Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Антропоморфные личины в наскальном искусстве Нижней Ангары

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Более поздними являются антропоморфные фигуры с решетковидным оформлением нижней части тела и находящиеся в единой сюжетной связи линейные фигуры с ромбовидными и сердцевидными личинами, которые в большинстве своем относятся к эпохе поздней бронзы-раннего железа. Ранним железным веком датируются стилизованные личины «каменского» типа, сердцевидная личина на писанице Рыбное, линейные… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЙ ПЕТРОГЛИФОВ НИЖНЕЙ АНГАРЫ
    • 1. 1. История изучения петроглифов }
    • 1. 2. Методика исследований наскальных рисунков
  • ГЛАВА 2. ПАМЯТНИКИ НАСКАЛЬНОГО ИСКУССТВА НИЖНЕЙ АНГАРЫ

2. 1. Писаница «Аплинский порог» 42 2. 2. Петроглиф «Тимохин Камень» 45 2. 3. Писаница «Писаный Камень» 46 2. 4. Писаница «Мурский порог» 49 2. 5. Петроглиф «Геофизик» 56 2. 6. Писаницы у п. Манзя 56 2. 7. Комплекс петроглифов «Ивашкин Ключ» 66 2. 8. Писаницы у д. Каменка 78 2. 9. Петроглифический комплекс «Шунтары» 90 2. 10. Петроглифический комплекс «Выдумсщй Бык» 92 2. 11. Писаница Рыбное 102 2. 12. Писаница Мурожная

2. 13. Усть-Тасеевское изваяние

ГЛАВА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ И ХРОНОЛОГИЯ АНТРОПОМОРФНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ В ВИДЕ ЛИЧИН 107 3.1. Классификация антропоморфных личин

3. 2. Относительная хронология петроглифов 114 3. 3. Вопросы датировки и культурно-хронологической принадлежности петроглифов

3. 4. Антропоморфные образы Нижней Ангары в контексте развития наскального искусства Азии 126

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131 ПРИМЕЧАНИЯ 136

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ' 155

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 186

ПРИЛОЖЕНИЕ 188 ИЛЛЮСТРАЦИИ 189

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Антропоморфные личины в наскальном искусстве Нижней Ангары (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Работа посвящена исследованию одному из наиболее сложных видов археологических памятников — петроглифов. Наскальные изображения представляют собой ценные источники, характеризующие как материальную, так и духовную культуру древнего населения, свидетельствуют о* различных этапах развития мировоззрения, психологии, художественного творчества и мышления у наших предков.

Первые русские поселенцы в Сибири скалы с рисунками называли «писаными камнями», в которых они, по всей видимости, видели не просто рисунки, но и загадочные письмена (1). Сами рисунки — «письменами», «писанцами» или «писаницами» (2). Последнее название позже прочно обосновалось в научных трудах, посвященных наскальному искусству Сибири. Традиционно местное сибирское понятие «писаницы» обозначало, как рисованые, так и рельефные изображения и, автор, не только отдавая дань традиции, но и стремясь избежать неоправданной и лишней терминологической путаницы, в понятия «наскальные рисунки», «петроглифы» и «писаницы» вкладывает одинаковый смысл, использует в своей работе данные термины как синонимы (3).

Актуальность темы

История изучения петроглифов Нижней Ангары насчитывает около 300 лет. Она связана с именами таких известных исследователей древностей, как Д. Г. Мессершмидт, И. Г. Гмелин, Г. Ф. Миллер, Д.А. Кле-менц, И. А. Лопатин и др. Тем не менее, вплоть до конца XX в. Нижнее Приан-гарье в этом отношении оставалось малоизученной территорией. Открытия писаниц имели случайный характер, работы с петроглифами производились попутно, в контексте решения других научно-исследовательских задач.

Введение

в научный оборот новой информации о наскальном искусстве региона раскрывает дополнительные возможности в решении актуальных проблем реконструкции различных сторон жизни древнего населения, формирования и развития древних форм религии, взаимодействия кульгур во времени и пространстве, этногенеза коренных народов Сибири.

Антропоморфные личины являются одной из сложных по форме и содержанию категорий древнего наскального творчества. Вопросы, связанные с определением их культурно-хронологической принадлежности и семантики изображений, наиболее дискуссионные в современной науке. Это, в свою очередь, подчеркивает актуальность тематики данной работы.

В силу своей открытости петроглифы постоянно подвержены разрушительному влиянию внешней среды, соответственно, информация различного характера о памятниках наскального искусства, результаты их исследований представляют несравненную научную ценность, как в настоящем, так и в будущем.

Цели и задачи. Выявление и выделение антропоморфных личин в петроглифах Нижней Ангары, определение их культурно-хронологической принадлежности и места в развитии наскального искусства Северной Азии. Достижение этих целей возможно при условии решения следующих задач: описание, систематизация, анализ и обобщение изобразительного материала.

Территориальные рамки работы охватывают участок нижнего течения I р. Ангары (около 550 км) от верхней ступени Аплинского порога (на востоке) до устья (на западе) и прилегающей территории Ангаро-Тунгусского (на севере) и Ангаро-Канского (на юге) междуречий в границах территории Кежемско-го, Богучанского и Мотыгинского районов Красноярского края.

Хронологические рамки работы охватывают временной интервал от эпохи неолита до этнографической современности (IV—III тыс. до н. э. -XIX-XX вв. н. э.).

Новизна исследования. В работе представлены материалы исследований ранее неизвестных или недостаточно изученных писаниц и рисунков, обнаруженных автором на территории Нижнего Приангарья.

Введение

в научный оборот значительного объема информации о наскальном искусстве региона позволило выделить новый древний культурный центр развития сибирского искусства.

Впервые приведена полная историческая сводка исследований петроглифов на данной территории в период с середины XVII в. до начала XXI в., дан историографический анализ исследований, освещены новые методические разработки полевых исследований петроглифов.

Автором проведена систематизация и классификация антропоморфных изображений Ангары в виде личин, предлагаются новые варианты решения вопросов, связанных с определением культурно-хронологической принадлежности рисунков, их места в развитии наскального искусства Северной Азии.

Источниковая база. Основными источниками работы являются материалы исследований петроглифов Нижней Анпгры, произведенных автором в 1994 — 2001 гг. в виде полевых дневников, альбомов иллюстраций, копий наскальных рисунков, фотоматериалов, а также материалов полевых отчетов. Кроме того, привлекаются результаты полевых исследований автора петроглифов бассейна р. Маны (Восточный Саян), Западного Саяна, Хакасско-Минусинской котловины. Использованы также археологические материалы раскопок культовых памятников, произведенных автором и другими исследователями на территории региона, опубликованные предшественниками результаты исследований петроглифов бассейна р. Ангары и сопредельных регионов.

Помимо археологических источников, в диссертации использованы данные естественных наук: антропологии, палеонтологии, результаты радиоуглеродного датирования.

Методика исследования. Методологической основой данной работы являются индуктивный и гипотетико-дедуктивный принципы объекта изучения.

Во время полевых исследований с целью получения максимально достоверной и объективной информации об источнике были применены современные методы выявления, фиксации и копирования наскальных изображений, последующей камеральной обработки материалов полевых исследований.

В процессе анализа изобразительного материала использовались статистический, сравнительно-сопоставительный методы, методы привлечения этнографических и археологических аналогий, учитывались планиграфия, внутренняя стратиграфия, цветовая гамма и техника исполнения рисунков.

Практическая значимость. Материалы исследований нашли применение в работе по паспортизации памятников археологии Красноярского края и их постановке на государственный учет органами охраны памятников истории и культуры. Представленная информация о памятниках наскального искусства расширила источниковую базу по древней истории Нижнего Приангарья. Результаты исследований могут быть использованы для написания обобщающих работ по археологии Средней Сибири, составления атласов, карт археологических памятников региона, представлены в музейных экспозициях. Материалы и отдельные положения диссертации могут быть полезны при разработке лекционных курсов, спецкурсов по археологии Сибири для студентов исторических специальностей, истории культуры и искусства — по специальности культурология и искусствоведение. Предлагаемые выводы и положения диссертации, методические разработки могут найти практическое применение при исследовании памятников наскального искусства.

