной „неудобной“ повести М. Горького». Г. М. Гиголов вынужден констатировать: «К числу <.> «невезучих» проблем относится «Исповедь» — повесть, о которой за последние годы написано очень мало, во всяком случае, гораздо меньше, чем о любом другом произведении М. Горького. Мы прекрасно знаем: в историю русской литературы и общественной мысли.
Исповедь" вошла со знаком минус, а это, как известно, не вдохновляет" .
И, конечно, Г. М. Гиголов не может не сказать о том, что писатель кое в чем заблуждался. Он пишет: «Они [религиозные мотивы. — E.H.] возникают там, где Горький, — а вот тут уже не только можно, но и должно говорить об ошибке, — вслед за JI. Фейербахом и одновременно с Луначарским попытался увидеть в религии средство, способное объединить разрозненные индивидуумы в один организм"15.
Засилье официальной идеологии — больная сторона советского горь-коведения. Но нельзя перечеркивать все, что им сделано. За десятки лет было введено в научный оборот множество интересных документов. Так, именно они (документы) являются основой названной выше статьи Д. М. Степанюка. Есть интересные наблюдения в работе Г. М. Гиголова. Например, он обратил внимание на то, что в «1908 году широко отмечалось восьмидесятилетие Льва Толстого и, — говорит исследователь, — если выход в свет горьковской «Исповеди» в это время простое совпадение со знаменательной датой, то, право, весьма многозначительное"16.
Из работ, не посвященных специально «Исповеди», но в которых о ней идет речь, можно отметить статью Б. А. Бялика «В. И. Ленин и М. Горький». В ней автор сделал любопытное наблюдение о том, что в «Исповеди» «повествование <.> приобретает с момента появления Иегу-диила преимущественно проповеднический тон, подчеркнутый сказочным стилем"17. Интересна впервые вводимыми в научный оборот документами (имеющими отношение к нашей теме) работа И. З. Баскевича «Из истории отношений писателя и критика: A.M. Горький и Г. В. Плеханов"18. В исследовании H.A. Трифонова «A.B. Луначарский и М. Горький» уточняется дата личного знакомства двух литераторов19. В публикации Н. Г. Розенблюма (вступительная заметка К.Д. Муратовой) приводится интересная.
20 оценка, данная «Исповеди» писателем И. Л. Леонтьевым (Щегловым). Любопытное наблюдение находим в книге Г. В. Антюхина «Очерки истории печати Воронежского края. 1798−1917». Он пишет: «Впечатление от жизни на воронежской земле отразилось в повести М. Горького «Исповедь""21.
В последние годы происходит преодоление инерции старого мышления. Изменяется взгляд на «Исповедь». Повесть перестают считать «ошибочным» произведением. Л. А. Спиридонова в своей монографии пишет: «Определенным этапом в процессе постижения истории и современности явилась горьковская «Исповедь» <.> Человек и вселенная сосуществуют в.
Исповеди" бок о бок". О. С. Сухих называет «Исповедь» ключевым произведением Горького23. Однако какой-либо обобщающей работы, исследующей «Исповедь» с новых позиций, насколько нам известно, не появилось.
Новизна работы заключается в малой изученности «Исповеди», повести, в которой наиболее полно и ярко отразилось мировоззрение писателя, каким оно стало к 1908 году. Для нас очевидно, что «Исповедь» — высокохудожественное произведение. После ее опубликования критики, недавно заявлявшие о «конце Горького"24, заговорили о возрождении таланта писателя. Даже советское литературоведение вынуждено было констатировать: «Символисты, богоискатели (Философов и др.) с удовлетворением встретили «Исповедь», рассчитывая, что она станет началом поворота в творчестве Горького». Действительно, это произведение можно назвать этапным. В яркой художественной форме в «Исповеди» Горький сказал о своем мировоззренческом идеале. К сожалению, о художественных достоинствах повести долгое время говорить было нельзя, как нельзя было вне установленного канона писать что-либо о мировоззрении писателя, то есть невозможно было объективное исследование его мировоззрения. А без этого невозможно полное, правильное понимание любого произведения писателя (не только «Исповеди»).
Цель работы — доказать, что тот интерес, который вызвала у современников повесть М. Горького «Исповедь», был не случаен, что это произведение, долгие годы считавшееся «неудачным», на самом деле является одной из вершин творчества писателя.
