Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование человеческого капитала в сфере высшего профессионального образования как фактора экономического роста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В диссертационной работе человеческий капитал в высшем профессиональном образовании рассматривается как фактор влияния на экономический рост национальной экономики. Наиболее важные проблемы, к которым принадлежит экономический рост, всегда решаются ради людей и самими людьми. Человеческий капитал в XXI веке приобрел первостепенное значение при любых макроэкономических условиях, развитие высшего… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
    • 1. 1. Эволюция теории человеческого капитала
    • 1. 2. Структурная динамика воспроизводства человеческого капитала в системе высшего профессионального образования и ее влияние на экономическое развитие
    • 1. 3. Государственное регулирование инвестиций в человеческий капитал
  • ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ И КАЧЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
    • 2. 1. Уровень образования в системе показателей развития национального хозяйства
    • 2. 2. Возможности осуществления государственной экономической политики в зависимости от темпов экономического роста и уровня образования
    • 2. 3. Высшее профессиональное образование как фактор экономического роста в условиях новой экономики
  • ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
    • 3. 1. Государственная финансовая политика в сфере высшего профессионального образования
    • 3. 2. Анализ бюджетного и внебюджетного финансирования высшего профессионального образования
    • 3. 3. Финансирование высшего профессионального образования на региональном уровне (на примере г. Новосибирска)
    • 3. 4. Пути совершенствования финансирования сферы высшего профессионального образования

Формирование человеческого капитала в сфере высшего профессионального образования как фактора экономического роста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние 30 — 40 лет прогрессивно повышается роль знаний как главного двигателя экономического роста. Порожденные этим процессом изменения вызвали сдвиг качественного характера в экономическом развитии. Речь идет о становлении экономики, основанной на знаниях. В условиях, когда все большее число отраслей и производств базируются на достижениях прикладной науки, опираются на инновации, высшее профессиональное образование приобретает решающее значение для формирования не только интеллектуального, но и экономического потенциала страны. Эксперты Международного банка реконструкции и развития утверждают, что способность общества создавать, отбирать, адаптировать, превращать в источник прибыли знания имеет решающее значение для устойчивого экономического роста и повышения жизненного уровня населения. Иначе говоря, знания превращаются в наиболее важный фактор экономического развития.

Экономический рост не исчерпывается накоплением капитала и расширением масштабов производства — он измеряется увеличением объема знаний, используемых на практике. В экономически развитых странах предприятия «по меньшей мере треть своих инвестиций вкладывают в основанный на знаниях нематериальный капитал, в профессиональное обучение кадров, НИОКР, патенты, лицензирование, проектирование, маркетинг» [118, С.8].

Кратчайший путь к повышению эффективности национальных экономик — это активное использование знаний. Но столь же верно и обратное. В отличие от промышленно развитых стран в большинстве развивающихся стран, во-первых, отсутствует четко сформулированная стратегия, увязывающая экономический рост с прикладным использованием знаний, а во-вторых, не наработан национальный научно-технический потенциал. Иными словами, отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь экономики с прикладными знаниями, может превратить инвестиции в науку и образование в растрату национальных ресурсов.

Знания сами по себе не трансформируют экономику, в силу этого нет и гарантий того, что инвестиции в научные исследования, в высшее профессионапьное образование принесут экономический эффект. Многие страны, включая такие крупные, как Бразилия, Индия и Россия, вложили весьма значительные средства в формирование научно-технического потенциала, но не получили серьезной экономической отдачи от своих инвестиций. Это объясняется тем, что научно-технические знания, как правило, приносят большую выгоду лишь в том случае, когда они используются в рамках комплексной системы учреждений, организаций и процессов, известной под названием «национальная инновационная система».

В национальную инновационную систему принято включать: а) учреждения системы образования и профессиональной подготовки, где получают знания и готовят кадры, умеющие их использоватьб) адекватную макроэкономическую и нормативную базу, в том числе и меры торговой политики, стимулирующие продвижение новых технологийв) инновационные предприятия и сети предприятийг) высокоразвитую телекоммуникационную инфраструктуруд) доступ к глобальным источникам знаний. Высшей школе в этой системе отводится важная роль не только в подготовке высококвалифицированных специалистов, но и как своего рода сети, обеспечивающей интенсивный обмен информацией и знаниями.

