Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью подростка в формировании субъектного отношения к искусству

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отчетливо проявляется противоречие между требованиями, предъявляемыми к современному учителю и системой профессиональной подготовки педагога-художника. Практика показывает, что в вузе не разработаны пути и технологии, позволяющие готовить педагогов-творцов на основе развития их личностных, субъектных качеств. Система организации педагогической практики студентов также не соответствует требованиям… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема субъектности в формировании индивидуально-личностного отношения подростка к искусству в деятельности педагога ИЗО
    • 1. 1. Проблема субъектности в философии, психологии и художественной педагогике
    • 1. 2. Проблема педагогического руководства процессом развития индивидуальности в художественной деятельности подростков
    • 1. 3. Современная практика подготовки педагога на художественнографическом факультете вуза с учетом проблемы субъектности

    Глава 2. Педагогическая проблема субъектности в формировании индивидуально-личностного отношения подростка к искусству в изобразительно-художественной деятельности в условиях дополнительного образования

    2.1 Психолого-педагогические особенности работы учителя с подростками в условиях дополнительного художественного образования.

    2.2 Концептуальные основы программы занятий изобразительным искусством в условиях дополнительного образования.

    2.3 Экспериментальная и исследовательская работа педагога художественной студии по выявлению индивидуальных особенностей в формировании субъектного отношения к искусству в изобразительной деятельности подростков.

Особенности педагогического руководства изобразительной деятельностью подростка в формировании субъектного отношения к искусству (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях социальных преобразований очевидна потребность общества в целостной, творчески активной личности, самостоятельно решающей задачу своего развития в различных сферах деятельности. В психолого-педагогических исследованиях последнего десятилетия отмечается особый интерес к изучению разнообразных проявлений индивидуальности, субъектных качеств личности в учебной деятельности, расширяется область прикладного использования этих данных, в том числе и в сфере художественной педагогики.

Отчетливо проявляется противоречие между требованиями, предъявляемыми к современному учителю и системой профессиональной подготовки педагога-художника. Практика показывает, что в вузе не разработаны пути и технологии, позволяющие готовить педагогов-творцов на основе развития их личностных, субъектных качеств. Система организации педагогической практики студентов также не соответствует требованиям современного образования, недостаточно уделяется внимания возрастным особенностям учащихся, что наиболее явно проявляется в работе с подростками. Данные предварительных исследований свидетельствуют, что молодые учителя слабо подготовлены к учебно-методической работе в школе, в том числе, в системе дополнительного образования. Некомпетентность в области методики преподавания не позволяет им творчески строить учебный процесс и эффективно реализовывать свой профессиональный и личностный ресурс.

Очевидно, что одним из направлений в изменении вузовской подготовки будущего учителя изобразительного искусства должно стать раскрытие индивидуального творческого потенциала студента. Это согласуется, с одной стороны, с общей стратегией современного педагогического образования, ориентированного на субъектное, творческое развитие учителя, с другойнаправлено на формирование способности педагога участвовать в инновационных процессах, самостоятельно организовывать условия и способы профессиональной и творческой деятельности (Н.Б. Кузьмина, А. В. Петровский, В. А. Сластенин, Е.Н. Шиянов).

Данные ученых (Е.И. Игнатьев, B.C. Мухина, В. Г. Ражников, Е. М. Торшилова, Б.П. Юсов) о целостном влиянии искусства на личностную сферу детей позволяют утверждать, что главная цель развития учащихся на занятиях изобразительного искусства — формирование ценностного, личностного отношения к искусству.

Важным фактором становления субъектности в профессиональной подготовке педагога искусства является восхождение к авторской педагогической системе (концепции), особенно необходимой в условиях дополнительного образования при работе с подростком. Учитель должен быть ориентирован на то, что в освоении изобразительного искусства важно не только овладение навыками графической грамоты, но и выражение в работах индивидуальности мышления, чувств, отношений.

Актуализация роли искусства в становлении современного человека требует расширения рамок академической подготовки специалиста в сторону практического знакомства с разнообразными инновационными методами, направленными на формирование сопричастности учащегося к художественной культуре через личностное отношение, проявляющееся в творческой деятельности.

Особенности работы с подростком в области изобразительного искусства обусловлены противоречивостью этого возраста, изменением их отношения к различным сферам деятельности. Школьнику-подростку свойственно ярко выраженное избирательное отношение к учебным предметам, связанное со стремлением к утверждению своей индивидуальности, субъектности в учебной деятельности (И.П. Подласый). Формирование субъектных качеств подростка на занятиях изобразительным искусством становится актуальным направлением в работе учителя, поскольку художественная деятельность интегрирована с интересами и склонностями обучающегося. В процессе занятий изобразительным искусством творческая деятельность становится формой выражения субъектного отношения школьника не только к окружающим явлениям, но и к искусству в целом.

Предварительный анализ современной системы профессиональной подготовки педагога-художника показал понимание студентами педагогических вузов важности индивидуального подхода в обучении подростка изобразительному искусству, а педагогическая практика продемонстрировала желание студентов именно в подростковом возрасте использовать разнообразные творческие формы и направления деятельности. С другой стороны, было отмечено недостаточное понимание будущими учителями особенностей индивидуальной работы в организации процесса художественно-творческого развития подростков. Было выявлено отсутствие в методической и профессиональной подготовке учителя особенностей построения индивидуальных программ занятий искусством, направленных на развитие субъектности как возрастной особенности подростка, проявляющейся в форме субъектного отношения.

Актуальность и педагогическая значимость исследования проблемы формирования у подростков субъектного отношения к искусству в процессе изобразительной деятельности обусловило необходимость построения научно обоснованной образовательной модели приобщения учащихся к искусству в сфере дополнительного образования.

Проблема педагогического руководства этим процессом методологически связана с философской теорией субъектно-объектных отношений, в которой деятельность субъекта рассматривается как активная форма отношения к объекту (Г.В. Ф. Гегель, А. Н. Уайтхед, М.С. Каган).

Основанием педагогического исследования является категория субъекта, разработанная в научном наследии C.JI. Рубинштейна и его последователей. Ее основные параметры — активность, рефлексия, саморегуляция, самоопределение, наличие и фиксация отношения к объективной действительности, свобода выбора, использование индивидуальных стратегий деятельности. Анализ философско-психологических исследований (К.А.

Абульханова, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев) позволил выделить обобщенное понимание категорий «субъект» и «субъектность» применительно к рассматриваемому контексту и сформулировать понятие субъектного отношения человека к миру. Ему свойственно наличие рефлексии, степень развития интеллекта (сознание), способность человека (субъекта) выделять себя из окружающей действительности, потребность осмысления своей деятельности и определения способа свободного самораскрытия в индивидуальном стиле деятельности. Это подтвердило возможность рассмотрения изобразительной деятельности как особой формы выражения субъектного отношения к действительности и искусству.

Согласно выводам ученых целостное развитие человека возможно только в пространстве культуры (П. Тейяр де Шарден, П. А. Флоренский, JI.H. Гумилев, А. Ф. Лосев, Д. С. Лихачев, Ю.М. Лотман). С этих позиций культурологический подход к обозначенной проблеме подразумевает педагогически углубленное исследование категории субъектного отношения к искусству. Культура задает особый уровень в системе отношений личности к миру, влияет на индивидуальное развитие человека, формирует его как субъекта. Это отражено в концепции культуросообразного образования (В.Т. Кудрявцев, В. И. Слободчиков, Л.В. Школяр), концепции диалога культур в образовательном пространстве (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Г. Д. Гачев), в культурологическом подходе в художественной педагогике (Б.П. Юсов).

