Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Этнопедагогика чувашского народа в системе формирования нравственной культуры будущих социальных работников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ проведенных исследований, касающихся современного состояния и проблем нравственной культуры студентов, свидетельствует о том, что уровень нравственной культуры основной массы низок. Действие факторов, призванных формировать нравственную культуру студентов, еще малоэффективно. Современное массовое сознание руководствуется идеалом преуспевающей в основном на материальном поприще личности… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования нравственной культуры будущих социальных работников посредством этнопедагогпкп чувашского парода
    • 1. 1. Сущность н содержание нравственной культуры будущих социальных работников
    • 1. 2. Возможности этпопедагогнкн чувашского народа в формировании нравственной культуры подрастающего поколения
    • 1. 3. Моделирование процесса формирования нравственной культуры студентов посредством этиопедагошки чувашского народа
  • Выводы I главы
  • Глава II. Опытно-эксперпмептальиая работа, но формированию нравственной культуры будущих социальных работников на основе этнопедагогпкп чувашского парода
    • 2. 1. Программа процесса формирования нравственной культуры будущих социальных работников посредством этнопедагогпкп чувашского народа

    2.2. Сочетание организованного опыта с естественным педагогическим экспериментом, но формированию нравственной культуры студентов па основе этиопедагошки чувашского парода. Результаты и итоги эксперимента.

    Выводы II главы.

Этнопедагогика чувашского народа в системе формирования нравственной культуры будущих социальных работников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В настоящее время, когда глубокие преобразования происходят во всех сферах жизни общества, особенно актуальным становится вопрос о формировании нравственной культуры подрастающего поколения.

Нравственная проблематика встает всякий раз и звучит с новой силой в переломные эпохи, в кризисные периоды общественного развития, в условиях, когда происходят изменения в иерархии ценностей: их пересмотр, переоценка, переосмысление.

Кроме того, в современной России наблюдается тенденция утраты собственных культурных корней, происходит массовая обезличенность культуры, что негативно отражается на культуре межнационального общения. Противостоять этим процессам можно совместными усилиями, возрождая и используя в воспитании подрастающих поколений прогрессивные традиции народов России, сопоставляя различные педагогические системы. Изучение традиционного педагогического опыта формирования нравственной культуры народов России может служить средством модернизации воспитательных систем в нашем отечестве. Именно поэтому на современном этапе развития общества перед российским образованием стоит задача обеспечения дальнейшего развития родной культуры, формирования нравственной культуры молодого поколения, являющегося носителем национального идеала.

Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания, способные обогатить мировую цивилизацию и педагогическую мысль. За многовековую историю сформировалась духовная культура, самобытный нравственный уклад, сохранились до наших дней обычаи и традиции, которые мы встречаем в устном народном творчестве, в отношении к природе, в народных промыслах, традициях гостеприимства, на которых воспитывалось и продолжает воспитываться молодое поколение. Переосмысление педагогического народного опыта позволяет выявить наиболее эффективные средства, методы и приемы, способствующие формированию нравственной культуры молодежи. Особенно эта задача важна при подготовке будущих социальных работников.

Социальный работник действует во имя людей и для их блага. В связи с этим решение любой актуальной проблемы должно рассматриваться с учетом потребностей и интересов клиентов. Нет дела более нравственного, чем-то, которое делает сегодня социальный работник — содействие в преодолении бедности и обустройстве жизни и быта людей, защита человека.

Нравственность социального работника — это прежде всего его стремление делать добро и пресекать зло, сохранять в себе и укреплять чувство долга и ответственности перед людьми, чьи интересы он должен удовлетворять. Люди ждут от него облегчения своих житейских трудностей. Совесть как бескомпромиссный нравственный контролер не должна давать ему покоя ни днем, ни ночью, если что-то недоделано, не сделано или сделано не так, как люди требуют. Критерием правильности принимаемых управленческих решений в социальной работе является уровень их нравственного содержания.

Сейчас российская социальная работа находится в первых рядах структур российского гражданского общества, призывает к консолидации созидательных сил на определенной духовной основе, обращается к ценностям мировой цивилизации, к национальной идее, к прогрессивной идеологии. Современная российская социальная работа вобрала в себя все основные черты гуманизма, соответствует системе нравственных ценностей народа.

Проблемы формирования нравственной культуры подрастающего поколения нашли свое отражение в трудах классиков отечественной и зарубежной педагогики и психологии, общественных деятелей: В. Г. Белинского, К. Н. Вентцеля, J1.C. Выготского, А. И. Герцена, Н. А. Добролюбова, J1. Кольберга, Я. А. Коменского, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, И.Г. Пес-талоцци, Н. И. Пирогова, Ж. Пиаже, В. А. Сухомлинского, J1.H. Толстого, К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского, И. Я. Яковлева и других.

На необходимость проведения специальной воспитательной работы в области формирования нравственных ценностей указывают в своих трудах педагоги и психологи Ш. А. Амонашвили, М. Н. Аплетаев, О. С. Богданова, Е. В. Бондаревская, Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, А. А. Гусейнов, Е. Н. Ильин, Г. Е. Залесский, А. В. Зосимовский, Н. Д. Зотов, В. А. Крутецкий, Б. Т. Лихачев, И. С. Марьенко, Н. И. Монаков, Э. И. Моносзон, Л. И. Рувинский, М. И. Шилова, Н. Е. Щуркова и другие исследователи.

Отдельные положения народной педагогики были предметом исследования ряда ученых, каждый из которых внес свой вклад в педагогическую науку. Русский ученый Г. С. Виноградов раскрыл сущность народной педагогики как составной части педагогической культуры народа, при этом он рассмотрел некоторые вопросы нравственного воспитания. Характеристика нравственного воспитания как основы морали народного воспитания пашла отражение в исследованиях Г. Н. Волкова. Содержание, средства и методы формирования нравственной культуры в русской народной педагогике рассмотрены С. М. Шакарян. Вопросы нравственного воспитания в карачаевской народной педагогике рассмотрены в трудах Х. Х-М. Батчаевой. Приведены духовно-нравственные основы воспитания в системе непрерывного образования как аспект комплексного прогнозирования в исследованиях Н. И. Калакова.

Педагогические традиции разных народов исследовались в работах ученых Б. А. Александровой, З. П. Васильцовой, Г. С. Виноградова, О. П. Фетисовой (традиции русского народа), Т. И. Мацейкива, М. И. Стельмаховича (украинцев), А. П. Орловой (белорусов) — Ш. Арсалиева (чеченцев) — Г. Н. Волкова, Т. Н. Петровой (чувашей) — Н. С. Гончаровой (туркменов) — А. Э. Измайлова (казахов) — А. Умарова (таджиков) — Т. Г. Тимошиной (мордвы) — Э.Ш. Ан-гановой (бурят) — Р. С. Исрафилова (народов Дагестана) — С. П. Беловоловой (алтайцев) — В. П. Анискова, В. Т. Афанасьева, А. П. Беликовой, Н. А. Миненко, А. В. Мордовской, А. Н. Яковлевой и др. (культуру и быт народов Сибири). Г. У. Убайдуллаев рассматривает народную педагогику как элемент общественного сознания. Дает социально-философский анализ этнопедагогики русской нации В. А. Бакаев.

Большое значение имеют исследования по использованию традиций народной педагогики в воспитании школьников и студентов (В. Апышев, Х. Х. Батчаева, Т. И. Березина, А. Г. Глазырин, О. И. Давыдова, З. К. Дахужева, А. Е. Земляков, Д. Е. Иванов, И. В. Крюкова, J1.M. Лейко, В. А. Николаев, Т. Н. Петрова, М. Г. Харитонов, Е. Ф. Широкова, М. Н. Шувалова и др.).

В теории и практике вузовского образования разрабатываются различные аспекты подготовки будущего социального работника, направленной на совершенствование системы профессиональной подготовки работников социальной сферы (Д.Е. Иванов, Г. Д. Кузнецова, В. А. Сластенин, Е. Н Соро-чинская, М. Г. Харитонов, Е. И. Холостова, Н. Б. Шмелева и др.).