В условиях экономики, основанной на знаниях, стал реальностью глобальный рынок человеческого капитала. Он представляет собой составную часть мирового рынка, который и определяет динамику перемещения квалифицированной рабочей силы.

Эффективность развития экономики во многом определяется накопленным и реализованным в стране человеческим капиталом. В современных условиях знания и квалификация являются важными факторами экономического роста и социального прогресса общества. Главное богатство любого общества составляют люди, поэтому вопрос изучения проблем эффективности использования основных производительных сил, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала, является актуальным.

Методологические основы научного анализа производительных способностей человека были заложены в трудах представителей английской классической политэкономии В. Петти, А. Смита, Д. Рикардо и другими.

Большой вклад по данному вопросу внесли отечественные ученые А. И. Добрынин, С. А. Дятлов, М. М. Критский, С. А. Курганский, Р. И. Капелюшников и другие, а также зарубежные исследователи — Г. Беккер, У. Боуэн, JL Туроу, Т. Шульц, Э. Денисон, Дж. Кендрик и другие. Благодаря развитию теории человеческого капитала изменилось отношение общества к вложениям в человека. В них научились видеть инвестиции, обеспечивающие производственный, причем долговременный по своему характеру, эффект способствующий качественному экономическому росту. Это обеспечило теоретическое обоснование для ускоренного развития системы образования и подготовки кадров во многих странах мира. Вопросы эффективности образования рассматривались отечественными исследователями — С. Г. Струмилиным, А. Б. Дайновским, Е. Н. Жильцовым, Д. И. Чупруновым, В. Н. Скворцовым, В. З. Баликоевым и другими.

В диссертационной работе человеческий капитал в высшем профессиональном образовании рассматривается как фактор влияния на экономический рост национальной экономики. Наиболее важные проблемы, к которым принадлежит экономический рост, всегда решаются ради людей и самими людьми. Человеческий капитал в XXI веке приобрел первостепенное значение при любых макроэкономических условиях, развитие высшего профессионального образования становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности национального хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Высшее профессиональное образование призвано использовать свой потенциал для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, для преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.

Необходимость решения теоретических и практических вопросов, связанных с формированием и развитием человеческого капитала в системе высшего профессионального образования, а также его влиянием на экономический рост страны определяет актуальность выбранной темы диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является исследование процесса формирования и развития человеческого капитала в сфере высшего профессионального образования и его влияния на экономический рост национальной экономики. В соответствии с поставленной целью в работе произведена попытка решения следующих задач:

— систематизировать взгляды отечественных и зарубежных исследователей на содержание человеческого капитала в высшем профессиональном образовании;

— выявить его специфические черты человеческого капитала в высшем профессиональном образовании;

— проанализировать структурную динамику воспроизводства человеческого капитала в системе высшего профессионального образования и ее влияние на экономическое развитие;

— проанализировать государственное регулирование инвестиций в человеческий капитал;

— выявить взаимосвязь уровня образования и качества экономического роста в системе показателей национального хозяйства;

— определить возможности осуществления государственной экономической политики в зависимости от темпов экономического роста и уровня образования;

— определить формы воздействия высшего профессионального образования на экономический рост в условиях новой экономики;

— провести анализ государственной финансовой политики в сфере высшего профессионального образования;

— определить параметры и соотношение бюджетного и внебюджетного финансирования высшего профессионального образования;

— определить характер решения поставленных задач на региональном уровне (на примере г. Новосибирска).

Объектом исследования является институциональная среда формирования человеческого капитала.

Предметом исследования является формирование человеческого капитала в высшем профессиональном образовании и связанный с ним экономический рост.

Теоретической и методологической основой исследования послужил анализ работ фундаментального и прикладного характера, принадлежащих отечественным и зарубежным представителям, классических и современных течений экономической теории. В процессе работы широко использовалась литература, посвященная теории экономического роста и влиянию человеческого капитала на экономический рост. Использованная литература включает основополагающие работы в области экономического роста.

В процессе анализа конкретных вопросов в диссертационном исследовании использовалось законодательство Российской Федерации, законодательные и нормативные акты федеральных и региональных органов государственной власти России.

В качестве основного методологического подхода использованы принципы неоклассического и институционального анализа.

Эмпирическую базу диссертационной работы составили официальные статистические материалы Государственного комитета статистики СССР и Российский Федерации, издания зарубежных статистических органов, международных организаций, сведения опубликованные в работах отечественных и зарубежных исследователей, а также база данных Барро и Ли и различные отчеты ЮНЕСКО.