Психологический аспект данной проблемы представлен в исследовании с позиции психологии отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев). Специфика категории «отношения» применительно к индивидуально-личностному развитию человека рассмотрена на основе трудов Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, B.C. Мерлина, С. Л. Рубинштейна. В раскрытии психолого-педагогических условий развития субъектного отношения к искусству нами проанализированы аспекты формирования субъектности в учебной деятельности на основе концепции развивающего обучения (В.В. Давыдов,.

Д.Б. Эльконин), субъектной педагогики (В.А. Петровский, А.В. Петровский), в том числе в условиях развивающей образовательной среды.

Изучение работ Г. Кершенштейнера, В. В. Зеньковского, Е. И. Игнатьева, В. И. Киреенко, B.C. Мухиной, посвященных психологическим проблемам детского изобразительного развития, подтвердило предположение о том, что изучение субъектного отношения к искусству в изобразительной деятельности подростка целесообразно осуществлять на основе графических видов работ. По данным отечественных (А.В. Бакушинский, B.C. Щербаков) и зарубежных ученых (Б. Ларк-Горовиц, Т. Манро), преимущественный выбор подростками графических техник — признак этого возраста.

Для разработки критериев определения творческой индивидуальности учащегося в процессе формирования субъектного отношения к искусству мы опирались на такие эстетические категории, как «эстетическое отношение», «художественный образ», «творческий метод» с позиции их субъектного содержания и на основе трудов Ю. Б. Борева, В. Г. Власова, И. Ф. Волкова, Л. С. Столовича, С. Х. Раппопорта, Е. Г. Яковлева. Педагогическое значение эстетического отношения прослежено нами на основе работ А. И. Бурова, А.А. Мелик-Пашаева, Л. П. Печко, в которых освоение методов искусства понимается как средство реализации художественно-творческой индивидуальностихудожественный образ представлен как обязательный фактор развития личности учащегося в современной системе образования, с позиции Г. В. Лабунской, Б. П. Юсовароль категории образа в развитии художественно-творческого мышления учащихся прослежена на основе исследований Р. Арнхейма, В. П. Зинченко, И. С. Якиманской.

Ряд аспектов по организации художественно-творческой работы с учащимся рассмотрены в диссертации с позиции педагогики искусства и теории эстетического воспитания, которая представлена в трудах Е. А. Бодиной, С. Д. Левина, Б. М. Неменского, Н. Н. Фоминой, Ю.У. Фохт-Бабушкина и других. В качестве принципиальной основы формирования индивидуально-личностного отношения к искусству нами взята концепция взаимодействия искусств в полихудожественном развитии личности ребенка, разработанная Б. П. Юсовым и его последователями.

Диссертантом проанализированы базовые подходы в подготовке педагогов-художников в современных педагогических вузах, разработанные B.C. Кузиным, Н. Н. Ростовцевым, Е. В. Шороховым.

Изучены специальные методы преподавания графики и композиции выдающихся педагогов Д. Н. Кардовского, П. П. Чистякова, В. А. Фаворского. Прослежены пути формировании субъектных качеств будущих педагогов искусства в концепциях Е. Н. Волковой, Ф. Г. Мухаметзяновой.

Важное значение для исследования имело изучение концептуальных основ дополнительного образования (А.Г. Асмолов, В. А. Горский, Н. Ф. Талызина, В.А. Ясвин), нормативных документов и опыта работы таких педагогов-практиков, как П. П. Блонский, Н. П. Сакулина, Г. В. Лабунская, B.C. Щербаков, раскрывающих потенциал дополнительного художественного образования и его специфики в индивидуальной работе с учащимися.

Исследование субъектного отношения к искусству в изобразительной деятельности подростков поможет скорректировать методы педагогического управления учебно-воспитательным процессом творческого развития, позволит выявить возможности наиболее эффективного, осмысленного вовлечения их в общественно-значимую сферу деятельностиизобразительное искусство и сформулировать рекомендации по организации практической работы со студентами в курсе методики преподавания изобразительного искусства.

Объект исследования — профессиональная педагогическая деятельность учителя изобразительного искусства с детьми подросткового возраста в условиях дополнительного образования.

Предмет исследования — педагогическое руководство процессом формирования субъектного (индивидуально-личностного) отношения подростков к искусству в изобразительной деятельности.

Цель исследования — теоретическое и эмпирическое обоснование педагогических особенностей руководства изобразительным творчеством подростка с учетом его субъектного (индивидуально-личностного) отношения к искусству в системе дополнительного образования. Гипотеза исследования.

Продуктивность профессиональной деятельности педагога по формированию субъектного отношения подростка к искусству в области изобразительной деятельности будет эффективной, если опирается на следующие структурно-теоретические основания:

— субъектное отношение к искусству влияет на динамику творческого развития как учителя, так и учащегося (подростка) и отражается в его художественной деятельности;

— наиболее наглядно субъектные отношения к различным сферам действительности и к искусству, прослеживаются в подростковом возрасте;

— в подростковом возрасте внимание педагога продуктивнее всего сосредоточить на графических видах работ;

— педагогические направления и формы изобразительной деятельности по формированию у подростков субъектного отношения к искусству должны выстраиваться с опорой на возрастные особенности и специфику их интеллектуально-художественного развития;

— представление о субъектном (индивидуально-личностном) отношении к искусству, основанном на широком овладении творческими методами, позволяет педагогу грамотно руководить процессом формирования художественно-образного мышления подростков.

Задачи исследования:

— проанализировать изучаемую проблему в философской, культурологической, эстетической, психологической, педагогической литературе;

— на основе анализа научной литературы выделить психолого-педагогическое понятие субъектности применительно к подростковому возрасту и на его основе раскрыть содержание понятия «субъектное (индивидуально-личностное) отношение к искусству»;

— исходя из научно-педагогических данных, практических наблюдений и экспериментальной деятельности определить признаки индивидуально-личностного отношения к искусству в композиционно-графической деятельности подростков (замысел, художественный образ, творческий метод);

— раскрыть психолого-педагогические особенности руководства изобразительной деятельностью подростков с учетом субъектного отношения к искусству в условиях дополнительного образования в профессиональной подготовке педагога.

Методологическая основа исследования: общефилософская теория субъектно-объектных отношений (Г.В. Гегель, А. Н. Уайтхед, М.С. Каган), культурологические концепции (М.М. Бахтин, Г. Д. Гачев, А.Ф. Лосев) — личностно-деятельностный подход к познанию и преобразованию личности ребенка, концепции субъектности человека (C.J1. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Д.Н. Узнадзе) — теории подросткового возраста (Л.С. Выготский, Л. И. Божович, Д.И. Фельдштейн) и концептуальные выводы о художественно-изобразительном развитии подростков (А.В. Бакушинский, Е. Г. Игнатьев, В. Н. Киреенко, B.C. Щербаков) — теория развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) — эстетические, психолого-педагогические положения о художественном творчестве, закономерностях его развития, отраженные в теории эстетического воспитания и художественного образования (А.А. Буров, Г. В. Лабунская, А.А. Мелик-Пашаев, Е. М. Торшилова, Н.Н. Фомина) — современные концепции содержания художественного образования — освоение сферы искусства и культуры через категорию образа, а также концепции полихудожественного развития личности, теория интеграции в художественной педагогике (Ю.У. Фохт-Бабушкин, Б.П. Юсов).

