Внеклассная и внешкольная воспитательная работа
Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают… Читать ещё >
Внеклассная и внешкольная воспитательная работа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
ВВЕДЕНИЕ
Социальное воспитание детей является одним из важных факторов стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.
Школы зачастую не могут выбрать необходимую направленность внеклассной и внешкольной работы. Это приводит к потере времени, интереса учеников и ухудшению отношений учеников и учителей.
Внеклассная и внешкольная работы формируют и развивают личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом — значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя, прежде всего, сам.
Воспитание — целенаправленный процесс формирования гармонично развитой личности. Воспитание обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление их активными субъектами.
Темой курсовой работы является влияние внеклассной и внешкольной воспитательной работы на формирование личности ученика. В качестве примера школы была выбрана Краснодонская средняя школа № 1 Сарыкольского района Костанайской области.
Данная тематика достаточно широко рассматривается в литературе: Мальковская П. Н., Калечиц Т. Н., Игошев К. Е., Аникеев А. С., Казаренков В.И.
Актуальностью выбранной темы является то, что на сегодняшний день в современных школах одной из главных форм воспитания является внеклассная и внешкольная работа, которая формирует и развивают личность ребёнка.
Объектом исследования курсовой работы является внеклассная и внешкольная воспитательная работа.
Предметом исследования были социально-педагогические механизмы воздействия внеклассной и внешкольной работы на личность ребенка, формирование социальных качеств, влияние заинтересованности учеников и учителей на эффективность внеклассной работы.
Цель данной работы — произвести оценку эффективности внеклассной и внешкольной работы, выработку рекомендаций по оптимизации социально-ориентированного процесса внеклассной и внешкольной работы.
Задачи:
1. Ознакомиться и изучить внеклассную и внешкольную воспитательную работу, как объективную необходимость;
2. Рассмотреть историческое развитие, формы и современный подход внеклассной и внешкольной воспитательной работы;
3. Выявить роль внеклассной и внешкольной воспитательной работы в формировании и развитии личности;
4. Определить направления стратегии воспитания в современной школе;
5. Произвести анализ и оценку эффективности проведения внеклассной и внешкольной воспитательной работы в Краснодонской средней школе № 1 Сарыкольского района Костанайской области;
6. Сделать выводы о проделанной работе.
Для решения поставленных задач в курсовой работе использовались различные методы сбора социологической информации:
1. Анкетирование — самостоятельное заполнение анкеты респондентами
2. Интервьюирование — предполагает личное общение социолога с респондентом.
3. Наблюдение — целенаправленное, систематизированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения.
Ранее в школе проблемы внеклассной работы не исследовались, не была оценена важность влияния педагога на ученика, в данной работе было выявлено влияние внеклассной работы на развитие личности, рассмотрена деятельность педагога как координатора процесса социализации и самовоспитания, по совершенствованию взаимодействия двух основных социальных субъектов, под воздействием которых формируется личность — общества и индивида.
Гипотеза:
Внеклассная и внешкольная воспитательная работа осуществляется в контексте общей образовательной деятельности и является одним из главных процессов формирования гармонично развитой личности.
В конце данной курсовой работы подводятся результаты и выводы о проделанных исследованиях, которые станут итогом всех исследований и ответят на вопрос: влияет ли внеклассная и внешкольная воспитательная работа на формирование личности ученика.
1. Внеклассная и внешкольная воспитательная работа как объективная необходимость для развития личности ученика
1.1 Внеклассная и внешкольная воспитательная работа: история развития, формы, современный подход Социально-педагогическое движение активно развивалось в 20−30-е гг. В 60-е гг. появились работники, специально ориентированные на воспитательную деятельность в социуме (организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, работники внешкольных учреждений, педагоги-организаторы и т. д.).
На рубеже 70−80-х гг. общественные потребности, достижения практиков подняли задачи социальной работы на качественно новый уровень. Во внешкольных учреждениях, клубах по интересам, разновозрастных отрядах утверждалась идея целенаправленной социально-педагогической работы с детьми. В педагогической науке многие исследователи обратились к проблемам социальной педагогики, пытались осмыслить ее лучший опыт.
Однако прогресс в этой сфере сдерживался слабым организационным, кадровым, материально-финансовым, научно-педагогическим обеспечением, а чаще и вовсе отсутствием такового. Назрела необходимость учредить институт социальных педагогов — специалистов по воспитательной и социальной работе с детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями.
В настоящее время в высших и средних специальных учебных заведениях введены специальности «Социальная педагогика» и «Социальная работа» .
Понятия личности, общества и истории взаимозависимо связаны с друг другом. Очеловечивающая сила истории делает ее неисчерпаемым источником обогащения духовной жизни людей. Однако в истории есть и разрушительные потенции; овладевая личностью, они производят весьма опасное действие на нее и на окружающих. Свобода выбора добра или зла существует во всех случаях, но она сильно ограничена воспитанием человека, культурой, содержанием его сознания. Поэтому чем выше и совершеннее культура, которой овладел индивидуум, тем большей свободой он обладает. Исторический процесс поддерживается двумя средствами — общением и преемственностью, в свою очередь обусловленными воспитанием, образованием. Вне этих главных факторов невозможно взаимопонимание людей, равно как и культурное наследование.
Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые.
Индивидуальная работа — это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов и т. д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов.
Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.
К объединяющим формам работы относятся детские клубы, школьные музеи, общества. Широкое распространение получают клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов строится по секциям. Так интернациональные клубы могут иметь секции: корреспондентскую, изучение истории, географии, экономики, культуры страны, с которой дружат дети. Профильные клубы (литературные, юного физика, химика, математика). Целью политических клубов может стать изучение молодёжного движения за рубежом, изучение истории политических учений и др. Распространённой формой являются школьные музеи. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историко-литературные, природоведческие, художественные. Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, ведётся широкая переписка, работа в архиве. Материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской деятельности среди взрослого населения. Необходимо, чтобы работа школьного музея проходила в контакте с государственным, который должен оказывать им научную и методическую помощь.
Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4−5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки.
Смотры — наиболее общая соревновательная форма массовой работы. Их задача — подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску.
Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива. Существенной стороной деятельности педагогического коллектива школы является организация и руководство внеклассной воспитательной работой. Значительную часть этой работы планируют и осуществляют классные руководители (нравственное воспитание, стимулирование учебной деятельности, организация общественно-полезного труда). Большое место в организации внеклассной работы занимают общешкольные мероприятия (вечера, дискотеки), которые проводятся руководством школы. При организации внеклассной воспитательной работы необходимо направить усилия педагогического коллектива и руководства на: разносторонность её содержания, и общественную направленность. Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание.
Важной стороной этой работы является использование её массовых форм, как для воспитания школьников, так и для разумной организации их свободного времени.
Педагогическому коллективу следует заботиться, чтобы внеклассная работа охватывала всех учащихся.
Внеклассная работа должна способствовать развитию общественных интересов, активности и самостоятельности учащихся.
