Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Погребальный обряд кочевников степей Приуралья в IX — XIV вв. н. э

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопрос о наличии в регионе погребений самих монголов остается открытым: Это связано, во-первых, с традицией тайного захоронения у монголовДругая* трудность в выделении собственно монгольских захоронений связанас: тем-, что удельный, вес собственно монгольского населения вЗолотой Орде с самого начала его образования был сравнительно небольшим, а в XIV в. и эти монголы были тюркизированы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. История изучения археологических памятников средневековых кочевников степей Приуралья
    • 1. 1. Накопление археологических материалов по истории средневековых кочевников степей Приуралья
    • 1. 2. Основные концепции истории средневековых кочевников степей
  • Приуралья
  • Глава 2. Погребальный обряд кочевников степного Приуралья в IX—XIV вв. н. э. 3g
    • 2. 1. Описание исследуемой выборки погребений и методики обработки данных погребального обряда. 3g
    • 2. 2. Суммарная характеристика погребений IX—XI вв. н. э
    • 2. 3. Суммарная характеристика погребений XII—XIV вв. н. э
    • 2. 4. Сравнительный анализ погребений IX—XI вв. и XII—XIV вв. н
    • 2. 5. Взаимовстречаемость признаков погребального обряда средневековых кочевников степей Приуралья и выделение комплексов связанных признаков
    • 2. 6. Кластерный анализ комплексов связанных признаков и классификация погребального обряда средневековых кочевников степного
  • Приуралья
  • Глава 3. Хронология типологических групп погребений средневековых кочевников степей Приуралья. gg
  • Глава 4. Культурные трансформации в степях Приуралья в IX—XIV вв. н. э

Погребальный обряд кочевников степей Приуралья в IX — XIV вв. н. э (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Проблемам формирования и составу этнокультурной карты Южного Урала в эпоху средневековья уделяется большое внимание в современных исследованиях. По результатам некоторых из них была выявлена необходимость изучения в отдельности, памятников находящихся в различных физико-географических условиях региона: степной и лесостепной полосе. Накопленные на сегодняшний день археологические материалы, включая новые комплексы, раскопанные в последнее двадцатилетие, создали благоприятные условия для исследования собственно кочевых племен степного Приуралья в эпоху средневековья. Основу источниковедческой базы составляют материалы погребений. Они являются представителями системы погребального обряда, в котором отражена этническая специфика. Возможность выявления комплексов признаков погребального обряда, связанных с этнической составляющей, представляется в результате определения взаимовстречаемости признаков погребений кочевников IX—XIV вв. степей Приуралья.

Цель работы: выявить особенности этнокультурных трансформаций в степях Приуралья по материалам погребального обряда кочевников IX—XIV вв. н. э. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть степень изученности проблемы. 2. Провести статистический анализ погребального обряда кочевников степей Приуралья IX—XIV вв. н. э. и выделить типы погребений. 3. Определить культурно-хронологическую принадлежность выделенных типов погребений и провести их сопоставление с письменными источниками.

Объект исследования — погребения средневековых кочевников степей Приуралья. Предметом исследования является структура погребального обряда средневековых кочевников степей Приуралья.

Методологическая база и методы исследования. Методологическую базу исследования составляют общенаучные принципа историзма — познание явления в развитии, и принципа целостности, требующего выяснения причинно-следственных связей. Главными методами исследования стали статистический анализ, а также описательный метод.

Общим философско-методологическим основанием применения статистических (количественных) методов в историческом исследовании является соотношение случайного и необходимого, возможность за частными случаями проследить закономерности всего процесса. С помощью статистических методов можно установить и измерить силу связи между явлениями и тем самым наметить определенные закономерности. Сильной стороной метода является — глубина и точность, возможность проверки выводов (Генинг В.Ф., Бунятян Е. П., Пустовалов С. Ж., Рычков Н. А., 1990, с. 13) — Недостатки метода (абстрагирование, отвлечение от частных свойств исследуемых объектов) были компенсированы описательным методом.

Хронологические рамки работы составляют IX—XIV вв., так как абсолютное большинство средневековых погребений, исследованных в степях Приуралья, принадлежат к этому периоду. Памятники эпохи раннего средневековья, изученные в степях Приуралья до недавнего времени были представлены единичными комплексами (два подкурганных погребения и одно погребение в пещере) (Засецкая И.П., 1994). В настоящее время к раннему средневековью были отнесены еще несколько десятков комплексов — это курганы с «усами» (Боталов С.Г., Таиров А. Д., Любчанский И. Э., 2006). Определение ритуальной значимости этих памятников и их места в контексте погребального обряда средневековых кочевников степей Приуалья требует дальнейшего изучения и поэтому в данном исследовании их материалы не были учтены.

Таким образом, хронологические рамки работы были определены в соответствии с состоянием источниковой базы по археологии средневековых кочевников степного Приуралья.

Территориальные рамки исследования. В работу были включены памятники, локализующиеся в единой ландшафтной зоне степей Приуралья.

На основании физико-географических характеристик региона к естественным границам степей Приуралья относятся на западе — холмистая гряда Синего сырта, отделяющая регион от степей Низменности Заволжья и лесной массив Бузулукского борана юге — полупустынная область Прикаспийской низменностина востоке — верховья Тоболана севере — южные отроги Бугульминско-Белебеевской возвышенности, представляющую собой лесостепь (Географический атлас Оренбургской области, 1999).

Административно территория исследования включает Оренбургскую область, за исключением северо-западных районов, южные районы Челябинской области, юго-восточные степные районы современной Республики Башкортостан, а также северные районы Западно-Казахстанской и Актюбинской областей Республики Казахстан.

Источники. В работе были использованы архивные материалы из фондов> архивов Москвы (архив ИА РАН): отчеты о раскопках Э.А. Федоровой-Давыдовой, К. Ф. Смирнова, М. Г. Мошковой, С. А. Попова, Н.А. МажитоваН.Г. PyrrOi Б. Б. Агеева, Ю. А. Морозова, В. А. Кригера, А. Х. Пшеничнюка, B.C. Горбунова, JI.H., Коряковой, С. Н. Заседателевой, О. Ф. Бытковскогоиз фондов архива Уфимского Национального Центра РАН: отчеты о раскопках В. А. Ивановаиз фондов архива археологической лаборатории Оренбургского государственного педагогического университета — отчеты о раскопках — H.JI. Моргуновой, О. И. Пороховой, М. А. Турецкого, JI.T. Яблонского.

