Анализ регионального рынка Республики Башкортостан
Характерной чертой рассматриваемого рынка является тенденция межотраслевого перераспределения занятого населения. Сокращается численность занятых на внутреннем водном транспорте, в геологии и разведке недр, в гидрометеорологической службе, в науке и научном обслуживании, информационно-вычислительном обслуживании, общественном питании и ряде других отраслей. В то же время возросла численность… Читать ещё >
Анализ регионального рынка Республики Башкортостан (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В масштабах регионов сложилась совокупность естественных, экономических, социально-бытовых, национально-культурных и других относительно устойчивых связей, необходимых для жизнеобеспечения населения, экономики регионов, страны в целом. Регион представляет собой сложный социально-экономический комплекс, политико-административное образование, в котором между производственной, непроизводственной и социально-бытовой сферами, между отраслями хозяйства, структурами региональной и местной власти устанавливаются определенная согласованность, взаимозависимость, взаимосвязанность, наиболее эффективные пропорции, которые способствуют более полному использованию природных и производственных ресурсов, трудового и научного потенциала; удовлетворению разносторонних потребностей населения, поддержанию эффективного функционирования хозяйственного комплекса российского государства.
Региональные рынки — рынки отдельного региона, имеющие характерные для данного региона признаки, отличающиеся как местоположением, так и видами представленных на них товаров, ценами, конъюнктурой, спросом и предложением товаров.
Актуальность данной темы заключается в том, что развитие регионального рынка способствует развитию государства в целом.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основ регионального рынка, его понятие и классификация, структура, проанализировать региональный рынок РБ, выявить проблемы и перспективы их развития.
В рамках достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:
1) раскрытие понятия регионального рынка, его структуру и классификацию;
2) анализ регионального рынка РБ;
3) рассмотрение проблем регионального рынка;
4) решение проблем и перспективы развития региональных рынков.
В процессе написания курсовой работы были использованы отечественная литература, периодические издания, интернет источники.
Объектом исследования выступают региональные рынки Республики Башкортостан.
Предметом исследования является анализ регионального рынка РБ.
При выполнении курсовой работы были использованы следующие методы: анализ, синтез.
Теоретической основой курсовой работы являются нормативно-правовые акты, статистическая отчетность, публикации в периодической печати, электронные ресурсы.
1. Теоретические аспекты регионального рынка
1.1 Сущность и понятие регионального рынка
Региональные рынки — рынки отдельного региона, имеющие характерные для данного региона признаки, отличающиеся как местоположением, так и видами представленных на них товаров, ценами, конъюнктурой, спросом и предложением товаров. [3]
Региональный рынок — рынок определенного товара или товарной группы, сфера функционирования которого ограничивается преимущественно рамками одного региона (области, края, республики). [16]
Более развернутое определение предложено А. А. Байматовым: региональный рынок «представляет собой сферу товарного обращения и характеризуется совокупностью экономических отношений между производителями и потребителями, выступающих в форме многочисленных актов купли и продажи средств производства и предметов потребления. Региональный рынок выражает специфические особенности и своеобразие условий реализации общественного продукта в рамках определенной территории страны». [4]
В более поздних исследованиях А. С. Новоселов региональный рынок трактует как «территориальную организацию сферы обращения, где происходит согласование интересов производителей и потребителей, при этом региональный рынок рассматривается с позиции процесса воспроизводства — переплетения многочисленных взаимодействий субъектов региональной экономики, выступающих производителями и потребителями различных видов товаров и услуг. Региональный рынок имеет открытый характер и развитые экономические связи с другими регионами страны и мира». [5]
Региональные рынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых — обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий и предметов труда и рабочей силы. В систему региональных рынков входят:
— потребительский рынок (рынок благ) — это совокупность отношений, возникающих между продавцами и покупателями работ, услуг, товаров, с одной стороны, и их потребителями — с другой; это отношения по поводу спроса, предложения и реализации предметов и услуг индивидуального потребления, складывающиеся в торговле, общественном питании, в сфере платных услуг. Потребительский рынок подразделяется на рынок продовольственных товаров, рынок непродовольственных товаров и рынок потребительских услуг. На рисунке 1 представлены эти рынки.
Потребительский рынок | |||
Рынок продовольственных товаров | Рынок непродовольственных товаров | Рынок потребительских услуг | |
Этот рынок предназначен для удовлетворения потребности людей в питании. Это и готовые продукты питания, и товары, необходимые для приготовления пищи | Товары, реализуемые с целью удовлетворения разнообразного потребительского спроса (одежда, обувь, книги, головные уборы, мебель, бытовая техника) | Результат деятельности, удовлетворяющий личные потребности населения, они могут быть материальными и нематериальными | |
Рисунок 1 — Состав потребительского рынка
— рынок средств производства — рынок, в основе которого лежат товарно-денежные отношения в сфере реализации средств производства.
— рынок земли и недвижимости — это определенная сфера вложения денежных средств в систему экономических отношений, которые возникают при сделках с недвижимостью, и в объекты недвижимости.
— рынок труда — сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. 18]
— финансовый рынок — это рынки, где продаются и покупаются различные финансовые активы. [19]
— рынок информации — это совокупность экономических отношений по поводу оказания информационных услуг; сбора, обработки, систематизации информации ее купли-продажи конечному потребителю.
— рынок природных ресурсов
— рынок культурных ценностей
— рынок образовательных услуг — это материальные взаимоотношения участников образовательного процесса: учащихся, организаций, предоставляющих образовательные услуги, лиц и организации, оплачивающих эти услуги.
Региональный рынок осуществляет функции, вытекающие из его основного содержания, как непосредственные, так и опосредованные.
К непосредственным функциям относятся:
— обмен и распределение товаров и услуг;
— реализация сущностных отношений собственности, конкуренции, индивидуального воспроизводства, развитие внутренней структуры и др.
К опосредованным функциям — способствование к развитию межрегиональных хозяйственных отношений, национальной экономики, межнациональных экономических связей, влияние на социальные, надстроечные отношения.
1.2 Структура регионального рынка
Структура регионального рынка по видам реализуемых товаров и услуг подразделяется на рынок потребительских товаров, рынок инвестиционных товаров: рынок средств производства, земельных ресурсов, рынок рабочей силы (труда); территориальный финансовый рынок, который имеет подвиды: рынок ценных бумаг, валютно-денежный, ипотечный, кредитный рынок; также можно выделить рынок недвижимости, прав собственности; рынок информаций: знаний, ноу-хау и др.
Региональный потребительский рынок представляет собой пространственное поле реализации товарно-денежных отношений. Поэтому основные компоненты механизма функционирования регионального потребительского рынка — спрос, предложение, цена и конкуренция — должны рассматриваться в рамках внутреннего и внешнего экономического пространства.
Объектами потребительского рынка в целях настоящего Положения признаются объекты розничной торговли, общественного питания и сферы услуг, которые расположены в специально оборудованных зданиях (их частях) и строениях, предназначенных для ведения деятельности в сфере потребительского рынка.