В первой главе диссертации дается анализ формирования мировоззрения писателя на пути к созданию «Исповеди», что особенно актуально сейчас. Долгое время утверждалось: Горький — «основоположник литературы социалистического реализма"27. Теперь некоторые исследователи называют писателя «религиозным мыслителем"28. Истина, наверное, где-то посередине. Необходим объективный анализ эволюции взглядов Горького, в котором этапную позицию занимает повесть «Исповедь».
Во второй главе раскрывается процесс поиска писателем его мировоззренческого идеала в повестях «Трое», «Мать» и «Исповедь».
Третья глава посвящена доказательству того, что-то мировоззрение, которое писатель обрел к середине 1900;х годов, выразилось в «Исповеди» в адекватной художественной форме, благодаря чему это произведение стало одной из вершин в творчестве писателя.
В заключении подводятся итоги работы и делаются выводы о месте повести «Исповедь» в системе идейно-философских воззрений Горького.
Заключение
.
1.Г-30. Т. 28. С. 435.
2. Хьетсо Г. Максим Горький: Судьба писателя. 1997.-С. 148.
М.: Наследие,.
Список литературы
- Горький М. Полное собрание сочинений: Художественные произведения в 25 т., т. 1−25. — М.: Наука, 1968−1976.
- Горький М. Полное собрание сочинений: Варианты к художественным произведениям, т. 1−10. М.: Наука, 1974−1982.
- Горький М. Полное собрание сочинений: Письма в 24 т., т. 1−4. -М.: Наука, 1997−1998 (издание продолжается).
- Горький М. Собрание сочинений в 30 т., т. 1−30. М.: Гослитиздат, 1949−1955.
- Горький М. О русском крестьянстве. Берлин: Издательство И. П. Ладыжникова, 1922. — 45 с.
- Горький М. Владимир Ленин // Русский современник. 1924. — Кн. 1.-С. 229−244.
- Архив A.M. Горького, т. 1−15. М.: Гослитиздат: Наука: Наследие, 1939−1996 (издание продолжается).
- М. Горький в эпоху революции 1905−1907 годов: Материалы, воспоминания, исследования. М.: Издательство АН СССР, 1957. -410 с.
- A.M. Горький и В. Г. Короленко: Переписка. Статьи. Воспоминания. М.: Гослитиздат, 1957. — 287 с.
- В.И. Ленин и A.M. Горький: Письма, воспоминания, документы. 3-е доп. изд. — М.: Наука, 1969. — 632 с.
- Максим Горький: pro et contra: Личность и творчество Максима Горького в оценке русских мыслителей. 1890−1910-е гг. Антология. Спб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1997. — 896 с.
- Летопись жизни и творчества A.M. Горького, вып. 1−4. М.: Издательство АН СССР, 1958−1960.
- Личная библиотека A.M. Горького в Москве: Описание. В 2-х кн., кн. 1−2. М.: Наука, 1981.
- М. Горький в воспоминаниях современников. М.: Гослитиздат, 1955.-743 с.
- А.М.Горький нижегородских лет: Воспоминания.- Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1978. 335 с.
- Агурский М. Великий еретик: Горький как религиозный мыслитель // Вопросы философии. 1991. — № 8. — С. 54−74.
- Александров Г. Ф., Федосеев П. Н. О мировоззрении М. Горького // Культура и жизнь. 1946. — 30 ноября.
- Антюхин Г. В. Очерки истории печати Воронежского края, 17 981 917. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1973. — 282 с.
- Астафьев П.Е. Учение графа Л.Н. Толстого в его целом. 2-е доп. изд. — М.: Издание М. И. Астафьевой, 1892. — 63 с.
- Базаров В.А. Богоискательство и «богостроительство» // Вершины. Спб.: Прометей, 1909. — Кн. 1. — С. 331−363.
- Балика Д.А. Личная библиотека A.M. Горького нижегородских лет. Горький: Горьковская областная библиотека им. В. И. Ленина, 1948. — 62 с.
- Баранова Н.Д. Горький мастер критической прозы. — Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1978. — 142 с.
- Басинский П.В. Ранний Горький и Ницше // Горьковские чтения, 1990. Н. Новгород: Издательство Нижегородского университета, 1992. — Вып. 2. — С. 20−26.
