Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Обучение воспитателей личностно-ориентированному взаимодействию с младенцами-сиротами в условиях специализированного дома ребенка

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенно неблагоприятно сказывается отсутствие общения со взрослыми на младенцах-сиротах с глубокой степенью выраженности отставания в психомоторном развитии, которые нуждаются в дополнительной социально-эмоциональной стимуляции. Недостаток качественного взаимодействия в этом случае, с одной стороны, обусловлен биологическими факторами риска, которые ограничивают полноценное участие младенца… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОБНОВЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОМОВ РЕБЕНКА
    • 1. 1. Личностно-ориентированное взаимодействие — основа психического развития ребенка
    • 1. 2. Особенности профессиональной деятельности и система подготовки воспитателей домов ребенка
    • 1. 3. Разработка подхода к обновлению профессиональной деятельности воспитателя дома ребенка
  • Глава 2. ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С МЛАДЕНЦАМИ -СИРОТАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОТСТАВАНИЕ В ПСИХОМОТОРНОМ РАЗВИТИИ
    • 2. 1. Методическая схема исследования
    • 2. 2. Характеристики испытуемых детей и взрослых
    • 2. 3. Результаты диагностики нервно-психического развития детей
    • 2. 4. Изучение представлений воспитателей о профессиональной деятельности и о детях-сиротах
    • 2. 5. Экспериментальное исследование характера взаимодействия воспитателей с младенцами-сиротами в ситуации кормления
      • 2. 5. 1. Изучение поведения детей во взаимодействии со взрослыми в ситуации кормления.77'
      • 2. 5. 2. Изучение поведения взрослых во взаимодействии с младенцами в ситуации кормления
      • 2. 5. 3. Обсуждение результатов исследования взаимодействия воспитателей с детьми разных групп в ситуации кормления
    • 2. 6. Экспериментальное исследование характера взаимодействия воспитателей с младенцами-сиротами в ситуации специально организованной игры
      • 2. 6. 1. Изучение поведения младенцев-сирот группы риска в ситуации игрового взаимодействия со взрослыми
      • 2. 6. 2. Изучение поведения воспитателей в ситуации игрового взаимодействия с младенцами-сиротами группы риска
      • 2. 6. 3. Обсуждение результатов исследования взаимодействия воспитателей с младенцами-сиротами группы риска в ситуации специально организованной игры
  • Глава 3. КОМПЛЕКС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ЛИЧНОСТНО — ОРИЕНТИРОВАННОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С МЛАДЕНЦАМИ В УСЛОВИЯХ ДОМА РЕБЕНКА
    • 3. 1. Принципы обновления профессиональной деятельности воспитателей дома ребенка
    • 3. 2. Организация и содержание информационно-просветительского блока обучения воспитателей
    • 3. 3. Результаты первого этапа контрольного эксперимента
      • 3. 3. 1. Изучение взаимодействия воспитателей с младенцами-сиротами в ситуации кормления
      • 3. 3. 2. Изучение взаимодействия воспитателей с младенцами-сиротами в ситуации специально организованной игры
    • 3. 4. Организация и содержание практического блока обучения воспитателей
      • 3. 4. 1. Развитие представлений воспитателей о профессиональной деятельности
      • 3. 4. 2. Развитие умений воспитателей по налаживанию общения с младенцами-сиротами
      • 3. 4. 3. Реорганизация профессиональной деятельности воспитателей
    • 3. 5. Структура практического блока обучения
    • 3. 6. Результаты второго этапа контрольного эксперимента
      • 3. 6. 1. Изучение взаимодействия воспитателей с младенцами-сиротами в ситуации кормления после практического обучения взрослых
      • 3. 6. 2. Изучение взаимодействия воспитателей с младенцами-сиротами в ситуации специально организованной игры после практического обучения взрослых

Обучение воспитателей личностно-ориентированному взаимодействию с младенцами-сиротами в условиях специализированного дома ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Данное исследование посвящено разработке комплекса педагогических мероприятий по обучению воспитателей личностно-ориентированному взаимодействию с младенцами-сиротами, отстающими в психомоторном развитии, на основе изменения представлений взрослых о детях.

Актуальность исследования. На современном этапе развития специального образования происходит переосмысление концептуальных подходов к подготовке педагогических кадров в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, в том числе и с детьми-сиротами (Н.Н.Малофеев, И. М. Бгажнокова, Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, Н. М. Назарова и др.). По данным Государственного доклада «О положении детей в Российской Федерации» (2006 год) количество детей-сирот младенческого и раннего возраста составляет около 20 тысяч, из них около 50% отстают в физическом и около 75% - в психическом развитии. Традиционной формой воспитания детей-сирот в возрасте от 0 до 3 лет, в том числе с отставанием в психомоторном развитии в нашей стране являются дома ребенка, количество которых в России составляет порядка 250.

Известно, что в условиях дома ребенка развитие личности ребенка идет по особому пути, которое не может интерпретироваться как простое отставание в психическом развитии. Это многоуровневое нарушение, проявляющееся не только в формировании отношений с людьми, но и в глубоком искажении отношений ребенка с миром, его активности и адаптации. Результаты многочисленных отечественных и зарубежных исследований показали, что у детей, воспитывающихся в сиротских учреждениях, наблюдаются упрощение и обеднение содержания образа «Я», неразвитость произвольных форм поведения, невыразительность и примитивность эмоциональных реакций, несформированность отношений с окружающими, формальный характер усваиваемых знаний (М.К.Бардышевская, И. М. Бгажнокова, М. П. Денисова, И. А. Коробейников,.

В.В.Лебединский, Ю. А. Михайлова, А. М. Прихожан, В. М. Слуцкий, Н. Н. Толстых и др.) — снижение познавательной активности, отставание в развитии речи, формировании предметных действий (Л.Н.Галигузова, М. Ю. Кистяковская, М. И. Лисина, С. Ю. Мещерякова, Ю. А. Разенкова, К. В. Солоед, Т. В. Сохина, Н. Л. Фигурин, Л. М. Царегородцева и др.). По данным различных авторов 94,3% социальных сирот имеют психические нарушения — невротические, аффективные (преимущественно депрессивные), психопатоподобные (В.И.Брутман, А. Н. Голик, А. В. Горюнова, С. В. Гречаный, Г. В. Козловская, А. Г. Кощавцев, Б. Е. Микиртумов, Р.В.Тонкова-Ямпольская и др.).

В основе этих нарушений психического развития лежит отсутствие надежных эмоциональных связей с окружающими людьми. Общеизвестно, что решающее значение для благополучного психического развития младенца имеет наличие постоянного взаимодействия с ним близкого взрослого, чувствительного к потребностям младенца и способного правильно реагировать на них (Н.Н.Авдеева, Е. Р. Баенская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Ю. Мещерякова, Е. О. Смирнова, Н. А. Хаймовская, M. Ainsworth, J. Bowlby, T. Brazelton и др.).'Младенцы, воспитывающиеся в домах ребенка, испытывают хронический дефицит общения со взрослыми. Помимо недостатка общения исследователи отмечают специфику взаимодействия воспитателей с детьми-сиротами: отсутствие личностно-ориентированного взаимодействия, преобладание регламентированных воздействий, отличающихся эмоциональной бедностью (Н.М.Аксарина, М. К. Бардышевская, Л. Н. Галигузова,.

М.И.Лисина, Ю. А. Михайлова, Р. Ж. Мухамедрахимов, Л. Ю. Панарина, О. И. Пальмов, Ю. А. Разенкова, Т. В. Сохина, Э. Л. Фрухт, Л. М. Царегородцева и.

