Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Валютно-финансовая интеграция стран ЕВРАЗЭС: проблемы формирования и перспективы развития

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Закрепившаяся в качестве базовой теоретической категории валютно-финансовой интеграции стран СНГ теория построения оптимального валютного пространства Р. Манделла имеет единичный успешный опыт практического применения в странах Европейского Союза. История интеграции стран ЕС берет свое начало в середине XX в., а теория Р. Манделла впервые была опубликована в 1961 г., таким образом, данная модель… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ стр
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВАЛЮТНО ФИНАНСОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ
    • 1. 1. Научные проблемы валютно-финансовой интеграции в условиях глобализации и экономической интеграции
    • 1. 2. Опыт валютно-финансовой интеграции различных регионов мира
    • 1. 3. Условия и предпосылки формирования валютно-финансовой интеграции
    • 1. 4. Институциональная база валютно-финансовой интеграции стран ЕврАзЭС
  • ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ СТРАН ЕВРАЗЭС
    • 2. 1. Платежно-расчетная система
    • 2. 2. Взаимная конвертируемость национальных валют
    • 2. 3. Рынок банковских кредитов
    • 2. 4. Налоговая система
    • 2. 5. Фондовый рынок
  • ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЕВРАЗЭС
    • 3. 1. Создание общей платежно-расчетной системы
    • 3. 2. Обеспечение взаимной конвертируемости национальных валют по текущим операциям
    • 3. 3. Организация и развитие банковских союзов
    • 3. 4. Совершенствование налоговой системы
    • 3. 5. Взаимодействие и интеграция фондовых рынков

Валютно-финансовая интеграция стран ЕВРАЗЭС: проблемы формирования и перспективы развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из наиболее очевидных тенденций мировых финансовых рынков является процесс международной интернационализации капитала и стремление стран различных регионов к валютно-финансовой интеграции. Осознавая важность углубления интеграционных процессов, страны СНГ проводят мероприятия по сближению своих позиций в важнейших вопросах экономической интеграции.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) возникло в 2000 г., имея уже при своем появлении хорошую институциональную основу — соглашения по Таможенному союзу. Это активно развивающаяся организация, которую отличает ярко выраженное стремление стран-участниц к интеграции. ЕврАзЭС — наиболее продвинутая интеграционная форма сотрудничества в СНГ, сумевшая добиться реального функционирования зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, а использование национальных валют в расчетах по торговым операциям и свободное прохождение платежей позволят увеличить рост товарообмена и национального производства, повысить эффективность работы предприятий, ликвидировать бартер, хронические неплатежи и расчеты в валюте третьих стран, увеличить результативность торгово-экономической деятельности, расширить инвестиционное сотрудничество. В определенной степени это должно также решить проблему занятости, увеличить реальные доходы населения и обеспечить стабильность экономического роста в сообществе.

Несмотря на то, что исторически верным является постепенный переход от первых видов интеграционных объединений к единому экономиче скому пространству, «валютно-финансовая» интеграция невозможна без действующей системы экономических отношений стран общего экономического пространства. С другой стороны, реализация соглашений по экономическому сообществу в Евразии и экономическая интеграция в регионе невыполнима без интеграции валютного, денежного, фондового рынков, без общей расчет-но-платежной сети, а также без единой налогово-таможенной, бюджетной и банковской системы. Это механизмы, посредством которых осуществляется «экономическая интеграция», поэтому справедливо утверждать, что необходимость валютно-финансовой интеграции обуславливается общей необходимостью экономической интеграции. Для стран сообщества валютно-финансовая интеграция станет одновременно атрибутом сотрудничества и его неотъемлемой частью, что также поможет реализовать еще одну важнейшую функцию ЕврАзЭС — подготовку вхождения в ВТО. В связи с этим ва-лютно-финансовая интеграция именно в рамках ЕврАзЭС, на наш взгляд, наиболее реальна и потенциально осуществима.

Существенными препятствиями на пути к валютно-финансовой интеграции в сообществе в настоящее время являются: значительно различающиеся между собой уровни социально-экономического развития стран-участниц, их потенциалы и темпы развитияотсутствие общей платежно-расчетной системы и механизма взаимной конвертируемости национальных валют по текущим операциямасинхронность развития налогово-таможенных органов и несоответствие законодательствотсутствие реального взаимодействия на фондовых, валютных и кредитных рынках.

При осуществлении конкретных мероприятий в области бюджетной, налоговой, таможенной, банковской, валютной политики и выполнении необходимых условий и требований перераспределение финансового капитала по отраслям экономики будет осуществляться в масштабе не одной страны, а в хмасштабах всего сообщества, совокупный финансовый рынок станет дополнительным инструментом денежно-кредитной политики в ЕврАзЭС. В итоге, скоординированные действия стран-участниц в области регулирования рынка капиталов, валюты, ценных бумаг, банковских услуг позволят наиболее эффективно использовать ресурсы сообщества и защитить участников, в том числе в случае потрясений и кризисов на мировых финансовых рынках. В более долгосрочной перспективе — успешная валютно-финансовая1 интеграция будет определяющим условием для полной экономической интеграции в ЕврАзЭС.

Таким образом, отсутствие эффективных механизмов, обеспечивающих качественную, динамичную и высокоорганизованную работу финансовых рынков в сообществе, доказывает необходимость валютно-финансовой интеграции стран ЕврАзЭС. Данная проблема также актуальна ввиду отсутствия крупных научных исследований, посвященных ей. Обсуждение некоторых аспектов валютно-финансовой интеграции в рамках Евразийского сообщества происходит в настоящее время в публикациях, авторами которых рассматриваются отдельные аспекты темы исследования. Отмеченные обстоятельства определили выбор темы настоящей диссертацио иной работы, ее цели, задач и структуры.

Степень изученности проблемы. Проблемам экономической интеграции вообще, и валютно-финансовой интеграции в частности, посвящены работы зарубежных ученых. Основные из них это — Р. Манделл, Б. Айхенгрин, Р. Маккинон, Э. Роуз, Ч. Энджл, Дж. Штиглиц, Дж. Сандерс, Д. Арнер. Большинство из них проводили исследования, опираясь на теорию построения оптимального валютного пространства Нобелевского лауреата Роберта Манделла, которая была создана им для стран послевоенного западноевропейского региона, и существующие на сегодняшний день модели валютно-финансовой интеграции в основном являются вариациями применения теории Манделла к различным регионам мира. В процессе выполнения данной работы также были использованы труды современных экономистов, работающих в странах СНГ — А. Захарова, Т. Назарова,'М. Овсепян, Н. Петракова, М. Стержневой, 3. Султанова, С. Хисайнова, Г. Шагалова, которые, занимаясь вопросами интеграции в валютно-финансовой сферев рамках СНГ, внесли большой вклад в экономическую науку.

Тем не менее, вышеперечисленными авторами были рассмотрены отдельные стороны проблемы, круг же вопросов, касающихся валютно-финансовой интеграции5 в^ рамках ЕврАзЭС и затрагивающих процессы интеграции как с институциональной, так и экономической точки зрения, не исчерпан. Валютно-финансовое пространство стран сообщества является развивающимся, утверждающимся и имеет свои, особенности, вызванные территориальными, политическими, ресурснымиисторическими и экономическими факторами. Недостаточная научная и практическая разработанность проблемы валютно-финансовой интеграции в рамках ЕврАзЭС определила цели и задачи данного исследования.

Цели и задачи: исследования. Целью диссертации является исследование механизмов и предпосылок формирования валютно-финансовой интеграции стран Евразийского сообщества, факторов совершенствования ее развития и перспектив реализации.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

1. обосновать теоретические основы валютно-финансовой интеграции в ЕврАзЭС с учетом использования мирового опыта;

2. оценить предпосылки формирования валютно-финансовой интеграции стран сообщества, учитывая особенности их социально-экономического развития;

3. определить факторы развития валютно-финансовой интеграции в ЕврАзЭС;

4. разработать рекомендации и предложения по формированию общей платежно-расчетной системы, взаимной конвертируемости национальных валют, развитию институциональных основ интегрированной валютно-финансовой системы стран Евразийского сообщества.