- Баскевич И.З. Из истории отношений писателя и критика: A.M. Горький и Г. В. Плеханов // Ученые записки Горьковского педагогического института. Горький, 1968. — Вып. 110. — С. 7−33.
- Беседы В.Д. Дувакина с М.М. Бахтиным. М.: Прогресс, 1996. -344 с.
- Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма, т. 1−2.- М.: Искусство, 1994.
- Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990. — 224 с.
- Бердяев H.A. Самопознание: Опыт философской автобиографии. -М.: Книга, 1991.-446 с.
- Богданов A.A. Новый мир. М.: М. С. Дароватовский и Чарушни-ков, 1905.- 163 с.
- Богданов A.A. Тектология: Всеобщая организационная наука, кн. 1−2. М.: Экономика, 1989.
- Неизвестный Богданов: Статьи, доклады, письма и воспоминания 1901−1928 гг., кн. 1−3. М.: АИРО-ХХ, 1995.
- Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. М.: Русская книга, 1992.-528 с.
- Булгаков С.Н. Сочинения в 2т., т. 1−2. М.: Наука, 1993.
- Бялик Б.А. В .И. Ленин и М. Горький // Знамя. 1967. — № 4. — С. 212−231.
- Бялик Б.А. Почему полуправда хуже неправды // Горький и его эпоха: Исследования и материалы. М.: Наука, 1989. — Вып. 2. — С. 105−131.
- Вайнберг И.И. Горький // Русские писатели. 1800−1917: Биографический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. — Т. 1. — С. 645−657.
- Валентинов Н.В. Наследники Ленина. М.: Терра, 1991. — 240 с.
- Валентинов Н.В. Недорисованный портрет. М.: Терра, 1993. -560 с.
- Викторов Д.В. Эмпириокритицизм, или Философия чистого опы-та.-М.: Издательство Московского университета, 1909.-УШ, 282 с.
- Гангнус А. На руинах позитивной эстетики: Из истории одного термина // Новый мир. 1988. — № 9. — С. 147−163.
- Гиголов Г. М. Об одной «неудачной» повести М. Горького // Труды Тбилисского университета. Тбилиси, 1971. — Вып. 1(138). — С. 123−135.
- Гиппиус З.Н. Братская могила // Весы. 1907. — № 7. — С. 57−63 (подп.: А. Крайний).
- Горячкина М.С. Художественная проза народничества.- М.: Наука, 1970.-216 с.
- Григорьев М.Г. Марксисты в Нижнем в 1889—1894 гг.. // Пролетарская революция. 1924. — № 4(27). — С. 89−117.
- Гудов В.А. «Трое» как тип монологического романа XX века // Горьковские чтения 1993 г. Н. Новгород, 1994. — С. 111−114.
- Гусев С.С. От «живого опыта» к «организационной науке» // Русский позитивизм: Лесевич, Юшкевич, Богданов. Спб.: Наука, 1995. — С. 287−350.
- Гусев С.С. Парадокс позитивизма // Там же. С. 5−14.
- Добровольский Л. М. Запрещенная книга в России. 1825−1904: Архивно-библиографические разыскания. М.: Издательство Всесоюзной книжной палаты, 1962. — 254 с.
- Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений, т. 1−30.- Л.: Наука, 1972−1991.
- Жегалов H.H. Идейно-художественные традиции Лескова и творчество Горького // Там же. С. 218−244.
- Заика C.B. Горький и Ницше: По материалам дооктябрьской критики // Горьковские чтения 1995 г. Н. Новгород, 1996. — С. 40−47.
- Здобнов Н.В. История русской библиографии до начала XX века.- 2-е изд. М.: Издательство АН СССР, 1951. — 512 с.
- Зеньковский В.В. История русской философии, т. 1−2. JL: ЭГО, 1991.
- Ильин И.А. Рец. на кн.: Вл. Ильин. Материализм и эмпириокритицизм. Критические очерки об одной реакционной философии. М., 1909. // Русские ведомости. 1909. — № 222. — 29 сентября.
- В ожидании Палестины. 17 писем С. Н. Булгакова к М.О. Гершен-зону и его жене. 1897−1925 гг. /Публикация М. Колероеа II Неизвестная Россия. XX век.- М.: Историческое наследие, 1992. Кн. 2.-С. 115−143.