Вместе с тем вопросы формирования нравственной культуры будущих социальных работников на основе этнопедагогики чувашского народа исследованы недостаточно, а педагогический опыт народа, средства, формы и методы еще не стали предметом серьезного изучения в рамках вузовской программы.

Кроме того, согласно ответам (на констатирующем этапе) будущих социальных работников на вопрос об отношении к культуре своего народа, ее нравственному компоненту 34,7% студентов считают, что знают ее хорошо- 52,6% - знают частично- 11,2% - плохо и 1,5% - не знают совсем. При этом 73,8% опрошенных студентов отметили, что хотели бы больше узнать о культуре своего народа, его традициях нравственного воспитания. В то же время 10,5% из них отметили, что этнокультурные различия их раздражают.

Этот факт мы расцениваем как очень тревожный симптом, ибо нетерпимость в дальнейшем может привести к гораздо более серьезным социальным последствиям. В связи с этим очевидно противоречие между потребностью общества в специалистах, способных и готовых использовать опыт и достижения этнопедагогики в области формирования нравственной культуры, и низким уровнем практической готовности преподавателей вуза к выполнению данного вида деятельности.

Педагогическая наука и практика на современном этапе нуждаются в конкретизации педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования нравственной культуры подрастающего поколения. Острота проблемы обусловливается накопившимися в последние десятилетия противоречиями.

— между потребностью общества в повышении эффективности формирования нравственной культуры и недостаточным уровнем развития необходимых личностных морально-нравственных качеств молодого поколения;

— между осознанием необходимости исследования идей и опыта этнопедагогики в процессе формирования нравственной культуры студентов и недостаточной теоретической и методической разработанностью этого педагогического феномена;

— между необходимостью целенаправленного использования этнокультурного материала в процессе формирования нравственной культуры студентов и недостаточной разработанностью научно обоснованных педагогических подходов к его введению в учебно-воспитательный процесс высшего учебного заведения.

Социально-педагогические противоречия и недостатки современной теории и практики формирования нравственной культуры студентов с использованием этнопедагогики чувашского народа свидетельствуют о необходимости исследования рассматриваемой проблемы в прогностическом плане. Теоретическая и практическая значимость рассматриваемого вопроса для современной науки, отсутствие специальных работ, посвященных изучению вопроса формирования нравственной культуры студентов вуза, а также необходимость использования народных традиций и фольклора в целях повышения эффективности национальной ориентации современного воспитания и образования обусловили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия, обеспечивающие наибольшую эффективность формирования нравственной культуры будущих социальных работников на основе этнопедагоги-ки чувашского народа?

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования является система формирования нравственной культуры будущих социальных работников в условиях высшего профессионального образования.

Предмет исследования — процесс формирования нравственной культуры будущих социальных работников на основе этнопедагогики чувашского народа.

Гипотеза исследования: формирование нравственной культуры будущих социальных работников на основе этнопедагогики чувашского народа будет проходить более эффективно, если.

— идеи народной педагогики включаются в содержание, формы и методы формирования нравственной культуры студентов;

— обеспечивается этнопедагогическая направленность формирования нравственной культуры будущих социальных работников с учетом эписте-мического аспекта и аксиологически-ценностного подхода;

— учебно-воспитательная работа строится на основе модели процесса формирования нравственной культуры студентов с использованием идей и опыта этнопедагогики чувашского народа.

В соответствии с целью исследования и предложенной гипотезой сформулированы следующие задачи:

1) выявить возможности этнопедагогики чувашского народа в формировании нравственной культуры подрастающего поколения;

2) разработать и апробировать модель процесса формирования нравственной культуры будущих социальных работников на основе этнопедагогики чувашского народа;

3) выявить и обосновать педагогические условия эффективности формирования нравственной культуры студентов посредством этнопедагогики чувашского народа;

4) определить основные показатели и уровни сформированности у будущих социальных работников нравственной культуры.

Методологическую основу исследования составляют важнейшие философские положения о взаимосвязи теории и практики, объективных и субъективных факторах творческого развития личностиконцептуально-теоретические изыскания отечественных и зарубежных педагогов, психологов и философов по вопросам народной духовной культуры, сопряженные с темой диссертационного исследования. В работе автор руководствовался такими важными общенаучными принципами, как достоверность и объективность фактовсвязь истории с современностьюдиалектика общего, особенного и частногосистемный подход к анализу явлений воспитания и образования.

Теоретической основой исследования явились идеи, концепции, раскрывающие.

— сущность педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, Г. Н. Волков, Н. И. Калаков, Б. Т. Лихачев, А. С. Макаренко, В. Г. Максимов, О. Г. Максимова, Н. Д. Никандров, В. А. Сластенин, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушипский, В. К. Шаповалов, Е. П. Шиянов и др.);

— историко-педагогический процесс как составную часть культурно-исторического процесса (Б.М. Бим-Бад, М. В. Богуславский, Н. К. Гончаров, В. И. Додонов, А. Н. Джуринский, П. Ф. Каптерев, Г. Б. Корнетов, В. В. Макаев, Л. Н. Модзалевский, Т. Н. Петрова, А. И. Пискунов, З. И. Равкин, t.

Л.Л. Супрунова, Ф. А. Фрадкин, М. Ф. Шабаева и др.);

— психологические основы воспитания и образования (Б.Г. Ананьев, В. В. Белоус, П. П. Блонский, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,.

A.В. Петровский, К. К. Платонов, П. М. Якобсон и др.);

— результаты исследований по теории гуманистического воспитания (Р.А. Валеева, Я. Корчак, П. Летерсон, А. С. Макаренко, З. Г. Нигматов,.

B.А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, С. Френе, Р. Штайнер, и др.);

— проблемы формирования нравственной культуры (Г.Н. Волков, Б. П. Вышеславцев, И. А. Ильин, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Н.В. Махо-ва, И. В. Павлов, Н. И. Пирогов, В. А. Сухомлинский, М. И. Скоморохова, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий, Н. Е. Щуркова и др.);

— результаты исследований, посвященных ценностным ориентациям современной молодежи (Б.С. Алишев, Е. А. Гришина, С. П. Дырин,.

C.Н. Иконникова, И. М. Ильинский, А. В. Кирьякова, А. О. Кошелева, Г. Г. Силласте, М. И. Суртаев, И. С. Чальцева, Ч. А. Шакеева, Р. Х. Шакуров и др);

— проблемы народной педагогики (Г.С. Виноградов, В. И. Водовозов, А. Духнович, Л. В. Кузнецова, Г. В. Палаткина, Т. Н. Петрова, И. Сенигов, А. Ф. Хиндбидзе, Е. Л. Христова и др.);

— нравственные ценности народов России (Ж. Бешимов, П. И. Егорова, Л. В. Котенко, О. В. Леонова, Ш. А. Мирзоев, Т. М. Мунзук, И. А. Снежкова, С. С. Тапхасаева, М. А. Терентия, Г. Теучёж, С. М. Шакарян, Л. Энеева и др.);

— роль народной педагогики в воспитании нравственных ценностей (А.Ю. Аксенова, П. А. Апакаев, В. Ф. Афанасьев, Г. Н. Волков, А. Е. Земляков, Г. В. Лисовенко, Д. С. Лихачев, Ш. Марджани, З. Г. Нигматов, Р. А. Низамов, К. Д. Ушинский, Я. И. Ханбиков, М. Г. Харитонов, В. К. Шаповалов и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовались следующие методы:

— теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;

— социологический опрос, анкетирование, беседы, дискуссии, тестирование;

— изучение результатов развития нравственной культуры и мировоззренческой позиции студентов (сочинения, дневники, опорные конспекты, доклады, рефлексивные тексты);

— изучение источников формирования нравственной культуры студентов путем составления и анализа монографических характеристик и проведения гуманитарной экспертизы;

— констатирующий и формирующий этапы эксперимента.

Обработка полученных в ходе исследования результатов проводилась с использованием методов социометрии, анализа и синтеза данных и их последующей педагогической интерпретацией.

Экспериментальная база исследования.

Исследование проводилось в филиале Российского государственного социального университета г. Чебоксары. В эксперименте приняли участие 258 студентов и 15 преподавателей. Экспериментальная группа включала в себя 125 студентов, контрольная -133 студента.