Субъектами потребительского рынка являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном законодательством порядке и занимающиеся деятельностью в сфере потребительского рынка.
Региональный потребительский рынок выполняет ряд важных функций в экономике региона:
— обеспечивает взаимодействие продавцов и покупателей посредством сделок купли-продажи, а также согласование экономических интересов контрагентов;
— устанавливает количественные пропорции в структуре спроса и предложения;
— выполняет роль сигнальной системы для производителей и потребителей посредством прямых и обратных связей;
— определяет уровень равновесных цен и пропорции между ценами различных товаров;
— осуществляет распределение потребительских товаров и услуг между различными социально-экономическими группами населения региона;
— обеспечивает участие региона в межрегиональных торгово-экономических связях.
Региональный потребительский рынок включает в себя три укрупненных сегмента: рынок продовольственных товаров, рынок непродовольственных товаров, рынок потребительских услуг, которые взаимодействуют между собой и на основе взаимосвязанной системы сделок купли-продажи обеспечивают потребности населения и способствуют эффективному функционированию экономики региона. [8]
Региональный рынок средств производства — такая территориальная организация сферы обращения, которая непосредственно обеспечивает субъекты реального сектора экономики необходимыми средствами производства на основе использования рыночных механизмов.
Субъектами регионального рынка средств производства являются производители средств и предметов труда, с одной стороны, и их потребители, предприятия реального сектора экономики — с другой, находящиеся как в пределах границ конкретного региона, так и вне его.
Функции регионального рынка средств производства состоят в удовлетворении потребностей хозяйствующих субъектов данного региона, а также других потребителей в необходимых для их хозяйственной деятельности средствах производства, обусловленных как технологической степенью их износа, структурными сдвигами в производстве, так и ростом масштабов производства и его техническим совершенствованиям.
Структура регионального рынка средств производства определяется целым комплексом факторов, начиная от природно-климатических условий региона, его специализации и заканчивая характером товарного обращения конкретных видов средств производства, степени наукоемкости и долговечности.
В этой связи к основным группам средств производства регионального рынка относятся:
1) рынки топливно-энергетических ресурсов, имеющих базовое значение для экономики региона и эффективности ее функционирования;
2) рынки цветных и черных металлов;
3) рынки машиностроительной продукции, определяемые как специализацией производства в регионе, так и характером и структурой технологического потребления, включающие:
— рынок станкостроительной и станко-инструментальной продукции;
— рынок сельскохозяйственных машин;
— рынок продукции лесного и деревообрабатывающего машиностроения.
Рынок недвижимости — это определенная сфера вложения денежных средств в систему экономических отношений, которые возникают при сделках с недвижимостью, и в объекты недвижимости.
Рынок недвижимости является частью финансового рынка.
Основные сегменты рынка недвижимости:
— рынок жилья;
— рынок земли;
— рынок нежилых помещений.
На рынке недвижимости выделяются две его составляющие: первичный и вторичный рынок недвижимости.
На первичном рынке недвижимость как товар выступает впервые. Основными продавцами недвижимости в таком случае выступают государство в лице своих федеральных, региональных и местных органов власти, а также строительные компании — поставщики жилой и нежилой недвижимости.
На вторичном рынке недвижимость выступает как товар, ранее бывший в употреблении и принадлежащий определенному собственнику — физическому или юридическому лицу.
Субъектами рынка недвижимости являются:
1) Покупатели (физические и юридические лица);
2) Инвесторы;
3) Продавцы (собственники имущества, фонды имущества, органы, уполномоченные местной властью);
4) Всевозможные посредники, организующие процесс купли-продажи и передачи прав собственности:
— агентства оценщиков;
— риэлтерские фирмы;
— юридические фирмы;
— рекламные агентства;
— биржи недвижимости;
— страховые компании и т. д.
5) Государственные органы:
— бюро технической инвентаризации (ПИБ);
— комитеты по управлению имуществом (КУГИ);
— арбитражные суды;
— нотариальные конторы;
— налоговые инспекции;
— комитеты по земельным ресурсам и землеустройству. [6]
Рынок труда — это динамическая система, включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, и механизм его самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации, поступающей в виде изменений цены труда (заработной платы).
Субъекты рынка труда — это наемные работники (и их объединения — профсоюзы), работодатели (предприниматели) и их союзы, государство и его органы.
Финансовый рынок — это рынок денег, предоставляемых в пользование в различных формах. Финансовый рынок может быть определен как механизм соотнесения спроса и предложения на денежные ресурсы, а его функционирование непосредственно связано с распределением этих ресурсов в экономике.
Финансовый рынок состоит из ряда секторов: инвестиционного, кредитного, фондового, страхового, валютного.
На рисунке 2 представлены эти рынки.
Рисунок 2 — Структура финансового рынка Кредитный рынок — экономическое пространство, в рамках которого происходит движение ссудных денежных средств: предоставление займов на условиях срочности, возвратности и платности.
Валютным рынком называется система экономических отношений между банками, а также между банками и их клиентами по поводу купли-продажи иностранной валюты.
Рынок ценных бумаг — это экономические отношения между участниками рынка по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.
Страховой рынок — это часть финансового рынка, место, где продаются и покупаются страховые продукты.
Рынок природных ресурсов трактуется как категория микрои макроэкономического анализа. Он выступает составной частью рынков экономических ресурсов наряду с рынком труда и рынком капитала.
Субъектами рынка природных ресурсов являются их владельцы, пользователи, а также посредники рыночных сделок с природными ресурсами.
Рынок образовательных услуг — это система социально-экономических отношений между учебными заведениями и потребителями с целью продажи и покупки образовательных услуг. В состав участников рыночных отношений, субъектов маркетинга образовательных услуг входят наряду с учебными заведениями и потребители услуг (отдельные личности, организации), широкие круги посредников (включая центры занятости, кадровые агентства, органы исполнительной власти, лицензирования и аккредитации учебных заведений и т. п.), а также различные общественные организации и структуры, имеющие отношение к продвижению образовательных услуг к потребителю на ринку. [11]
Таким образом, региональный рынок — это рынок определенного товара или товарной группы, сфера функционирования которого ограничивается преимущественно рамками одного региона (области, края, республики).
Во 2 разделе проанализируем потребительский рынок, рынок труда и рынок недвижимости
2. Анализ и тенденции развития регионального рынка
2.1 Анализ и тенденции развития потребительского рынка Республики Башкортостан
Потребительский рынок в республике широко представлен магазинами розничной торговли ориентированных на отдельных видов товаров, предприятиями сферы услуг, ремонтными мастерскими, развиваются предприятия фирменной торговли, частные оптовые предприятия и т. д.
