Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

«Тарас Шевченко» Мариэтты Шагинян и историко-биографический роман в советской литературе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тетралогия писательницы о вожде удостоена Ленинской премии. Ее книги о жизни творцов литературы и искусства принадлежат к произведениям мировой культуры. Ромен Роллан считал ее близким себе по духу человеком: «Мне было интересно узнать о том, какое место в вашей жизни занимает музыка. Вы принадлежите, таким образом, к братству Жана Кристофа. Филолог, переводчик Маркса и Гейне-на японский язык… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • I. Глава IIервая. Русская биографическая литера* тура, ее традиции в творчестве М.Шагинян. П
  • Глава вторая. На основах интернационализма к истокам замысла книги «Тарас Шевченко»). Ш
  • Глава третья. Связь времен как структурообразующий принцип историко-биографического повествования М. Шагинян
    • IV. Глава четвертая. Проблема типизации характера в книге «Тарас Шевченко»
    • V. Заключе ни е

«Тарас Шевченко» Мариэтты Шагинян и историко-биографический роман в советской литературе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В творчестве наших мастеров по-прежнему звучат высокие революционные мотивы. Образы Маркса, Энгельса, Ленина, многих пламенных революционеров, героическая история Родины вдохновляют их на создание новых интересных работ в самых различных видах искусства" 1, — эти слова из Отчета ЦК ХХУ1 съезду КПСС имеют прямое отношение к достижениям советской художественной литературы. За годы своего развития в ней созданы разнообразные по тематике и формам произведения о выдающихся деятелях революционной истории. В советской художественной прозе они представлены очерком М. Горького «В.И.Ленин» и современной советской Ленинианой — романами и повестями А. Коптелова и М. Прилежаевой, Ч. Айтматова и В. Канивца, С. Дангулова и ЕЛюфа-нова. Традиции. литературных портретов М. Горького и «силуэтов» об участниках Октябрьской революций А. Луначарского получают свое продолжение, в современной серии «Пламенные революционеры», в романах Ю. Трифонова «Нетерпение» и С. Сартакова «А ты гори, моя звезда.» От первых изданий горьковской серии «Жизнь замечательных людей», романов Ю. Тынянова и О. Форш берут свое начало книги нашей многонациональной литературы о творцах передовой культуры — Айбека «Навои», М. Ауэзова «Путь Абая», А. Якубова «Сокровище Улугбека», повести и романы о Т. Г .Шевченко в украинской литературе. В образах героев этих.

I Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., ?981, с. 62. произведений воплощается благородство жизненных целей, идейная убежденность, трудолюбие и мужество, тот идеал человека, который не надо выдумывать, а взят из жизни*.

Одним из авторов историко-биографических романов, получивших высокое признание советской общественности, является Мариэтта Сергеевна Шагинян (?888−1982^.

Много лет отдавала она свой вдохновенный талант художника, знания ученого, опыт публициста созданию произведений о выдающихся деятелях культуры и искусства.

Литература

музыка, педагогика — неизменные предметы ее размышлений, научных исследований, острых выступлений. Постоянным объектом ее художественного воспроизведения является интеллектуальная личность создателей духовных ценностей. Герои ее произведенийВ. И .Ленин — творец коммунистической этики, морали и эстетики, И. Н. Ульянов — педагог и просветитель, Шевченко и Гете — деятели культуры, Рахманинов и Мысливечек — талантливые композиторы и музыканты.

М.Шагинян — автор сложных по материалу, оригинальных по жанру, глубоких по мысли произведений «Семья Ульяновых», «Четыре урока у Ленина» и «Билет по истории», воспоминаний о НЛС.Крупской. Ею написаны книги «Тарас Шевченко», Тете", «Этюды о Низами». Множество портретов современников — творцов русской и мировой культуры вошло в очерки «Зарубежные письма» и мемуары «Человек и время». Произведения М. Шагинян о жизни и творчестве реальных личностей прошлого — это значительное и целостное явление в советской историко-биографической литературе.

I Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14−15 июня 1983. М., 1983, с. 43.

Тетралогия писательницы о вожде удостоена Ленинской премии. Ее книги о жизни творцов литературы и искусства принадлежат к произведениям мировой культуры. Ромен Роллан считал ее близким себе по духу человеком: «Мне было интересно узнать о том, какое место в вашей жизни занимает музыка. Вы принадлежите, таким образом, к братству Жана Кристофа. Филолог, переводчик Маркса и Гейне-на японский язык Дутому Иото писан Мариэтте Шагинян: «Вашу книгу. «Гете» я прочел с величайшим воодушевлением, она написана глубоко. научно и вместе с тем с большой любовью. Вы сумели очень ясно объяснить классовую ограниченность и величие Гете как поэта. И относитесь к нему весьма благожелательно как к человеку. У нас Гете изображается весьма односторонне. Его превращают, в. идола. Вот почему мне хочется перевести. Вашу книгу-о Гете на японский язык: чтобы показать моим дорогам соотечественникамистинный образ Гете и раскрыть перед р ними величие и страдания гениального поэта'' .

Для чехов, по словам критика Милана Юнгмана, в «Воскрешении из мертвых» писательница «.открыла великую личность Мысли-вечка, определив его место-в музыкальной культуре ХУШ века, по о праву ему принадлежащее». Высоко оценены ее работы о творцах литературнародов^СССР: они дают новое представление советским людямобизвестных исторических личностях: армянском писателе-Хачатуре Абовяне, осетинском поэте Коста Хетагурове, -азербайджанском, ноэтеми.^ыслителе Низами и украинском поэте Тарасе Шевченко. «Ее книга-О-Великом Кобзаре Тарасе Шевченко принадлежит, к числу лучших исследований, посвященных жизни и.

I Из переписки Мариэтты Шагинян. — Культура и жизнь, 1958, }? 4, с. 49. ' 2 Там же.

3, Литературная газета, 1964, 28 мая. творчеству гениального сына Украины" *, — отмечал А. Сурков на восьмидесятилетнем юбилее М.Шагинян.

