Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование эффективной системы качества менеджмента на промышленном предприятии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исходя из первоначального анализа, в работе предложен собственный взгляд автора на сущность систем менеджмента качества, определена необходимость её применения, рассмотрен инструмент оценки её эффективности и представлены первоначальные результаты внедрения СМК на обувных предприятиях. Автором предложено уточненное определение систем менеджмента качества. СМК — это управленческая система… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Логика развития систем менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО 9000:2000 на отечественных предприятиях
    • 1. 1. Международные тенденции развития менеджмента качества на основе принципов Всеобщего управления качеством (TQM)
    • 1. 2. Сущность систем менеджмента качества, разработанных на основе международных стандартов ИСО
    • 1. 3. Особенности функционирования систем менеджмента качества на отечественных предприятиях обувной промышленности
  • Глава 2. Социальные аспекты развития принципов Всеобщего управления качеством (TQM) для отечественных предприятий
    • 2. 1. Распространение лидерства в системе менеджмента качества предприятия
    • 2. 2. Совершенствование деятельности обувного предприятия на основе развития человеческого фактора
    • 2. 3. Совершенствование мотивации работников в рамках функционирования системы менеджмента качества на обувном предприятии
  • Глава 3. Разработка и внедрение механизма управления затратами на качество Шгпредприятии обувной промышленности
    • 3. 1. Подходы к управлению затратами на качество на зарубежных и отечественных предприятиях
    • 3. 2. Разработка процесса управления затратами на качество на отечественном предприятии обувной промышленности

Формирование эффективной системы качества менеджмента на промышленном предприятии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

За время экономических реформ большинство отечественных предприятий легкой промышленности, существенно проигрывая импортным контрагентом в конкурентоспособности, прекратили свое существование. К отраслям легкой индустрии, наиболее значительно сократившим свою производственную активность, относится обувная промышленность, учтенный статистикой объем производства в которой снизился с 385 млн. пар в 1990 г. до 51 млн. пар в 2007 г. Одной из существенных причин неконкурентоспособности большинства российских обувных предприятий, как и выпускаемой ими продукции, является недостаточно высокий уровень качества менеджмента на них.

Выход на новый уровень конкурентоспособности возможен путем внедрения принципов Всеобщего управления качеством, которые отражены в новой версии международных стандартов ИСО серии 9000. В последние десятилетия подходы к управлению качеством утратили исключительно продуктовую направленность и распространились на все процессы деятельности организации, демонстрируя тенденцию смещения акцента на решение экономических и социальных вопросов.

Качество менеджмента, как важный элемент организационной культуры, охватывает абсолютно все уровни и области функционирования любого обувного предприятия: взаимоотношения с поставщиками, анализ рынка и отзывы потребителей, проектирование и производство, сбыт и поставки, послепродажное обслуживание — все, что составляет содержание бизнеса.

Вопросу качества менеджмента посвящены работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов: Адлера Ю. П., Гиссина В. И., Гличева А. В., Гончарова В. В., Грина Ф. М., Деминга У. Э, Джурана Дж., Еналеевой Ю. Р., Исикавы К., Кричевского М. Л., Корсби Ф., Лапидуса В. А., Львова Д. С., Мацуты В. А., Минько Э. В., Мишина В. М., Моревой О. А., Накамура Т.

Робертсона А. Смольниковой Г. Н., Солина A. JL, Срипко Л. Е., Тагути Г., Фейгенбаума А. и др.

Несмотря на широкое освещение названной темы в научной литературе, ряд экономических и социальных аспектов качества менеджмента на предприятиях обувной промышленности изучены недостаточно глубоко: не рассмотрена роль лидерства в процессе создания и развития систем менеджмента качестване разработан механизм мотивации работников в системе менеджмента качествапрактически не отражены отраслевые особенности механизма управления качеством продукцииостаются открытыми вопросы реализации процессного подхода в функционирование систем менеджмента качества, управления затратами на качество и ряд других.

Усложнение экономическим кризисом условий функционирования предприятий отрасли актуализирует тему исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка научно-методической базы повышения качества управления предприятием на основе принципов Всеобщего управления качеством.