С учётом этих положений педагогический коллектив разрабатывает систему внеклассной и внешкольной работы, а руководство школы оказывает методическую помощь и осуществляет контроль над проведением и качеством этой работы.
Сложились общие принципы организации внеклассной работы. Для выявления круга интересов учащихся в школе можно распространить анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются учащиеся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу. Очень важна опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации дел в школе, где учителя многое делают за ребят. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается школьниками так, как будто оно возникло по их инициативе. Успеху внеурочной воспитательной работы содействует чёткая организация. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач. При выборе содержания, организацией форм всегда необходимо соблюдать принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.
1.3 Творческий учитель и творческий ученик Одной из центральных фигур образовательного процесса в современной школе был и остаётся учитель. Именно на него возложена миссия реализации целей и задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Он является организатором активной учебно-познавательной, трудовой, общественной и эстетической деятельности учащихся. Об исключительной роли учителя в образовании и воспитании детей, в развитии их богатого духовного мира писали и говорили многие выдающиеся педагоги.
Современный учитель должен хорошо владеть и способами практической деятельности, лежащей в сфере досуга. Он должен уметь: читать стихи, рисовать, делать любительские фильмы и т. д. В свою очередь, широкая включенность учителя в сферу работы клубов, кружков, туристических и спортивных секций, работу вечерних университетов создает социально-психологические предпосылки для личностных предпочтении учителя.
Наличие межличностных каналов свидетельствует о возможности усиления учителем педагогического воздействия на группу, так как межличностные контакты имеют свои резервы воздействия.
В современных условиях обновления нашего общества роль и значение учителя сложно переоценить. В значительной мере от его труда и усердия зависит образование народа, культурное и нравственное развитие общества, а также пути дальнейшего развития страны.
В связи с этим особую значимость приобретает проблема профессиональной подготовки учителей, формирование их нравственной, этической и эстетической культуры. В структуре педагогической деятельности важными являются вопросы формирования и развития исследовательских качеств учителей, подготовке их к поиску, изучению и внедрению инновационных педагогических технологий.
Основной ценностью гуманистического личностно-ориентированного оборудования выступает творчество как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории.
В процессе формирования творческих способностей участвуют два субъекта деятельности: учитель и ученик. Как правило, под учителем мы подразумеваем уже относительно сформированную личность, она уже не столько развивающаяся, сколько самосовершенствующаяся. Ученик же представляет собой личность развивающуюся. Возрастной диапазон «ученичества» затрагивает несколько периодов принятой в психологии возрастной периодизации. Поэтому, вероятно, под факторами, влияющими на развитие творчества в каждом возрастном периоде, несмотря на общие принципиальные положения, имеющие место в психологии, подразумеваются все же разные составляющие, что накладывает отпечаток и на построение педагогического процесса со стороны учителя в целом. Исходя из вышеизложенного, необходимо внимательно рассмотреть личность учителя и личность ученика на разных возрастных этапах, чтобы впоследствии объективно рассмотреть механизмы этого влияния на развитие творческих способностей. Педагогический процесс осуществляется на фоне педагогического общения.
В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности — это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни — стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т. п. Что такое творческие способности на самом деле?
Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Для того чтобы педагогический процесс протекал результативно, способствовал развитию творческих способностей, необходимо учитывать и тот факт, что дети разного возраста отличаются друг от друга. Другими словами, поскольку педагогический процесс проходит на фоне педагогического общения, следует учесть, что у детей разные ожидания по отношению к взрослым. Поэтому возрастной фактор является очень важным при организации работы по формированию у детей творческих способностей.
Примерно до 7 лет взрослый является центром мира детей. Он предстает как особая человеческая личность — это то основное, что побуждает ребенка искать с ним контакт. Взрослый человек — это источник сведений о физическом мире, как компетентный и заинтересованный собеседник. По экспериментальным данным, младшие и средние дошкольники легко понимают вопросы о качествах человека, очень высоко оценивают по этим параметрам взрослого и подмечают свои недостатки в этих отношениях. Этот факт определяет потребность ребенка в уважении со стороны взрослого и обусловливает особую чувствительность дошкольников к той оценке, которую дают им взрослые. Она проявляется в повышенной обидчивости ребенка, в нарушении и даже полном прекращении деятельности после критических замечаний или порицаний, а также в возбуждении и восторге после похвалы. Поэтому проявление творческих способностей на данном возрастном этапе связано полностью с участием взрослого человека, полностью зависит от его оценки. И вместе с тем очень важно то, что именно в данный период появляется тенденция к самостоятельному изготовлению сначала просто каких-то недостающих деталей, а потом самостоятельно задумывать и выполнять оригинальные поделки. Подобное положение мы уже рассмотрели, когда затронули участие воображения в творческом процессе. [16]
Обратимся далее к подростковому возрасту. Школа и учение занимают большое место в жизни подростка. Но на ведущие позиции, как считает Д. И. Фельдштейн, выходит не учение, а общественно полезная деятельность, в которой реализуется его потребность в самоопределении, самовыражении, познании взрослыми его активности (участие в спортивных, творческих кружках, секциях и факультативах, посещение студий, участие в молодежных общественных организациях и т. д.). Оценка взрослого попрежнему очень важна. По мнению д.Б. Эльконина, общение на данном этапе — особая деятельность, предметом которой является другой человек, а содержанием — построение взаимоотношений и действований в них. Смена деятельности, развитие общения перестраивают и познавательную, и интеллектуальную сферу подростка. В первую очередь исследователи отмечают уменьшение поглощенности учением, свойственное младшему школьнику. К моменту перехода в среднюю школу дети заметно различаются по многим параметрам, в частности:
1) по отношению к учению — от ответственного до равнодушного, безразличного;
2) по общему развитию — от высокого уровня до весьма ограниченного кругозора и плохого развития речи;
З) по объему и прочности знаний (хотя бы в пределах школьной программы);
4) по способам усвоения материала — от умения самостоятельно работать, добывать знание до полного их отсутствия и заучивания материала дословно на память;
5) по умению преодолевать трудности в учебной работе — от упорства до иждивенчества в форме хронического списывания;
б) по ширине и глубине познавательных интересов. 17]
Из-за смены типа преподавания (вместо одного учителя появляется несколько) появляется дифференцированное отношение к учителям, и одновременно развиваются средства познания другого человека, формируются новые критерии оценки деятельности и личности взрослого.