Методы исследования: изучение философской, психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследованияанализ диссертационных, междисциплинарных исследований по рассматриваемой темеопытно-экспериментальная работа (педагогическое наблюдение, ' формирующий эксперимент, тестовые задания, диагностические упражнения, индивидуальная работа с подростками, анкетирование, опросы детей, родителей, студентов, педагогов) — анализ продуктов композиционно-графической деятельности учащихся и студентов, метод продольных (лонгитюдных) срезов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— впервые проведен научно-педагогический анализ процесса педагогического руководства изобразительной деятельностью подростков в контексте категории субъектности, понимаемой как активность, способность к саморазвитию, формирующаяся в творческих видах деятельности и проявляющаяся в форме субъектного (индивидуально-личностного) отношения к искусству;

— научно обосновано положение о формировании субъектного отношения к искусству, рассмотренное как важное условие подготовки будущих педагогов изобразительного искусства и как интегрирующий фактор всей изобразительно-творческой (графической) деятельности учащихся (подростков);

Теоретическая значимость:

— в исследовании теоретически обоснованы и систематизированы особенности индивидуального подхода к обучению подростка в системе дополнительного художественного образования с позиции субъектного (индивидуально' личностного) отношения учащегося к искусству на основе следующих критериев: а) осознанного подхода к решению учебной или творческой задачи, замысла (условие саморазвития) — б) целенаправленного свободного выбора творческого метода или приема воплощения замысла (как условие самоопределения) — в) выхода художественного мышления на образный уровень (условие создания композиции) — г) активности в изобразительно-творческой деятельности (условие развития самостоятельности и оригинальности мышления) — д) индивидуального характера графических возможностей (воплощение в художественном продукте собственного замысла и поставленной задачи);

— в результате исследовательской работы и теоретического изучения обозначенной проблемы выявлено, что педагогически грамотное руководство процессом формирования субъектного отношения к искусству влияет на динамику художественного развития подростка и находит отражение в его самостоятельной, творческой, изобразительной деятельностинаучно обоснована специфика дополнительного образования как продуктивной среды в формировании у подростков ценностного субъектного отношения к сфере искусства.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

— выделенный факт субъектного отношения к искусству является одним из эффективных условий грамотной подготовки будущих педагогов изобразительного искусства (в том числе и в сфере дополнительного образования), в педагогическом руководстве изобразительно-творческой деятельностью подростка;

— созданная учебно-методическая база (программы, пособия) и разработанные педагогические особенности работы с подростками в условиях ДО может быть использована в практике художественно-графических факультетов в курсе методики преподавания изобразительного искусства;

— теоретические положения и практическая апробация данной работы могут быть использованы в разработке методического обеспечения развивающих программ, способствующих углублению индивидуального подхода к учащимся как в школе, так в системе дополнительного образования.

Достоверность и обоснованность исследования обеспечивается обширной методологической базой, большим объемом изученных материалов по проблеме исследования, длительной практической деятельностью соискателя по внедрению программы композиционно-графических занятий, способствующих индивидуальному, творческому развитию учащихся в различных образовательных системах (школа, студия, вуз) и положительными результатами экспериментальной работы в школе (педагогическая практика), вузе и художественной студии.

Этапы исследования: I этап П991−1997) включал целенаправленное педагогическое наблюдение за художественно-творческой деятельностью детей и подростков на занятиях изобразительным искусством в детской художественной студиианализ сложившейся педагогической практики на ХГФ в педагогическом вузе и в сфере дополнительного художественного образования. Формулировка педагогической концепции студии на основе теории развивающего обучения.

II этап (1998 — 2000) посвящен выявлению проблем, связанных с организацией учебно-методической работы по подготовке будущих учителей ИЗО в соответствии с особенностями детского художественного развития. Были определены исходные позиции настоящего исследования, изучалась специальная литература по проблеме, формулировалась гипотеза и определялись задачи исследования. Разработаны тестовые задания, условия проведения экспериментов, критерии анализа продуктов изобразительной деятельности учащихся.

III этап (2001 — 2002) связан с активной исследовательской работой (педагогический эксперимент, наблюдения, опросы). Проведена экспериментальная художественно-педагогическая практика в СХШ № 2 и общеобразовательной школе № 9. Результаты обработки экспериментальных данных, их сравнительный анализ позволил скорректировать содержание методики работы с подростками в студии. Разработаны рекомендации по организации методической и практической работы со студентами в курсе методики преподавания изобразительного искусства.

IV этап (2002; 2004) — посвящен обобщению полученных данных, систематизации материала, формулировке выводов, текстуальному оформлению исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в учебной и научно-методической работе кафедры воспитательных систем Института непрерывного педагогического образования и кафедры гуманитарных дисциплин Института управления г. Набережные Челны. Основные положения и результаты исследования были представлены на заседаниях лаборатории интеграции искусств ИХО РАО, а также в работе научных региональных, всероссийских и международных конференций: «Искусство и дети: Проблемы и перспективы развития культуры мира в XXI веке» (17 — 19 февраля 2003 г.), «Многоуровневое профессиональное образование в контексте Болонского процесса» (Набережные Челны, 26 — 27 мая 2004 г.), «Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека» (Казань, 28 — 30 июня 2004 г.) и др.

Опытно-экспериментальная база исследования: на базе Института непрерывного педагогического образования (далее ИНПО) проводились опросы педагогов дополнительного художественного образования (далее ДХО), осуществлялось руководство педагогической практикой студентов художественно-графического факультета Набережночелнинского педагогического института (4, 5 курсы), изучался опыт педагогической деятельности художественных студий города. Исследование проходило с 1991 по 2004 год включительно. В экспериментальной работе принимали участие студенты психологического факультета Института управления, студенты Камского института искусств и дизайна. Опытная работа проводилась в детской художественной студии «Арт-График», экспериментальном образовательном центре гимназии «Золотая Горка», средней художественной школе № 2, средних общеобразовательных школах № 9, № 49 г. Набережные Челны. Исследованием были охвачены дети подросткового возраста.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В педагогическом руководстве изобразительной деятельностью подростка формирование субъектного (индивидуально-личностного) отношения к искусству, необходимо рассматривать как возрастной признак художественно-творческого развития подростка и как условие грамотного индивидуального подхода к учащемуся.

2. Признаки субъектного отношения к искусству как в подготовке учителя ИЗО, так и в процессе обучения подростков в системе дополнительного художественного образования выражаются в следующих понятиях: самостоятельное формирование замысла и образного решения задач, отражающих специфику художественного мышленияиндивидуальная стилистика творческого метода, соответствующая замыслуиндивидуальное использование выразительных, графических средств.

3. Формирование субъектного отношения к искусству в изобразительной деятельности активно прослеживается в композиционно-графических работах и реализуется в педагогическом руководстве через принцип единства истории, теории и практики искусства, заключенный в практическом знакомстве учащихся с творческими методами художественной культуры.

4. Применительно к подростковому возрасту субъектность проявляется в форме субъектного отношения к различным сферам действительности (в том числе и к искусству) — оно формируется в учебной деятельности (в условиях развивающего обучения) и включает в себя активность, сознательную саморегуляцию, самоопределение и свободу выбора способов художественно-творческой деятельности.

5. В профессиональной подготовке учителя изобразительного искусства система дополнительного художественного образования рассматривается как продуктивная среда для его профессионально-личностной реализации и индивидуального, творческого развития учащихся-подростков.

Выводы исследования заключаются в том, что:

— особенности организации процесса руководства изобразительно-творческой деятельностью подростка связаны с поиском специальных педагогических подходов необходимых для развития субъектных качеств учащихся (подростков) в ходе этой деятельности;

— в изобразительно-художественном развитии подростка субъектность учащегося как возрастной признак проявляется в индивидуализации художественно-образного мышления, прослеживается в композиционно-графической деятельности и выражена в форме субъектного (индивидуально-личностного) отношения к искусству;

— подготовка учителя изобразительного искусства должна обеспечивать индивидуализацию его художественно-образного мышления, опирающуюся на широкое овладение творческими методами искусства и формирующее его субъектное отношение к искусству, которое является необходимым условием педагогического творчества.

Выводы второй главы 1. Анализ теории вопроса и практическая работа в системе дополнительного художественного образования (авторская студия) выявили, что студийная форма работы является продуктивной средой развития творческой личности педагога через реализацию его художественно-педагогической системы. Эффективность системы ДХО в личностном и изобразительно-творческом развитии учащихся — подростков раскрыта в ряде публикаций и исследовании соискателя.