Объектом исследования является экономика стран, входящих в ЕврА-зЭС и институциональные основы функционирования валютно-финансовых рынков стран сообщества.

Предметом исследования является комплекс отношений, возникающих между странами в процессе валютно-финансовой интеграции, основные факторььи механизмы валютно-финансовой интеграции, в ЕврАзЭС, а также определение мероприятий для их эффективного исполнения:

Методологическая основа-исследования. В качестве методологической основы были использованы научные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблемам теории валютно-финансовой интеграции. В процессе работы над диссертацией были применены: статистические методы анализа, в частности методы исчисления показателей рядов динамики, графический анализ, методы обобщениями сравнения, а также методы исторического, логического’и макроэкономического анализа теоретического и практического материала.

Информационной базой для проведенного исследования послужили материалы отечественных и международных статистических служб (Статистический комитет СНГ, Международный валютный фонд, Всемирный банк) — рабочие материалы Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС, справки Министерства иностранных дел и юстиции Республики Таджикистанматериалы научных и научно-практических конференций и экономических форумов ЕврАзЭС и СНГ, а также нормативные акты (международного характера) по данной проблематике.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. на основе теоретического анализа существующих моделей и концепций валютно-финансовой интеграции в работе отмечено, что для условий стран ЕврАзЭС данные модели неприемлемы, поскольку страны сообщества находятся в условиях, отличающихся от развитых стран, и обоснована необходимость разработки собственной схемы валютно-финансовой интеграции стран ЕврАзЭС;

2. на основе сравнения платежно-расчетных систем, взаимной конвертируемости, функционирования финансовых рынков стран-участниц и анализа современного состояния валютно-финансовой интеграции в ЕврАзЭС определены задачи финансовой политики в сообществе, в частности создание участникам торговых отношений благоприятного режима и альтернативы получения выручки в валюте любой из стран-участницпринятие общей концепции обучения специалистов, финансовой сферы, создание выделенных каналов связи с доступом к единой базе данных, создание Межгосударственного клирингово-депозитарного центра и аналитических служб для прогнозов и рекомендаций исполнительным структурам, разработка стандартов профессиональной деятельности на фондовом рынке;

3. обоснованы основные направления совершенствования институциональной базы формирования валютно-финансовой интеграции ЕврАзЭС на основе определения общей стратегии экономического развития стран-участниц, унификации ставок, тарифов и платежей в сообществе;

4. определены основные проблемы и приоритетные направления развития валютно-финансовой интеграции в ЕврАзЭС, в частности отмечено, что на нынешнем этапе интеграции в сообществе особо актуальными являются создание общей платежно-расчетной системы, совершенствование механизма взаимной конвертируемости национальных валют по текущим операциям, организация и развитие банковских союзов, совершенствование налоговой системы, взаимодействие и интеграция фондовых рынков.

Практическая значимость диссертации заключается в возможности использования методов и подходов в построении единой для всех стран ЕврАзЭС финансовой политики, а также в том, что основные выводы и полу. ченные в работе результаты ориентированы на широкое применение в такой специфичной и достаточно новой сфере экономических отношений, как интеграция в валютно-финансовой сфере. Основные положения диссертации могут использоваться в практической деятельности аналитических и исполнительных структур, занимающихся внедрением и ускорением интеграционных процессов стран ЕврАзЭС.

Результаты исследования могут быть также использованы в учебном процессе в вузах, на экономических факультетах, в преподавании ряда курсов по специальностям: «Макроэкономика», «Финансы и кредит», «Инвестиции и инвестиционная политика».

Апробация результатов исследования. Основные научные результаты диссертации были доложены автором на Международной научно-практической конференции «Central1 Asia — Perspectives from the Field» (Центральная Азия — перспективы развития региона), г. Лондон, Великобритания, (2003 г.), на четвертой региональной научной конференции Казахского института менеджмента, экономики и стратегических исследований (КИМЭП) «Economies and Polities in Transition: Central Asia and Beyond» (Экономика и политика в переходный период: Центральная Азия и вне ее), Республика Казахстан, Алматы (2004 г.), а также на ежегодных научно-практических конференциях «Славянские чтения» в Российско-Таджикском (Славянском) Университете. Отдельные положения диссертации были использованы при составлении рабочей программы учебного курса «Валютно-финансовая интеграция Содружества Независимых Государств» для студентов специальности «Финансы и кредит». Кроме того, материалы исследования были апробированы диссертантом в составлении курса лекций по дисциплинам «Финансовые рынки», «Анализ фондовых рынков и инвестиционных проектов» для студентов специальности «Финансы и кредит» Российско-Таджикского (Славянского) Университета, г. Душанбе, Таджикистан.

Публикации. Результаты выполненных исследований опубликованы^ следующих работах автора:

1. Валютная интеграция государств — членов СНГ — основа развития внешнеэкономической деятельности // Вестник РТСУ, 2002 г., № 2. — 0,5 п.л. (в соавторстве).

2. Макроэкономическая ситуация и ориентиры денежно-кредитной политики Республики Таджикистан // Вестник РТСУ, 2002 г., № 2. — 0,5 п.л. (в соавторстве).

3. Валютно-финансовая интеграция государств — членов СНГ — основа экономического развития // Таджикистан и современный мир (Центр Стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан), 2003 г. № 1 (2). — 0,5 п.л. (в соавторстве).

4. Интеграция банковских систем стран Центральной Азии и Казахстана // Сборник научных трудов Налогово-правового института, 2003 г., № 5. -0,7 п.л. (в соавторстве).

5. Интеграция Республики Таджикистан в систему расчетно-платежных отношений стран СНГ // Экономика Таджикистана: стратегия развития, 2003 г., № 3. 1,1 п.л.

6. Основные направления и перспективы развития, валютно-финансовой интеграции стран ЕврАзЭС // Вестник РТСУ, 2004 г., № 2/3 (5) — 0,9 п.л.

Объем и структура диссертации. Диссертация! состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка в количестве 231 наименования, изложена на 157 страницах компьютерного текста. Работа иллюстрирована 10 таблицами и 9 диаграммами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Валютно-финансовая интеграция в странах ЕврАзЭС — процесс долгосрочного характера. Существующие на сегодняшний день хозяйственные и правовые взаимоотношения между странами сообщества, а также деятельность наднациональных органов (например, МПА ЕврАзЭС) свидетельствуют о структурных изменениях в валютно-финансовой системе и служат признаками активизации интеграционных процессов в этой сфере. Одним из первых шагов на пути к реализации соглашений по валютно-финансовой интеграции стала разработка модельных законов и типовых проектов. Однако дальнейшее развитие процесса требует приложения усилий и осуществления конкретных мероприятий, как на государственном уровне, так и во взаимодействии на уровнях рынков и экономических субъектов стран, входящих в сообщество.

Проведенное нами исследование на тему «Валютно-финансовая интеграция стран ЕврАзЭС: проблемы формирования и перспективы развития» позволило заключить следующее.

1. Закрепившаяся в качестве базовой теоретической категории валютно-финансовой интеграции стран СНГ теория построения оптимального валютного пространства Р. Манделла имеет единичный успешный опыт практического применения в странах Европейского Союза. История интеграции стран ЕС берет свое начало в середине XX в., а теория Р. Манделла впервые была опубликована в 1961 г., таким образом, данная модель была создана на основе имеющегося фактического материала и опыта определенной группы стран. В связи с этим, считаем, что использование данной модели в качестве «базовой теоретической основы» для валютно-финансовой интеграции стран ЕврАзЭС неприменимо. Теоретические основы «валютно-финансовой интеграции» следует искать в теоретических основах таких категорий, как «глобализация», «финансовая глобализация», «экономическая интеграция», поскольку валютно-финансовая интеграции — это лишь одно из направлений данных категорий, и соответственно она имеет те же теоретические основы. Рассмотрев имеющиеся типы валютно-финансовой интеграции в регионах мира, можно резюмировать, что латиноамериканский, западноафриканский и арабский тип находятся в стадии становления и развития, и валютно-финансовая интеграция реализована к настоящему времени исключительно в Европейском Союзе.