Основные положения, составляющие научную новизну диссертационного исследования:

— человеческий капитал в системе высшего профессионального образования определяется нами как накопленное богатство, выражающееся в совокупности профессиональной компетентности, культуры, здоровья, мотивации, призванное обеспечить высокое качество подготовки выпускаемых специалистов, повышая их стоимость на рынке труда. Человеческий капитал в высшем профессиональном образовании есть специфическая форма капитала. Мы вносим определенную корректировку в определение человеческого капитала, подчеркивая его низкую ликвидность и, как следствие, высокую степень риска инвестиций в человеческий капитал;

— сформулирован синергетический эффект от творческой реализации человеческого капитала в инновационном процессе. В связи с этим следует отметить, во-первых, принципиальные изменения структурного содержания физического капитала, и во-вторых, изменение соотношения между физическим и человеческим капиталом;

— обоснована методологическая целесообразность исследования человеческого капитала как сложной динамической системы. Применение такого подхода позволило дать более точную структурную характеристику системообразующих факторов формирования и воспроизводства человеческого капитала в высшем профессиональном образовании;

— выявлена «узость» образования в современной экономической системе России. Это означает, что уровень высшего профессионального образования не соответствует институциональной среде как в прошлом (советском периоде), так и в настоящем (в условиях современной России), а также выявлен дефицит «рыночных знаний». В общей системе сложившегося образования в современной России достаточно квалифицированная и относительно дешёвая рабочая сила, обладающая существенным запасом «общих знаний», имеет существенные изъяны в «рыночных знаниях»;

— максимизация полезности затрат на формирование человеческого капитала рассматривается как основополагающий фактор экономического роста в условиях становления рыночной экономики. Доказано, что возможности экономического роста для стран, находящихся на различных уровнях развития определяются дифференциацией населения в зависимости от его образования. Качественные изменения человеческого капитала анализируются в контексте факторов экономического роста в условиях конкретной институциональной среды.

Практическая значимость работы. В работе предложен механизм влияния образования на темпы экономического роста и основные направления проведения государством политики направленной на развитие образования, при проведении экономических реформ. Полученные результаты в диссертационной работе и предложенные рекомендации могут быть использованы государственными органами различных уровней, занимающимися вопросами образования, а также в учебном процессе вузов.

Апробация диссертации. Основные результаты диссертационного исследования изложены, обсуждены и получили одобрение на ежегодных общевузовских конференциях профессорско-преподавательского состава Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин) — на IV межвузовской научной конференции «Концепция „Казахстан-2003“ — стратегия формирования будущих специалистов», организатор Казахстанский финансово — экономический университет, г. Караганда, 2003 г.- на открытом конкурсе молодёжных работ «НАШЕ ВРЕМЯ: Молодёжь и реформы», организатор: Администрация Новосибирской области, Новосибирское региональное отделение политической партии «Союз правых сил», Совет ректоров ВУЗОВ Новосибирской области, г. Новосибирск, 2003 г., работа удостоена диплома за третье место в номинации «Реформы в России, достижения, проблемы, перспективы" — на международной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Экономика и бизнес: позиция молодых ученых», организатор Алтайский государственный университет и Национальный фонд подготовки кадров, г. Барнаул, 2004 г.- на II Международном экономическом форуме «Образование, наука, производство», организатор Министерство образования и науки Российской Федерации, Администрация Белгородской области, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, г. Белгород, 2004 г., научный доклад удостоен диплома лауреатана второй международной научнопрактической конференции молодых ученых, аспирантов и докторантов «Строительство — формирование среды жизнедеятельности», организатор: Министерство образования и науки Российской федерации, Московский государственный строительный университет, г. Москва, 2004 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное диссертационное исследование позволяет утверждать, что в условиях реформируемой российской экономики решающим фактором экономического роста является формирование и развитие человеческого капитала в сфере высшего профессионального образования.

Автор убежден, что лишь на основе качественного накопления человеческого капитала в высшем профессиональном образовании возможно экономическое возрождение страны, о чем свидетельствует обширная мировая практика.