2.Реализация индивидуального подхода в условиях дополнительного художественного образования является основным принципом построения всего педагогического процесса. Индивидуальный подход, направленный на формирование в процессе изобразительной деятельности учащегося индивидуально-личностного отношения к искусству, предполагает определенную культуру. Он должен опираться на личностные особенности (мотивация, мышление) и развивать индивидуальное творческое начало учащихся (индивидуальный стиль деятельности).

3.Разработаны критерии анализа изобразительного развития учащихся-подростков, необходимые для реализации индивидуального подхода, которые раскрывают особенности композиционно-графической деятельности: осознанный подход к художественной задаче (замысел) — активность, самостоятельность художественного мышления, оригинальность композиционного решениянаправленность на образное решениеразнообразие графических средствстилевые черты изобразительной, деятельности.

4.Композиционно-графический курс развивающих занятий, построенный на основе концепций В. П. Беспалько, Я. А. Пономарева, Б. П. Юсова, является продуктивным в выявлении индивидуальных особенностей изобразительной деятельности, развития композиционного мышления и формирования индивидуально-личностного отношения к искусству.

5.Анализ изобразительного процесса, лонгитюдные исследования художественного развития подростков, обучающихся в студии, позволили эмпирически выделить типологические особенности выражения отношения к искусству в графической, изобразительно-творческой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Из обозначенных в диссертации вопросов, связанных с особенностями педагогического руководства изобразительной деятельностью подростков в формировании субъектных качеств учащихся в условиях художественной студии, можно сделать выводы:

1. Как показали исследования, в современных условиях одним из определяющих факторов формирования индивидуальности, целостной личности является роль искусства. В этом плане специфика подготовки педагога-художника в вузе требует решения целого комплекса воспитательных и образовательных задач. Новый уровень профессиональной компетенции специалиста направлен на развитие способности эффективно реализовывать творческий, педагогический потенциал учителя в разных системах образования и который особенно важен в индивидуальном подходе к учащемуся в процессе руководства его художественным развитием.

2. Анализ психологических особенностей подростков позволил выявить, что период среднего подросткового возраста является этапом интенсивного личностного, субъектного развития. Это позволило нам рассматривать изобразительную деятельность учащихся-подростков в контексте категории субъектности, ставшей специальным предметом научного анализа. Субъектность учащихся (подростков) обусловлена индивидуализацией художественно-образного мышления, прослеживается в композиционно-графической деятельности. В процессе экспериментальной работы и анализа теоретических данных в области художественной педагогики нами определена категория субъектного отношения как интегративный фактор изобразительной деятельности подростков. В диссертации эта категория рассматривается впервые в связи с индивидуально-личностным и художественным развитием подростка.

3. Комплексное рассмотрение категорий личности, индивидуальности, субъекта помогло нам выявить их смысловую близость. Категория «отношение» в философско-психологическом анализе представляет деятельность субъекта, в которой раскрывается специфическое отношение к явлениям действительности. Это позволило рассматривать изобразительную деятельность подростков как форму индивидуально-личностного (субъектного) отношения к действительности и искусству. В теоретическом анализе и экспериментальной работе подтверждена гипотеза исследования о том, что субъектное отношение к искусству тесно связано с индивидуально-личностным развитием подростка и выступает как проявление субъектно-творческого начала. Оно характеризуется как осознанный целенаправленный подход к учебной или творческой задаче (замысел), предполагающий выход изобразительной деятельности на образный уровень (композиционное решение), отличается наличием в изобразительной деятельности активности (самостоятельность, оригинальность мышления), достаточным уровнем развития графических возможностей, который рассматривается нами как универсальный язык для выражения замысла.

4. Подготовка учителя изобразительного искусства должна обеспечивать широкое овладение творческими методами, направленными на формирование субъектного отношения к искусству и понимаемое как необходимое условие для создания авторской художественно-педагогической концепции как основы педагогического творчества. В диссертации обоснованы особенности педагогического руководства процессом изобразительно-творческого развития, как учащихся так и студентов ХГФ на основе практического знакомства с творческими методами художественной культуры.

5. Дано теоретическое обоснование модели педагогического руководства изобразительно-творческим развитием учащихся в системе дополнительного образования, методологической базой которой является концепция развивающего обучения, принцип единства истории, теории и практики искусства, отраженный в интегрированном подходе к его изучению. Элементом данной системы является блок композиционно-графических занятий, направленный на развитие творческой самостоятельности учащихся.

Принципы его построения и компоненты курса продуктивно использовались в различных образовательных системах (студия, школа, вуз). 6. Длительная педагогическая работа, экспериментальные занятия и сравнительные данные позволили установить, что субъектное отношение к искусству наиболее успешно формируется в интегрированном подходе к проведению занятий. Практика показывает, что при этом подходе в преподавании изобразительного искусства основное внимание педагога направлено на развитие особенностей и индивидуальности конкретного ребенка. В результате анализа особенностей композиционно-графической работы над образом, связанной с особенностями мышления учащихся в диссертации выделены типы субъектного отношения к искусству: Объективные типы:

1. Графический (предметно — подражательный).

2. Декоративный (живописно-плоскостной). Субъективные типы:

3. Конструктивный (индивидуально-выразительный).

4. Интегрированный (личностно-углубленный).

В программе и методике занятий с подростками основное место должно отводится композиции как основе формирования художественно-образного мышления.