ДР-).

Особенно неблагоприятно сказывается отсутствие общения со взрослыми на младенцах-сиротах с глубокой степенью выраженности отставания в психомоторном развитии, которые нуждаются в дополнительной социально-эмоциональной стимуляции. Недостаток качественного взаимодействия в этом случае, с одной стороны, обусловлен биологическими факторами риска, которые ограничивают полноценное участие младенца в общении, а с другой стороны — особенностями восприятия воспитателями этих детей. Результаты многих исследований указывают на специфическое отношение взрослых к таким детям, а именно, игнорирование их психологических потребностей, непонимание сигналов младенцев и неадекватное реагирование на них (М.Ю.Конькова, Н. А. Косарева, Р. Ж. Мухамедрахимов, Л. Ю. Панарина, О. П. Пальмов и др.).

При этом профессиональное обучение специалистов для домов ребенка не учитывает социальную ситуацию развития младенцев-сирот. Педагогическое образование в рамках специальности «дошкольная педагогика» не ориентировано на работу в учреждениях для детей-сирот и не включает обучения специалистов личностно-ориентированному взаимодействию, тем более с младенцами, имеющими отставание в психомоторном развитии. Часть воспитателей домов ребенка вообще не имеют специального педагогического образования. При этом общие педагогические знания и опыт общения с детьми, воспитывающимися в условиях семьи, для работы в доме ребенка оказываются недостаточными или неадекватными, поскольку переносятся на младенцев-сирот без учета их возрастных особенностей, психологических потребностей и специфики условий воспитания. В рамках проведения настоящего исследования мы обнаружили лишь одну программу раннего вмешательства, ориентированную на стимуляцию психического развития младенцев-сирот путем изменения организационных условий дома ребенка и повышения квалификации персонала (Р.Ж.Мухамедрахимов, И. В. Никифорова, О. И. Пальмов и др.). В основе программы заложено предположение, что для благополучного развития каждого ребенка необходимо наличие, по меньшей мере, двух элементов раннего опыта: стабильности и социальной отзывчивости ухаживающего за малышом взрослого.

Таким образом, возникает противоречие между жизненной необходимостью для младенцев-сирот наличия личностно-ориентированного взаимодействия со взрослыми — и отсутствием у воспитателей самых необходимых знаний и умений по выстраиванию общения с детьми.

Этим определяется актуальность обновления содержания профессиональной деятельности воспитателей домов ребенка и создания принципиально нового подхода к развитию их профессиональной квалификации.

Цель исследования — разработка комплекса педагогических мероприятий, направленного на обучение воспитателей домов ребенка личностно-ориентированному взаимодействию с младенцами-сиротами, имеющими отставание в психомоторном развитии.

Объект исследования — процесс взаимодействия воспитателей специализированного дома ребенка с младенцами-сиротами, имеющими разную степень выраженности отставания в психомоторном развитии.

Предмет исследования — динамика развития взаимодействия воспитателей с младенцами-сиротами при разной степени выраженности отставания в психомоторном развитии в процессе обучения взрослых.

Гипотеза исследования. Характер взаимодействия воспитателей с младенцами-сиротами, отстающими в психомоторном развитии, связан с содержанием их представлений о профессиональной деятельности и о детях. Реализация нового подхода к обучению воспитателей общению с младенцами положительно отразится на характере взаимодействия между ними за счет:

1) изменения содержания представлений воспитателей о детях с разной степенью выраженности отставания в психомоторном развитии;

2) освоения умений личностно-ориентированного взаимодействия с младенцами-сиротами.

Задачи исследования:

1) проанализировать литературные источники по проблеме взаимодействия взрослого с младенцем, ранней помощи детям с отклонениями в развитии, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для домов ребенка;

2) изучить и описать представления воспитателей о своей профессиональной деятельности и о младенцах-сиротах;

3) изучить отражение представлений взрослых о детях с разной степенью выраженности отставания в психомоторном развитии в характере взаимодействия мелсду ними;

4) разработать содержание и методику личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с младенцами при разной степени выраженности отставания в психомоторном развитии;

5) разработать содержание и методику обучения взрослых личностно-ориентированному общению с младенцами-сиротами;

6) разработать подход к обновлению профессиональной деятельности воспитателей домов ребенка и организационные условия его реализации;

7) провести обучающий эксперимент, направленный на изменение представлений воспитателей о детях, о собственной профессиональной деятельности и на формирование умений личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с воспитанниками;

8) провести контрольный эксперимент по оценке эффективности обучения воспитателей.

Методы исследования:

• анализ, систематизация и обобщение литературных данных;

• анализ медико-психолого-педагогической документации;

• эмпирические методы исследования: диагностика нервно-психического развития детей первого года жизни (Э.Л.Фрухт), наблюдение, анкетирование, экспертный анализ взаимодействия воспитателей с младенцами-сиротами с использованием видеосъемки, психолого-педагогический эксперимент — констатирующий, обучающий, контрольный;

• методы математической статистики для обработки данных: факторный анализ, многофункциональный критерий углового преобразования Фишера, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, непараметрический критерий Манна-Уитни.

Методологические основы исследования:

• культурно-исторический подход в определении природы нарушений в развитии детей (Л.С.Выготский);

• концепция эволюции отношения общества и государства к людям с отклонениями в развитии (Н.Н.Малофеев);

• психологическая теория деятельности (А.Н.Леонтьев);

• концепция генезиса общения в младенческом и раннем возрасте (А.В.Запорожец, М.И.Лисина);

• концепция аффективной' организации развивающего взаимодействия младенца и взрослого на основе совместно-разделенного переживания (Е.Р.Баенская);

• концепция непрерывного образования (И.О.Котлярова, Г. Н. Сериков, В. А. Сластенин, В. И. Слободчиков и др.). j.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые выявлено содержание и проанализированы особенности представлений воспитателей о профессиональной деятельности и младенцах-сиротах, описана феноменология взаимодействия ухаживающих взрослых с детьми с разной степенью выраженности отставания в психомоторном развитии. Доказано, что к факторам, определяющим особенности общения взрослых с воспитанниками, относятся: представления воспитателей о профессиональной деятельности и о детях, уровень владения умениями общения с воспитанниками. Разработан принципиально новый подход к обновлению профессиональной деятельности воспитателей домов ребенка, в котором в качестве главного компонента их профессиональной деятельности рассматривается личностно-ориентированное взаимодействие с младенцами-сиротамив качестве условия развития профессиональной квалификации — совместная деятельность воспитателей в составе команды специалистов дома ребенка.

Теоретическая значимость исследования состоит в том что впервые описана феноменология искажения эмоционального общения в диаде взрослый-младенецдополнены сведения об особенностях социально-эмоционального поведения младенцев-сирот при разной степени выраженности отставания в психомоторном развитии во взаимодействии со взрослымпроведен научно-теоретический анализ содержания профессиональной деятельности воспитателей специализированных домов ребенка.

Практическая значимость исследования. Разработан комплекс педагогических мероприятий по обучению воспитателей общению с младенцами-сиротами при разной степени выраженности отставания в психомоторном развитии, включающий организационные формы, содержание и методику развития личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с младенцами, содержание и методику обучения взрослых. Разработанный подход и комплекс педагогических мероприятий может быть использован на всех этапах профессиональной подготовки воспитателей домов ребенка, педагогов дошкольного образования, специалистов системы ранней помощи детям с проблемами в развитии.

