Формирование человеческого капитала в сфере высшего профессионального образования как фактора экономического роста
В диссертационной работе человеческий капитал в высшем профессиональном образовании рассматривается как фактор влияния на экономический рост национальной экономики. Наиболее важные проблемы, к которым принадлежит экономический рост, всегда решаются ради людей и самими людьми. Человеческий капитал в XXI веке приобрел первостепенное значение при любых макроэкономических условиях, развитие высшего… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
- 1. 1. Эволюция теории человеческого капитала
- 1. 2. Структурная динамика воспроизводства человеческого капитала в системе высшего профессионального образования и ее влияние на экономическое развитие
- 1. 3. Государственное регулирование инвестиций в человеческий капитал
- ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ И КАЧЕСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
- 2. 1. Уровень образования в системе показателей развития национального хозяйства
- 2. 2. Возможности осуществления государственной экономической политики в зависимости от темпов экономического роста и уровня образования
- 2. 3. Высшее профессиональное образование как фактор экономического роста в условиях новой экономики
- ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ЭФФЕКТИВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
- 3. 1. Государственная финансовая политика в сфере высшего профессионального образования
- 3. 2. Анализ бюджетного и внебюджетного финансирования высшего профессионального образования
- 3. 3. Финансирование высшего профессионального образования на региональном уровне (на примере г. Новосибирска)
- 3. 4. Пути совершенствования финансирования сферы высшего профессионального образования
Формирование человеческого капитала в сфере высшего профессионального образования как фактора экономического роста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В последние 30 — 40 лет прогрессивно повышается роль знаний как главного двигателя экономического роста. Порожденные этим процессом изменения вызвали сдвиг качественного характера в экономическом развитии. Речь идет о становлении экономики, основанной на знаниях. В условиях, когда все большее число отраслей и производств базируются на достижениях прикладной науки, опираются на инновации, высшее профессиональное образование приобретает решающее значение для формирования не только интеллектуального, но и экономического потенциала страны. Эксперты Международного банка реконструкции и развития утверждают, что способность общества создавать, отбирать, адаптировать, превращать в источник прибыли знания имеет решающее значение для устойчивого экономического роста и повышения жизненного уровня населения. Иначе говоря, знания превращаются в наиболее важный фактор экономического развития.
Экономический рост не исчерпывается накоплением капитала и расширением масштабов производства — он измеряется увеличением объема знаний, используемых на практике. В экономически развитых странах предприятия «по меньшей мере треть своих инвестиций вкладывают в основанный на знаниях нематериальный капитал, в профессиональное обучение кадров, НИОКР, патенты, лицензирование, проектирование, маркетинг» [118, С.8].
Кратчайший путь к повышению эффективности национальных экономик — это активное использование знаний. Но столь же верно и обратное. В отличие от промышленно развитых стран в большинстве развивающихся стран, во-первых, отсутствует четко сформулированная стратегия, увязывающая экономический рост с прикладным использованием знаний, а во-вторых, не наработан национальный научно-технический потенциал. Иными словами, отсутствие механизмов, обеспечивающих взаимосвязь экономики с прикладными знаниями, может превратить инвестиции в науку и образование в растрату национальных ресурсов.
Знания сами по себе не трансформируют экономику, в силу этого нет и гарантий того, что инвестиции в научные исследования, в высшее профессионапьное образование принесут экономический эффект. Многие страны, включая такие крупные, как Бразилия, Индия и Россия, вложили весьма значительные средства в формирование научно-технического потенциала, но не получили серьезной экономической отдачи от своих инвестиций. Это объясняется тем, что научно-технические знания, как правило, приносят большую выгоду лишь в том случае, когда они используются в рамках комплексной системы учреждений, организаций и процессов, известной под названием «национальная инновационная система».
В национальную инновационную систему принято включать: а) учреждения системы образования и профессиональной подготовки, где получают знания и готовят кадры, умеющие их использоватьб) адекватную макроэкономическую и нормативную базу, в том числе и меры торговой политики, стимулирующие продвижение новых технологийв) инновационные предприятия и сети предприятийг) высокоразвитую телекоммуникационную инфраструктуруд) доступ к глобальным источникам знаний. Высшей школе в этой системе отводится важная роль не только в подготовке высококвалифицированных специалистов, но и как своего рода сети, обеспечивающей интенсивный обмен информацией и знаниями.
В условиях экономики, основанной на знаниях, стал реальностью глобальный рынок человеческого капитала. Он представляет собой составную часть мирового рынка, который и определяет динамику перемещения квалифицированной рабочей силы.