- Коллонтай А.М. «Революция великая мятежница.»: Избранные письма. 1901−1952. — М.: Советская Россия, 1989. — 608 с.
- Колобаева Л.А. Реальность или миф? (Ницшеанские мотивы в творчестве раннего Горького) //Горьковские чтения, 1990. Н. Новгород, 1992. — Вып. 2. — С. 14−19.
- Колтоновская Е.А. Новое о старом у Горького // Образование. -1902.-№ 1.-С. 21−25.
- Кондратьева Т. Большевики-якобинцы и призрак термидора.- М.: Ипои, 1993. 240 с.
- Коновалова С.А. К вопросу о времени приезда и отъезда Горького из Казани // Горьковские чтения 1993 г. Н. Новгород, 1994.- С. 213−219.
- Кононова H.B. М. Горький и 3. Гиппиус («Исповедь» «Чертова кукла») // Горьковские чтения 1997 г. — Н. Новгород, 1998.- С. 223 225.
- Коргунюк Ю.Г. «Материализм и эмпириокритицизм» и его критики // Вопросы философии. 1991. — № 2. — С. 25−33.
- Корнилов A.A. Воспоминания // Минувшее. М.- Спб.: Athene-шп: Феникс, 1992. — Т. 11. — С. 9−118.
- Красин Л.Б. Дела давно минувших дней. 2-е изд. — М.- Л.: Молодая гвардия, 1931. — 94 с.
- Крутикова Н.Е. В начале века: Горький и символисты. Киев: Наукова думка, 1978. — 308 с.
- Кузнецова Г. Н. Грасский дневник. М.: Московский рабочий, 1995.-410 с.
- Лебедев A.A. Трудно быть богом, или О принципах, которые у нас в крови // Вопросы философии. 1991.-№ 7.-С.3−18.
- Леонтьев К.Н. Как надо понимать сближение с народом. М.: Мир книги, 1991. — 16 с.
- Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991.-560 с.
- Луначарский A.B. Отклики жизни. Спб.: Издательство О. Н. Поповой, 1906. — УШ, 225 с.
- Луначарский A.B. Будущее религии //Образование.- 1907.-№ 10. -С. 1−25- № 11.-С. 30−67.
- Луначарский A.B. Эстетика и жизнь // У горна. 1907.- № 1. — С. 111−126.
- Луначарский A.B. Религия и социализм, т. 1−2.- Спб.: Шиповник, 1908−1911.
- Луначарский A.B. Социализм и искусство // Театр: Книга о новом театре. Спб.: Шиповник, 1908. — С. 7−40.
- Луначарский A.B. Мещанство и индивидуализм. М.- Пг.: ГИЗ, 1923.-260 с.
- Мережковский Д.С., Гиппиус З. Н. 14 декабря: Роман. Дмитрий Мережковский: Воспоминания. М.: Московский рабочий, 1991. -523 с.
- Мережковский Д.С."Больная Россия".- Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991. 272 с.
- Михайловский Б.В., Тагер Е. Б. Творчество М. Горького. 3-е перераб. изд. — М.: Просвещение, 1969. — 336 с.
- Михайловский Н.К. Последние сочинения, т. 1−2.- Спб.: Русское богатство, 1905.
- Московцев Н. Мальчик без штанов, ныне Буревестник // Заря: Русско-славянский сборник. М.: Русско-славянское дело, 1902. -Вып. 1.-С. 161−167.
- Мотрошилова Н.В. Предисловие //Кант И. Сочинения в 4 т.- М.: Ками, 1994.-Т. 1.-С. 42−73.
- Мясников A.C. М. Горький: Очерк творчества.- М.: ГИХЛ, 1952. 648 с.
- Немирович-Данченко В л. И. Рождение театра.- М.: Правда, 1989.-574 с.
- Никитин E.H. Маленький человек и большая идея // Мир непознанного. 1994. — № 14. — С. 18−21.
- Никитин E.H. Блистательная Мария Федоровна // Слово. 1996. -№ 9−10.-С. 64−65.
- Никитина М.А. М. Горький и Ф. Сологуб // Горький и его эпоха: Материалы и исследования. М.: Наука, 1989. — Вып. 1. — С. 185 203.
- Николаевский Б.И. «Первое преступление» М. Горького: Из очерков по архивным материалам //Былое. -1921.- № 16. С. 174 186.