Достижение поставленной цели обеспечивалось решением следующих задач:

• определение проблем совершенствования качества управления на отечественных обувных предприятиях в свете развития концепции Всеобщего управления качеством;

• совершенствование качества управления на основе учета человеческого фактора при применении процессного подхода;

• разработка модели стимулирования персонала в системе управления качеством;

• обобщение существующих подходов зарубежных и отечественных ученых к управлению затратами на качество, анализ состояния управления затратами на качество на отечественных обувных предприятиях и выделение основных моментов неэффективности данного процесса в отрасли;

• разработка показателей и процедурно организованной последовательности процесса управления затратами на качество на предприятиях обувной промышленности.

Объектом исследования является система управления промышленным предприятием.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования системы качества менеджмента на промышленном предприятии.

Методологической основой исследования являются положения экономической теории, теории управления, управления качеством, организации труда. В работе применялись статистические и экономико-математические методы, метод экспертных оценок.

Информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты Российской Федерации, международные стандарты, статистические данные предприятий, результаты экспертных опросов, публикации в научных изданиях и средствах массовой информации, результаты экспериментов на обувных предприятиях.

Научная новизна исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— выделены и систематизированы внешние и внутренние относительно предприятия факторы, оказывающие негативное воздействие на развитие системы качества менеджмента на обувных предприятиях;

— разработаны критерии оценки и процедура отбора лидеров для проектных команд в модели распространения лидерства на основные уровни управления организациейобоснована необходимость изменения действующей системы мотивации для повышения качества менеджментаразработана и применена на практике модель стимулирования работников с помощью взаимосвязей целей и задач предприятия с целями и задачами отдельных сотрудников через результирующие показатели выполняемой сотрудниками работы;

— разработаны показатели оценки эффективности затрат на качество на предприятиях обувной промышленности;

— разработан процесс учета и анализа затрат на управление качеством на обувном предприятии на основе пяти основных функций менеджмента: планирования, организации, мотивации, контроля, корректировки действий.

Практическая значимость.

Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что в результате исследования предложены методические рекомендации совершенствования систем управления на основе процедуры отбора лидеров, авторской методики стимулирования персонала, рекомендаций по рациональному формированию организационной структуры в условиях развития Всеобщего управления качеством и процесса управления затратами на качество на обувных предприятиях.

Результаты исследования нашли практическое применение в учебном процессе при преподавании дисциплин «Менеджмент» и «Управление персоналом», а также в дипломном проектировании.

Апробация и внедрение результатов работы.

Основные результаты диссертационного исследования докладывались и получили одобрение на региональных межвузовских научно-практических конференциях — «1-ом и II-ом Московских фестивалях науки» (г.Москва, 2006 г. и 2007 г.) — на межвузовских научно-методических конференциях в Санкт-Петербургском инженерно-экономическом университете.

ИНЖЭКОН), 2002 г. и в МГУДТ, 2004 г. и 2005 г.- на кафедре Экономики и Менеджмента МГУДТв ОАО «Егорьевск-обувь».

Основные результаты исследования вопросов лидерства и качества, системы мотивации в условиях функционирования системы менеджмента качества, использования процесса управления затратами на качество внедрены в практику деятельности отечественного обувного предприятия ОАО «Егорьевск-обувь», что подтверждено «Актом о внедрении результатов кандидатской диссертационной работы». Результаты исследования могут быть использованы и на других промышленных предприятиях.

Публикации.

По результатам исследования опубликованы 7 научных статей объемом 1,68 п.л. Одна публикация в издании, рекомендованном Высшей аттестационной комиссией.

Структура диссертационного исследования.

Во введении обоснованы актуальность научной проблемы и темы диссертации, сформулированы цель и основные задачи работы, определены предмет, объект и методологические основы исследования, выделены научная новизна и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе диссертации «Логика и развитие систем менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО 9000:2000 на отечественных предприятиях» проводится обзор теоретических подходов к управлению системами качества, изучены проблемы социального и экономического характера, возникающие при внедрении и развитии отечественных СМК. Проанализированы международные тенденции развития менеджмента качества, основные принципы развития систем менеджмента качества на базе методологии Всеобщего управления качеством. Рассмотрены значение систем менеджмента качества для отечественных предприятий и основные проблемы развития управления качеством на отечественных предприятиях, возможные механизмы решения которых предложены в последующих двух главах.

Во второй главе «Социальные аспекты развития принципов Всеобщего управления качеством (TQM) для отечественных предприятий» рассмотрены вопросы, связанные с повышением эффективности деятельности персонала в системах менеджмента качества.