Полученные результаты могут служить основанием для перестройки профессиональной деятельности воспитателей специализированных домов ребенка и расширения критериев оценки их профессиональной компетентности.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются теоретической обоснованностью исследования, комплексностью, соответствием его методов поставленным целям и задачам, репрезентативностью полученных данных, практической апробацией и эффективным использованием полученных научно-методических материалов.

Апробация исследования. Работа обсуждалась на заседаниях лаборатории содержания и методов ранней помощи детям с выявленными отклонениями в развитии ГНУ «ИКП РАО», заседании Ученого совета ГНУ «ИКП РАО», представлялась на Общероссийской научно-практической конференции «Проблемы младенчества: нейро-психолого-педагогическая оценка развития и. ранняя коррекция отклонений» (Москва, 1999), Всероссийской научно-практической конференции «Ранняя психолого-медико-педагогическая помощь детям с особыми потребностями и их семьям» (Москва, 2003), III Международной конференции дефектологов «Проблемы раннего выявления нарушений развития и оказание коррекционной помощи детям в условиях образовательного учреждения» (Москва, 2007).

Организация исследования. Экспериментальной базой для проведения исследования служил специализированный дом ребенка 22 Западного административного округа г. Москвы. В эксперименте участвовали 36 младенцев-сирот в возрасте от 4-х до 14 месяцев с разной степенью выраженности отставания в психомоторном развитии (22 ребенка с легкой степенью ишемически-гипоксического поражения ЦНС- 6 детей с тяжелой степенью ишемически-гипоксического поражения ЦНС- 2 ребенка с тяжелой степенью органического поражения ЦНС- 6 детей с синдромом Дауна) и 18 воспитателей, постоянно осуществляющих за ними уход (возраст от 24 до 67 летстаж работы с младенцами-сиротами от 4 до 21 годапедагогическое образование имели 12 воспитателей).

Работа проводилась с 2003 по 2008 гг. в несколько этапов.

На I этапе (2003 — 2005 гг.) изучалась специальная литература, проводился сбор данных об уровне психомоторного развитии детей, социальных, медицинских и биологических факторах риска, оказывающих на него влияние. Анализировались личные дела воспитанников, карты нервно-психического развития. Проводился. констатирующий эксперимент: исследовались представления воспитателей о младенцах-сиротах, снималось на видеокамеру взаимодействие взрослых с детьми в ситуации кормления и специально организованной игры, осуществлялась обработка и описание полученных материалов.

На II этапе (2004 — 2007 гг.) разрабатывался комплекс педагогических мероприятий, направленный на изменение характера взаимодействия воспитателей с младенцами-сиротами: организационные условия, содержание, методика обучения взрослых, методики общения с младенцами при разной степени выраженности отставания в психомоторном развитии. Проводились обучающий и контрольный эксперименты.

На III этапе (2008 г.) материалы исследования оформлялись в диссертационную работу.

Во время проведения эксперимента сохранялась репрезентативность выборки детей и взрослых. Выбывающие младенцы заменялись другими детьми, которые соответствовали выбывшим по возрасту, уровню развития, особенностям поведения и т. д. Таким образом, удавалось обеспечить чистоту и надежность эксперимента. Состав воспитателей оставался неизменным.

Положения, выносимые на защиту.

1) Решение задачи обеспечения психического развития детей-сирот требует обновления содержания профессиональной деятельности воспитателей домов ребенка.

2) В качестве базового компонента профессиональной деятельности воспитателей должно рассматриваться личностно-ориентированное взаимодействие с детьмив качестве базового профессионального умения воспитателя должно рассматриваться умение налаживать общение с младенцами-сиротами при разной степени выраженности отставания в психомоторном развитиив качестве основного критерия эффективности профессиональной деятельности воспитателя должна рассматриваться динамика в социальном поведении детей и ориентация взрослого на общение с младенцами.

3) Комплекс педагогических мероприятий по обновлению профессиональной деятельности воспитателей домов ребенка должен быть направлен на расширение, углубление и переосмысление знаний о роли социальных факторов в развитии и воспитании детейна формирование умений для выстраиванияличностно-ориентированного взаимодействия с младенцами-сиротами, имеющими отклонения в развитии, а также на закрепление и сохранение устойчивости полученных знаний и умений.

4)Практическая реализация комплекса педагогических мероприятий позволяет изменить характер взаимодействия взрослых с детьми-сиротами: повышает уровень инициативности и чувствительности воспитателей и младенцев, обогащает репертуар коммуникативных и игровых средств партнеров по общению, уменьшает физическую и эмоциональную дистанцию между ними, приводит к появлению у младенцев избирательности в социальном поведении.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы, включающего 262 наименования, приложений. Объем работы составляет 235 страниц машинописного текста. Данные экспериментов представлены в 26 таблицах, 1 рисунке, 3 гистограммах.

ВЫВОДЫ:

1. Представления воспитателей о своей работе и о развитии младенцев-сирот с отставанием в психомоторном развитии находят отражение в характеристиках их профессиональной деятельности и особенностях поведения во взаимодействии с детьми в ситуациях кормления и игры: а) представления о своей работе характеризуются слабым пониманием значения общения для развития детей, что отражается в ориентации воспитателей на уход за нимиб) низкий уровень психомоторного развития ребенка соотносится в представлениях взрослых с низкой оценкой его «привлекательности», что отражается в избегании общения с «непривлекательными» младенцамив) активность в социальном поведении детей в представлениях взрослых квалифицируется как негативное качество, обуславливающее «неудобство» ребенка, что отражается в увеличении объема проявлений раздражения и строгостиг) пассивность в социальном поведении детей в представлениях взрослых квалифицируется как позитивное качество, обуславливающее «удобство» ребенка, что отражается в увеличении объема эмоционально-отстраненного поведения во взаимодействии с ним.

2. Поведение взрослых в ситуации кормления и игры не отвечает потребностям детей-сирот младенческого возраста в общении со взрослым: вне зависимости от возраста, уровня психомоторного развития и активности детей поведение воспитателей характеризуется эмоциональной отстраненностью, уклонением от общения в ситуации кормления и от парного взаимодействия в ситуации игры, стремлением к установлению и сохранению существенной дистанции общения, игнорированию и подавлению инициативы детей.

3. Реализация комплекса педагогических мероприятий, направленного на обновление профессиональной деятельности воспитателей дома ребенка, отражается в изменении характера взаимодействия взрослых с детьми-сиротами: в повышении уровня инициативности и чувствительности участников взаимодействия, обогащении репертуара коммуникативных и игровых средств, уменьшении физической и эмоциональной дистанции, появлении у детей феномена совместного сосредоточения на предмете или игрушке, указательного жеста, жеста «возьми на ручки», проявлений недовольства на раздраженное поведение взрослого, настороженности при контакте с новым взрослым.

4. Условием эффективного обучения воспитателей общению с младенцами-сиротами при разной степени выраженности отставания в психомоторном развитии является использование практических методов, направленных на изменение структуры и содержания представлений воспитателей о профессиональной деятельности и о воспитанниках, на освоение умений общения с детьми в ситуациях кормления, ухода, игры и развивающих занятий.

5. Условием устойчивого изменения поведения воспитателей и детей во взаимодействии между ними является реорганизация деятельности персонала дома ребенка: изменение способов планирования и распределения рабочего времени воспитателя в рамках рабочей сменывведение новых форм отчетности и критериев оценки работы воспитателяорганизация развивающего и взаимоподдерживающего сотрудничества ухаживающих взрослых и специалистов дома ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Основой диссертационной работы явилась разработка подхода к обновлению профессиональной деятельности воспитателей домов ребенка и создание комплекса педагогических мероприятий по обучению взрослых общению с младенцами-сиротами, отстающими в психомоторном развитии.