Апробация работы. Основные выводы и отдельные положения диссертации нашли отражение в 35 статьях и публикациях, в виде докладов и сообщений обсуждались на региональных конференциях в Иркутске (1996, 1997), Красноярске (1991, 1997, 2000, 2001), Новосибирске (2000), Чите (1999) — ежегодных сессиях ИАЭт СО РАН в Новосибирске (1996, 1999 — 2002) — всероссийских научно-практических конференциях в Красноярске (2001), Томске (2003) — международных конференциях в Ховде (Монголия) (2001), Барнауле (2002), Владивостоке (2003) — международных конференциях по первобытному искусству в Кемерово (1995,1998).

Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, посвященных истории и методике изучения, общей характеристике местонахождений, вопросам классификации, датировки и определения культурно-хронологической принадлежности изображений, заключительной части, блока примечаний и списка использованной литературы.

К работе прилагаютсяя список и альбом иллюстраций в виде таблиц, картосхем, копий изображений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ik.

Исследования петроглифов Нижней Ангары имеют длительную историю (около 300 лет), тем не менее, к концу XX в. данный регион в этом отношении оставался не достаточно изученным. Изучение наскальных рисунков велось в контексте общих археологических работ на территории региона. Открытия петроглифов часто носили случайный характер, исследования проводились эпизодически и, как правило, на известных памятниках. Приоритеты в изучении древнего прошлого края традиционно отдавались памятникам материальной культуры. С начала 1990;х гг. по настоящее время отрядом археологии КГПУ под руководством автора ведется планомерное и целенаправленное исследование памятников наскального искусства Нижнего Приангарья. Используя продуктивные методы полевых исследований петроглифов, автором была получена исчерпывающая на настоящий момент информация о 42 памятниках наскального искусства.

В данной работе в полном объеме представлены антропоморфные образы (155 фигур), выявленные автором диссертации в петроглифах Нижней Ангары. Большинство их расположено на береговых утесах, реже — на береговых валунах и останцевых выходах в глубине берега. Основная масса изображений сконцентрирована в центральной части регирна (петроглифические комплексы Манзя, Ивашкин ключ, Каменка, Выдумский Бык, петроглиф «Геофизик»). Единичные рисунки встречаются на восточном и западном участках Нижней Ангары.

По результатам проведенного стилистического анализа и статистических подсчетов определены основные классификационные подразделения наскальных изображений в виде личин и антропоморфных фигур в масках-личинах, выделен специфичный для региона особый вид личин «каменского» типа. Рассматривались данные изображения с учетом наличия и вида контуров личин, уровня сложности, характера внутреннего и 1Гчешнего их оформления.

Учитывая, что многие личины являются масками антропоморфных фигур, была проведена их классификация и корреляция с определенным типом личин. Антропоморфные фигуры автором подразделены на два основных типа: фронтальные и фас-профильные, выделен в особый подтип фронтально симметричные фигуры. Промежуточное положение между основными типами антропоморфных фигур заняли изображения «идольчиков» и фас-аморфные фигуры.

По результатам анализа антропоморфных образов автор пришел к следующим выводам.

Ромбовидные личины встречаются редко, в большинстве своем — рисованные, практически, всегда являются масками-личинами фронтальных линейных фигур, не имеют «татуировки». Головной убор у них представлен боковыми «рожками», в двух случаях — «древовидным» отростком.

Полукруглые (параболоидные) личины сконцентрированы в центральной части региона, в основном — рисованные. Вбольшинстве своем являются масками-личинами контурных фас-профильных фигур и «идольчиков», у них, как правило, обозначена шея, характерна горизонтальная манера «татуировки» и внешнее оформление в виде двух боковых «рожек» .

Круглые личины в равной степени встречаются как самостоятельно, так и в качестве масок у различного вида антропоморфных фигур. Для них характерна горизонтальная, реже — комбинированная манера «татуировки». Головной убор представлен в равной степени всех видов.

Сердцевидные личины зафиксированы на всех участках региона, чаще всего встречаются самостоятельно, в единичных случаях являются масками фронтальных антропоморфных фигур. Для них характерна вертикальная, реже — комбинированная манера «татуировки», в двух случаях — только горизонтальная. Внешнее оформление: ветвистый отросток или вертикальная линия, в одном случае — обрамление в виде «лучей» .

Неоконтуренные сложные личины «каменского» типа сконцентрированы в центральной части региона и, как правило, сопутствуют сердцевидным. Для них также характерны вертикальный ветвистый отросток и вертикальная манера «татуировки» .

Неоконтуренные простые личины в большинстве своем зафиксированы как чашевидные углубления на береговом валуне (петроглиф «Геофизик»). Единичные крашеные изображения встречаются в центральной и восточной части региона.

На основе проведенной классификации антропоморфных образов и, приi влекая различные способы и методы датирования, можно сделать вывод об их относительной синхронности в наскальном искусстве региона, установить связь с кругом распространения личин окуневского типа и основной комплекс рисунков датировать эпохой позднего неолита — ранней бронзы (III-II тыс. до н. э.).

Наиболее ранними являются простые личины, представленные чашевидными углублениями, которые облечены в ряде случаев в сердцевидные, чере-повидные или округлые контуры. В основной своей массе они зафиксированы на прибрежном валуне в окрестностях п. Богучаны. Третьим тысячелетием до н. э. следует датировать ряд неоконтуренных личин «каменского» типа. Страти графически они относятся к «нижнему пласту» многофигурных композиций с палимпсестом, перекрыты мощными известковыми натеками. Они отличаются крупными размерами, глаза у них показаны большими, часто концентрическими окружностями.

Более поздними являются антропоморфные фигуры с решетковидным оформлением нижней части тела и находящиеся в единой сюжетной связи линейные фигуры с ромбовидными и сердцевидными личинами, которые в большинстве своем относятся к эпохе поздней бронзы-раннего железа. Ранним железным веком датируются стилизованные личины «каменского» типа, сердцевидная личина на писанице Рыбное, линейные антропоморфные фигуры в круглых и ромбовидных масках на писанице Мурожная-3. Созданное в эпоху раннего железа каменное антропоморфное изваяние в устье р. Тасеевой, испытав ряд переоформлений образа, имело культовое значение вплоть до этнографической современности. Находящаяся рядом личина была создана не раньше периода средневековья.

Таким образом, появившись в петроглифах региона в эпоху неолита, антропоморфные личины, как сюжет изобразительного искусства, сохраняются в культуре местных народов вплоть до этнографической современности. Подобные факты свидетельствуют об устойчивости изобразительных традиций в духовной культуре таежных племен Северной Азии.

Многообразие образов и сюжетов в наскальном искусстве Нижнего При-ангарья объясняется его межрегиональным, пограничным положением, наличием удобных коммуникаций в виде развернутой гидросистемы. Повышенная концентрация в петроглифах Нижней Ангар?! антропоморфных образов в виде личин (в отличие от других исследованных районов Приангарья) — явление не столько стадиальное в развитии местных древних культур, сколько следствие прямых или опосредованных взаимодействий с культурами сопредельных регионов.

Иконография и стилистические особенности антропоморфных образов маркируют присутствие изобразительных традиций неолитических культур Дальнего Востока, энеолитических культур Западной и Внутренней Монголии, окуневской и самусьской культур в эпоху ранней бронзы, карасукской — в эпоху поздней бронзы, культур скифского круга V в эпоху раннего железа. Местное население, воспринимая художественные элементы других культур, гармонично сочетало их с традиционными образами и, комбинируя их, создавало принципиально новые.

Доминирующие позиции местной художественной культуры в наскальном искусстве Нижней Ангары проявляются на примере личин «каменского» типа, у которых основные элементы образа консервативно сохраняются с эпохи неолита до раннего железного векав фактах отсутствия у большинства личин солярной символики, преобладания у антропоморфных образов вертикальной манеры «татуировки», разветвленного головного убора. Влияние ангарских изобразительных традиций прослеживается в доокуневских и окуневских петроглифах Среднего Енисея, сюжетах керамики самусьской культуры.