Эффективность развития экономики во многом определяется накопленным и реализованным в стране человеческим капиталом. В современных условиях знания и квалификация являются важными факторами экономического роста и социального прогресса общества. Главное богатство любого общества составляют люди, поэтому вопрос изучения проблем эффективности использования основных производительных сил, реализующихся в современных условиях в форме человеческого капитала, является актуальным.
Методологические основы научного анализа производительных способностей человека были заложены в трудах представителей английской классической политэкономии В. Петти, А. Смита, Д. Рикардо и другими.
Большой вклад по данному вопросу внесли отечественные ученые А. И. Добрынин, С. А. Дятлов, М. М. Критский, С. А. Курганский, Р. И. Капелюшников и другие, а также зарубежные исследователи — Г. Беккер, У. Боуэн, JL Туроу, Т. Шульц, Э. Денисон, Дж. Кендрик и другие. Благодаря развитию теории человеческого капитала изменилось отношение общества к вложениям в человека. В них научились видеть инвестиции, обеспечивающие производственный, причем долговременный по своему характеру, эффект способствующий качественному экономическому росту. Это обеспечило теоретическое обоснование для ускоренного развития системы образования и подготовки кадров во многих странах мира. Вопросы эффективности образования рассматривались отечественными исследователями — С. Г. Струмилиным, А. Б. Дайновским, Е. Н. Жильцовым, Д. И. Чупруновым, В. Н. Скворцовым, В. З. Баликоевым и другими.
В диссертационной работе человеческий капитал в высшем профессиональном образовании рассматривается как фактор влияния на экономический рост национальной экономики. Наиболее важные проблемы, к которым принадлежит экономический рост, всегда решаются ради людей и самими людьми. Человеческий капитал в XXI веке приобрел первостепенное значение при любых макроэкономических условиях, развитие высшего профессионального образования становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности национального хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина. Высшее профессиональное образование призвано использовать свой потенциал для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, для преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства.
Необходимость решения теоретических и практических вопросов, связанных с формированием и развитием человеческого капитала в системе высшего профессионального образования, а также его влиянием на экономический рост страны определяет актуальность выбранной темы диссертационного исследования.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационной работы является исследование процесса формирования и развития человеческого капитала в сфере высшего профессионального образования и его влияния на экономический рост национальной экономики. В соответствии с поставленной целью в работе произведена попытка решения следующих задач:
— систематизировать взгляды отечественных и зарубежных исследователей на содержание человеческого капитала в высшем профессиональном образовании;
— выявить его специфические черты человеческого капитала в высшем профессиональном образовании;
— проанализировать структурную динамику воспроизводства человеческого капитала в системе высшего профессионального образования и ее влияние на экономическое развитие;
— проанализировать государственное регулирование инвестиций в человеческий капитал;
— выявить взаимосвязь уровня образования и качества экономического роста в системе показателей национального хозяйства;
— определить возможности осуществления государственной экономической политики в зависимости от темпов экономического роста и уровня образования;
— определить формы воздействия высшего профессионального образования на экономический рост в условиях новой экономики;
— провести анализ государственной финансовой политики в сфере высшего профессионального образования;
— определить параметры и соотношение бюджетного и внебюджетного финансирования высшего профессионального образования;
— определить характер решения поставленных задач на региональном уровне (на примере г. Новосибирска).
Объектом исследования является институциональная среда формирования человеческого капитала.
Предметом исследования является формирование человеческого капитала в высшем профессиональном образовании и связанный с ним экономический рост.
Теоретической и методологической основой исследования послужил анализ работ фундаментального и прикладного характера, принадлежащих отечественным и зарубежным представителям, классических и современных течений экономической теории. В процессе работы широко использовалась литература, посвященная теории экономического роста и влиянию человеческого капитала на экономический рост. Использованная литература включает основополагающие работы в области экономического роста.
В процессе анализа конкретных вопросов в диссертационном исследовании использовалось законодательство Российской Федерации, законодательные и нормативные акты федеральных и региональных органов государственной власти России.
В качестве основного методологического подхода использованы принципы неоклассического и институционального анализа.
Эмпирическую базу диссертационной работы составили официальные статистические материалы Государственного комитета статистики СССР и Российский Федерации, издания зарубежных статистических органов, международных организаций, сведения опубликованные в работах отечественных и зарубежных исследователей, а также база данных Барро и Ли и различные отчеты ЮНЕСКО.