Для проведения историко-культурных параллелей автор использовал материалы отчетов и публикаций о раскопках В. А. Кригера, В. И. Мамонтова, хранящиеся в фондах Волгоградского Областного Краеведческого музея.

Кроме того, использовались публикации материалов археологических раскопок: работы Р. Г. Игнатьева, Ф.Д. НефедоваИ.А. Кастанье, A.JI. АниховскогоО.А. Кривцовой-ГраковойБ.Н. ГраковаП.С. РыковаИ.А. Зарецкого, И. В. Синицына, Т. Н. Сениговой, Б. Ф. Железчикова и В.А.

Кригера, В. А. Кригера, Н. Л. Моргуновой, В. А. Иванова, В. П. Костюкова, С.Ю. ГуцаловаА.А. БисембаеваИ.Э. Любчанского.

В общей сложности в работе были проанализированы материалы 319 погребений, что составляет более половины фонда археологических памятников средневековых кочевников степей Приуралья, изученных в регионе.

Научная новизна. Впервые были выделены комплексы связанных признаков погребального обряда средневековых кочевников степей Приуралья, которые и положены в основу типологии погребений.

По результатам сравнения приуральских типов погребений и погребений кочевников степей Евразии было подтверждено, что место и способ захоронения коня, а также характер надмогильного сооружения имеют датирующее и этнографическое значение.

Научно-практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут послужить основойдля лекционных курсов, созданию спецкурса по средневековой истории региона, а также при дальнейшем изучении проблем взаимодействия и контактов кочевого населения степей Евразии. В целом, проведенное исследование способствуют созданию эффективной методики изучения археологических памятников, которая может быть использована при изучении погребального обряда средневековых кочевников других регионов степей Евразии.

Апробация результатов работы. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в восьми научных публикациях и изложены в качестве докладов: в Москве — доклад в ИА РАН на секторе средневековья (Москва, 2002), на Уральском Археологическом Совещании (Пермь, 2003), на конференции «Этнические взаимодействия на Южном Урале (Челябинск, 2004), на I Нижневолжской археологической конференции (Волгоград, 2004), на конференции «Проблемы археологии степного и лесостепного Поволжья и Приуралья», посвященной? 30-летию Оренбургской археологической экспедиции (Оренбург, 2007).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и источников. В приложение входят карты, таблицы, иллюстрации погребений.

Заключение

.

Проведенное исследование структуры погребального обряда средневековых кочевников степей Приуралья позволило проследить количественное распределение признаков. По результатам проведенной суммарной характеристики погребений степного Приуралья IX—XI вв. и XII-XTV вв. были выделены наиболее характерные (количественно представительные) элементы погребального обряда кочевников каждого из периодов. В результате сравнения признаков< погребений IX-XT и захоронений XII-XTV были выделены общие и особенные признаки погребального обряда, судя по которым эти погребения были оставлены разными этнокультурными группами.

Более четко закономерности в распределении и группировке признаков были прослежены по результатам вычислений взаимовстречаемости признаков погребального обряда-. На основе изучения связей между признаками были получены комплексы связанных признаков и выделены типологические группы погребального обряда.

Анализ и датировка комплексов. позволили определить хронологическую позицию типологических групп. Вместе с тем, анализ вещевого комплекса типологических групп позволил выделить особенности материальной культуры кочевников степей Приуралья в разные периоды, средневековья.

Так, для мужских и женских захоронений IX—XI вв. были характерны конская сбруя и поясная гарнитура, украшенные серебряными или бронзовыми бляхами. В женских погребениях находились бусы, бубенчики.

Все погребения XI—XIII вв., судя по инвентарю, принадлежат только мужчинам-воинам. Они характеризуются наличием стремян с узкой закругленной книзу подножкой и расплющенной верхней частью дужки, плоскими ромбическими стрелами и стрелами-срезнями в виде вытянутой лопаточки, деталями лука «тюркского типа». Также в этих погребениях, как правило, находилось оружие ближнего боя: палаши или сабли. В некоторых погребениях были зафиксированы целые доспехи: ламеллярные панцири, кольчуга.

В период XIII—XIV вв. сложился комплекс вещей, характерный для женских погребений, состоящий из зеркала, ножниц и украшений. Часто в женских погребениях встречались фрагменты берестяных головных уборов, бусы, перстни.

Фрагменты берестяных уборов представлены в большинстве случаев в виде берестяных полых трубочек, иногда со следами прошивки и окраской в сиреневый или красный' цвет. В одном погребении был зафиксирован берестяной «сапожек».

Изображения на зеркалах, связаны с солярной символикой — зеркала «половецкого типа». Также были распространены реплики с китайских зеркал (зеркала с растительным и зооморфным орнаментом).

Бусы представляют собой ожерелья, состоящие из стеклянных и каменных бусин, а иногда и раковин. Часто использовались раковины каури.

Перстни, как правило, были кольцевидные с плоским щитком.

Серьги в виде знака вопроса с длинным перевитым стержнем были характерны^ как для женских, так и для мужских погребений. Они изготавливались из золота, серебра или бронзы.

Мужские погребения золотоордынского времени характеризуются, прежде всего, наличием разнообразных типов плоских наконечников стрел: ромбических, стрел-срезней с широкой ударной гранью и в виде вытянутой лопаточки, полулунных, пламевидных наконечников, иногда с биконическими костяными свистунками.

Оружие4 ближнего боя встречается реже — это прямые и искривленные клинки.

В мужских погребениях золотоордынского времени встречаются кресала. Следует обратить внимание на кресала: одни и те же типы бытуют очень длительно, начиная с XI по XIV вв.

Детали конской сбруи, как правило, присутствуют в мужских погребениях (изредка, в женских). Обычно это стремена с широкой плоской подножкой и двусоставные удила с небольшими или большими в диаметре кольцами.

Конское оголовье, как правило, не украшалось бляхами из цветных металлов, за исключение нескольких случаев.

С XIV вв. в погребениях степей Приуралья появляются монеты, красноглиняная керамика-, распространенные в золотоордынских городах Нижнего Поволжья.

Вероятно, с XIV вв. появляются безынвентарные погребения с западной ориентировкой, головы погребенного, иногда в сочетании с разворотом лица на юг. Причиной их появления, очевидно, являлось распространение канонов мусульманскойпогребальной обрядности, после того, как ислам был принят в качестве-государственной религии в-Золотой Орде при хане Узбеке- (1314−1341 гг.). Строительство кирпичного здания (мавзолея) для совершения погребения, очевидно, также объясняется религиозным фактором, вместе с тем люди, захороненные в мавзолеях, принадлежали к богатой прослойке общества.