Выявленный представительный комплекс петроглифов обозначает Нижнее Приангарье, как один из культурных центров, очагов древнего искусства, заметно повлиявших на развитие наскального творчества и мировоззрение древнего населения соседних регионов Сибири и Дальнего Востока.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Д. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. М.- Л.: «Искусство», 1959. — 266 с.
  2. Э.Н., Ребрикова Н. Л. Памятник наскального искусства «Орсо» в Восточной Сибири. Практика консервации // Международная конференция по первобытному искусству.- Кемерово: Изд-во САИПИ, 1998.- С. 153−154.
  3. А. В. Письмо А.В. Адрианова в Комитет о наскальных изображениях Енисейской губернии // Изв. РКСИВА. № 3. СПб., 1904. — С. 57.
  4. А.В. Предварительные сведения о собирании писаниц в Минусинском крае летом 1904 г. // Изв. РКИСВА. 1904а.- № 4.- СПб., — С. 2533.
  5. А.В. Писаницы по р. Мане // ЗОРСА РАО. Т. 9. СПб., 1913. — С. 1−13.
  6. М.П. Сибирь в известиях западно- европейских путешественников и писателей. Иркутск: Крайгиз, 1936. — 150 с.
  7. Н.Д. Петроглифы Олекмы // АО 1969 г. М.: Наука, 1970.-С.195.
  8. Археология СССР. Эпоха бронзы лесной полосы СССР.- М.: «Наука», 1987.-471с. с
  9. И.В. Ландшафтно-климатические изменения и хозяйственный уклад древних обществ Юго- Восточной Сибири // Историография и источники изучения исторического опыта освоения Сибири. Вып. 1.- Новосибирск: Изд-во СО АН СССР, 4988. С. 3−4.
  10. И.В. Хронология археологических культур Прибайкалья в разработках исследователей // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. — Новосибирск: Изд-во
  11. ИАЭт СО РАН, 1998. С. 16−20.
  12. И.В. Китойская культура в неолите Байкальского региона иАприлегающих территорий: вопросы хронологии, районы миграции ее носителей // Археология, этнография и антропология Евразии.- 2002.- № 2 (10). С. 59−70.
  13. А.И. Очерки по источниковедению Сибири. Вып. 1. XVII век. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1960. — 279 с.
  14. О.Н. Древние изображения на потолках гротов в Приазовье // МИА.- 1941.-№ 2.- С. 126.
  15. О.Н. Каповая пещера. Палеолитическая живопись.- М.: Наука, 1965.- 46 с.
  16. М.С., Макаров Н. П. Культурогенез таежных народов Нижнего Енисея. Красноярск: Изд-во КККМ, 2000. — 35 с.
  17. Ю.Г. Бронзовыр и ранний железный век Южной Сибири. История идей и исследований (XVII — первая треть XX в.). — Новосибирск: Наука, 1986. 187 с.
  18. И.С. Исследование древностей Минусинского округа Енисейской губернии в 1881 г. // Изв. ВСОРГО. Т. 13. № 3. Иркутск, 1882. С. 43−46.
  19. Н.А. Солярная символика и крест в окуневском искусстве // Труды международной конференции по первобытному искусству. -Кемерово: Изд-во «НИКАЛС», 2000.- Т. II.- С. 56−59.
  20. Д.Л. Мобильные * петроглифы предметы-знаки в археологическом контексте // Международная конференция по первобытномуискусству.- Кемерово: Изд-во САИПИ, 1998.- С. 76−77.
  21. Д.Л. Портативные петроглифы на Дальнем Востоке // Наскальное искусство Азии. Кемерово: Кузбассвузиздат. Вып. 1. 1995.- С. 5152. к
  22. Д.Л. Дальневосточная провинция древнего искусства // Труды международной конференции по первобытному искусству. Кемерово: Изд-во «НИКАЛС», 1999.- Т. I.- С. 36−41.
  23. Д.Л. Ворон, хозяйка моря, и другие персонажи мифов в бойсмановском искусстве // Археология, этнография и антропология Евразии.-2002.-№ 4 (12).- С. 86−90.
  24. Д.Л. Обитатели моря в искусстве бойсмановской неолитической культуры // Археология, этнография и антропология Евразии.-2001.-№ 1 (5).- С. 60−66.ъ
  25. Д.Л. Двусторонний петроглиф из Приморья // Вестник САИПИ.- 2001.- Вып. 4.- С. 17.
  26. Г. М. Искусство Крайнего Северо- Востока Европы в эпоху неолита раннего металла и его семантика // Наскальные рисунки Евразии. Первобытное искусство. — Новосибирск: Наука. Сиб. Отд- ие, 1992. — С. 14−28.
  27. В.Г., Гревцов Ю. А., Тарасов А. Ю., Ригин М. В. Исследования на Бирюсе // Палеоэтнология Сибири. Иркутск: Изд-во ИГУ, 1990.-С. 45−46.
  28. Э.Б. Древние идолы Енисея. Л.: Наука, 1967. — 78 с.
  29. Э.Б. К истории археологического изучения Минусинских котловин // Изв. Лаб. Арх. Иссл- ий. Вып. 6. — Кемерово, 1973.- С. 91−159.
  30. Э.Б., Леонтьев Н. В., Максименков Г. А. Памятники окуневской культуры.-Л.: «Наука», 1980.- 148с.
  31. Э.Б. Изваяния окуневской культуры // Вадецкая Э. Б., Леонтьев Н. В., Максименков Г. А. Памятники окуневской культуры.- Л.: «Наука», 1980.- С. 37−147.
  32. Э.Б. Проблема интерпретации окуневских изваяний // Пластика и рисунки древних культур (Первобытное искусство).- Новосибирск: Наука. Сиб. Отд- ие, 1983.- С. 86−97.
  33. Э.Б. Археологический памятники в степях среднего Енисея. Л.: «Наука», 1986.- 177 с.
  34. Р.С., Бурилов В. В., Седякина Е. Ф. Археологические исследования в зоне Усть- Илимской ГЭС в 1970 г. // Источники по археологии Северной Азии (1935- 1976). Новосибирск: Наука. Сиб. Отд- ие, 1980. — С. 5375.
  35. Р.С., Бурилов В. В., Дроздов Н. И. Археологические памятники Северного Приангарья. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд- ие, 1988. -225 с.
  36. А.С. История организации археологических исследований на территории Приенисейской Сибири (XIX- конец 20- х гг. XX в.): Автореф. Дисс.. канд. ист. наук.- Красноярск, 1999. 35 с.
  37. Н.И. Следы каменного века в долине р. Ангары // ИВСОРГО.- 1889.- Т. XX.- № 2.- С. 1−31.
  38. Г. М. Китойская культура Прибайкалья. — Новосибирск: Наука, 1989. 152 с.
  39. А. Миф и символ. М.: Изд-во «РУССЛИТ», 1994. — 375 с.
  40. В.А., Прокофьев М. М. Изображения животных и рыб вsискусстве охотской культуры // Наскальное искусство. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд- ие, 1976. — С. 116−120.
  41. Ю.А. История открытия // Тайны Среднего Енисея. -Железногорск: Изд-во МВЦ, 1996. С. 62−74.
  42. Ю.А. К проблеме интерпретации образа грифона и его подражаний // Древности Приенисейской Сибири. вып. 1. — Красноярск: Издво КГУ, 1996.-С. 116−120.
  43. Ю.А. Роговые навершия из материалов Усть- Тасеевского культового комплекса // 275 лет сибирской археологии: Материалы XXXVII РАЭСК. Красноярск, 1997. — С. 59−60.
  44. Ю.А., Сергейкин А. А. Усть-Тасеевский комплекс (новые находки) // Молодая археология и этнология Сибири. XXXIX РАЭСК. Часть 1. Чита, 1999.- С. 121−122.
  45. Ю.В. Камень с р. Дьелангаш // Древние культуры Алтая и Западной Сибири.- Новосибирск, 1978.- С. 110−178.
  46. В.А. Сведения о писаницах Якутии // СА.- 1996, — № 6.- С. 281−284.
  47. В.А. Антропоморфная и зооморфная скульптура древнего могильника Усть-Белая II // Древняя история народов Ю-В Сибири.-Иркутск, 1974. Вып. 2. — С.
  48. Н.Н. Наскальные рисунки Кольского полуострова и сопредельных областей (общие и специфические черты) // Звери в камне (Первобытное искусство). Новосибирск: Наука. Сиб. Отд- ние, 1980.- С. 117 135.
  49. С.А., Друлис М. В. Костяные подвески Усть- Илирского могильника // Проблемы археологии, истории, краеведения и этнографии Приенисейского края. Т. II. Красноярск: Изд-во КГУ, 1992. — С.57−60.
  50. Н.И. Новые находки каменных рыб в Красноярском крае // Археология и этнография Восточной Сибири (Тез. док.). Иркутск, 1978. — С. 36−37.