Среди историко-биографических произведений писательницы «Тарас Шевченко» занимает особое место. С ним связано создание всех других ее исследований об основоположниках национальных культур. «Изучение творчества Тараса Шевченко помогло мне потом в моих работах о Гете, Яне Амосе Коменском, Вильяме Блэйке и об армянских классиках — Микоале Налбандяне, Хачату-ре Абовяне «, — так считала М.Шагинян. В книге об украинском поэте отразился целый этап формирования единства народов и литератур нашей страны. Создавалась она после Первого съезда писателей в благоприятных условиях подъема культур народов СССР, в обстановке всеобщего интереса к ним, в период интенсивного освоения «эстетического материка другой нации» 3.

Произведение М. Шагинян о Тарасе Шевченко всем своим содержанием было нацелено на освоение и овладение сокровищами национальных литератур.

На ХХУ1 съезде Коммунистической партии Советского Союза отмечена историческая закономерность: возникновение в процессе расцвета и взаимообогащения национальных культур культуры единого советского народа — новой социальной и интернациональной общности^. «На основе прогрессивных традиций, интенсивного обмена духовными ценностями расцвела социалистическая многонациональная культура», ставшая итогом шестидесятилетнего раз.

1 Известия, 1968, 2 апреля.

2 Литературная газета, 1961, I0 марта Сна укр. языке).

3 В кн.: Единство, рождённое в борьбе и труде. М., 1972, с. 72.

4 Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М., 1981, с. 57.

5 Андропов Ю.В.* Шестьдесят лет СССР. — Литературная газета, 1982, 22 декабря. вития культуры социалистического общества. Порождением и выражением этого процесса является в числе многих фактов нашей литературы творчество М.Шагинян. В ее писательский мир вошли великие культуры — русская, культура народов СССР и зарубежная, богатая культура народов Кавказа, поэзия украинского Кобзаря, карело-финский эпос «Калевала» — таков широкий круг ее интересов в литературе народов нашей страны. «Тарас Шевченко» -одно из ярких проявлений интернациональной по характеру и смыслу деятельности М. Шагинян: «книга родилась из родника советских чувств, исполненных любовью к Родине и братским содружеством народов» I, — отмечает ее первый рецензент В.Кирпотин.

По содержанию и форме произведение сочетает в себе качества научной и художественной литературы. «Предлагаемый труд не монография» , — писала М. Шагинян в предисловии к его первому изданию. «Задача моей работы — дать читателю живой образ Шевченко — творца и мыслителя» , — подчеркивала она художественный аспект своего труда в новом. издании 1964 года. Писательница колебалась в выборе формы своего произведения. В собрание сочинений 1975 г, «Тарас Шевченко» вошел в число монографий. М. Шагинян возвращалась к определению, которое отрицала вначале.

Сближение науки и литературы приводит к возникновению ис-торико-биографических произведений особого рода, заметил еще В •Г.Белинский. Рецензируя книгу К. Полевого «Михаил Васильевич Ломоносов», он писал: «Это — не роман и не биография в точном смысле этих слов, но это дело и ума, и фантазии, это — поэтическая биография, принадлежащая и к науке, и к искус.

I Красная новь, 1942, кн. 1-П, с. 112. ству, род совершенно новый, оригинальный" 1. Современное советское литературоведение окончательно пришло к признанию взаимовлияния научного и художественного способов познания действительности. И в науке (литературоведении I,.и в литературе «возч никают переходные, гибридные формы», стоящие на границе исследования и романа, — утверждает А.Бупмин. К этим формам он при.. чисдяет «интересные и ценные работы», «сочинения», созданные как литературоведами, .так.и писателями. .

Произведение ." Тарас Шевченко" М. Шагинян привлекало внима-.. ние критики уже в. момент его .создания.Русская и украинская. пресса, следила за работой писательницы, информировала читателей о ее новых, творческих планах. Рецензенты отмечали появление первого и второго изданий его, указывали на достоинства работы, на достоверность материала, называли отдельные фактио • ческие ошибки, допущенные автором0. В 50-е годы, когда появлялись другие цроизведения, критика выделяла различные проблемы, связанные с их содержанием и тем самым получала более полные и. разносторонние знания, об историко-биографическом жанре в творчестве писательницы, В книге о Гете рецензенты находили интересным анализ наследия, немецкого поэта. Об исследователь. ской-повести «Воскрешение из мертвых» писал 0. Черный в статье. .. «Вернувшийся к. людям». Умение, М. Шагинян решать на материале прошлого проблемы, современности отмечал в рецензии «Связь вре мен» ~А.Золот1>в, на. искусствоведческих открытиях писательницы останавливался И. Попов в- «Советской культуре» (?964, 19 ноября^. Авторская личность, проявившаяся в произведении, привле I Белинский В .Г. Полн. собр. соч., М., 1953, т. II, с. 194.

2 Бушмин А. С. Наука о литературе. М., 1980, с. 55:

3 Лазаревский И. Д. По поводу. — Письмо'Шагинян М. С. Лазаревскому ИД. — ЦГАЛИ, ф. 1932, оп. I, ед. хр. 224. кала С. Трегуб, роману он посвятил статью «Подвиг писателя». Б 70-х годах активно исследуется Дениниана М. Шагинян в диссертациях Р. Гольдиной, Н. Назирова, статьях Ф.Кузнецова. Воспоминания М. Шагинян «Человек и время» изучаются в диссертации Т. Колядич «Мемуарно-биографические произведения 70-х годов (проблематика и жанр)». Интервью, взятые у писательницы К. Се-ребряковым^, передают ее взгляды и суждения об искусстве и литературе. Статья сборника «Творчество Мариэтты Шагинян» 2 В. Е. Протченко посвящается выступлениям писательницы о литературе и искусстве.

В целом современное литературоведение привлекает творческая индивидуальность-М.Шагинян как писателя. В науке складывается представление о художественной системе ее исторической прозы, о философскому аналитическом складе ее мышления. В работах отмечается «синтетичность» произведений М. Шагинян, указываются основные компоненты этого синтеза — единство политического и публицистического, документального, автобиографического, лирического, эпического и драматического. Раскрывается роль документа и функции времени в ее произведениях. Исследователи проникают в суть авторской концепции гармонической личности и в типологию ее исторических образов в диссертации Т.Осиповок.