Таким образом, характеристики элементов материальной культуры свидетельствуют об изменениях погребальных обрядов населения степей Приуралья с IX по XIV вв.

Этнические характеристики типов вещей не однозначны. Так, серьги в виде знака вопроса были широко распространены территориально и хронологически. Для кочевников Восточной Европы были характерны, серьги в виде знака вопроса с длинным вертикальным стержнем (Федоров-Давыдов Г. А., 1966, с. 40−41). Некоторые исследователи' считают, что такие серьги являлись традиционным украшением кыпчаков — половцев (Вактурская Н. Н., 1970, с. 249). По данным современной источниковой базы по истории средневековых кочевников степей Приуралья было установлено, что серьги в видезнака вопроса с длинным вертикальным стержнем встречаются в погребениях с конем и без коня с разными надмогильными конструкциями, разной ориентировкой, но с элементами материальной культуры XIII—XIV вв.

Трудности есть в соотнесении берестяных головных уборов с монгольской боккой. Существующие описания бокки, которую носили монгольские женщины в XIII веке, разнятся в описании ее некоторых деталей. Кроме этого, аналогичные по форме деревянные головные уборы известны по каменным изваяниям тюркских народов в VIII — XII вв. Сибири и Казахстана, половецким каменным бабам южнорусских степей, по наскальным рисункам Богдо-уула (Арсланова Ф. X., 1970, с. 59).

По результатам сопоставления выделенных типологических групп погребений с археологическими, письменными' и этнографическими данными было установлено, что классификация погребений по набору таких признаков как место и способ захоронения коня, а также тип надмогильного сооружения' дает возможность различать группы, населения степей Приуралья в разные периоды средневековья. Это означает, что выделенные типы погребений отражают этническую составляющую.

Приуральские погребения IX—XI вв., где части коня находились на одном уровне слева от человека можно соотносить с печенегами, а погребения с частями коня, уложенными над погребенным, на перекрытии — с огузами. Огузские и печенежские погребения находились под земляными курганами.

Погребения XI—XIII вв. характеризуются расположением частей коня на ступеньке слева от человека (кыпчаки и кимаки) или на ступеньке справа от человека (канглы). При сооружении насыпей эти племена в степях Приуралья, как правило, использовали камни. 4.

В золотоордынское время' ' в степях Приуралья появляется погребения с целым остовом коня (расположенным на ступеньке слева от человека), которые принадлежали тюркскому племени, ранее кочевавшему в южнорусских степях. Они сохранили традицию использования камня в насыпях, хотя иногда находились под чисто земляными насыпями.

Другие типы погребений- (без костей коня), также связаны с тюркским этносом, а различия" в характере надмогильного устройства были обусловлены племенными особенностями, влиянием социальных и религиозных, природно-географических факторов.

Большинство типов" приуральских погребенийXIII-XIV свидетельствуют о преобладании в степях. Приуралья тюркоязычной этнической^ общности в золотоордынское время. Сосуществование разных типовпогребений, очевиднообъясняется смешением различных родови племен, что было характерно для золотоордынского периода. Это подтверждается и рядом письменных источников.

Вопрос о наличии в регионе погребений самих монголов остается открытым: Это связано, во-первых, с традицией тайного захоронения у монголовДругая* трудность в выделении собственно монгольских захоронений связанас: тем-, что удельный, вес собственно монгольского населения вЗолотой Орде с самого начала его образования был сравнительно небольшим, а в XIV в. и эти монголы были тюркизированы (Кляшторный С.Г., Султанов Т. И., 2000, с. 209). И, наконец, третьим препятствием для обозначения погребений монголов? являютсясмешение различных родов и племенкоторое мешает в археологическом материале проследить устойчивость комплекса признаков, имеющих связь с раннемонгольской культурой, (погребение под каменной площадкой, северо-восточная ориентировка. человека, расположение в голове погребенного берцовых костей барана): Нодаже и этот комплекс признаков может быть связан с тюркским этносом. Здесь следует отметить, что проводить различия в погребальных обрядах кочевников на основе только одного отдельно взятого признака нецелесообразно, так как это может привести к искажению исторической картины. Этому способствуют естественные природно-географические условия, например такие, как изменения времен года и связанные с ними сезонные отклонения в ориентировке погребенных, дефицит камня в степи. Поэтому, нужно стремиться к выделению не одного, а комплекса признаков, и в этом смысле, вычисление взаимосвязей между признаками является наиболее объективным подходом.