Основные положения, составляющие научную новизну диссертационного исследования:
— человеческий капитал в системе высшего профессионального образования определяется нами как накопленное богатство, выражающееся в совокупности профессиональной компетентности, культуры, здоровья, мотивации, призванное обеспечить высокое качество подготовки выпускаемых специалистов, повышая их стоимость на рынке труда. Человеческий капитал в высшем профессиональном образовании есть специфическая форма капитала. Мы вносим определенную корректировку в определение человеческого капитала, подчеркивая его низкую ликвидность и, как следствие, высокую степень риска инвестиций в человеческий капитал;
— сформулирован синергетический эффект от творческой реализации человеческого капитала в инновационном процессе. В связи с этим следует отметить, во-первых, принципиальные изменения структурного содержания физического капитала, и во-вторых, изменение соотношения между физическим и человеческим капиталом;
— обоснована методологическая целесообразность исследования человеческого капитала как сложной динамической системы. Применение такого подхода позволило дать более точную структурную характеристику системообразующих факторов формирования и воспроизводства человеческого капитала в высшем профессиональном образовании;
— выявлена «узость» образования в современной экономической системе России. Это означает, что уровень высшего профессионального образования не соответствует институциональной среде как в прошлом (советском периоде), так и в настоящем (в условиях современной России), а также выявлен дефицит «рыночных знаний». В общей системе сложившегося образования в современной России достаточно квалифицированная и относительно дешёвая рабочая сила, обладающая существенным запасом «общих знаний», имеет существенные изъяны в «рыночных знаниях»;
— максимизация полезности затрат на формирование человеческого капитала рассматривается как основополагающий фактор экономического роста в условиях становления рыночной экономики. Доказано, что возможности экономического роста для стран, находящихся на различных уровнях развития определяются дифференциацией населения в зависимости от его образования. Качественные изменения человеческого капитала анализируются в контексте факторов экономического роста в условиях конкретной институциональной среды.
Практическая значимость работы. В работе предложен механизм влияния образования на темпы экономического роста и основные направления проведения государством политики направленной на развитие образования, при проведении экономических реформ. Полученные результаты в диссертационной работе и предложенные рекомендации могут быть использованы государственными органами различных уровней, занимающимися вопросами образования, а также в учебном процессе вузов.
Апробация диссертации. Основные результаты диссертационного исследования изложены, обсуждены и получили одобрение на ежегодных общевузовских конференциях профессорско-преподавательского состава Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин) — на IV межвузовской научной конференции «Концепция „Казахстан-2003“ — стратегия формирования будущих специалистов», организатор Казахстанский финансово — экономический университет, г. Караганда, 2003 г.- на открытом конкурсе молодёжных работ «НАШЕ ВРЕМЯ: Молодёжь и реформы», организатор: Администрация Новосибирской области, Новосибирское региональное отделение политической партии «Союз правых сил», Совет ректоров ВУЗОВ Новосибирской области, г. Новосибирск, 2003 г., работа удостоена диплома за третье место в номинации «Реформы в России, достижения, проблемы, перспективы" — на международной конференции молодых ученых, аспирантов и студентов «Экономика и бизнес: позиция молодых ученых», организатор Алтайский государственный университет и Национальный фонд подготовки кадров, г. Барнаул, 2004 г.- на II Международном экономическом форуме «Образование, наука, производство», организатор Министерство образования и науки Российской Федерации, Администрация Белгородской области, Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, г. Белгород, 2004 г., научный доклад удостоен диплома лауреатана второй международной научнопрактической конференции молодых ученых, аспирантов и докторантов «Строительство — формирование среды жизнедеятельности», организатор: Министерство образования и науки Российской федерации, Московский государственный строительный университет, г. Москва, 2004 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Проведенное диссертационное исследование позволяет утверждать, что в условиях реформируемой российской экономики решающим фактором экономического роста является формирование и развитие человеческого капитала в сфере высшего профессионального образования.
Автор убежден, что лишь на основе качественного накопления человеческого капитала в высшем профессиональном образовании возможно экономическое возрождение страны, о чем свидетельствует обширная мировая практика.
Диссертационное исследование подтверждает, что развитие теории человеческого капитала шло в русле неоклассического направления. Идеи, заложенные в теории человеческого капитала, оказали серьезное воздействие на экономическую политику государства. Благодаря развитию данной теории изменилось отношение общества к инвестированию определяющего фактора процесса производства — человека. В связи с этим развивалась теоретическая база ускоренного развития системы образования и подготовки кадров во многих странах мира.