Диссертационное исследование подтверждает, что развитие теории человеческого капитала шло в русле неоклассического направления. Идеи, заложенные в теории человеческого капитала, оказали серьезное воздействие на экономическую политику государства. Благодаря развитию данной теории изменилось отношение общества к инвестированию определяющего фактора процесса производства — человека. В связи с этим развивалась теоретическая база ускоренного развития системы образования и подготовки кадров во многих странах мира.

Развитие концепции человеческого капитала происходило под влиянием институционального направления в науке, что отразилось во вовлечении в сферу анализа таких важнейших социальных институтов как семья, образование и др. Использование институционального подхода позволяет вовлечь в исследование качественные характеристики формирования человеческого капитала.

Исходя из этого, человеческий капитал в системе высшего профессиональное образования определяется нами как накопленное богатство, выражающееся в совокупности профессиональной компетентности, культуры, здоровья, мотивации поведения. Процесс воспроизводства человеческого капитала обусловлен заключенным в самом человеке диалектическим единством природного, социального, индивидуального моментов, которые взаимодействии в каждом конкретном случае формируют качественную неповторимость индивидуального человеческого капитала.

Проведенное исследование выявило, что человеческий капитал в высшем профессиональном образовании есть динамическая система, обладающая сложной и изменчивой структурой. При этом в современной экономике в структуре человеческого капитала усиливается значение интеллектуальной и культурной составляющих, что в значительной степени связано с поступательным движением научно-технического прогресса и формированием новой структуры накопления вещественного капитала. Вместе с тем, со своей стороны, воспроизводство человеческого капитала оказывает определенное влияние на структуру и направления накопления элементов физического капитала, поскольку накопление новых знаний часто приводит к появлению новых технологий и технических средств.

Приоритет образования дифференцирован для разного уровня для стран с точки зрения обеспечения возможностей экономического роста. Доказано влияние образования на темпы экономического, роста как фактора, способствующего созданию собственных технологий внутри страны для государств с разным уровнем развития экономики, а также продемонстрировано воздействие образования на совокупную производительность во взаимодействии с прочими факторами на основе эмпирических данных. Для группы. стран с наименьшим уровнем дохода на душу населения приоритетное значение имеют инвестиции в начальное образование, для стран со средним уровнем дохода — инвестиции в среднее и высшее образования, для наиболее богатых стран — инвестиции в высшее образование.

Проведенные в диссертации теоретические и эмпирические исследования позволили сформулировать основные принципы экономической политики государства для стран, отнесенных к различным группам в зависимости от уровня образования и уровня дохода на душу населения. Доказана необходимость качественных изменений российской системы образования, во взаимодействии с факторами формирования институциональной среды информационной экономики.

В диссертационной работе сформулирована финансовая политика в сфере высшего образования как составная часть экономической политики государства в области образования. В ней определяются общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами процессов, происходящих в сфере высшего образования. Исследован финансовый механизм в сфере высшего профессионального образования как наиболее динамическая часть финансовой политики. Изменения финансового механизма происходят в связи с решением тактических задач, конкретного периода становления и развития национальных хозяйств.

