Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие маркетинговой деятельности организаций потребительской кооперации по обеспечению продовольственной безопасности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассчитанные значения перспективной доли рынка основываются на прогнозе предложения и спроса на продовольственные товары и, чтобы достигнуть намеченных показателей, необходимо вектор развития маркетинговой деятельности направить на поиск резервов роста спроса населения. В этой связи мы рекомендуем использовать комплекс мероприятий, включающий гибкую ценовую политикусовершенствование… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВОЙ 10 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 1. 1. Сущность проблемы продовольственной безопасности
    • 1. 2. Маркетинговая деятельность как инструмент рынка 23 продовольствия: содержание, принципы, функции
    • 1. 3. Особенности и процедуры маркетинговой деятельности 37 организаций потребительской кооперации как субъектов рынка продовольствия
  • ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВКЛАДА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ 55 КООПЕРАЦИИ В РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
    • 2. 1. Условия и факторы формирования рынка продовольствия в 55 Российской Федерации
    • 2. 2. Анализ структуры потребления и динамики спроса населения на 72 продукцию рынка продовольствия
    • 2. 3. Оценка роли потребительской кооперации в решении проблемы 87 продовольственной безопасности
  • ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ 112 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ НА РЫНКЕ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
    • 3. 1. Модель маркетингового взаимодействия организаций 112 потребительской кооперации с участниками процесса обеспечения продовольственной безопасности
    • 3. 2. Направления маркетинговой деятельности потребительской 137 кооперации как фактор расширения участия кооперативных организаций в решении проблемы продовольственной безопасности
    • 3. 3. Прогнозирование спроса населения на продукцию рынка продовольствия

Развитие маркетинговой деятельности организаций потребительской кооперации по обеспечению продовольственной безопасности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одним из определяющих условий эффективного функционирования организации в рыночной среде является маркетинговая деятельность, содержание которой определяется миссией и целями организации. Некоммерческий статус хозяйствующих субъектов потребительской кооперации определяет выбор ими таких инструментов маркетинговой деятельности, которые имеют целью максимально полное удовлетворение спроса населения на товары потребительского назначения, в том числе продукты питания. Это обусловлено низким уровнем платежеспособного спроса сельского населения и преобладанием в структуре спроса продовольственных товаров.

В последнее время развитие сельского хозяйства, формирующее товарные источники рынка продовольствия, определяют в качестве одного из приоритетных национальных проектов государства. Однако проблема обеспечения продовольственной безопасности страны, являющейся составной частью национальной безопасности, остается нерешенной, что обусловлено не столько недостатком продовольственных ресурсов, сколько несовершенством маркетинговой деятельности организаций-участников рынка продовольствия.

В связи с этим, поиск направлений маркетинговой деятельности организаций потребительской кооперации на рынке продовольствия с целью активизации их участия в обеспечении продовольственной безопасности в настоящее время выступает одним из ключевых факторов экономического роста системы и решения социальных проблем сельского населения.

Этим обусловлен выбор темы диссертационного исследования, постановка его цели и формулировка задач.

Концептуальные проблемы маркетинговой деятельности отражены в работах таких отечественных и зарубежных ученых, как Г. Л. Багиев, А. Баркем, Г. А. Васильев, Е. П. Голубков, В. Д. Гончаров, В. А. Клюкач, P.JI.

Коле, Дж.М. Контор, А. В. Коротков, Н. А. Нагапетьянц, В. П. Неганова, М. М. Максимцов, И. Я. Петренко, Ф. П. Половцев, М. Портер, А. Н. Романов, А. Н. Семина, А. Стрикленд, А. Томпсон, М. Мак-Дональд, Дж.Н. Юл и др.

Значительный вклад в теорию и практику обеспечения продовольственной безопасности внесли B.C. Балабанов, Е. Н. Борисенко, Д. Ф. Вермель, В. В. Милосердов, Б. И. Пошкус, Е. В. Серова, И. Г. Ушачев, JI.C. Чешинский, Б. А. Черняков и др.

Отдельные проблемы применения маркетинговых инструментов в деятельности организаций потребительской кооперации на рынке продовольствия рассматривались в работах Е. В. Исаенко, О. И. Клименко, О. П. Матвеевой, Ю. В. Морозова, Л. П. Наговициной, И. В. Роздольской, В. В. Салия, JI. A Сипко, Е. Е. Тарасовой, В. И. Теплова и др.