- Николаевский Б.И. История одного предателя. М.: Высшая школа, 1991. — 368 с.
- Ницше Ф. Избранные произведения, кн. 1−2. М.: Сирин, 1990.
- Ницше Ф. Сочинения, т. 1−2. М.: Мысль, 1990.
- СГКоннор Т. Э. Инженер революции: Л. Б. Красин и большевики. 1870−1926. М.: Наука. 1993. — 270 с.
- Ортега-и-Гассет X. «Дегуманизация искусства» и другие работы. М.: Радуга, 1991. — 640 с.
- Парамонов Б. Горький, белое пятно //Октябрь. 1992. — № 5. — С. 146−167.
- Певцова Р.Т. Проблема своеобразия мировоззренческой позиции и художественного метода молодого М. Горького: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1991. — 85 с.
- Перцов П.П. В религиозно-философском //Новое время. 1908. -№ 11 740. — 16 ноября.
- Петрова М.Г. Н.К. Михайловский и критика «Русского богатства» //Горький и его эпоха: Исследования и материалы. М.: Наука, 1989.-Вып. 2.-С. 59−104.
- Победоносцев К.П. Московский сборник. 2-е изд. — М.: Синодальная тип., 1896. — 4., 304 с.
- Позднин E.H. Друзья молодого М. Горького. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1990. — 2., 110 с.
- Помяловский Н.Г. Избранное.- М.: Советская Россия, 1980. -432 с.
- Попов А.Н. Вопрос о передаче журнала «Новое Слово» в суде чести Союза русских писателей. Спб.: Новое Слово, 1897.- 2., 76 с.
- Поссе В.А. Мой жизненный путь. Дореволюционный период (1864−1917гг.). М.- Л.: Земля и фабрика, 1929. — 4., 548 с.
- Потресов А.Н. Критические наброски // Наша заря. 1913. — № 4−5. — С. 63−69- № 6. — С. 65−75.
- Преображенский В.П. Рец. на кн.: Фр. Ницше. Так говорил За-ратустра. Девять отрывков в переводе С. П. Нани. С.-Пб., 1899 г. // Вопросы философии и психологии. 1899. — Кн. 1(46). — С. 41−48.
- Равдин Б.Н. К проблеме «Горький и Ницше» //Четвертые Тыняновские чтения: Тезисы докладов и материалы для обсуждения. -Рига, 1988. С. 17−20.
- Ревякина И.А. Непрочитанные страницы биографий М. Горького и А. Богданова: история отношений //Горьковские чтения 1995 г. Н. Новгород, 1996. — С. 67−72.
- Ревякина И.А. Предисловие к публикации переписки М. Горького с А. Богдановым 1903−1909 г. //М. Горький. Материалы и исследования. М.: Наследие, 1998. — Вып. 5. — С. 13−32.
- Ревякина И.А. Мережковский о Горьком: против и за //Д.С. Мережковский: мысль и слово. М.: Наследие, 1999. — С. 243−257.
- Розанов В.В. Сочинения, т. 1−2. М.: Правда, 1990.
- Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. М.: Республика, 1996. — 702 с.
- Сайкин O.A. Первый переводчик «Капитала».- М.: Мысль, 1983. 173 с.
- Самойлов В., Виноградов Ю. Иван Павлов и Николай Бухарин // Звезда. 1989. — № 10. — С. 94−120.
- Саськова Т. В. Роман М. Горького «Мать»: культурологические аспекты //Горьковские чтения 1993 г.- Н. Новгород, 1994.-С. 82−88.
- Скабич^фкий A.M. Беллетристы-народники. Спб.: Тип. B.C. Балашева, 1888. — 4., 315 с.
- Соколова В.Ф. М. Горький и В. Короленко // Горьковские чтения 1993 г. Н. Новгород, 1994. — С. 129−133.
- Соловьев B.C. Идея сверхчеловека // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. М.: Мысль, 1988. — Т. 2. — С. 626−634.
- Андреевич Соловьев Е. А. Книга о Максиме Горьком и А. П. Чехове. Спб.: Тип. А. Е. Колпинского, 1900. — [2], 259 с.
- Спиридович А.И. Партия социалистов-революционеров и ее предшественники. 1886−1916. 2-е доп. изд. — Пг.: Военная тип., 1918.-Х, 623 с.