  51. Н.И., Макулов В. И., Ермолаев А. В. Археологическая карта нижнего течения Ангары // Памятники истории и культуры Красноярского края. Красноярск. 1989.- Вып. 1.- С. 190−193."
  52. Н.И. Наскальные рисунки и каменные изваяния Северного Приангарья // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР. М., 1990.- С. 211−216.
  53. Н.И., Леонтьев В. П. Уникальная находка со стоянки Усть-Кова // Проблемы археологии и этнографии Сибири и Дальнего Востока. у
  54. Красноярск: Изд-во КГПИ. т. 3,1991.- С. 19−21.
  55. Н.И., Леонтьев В. П., Макулов В. И., Заика А. Л. Наскальное искусство Северного Приангарья // Наскальное искусство Азии. Кемерово: Кузбассвузиздат. Вып. 1. 1995.- С. 46−47.
  56. Н.И., Заика А. Л., Макулов В. И. Древнее искусство нижнего Прингарья // Новейшие археологические и этнографические открытия в Сибири.- Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 1996.- С. 91−96.
  57. Н.И., Заика А. Л., Макулов В. И., Леонтьев В. П., Чеха В. П., Березовский А. П., Ключников Т. А. Археологические исследования на территории Красноярского края в 2000 году // Научный ежегодник КГПУ. Вып. 2. Красноярск, 2001. — С. 10−47.
  58. Н.И., Макулов В. И., Леонтьев В. П. К истории археологических исследований в Северном Приангарье // Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных территорий. Томск: Изд-во ТГУ, 2001а. — С. 122−124.
  59. В. Д. Антропоморфные изображения на керамике бронзового века Якутии // Северная Азия в эпоху бронзы: пространство, время, культура. Барнаул: Изд-во АГУ, 2002.- С. 36−39.
  60. М.А. О головных уборах антропоморфных изображений эпохи бронзы на Верхнем Енисее // Вопросы археологии Хакасии. Абакан, 1980.-С. 52- 64.
  61. М.А. К истории изучения петроглифов Енисея (начало-третья четверть XIX в.) // Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология.-Новосибирск: Наука, 1987.- С. 80−88.
  62. М.А. Ареалы наскального искусства Северной Азии // Некоторые проблемы сибирской археологии. М.: Изд-во ИА АН СССР, 1988. -С.54−83.
  63. М.А. О методике нолевого изучения наскальныхизображений // КСИА. М.: Наука, 1990. — Вып. 202. — С. 83−89.
  64. М.А. Древнейшие антропоморфные изображения Южной Сибири и Центральной Азии // Наскальные рисунки Евразии. Первобытное искусство. — Новосибирск: Наука. Сиб. Отд- ие, 1992. — С. 29−43.
  65. М.А. О конференции «Актуальные проблемы изучения наскальных изображений» и визите Р. Беднарика в нашу страну // Памятники наскального искусства.- М.: Изд-во ИЭиА РАН, 1993.- С. 30- 53.
  66. М.А. Изображения на скалах Бижиктиг-Хая в Саянском каньоне Енисея // Памятники наскального искусства.- М.: Изд-во ИЭ и, А РАН, 1993а.- С. 79−193.
  67. М.А. Петроглифы Енисея: история изучения (XVIII- начало XX вв.). М.: Координационно- методический центр прикладной этнографии Института этнологии и антропологии РАН, 1996. — 249 с.
  68. М.А. О солярных знаках, «солнцерогих», «солнцеголовых» в наскальном искусстве Сибири // Наскальное искусство Азии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.- Вып. 2.- С. 11−17.
  69. М.А. Окуневские антропоморфные личины в ряду наскальных изображений Северной и Центральной Азии // Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. Санкт-Петербург: Изд-во «Петро-РИФ» 1997а. — С. 240−250.
  70. М.А. Петроглифы на дне Саянского моря (гора Алды-Мозага). М.: «Памятники исторической мысли», 1998. — 287 с.
  71. Е.Г. Две личины из Внутренней Монголии // Наскальноеискусство Азии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.- Вып. 2.- С. 25−28.
  72. Е.Г. Некоторые ориитоморфные и антропоморфные изображения: Американо-Азиатские параллели // Международная конференция по первобытному искусству. Том 1. Кемерово. 1999. С. 131—138.
  73. Е.Г. Н.К. Рерих и использование культурного наследия // Рериховские Чтения. 1997. (Материалы конференции). Новосибирск: Сибирское Рериховское Общество, 2000.- С. 366−375.
  74. Е.Г. Антропоморфные наскальные изображения в рентгеновском стиле и мифологический скщет об обретении шаманского дара // Археология, этнография и антропология Евразии.- 2000.- № 2 (2).- С. 88−95.
  75. В.В. Мифология китайского неолита. По материалам росписей на керамике культуры Яншао. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд- ние, 1988.-128 с.
  76. С.П., Заика A.JI. Обргз медведя в наскальном искусстве Среднего Енисея и Ангары // Историко — культурное наследие Северной Азии. -Барнаул: Изд-во АТУ, 2001. С. 464−466.
  77. A.JI., Капелько В. Ф. Писаницы Ленковой горы // Проблемы скифо- сибирского мира.- Кемерово: Изд-во Кем ГУ, ч. 2, 1989.- С. 92−95.
  78. А.Л., Гущин Е. В., Коваль А. А., Стульский А. В. Писаницы Третьего Камня (предварительное сообщение) // Проблемы археологии и этнографии Сибири и Дальнего Востока. Красноярск: Изд-во КГПИ. т. 2, 1991.-С. 28- 29.
  79. А. Л. К интерпретации оку невских изображений // Проблемы археологии и этнографии Сибири и Дальнего Востока. Красноярск: Изд-во КГПИ. т. 2, 1991.- С. 30−34.
  80. А.Л., Гущин Е. В., Коваль А. А., Шахов А. В. Археологическиепамятники р. Маны // Новое в археологии Сибири и Дальнего Востока. Томск: Изд-во ТГУ, 1992.- С. 128−129.
  81. A.JI. О семантике и культурно- хронологической принадлежности решеткообразных изображений (по материалам сибирских петроглифов) // Проблемы археологии Сибири.- Абакан: Изд-во АГПИ, 1993.-С. 36−37.
  82. Заика A. JL, Крюгер М. В., Свинцов П. В., Лебедев И. И. Новые петроглифы правобережья Енисея // Проблемы археологии Сибири.- Абакан: Изд-во АГПИ, 1993.- С. 35.
  83. А.Л. Культовые изображения в наскальном исукусстве р. Маны // Этносы Сибири. История и современность. Красноярск, 1994.- С. 7981.
  84. А.Л. Наскальное искусство Среднего Енисея // Тайны Среднего Енисея. Железногорск: Изд-во МВЦ, 1996.- С. 25−39.
  85. А.Л., Емельянов И. Н. Писаницы Нижней Ангары // Археология, палеоэкология, и этнография Сибири и Дальнего Востока. Иркутск, 1996. Ч.2.- С. 25−29.
  86. А.Л., Каява А. В., Емельянов И. Н. Новые петроглифы нижней Ангары // Дуловские чтения. Иркутск: Изд-во ИГПИ, 1997.- С. 122−126.
  87. А.Л. Новые петроглифы Енисея // Наскальное искусство Азии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.- Вып. 2.- С. 97−101.
  88. А.Л., Емельянов И. Н. О личинах нижней Ангары // Международная конференция по первобытному искусству.- Кемерово: Изд-во САИПИ, 1998.- С. 98−99.
  89. А.Л., Емельянов И. Н., Березовский А. П. Новые данные по наскальному искусству Нижней Ангары //Вестник САИПИ.- 1998а.- Вып. 1.- С. 16−17.
  90. А.Л., Емельянов И. Н., Березовский А. П. Результаты исследований таежных писаниц среднего Енисея // АО 1997 года. М.: Наука, 1999.- С. 275−277.
  91. A.JI. Результаты исследования культовых памятников Нижней Ангары // Молодая археология и этнология Сибири. XXIX РАЭСК, ч.2. Чита. 1999.- С. 11−16.
  92. А.Л., Петрович Е. В. Антропоморфные личины Нижней Ангары // Наследие древних и традиционных культур Северной и Центральной Азии. ХХХХ РАЭСК, том 1. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2000.- С. 134−136.
  93. А.Л. Юго-восточные мотивы в наскальном искусстве Нижней Ангары // Природные условия, история и культура Западной Монголии и сопредельных территорий. Томск: Изд-во ТГУ, 2001а. — С. 128−129. *