Признавая значимость выполненных работ для развития маркетинговой деятельности организаций на рынке продовольствия, следует отметить, что специфика кооперативных организаций как участников решения проблемы продовольственной безопасности исследована недостаточно.

Происходящие в стране экономические процессы вызывают необходимость развития теоретических представлений о содержании маркетинговой деятельности организаций потребительской кооперации на рынке продовольствия, поиска направлений расширения их участия в обеспечении продовольственной безопасности и разработки новых методических подходов к прогнозированию покупательского спроса на продукты питания.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка отдельных теоретических положений, методических подходов и практических рекомендаций по развитию маркетинговой деятельности организаций потребительской кооперации в области решения проблемы продовольственной безопасности.

Для достижения цели в диссертационном исследовании были поставлены и решены следующие задачи:

— уточнение сущности, значения и методов оценки состояния продовольственной безопасности;

— исследование содержания маркетинговой деятельности на рынке продовольствия;

— выявление особенностей маркетинговой деятельности организаций потребительской кооперации как субъектов рынка продовольствия;

— оценка деятельности организаций потребительской кооперации на рынке продовольствия и их вклада в решение проблемы продовольственной безопасности;

— разработка модели развития маркетинговой деятельности организаций потребительской кооперации в области решения проблемы продовольственной безопасности;

— обоснование направлений расширения участия кооперативных организаций в решении проблемы продовольственной безопасности;

— разработка методического подхода к прогнозированию покупательского спроса на продукты питания.

Предметом исследования является развитие маркетинговой деятельности организаций потребительской кооперации в области решения проблемы продовольственной безопасности, объектом — организации потребительской кооперации России в целом, отдельных потребсоюзов Центрального федерального округа, а также кооперативные организации Белгородского облпотребсоюза.

Область исследования. Тема диссертации и ее содержание соответствуют п. 3.4 Паспорта специальностей ВАК (экономические науки) -состояние и тенденции развития среды маркетинговой деятельности, поиск рыночных ниш.

Теоретическую и методологическую основу диссертационного исследования составили отдельные положения экономической теории, теории маркетинга, экономические законы, методы анализа и моделирования экономических процессов.

В процессе исследования применялись общенаучные методы познания (диалектика, анализ, синтез, системность, комплексность), специальные экономические методы (сравнений, ряды динамики, графический, индексный), экономико-математического моделирования (корреляционно-регрессионный анализ).

В основу исследования положены законодательные и нормативные акты РФ, постановления Правительства, постановления Совета и Правления Центросоюза РФ, материалы собраний представителей потребительских обществ, а также научные труды по различным аспектам данной проблемы.

Информационную основу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Центросоюза РФ, отчетность отдельных потребительских обществ и областных потребительских союзов Центрального федерального округа, материалы специальных обследований кооперативных организаций, проведенных автором.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

— дана авторская трактовка продовольственной безопасности как способности государства гарантировать удовлетворение потребности населения страны в продовольствии на уровне, обеспечивающем его нормальную жизнедеятельность;

— уточнено содержание маркетинговой деятельности, выделены и раскрыты ее аналитическая, товарно-производственная и сбытовая функцииопределены особенности маркетинговой деятельности на рынке продовольственных товаров с учетом внешних и внутренних факторов его формирования и решаемых на различных стадиях воспроизводства задач;

— выявлены особенности маркетинговой деятельности организаций потребительской кооперации, определившие процедуру исследования конъюнктуры рынка, потребителей и конкурентов, сильных и слабых сторон организаций, новых сегментов рынка;

— построено дерево целей маркетинговой деятельности кооперативной организации для выявления потенциального сбыта продовольственных товаровконкретизированы элементы маркетингового потенциала организации и функции ее маркетинговой деятельности с учетом стадий жизненного цикла товара;

— построена модель развития маркетинговой деятельности организаций потребительской кооперации в области решения проблемы продовольственной безопасности, основанная на взаимосвязи производственных и социальных процессов с учетом направлений государственного регулирования развития рынка продовольствия, в рамках которой сформулированы задачи и предложен комплекс маркетинговых мероприятий по активизации деятельности кооперативных организаций в обеспечении населения продовольствием;

— разработан, обоснован и апробирован методический подход к прогнозированию покупательского спроса на продукты питания, основанный на комплексном использовании коэффициентов адаптации, эластичности спроса и экстраполяции, позволяющий оптимизировать ассортиментную политику кооперативных организаций с учетом платежеспособного спроса населения.