Выделенным типам Приуральских погребений, имеются близкие в культурно-хронологическом отношении аналогии в материалах степей Евразии. По результатам и сравнения можно констатировать, что место и способ захоронения коня, а также характер надмогильного сооружения имеют датирующее и этнографическое значение. Но на тип надмогильного сооружения оказывали влияние религиозный фактор, тесно переплетенный с социальным. Вероятно, также могли повлиять природно-географические условия. Таким образом, проведенное исследование способствуют созданию f эффективной методики изучения средневековых археологических памятников. Классификация погребального обряда, построенная на статистически выверенных типах, позволила выделить элементы и части погребального обряда (место и способ захоронения коня, тип надмогильного сооружения), имеющие датирующее и этнографическое значение. Сочетание этих признаков также может быть эффективно использовано для создания типологии погребений средневековых кочевников других регионов степей Евразии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ВС. Отчет об археологических исследованиях у с. Казанка Соль-Илецкого района Оренбургской области в 1989 году. — Уфа: 1990. — Архив ИА РАН. Р-1. № 14 630-
  2. С.Н. Отчет о работе археологической экспедиции краеведческого музея в 1980 г. — Орск: 1981. Архив ИА РАН. Р — 1. № 8855.
  3. Заседателева С. Н- Отчет о работе археологической экспедиции краеведческого музея-в- 1982 г. Орск: 1983- - Архив ИА РАН. Р — 1. 10 132.
  4. С.Н. Отчет о работе археологической экспедиции краеведческого музея в 1984-г — Орск: 1985. —Архив ИА РАН. Р 1. № 10 518.
  5. С.Н. Отчет о работе археологической экспедиции краеведческого музея в 1987 г. Орск: 1988. -Архив ИА РАН. Р- 1.№-12 358.
  6. С.Н. Отчет о работе- археологической экспедиции краеведческого музея в 1988 г. Орск: 1989. -Архив ИА РАН. Р — 1.№ 13 345.
  7. С.Н., Бытковский О. Ф. Отчет о работе археологической экспедиции в 1989 т. Орск: 1990. — Архив=ИА РАН. Р — 1. № 14 220-
  8. В.А., Исмагилов Р. Б. Отчет о разведке и раскопках в. Башкирской АССР и- Оренбургской области в 1980 г. — Уфа: 1981. — Архив ИА РАН- Р- 1,№ 8025.
  9. В.А. Отчет о разведке и раскопках в Оренбургской области в 1982 г. Текст. / В. А. Иванов, Уфа: 1982. — Архив АЛ ОГПУ. № II -22/1982.
  10. В.А. Научный отчет о раскопках средневековых памятников в Оренбургской области в 1988 г. Текст. / В. А. Иванов, Уфа: 1988. -Архив ИА РАН. Р- 1.№ 14 087.
  11. В.А. Отчет об археологических исследованиях на территории Волгоградской области в 1982 году. — Волгоград: 1983. — Архив ВОКМ. Фонд № 70. с. 12−30.
  12. В.А. Отчет об археологических исследованиях Бахтияровского’могильника в Ленинском районе Волгоградской области в1983 году. Волгоград: 1984. — Архив ВОКМ. Фонд № 73. — с. 5−9. Кригер В. А. Отчет об археологических исследованиях
  13. Бахтияровского могильника в Ленинском районе Волгоградской области в1984 году. Волгоград: 1985. — Архив ВОКМ. Фонд № 44. — с: 10−12. Кригер В: А. Отчет о раскопках в 1985 году в Среднеахтубинском (п.
  14. Рахинка) и Ленинском (Бахтияровка III) районах Волгоградскойобласти — Волгоград: 1986. Архив ВОКМ. Фонд № 46. — с. 42−45.
  15. Н.А. Отчет об археологических работах в 1966 г. — Уфа: 1966. Архив ИА РАН. Р.-1. № 3261*
  16. Н.А., Рутто Н. Г. Отчет о раскопках Иман1уловских курганов в Октябрьском районе Оренбургской области в 1974 г. — Уфа: 1975. Архив ИА РАН. Р-1. № 5500.
  17. Н.А. Отчет о раскопках курганов в Беляевском и Оренбургском районах Оренбургской' области в 1975 г. Уфа: 1975. Архив ИА РАН. Р.-1. № 5395.
  18. Мор1унова Н. Л. Отчет о раскопках археологических памятников в Ташлинском районе Оренбургской области в 1986 г. Оренбург: 1987. — Архив АЛ ОГПУ. № II — 45/1987.
  19. Н.Л. Отчет о раскопках у с. Буранчи, Беляевского района Оренбургской области, произведенных в 1988 году. Оренбург: 1988. Архив АЛ ОГПУ. I — 60 / 1988.
  20. Моргунова* Н: Л., Трунаева Т. К., Яблонский Л. Т. Отчет о полевых работах Илекской археологической экспедиции в 1992 г. Оренбург: 1992. — Архив АЛ ОГПУ. № II — 71 / 1992.
  21. Н.Л., Трунаева Т. К., Яблонский Л. Т. Отчет о раскопках курганных могильников в Соль-Илецком районе Оренбургской области в 1993 г. Оренбург: 1993. — Архив АЛ ОГПУ. № II — 77 / 1993.
  22. М.Г. Отчет о работе Чкаловской археологической экспедиции ИИМК АН СССР и Чкаловского областного музея в 1959 году. М.: 1959 — Архив ИА РАН. Р-1. № 2034.
  23. С.А. Отчет о работе Оренбургской археологической экспедиции в 1968 г. Оренбург: 1969. — Архив ИА РАН, Р-1, № 3956. -с. 19−23.
  24. С.А. Отчет о работе Оренбургской археологической экспедиции 1970 г.- Оренбург: 1970. Архив ИА РАН, Р-1, № 5438. — с. 24.
  25. О.И. Отчет о раскопках в Переволоцком и Оренбургском районах Оренбургской области в 1983 г. — Оренбург, 1983. Архив AJI ОГПУ. № II -27/1984.
  26. О.И. Отчет о раскопках в Октябрьском и Новосергеевском .районах и разведке в Первомайском районе Оренбургской области в 1984 г. Оренбург, 1984. — Архив АЛ ОГПУ. № II — 33/1984.
  27. П.С. Отчет об Археологических раскопках и разведках в Нижнем Поволжье и Уральском крае летом 1925 году. Л.: 1925 — Архив ЛОИА. Ф-2. № 204.
  28. К.Ф. Отчет об археологических работах Оренбургской экспедиции в 1960 году. М.: 1960 — Архив ИА РАН. Р-1. № 2124.
  29. К.Ф. Отчет о работе Чкаловской археологической экспедиции ИИМК АН СССР и Чкаловского областного музея в 1956 году. -М.: 1956-Архив ИА РАН. Р-1.№ 1255.
  30. К.Ф. Отчет о работе Оренбургского отряда ЮжноУральской экспедиции института. М.: 1967. — Архив ИА РАН. Р-1. № 3273.
  31. К.Ф. Отчет о работе Южно-Уральской археологической в 1967 году. М.: 1967. — Архив ИА РАН. Р-1. № 3557.