Одна группа критериев касается качества преподавания, другая — особенностей отношений учителя к подросткам. Младшие подростки больше ориентируются на вторую группу, старшие ценят учителей знающих и строгих, но справедливых, доброжелательных и тактичных, которые умеют интересно и понятно объяснять материал, в темпе организовывать работу на уроке, вовлечь в нее учащихся и сделать ее максимально продуктивной для всех и каждого. В VI-VII классах дети очень ценят эрудицию учителя, свободное владение предметом, стремление дать дополнительные к учебной программе знания, ценят учителей, у которых время на уроке не тратится зря, и не любит тех, кто отрицательно относится к самостоятельным суждениям учащихся. [17]
Младшие подростки оценивают учебные предметы по отношению к учителю и успеху в его усвоении (по оценкам). С возрастом их все больше привлекает содержание, которое требует самостоятельности, эрудиции. Появляется деление предметов на «интересные» и «неинтересные», «нужные» и «ненужные», что определяется качеством преподавания и формированием профессиональных намерений. Формирование и поддержание интереса к предмету — дело учителя, его мастерства, профессионализма, заинтересованности в передаче знаний.
В подростковом возрасте расширяется и содержание понятия «учение». В него вносится элемент самостоятельного интеллектуального труда, направленного на удовлетворение индивидуальных интеллектуальных потребностей, выходящих за рамки учебной программы. Приобретение знаний для части подростков становится субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему. Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеалов и самосознания. Учение для многих приобретает личностный смысл и превращается в самообразование.
В подростковом возрасте начинают формироваться элементы теоретического мышления. Его специфическое качество — способность рассуждать гипотетико — дедуктивно (от общего к частному), т. е. на основе одних общих посылок путем построения гипотез и их проверки. Здесь все идет в словесном плане, а содержанием теоретического мышления является высказывание в словах или других знаковых системах. Новое в развитии мышления подростка состоит в его отношении к интеллектуальным как к таким, которые требуют их предварительного мысленного расчленения. В отличие от младшего школьника, подросток начинает анализ задачи с попыток выявить все возможные отношения в имеющихся данных, создает различные предположения об их связях, а затем проверяет эти гипотезы. Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач — важнейшее приобретение подростка в анализе действительности. Мышление предположениями является отличительным инструментом научного рассуждения. В связи с этим интересно, что формирование взрослости, чувства взрослости происходит и в познавательной сфере интересахинтеллектуальная взрослость: она выражается в стремлении подростка что-то знать и уметь по-настоящему. Это стимулирует развитие познавательной деятельности, содержание которой выходит за пределы школьной программы (кружки, факультативы, секции и т. д.). У подростка обнаруживаются интересы, касающиеся науки, техники, искусства, религии, ремесел, причем они далеко не всегда связаны с будущими профессиональными намерениями. Увлечение может носить характер страсти, которой отдаются все свободное время и вся активность подростка (библиотека, материалы, инструменты, выставки, музеи, знакомства и т. д.). Это очень важный шаг в развитии интересов и продуктивной деятельности: необходимость в новых знаниях удовлетворяется самостоятельно, путем самообразования. Значительный объем знаний у подростков — результат самостоятельной работы. Учение приобретает у таких подростков личный смысл, и можно заметить доминирующую направленность познавательных интересов. 16;17]
Юношеский возраст в психологических периодизациях А. Н. Леонтьева. Д. Б. Эльконина акцентирован на смене ведущего типа деятельности, в которой в юношеском возрасте становится учебно-профессиональная деятельность. 18]. Л. И. Божович определяет старший школьный возраст в соответствии с развитием мотивационной сферы: юношество она связывает с определением своего места в жизни и внутренней позиции, формированием, мировоззрения, моральным сознанием и самосознанием. [19;20]
Одним из важнейших новообразований интеллектуальной сферы в юношеском возрасте становится развитие теоретического мышления. Старшеклассники и студенты младших курсов чаще задаются вопросом «почему?», их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна; они более критично относятся как к преподавателям, так и к содержанию получаемых знаний. Меняется представление об интересности предмета:
если младшие подростки ценят занимательность предмета и его фактологическую и описательную сторону, то старшеклассник интересуется тем, что неоднозначно, что не изучено, что требует самостоятельного обдумывания. Они очень ценят нестандартную форму подачи материала, эрудицию преподавателя. 21]
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности — это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
В.С. Ротенберг размышляя о творческих способностях человека, отмечает, что «ориентация на творчество может быть воспитана с самых ранних лет и тогда совсем необязательно сужение поля жизненной поисковой активности для того, чтобы субъект из всех форм самореализации выбрал именно творчество». [22]Как осуществить подобное? На что следует обращать внимание в первую очередь? В работе Н. В. Рождественской приведено описание влияния дирижера на коллектив музыкальных исполнителей: «…умение управлять коллективом оркестра, способность „заражать“ своей интерпретацией, своим замыслом прочтения музыкального произведения, способность организовать и направить течение процесса коллективного музыкального исполнения. Основа этих способностейпсихологическая связь дирижера с коллективом». Очевидно, что педагогическая деятельность в рамках школьной педагогики также имеет под собой эту важную основу. 23]
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т. д.
1.3 Роль внеклассной и внешкольной воспитательной работы в формировании и развитии личности Классный руководитель — это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является «центром» организации, координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив учащихся; это — координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолога, социолога. Деятельность классного руководителя в современной школе необходимо оценивать именно с такой позиции. Завершить свою работу хочу словами В. А. Сухомлинского: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребёнка».
Очень часто случается, что все воспоминания о школе, так или иначе, связаны с именем классного руководителя. Если этот человек сочетает в себе качества педагога, психолога, воспитателя, психотерапевта, то именно к нему обращаются ученики со своими радостями и бедами, именно он помогает разрешить конфликты с родителями и педагогами, ему доверяются детские тайны. Значит, эта деятельность школе необходима, и человек, выполняющий эту функцию, нужен.
Учитель должен быть и наставником, и помощником, и защитником, и другом, который призван помочь ребёнку приобрести не только знания об окружающем мире, овладеть умениями и навыками, но и помочь адаптироваться в этом мире, раскрыть и проявить свои способности, почувствовать себя самостоятельной, творческой личностью, способной изменить мир.
Эффективность работы классного руководителя в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ребёнка, формирует творческую личность и готовит её к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности.
Одним из важнейших направлений в деятельности классного руководителя — создание информационных стендов, в которых отражается жизнь детского коллектива.
Содержание стендов:
ь структура классного самоуправления, список общественных поручений, ь план мероприятий в классе на текущий месяц, ь распорядок дня младшего школьника, ь НОТ младшего школьника «Учись учиться»;
ь стенд по развитию творческих способностей «Твори, выдумывай, развивайся»;
ь стенд (или стена), где размещаются лучшие творческие работы детей класса «Мир, в котором я живу».
Классный руководитель — это человек творческий как всякий исследователь, он создаёт свою творческую лабораторию, которая помогает ему построить воспитательный процесс увлекательным, захватывающим.
Конечно, прежде чем выстраивать систему работы по формированию творческой личности ребёнка, необходимо изучить его индивидуальные и личностные особенности, его интересы и склонности.
Учитель должен быть заинтересован в творческих успехах и достижениях своих учеников, должен уметь прийти к ним на помощь, поддержать их инициативу, одобрить выбор или решение детей, указать на ошибки, не обидев ребёнка.
