Разработка системы управления совершенствованием и развитием деятельности предприятия в условиях неопределенности внешней среды
В сложившейся ситуации крайне необходимо перейти от традиционных методов стратегического управления к комплексным, включающим в себя разработку стратегии компании, постановку самого процесса стратегического управления, пересмотр и реорганизацию всех бизнес-процессов и систем предприятия в соответствии с поставленными целями и выработанной стратегией, а также грамотное руководство всем процессом… Читать ещё >
Содержание
- 1. АНАЛИЗ ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ И
- МЕТОДОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
- 1. 1. Анализ современного состояния в экономике России
- 1. 2. Актуальность вопроса стратегического управления
- 1. 3. Анализ процесса управления предприятием и основных традиционных подходов к формированию корпоративной стратегии
- 1. 4. Обзор методов оценки и выбора управленческих решений
- 1. 5. Постановка целей и задач исследования
- 2. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯСТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ
- 2. 1. Теоретические основы обеспечения ведения эффективной экономической деятельности в условиях неопределенности
- 2. 2. Формирование и обоснование стратегии предприятия
- 2. 3. Система управления реинжинирингом предприятия
- 2. 4. Методы анализа и оценки стратегических решений
- 3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ (на примере отечественной торгово-сервисной компании)
- 3. 1. Выбор целей и задач стратегического управления
- 3. 2. Формирование и обоснование стратегии компании
- 3. 3. Финансово-экономическая оценка предложенных вариантов
Разработка системы управления совершенствованием и развитием деятельности предприятия в условиях неопределенности внешней среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В течение ряда лет Россия (ее промышленность и экономика) существует в нестабильных условиях, связанных с переходом к рыночным отношениям, спонтанными изменениями в конъюнктуре рынков, резким ускорением темпов научно-технического прогресса (НТП) в промышленном производстве. В мировой экономике усилились процессы глобализации. Многие компании в разных странах вынуждены конкурировать на мировом рынке. Это явило к жизни новые теории, методы и приемы организационного развития и построения организаций. Этот процесс во многом повторяет (только в большем масштабе) те же тенденции, что и процесс развития отечественных компаний и предприятий.
Термин «новая экономика» характеризует ряд качественных и количественных изменений, которые последние годы преобразовали структуру и правила функционирования различных институтов и компаний. К числу основных тенденций и особенностей относят усиление конкуренции и превращение инновационного процесса в критический элемент успеха, отход от идей массового-производства к концепции гибкого производства товаров и услуг, возрастание скорости и темпа жизни, приводящие к сокращению жизненного цикла товара, а также повышению значимости такого конкурентного преимущества как способность к нововведениям и захвату рынков.
Проблема управления предприятием в условиях новой экономики заключается в том, что будущая конкурентоспособность не определяется нынешними правилами. Она определяется способностью нарушать и менять эти правила. В связи с этим следует пересмотреть взгляды на то, что является ценностью для бизнеса компании, а что нет. Идея иерархии, являющейся основой для построения большинства компаний, основывается на трех основных допущениях: стабильность среды, предсказуемость процессов, заданность объема производства. Таким образом, иерархия подразумевает, что источники конкурентного преимущества постоянны и известны, и в таких условиях задачей любой организации становится поиск такой структуры, которая позволяла бы эффективно эксплуатировать накопленные знания и опыт. Но в современных условиях возникает необходимость в структурах, которые поддерживали бы эксперимент и инновации и обеспечили бы эффективное управление всеми бизнеспроцессами в нестабильной обстановке. Таким образом, современная компания —-это организация, которая стремиться изменить обстоятельства и непредсказуемость нашего времени.
Как видно, главенствующую роль в экономике стали играть процессы, которые однозначно свидетельствуют о практически полной невозможности эффективного прогнозирования предприятиями развития своего бизнеса даже на сравнительно небольшой срок. Сейчас уже нет практически ни одного человека, который мог бы с достаточной степенью определенности сказать, что будет через месяц или даже неделю. Классические методы анализа, прогнозирования, планирования и управления в ситуации постоянно и бессистемно меняющихся внешних условий уже не могут работать с достаточной эффективностью.