  32. М.А. Отчет о раскопках курганных могильников у с. Изобильное в Соль-Илецком районе Оренбургской области в 1993 году. — Оренбург: 1993. Архив АЛ ОГПУ. II — 90 / 1994.
  33. Федорова-Давыдова Э. А. Отчет о работе Увакского отряда Оренбургской археологической экспедиции — М.: 1960 — Архив ИА РАН. Р-1. № 2227.
  34. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. 96 Оренбургская Ученая Архивная Комиссия Ф. 168 — Личный фонд Попова А. В., врача, председателя Оренбургской Ученой Архивной Комиссииi
  35. Монографии, статьи, публикации.
  36. А.Е. Мавзолеи города Мохши Наровчата // С А. № 2. — М: 1973.- С. 226−238.
  37. A. JI. Древние курганы-могильники в Кустанайском уезде Тургайской области // Труды ОУАК. Вып. XIV. Оренбург, 1905. — С. 52 — 64.
  38. A. JI. Раскопка древних курганов-могильников в Тургайской области в Актюбинском уезде// Труды ОУАК. Вып. XIV — Оренбург, 1905.-С. 65−80.
  39. А.А. Остались книги от времен былых. Казань, 2002. —239 с.
  40. Ф.Х. Погребения золотоордынского времени в павлодарской области // По следам древних культур Казахстана. Алма-Ата, 1970 — С. 5459.
  41. С.М. Из истории движения кочевых племен Евразийских степей в первой половине XI века // По следам древних культур Казахстана. -Алма-Ата: 1970. С. 46−55.
  42. B.C. Неизвестная статья В.Н. Татищева // СА. № 2. — М: 1983.- С. 253−255.
  43. А.Г. Некоторые особенности захоронений чучел коней в кочевнических погребениях X—XIV вв.. // СА. № 1. М: 1984. — С. 134−143.
  44. Г. И., Сенигова Т. Н. Открытие гробниц в Западном Казахстане (IIIV и XIV вв.) // Известия АН КазССР. Серия общественная. № 2 — Алма-Ата: 1968.-С. 80−89.
  45. К.М., Смагулов Е. А., Ахатов Г. А. Некрополь Уральского городища // Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. Вып. 1. — Уральск: 2002.-С. 168−184.
  46. К.М., Смагулов Е. А., Ержегитова А. А. Исследование средневекового города в окрестностях г. Уральска // Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. Вып. 1. — Уральск: 2002 С. 135−167.
  47. В.В. К вопросу об оссуариях Туркестанского края. — СПб:
  48. A.M. Мавзолей у селения Саят Текст. // Материалы и исследования по археологии СССР / A.M. Беленицкий, М.: 1950, — с. 207 218.
  49. A.M. Конь в культах и идеологических представлениях народов Средней Азии и Евразийских степей в древности и раннем средневековье // КСИА. Вып. 154. -М.: 1978.
  50. Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах). // Изд е 3. Т.22. / Ремень-Сафи.-М.: 1975.
  51. А.А. Позднесредневековые погребения Урало-Илекского бассейна // Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. Вып. 1 .— Уральск: 2002.-С. 185−194.
  52. А.А. Археологические памятники кочевников средневековья Западного Казахстана (VIII-XVTII в.в.). Уральск: 2003. — 236 с.
  53. А.А., Усманова Э. Р., Боталов С. Г. памятники кыпчако-половецкого этапа (XI начало XIII века)// Археология Южного Урала. Степь (проблемы культурогенеза). — Челябинск: 2006, — С. 409−413.
  54. С.Г., Таиров А. Д., Любчанский И. Э. Курганы с «усами» урало-казахстанских степей Челябинск: 2006. — 232 с.
  55. С.Г., Ткачев А. А. Нуринское погребении VTII-IX вв.// Археология Волго-Уральских степей. Челябинск: 1990.-С. 147−150.
  56. С.Г., Гарустович Г. Н., Яминов Я. Ф. Новые материалы по мавзолеям Зауралья и Центрального Казахстана// Наследие веков. Охрана и изучение памятников археологии в Башкортостане. Вып. 1- Уфа: 1995, С. 148−165.
  57. С. Г. Бабенков К.Н. Копалексы Агапаских гор и низовий Кирса. Текст. // Археология Южного Урала. Степь (проблемы культурогенеза).-Челябинск: 2006, С. 414−435.
  58. Н.Н. О серьгах со средневекового городища Шерлик // По следам древних культур Казахстана. — Алма-Ата, 1970, С. 249−252.
  59. Д.В. Женское захоронение в сырцовом мавзолее золотоордынского времени// Древности Волго-Донских степей. Вып. 6. — Волгоград: 1998. С. 47−54.
  60. Д.В. Мусульманские мавзолеи Золотой Орды как архитектурные и погребальные памятники // Международное (XVI Уральское) археологическое совещание: Материалы международной научной конференции 6−10 октября 2003 г.- Пермь: 2003, С. 144−146.
  61. Д.К. Искусство Волжских Булгар периода Золотой Орды (XIII-XIV вв.). Казань: 2003 — 239 с.
  62. Ф. X. Древнее и средневековое искусство Среднего Поволжья. — Йошкар-Ола: 1975.-211 с.
  63. С.М. Историография археологии средневекового Южного Урала и Приуралья // Очерки советской историографии Башкирской АССР. -Уфа: 1975.-92 с.
  64. B.JI. Изучение архитектуры древнего Пянджикента (по материалам раскопок 1947 г.) // Материалы и исследования по археологии СССР. — М.: 1950.-С. 189−198.
  65. Г. Н., Иванов В. А. Огузы и печенеги в Евразийских степях. -Уфа: 2001.-210 с.
  66. Г. Н., Ракушин А. И., Яминов А. Ф. Средневековые кочевники Поволжья (конца IX—XV вв.). Уфа: 1998. — С. 135−137.
  67. Граков Б. Н Отчет о работах в. районе проектируемых южноуральских гидроэлектростанций // Археологические работы на> новостройках в 19 321 933 гг. IIтом. -M.-JL: 1935.-С. 100−116.
  68. Г. В., Веселова JI.K. Ландшафты Казахстана, — Алма-Ата: 1992.-198 с.
  69. В.В. К созданию универсального археологического определителя признака и типа // СА. № 4 — М: 1989.
  70. Генинг В. Ф-, Бунятян Е. И., Пустовлов: С.Ж., Рынков" Н.А. Формализовано-статистические. методы в археологии (анализ погребальных памятников). Киев: 1990, — 301 с.
  71. Географический Атлас Оренбургской Области. — М: 1996, 96 с. .
  72. Геродот. Страна скифов. Алма-Аты: 2003. — 166 с-
  73. В.В. Панцирь из Татарских могилок (реставрация и реконструкция) // Материалы по военной, археологии Алтая и сопредельных территорий. — Барнаул: 2002. С. 62−78.