Этапы исследования:

На первом этапе (1998 — 2000 гг.) проводилось изучение и теоретический анализ философской, искусствоведческой, психолого-педагогической, этнопедагогической и методической литературы по проблеме исследования, в процессе которого были определены объект, предмет, цель, задачи исследования, формулировалась рабочая гипотеза, велись наблюдения за учебной деятельностью студентов. На данном этапе была разработана методика диагностики уровня развития нравственной культуры студентов и проведен констатирующий этап эксперимента.

На втором этапе (2001 — 2004 гг.) было продолжено теоретическое исследование проблемы, осуществлялась экспериментальная проверка гипотезыпроводился формирующий эксперимент, направленный на мотивацию принятия и освоения нравственных ценностей студентамиопределены специфические условия формирования нравственной культуры студентов в вузе и выявлены основные качества личности как показатели нравственных ценностейвыявлен воспитательный потенциал этнопедагогики чувашского народа в формировании нравственной культуры будущих социальных работников.

На третьем этапе (2005 — 2006 гг.) обобщены результаты полученных данных в опытно-экспериментальной работе, формулировались отдельные выводы и общие результаты исследования, разрабатывались рекомендации по внедрению результатов исследования в практику обучения и воспитания студентов в вузе.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— методологически обоснована система формирования у будущих социальных работников нравственной культуры, структурообразующими элементами которой являются традиционные педагогические идеи, взгляды народа, отраженные в его этикете, устном поэтическом творчестве, обычаях, традициях, обрядах, праздниках;

— разработана и апробирована модель процесса формирования нравственной культуры будущих социальных работников на основе этнопедагогики чувашского народа;

— выявлены и обоснованы педагогические условия совершенствования процесса формировании нравственной культуры студентов на основе народной педагогики;

— определены основные показатели и уровни сформированности у будущих социальных работников нравственной культуры.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его положения и выводы существенно дополняют имеющиеся в педагогике представления о возможностях использования народного опыта воспитания в решении задач развития нравственной культуры и этнотолерантности у бу-&дущих социальных работников в условиях поликультурного образовательного пространстваопределен педагогический потенциал этнопедагогики чувашского народа, обладающий глубоким и разнообразным содержанием, системой эффективных форм, методов и средств формирования нравственной культуры молодежи. Материалы диссертации могут послужить основой для дальнейших исследований данной проблемы.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем материалы могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторной работе со студентами по формированию у них нравственной & культуры. Разработанные соискателем программы спецкурсов «Этнопедаго-гика» и «Система нравственных знаний в контексте этнопедагогики чувашского народа» позволяют значительно повысить эффективность формирования нравственной культуры у будущих социальных работников в современных вузах.

Достоверность результатов обеспечена широкой источниковой базой исследования, апробацией его результатов, методологической обоснованностью исходных позиций, связанных с антропологическим, акмеологичес-ким, культурологическим, междисциплинарным, системным и личностно-деятельностным подходамиприменением комплекса методов исследования, адекватных его цели и задачамрепрезентативностью выборок, непротиво-щ речивостью выводов и опытных данных, их сравниваемостью с массовой практикой, возможностью повторения экспериментальной программыопытом работы автора в качестве преподавателя кафедры психологии и педагогики филиала Российского государственного социального университета в г. Чебоксары, а также в качестве научного сотрудника в коллективе, выигравшем грант Российского гуманитарного научного фонда по проекту «Исследование методов этнопедагогической подготовки социальных работников».

На защиту выносятся следующие положения: 1. Воспитательный потенциал этнопедагогики чувашского народа в процессе формирования нравственной культуры будущих социальных работников позволяет развивать и стимулировать у них саморазвитие таких приоритетных для данной профессии качеств личности, как любовь к Родине, справедливость, доброта, честность, толерантность, вежливость, гуманность, тактичность, корректность, уважительность, скромность, обязательностьвоспитывать уважение к существующим национальным традициям, обрядам, культуреформировать потребность в активном, творческом отношении к окружающей действительности, в овладении культурой поведения, этическими нормами общения.

2. Значимым средством в системе формирования нравственной культуры будущих социальных работников является внедрение в учебно-воспитательный процесс высшего учебного заведения научно обоснованной модели, включающей в себя следующие взаимосвязанные компоненты: цель, задачи, принципы, закономерности, задачи, функции, этапы, практи-ко-ориентированные формы и методы. Критерием ее эффективности является результат.

3. Для наибольшей эффективности формирования нравственной культуры будущих социальных работников на основе этнопедагогики чувашского народа необходима реализация следующего комплекса педагогических условийа именно: насыщение гуманистическим содержанием жизнедеятельность студентовориентированность всех субъектов воспитания на ин-териоризацию студентами ценностей общества, общечеловеческой культуры и этнической общностииспользование в образовательной деятельности воспитательного потенциала этнопедагогической средыосуществление в учебном процессе межпредметных связейпоощрение и стимулирование процесса нравственного самосовершенствования студентоввовлечение их в активную общественную деятельностьвысокий уровень нравственной и профессиональной культуры педагогаучет специфики личностного развития студентагуманный стиль общения и поведениясотрудничество и сотворчество преподавателя и студентаразнообразная внеаудиторная работа со студентами.

4. Критериями оценки уровня нравственной культуры будущих социальных работников являются: а) стремление к непрерывному самосовершенствованию норм поведения и правил общежитияб) наличие и развитие нравственных качеств (гуманность, доброта, честность, толерантность, справедливость и т. д.) — в) соблюдение моральных норм (придерживание общепринятых норм, правил внешней культуры, соблюдение этикета общения, проведение анализа, самоанализа, рефлексиии и т. п.) — г) значимость нравственных ценностей в системе ценностных предпочтений студентов, их осознанность и связь с нравственным идеалом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения, результаты, выводы и рекомендации обсуждались на заседаниях кафедр общей и профессиональной психологии, педагогики начально/j образования Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, психологии и педагогики филиала Российского государственного социального университета в г. Чебоксары, докладывались на межрегиональных научно-практических конференциях: «Этнопедагогиче-ские знания в процессе социализации» (Чебоксары, 2003), «Этнические аспекты нравственного воспитания студентов гуманитарных вузов» (Чебоксары, 2004), «Нравственное воспитание студентов гуманитарного вуза с использованием народных традиций» (Чебоксары, 2004), «Этнопедагогиче-ский подход в работе с неблагополучными семьями» (Москва, 2005). Основное содержание исследования отражено в 9 публикациях, из них 4 работы поддержаны Российским гуманитарным научным фондом (проект № 03−06−59а).

Результаты исследования апробированы в учебно-воспитательном процессе филиала Российского государственного социального университета г. Чебоксары.

По материалам исследования внедрены спецкурсы «Этнопедагогика» и «Система нравственных знаний в контексте этнопедагогики чувашского народа» в филиале Российского государственного социального университета г. Чебоксары.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения. В работе содержатся 5 таблиц, 2 рисунка, 2 схемы, 12 диаграмм. Список использованной литературы включает 260 наименований.

7. Результаты исследования позволяют констатировать, что развитие интереса к традиционной культуре воспитания у будущих социальных работников может быть успешным при соблюдении ряда условий: обеспечение нравственной направленности преподавания всех учебных дисциплинсистематическое вовлечение студентов в различные формы профессиональной деятельности и ситуации нравственного выбораформирование у студентов интереса к обычаям и традициям народа, потребности к формированию нравственной культуры в ходе изучения спецкурсов «Этнопедагогика» и «Система нравственных знаний в контексте этнопедагогики чувашского народа».

8. Предложены научно-методические рекомендации по совершенствованию процесса формирования нравственной культуры студентов на основе этнопедагогики чувашского народа: использование в образовательной деятельности воспитательного потенциала этнопедагогической среды;

• этнопедагогизация воспитательных задач, защита и развитие этнических культур и традиций чувашского народа;

• ориентированность всех субъектов воспитания на интериориза-цию студентами ценностей общества, общечеловеческой культуры и этнической общностирешение проблемы развития этнотолерантности на занятия по всем предметам;

• последовательность и преемственность в содержании воспитательного процесса, форм, методов и средств, предполагающих поэтапное формирование конкретных нравственных качеств личности и уровня этнопедагогической культуры.