Теоретическое значение работы заключается в обосновании необходимости осуществления маркетинговой деятельности на рынке продовольствия с целью решения проблемы продовольственной безопасности, а также в выявлении особенностей маркетинговой деятельности организаций потребительской кооперации и определении процедур ее осуществления.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в хозяйственной практике организаций потребительской кооперации при разработке и реализации планов маркетинговой деятельности.

Предложенный комплекс матричных методов анализа может быть использован для выявления и обоснования стратегических позиций организаций потребительской кооперации на действующем сегменте рынка продовольствия.

Разработанная модель развития маркетинговой деятельности организаций потребительской кооперации в области решения проблемы продовольственной безопасности дает организациям возможность выявить резервы повышения конкурентоспособности на рынке продовольствия.

Методический подход к прогнозированию покупательского спроса на продукты питания позволит обеспечить сбалансированность спроса и предложения на местных рынках продовольствия.

Апробация и внедрение результатов. Содержащиеся в работе рекомендации по развитию маркетинговой деятельности организаций потребительской кооперации на рынке продовольствия внедрены в практику работы Белгородского (акт внедрения от 20.11.2006 г.) и Курского (акт внедрения от 12.09.2006 г.) облпотребсоюзов, Вейделевского райпо Белгородского облпотребсоюза (акт внедрения от 25.08. 2006 г.).

Основные результаты проведенного исследования докладывались на научно-практических конференциях в Белгородском университете потребительской кооперации, Ставропольском кооперативном институте (филиале) Белгородского университета потребительской кооперации, Пензенском государственном педагогическом университете им. В. Г. Белинского в 2002;2006 гг.

Публикации. По теме исследования опубликовано 10 научных работ общим объемом 3,03 п.л., в том числе авторских 2,31 п.л.

Объем и структура диссертации. Структура диссертационной работы определена ее целью и поставленными задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, содержит 29 таблиц, 27 рисунков, 70.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Одной из важнейших проблем современного общественного развития, как свидетельствуют происходящие в мире и в Российской Федерации процессы, становится проблема национальной безопасности, в том числе и ее составляющей — безопасности продовольственной.

Проведенное исследование показало, что, не смотря на значимость для национальной безопасности России, в настоящее время не существует единой позиции по толкованию сущности продовольственной безопасности.

Современная концепция продовольственной безопасности РФ предусматривает удовлетворение физиологических потребностей населения в безопасном, качественном, адекватном питании в соответствии с медицинскими нормами и экологическими условиями и, по нашему мнению, должна охватывать уровень организаций, производящих и реализующих продукты питания.

Мы придерживаемся мнения, что продовольственную безопасность необходимо рассматривать как способность государства гарантировать удовлетворение потребности населения страны в продовольствии на уровне, обеспечивающем его нормальную жизнедеятельность. При этом удовлетворение продовольственных потребностей должно достигаться на основе самообеспечения, в разумной мере дополняемого импортом недостающих продуктов.

Приоритетная роль в обеспечении продовольственной безопасности страны и достижении ее самообеспечения продовольствием принадлежит хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на рынке продовольствия. Для этого необходим комплекс мер по росту производства, переработки и реализации продуктов питания, важной составляющей которого является маркетинговая деятельность.

Объектом изучения маркетинга потребительского рынка продовольственных товаров является совокупность индивидуальных потребностей в продовольственных товарах, а также обуславливающие его средства производства, распределения, обмена и потребления.

Мы придерживаемся мнения, что основной целью маркетинговой деятельности организаций, участвующих в обеспечении продовольственной безопасности, является формирование и стимулирование спроса, обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений и планов работы организации, а также расширение объемов деятельности, рыночной доли и прибылей.

На сегодняшний день существуют различные точки зрения по поводу дефиниций маркетинга на рынке продовольственных товаров, сводящихся к исследованию маркетинга субъектов данного рынка.

По нашему мнению, под маркетинговой деятельностью субъектов рынка продовольствия следует понимать процесс, связанный с выполнением и взаимосоответствием функций выявления, формирования и удовлетворения потребностей населения в продуктах питания с целью реализации стратегии обеспечения продовольственной безопасности страны.