Развитие концепции человеческого капитала происходило под влиянием институционального направления в науке, что отразилось во вовлечении в сферу анализа таких важнейших социальных институтов как семья, образование и др. Использование институционального подхода позволяет вовлечь в исследование качественные характеристики формирования человеческого капитала.
Исходя из этого, человеческий капитал в системе высшего профессиональное образования определяется нами как накопленное богатство, выражающееся в совокупности профессиональной компетентности, культуры, здоровья, мотивации поведения. Процесс воспроизводства человеческого капитала обусловлен заключенным в самом человеке диалектическим единством природного, социального, индивидуального моментов, которые взаимодействии в каждом конкретном случае формируют качественную неповторимость индивидуального человеческого капитала.
Проведенное исследование выявило, что человеческий капитал в высшем профессиональном образовании есть динамическая система, обладающая сложной и изменчивой структурой. При этом в современной экономике в структуре человеческого капитала усиливается значение интеллектуальной и культурной составляющих, что в значительной степени связано с поступательным движением научно-технического прогресса и формированием новой структуры накопления вещественного капитала. Вместе с тем, со своей стороны, воспроизводство человеческого капитала оказывает определенное влияние на структуру и направления накопления элементов физического капитала, поскольку накопление новых знаний часто приводит к появлению новых технологий и технических средств.
Приоритет образования дифференцирован для разного уровня для стран с точки зрения обеспечения возможностей экономического роста. Доказано влияние образования на темпы экономического, роста как фактора, способствующего созданию собственных технологий внутри страны для государств с разным уровнем развития экономики, а также продемонстрировано воздействие образования на совокупную производительность во взаимодействии с прочими факторами на основе эмпирических данных. Для группы. стран с наименьшим уровнем дохода на душу населения приоритетное значение имеют инвестиции в начальное образование, для стран со средним уровнем дохода — инвестиции в среднее и высшее образования, для наиболее богатых стран — инвестиции в высшее образование.
Проведенные в диссертации теоретические и эмпирические исследования позволили сформулировать основные принципы экономической политики государства для стран, отнесенных к различным группам в зависимости от уровня образования и уровня дохода на душу населения. Доказана необходимость качественных изменений российской системы образования, во взаимодействии с факторами формирования институциональной среды информационной экономики.
В диссертационной работе сформулирована финансовая политика в сфере высшего образования как составная часть экономической политики государства в области образования. В ней определяются общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами процессов, происходящих в сфере высшего образования. Исследован финансовый механизм в сфере высшего профессионального образования как наиболее динамическая часть финансовой политики. Изменения финансового механизма происходят в связи с решением тактических задач, конкретного периода становления и развития национальных хозяйств.
В диссертационной работе проанализировано финансирование вузов в региональном аспекте применительно к вузам г. Новосибирска. Предложены возможные организационные и законодательные решения, которые могут быть приняты на федеральном, региональном, межвузовском уровнях: расширение налоговых льгот для вузов по налогам федерального и местного значения при условии реинвестирования доходов в развитие образовательной деятельностизаконодательное закрепление принципа нормативного финансирования вузов из федерального бюджета.
Список литературы
- Абалкин Л.И., Сорокин Д. Е., Павленко Ю. Г. Стратегический ответ России на вызовы нового века. М.: Экзамен, 2004- 608 с.
- Автономов B.C. Модель человека в экономической науке. СПб.: Экономическая школа, 1998.-230 с.
- Арженовский С.В. Проблемы оценки экономической эффективности системы высшего образования // Общественные науки. — 1999. — № 4. — С. 82−85.
- Архипова Н.И. Совершенствование организационных структур управления как фактор стратегического развития вуза на современном этапе // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 1. — С. 82−89.
- Афонцев С.А. Экономическая политика и модели экономического развития // Мировая экономика и международные отношения. 2002. — № 4-С. 40−47.
- Бабич A.M., Егоров Е. В., Жильцов Е. М. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М.: Наука, 1993. — 170 с.
- Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учеб. пособие. Новосибирск: Лада, 1999. — 678 с.
- Балыхин Г. Государственное возвратное субсидирование граждан на образовательные цели: Концепция Минобразования России // Российский экономический журнал. 2002. — № 2. — С. 86−94.
- Балыхин Г. Привлечение внебюджетных средств образовательными учреждениями // Российский экономический журнал. 2003. — № 2. -С. 74−83.
- Батанов И.А. Основы теории социально-экономических трансформаций. СПб.: СПбГУЭФ, 2000. — С. 37.