В настоящее время в Республике Башкортостан более 25 тысяч торговых предприятий оптовой и розничной торговли, общепита и около 900 торговых сетей. Среди крупнейших международных торговых предприятий являются: «Ашан», «ИКЕА», «Леруа Мерлен», «Касторама». Среди отечественных, крупнейшими по числу магазинов являются сети: «Башспирт» (110 магазинов), «Магнит"(270 магазинов), «Байрам"(120 магазинов), «Полушка"(125 магазинов) Сфера услуг является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Башкортостан. На сегодняшний день эту отрасль представляют около девяти тысяч предприятий. Рынок услуг развивается и востребован населением республики, за последние 7 лет объем услуг оказываемые населению вырос почти в три раза. [15]
На рисунке 3 представлены изменения цен на товары услуги на 2013;2014 гг.
По графику видно, что на период 2013;2014 гг. цены на товары и услуги заметно возросли.
На рисунке 4 показаны изменения индекса цен в секторе экономики по РБ.
Можно сделать вывод, индекс потребительских цен в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличилось на 2,9%, индекс цен производителей помышленных товаров увеличилось на 9,1%, индекс производителей с/х продукции также увеличилось (12,5%).
Рисунок 3 — Средние потребительские цены (тарифы) на товары и услуги Рисунок 4 — Изменение цен в секторах экономики Республики Башкортостан (к декабрю предыдущего года, в процентах) Далее рассмотрим изменени изменение средних потребительских цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров (таблица 1).
Таблица 1
Уровень и изменение средних потребительских цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров по Республике Башкортостан на 2014;2015 гг.
2014 г. | 2015 г. | Изменение 2015 г. к 2014 г (±) | Изменение 2015 г. к 2014 г в % | ||
Капуста белокочанная свежая | 18,29 | 37,04 | 18,75 | 50,62 | |
Морковь | 24,23 | 33,82 | 9,59 | 28,35 | |
Творог жирный | 189,65 | 218,9 | 29,25 | 13,36 | |
Картофель | 22,4 | 27,86 | 5,46 | 19,59 | |
Яйца куриные, 10 шт. | 46,05 | 60,57 | 14,52 | 23,97 | |
Куры охлажденные и мороженые | 90,61 | 133,11 | 42,5 | 31,92 | |
Сахар-песок | 30,14 | 53,07 | 22,93 | 43,2 | |
Молоко питьевое цельное 2,5−3,2% жирности, л | 45,17 | 51,58 | 6,41 | 12,42 | |
Сыры твердые и мягкие | 322,03 | 381,09 | 59,06 | 15,49 | |
Рис шлифованный | 39,32 | 55,04 | 15,72 | 28,56 | |
Сметана | 127,74 | 147,55 | 19,81 | 13,42 | |
Говядина | 320,55 | 363,07 | 42,52 | 11,71 | |
Соль поваренная пищевая | 9,53 | 9,21 | — 0,32 | 3,35 | |
Макаронные изделия | 39,41 | 44,82 | 5,41 | 12,07 | |
Рыба мороженая неразделанная | 296,98 | 406,27 | 109,29 | 26,9 | |
Хлеб из ржаной муки | 33,58 | 38,44 | 4,86 | 12,64 | |
Лук репчатый | 21,3 | 31,13 | 9,83 | 31,57 | |
Пшено | 24,52 | 31,89 | 7,37 | 23,11 | |
Мука пшеничная | 25,16 | 28,59 | 3,43 | 11,99 | |
Масло сливочное | 283,97 | 329,17 | 45,2 | 13,73 | |
Хлеб и булочные изделия из муки 1 и 2 сортов | 34,65 | 39,81 | 5,16 | 12,96 | |
Свинина | 195,43 | 254,15 | 58,72 | 23,1 | |
Молоко питьевое пастеризованное 2,5−3,2% жирности, л | 34,79 | 38,52 | 3,73 | 9,68 | |
Яблоки | 54,11 | 73,89 | 19,78 | 26,76 | |
Масло подсолнечное | 70,26 | 82,45 | 12,19 | 14,78 | |
Чай черный байховый | 394,26 | 524,72 | 130,46 | 24,86 | |
Крупа гречневая-ядрица | 27,18 | 61,63 | 34,18 | 55,46 | |
Из таблицы 1 можно сделать вывод, что цены на основные социально значимые продовольственные товары с 2014 г. по 2015 г. увеличились значительно.
Вдвое увеличились цены с 2014 г. по 2015 г. на такие товары, как капуста, крупа гречневая, также значительные увеличения цены на морковь (28,35%), куры охлажденные (31,92%), на сахар-песок (43,2%), рис шлифованный (28,56%), лук (31,57%). Из этого можно сделать, что выросли цены на овощи, на крупы.
2.2 Анализ рынка труда Республики Башкортостан
В Башкортостане бурными темпами развивается строительство, а ситуация в сельском хозяйстве обстоит гораздо лучше, чем во многих других субъектах РФ.
Что касается рынка труда республики, то процент безработных здесь равен 7,7. Этот показатель выше, чем среднероссийский — 6,6%. Сложнее всего найти работу людям, проживающим в отдаленных от центра Башкортостана районах. Уровень безработицы в столице Башкортостана, Уфе, равен 1,38%. Далее рассмотрим среднемесячную заработную плату работников предприятий и организаций. В таблице 2 представлены эти данные. [2]
Таблица 2
Среднемесячная заработная плата работников предприятий и организаций в Республике Башкортостан по видам экономической деятельности (январь-сентябрь 2015 года)
По полному кругу организаций | |||
рублей | к январю-сентябрю 2014 г., в % | ||
Всего | 25 165,3 | 103,5 | |
С/х, охота и лесное хозяйство | 13 905,1 | 102,9 | |
Добыча полезных ископаемых | 45 502,4 | 94,7 | |
Обрабатывающие производства: | 27 236,1 | 107,0 | |
— производство пищевых продуктов, включая напитки, табака | 20 242,5 | 102,4 | |
— текстильное и швейное производство | 14 577,7 | 107,1 | |
— производство кожи, изделий из кожи и производство обуви | 11 208,5 | 96,1 | |
— обработка древесины и производство изделий из дерева | 19 687,0 | 112,2 | |
— целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность | 19 011,5 | 98,6 | |
— производство нефтепродуктов | 59 214,1 | 101,2 | |
— химическое производство | 36 483,1 | 105,9 | |
— производство резиновых и пластмассовых изделий | 20 283,4 | 103,9 | |
— производство прочих неметаллических минеральных продуктов | 24 116,1 | 103,1 | |
— металлургическое производство и производство готовых металлических изделий | 21 337,0 | 107,1 | |
— производство машин и оборудования | 26 328,9 | 107,4 | |
— производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования | 29 039,5 | 114,2 | |
— производство транспортных средств и оборудования | 31 126,8 | 112,0 | |
— прочие производства | 17 139,7 | 101,5 | |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 31 258,0 | 103,5 | |
Строительство | 22 373,0 | 100,2 | |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 18 392,5 | 100,5 | |
Гостиницы и рестораны | 15 528,8 | 104,8 | |
Транспорт и связь | 29 705,4 | 104,6 | |
Финансовая деятельность | 36 587,5 | 102,5 | |
Операции с недвижимым имуществом, аренда | 27 421,6 | 104,2 | |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование | 34 788,8 | 99,7 | |
Образование | 19 949,0 | 106,1 | |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 22 853,0 | 105,4 | |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 22 202,2 | 104,1 | |
деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта | 22 882,6 | 104,2 | |
Среднемесячная заработная плата работников предприятий и организаций по республике всего увеличилось на 3,5%, в отрасли лесного и с/х заработная плата увеличилась на 2,9%, в обрабатывающей отрасли на 7%. В производстве и распределении электроэнергии, газа и воды увеличение составило 3,5%, в строительстве на 0,2%, также в оптовой и рознично торговли зарплата увеличилась незначительно, на 0,5%. В области образования и здравоохранения зарплата увеличилась на 6,1% и 5,4% соответственно. Также динамика видна в отрасли гостиница и рестораны (4,8%), транспорт и связь (4,6%), операции с недвижимым имуществом (4,2%), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (4,1%).