Следовательно, ключевой этап управления компанией в подобных условиях, каковым является разработка стратегии, требует современного переосмысления и адаптации к условиям глобализации экономики.
В сложившейся ситуации крайне необходимо перейти от традиционных методов стратегического управления к комплексным, включающим в себя разработку стратегии компании, постановку самого процесса стратегического управления, пересмотр и реорганизацию всех бизнес-процессов и систем предприятия в соответствии с поставленными целями и выработанной стратегией, а также грамотное руководство всем процессом преобразований, являющимся неотъемлемой частью стратегического управления. Однако этот подход ведет к необходимости разработки принципиально новых моделей функционирования предприятий, к разработке и внедрению на их основе систем управления предприятием. Между тем, вопрос перестройки организации требует серьезного изучения. В работах, посвященных этому вопросу, недостаточно подробно проработаны алгоритмы и технологии осуществления обследования, пререпроектирования, оценки получаемых вариантов.
Таким образом, актуальность, народнохозяйственная значимость и потребность в научной организации деятельности предприятия и построения системы управления в условиях нестабильной рыночной среды определили содержание настоящей работы.
Целью настоящего исследования является разработка организационной системы стратегического управления совершенствованием и развитием предприятия, основанной на типизации базовых функций, классификации бизнес-процессов, формирования стратегий организационно-экономического развития и построения модели оценки и выбора стратегических решений в условий нестабильной инфраструктуры, что обеспечивает устойчивую экономическую эффективность деятельность предприятия.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие основные задачи:
1. Формирование основных принципов устойчивого развития предприятия в условиях конкуренции и нестабильности внешней среды.
2. Построение концепции стратегического планирования и управления совершенствованием и развитием предприятия в условиях неопределенности.
3. Разработка перечня и классификации бизнес-процессов предприятия.
4. Разработка типовой модели функционирования производственной системы, формирования типовых регламентов и форм обследований.
5. Разработка методов анализа и оценки стратегических решений.
6. Создание организационной модели процедур стратегического управления и эффективным развитием предприятия.
Предметом настоящего исследования являются теория и методы стратегического управления деятельностью предприятий, приложение теории нечетких множеств к проблеме стратегического управления деятельностью промышленных предприятий, а также вопросы создания системы поддержки принятия стратегических решений.
Для решения поставленных в диссертации задач использовались: методология теории нечетких множеств, методы моделирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия, методологии моделирования IDEFx.
Научная новизна исследования отражена в следующих, выносимых на защиту результатах:
1. Сформулированы основные принципы устойчивого развития предприятия и исследована их взаимосвязь с его организационно-функциональной структурой, что позволило разработать теоретические основы стратегического управления совершенствованием и развитием предприятия.
2. Разработаны теоретические. основы стратегического планирования и управления, ориентированные на адаптацию организационно-экономической структуры предприятия в условиях неопределенности.
3. Разработана классификация бизнес-процессов, обеспечивающих основные направления перспективного развития предприятия.
4. Предложена типовая модель функционирования предприятия, которая позволяет формировать регламенты и формы обследования, что обеспечивает систему поддержки организационно-экономических решений.
5. Разработаны критерии и методы оценки организационно-экономических решений, позволяющие исследовать возможные альтернативы и принимать обоснованные стратегические решения.
6. Предложена и обоснована организационная модель формирования процедур стратегического управления, позволяющая осуществлять организационное проектирование и формировать требования к информационно-аналитической системе поддержки принятия решений и базам данных.
Практическая ценность работы. Разработанные в диссертации организационная система стратегического управления совершенствованием и развитием предприятия, система управления изменениями в условиях нестабильной рыночной среды, а также функциональные модели позволяют предприятию:
1. выбрать наиболее адекватную стратегию действий предприятия в условиях нестабильной внешней экономической среды;
2. реорганизовывать систему управления предприятием в соответствии с изменениями структуры внешних воздействий;
3. проводить оценку текущей ситуации на предприятии, и разрабатывать регламенты обследования его бизнес-процессов;
4. разрабатывать политику долгосрочного устойчивого развития предприятия;
5. осуществлять организационное проектирование эффективного развития производственной системы, создавать регламенты деятельности информационно-аналитической группы и обеспечивать ее взаимодействие с подразделениями и службами предприятия.