  94. А.Л., Ключников Т. А. Древнейшие изображения в наскальном искусстве Нижнего Приангарья (по материалам работ 2000 г.) // Историко-культурное наследие Северной Азии. Барнаул: Изд-во АГУ, 2001. С. 432−435.
  95. А.Л. Вопросы семантики и хронологии антропоморфных изображений в виде личин (по материалам петроглифов Нижней Ангары) // Древности Приенисейской Сибири. вып. 2, — Красноярск: РИО КГПУ, 2001. -С. 48−58.
  96. А.Л. О полиэйконичности антропоморфных изображений в петроглифах Нижней Ангары // Северная Азия в эпоху бронзы: пространство, время, культура. Барнаул: Изд-во АГУ, 2002.- С. 39−43.
  97. А.Л., Журавков С.П.О развитии мировоззрений народов
  98. Нижней Ангары в эпоху неолита и палеометалла (по материалам культовых комплексов) // Северная Азия в эпоху бронзы: пространство, время, культура. -Барнаул: Изд-во АГУ, 2002.- С. 43−45.
  99. A.JT. Личины и лодки (анализ сюжетного сочетания в петроглифах Нижней Ангары) // Проблемы археологии и палеоэкологии Северной, Восточной и Центральной Азии. Материалы международ, конференции. Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 20 036. — С. 128−130.
  100. Личины и лодки (анализ сюжетного сочетания в петроглифах Нижней Ангары) // Проблемы археологии и палеоэкологии Северной, Восточной и Центральной Азии. Материалы международ, конференции. — Новосибирск: Изд-во ИАЭт СО РАН, 2003. С. 128−130.
  101. С.Н. Пещерные навесы Мгвимеви, близ Чиатуры (Грузия) //СА.- 1937.- III.-С. 57.
  102. С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX- начала XX вв. Сюжетный рисунок и другие виды изображений на плоскости. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1954. — 839 с.
  103. С.В. Скульптура алтайцев, хакасов и сибирских татар (XVIII- первая четверть XX в.). Л.: Наука. Лен. Отд- ие, 1979. — 839 с.
  104. И., Бранд А. Записки о русском посольстве в Китай. -Иркутск: Наука, 1967. 404 с.
  105. М.К., Марьяшев А. Н. Наскальные изображения хребта Каратау. Алма- Ата, 1977.
  106. В.Ф. Эстампажный метод копирования петроглифов (открытие и разработка методов) // Памятники древних культур Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: Изд-во ИИФФ СО АН СССР, 1986. — С. 105 111.
  107. Т.И. Семантика орнаментации неолитической керамики Китая // У истоков творчества. — Новосибирск: Наука. Сиб. Отд- ие, 1978. С. 198.
  108. Т.И. Петроглифы Лунных гор (о древнем искусстве кочевников- скотоводов Внутренней Монголии) // Пластика и рисунки древних культур (Первобытное искусство).- Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1983.- С. 77−85.
  109. Т.А., Заика А. Л. Образ лося в наскальном искусстве Нижней Ангары // Наследие древних и традиционных культур Северной и Центральной Азии. ХХХХ РАЭСК, том 1. Новосибирск: Изд-во НГУ, 2000.- С. 137−139.
  110. Т.А., Заика А. Л. Анималистические изображения эпохи бронзы в наскальном искусстве Нижней Ангары // Северная Азия в эпоху бронзы: пространство, время, культура. Барнаул: Изд-во АГУ, 2002.- С. 63−65.
  111. С.Г. Руническая эпиграфика южной Сибири (наскальные надписи Турана и Тепсея) // СА.- 1976.- № 1.- С.
  112. М.В. Системы питания и образ жизни первобытных и исторических сообществ охотников- рыболовов- собирателей // Археология, этнография и антропология Евразии. 2002. — № 3 (11). — С. 141−159.
  113. С.Ф. О содержании и датировке одной группы писаниц // Проблемы изучения наскальных изображений в СССР.- М.: ИА АН СССР, 1990.-С. 79−83.
  114. А.П. К вопросу об антропоморфных личинах в керамике культуры Дземон // Семантика древних образов (Первобытное искусство). Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1990.- С. 80−82.
  115. А.К. Уникальное произведение искусства эпохи неолита на Нижнем Амуре // Семантика древних образов (Первобытное искусство). Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1990, — С. 21−34.
  116. М.Ф. Западная Сибирь в древности. М.: Наука, 1984.245 с.
  117. М.Ф. Человек и живая природа в свете сибирских этнографических и археоглогических материалов // Некоторые проблемы сибирской археологии. М.: Изд-во ИА АН СССР, 1988. — С. 54−83.
  118. Н.Н. Петроглифы Якутии: Автореф. дисс.. канд. ист. наук. Якутск, 1992. — 29 с.
  119. Н.Н. Стиль и датировка писаниц Якутии // Археологические исследования в Якутии. Новосибирск: ВО Наука, «Сибирская издательская фирма», 1992. — С. 160−168.
  120. Н.Н. Писаницы Якутии. Новосибрск: Изд-во ИАиЭ СО РАН, 1994.-262 с.
  121. В.Д. Протобуддийские символы в древнеалтайском искусстве // Рериховские чтения. Новосибирск: Изд-во ИИФФ СО АН СССР, 1985.-С. 193−199.
  122. В.Д. Древние рисунки Каракола. Новосибирск: Наука.
  123. Сиб. Отд-ние, 1988.- 171 с.
  124. В.Д., Маточкин Е. П. Петроглифы Алтая.- Новосибирск, 1992.
  125. Л.Р. Начало сибирской археологии // Историко-археологический сборник. М.: Изд-во МГУ, 1962. — С. 43−52.
  126. Л.Р., Леонтьев Н. В. Народные рисунки хакасов. М.: Наука, 1980. — 176 с.
  127. Л.Р. Древнейшая Хакасия.- М.: Изд-во МГУ, 1986.-294 с.
  128. В.Е. Открытие наскальных изображений на территории Внутренней Монголии, в Синьцзяне и Цинхае // Рериховские чтения. -Новосибирск: Изд-во ИИФФ СО АН СССР, 19S5. С. 149−167.
  129. К.Д. Онежское святилище. Ч. 2: Опыт расшифровки некоторых петроглифов Карелии // Скандинавский сборник. 1962. — Вып. 5. -С. 286−287.
  130. Д.М. География в России XVII века (допетровской эпохи). М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1949. — 235 с.
  131. Леви Стросс К. Структурная антропология. — М.: Наука, 1983.535 с.
  132. О. М. Петроглифы Аплинского порога // Отчетная научно-теоретическая конференция. Археология. Этнография. Источниковедение (Тез. докл.). Иркутск, 1979. — С. 77−79.
  133. В.П. Погребение с трупосожжением со стоянки Усть-Кода // Проблемы археологии, истории, краеведения и этнографии Приенисейского края. Т. II. Красноярск: Изд-во КГУ, 1992. — С. 16−19.
  134. В.П., Дроздов Н. И. Представления о мире у племен Северного Приангарья в эпоху железного века (по материалам могильника
  135. Усть- Кова) // 275 лет сибирской археологии: Материалы XXXVII РАЭСК. -Красноярск, 1997. С. 61.
  136. В.П. Железный век Северного Приангарья: Автореф. дисс.. канд. ист. наук. Новосибирск, 1999. — 25 с.
  137. Н.В. Гравированные изображения животных в могильнике Черновая- VIII // Вадецкая Э. Б., Леонтьев Н. В., Максименков Г. А. Памятники окуневской культуры.- Л.: Наука, 1980.- С. 27−34.
  138. Н.В. Антропоморфные изображения окуневской культуры (проблемы хронологии и семантики). // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в древности. Неолит и эпоха металла. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1978.-С. 88−118.
  139. Н.В. Колесный транспорт эпохи бронзы на Енисее // Вопросы археологии Хакасии. Абакан, 1980. — С. 65−84.
  140. Н.В. Писаницы устья р. Кантегир // Рериховские чтения. -Новосибирск: Изд-во ИИФФ СО АН СССР, 1985. С. 168−179.
  141. Н.В. Стела с р. Аскиз (образ мужского божества в окуневской изобразительном искусстве) // Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. Санкт-Петербург: Изд-во «Петро-РИФ», 1997. — С. 222−236.
  142. A.M. Петроглифы Карелии. Ч. 1. Петрозаводск:1. Каргосиздат, 1939. 193 с.