  74. Горелик М: В- Степной бой (из истории военного дела татаро-монголов)// Военное дело древнего и средневекового населения Северной и центральной Азии. Новосибирск: 1990.
  75. С.Ю. Погребение средневекового воина в восточных отрогах Мугоджар// Кочевники урало-казахстанских степей. Уфа: 1993. .- С. 162 166.
  76. С.Ю. Погребение огузо-печенежского времени в. кургане Болгарка I (Актюбинская область)// Новое в средневековой археологии Евразии. Самара: 1993. — С. 91 -94.
  77. Даркевич В1П. Художественный металл Востока VII—XIII вв. М.:1976.
  78. Дойникова И. В: Датировка и этнокультурная интерпретация средневековых курганов со рвами могильника Шумаево I // Международное (XVI Уральское) Археологическое, совещание. Материалы международной научной конференции-Пермь: 20 036. С. 152−153.
  79. Э.Л. Особенности системы кочевания у Ногайского сообщества середины XVI в. (на примере ногаев Волго-Уральского междуречья) // Краеведческие записки. Вып. XII Самара: 2005. — С. 140−168.
  80. В.JI. Мавзолеи Водянского городища // СА. № 1. М: 1980, — С. 74−89.
  81. И.А. Отчет о раскопках у пос. Благославенка в 1935 г. Текст. // Археологические исследования в РСФСР в 1934 — 1935 гг. M.-JL: 1941. — С. 142−153.
  82. И.П. Культура кочевников южнорусских степей в гуннскую эпоху (конец IV—V вв.). СПб.: 1994. — 221 с.
  83. Р.Г. Памятники доисторических древностей Уфимской губернии. Текст. // Памятная книжка Уфимской губернии. Ч. 2. — Уфа: 1873, -С. 167−186.
  84. Р.Г. Городища и курганы Оренбургской губернии. Текст. // Известия Археологической Комиссии. Вып. 5. СПб.: 1903. — С. 96−122.
  85. В.А. Погребения кыпчаков в бассейне р. Урал // Памятники кочевников Южного Урала. Уфа: 1984. — С. 75−97.
  86. В. А., Кригер В. А. Курганы кыпчакского времени на Южном Урале (XII-XIV вв.).- М.: 1988. 92 с.
  87. В.А. Этнические процессы в степной и лесостепной полосе южного Урала и Приуральяв VII—XIV вв.. н. э. Диссертация на соискание степени доктора исторических наук — М.: 1991.
  88. В.А., Яминов А. Ф. Погребальный обряд золотоордынского времени в Южном Приуралье (сравнительно-типологическая характеристика) // Кочевники урало-казахстанских степей Уфа: 1993. — С. 154−161.
  89. В.А. Средневековые погребения могильника Тамар-Уткуль на Илеке // АПО: Вып. V. Оренбург: 2001.- С. 155−165.
  90. В.А. Хабарный I — могильник золотоордынского времени в Центральном Оренбуржье // АПО. Вып. VI Оренбург: 2006 — С. 74−83.
  91. В.А. Этнокультурная карта Южного Урала в предмонгольский период (вторая половина XI начало XIII вв.) //Этнические взаимодействияна Южном Урале. Материалы II региональной научно-практической конференции. Челябинск: 2004. — С. 66−70.
  92. В.А., Крыласова Н. Б. Взаимодействие леса и степи Урало-Поволжья в, эпоху средневековья (по материалам костюма). Пермь: 2006. — 161 с.
  93. В.А. Современные проблемы археологии эпохи средневековья на-Южном Урале Текст. // Археология Южного Урала. Степь (проблемы культурогенеза). Челябинск: 2006, — С. 475−482.
  94. Р.Г. Памятники доисторических древностей Уфимской губернии // Памятная книжка Уфимской губернии. Ч. 2. Уфа: 1873, — С.167−186.
  95. Р.Г. Городища и курганы Оренбургской губернии. // Известия Археологической Комиссии. Вып. 5. — СПб.: 1903. С. 96−122.
  96. М.К., Бурнашева Р. З. Погребение кыпчака первой половины XIV века из могильника Тасмола. // По следам древних культур Казахстана — Алма-Ата: 1970. С. 42−53.
  97. С.Г., Султанов Т. И. Государства и народы-Евразийских степей. Древность и средневековье. СПб: 2000. — 320 с.
  98. П. Путешествие в Евразийские степи. Алматы: 2003. — С. 3−115.
  99. И.С. Код для описания погребального обряда (часть вторая). // Археологические открытия на Новостройках. Древности Северного Кавказа. Вып. 1- М.: 1986. 215 с.
  100. Э.Ф. История изучения средневековой археологии Южного Урала (конец XVIII — 90-е годы XX в.). Автореф. дис. канд. ист. наук.-Уфа: 2000−23 с.
  101. И.А. Погребальные обряды у калмыков и ламаитов вообще // Тр. ОУАК. Вып. XIV. Оренбург: 1905. — С. 178−187.
  102. И.А. Отчет об экспедиции в Актюбинский уезд летом 1904 года. Текст. // Тр. ОУАК. Вып. XIV.- Оренбург: 1905. С. 188−199.
  103. И. А. Отчет о раскопках шести курганов в Актюбинском уезде летом 1906 года// Тр. ОУАК. Вып. XIX. Оренбург: 1907. — С. 102−116
  104. И.А. Надгробные сооружения киргизских степей // Тр. ОУАК. Вып. XXVI.- Оренбург: 1911. С. 3−197.
  105. Ким И. А. Золотоордынский мавзлоей у п. Бахтияровка. // Древности Волго-Донских степей. Вып. 3. — Волгоград: 1993. -С. 172−183.
  106. А.Н. Военное дело на Руси в XIII—XIV вв.. — JL: 1976.
  107. Г. К. Памятники поздних кочевников Западного Казастана // История материальной культуры Казахстана. — Алама-Ата: 1980. — с. 95−103.
  108. П.А. Остатки млекопитающих из могильника Мустаево V. // АПО. Вып. VII.- Оренбург: 2005. С. 86−89.
  109. В.П. Тюркские поминальные комплексы на Южном Урале. Текст. // Этнокультурные процессы в Южной Сибири и Центральной Азии в I II тысячелетии н. э. — Кемерово: 1994. — С. 136−156.
  110. В.П. Памятники кочевников XIII—XIV вв.. (к вопросу об этнокультурном составе улуса Шибана). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Уфа: 1997, — 19 с.
  111. В.П. Культурные трансформации в-, урало-казахстанской степи в первой половине II тыс. н. э. // Археология Южного Урала. Степь (проблемы культурогенеза). Челябинск: 2006, — С. 444−457.
  112. Кривцова-Гракова О. А. Погребения поздних кочевников из раскопок в Оренбургском уезде летом 1927 года // Труды секции РАНИОН. Т.4. М.: 1928.-С. 288−298.
  113. В.Л., Железчиков Б. Ф. Позднекочевнические: погребения я у поселка Рубежка и Алебастрово Уральской области // СА. № 1. М: 1980. — С. 303−306.
  114. Кригер В-А. Средневековые захоронения Ново-Кумакского могильника //СА.№ 3.-М: 1983.-С. 171−187. '
