Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Методические основы управления и оценки кредитоспособности коммерческого предприятия автомобильного транспорта с дефицитом собственного капитала

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На автотранспорте фактически ликвидирована монополия государственных предприятий, В результате акционирования и приватизации он превратился в своеобразный полигон, на котором отрабатываются формы и методы эффективного развития малого и среднего предпринимательства. Основным фактором, стимулирующим развитие автотранспорта, стала конкуренция как внутри самой отрасли, так и с предприятиями других… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Глава. Финансово-экономические проблемы коммерческих предприятий автомобильного транспорта на современном этапе развития рыночных отношений
    • 1. 1. Анализ существующего положения и проблем развития коммерческих предприятий автомобильного транспорта в условиях рыночных отношений
    • 1. 2. Анализ основных источников внешнего финансирования развития предприятий автомобильного транспорта
    • 1. 3. Анализ причин развития малых и средних предприятий автомобильного транспорта и характеристика их текущего финансового состояния
    • 1. 4. Основные проблемы, влияющие на снижение потенциала привлечения кредитов коммерческих банков предприятиями автомобильного транспорта

    Глава 2. Сравнение методов анализа кредитного риска и финансового состояния на предмет применения к оценки и управлению кредитоспособностью автотранспортного предприятия с дефицитом собственного капитала.

    2,1 Общие подходы к анализу кредитоспособности, платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия.

    2.2. Исследование возможности применения экспресс-анализ финансового состояния коммерческого предприятия автомобильного транспорта для управления и оценки кредитоспособности.

    2.3. Анализ применимости методов оценки кредитных рисков коммерческих банков к управлению кредитоспособности на примере Правила «6С».

    2.4. Сравнительный анализ применил скоринговых методик оценки кредитных рисков и вероятности прогнозирования банкротства для управления кредитоспособностью автотранспортного предприятия с дефицитом собственного капитала.

    2.5. Основные проблемы применимости методов анализа финансовой устойчивости и платежеспособности, банковских подходов оценки кредитных рисков для управления и анализа кредитоспособности коммерческого предприятия автомобильного транспорта с дефицитом собственного капитала.

    Глава З. Методические основы управления и оценки кредитоспособности коммерческого автотранспортного предприятия с дефицитом собственного капитала.

    3.1 Системный подход как методологическая основа оценка кредитоспособности предприятия.

    3.2 Нормативная модель кредитоспособного предприятия автомобильного транспорта с дефицитом собственного капитала.

    3.3. Практическая апробация нормативной модели кредитоспособного предприятия автомобильного транспорта для оценки и управления кредитоспособностью.

Методические основы управления и оценки кредитоспособности коммерческого предприятия автомобильного транспорта с дефицитом собственного капитала (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования определяется острой потребностью предприятий автомобильного транспорта в инвестициях, необходимых для обновления, модернизации и расширения парка подвижного состава, отвечающего современным требованиям по экономичности. безопасности, экологичности и производительности.

Нестабильная экономико-социальная ситуация и отсутствие государственной целенаправленной политики обновления основных производственных фондов привели к невозможности и экономической нерациональности аккумулирования денежных средств, необходимых для развития предприятий. В результате, процесс воспроизводства основных фондов потерял экономическую значимость для предприятий, снизился уровень технической оснащенности автопредприятий, технической культуры и безопасности эксплуатации автотранспортных средств.

На автотранспорте фактически ликвидирована монополия государственных предприятий, В результате акционирования и приватизации он превратился в своеобразный полигон, на котором отрабатываются формы и методы эффективного развития малого и среднего предпринимательства. Основным фактором, стимулирующим развитие автотранспорта, стала конкуренция как внутри самой отрасли, так и с предприятиями других видов транспорта. Ценовая конкуренция и ожидание быстрой отдачи заняли лидирующую позицию в установлении приоритетов развития частных предприятий автомобильного транспорта в ущерб не только качеству и безопасности перевозок автомобильным транспортом, но соблюдению действующего законодательства.

В настоящее время на автомобильном транспорте в основном исчерпаны имевшиеся резервы провозной способности. Парк автомобилей стремительно стареет Только 9% автомобилей имеют срок службы до 5 лет, 37% грузовых автомобилей полностью амортизированы и имеют срок службы более 10 лет[1] Обновление грузового парка автотранспортных предприятий отрасли в 1999 г составило порядка 2.5% вместо 10 °ь по нормативу [3]. В то же время, как и в предыдущие годы, списано около 1 5 0 0 парка [3] По прогнозам АС МАП автотранспортным предприятиям необходимо в ближайшее время обновить не менее 45% [3] подвижного состава, чтобы сохранить свои позиции на российском рынке международных перевозок.