В диссертационной работе проанализировано финансирование вузов в региональном аспекте применительно к вузам г. Новосибирска. Предложены возможные организационные и законодательные решения, которые могут быть приняты на федеральном, региональном, межвузовском уровнях: расширение налоговых льгот для вузов по налогам федерального и местного значения при условии реинвестирования доходов в развитие образовательной деятельностизаконодательное закрепление принципа нормативного финансирования вузов из федерального бюджета.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И., Сорокин Д. Е., Павленко Ю. Г. Стратегический ответ России на вызовы нового века. М.: Экзамен, 2004- 608 с.
  2. B.C. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998.-230 с.
  3. С.В. Проблемы оценки экономической эффективности системы высшего образования // Общественные науки. — 1999. — № 4. — С. 82−85.
  4. Н.И. Совершенствование организационных структур управления как фактор стратегического развития вуза на современном этапе // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 1. — С. 82−89.
  5. С.А. Экономическая политика и модели экономического развития // Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 4-С. 40−47.
  6. A.M., Егоров Е. В., Жильцов Е. М. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М.: Наука, 1993. — 170 с.
  7. В.З. Общая экономическая теория: Учеб. пособие. Новосибирск: Лада, 1999. — 678 с.
  8. Г. Государственное возвратное субсидирование граждан на образовательные цели: Концепция Минобразования России // Российский экономический журнал. 2002. — № 2. — С. 86−94.
  9. Г. Привлечение внебюджетных средств образовательными учреждениями // Российский экономический журнал. 2003. — № 2. -С. 74−83.
  10. И.А. Основы теории социально-экономических трансформаций. СПб.: СПбГУЭФ, 2000. — С. 37.
  11. С.А. Лекции по экономике образования. М.: ГУВШЭ, 2002.-338 с.
  12. В.Н., Криков В. А. Модели и методы управления организационными системами. М., 1994. — 125 с.
  13. С.Д., Нестеров Л. И. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики. — 1999. № 2. — С. 90 103.
  14. ВалиевШ.З. Высшее образование фактор макроэкономического роста. — СПб.: СПбУЭФ, 2000. — 141 с.
  15. ВалиевШ.З. Концептуальные основы функционирования высшей школы транзитивной экономической системы. — СПб.: СПбГУЭФ, 2001. — 269 с.
  16. Ю.С., ГлуховВ.В., Федоров М. Н. Экономика и организация управления вузом. СПб.: Лань, 2001. — 544 с.
  17. А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе // Вопросы экономики. 2002. — № 8. — С. 115−121.
  18. Н. Формирование цены рабочей силы на рынке труда переходного периода // Человек и труд, 2000. № 1. — С. 84−87.
  19. ГалаеваЕ.В. Развитие человеческого потенциала в России // Российские реформы: социальный аспект. Материалы научно-практической конференции, посвященной памяти Г. В. Мильнера. — М.: ВШЭ, 1998. — С. 67.
  20. Н.Я. Кто и как финансирует вузы // ЭКО. 2000. — № 1.-С. 154−159.
  21. .М. Экономика и социология труда. М.: Норма-Инфра-М, 1999.-373 с.
  22. Т.С. Высшая школа США на современном этапе. М.: Высшая школа, 1999. — 264 с.
  23. Н.А., Добрынин А. И. и др. Россия на пути к рыночной экономике / Науч. ред. А. И. Муравьева. СПб.: СПбГУЭФ, 1993. — 119 с.
  24. Л. Российское образование в зеркале демографии // Вопросы экономики. 2003. — № 7. — С. 4−25.
  25. А.Г., Думная Н. Н. Макроэкономика. Теория и российская практика. М.: КНОРУС, 2004. — 608 с.
  26. Н.С., Гуцериев С. С., Зенякин В. Е. и др. Инвестиции.
  27. Формы и методы их привлечения. М.: Алгоритм, 2001. — 384 с.
  28. А.Б. Экономика высшего образования. Планирование, кадры, эффективность. М.: Экономика, 1976. — 156 с.
  29. Э. Исследование различий в темпах экономического роста.-М., 1971.-645 с.
  30. С.И. Маркетинг в непроизводственной сфере. К вопросу определения продукта вуза // Маркетинг в России и за рубежом. — 2004. -№ 4(42). С. 26−36.
  31. А.И., Дятлов С. А., Курганский С. А. Человеческий капитал (методологические аспекты анализа): Учебно-методическое пособие. — СПб.: СПбГУЭФ, 1999.-209 с.
  32. А.И., Дятлов С. А., ЦыреноваЕ.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике. СПб.: Наука, 1999. — 309 с.
  33. В.И., Кухтевич Т. Н. Формирование интеллектуальной элиты в высшей школе. — М.: МГУ, 1996. 92 с.