- Спиридонова Л.А. Был ли A.M. Горький членом партии? // Известия ЦК КПСС. 5. С. 131−135.
- Спиридонова Л.А. М. Горький: диалог с историей. М.: Наследие, 1994. — 320 с.
- Струве П.Б. Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России.- Спб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1894.- Вып. 1. X, 291 с.
- Струве П.Б. На разные темы (1893−1901 гг.): Сборник статей. -Спб.: Тип. А. Е. Колпинского, 1902. 4., II, 555 с.
- Струве П.Б. Мои встречи и столкновения с Лениным //Новый мир.-1991.-№ 4.-С. 215−221.
- Струве П.Б. В чем революция и контрреволюция? //Родина. -1992. -№ 3.- С. 6−7.
- Сухих О.С. Мотивы «Легенды о Великом инквизиторе» Ф.М. Достоевского в творчестве М. Горького: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Н. Новгород, 1996. — 23 с.
- Тарасова A.A. Из творческой лаборатории М. Горького. М.: Наука, 1964. — 159 с.
- Толстой JI.H. Полное собрание сочинений, т. 1−90. М.- Л.: ГИХЛ, 1928−1958.
- Толстяков А.П. Люди мысли и добра: Русские издатели К. Т. Солдатенков и Н. П. Поляков. М.: Книга, 1984. — 255 с.
- Троицкий В.Ю. Лесков-художник. М.: Наука, 1974. — 215 с.
- Троицкий H.A. «Народная воля» перед царским судом (18 801 894). 2-е испр. и доп. изд. — Саратов: Издательство Саратовского университета, 1983. — 423 с.
- Тургенев И.С. Воспоминания о Белинском //Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем в 30 т.: Сочинения в 12 т. М.: Наука, 1983.-Т. 11.-С. 21−56.
- Фаресов А.И. Против течений. Спб.: Тип. М. Меркушева, 1904. -411 с.
- Философов Д.В. Конец Горького // Русская мысль. 1907. — № 4. -С. 122−141.
- Философов Д.В. Евсей и Матвей // Московский еженедельник. -1908. № 29. — 26 июля. — С. 39−47.
- Философов Д.В. Друзья или враги //Философов Д. В. Неугасимая лампада: Статьи по церковным и религиозным вопросам. М.: Товарищество И. Д. Сытина, 1912. — С. 155−203.
- Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. — 608 с.
- Франки В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. -368 с.
- Фромм Э. Искусство любви. М.: Московский клуб, 1990. — 62 с.
- Хайек Ф. Пагубная самонадеянность: Ошибки социализма. М.: Новости. 1992. — 302 с.
- Ханов В.А. Народ-богостроитель в повести М. Горького «Исповедь» //Горьковские чтения 1997 г. Н. Новгород, 1998.- С. 143 148.
- Харламов В.И. Каблиц (Юзов) и проблема «народ и интеллигенция» в легальном народничестве на рубеже 70−80-х гг. XIX в. // Вестник Московского университета. Сер. 8. История.- 1980. № 4. -С. 39−53.
- Харламов В.И. Теория «малых дел» Юзова в оценке читателей-современников //Из истории общественно-политической мысли России XIX века: Межвузовский сборник научных трудов. М.: Прометей, 1990. — С. 93−112.
- Хьетсо Г. Максим Горький: Судьба писателя. М.: Наследие, 1997.-344 с.
- Цвейг С. Вчерашний мир. М.: Радуга, 1991. — 542 с.
- Чанышев A.A. Человек и мир в философии Артура Шопенгауэра // Шопенгауэр А. Собрание сочинений в 5 т. М.: Московский клуб, 1992.-T. 1.-С. 5−36.
- Чуковский К.И. Дневник: 1901−1929. М.: Советский писатель, 1991.-544 с.
- Чулков Г. И. Правда Максима Горького // Речь. 1908. — № 162. -9 июля.
- Шебуев Н. Казанские и нижегородские встречи //30 дней.- 1936. № 8. — С. 75−81.
- Шеррер Ю. М. Горький и А. Богданов (История отношений по материалам переписки 1908−1910 гг.) // М. Горький и его эпоха: Материалы и исследования. М.: Наследие. 1995. — Вып. 4. — С. 5461.
- Шкловский В.Б. Гамбургский счет. М.: Советский писатель, 1990.-544 с.