Таблица 3
Среднегодовая численность занятых в экономике по формам собственности
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Изменение 2014 г. к 2012 г (±) | Изменение 2014 г. к 2012 г., % | ||
тысяч человек | ||||||
Всего занято в экономике, в том числе по формам собственности: | 1760,7 | 1797,1 | 1770,4 | 9,7 | 0,5 | |
— государственная и муниципальная | 513,8 | 509,9 | 488,3 | — 25,5 | 4,9 | |
— собственность общественных и религиозных организаций (объединений) | 4,6 | 4,5 | 4,3 | — 0,3 | 6,5 | |
— смешанная российская | 127,7 | 112,1 | 99,0 | — 28,7 | 22,4 | |
— иностранная, совместная российская и иностранная | 28,8 | 32,6 | 38,3 | 9,5 | 24,8 | |
— частная | 1085,8 | 1138,1 | 1140,5 | 54,7 | 4,7 | |
По таблице 3 видно, что среднегодовая численность занятых по формам собственности в общем увеличилась незначительно, на 0,5%.в государственной и муниципальной собственности число занятых снизились не значительно (4,9%). Также снижения произошли в собственности общественных и религиозных организаций (на 6,5%), смешанной российской (на 22,4). Увеличения занятых в экономике произошли в иностранной и частной собственности, 24,8% и 4,7% соответственно.
Таблица 4
Численность экономически активного населения, занятых и безработных
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Изменение 2014 г. к 2012 г (±) | Изменение 2014 г. к 2012 г., % | ||
Экономически активное население — всего | 2079,5 | 2041,6 | 1988,4 | — 91,1 | 4,3 | |
мужчины | 1091,9 | 1071,1 | 1051,7 | — 40,2 | 3,6 | |
женщины | 987,6 | 970,5 | 936,5 | — 51,1 | 5,1 | |
— занятые в экономике — всего | 1920,9 | 1917,8 | 1872,5 | — 48,4 | 2,5 | |
мужчины | 1007,3 | 1004,4 | 987,9 | — 19,4 | 1,9 | |
женщины | 913,6 | 913,4 | 884,5 | — 29,1 | 3,1 | |
— безработные — всего | 158,7 | 123,8 | 116,0 | — 42,7 | 26,9 | |
мужчины | 84,6 | 66,7 | 64,0 | — 20,6 | 24,3 | |
женщины | 74,1 | 57,1 | 52,0 | — 22,1 | 29,8 | |
Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости — всего | 29,8 | 26,5 | 23,9 | — 5,9 | 19,7 | |
мужчины | 11,8 | 9,8 | 8,9 | — 2,9 | 24,5 | |
женщины | 18,0 | 16,6 | 15,0 | — 3 | 16,6 | |
Из них безработные, которым назначено пособие по безработице — всего | 29,0 | 25,7 | 23,1 | — 5,9 | 20,4 | |
мужчины | 11,5 | 9,5 | 8,6 | — 2,9 | 25,2 | |
женщины | 17,5 | 16,2 | 14,5 | — 3 | 17,1 | |
В 2014 г. по сравнению с 2012 г. экономически активного населения по республике не значительно сократилось, на 4,3%, безработных значительно сократилось (26,9%). Безработных мужчин сократилось на 24,3%, женщин на 29,8%. Численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, также сократилось (19,7%).
Из таблицы видно, численность безработных по РБ сократилось.
Таблица 5
Динамика просроченной задолженности предприятий и организаций по заработной плате работников (на начало года; миллионов рублей)
2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | Изменение 2015 г. к 2013 г (±) | Изменение 2015 г. к 2013 г., % | ||
Всего по республике | 55,0 | 2,3 | 3,4 | — 51,6 | 93,8 | |
Из таблицы 5 видно, что просроченная задолженность предприятий и организаций по заработной плате работников к 2014 г. резко сократилось, в 2015 г. задолженность составило 3,4 млн руб., изменение составило 93,8%, задолженность в 2015 г. по сравнению с 2014 г. увеличилось на 1,1 млн руб. Задолженность по республике в общем заметно сократилось.
На 2016 год установлен коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда на территории Республики Башкортостан.
Согласно изменению установлен коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда на территории Республики Башкортостан: на 2015 год — в размере 1,8, на 2016 год — в размере 1,596 213.
Ранее коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда на территории Республики Башкортостан, на 2015 год и последующие годы был установлен в размере 1,8.
Закон вступает в силу с 1 января 2016 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. [20]
региональный потребительский рынок башкортостан
2.3 Анализ рынка недвижимости в Республике Башкортостан
Рынок недвижимости республики Башкортостан считается одним из самых стабильных в стране. Регион является одним из лидеров по объемам жилищного строительства в России.
Больше всего жилья строится в столице республики — Уфе, крупных городах Нефтекамске, Стерлитамаке, Салавате, Ишимбае.
Значительная часть населения республики живет в городах. Главной статьей дохода республики являются добыча и переработка нефти. Башкортостан признан регионом с минимальными экономическими рисками.
Эти факторы обуславливают и положение дел на местном рынке недвижимости. Растет спрос на жилье во всех городах региона, но особенно — в Уфе, не раз попадавшей в список самых комфортных для жизни и бизнеса российских городов. [15]
Рынок жилой недвижимости в республике Башкортостан показывает хорошую динамику, помимо городов активно развиваются Уфимский, Стерлитамакский, Иглинсий, Чишминский, Хайбуллинский районы.
Средняя цена типов квартир:
1-комнатных — 67.1 тыс. руб./кв. м., минус 1.4%. Диапазон общей цены квартир 1550−5430 тыс. руб.
2-комнатных — 61.2 тыс. руб./кв. м., минус 3%. Диапазон общей цены квартир 1800−9000 тыс. руб.
3-комнатных — 60.2 тыс. руб./кв.м., минус 3.3%. Диапазон общей цены квартир 2200−11 млн руб.