9. Исходя из проделанного анализа современного состояния и наметившейся тенденции в становлении новой нравственной культуры будущих социальных работников, которая начала формироваться в общедемократическом русле, и из нашего опыта, можно сделать вывод, что она в будущем станет в основном целостным образованием, в котором общечеловеческое будет гармонически сочетаться с индивидуальным.

Выполненное нами исследование проблемы формирования нравственной культуры будущих социальных работников на основе этнопедагогики чувашского народа вносит определенный вклад в дело совершенствования воспитательного процесса вуза. Мы осознаем, что не все поставленные нами задачи решены в равной мере глубоко и основательно. Вместе с тем, исследование выявляет ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. В частности, это изучение того, как преподаватель вуза формирует способность студентов к использованию нравственных ценностей в содержании научного знания.

Заключение

.

Несмотря на то, что каждый человек — неповторимая, яркая индивидуальность, у всех представителей профессии «социальный работник» также есть общие, специфические черты. Профессионально важными для всех работников социальной сферы качествами являются общительность, ориентация на взаимодействие с людьми, доброта, оптимизм, старательность, гума-нистичность, тактичность, эмоциональная теплота, чуткость. Вследствие этого обучение в вузе должно стать стартовой площадкой для дальнейшей гуманистической деятельности, для развития потребностей личности будущего социального работника в милосердии, добролюбии, миротворчестве, для ориентации на сложный мир человеческих взаимоотношений.

Как свидетельствует анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, проблема становления личностных качеств является комплексной и многоаспектной, поскольку затрагивает различные стороны жизнедеятельности человека. Кроме того, сегодняшняя ситуация показывает, что интересы многих студентов несут явно материальную направленность. Такая ситуация обуславливает серьезность задач, стоящих перед социальными институтами. Именно нравственность больше, чем любая другая сфера внутреннего мира человека, обеспечивает социальную устойчивость системы отношений будущего специалиста в обществе, эффективно влияет на формирование сознания и социально-профессионально значимых качеств личности. Высокая нравственная культура увеличивает эффективность труда, развивает самого человека. Потребность в творческой личности, имеющей свою гражданскую позицию, в перспективе вызовет глубокую внутреннюю потребность в культуре, нравственном самосовершенствовании, в приобретении тех навыков, которые обеспечат зрелость и активность личности.

Сегодняшние студенты, став специалистами, призваны помочь восстановлению нравственной культуры как основы, утверждающей ценность человеческой жизни, способствовать духовному возрождению общества.

Нравственное развитие личности студента, будущего социального работника — сложный и противоречивый процесс. Это и усвоение исторических завоеваний человечества в области нравственной культуры, и принятие нравственных требований современного общества, и овладение различными формами общения в системе моральных отношений, и достижение высокого уровня самоконтроля.

Изучение своеобразия нравственной культуры студентов показывает, что существенное влияние на процесс ее формирования оказывает этнокультурный фактор. Вследствие этого в работе обоснована целесообразность выбора этнопедагогического подхода к рассмотрению проблемы совершенствования процесса формирования нравственной культуры будущих социальных работников, который учитывает своеобразие различных этнокультур, в том числе и чувашской, национальных систем воспитания, особенности народной педагогики, исходя из традиционных взглядов этноса на воспитание в соответствии с имеющимися народными традициями, обычаями, менталитетом, национальной психологией, сформировавшейся на определенной географической территории с особенными природно-климатическими, социально-экономическими условиями, демографической ситуацией развития.

В ходе исследования разработана модель процесса формирования нравственной культуры будущих социальных работников на основе этнопедагогики чувашского народа, показаны педагогические условия ее реализации. При выборе совокупности способов и средств, влияющих на формирование нравственной культуры студентов, предпочтение было отдано педагогической технологии, ориентированной на использование национальных традицийоткрытость этносоциальной среды в формировании ценностных ориентации будущего профессионалавключение студентов в национальные виды труда как социальной поддержки выпускников в рыночных условияхраскрытие возможностей этнопедагогики в формировании личности будущего социального работника.

Проведенное исследование подтвердило возможность реализации идеи совершенствования процесса формирования нравственной культуры студентов на основе этнопедагогики чувашского народа. Результаты данного исследования свидетельствуют о позитивной динамике нравственного воспитания будущих социальных работников с учетом выявленных эффективных условий и позволяют сделать следующие выводы:

1. Сегодня, когда нравственные нормы и ценности предшествующих поколений не всегда соответствуют изменениям общественной реальности, социальный работник выступает не только как представитель определенной профессии, но зачастую и как специалист способный лечить социальные болезни как отдельной личности, так и общества в целом.

2. Анализ проведенных исследований, касающихся современного состояния и проблем нравственной культуры студентов, свидетельствует о том, что уровень нравственной культуры основной массы низок. Действие факторов, призванных формировать нравственную культуру студентов, еще малоэффективно. Современное массовое сознание руководствуется идеалом преуспевающей в основном на материальном поприще личности. Патриотизм, чувство долга, гражданственность, борьба за счастье наибольшего количества людей отодвинулись чуть ли не на последнее место в системе нравственных ценностей. Как в обществе в целом, так и в студенческой среде углубляется разрыв жизненных ценностей и нравственного идеала. Узко индивидуальный, эгоистический дух ведет к обеднению человеческих потребностей, подавляет чувства сострадания, соучастия, сопереживания, уважения к другим и к самому себе. Поэтому сегодня, как никогда, остро стоит проблема воспитания у студентов чувства нравственного долга и ответственности за будущее страны и своего народа.

3. На современном этапе необходима всемерная гуманизация образования, которая является не только фактором формирования общей культуры личности студента, но и в значительной степени — средством формирования его нравственной культуры, максимальное раскрытие его возможностей. Жизнь требует также создания в вузах новых форм организации культурно-образовательных центров, которые обоснованно применяют этнопедагогиче-ский подход, предусматривающий использование культурно-исторических традиций народа, выработанных народной педагогикой этнопедагогических ценностей в воспитании молодежи, учет этнопсихологических и личностных особенностей человека как представителя определенного этноса.

4. Выявлен воспитательный и нравственный потенциал этнопедагогики чувашского народа в процессе формирования нравственной культуры студентов, будущих социальных работников. Воспитательный потенциал этнопедагогики чувашского народа в процессе нравственного воспитания позволяет у них формировать и стимулировать саморазвитие:

• активизация становления таких качеств, как любовь к Родине, толерантность, справедливость, доброта, честность, любовь;

• анализ умений и навыков при сопоставлении подлинных связей реального мира, умение думать и сопоставлять реальные события между собой;

• побуждение к самовоспитанию, самореализации;

• развитие эстетических потребностей и эстетической культуры, формирование культуры поведения, усвоение этических норм общения;

• уважение к существующим традициям, обрядам, культуре чувашского народа;

• формирование активного, творческого отношения к окружающей действительности.

Нравственный потенциал этнопедагогики чувашского народа содержит компоненты, которые.

• определяют нормы поведения;

• объединяют людей;

• отражают внутреннее духовное состояние человека, создают условия для сопереживания;

• отражают ценностное отношение человека к миру и к самому себе, приобщают к человеческой Красоте, Любви, Мудрости, Природе, Родине;

• содержат идеи трудовой этики, разграничение положительного и отрицательного, представления об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости и т. д.;

• формируют национальное самосознание личности, основанное на ощущении духовной связи с народом, пробуждают и развивают чувство национального достоинства и гордости за свой народ;

• формируют чувство гуманности в сфере межнациональных, общечеловеческих отношений.

5. Разработана модель процесса формирования нравственной культуры будущих социальных работников на основе изучения идей и опыта этнопедагогики чувашского народа, состоящая из следующих компонентов и совокупности элементов: целевого (цели, принципы, закономерности, задачи), содержательного (функции, основные направления деятельности), операционно-действенного (этапы, формы, методы, условия), оценочно-результативного (критерии и показатели). Установлены системообразующие связи выделенных компонентов (целеполагание, рефлексивные, функциональные).