В числе участников рынка продовольствия, обеспечивающих решение проблемы продовольственной безопасности, выступают организации различных организационно-правовых форм, в числе которых и социально-ориентированные организации системы потребительской кооперации, осуществляющие многоотраслевую хозяйственную деятельность.

В ходе исследования нами выделены функции маркетинговой деятельности организаций потребительской кооперации на различных стадиях жизненного цикла товара и предложен механизм оценки маркетингового потенциала с учетом всех четырех фаз с детализацией отдельных видов ресурсов на каждой их них.

Совокупность частных потенциалов маркетинговой деятельности в их взаимосвязи оказывает влияние на результативность маркетинговой деятельности, под которой мы понимаем меру достижения маркетинговых целей.

С появлением и укреплением маркетинга, как основы рыночной деятельности, анализ рынка продовольствия становится его неотъемлемой составной частью.

В ходе исследования условий и факторов формирования рынка продовольствия установлено, что за последнее время произошли значительные изменения нормативно-законодательной базы, повлекшие улучшение состояния производителей продовольственной продукции. Однако реализация данных мероприятий не привела к существенному изменению основных негативных тенденций в деятельности субъектов рынка продовольствия.

Прямым следствием происходящего явилось сохранение относительно низких темпов роста производства продукции сельского хозяйства в различных категориях хозяйств, что отразилось на вкладе его в ВВП.

Объемы производства отечественными товаропроизводителями сельскохозяйственного сырья, его качество и стоимость оказывают значительное влияние на развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, которые так же определяют товарное предложение на рынке продовольствия.

Проведенный анализ деятельности отраслей пищевой промышленности показал, что пока не удалось решить все проблемы в полном объеме. Многие виды продукции отечественных товаропроизводителей неконкурентоспособны по сравнению с субсидируемым импортом продовольствия, что обусловило комплекс нерешенных проблем, в числе которых государственное регулирование рынка продовольствия, обусловившее в частности высокую долю импортной продукции.

Введение

защитных мер в отношении импорта товаров заметно меняет структуру поставок продукции как в натуральном, так и в стоимостном выражении. За последние годы произошло снижение объема импорта отдельных товаров, что снижает финансовые затраты на обслуживание импорта, и, как следствие, обеспечивает рост производства отечественного сырья.

Дальнейшее развитие рынка продовольствия во многом зависит от роста доходов населения и структуры спроса на отдельные продовольственные товары.

Анализ доходов и расходов населения, осуществляемый с помощью коэффициента Джини, децильного коэффициента, коэффициента вариации, показал растущую дифференциацию в доходах населения и наличие существенных различий в структуре расходов различных категорий домохозяйств и незначительную вариацию в разрезе территорий.

Политику не только насыщения рынка продовольствия всеми необходимыми продуктами высокого качества, но и осуществления его сбалансированности, осуществляют организации потребительской кооперации, способствуя не только удовлетворению потребностей населения в продуктах питания, но и в производстве и заготовках продукции, в том числе в домашних хозяйствах.

Важнейшим направлением деятельности всех организаций системы является их участие в обеспечении продовольственной безопасности страны, во взаимосвязи с другими субъектами рынка продовольствия.

Закупки сельхозпродуктов и сырья и производство потребительских товаров являются основой деятельности заготовительно-перерабатывающего комплекса потребительской кооперации, способствующего решению проблемы продовольственной безопасности России. Однако, за годы реформирования страны они существенно сократились.

Анализ показал, что в настоящее время организации потребительской кооперации осуществляют заготовительную деятельность не в заданных программой объемах, что объясняется недостатками в маркетинговой деятельности, обусловившими отсутствие рынков сбыта при потенциальных возможностях наращивания объемов заготовок. Поэтому вектор сбыта направлен, в основном, на обеспечение внутренних нужд, т. е. для пополнения собственных товарных ресурсов для торговли и общественного питания, однако рост объема заготовок не обеспечил улучшение ситуации розничной торговли на потребительском рынке, в т. ч. и продовольственном.

Существенной проблемой в функционировании и дальнейшем развитии заготовок является сокращение потенциала и относительно низкий уровень использования материально-технической базы.

Возрастание эффективности экономики заготовительно-перерабатывающего комплекса является основой стабильного развития перерабатывающих отраслей потребительской кооперации, преимущество которых заключается в его мобильности и сравнительно небольших объемах, что снижает коммерческий риск.