В ходе констатирующего эксперимента было доказано, что характер взаимодействия взрослых с малышами взаимосвязан с представлениями воспитателей о профессиональной деятельности и детях, а также с уровнем психомоторного развития и особенностями социального поведения младенцев:

• в целом воспитатели не были ориентированы на общение с детьми;

• чем более развитым/привлекательным в их представлениях был ребенок, тем чаще и доброжелательней взаимодействовали с ним взрослые;

• чем более «неудобным» было поведение младенца в представлениях воспитателей (то есть, более социально активным), тем больше раздражения он вызывал;

• чем более выражено было отставание в развитии у ребенка, тем более эмоционально отстраненными были взрослые.

Был выявлен парадоксальный факт избегания воспитателями общения с детьми, который выражался в физическом и «эмоциональном дистанцировании, наличии искаженных форм общения, избегании зрительного контакта, подавлении инициативы детей.

Проведенное исследование доказало необходимость разработки специального комплекса педагогических мероприятий по обучению воспитателей личностно-ориентированному взаимодействию с младенцами-сиротами при разной степени выраженности отставания в психомоторном развитии. Принципиальное отличие нового подхода от существующих традиционных форм повышения профессиональной квалификации воспитателей домов ребенка, состояло в том, что к информационно-просветительскому блоку добавлялся практический блок обучения, который становился ведущим, смыслообразующим, задающим ценностные ориентиры, необходимые воспитателю для переосмысления своей профессиональной позиции и обновления профессиональной деятельности.

Информационно-просветительская работа (I блок обучения) проводилась с отрывом от профессиональной деятельности и была направлена на повышение и актуализацию уровня знаний воспитателей. Практическое обучение взрослых (II блок обучения) — происходило без отрыва от их профессиональной деятельности и встраивалось в график работы, не нарушая привычного распорядка дня и педагогического процесса.

Разработанный комплекс педагогических мероприятий был направлен на изменение представлений воспитателей о своей профессиональной деятельности и< младенцах-сиротах, освоение умений личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, а также реорганизацию работы воспитателей и специалистов дома ребенка. В процессе создания комплекса педагогических мероприятий были разработаны и апробированы организационные формы, содержание, методика обучения воспитателей личностно-ориентированному взаимодействию с младенцами-сиротами, методики общения взрослых с детьми при разной степени выраженности отставания в психомоторном развитии:

• групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия воспитателей со специалистами, самостоятельная работа;

• методика анализа взаимодействия «ребенок-взрослый»;

• обучающая схема анализа взаимодействия;

• методические рекомендации по выстраиванию общения с младенцами-сиротами при разной степени выраженности отставания в психомоторном развитии;

• содержание личностно — ориентированного взаимодействия с детьми;

• направления развития общения взрослого с младенцем;

• критерии оценки сформированности базового профессионального умения воспитателя — умения выстраивать развивающее, личностно-ориентированное взаимодействие с младенцами-сиротами в ситуациях кормления, ухода и в игровых ситуациях.

Практический блок обучения воспитателей общению с младенцами-сиротами состоял из 4-х этапов:

1 этап (подготовительный) включал сбор и анализ информации о психомоторном развитии детей, особенностях их поведения, состоянии здоровья, уровне развития общения со взрослыми, особенностях взаимодействия с ними взрослыхобсуждение информации о развитии детей со специалистаминакопление практического материала для взаимодействия с младенцами.

2 этап (основной) был направлен на развитие представлений воспитателей о своей профессиональной деятельности, детях, поведении взрослых и младенцев-сирот с разным уровнем психомоторного развития во взаимодействиинепосредственное овладение воспитателями умениями общения с детьми при разной степени выраженности отставания в психомоторном развитииосвоение методов анализа, оценки и контроля поведения разных взрослых во взаимодействии с младенцами, а затем методов самоанализа, самооценки и самоконтроля собственного поведения в профессиональной деятельности.

3 этап (поддерживающий) предполагал перенос полученных профессиональных умений в каждодневную работу с детьми в ситуации уходарегулярную организацию игрового взаимодействия с младенцамиобщение с детьми в спонтанно возникающих ситуацияхсвоевременную помощь специалистовконтроль со стороны администрациикоординацию действий команды.

В ходе исследовательской работы проводился контрольный эксперимент по оценке эффективности разработанного комплекса педагогических мероприятий. Давалась оценка качественным изменениям, произошедшим во взаимодействии воспитателей с младенцами в ситуациях кормления и игры. Контрольный эксперимент состоял из двух этапов: I — после проведения информационно-просветительского блока обученияII — по окончании практического обучения воспитателей общению с детьми.

Первый этап контрольного эксперимента показал, что повышение и актуализация уровня знаний взрослых не отразились на характере их взаимодействия с детьми. Существенных изменений в их поведении, а соответстенно, и в поведении детей, не произошло.