Важную роль в формировании творческой личности ребёнка играет такая совместная деятельность учителя, родителей и детей, которая направлена на формирование творческого портфеля учащегося и ведения паспорта развития личности ребёнка.
Творческий портфель (портфолио) — это накопитель его творческих достижений, показатель его творческого роста. Этот портфель формируется ребёнком в 1−4-х классах под руководством учителя с участием родителей, а по мере взросления ребёнка и роста его самостоятельности им самим. Ребёнок по своему желанию вносит в портфель свои творческие работы: рисунки, аппликации, сочинения и другие виды работ; представляет свои творческие достижения и победы в виде: грамот, дипломов, благодарственных писем; самостоятельно или с помощью учителя, родителей анализирует свои достижения, даёт им оценку, намечает путь дальнейшего развития. Задача учителя: направлять, координировать эту работу, поощрять самостоятельность и творчество детей. Паспорт развития личности ребёнка формирует педагог. В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В связи с этим повышается роль школы, классного руководителя в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей. Кто же поможет ребёнку раскрыть его индивидуальные особенности, создаст условия для самоопределения и самореализации? Такую помощь может оказать классный руководитель. Таким образом, роль классного руководителя в воспитании творческой личности ребёнка столь же значима и необходима, как и роль семьи. Именно классный руководитель находится ближе всего к ребёнку, рассматривает возникающие проблемы с позиции ребёнка, оказывает ему помощь.
Особую роль в формировании творческой личности ребёнка отводится и семье. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача учителя — привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными как для здоровья, так и для ума делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Во-первых, именно семья отвечает за физическое и эмоциональное развитие ребёнка, во-вторых, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребёнка, влияет на отношение детей к учёбе и во многом определяет её успешность. Образовательный уровень семьи, интересы её членов сказываётся на интеллектуальном развитии человека, на том какие пласты культуры он усваивает, в-третьих, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, в-четвёртых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, определяющие стиль его жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения. Семья играет большую роль в развитии человека в связи с тем, что её одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на социальных притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных жизненных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях.
Семейное воспитание — это такой процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие как той, так и другой стороне.
Определенный педагогический опыт есть у каждого т.к. на воспитание собственных детей переносится опыт, усвоенный с детства от своих родителей, от бабушек и дедушек. Все самые важные процессы начального воспитания происходят в семье — все начинается с раннего детства Воспитательный процесс в семье не имеет границ, начала или конца. Родители для детей — это жизненный идеал, ничем не защищенный от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участников воспитательного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается. Встречается немало хороших семей, сознающих эту высокую родительскую миссию. Влияние родителей на собственных детей должно обеспечивать их физическое совершенство и моральную чистоту. Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Именно дети несут в себе заряд той социальной среды, в которой живет семья.
В современных условиях, когда идет бурная перестройка политического и социально-экономического укладов жизни общества и государства, система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Она еще не получила глубокого научного анализа, но на уровне фактов уже приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании продолжает нарастать. И причин здесь много.
Во-первых, однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях, особенно на протяжении последних пятидесяти лет.
Во-вторых, у молодой семьи имеются возможности делиться от своих родителей, от старшего поколения, казалось бы, в этом есть определенное благо.
В-третьих, основательно утрачены традиции народной педагогики, по законам которой считалось, что воспитывать ребенка надо, пока он еще маленький и «лежит поперек, а не вдоль лавки» .
В-четвертых, вследствие происходящей урбанизации общества усилилась анонимность общения детей и взрослого населения.
В-пятых, в ряду причин, осложняющих семейное воспитание, — все возрастающие социальные и экономических трудности: низкая заработная плата и несвоевременная её выдача, полная или частичная безработица и необеспеченность во многих семьях прожиточного минимума.
В-шестых, гипертрофированная политизация общества, когда прямая трансляция заседаний Правительства и выступлений отечественных и зарубежных политиков приковывает к телеэкранам молодых родителей, а от детей в эту пору они отмахиваются как от назойливых мух: «Отойди, не мешай!» И дети остаются предоставленными сами себе.
В последнее время усилилось отрицательное влияние на детскую психику со стороны героев кино, зачастую американских, телевидения, где тоже в репертуаре в основном американские боевики, демонстрирующие чужую жизнь, чужую мораль, чужие обычаи, подчиняющую себе власть силы, богатства и денег. На задний план отходит поддержка слабого, помощь немощному, чувство сострадания, дружбы, привязанности и любви. Неслучайно современные подростки и юноши менее уважительно относятся к пожилым людям и своим родителям. Это в определенной мере обусловлено тем, что в жизни они мало общаются с родными дедушками и бабушками, не наблюдают и не понимают естественных проявлений старости с ее болезнями, немощью, подчас с деформированным возрастом характером, не учатся сочувствовать и сопереживать им.
В педагогике существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений них. Ю. П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная или скандально-раздражительная. М. И. Буянов, пользуясь исследованиями социологии называет такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся распавшаяся, неполная. У педагогов-практиков деление семей принято на «благополучные» и «неблагополучные», хотя благополучие нередко носит только видимый характер и определяет по анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково материальное положение семье.
Семья тысячами нитей связана с обществом, государственными и общественными организациями и учреждениями. Она чутко реагирует на все изменения, которые происходят в государственной и общественной жизни страны. Внутрисемейные процессы, в свою очередь, оказывают воздействие на общество. Поэтому необходима постоянная забота государства и общества о семье. В то же время семья должна руководствоваться не только узкосемейными, но и общественными интересами. [24]
творческий учитель ученик внеклассный
2. Опытно-экспериментальная работа на определение влияния внеклассной и внешкольной воспитательной работы в современной школе на формирование личности ученика
2.1 Направления стратегии воспитания в современной школе В. А. Сухомлинский писал: «Я не один год думал: в чем выражается наиболее ярко результат воспитания? Когда я имею моральное право сказать: мои усилия принесли плоды? Жизнь убедила: первый и наиболее ощутимый результат воспитания выражается в том, что человек стал думать о самом себе. Задумался над вопросом: что во мне хорошего и что плохого? Самые изощренные методы и приемы воспитания остаются пустыми, если они не приведут к тому, чтобы человек посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой».
Какое же мировоззрение формирует сегодняшняя школа? Многие учителя честно отвечают на этот вопрос — никакое. Но ведь так не должно быть. Человек растет, он должен ответить себе на вопрос: что такое хорошо и что такое плохо. Он поставлен перед необходимостью хоть в каком-то приближении понять, что такое жизнь, как она устроена и что ему в ней делать. Если сегодняшняя школа оставит на время формирование целостного устойчивого мировоззрения у ребенка, она просто предаст его.
Школа лишилась сформированной цели и рациональной системы воспитания, классное руководство превратилось в формальность. Попытка свести воспитание к образованию противоречит всему опыту мировой педагогики.