За годы реформ производство товаров в системе потребительской кооперации имело тенденции спада при значительных колебаниях в их структуре. При этом ни одно прогнозное значение, предусмотренное Программой участия потребительской кооперации в решении задач продовольственной безопасности страны по производственной деятельности системой в 2004;2005 годах не было достигнуто.

Исследование показало, что число предприятий по производству продуктов питания снижается, использование их производственной мощности сокращается. Важное значение для увеличения производства продуктов питания и расширения их ассортимента имеют малые производства по переработке сельскохозяйственной продукции — мельницы, крупорушки, зернодробилки, маслобойни по производству животного масла, прессы по отжиму масла растительного и др. Эти производства может ввести в действие практически каждое потребительское общество, так как они сравнительно недороги и не требуют серьезных капиталовложений, и могут приобретаться в лизинг.

Сложившаяся динамика производства обусловила изменения в численности работников данной сферы. При этом средняя заработная плата работников промышленности является одной из самых низких в системе. Для ее регулирования нами предложена модель увязки заработной платы с ростом производительности труда и фактором затрат материальных ресурсов.

Особое значение в развитии кооперативного производства принадлежит традиционному сельскохозяйственному производству, которое способствует росту масштабов и повышению эффективности хозяйственной деятельности многих потребсоюзов.

По нашему мнению, инструментами механизма дальнейшего развития земельных отношений являются аренда земли, расширение ее рыночного оборота, введение ипотеки. Помимо этого, необходимо разработать комплекс организационно-экономических мер, направленных на эффективное использование ресурсов, изменение структуры производства применительно к рыночной конъюнктуре, переход к современным формам мотивации труда и использованию других внутренних резервов хозяйственной деятельности.

В этой связи нами разработана модель маркетингового взаимодействия организаций потребительской кооперации с участниками процесса обеспечения продовольственной безопасности. Ведущее место в маркетинговом взаимодействии организаций потребительской кооперации, направленной на обеспечение продовольственной безопасности страны, занимает государственное регулирование рынка продовольствия, цель которого состоит в обеспечении экономической и социальной стабильности, устойчивости экономического развития, национальной и, в первую очередь, продовольственной безопасности.

Комплекс мер государственной поддержки к 2010 году позволит увеличить объемы производства основных видов продуктов питания. Однако, даже при ежегодном наращивании объемов производства и увеличении потребления продуктов питания на душу населения достичь рациональных норм потребления удастся не по всем товарным группам.

Чтобы обеспечить прогнозируемый уровень производства и потребления продовольствия, необходимо осуществить систему первоочередных мер по развитию ресурсной базы рынка продовольствия.

В целях повышения роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием и расширения ее деятельности по заготовкам сельскохозяйственных продуктов и сырья в крестьянских (фермерских) и личных хозяйствах граждан, у других товаропроизводителей, переработке этой продукции, а также улучшению обеспечения сельских жителей промышленными товарами, мы считаем необходимым: совершенствование маркетинговой работы по изучению предложения личных подсобных хозяйств с целью активизации закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно — технического сырья, их последующей переработки и реализацииуглубленние изучения спроса сельского населения для развития торгового и бытового обслуживания потребителей, включая граждан, не являющихся пайщиками потребительских обществ, прежде всего социально нуждающихся лиц: пенсионеров, инвалидов, детейсодействие развитию на селе производства изделий народного промысла с целью расширения торговли ими и обеспечения занятости сельского населения и реализовывать маркетинговые мероприятия, направленные на усиление государственной поддержки.

От объемов и качества работы кооперативных заготовительных организаций в личных подсобных хозяйствах во многом зависит уровень потребления населением картофеля, овощей, фруктов, ягод, бахчевых культур, яиц, молока, мяса и мясопродуктов. Более полное использование сельскохозяйственной продукции, созданной в J11IX граждан, имеет важное значение для увеличения ресурсов продовольствия в стране и, тем самым, для обеспечения продовольственной безопасности государства.

Основу взаимосвязей заготовительной системы потребительской кооперации с личными подсобными хозяйствами может составить гарантия закупки всей произведенной хозяйствами продукции при оказании существенной поддержки владельцам JillX в ее производстве.

Одним из перспективных направлений маркетингового взаимодействия в заготовительной отрасли может быть заключение договоров делового содружества между школами и потребительскими обществами.