Многокомнатных — 61.7 тыс. руб./кв.м., без особых изменений. Диапазон цены квартир 3050−21.8 млн руб.
Средняя стоимость элитного жилья составляет около 85.5 тыс. руб./кв.м. Пока без особых изменений. В целях настоящего исследования в сегмент элитного жилья включены дома повышенной комфортности Уфы, около 160 домов. Всего в выборке менее 100 элитных квартир в экспозиции.
Диапазон цен квадратного метра в элитном сегменте 51.6 — 142 тыс. руб. Диапазон цены объектов — от 3 до 21.8 млн руб.
Разброс цен на квартиру как объект продажи в целом по рынку — от 1500 т.р. (малосемейка в северной части) до 21.8 млн руб. Диапазон цен кв. м — от 30 до 145 тыс. руб. за кв. м (жилье старого фонда и элитка в центре города). Выставлено на продажу в активную рекламу и СМИ по выборке (для расчета соотношения типов):
1-комнатных — 970 варианта, их стало меньше почти на 180 шт.
2-комнатных — 1063 шт.,
3-комнатных — 679 шт.
Многокомнатных — 85 шт.
Вся выборка по Республике Башкортостан:
Средняя цена объекта недвижимости вместе с участком по всей выборке составляет 3499.6 тыс. руб., снизилась на 0.1%
Средняя площадь жилой постройки — 123 кв.м., увеличилось, что свидетельствует о том, что в сезоне продавались преимущественно малые площади Средняя площадь участка — 13.2 соток Средняя цена квадратного метра постройки, исходя из площади дома (без вычета стоимости участка) — 31,26 тыс. руб. по сравнению с 33.3 тыс. руб./кв.м. в июле 2015 года, снижение общее по РБ — 6%
Диапазон стоимости объекта по всей выборке — от 150 тыс. руб. до 27 млн руб.
Диапазон цены кв.м. включая участок — от 2.5 до 208.9 тыс. руб. за кв.м.
Диапазон площадей жилой постройки — от 20 до 740 кв.м.
Диапазон площадей земельных участков — от 1 сотки до 100 соток (1 Га) Средняя цена квадратного метра жилой постройки без учета стоимости земельного участка по методу остатка — в среднем 12−15 тыс. руб./кв.м.
В таблице 6 представлена информация о жилищном фонде.
Таблица 6
Жилищный фонд (общая площадь жилых помещений, тыс. кв. метров)
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Изменение 2014 г. к 2012 г (±) | Изменение 2014 г. к 2012 г., % | ||
Жилищный фонд-всего | 91 580,1 | 93 962,8 | 96 684,4 | 5104,3 | 5,2 | |
городской жилищный фонд | 53 101,5 | 54 227,3 | 55 641,8 | 2540,3 | 4,7 | |
сельский жилищный фонд | 38 478,6 | 39 735,5 | 41 042,6 | 6,2 | ||
Жилищный фонд в 2014 г. по сравнению с 2012 г. увеличилось, на 5,2%, городской жилищный фонд увеличился на 4,7%, также увеличился сельский жилищный фонд (6,2%). Далее рассмотрим общую площадь помещений, приходящихся в среднем на одного жителя по республике (таблица 7).
Таблица 7
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (кв. метров)
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Изменение 2014 г. к 2012 г. (±) | Изменение 2014 г. к 2012 г., % | ||
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя — всего | 22,6 | 23,1 | 23,7 | 1,1 | 4,6 | |
в городской местности | 21,4 | 21,7 | 22,2 | 0,8 | 3,6 | |
в сельской местности | 24,3 | 25,3 | 26,3 | 7,6 | ||
Из таблицы можно сделать вывод, что общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, всего увеличилось не значительно, на 4,6%, из них в городской местности составил 22,2 кв. метров, увеличение составило 3,6%, в сельской местности площадь на одного жителя возросло на 7,6%.Рассмотрим в таблице 8 предоставление гражданам жилых помещений.
Таблица 8
Предоставление граждан жилых помещений
2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | Изменение 2014 г. к 2012 г (±) | Изменение 2014 г. к 2012 г., % | ||
Число семей, состоящих на учете в адм-циях муниципальных образований, нуждающихся в жилых помещениях на конец года, единиц | 1,5 | |||||
Число семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия за год, единиц | — 2015 | 32,1 | ||||
Из этого можно сделать вывод, что число семей, состоящих на учете в администрациях муниципальных образований, в качестве нуждающихся в жилых помещениях на конец года увеличилось на (1,5%), эти изменения можно увидеть и в 2012;2014 гг. Число семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия за год, заметно сократились, на 2015 единиц (32,1%).
За анализируемый период наблюдается устойчивая тенденция к понижению цен в регионе, поскольку индекс цен понижается 4 недели подряд.
Соотношение индекса в субъекте РФ Башкортостан и индекса РФ показывает, что снижение темпов роста рынка жилой недвижимости региона на 1.3% ниже общероссийских. [20]
Рассмотрим коммерческую недвижимость городов Республики Башкортостан.
Спрос на коммерческую недвижимость в городах Республики Башкортостан во 2-м квартале продолжает расти. В основном спросом пользовались торговые помещения — 72% от общего объема спроса (рисунок 5)
Рисунок 5 — Структура спроса в зависимости от типа коммерческой недвижимости за 2 квартал 2014 года, %
Структура спроса сохранилась на уровне предыдущих периодов и в большой степени ориентирована на аренду — 90% (рисунок 6)
Рисунок 6 — Структура спроса объектов коммерческой недвижимости в зависимости от типа сделки за 2 квартал 2014 года, %
Исследуя спрос в зависимости от размера помещений, можно сделать вывод, что наибольшим спросом пользуется коммерческая недвижимость с площадью до 50 кв. м., на нее приходится более 50%. (рисунок 7).
Рисунок 7 — Структура спроса на коммерческую недвижимость в зависимости от типоразмера помещений за 2 квартал 2014 г., %
Во 2-м квартале 2014 г. наблюдается активный спрос на коммерческую недвижимость в направлении «Юг» республики (г. Ишимбай, г. Салават, г. Мелеуз, г. Кумертау). Ситуация на «Юго-востоке» (г. Сибай, г. Баймак) не изменилась, и во 2-м квартале зафиксирован наименьший спрос на коммерческую недвижимость в данном направлении — менее 9% (рисунок 8).
Рисунок 8 — Структура спроса на коммерческую недвижимость сегментированную по направлениям за 2 квартал 2014 г., %
Во 2 квартале 2014 г. на продажу или аренду в городах Республики Башкортостан были выставлены объекты коммерческой недвижимости общей площадью более 150 тыс. кв. м.
По итогам анализа рынка недвижимости субъекта РФ Башкортостан на 04.09.2015 г. самая высокая стоимость на жилую недвижимость региона наблюдается в городе Уфа, а самая низкая в городе Межгорье. В 2 городах области наблюдалось повышение цен на квартиры, при этом стоимость недвижимости оставалась стабильной в 0 городах, и снижалась в 19.