  115. Кригер В: А. Погребения кыпчакского времени в могильниках у с. Лебедевка Уральской области // Памятники- кочевников Южного Урала. — Уфа: 1984. -С. 102−117.
  116. В.Л. Кочевники Южного Приуралья и Заволжья в средние века, (X-XIV вв.) / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук-М: 1985, 26 с.
  117. Е.В., Клепиков В. М. Средневековые памятники из Фроловского района Волгоградской области. // Древности Волго-Донских степей. Вып. 3 Волгоград: 1993. —С. 138−151.
  118. А.В. Азиатские элементы в вооружение раннесредневековых восточно-европейских кочевников // Военное: дело древнего и средневекового населения Северной и Центральной Азии. Новосибирск: 1990:
  119. В.Г. Доспех древнетюркского знатного воина из Балык-сббка. Текст. // Материалы по военной археологии Алтая и сопредельных территорий. Барнаул: 2002. — С. 88−111.
  120. F.B. Культура древних тюрок Алтая (по материалам погребальных памятников). Новосибирск: 2005. — 400 с.
  121. F.A. Этюды древней истории степного Приуралья. Уральск: 1993.-171 с.
  122. Кызласов И. Л1 Кыпчаки и восстания енисейских племен в XIII в. // СА.2.-М:. 1980: — С- 80−92.
  123. И.Э. Средневековый курган Большое Озеро I // АПО. Вып. V-Оренбург: 2001: С. 149−154.
  124. Н.А. Южный Урал в VII—XIV вв.. -М.: 1977. -239 с.
  125. Н.А. Южный Урал в VI—VIII вв.. // Археология СССР. Степи в эпоху развитого средневековья. -М.: 1981. -С. 23−28, 80−82- 222−223.
  126. Н.А. Курганы Южного Урала в VIII XII вв. — М.: 1981. — 163с.
  127. Мажитов- Н. А. Материалы к хронологии средневековых древностей Южного Урала. // Хронология памятников Южного Урала. — Уфа: 1993. — С. 119−140.-400 экз.
  128. Н.А. Уральская археология на пороге концептуальныхновинок // Международное (XVI Уральское) Археологическое совещание.
  129. Материалы международной научной конференции. Пермь: 2003. — С. 164 165.
  130. Н.В. Колчаны XIII—XIV вв.. с костяными орнаментированными обкладками на территории* евразийских степей. // Города*Поволжья в средние века. — М.: 19 744. С. 132−175.
  131. В.И. Курганный могильник Зубовка. Древности ВолгоДонских степей. Вып. 2. Волгоград: 1992. — С. 16−49.
  132. В.И. Погребения поздних кочевников из курганного могильника Солодовка II // Древности Волго-Донских степей. Вып. — Волгоград: 1993.-С. 151−172.
  133. Мамонтов В. И, Ситников А. В. Средневековые погребения курганного могильника Быково III // Древности Волго-Донских степей. Вып. 4. — Волгоград: 1994.-С. 147−175.
  134. В.И. Курганный могильник Шебалино / Древности ВолгоДонских степей. Вып. 5. Волгоград: 1995. — С. 20−28.
  135. В.И., Ситников А. В. Памятники, средневековья у станицы Глазуновской//Древности-Волго-Донских степей. Вып. 5— Волгоград: 1995. -С. 89−101.
  136. .И. Согдийское серебро. Очерки по восточной торевтике. — М.: 1971.
  137. П.Е. Дневник Джона Кэстеля как источник по истории и этнографии казахов. // История СССР. № 4 М.: 1958. — С. 133−145.
  138. И.В. Средневековые комплексы у села Буранчи. / /Этнические взаимодействия на Южном Урале. Материалы II региональной научно-практической конференции. Челябинск: 2004. — С. 91−94.
  139. И.В. Кочевнические культуры Южного Урала эпохи средневековья (по данным анализа взаимовстречаемости признаков погребального обряда) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Том 9: № 2. Самара: 2007. — С. 515- 525.
  140. И.В. Захоронение забальзамированного воина XIII—XIV вв.. на левобережье Иртека. Текст. // Степи Европы в эпоху средневековья. Том 6. Золотоордынское время Донецк: 2008. — С. 141−156.
  141. С.М. Металлургия ртути. М: 1971.
  142. Могильников-В.А. Кочевники северо-западных предгорий Алтая в IX—XI вв.еках. М.: 2002. -362 с.
  143. Н.Л., Гольева А. А., Краева Л. А., Мещеряков Д. В., Турецкий М. А., Халяпин М. В., Хохлова О. С. Шумаевские курганы. Оренбург: 2003.392 с.
  144. Н.Л., Хохлова О. С., Гольева А. А., Зайцева Г. И., Чичагова' О.А. Результаты радиоуглеродного датирования курганного могильника Мустаево V // АЛО. Вып. VII.- Оренбург: 2005. С. 96−104.
  145. Н.Л., Дойникова И. В., Кравева Л.А. I Курганный могильник у с. Буранчт Текст. // АЛО. Вып. VI. Оренбург: 2004. — С. 3−15.
  146. Н.Л., Кравева Л. А., Матюшко И. В. Курганный могильник Мустаево V. // АЛО. Вып. VII.- Оренбург: 2005. С. 5−49.
  147. Г. Е. Природа Уральской области. Уральск: 1984. — 76 с.
  148. В.Г. Определитель минералов, горных пород и окаменелостей. -М.: 1979.
  149. Г. Д. Минералы Оренбургской области Екатеринбург: 199 695 с.
  150. Е.П. Погребения кочевников IX—XI вв.. на Ахтубе // Древности Волго-Донских степей. Вып. 3- Волгоград: 1993. с. 69−83.
  151. Е.П. Погребальные сооружения с кирпичными* оградками могильника Маляева VI у северо-западного пригорода Царевского городища // Нижневолжский археологический вестник. Вып. 6. Волгоград, 2003. — С. 216−235
  152. С.П. Конь в культах тюркоязычных племен Центральной Азии в эпоху средневековья.—Новосибирск: 1990. — 143 с.
  153. Ф.Д. Отчет об археологических исследованиях, в Южном Приуралье, произведенных летом 1987 и 1888 гг. // МАВГР. Т III. М: 1899.
  154. Ф.Д. Археологические исследования в Южном Приуралье (1887−1888)'и Прикамье (1893−1894) // Материалы по археологии восточных губерний России. Т. 3 М.: 1899. — 74 с.
  155. Г. Т. История развития археологических исследований в Урало-Поволжье (XVIII- конец XX). Диссертация на соискание степени доктора исторических наук. — Уфа: 2002.
  156. Ф.В. О методе отбора культурно-значимых признаков, основанном на анализе пространственных данных (на примере типологии раннесредневековых пряжек) // Новые информационные технологии в исторических исследованиях и образовании! М: 2004.