Таким образом, результаты исследования показали, что опора на индивидуальность, широкое использование в обучении творческих методов искусства позволяют выработать индивидуально-личностное (субъектное) отношение к сфере искусства у учащихся и студентов. Выявлено преимущество педагогической модели руководства изобразительным развитием учащихся, способствующей их индивидуальному творческому развитию, успешность применения которой проявилась в сфере дополнительного образования и других образовательных системах (школа, вуз).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. Мысль, 1991. — 299 с.
  2. Л.М., Ивлиева Ф. Г. Развитие субъектности в условиях деятельностной образовательной среды // Субъектность в современном образовательном пространстве. Казань: ИСПО РАО, 2001. — С.28 — 49.
  3. . Детская картинная галерея. М.: Советский художник, 1979. -191 с.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001 -272 с.
  5. .Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М.: Просвещение, 1964. -304 с.
  6. Аристотель. Об искусстве поэзии. Поэтика. М.: Гослитиздат, 1957.- 183 с.
  7. Р. Искусство и визуальное восприятие / Сокращенный перевод с английского В.Н. Самохина- Общая ред. и вступ. статья В. П. Шестакова. М.: Прогресс, 1974.-392 с.
  8. А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд — во МГУ, 1990. — 367 с.
  9. А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе: Учебно-методическое пособие. М.: Изд-во МГУ, 1986 — 95 с.
  10. А.Г. На пути к развивающему вариативному образованию П Педагогический поиск. 1997. № 5. — С. 1−2.
  11. А. В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств. М.: Новая Москва, 1925.-203 с.
  12. А.В. Исследования и статьи: Избранные искусствоведческие труды. М.: Советский Художник, 1981. — 365 с.
  13. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.-210 с.
  14. Н.А. Творчество и объективация / Сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. Минск.: Экономпресс, 2000. — 304 с.
  15. В.П. Дидактические основы программного управления процессом обучения. Автореф.. доктора пед. наук: специальность № 730 М. 1968.-45 с.
  16. Н.П. Черно-белая графика: Учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС, 2002. — 272 с.
  17. B.C. От наукоучения к логике культуры. — М.: Политиздат, 1991. -412 с.
  18. B.C. Школа диалога культур. Целостная концепция школы диалога культур. Теоретические основы программы // Психологическая наука и образование. 1996 — № 4. — С.66 — 73.
  19. Д.Б. Психология творческих способностей. М.: ACADEMIA, 2002. — 320 с.
  20. А.А. Психология о личности.- М.: Изд во МГУ, 1988. — 188 с.
  21. Е.А. Воспитательная функция музыки: эволюция и современные тенденции реализации: Автореф. дис.. доктора пед. наук: 13.00.01 М., 1992. -32 с.
  22. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологические исследования / АПН СССР М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  23. Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. — 32 с.
  24. Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. — Ростов н / Д.: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000. — 351 с.
  25. Ю.Б. Эстетика: В 2 т. 5 — е изд., доп. — Смоленск: Русич, 1997 — 640 с.
  26. Н.М. Педагогическая ситуация в структуре воспитательного процесса // Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: Сб. науч. и метод, тр.
  27. . Н.М. Борытко. Волгоград: Изд — во ВГИПКРО, 2001. — Вып. 7. — С.14−21.
  28. A.M. В.А. Сухомлинский: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1985. 128 с.
  29. В.П. Искусство и философия. Калининград: Янтарный сказ, 2000 — 704 с.
  30. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Воронеж, 1996.-387 с.
  31. А.В. О критериях субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002.-С. 9−33.
  32. А.В. Деятельность субъекта и психическая деятельность // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. — С. 129−142.
  33. Л.Н. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования // Внешкольник. 2001. — № 4. — С. 7 — 9.
  34. Г. В. Типологический анализ онтогенеза индивидуальных различий // Вопросы психологии. 2000. — № 2. — С.5 — 13.
  35. А.И. Эстетическая сущность искусства. М.: Искусство, 1956 — 292 с.
  36. В.В. Эстетика М.: Гардарики, 2002 — 556 с.
  37. А. От действия к мысли. М., 1956. — 238 с.
  38. Виды искусства и их взаимодействие / Юсов Б. П., Кабкова Е. П., Мун Л. Н. и др.-М.: ИХО РАО, 2001.-211 с.
  39. В.Г. Стили в искусстве: Словарь. Т. 1. СПб., 1995. — 672 с.
  40. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность / Сост. и науч. ред. B.C. Мухина, А. А. Хвостов. М.: Академия, 2001. — 640 с.
  41. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. — 240 с.
  42. Восприятие изобразительного искусства школьниками / Под ред. Б. П. Юсова. М.: Изд -во АПН СССР, 1989. — 130 с.
  43. Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977 — 127 с.
  44. И.П. Художественная студия в школе: Книга для учителя (Из опыта работы). М.: Просвещение, 1993. — 127 с.
  45. И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1989. — 253 с.
  46. Е.Н. Субъектность педагога: теория и практика: Автореф. дис.. доктора психол. наук: 19.00.07 / Нижегор. институт развития образования. -М., 1998.-40 с.
  47. Выготский J1.C. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 536 с.
  48. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк для учителей. -М.: Просвещение, 1991. 90 с.
  49. Л.С. Собрание сочинений В 6 т. Т. 4: Педология подростка. М.: Педагогика, 1984. — 432 с.
  50. Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987 — 344 с.
  51. Г. Д. Национальные образы мира. М., 1995, — 479 с.
  52. Г. В. Энциклопедия философских наук. М: Мысль, 1975.-Т.1−452 с.
  53. Р.А. Теория и практика развития творческой активности личности студента в системе высшего художественно-педагогического образования: Автореф. дис. доктора пед наук: 13.00.08 Магнитогорск, 2001. — 43 с.
  54. Е. Система П. П. Чистякова в русском искусстве XIX века. К 150-летию со дня рождения художника // Искусство. 1982. — № 12. — С. 66 — 67.
  55. В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образование. 2003. — № 2/3. — С.29 — 34.
  56. .Д. Линия // Наше наследие. -1990. № 4. — С. 60 — 64.
  57. Н.В. Художественный замысел в системе занятий с детьми изобразительной деятельностью: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 М., 1991. -240 с.
  58. Н.В. Внешкольные формы художественного образования // История художественного образования в России XX века. Т. 1. М.: Педагогика, 2002. -С. 231 -241.
  59. А.В. Эстетика в свете аксиологии. СПб.: Алетейя, 2000. — 447 с.
  60. JI.H. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001. — 640 с.
  61. В.А. Роль образа в актуализации смыслосодержащих систем понимания искусства детьми // Психологическая наука и образование. 2000. -№ 3. — С. 96- 103.
  62. В.А. Некоторые особенности актуализации смыслосодержащих систем понимания искусства детьми // Психологическая наука и образование.- 2001. № 3. — С. 88−98.
  63. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.- 240 с.
  64. А.Я. Теория интеграции образования. Ростов н/Д: Изд-во Рост, пед. ун-та. 2000. — 440 с.
  65. С.М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. Л.: Искусство, 1986. — 196 с.
  66. С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Л.: Искусство, 1990. — 221 с.
  67. М.Б. Композиционная организация изображения в художественной деятельности подростков: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1987.-229 с.
  68. Т.Б. Дидактические принципы передачи пространства и объема в рисунках учащихся 1−6 классов: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1982. -166 с.
  69. Д.О. Методика обобщения педагогического опыта в учреждении дополнительного образования // Дополнительное образование. 2002. — № 9. -С. 30−36.
  70. Е.И. Система графических упражнений как средство творческого развития учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 Орел, 2000. -180 с.
  71. В.В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995.- 346 с.
  72. . Рисунок и его формообразующая роль в творчестве Пикассо и Клее // Западноевропейская графика XV XX веков: Сб. ст. — JL: Искусство, 1985.-С. 159- 190.
  73. И.А. Гуманизация образования императив XXI века // Гуманизация образования — императив XXI века: Сб. ст. — Набережные Челны, 1996.-Вып. 1.-С.20−30.
  74. В.П. Наука о мышлении // Психологическая наука и образование.- 2002.- № 1. С. 5 — 17.
  75. В.П. Возможны ли целостные представления о мышлении // Психологическая наука и образование. 2001. — № 2. — С.96 — 106.