- Беляков С.А. Лекции по экономике образования. М.: ГУВШЭ, 2002.-338 с.
- Бурков В.Н., Криков В. А. Модели и методы управления организационными системами. М., 1994. — 125 с.
- Валентей С.Д., Нестеров Л. И. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики. — 1999. № 2. — С. 90 103.
- ВалиевШ.З. Высшее образование фактор макроэкономического роста. — СПб.: СПбУЭФ, 2000. — 141 с.
- ВалиевШ.З. Концептуальные основы функционирования высшей школы транзитивной экономической системы. — СПб.: СПбГУЭФ, 2001. — 269 с.
- Васильев Ю.С., ГлуховВ.В., Федоров М. Н. Экономика и организация управления вузом. СПб.: Лань, 2001. — 544 с.
- Вифлеемский А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе // Вопросы экономики. 2002. — № 8. — С. 115−121.
- Восколович Н. Формирование цены рабочей силы на рынке труда переходного периода // Человек и труд, 2000. № 1. — С. 84−87.
- ГалаеваЕ.В. Развитие человеческого потенциала в России // Российские реформы: социальный аспект. Материалы научно-практической конференции, посвященной памяти Г. В. Мильнера. — М.: ВШЭ, 1998. — С. 67.
- Гарафутдинова Н.Я. Кто и как финансирует вузы // ЭКО. 2000. — № 1.-С. 154−159.
- Генкин Б.М. Экономика и социология труда. М.: Норма-Инфра-М, 1999.-373 с.
- Георгиева Т.С. Высшая школа США на современном этапе. М.: Высшая школа, 1999. — 264 с.
- Горелов Н.А., Добрынин А. И. и др. Россия на пути к рыночной экономике / Науч. ред. А. И. Муравьева. СПб.: СПбГУЭФ, 1993. — 119 с.
- Гребнев Л. Российское образование в зеркале демографии // Вопросы экономики. 2003. — № 7. — С. 4−25.
- Грязнова А.Г., Думная Н. Н. Макроэкономика. Теория и российская практика. М.: КНОРУС, 2004. — 608 с.
- Гуськов Н.С., Гуцериев С. С., Зенякин В. Е. и др. Инвестиции.
- Формы и методы их привлечения. М.: Алгоритм, 2001. — 384 с.
- Дайновский А.Б. Экономика высшего образования. Планирование, кадры, эффективность. М.: Экономика, 1976. — 156 с.
- Денисон Э. Исследование различий в темпах экономического роста.-М., 1971.-645 с.
- Добрыднев С.И. Маркетинг в непроизводственной сфере. К вопросу определения продукта вуза // Маркетинг в России и за рубежом. — 2004. -№ 4(42). С. 26−36.
- Добрынин А.И., Дятлов С. А., Курганский С. А. Человеческий капитал (методологические аспекты анализа): Учебно-методическое пособие. — СПб.: СПбГУЭФ, 1999.-209 с.
- Добрынин А.И., Дятлов С. А., ЦыреноваЕ.Д. Человеческий капитал в транзитивной экономике. СПб.: Наука, 1999. — 309 с.
- Добрынина В.И., Кухтевич Т. Н. Формирование интеллектуальной элиты в высшей школе. — М.: МГУ, 1996. 92 с.
- Дятлов С.А. Теория человеческого капитала: Учеб. пособие. — СПб.: СПбГУЭФ, 1996. 141 с.
- Дятлов С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. СПб.: СПбГУЭФ, 1995.- 160 с.
- Егоршин А.П. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: Учеб. пособие. Нижний Новгород: НИМБ, 2001. — 624 с.
- Жеребин В.М., Ермакова Н. А., Землянская В. Н. Экономический рост, занятость и уровень жизни населения // Вопросы статистики. — 2003. — № 7.-С. 24−35.
- Жеребин В.М., Романов А. Н. Уровень жизни населения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 592 с.
- Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. -М.: МГУ, 1995. 183 с.
- Жильцов Е.Н., Кудрявцева Ю. А. Концептуальные основы кадровой политики в высшей школе: социально-экономические аспекты / Центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов. — М., 1991. —31 с.
- Зернов В., Бархатова Т. Негосударственные вузы России // Высшее образование в России. 1999. — № 4. — С. 10−14.
- Иванов А.Е. Высшая школа России в конце XIX- начале XX века. -М., 1991.-570 с.