После реализации практического блока повышения профессиональной квалификации воспитателей дома ребенка во взаимодействии взрослых и детей произошли значимые качественные изменения: повысился уровень инициативности и чувствительности участников взаимодействия, обогатился репертуара коммуникативных и игровых средств, уменьшилась физическая и эмоциональная дистанция. Участники взаимодействия (воспитатель и младенец) стали равноправными субъектами общения. кк-к.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. — М.: Смысл, 2003. -152 с.
  2. М. Обратим ли эффект депривации // Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1991.-е. 161−165.
  3. Н.М. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Медицина, 1977.-302 с.
  4. В.О. Психологические характеристики женщин, взаимодействующих с детьми младенческого и раннего возраста в домах ребенка: Автореф. дис. .канд. психол. наук. С.-Петербург, 2004. — 26 с.
  5. О.С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся синдроме детского аутизма: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Москва, 2005. — 26 с.
  6. А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  7. Е.Е. Совершенствование методической работы по повышению квалификации педагогических кадров в системе специального образования: Автореф. дис.канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007.— 22с.
  8. Е.Р. Ранние этапы аффективного развития в норме и патологии: Учебное пособие. М.: Изд-во УРАО, 2001. — 88 с.
  9. Е.Р. Нарушение аффективного развития ребенка в раннем возрасте как условие формирования детского аутизма: Автореф. дис. .д-ра психол.наук. Москва, 2008. — 46 с.
  10. Е.Р., Разенкова Ю. А., Выродова И. А. Мы: общение и игра взрослого с младенцем: Книга для родителей. — М.: ООО «Полиграф сервис», 2002. 132 с.
  11. Е.Р., Разенкова Ю. А., Выродова И. А. В пространстве материнских рук: Книга для родителей. / Под. ред. Ю. А. Разенковой. -М.: Карапуз, 2004. 176 с.
  12. Е.Р., Выродова И. А., Разенкова Ю. А. Научитесь общаться с младенцем: пособие для родителей. — М.: Просвещение, 2008. 128 с.
  13. Е.Р., Либлинг М. М. Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития: Методическое пособие. М.: ООО «Полиграф сервис», 2001 — 156 с.
  14. О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни. М.: Изд. МГУ, 1989. — 90 с.
  15. Ф.А. Развитие профессиональной компетентности дошкольного педагога в условиях последипломного образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Ставрополь, 2005. 23 с.
  16. М.К. Развитие привязанности у эмоционально депривированных детей// Дефектология. 2006. — № 1. — С. 6−20.
  17. Т.А., Александрова Н. А. Как помочь малышу со сложным нарушением в развитии: Пособие для родителей. М.: Просвещение, 2008.- 121с.
  18. Дж., Харрис М. Младенчество // Принципы психологии развития / Пер. с англ. М.: «Когито-Центр», 2000. — С. 61−150.
  19. Т. Психическое развитие младенца-М.: Прогресс, 1979.-319 с,
  20. О.В. Разноуровневая программа подготовки и повышения квалификации педагогов, работающих в области специального образования и коррекционно-развивающего обучения. Тамбов: ИПКРО, 1999.-36 с.
  21. И.М. Рекомендации к планированию работы воспитателя в детском доме (интернате) // Дефектология. 1996. — № 1. — С. 39−37.
  22. И.М., Гамаюнова А. И. Социальный педагог спёциальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот с нарушениеминтеллекта: основные направления деятельности и специфика работы // Дефектология. 1998. — № 6. — С. 18−20.
  23. Т.И. Развитие педагогической позиции преподавателя высшей школы в дополнительном профессиональном образовании: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Владивосток, 2007. — 21 с.
  24. Дж. Привязанность. Москва: «Гардарики», 2003. 447 с.
  25. М.В. Формирование предметных действий у детей раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2006. — 22 с.
  26. О.В. Особенности социализации выпускников детских домов и школ-интернатов:Автореф.дис. .канд. психол. наук.-М., 2003 —21с.
  27. В.И. Проблема социального сиротства и пути ее решения // Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребелевой. -М.: Полиграф сервис, 1998. С. 12−21.
  28. С.П. Психологические условия становления профессиональной позиции у будущих педагогов на этапе производственной (педагогической) практики: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Калуга, 2003. — 21 с.
  29. И.Г. Активизация самообразования учителя в системе повышения квалификации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Новокузнецк, 2007. — 23 с.
  30. С.Г. Молодой учитель в системе непрерывного образования // Советская педагогика. 1986. — № 2. — С. 71−75.
  31. Д.В. Маленькие дети и их матери / Пер. с англ. Н. М. Падалко. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 80 с.
  32. М. Кормление как одна из форм общения взрослого и ребенка // Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением / Под ред. B.C. Мухиной.-М.: 1989.-С. 38−43.
  33. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, Э. Хабанаковой: М.: Медицина, 1984. -207 с.
  34. Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лисиной. — М.: Педагогика, 1982. — С. 19−36.
  35. Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях / Под ред. Н. М. Щелованова, Н. М. Аксариной. -М., 1995. 165 с.
  36. М.И. Профессионально-педагогические умения в системе подготовки воспитателя // Сов. педагогика. — 1985. № 5. — С. 86−89.
  37. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. — М.: 1948. 131 с.
  38. Л.С. Проблемы дефектологии—М.: Просвещение, 1995.-525 с.
  39. Л.С. Вопросы детской психологии.-СПб.: СОЮЗ, 1999.-244 с.
  40. И.А. Музыкальные игры для самых маленьких. Книга для родителей. -М.: Школьная Пресса, 2007. 160 с.
  41. И.А. Исследование характера взаимодействия воспитателей с младенцами-сиротами в ситуации специально организованной игры // Дефектология. 2008. — № 2. — С. 45−51.
  42. Л.П., Лисина М. И. Становление потребности детей в общении со взрослым и сверстником // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии. М.: 1980. — С. 55−78.
  43. Л.Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Психические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С. 17−25.
  44. Е.Б. Формирование педагогической культуры будущего учителя: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Киев, 1990. — 17 с.
  45. А.Н. Социальная психиатрия сиротства. — М.: Лаборатория базовых знаний, 2000. — 192 с.
  46. Л.Г., Лещенко М. В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста // Программы психолого-педагогической подготовки специалистов дошкольного образования / сост.: Л. В. Поздняк, Т. И. Ерофеева, Н. А. Морева. -М.: МПГУ, 1998. с. 4−22.
  47. Л.Г., Лещенко М. В., Печора К. Л. Развитие и воспитание детей раннего возраста: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. В. А. Доскина, С. А. Козловой. М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 192 с.
  48. Е.Л. Из опыта проектирования спецкурса «Введение в психологию читательского развития детей с особыми образовательными потребностями» // Дефектология. 1998. — № 6. — С. 59−67.
  49. Е.Л., Малофеев Н. Н. Институт коррекционной педагогики РАО: наука практике на рубеже веков // Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. — М., 1999. — С. 159−194.
  50. С.В. Нарушения предречевого поведения у младенцев в условиях полной материнской депривации: Автореф. дис.. канд. мед. наук.-М., 1998.-22 с.
  51. Г. В. Нарушение привязанности у детей-сирот в раннем возрасте // Дефектология. 1994. -№ 3. — С. 10−16.
  52. И.Д. Воспитательная деятельность педагога как фактор гуманизации пространства детства: Автореф. дис.. доктора пед. наук. -М., 2000.-44 с.
  53. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е. А. Стребелевой. М.: Полиграф сервис, 1998. — 336 с.
  54. Доклад Совета Федерации «О положении детей в Российской Федерации». -М., 2006.
  55. А.И., Дубовская Е. М., Улановская И. М. Разработка критериев анализа совместной деятельности// Вопросы психологии. -1999. № 2. — с. 11−19.
  56. Г. Г. Педагогические условия развития профессиональной рефлексии педагога: Автореф. дис.. канд. пед.наук. Оренбург, 1999. -18 с.
  57. А.В. Значение ранних периодов для формирования детской личности. М.: Наука, 1978. — С. 243−267.
  58. Н.К. Педагогическое проектирование образовательных систем в постдипломном образовании: Автореф. дис.. д-ра. пед. наук. — Оренбург, 2005. 33 с.