За прошедшие четыре недели выявлено значительное понижение средней стоимости недвижимости в регионе. При этом индекс составляет 511.72, что на 1.261% меньше, чем 4 недели назад.
3. Проблемы, пути и перспективы развития регионального рынка Республики Башкортостан
3.1 Проблемы и перспективы развития потребительского рынка РБ
В настоящее время разработана долгосрочная целевая программа «Развитие торговли в Республике Башкортостана 2013;2018 годы», утвержденная Постановлением Правительства РБ от 03.03.2014 № 89. Основными целями это программы является: [1]
— улучшение условий для полного удовлетворения спроса потребителей на потребительские товары широкого ассортимента, по доступным ценам;
— создание современной торговой инфраструктуры в республике;
— создание благоприятной среды на потребительском рынке;
— создание экономических и политических условий для обеспечения стабильного развития потребительской кооперации в республике;
— удовлетворение потребностей жителей, обеспечение устойчивого функционирования и развития в сфере бытового обслуживания;
— координация и функциональное регулирование в сфере общественного питания.
Таким образом, нынешний потребительский рынок в Республике Башкортостан характеризуется развитием торговых центров и сферы услуг. Несмотря на это в республике существует ряд проблем. Существует проблема ценообразования на продовольственные товары, иногда цены на них бывают неоправданно завышены как производителями так и торговыми организациями.
Недостаточна конкурентоспособность местных и отечественных производителей.
Медленно продвигаются преобразования в организации торгового обслуживания в сельской местности. Розничный товарооборот в сельской местности составляет 18 процентов от общего розничного оборота в республике, учитывая, что в сельской местности проживает около 40 процентов населения республики Башкортостан. Одной из причин является слабо развитая инфраструктура торговли в сельской местности. Так же имеется огромный разрыв в показателях оказываемых услуг на душу населения в городах и районах.
Плохо обеспечена доступность предприятий потребительского рынка, объектов торговли и общественного питания для лиц с ограниченными физическими возможностями.
Малоразвит сегмент общественного питания для населения с невысоким доходом, мало предприятий со средней ценовой категорией, специализированных на диетическом питании, молодёжных кафе и т. д. [13]
С одной стороны потребительский рынок наполнен деньгами и ресурсами, и по покупательской способности республика Башкортостан является одним из лидеров в Российской Федерации. Но по средней заработной плате республика не в лидерах, а где-то посередине списка российских регионов.
Поэтому необходимо повысить уровень торгового обслуживание в сельской местности, совершенствовать материальнотехническую базу сельской торговли, путём строительства и реконструкции торговых объектов с привлечением субъектов малого и среднего предпринимательства.
На потребительском рынке предприятиями торговли плохо используется такой резерв повышения собственной эффективности, как страхование от разнообразных рисков, непременно присутствующих в коммерческой деятельности.
Нужно обеспечить доступностью торговых мест для продукции республиканского агропромышленного комплекса на предприятиях розничной торговли.
Рынок услуг во многом зависит от органов местного самоуправления к формированию и его развитию. Необходимо более эффективно использовать имеющиеся ресурсы для повышения качества обслуживания, улучшению оказываемых услуг, внедрению инновационных технологий, повышению квалификации работников в данной отрасли, учитывая, что сфера услуг является приоритетным направлением территориального развития в республике.
Активное оснащение предприятий торговли и общественного питания пандусами, лифтами для инвалидов и других маломобильных групп граждан.
Наиболее эффективным способом введения бизнеса в сфере общественного питания является франчайзинг и внедрение сетевых форм организации предприятий общественного питания, особенно для населения со средним уровнем дохода. [9]
Важными инновационными направлениями дальнейшего развития потребительского рынка становятся:
— рост качества обслуживания покупателей за счет развития информационных технологий, в первую очередь — на рынках мобильной и фиксированной связи, потребительского кредитования, электронной торговли;
— развитие и формирование новых типов и видов услуг;
— освоение новых маркетинговых технологий;
— изучение и прогнозирование покупательского спроса на новые товары и услуги; содействие развитию отечественного производства конкурентоспособных товаров и услуг. [14]
3.2 Проблемы и перспективы развития рынка труда РБ
Явления макроэкономической нестабильности — инфляция, безработица, поляризация доходов, социальная напряженность — затронули все регионы России. Число экономически активного населения, предлагающего свои услуги на рынке труда республики, составляет около 2 млн. человек, или 46% от общей численности населения. [12]
Характерной чертой рассматриваемого рынка является тенденция межотраслевого перераспределения занятого населения. Сокращается численность занятых на внутреннем водном транспорте, в геологии и разведке недр, в гидрометеорологической службе, в науке и научном обслуживании, информационно-вычислительном обслуживании, общественном питании и ряде других отраслей. В то же время возросла численность занятых на трамвайно-троллейбусном, трубопроводном транспорте, в некоторых отраслях промышленности. В формировании рынка труда все большую роль играет негосударственный сектор.
Численность работающих на негосударственных предприятиях в Республике составляет около 54% общей численности занятых. Интенсивность смены форм собственности различна по отраслям и наиболее характерна для промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и общественного питания. Финансовый кризис, приведший к сокращению рабочих мест в финансовой сфере, создал благоприятные предпосылки для сохранения и развития занятости в реальном секторе экономики. Данная тенденция затронула и Башкортостан. [17]
В Республике наблюдается тенденция снижения темпов прироста уровня безработицы. Однако средняя продолжительность периода безработицы достаточно высока. Подавляющая часть безработных — женщины (77%), около одной трети — молодежь в возрасте до 30 лет, т. е. наиболее уязвимые категории населения. Приоритет в политике борьбы с безработицей должен отдаваться тем мерам, которые фактически определяют суть активной политики занятости: усиление взаимодействия с работодателями в создании банка вакансий; создание дополнительных и квотирование рабочих мест для лиц, особо нуждающихся в социальной защите; улучшение профориентационной работы среди учащихся общеобразовательных школ; развитие системы опережающего обучения работников, намеченных к высвобождению; расширение сети временных рабочих мест, направление на сезонные работы длительно безработных, незанятой молодежи и других слабозащищенных категорий.
3.3 Проблемы и перспективы развития рынка недвижимости РБ
Башкортостан — обильный, цветущий край, в котором сейчас активно развивается жилищное строительство и растет количество жителей, благодаря целевой республиканской программе «Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Башкортостан в 2011;2015 гг.».
На данный момент в Башкортостане реализуются две жилищные программы для молодых семей: федеральная целевая программа обеспечения жильем молодых семей «Жилище» на 2011;2015 годы и республиканская программа «Молодая семья» на 2011;2015 годы. 21]
Программа «Молодая семья»:
В рамках республиканской программы молодая семья в республике Башкортостан, нуждающаяся в решении своего квартирного вопроса, может получить помощь в двух видах:
— Социальная выплата на приобретение (строительство) жилья;
— Социальная выплата при рождении (усыновлении) ребенка.