В основе качеств личности всегда лежало отношение человека к другому, к обществу. Но чтобы оно сложилось, и закрепилось, отношение должно долго функционировать и тогда оно закрепится как качество личности. Для этого требуется общение, оно дает возможность получить и пережить более широкий опыт, усвоить ценностные отношения. Условием общения должно быть: свобода, равноправие, независимость участников общения.
О.С. Газман в статье «Ответственность школы за воспитание детей» предлагает идеи, которыми можно руководствоваться в современных условиях:
1. Воспитание — это органическая часть целостного «образования личности», оно осуществляется под влиянием внешних факторов социализации и внутренних процессов саморазвития личности.
2. Процесс воспитания — это взаимодействие взрослых и детей (их сотрудничество) с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов.
3. «Реализм целей воспитания» означает не всестороннее, а разностороннее развитие личности.
4. Базовая культура личности служит основанием для разработки содержания воспитания.
5. Идея жизненного самоопределения личности воспитанника становится основополагающим для гуманистической ориентации педагога.
6. Участие детей во внеурочной воспитательной работе должно быть добровольным.
7. Коллективная творческая деятельность — это совокупность задач, методов, обеспечивающих гуманистическую самоуправляющуюся общность детей и взрослых.
Школа всегда часть общества, в школе рождается завтрашний день страны. Вот почему судьба школы — дело не одного лишь узкого круга специалистов по педагогике.
Семья закладывает фундамент личности, на школу падает главный труд по ее строительству, причем нередко приходится заниматься и укреплением и перестраиванием самого фундамента. Один из главных аспектов мировоззрения воспитания — развитие у человека способности самостоятельно оценивать социальный явления. Эта способность необходима современной молодежи и как предпосылка социальной правильности ее поведения в обстановке ослабления традиционных форм общественного регулирования и контроля.
Труд подростков, направленный на организуемый школой не единственный способ приобщить к трудовой деятельности. Как показали социологические исследования, дети мало трудятся по дому, и в этом направлении также необходимо работать школе. Дети мало читают, больше смотрят телевизор, а это большая разница. Важное значение имеет такая организация профессиональной ориентации, которая на много бы увеличила трудовую отдачу каждого, повысила бы удовлетворенность трудом, так как только труд человека, нашедшего себя, может стать творческим, принести ему уважение товарищей. Общественность может способствовать воспитательной деятельности семьи и школы в различный направлениях. Это развитие неформальных контактов с подростками, важно в этом случае, чтобы взрослые выступали перед детьми в роли образцов. В настоящее время, в период научно-технической революции, обновления общества, эффективно готовить молодежь к жизни может только школа воспитывающая. Существующий уже несколько лет общественно-экономический кризис в нашей стране тесно связан с низким уровнем образовательной и воспитательной систем, в условиях реально существующего социализма. Прежде всего, имеет место особый воспитательный диссонанс.
Педагогический диссонанс понимается как отсутствие гармонии и согласования, как расхождение между предполагаемым и существующим итогами воспитания. Намеренные цели воспитания остаются в диссонансе с реально проявляющимися результатами — взглядами и поведением молодежи.
Вместе с превышением определённого критического или тревожного уровня в валовом обществе, деятельность воспитательных учреждений нарушается и может даже содействовать усугублению негативных явлений. Именно такой процесс, наблюдается в воспитании, так как живём мы в эпоху больших перемен и общественных напряжений.
Давление и темпы преобразующих процессов в обществе, их взаимодействие и усиление негативных явлений вызывают то, что запланированные цели, содержание, ценности и воспитательные процессы в духе гуманных идеалов социализма — ослабляются или даже отменяются. Побеждают спонтанные процессы приспособления отдельных единиц и общественных групп к действительному образу жизни в семье, трудовой среде и месту жительства.
В быстро изменяющемся мире влияние социализации становится не только более интенсивным, но и вместе с тем противоречивым, что может ослабить или уничтожить планируемые условии воспитания.
Школьное воспитание станет действенной силой прочного обновления и саморегулирования, если сначала произойдёт перемена стиля программирования каждой школы. Школа, как и другие воспитательно-просветительские учреждения, должна получить определенное поле свободы, должна быть лишена «сверх контроля» — главным образом административного — как явления, вредного для воспитания.
Надо сделать всё, чтобы школа стала местом, где будут культивироваться общечеловеческие ценности, прежде всего гуманные, где, несмотря на кризис веры, доверия и всяких авторитетов, есть время и место задуматься над организацией добросовестной жизни. Путём воспитательных и других воздействий необходима будет переориентация в области признаваемых образцов жизни и общественного повышения: с вертикальной ориентировки на горизонтальную, с ориентировки «иметь» на ориентировку «быть», с притязательских интересов на устремительские.
В школьной воспитании должна наступить концентрация внимания на задачах и конкретных, действиях, а не лишь только на лице воспитанника В воспитании надо акцентировать внимание на перспективу, на будущее, не только на прошедшее и современность. Это даст молодежи принять позицию антиципации идеального состояния и стремления к его осуществлению. В воспитательной деятельности надо предпочитать направление на развитие альтернативных решений. Благодаря этому возможной становится готовность людей к сотрудничеству и принятию действий на благо других людей или учреждений.
Помощь детям и подросткам, попавшим в трудную ситуацию, должна быть гарантирована государством путем организации специальной государственной социальной службы. Она оказывает подросткам и детям всестороннюю помощь в реализации их конституционных прав на образование, труд, охрану здоровья; охраняет права ребенка, используя при этом силу закона, социальные институты, общественные структуры.
Формы оказания помощи не должны унижать честь, достоинство, подрывать самоуважение и самооценку личности несовершеннолетних и их родителей, создавать негативное отношение к родителям.
2.2 Анализ и оценка эффективности проведения внеклассной и внешкольной воспитательной работы В сельской местности развитие образовательных учреждений идет значительно медленнее, чем в крупных промышленных центрах. Это связано с рядом причин: нехватка опытных кадров; неблагоприятные финансовые и хозяйственные условия, снижение жизненного уровня значительной части населения; сложность установления связей с вузами и научно — исследовательскими институтами и т. д. В то же самое время все более остро ощущается потребность в получении жителями села полноценного общего образования и воспитания, которые бы обеспечивали равные возможности выпускникам сельских школ при поступлении в высшие учебные заведения. Следует также учитывать, что на селе именно школа является главным очагом культуры, а село остро нуждается в квалифицированных кадрах педагогов, агрономов, врачей, работников культуры. Без повышения образовательного уровня сельских жителей невозможно развитие фермерских хозяйств, переход к цивилизованным рыночным отношениям, повышение производительности земледельческого труда.
Воспитательная система сельской школы — это понятие более широкое и охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеклассную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, культурной среды, постоянно расширяющее воспитательное пространство.
Воспитательная система сельской школы — не добавка к учебному процессу, а важнейшее условие развития школы, так как она является культурным центром в сельской местности. Следует отметить, что в педагогической науке проблема исследования эффективности управления внеклассной воспитательной работой в сельской школе остается в значительной степени не решенной, хотя эти вопросы затронуты во многих научных исследованиях.