  59. В.Ю. О психологическом взаимодействии близких взрослых и детей-, проживающих в семье и в доме ребенка // Дефектология. 2006. -№ 1. — С. 76−79.
  60. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: Методическое пособие / Под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. М.: Изд-во «Экзамен», 2004. — 160 с.
  61. Д.Н., Попов В. Н. Влияние госпитализма на психическое состояние детей, воспитывающихся в психоневрологических домах ребенка // Вопросы охраны материнства. 1991.- № 1.- С.38−41.
  62. Е. И., Косарецкий С. Г., Слободчиков В. И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопросы психологии. 2000. — № 3. С. 14−26.
  63. Н.Н. Особенности распознавания эмоций детей сотрудницами дома ребенка // Дефектология. 2006. — № 1. — С. 84−87.
  64. А.А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебник для студентов пед. вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.-208 с.
  65. Г. Ю., Мищенко Т. П., Смирнова Т. В. Примерная программа дисциплины «Основы специальной педагогики и специальной психологии» по специальности 0313 Дошкольное обрахование (повышенный уровень). — М.: НМЦ СПО, 1999. — 25 с.
  66. ЕА. Формирование готовности к овладению навыками письма у дошкольников с нарушением интеллекта: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2003.-23 с.
  67. М.В. Совершенствование социально-педагогической компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе инновационной образовательной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006. — 21 с.
  68. Е.Е. Использование компьютерных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки логопедов (раздел «Дислалия»): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2006. — 22 с.
  69. М.Ю. Развитие движений у детей первого года жизни. — М.: Просвещение, 1970. 224 с.
  70. Г. В., Горюнова А. В. Нервно-психическая дезинтеграция в раннем онтогенезе детей из групп высокого риска по эндогенным психическим заболеваниям // Невропатология и психиатрия. 1986. -№ 10.-С. 21−24.
  71. И.М. Игры-занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим с детьми первого года жизни // Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / Под ред. С. Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1985. — С. 25−38.
  72. И.М. Семинарские и практические занятия по дошкольной педагогике: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1989.- 111 с.
  73. М.Ю., Косарева Н. А. Выражение эмоций на лицах детей и сотрудников дома ребенка в процессе их взаимодействия // Дефектология. 2006. — № 1. — С. 80−83.
  74. И.О. Соотнесение инноваций в образовательном учреждении с профессионально-педагогической квалификацией: Монография /Под ред. Г. Н. Серикова-Челябинск: Факел, 1998 169 с.
  75. И.А., Слуцкий В. М. О некоторых особенностях формирования интеллекта детей в условиях психической депривации // Дефектология. 1990. — № 3. — С. 12−16.
  76. И.А. Проблемы сиротства: реальность и ожидания // Дефектология. 2006. — № 1. — С. 3−5.
  77. Г., Бокум Д. Психология развития. 9е изд. — Санкт-Петербург, 2000.-460 с.
  78. Н.В. Формирование педагогических способностей. Л.: ЛГУ, 1961.-98 с.
  79. О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов // Дефектология. — 2001. № 3. — С. 44−52.
  80. О.И. Информационные технологии в специальном образовании: Программа спецкурса М.: Изд-во УРАО, 2003. — 32с.
  81. Ю.Н. Психология обучения взрослых. М., 1985. — 256 с.
  82. Ю.Н. Творческое мышление в профессиональной деятельности // Вопросы психологии. 1986. — № 2. — С. 21−30.
  83. С.Б. Коррекционно-педагогическая работа с недоношенными детьми первого года жизни: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 2005. -24 с.
  84. Й., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возраста: Пер. с чешского. Прага: Авиценум, 1994. — 336 с.
  85. В.В. Нарушение психического развития у детей. М.: Изд. МГУ, 1985.- 167 с.
  86. В.В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: Изд. МГУ, 1990.-197 с.
  87. А.Н. Проблемы деятельности в психологии // Вопросы философии. 1972. — № 9. — С. 95−108.
  88. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. — 304 с.
  89. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГК, 1981. — 284 с.
  90. Г., Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981. -С. 149−152.
  91. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. — 143 с.
  92. М.И. Влияние общения с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы психологии. 1961.- № 3. — С. 1923.
  93. М.И. Возникновение и развитие непосредственно-эмоционального общения со взрослыми у детей первого полугодия жизни // Развитие общения у дошкольников / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной.-М., 1974.-С. 31−38.
  94. В.Р. Педагогическое общение с ребенком в семье // Программы психолого-педагогической подготовки специалистов дошкольного образования / сост.: Л. В. Поздняк, Т. И. Ерофеева, Н. А. Морева. -М.: МПГУ, 1998. с. 299−304. t
  95. З.В. Специфика эмоционально-коммуникативного развития недоношенного младенца и его привязанность к матери // Ранняя помощь детям: проблемы, факты, комментарии. Сборник научных статей. М.: Права человека, 2003. — с. 209−214.
  96. В.Я. Продуктивная совместная деятельность учителя с учениками как метод формирования личности // Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация / Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1984. — С. 64−73.
  97. О.В. Активизация самостоятельной работы студентов как средство повышения качества сурдопедагогического образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2006. — 22 с.
  98. Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики // Дефектология. 1996. — № 1. — С. 3−10.
  99. Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. 1997. — № 4. — С. 3−15.
  100. Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. 1997. -№ 6.-С. 3−10.
  101. Н.Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. М.: Экзамен, 2003. — 256 с.
  102. Н.Н., Гончарова E.JI. Специальная психология: Программа спецкурса. М.: Изд-во УРАО, 2003. 32 с.
  103. Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Просвещение, 2009.-319 с.
  104. А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Сов. педагогика. 1990. — № 8. — С. 82−88.
  105. А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.
  106. Т.Д. Программа по общей психологии // Программы психолого-педагогической подготовки специалистов дошкольного образования / сост.: JT.B. Поздняк, Т. И. Ерофеева, Н. А. Морева. М.: МПГУ, 1998.-с. 25−32.
  107. Е.М. Лечебная педагогика: ранний и дошкольный возраст / Под ред. А. Г. Рузской: Акад. Пед. и социал. наук, МО ДЕК, 1997. 383 с.
  108. С.Ю. Развитие взаимоотношений между ребенком и взрослым // Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е. О. Смирновой. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.-С. 24−52.
  109. .Е., Кощавцев А. Г., Гречаный С. В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб: Питер, 2001. — 256 с.
  110. JI.M. Формирование профессионального самосознания учителя // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 58−64.
  111. Ю.А. Развитие эмоциональной регуляции у воспитанников дома ребенка с рождения до 4 лет: Дисс.. канд. психол.н. М., 2004. — 279 с.
  112. Г. А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии: Автореф. дис.. канд. пед.наук. М., 1998. — 18 с.
  113. А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986.- 160 с.
  114. JI.P. Совершенствование подготовки специалистов-дефектологов в условиях реализации реформы высшей и средней школы // Дефектология. 1989. — № 6. — С. 74−77.
  115. Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: С.-Петерб. ун-т., 2003. — 288 с.
  116. Р.Ж., Пальмов О. И., Никифорова И. В., Гроарк К., Мак Колл Р. Изменение социального окружения в домах ребенка: программа раннего вмешательства // Дефектология. — 2003. № 4. — С. 44−53.
  117. Р.Ж. Влияние опыта жизни в закрытом учреждении на последующее развитие ребенка // Дефектология. — 2006. № 1. — С. 21−24.
  118. Р.Ж., Плешкова H.J1. Особенности привязанности у детей в семьях и домах ребенка // Дефектология. — 2008. — № 2. — С. 3744.
  119. Н.М. Системный подход к организации профессиональной подготовки учителя-дефектолога // Дефектология. 1990. — № 3. — С. 7884.