- Иванов Н. Человеческий капитал и глобализация // Мировая экономика и международные отношения. — 2004. — № 9. — С. 19—31.
- Ионцев В.А. Проблема «утечки умов» в России (методологические аспекты изучения) // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. — 1996. — № 5.
- Кайнер Г. Б. Производственные функции: Теория, методы, применение.-М., 1986.-85 с.
- Капелюшников Р.И. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы: критический анализ. М.: Наука, 1981. — С. 27−31.
- Капелюшников Р.И. Теория человеческого капитала. М.:Наука, 2001.-С. 29.
- Капелюшников Р.И., Албегова И. М., Леонова Т. Г. и др. Человеческий капитал России: проблемы реабилитации // Общество и экономика. — 1993.-№ 9,10.-С. 3−14.
- Кастеллс М. Информационная эпоха. — М., 2000. С. 153.
- КендрикДж. Совокупный капитал США и его формирование. — М.: Прогресс, 1978. 275 с.
- Козлов А.И. Инвестиции в человеческий капитал // Народонаселение.-2001.-№ 2.-С. 126−145.
- Кольчугина М. Образование и государство// Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 10. — С. 75−84.
- Кольчугина М. «Новой экономике» — новое образование // Мировая экономика и международные отношения. 2003. — № 12. — С. 42−53.
- Корогодин И.Т. Качество человеческого капитала в системе управления трудом // Известия Академии труда и занятости. 2001. — № 3,4. -С. 94.
- Корчагин В.П. Экономическая оценка методико-демографической ситуации // Экономика здравоохраниния. 1998. — № 2. — С. 13.
- КочноваТ.П. Анализ формирования источников внебюджетных средств образовательных учреждений в 1980—2001 гг. // Сибирская финансовая школа. 2002. — № 1. — С. 63−73.
- КочноваТ.П. Трансформация и порядок учета внебюджетных источников финансирования // Сибирская финансовая школа. — 2002. — № 1. — С. 81−91.
- Кочнова Т.П. Финансовая база вуза и инновационный механизм // ВесникХГАЭП.-2002.-№ 1(9).-С. 133−140.
- Критский М.М. Человеческий капитал. — Д.: Изд-во ЛГУ, 1991. —251 с.
- Кузнецова Е.Н. Проблемы финансирования науки и образования: Учеб. пособие. М.: МГУК, 2000. — 24 с.
- Кузьминов Я. Бизнес образование // Вопросы экономики. — 2004. -№ 1.-С. 19−35.
- ЛошаковаИ. Социальная политика в сфере высшего образования: вчера и сегодня // Высшее образование в России. — 2002. № 6. — С. 16−151.
- Львов Д.С. Что дальше? (Размышления о перспективных проблемах экономики и экономической науки) // Экономическая наука современной России. 2002. — № 3. — С. 7.
- Майбуров И. Устойчивое развитие как коэволюционный процесс // Общество и экономика. 2004. — № 4. — С. 124−143.
- Майбуров И. Эффективность инвестирования и человеческий капитал в США и России // Мировая экономика и международные отношения. -2004.-№ 4.-С. 3−13.
- Макроэкономические факторы послекризисного роста // Общество и экономика. 2004. — № 4. — С. 3−7.
- Мальцева Г. И., Фадейкина Н. В. Финансовая и учетная политика государственного вуза // Сибирская финансовая школа. — 2002. — № 1. — С. 73.
- Маневич В.М., Синов В. В., Тучков А. И. Управление человеческими ресурсами в инновационной сфере. СПб.: СПбГУЭФ, 1997. — 67 с.
- Маркина Е.В. Проблемы финансирования высших учебных заведений в условиях модернизации образования // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2003. — № 19(91). — С. 11−19.
- Маркина Е.В. Развитие системы финансирования вузов на основе государственных именных финансовых обязательств // Финансы и кредит. — 2004. № 8(146). — С. 51−55.
- Маркина Е.В. Финансы вузов в условиях реформирования бюджетного сектора // Финансы. 2004. — № 11(107). — С. 12−19.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26, ч. 3. — М.: Прогресс, 1975.-306 с.
- Марцинкевич В.И., Соболева И. В. Экономика человека. — М.: Аспект Пресс, 1995. 186 с.
- Маршалл А. Принципы политической экономии // Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1984.-Т. 1−3.
- Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США // Пер. с англ. / под ред. Е. И. Розенталь. — М.: Прогресс, 1996. 187 с.
- Менделеев Д.И. Заветные мысли. СПб., 1903−1904. — 239 с.