2. Проанализировано современное состояние валютно-финансовой интеграции стран сообщества. В частности, рассмотрены проблемы осуществления расчетов и платежей и взаимной неконвертируемости национальных валютоценены объемы банковского кредитования стран сообщества, а также степень соответствия налоговых систем и развития и интеграции фондового рынка. Отмечен общий низкий уровень экономического развития и различающиеся темпы экономического роста между странами сообществаразличающийся уровень развития банковских систем и инфраструктуры финансового рынка в ЕврАзЭСотсутствие функционирующего механизма взаимной конвертируемости национальных валют, различия в темпах инфляции, финансовых ставках, подходах к фискальной политике, несоответствие налоговых систем, отсутствие интегрированного фондового рынка.

3. Предложены следующие меры для форсирования процесса валютно-финансовой интеграции в рассматриваемом сообществе. Реальная ва-лютно-финансовая интеграция стран Евразийского экономического сообщества станет индикатором развития и стабильности национальных экономик, преодоления обесценивания национальных валют, формирования валютного союза и общей платежно-расчетной системы. При этом развитая общая платежно-расчетная система станет важным условием валютно-финансовой интеграции и катализатором развития экспортно-импортных отношений стран-участниц, при технически скоростном и беспрепятственном обслуживании расчетов и платежей, будут сняты барьеры эффективного взаимодействия. Для создания общей платежно-расчетной системы, параллельно с внедрением и использованием Межбанковской системы переводов денег, применяемой в Казахстане и принятой в качестве базовой Интеграционным комитетом государств Таможенного союза, в странах ЕврАзЭС необходимо: учитывать существующие международные стандарты и позитивный опыт отдельных участников сообщества, применяющих те или иные модели переводов платежейактивизировать развитие внутренних финансовых рынков стран-участниц, направить усилия на развитие элементов, составляющих инфраструктуру рынка, а также на инвестиционную активность домашних хозяйств для мобилизации их средств в процессе воспроизводстваобеспечить устойчивость банковских систем внутри стран сообществасоздать единый межгосударственный клиринговый центр (в этот центр должна поступать информация о транзакциях из банков-пользователей системы стран ЕврАзЭС и осуществляться неттинг) — внедрять «принцип открытости информации», касающейся финансовых рынков, банковских систем, ставок по платежам, курсов взаимного конвертирования и др.- устранить процедурные барьеры и широко использовать современные инструменты денежного рынка, поощрять использование де-ривативов в качестве инструментов хеджирования рисков по операциям, связанным с финансами и ценными бумагами.

4. Одной из ключевых проблем в валютно-финансовой сфере стран ЕврАзЭС является проблема «прямой неконвертируемости национальных валютных единиц». Привязка всех платежей и расчетов к доллару США может быть достаточно выгодной на определенном этапе развития торговых отношений (сохраняются относительно твердые курсы, выраженные через доллар). Тем не менее, эта ситуация останется актуальной, пока не будет создана адекватная система взаимных котировок и, как следствие, валютный союз. По нашему мнению, совершенствование механизма взаимной конвертируемости национальных валют по текущим операциям предполагает следующее:

— стабильность национальных экономик и развитый производящий сектор, т.к. пока национальные валюты не будут подкреплены реальным сектором экономики, говорить о валютно-финансовой интеграции преждевременно;

— внешнеторговая деятельность должна строиться преимущественно на экспорте конечной продукции, а не сырья;

— торговые отношения необходимо стимулировать через налоговые, тарифные и иные поощрения производителей стран сообщества;

— обеспечить рыночно-справедливый метод установления курсов валют на внутренних рынках стран сообщества через сеть валютных бирж и регулярные торги;

— участники торговых отношений должны быть уверены в благоприятном режиме для себя и альтернативе получения выручки от контрагента страны-участницы сообщества в валюте любой из стран-участниц;

— на территории Евразийского сообщества необходимо наличие центра, координирующего процедуры выплат и расчетов, а также выступающего модератором в случае долгов, задержек, споров по расчетным обязательствам (в роли такого координирующего центра может выступать как Межгосударственный банк СНГ, так и специально организованный в этих целях Банк Евразийского сообщества).

Данный банк, полагаем, мог бы, помимо основных функций, участвовать в разработке основных направлений денежно-кредитной политики сообществаиметь в резерве количество валют стран-участниц, которое в процентном соотношении соответствует доле их участия в ЕврАзЭС, либо данное количество должно быть рассчитано по сведениям платежного баланса, исходя из потребности в средствах для ведения внешнеэкономической деятельностиосуществлять котировку валютиметь разветвленную сеть представительств в странах сообществасоставлять конкуренцию в вопросах обслуживания операций коммерческим банкам стран-участниц, использующим свободно-конвертируемые валюты для установления взаимного курсаосуществлять выплаты по транзакциям из средств, имеющихся в резерве, в соответствии с установленным курсом в валюте страны поставщикавыполнять учет долговых обязательств по межгосударственным транзакциям, оплата по которым может производиться векселямиучаствовать в инвестиционной проектах, использовать факторинговые операции в случае задержки поступления средств от одной из сторонприменять лизинг в качестве дополнительной услуги для развития торговых и партнерских отношений между хозяйствующими субъектами стран сообществана правах равного субъекта отношений участвовать на внутренних (национальных) финансовых рынках.

5. Для кредитования и решения других валютно-финансовых вопросов субъектов, экономическая деятельность которых связана со всеми странами Евразийского сообщества, рациональным и результативным должно стать создание специальных банковских союзов (ассоциаций). Деятельность союзов нужно направить на эффективное распределение и использование кредитных ресурсов сообщества. Строить политику кредитования необходимо в соответствии с общей финансовой политикой сообщества, которая должна учитывать как потребности отдельных отраслей экономики, так и приоритеты политики поддержки малорентабельных, но социально-значимых направлений.

Банковский союз должен строить свою деятельность в тесном информационном взаимодействии как можно большего количества кредитных институтов сообщества, быть ориентированным на развитие предпринимательства в регионе, и представлять собой объединенные в информационную сеть кредитные учреждения сообщества. Услуги союзов должны быть максимально выгодными, простыми и доступными, все участники из стран сообщества должны иметь возможности получения кредита по одинаковым ставкам и на равных условиях. Погашение кредитов должно предполагать возможность возвращения средств в любой из стран сообщества.