  143. П.В., Заика А. Л. Коллекция бронзовых предметов древнего культового литья из фондов Енисейского краеведческого музея // Культурология и история современных обществ Сибири и Дальнего Востока. — Омск: Изд-во ОмГУ. С. 570−573.
  144. Лоцманская карта реки Енисей от Красноярской ГЭС до устья р.1. Ангары. 1974.
  145. А.И. Наскальные рисунки Верхнего Приамурья: Автореф. дисс.. канд. ист. наук. Новосибирск, 1973. — 21 с.
  146. А.И. Наскальные рисунки IV- III тыс. до н. э. таежной зоны Верхнего Приамурья // Наскальное искусство. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1976.-С. 97−110.
  147. А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-ороченов (конец XIX- начало XX в.). Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1984. — 200 с.
  148. А.И. Таежные писаницы Приамурья.- Новосибирск: Наука. Сиб. Отд- ие, 1986.- 260 с.
  149. Н.П. К истории комплектования, изучения и экспонирования археологических коллекций // Век подвижничества. -Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1989. С. 131−189.
  150. Н.П. Неолит и бронзовый век Красноярской лесостепи: Автореф. дисс.. канд. ист. наук. Кемерово, 1993. — 26 с.
  151. Г. И. Могильник Черновая VIII- эталонный памятник окуневской культуры // Вадецкая Э. Б., Леонтьев Н. В., Максименков Г. А. Памятники окуневской культуры.- Л.: Наука, 1980.- С. 3−26.
  152. Г. И. Сюжеты окуневского искусства // Древний
  153. Восток и мировая культура. М.: Наука, 1981. — С. 34−41.
  154. С.В. Неолитическое погребение Северо- Западного Алтая// Археология, этнография и антропология Евразии.- 2000.- № 2 (2).- С. 53−64.
  155. А.И. Лодки в страну предков. — Кемерово, 1966. — 35 с.
  156. А.И. Петроглифы Сибири: анализ конкретных источников и «всемирно- исторический масштаб» // Изв. СО АН СССР. Сер. Обществ. Наук. 1971. № 3.-С. 103−118.
  157. А.И. Писаницы на Томи. Кемерово: Кемер. Книж. Изд-во, 1987. — 62 с.
  158. А.И. О датировке памятников наскального искусства Сибири // Наскальное искусство Азии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.-Вып. 2.- С. 17−24.
  159. А.И. О мировоззренческой основе искусства скифо-сибирского мира // Скифо- сибирский мир. Искусство и идеология.-Новосибирск: Наука, 1987а.-С. 13−25.
  160. А.И., Покровская А. Ф., Русакова И. Д. Утраченные и вновь обнаруженные изображения «Томской писаницы» // Природа: Сб. статей (Музей- заповедник «Томская писаница». Вы-т. 1). Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. — С. 104−111.
  161. А.Н. Петроглифы Семиречья // Звери в камне (Первобытное искусство). Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1980.- С. 211 229.
  162. Е.П. Каменный век в творчестве Рериха // Рериховские чтения. Новосибирск: Изд-во ИИФФ СО АН СССР, 1985. — С. 30−39.
  163. Д.А. Уникальный сакральный центр III- середины I тыс. до н. э. в Хакасско- Минусинской котловине // Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб.: Изд-во «Петро-РИФ», 1997. — С. 265−287.
  164. Г. И., Дроздов Н. И., Пашинов A.M. Исследования петроглифов на нижней Ангаре // АО 1977 года. М.: Наука, 1978.- С. 259.
  165. Л.В. Новое в изучении памятника древнегоизобразительного искусства «Шишкинские писаницы» на реке Лене // Проблемы археологии, истории, краеведения и этнографии Приенисейского края. Т. И. Красноярск: Изд-во КГУ, 1992. — С. 55−57.
  166. Л.В. Изображения нерп на верхней Лене (Шишкинская писаница) // Наскальные рисунки Евразии. Первобытное искусство. -Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1992. С. 69−71.
  167. Л.В. Новое в изучении Шишкинских писаниц на реке Лене // Памятники наскального искусства.- М.: Изд-во ИЭиА РАН, 1993.- С. 3053.
  168. Л.В., Николаев B.C., Мандрыка П.В. Петроглифы
  169. Казачинского порога на Енисее // Обозрение результатов полевых и лабораторных исследований археологов и этнографов Сибири и Дальнего Востока в 1994—1996 годах. Новосибирск: Изд-во ИаиЭ СО РАН, 2000. — С. 6970.
  170. Л.В. Корреляция и периодизация петроглифов Верхней Лены (на примере Шишкинской писаницы): Автореф. дисс.. канд. ист. наук. -Владивосток, 2002. 26 с.
  171. Ю.И. «Фантастический хищник» и «личина- маска» в древних памятниках Хакасии // Труды международной конференции по первобытному искусству. Кемерово: Изд-во «НИКАЛС», 2000, — Т. И.- С. 173 176.
  172. Ю.И. Мировоззрение древних обществ юга Западной Сибири (эпоха бронзы). Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001. — 363 с.
  173. В.И. Изображения на валунах с реки Казым // Звери в камне (Первобытное искусство). Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1980.- С. 247−252.
  174. В.И. К семантика бронзовых антропоморфных изображений в кольце из Западной и Восточной Сибири // Проблемы археологии, истории, краеведения и этнографии Приенисейского края. Т. И. -Красноярск: Изд-во КГУ, 1992. С. 33−35.
  175. В.И. Еще раз о хронологии и датировке Турочакских писаниц. // Культура древних народов Южной Сибири. Барнаул, 1993.- С. 425.
  176. В.И., Бобров В. В., Равнушкин В. Н. Айдашинская пещера. Новосибирск: Наука, 1980. — 208 с.
  177. B.C., Мельникова Л. В. Некоторые итоги изучения петроглифов Восточной Сибири // Международная конференция по первобытному искусству.- Кемерово: Изд-во САИПИ, 1998.- С. 110−111.
  178. Э.А. Мир петроглифов Монголии. М.: Наука, 1984.168 с.
  179. Э.А. Древняя Монголия (Некоторые проблемы хронологии и этнокультурной истории). М.: Наука, 1989. — 383 с.
  180. А.П. Каменные рыбы (к изучению памятников неолитического искусства Восточной Сибири) // СА. 1936. — № 1. — С. 215−245.
  181. А.П. Неолитические находки в низовьях Ангары // ВДИ. 1939. — № 4.. с. 181−186.
  182. А.П. К вопросу о назначении каменных рыб из Сибири // Палеолит и неолит СССР. 1945. — МИА. — № 2. — С. 104−108.
  183. А.П. Древние шаманские изображения из Восточной Сибири // СА. 1948. — Т. X. — С. 203- 225.
  184. А.П. Неолит и Бронзовый век Прибайкалья. Ч. I- II. // МИА. № 18. 1950.-411с.
  185. А.П. Неолит и Бронзовый век Прибайкалья. Ч. 3 (Глазковская культура). М.: Изд-во АН CCQP, 1955. — 374 с.
  186. А.П. Шишкинские писаницы: Памятник древней культуры Прибайкалья. Иркутск, 1959.- 210 с.
  187. А.П., Запорожская В. Д. Ленские писаницы: Наскальные рисунки у деревни Шишкино. М.- Л.: Изд-во АН СССР. Лен. Отд-ие, 1959.- 154 с.
  188. А.П. Олень золотые рога. М.- Л. 1964.
  189. А.П. Петроглифы Ангары. М- Л.: Наука, 1966. -322 с.
  190. А.П., Окладникова Е. А. Лики древнего Амура. Петроглифы Сакачи —Аляна. Новосибирск: Зап. Сиб. Изд-во, 1968.
  191. А.П., Запорожская В. Д. Петроглифы Забайкалья. Ч. 1. -Л.: Наука. Лен. Отд- ие, 1969. 218 с.
  192. А.П., Запорожская В. Д. Петроглифы Забайкалья. Ч. 2. -Л.: Наука. Лен. Отд- ие, 1970. 268 с.
  193. А.П., Мартынов А. И. Сокровища Томских писаниц. Наскальные рисунки эпохи неолита и бронзы. М.: Искусство, 1972.- 257 с.
  194. А.П. Центрально-азиатский очаг первобытного искусства (пещерные росписи Хойт- Цэнкер Агуй (Сэнгри Агуй), Западная
  195. Монголия). Новосибирск: Наука. Сиб. Отд- ле, 1972. — 75 с.
  196. А.П. Петроглифы Байкала памятники древней культуры народов Сибири. — Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1974. — 124 с.
  197. А.П. Петроглифы Нижнего Амура— Л.: Наука. Лен. Отд-ие, 1974а.- 273 с.