В этих условиях все большую актуальность приобретает проблема изыскания финансовых ресурсов, необходимых для инвестирования в отрасль. Сложность и недостаточная разработанность механизмов привлечения инвестиционных средств для развития предприятий автомобильного транспорта в условиях, сопряженных с высоким уровнем коммерческого и кредитного рисков, предопределили выбор темы, цель и содержание исследования.

Цель и задачи исследования

Целью работы является разработка методических основ оценки и управления кредитоспособностью предприятий автомобильного транспорта, финансовое состояние которых характеризуется дефицитом собственного капитала, а финансовая отчетность не обеспечивает требуемой информации.

Для достижения указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

• Исследованы особенности отражения результатов хозяйственной деятельности предприятиями автомобильного транспорта в публичной финансовой отчетности, произведена оценка соответствия данных, представленных в бухгалтерском учете о хозяйственной деятельности, действительному положению предприятия.

• Проведен сравнительный анализ эффективности и целесообразности применения основных методов оценки кредитных рисков и прогнозирования вероятности утраты платежеспосооности для управления кредитоспосооностью предприятия автомобильного транспорта.

• Исследованы факторы кредитоспособности, позволяющие в условиях недостаточной информативности финансовой отчетности наиболее объективно охарактеризовать кредитоспособность предприятия автомобильного транспорта с дефицитом собственного капитала. Определены факторы, значимые для управления кредитоспособностью и установлены причинно-следственные связи между ними.

• Предложена и обоснована комплексная нормативная модель кредитоспособного предприятия и на ее основе разработана методика оценки и управления кредитоспособностью автотранспортного предприятия с дефицитом собственного капитала.

• Проведен анализ кредитоспособности исследуемых предприятий с использованием нормативной модели кредитоспособности, установлены факторы снижения риска утраты кредитоспособности и инвестиционного потенциала развития предприятия в краткосрочной перспективе.

• Выработаны рекомендации по практическому применению нормативной модели кредитоспособности для управления кредитоспособностью коммерческих предприятий автомобильного транспорта с дефицитом собственного капитала.

Предметом исследования является кредитоспособность коммерческих предприятий автомобильного транспорта с дефицитом собственного капитала, как комплексная характеристика состояния предприятия, меняющаяся во времени, определяющая потенциал привлечения займов и кредитов, способность их своевременного возврата и уплаты начисленных процентов.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования явились труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области экономики автомобильного транспорта, экономической теории анализа хозяйственной деятельности и финансового состояния, статистики автомобильного транспорта, анализа кредитоспособности, методов математической обработки информации. Поставленные в работе задачи реализованы с использованием методов экономического и логического анализа, применения методов математической формализации описания объекта исследования.

Полученные в диссертационной работе результаты обладают научной новизной в части вопросов методологии управления кредитоспособностью и ее оценки. К их числу можно отнести:

1. определены и обоснованы факторы кредитоспособности автотранспортного предприятия в условиях недостаточной информативности данных бухгалтерского учета и дефицита собственного капитала;

2. установлены нормативные соотношения между показателями кредитоспособности, учитывающие взаимообусловленность изменения динамики стоимостных и натуральных показателей, отражающих финансовые и производственные результаты предпринимательской деятельности,.

3. разработана и апробирована нормативная модель кредитоспособного предприятия автомобильного транспорта, с помощью которой производится сопоставление фактической кредитоспособности с нормативной, оценивается риск ее утраты и вырабатываются мероприятия по оперативному управлению предприятием.

Практическая значимость результатов работы заключается в возможности использования разработанных методических основ управления кредитоспособностью коммерческих предприятий автомобильного транспорта с дефицитом собственного капитала для выработки стратегии формирования внешних источников финансирования их развития, а также для анализа кредитных рисков потенциальными инвесторами.

Реализация работы в практической работе в АКБ «Пробизнесбанк» в 2001 году позволила предоставить дополнительно предприятиям автомобильного транспорта с дефицитом собственного капитала банковские в сумме эквивалентной 1 340 ООО долларов США.

Основные результаты диссертационного исследования докладывались на конференции «Роль лизинга в развитии малого и среднего предпринимательства России» (Москва, 27 июля 2000 г.) и на секции «Проблемы экономики и управления» 57-й научно-методической и научно-исследовательской конференции МАДИ (ТУ), Москва 2000 г.