  76. В.П. Образ и деятельность. М.: Издательство Института практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 608 с.
  77. А.Я. О характере методологической проблематики в искусствознании // Советская музыка. 1982. — № 8 — С. 35 — 42.
  78. Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд., доп. — М.: Учпедгиз, 1961. — 223 с.
  79. Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. -38 с.
  80. Из истории английской эстетики XVIII века: Поп. Аддисон. Джерард Рид. / Сост. И. С. Нарский М.: Искусство, 1982. — 367 с.
  81. Искусство и школа: Кн. для учителя / Сост. А. К. Василевский. М.: Просвещение, 1981. — 288 с.
  82. Искусство в условиях модернизации школьного образования и воспитания: Сб. науч. ст. / Ред.-сост. Л. Г. Савенкова М.: ИХО РАО, 2003. — 274 с.
  83. И. Искусство формы. М.: Издательство Д. Аронова, 2004. — 136 с.
  84. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 360 с.
  85. А.С. Самодеятельное художественное творчество: история, теория, практика: Учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1988 — 271 с.
  86. И.Н. Анатомия отношений // Реальность и субъект. 2001. — № 4.-С. 25−30.
  87. А.А. Романтический монтаж. М. Советский художник, 1989. -336 с.
  88. В.В. Точка и линия на плоскости. СПб.: Азбука, 2001. — 560 с.
  89. С. Студия Ришарда Мая // Искусство в школе. 2002. — № 5. — С.68 -72.
  90. В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977. — 256.
  91. Г. Развитие художественного творчества ребенка. М.: (Типография т-ва И.Д. Сытина), 1914 — 214 с.
  92. В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. -М.: Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1959. 304 с.
  93. Н.И., Лейзеров Н. Л. Теория отражения и проблемы эстетики. -М.: 1983.-224 с.
  94. Н.В. Инновационное поле дополнительного образования // Внешкольник.-2001. № 4.-С. 14- 16.
  95. Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп: Пособ. для учителя / Под общ. ред. Б. П. Юсова.- М.:ИЦЭВ РАО, 1995. 107 с.
  96. А.Я. Проблема изображения объемной формы на плоскости // Проблемы подготовки учителей изобразительного искусства: Тезисы докладов / Под ред. Л. Б. Рыловой. Ижевск, 1989. — С. 32 — 34.
  97. Е.Ф. Педагогический опыт преподавания искусства в старших классах: Пособ. для учителя. Часть 1. М., 2003. — 62 с.
  98. Т.С. Изобразительное искусство детей. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 206 с.
  99. В.А. Специфика мира культуры // Философия культуры / Под ред. М. С. Кагана. СПб, 1997. — Т. 6. — С.68 — 71.
  100. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена Правительством РФ 29 декабря 2001 года) // Стратегия образования- 2002.-№ 1,-С. 3−15.
  101. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Внешкольник. 2002. — № 4. — С. 1 — 4.
  102. A.M., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. М.: Политиздат, 1988.-383 с.
  103. . Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. М.: Intrada, 2000.- 160 с.
  104. Н.Б. Новые ценности образования. Тезаурус для учителей и школьных психологов. М.: Российский фонд фундаментальных исследований, 1995. — 113 с.
  105. Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. М.: Высшая школа, 1990. — 140 с.
  106. В.Т., Уразалиева Г. К. Субъект деятельности в онтогенезе // Вопросы психологии. 2001. — № 4. — С. 14 — 30.
  107. В. Т., В. И. Слободчиков, J1. В. Школяр Культуросообразное образование: концептуальные основания // Известия Российской Академии Образования. 2001. — № 4. — С. 4 — 46.
  108. B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. М.: Просвещение, 1977. — 246 с.
  109. B.C. Психология. М.: Высшая школа, 1982. — 256 с.
  110. Н.В. Методы системного педагогического исследования. М.: Народное образование, 2002. — 176 с.
  111. Культурология: Учебное пособие / Сост. и отв. ред. А. А. Радугин. М.: Центр, 2001.-304 с.
  112. Г. В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965.-207 с.
  113. Г. В., Рожкова Е. Е. Внешкольная и внеклассная работа с детьми по ИЗО. М.: НИИХВ, 1948. — 56 с.
  114. А.Ф. Классификация личностей. Л.: Госиздат, 1924. — 290 с.
  115. Т.С. Философия культуры как очеловеченного мира // Философия культуры. / Под ред. М. С. Кагана. СПб, 1997. — Т. 6 — С. 81 — 83.
  116. Н.С. Умственные способности и возраст. -М.: Педагогика, 1971.
  117. Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: Академия, 2001. -320 с.
  118. А.Н. Мышление // Вопросы философии. 1964. — № 4. — С. 85−95.
  119. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. I- М.: Педагогика, 1983.-392 с.
  120. Д.С. Заметки и наблюдения: из записных книжек разных лет. Л.: Советский писатель, 1989.-608 с.
  121. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Рос. акад. наук: Институт психологии. М.: Наука, 1999. — 349 с.
  122. А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. — 364 с.
  123. А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. -М., Искусство, 1975. 776 с.
  124. Ю.М. Воспитание души. СПб: Искусство — СПб, 2003. — 621 с.
  125. К. Черный квадрат. СПб.: Азбука, 2001. — 576 с.
  126. А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Феникс, 1999. — 256 с.
  127. Мелик-Пашаев А. А. Мир художника.- М.: Прогресс-Традиция, 2000.-271 с.
  128. Мелик-Пашаев А. А. Из опыта изучения эстетического отношения к действительности // Вопросы психологии. 1990. — № 5. — С. 22 — 25.
  129. .С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход: опыт, поиски, перспективы. -М.: Искусство, 1985.
  130. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.-253, с.
  131. А.В. Общение в процессе воспитания: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320 с.
  132. Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.: Искусство, 1994. — 606 с.
  133. Ф.Г. О субъектности студента // Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека: Материалы всероссийской научно-практ. конф. / Под общ ред. Г. В. Мухаметзяновой Казань: КСЮИ, 2004. — С. 23−25.
  134. B.C. Генезис изобразительной деятельности ребенка: Автореф. дис.. доктора психол. наук: 21. 967 / АПН СССР: НИИ Общей и педагогической психологии АПН СССР. М., 1972. — 442 с.
  135. Ю.И. Пути оптимизации учебной и творческой активности студентов на занятиях по рисунку // Проблемы подготовки учителей изобразительного искусства: Тезисы докладов / Под. ред. Л. Б. Рыловой. Ижевск, 1989. — С. 29 -32.
  136. Н.В. Дизайн как средство эстетического воспитания школьников: комплексный подход // Педагогика искусства и интеграция: Материалы междунар. конф. / Ред. сост. Л. Г. Савенкова. — М.: ИХО РАО, 2001. — С. 126 -131.
  137. .М. Мудрость красоты: О пробл. эст. воспитания: Кн. для учителя. 2 изд. — М.: Просвещение, 1987. — 255 с.
  138. .М. Программа «Изобразительное искусство» (проект) для общеобразовательных школ. М., 1986. — 68 с.
  139. Н.И. Опыт системного исследования психики ребенка. М.: Педагогика, 1975.-231 с.
  140. Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. М.: Академический Проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 208 с.
  141. А.А., Хангельдиева И. Г. Теория культуры: Учеб. пособ. для вузов. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. 384 с.
  142. Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2001.-442 с.
  143. Т.И. Опыт критического осмысления диалектического материализма // Вопросы философии. 2000. — № 5. — С. 8 — 15.
  144. Л.А. Развитие субъектных функций учащихся в системе развивающего обучения: Автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 -Самара, 2003.-25 с.
  145. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Под ред. Н. А. Кушаева. М.: Просвещение, 1986. — 240 с.
  146. П.Я. Графическая грамота. М.: Огиз- Учпедгиз, 1933. — 86 с.
  147. И.П. Мозг и психика: Избр. психол. тр. / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Изд — во Ин — та. практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-320 с.
  148. Р.В. Техника рисунка. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. — 192 с.
  149. Педагогика эстетической среды: теория и опыт: Сб. науч. тр. / Под ред. Л. П. Печко, Н. Н. Яковлевой. Минск.: НИО, 2002. — 172 с.
  150. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  151. В.А. Субъектность: новая парадигма в образовании // Психологическая наука и образование. 1996. — № 3. — С. 101 — 109.
  152. Л.П. Основные характеристики эстетико-педагогической среды школы, урока, класса // Эстетическая среда и развитие культуры личности (в школе и педвузе): Межвузовский сб. науч. тр. М.: Луганск, 2000. — Вып. 2. -С. 5−19.
  153. Л.П. К современной теории эстетического воспитания // Современные подходы к теории эстетического воспитания: Материалы и тезисы Буровских чтений / Под ред. Л. П. Печко. М., 1999. — С. 194 — 199.