6. Обоснованы педагогическая технология процесса формирования нравственной культуры студентов на основе этнопедагогики чувашского народа, ориентированная на подготовку их к жизни и профессиональной деятельности с применением этнических традиций, ценностей, а также условия ее реализации: насыщение гуманистическим содержанием жизнедеятельности студентовобеспечение взаимодействия вуза и окружающего социумаориентированность всех субъектов воспитания на интериоризацию студентами ценностей общества, общечеловеческой культуры и этнической общностииспользование в учебно-воспитательном процессе воспитательного потенциала этнопедагогической средыпрактико-ориентированная направленность содержания деятельности студентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Г. Формирование нравственной культуры студентов средствами башкирского народного творчества: Дисс.к.п.н. / А. Г. Абсалямова. -М., 1993.-201 с.
  2. Г. В. Российское сознание: Историко-психологические очерки / Г. В. Акопов. Самара: СамГПУ, 1999. — 74 с.
  3. А.Ю. Роль этнокультурных традиций в нравственном воспитании современных школьников: Дисс. .к.п.н. / А. Ю. Аксенова. СПб, 2004. -202 с.
  4. А. Формирование у будущих учителей готовности к эстетическому воспитанию младших школьников на прогрессивных традициях народной педагогики (на материале педвузов Киргизии): Дисс.к.п.н. / А. Алимбеков. М., 1990. — 255 с.
  5. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш. А. Амонашвили. М.: Университетское изд-во, 1990. — 560 с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. -М.: Наука, 1977. 379 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. JL: Изд-во ЛГУ, 1968.-338 с.
  8. Э.Ш. Нравственное воспитание учащихся на основе бурятских народных традиций: Дисс.к.п.н. / Э. Ш. Анганова. Улан-Удэ, 1995. — 160 с.
  9. С.А. Вопросы национальной психологии / С. А. Андреев. Новосибирск, 1996. — 64 с.
  10. Ю.Андреев С. А. Этнопсихология / С. А. Андреев. Новосибирск, 1998. — 84 с.
  11. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV- XVII вв. / Сост. С. Д. Бабикин, Б. Н. Митюров. М., 1985. — 363 с.
  12. П.А. Образование и просветительское движение в марийском крае: историко-педагогические очерки / П. А. Апакаев. Йошкар-Ола, 2002. — 351 с.
  13. Аристотель. Собрание соч.: В 4 т. Т. 1. -М: Мысль, 1976. 550 с.
  14. Ш. М-Х. Использование произведений национальной культуры в подготовке учителя начальных классов: Дисс. к.п.н./ Ш. М-Х. Арсалиев. -М., 1993.-200 с.
  15. JI.M. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / JI.M. Архангельский. М., 1978. — 280 с.
  16. А.Г. Личность: Психологическая стратегия воспитания / А.Г. Ас-молов // Политическое самообразование 1988. № 16. С. 84.
  17. К.Ш. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей / К. Ш. Ахияров // Педагогика. 2002. № 3. С. 50 — 54.
  18. Н.И. Этнография, фольклор. 1883−1900 гг. // Исследования по чувашскому фольклору. Чебоксары: Чув. книж. изд-во, 1984.
  19. Н.И. Словарь чувашского языка. В 17-ти томах / Н. И. Ашмарин. -Казань Чебоксары, 1928−1950 гг.
  20. Н.Г. Этнопедагогические ценности Амурского казачества: Дисс. .к.п.н./Н.Г. Баженова.-Биробиджан, 2000. 196 с.
  21. А.А. Формирование этнической идентичности городских подростков: Автореферат дисс.. д.п.н./ А. А. Байченко. М., 1999. — 18 с.
  22. Н.В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 416 с.
  23. Г. И., Лисова К. Л., Суворова Г. Ф. Нравственное воспитание школьников на народных традициях / Г. И. Батурина, К. Л. Лисова, Г. Ф. Суворова. М.: Народное образование, 2002. — 112 с.
  24. В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. Автореф. дисс.дп.н./ В. П. Бедерханова. Краснодар, 2001. — 47 с.
  25. С.П. Этнопедагогическая культура алтайцев: Дисс. .д.п.н./ С. П. Беловолова. Новосибирск, 2001. — 462 с.
  26. Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности / Н. А. Бердяев. М.: Мысль, 1990. — 207 с.
  27. Н.А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма / Н. А. Бердяев. М.: Сварог и К, 1997. — 414 с.
  28. B.C. Культура. Диалог культур / B.C. Библер // Вопросы философии. -1989. N6. С. 28−32.
  29. B.C. Мышление как творчество / B.C. Библер. М., 1975. — 280 с.
  30. Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения / Б.М. Бим-Бад.- М.: Российский открытый ун-т, 1994. 35 с.
  31. П.П. Курс педагогики (Введение в воспитание ребенка): Пособие для высших учебных заведений, учительск. ин-тов и курсов / П.П. Блон-ский.- изд. 2-е, испр М.: Задруга, 1918. — 202 с.
  32. В.А. Нравственное воспитание: философско-этические основы / В. А. Блюмкин. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1990. — 142 с.
  33. О.С., Черенкова С. В. Нравственное воспитание старшеклассников: Книга для учителя / О. С. Богданова, С. В. Черенкова. М.: Просвещение, 1988.-206 с.
  34. М. В., Корнетов Г. Б. О педагогических проблемах / М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов // Магистр. 1992. № 5. С. 16−17.
  35. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, политэкономия / Главн. науч. ред. и сост. С. Ю. Солодовников. М.: МФЦП, 2002. — 564 с.
  36. Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Глоссарий: Учебное пособие / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. — 44 с.
  37. Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (основные положения Концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях) / Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1995. — 32 с.
  38. Е.В. Формирование нравственного сознания старшихшкольников / Е. В. Бондаревская.- Ростов-на-Дону: Красное знамя, 1976. 192 с.
  39. Дж. О героическом энтузиазме / Дж. Бруно. М.: ГИХЛ, 1953. — 211 с.
  40. Быт великорусских крестьян землепашцев (На примере Владимирской губернии)/ Авт. сост. Б. М. Фирсов, И. Г. Киселева. — СПб.: Изд. Европейского Дома, 1993.-472 с.
  41. В.А. Этнопедагогика русской нации: социально-философский анализ: Дисс. .к.философ.н./ В. А. Бакаев. Барнаул, 2002. — 182 с.
  42. И.И. Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников (на материале Республики Башкортостан): Дисс. .д.п.н. / И. И. Валеев. Москва, 1998. — 352 с.
  43. К.Н. Как создать свободную школу (Дом свободного ребенка) / К. Н. Вентцель, — изд. 2-е исп. и дополн.- М.: Тип. лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1908, — 62 с.
  44. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  45. Г. С. Народная педагогика / Г. С. Виноградов. Иркутск, 1992.- 166 с.
  46. Ю.Р., Ковалева А. И., Луков В. А., Ручкин Б. А., Шапко В. Т. Практикум по социологии молодежи / Ю. Р. Вишневский, А. И. Ковалева, В. А. Луков, Б. А. Ручкин, В. Т. Шапко. М.: Социум, 2000.-296 с.
  47. С.М. Профессиональное образование. Словарь: ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. М.: НПЦ СПО, 1999.- 538 с.
  48. Внеучебная деятельность в педагогическом вузе: Концепция, нормативные и методические материалы Уральского государственного университета.- Екатеринбург: УГУ, 2000 55 с.
  49. В.И. Русская народная педагогика / В. И. Водовозов // Избр.пед.соч. М., 1986. С. 379−406.
  50. Г. Н. Этнопедагогика чувашского народа (в связи с проблемой общности народных педагогических культур) / Г. Н. Волков. Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1966. — 341 с.
  51. Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. М., 1997. — 54 с.