- Меськов В., Манушин Э. На пути интеграции. (К итогам II международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика») // Высшее образование в России. 1996. — № 4. — С. 3−9.
- Миляева Л.Г. Маркетинг в непроизводственной сфере // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 1(39). — С. 90−101.
- Мир на рубеже тысячелетий (прогноз развития уировой экономики до 2015 г.). — М.: Издательский дом Новый век, 2001. — 681 с.
- Молчанов И.Н. Мониторинг сферы высшего профессионального образования как комплексная система контроля и управления его развитием // Вопросы экономики. 2002. — № 11. — С. 60−64.
- Нельсон Р., Уитер С. Эволюционная теория экономических изменений. М.: ЗАО Финстатинформ, 2000. — 474 с.
- Нестеров Л. И Человеческий потенциал и Российская Федерация // Вопросы статистики. 1999. — № 2. С. 31−33.
- Нестерова Д., Сабирьянова К. Инвестиции в человеческий капитал в переходный период в России / Научные доклады. М., 1999. — № 99/04. -63 с.
- Нещадин А. Экономический рост и ограничения человеческого потенциала // Общество и экономика. 2004. — № 5,6. — С. 5−15.
- Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М., 1997. — С. 238.
- ОкороковаГ., Кликунов Н. «За» и «Против» введения «образовательных ваучеров» в систему высшего образования // Российский экономический журнал. 2002. -№ 3. — С. 71−75.
- Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учеб. пособие. -М.: ИНФРА-М, 2000. 416 с.
- Патнем Р. Процветающая компьюнити, социальный капитал и общественная жизнь // Мировая экономика и международные отношения. — 1995.-№ 4.-С. 78−80.
- Петти В. Экономические и статистические работы. М.: Соцэкгиз, 1940.- 324 с.
- Плотников А.В. Человеческий фактор в управлении: социально-гуманитарные аспекты менеджмента. СПб.: СПбГУЭФ, 1999. — 149 с.
- Подшибякина Е.Н. Экономика системы образования России в условиях кризиса: анализ и перспективы. СПб.: СПбГУЭФ, 1999. — 149 с.
- ПолищукЛ. Реформа экономического образования в России: Потребности, ресурсы, мотивация. 2002. — № 6. — С. 41−53.
- Посошков И.Т. Книга о скудности и богатстве и некоторые более мелкие сочинения. М.: Гос. соц. эконом, изд-во, 1911. С. 87.
- Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества стран. -М., 1993. С. 37−180.
- Прозоров Д.Е. Инновационная сфера и потенциал вузовской науки // Высшая школа России: научно-исследовательский и передовой опыт. — М:1. НИИВО, 1995.-Вып. 1−2.
- Производство как общественный процесс (интеллектуальные проблемы теории и практики) / Отв. ред. В. И. Толстых. М.: Мысль, 1986. -С. 165−173.
- Риккардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. М.: Госполитиздат, 1955. — Соч. Т. 3. — 386 с.
- Романкова Я.И. Об эффективности высшего образования в условиях общественного кризиса // Экономика высшей школы в условиях становления рыночных отношений / Сб. науч. тр. — М., 1993. — С. 28−39.
- Российский статистический ежегодник: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2002. — С. 121.
- Россия в цифрах / Госкомстат России. М.: Финансы и статистика, 1996.-486 с.
- Саркисян С.Р., Прозоров Д. Е. и др. Методические основы анализа организационно-экономической структуры потенциала высшей школы. /Научные исследования в высшей школе. Обзор информ. — М.: НИИВШ, 1988.-Вып. 3.
- Скворцов В.Н. Социально-экономические проблемы теории непрерывного образования. СПб.: СПбГУЭФ, 1999. — 228 с.
- Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. -М.: Соцэкгиз, 1962. 684 с.
- Социальное положение и уровень жизни населения: Статистический сборник / Госкомстат России. М., 2002. — С. 73.
- Стрижов A.M. Понятие качества образовательной услуги в условиях рыночных отношений // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. — № 4. — С. 39−44.
- Струмилин С.Г. Собр. соч. М.: Наука. — Т. 5. — С. 266.
- Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. — М.: Наука, 1982.471 с.
- Струмилин С.Г. Хозяйственное значение народного образования // Плановое хозяйство. 1924. — № 9,10. С. 16−54.
- Тамбовцев В.JI., Елисеев А. И., Макарова Н. Н. Институциональный анализ науки. М.: МГУ, ТЕИС, 1997. — 139 с.