Проблема жанра является центральным аспектом исследований творчества М.Шагинян. В работах Л. Скорино особенно обстоятельно рассматривается все многообразие форм романов, созданных писательницей. Т. Назиров пишет. о литературном портрете, А. Бритиков — детективном жанре. Однако «Тарас Шевченко» М. Шагинян, как и другие ее произведения о творцах культуры, не.

1 Серебряков К. Б. Уроки жизни. М., 1979.

2 Творчество Мариэтты Шагинян. Сб. Статей. Л., 1980.

3 Скорино Л. И. Мариэтта Шагинян — художник. М., '1981. стали объектом названных здеоь исследований. Лишь в других источниках есть некоторая информация об этом произведении. З. Удонова только называет его в ряду работ писательницы о деятелях культуры. Д. Скорино в примечании к собранию сочинений М. Шагияян указывает на отдельные факты истории его создания, определяет его по жанру как литературоведческое исследование. Серьезная заявка на выявление места и значения книги об украинском поэте в творчестве писательницы сделана Н. Щедриной1. Но и здесь. произведение о Шевченко поставлено в число очерков .М.Шагинян, поэтому в работе дается хотя и интересная, но лишь общая его характеристика.

Актуальность темы

исследования определяется, таким образом, ее связью-с насущными, вопросами идеологического и интернационального. воспитания, выдвинутыми. ХХУ1 съездом КПСС и июньским С1983 г.) Пленумом Щ КПСС. Интерес к произведению М. Шагинян «Тарас Шевченко» обусловливается самим объективным процессом создания. культуры единого советского.народа. Насущная необходимость изучения.избранного., предмета вызывается назревшей потребностью исследования. явлений,-стоящих на границе науки и искусства. Нужно отметить, что. в изучении теории и практики историко-биографической литературы многое осталось дискуссионным в современном, литературоведении. Актуальным задачам современного литературоведения, отвечает анализ жанровой специфики конкретных произведений об исторических личностях.. И, наконец, выбор темы обусловлен стремлением восполнить пробел в изучении творчества М.Шагинян.

Пель и задачи исследования. Основная цель работы состоит в монографическом-исследовании произведения М. Шагинян «Тарас.

I Щедрина Н. М. Историческая проза Мариэтты Шагинян.

АКД. Харьков, 1974.

Шевченко" в связи с развитием историко-биографической прозы в советской литературе. Этим определяются следующие конкретные задачи, поставленные в диссертации: анализ идейно-художественного содержания изучаемого произведения, определение места и значения творчества писательницы в советской литературе, в становлении историко-биографического романа, раскрытие процесса освоения традиций национальных культур и перспективности творческого опыта. М. Шагинян в изучении литератур народов СССРвыявление в книге признаков художественного и научного произве-. дания, которые. рассматриваются в. их неразрывном единстве.

Книга М. Шагинян рассматривается преимущественно с точки зрения ее литературно-художественной значимости. Вопросы литературоведческого характера, решаемые в произведении, затрагиваются в диссертации в той мере, в какой они имеют отношение к. достижению поставленной цели.

Методология и методика исследования. Методологической основой диссертации, послужило изучение. трудов классиков марксизма-ленинизма,-программных документов ЦК КПСС, работ по методологии советского литературоведения. Автор работы опирается на труды. В. И .Ленина, .связанные, с проблемой-периодизации истории. освободительного. движения вРоссии, с вопросами национального и интернационального. в искусстве. В-диссертации выражается критическое отношение .к методологическим просчетам, допущенным • всоветской литературе 20т30-х годов, отмечаются достиже-. ния. биографической литературы, исходящей из принципов марксистской науки в познании закономерностей исторического прошлого.

Автор диссертации опирается в своем исследовании на основ. ные положения современного литературоведения по общим проблемам теории социалистического реализма — работы Д. Маркова,.

АЛетченко, А. Овчаренко, В. Сучкова, на исследования национального и интернационального содержания и формы советской литературы (ТЛомидзе, М. Пархоменко, Л. Новиченко, Н .Кру тиковой на новые данные науки по историческому роману и историзму художественной литературы.Петрова, В. Оскоцкого, П. Николаева и другихК. ист очникам., исследования привлечены результаты, полученные, ведущими, советскими, специалистами, авторами теоретических работ о многонациональном характере советской литературыо методе и мировоззрениио типическом в литературео видахи жанрах-и т.д. В диссертации исследуются. работы В. И. Ленина о деятелях революционного, движения. В общий процесс развития историко-био-, графической прозы. поставлены очерки А. В. Луначарского о В. И. Ленине, и его статьи описателях. Автором привлекаются многочисленные тексты произведений о деятелях передовой культуры.

Диссертант обращается к материалам «Правды», «Литературной газеты» и украинской «Л Лературно! газети» 1936;1940;х годов. Впервые вводятся в научный оборот статьи и выступления М. Шаги-нян, опубликованные в прессе этого периода. Анализируютсяпро-, изведения русской литературы об украинском поэте, выпавшие из поля зрения шевченковедов, — публицистика первых лет Октябрьской революции, романы и повести, отраженные М. Шагинян или созданные одновременно с ее произведением, и цроизведения современной литературы последних лет.

В диссертационном исследовании привлекаются материалы, хранящиеся в фондах ШЛИ и ЦГАЛИ о романах Ю. Тынянова и А. Виноградова, например, стенограммы выступления А. Виноградова о документе и вымысле в историческом романе, заметки и варианты повести о Паганини. В работе диссертанта используется находящаяся в ЦГАЛИ машинописная рукопись книги М. Шагинян с ее правками. Во время.встречи.с писательницей в 1970 году М. Шагинян разрешила, ознакомиться автору диссертации с дневником, нахо-. давшимся тогда в ее личном архиве. Нами цитируются записи, сделанные М"Шагинян в годы, создания «Тараса Шевченко» и в дни путешествия. по-Украине.в.1939 году. В отдельных главах исследования сопоставляются тексты изданий книги разных лет С1941, 1946, 1964 г Д.