  198. А.П. Лоси на Долгом пороге (периодизация нижнеангарских наскальных изображений) // СЭ. 1974б.-№ 3.- С. 53- 59.
  199. А.П. Неолитические памятники Ангары (от Щукино до Бурети). Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1974 В. — 318 с.
  200. А.П. Неолитические памятники средней Ангары (от устья р. Белой до Усть- Уды). Новосибирск: Наука. Сиб. Отд- ие, 1975. — 319 с.
  201. А.П. Неолитические памятники Нижней Ангары (от Серово до Братска). Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1976. — 328 с.
  202. А.П., Мазин А. И. Писаницы р. Олекмы и Верхнего Приамурья. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-^е, 1976.- 188 с.
  203. А.П. Удивительные звери острова Ушканьего и периодизация петроглифов Приангарья // Наскальное искусство. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1976а. С. 47−55.
  204. А.П. Петроглифы Верхней Лены— Л.: Наука. Лен. Отд-ие, 1977.-322 с.
  205. А.П. Новые наскальные рисунки на Дубынинском -Долгом пороге (Ангара) // Древние культуры Приангарья. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1978.- С. 160- 191.
  206. А.П., Мазин А. И. Писаницы бассейна реки Алдан. -Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1979.- 152 с.
  207. А.П., Окладникова Е. А., Запорожская В. Д., Скорынина Э. А. Петроглифы долины реки Елангаш: юг горного Алтая. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1979. — 137 с.
  208. А.П., Молодин В. И., Конопацкий А. К. Новые петроглифы Прибайкалья и Забайкалья. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1980.-40 с.
  209. А.П., Окладникова Е. А., Запорожская В. Д., Скорынина1. П|
  210. Э.А. Петроглифы горного Алтая. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1980. -139 с.
  211. А.П. Звери и знаки Ярминского порога // Звери в камне (Первобытное искусство). Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1980.- С. 96 116.
  212. А.П. О работах археологического отряда Амурской комплексной экспедиции в низовьях Амура летом 1935 г. // Источники по археологии Северной Азии (1935- 1976 гг.). Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1980а.-С. 3−52.
  213. А.П., Васильевский Р. С. Северная Азия на заре истории.- Новосибирск: Наука, 1980.- 160 с.
  214. А.П., Окладникова Е. А., Запорожская В. Д. Петроглифы урочища Сары- Сатак (долина р. Елангаш). Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1982. — 148 с.
  215. А.П., Петрин р.Т. Палеолитические рисунки Игнатьевской пещеры на Южном Урале // Пластика и рисунки древних культур (Первобытное искусство).- Новосибирск: Наука. Сиб. Отд- ие, 1983.- С. 47−58.
  216. А.П., Окладникова Е. А. Древние рисунки Кызыл-Келя. Новосибирск: Наука. Сиб. О гд-ие, 1985. — 146 с.
  217. Е.А. Наскальные изображения в долине р. Дялангаш (Горный Алтай) // Наскальное искусство. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1976.-С. 83−96.
  218. Е.А. Петроглифы Антильских островов (череповидная личина как сюжет наскального искусства тихоокеанского мира) // Древние культуры Сибири и Тихоокеанского бассейна. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1979.- С. 87−104.
  219. Е.А. Загадочные личины Азии и Америки. -Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1979. 167 с.
  220. Е.А. Модель вселенной в системе образов наскального искусства Тихоокеанского побережья Северной Америки. Проблемы этнокультурных контактов аборигенов Сибири и коренного населения Северной Америки. СПб, 1995. — 318 с.
  221. Е.Д. Два оку невских’памятника на юге Хакасии // Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб.: Изд-во «Петро-РИФ», 1997. — С. 123−127.
  222. A.M. Новые петроглифы нижнего течения Ангары // Мат-лы 13-ой Веееоюз. Науч. студ. Конференции. История.- Новосибирск, 1975.- С. 64−65.
  223. A.M., Дрозде и Н.И. Новые петроглифы нижнего течения р. Ангары // АО 1975 года. М.: Наука, 1976.- С. 271.
  224. В.И. Новые данные о писаницах с берегов оз. Большие Аллаки // СА. 1976.- № 1.- С. 153−158.
  225. В.Т. Первоначальный этап исследования святилища в Игнатиевской пещере (Южный Урал) // КСИА. М.: Наука, 1990. — Вып. 202. -С. 95−97.
  226. В.Т., Широков U.H., Чаиркин С. Е. Древнее святилище во 2ой Серпиевской пещере на Южном Урале // Семантика древних образов
  227. Первобытное искусство).- Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1990.- С. 7−20.
  228. Д.А. Клеменца Тизенгаузену из Минусинска 16 ноября 1889 года // Архив императорской Археологической комиссии, д. 23/ 1888, лл. 135- 136 (хранится в архиве ЛОИА РАН).
  229. Н.Л. О при i щипах датировки наскальных изображений. По поводу книги А. А. Формозова «Очерки по первобытному искусству» // СА-1973.-№ 3.-С. 266−275.
  230. М.Л. Окуневские изваяния и оленные камни / Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология.- Новосибирск: Наука, 1987.- С. 127 133.
  231. Н.В., Шумакова Е. В. Очерки семантики кулайского искусства.- Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1991. 92 с.
  232. Н.В. «Стерегущие золото грифы» (ак- алахинские курганы). — Новосибирск: ВО «Нау а». Сибирское издательская фирма, 1994. — 125 с.
  233. Попов Н.И.О рунических письменах в Минусинском крае // Изв. СОРГО. Т. 5. № 2. Иркутск, 1874. — С. 46−49.
  234. Привалихин В. И. Исследование в зоне Богучанской ГЭС и в
  235. Эвенкии//АО 1982 года.-М: Наука, 1984.-С. 227 -228.
  236. В.И. Расколки на острове Сергушкина // АО 1984 года. М.: Наука, 1986. — С. 198−199.
  237. В.И. О наличии головного убора с рожками и ушкамиу таежного населения Северного Приангарья в раннем железном веке //
  238. Проблемы археологии, истории, краеведения и этнографии Приенисейского края. Т. II. Красноярск: Изд-во КГ7, 1992. — С. 72−76.
  239. В.И. Ранний железный век Северного Приангарья (цэпаньская культура): Автореф. днсс.. канд. ист. наук. Кемерово, 1993. — 24 с.
  240. Е.А., Горю лова О.И. Писаницы Сарминского ущелья (оз. Байкал) // Культуры и памятники бронзового и раннего железного веков Бурятии и Монголии. Улан- Удэ: 11зд-во БНЦ СО РАН, 1995. — С. 119−122.
  241. .Н., Мартынов А. И. Шалоболинские петроглифы. -Красноярск: Изд-во КГУ, 1985.- 192 с.
  242. М.Р. Завальс’ие писаницы // СА. 1955. — Т. XXIII. — С.84
  243. В.В. О ново i способе приготовления эстампажей с надписей на камнях // ЗВОРАО. П 93. — Т. 7. — С. 169−181.
  244. В.В. Сибирские древности. Т. 1, вып. 1, СПб, 1902.
  245. И.Д. Новый памятник наскального искусства на Енисееписаница у д. Абакано-Перевоз в Хакасии) // Наскальное искусство Азии. -Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.- Вып. 2.- С. 101−112.
  246. И.Д., Баринова Е. С. Новые петроглифы на Томи // Наскальное искусство Азии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.- Вып. 2.- С. 6467.
  247. И.Д. Все ли мы знаем о Боярских писаницах? // Природа: Сб. статей (Музей-заповедник «Томская писаница». Вып. 1). Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. — С. 111−117.
  248. И.Д. Мифологические сюжеты петроглифического комплекса Абакан- Перевоз // Труды международной конференции по первобытному искусству. Кемерово: Изд-во «НИКАЛС», 2000.- Т. II.- С. 9497.
  249. Ю.А. Рисунки на скалах. Петрозаводск: Карельское книж. Изд-во, 1967. — 167 с.