Помощь в погашении затрат на долевое строительство не предусмотрена. Предполагается предоставление дополнительной субсидии при рождении (усыновлении) ребенка с целью уменьшения ипотечного долга.
Данное условие, без сомнения, призвано поддержать многодетные молодые семьи, проживающие на территории республики Башкортостан.
Молодая семья без детей в городе Уфа и республике Башкортостан получает субсидию на 30% средней стоимости жилья. Неполные семьи и семьи с одним ребенком и более — 35%.
1) Семья из двух человек (без детей) может получить до 350,2 тыс. рублей;
2) Семья из двух человек (родитель и ребенок) — 408 тыс. рублей;
3) Семья из трех человек (два родителя и ребенок) — 525 тыс. рублей;
4) Семья из четырех человек (два родителя и два ребенка) — 700 тыс. рублей.
Государственная программа «Жилище»:
Федеральная программа «Жилище 2011;2015» была разработана в 2002 году, а в 2010 году была дополнительно продлена на пять лет.
Программа нацелена на формирование рынка жилья эконом-класса, которое было бы доступно большинству граждан нашей страны, на устранение недостатка экологичных и комфортных жилых помещений, на стимулирование спроса на жилые помещения и повышение качества жилищного фонда России.
Программа предусматривает, что для реализации целей данной государственной программы все субъекты РФ должны предпринять определенные шаги в оказании помощи российским гражданам в решении самого сложного вопроса — жилищного.
Федеральная целевая программа «Жилище» образована подпрограммами:
1) обеспечения молодых семей жильем;
2) модернизации коммунальной инфраструктуры;
3) выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем граждан определенных категорий;
4) стимулирования региональных программ для эффективного развития жилищного строительства.
Размер субсидии по программе — это определённый процент, который выплачивает местный бюджет за молодую семью при покупке дома или квартиры.
Главными условиями для участия в программе являются: соответствие возрастному цензу (не более 35 лет), наличие собственных средств и/или постоянного дохода в достаточном для погашения кредитов размере.
Так же среди действующих программ Башкортостана можно выделить военную и социальную ипотеку.
Программа «Социальная ипотека»:
Основное назначение данной программы — изменить жилищные условия тех, кто действительно в этом нуждается, посредством предоставления безвозмездной денежной выплаты, либо путем выдачи ипотечного кредита на льготных условиях. В связи с этим кандидат на участие в программе должен удовлетворять одному из следующих требований:
— Быть принятым на учет нуждающихся в жилье до 1 марта 2005 года;
— Проживать в ветхом или аварийном здании;
— Иметь уровень обеспеченности жильем на каждого члена семьи менее 12 квадратных метров.
Итак, на сегодняшний день существуют два возможных варианта, предлагаемых на выбор участником программы.
Первый заключается в предоставлении субсидии для последующего приобретения строящегося жилья. Ее размер определяется исходя из средней стоимости одного квадратного метра, установленного министерством строительства республики Башкортостан и принятой нормой жилплощади на семью, но не может быть более 30% от величины, полученной путем умножения «социального метража» на его стоимость.
Второй вариант представляет собой ипотечный кредит, который выдается для приобретения жилья в новостройке на льготных условиях по ставке 8% годовых.
Максимальный срок такого займа составляет 10 лет для работников бюджетных организаций, трудовой стаж которых более 5 лет.
Аналогичные условия будут и у молодых семей, что является одним из лучших вариантов ипотеки для молодежи. Другие кандидаты могут получить ссуду под такой же процент, но на срок не более 5 лет.
Программа «Военная ипотека»:
Проблема обеспечения собственным жильем является актуальной для многих военных. Чтобы помочь ее решить государством был принят закон о накопительно-ипотечной системе для жилищного обеспечения военнослужащих, который позволяет им не дожидаться получения квартиры после окончания службы, а приобрести необходимое им жилье гораздо раньше.
Сегодня инициатива государства по обеспечению жильем военных более широко известна под такими названиями, как ипотека для военнослужащих и военная ипотека.
Идея программы заключается в следующем — заменить обязательство государства по предоставлению военным жилья деньгами. Что это значит? Теперь военнослужащий получит причитающеюся ему квартиру не в натуральной форме, как было раньше, а в денежной.
Каждому участнику открывается накопительный ипотечный счет, на который государство ежемесячно производить денежные взносы. Формируются такие поступления за счет средств Федерального бюджета, а их величина устанавливается на законодательном уровне и ежегодно индексируется. Интересно, что на величину этих взносов не влияют ни род войск, ни воинское звание.
На момент начала действия программы его размер составлял 37 000 рублей в год, в 2013 году накопительный взнос составлял 222 000 рублей. Учет и последующее перечисление накоплений осуществляет Федеральное учреждение «Росвоенипотека».
Итак, став участником программы, военнослужащий может рассчитывать на получение так называемых накопительных взносов от государства, однако воспользоваться ими он сможет лишь в строго определенных случаях, которые установлены законом. Сегодня получить накопленные средства будет можно:
— По истечении 20 лет службы;
— По прошествии 10 лет службы при увольнении из армии, в том числе, в виду достижения определенного возраста, признания ограниченно годным к службе или вследствие сокращения;
— Посредством получения целевого жилищного займа, предоставленного Росвоенипотекой.
Ввиду того, что первые два условия ипотеки для военных довольно просты для понимания и сводятся к достижению военным определенной выслуги лет, после которой он сможет воспользоваться своим правом и получить деньги от государства, более подробно следует остановиться на жилищном займе, который позволяет приобрести жилье не ожидая 10 или 20 лет.
Для того чтобы получить целевой жилищный заем по ипотеке для военнослужащих минимальный срок службы участника должен составлять не менее 3 лет от даты его включения в программу ипотеки для военных, при этом обязательным условием его выдачи является целевое использование предоставленных взаймы денег.
Сегодня закон позволяет использовать их:
— в качестве первоначального взноса по ипотечному кредиту, полученному в банке, и последующих платежей по нему;
— для участия в долевом строительстве;
— для покупки жилья;
Вне зависимости от того, какой вариант использования полученных денег был выбран, приобретаемое с использованием подобного займа жилье будет находиться в залоге у Российской Федерации до полного его погашения.
Все представленные программы успешно функционируют в настоящее время.
Несмотря на развитие регионального рынка недвижимости в последнее время, правительство Республики не останавливается на достигнутом и работает над новыми программами, призванными улучить не только жилищные условия населения, но и облегчить их материальную доступность.
Программа «Жилищные строительные сбережения»:
Постановлением Правительства Республики Башкортостан утверждён порядок реализации мероприятий по финансированию жилищного строительства с использованием системы жилищных строительных сбережений.
Одна из основных целей разработки проекта — обеспечить доступность жилищного кредитования для населения с низкими и средними доходами — то есть, для тех категорий граждан, для которых недоступно классическое ипотечное кредитование.