Структура-И объем работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и. списка литературы. Основной текст диссертации составляет ?58 страниц, библиография включает 285 наименований.. .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В книге создан многогранный образ Шевченко — поэта, писателя, человека, гражданина, мыслителя, сына своего народа. Переданы особенности его мощного интеллекта, раскрыт мир его чувств, черты характера, мировоззрение, показана динамика формирования его личности. В книге, содержится повествование о жизни, борьбе и судьбе великого украинского поэта. «Тарас Шевченко» — это художественно биографическое произведение. В нем создан образ исторической личности с проникновением в ее внутренний мир, эмоциональностью авторской речи, конкретно-чувственным (образным) отражением действительности. С этой целью использованы приемы художественного построения: конфликт, типизация, изобразительные средства характеристики героя, то есть описание его поступков, речи, внешности, отношений с окружающими. И как в научном труде, в нем есть безусловная подлинность материала, строгая точность. Она. придает произведению оттенок рационалистичности и деловитости, но это качество «подлинной, порядочной, гуманной деловитости.:Не последнего качества, очень дефицитного в современном мире и современном искусстве» *, как заметил С.Залыгин. Книга М"Шагинян дает возможность автору диссертации отметить, что писательница оперировала чрезвычайно разнообразным документальным материалом: вводила мемуары, письма, дневники, рукописи, учитывала свидетельства современников.

I В кн.- Залыгин С. П. Литературные заботы. М., 1972, с. 37.

.поэта. Язык. произведения, насыщен научной терминологией (общественно-политической, литературоведческой), отличается точностью формулировок, сложным.синтаксисом. Научный аппарат — указание источников, ссылки,.примечания, библиография — все это относится к исследовательской части. Писательница сумела поставить специфически научные вопросы: народность творчества Шевченко, его место и значение в истории ру. сской и украинской культуры. Ею изучены эстетические взгляды. поэта, революционное содержание его поэзии. Писательница разоблачала буржуазные националистические теории, проявившиеся в отношении к украинскому поэту, активно включалась в борьбу за создание советской школы шевченкове-дения, опирающейся на марксистско-ленинскую методологию.

М.Шагинян сообщала новые факты из биографии и творчества Шевченко: показала его связи с революционно-демократической интеллигенцией, осветила его пребывание и участие в аральской экспедиции. Установив, место. и значение, прозаических произведений Шевченко, подчеркнула их художественную ценность. Подняла из архивов рисунки художника, разыскала ранее неизвестные отрывки из драмы «Никита Гайдай». Вследствие этого книга вошла в советское шевченковедение как.значительный.труд, оказавший влияние на решение и развитие многих вопросов в науке о Кобзаре. Об этом свидетельствует то, что все современные авторы работ, изучающие творчество. Шевченко по. различным, направлениям — Шевченко и литература народов. СССР, Шевченко и русская литература, Шевченко и революционно-демократическое движение — учитывают сказанное М, Шагинян, продолжают. ее поиски или полемизируют с ней1.

I На книгу М. Шагинян ссылаются: Шубравский В. Е. Шевченко и литёратура «народов СССР. Киев, 1964, с. 40, 199, 207- Прийма Ф. Я. Шевченко и русская литература XIX века.'М.-Л., 1967, с. 41, ЦЗ, Л71−172- Кирилюк Е. и др. Т.ШевЧенко. Биография: Киев, 1964,'с- 405, 451.

В советской научной литературе ее книга положила начало созданию «комплексной» биографии-Кобзаря. Писательница отразила жизнь и личность Шевченко в неразрывном единстве с творчеством поэта, художника, прозаика, драматурга, представила его как общественного деятеля. Ее начинание продолжили и развили украинские литературоведы. Член^-корреспондент АН УССР, доктор филологических наук, профессор ЕДСирилюк, оппонентом у которого при защите кандидатской — диссертации была М. Шагинян, стал впоследствии соавтором самой полной в настоящее время научной монографии о жизни и деятельности Т. Г. Шевченко.

Нужно отметить, что в произведении «Тарас Шевченко» есть и особые признаки, возникшие на сложной научной и художественной основе. Документ, который является основным «инструментом» исследователя, служит одновременно и средством художественной изобразительности. Внешний облик поэта воссоздается по его автопортретам, словесное описание которых содержится в книге. Раскрывая черты национального украинского характера в образе Шевченко, писательница использует высказывание Н, Г, Чернышевского: «Очаровательное соединение наивности и тонкости ума, мягкость нравов в семейной жизни, поэтическая задумчивость характера, непреклонно-настойчивого, красота, изящество вкуса, поэтические обычаи — все соединяется в этом народе, чтоб очаровывать вас». Так нарисовал он в своей статье портрет украинского крестьянина: но ведь «поэтическая задумчивость характера, непреклонно-настойчивого» — это портрет и самого Тараса Шевченко" /501−502/.

Для М. Шагинян показательно, что ею не используются многие художественные средства для создания образа: нет, например, вымышленных сцен и диалогов действующих лиц. Однако из дневниковых записей, писем Шевченко, воспоминаний современников о нем,.

которые отражают особенности его разговорной речи, у М. Шагинян Кобзарь предстает перед читателями словно живой простой человек. -И, наоборот, научный аппарат подчиняется не только задачам исследования, но и художественным. Данные о деятельности Шевченко в сопоставлении с другими основоположниками национальных литератур, помещенные в первом издании в сносках, в последующих выпусках вошли в текст. Они раскрывали образ Шевченко-творца.

Наблюдения диссертанта показывают, что на сложной научной и художественной основе возникает еще один весьма существенный признак произведения М Латинян. По характеру творческого вымысла (а скорее по роли авторского воображения) цроизведение М. Ша;

гинян напоминает книги Р.Роллана. «Художественное преобразование документального материала заключено у Роллана не в домысле, а скорей в яркой эмоционально-эстетической окраске излагаемых им биографических фактов» , — писала о роллановских биографиях Т, Мотылева*. И она предлагала найти «заменитель» вымыола в подобных цроизведениях. У М. Шагинян наглядность заключается прежде всего в эффекте анализа самих фактов. Открытие объективной истины, гипотеза заменяет в. ее книге вымысел. Как развитие предполагаемого и подтверждение гипотезы построены главы об отношениях Шевченко и Чернышевского, одружбе с искровцами, о любви поэта. Отталкиваясь от предположения, что Шевченко и Чернышевский должны были встречаться, она искала документ, подтверждающий эту версию. Но осталась недоказанной другая ее мысль, вполне реальная и возможная, о том, что ссыльный Чернышевский мог черпать мужество на примере жизни и подвига Кобзаря. Часто свои.