По теме диссертационной работы опубликовано 3 печатных работы.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, включающего 112 наименований.
8. Результаты работы внедрены в АО НИИ Экономики, управления и организации производства, в учебном процессе в МГТУ им. Н. Э. Баумана, что позволило создать научно обоснованные методики и процедуры стратегического управления, улучшить деятельность соответствующих подразделений и повысить эффективность учебного процесса.
172 '.
170 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Наиболее эффективным путем совершенствования управленческой деятельности в современных условиях является использование преимуществ стратегического управления и внедрение соответствующих процедур разработки перспективных планов предприятия, обеспечения комплексной поддержки принятия стратегических решений в соответствии с особенностями предприятия и окружающей среды.
Исходя из поставленной цели разработать организационную систему стратегического управления совершенствованием и развитием предприятия, основанную на типизации базовых функций, классификации бизнес-процессов, формировании стратегий организационно-экономического развития и построении модели оценки и выбора стратегических решений в условий нестабильной инфраструктуры, в данной работе проведены исследования и получены следующие результаты.
1. Сформированы основные принципы построения системы стратегического управления, обеспечивающие долгосрочное и перспективное развитие предприятия в конкурентной среде.
2. Разработаны теоретические положения стратегического управления, способствующие совершенствованию и развитию организационно-экономической структуры предприятия, в максимальной степени учитывающие его особенности и воздействие внешней и внутренней среды.
3. Предложены критерии и разработана классификация бизнес-процессов совершенствования и развития предприятия для различных функциональных и структурных изменений в зависимости от характера и интенсивности внешних воздействий.
4. Предложена и обоснована типовая модель функционирования предприятия, позволяющая формировать регламенты и формы обследования, а также обеспечивать систему поддержки организационно-экономических решений.
5. Разработаны методы анализа и оценки стратегических решений, позволяющие на основе неформализованной и нечеткой информации провести анализ предлагаемых стратегий, снизить степень риска (снизить вероятность принятия ошибочных решений), повысить долгосрочную выживаемость предприятия ч и наметить пути и способы улучшения планов (стратегий).
6. Разработана организационная модель поддержки принятия стратегических решений, реализованная в соответствии с IDEF-методологией, позволяющая осуществлять организационное проектирование эффективного развития производственной системы, создавать регламенты деятельности информационно-аналитической группы и обеспечивать ее взаимодействие с подразделениями и службами предприятия.
7. Разработана прикладная программа, позволяющая проводить оценки организационно-экономических решений, моделировать и анализировать последствия их реализации.
Список литературы
- Азоев ГЛ., Челенков А. П. Конкурентные преимущества фирмы. — М.: ОАО «Типография „НОВОСТИ“, 2000. — 254 с.
- Амблер Т. Практический маркетинг/Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. -СПб.: Питер, 1999. 399 с.
- Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Табурчак П. П., Викуленко А. Е., Овчинникова Л. А. и др.: Уч. пособие для вузов/Под ред. П. П. Табурчака и др. Ростов н/Д: Феникс, 2002. — 348 с.
- Ансофф И. Стратегическое управление. /Под ред. Л. И. Евенко. Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
- Анфилатов B.C., Емельянов А. А., Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении. М.: Финансы и статистика, 2002. — 367 с.
- Баканов М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. -4-е изд., доп. и перераб. М.: Финансы и статистика, 1997. — 416 е., ил.
- Беллман Р., Дрейфус С. Прикладные задачи динамического программирования. -М.: Наука, 1965.- 458 с.
- Беллман Р., Заде Л. Принятие решений в расплывчатых условиях./©- кн. Вопросы анализа и процедуры принятия решений. М.: Мир, 1975.
- Белоусов А., Бессонов В., Ивантер А. Бег по кругу//Оборудование: рынок, предложение, цены. 2002. — № 2. — С. 8.