Параметры проекта обеспечивают привлекательность участия в нём, прежде всего, для тех граждан, кто не располагает денежными средствами на первоначальный взнос для приобретения жилья, а также не имеет достаточных доходов для обслуживания ежемесячных обязательств по ипотечному кредиту:
— ставка по депозиту — от 1% до 1,5%;
— ставка по кредиту — от 6% до 7%;
— срок накопления — от 3 до 6 лет;
— срок кредитования — от 4,5 до 9 лет;
— минимальный размер кредита — 150 тыс. рублей;
— максимальный размер кредита — 1,5 млн. рублей,
— размер государственной премии участникам ипотечно-накопительной системы — до 30% от размера накоплений, но не более 36 тыс. рублей в год.
Схематично приобретение жилья по системе жилстройсбережений выглядит следующим образом.
Участник программы открывает банковский депозит на срок от трёх до шести лет и ежемесячно вносит минимум 3 тысячи рублей.
Можно и больше, но максимальный ежемесячный вклад, поощряемый бюджетной премией, ограничен суммой 10 тысяч рублей. После окончания периода накопления у участника программы появляется возможность получить ипотечный кредит по льготной ставке 6−7% годовых на срок от 4,5 до 9 лет.
Таким образом, граждане переплачивают за жилье намного меньше по сравнению с другими вариантами жилищного кредитования, а на уровне государства можно говорить о повышении эффективности применения мер бюджетной поддержки.
В бюджете Республики Башкортостан на 2014;2016 годы на предоставление премий участникам ипотечно-накопительной системы предусмотрены средства в размере 50 млн. рублей в 2014 году и по 115 млн. рублей в 2015;м и 2016;м.
В течение первого года с момента выхода вышеуказанного постановления участниками программы могут стать все жители республики, независимо от уровня дохода и нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Однако в зависимости от количества желающих это условие может быть скорректировано в соответствии с лимитом бюджетной поддержки. В дальнейшем предполагается участие в программе только нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Программа «Доходные дома»:
Рынок арендного жилья взяли под контроль. Планируется, что появление доходных домов в Башкирии частично решит жилищный вопрос. Правительство утвердило план по развитию данного сегмента недвижимости в России.
Речь идет о внедрении практики строительства доходных домов частными инвесторами при поддержке государства.
По оценкам Минрегиона, около 30% россиян никогда не смогут позволить себе приобрести дом или квартиру в собственность.
Для многих даже вариант «эконом» оказывается не по карману, а субсидия по ряду причин недоступна. Поэтому вариант доходного дома — один из наиболее оптимальных, по версии чиновников.
«Доходные» дома, где на долгий срок сдаются квартиры, существуют во всем мире, но в республике такого жилья еще не было. В России более 86% частного жилья, во многом ветхого и аварийного, а новшество заключается в том, что стоимость найма таких будет ниже среднерыночных ставок по аренде и ниже ежемесячного платежа за алогичное жилье, приобретенное в ипотеку.
В настоящее время темпы строительства жилья в республике растут, но доступного жилья по-прежнему не хватает. Рынок жилья «перегрет», и цены здесь явно завышены. Большинство людей не могут приобрести жилье в ипотеку. Тяжело идет расселение людей из ветхового и аварийного жилья.
Такая «социальная аренда», субсидируемая государством, призвана стабилизировать цены на рынке недвижимости, привести к их снижению. В настоящее время разрабатывается республиканская программа по развитию строительства арендного жилья до 2015 года.
Перспективы регионального рынка недвижимости Башкирии весьма неплохие, правительство старается увеличить объемы ввода новостроек, поощряет девелоперов к строительству коммерческого жилья, реализует правительственные программы и не останавливается на достигнутом.
В стадии строительства находится около 200 домов, условия для бизнеса в городе весьма благоприятны. Даже когда в целом по стране ценовые показатели пойдут вниз, Уфа удержит рост цен на недвижимость, пусть и небольшой. Остановиться он сможет лишь через несколько лет, если город сдержит свои обещания вводить по 1 млн. квадратных метров жилья в год. [10]
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие регионального рынка недвижимости находится в прямой зависимости от уровня развития экономики непосредственного региона изучения.
В этой связи, политика региональных властей в вопросе регулирования и развития рынка недвижимости должна опираться исключительно на анализ информации состояния региона.
Заключение
В ходе курсовой работы были достигнуты поставленные цели.
В первой главе курсовой работы было раскрыто понятие регионального рынка, что региональный рынок — представляет собой сферу товарного обращения и характеризуется совокупностью экономических отношений между производителями и потребителями, выступающих в форме многочисленных актов купли и продажи средств производства и предметов потребления. Также в первой главе была рассмотрена классификация регионального рынка и его структура.
Во второй главе проанализированы потребительский рынок РБ, рынок труда и рынок недвижимости. Были выяснены, насколько эти рынки развиты, в каких есть проблемы, и в каких наблюдается тенденция развития.
В третьей главе представлены проблемы в рассматриваемых рынках, пути и перспективы их развития.
Список использованных источников
1. Закон Республики Башкортостан от 26 ноября 2015 г. № 288-з «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Республики Башкортостан»
2. Лайкам К. Структурный анализ занятости и безработицы // Человек и труд. — 2010 № 8. — С. 14−17.
3. Борисов А. Б. Большой экономический словарь
4. Байматов А. А. Региональный рынок: особенности и проблемы сбалансированности. Душанбе, 1985.
5. Новоселов А. С. Региональные рынки. М., 1999.
6. Урчукова Ж. М. Особенности организации рынка недвижимости в современных условиях//Финансист. -2009. — № 1
7. Золотарев М. Б. Экономика России и ее регионов. — М.: Экономика, 2007. — 269.
8. Чикин И. Е. Потребительский рынок Российской Федерации: значение и понятие // Юрист. 2005. № 12
9. Розанова, Н. М. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие для вузов / Н. М. Розанова. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — 906 с.
10. Попов, Р. А. Региональное управление и территориальное планирование: учебник / Р. А. Попов — М.: ИНФРА-М, 2014. — 288 с. ISBN 9 785 160 056 623
11. Государственное регулирование рыночной экономики, учебник / под общ. Ред. В. И. Кушлина, Н. А. Волгина. — М.: Экономика, 2000. — 2 экз.
12. Гутман, Г. В. и др. Управление региональной экономикой — М.: Финансы и статистика, 2001. — 176 с — 2 экз.
13. Официальный информационный портал республики Башкортостан [Электронный ресурс]
14. Республика Башкортостан — Характеристика [Электронный ресурс]
15. Прогноз социально-экономического развития республики Башкортостан [Электронный ресурс]
16. Особенности социально-экономического развития регионов Республики Башкортостан [Электронный ресурс]
17. Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан [Электронный ресурс]
18. Экономическое развитие регионов [Электронный ресурс]
19. Финансовый_рынок [Электронный ресурс]
20. Федеральная служба государственной статистики по Республике Башкортостан. Официальный Интернет — портал [Электронный ресурс]
21. Официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан [Электронный ресурс]