- Теория переходной экономики: Учеб. пособие / Под. ред. И. П. Николаевой. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 487 с.
- Фадейкина Н.В. Бюджетное и внебюджетное финансирование высшего образования: оценка возможностей // Сибирская финансовая школа. — 2001.-№ 4.-С. 25−46.
- Федеральная программа развития образования / Приложение к федеральному закону «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ. Российская газета. — 2000. — 15−18 апр.
- Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 28.08.96 г. № 125-ФЗ. В ред. от 07.08.2000 г. с изм. от 30.12.01 г.-Российская газета. 1998.-№ 153,154.
- Федеральный закон РФ «О некоммерческих организациях» от 12.01.96 г. № 7-ФЗ. в ред. от 08.07.99 г. Российская газета. — 1996. -№ 14.
- Федеральный закон РФ «Об образовании» от 13.01.96 г. № 144-ФЗ.
- Федоров И. Сокращение подготовки инженеров было бы крайне недальновидным решением // Вузовские вести. — 1998. № 13,14.
- Филатов С.А. Региональная конкуренция вузов // ЭКО. — 2003. — № 7.-С. 94−103.
- Филиппов В.М. Практический опыт организации и функционирования вузов в условиях рыночной экономики. М.: ПАИМС, 2003. — С. 38−40.
- Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. Доклад Всемирного банка // Весь мир. — 2003. — С. 7—10.
- Хейне П. Экономический образ мышления: Пер. с англ. -М., 1992.
- Чупрунов Д.И., Жильцов Е. Н. Экономика, организация и планирование высшего образования. М.: Высшая школа, 1988. — 175 с.
- ЧухломинВ.Д. Маркетинг в сфере образования. Ценообразование на образовательные услуги с учетом факторов внутренней среды организации // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 6(38). — С. 107−112.
- Шаститко А.Е. Внешние эффекты и транзакционные издержки. — М.: МГУ ТЕИС, 1997. 47 с.
- Шаститко А.Е. Институциональная экономики: теория и методология: Автореф. дис.. д-ра экон. наук. М.: МГУ, 2000. — 41 с.
- Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 12. -С. 42−49.
- Щетинин В.П., Хроменков Н. А., Рябушкин Б. С. Экономика образования. М.: Роспедагенство, 1998. — 305 с.
- Экономика и организация управления вузом / Под ред. В. В. Глухова. СПб.: Лань, 1999. — 448 с.
- Экономика социальной сферы: Учеб. пособие / Под ред. В. Г. Игнатова. Ростов н/Д: МарТ, 2001. — 416 с.
- Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред. акад. В. И. Видяпина. М.: ИНФРА-М, 1999. — 560 с.
- Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред. акад. В. И. Видяпина, Г. П. Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 1999. — 580 с.
- Эскиндаров Н.А. Развитие корпоративных отношений в современной российской экономике. М.: Республика, 1999. — 368 с.
- Якобсон Л. Социальный аспект эффективности и хозяйственный механизм // Экономические науки. — 1988. — № 6. С. 20.
- Яковлев А.А. Будущее за «Экономикой знаний» // Финансовый контроль. — 2004. — № 8. — С. 120−124.
- A. Rodrik. Distributive Politics and Economic Growih. 1994.
- Barro R.J., Lee Jong-Wha. International Comparisons of Educational Attainment // Journal of Monetary Economics. 1995. — № 32. — December. -P. 363−394.
- Becker G. Human capital // The Univesity of Chicago Press. Chicago- London, 1983.
- Benhabib M. Spiegel: Journal of Monetary Economics. 1994. — № 34. -P. 156−157.
- Delors et al J. Learning: The Treasure Within: Report to UNESCO of the International Commission on Education for the Twenty — First Century. -Paris, UNESCO Publishing. 1996. P. 99−100.
- Lucas R. Why does not Capital Flow from Rieh to Poor Countries?" // A.E.R. 1990. — № 80. — P. 92−96.
- Nelson H., Phelps E. Investment in humans, technological diffusion and economic growth // American Economic Review. 1966. — Vol. 56(2).
- Note d’information. Paris: Ministere do l’education nationale, de laГrecherche et de la technologie, Direction de la programmation et du developpe-ment, 1999.-№ 10.
- Schultz T. Investment in human capital: The Role of Education and of Research. -N.Y., 1971.-362 p.
- Liubimova S. The Bargest Literacy Campaign in History // The UNESCO Courier. -1958. March. — P. 11−12.
- World Education Report. UNESCO Publishing. — 2000.