  154. Л.П. Эстетический и художественный опыт личности: структура, компоненты, возможности развития // Эстетический опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза: Сб. науч. тр. М.: ИХО РАО, 2003. — С 8 — 19.
  155. К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 21 — 33.
  156. И.П. Педагогика: 100 вопросов 100 ответов: Учеб. пособие. -М.: ВЛАДОС — ПРЕСС, 2001. — 368 с.
  157. Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-302 с.
  158. Л.П. Влияние цветовых и графических элементов образа на характер творческой активности младших школьников в процессе изобразительной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 М., 1977.-24 с.
  159. Т.В. Становление субъектности подростка в учебной деятельности: Автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.07 Волгоград, 2001. — 19 с.
  160. Ю.Н. Художественное восприятие в процессе приобщения учащихся к изобразительному искусству во внешкольной системе эстетического воспитания // История художественного образования в России XX века. Т. 1. М.: Педагогика, 2002. — С. 205 — 230.
  161. Психология процессов художественного творчества / Под ред. Б. С. Мейлаха. Л.: Наука, 1980. — 285 с.
  162. Психология развивающейся личности / Под ред. А.В. Петровского- М.: Педагогика, 1987. 240 с.
  163. Путеводитель по учреждениям дополнительного образования детей города Набережные Челны: Информ. справочник. Набережные Челны, 2002. — 69 с.
  164. А.А. Культурология. М.: Центр, 2001. — 255 с.
  165. В.Г. Динамика художественного сознания в музыкальном обучении: Дис. доктора психол. наук: 21.960 М., 1993. — 70 с.
  166. С.Х. От художника к зрителю: проблемы художественного творчества. М.: Советский художник, 1978. — 237 с.
  167. .В. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб.: Азбука-классика, 2002. — 320 с.
  168. Революция искусство — дети. Материалы и документы: В 2 ч. Ч. 2.: 1924 -1929 г. / Сост. Н. П. Старосельцева. — М.: Просвещение, 1988. — 367 с.
  169. Рекомендации для организаторов работы с детьми и подростками по месту жительства в современных условиях: Письмо министерства образования № 813/28−16 от 13.11.2000 // Внешкольник 2001. — № 4. — С. 4 — 7.
  170. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. / Сост. Н. Н. Ростовцев М.: Просвещение, 1989. — 207 с.
  171. Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2002.-416 с.
  172. Н.Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, 1984. — 240 с.
  173. Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб. пособие для студентов ХГФ пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1974. -246 с.
  174. C.JI. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
  175. C.JI. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: Питер, 2003. -512 с.
  176. Л.Б. Изобразительное искусство в школе. Дидактика и методика: Уч. пособие. Ижевск: Изд-во УДГУ, 1992. — 312 с.
  177. Л.Г. Человек в пространстве мира и культуры. М.: ООО «Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2000. — 288 с.
  178. Л.А. Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1996. -180 с.
  179. В.В. Свойства субъекта и его жизненный цикл // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. — С. 310 — 329.
  180. И.А. Психологическая структура субъектности как личностного свойства педагога: Автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00. 07 М, 1999. -19 с.
  181. А.А. О мастерах зарубежного, русского и советского искусства. -М.: Советский художник, 1985. 236 с.
  182. С.П. Совершенствование педагогического руководства изобразительной деятельность учащихся 4−6 классов общеобразовательной школы: Дис.. канд. пед. наук. Киев, 1985. — 196 с.
  183. В.И., Зобов Р. А. Отношение как категория материалистической диалектики // Вопросы философии. -1979, — № 1.- С. 88−95.
  184. В.А. Педагогика: инновационная деятельность М.: Магистр, 1997.-221 с.
  185. В.А., Шиянов Е. Н. Гуманизация образования и педагогические ценности // Гуманизация образования императив XXI века: Сб. ст. -Набережные Челны, 1996. — Вып. 1. — С.60 — 69.
  186. А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1987. — 172 с.
  187. И.В. Художественно-творческая деятельность детей как фактор развития одаренности: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. -Магнитогорск, 2000. 21 с.
  188. Д.Е. Компьютерные технологии в системе формирования живописного восприятия у будущего дизайнера // Педагогика искусства и интеграция: Материалы междунар. конф. / Ред. сост. Л. Г. Савенкова. — М.: ИХО РАО, 2001. — С.237 -239.
  189. Столович J1.H. Жизнь, Творчество, человек (Функции художественной деятельности). -М.: Политиздат, 1985.-415 с.
  190. Р.К. Практика ознакомления студентов ХГФ с формалистическими течениями на занятиях по композиции // Проблемы подготовки учителей изобразительного искусства: Тезисы докладов / Под. ред. Л. Б. Рыловой. -Ижевск, 1989.-С. 34−38.
  191. Тейяр де Шарден П. Феномен человека: Сб. очерков и эссе. М.: ООО ACT, 2002.-553 с.
  192. .М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды. М.: Педагогика- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.- 190 с.
  193. Е.М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3−7 лет (теория и диагностика). Екатеринбург: Деловая книга, 2001. — 141 с.
  194. Е.М. Современные школьники: ценностные ориентации, предпочтения и вкусы // Известия Российской Академии Образования. 200 L — № 4. — С. 86−95.
  195. А.Н. Избранные работы по философии.-М.: Прогресс, 1990.-716 с.
  196. Д.Н. Теория установки. М.: Институт практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 — 447 с.
  197. А.А. Избранные труды / Под ред. Е. М. Крепса. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1978. — 358 с.
  198. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 366 с.
  199. П.А. Иконостас // Декоративное Искусство. 1988. — № 6. — С. 26−37.
  200. С.А. Развитие художественно-творческих способностей учащихся подросткового возраста на занятиях графикой (линогравюра): Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 М., 1983. — 168 с.
  201. П.Н. Живопись. Графика: Каталог выставки. JL: Аврора, 1988. -207 с.
  202. Философия культуры. Т. 6 / Под ред. М. С. Кагана. СПб, 1997. — 380 с.
  203. Философский энциклопедический словарь / Ред. сост. Е. Ф. Губский, Г. В. Кораблева, В. А. Гутченко — М.: ИНФРА-М, 2001. — 576 с.
  204. Н.Н. Педагогические вопросы популяризации изобразительного искусства среди подростков. Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / НИИ общих проблем воспитания АПН СССР. — М., 1977 — 215 с.
  205. Н.Н. Проблемы совершенствования образования на художественно-графическом факультете педагогических вузов // Проблемы подготовки учителей изобразительного искусства: Тезисы докладов / Под ред. Л. Б. Рыловой. Ижевск, 1989. -С. 11−13.
  206. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство как фактор интеллектуально-творческого развития школьников: Сб. науч. тр. М., 1980. — 112 с.
  207. Фохт-Бабушкин Ю. У. Искусство в жизни людей. СПб.: Алетейя, 200К-556 с.
  208. Хейзинга И. Homo Ludens. Человек играющий. М.: Эксмо — Пресс, 1992. -350 с.
  209. Хрестоматия по возрастной психологии / Сост. Л.М. Семенюк- Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная пед. академия, 1994. — 253 с.
  210. О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. М.: Академия, 2002. — 208 с.
  211. Л.Н. Педагогическое руководство графической художественной деятельностью подростков: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 -М., 1990. -250 с.
  212. Л.В. Педагогические особенности дополнительного образования в области художественно-творческого развития учащихся: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 М., 1999. — 238 с.
  213. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов: Пособие для учителей 2-е изд., доп. — М.- Рига: Эксперимент, 1997.-276 с.
  214. Г. В. Художественный опыт и обучение // Научные основы профессионально-педагогической подготовки учителя изобразительного искусства и черчения: Проблемы провинциальной художественной культуры: Сб. науч. тр. Курск, 1999. — С. 35 — 38-
  215. М.С. Обучение языку изобразительного искусства как фактор развития выразительности детских художественных работ: Дис. .канд. пед. наук: 13.00.02-М., 1974.-23 с.
  216. Е.М. Развитие творческого стиля деятельности будущих художников педагогов: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01. — Казань, 1998 -167 с.
  217. Шакуров Р. Х Эмоция. Личность. Деятельность. Казань, 2001 — 180 с.