Поэтому для проведения исследований на выявление эффективности проведения внеклассной и внешкольной воспитательной работы была выбрана сельская школа.
Опытно-экспериментальная часть курсовой работы по вопросам внеклассной и внешкольной воспитательной работы проводилась в Краснодонской средней школе № 1 Сарыкольского района Костанайской области.
Комментарий к анкете школьника.
Опрос проводился 18 ноября 2008 года. Опрошены были: 5 «А» класс (12 человек) и 6 «А» класс (14 человек).
В результате обработки анкет получились следующие данные:
В 6 «А» классе дети считают внеклассную работу достаточно эффективной — в среднем 8,2 балла. В 5 «А» классе средний балл ниже — 7,3.
В 6 классе выяснилось, что интересной внеклассную работу считают 5,6 балла опрошенных. Этот показатель является на 1 балл ниже, чем в 5 классе (6,6 б.)
Низкий балл (3,4) занял показатель участия в общешкольной работе у учеников 6 «А» класса. В 2 раза выше результат у 5 «А» класса (6,3).
Также низок и интерес к общешкольной работе, у шестиклассников — 3,5 балла. Что касается пятиклассников, их результат — 5,5б.
Ученики обоих классов считают, что внеклассная и внешкольная воспитательная работа не очень развивает их социальные качества — 3,1 балла (6 «А» класс), 3,8 балла (5 «А» класс).
Посещение классных часов практически 100% в обоих классах, 6 «А» — 9,7 б., 5 «А» — 9,5 б.
Средним показателем является взаимопонимание учеников и учителей. В 6 классе результат составил 6,5 б., в 5-ом — гораздо ниже — 4,8 б.
Ученики 5 и 6 класса находят мало их интересующего во внеклассной работе (4,3 б., 5,4 б.).
Также они считают, что школа не имеет представления об интересующих их проблемах: 6 «А» — 4,2 б., 5 «А» — 1,4 б.
Низким явился и показатель удовлетворения интересов учеников школой. Результат шестиклассников показал 2,4 б., пятиклассников — 0,8 б.
И 6 и 5 классы считают внеклассную и внешкольную воспитательную работу не сильно обременительной, и в среднем время на эту работу у них уходит не много.
Более подробно с результатами тестирования 5 «А» и 6 «А» классов можно ознакомиться в приложении, в таблицах № 1и № 2.
Комментарий к анкете старшеклассника.
Опрос проводился 18 ноября 2008 года. Опрошены были: 10 «А» класс (15 человек), 11 «А» класс (9 человек).
В результате обработки анкет были получены следующие данные:
В 10 «А» опрошено 15 человек. Из них у 46,7% есть хобби, самое распространенное компьютер — 40%, спорт — 26,6%, музыка — 20%. Имеют возможность заниматься хобби в пределах школы 66,6%, не имеют возможности 33,4%. 60% опрошенных считают, что упустили возможности для самосовершенствования. Свой потенциал учащиеся развили на 5,9 баллов. 46,7% опрошенных утверждают, что школа не нарушает основных прав и свобод, 33,4% ответили прямо противоположно. 53,3% не имеют возможности влиять на принятие решений в школе и классе. 66,7% учащихся удаётся жить гармонично, 33,4% не удаётся. 66,6% считают, что школа расширяет их круг общения, 33,4% думают прямо противоположно. 26,7% учащихся совершенно не интересна внеклассная работа, проводимая их классным руководителем, 73,4% удовлетворены этой работой. 67% считают, что им не нужен специальный человек, который занимался бы с ними внеклассной работой, 46,7% думает наоборот. 73,4% удалось найти общий язык с классным руководителем. Важность внеклассной работы оценена на 5,6 балла. Внеурочное время проводят, отмечая праздники, ездят в походы, ходят в клуб, в кино, занимаются спортом (баскетболом, футболом, хоккеем), посещают классные часы, на которых занимаются делами, обсуждением проблем. 73,4% считают классные часы необходимыми.
В 11 «А» классе были опрошены 9 человек. Из них более 80% имеют хобби, 11,1% хобби не имеют. Самое распространённое увлечение музыка — 44,4%, спорт — 33,3%, компьютер — 22,2%. Более 50% учащихся имеют возможность заниматься хобби в пределах школы. Затрудняются ответить 11,1%. 44,4% - твёрдо убеждены, что они упустили возможности для самосовершенствования, 44,4% - ответили, что, скорее всего, они эти возможности упустили, 11,1% - не имели возможность для роста и самосовершенствования. Средний балл по развитию потенциала в школе- 7,6. Около 50% опрошенных считают, что школа не нарушает их основных прав и свобод, 22,2% - затруднились ответить на этот вопрос. 11,1% считают, что их права были скорее всего нарушены. 66,6% считают, что принимают участие в принятии решений в школе и классе, 33,3% так не считают. 66,6% считают, что живут гармонично. Более 40% опрошенных согласны с тем, что школа постоянно расширяет круг общения. 33,3% нашли общий язык с классным руководителем, 55,5% довольны внеклассной работой, проводимой им. 22,2% - затруднились ответить на вопрос о том, нужен ли специальный человек для внеклассной работы, 33,3% - считают, что он нужен, 44,4% - считают, что такой человек не нужен.
Внеклассная работа важна — 6,7 балла. На вопрос, как чаще всего проводите внеурочное время отвечали: ходим в кино, посещаем классные часы, участвуем в играх, соревнованиях и др. На вопрос, чем занимаетесь на классных часах, 98% - затруднились ответить. Более 70% считают классные часы необходимыми.
Комментарий к анкете классного руководителя.
Было опрошено 7 классных руководителей.
В процессе анкетирования на первый вопрос были получены следующие результаты:
1. Сплочённость коллектива, нравственность, воспитание гражданина, самостоятельность, отзывчивость.
2. Самостоятельность, взаимопомощь, ответственность, честность, трудолюбие.
3. Нравственность, воспитание личности, ответственность, доброта, активность.
4. Оказание помощи другим, коммуникабельность, доверие, патриотизм, дисциплинированность.
5. Совестливость, отзывчивость, трудолюбие, гордость за свои успехи и успехи товарищей.
6. Ответственность, дружелюбие, самостоятельность, доверие, доброта.
7. Порядочность, дружба, совестливость, нравственность, честность.
Почти все учителя считают, что интересы у учеников и учителей должны совпадать. Они считают, что это помогает ученикам в учебе, а учителям в работе. А также, чтобы правильно проходил учебно-воспитательный процесс.
Все учителя стремятся удовлетворять интересы учеников во вне внеклассной работе, иначе теряется интерес в самой внеклассной работе.
По мнению учителей, они имеют представление об интересах учеников в среднем на 8 баллов из 10.
Учителя считают, что ученикам удалось получить профессиональные и пред профессиональные знания и навыки на 9 баллов из 10.
Во внеклассной деятельности профессиональной склонности учеников отражены через дифференцированные задания с различным уровнем сложности, различные творческие задания: стенгазеты, творческие вечера, конкурсу, КВН-ы, сдают экзамены по выбору.