- Беренс В., Хавранек П. М. Руководство по оценке эффективности инвестиций. -М.: „Интерэксперт“, „ИНФРА-М“, 1995. 528 с.
- Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. М.: ЮНИТИ, 1997.-631 с.
- Богатин Ю. В. Экономическая оценка качества и эффективности работы предприятия. М.: Изд-во стандартов, 1991. — 215 с.
- Бойетг Джозеф Г., Бойетг Джимми Т. Путеводитель по царству мудрости: лучшие идеи мастеров управления/Пер. с англ. М.: ЗАО „Олимп-Бизнес“, 2001.-416 с. с
- Бурмистров А., Конаховская В., Мясникова*, М. Оценка эффективности управления предприятаемУ/Топ-Manager. 2003. — № 5. — С. 19−24.
- Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. М.: Наука, 1978. — 400 с.
- Вагнер Г. Основы исследования операций. М.: Мир, Л 973 — т.2. — 488 с.
- Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инновации. М.: Информационно-издательский дом „Филинь“, 1997. — 336 с.
- Вендров А.М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем. М.: Финансы и статистика, 1998. -176 с.
- Вентцель Е.С. Исследование операций: задачи, принципы, методология. М.: Наука, 1988. — 208 с.
- Вестник МакКинзи №№ 1−5 У/Интернет-ресурс сайта www.vestnikmckinsey.ru
- Виленский П.Л., Лифшиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика: Учеб.-практ. пособие. М.: Дело, 2001. — 832 с.
- Воропаев В.И. Управление проектами в России (Основные понятия, история, достижения, перспективы). М.: Алане, 1995.225 е., ил.
- Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учеб. /Пер. с датск. А. Н. Чекановскош, О. В. Рожденственскош. М.: Высш. шк., 1994. — 272 с.
- Гительман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам реорганизаций и консультантам по управлению. Учебное пособие. М.: Дело, 1999. — 496 с.
- Голубков Е.П., Голубкова Е. Н., Секерин В. Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика, 1993. — 222 с.
- Горшкова Л.А. Анализ системы управления организаций. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2000.-222 с.
- Грабовый П.Г., Петрова С. Н. и др. Риски в современном бизнесе. М.: „Алане“, 1994. — 200 с.
- Дангул А.Н., Домрачев С. А. Процессно-ориентированные методы анализа систем. Уч.-метод. пособие. М.: Изд-во РАГС. 1997. — 50 с.
- Друкер П. Эффективное управление: Пер. с англ. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. -288 с.
- Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. — М.: Аудит, 1994.-560 с. .
- Еленева ЮЯ. Оценка бизнеса. М.: РИНКЦЭ, 2000. — 26 с.
- Еленева ЮЛ. Стоимостной подход как основа современного управления бизнесом/ДТроблемы теории и практики управления. 2002. — № 3. — С. 35−39.
- Завьялов О.В. Формирование структур производственных систем. JL: Внешторгиздат, 1990. — 208 с.
- Заде JI.A. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. М.: Мир, 1976. -165 с.
- Ивантер А. Смена источников роста//Оборудование: рынок, предложение, цены. 2002. — № 7. — С. 6−7.
- Игнатьева А.В., Максимцов М. М. Исследование систем управления: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 157 с.
- Имитационное моделирование производственных систем / Под общ. ред. А. А. Вавилова.-М.-Берлин: Машиностроение Техника, 1983.-416 е., ил.
- Калянов Г. Н. CASE структурный системный анализ (автоматизация и применение). М.: „Лори“, 1996.
- Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес., 2003. — 304 с.
- Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. -М.: Прогресс, 1982. 325 с.
- Кини P. JL, Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения. М.: Радио и связь, 1984. — 560 с.
- Кислова Т.А. Исследование систем управления: Учеб. пособие. СПб: СПГУВК, 2002. -132 с.
- Ковалишина Г. В. Бизнес-реинжиниринг. Системный подход в оценке эффективности управления фирмой.//Интернет-ресурс сайта http://www.qaap.ru.
- Кокорев В.П. Стратегический менеджмент/Курс лекций//Интернет-ресурс сайта http://www.smanagement.ru.