  34. С.А. Теория человеческого капитала: Учеб. пособие. — СПб.: СПбГУЭФ, 1996. 141 с.
  35. С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. СПб.: СПбГУЭФ, 1995.- 160 с.
  36. А.П. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учеб. пособие. Нижний Новгород: НИМБ, 2001. — 624 с.
  37. В.М., Ермакова Н. А., Землянская В. Н. Экономический рост, занятость и уровень жизни населения // Вопросы статистики. — 2003. — № 7.-С. 24−35.
  38. В.М., Романов А. Н. Уровень жизни населения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 592 с.
  39. Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. -М.: МГУ, 1995. 183 с.
  40. Е.Н., Кудрявцева Ю. А. Концептуальные основы кадровой политики в высшей школе: социально-экономические аспекты / Центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов. — М., 1991. —31 с.
  41. В., Бархатова Т. Негосударственные вузы России // Высшее образование в России. 1999. — № 4. — С. 10−14.
  42. А.Е. Высшая школа России в конце XIX- начале XX века. -М., 1991.-570 с.
  43. Н. Человеческий капитал и глобализация // Мировая экономика и международные отношения. — 2004. — № 9. — С. 19—31.
  44. В.А. Проблема «утечки умов» в России (методологические аспекты изучения) // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. — 1996. — № 5.
  45. Г. Б. Производственные функции: Теория, методы, применение.-М., 1986.-85 с.
  46. Р.И. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы: критический анализ. М.: Наука, 1981. — С. 27−31.
  47. Р.И. Теория человеческого капитала. М.:Наука, 2001.-С. 29.
  48. Р.И., Албегова И. М., Леонова Т. Г. и др. Человеческий капитал России: проблемы реабилитации // Общество и экономика. — 1993.-№ 9,10.-С. 3−14.
  49. М. Информационная эпоха. — М., 2000. С. 153.
  50. КендрикДж. Совокупный капитал США и его формирование. — М.: Прогресс, 1978. 275 с.
  51. А.И. Инвестиции в человеческий капитал // Народонаселение.-2001.-№ 2.-С. 126−145.
  52. М. Образование и государство// Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 10. — С. 75−84.
  53. М. «Новой экономике» — новое образование // Мировая экономика и международные отношения. 2003. — № 12. — С. 42−53.
  54. И.Т. Качество человеческого капитала в системе управления трудом // Известия Академии труда и занятости. 2001. — № 3,4. -С. 94.
  55. В.П. Экономическая оценка методико-демографической ситуации // Экономика здравоохраниния. 1998. — № 2. — С. 13.
  56. КочноваТ.П. Анализ формирования источников внебюджетных средств образовательных учреждений в 1980—2001 гг. // Сибирская финансовая школа. 2002. — № 1. — С. 63−73.
  57. КочноваТ.П. Трансформация и порядок учета внебюджетных источников финансирования // Сибирская финансовая школа. — 2002. — № 1. — С. 81−91.
  58. Т.П. Финансовая база вуза и инновационный механизм // ВесникХГАЭП.-2002.-№ 1(9).-С. 133−140.
  59. М.М. Человеческий капитал. — Д.: Изд-во ЛГУ, 1991. —251 с.
  60. Е.Н. Проблемы финансирования науки и образования: Учеб. пособие. М.: МГУК, 2000. — 24 с.
  61. Я. Бизнес образование // Вопросы экономики. — 2004. -№ 1.-С. 19−35.
  62. ЛошаковаИ. Социальная политика в сфере высшего образования: вчера и сегодня // Высшее образование в России. — 2002. № 6. — С. 16−151.
  63. Д.С. Что дальше? (Размышления о перспективных проблемах экономики и экономической науки) // Экономическая наука современной России. 2002. — № 3. — С. 7.
  64. И. Устойчивое развитие как коэволюционный процесс // Общество и экономика. 2004. — № 4. — С. 124−143.
  65. И. Эффективность инвестирования и человеческий капитал в США и России // Мировая экономика и международные отношения. -2004.-№ 4.-С. 3−13.
  66. Макроэкономические факторы послекризисного роста // Общество и экономика. 2004. — № 4. — С. 3−7.
  67. Г. И., Фадейкина Н. В. Финансовая и учетная политика государственного вуза // Сибирская финансовая школа. — 2002. — № 1. — С. 73.
  68. В.М., Синов В. В., Тучков А. И. Управление человеческими ресурсами в инновационной сфере. СПб.: СПбГУЭФ, 1997. — 67 с.
  69. Е.В. Проблемы финансирования высших учебных заведений в условиях модернизации образования // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2003. — № 19(91). — С. 11−19.
  70. Е.В. Развитие системы финансирования вузов на основе государственных именных финансовых обязательств // Финансы и кредит. — 2004. № 8(146). — С. 51−55.