6. Частью валютно-финансовой интеграции является координация действий в сфере налогово-таможенного регулирования, а также гармонизация национальных законодательств в этой области, которая призвана укрепить правовое обеспечение работы рынков. На территории ЕврАзЭС существует та же проблема, что и во всех интеграционных блоках постсоветского пространства — фактическая реализация подписанных документов. Ратификация, проведение внутригосударственных процедур и реальное осуществление договора — это этапы длительного во времени процесса. Однако существуют и другие проблемы, которые мешают претворению в жизнь самой концепции гармонизации налогового и таможенного законодательства и всех нормативных документов, принятых странами-участницами ЕврАзЭС. В связи с этим странам-членам сообщества в целях совершенствования налоговой системы следует усилить деятельность и направить усилия в следующих направлениях:

— планирование бюджетов должно осуществляться в рамках единой концепции бюджетной политики сообщества;

— необходимо стремиться к унификации организационной структуры и системы подчинения налоговых и таможенных органов;

— социальная функция налогообложения и функция перераспределения бюджета должны стать важнейшими, а политика стран в отношении социально незащищенных слоев подчиняться общим целям сообщества;

— осуществить планомерный, но безальтернативный переход на общие стандарты бухгалтерского учета и составления отчетности;

— унифицировать ставки и методы взимания налогов с граждан и юридических лиц в целях однотипного и одновременного развития стран сообщества, а также для увеличения возможностей эффективного сотрудничества и уменьшения налоговых трудностей;

— унифицировать делопроизводство и документы, используемые для работы налоговых и таможенных органов;

— использовать упрощенные налоговые схемы для представителей бизнеса, работающих на всей территории ЕврАзЭС;

— стимулировать экспорт конечной продукции, повышая налоговые ставки и тарифы на экспорт сырья (особенно в страны, не входящие в сообщество);

— отказываться от кредитов на развитие международных организаций;

— создать общую концепцию обучения, систематизировать подготовку кадров, ввести постоянный обмен опытом, стажировки и курсы повышения квалификации практикующих налоговиков и таможенников, поощрять контакты образовательных учреждений, научных центров, проводить регулярные квалификационные экзамены (с возможностью сдачи экзамена в любой из стран сообщества) с последующими периодическими аттестациями;

— создать выделенные каналы связи с доступом к единой базе данных для удобства контроля над перемещением товаров;

— стремиться к уменьшению налогового бремени на всей территории сообщества и приданию налогообложению преимущественно социально-распределительную, а не фискальную функцию.

7. ОднИхМ из самых высоких признаков валютно-финансовой интеграции стран ЕврАзЭС станет взаимодействие и интеграция фондовых рынков (рынков ценных бумаг). Существование в государстве активно функционирующего фондового рынка говорит о развитости экономики вообще, и промышленного сектора в частности, это также свидетельствует об активной купле-продаже ценных бумаг, которые являются «выражением» фондовых ценностейо более динамичном способе мобилизации денежных средств (посредством ценных бумаг) с последующим «вкладыванием их в экономику" — об активной инвестиционной деятельностио косвенном участии населения в процессе воспроизводства и получении им дохода и т. д.

Фондовый рынок — проекция финансового рынка, а за ним — всей экономической конъюнктуры. Развитый фондовый рынок на территории сообщества станет показателем общего состояния экономики ЕврАзЭС. Для взаимодействия и интеграции фондовых рынков необходимо:

— усилить работу над правовой базой, сначала на национальных уровнях, затем к установлению единых стандартов;

— создать рабочие группы по развитию институтов профессиональных участников, комитетов по стандартам, фондовых бирж, саморегулируемых организаций, средств телекоммуникаций, технологии торгов и обмена информацией, процедур решения споров, а также других субъектов, которые обеспечат эффективную работу всего финансового рынка вообще, и фондового рынка в частности;

— разработать общие стандарты профессиональной деятельности, что снимет дополнительные барьеры на пути к валютно-финансовой интеграции и единую номенклатуру видов профессиональной деятельности во всех странах-участницах;

— сформировать единый комитет по выдаче лицензий на ведение профессиональной деятельности, а также комитет по надзору и контролю над деятельностью участников;

— ввести единые стандарты эмиссии ценных бумаг и критерии допуска ценных бумаг к котировке (данный критерий можно корректировать с учетом уровня экономического развития и общего уровня доходов в стране);

— создать единый клирингово-депозитарный центр;

— создать межгосударственный реестр ценных бумаг ЕврАзЭСценные бумаги, эмитированные на территории ЕврАзЭС, должны иметь одни и те же реквизиты, также должна применяется общая система нумерации, используемая на всей территории сообщества;

— проводить сделки по единым стандартам процедур, сроков и регистрациивсе стандарты по реквизитам, лицензиям, срокам, эмиссиям, и др. должен разрабатывать Единый комитет по стандартам ЕврАзЭС;

— ввести единые стандарты, формы и сроки предоставления отчетности, которые должны быть доступны инвесторам не только в стране эмитента, но и в странах-участницах сообщества;

— переходить от системы использования депозитарных расписок к торговле ценными бумагами эмитентов стран-участниц сообщества и совместно-эмитированными ценными бумагами напрямую;

— создавать и развивать наднациональные организации, такие как: саморегулируемые организации, ассоциации фондовых и валютных бирж, ассоциации регулирующих органов и др.;

— создавать аналитические службы при наднациональных органах для прогнозов и рекомендаций исполнительным структурам;

— обеспечить наличие финансовых изданий для публикации финансовых новостей рынка и изменений законодательства, котировок, аналитических обзоров, пресс-релизов официальных служб сообщества, информации об учетных ставках и т. д.;

— издавать периодические информационные бюллетени и итоговые обозрения о результатах деятельности наднациональных структур, работающих на финансовом рынке ЕврАзЭС, которые должны быть доступны и открыты для пользователей разного уровня.

8. Важным условием стабильной работы всего финансового рынка является информационная открытость и доступность. В настоящее время в некоторых странах сообщества (например, в Таджикистане) существует проблема доступа граждан, юридических лиц, научных исследователей, инвесторов к подробным отчетам эмитентов, информации о состоянии финансового рынка, базе данных экономической статистики, сложившимся на рынке процентным ставкам, изменениям в законодательстве, к информации о банковской системе и др. Полагаем, что принцип прозрачности и открытости должен неукоснительно соблюдаться на всей территории ЕврАзЭС. Этот принцип должен быть заложен во всех сферах непосредственного применения, и проявляться на разных уровнях, носителями и исполнителями его должны стать различные субъекты финансового рынка, обеспечивающие и участвующие в его работе.

Предложенный в настоящем исследовании комплекс мероприятий предназначен для более эффективного претворения в жизнь договоров и соглашений по валютно-финансовой интеграции стран ЕврАзЭС. Исследование показало, что в настоящее время основным препятствием в этой сфере являются в большей степени трудности на уровне хозяйственных связей, и в несколько меньшей — на уровне институционального устройства. В аспекте вышеизложенного, существенным в процессе валютно-финансовой интеграции является взаимодействие, сотрудничество, и самое главноежелание осуществить качественный переход к реально интегрированному рынку субъектов всех уровней осуществления интеграции. На макроуровне — это:

— законотворческая инициатива;

— единые подходы к функциям налогообложения, таможенной, валютной и монетарной политике;

— масштабная научная и практическая работа над внутренним законодательством;

— координация действий и усилий по сближению и гармонизации законодательств всех стран ЕврАзЭС;

— унификация ставок, тарифов и платежей в сообществе.

Названные мероприятия должны проводиться в соответствии с Евразийской концепцией и отвечать главным целям и стратегии организации.

На мезоуровне — это, прежде всего, развитие реального сектора экономики, а также сближение рынков по:

— единой концепции и схеме развития;

— инфраструктуре;

— институтам участников;

— методам, параметрам, стандартам, процедурам функционирования;

— этапности и срокам развития;

— единой доктрине регулирования и саморегулирования;

— сфере исполнительных наднациональных органов, которые будут выполнять как административные и рыночные, так и регулирующие функции;

— преодолению торговых и неторговых барьеров на пути к валютно-финансовой интеграции.

На микроуровне — это контакты хозяйствующих субъектов странучастниц сообщества на основе:

— создания совместных компаний и ведения общего бизнеса;

— инвестиционной активности на территории сообщества;

— свободного конвертирования валют стран-участниц и проведения финансовых операций в ЕврАзЭС;

— беспрепятственного и оперативного осуществления расчетов и платежей;

— льготного налогообложения хозяйственной деятельности, осуществляемой в рамках программ поддержки предпринимателей, ведущих совместный бизнес;

— возможности перемещения капитала по территории сообщества без каких-либо ограничений.