Представлена модель распространения лидерства на все уровни управления СМК и предприятием в целом. Выделены проблемы влияния человеческого фактора на внедрение методики процессного подхода и представлены пути их решения на конкретном обувном предприятии.

В данной части работы также проведен анализ одной из функций менеджмента качества — мотивации персонала к выполнению работ в области СМК. Основным исследуемым фактором определена разработка' результирующих показателей работы для сотрудников предприятия, по которым производится оценка их деятельности и увязывается с системой материального поощрения.

Исследования осуществлены на предприятии обувной промышленности, внедрившем у себя систему менеджмента качества, поэтому среди управленческого персонала и специалистов проведен экспертный опрос о необходимости дальнейшего развития СМК.

Ключевым фактором усиления мотивации персонала в СМК предлагается использовать связь целей, задач и результатов выполнения показателей процессов организации с целями, задачами и результатами работы сотрудников, их выполняющих.

Таким образом, основные проблемы, решаемые в данной главе, — это проблемы функционирования процессов, связанные с поведением человека в СМК.

В третьей главе «Разработка и внедрение механизма управления затратами на качество на предприятии обувной промышленности» проанализированы подходы зарубежных и отечественных ученых к развитию систем управления затратами на качество. В рамках этого анализа установлена наиболее приемлемая для отечественных предприятий модель классификации затрат на качество, разработана причинно-следственная диаграмма статей затрат на качество на предприятии обувной промышленности, выделены основные положительные и отрицательные моменты в действующих на современных российских предприятиях системах управления затратами на качество. Разработана методика процессного подхода к управлению затратами на качество. Приведены показатели оценки получаемого эффекта от применения данной методики, представлен расчет показателей на примере исследуемого предприятия.

В заключении изложены основные выводы и результаты диссертационной работы, а также представлены результаты апробации методических положений работы на предприятии обувной промышленности.

Заключение

.

Проведенное исследование подтвердило актуальность изучаемых проблем и позволило сделать ряд выводов и рекомендаций.

Анализ тенденций развития менеджмента качества позволяет утверждать, что за последние 100 лет эта дисциплина переросла от управления качеством продукции к совершенствованию качества управления процессами функционирования предприятий и организаций. Качество менеджмента стало философией не только отдельных фирм, объединений, корпораций, но и в ряде стран национальной философией.

В работе дано обобщение следующих этапов развития управления качеством:

— система Тейлора;

— статистическое управление качеством;

— тотальный контроль качества;

— Всеобщий менеджмент качества;

— универсальное управление качеством.

Исходя из первоначального анализа, в работе предложен собственный взгляд автора на сущность систем менеджмента качества, определена необходимость её применения, рассмотрен инструмент оценки её эффективности и представлены первоначальные результаты внедрения СМК на обувных предприятиях. Автором предложено уточненное определение систем менеджмента качества. СМК — это управленческая система, объединяющая организационную структуру, процедуры, процессы и ресурсы таким образом, чтобы максимизировать ценности для всех пяти заинтересованных в деятельности предприятия сторон: потребителей, поставщиков, персонала, акционеров и общества. Данное определение уточняет целевую направленность СМК и учитывает расширение круга заинтересованных сторон бизнеса, интересы которых она (система) обслуживает. управления, недостаточной мотивацией управленческих кадров — следствия этого: а) низкая культура менеджмента (репрессивный, милитаристский менеджмент) — б) отсутствие знаний и опыта менеджмента в рыночных условияхв) отсутствие эффективных механизмов выдвижения и отбора менеджеров среднего и высшего звена.

Экономические:

• Непонимание роли информации и данных, отсутствие знаний и опыта анализа — делают процесс принятия решений основанным на интуиции и догадках;

• Повышенные затраты и «лишние» потери от неудовлетворительного качества — связаны С отсутствием методик анализа, в т. ч. и затрат на качество.

В части решения социальных проблем управления качеством в работе приводится процедура отбора лидеров для проектных команд. Для приобщения руководителей к лидерству в процессах внедрения СМК и разъяснения понятия лидерства автором разработана схема лидерства для систем менеджмента качества.

С помощью специально разработанных оценочных листов автор предлагает оценить, являются ли руководители предприятия лидерами, какими чертами они обладают. Исследования, проведенные в ОАО «Егорьевск-обувь» показали, что к категории «менеджер-Лидер» нельзя отнести ни одного руководителя данного предприятия — в основном все оцененные руководители являются «хорошими менеджерами» или «менеджерами».