  71. Е.В. Финансы вузов в условиях реформирования бюджетного сектора // Финансы. 2004. — № 11(107). — С. 12−19.
  72. К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26, ч. 3. — М.: Прогресс, 1975.-306 с.
  73. В.И., Соболева И. В. Экономика человека. — М.: Аспект Пресс, 1995. 186 с.
  74. А. Принципы политической экономии // Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1984.-Т. 1−3.
  75. Ф. Производство и распространение знаний в США // Пер. с англ. / под ред. Е. И. Розенталь. — М.: Прогресс, 1996. 187 с.
  76. Д.И. Заветные мысли. СПб., 1903−1904. — 239 с.
  77. В., Манушин Э. На пути интеграции. (К итогам II международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика») // Высшее образование в России. 1996. — № 4. — С. 3−9.
  78. Л.Г. Маркетинг в непроизводственной сфере // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 1(39). — С. 90−101.
  79. Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития уировой экономики до 2015 г.). — М.: Издательский дом Новый век, 2001. — 681 с.
  80. И.Н. Мониторинг сферы высшего профессионального образования как комплексная система контроля и управления его развитием // Вопросы экономики. 2002. — № 11. — С. 60−64.
  81. Р., Уитер С. Эволюционная теория экономических изменений. М.: ЗАО Финстатинформ, 2000. — 474 с.
  82. Нестеров Л. И Человеческий потенциал и Российская Федерация // Вопросы статистики. 1999. — № 2. С. 31−33.
  83. Д., Сабирьянова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России / Научные доклады. М., 1999. — № 99/04. -63 с.
  84. А. Экономический рост и ограничения человеческого потенциала // Общество и экономика. 2004. — № 5,6. — С. 5−15.
  85. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997. — С. 238.
  86. ОкороковаГ., Кликунов Н. «За» и «Против» введения «образовательных ваучеров» в систему высшего образования // Российский экономический журнал. 2002. -№ 3. — С. 71−75.
  87. А.Н. Институциональная экономика: Учеб. пособие. -М.: ИНФРА-М, 2000. 416 с.
  88. Р. Процветающая компьюнити, социальный капитал и общественная жизнь // Мировая экономика и международные отношения. — 1995.-№ 4.-С. 78−80.
  89. В. Экономические и статистические работы. М.: Соцэкгиз, 1940.- 324 с.
  90. А.В. Человеческий фактор в управлении: социально-гуманитарные аспекты менеджмента. СПб.: СПбГУЭФ, 1999. — 149 с.
  91. Е.Н. Экономика системы образования России в условиях кризиса: анализ и перспективы. СПб.: СПбГУЭФ, 1999. — 149 с.
  92. ПолищукЛ. Реформа экономического образования в России: Потребности, ресурсы, мотивация. 2002. — № 6. — С. 41−53.
  93. И.Т. Книга о скудности и богатстве и некоторые более мелкие сочинения. М.: Гос. соц. эконом, изд-во, 1911. С. 87.
  94. М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. -М., 1993. С. 37−180.
  95. Д.Е. Инновационная сфера и потенциал вузовской науки // Высшая школа России: научно-исследовательский и передовой опыт. — М:1. НИИВО, 1995.-Вып. 1−2.
  96. Производство как общественный процесс (интеллектуальные проблемы теории и практики) / Отв. ред. В. И. Толстых. М.: Мысль, 1986. -С. 165−173.
  97. Д. Начала политической экономии и налогового обложения. М.: Госполитиздат, 1955. — Соч. Т. 3. — 386 с.
  98. Я.И. Об эффективности высшего образования в условиях общественного кризиса // Экономика высшей школы в условиях становления рыночных отношений / Сб. науч. тр. — М., 1993. — С. 28−39.
  99. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2002. — С. 121.
  100. Россия в цифрах / Госкомстат России. М.: Финансы и статистика, 1996.-486 с.
  101. С.Р., Прозоров Д. Е. и др. Методические основы анализа организационно-экономической структуры потенциала высшей школы. /Научные исследования в высшей школе. Обзор информ. — М.: НИИВШ, 1988.-Вып. 3.
  102. В.Н. Социально-экономические проблемы теории непрерывного образования. СПб.: СПбГУЭФ, 1999. — 228 с.
  103. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М.: Соцэкгиз, 1962. 684 с.
  104. Социальное положение и уровень жизни населения: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2002. — С. 73.
  105. A.M. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 4. — С. 39−44.
  106. С.Г. Собр. соч. М.: Наука. — Т. 5. — С. 266.
  107. С.Г. Проблемы экономики труда. — М.: Наука, 1982.471 с.
  108. С.Г. Хозяйственное значение народного образования // Плановое хозяйство. 1924. — № 9,10. С. 16−54.