  52. Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н. Волков. М.: Изд. цент «Академия», 2000.- 176 с.
  53. И.П. Учим творчеству // Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1988. — С. 101−140.
  54. Ф. Философские сочинения / Ф. Вольтер. -. М.: Наука, 1989. 750 с.
  55. В.В. Педагогика школы в двух словах: Конспект-пособие / В. В. Воронов. М.: Пед. общество России, 2001. — 192 с.
  56. .З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие / Б. З. Вульфов, В. Д. Иванов. М.: Изд-во УРАО, 1997.-288 с.
  57. JT.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина.- М: Педагогика, 1984. 432 с.
  58. О.С. Обоснование новых целей и задач воспитания в условиях перестройки общеобразовательной школы / О. С. Газман // Опыт разработки концепций воспитания. Ростов-на-Дону: ИПК и ПРО, 1993. — С.42−63.
  59. О.С. Педагогика свободы: Путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. Выпуск 6.- М., 1996.-С. 6−38.
  60. Н. Строение реального мира. Очерк высшего учения о категориях// Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада: Учеб. хрестоматия. 2-е изд. М., 1996. — С. 146 — 172.
  61. Г. В. Народная религия и христианство // Работы разных лет. В 2-х т. М.: Мысль, 1972. Т. 1. — 668 с.
  62. А.И., Огарев Н. П. О воспитании и образовании. М., 1990. — 363 с.
  63. .С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры: (Прогностическая гипотеза образовательного триумфа) / Б.С. Гершун-ский.- М: Моск. психол.-соц. ин-т, 1997, — 117 с.
  64. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. М.: Школа — Пресс, 1995. — 78 с.
  65. А.Г. Воспитательный потенциал народных традиций Поморского Севера в подготовке учителя физической культуры: Дисс.. к.п.н./ А. Г. Гмырин. СПб., 1995. — 243 с.
  66. П.А. Избранные произведения. Т. 1−2 / П. А. Гольбах. М.: Соцэкгиз, 1963.
  67. Н.С. Нравственное воспитание студентов на прогрессивных традициях народной педагогики туркмен: Дисс.к.п.н. / Н. С. Гончарова. -Ашхабад, 1989. 187 с.
  68. Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации (конец XIX 90-е гг. XX вв.) / Под ред. М. В. Богуславского, З. И. Равкина. — М: ИТОиП РАО, 1998. -290 с.
  69. В.В. Проблемы развивающего обучения: Очерк теоретического и экспериментального психологического исследования / АПН СССР.- М: Педагогика, 1986.-239 с.
  70. Н.Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. М.: Книга, 1991. — 574 с.
  71. А.С. История культуры стран Европы / А. С. Даниличев. М., 1997. — 80 с.
  72. З.К. Этнокультурное ориентирование образовательной системы региона: научно-педагогические основы и опыт реального функционирования в республике Адыгея. Автореф. дисс. .к.п.н./ З. К. Дахужева. Майкоп, 2003.-29 с.
  73. Р. Разыскание истины. СПб.: Азбука, 2000. — 286 с.
  74. Д. Сочинения Т. 1−2. М., 1986−1991.
  75. А. Избранные педагогические сочинения.-М:Учпедгиз, 1956.-374с.
  76. П.Р. Русский язык / П. Р. Долматов. Иркутск, 1993. — 80 с.
  77. Древнегреческая философия: от Платона до Аристотеля: Сочинения / Сост. В. Шкода. М.: ACT: Фолио, 1999. — 631 с.
  78. А. Народная педагогика в пользу ученых и учителей / А. Дух-нович. М., 1856. — 112 с.
  79. Э. Социология образования / Э. Дюркгейм. М.: ИНТОР, 1996. -85 с. 82.3анков J1.B. Избранные педагогические труды / АПН СССР. М: Педагогика, 1990. -418 с.
  80. А.Е. Иван Яковлевич Яковлев и современность / А. Е. Земляков. -Чебоксары: ЧГПИ, 1997. 252 с.
  81. А.Е. Проблема связи воспитания с жизнью в истории чувашской школы и педагогики / А. Е. Земляков. Чебоксары: ЧГПУ, 2004. — 292 с.
  82. В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский. М., 1993. — 142 с. 86.3инченко В. П. Человеческий интеллект и технократическое мышление / В. П. Зинченко // Коммунист. М., 1988. № 3. С. 96−104.
  83. В.Г. Развитие и воспитание интересов учащихся старших классов средней школы / В. Г. Иванов, — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1959.- 82 с.
  84. Д.Е. Этнопедагогическая подготовка социальных работников. Историография. Теория. Опыт. Монография / Д. Е. Иванов. М.: Изд-во «Союз», 2000. — 440 с.
  85. Р.Н. Педагогические основы подготовки будущих учителей к использованию идей народной педагогики в формировании трудового образа жизни сельских школьников: Автореферат дисс.. к.п.н./ Р. Н. Идрисова -М., 1995. 18 с.
  86. С.Н. Диалог о культуре / С. Н. Иконникова. JL: Лениздат, 1987. -203 с.
  87. С.Н. Методологические проблемы исследования нравственной культуры развитого социализма / С. Н. Иконникова // Методологические проблемы изучения культуры. Л., 1978. — 220 с.
  88. Е.Н. Искусство общения // Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. М: Педагогика, 1988. — С. 205−270.
  89. И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948−1954 годов // Собрание сочин. в 10 т. М., 1993. Т. 2 кн.- 478 с.
  90. И.А. Основы христианской культуры / И. А. Ильин. Женева: Изд. бюро Конфедерации рус. трудящихся христиан, 1937. — 47 с.
  91. И.А. Путь духовного обновления // Собрание сочинений в 10 т. -М.: Русская книга, 1993. Т. 1. 398 с.
  92. Т.А. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. институтов / Т. А. Ильина. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
  93. И.М. О молодежной политике российского политического центризма / И. М. Ильинский. М., 1999. — 103 с.
  94. Р.С. Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана: Дисс. .к.п.н./ Р. С. Исрафилов Махачкала, 2001. -162 с.
  95. История педагогики в России: Хрестоматия: Для студ. гуманитарных факультетов высших учебных заведений / Сост. С. Ф. Егоров. М: Академия, 1999.- 400 с.
  96. М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа) / М. С. Каган.-М., 1974.-328 с.
  97. Г. Б. Педагогика: теория и история / Г. Б. Корнетов. М.: УРАО, 2003.-256 с.
  98. И.Б., Шиянов Е. Н. Педагог: профессия и личность / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1997. -144 с.
  99. ПЗ.Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие / И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. Ростов-на-Дону, 1997. — 110 с.
  100. А.О. Становление социально-нравственной зрелости личности в условиях высшего профессионального образования: Дисс.к.п.н./ А.О. Ко-шелева Орел, 2001. — 193 с.
  101. В.В. Моделирование в педагогическом исследовании / Под ред. В. И. Журавлева // Введение в научное исследование: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов.-М: Просвещение, 1988. С. 107−122.
  102. Пб.Краевский В. В. Общие основы педагогики: Учеб. для студ. высш. пед. уч. заведений / В. В. Краевский. М.: Академия, 2003. — 256 с.
  103. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д. М. Гвишиани, Н.ИЛапина. Сост. Э. М. Коржева, Н. Ф. Наумова. М.: Политиздат, 1988. — 479 с.
  104. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста / Н. Б. Крылова. М., 1994. — 230 с.
  105. В.Г., Дергач А. А. Этнопсихология / В. Г. Крысько, А. А. Дергач. -М., 1992.- 132 с.
  106. И.В. Педагогические аспекты формирования нравственно-эстетической культуры студентов в условиях межнациональных отношений. Дисс. .к.п.н. / И. В. Крюкова. Владикавказ, 2004. — 168 с.
  107. Кузнецова J1.B. Национально-культурная среда в общеобразовательной школе: теория и практика формирования / J1.B. Кузнецова. Чебоксары: Клио, 2000. — 276 с.
  108. B.C., Столяренко Л. Д. Этнопедагогика и этнопсихология / B.C. Кукушин, Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. — 168 с.