Дополнительным источником сырьевых ресурсов для системы могут быть фермерские хозяйства, а также садоводческие и огороднические товарищества, находящиеся в зоне деятельности потребительского общества.

Для улучшения маркетинговой деятельности в заготовительной отрасли потребительской кооперации и повышения эффективности крестьянских (фермерских) хозяйств необходимо развивать между хозяйствами и заготовительно-производственными предприятиями потребительской кооперации различные формы кооперации и интегрирования.

Реализация маркетингового взаимодействия организаций потребительской кооперации в рамках рекомендуемой модели направлена на достижение социальных результатов. Взаимосвязь потребительского рынка и социальной политики государства показывает их неразрывность с позиции единства конечных целей. Объединяющим началом сосуществования является общность вектора их целевого функционирования (рынок) и осуществления (политика) в направлении удовлетворения потребностей людей в потреблении товаров и услуг, обеспечивающего их жизнедеятельность и социально-экономическое развитие общества в целом.

Для повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности торгово-заготовительно-перерабатывающего комплекса системы в организациях потребительской кооперации необходимо использование всех имеющихся резервов развития маркетинговой деятельности, направленных на обеспечение продовольственной безопасности.

В повышение роли потребительской кооперации важную роль должно сыграть расширение производств, ориентированных на использование в основном местного сельскохозяйственного и вторичного сырья.

Поведение конкретных организаций потребительской кооперации на рынке продовольствия зависит как от общей политики маркетинговой деятельности, так и от ее локальных сфер осуществления. Важной составляющей маркетинговой деятельности выступает прогнозная работа.

В этой связи нами разработан методический подход к прогнозированию спроса на продукты питания в организациях потребительской кооперации, который может быть использован для расчета прогнозных данных, как по отдельным видам товаров, так и для их совокупности, и основан на анализе общедоступных показателей социально-экономического развития.

Для сопоставления мы рекомендуем исчислять коэффициенты адаптации, характеризующие экономическую активность населения и уровень спроса, обеспеченного финансовыми возможностями пайщиков и обслуживаемого населения, при существующем предложении на розничном рынкефинансовые возможности пайщиков и обслуживаемого населения по увеличению объема потребления товаров и услуг (с учетом инфляционной составляющей) при более качественном удовлетворении хозяйствующими субъектами рынка продовольствия в лице организаций потребительской кооперации потребностей покупателей и продовольственной проблемыперспективы развития потребительского рынкапотенциальные возможности населения по приобретению продовольственных товаров.

С учетом использования коэффициентов была определена прогнозируемая емкость рынка продовольствия в исследуемых областях.

В целях корректировки полученной оценки с учетом фактически достигнутых значений оборота розничной торговли продовольственными товарами в Белгородской области за период с 2000 по 2005 годы нами был проведен регрессионный анализ рядов динамики данного показателя.

На следующем уровне методического подхода мы рекомендуем прогнозирование общего объема спроса населения на товары, а следовательно, и оборота розничной торговли продовольственными товарами на основе использования коэффициентов эластичности.

Полученные прогнозные данные позволяют не только совершенствовать экономическую деятельность организаций потребительской кооперации, но и изменить направление маркетинговых исследований в сторону оценки потенциальной доли рынка.

Рассчитанные значения перспективной доли рынка основываются на прогнозе предложения и спроса на продовольственные товары и, чтобы достигнуть намеченных показателей, необходимо вектор развития маркетинговой деятельности направить на поиск резервов роста спроса населения. В этой связи мы рекомендуем использовать комплекс мероприятий, включающий гибкую ценовую политикусовершенствование ассортиментной политикиизучение покупательских предпочтений и поведение конкурентов. Ценовой фактор роста продаж, рекомендуемый нами, основан на исчислении точки безубыточности. Расчет показал, что организации Белгородского ОПС могут позволить наращивать прибыль не только за счет повышения цен, а даже наоборот — за счет их снижения и в условиях эластичного спроса снижение цены товара приводит к снижению себестоимости единицы продукции.

Совокупность предложных методов маркетингового взаимодействия и прогнозирования позволит совершенствовать социально-экономическую деятельность организаций потребительской кооперации, направленную на развитие ее маркетинговой составляющей.