I Мотылева Т. Д. Творчество Ромен Роллана. М., 1959, с. 161−162.

• 150 — •.

предположения автор строила на спорном и «шатком» материале. У нее нет свидетельств об участии Шевченко и его сотрудничестве в еженедельнике «Искра», нет доказательств и тому, в чем выражалась любовь поэта к Анне Закревской. И здесь она поступала не как исследователь, а как писатель, психолог, проникающий в мир личных переживаний.поэта.

В книге действует-и присутствует автор. М. Шагинян высказывала свои суждения о фактах, о. Шевченко, о его жизни и характере. Рассказывала о находках,.о своем путешествии, о процессе исследования. Авторские умозаключения, предполагаемые решения, аргументы, доводы, доказательства — все это входит в текст произведения. На глазах читателя-автор препарирует документ, извлекая из него.материальную. правду истории. Писательница вводит читателя в свою научную лабораторию, знакомит его с ней. Азарт исследователя, с радостной страстью находящего новые факты, делающего неожиданные находки и открытия, составляют основное действие каждой главы романа.

Сюжетным стержнем первой главы является развитие авторской мысли о поэтическом-.мастерсдве.Шевченко, действие второй главы движет авторская увлеченность. и восхищение талантом Шевченко, его разносторонней художественной одаренностью, артистизмом его натуры. В сюжете заключительной, и самой важной в идейной концепции последней главы-книги,.очень существенно развитие мысли М. Шагинян о духовной близости и идейной общности Шевченко с Чернышевским.. ;

Повествование об исследовании неотделимо от публицистической устремленности автора оценить все в жизни и творчестве Шевченко с точки зрения современности. Нацеленность на современность проявляется во всем: и в освещении прошлого с позиций передовой марксистской науки, и в сопоставлении двух эпох, и в.

постоянном стремлении автора. подчеркнуть значение творчества Шевченко. для наших дней. Как исследователь писательница обращалась к первоисточникам, но использовала как публицист и «побочные» материалы (музейные экспонаты, рассказы колхозников, свои наблюдения, описывала шевченковские места и т. д.).

Раскрытие значения творчества Шевченко для нашего времени, нацеленность на освоение его наследия, желание подчеркнуть, чем близок поэт и его традиции. советскому искусству, позволяет видеть в книге М. Шагинян литературно-критический очерк. Создание образа Шевченковеликого украинского поэта, ориентация не только на научно подготовленного, но и массового читателя сближает книгу с научно-популярным очерком, но не делает ее очерком. По сумме всех указанных признаков книгу М. Шагинян можно отнести. к произведениям-синтетической жанровой формы. По художественным признакам она является историко-биографическим романом, по научным-она представляет собой историко-литературное исследование. В целом произведение «Тарас Шевченко» мы относим к роману-исследованию, основным показателем которого является соединение научного и художественного способа познания.

Все жанровые формы, заложенные в книге «Тарас Шевченко», получили свое самостоятельное развитие в дальнейшем творчестве писательницы. Литературоведческое исследование нашо свое продолжение в книгах Тете" -и. «Этюды о Низами». Сложными поисками жанра сопровождалось создание. «Воскрешения из мертаых». «Самым трудным в этой книге. было. найти ее жанр. Невозможным казалось делать ее сухим исследованием,. Невозможным казалось делать ее романом». И заканчиваются ее размышления характерным для авторов произведений, стоящих на границе науки и литературы, признанием: «Так родился жанр,-названья которому я не могу дать, потому что сама его не знаю» /т. 9, с. 9-Ю/. Книга вышла,.

однако, с указанием на «повесть об одном исследовании». Романами-хрониками стали произведения писательницы «Семья Ульяновых», а публицистические начала явились главными в «Четырех уроках у Ленина», Литературно-критические очерки МЛатинян посвящены М. Налбандяну, И. Крылову, Костга Хетагурову. В форме путевого очерка были написаны «Зарубежные письма», отражающие культурную жизнь европейских стран.

Книга об украинском поэте стала качественно новым явлением в творчестве МЛатинян. Она определила ее поворот к творческой и научной зрелости-как автора. историко-биографических произведений. Начиная с «Тараса Шевченко», создаются главные произведения ее жизни: роман «Семья Ульяновых» и книги о В. И. Ленине.

В диссертациях Н. Шедриной и Т. Осиповой «Тарас Шевченко» рассматривается в общем составе исторической прозы М. Шагинян, так что вопрос о жанре этой книги связан еще с одной областью художественной литературы. Для одаого из современных советских исследователей, Ю. Манна, «биографические книги о прошлом — это часть художественной исторической литературы*. Ю. Андреев прямо включает его в историческую прозу. «Художественное произведение, центральным героем которого является известный деятель, становится не его биографией, а историческим романом. «Кюхля», «Радищев», «Петр I», «Емельян Пугачев», «Повесть о Болотникове», роман И. Новикова о Пушкине и многие книги — это исторические романы, широко отображающие жизнь страны в целом, а не.

только одного человека. И. Андроников, наоборот, исторические.

1 Манн Ю. О биографическом жанре. — Октябрь, 1956, Я Ю, с. 171. — '.

2 В кн.: История русского советского романа. М.-Л., 1965, т. I, с. 351.

ромаяы («Петр I» А. Толстого^ относит к историко-биографическо-му жанру, 'к произведениям Плутарха «Сравнительное жизнеописа;

ние", В. Шкловского «М.Поло», «Абай» М. Ауэзова*.

Конечно, можно спорить о принадлежности конкретных произведений к тому или иному жанру. Между историческими и биографическими действительно нет непроходимой грани. Биографическое повествование включает в себя историю, историческое может содержать хронологическое изображение жизни и деятельности реальной личности. И одно повествование может перерасти в другое. Роман А. Антоновской «Великий Моурави», задуманный вначале как биография, вырос в многотомную эпопею о борьбе грузинского народа за свою национальную независимость. Исторический роман О. Форш о русских материалистах ХУШ века, наоборот, вылился в роман об одном герое — Радищеве.