  109. Культура Чувашского края. Часть 1: Учебное пособие / В. П. Иванов, Г. Б. Матвеев, Н. И. Егоров и др. / Сост. М. И. Скворцов. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1995.-350 с.
  110. Леви-Строс К. Структурная антропология / К. Леви-Строс. М., 1983. -254 с.
  111. Д.Г., Потаповская О. М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы / Д. Г. Левчук, О. М. Потаповская. М.: Планета, 2000. — 52 с.
  112. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  113. А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М., 1981. -486 с.
  114. В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки / В. Т. Лисовский. М.: Высшая школа, 1990. — 304 с.
  115. В.Т. Социальный и нравственный портрет современного студента / Ред. кол.: Э. К. Васильева, В. Т. Лисовский // Социально-демографический портрет студента. М.: Мысль, 1986.- 158 с.
  116. ШЛихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей, 1992.-528 с.
  117. Ш. Лукичев П. Н., Скорик А. П. Поведенческая типология студенческой группы / П. Н. Лукичев, А. П. Скорик // Социология. 1995. N 7. С. 109−115.
  118. С.Н. Когда легко учиться // Педагогический поиск / Сост. П. Н. Баженова М.: Педагогика, 1988. — С. 57−100.
  119. В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений / В. Г. Максимов. М.: Академия, 2002.-272 с.
  120. В.Г., Савчук Н. Ю. Системно-ролевой анализ профессиональной деятельности учителя / В. Г. Максимов, Н. Ю. Савчук. Чебоксары: ЧГПУ, 2003. -188 с.
  121. О.Г. Учебно-воспитательный комплекс как педагогическая система: Учебное пособие / О. Г. Максимова. Чебоксары: ЧГПИ, 1997. — 102 с.
  122. О.Г., Чернова О. В. Социально-профессиональная деятельность учителя / О. Г. Максимова, О. В. Чернова. Чебоксары: ЧГПУ, 2003. — 108 с.
  123. З.А., Новикова Л. И. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе / З. А. Малькова, Л. И. Новикова. М., 1997. — 21 с.
  124. М.К. Проблема человека в философии // 0 человеческом в человеке / Под ред. И. Г. Фролова. М., 1991. — 280 с.14Шамонтов С. П. Основы культурологии / С. П. Мамонтов. М., 1994. -156 с.
  125. А. Подготовка студентов педагогического вуза к использованию идей таджикской народной педагогики: Дисс.. к.п.н. / А. Манонов -М., 1992.-204 с.
  126. В.И., Петрова Н. П., Сорочинская Е. Н. Концепция социально-воспитательной работы со студентами педагогического университета / В.И. Ма-реев, Н. П. Петрова, Е. Н. Сорочинская. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1999. — 57 с.
  127. Мб.Махова Н. В. Формирование нравственной культуры студентов средствами массовой информации: Дисс. .к.п.н./ Н. В. Махова. -М., 2004. 155 с.
  128. В.М. Принципы педагогического учения К.Д. Ушинского // К. Д. Ушинский и русская школа. М.: Роман газета. 1994. — С. 49−71.
  129. А.В. Этнопедагогические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (на примере Респ. Саха): Дисс. .д.п.н./ А. В. Мордовская М., 2000. — 357 с.
  130. В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: Дисс. .д.п.н./В.А. Николаев. -М., 1998. -404 с.
  131. Ф. Человеческое, слишком человеческое // Соч. в 2-х т. М.: РИ-ПОЛ КЛАССИК, 1998. Т. 1. — 832 с.
  132. Основы культурологии. 11 класс / Сост.: Г. М. Пономарева, Л.З. Неми-ровская, Т. Н. Тюляева. М., 1998. — 319 с.
  133. И.В. Воспитание на традициях / И. В. Павлов. Чебоксары: Чуваш. книжное изд-во, 1988. — 96 с.
  134. И.В. Нравственное воспитание подростков / И. В. Павлов. Чебоксары: ЧГПУ, 1998.-297 с.
  135. В.Ф. Школа учит мыслить / В. Ф. Паламарчук. М.: Просвещение, 1987.- 206 с.
  136. Г. В. Мультикультурное образование: современный подход к воспитанию на народных традициях / Г. В. Палаткина // Педагогика. 2001. № 5. С.41−47.
  137. Г. В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования: Дисс.. д.п.н. / Г. В. Палаткина М., 2003.- 390 с.
  138. Парадигма будущего. Интервью с Н. Н. Мошевым. Раздумья о будущем: диалоги в преддверии третьего тысячелетия. М., 1987. — 143 с.
  139. .Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Парыгин. -М. Мысль, 1971.-351 с.
  140. Педагогика школы. Учеб. пособие для студентов педагогических институтов / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977. — 384 с.
  141. Педагогическая энциклопедия / Под ред. И. А. Каирова.- М., 1966. Т. 3. -879 с.
  142. Н.В. Нравственное воспитание младших школьников на гуманистических традициях русского народа: Автореферат дисс.. к.п.н./ Н.В. Пер-чун Ростов-на-Дону, 2003. — 18 с.
  143. Т.Н. История воспитания и педагогической мысли чувашского народа в XV XVIII вв. / Т. Н. Петрова. — М., 1996. — 207 с.
  144. Т.Н. Чувашская педагогика как факт мировой культуры / Т. Н. Петрова. Чебоксары, 1996. — 84 с.
  145. В.М. Так ли плох был Домострой? / В. М. Пилипов. М.: Панорама, 1991.-48 с.
  146. В. Я. Традиционалистско-консервативная парадигма в теории обучения на Западе / В. Я. Пилиповский // Педагогика. 1992. № 9−10. С. 106−113.170Ллатон. Сочинения. Т. 1−4. М., 1990−1994.
  147. К.К., Адаскин Б. И. Об изучении и формировании личности учащихся / К. К. Платонов, Б. И. Адаскин. М.: Высшая школа, 1966. — 224 с.
  148. Е.А. Значение детских игр в отношении воспитания и здоровья / Е. А. Покровский. М., 1884. — 24 с.
  149. Е.А. Физическое воспитание детей у разных народов, преимущественно в России / Е. А. Покровский. М., 1884. — 128 с.
  150. Ю.М. Этническая толерантность как мировоззренческий нравственный принцип // Реальность этноса. Образование и проблемы Межэтнической коммуникации: Материалы IV научно-практическая конференции / Под научн. ред. И. Л. Набока. СПб., 2002. — 282 с.
  151. И.О. Формирование этнопедагогической культуры будущих педагогов: Дисс. .к.п.н./И.О. Попова. Астрахань, 2001. -247 с.
  152. А.В. Профессионально-нравственное самовоспитание студентов как условие развития педагогической культуры будущего учителя: Дисс. .к.п.н./ А. В. Резниченко. Ростов-на-Дону, 1999. — 196 с.
  153. Н. К. О вечном /Н.К. Рерих. -М., 1951. 102 с.
  154. М.И., Бойбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие / М. И. Рожков, Л. В. Бойбородова. М.: ВЛАДОС, 2001.-256 с.
  155. В.В. Сумерки просвещения / В. В. Розанов. М.: Педагогика, 1990.-620 с.
  156. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 603 с.187Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн. СПб. и др.: Питер, 2000. — 712 с.
  157. C.JI. Принципы и пути развития психологии / СЛ. Рубинштейн.-М., 1959.- 138 с.189Руденко С. И. Добывание огня трением у чувашей / С. И. Руденко. СПб., 1911.-74 с.
  158. .Ж. Эмиль, или О воспитании // Пед. сочинение в 2-х т. М.: Педагогика, 1981. Т. 1. — 656 с.191Руткевич A.M. От Фрейда к Хайдеггеру. Критический очерк экзистенциального психоанализа/ A.M. Руткевич. -М., 1985. 186 с.
  159. Н.Г. Человек, цивилизация, общество / Н. Г. Савельев. М., 1985.-214 с.
  160. B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: Уч. пособие / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 336 с.
  161. А.К. Народная обрядность чувашей / А. К. Салмин. Чебоксары, 1994.-339 с.
  162. И. Народное воззрение на учение и воспитание / И. Сенигов. -СПб., 1896, — 15 с.
  163. P.M. Университетское педагогическое образование на юге России: история и современность / P.M. Ситько. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000.- 332 с.
  164. В.А. Педагогика: Уч. пособие / В. А. Сластенин. М.: Школа-Пресс, 2000.-512 с.
  165. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. 6-е изд. — М.: Политиздат, 1989. — 447 с.