В целом, предложенный комплекс мер по совершенствованию маркетинговой деятельности позволит повысить эффективность и конкурентоспособность организаций потребительской кооперации и повысить степень их участия в решении продовольственной проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аграрная политика / Под ред. А. П. Зинченко. М.: КолосС, 2004. -304 с.
  2. А. А. «Технологические» методы проблемных маркетинговых исследований: «опрос техническими средствами» и «полевой эксперимент» // Маркетинг и маркетинговые исследования в России 2000. -№ 2. — С. 20 — 27.
  3. А. Методология и методика определения уровня продовольственной безопасности страны // АПК: экономика, управление. -№ 8.- 2006.-С. 2−6.
  4. И. В. Проблемы эволюции потребительского спроса в переходной экономике региона// Проблемы прогнозирования. 2005. — № 2-С. 111 — 117.
  5. А. В. Система связей потребительской кооперации в АПК. -М.: Экономика, 1986. 167 с.
  6. Г., Семин А. Маркетинг как инструмент потребительского рынка продовольственных товаров // Маркетинг. 1998. -№ 4.-С. 54- 59.
  7. Н. Ф., Чернов С. В. Потребительская кооперация и личные подсобные хозяйства. М.: Экономика, 1986. — 96 с.
  8. В. С., Борисенко Е. Н. 'Продовольственная безопасность: (международный и внутренние аспекты). М.: ЗАО «Издательство „Экономика“, 2002. — 544 с.
  9. А., Кушхов Г. Развитие продовольственного рынка в регионе // АПК: экономика, управление. 2006. — № 3.- С. 24 — 25.
  10. Т. Н. Основы экономики заготовительного предприятия. -М.: Экономика, 1984. 104 с.
  11. JI. Е. Маркетинг: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2001.219 с.
  12. И. К. Маркетинговые исследования: информация, анализ, прогноз. -М.: Финансы и статистика, 2001. 320 с.
  13. И. С. Поведение массовых опросов //Маркетинговые исследования. 1996. -№ 5.-С. 10 -16.
  14. Биктимирова 3. Качество жизни: продовольственная безопасность // Экономист. 2004. — № 2.- С. 78 — 84.
  15. К. Совершенствовать систему маркетинга в отраслях АПК // АПК. 2002. — № 6.- С. 19 — 24.
  16. К. А. Экспертное интервью в исследованиях российского рынка // Маркетинговые исследования 1997. — № 2 — С. 17−28.
  17. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 4-е изд., доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 1999. — 1248 с.
  18. Н. Потребление продуктов питания и его прогнозирование // АПК. 2003. — № 10 — С. 37 — 43.
  19. В. К вопросу о классификации отношений управления. // Экономика и управление. 1999. — № 3. — С. 85−88.
  20. Н. И. Обеспечить продовольственную безопасность. Совместное заседание Совета ЦФО и коллегии Минсельхоза. // Пищевая промышленность. 2005. — № 8 — С. 44−45.
  21. А. Н., Голик С. С., Чаюн Т. И. Стратегический маркетинг. Винница: Виноблтипография, 2000. — 87 с.
  22. Г. А.,. Гайдаенко Т. А. Маркетинг. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.-238 с.
  23. Н. В. Маркетинговое исследование в рамках управления ассортиментом продукта // Маркетинг и маркетинговые исследования. -2004.-№ 4.-С. 4−16.
  24. Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации: Постановление Правительства РФ № 24 от 24.01.94 г./Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. — № 5.
  25. А. М. Проблема продовольственного обеспечения населения России // Пищевая промышленность. 2001. — № 7 — С. 13 -14.
  26. П. Подъем потребкооперации начинается с глубинки // Торговая газета. 1999. — № 65. — С. 1.
  27. Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Финпресс, 2003. — 496 с. — (Маркетинг и менеджмент в России и за рубежом).
  28. Е. П. О некоторых основополагающих понятиях маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. — № 1.- С. 3 -14.
  29. В. И. Заготовительно-перерабатывающий комплекс потребительской кооперации: механизм развития. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1993.-224 с.
  30. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (с алфавитно-предметным указателем). М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. -560с.
  31. Р. Р. К разработке методолого-теоретических проблем исследования продовольственной безопасности России / Российский экономический журнал. -2003: № 7 — С. 9 — 26.