Можно спорить, наконец, о том, относить ли биографический роман к самостоятельному жанру художественной литературы или считать его частью исторического, как это оговорено в работе С.Петрова. Но совершенно необходимо учитывать различия между историко-биографическим и историческим произведением. Их видел еще Плутарх. Он отличал их по предмету изображения и отграничивал биографию от истории. «Мы пишем не историю, а жизнеописание», и «нам пусть будет дозволено углубиться в изучение признаков, отражающих душу человека, и на основании этого составлять каждое жизнеописание, предоставив другим воспевать великие р

дела и битвы — говорил он, обращаясь к читателям. Безусловно, конкретное и непосредственное изучение историко-биографи;

1 См.: Вопросы литературы. 1973, Я ДО, с. 58.

2 Плутарх. Сравнительное жизнеописание. М., 1961, т. П, с. 345. ' *.

ческого романа способствует познанию его специфики как самостоятельной области советской художественной литературы.

Советский историко-биографический роман достиг такого развития, что позволяет говорить о многообразии его форм, созданных в советской литературе. Они тоже нуждаются в своем выявлении. Сегодня можно говорить о разнообразных формах романа-исследования: биографический роман, роман-биография, роман об исследовании и собственно роман-исследование.

Несколько моделей художественных произведений, построенных на научной основе, возникает именно в литературе тридцатых годов. Тогда вопрос о выборе формы — научной или художественной — стоял перед каждым автором таких произведений: «Как писать? В форме ли биографии, точной, исторически верной, или в форме художественной повести, увлекательного романа» *, — спрашивал себя во время работы над будущим романом В.Ян. Сам он отдал предпочтение вымыслу и высказался тем самым за форму художественного произведения: «Искусство биографа-романиста состоит именно в выборе индивидуальных черт. Ему нечего заботиться о безусловной научной точности в описании жизни своего героя, отдаленного туманом столетий. Биограф должен, с одной стороны,.

придерживаться некоторых,'безусловно точных, «ориентиров», а с.

другой — ¦ свободно творить, имея художественное прозрение'" 0.

А.Виноградов, избирая форму для своего произведения «Осуждение Паганини», тоже определил — ее' как художественную, К этому выводу он пришел не сразу. По материалам рукописей в ЦГАЛИ в I и П редакции (1933 года) книга названа «Этюды из жизни Николая.

Паганини". В 1934 г. появляется новое и окончательное загла;

1 Вопросы литературы, 1965, я 9, с. 102.

2 Там же. ««.

3 ЦГАЛИ, ф. 1303, оп. I, ед.хр. 160, 161, 459 462 464.

вие книги, но отсутствует четкое определение жанра, его заменяет пространное описание — «жизнь, осуждение и загробные скитания Паганини». В отчете. о работе над книгой А. Виноградов считает, ее-повестью, а. в следующей редакции романом-хроникой, в последней она. становится просто романом. А. Виноградов долго и упорно собирал материалы о великом артисте. Но по ним он мог воссоздать только отдельные-моменты из жизни музыканта. И этот этап творческой работы отразился в выборе формы этюда, соответствующей возможностям документа. Однако предельная ограниченность фактических данных заставила писателя обратиться к вымыслу: «неизбежно приходится.дорисовывать.воображением всю. внутреннюю логику событий, которые заменяют отсутствующие документы, и белые пятна и пустоты в той или иной биографии» *. Это ийривело автора к созданию романа.

Художественное творчество писателя допускает сочетание достоверных биографических фактюв о жизни выдающейся личности с вымышленным сюжетом, реальных исторических героев с вымышленными персонажами. Автор свобо, дно обращается с хронологией, документ остается за пределами произведения. Исследование проявляется на начальной стадии. работы — разыскании документов и фактического материала дня. воплощения художественного замысла. Произведения этого типа и-являются собственно художественными историко-биографическими романами. Этот тип произведений, в отличие от других, о которых. буде. т идти речь на следующих страницах, можно условно назвать романом-биографией. К ним относятся, кроме романа А. Виноградова «Осуждение Паганини», романы О.Форш.

I ЦГАЛИ, ф. 1303, оп. I, ед. хр.$ 30, с. 51.

" Современники", произведения (повести и романы) о Тарасе Шевченко А. Ильченко «Петербургская осень», С. Васильченко, в современной литературе М. Рубашова «Багряные тени», У. Бекбаулова «Тарас.на Арале», 0. Иваненко и Вадецкого, Произведения современной Ленинианы М. Прилежаевой «Удивительный год», А. Коптелова «Точка опоры» относятся к тому, же типу романов.

Иной путь избрал. Ю.Тынянов. «Он широко воспользовался правом на домысел, причем вымысел его во многом оказался богаче документа» — констатирует-С.Петров. Произведения Ю. Тынянова критика отнесла в момент. их выхода к новаторским и исследовательским (В.Шкловский, ТОШельницкая и др.), потому что они были созданы в результате научного исследования и на широкой научной основе. Этот второй тип произведений в отличие от указанного ранее романа^биографии можно условно определить как биографический роман. К биографическим романам относятся произведения А. Виноградова «Три.цвета времени», О. Форш «Радищев» ^.

A.Новикова «Идущие впереди» .и «Последний год», современные романы О. Михайлова «Державин» ,.Вл.Орлова Тамаюн", повесть В. По-рудоминского «А рассказать тебе сказку», первая часть романа-эссе В. Чивилихина «Память». Из произведений зарубежных авторов к ним можно отнести романы А.Моруа. о Бальзаке и Ж.Занд.

И в романе-биографии, и биографическом романе художественное начало является определяющим. Повествование в них идет от третьего лица: «общепризнанная аксиома: автор художественного про;

изведения должен в нем отсутствовать" *, — убежденно заявляет.

B.Ян. В советской литературе. есть историко-биографические произведения, написанные — не. только от имени автора, но в них автор

1 Петров С. М. Русский советский-исторический роман, с, 191.

2 Вопросы литературы. 1965, К 9, о, ПО.

становится действующим лицом и причем — главным, активным участником событий. Автор рассказывает на страницах книги о своих открытиях. в биографии или творчестве выдающейся личности, сообщает о ходе своих. поисков, знакомит читателя с найденными документами. Такая книга отличается от «скрытой» научной работы автора, как это было в указанных романах (Ю.Тынянова, А. Виноградова и других^.