  166. Н.Д. Социология / Н. Д. Смелзер. М.: Феникс, 1994. — 687 с.
  167. В.А., Сопиков А. А. Рассуждение о рассуждениях / В. А. Смир нова, А. А. Сопиков. JI.: Знание, 1974. — 147 с.
  168. B.C. Сочинения в 2-х томах /B.C. Соловьев М., 1989. — 688 с, 735 с.
  169. Социология молодежи. Учебник / Под ред. Лисовского В. Т. СПб, 1996. -455 с.
  170. . Избранные произведения. Т. 1 -2 / Б. Спиноза. М., 1957. — 315 с.
  171. Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов / Т.А. Стефа-новская. М.: Совершенство, 1998.-358 с.
  172. В.А. Избранные пед. сочинения. В 3-х т. Т.1 / Сост. О. С. Богданова, В. З. Смаль. М.: Педагогика, 1979. — 560 с.
  173. В.А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. Кишинев: Лумина, 1978.-239 с.
  174. Л.Ф. Управление процессом усвоения знаний / Л. Ф. Талызина. -М., 1975.- 53 с.
  175. А. Быт русского народа. Сочинения в 7 частях / А. Терещенко. -М., 1848.
  176. Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы / Л. Н. Толстой // Пед. сочинения. М.: Педагогика, 1989. С. 134−200.
  177. Е.Д. Формирование нравственных представлений младших школьников на этнокультурном музыкальном материале: Дисс.. к.п.н./ Е. Д. Трофимова. Екатеринбург, 2004. — 200 с.
  178. Н.С. К проблеме русского самопознания / Н. С. Трубецкой // История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. — 798 с.
  179. М.М. Реализация идей адыгейской народной педагогики при подготовке студентов к работе в национальной школе: Автореферат диссертации к.п.н./ М. М. Тхуго. М., 1995. — 16 с.
  180. З.П. Содержание формы этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в национальной школе (на материале Ханты-мансийского автономного округа): Дисс. к.п.н./З.П. Тюменцева. М., 1993. — 171 с.
  181. Ю.С., Хасанова Г. Ф., Харисов Ф. Ф. Национальное самосознание: Сущность и принципы формирования / Ю. С. Тюнников, Г. Ф. Хасанова, Ф. Ф. Харисов. Казань, 1994. — 89 с.
  182. А.К. Духовное обновление общества / А. К. Уледов. М.: Политиздат, 1990.-125 с.
  183. А. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеурочной деятельности на традициях таджикской народной педагогики: Дисс.. к.п.н./ А. Умаров. Москва, 1998. — 152 с.
  184. З.Т. Этнопедагогические основы экологического образования студентов педагогических специальностей в условиях университета: Дисс. .к.п.н./ З. Т. Урумов. Владикавказ, 2002. — 156 с.
  185. К.Д. О народности в общественном воспитании /К.Д. Ушинский П Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1968. -557 с.
  186. К.Д. Соб. соч.: В 11 т. / К. Д. Ушинский. М., 19 481 952.
  187. Г. И. Педагогические условия ориентации студентов на духовно-нравственные ценности средствами народного искусства: Дисс.. к.п.н./ Г. И. Фазылзянова. Казань, 2004. — 225 с.
  188. О.П. Использование идей и опыта русской народной педагогики в нравственном воспитании подростков: Дисс. .к.п.н./ О. П. Фетисова. -Карачаевск, 2004. 167 с.
  189. Философский энциклопедический словарь / Ред. кол.: С. С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л. Ф. Ильичев и др. 2-е изд. — М.: Сов. энциклопедия, 1989.815 с.
  190. И.Г. Основные черты современной эпохи / И. Г. Фихте // Соч. в 2-х т. СПб.: Мифрил, 1993. Т. 2. — 798 с.
  191. С.Л. Смысл жизни / С. Л. Франк // Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. — 510 с.
  192. В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с анг. и нем. / Общ. ред. Л .Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  193. Э. Душа человека / Э. Фромм. М., 1992. — 253 с.
  194. Э. Иметь или быть?: Пер. с анг. / Общ. ред. и поел. В. И. Добренькова. 2-е изд., доп. — М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
  195. М.Г. Этнопедагогическая подготовка учителя начальных классов национальной школы (историография, теория, опыт). Монография / М. Г. Харитонов. М.: Прометей, 1999. — 227 с.
  196. М.Г. Этнопедагогическое образование учителя национальной школы / М. Г. Харитонов. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2004. — 330с.
  197. И.Ф. Педагогика: Учебник / И. Ф. Харламов. М.: Университетское, 1998. — 560 с.
  198. А.Ф. Некоторые моменты взаимоотношений народной педагогики и истории педагогики (к вопросу создания единой истории педагогической мысли) / А. Ф. Хиндбидзе // Из истории народного образования Адыгеи. Ростов-на-Дону, 1975. С. 3−5.
  199. А.С. О сельской общине / А. С. Хомяков // Русская цивилизация и соборность. Сборник статей. М.: Типография Мосметростроя, 1994. -250 с.
  200. А.С. Семирамида / А. С. Хомяков // Соч. в 2-х т. М.: Изд-во «Медиум», 1994. Т. 1.-590 с.
  201. Хрестоматия по философии: Учебное пособие / Сост.: П. В. Алексеев,
  202. A.В.Панин. М., 1996.-356 с.
  203. Христова E. J1. Народная педагогика: Историко-графические и теоретические методологические проблемы / E. J1. Христова. М., 1988. — 181 с.
  204. З.Б. Этнопедагогическая афористика / З. Б. Цаллагова. М., 1997.- 143 с.
  205. М.В. Развитие нравственно-правовой культуры студентов гуманитарного вуза: Дисс. .к.п.н./ М. В. Царькова. Киров, 2003. — 234 с.
  206. И.С. Воспитание нравственных ценностей студентов в процессе общественно-педагогической деятельности: Дисс. .к.п.н./ И. С. Мальцева -Ростов-на-Дону, 2004. 253 с.
  207. Н.Г. Собрание сочинения: В 5 т. / Н. Г. Чернышевский М., 1974.
  208. В.Д. Психология деятельности и способности человека /
  209. B.Д. Шадриков. М.: Изд. Корпорация Логос, 1996. — 318 с.
  210. Н.К. Теория и практика нравственного развития личности подростка в процессе физического воспитания с этнокультурной направленностью: Дисс.. д.п.н./Н.К. Шамаев. Якутск, 2000. — 373 с.
  211. В.К. Этнокультурная направленность российского образования: Дисс. .д.п.н./ В. К. Шаповалов. Ставрополь, 1997. — 311 с.
  212. В.Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск / Сост. И. Н Баженова. -М: Педагогика, 1988. С. 141−204.
  213. С.Т. Деревенские дети и работа с ними / С. Т. Шацкий // Избранные пед. сочинения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. С. 89−121.
  214. Ши Лонвей Становление нравственной позиции студентов в образовательном процессе педвуза: Дисс.к.п.н./ Ши Лонвей. Воронеж, 2001. -158 с.
  215. Г. Г. Введение в этническую психологию / Г. Г. Шпет // Сочинения. -М.: Правда, 1989.-604 с.
  216. Р. Педагогика, основанная на познании человека / Р. Штайнер.- М.: Парсифаль, 1996. 123 с.
  217. Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиций культуры / Н.Е. Щур-кова. -М.: 1997.- 76 с.
  218. Н.Е. Ценностные отношения / Н. Е. Щуркова // Высшая школа, 1999. № 11. С. 17−22.
  219. Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989, — 560 с.
  220. Л.А. Формирование нравственности у подростков национальной культуроведческой школы (на материалереспубликанской школы-интерната Кабардино-Балкарской Республики): Дисс.. к.п.н./ Л.А. Энеева- Пятигорск, 2000. 238 с.
  221. Юнг К. Г. Современность и будущее / К. Г. Юнг. М.: Университетское, 1992.-60 с.
  222. И.Я. Моя жизнь / И. Я. Яковлев. М.: Республика, 1998. — 599 с.
  223. А.Н. Этнопедагогические основы социализации школьников и студентов (на материале Респ. Саха (Якутия)): Дисс. .д.п.н./ А. Н. Яковлева. -Якутск, 2002. 417 с.
  224. Atkinson J.W., Birch D. Introduction to Motivation / J.W. Atkinson, D. Birch.- New York, Cincinnati, Toronto, London, Melbourne. 1978. 115 c.
Заполнить форму текущей работой