  120. В.И. Деятельностный подход к содержанию высшего образования // Высшее образование в России. -1997. — № 1. С. 34−44.
  121. М.И. Проблемы подготовки специалистов по коррекционной педагогике в педагогических вузах // Инновации в Российском образовании. Специальное (коррекционное) образование. — М., 1999.-С. 78−83.
  122. О.С. Аффективная сфера человека. Взгляд сквозь призму детского аутизма.-М.: Центр лечебной педагогики, 2000.-363 с.
  123. О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение. М.: МГППУ, 2008. — 468 с.
  124. В.А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения: Автореф. дис.. канд. пед.наук. СПб., 2007. — 22 с.
  125. Л.П. Некоторые пути совершенствования подготовки дефектологических кадров // Дефектология: современные проблемыобучения и воспитания: Тезисы статей юбилейной конференции. — СПБ., 1994.-С. 42−43.
  126. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка: Книга для работников дома ребенка. / Сост. Э. Л. Фрухт. — М.: Просвещение, 1989. — 210 с.
  127. Е.В. Подготовка специалистов для работы с детьми-сиротами в условиях, приближенных к семейным: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 2005.-20 с.
  128. О.И. Психическое развитие детей с синдромом Дауна в процессе раннего вмешательства: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -СПб., 2006.-24 с.
  129. Л.Ю. Психологическая коррекция взаимодействия младенцев с синдромом Дауна и их близких взрослых: Автореф. дис.. канд. психол. наук.- М., 2004. 19 с.
  130. Л.Ю. Об особенностях раннего развития детей с синдромом Дауна // Дефектология. 2006. — № 1. — С. 42−46.
  131. Т.Д. Изменение профессиональной позиции воспитателя дошкольного образовательного учреждения в условиях повышения квалификации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 2002. — 21 с.
  132. О.Б. Педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2005.-26 с.
  133. О.Г., Моисеева Т. Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни: Методическое пособие. -М.: Полиграф сервис, 2003. 160 с.
  134. A.M., Толстых Н. Н. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2007.-416 с.
  135. Примерная программа дисциплины «Коррекционная и специальная педагогика» / Сост Г. Ф. Кумарина, Н. М. Назарова. М.: Изд. отдел НМЦ СПО, 2000.-20 с.
  136. Программы дополнительного профессионального образования для специалистов дошкольных образовательных учреждений // Под ред. Т. С. Комаровой. М.: Педагогическая академия, 2005. — 265 с.
  137. Программы психолого-педагогической подготовки специалистов дошкольного образования / Сост. JI.B. Поздняк, Т. И. Ерофеева, Н. А. Морева. М.: Изд. МПГУ, 1998. — 400 с.
  138. М.О. Особенности психического развития детей сирот: Автореф. дисс.. канд. психол.н. — М., 2002. — 24 с.
  139. Психологические аспекты формирования профессионально-педагогического сознания в процессе подготовки специалистов в вузе / Под ред. Г. В. Акопова. Куйбышев, 1989.
  140. С.А. Методическая поддержка профессионального саморазвития воспитателя дошкольного образовательного учреждения: Автореф.дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2005. — 22с.
  141. Ю.А. Коррекционно-педагогическая работа с детьми первого года жизни группы риска в условиях дома ребенка: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1997. -23 с.
  142. Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста: 2-е изд. — М.: Школьная Пресса, 2005. 160 с.
  143. Ю.А., Айвазян Е. Б., Выродова И. А. Изучение представлений воспитателей о младенцах-сиротах с отставанием в психическом развитии // Дефектология. 2007. — № 5. — С. 67−74.
  144. Д.А. Прикладные аспекты воспитательной работы в условиях 1-й ступени специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III—IV вв.ида: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Пятигорск, 2005.-21 с.
  145. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой. М.: «Когито-Центр», 2003. — 230 с.
  146. Е.Г. Развитие профессионально значимых личностных качеств педагога-психолога в системе повышения квалификации: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Майкоп, 2007. — 24 с.
  147. Д.В. Профессиональное сознание учителя как научно-практическая проблема // Психологический журнал. — 1991. — Т. 12, № 5. С. 65−72.
  148. Руководство для врачей домов ребенка / Под ред. JI.B. Дружининой. — М.: Медицина, 1987. 320 с.
  149. С. Б. Становление профессиональной позиции педагога: актуалии, анализ, содержание. // Мастерство. — 1998. —- № 2. — с. 42−47.
  150. Е.А. Генезис элементарных форм антиципации // Психологический журнал. 1988. — Т.9. — № 6. — С. 73−82.
  151. Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: Зауралье, 1997.-464 с.
  152. В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя // Психология труда и личности учителя. Л.: ЛГПИ, 1976. — С. 30−46.
  153. В.А. Профессиональная деятельность и личность педагога //Педагогическое образование и наука-2001. № 1.-С.37−51.
  154. Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М. И. Лисиной. // Вопросы психологии. 1996. — № 6. — С. 76−88.
  155. Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии. 1995. — № 3. — С. 139−151.
  156. Е.О., Галигузова JI.H., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет М.: МГППУ, 2002.- 128 с.
  157. Е.О., Авдеева Н. Н., Галигузова JI.H., Дробинская А. О., Ермолова Т. В., Мещерякова С. Ю. Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога. М.: Аркти, 2004. — 160 с.
  158. Е.О. Психология дошкольника // Программы психолого-педагогической подготовки специалистов дошкольного образования / сост.: Л. В. Поздняк, Т. И. Ерофеева, Н. А. Морева. М.: МПГУ, 1998. — с. 107−118.
  159. И.И., Хорош С. М. Воспитание слепых детей раннего возраста: Практическое пособие. — М.: Изд-во «Экзамен», 2004. — 128 с.
  160. Е.А. Современный подход к дошкольному воспитанию детей с отклонениями в развитии // Дефектология. — 1997. № 2. — С. 5058.
  161. Е.А. Подходы к созданию единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии у детей // Дошкольное воспитание. 1998. — № 3. — С. 70−73.
  162. Е.А., Мишина Г. А., Выродова И. А. и др. Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания: Методическое пособие / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Полиграф сервис, 2003 124 с.
  163. К.В. Психическое развитие младенцев в условиях материнской депривации: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1998. — 23 с.
  164. Т.В. Особенности поведения младенцев воспитанников дома ребенка в ситуациях дискомфорта: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 2003.-26 с.
  165. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской. М.: Медицина, 1980. — 235 с.
  166. Н.Ф. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 1998. -288 с.
  167. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. -М.: Знание, 1986. 144 с.
  168. Н.Д. Углубленная психолого-педагогическая подготовка как фактор совершенствования профессионализма воспитателей дошкольных учреждений: Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 2004. -23 с.
  169. И.А. Формирование игровой деятельности дошкольников-сирот с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2008. — 25 с.
  170. Тонкова-Ямпольская Р.В., Шмидт-Кольтмер Е. и др. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. — М.: Медицина, 1980. — 235с.
  171. Е.С. Послевузовская профессиональная подготовка в системе специального образования: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2003. — 18 с.
  172. JI.H., Денисова М. П. Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до одного года. М.: Медгиз, 1949. — 104 с.
  173. Г. Г. Ребенок до рождения: проблема готовности к взаимодействию // Родители и дети: Психология взаимоотношений / Под ред. Е. А. Савиной, Е. О. Смирновой. М.: «Когито-Центр», 2003. — с. 82 101.
  174. Л.И., Вернадская М. Э., О.В. Парамей. Нарушения зрения у детей раннего возраста. Диагностика и коррекция: Методическое пособие. -М.: Полиграф сервис, 2003. 176 с.
  175. .Е. Педагогическая поддержка постдипломного саморазвития педагогов. М.: МПГУ, 2002. 265 с.
  176. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвящение, 1989 -448 с.
  177. Э.Л. Некоторая специфика развития детей в условиях дома ребенка // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. — М., 1979.
  178. Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей 1 года жизни // Пантюхина Г. В., Печора К. Л., Фрухт Э. Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. — М.: ЦОЛИУВ, 1983.-С. 6−56.