Таким образом, реально достижимой валютно-финансовая интеграция стран Евразийского экономического сообщества станет при условии поступательного развития всего общества, и, в первую очередь, экономической составляющей в совокупности с целенаправленными мероприятиями в законодательной, валютной, платежной, налоговой, банковской, кредитной, фондовой сфере.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О.А. О правовом обеспечении приоритетных направлений развития ЕврАзЭС на 2003 2006 годы (из выступления на Четвертом заседании МПА ЕврАзЭС 16 июня 2003 г.) // Проблемы современной экономики. — 2003. — № 2 (6).
  2. Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. М.: Юристъ, 1999.-368 с.
  3. Я.Н. Во имя будущего // Экономика Таджикистана: стратегия развития, 1998.-№ 1.-С.Ю- 18.
  4. Д., Промский Н. Экономическая интеграция стран СНГ: проблемы и решения // Экономист. 2001. — № 9. — С.51 — 56.
  5. Е. Факторы формирования валютных курсов: плюрализм моделей, теорий и концепций // МЭ и МО. 2002 — № 1. — С.46 — 59.
  6. Ю.В. К вопросу о системном подходе к анализу интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств // Проблемы современной экономики. 2003. — № 2 (6).
  7. А. Реструктуризация и реформирование производства // Экономист. 1999. — № 9. — С.23 — 28.
  8. Д.Ч. Денежно-финансовая стабилизация в Кыргызской Республике // Финансы. -2003. № 6. — С.73 — 76.
  9. М.Р., Мамбеталиев Н. Т., Тютюрюков Н. Н. Налоги и налогообложение в СНГ: Учеб. пособие / Под ред. А. П. Починка, Л. П. Павловой.- М.: Финансы и статистика, 2004. 424 с.
  10. С. Отмывать «грязные» деньги в прозрачном финансовом потоке становится все сложнее (Обзор пресс-конфер., состоявш. после принятия Федер. з-на) // Банковское дело. — 2002. — № 3. С. 32.
  11. А. Причины и последствия региональной экономической интеграции в Центральной Азии // Экономика Таджикистана: стратегия развития. -2001. -№ 1. С. 105 — 117.
  12. С.М. Валютная сфера тоже нуждается в реформе // Деньги и кредит. 2002. — № 5. — С.45 — 50.
  13. С.М. Мировая экономическая и валютная ситуация в 90-х годах // Деньги и кредит. 1998. — № 5. — С.62 — 76.
  14. О. Рубль, доллар, евро // Международная жизнь. 2002. — № 2.- С. 84 -90.
  15. Бюро МПА ЕврАзЭС. Рекомендации парламентских слушаний «Совершенствование и гармонизация законодательства в области социальной политики» от 11.06.02 № 14.
  16. Т., Константинов Ю. Концептуальные основы формирования в СНГ платежного союза и перехода к валютному союзу // Общество и экономика. 1998. — № 6. — С. 102 — 103.
  17. Вестник Национального банка Таджикистана. №№ 21−31. — 2000 -2002.
  18. Внешнеторговые связи государств-членов ЕврАзЭС с развитыми и развивающимися странами и со странами с переходной экономикой в 2001 году (Экономико статистический обзор) // Проблемы современной экономики. — 2002. — № 3.
  19. А.Г., Широков Г. К. «Глобализация: истоки, тенденции, перспективы». М., 2000.
  20. Л.Д. СНГ: новый путь развития в XXI веке. М.: Русь, 2000. — 384 с.
  21. Н.Ф., Марышев А. Н., Черкасов Н. А. Международная интеграция как категория экономической науки и конкретная форма интернационализации хозяйственной жизни // Проблемы современной экономики. 2002. -№ 3.
  22. .И. Интеграционные процессы в западном полушарии на современном этапе: позиция США, латиноамериканский аспект и интересы Российской Федерации // Научный доклад. 1998.
  23. Ю. Проблемы стратегического партнерства в рамках СНГ // Вопросы экономики. -2001. -№ 3. С. 140 — 145.
  24. И.О. МВФ и мировой экономический кризис // Банковское дело. -2002. № 3. — С.40.
  25. И. Банковская система Таджикистана за 1999 г. и перспективы ее развития в 2000 г. // Вестник Национального банка Таджикистана. -2000. № 2(21). — С Л 0 — 13.
  26. И.П. Задачи правового обеспечения приоритетных направлений развития ЕврАзЭС (к итогам IV-ro заседания Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества) // Проблемы современной экономики. 2003. — № 2 (6).
  27. Декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, Петергоф, 7 июня 2002 г.
  28. Г. Глобализация в человеческом измерении // МЭ и МО. -2002-№ 7.-С.4- 16.
  29. Договор о создании Экономического союза, М., 1993.
  30. С.И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление. -М.: Экономика, 1998
  31. И.Г. Валютный рынок России после финансового кризиса. Проблемы развития // Деньги и кредит. 1999. — № 11. — С.40 — 47.
  32. И.Г. Мировой финансовый рынок — на пороге XXI века // Деньги и кредит. 2000. — № 5. — С.52 — 61.
  33. С.П. Организация повышения квалификации работников налоговых служб государств-членов ЕврАзЭС // Проблемы современной экономики. 2004. — № 1(9).
  34. В. Проблема емкости финансовых систем и валютно-финансовая интеграция // Новое поколение. Москва — № 1. — том 2 -осень 1997.
  35. В. Таможенная интеграция в СНГ как пример экономического псевдоморфизма // Вопросы экономики. 1999. — № 12. — С.102 — 109.
  36. В. Торговая интеграция в СНГ как пример экономического псевдоморфизма // Новое поколение. 1998. — № 2. — Том 3.
  37. В. Евразийское экономическое сообщество: правовые проблемы становления и развития // Право и экономика. 2002. — № 1. -С.59 — 63.
  38. В. Таможенный союз государств-участников Договора 5-ти: состояние, проблемы // Право и экономика. 1999. — № 9. — С.66 — 76.
  39. Закон Республики Таджикистан «О банках и банковской деятельности». -Душанбе, 1998.
  40. Закон Республики Таджикистан «О Национальном банке Республики Таджикистан». Душанбе, 1996.
  41. А.В. Валютно-финансовая интеграция в СНГ: проблемы и перспективы // Зарубежный опыт: уроки для России /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2002. — № 3 (159). — С.62
  42. А.В. О концепции единого валютного пространства СНГ. М.: ЗАО «Юридический Дом „Юстицинформ“, 2002. — 144с.
  43. А.В. Перспективы валютного сотрудничества стран СНГ // Деньги и кредит.-2000.-№ 10.-С.8- 11.
  44. А.В. Современные тенденции глобализации финансовых рынков // Экономические науки. 2000. — № 2. — С.5.
  45. Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Калинингр. ун-т. — Калининград, 2000. -С.21.
  46. Зевин JL Проблемы регулирования глобальных экономических процессов // МЭ и МО. 2002 — № 7. — С.38 — 46.
  47. М. Направления валютно-финансовой интеграции в рамках СНГ // Банкаусю весшк, снежань, 2002.
  48. Н. Интеграционные процессы стран Содружества // Экономист. 1999. — № 10. — С.72 — 78.
  49. Н. СНГ современное состояние и перспективы // Экономист. — 1998. — № 3. — С.84 — 90.
  50. Н. Современная экономическая ситуация в СНГ // Экономист. 2002. — № 1. — С.80 — 92.
  51. Н. Экономика стран Содружества в условиях глобализации // Вопросы экономики. 2002. -№ 3. — С. 113 — 124.
  52. А., Мясникова JI. Онлайновые сообщества в „новой экономике“ // МЭ и МО. 2002. — № 11. — С. 15 — 23.
  53. Ю., Рябушкин Б. Итоги развития экономики стран-членов СНГ в 2001 г. // Вопросы экономики. -2002. -№ 3. С. 124- 138.
  54. В., Клоцвог Ф. Подходы к научному обоснованию интеграционных процессов // Международный электронный журнал „Проблемы теории и практики“. — 1997. № 5.
  55. JI.JI. Международный рынок инвестиций: современные тенденции развития // Финансы. 2002. — № 9. — С.75 — 77.