На последний вопрос анкеты об изменениях в существующей системе внеклассной деятельности, учителя ответить затрудняются, или их все устраивает.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание — это питание человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в контексте общечеловеческой культуры, а не вне ее.
В школьной воспитании должна наступить концентрация внимания на задачах и конкретных действиях, а не лишь только на лице воспитанника. В воспитании надо акцентировать внимание на перспективу, на будущее, не только на прошедшее и современность.
Огромные социальные преобразования, происходящие в нашей стране, бурный научно-технический прогресс предъявляют всё более высокие требования к обучению и воспитанию каждого человека, к его образованию и воспитанию. В этих условиях становится особенно актуально формирование у всех людей творческого подхода, активной жизненной позиции в труде, в учёбе, в работе. Социологический подход к воспитанию недостаточен для педагогики, так как растущий человек осваивает информацию активно и избирательно. Школа лишилась сформированной цели и рациональной системы воспитания, классное руководство превратилось в формальность. Попытка свести воспитание к образованию противоречит всему опыту мировой педагогики.
В среде несовершеннолетних практически беспрепятственно распространяются стереотипы поведения, связанные с уклонением от учебы и работы, агрессией, насилием и жестокостью по отношению к другим людям. Острый психологический кризис несовершеннолетних, усугубляемый отсутствием к ним внимания и доверия со стороны взрослых, таков, что общество ставится перед риском не получить полноценной смены поколений.
Необходимо оздоровление социальной жизни детей и подростков и их внутреннего мира. Помощь детям и подросткам, попавшим в трудную ситуацию, должна быть гарантирована государством путем организации специальной государственной социальной службы.
Рассмотрев, изучив и проанализировав работу, можно сделать следующие выводы:
Актуальность и тема данной курсовой работы полностью раскрыты. Главная цель — произвести анализ и оценку эффективности внеклассной и внешкольной работы, выработку рекомендаций по оптимизации социально-ориентированного процесса внеклассной и внешкольной работы была достигнута в полной мере. В ходе работы были выполнены все поставленные задачи:
1. Изучена внеклассная и внешкольная воспитательная работа, как объективная необходимость;
2. Рассмотрены историческое развитие, формы и современный подход внеклассной и внешкольной воспитательной работы;
3. Выявлена роль внеклассной и внешкольной воспитательной работы в формировании и развитии личности;
4. Определены направления стратегии воспитания в современной школе;
5. Произведены анализ и оценка эффективности проведения внеклассной и внешкольной воспитательной работы в Краснодонской средней школе № 1 Сарыкольского района Костанайской области;
6. Сделаны выводы о проделанной работе.
Основными рекомендациями к теме данной курсовой работы могут быть:
1. Создание в образовательных учреждениях воспитательных систем, находящихся в русле не только на гуманистической, но и социальной парадигм.
2. Гармонизация социального поля жизнедеятельности ребёнка, педагогическое освоение среды в радиусе действия образовательного учреждения.
3. Развёртывание клубной, досуговой и любительской деятельности, поддержка и создание новых молодёжных общественных объединений, поощрение демократических начал в управлении, в том числе детском самоуправлении.
4.
Введение
в школу программ, направленных на раннее профессиональное самоопределение молодёжи.
5. Усиление социально — защитной функции школы, повышение эффективности мер по охране жизни, физического, умственного и психического здоровья детей средствами образования в процессе социально-педагогической деятельности.
6. Развитие сети учреждений дополнительного образования, и также здравоохранения, социальной защиты, спорта, комитетов по делам молодёжи, выполняющих социальный заказ по реализации образовательных программ различного уровня.
При организации внеклассной воспитательной работы необходимо направить усилия педагогического коллектива и руководства на:
1.Разносторонность её содержания, и общественную направленность. Необходимо, чтобы она охватывала нравственное, эстетическое, физическое, трудовое воспитание.
2.Важной стороной этой работы является использование её массовых форм, как для воспитания школьников, так и для разумной организации их свободного времени.
3.Педагогическому коллективу следует заботиться, чтобы внеклассная работа охватывала всех учащихся.
4.Внеклассная работа должна способствовать развитию общественных интересов, активности и самостоятельности учащихся.
В заключение можно подвести итог проделанной работе, сказав, что внеклассная и внешкольная воспитательные работы формируют гармонично развитую личность.
Список использованных источников
1. Агафонова А. Практика по общей педагогике. — СПб.: Питер, 2003. — 416 с.
2. Аникеев, А. С. Положение о классном руководстве. // Классный руководитель, № 6, 2004.
3. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.
4. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. — М.: Академия, 1999.
5. Воронов, В. Разнообразие форм воспитательной работы. // Воспитание школьников, № 7, 2001. с. 21−26.
6. Григорьев, Д.В.; Кулешова, И.В.; Степанов, П. В. Личностный рост ребенка: методика диагностирования. // Классный руководитель, № 6, 2003.
7. Дусовицкий, А. К. Воспитывая интерес. — М.:Знание, 1979.
8. Игошев К. Е., Минковский Г. М. Семья, дети, школа. — М., 1989.
9. Ильюшенкова, Р. И. Организация воспитательного процесса в школе: локальные акты. // Классный руководитель, № 4, 2004.
10. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
11. Каган М. С. Мир общения, М., 1988.
12. Казаренков, В. И. Формирование интереса к учению на внеклассных занятиях. // Советская педагогика, № 8, 1985.
13. Калечиц Т. Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися, М. «Просвещение», 1980 г.
14. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979.
15. Классному руководителю о воспитательной системе класса: методическое пособие. / Под ред. Е. Н. Степанова. — М.: Пед. поиск, 2000. — с. 64−70
16. Клемантович И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности // Воспитание школьников. — 1998. — № 4.
17. Ковалев, А. Г. Психология личности, изд. 3. — М.: Просвещение, 1969.
18. Коротов В. М. Самоуправление школьников, М. «Просвещение», 1981 г.
19. Левитов, Н. Д. Детская и педагогическая психология. Учебное пособие для пединститутов, изд. 3. — М.: Просвещение, 1964.
20. Левитов, Н. Д. Психология характера, изд. 3. — М.: Просвещение, 1969.
21. Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997.
22. Лихачев Б. М. Основные категории педагогики.// Педагогика, № 1, 1999 г.
23.Мальковская П. Н. «Социальная активность старшеклассников», М. «Педагогика», 1988 г.
24. Мардахаев Л. В. Дипломная работа по социальной педагогике (методическое пособие), М -1999.
25. Нефедов В. И., Щербань Ю. Ю. Искусство воспитания в семье. — Минск, 1971. с. 623
26. О. С. Газман Ответственность школы за воспитание детей. № 4, 1997 г., с.16−23
27. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. II. — М.: Педагогика, 1989.