В подобном ключе написаны книги И. Андроникова о Лермонтове, Г. Шторма «Потаенный Радищев», Л. Большакова «Иду к источнику», «Следами оренбургской зимы» и уже названная повесть М. Шагинян «Воскрешение из мертвых», и др.И.Андроников считает свои работы тоже романами-исследованиями. Но под своим определением он подразумевает произведения, рассказывающие о находках, о том, как было сделано им открытие.в. биографии известного художника слова. Эту третью форму произведений в. отличие от двух предыдущих можно так и назвать романами. об исследовании, т. е. о том, как было сделано открытие, о, самом процессе < исследования. Романический сюжет этих произведений составляет раскрытие тайны, загадки в судьбе исторической личности. МЛагинян делала известным забытое имя Мысливечка, Г. ДПторм — раскрывал историю рукописных списков «Путешествия из Петербурга. в Москву». В романе параллельно с исследованием. развивается. научный-сюжет — изучение творческой истории книги Радищева, место. творчества Мысливечка в истории музыкальной культуры ХУШ века или. раскрываются новые страницы жизни Лермонтова и т. д. Параллельно с научным сюжетом проходит поисковая линия — почти детективные и неожиданные приключения автора, отправившегося по следам прошлого. Жанровая форма истори-ко-биографического романа в этом ее варианте усложняется. В советской историко-биографической литературе углубляются и расширяются возможности познания личности выдающегося деятеля.

И, наконец, нужно еще раз назвать книгу М. Шагинян «Тарас Шевченко». Она несет в себе признаки всех указанных здесь вариантов историко-биографических романов. Но в отличие от них в ее содержании и форме главное составляет само исследование. Поэтому с произведением такого типа мы собственно и связываем название роман-исследование. Для. произведений типа «Тарас Шевченко» МЛатинян показательным является литературоведческий анализ творчества выдающейся личности. Авторы таких произведений изучают метод художника, устанавливают место и значение его в истории литературы. Открытия, сделанные автором такого романа, входят в науку о данном писателе. В. современной советской литературе к аналогичным произведениям относится роман В. Бурсова «Личность Достоевского» и,.судя по опубликованным главам, «Судьба Пушкина». В зарубежной к нему. ближе всего стоит книга Ст. Цвейга 'Томен Роллан" .

Н.Щедрина замечает, что в. современной литературе «возрождается. тип исто. рико^биографической-книги, «роман-исследование» ! и М. Шагинян участвовала.в.этом процессе. Но в действительности М. Шагинян не «возрождала», а создавала этот жанр. Ю. Тынянов говорил: «.ощущение нового жанра есть ощущение новизны в литературе, новизны решительной, это революция, все остальноереформа. И сейчас. большая нужда увидеть жанр, ощущать его, завязать новый литературный узел. В книге «Тарас Шевченко» Мариэтты Шагинян наличествуют элементы различных жанровых форм советского историко-биографического романа. Ею заложены основы художественного и научного синтеза, которым характеризуется современный роман, посвященный жизни выдающейся личности.

1 Щедрина Н. Историческая проза Мариэтты Шагинян. АКД, с.П.