Отдельные результаты диссертационного исследования были использованы в МАДИ (ГТУ) в учебном процессе для студентов экономической специальности.

Публикации. Основные положения диссертационной работы изложены в четырех публикациях с общим объемом 0,8 п.л.

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и 3 приложений. Объем работы составляет 128 страниц машинописного текста.

Заключение

.

Выполненное исследование позволяет сделать следующие выводы и рекомендации:

1. Развитие рыночных отношений ставит перед предприятиями автомобильного транспорта проблему привлечения инвестиций и коммерческих кредитов для расширения и модернизации парка автомобилей. Привлечение внешних источников финансирования и развитие предприятия невозможно без управления кредитоспособностью. Проведенный анализ литературных источников и положения, сложившегося в отрасли и в сфере банковских организаций, позволил установить отсутствие методов и методических рекомендаций не только по управлению кредитоспособностью предприятий автомобильного транспорта, но и несоответствие подходов по анализу кредитных рисков для оценки реального состояния коммерческих предприятий. Таким образом, можно утверждать, что разработка и внедрение методов управления кредитоспособностью предприятий автомобильного транспорта является необходимым условием привлечения инвестиций.

2. Предлагаемые методические основы оценки и управления кредитоспособностью предприятий автомобильного транспорта с дефицитом собственного капитала позволяют выявить факторы и проблемы повышения кредитоспособности и упорядочить их по принципу значимости. На основе предлагаемого инструментария, менеджеры могут определить какие показатели и их соотношения имеют наибольшее воздействие на обобщающие показатели кредитоспособности, и смогут выработать оптимальную стратегию решения первоочередных проблем. Принятые и реализованные финансовые, инвестиционные и другие хозяйственные решения отражаются в динамике определенных экономических показателей. Устойчивому состоянию кредитоспособности предприятия соответствует определенный порядок темпов роста показателей, который был установлен и обоснован в данной диссертационной работе. Основной целью управления кредитоспособностью предприятия является выполнение нормативных соотношений, выраженных в матрице нормативной модели кредитоспособного предприятия.

3 Анализ совпадений фактических показателей кредитоспособности позволяет оценить эффективность принятых и реализованных решений, направленных на повышение кредитоспособности. Простое представление изменения показателен, соответствующих заложенным в нормативной модели кредитоспособного предприятия, позволяет оперативно принимать управленческие решения. Изменение кредитоспособности происходит под воздействием разнообразных причин, имеющих как случайный, «разовый» характер, так и вследствие последовательного принятия необдуманных управленческих решений,.

4. Изменение соотношений показателей кредитоспособности на несоответствующие нормативным позволяет не только выявить проблемы, которых ранее не было, но и установить их причины. Своевременный анализ причин ухудшения кредитоспособности дает возможность оперативно определить потенциал повышения кредитоспособности и принять соответствующие управленческие решения.

5. Снижение достоверности данных бухгалтерского учета значительно усложняет процедуру планирования и прогнозирования финансового состояния. Необходимость определения действительного финансового состояния предприятия приводит к увеличению затрат на финансовый и бухгалтерский персонал, упущенной выгоде, убыткам, связанным с неправильными решениями. Предложенные методические основы позволяют оценить текущую кредитоспособность и принять необходимые решения, основываясь на данных, которые доступны в управленческом учете и не требуют существенных корректировок и подтверждения.

6. Изложенные в диссертационной работе методические основы оценки и управления кредитоспособностью предприятий автомобильного транспорта позволяют получить более точные оценки кредитоспособности предприятий с дефицитом собственного капитала по сравнению с традиционными методами, что дает более эффективный инструмент анализа кредитного риска для потенциальных инвесторов и кредиторов В частности, предложенный подход был использован для оценки кредитоспособности и ее последующего мониторинга предприятий автомобильного транспорта в АКБ «Пробизнесбанк». Методы анализа финансового состояния подразумевают сравнение значений расчетных коэффициентов. характеризующих платежеспособность и финансовую устойчивость, с нормативными значениями. В условиях развития рыночных отношений для разработки подобных нормативов необходимо провести работу по сбору и анализу информации о финансовом состоянии плохих и хороших заемщиков с учетом структуры собственности и отраслевых признаков, что представляется мало возможным, как со стороны государственных институтов, та и со стороны частных информационных агентств. Использование в качестве нормативных значений финансовых коэффициентов данных, представленных зарубежными кредитными агентствами, также не дает объективных результатов и требует приведения финансовой отчетности к стандартам GAAP. Таким образом, нормативная модель кредитоспособного предприятия автомобильного транспорта представляет собой альтернативу нормативным значениям финансовых коэффициентов.