  56. А. Реальный валютный курс и экономический рост // Вопросы экономики. 2002. — № 2. — С.19 — 49.
  57. Интеграционные процессы в странах СНГ // Ученые записки кафедр общественных наук вузов С. Петербурга. Политическая экономия. Вып. XXII. СПб., 1996. С.16
  58. Интеграция предпосылка стабильности экономики (из выступлений на
  59. Петербургском экономическом форуме в июне 1999 г.) // Экономист.1999. № 9. — С. З — 16.
  60. Информация о работе Центральной Фондовой Биржи и ее предложения по формированию и развитию рынка ценных бумаг в Республике Таджикистан.
  61. Н. Таможенный союз: дела и планы. Алматы: ОФ „БИС“, 2000.-216 с.
  62. Н.В., Климанов В.В. ., Давыдов И. П., Иванов В. Н. Бюджетные системы Беларуси, Казахстана, России и Украины в условиях экономической интеграции // Проблемы современной экономики. 2004. — № 1(9).
  63. Ю. Международные отношения в зеркале информационной революции // Международная жизнь. 2003. — № 1. — С. 118 — 128.
  64. Л., Кохно П. Процессы экономической интеграции государств СНГ // Экономист. 1998. — № 2. — С.77 — 85.
  65. Т. Содействие притоку иностранных инвестиций в центрально азиатские страны // Экономика Таджикистана: стратегия развития.1999. № 4. — С.82 — 98.
  66. В. Глобализация и сближение уровней экономического развития: от спада к росту в странах с переходной экономикой // Вопросы экономики. 2000. — № 10. — С.4 — 26.
  67. В. Инвестиции в СНГ // Экономист. 2002. -№ 11.- С. 80 — 90.
  68. В. Нормативная база экономического сотрудничества стран СНГ // Право и экономика. 2000. — № 11. — С.70 — 75.
  69. В. Правовое поле Содружества // Риск. 1999. — № 4. — С.70 -76.
  70. В. Правовые основы инвестиционной деятельности в СНГ // Право и экономика. 1999. -№ 10. — С.76 — 82.
  71. С. СНГ: интеграционное взаимодействие // Экономист. — 2002. № 2. — С.83 — 88.
  72. Концепция создания интегрированного валютного рынка государств -членов Евразийского экономического сообщества // ММВБ МАБ СНГ.- Москва, 2003 г.
  73. С.Г. Об экономических и законодательных предпосылках валютно-финансовой интеграции в ЕврАзЭС // Проблемы современной экономики. 2004. — № 1(9).
  74. A.JI. Глобализация и мировые тенденции укрупнения капитала // Финансы и кредит. 2001. — № 5. — С.269 — 274.
  75. А. Стратегия региональной интеграции государств Центральной Азии // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 1999. — № 4.- С. 55 82.
  76. Ю.Д. Некоторые итоги парламентской работы 2001 г. по банковскому направлению // Банковское дело. 2002. — № 1. — С.34.
  77. Л.И., Кузьменко В. П. С позиций осторожного оптимизма -интеграционные и дезинтеграционные факторы многовекторных процессов на европейском и постсоветском пространствах // Политика i час.- 1998.-№ 9−10.-С. 17−22, 7−23.
  78. Т.Х. Интеграция экономики Республики Таджикистан со странами СНГ // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2001. -№ 3.-С.94- 104.
  79. Т.Х., Нажмиддинов А. Н. Экономическая интеграция в Центральной Азии // Экономика Таджикистана: стратегия развития. — 2001. -№ 1. С. 157 — 159.
  80. Т. Устойчивая денежно-кредитная система — важный инструмент обеспечения финансовой безопасности // Деньги и кредит. -2002. № 6. — С.53 — 57.
  81. Е.К. Роль международных организаций в регулировании глобальных экономических процессов // Вестник Московского университета. Серия 6 Экономика. 2002. — № 4. — С.34 — 57.
  82. JI.H. Евро и Россия // Внешняя торговля. 1998. — № 10 — 12. -С.4−7.
  83. Н.Т., Бобоев М. Р. Налоговая политика в странах ЕврАзЭС в условиях экономического роста // Проблемы современной экономики.- 2004. № 1(9).
  84. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / под ред. Л. Н. Красавиной. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 608 е.: ил.
  85. Международные экономические отношения. Интеграция. Учебн. пособие / Щербанин Ю. А. и др. М.: Юнити, 1997.
  86. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / В. Ры-балкин, Ю. Щербанин, JI. Балдин и др.- под ред.проф. В. Е. Рыбалкина. -3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2000. — 503 с.
  87. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Е. Ф. Жуков, Т. И. Капаева, Л. Т. Литвиненко и др.- под ред.проф. Е. Ф. Жукова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-485 с.
  88. Межпарламентская ассамблея Евразийского экономического сообщества. Сравнительно-правовой анализ законодательных актов государств -членов ЕврАзЭС в сфере валютного регулирования.
  89. Межпарламентская ассамблея Евразийского экономического сообщества. Проект концепции сотрудничества государств членов евразийского экономического сообщества в валютной сфере.
  90. Межпарламентская ассамблея Евразийского экономического сообщества. Проект плана гармонизации банковского законодательства государств-членов ЕврАзЭС на 2004−2006 гг.
  91. Межпарламентская ассамблея Евразийского экономического сообщества. Проект соглашения о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств членов Евразийского экономического сообщества.
  92. Межпарламентская ассамблея Евразийского экономического сообщества. Типовой проект о кредитных потребительских кооперативах граждан (кредитных союзах).
  93. Межпарламентская ассамблея Евразийского экономического сообщества. Модельный закон об основах аудиторской деятельности.
  94. Межпарламентская ассамблея Евразийского экономического сообщества. Модельный закон о бухгалтерском учете.
  95. Межпарламентская ассамблея Евразийского экономического сообщества. Модельный закон об основах банковской деятельности.
  96. Е.И., Кузьменко И. С. Переход банков на международные стандарты финансовой отчетности: проблемы и перспективы // Банковское дело. 2002. — № 4. — С.29.
  97. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник / под ред. д-ра эк. наук, проф. В. П. Колесова и д-ра эк. наук, проф. М.Н. Осьмако-вой. М.: Флинта, 2001. — 480 с.
  98. Мировая экономика: Учебник / под ред. проф. А. С. Булатова. М.: Юристь, 1999.-734 с.
  99. ММВБ МАБ СНГ: Концепция создания интегрированного валютного рынка государств — членов Евразийского экономического сообщества. — М. — 2003 г.
  100. Модельный закон о единых принципах валютного Регулирования и валютного контроля // Межпарламентский Комитет Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации от 07.12.98 № 7−8.
  101. Московская межбанковская валютная биржа: в связи с 10-летием // Деньги и кредит. 2002. — № 1. — С.77 — 79.
  102. С. Финансы и кредит в Республике Таджикистан // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2000. — № 2. — С.32 — 38.
  103. Т.Н. Таджикистан: некоторые проблемы возрождения экономики в контексте реформ и международного сотрудничества // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2002. — № 2. — С.26 — 52.
  104. Т.Н. Таджикистан: экономическое сотрудничество и безопасность. Душанбе: УИ МИД РТ, 2003. — 264 с.
  105. Налоговый кодекс Республики Таджикистан. — Душанбе, 1999.
  106. Нестеров JL, Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал // Вопросы экономики. -2003. -№ 2. С. 103 — 111.
  107. Е.С. Универсализация валютной интеграции в евразийском экономическом сообществе. Финансово-кредитная система: опыт и проблемы // Проблемы современной экономики. 2002. — № 3.