- Коласс Б. Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы: Учебн. пособие. /Пер. с франц. под ред. проф. Я. В. Соколова. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. — 576 с.
- Корольков В.Ф., Брагин В. В. Процессы управления организацией. Ярославль:
- Яртелеком», 2001.-, 416 с. л
- Короткое Э.М. Исследование систем управления. Уч. пособие. М.: «Дека», 2003.-333 с.
- Котлер. Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. /Общ. ред. и вступ. ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
- Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компаний: оценка и управление. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999. — 576 с.
- Кочетов В.В., Чичкина В. Д. Методика оценки экономической эффективности качества технологических процессов. //Сборка в машиностроении.. 2004 — N 6. С. 52−54
- Круглова Н.Ю., Круглов М. И. Стратегический менеджмент: Учебник. М.: РДЛ, 2003. — 462 с.
- Кэмпбел Д., Стоунхаус Дж., Хьюстон Б. Стратегический менеджмент: Учебник/Пер. с англ. Н. И. Алмазовой. М.: ООО «Издательство Проспект», 2003.-336 с.
- Левшин Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. М.: Международные отношения, 1993. — 264 с.
- Липсиц И.В., Косов В. В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. М.: Изд-во БЕК, 1996. — 304 с.
- Логистикоориентированное управление организационно-экономической устойчивостью промышленных предприятий в рыночной среде. / И. Н. Омельченко, А. А. Колобов, А. Ю. Ермаков, А. В. Киреев, Под ред. А. А. Колобова. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1996,204 с.
- Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь / Словарь современной экономической науки. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: Изд-во «ABF», 1996. — 704 с.
- Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. С.-П.: ГМП «Формика», 60,61,62,63,64,65,66,67,68,69,70,71,72,73,1992.-3.84 с.
- Мазур И.И., Шапиро В. Д. и др. Реструктуризация предприятий и компанийУИ.И. Мазур, В. Д. Шапиро и др. Справочное пособие/Под ред. И. И. Мазура. М.: Высшая школа, 2000. — 587 с.
- Маклаков С.В. BPwin и ERwin CASE-средства разработки информационных систем. М.: Диалог-МИФИ, 1999. — 256 с.
- Марка Д., МакГоуэн К. Методология структурного анализа и проектирования: пер. с англ. М., 1993. -240 е., ил.
- Мате Э., Тиксье Д. Материально-техническое обеспечение деятельности предприятия / Под ред. В. С. Загашвили. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.-160 с.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: «Дело», 1993. -702 с.
- Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы сгратегий./Пер. с англ. под ред.
- Ю.Н. Каптуревского. СПб: Изд-во «Питер», 2000. — 336 с.
- Минцберг Г., Куинн Дж. Б., Гошал С. Стратегический процессУПер. с англ. подред. Ю. Н. Кагпуревского. СПб: Изд-во «Питер», 2001. — 688 с.
- Мир управления проектами. / пер с англ. под ред X. Решке, X. Шелле М.:
- СОВНЕТ/АЛАНС, 1994. 304 с.
- Мотышина М.С. Исследование систем управления и системный анализ. Методические и прикладные аспекты: Уч. пособие. СПб Издательство СПбГУЭФ, 2002. — 116 с.
- Нейлор Т. Машинные имитационные эксперименты с моделями экономических систем. -М.: Мир, 1975. 500 е., ил.
- Нордстрем К., Риддерстрале И. Бизнес в стиле фанк: капитал пляшет род дудку таланта. СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2001. -279 с.
- Резниченко B.C., Ефремов В. А., Батъковский А. М., Хрусталев Е. Ю. Современная теория управления инвестиционными проектами. М.: Центральный Российский Дом Знаний, 1993.- 114с.
- Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1993. — 320 с.
- Саати Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1991. — 224 с.
- Семь нот менеджмента: Настольная книга руководителя/Бочкарев А., Кондратьев В., Краснова В. и др. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2001. — 652 с.
- Силов В.Б. Принятие стратегических решений в нечеткой обстановке. М.: ИНПРО-РЕС, 1995. — 228 с.
- Скотг М. Факторы стоимости. Руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости./Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000. -432 с.