7. Комплексность предлагаемого подхода анализа кредитоспособности автотранспортных предприятий с использованием нормативной модели выражается в использовании натуральных и стоимостных показателей с учетом их взаимоувязки и учетом степени влияния на кредитоспособность. Основной проблемой специалистов в области анализа кредитных рисков была задача определения действительной кредитоспособности предприятия в условиях противоречивости результатов экономического и финансового анализов, что приводило к большой доли субъективизма в конечном решении. Нормативная модель кредитоспособного предприятия дает возможность получить единую комплексную оценку, характеризующую не только уровень кредитного риска на отчетную дату, но и структурные изменения с учетом взаимосвязей в составе показателей, которые оказали влияние на изменение оценки кредитоспособности.

8 Относительная простота расчетов: метод попарного сравнения и арифметический подсчет отклонений, установление нормативных соотношений показателей, свойственных предприятиям автомобильного транспорта, высокая результативность определяет доступность применения методических основ управления и оценки кредитоспособности автотранспортных предприятий с дефицитом собственного капитала для широкого круга инвесторов и кредиторов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Журнал «Международные Автомобильные Перевозки», № 3.4.5 2001. П. инд 29 876, Москва.
  2. Журнал «Эксперт», № 1 1,17, 2001, П. инд 81 440, Москва3. «Транспорт России» № 50,51,2000 г. 4. «Коммерческий транспорт», № 4,6, ООО «Медиа Глоб», М, 2001
  3. Российская газета № 40, 2001 г.
  4. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. 4-е изд., доп. и перераб. М.: Финансы и статистика, 1997, — 416 с.
  5. Ю.В., Швандер В. А. Производство прибыли. М ЮНИТИ, 1998. -256с.
  6. В.И., Воробьев С. Н. «Принятие управленческих решений», учебное пособие для вузов, М.: Кудиц-образ, 2001 г.
  7. Г. А. и др. Технология и опыт вывода предприятия из критического и банкротного состояния в конурентноспособное/ Под общей редакцией академика В. А. Ирикова. М.: Школа менеджмента МФТИ, 1996,-232 с
  8. Дунаев О Н Проблемы управления транспортом в регионе в условиях перехода к рынку. М. ГАУ, 1991- 219с.
  9. Ковалев В В. «Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций Анализ отчетности», М.: Финансы и статистика, 1995 г
  10. Колпакова ГМ «Как управлять дебиторской задолженностью». М Современная экономика и право, 2000 г.
  11. Концепция развития транспортного комплекса в условиях перехода к рыночным отношениям. 1.: Министерство транспорта РФ, 1992 г -3"0с
  12. КорнезаЕ.И. Организационно-экономическая стратегия функционирования грузовых ЛТП в рыночных условиях: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук, М 1994
  13. З.Н. Экономический механизм управления на автомобильном транспорте. -М АО «Трансконсалтинг», 1997 285с.
  14. МандрицаВ.М. Совершенствование управления, анализа и планирования автотранспортных предприятий. М.: Транспорт, 1977 -232 с.
  15. В.А., Ганченко О. И. «Статистика автомобильного транспорта», М.: Финансы и статистика, 1997 г.
  16. H.H., Погостинская Ю. А., «Системный анализ финансовой отчетности», СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999 г.
  17. Роуз Питер С. «Банковский менеджмент» пер. с англ., М.: «Дело ЛТД», 1995.
  18. . Аудит и анализ хозяйственной деятельности предприятия, Пер. С франц. под ред. Л. П. Белых. -М.:Аудит, ЮНИТИ, 1997. 375 с.
  19. Сыроежин И М. Совершенствование системы показателей эффективности и качества. -М.: Экономика, 1980, — 192 с
  20. П. Карлин. Альберт Р. Макмин, «Анализ финансовых отчетов» Москв Инфра-М, 2001 г.
  21. В.А. «Анализ коммерческого риска» , М.: Финансы и статистика. 1998
  22. М.А. Снижение себестоимости автомобильных перевозок -М Транспорт, 1977.-111с.
  23. Arnold J., Hope Т Accounting for Management Decisions. 2-nd ed Prentice Hall. Inc., 1990
  24. Richard Grant, David Gent. Asset finance and leasing handbook, Woodhead-Faulkner (Publishers) Limited, 1992
Заполнить форму текущей работой