В работе автор предложил использовать модель распространения лидерства на все уровни управления и функционирования процессов. Она базируется на формировании управленческих команд 1-го и 2-го уровней, в деятельности которых должны принять участие отобранные представители рабочих и менеджмента предприятия. Распределение сотрудников предприятия по управленческим командам проводится в несколько этапов, в качестве критериев выступают показатели, предложенные в оценочных листах, приведенных в работе. Кроме того, предложено применять оценочные шкалы для характеристики сотрудников по лидерским навыкам. Разработанная процедура решает одну из важных проблем СМК — активизацию человеческого потенциала в деятельности по повышению и обеспечению качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Доказано, что результат любого процесса создаётся человеком, следовательно, конкурентоспособность организации определяется уровнем развития человеческого потенциала.

По результатам проведенных исследований, установлено, что для обувных предприятий характерна не проработанность механизма внедрения, процессного подхода, которая является следствием необученности и некомпетентности персонала.

В соответствии с классической последовательностью применения методики процессного подхода на предприятии автором проведен анализ, дано обобщение проблем на каждом этапе осуществления этого механизма, предложены варианты их решения.

Автором установлено, что эффективность привлечения персонала в развитие процессного подхода будет определяться его внутренними целями и внешними мотивами, которые создаст руководство.

В диссертации кратко охарактеризованы три классические модели мотивации: — рационально-экономическая, социальная и модель самоактуализации. Доказано, что в рамках развития СМК на основе принципов TQM предприятия должны уделять наибольшее внимание развитию третьей модели.

В рамках исследования в ОАО «Егорьевск-обувь» проведен анкетный опрос, целью которого являлось определение применяемой модели мотивации на действующем обувном предприятии. Модель мотивации ОАО.

Егорьевск-обувь" характеризуется как рационально-экономическая. Но в опросе выявлены факторы, свидетельствующие в пользу развития черт, применяемых в других моделях. Кроме того, 78% респондентов назвали данную модель лишь «приемлемой», а не «справедливой». Эти факторы свидетельствуют о необходимости развития на предприятии комплексной модели мотивации, использующей лучшие моменты каждой из классических моделей.

Для решения данной задачи автор, опираясь на положения теории ожидания, предложил новый подход, приемлемый для отечественного обувного предприятия.

• Основная идея изменения системы стимулирования заключается в обеспечении согласованности целей отдельных работников, каждого структурного подразделения и предприятия в целом. В соответствии с установленными целями предприятия руководители подразделений устанавливают цели для себя и своих сотрудников. Каждая цель измеряется определенным показателем, оценка которого влияет на величину премии, как руководителя, так и отдельного работника. В работе приведены показатели премирования руководителей подразделений действующего обувного предприятия, представлен пример расчета премии в одном из структурных подразделений ОАО «Егорьевск-обувь».

Проанализированные в работе подходы зарубежных и отечественных ученых к управлению затратами на качество позволили сделать следующие выводы:

— Изучение затрат осуществляется с начала 50-х годов и классическая их классификация на основе PAF-модели, разработанной Фейгенбаумом, является наиболее актуальной для любого промышленного предприятия;

— Классифицированные по данной модели затраты делятся на: затраты на соответствие (связанные с предупреждением выпуска продукции низкого качества и затраты на контроль) — затраты на несоответствия (внутренние и внешние потери предприятия, связанные с продукцией неудовлетворительного качества).

— Основным направлением зарубежных исследований затрат на управление качеством является поиск путей оптимизации рассматриваемых затрат. В представленной в работе модели оптимальных затрат на качество основные приоритеты отданы предупреждению возникновения дефектов, совершенствованию технологий и развитию автоматизации и компьютеризации, что в итоге позволяет продукции приблизиться к совершенству при минимуме затрат.

— Наряду с преимуществами, анализ отечественного подхода выявил основные недостатки, требующие дальнейшей проработки организационных механизмов управления затратами на качество. К ним относятся: отсутствие планирования затрат, отсутствие анализа их структуры и неразвитость методик анализа, непроработанность групп показателей оценки эффективности, отсутствие мотивации персонала к управлению затратами на качество, а также его необученность в данной области. Кроме того, система управления затратами на качество не представлена как взаимодействующий с другими процесс системы менеджмента качества. А именно процессный подход является одним из ключевых принципов развития предприятий, внедряющих и использующих методику TQM.