- Смирнов С. Профессиональные пессимисты//Эксперт. 2003. — № 18. — С. 116 117.
- Смирнов С. Снова повезло//Эксперг. 2003. — № 7. — С. 82−83.
- Стратегическое управление организационно-экономической устойчивостью фирмы: Логистикоориентированное проектирование бизнеса / Под ред. Колобова А. А. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. — 600 с.
- Тимофеева Н.М. Методы обработки патентной информации при изучении тенденций развития техники. М., 1988. — 188 с.
- Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании: Пер. с англ. 2-еизд. М.: Дело* 2001. — 360 с.
- Управление инновациями. Факторы успеха новых фирм. /Сост. и общ. ред. Н. М. Фонштейн. Пер. с англ. — М.: «Дело Лтд», 1995. — 224 с.
- Управление по результатам. / Пер. с финск. под ред Я. А. Лейманна. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.-320 с.
- Фатхутдинов РА. Стратегический маркетинг: Учебник. М.: ЗАО «Бизнес-школа"Интел-синтез», 2000. — 640 с.
- Фатхутдинов РА. Стратегический менеджмент: Учебник. М.: ЗАО «Бизнес-школа"Интел-синтез», 1998. — 416 с.
- Финансовый менеджмент. М.: CARANA Corporation — USAID — РЦП, 1997.
- Фомин П.А., Старовойтов М. К. Особенности оценки производственного и финансового потенциала промышленных предприятий//Интернет-ресурс сайта http://publish. cis2000.ru.
- Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем/Под ред. и с предисл. АА. Турчака М.: Финансы и статистика, 1997. — 800 с.
- Хейес-Рот Ф., Уотерман Д., Ленат Д. Построение экспертных систем. М.: Мир, 1987.-441 с.
- Хелферт Э. Техника финансового анализа. / Пер. с англ. под ред. Л. П. Белых. -М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996. 663 с.
- Хиль В. Акционерный капитал и группы, заинтересованные в успехе предприятияУ/Интернег-ресурс сайга http://www.ptpu.
- Ховарг П. Сбалансированная система показателей как средство управления предприятием//Проблемы теории и практики управления, 2000. № 4. — С. 108 113.
- Цвиркун А.Д. Основы синтеза сложных систем. М.: Наука, 1982. -200 с.
- Циничко В.Н. Руководителю о принятии решений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1996. — 272 с.
- Ю1.Черемных С. В. и др. Структурный анализ систем: IDEF-технологии /С.В. Черемных, И. О. Семенов, B.C. Ручкин. М.: Финансы и статистика, 2001. -208 с.
- Чичкина В.Д. Клиент на пике . рынка. Опыт реструктуризации торгово-сервисного предприятия в условиях неопределенности.
- Российское предпринимательство. 2004 — N 3. С. 68−70
- Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. М.: Высшая школа, 2001. — 875 с
- Шарп У., Александер Г., Бэйли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997.-1024 с.
- Шило П. Корпоративное управление мода или осознанная необходимость?//Топ-Мапа§ ег. — 2003. — № 3. — С. 18−20.
- Юдицкий С.А., Кутанов А. Т. Технология проектирования архитектуры информационно-управляющих систем. М.: ИПУ, 1993.
- Davenport Т.Н. Business Innovation, Reengineering Work through Information Technology. Boston, Harvard Business School Press, 1993.
- Harmon P. Business Process reengineering with Objects Part 2 // Object-Oriented Strategies. — 1995. V. 5. — N1.
- Integrated Definition for Function Modeling (IDEF0). Standard. Computer Systems Laboratory. National Institute of Standards and Technology. Gaithersburg, Md. 20 899,1993
- Kenneth R. Andrews. The Concept of Corporate Strategy, Homewood, III: Dow Jones Irwin, 1980.
- Ohmae K. The mind of the strategist. New York, San Francisco, Hamburg, London, Madrid, Mexico, Tokyo, Toronto: McGraw-Hill, Inc., 1982. 288 p.
- Thompson A.A., Strickland A.J. Strategy formulation and implementation. Boston, USA: IRWIN. 1992.-448 p.