28. Социальная служба школы: назначение, функции, проблемы/Вопросы социологии и социальной педагогики: сборник научных трудов. Вып.2 / под ред. проф. А. Н. Ростовцева./
29. Сухомлинский В. А. О воспитании. Полит.издат., — М., 1975 г. с. 128
30. Харламов И. Ф. Педагогика. — М.: Юристъ, 1997.
31. Щуркова Н. Новые формы воспитательной работы // Воспитание школьников № 4,5,6 за 1994 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Анкета школьника Уважаемый юный коллега! Администрация школы совместно со специалистами университета проводит социологическое исследование, с целью получения отражения реального состояния внеклассной работы, выявить имеющиеся противоречия и тенденции. Мы предлагаем тебе ответить на вопросы нашей анкеты. Ответы оцениваются по 10-ти балльной шкале Принципиально важно, чтобы все ответы ты давал только самостоятельно, без советов с кем-либо. Фамилию указывать не нужно: данные исследования будут использованы в обобщенном виде. Опрос проводился в Краснодонской средней школе № 1 Сарыкольского района Костанайской области, 18 ноября 2008 г.
1.На сколько эффективной ты считаешь внеклассную работу, проводимую твоим учителем?
2.На сколько интересна внеклассная работа?
3.Как часто ты участвуешь в общешкольной работе?
4.На сколько она тебе интересна?
5.На сколько работа в школе развивает твои социальные и личностные качества?
6.Как часто ты посещаешь классные часы?
7.На сколько они тебе интересны?
8.Оцени степень твоего взаимопонимания с учителем.
9. На сколько проводимая внеклассная и общешкольная работа отражает твои интересы?
10.На сколько школа и учителя имеют представление о твоих интересах?
11.Оцени стремление школы в удовлетворении твоих интересов.
12.На сколько полезны классные часы?
13.Обременяет ли тебя общешкольная и внеклассная работа?
14.Сколько времени у тебя уходит на внеклассную работу?
15.Оцени степень искренности в заполнении анкеты.
Спасибо за сотрудничество.
Анкета старшеклассника Уважаемый юный коллега! Администрация школы совместно со специалистами университета проводит социологическое исследование, с целью получения отражения реального состояния внеклассной работы, выявить имеющиеся противоречия и тенденции. Мы предлагаем тебе ответить на вопросы нашей анкеты. Для ответа необходимо обвести кружком цифровой код выбранного тобой варианта ответа (например 1.1) или написать ответ самостоятельно (вариант другое, что именно.) Принципиально важно, чтобы все ответы ты давал только самостоятельно, без советов с кем-либо. Фамилию указывать не нужно: данные исследования будут использованы в обобщенном виде. Опрос проводился в Краснодонской средней школе № 1 Сарыкольского района Костанайской области, 18 ноября 2008 г.
1.Есть ли у тебя хобби?
А — да, серьёзное.
Б — да, но не очень серьёзное.
В — можно сказать, что нет.
2. Какое именно?
А — литература Б — музыка В — компьютер Г — спорт Д — общение Е — другое (что именно)
3. Имеешь ли ты возможность заниматься своим хобби в пределах школы?
А — да, всегда Б — иногда, редко В — нет Г — затрудняюсь ответить
4. Считаешь ли ты, что ты упустил в школе много возможностей для самосовершенствования, культурного роста?
А — да Б — скорее да, чем нет В — скорее нет, чем да Г — нет
5. Насколько на твой взгляд ты смог развить свой потенциал при обучении в школе (по 10-ти бальной шкале)
6. Верно ли, что твоя школа не нарушает твоих основных прав и свобод?
А — да Б — скорее да, чем нет В — скорее нет, чем да Г — нет Д — затрудняюсь ответить
7. Можешь ли ты сказать, что непосредственно участвуешь в обсуждении и принятии жизненно важных для школы и класса решений?
А — да Б — скорее да, чем нет В — скорее нет, чем да Г — нет Д — затрудняюсь ответить
8. Удаётся ли тебе жить гармонично: сочетать учёбу, спорт, искусство, хобби и т. п.
А — да Б — скорее да, чем нет В — скорее нет, чем да Г — нет Д — затрудняюсь ответить
9. Верно ли, что школа постоянно расширяет круг твоего общения: приглашает интересных людей, организует поездки, конференции и т. п.
А — да Б — скорее да, чем нет В — скорее нет, чем да Г — нет Д — затрудняюсь ответить
10. Удовлетворён ли ты внеклассной работой, проводимой твоим классным руководителем?
А — да Б — да, но хотелось бы большего В — нет, мне это совершенно не интересно Г — затрудняюсь ответить
11. Считаете ли вы, что внеклассной работой с вами должен заниматься отдельный человек, а не непосредственно классный руководитель?
А — да Б — нет В — затрудняюсь ответить
12. Сумел ли ты найти общий язык со своим классным руководителем?
А — да Б — скорее да, чем нет В — скорее нет, чем да Г — нет Д — затрудняюсь ответить
13. Оцени, насколько важна для тебя внеклассная работа (по 10-ти бальной шкале).
14. Как чаще всего вы проводите своё внеурочное время с классом?
А — ходите в кино Б — посещаете музеи В — ездите в поездки в другие города Г — собираетесь на классный час Д — вместе отдыхаете на природе Е — проводите игры, соревнования, спектакли Ж — ничего вместе не делаем З — другое, что именно
15. Чем вы занимаетесь на классных часах?
16. Считаете ли вы их необходимыми?
А — да Б — скорее да, чем нет В — скорее нет, чем да Г — нет Д — затрудняюсь ответить Спасибо за сотрудничество.
Анкета классного руководителя Уважаемый коллега! Администрация школы совместно со специалистами из университета проводит социологическое исследование с целью получения отражения реального состояния внеклассной работы, выявить имеющиеся противоречия и тенденции. Мы предлагаем Вам ответить на вопросы нашей анкеты. Для ответа необходимо обвести кружком цифровой код выбранного Вами ответа, например 1.1 или написать ответ самостоятельно. Фамилию указывать не нужно: данные будут использоваться в обобщенном виде. Опрос проводился в Краснодонской средней школе № 1 Сарыкольского района Костанайской области, 18 ноября 2008 г.
1. Определите 5 основных, и на ваш взгляд самых важных социальных качеств, на которые должна быть направлена внеклассная работа
2. Должны ли совпадать интересы учеников и учителей?
2.1 Да, почему?
2.2 Нет, почему?
3. Стремитесь ли вы удовлетворять интересы учеников своих учеников во внеклассной работе?
3.1 Да, почему?
3.2 Нет, почему?
4. На сколько вы имеете представление об интересах учеников? (оцените по 10-бальной шкале)
5. Как вы считаете, на сколько вашим ученикам удалось получить в школе необходимые профессиональные и предпрофессиональные навыки и знания? (оцените по 10-бальной шкале)
6. Как в вашей внеклассной деятельности отражены профессиональные склонности учеников?
7. Чтобы вы изменили в существующей системе внеклассной работы?
Спасибо за сотрудничество.
.ur