В работе приводится процедурно организованная последовательность процесса управления затратами на качество на обувном предприятии. Первоначально автором классифицированы возможные затраты на качество, характерные для предприятия обувной промышленности, и представлены в виде причинно-следственной диаграммы. Параллельно проведено исследование среди сотрудников ОАО «Егорьевск-обувь», целями которого были: определение понимания персоналом необходимости учета затрат на качествовыявление основных статей затрат на качествоопределение центров ответственности за сбор и анализ данных по затратам на качество.

По результатам исследования в рамках внедрения процесса «Управления затратами на качество» была применена методика поэтапного внедрения процессного подхода.

I этап. При осуществлении идентификации процесса определено его место среди вспомогательных процессов предприятия и его ключевая роль как межфункционального процесса, охватывающего деятельность большинства подразделений предприятия.

На данном этапе определены ответственные за процесс лица и охарактеризованы основные цели процесса, среди которых выделены три самые крупные: уменьшение потерь от несоответствующего качестваснижение затрат на содержание контрольного аппарата без ущерба функционированию СМКувеличение эффективности мероприятий, направленных на улучшение качества.

II этап. Определение места процесса и его взаимодействия с другими процессами заключалось в выделении входных потоков, управляющих воздействий, ресурсов и выходных потоков.

В рамках внедрения процесса «Управления затратами на качество» в ОАО «Егорьевск-обувь» разработана внутренняя методическая инструкция, регламентирующая порядок его осуществления. Основным содержанием входных потоков являются затраты разделенные по статьям и распределенные по структурным подразделениям в виде матрицы ответственности, представленной в диссертации. В данной матрице определены центры сбора информации по затратам на качество, а также периодичность фиксации данных.

III этап. Обеспечение управления процессом осуществлено на основе принципа PDCA — планирование, выполнение, проверка, корректировка.

В работе представлена, разработанная автором блок-схема основных этапов управления процессом, в которой определен порядок действий при его выполнении, ответственные лица на каждом из этапов, соисполнители и регламентирующие или отчетные документы. Представленная графически, данная схема наглядно описывает процесс, позволяет быстро обучить требуемых специалистов его реализации и анализу, определяет ключевые моменты, позволяющие процессу функционировать эффективно.

Одной из главных целей разработки и внедрения данного процесса в рамках СМК является получение конкретного экономического результата. Автором предложено по результатам анализа рассчитывать экономическую эффективность функционирования СМК на основе следующих критериев: коэффициент эффективности затрат на предупреждение и контроль (Эзпк) — удельный коэффициент изменения общих затрат на качество (Киз), рентабельность затрат на качество (Кзк).

На основе этих показателей в ОАО «Егорьевск-обувь» по данным 2007 и 2008гг. получены следующие значения: Эзпк = 4,5- Киз = 0,11- Язк = 0,42, что свидетельствует о положительной динамики в развитии системы управления затратами на предприятии.

В предлагаемой методике отведено место для осуществления корректировки процесса «Управления затратами на качество», что основано на применении организационных и социально-психологических методов воздействия. Кратко охарактеризованные методы рекомендуется применять в комплексе, предварительно обучив владельцев процессов их применению.

В завершении работы ещё раз выделено основное место мотивации персонала в процессе управления затратами в СМК, как часть управления творческими ресурсами данного процесса.