  179. Э.Л. Программа воспитания детей в домах ребенка. М., 1987. — 147 с.
  180. Н.А. Зависимость между характером взаимодействия и особенностями привязанности ребенка к взрослому: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1998. — 22 с.
  181. Л.М. Исследование контактов между младенцами // Экспериментальное исследование по проблемам педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной. М: Изд. МГУ, 1979. — с. 9−19.
  182. E.JI. Современное состояние профессиональной подготовки специалистов-дефектологов в ВУЗах Российской Федерации // Дефектология. 2008. — № 1. — С. 85−90.
  183. Г. В. К проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей // Ранняя помощь детям: проблемы, факты, комментарии. Сборник научных статей. М.: Права человека, 2003. — с. 185 — 188.
  184. Т.И., Малинин A.M., Тюлю Г. М. Инновационные процессы в школе как содержательно-организационная основа механизма ее развития // Методика исследования. М.: МГУ, 1993. — 17 с.
  185. Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук М., 2007. — 21 с.
  186. Н.Д., Пелымская Т. В. Если малыш не слышит.: Книга для воспитателей и родителей. М.: Просвещение, 1995. — 126 с.
  187. Р., Коблинер Г. Первый год жизни. М.: Геррус, 2000. — 384 с.
  188. Н.М. Основные предпосылки для организации воспитательной работы в домах младенца // Вопросы материнства и младенчества. 1938. — № 3. — С. 16−24.
  189. Д.Б. Детская психология. М.: Учпедгиз, 1961 — 328 с.
  190. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва-Воронеж, 1995. — 414 с.
  191. Ainswort М., Bowlby J. An ethological approach to personality development // Amer. / Psychol, 1991. V.46.-N 4. — P.331−341.
  192. Bowlby J. Maternal care and mental health Geneva: World Health Organization, 1951. P. 44−53.
  193. Brazelton Т., Cramer B. The earliest relationship. Parents, infants and the drama of eariy attachment. London, 1991. P. 19−37.
  194. Clark R., Paulson A., Conlin S. Assessment of developmental status and parent-infant relationships: the therapeutic process of evaluation // Handbook of infant mental health / Ed. by C.H. Zeanah. New York, 1993.
  195. Cohn J., Tronick E. Three-monht-old infants' reaction to simulated maternal depression // Child development. 1983. Vol. 54.
  196. Collis G., Schaffer H. Synchronization of visual attention in mother-infant pairs // Journal of child psychiatry. 1975. Vol. 16.
  197. Connolly K., Stratton P. Developmental changes in associated movements // Developmental medicine and child neurology. 1968. Vol. 10.
  198. Dix Т.Н., Gruesec J.E. Parent attribution processes in the socialization of children // I.E. Sigel (Ed.). Beliefs systems: The psychological conseguences for children. Hillsdale. NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1985. — p. 201 233.
  199. Emde R. Infant mental health: clinical dilemmas, the expansion of meaning, and opportunities // Handbook of infant development / Ed. By J.D. Osofsky. New York, 1987.
  200. Erikson E. H. Childhood and society. N.Y.: W. W. Norton, 1963.- 148 p.
  201. Erikson E. H. Childhood and society. N.Y.: W. W. Norton & Company, 1985. P.29−43.
  202. Fantz R.L. Pattern vision in the newborn infants // Science. 1963. -Vol.40.-P. 296−297.
  203. Field T. Infancy. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1990. P. 54−61.
  204. Field T. Infancy. London: Harvard University Press, 1990. — 265 p.
  205. Fraiberg S. Intervention in infancy: a program for blind infants // Yournal of the American Academy of child psychiatry. 1971. Vol. 10.
  206. Freud A. Normality and pathology in childhood: assessments of development. New York, 1965.
  207. Gordon D., Burge D., Hammen C. Observations of interactions of depressed women with their children // American journal of psychiatry. 1989. Vol. 146.
  208. Harlow H., Harlow M. Learning to love // American scientist. 1966. Vol. 54.
  209. Hock E., Lindamood E. Continuity of child-rearing attitudes in mothers of young children // Journal of Genetik Psychology, 1981. p. 305−306.
  210. Houck G., Booth C., Barnard K. Maternal depression and locus of control orientation as predictors of dyadic play behavior // Infant mental health journal. 1991. Vol. 12, № 4.
  211. Main M., Solomon J. Procedures for identifying infants as disorganized/disoriented during the Ainsworth strange situation // Attachment in the preschool years / Ed. by M.T. Greenberg, D. Cicchetti, E.M. Cummings. Chicago, 1990.
  212. Main M., Goldwyn R. Predicting rejection of her infant from mother’s representation of her own experience: implications for the abused-abusing intergenerational cycle // Child abuse and neglect. 1984. Vol. 8.
  213. Mahler S. M., Pine F., Bergman A. The psychological birth of the human infant. L.: MaresfieldLibrary, 1985.-P. 18−27.
  214. Maurer D., Young R. Newborns' following of natural and distorted arrangements of a schematic face // Child development. 1983. Vol. 6.
  215. Mills R., Rubin K. Parental belifes about social behaviors in early childhood // Child Development, 1990.-p. 138−151.
  216. McGillicuddy-De Lisi A. The relationships between parental beliefs and children’s cognitive level // I.E. Sigel (Ed.): Beliefs systems: The psychological conseguences for children. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1985. — p. 7−24.
  217. McDonough S. Interaction guidance: understanding and treating early infant caregiver relationship disturbances // Handbook of infant mental health / Ed. by C.H. Zeanah. New York, 1993.
  218. Osofsky J., Connors K. Mother-infant interaction: an integrative view of a complex system // Handbook of infant development / Ed. By J.D. Osofsky. New York, 1079.
  219. Palasios J. Parents’ideas about the development and education of their children: Answers to some guestions // International Journal of Behavioral Development, 1990.-p. 137−155.
  220. Radke-Yrrow M., Cummigs E., Kuezynski L., Chapman M. Patterns of attachment in two — and three-year-olds in normal families and families with parental depression// Child development. 1985. Vol. 56.
  221. Rodrigo M., Triana B. Parental beliefs about child development and parental inferences about actions during child-rearing episodes // European Journal of Psychology of Education. 1996, vol. XI, № 1, p. 55−78.
  222. Rutter M. Separation, loss and famaly relationship. // Child psychiatry Modern approaches / Rutter M, Hersov L (eds). Oxford: Blackweel, 1977. -P. 47−73.
  223. Rutter M. The long-tenn effects of early experience // Develop. Mod. Child Neurol. 1980. — № 22. — P. 800 — 815.
  224. Scaife M., Bruner J. The capacity for joint visual attention in the infant // Nature. 1975. Vol. 253.
  225. I.E. (Ed.) Beliefs systems: The psychological conseguences for children. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1985. — p. 271−286.
  226. Sears R. Insights on the child development movement in United States // Monographs of the Society for Research in child Development. 1975. — № 40. — Serial N 161.
  227. Sears R., Maccoby I., Levin H. Pattern of child rearing. N.-Y. — 1957. -123 p.
  228. Stensland Junker К. Lekotek: a program for training through systematic play activity // Unpublished manuscript. 1971.
  229. Stern D.N. A micro analysis of mother-infant interaction behavior regulating social contact between mother and three and a half old twins // American Academy of Child psychiatry. — 1971. № 10. — P. 501 — 517.
  230. Tizard B. Adoption: A second chance. London: Open Books, 1977.
  231. Tizard В., Hodges J.: The effects of early institutional reaming on the development of eight-year-old children // Child Psychol.Psychiat. 1978. — № 19.-P. 99−118.
  232. Tizard В., Rees J. A comparison of the effects of adoption, restoration to the natural mother, and continued institutionalization of cognitive development of four-year-old children // Child Development. 1977. — № 45. — P. 92 — 99.
  233. Trad P. Infant depression: paradigms and paradoxes. New York: Springer1. Verlag. — 1986.
  234. Trad P. Infant previewing. New York. 1990.
  235. Tronick E., Als H., Adamson L. et al. The infant’s response to entrapment between contradictory messages in face-to-face interaction // Journal of the American Academy of child psychiatry. 1978. Vol. 17.
Заполнить форму текущей работой