  218. Л.В. Музыка в жизни младших школьников // Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками: Кн. для учителя: Из опыта работы / А. П. Ершова, Е. А. Захарова и др. М.: Просвещение, 1991. — С.82 — 102.
  219. А.В. Педагогическая проблема изображения действительности в художественном творчестве подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 -М&bdquo- 1973.-24 с.
  220. B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество: Проблемы руководства изобразительным творчеством детей. М.: Просвещение, 1969. — 272 с.
  221. Ф. Письма об эстетическом воспитании // Собрание сочинений: В 7 т. М.: Гослитиздат, 1957. — Т. 6.-197 с.
  222. Н.Е. Новое воспитание. М.: Педагогическое общество России, 2000.-128 с.
  223. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. -414с.
  224. .Д. Обучение и умственное развитие в младшем школьном возрасте // Психологическая наука и образование. 1996. — № 4. — С. 18 — 23.
  225. .Д. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд — во Института практической психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 414 с.
  226. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. — 340 с.
  227. .П. Грамотность и выразительность детского рисунка: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 -М., 1963.-240 с.
  228. .П. Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество: Очерки по истории, теории и психологии художественного воспитания детей. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2002. — 283 с.
  229. . П. Мир детства мир искусства // Совершенствование системы художественного образования средствами интеграции: Материалы городской научно-практической конференции / Под ред. О. Ю. Леушкановой. -Магнитогорск: Изд — во МаГУ, 2001. — 144 с.
  230. Е.Г. Эстетика. М.: Гардарики, 1999. — 464 с.
  231. В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. -М.: Смысл, 2001.-366 с.
  232. З.Ш. Субъектный подход к развитию профессионально значимых личностных качеств будущего педагога: Автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.13 / ЕГПИ. Казань, 2002. — 22 с.
  233. В.В. Подготовка будущего учителя изобразительного искусства к организации художественно-творческой деятельности школьников: Автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08. Магнитогорск, 2001. — 22 с.
  234. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ
  235. Группы испытуемых Вид исследовательской работы (количество человек) общее кол- во опрос метод худ.-творч. интерпр. вводный курс графики тестовые задания лонгитюднос наблюдение
  236. Учащиеся-подростки (11−16 лет) студии «Арт-График» 40 40 35 25 20 10
  237. Учащиеся школ (5−7 кл.) г. г. Елабуга, Наб. Челны 210 210
  238. Учащиеся гимназии «Золотая горка» (5−7 кл.) 28 28
  239. Учащиеся-подростки СХШ № 2 45 22 34
  240. Студенты ХГФ ЕГПИ 60 60 20 466. Студенты КИИД 25 25
  241. Студенты ИУ (факультет психологии) 32 32 328. Педагоги ДХО 53 53
  242. Родители учащихся студии «Арт-График» 45 45 10
  243. Всего испытуемых: 538 252 55 376 64 101. АНКЕТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ХГФ
  244. Психолого-педагогические особенности изобразительной деятельностиподростков1. Фамилия, имякурс1. Границы подросткового возраста
  245. Психолого-педагогические особенности развития подростков: а) мышлениеб) воображениев) мотивыг) интересыд) общение3. Особенности художественно-эстетического развития подростков:4.0собенности изобразительной деятельности подростков:
  246. Исследование профессиональной ориентации студентов в художественно-педагогической сфере1. Фамилия, имявозрасткурс
  247. Авторское художественное творчество: а) живопись-б) графика (станковая)-г) ДЛИ (батик, гобелен)-д) скульптура.
  248. Есть ли у вас уже опыт работы в какой-либо из указанных областей?1. АНКЕТЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
  249. Использование творческих методов в процессе обучения студентов1. ХГФ1. Фамилия, имявозрасткурс
  250. Курс / семестр 1 семестр 2 семестр
  251. Художественный метод учебная работа творческая работа учебная работа творческая работареалистический импрессионистический экспрессионистический сюрреалистический абстрактный другие методы
  252. Практически, в изобразительной деятельности художественные методы Вы изучаете: а) в программе вуза, б) самостоятельно (подчеркнуть).1. Изучение особенностей изобразительной деятельности после проведения программы «Вводный курс графики"1. ФИО ¦курс
  253. Какие особенности графики позволил Вам выделить курс графических заданий?
  254. Какой тип графики Вам ближе декоративный, живописный, смешанный и т. д.
  255. Какие композиционно-графические принципы построения изображения Вами изучены (использованы) впервые?
  256. Выявилась ли индивидуальные черты Вашей изобразительнойдеятельности (манера, прием) при выполнении графических заданий?
  257. Повлияло ли выполнение графических заданий на Ваше художественное восприятие мира?
  258. АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКОЙ СТУДИИ «APT ГРАФИК» I. Изучение отношения учащихся-подростков к занятиям в студии1. Фамилия, имя возраст
  259. Обучение в студии спедагог
  260. Почему ты занимаешься изобразительным искусством?
  261. Какие из видов изобразительного творчества тебя больше привлекают? а) живопись- д) аппликация-б) графика- е) смешанные техники-в) моделирование- ж) ДЛИ (батик, гобелен) г) лепка- з) что-то еще
  262. Что в структуре занятий тебе нравится или не нравится (отметь)?а) вводная лекция по теме (да) — (нет)-б) выполнение задания (да) — (нет)-в) анализ работ (да) — (нет) —
  263. Какие темы, блоки занятий тебе больше всего понравились?
  264. Какие художественные техники, изученные в этом учебном году, тебе запомнились и понравились?
  265. Творчество, какого художника (изученное в учебном году) тебе наиболее понятно и близко?
  266. Какие свои учебные или творческие работы считаешь наиболее удачными?
  267. Находишь ли ты взаимопонимание с преподавателем студии?1. АНКЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
  268. Особенности работы с учащимися в студии «Арт-График"1. ФИО
  269. Фамилия, имя ребенкавозраст
  270. Почему Ваш ребенок занимается в студии «Арт График»?
  271. Что повлияло на желание ребенка (по Вашему мнению) посещать занятия в студии? (личный выбор, мнение друзей, родителей и др.)
  272. Чем, на Ваш взгляд, отличаются занятия в студии «Арт График» от других учебных заведений художественного профиля города?
  273. Считаете ли Вы необходимым развивать личностную сферу ребенка -мышление, эмоции, чувства средствами искусства?
  274. Повлияло ли обучение в студии на личностное развитие ребенка (мировоззрение, вкус, оценки, самоутверждение и т. д.)?
  275. Какова роль педагога студии в воспитании и обучении Вашего ребенка?
  276. Анкета по итогам проведения занятий по «Вводному курсу графики» ФИО
  277. Что Вы отметили в курсе композиционно-графических занятий?
  278. A) получение новых знаний- Б) развитие навыков, способностей-
  279. B) интересный досуг и общение-
  280. Г) раскрытие своей индивидуальности-1. Д) что-то еще
  281. Изменилось ли ваше отношение:
  282. A) к сфере изобразительного искусства
  283. Б) к детскому изобразительному творчеству
  284. B) к студийной форме обучения работы
  285. С какими проблемами, темами, мастерами искусства Вы бы хотели познакомиться в дальнейшем?
  286. Какие художественные техники и материалы Вы хотели бы изучить?
  287. Предполагаете ли Вы продолжить занятия изобразительным искусством в студии «Арт График»?
  288. АНКЕТА ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (руководителей художественных студий)1. ФИО1. Образование
  289. Педагогический стаж: общий, в дополнительном образовании
  290. Наименование детского, образовательного учреждения
  291. Форма организации (студия, ДХШ, кружок и т. д.)а) возраст учащихсяб) количество учебных группв) цели изадачи:
  292. Какой учебной программой Вы пользуетесь?
  293. Какую основную особенность своего образовательного учреждения вы можете отметить?
  294. С какими возрастными группами вы предпочитаете работать?
  295. С учащимися какого возраста Вам сложно работать? Почему?
  296. Интересуетесь ли Вы современными изысканиями в области детского изобразительного творчества? Что Вас более интересует (возрастные, психолого-педагогические, творческие, профессиональные проблемы)?
  297. Почему вы выбрали сферу дополнительного образования в художественно-педагогической работе с детьми?
  298. Какова, на Ваш взгляд, роль системы дополнительного (художественно-эстетического) образования в воспитании и развитии детей и подростков?
Заполнить форму текущей работой