  109. В.JI., Елисеев А. И., Макарова Н. Н. Институциональный анализ науки. М.: МГУ, ТЕИС, 1997. — 139 с.
  110. Теория переходной экономики: Учеб. пособие / Под. ред. И. П. Николаевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 487 с.
  111. Н.В. Бюджетное и внебюджетное финансирование высшего образования: оценка возможностей // Сибирская финансовая школа. — 2001.-№ 4.-С. 25−46.
  112. Федеральная программа развития образования / Приложение к федеральному закону «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ. Российская газета. — 2000. — 15−18 апр.
  113. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 28.08.96 г. № 125-ФЗ. В ред. от 07.08.2000 г. с изм. от 30.12.01 г.-Российская газета. 1998.-№ 153,154.
  114. Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 г. № 7-ФЗ. в ред. от 08.07.99 г. Российская газета. — 1996. -№ 14.
  115. Федеральный закон РФ «Об образовании» от 13.01.96 г. № 144-ФЗ.
  116. И. Сокращение подготовки инженеров было бы крайне недальновидным решением // Вузовские вести. — 1998. № 13,14.
  117. С.А. Региональная конкуренция вузов // ЭКО. — 2003. — № 7.-С. 94−103.
  118. В.М. Практический опыт организации и функционирования вузов в условиях рыночной экономики. М.: ПАИМС, 2003. — С. 38−40.
  119. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. Доклад Всемирного банка // Весь мир. — 2003. — С. 7—10.
  120. П. Экономический образ мышления: Пер. с англ. -М., 1992.
  121. Д.И., Жильцов Е. Н. Экономика, организация и планирование высшего образования. М.: Высшая школа, 1988. — 175 с.
  122. ЧухломинВ.Д. Маркетинг в сфере образования. Ценообразование на образовательные услуги с учетом факторов внутренней среды организации // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 6(38). — С. 107−112.
  123. А.Е. Внешние эффекты и транзакционные издержки. — М.: МГУ ТЕИС, 1997. 47 с.
  124. А.Е. Институциональная экономики: теория и методология: Автореф. дис.. д-ра экон. наук. М.: МГУ, 2000. — 41 с.
  125. В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 12. -С. 42−49.
  126. В.П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования. М.: Роспедагенство, 1998. — 305 с.
  127. Экономика и организация управления вузом / Под ред. В. В. Глухова. СПб.: Лань, 1999. — 448 с.
  128. Экономика социальной сферы: Учеб. пособие / Под ред. В. Г. Игнатова. Ростов н/Д: МарТ, 2001. — 416 с.
  129. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред. акад. В. И. Видяпина. М.: ИНФРА-М, 1999. — 560 с.
  130. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред. акад. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 1999. — 580 с.
  131. Н.А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике. М.: Республика, 1999. — 368 с.
  132. Л. Социальный аспект эффективности и хозяйственный механизм // Экономические науки. — 1988. — № 6. С. 20.
  133. А.А. Будущее за «Экономикой знаний» // Финансовый контроль. — 2004. — № 8. — С. 120−124.
  134. A. Rodrik. Distributive Politics and Economic Growih. 1994.
  135. Barro R.J., Lee Jong-Wha. International Comparisons of Educational Attainment // Journal of Monetary Economics. 1995. — № 32. — December. -P. 363−394.
  136. Becker G. Human capital // The Univesity of Chicago Press. Chicago- London, 1983.
  137. Benhabib M. Spiegel: Journal of Monetary Economics. 1994. — № 34. -P. 156−157.
  138. Delors et al J. Learning: The Treasure Within: Report to UNESCO of the International Commission on Education for the Twenty — First Century. -Paris, UNESCO Publishing. 1996. P. 99−100.
  139. Lucas R. Why does not Capital Flow from Rieh to Poor Countries?" // A.E.R. 1990. — № 80. — P. 92−96.
  140. Nelson H., Phelps E. Investment in humans, technological diffusion and economic growth // American Economic Review. 1966. — Vol. 56(2).
  141. Note d’information. Paris: Ministere do l’education nationale, de laГrecherche et de la technologie, Direction de la programmation et du developpe-ment, 1999.-№ 10.
  142. Schultz T. Investment in human capital: The Role of Education and of Research. -N.Y., 1971.-362 p.
  143. Liubimova S. The Bargest Literacy Campaign in History // The UNESCO Courier. -1958. March. — P. 11−12.
  144. World Education Report. UNESCO Publishing. — 2000.
Заполнить форму текущей работой