2 Русский современник, 1924, Я I, с. 292.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.B. Соб. соч. М., 1960, т. У1, с. 319−320.
  2. М. Столетие лежит на ладони. М., 1981, с. 49.2 Там же, с. 101. '
  3. Н. .Е.Салтыков^. Полн. собр. соч. M., 1937, т. ХУ1, с. 420. v :
  4. ШагинянМ.с- Беседы об искусстве. М.-Л., 1937, с. 77.3 Там же, с. 75.
  5. А. Соб. соч., т. X, с. 202−203.
  6. . Исторические судьбы реализма. М., 19?3, с. 338.
  7. Красная новь, 1942, кн. 1-П, с. Ц2.
  8. А.К. Художественный образ. M., 1961, с. 135.
  9. Цитируется по кн.: С. В. Дубенко «Тарас Шевченко» и его герои' на экране. 1967, с. 43 (на укр. языке).
  10. И. Тарас Шевченко в искусстве кино. Киев, 1963, с. 66. — *"
  11. А.К. Художественный образ. М., 1961, с. 376.
  12. См.: Одиноков В. Г. Типология образов в’художественной системе Ф. М. Достоевского. М., 1981.
  13. Ю. О биографическом жанре. Октябрь, 1956, Я Ю, с. 171. — '
  14. С.М. Русский советский-исторический роман, с, 191.
  15. Н. Историческая проза Мариэтты Шагинян. АКД, с.П.
  16. Произведения основоположников марксизма-ленинизма
  17. В.И. Павел Зингер. Полн, собр. соч., т. 17, с. 68−70.
  18. В.И. Памяти Герцена. Полн. собр. соч., т. 17, с. 9−15.
  19. В.И. Август Бебель. Полн. собр, соч., т. 19, с. 263−268.
  20. В.И. Гарри Квелч. Полн. собр. соч., т. 19, с. 331−333.
  21. В.И. О праве наций на самоопределение. Полн. собр. соч., т. 25, с. 255320.
  22. В.И. Из прошлого рабочей печати. Полн. собр. соч., т. 25, с. 93−101.
  23. В.И. Карл Маркс (краткий биографический очерк с из.. >ложением марксизма), т. 26, с. 43−93.
  24. В.И. Речь при открытии памятника Марксу и Энгельсу. «*Полн, собр. соч, т. 28, с. 146−147.
  25. Несколько слов о Н. Е. Федосееве. Поли. собр. соч., т.33, с. 414−415.• Щ ¦ *
  26. Документы КПСС и Советского правительства. Выступления руководящих деятелей КПСС и Советского государства .
  27. Материалы ШI съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. • «. «- 223 с.
  28. О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г. М.: Политиздат, 1982. — 32 с.
  29. Восьмой съезд РКП (б). М., 19−23 марта 1919. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 1898−1970. Изд. 8*-е, доп. и испр. -М.: Политиздат, 1970, т. 2, I9I7-I924,с. 35−87.
  30. Декларация народного собрания Западной Украины о вхождении Западной Украины в состав Украинской Советской Социалистической Республики. Вечерняя Москва, 1939, 28 октября.
  31. Гражданская война на Украине 1918−1920 гг. в трех ч.. •4 кн. Киев: Наукова думка, 1967, т. I, книга первая, с. 1−195. * % •
  32. Д.И. Роман о семье Ульяновых. В кн.: Ульянов Д. И. Воспоминания о Владимире Ильиче. М., Политиздат, 1971, с. I13−116.• «* «4 *
  33. Материалы съездов, пленумов, заседаний, собраний, дискуссий советских писателей
  34. Художественные тексты и монографии
  35. М. Абай. М.: Советский писатель, 1945. — 342 с.
  36. Айбек. Навои. -М.: Советский писатель, 1946. 376 с.
  37. Ю.А. История и современность. Романы о прошлом: проза М. Горького, исторический жанр. В кн.: История русского советского романа: В двух томах. М.-Л., 1965, кн. I, § I0-II, с. 337−367.
  38. С.Т. Историямоего знакомства с Гоголем. Несколько слов о биографии Гоголя. Несколько слов о М. С. Шепкине.- Собр. соч. в четырех томах. М.: ГИХЛ, т. Ш, 1956, с. 7−621. *
  39. Н.П. Тарас Григорьевич Шевченко. Жизнь поэта. Его мировоззрение. Его страдания. Его творчество. Пг.: Былое, 1919. — 60 с.
  40. Л .Г. Дейч А. И. Тарас Шевченко. -М.: Детгиз, 1939. ' 144 с.
  41. И.А. Тарас Григорьевич Шевченко. М.: Отдел печати Московского совета Р. и К.Д., 1919. — 60 с.
  42. И.Ю. Тарас Шевченко в искусстве кино. Киев: Мистецтво, 1963, — 67 с. Сна укр. языке).
  43. JT.H. По следам оренбургской зимы. Книга поисков.- Челябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 1978. 228 с.
  44. JT.H. Иду к источнику. Книга о поисках и находках. -Киев: Веселка, 1979. 272 с. Сна укр. языке). «>
  45. Л.Н. Добро, что нет его превыше. Поиски. Раздумья. Итоги. Киев: Дншро, 1981. — 300 с. Сна укр. языке).
  46. Н.Л. А.С.Пушкин: биография. -М.: ГИХЛ, 1937, — 890 с.
  47. М.А. Жизнь господина де Мольера. Изд. 3. М.: Молодая гвардия, 1980. — 175 с.
  48. .И. Личность Достоевского. Л.: Советский писатель, 1949. — 680 с.
  49. .А. Полнозвучность. Роман о Т. Г. Шевченко. М.: Советский писатель, 1964. — 643 с.
  50. Ст. Детство Т.Г.Шевченко. Повесть, ч. I.- Радянська Л1тература, 1938, & 5, с. I1−34 (на укр. языке).
  51. В.В. В двух планах. Статьи о Пушкине. М.: Недра, 1949. — 205 с.
  52. А.К. Байрон (?788−1824). -М.:Жургазобъединение, 1936. 304 с.'
  53. А.К. Стендаль и его время. М.: Советский писатель, 1938. — 248 с.
  54. И.А. Вопросы марксисткой поэтики. М.- Советский писатель, 1972. — 424 с.• • •
  55. Н. Тарас Григорьевич Шевченко. М.: изд-во Всероссийской коммунистической помощи инвалидам, 1919. — 15 с.
  56. Л.Я. О психологической прозе. Л.: Советский писатель, 1971. — 464 с.»
  57. И.Э. Репин. Монография. В двух томах. М.: Изд-во АН СССР, 1963−64, т. I, 1963, 332 е.- т.2, 1964, 331 с.
  58. В.К. Арион. -М.: Советский писатель, 1966.- 474 с.
  59. Ал. Современное состояние шевченковедения. 1929, (на укр. языке).
  60. А.К. Художественный образ. -М.: Советский писатель, 196I. 408 с.
  61. C.B. Тарас Шевченко и его герои на экране.- Киев: Наукова думка, 1967. 207 с. (на укр. языке).
  62. А.И. Стилистика художественной речи. Изд-ео 2-е, доп. и перераб.М., Изд-во МГУ, 196I, с. 519.
  63. Зак М., Парфенов Л. и др. Игорь Савченко. М.:Искусство, 1959. 270 с. *
  64. Д.А. Биография биографии. Размышления о жанре. -М.: Советская Россия, 1980. 135 с.
  65. Е.М. Теория и практика художественно-публицистических жанров. Очерк. Фельетон. -М.: Мысль, 1980.- 399 с.
  66. А. Сердце ждет. Харьков: Л1твидав, 1939.- 450 с. (на укр. языке).
  67. А.Е. Петербугская очень. Драма (о Т.Г.Шевченко).- М.: Искусство, 1954. 100 с.
  68. И., Бережный Н. Игорь Андреевич Савченко.-Киев: Мистецтво, 1963,-71 с. (на укр. языке).• «
  69. В.П. В начале будущего. Повесть о Глебе Кржижановском. М.: Политиздат. — 455 с.
  70. Е.П., Шаблиовский Е. С., Шубравский К. Е. Т.Г.Шевченко. Биография. Киев: Наукова думка, 1964. — 635 с. Сна укр. языке).v —
  71. Д.М. Сын колос. — Киев: Молодь, 1962. — В кн.: Косарик Д. М. Дума над Тясмином. М., Советский писатель, 1971, с. 3−145.• 4 • •
  72. Л. М.Шагинян. Творческий путь. Ереван: Айпетрат, 1956, с. ?50. • «*
  73. Р.Д. Советская историческая проза. Л.: Советскийписатель, 1955. 302 с. «
  74. А.Н. Впереди идущие. М.: Советский писатель, 1965. — 567 с.
  75. На главную тему. Рецензия на книгу Гольдиной Р .С. Ленинская тема в творчестве Мариэтты Шагинян. Ереван. Айастан, 1969 -Знамя, 1970, 18,"с. 244−246.
  76. Очерки А. В .Луначарского о В. И. Ленине. Радянське Л1тературознавство, 1970, л II, с, 82−84 Сна укр. языке). ~.. *
  77. У истоков ленинской мысли. Радянська осв1та, 1972,26 апреля Сна укр. языке).
  78. М.С. Шевченковский словарь. В двух томах. Киев: Вшца школа, 1976−1977, с. 351 Сна укр. языке).
Заполнить форму текущей работой