Разработанные в данном исследовании процедура отбора лидеров, модель стимулирования персонала в условиях действующей СМК, охарактеризованные проблемы применения процессного подхода, а также последовательность внедрения процесса «Управления затратами на качество» позволяют повысить качество управления и конкурентоспособность отечественных обувных предприятий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Н. Разработка систем менеджмента качества предприятия по производству БАД на основе структурирования функции качества // Дисс. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук, Кемерово, 2003.
  2. Ю.П., Щепетова С. Е. От затрат на качество к управлению затратами // Н-Новгород, 2004 г.
  3. А.Е. Формирование систем управления качеством на промышленном предприятии // Дисс. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук, Белгород, 2002. ,
  4. Т.В. Развитие систем управления качеством на промышленном предприятии // Ульяновск, 2002.
  5. С., Гийяр С. Графическое описание процессов. Методика и технические средства. // ООО СМЦ «Приоритет», Н-Новгород, 2003 г.
  6. В.И. Управление качеством и конкурентоспособностью продукции в агропромышленном комплексе // Дисс. на соиск. учен, степ. канд. экон. наук, Киров, 2000.
  7. Большая советская энциклопедия. Т. 12. — М.: Издательство «Советская эциклопедия», 1973.
  8. С.А. Сертификация продукции и систем качества в условиях перехода к рынку // М., 1993.
  9. Н.В. Рыночно ориентированная система управления качеством продукции текстильных предприятий //, Иваново, 2002.
  10. Г. Императив лидерства в управлении качеством / Качество в XXI веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития. // М., РИА «Стандарты и качество», 2005 г.
  11. Все о качестве. Серия работ российских авторов // М.: Стандарты и качество, 2000−2004гг.
  12. В.И. Логистические системы управления качеством // Дисс. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук, Ростов-на-Дону, 2001.
  13. А.В., Круглов М. И. Управление качеством продукции // М., Экономика, 1999 г.
  14. В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. В 2-х т. М.: МНИИПУ, 1996.
  15. В.И. Менеджмент, Мн. «Мисанта», 2003
  16. С., Вейсмерскирх А. Всеобщее управление качеством // VICTORY. Санкт-Петербург. 2002.
  17. Г. М. О работе с показателем «затраты на качество» // Стандарты и качество. -1992. № 10.
  18. И.М., Кирбякова М. А., Николаева JI.H. Влияние организационно-технического уровня производства на качество продукции//Легпромбытиздат, М.: 1987.
  19. Ю.Р. Управление затратами на качество на промышленных предприятиях //Дисс. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук, Саранск, 2005.
  20. Н.М. Методология улучшения деятельности организации на основе процессного подхода / Качество менеджмента и процессный подход / Всё о качестве. Отечественные разработки, выпуск 37, М., НТК «Трек», 2005 г.
  21. Затраты на качество или стоимость плохого качества. Серия «Все о качестве. Зарубежный опыт». Выпуск 9. — М.: НТК «Трек», 2001.
  22. К. Японские методы управления качеством // М., Экономика, 1988 г.
  23. Е.М., Демиденко Д. С. Затраты на обеспечение и повышение качества продукции. Их классификация // Стандарты и качество. — 1997, № 8.
  24. Т.Г. Моделирование процессов управления качеством продукции на промышленном предприятии // М.: 1996.
  25. Т.В. Качество и конкурентоспособность кожевенной продукции как элементы системы управления // Дисс. на соиск. учен, степ. канд. экон. наук, М.: 1997.
  26. A.M. Обеспечение качества продукции в системе управления конкурентоспособностью предприятия //М., 1994.
  27. Э. Успешная сертификация на соответствие нормам ИСО серии 9000 // М.: ИЗ ДАТ, 1999.
  28. М.Г., Сергеев С. К. и др. Менеджмент систем качества. Учеб. Пособие // М.: ИПК Издательство стандартов, 1997.
  29. Н.И. Управление затратами на качество в системе калькуляционного учета // Дисс. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук, Тамбов, 2005.
  30. В.А. Всеобщее качество в российских компаниях II ОАО «типография «НОВОСТИ». Москва. 2002.
  31. В.А. Статистическое управление качеством. Система Шухарта // СМЦ «Приоритет», Нижний Новгород, 2003.
  32. Между народные стандарты ISO серии 9000:2000:
  33. O 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
  34. O 9001:2000 «Системы менеджмента качества. Требования».
  35. O 9004:2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации поулучшению деятельности».
  36. Э.В., Кричевский М. Л. Качество и конкурентоспособность // ЗАО Издательский дом «Питер», 2004.
  37. В.М. Управление качеством как основа обеспечения конкурентоспособности промышленной продукции // Дисс. на соиск. учен. степ, доктора экон. наук, С-П., 1996.
  38. Тгеасу М. and Wiersema F. The Discipline of Market Leaders. Reading, MA: Perseus Books, 1995.
  39. Vroom V.H. Work and Motivation, New York, Wiley, 1964.
  40. Watson G.H. Building Quality Competence: Successful Management Behavior. Proceedings of the Annual Quality Congress. 25 May 1999.
  41. Welch J. Letter to Shareholders. General Electric Annual Report, 1999.
Заполнить форму текущей работой