  108. ИЗ. Новостные ленты КАЗИНФОРМ (http://www.inform.kzl ПРАЙМ-ТАСС, Kazakhstan today, BecTH.Ru (http://www.rtr-vesti.ru), ТРК МИР (http://vvvvw.mirtv.ru), Астана, 18 июня 2004 г.
  109. Н., Нажмиддинов А. Перспективы региональной интеграции в ЦАЭС // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 1999. — № 4. -С.149- 156.
  110. М.Г. Процесс глобализации и основные тенденции развития финансового рынка // Финансы. 2002. — № 2. — С. 15.
  111. М. Региональное сотрудничество в Центральной Азии: взгляд из Таджикистана // Экономическое обозрение Таджикистана. 1999. — № 9. -С.14- 16.
  112. Оптимальное валютное пространство СНГ: перспективы формирования // Внешняя торговля. 2002. № 2. — С.ЗЗ.
  113. Ориентиры международного сотрудничества стран СНГ // Экономист. -1998.-j4ol0.-C.3−17.
  114. И. Глобализация и государство: новое в регулировании экономики развитых стран // МЭ и МО. 2002 — № 11. — С. З — 14.
  115. Основные показатели банковской системы Таджикистана // Вестник Национального банка Таджикистана. 2000. — № 1 (26). — С. 10 — 12.
  116. Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений: Учебник / науч.ред. д-р эк. наук, проф. В. В. Круглов. М.: ИНФРА — М, 2000.-432 с.
  117. Отчет о конференции EBTRA „Изменения и стабильность финансового сектора экономики в Центральной Азии“. Ташкент. — ноябрь 1995.
  118. Отчет о конференции EBTRA „Проекты Tacis по обучению и реорганизации финансового сектора в странах СНГ“. Франкфурт. — апрель 1995.
  119. Отчет о конференции EBTRA „Сотрудничество и проекты породнения между институтами обучения банковскому делу в СНГ“. Алмата. -февраль 1996.
  120. Первый экономический форум Евразийского экономического сообщества. Москва. — Интеграция бизнес прогресс. — 2003 г.
  121. Н., Шагалов Г. Валютный фактор в экономической интеграции стран СНГ // Вопросы экономики. 2003. — № 2. — С.64 — 78.
  122. В., Черновская В. Развивающийся мир: глобализация или регионализация? // МЭ и МО. 2000. — № 7. С. 42.
  123. В.Я. Процесс становления евро: проблемы и перспективы // Деньги и кредит. 2001. — № 6. — С.42 -51.
  124. Политические институты на рубеже тысячелетий. Отв.ред. К.Г. Холод-ковский. Дубна, ООО „Феникс+“, 2001, 480 с.
  125. Постановление „О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Конвенции о привилегиях и иммунитетах Евразийского экономического сообщества“. М., 1 июня 2001.
  126. С. Центральная Азия: реалии и перспективы экономической интеграции. М. — 2000. — 504 с.
  127. Прогноз функционирования экономики Российской Федерации (по материалам Министерства экономики РФ) // Экономист. — 2000. — № 6. -С.3−20.
  128. С.И. Процесс становления и особенности современных валютных систем // Проблемы современной экономики. 2004. — № 1(9).
  129. О. Экономическое развитие государств Центральной Азии и Кавказа: роль внешних ресурсов // МЭ и МО. 2003. — № 4. С.87−97.
  130. .Б. Зарубежные фондовые рынки: инструменты, структура, механизма функционирования. М.: Инфра — М, 1996.
  131. .Б. Мировые финансовые рынки: основные тенденции развития в 2001—2003 гг. // Финансовый аналитик. 2003. — № 1.
  132. .Б. Мировой фондовый рынок и интересы России. М.: ИМЭ-МО РАН. — 2003 г.
  133. У. Содружество Независимых Государств и правовая реформа: гармонизация частного права Н Право на этапе перехода. № 4344. -Весна 2000. -С. 18 -29.
  134. Дж., Арнер Д. Правовая поддержка стабильных финансовых рынков // Право на этапе перехода. № 3768. — Весна 1999. — С.21 — 25.
  135. Д.М. Финансовая политика государства в свете проблем глобализации // Финансы. 2003. — № 2. — С.79 — 80.
  136. Сборник информационных материалов по отдельным показателям финансовых рынков за IV квартал 1998 г. Вып. № 6. — М. — март 1999 г.
  137. Сборник информационных материалов по отдельным показателям финансовых рынков за IV квартал 1997 г. Вып. № 2. — М. — май 1998.
  138. К.А. Международные экономические отношения: Курс лекций. М.: Гадарики, 1999. — 336 с.
  139. Э.М. Мировая банковская система в условиях глобального экономического спада // Банковское дело. 2002. — № 2. — С.31−38.
  140. СНГ: Экономика и финансы в сопоставимых цифрах // Межгосударственный банк СНГ (статистическая информация по странам СНГ). № 3. -2000 г.
  141. Соглашение о мерах по регулированию доступа на рынки государств-участников Таможенного союза товаров и услуг из третьих стран, 6 октября 2000 г.
  142. Соглашение о создании Международного валютного комитета, Минск, 1995.
  143. Соглашение о создании Платежного союза государств-участников СНГ, М., 1994.
  144. Соглашение о формировании единого Экономического пространства, 2004 г.
  145. В. Замыкается ли в себе развитый мир // МЭ и МО. 2002 -№ 1. — С.37 — 46.
  146. Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. Пер. с англ. М.: ИНФРА-М. — 1999. -XXVI, 262 с.
  147. Дж. Новая глобальная финансовая архитектура // Вопросы экономики. 2000. -№ 12. — С.56 — 85.
  148. Справка о ратификации документов и выполнении внутригосударственных процедур по документам, принятым Советом глав государств и Советом глав правительств СНГ (по состоянию на 1 марта 2003 г.) Министерства юстиции РТ.
  149. Справочник: Расчетные центры и обслуживаемые ими учреждения банков Республики Таджикистан на 1 января 2001 г. Душанбе, 2000.
  150. Статистика СНГ 1991−2004 гг.
  151. Статистический бюллетень Национального банка Таджикистана по состоянию на 1 декабря 2002 г.- № 12 (88).
  152. Статистический Ежегодник Республики Таджикистан (официальное издание). Душанбе, 2000. — С.248 — 250.
  153. Статистический сборник, 1993 г. Государства бывшего Советского Союза. Исследования экономических систем на стадии трансформации. -Всемирный Банк. Вашингтон. — 1992. — С.553 — 575.
  154. Стенограмма Междун. научно-практ. семинара „Проблемы правового обеспечения Евразийского экономического сообщества“. 1 марта 2001 г.
  155. М.В. Европейский союз и СНГ. Сравнительный анализ институтов. М.: Московский научный общественный фонд. Центр конвертируемого образования. — 1999.
  156. Султанов 3. Валютно-финансовая интеграция государств-участников СНГ.- Душанбе. РТСУ. — 2003 г. — 212 с.
  157. Султанов 3., Тураева М. Валютная интеграция государств членов СНГ — основа развития внешнеэкономической деятельности Н Вестник РТСУ, 2002 г., № 2.
  158. Султанов 3., Тураева М. Валютно-финансовая интеграция государств -членов СНГ — основа экономического развития // Таджикистан и современный мир (Центр Стратегических исследований при Президенте Республики Таджикистан), 2003 г. № 1 (2).
  159. Султанов 3., Тураева М. Макроэкономическая ситуация и ориентиры денежно-кредитной политики Республики Таджикистан // Вестник РТСУ, 2002 г., № 2.
  160. И. Некоторые закономерности экономических отношений стран СНГ // Экономист. 1998. — № 10. — С.67 — 73.
  161. И. Согласование экономических интересов решающее условие интеграции стран СНГ // Экономист. — 1999. — № 8. — С.74 — 83.
  162. Таджикская Центральная Фондовая Биржа. Хроника основных событий. Рынок ценных бумаг Таджикистана 1998 год. Финансовый рынок. Мониторинг. Индикаторы. Анализ // Бюллетень ТЦФБ. 1998 г.