  250. Ю.А. Залавруга. Л., 1970.
  251. Ю.А. Наскальные изображения Финляндии // Наскальное искусство. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1976. — С. 121−150.
  252. Д.Г. Древние поселения Хакасии. Торгажак. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1996.- 105 с.
  253. Д.Г. Проблемы изучения окуневской культуры (в историографическом аспекте) // Окуневсю^л сборник. Культура. Искусство. Антропология.-СПб.: Изд-во «Петро-РИФ», 1997. С. 7−18.
  254. Д.Г. К вопросу о формировании окуневской изобразительной традиции // Окуневский сборник. Культура. Искусство. Антропология. СПб.: Изд-во «Петро-РИФ», 1997. — С. 202−212.
  255. Савинов Д. Г. Идея реинкарнации в наскальных изображениях
  256. Центральной Азии Южной Сибири // Международная конференция по первобытному искусству.- Кемерово: Изд-во САИПИ, 1998.- С.138- 139.
  257. Д.Г. Изобразительные памятники и ритуал (по материалам эпохи бронзы Южной Сибири) // Труды международной конференции по первобытному искусству. Кемерово: Изд-во «НИКАЛС», 2000.- Т. II.- С. 197 206.
  258. Д.Г. Торгажакские гальки (основные аспекты изучения, интерпретация) // Археология, этнография и антропология Евразии.- 2003.- № 2 (14).- С. 48−70.
  259. Д.Г., Миклашевич Е. А. Географическая карта эпохи бронзы на горе Холаас // Труды международной конференции по первобытному искусству. Кемерово: Изд-во «НИКАЛС», 2000.- Т. II.- С. 177- 181.
  260. Э.А. Петроглифы горы Тунчух // Вопросы археологии Хакасии. Абакан, 1980. — С. 103−107.
  261. Вл.А., Килуновская М. Е., Красниенко С. В., Субботин А. В. Петроглифы Каратага и горы Кедровой (Шарыповский район Красноярского края).- СПб.: Изд-во ИИМК РАН, 2000. 104 с.
  262. Сибирская Советская Энциклопедия. Новосибирск: Изд-во Зап.-Сиб. Отделения ОГИЗ. Т — IV. 1933. — 980 с.
  263. О.С. Петроглифы юры Тепсей // Древнее искусство Азии. Петроглифы. Кемерово: Кузбассвузиздаг, 1995.- С. 33−53.
  264. О.С. Изучение Енисейских петроглифов вчера и сегодня // Гуманитарные науки в Сибири. 1997. — JVn 3. — С. 93−99.
  265. Л.Н. Надписи и изображения грота Агца у селения Анухва Абхазская // МИА.- 1960. № 79.
  266. А. Д., Савватеев 10. А. О некоторых возможностяхизобразительного анализа писаницы Астувансалми (Финляндия) // Наскальное искусство. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ие, 1976. — С. 151−156.
  267. А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М.: Искусство, 1985. 298 с.
  268. С.В. Изображение человека в искусстве Прибайкалья в эпоху неолита и ранней бронзы (мелкая пластика) // СА. 1970. — № 1.
  269. С.В. Скульптура эпохи ранней бронзы на Верхней Ангаре // Бронзовый век Приангарья. Иркутск, 1981.- С. 38−42.
  270. Студзицкая С. В. Изображение человека в мелкой пластике неолитических племен лесной зоны Европейской части СССР // Новые материалы по истории племен Восточной Европы в эпоху камня и бронзы. М.: Наука, 1985.-С. 100−118.
  271. А. Зараут- Сай. М.: Наука, 1950.
  272. А.Ю., Заика А. Л. Малые формы окуневских каменных изваяний (проблемы интерпретации) // Труды международной конференции по первобытному искусству. Кемерово: Изд-во «НИКАЛС», 2000.- Т. II.- С. 182 188. «
  273. И.Г. Мессершмидт на Енисее (рукопись) // фонды ДГМ, р. 3, on. 1, д. 6.
  274. А.Г. Наскальные рисунки и керамика пещеры Иркутской // Культуры и памятники бронзового и раннего железного веков Бурятии и Монголии. Улан- Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1995. — С. 123−129.
  275. А.А. О наскальных рисунках эпохи камня и бронзы в Прибайкалье и на Енисее // СЭ. 1967.- Ki 3. — С. 68- 82.
  276. А.А. Всемирно- исторический масштаб или анализ конкретных источников // СА, 1969. № 4. С! 99- 106.
  277. А.А. Очерки по наскальному искусству. М.: Наука, 1969. — 253 с.
  278. А.А. Новые книп: о наскальных изображениях в СССР (обзор публикаций 1968 1972 гг.) // СА. — 1973. — № 3. — С. 257 — 265.
  279. А.А. Наскальные рисунки и их изучение. М.: Наука, 1987. — 108 с.
  280. П.П. Наскальные рисунки большого Кадинского порога // С А. 1968. № 3. С. 198−201.
  281. Художественная культура первобытного общества. Хрестоматия. -СПб: Изд-во «Славия», 1994. 415 с.
  282. Г. В., Войлошина В.Д. Новые наскальные рисунки в
  283. Прибайкалье // СА. 1958. — № 2. — С.190−193.
  284. JI.B. Культовое литье лесной полосы Евразии в системе анимистических представлений угро- самодийцев // Новые археологические исследования на территории Урала. — Ижевск: Изд-во УдГУ, 1987. — С. 121 134.
  285. Шер Я. А. Алгоритмы распознавания стилистических типов на петроглифах: (К теории стиля в первобытном искусстве) // Математические методы в историко-экономических и историко-культурных исследованиях. М., 1977.- С.127−143.
  286. Шер Я. А. Петроглифы Средь ей и Центральной Азии. М.: Наука, 1980.- 327с.
  287. Шер Я. А. Интуиция и логик:1, в археологическом исследовании: (к формализации типологического метода археологии) // СКМА. М. 1970.С.8−24.
  288. Шер Я. А. Петроглифы древнейший изобразительный фольклор // Наскальное искусство Азии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997.- Вып. 2.- С. 2835.
  289. В.Н., Чаиркин С.Е. I! 1аГи анская писаница // Шайтанская и Северская писаницы на Среднем Урале (-- репринт). Свердловск: Изд-во УрО АН СССР, 1989.- С. 6−47.
  290. В.Е. Исследование Каповой пещеры (к методике изучения первобытных пещерных святил а) // КСИА. М.: Наука, 1990. — Вып. 202. — С. 89−94.
  291. Н.С. Народные памяп:-:км в Восточной Сибири // Изв. РГО.
  292. Т. 18. Вып. 4.- СПб., 1882. С. 233- 244.
  293. А.Х. Экспедиционные материалы Г.Ф. Миллера как источник по истории Сибири Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1990. — 247 с.
  294. Anati Е. I metodi di analisi е di archivio dell’Arte Rupestre. «Bollettino del Centro Camuno di Studi Preistorici». Vol. 2. Capo di Pont, Brescia, 1966.
  295. Anati E. Evolution and Styl Comunian Rock art. Capo di Pont, Brescia, 1976.
  296. Anati E. Methods of recording anu analysing rock engravings // Studi Camuni. Capo di Ponte. 1977. V. 7.
  297. Clegg John. Theory and common practis in rock art // Труды международной конференции по первобытному искусству. Кемерово: Изд-во «НИКАЛС», 2000.- Т. II.- С. 5−16.
  298. Gai Shanlin, Petroglyphs in thYnshan mountains. Beijing. 1986 (на китайском языке).
  299. Messerschmidt D. G. Forschuiv, xisen durch Sibirien 1720- 1727. Teil I. Tagebuchaufzeichnungen Februar 1725- /November 1725. Berlin: Akademie. Verlag, 1986. ?
  300. Okladnikov Alexei. Ancient Ai of the Amur region. Rock drawings, sculpture, pottery. L.: «Aurora», 1981. — 1С г.
  301. Jakobson E. The appearange of -, arrative structures in the petroglyphic art of prehistoric Siberia and Mongolia // Первобытное искусство. Семантика древних образов. Новосибирск. 1990. С. 92 106.
  302. Seglie D. Scenes of hierogan, and sexual siqns in the Rock Art of europe’s Western Alps // Труды между нар иой конференции по первобытномуискусству. Кемерово: Изд-во «НИКАЛС. 2000.- Т. II.- С. 227- 231. i
  303. Strahlenberg F. J. Das Nord- u,.- Ostliche Theil von Europa und Asia. -Stockholm, 1730.
  304. Witsen N. Noord en Oost Та- Ed. 1. Amsterdam, 1692- Ed. 2, 1705- Ed. 3, 1785.
Заполнить форму текущей работой