  157. П.С. Путешествие по разным провинциям Российской Империи // Ч. 1. э СПб.: 1809.-657с.
  158. Т. Б. Рунич А.П. О ессентукских мавзолеях и ставке Узбек-Хана // СА. № 2. -М: 1974. С. 229−239.
  159. Ю.Я. Старое царство (большая часть III тыс. до н. э. III-VIII династии) // Исторшг Древнего Востока. Часть вторая. — М.: 1988.
  160. Э.Ю. Раскопки в Оренбургской губернии и Тургайской области. СПб: 1889.
  161. Н.В. Всадники -Укока. Новосибирск: 2001.
  162. С.А. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях // Труды Волго-Донской археологической экспедиции. Том I. Материалы и исследования по археологии СССР. № 62 M.-JL: 1958. — С. 151−226.
  163. С.А. Кочевники средневековья-. Поиски исторических закономерностей. -М: 1982. 188 с.
  164. А.В. Несколько слов об археологии Тургайской и Уральской области //Труды ОУАК. Вып. XVI.- Оренбург: 1906. С. 20−21.
  165. А.В., Кастанье И. А. Обзор археологических раскопок в Оренбургской губернии и в киргизской степи,// Труды ОУАК. Вып. XVI. -Оренбург: 1906. С. 206−226.
  166. А.В. О ложных курганах // Труды ОУАК. Вып. XXIII. -Оренбург: 1911. С. 54−58.
  167. Г. А. Погребение монгольского времени в Халчаяне // СА. № 2.- М: 1967,-С. 252−258.
  168. А.В., Раев Б. А. Металлические зеркала из коллекции Донского музея (Новочеркасск) // Материалы по археологии Волго-Донских степей. Вып. 2. Волгоград: 2004. — С. 219−250.
  169. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу. Пер. под ред. И. Ю. Крачковского Казань 2002.
  170. Раппопорт Ю. А. Из истории религии древнего Хорезма. М.: 1971.
  171. В.И. Металлические изделия раннесредневекового Согда. — Л.: 1980.
  172. Э.В. Два мавзолея золотоордынского времени- в районе Пятигорья // СА. № 4. М: 1969. — С. 262−265.
  173. Э.В. Мавзолеи Маджара. Текст. // СА. № 1- М: 1973. -С. 271−277.
  174. С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.- Л.: 1960.
  175. Р.И. Загадки пирамид. Страницы истории искусств. — М.:1966.
  176. В. Послание Вильгельма де Рубрук / Вилгельм де Рубрук, -Алматы: 2003. С. 116−235.
  177. П.И. Топография Оренбургской губернии. Уфа: 1999. — 312 с. Сташенков Д. А. Белозерское погребение // Вопросы археологии Урала и Поволжья. К 30-летию Средневолжской археологической экспедиции. — Самара: 1999.-С. 174−186.
  178. И.В. Археологические памятники, по р. Малый Узень.// КСИИМК. Вып. XXXII. М.: 1950. — С.101−113.
  179. И.В. Археологические исследования в Нижнем Поволжье и Западном Казахстане // КСИИМК. Вып. XXXVII: — М.: 1951. С. 109−112.
  180. Ю.А. Лабиринт: морфология преднамеренного, погребения. Исследования, тесты, словарь. -М.: 1997.
  181. К.Ш. Погребения из Кичи-Ача (Центральный Тянь-Шань) Текст. // Этнокультурные процессы в Южной Сибири и Центральной Азии в I II тысячелетии н. э — Кемерово: 1994. — С. 165−189.
  182. Д.А., Мамкин А.М, Дробутушенко А. В. Памятники раннемонгольской культуры на, территории юго-западных районов Читинской области // Историко-культурное наследие Северной Азии -Барнаул: 2001. С. 132−133.
  183. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ: Пер. с англ./ Джейн-Он Ким, Чарльз У., Мьюллер, У ильм Р. Клекка, Марк С. Олдендерфер, Рождер К. Блешфилд. М: 1989. — 215 с.
  184. Федоров-Давыдов Г. А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М.: 1966. — 271 с.
  185. Федоров-Давыдов Г. А. Искусство кочевников и Золотой Орды. Очерки культуры и искусства народов Евразийских степей и золотоордынских городов. -М.: 1976. 226 с.
  186. Федоров-Давыдов Г. А. О статистическом исследовании взаимовстречаемости признаков и типов предметов в археологических комплексах // Статистико-комбинаторные методы в археологии М.: 1970. -С. 123−131.
  187. Федоров-Давыдов Г. А. Статистические методы в археологии — М.: 1987.-216 с.
  188. А.Н. Киргизы Букеевской Орды. Текст. // Вып.2. М.: 1891.255 с.
  189. А.Н. Степные очерки. Странички из записной книжки. — М.: 1898.- 192 с.
  190. О.С., Хохлов А. А. Палеопочвенные исследования курганного могильника Мустаево V. Текст. // АПО. Вып. VII Оренбург: 2005. — С. 5069.
  191. А.А., Газимзянов И. Р., Фризен С. Ю. Антропологические материалы могильника Мустаево V // АПО. Вып. VII. Оренбург: 2005. — С. 105−112.
  192. Ю.С. Вооружение средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. -Новосибирск: 1986.
  193. Ю.С., Хаславская JI.M. Иранские мотивы в средневековой торевтике Южной Сибири // Семантика древних образов. Новосибирск. -Новосибирск: 1990.
  194. Ю.С. Эволюция сложносоставного лука у кочевников Центральной Азии. Текст. // Военное дело населения юга Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск: 1993. —С. 107- 146.
  195. Ю.С. Вооружение центрально азиатских кочевников в эпоху раннего и развитого средневековья. Новосибирск: 1991. — 190 с.
  196. Ю.С. Вооружение кочевников Южной Сибири и Центральной Азии в эпоху Развитого средневековья. -Новосибирск: 1997. — 159 с.
  197. А.А. река Урал. — JL: 1987. — 168 с.
  198. А.А. В глубь степей. Екатеринбург: 1993. — 7 с.
  199. К.Ш. К этнической истории узбекского народа. Историко-этнографическое исследование на материалах кыпчакского компонента. — Ташкент: 1974. 139 с.
  200. M.JI. Котлы из погребений средневековых кочевников // СА. № 2.-М: 1980.- С. 192−201.
  201. П.И., Горбунов В. В. Фрагмент доспеха из тюркского кенотафа в долине р. Селентек // Материалы по военной археологии Алтая и сопредельных территорий. Барнаул: 2002. — С. 112−143.
  202. JI.T. Мусульманские мавзолеи Водянского городища // СА. № 1.-М: 1980, С. 90−105.
  203. А.Ф. Этнокультурная карта Южного Урала в эпоху Золотой Орды. Текст. // Археология Южного Урала. Степь (проблемы культурогенеза). Челябинск, 2006. — С. 435−433.
Заполнить форму текущей работой