  163. О.Т. Концептуальные аспекты интеграции стран Содружества // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2000. — № 4. — С. 102 -115.
  164. М. Интеграция Республики Таджикистан в систему расчетно-платежных отношений стран СНГ //Экономика Таджикистана: стратегия развития, 2003 г.,№ 3.-С. 125−141.
  165. М. Основные направления и перспективы развития валютно-финансовой интеграции стран ЕврАзЭС // Вестник РТСУ, 2004 г., № 2/3 (5).
  166. А.А. Интеграция и экономический рост. М., ИД „Грааль“, 2003.-424 с.
  167. Л.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2001, С. 9.
  168. В. По пути единой Европы // Вестник ЕврАзЭС. 2003. — № 1.- С. 4.
  169. В. Фондовые рынки стран ЕврАзЭС: перспективы объединения // Вестник ЕврАзЭС. 2003. — № 1. — С.6.
  170. JI. Центральная Азия: структурные сдвиги в экономике // МЭ и МО. 2002 — № 7. — С.78 — 88.
  171. X. К вопросу об обеспечении гармонизации национальных законодательных систем государств-членов ЕврАзЭС // Проблемы современной экономики. 2002. — № 3.
  172. С.Д. Развитие валютных, расчетных и платежных отношений в условиях интеграционных процессов в СНГ // Деньги и кредит. 2001. -№I 1. — С.31 — 35.
  173. О. СНГ: приоритеты интеграции // Экономист. 2001. — № 12.- С. 36 42.
  174. Е., Шульга В. Интеграционный потенциал СНГ и его роль в развитии мирохозяйственных связей // Экономист. 1998. — № 6. — С. 84 -89.
  175. . Глобализация мирового хозяйства: проблемы интеграции Таджикистана в мировую экономическую систему // Экономика Таджикистана: стратегия развития. 2001. — № 2. — С. 102 — 109.
  176. Ю. Интеграция и дезинтеграция: корректировка концепции // МЭ и МО. 1993 — № 10.
  177. В.В. Рынок евровалют ключевое звено международной валютно-финансовой системы // Деньги и кредит. — 2001. — № 3. — С.65 -74.
  178. В.А. и др. Основные тенденции и особенности экономической политики в СНГ в переходной период // Финансы. 2001. — № 6. — С.63
  179. А. Основные тенденции, проблемы и перспективы экономического взаимодействия стран СНГ // Внешняя торговля. 1998. — № 7 -8. — С.11 — 16.
  180. Экономики стран Содружества в условиях глобализации // Вопросы экономики. 2002. — № 3. — С. 113 — 123.
  181. Экономические обзоры МВФ. Таджикистан. (Изд. на рус. яз.) — Вашингтон. — Ноябрь 1994 г. 193. 10-летие Содружества Независимых Государств // Аналитический отчет Статкомитета СНГ, 2001 г., http://www.cisstat.com
  182. Barro Robert J. Mundell: The Man Who Laid The Groundwork For The Euro //Business Week/November 1, 1999.
  183. Basle Committee on Banking Supervision, Core Principles of Effective Banking Supervision (Basle: BIS).
  184. Barro Robert J. Mundell: The Man Who Laid The Groundwork For The Euro //Business Week/November 1, 1999.
  185. Basle Committee on Banking Supervision, Core Principles of Effective Banking Supervision (Basle: BIS). 1997.
  186. Baldwin-Wyplosz „Optimum Currency Areas“, Chapter 11, 2002, 32 p.
  187. Borchardt K. D. European Integration. The origins and growth of the European Union. Brussels, 1995.
  188. Carothers T. The rule of law revival // Foreign Affairs. V. 77. — 1998. -P.95- 106.
  189. Clague C, Keefer P., Knack S. and Olson M. Property and contract rights in autocracies and democracies // Journal of Economic Growth. V. I. — 1996. -P. 243 — 276.
  190. Dutta M. EU and The Euro Revolution: The Theory of Optimum Currency Area Revisited. The Bologna Center: University Of Bologna, Jhu-Sais/Bologna. — Bologna, Italy. — October 22, 2002. — 41 p.
  191. Eichengreen В. A Payments Mechanism for the Former Soviet Union: Is the EPU a Relevant Precedent. CEPR Discussion Paper, № 824, August 1993.
  192. Eichengreen B. Restructuring Europe’s Trade and Payments: the European Payments Union (Manchester: Manchester University Press, 1993), 3.
  193. French H. Trade and environment // Dialogue. The Economic Agenda. -№ 104.- I994.-P.30−36.
  194. George M. von Furstenberg, Jianjun Wei The Chinese Crux of Monetary Union in East Asia // Fordham University& Indiana University. 2002. 21 p.
  195. Gray J., Dawn Fals: The Delusions of Global Capitalism. L., 1998.
  196. Guerrieri P., Padoan P.C. The Political Economy of European Integration. Barnes & Noble Books. Brussels. 1995.
  197. Hanchler, D. Messner. Globale Trends. Munchen, 1998.
  198. McKinnon R. After the Crisis, the East Asian Dollar Standard // Rethinking the East Asian Miracle World Bank and Oxford University Press: 2001 197 246.
  199. McKinnon R. Mundell, the Euro, and Optimum Currency Areas // Thomas J. Courchene (ed.) Money, Markets, and Mobility, Montreal and Kingston: McGill-Queen's University Press: 2002. 18p.
  200. Mongelii Franchesco P."New» views on the Optimum Currency Area Theory: What is EMU Telling Us?". European Central Bank. — Working Paper Series. — Working Paper No. 138. — April 2002. — 54 p.
  201. Mundell R. A Theory of Optimum Currency Areas // The American Economic Review. Vol.51. — Issue 4 (Sep., 1961), 657−665.
  202. Mundell R. Currency areas, exchange rate systems and international monetary reform // Journal of Applied Economics, Vol. Iii, No. 2 (Nov 2000), 217−256.
  203. Mundell R. Global Money, Currency Areas and Economic Development // World Bank’s Annual Conference on Development Economics in Europe «Global Policy Issues: New Challenges for Development», Paris, June 28, 2000.
  204. Mundell R. The Great Contractions in Transition Economies. In: Blejes M. and Skreb M. (eds.) Macroeconomic Stabilization in Transition Economies. London. Cambridge University Press, 1997, p.73 99.
  205. Mundell R. Theory of optimum Currency Areas // American Economic Review. 1961. Quoted from «Optimum Currency Areas». IMF. Washington (D.C.), 1997. P. 24.
  206. Naisbitt J. Global Paradox. N.Y., 1995.
  207. Obstfeld M. International Macroeconomics: Beyond the Mundell-Fleming Model. University of California, Berkeley. — December 2000.
  208. Republic of Tajikistan. Poverty Assessment. Report No.20 285 — Tj. — Document of the World Bank. — June 29, 2000.
  209. Republic of Tajikistan: Selected Issues and Statistical Appendix. IMF Country report № 03/5−2003 — International Monetary Fund. — Washington, D.C. — November 6,2003.
  210. RogoiTK. On Why Not a Global Currency. Economics Department Littauer Center, 1 larvard University, Cambridge MA. — 2 138−3001. — January 8, 2001.- 13 p.
  211. Rose Andrew К., Engel Charles. Currency Unions and International Integration 11 Journal of Money, Credit, and Banking, Vol. 34, No. 3 (August 2002, Part 1).
  212. Stiglitz J.E. Globalization and Its Discontents. New York: W.W. Norton&Co., 2002. XXII+282 p.
  213. Tajikistan. Towards Accelerated Economic Growth. A country Economic Memorandum. Report No.22 013 — Tj. — Document of the World Bank. -January 5, 2001.
  214. US Economic Report 1999. Wach., 2000. P.226 230.
  215. Walter Truett Anderson. All Connected Now. Life In The First Global Civilization. Western Press. 2001. 301 p.
  216. Wendt H. Transnational corporation // Dialogue. The Economic Agenda. -№ 104.- 1994.-P.36−39.
  217. World Development Indicators // The World Bank Report. 2002.
Заполнить форму текущей работой