  32. В. В., Вермель Д. Ф. Лысенкова Т. М. Региональные проблемы продовольственного обеспечения // Международный сельскохозяйственный журнал. 2001- № 5. — С. 45−49.
  33. Г. В., Чукин Н. И., Колмыков В. В. Взаимосвязь экономической и социальной функций потребительской кооперации. М.: Издательско-книготорговый центр „Маркетинг“, 2002. -176 с.
  34. Д. Е. Показатели оценки эффективности экономики в условиях рыночных отношений (макро- и микроуровни). Ставрополь: Кавказский край, 1998. — 492 с.
  35. А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики. 1996. — № 1. — С. 76 — 84.
  36. JI. П. Формирование ассортимента -продовольственных товаров в оптовой и розничной торговой сети потребительской кооперации. -М.: Типография ЦУМКА Центросоюза, 1988. 27 с.
  37. Д. Н. Потребность пайщиков потребительской кооперации: Монография. Белгород: Кооперативное образование, 2001. -179 с.
  38. Декларация о кооперативной идентичности, принятая Международным кооперативным альянсом на XXXI Конгрессе МКА 20сентября 1995 года. М.: Центросоюз, 1998. — 492 с.
  39. Джонстон Бирчелл. Международное кооперативное движение. / Пер. с англ.О. А. Витохиной, Н. П. Гламазды, Н. В. Тихоновича. Белгород: БУПК, 1998.-292с.
  40. В. И. Введение в теорию маркетинга: Учеб. пособие. -М.: ИНФРА-М, 2001.-285 с.
  41. А. Продовольственная безопасность страны: угроза и факторы нейтрализации//Российский экономический журнал. -2003. -№ 7-С. 27 42.
  42. Т. В. Методы анализа и планирования экономической эффективности розничной торговли потребительской кооперации. Киев, 1992.- 12 с.
  43. Г. М. Потребительская кооперация XXI века. -Новосибирск: СИБУПК, 1999. 240 с.
  44. А. X., Ульянов Е. В., Масленникова О. О. Продовольственная безопасность и экономические угрозы // Пищевая промышленность. 2003. — № 8 — С. 52−53.
  45. О. О., Толстопятенко А. В., Черемных Ю. Н. Математические методы в экономике: Учебник. М.: ДИСД997. — 368 с.
  46. А.Н. Анализ каналов распределения сельскохозяйственной продукции в Белгородской области // Маркетинг в России и за рубежом. 2002. — № 6, — С. 69 — 80.
  47. .В., Шадиев Х. А. Заготовки сельскохозяйственной продукции потребительской кооперацией. М.: Экономика, 1989. — 303 с.
  48. И. И. Кооперативный менеджмент: исторические традиции, идеология и опыт реформирования: Монография. М.: Информационно-внедренческий центр „Маркетинг“, 1999. — 199 с.
  49. А. В. Роль общественного питания в обеспечении продовольственной безопасности страны // Вестник Белгородского университета потребительской кооперации. 2003. — № З.-С. 82 — 87.
  50. Е. В. Стратегия устойчивого развития потребительской кооперации: — Монография. Белгород: Кооперативное образование, 2002.283 с.
  51. Е. В., Белокопытова О. А., Тедеева Р. А. Теоретические и практические аспекты обеспечение экономического роста розничной торговли потребительской кооперации: Монография. Белгород: Кооперативное образование, 2004. — 269 с.
  52. Е. В., Пасечко JI. А., Тедеева Р. А., Белокопытова О. А. Состояние и развитие коммерческой деятельности розничной торговли потребительской кооперации: Монография. Белгород: Кооперативное образование, 2004. — 200 с.
  53. Е. В., Прижигалинская Т. Н., Чернышова 3. Д. Экономические методы управления в обеспечении стабилизации и развития потребительской кооперации: Монография. Белгород: Кооперативное образование, 2000. — 250с.
  54. Е. В., Скрипченко А. Ю. Направления устойчивого развития организаций потребительской кооперации: Монография. -Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации Кооперативное образование, 2006. 210 с.
  55. В. Г., Серегин С. Н. Пищевая и перерабатывающая промышленность России: достижения и проблемы // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий.- 2004. № 5- С. 14−20.
  56. JI. Организационные основы маркетинговой деятельности в АПК // Международный сельскохозяйственный журнал. -2002. № 4 — С. 17−20.
  57. С. Маркетинг как система управления // РИСК 2005. -№ 4. — С. 80−89.
  58. В.В. Собственность потребительской кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 1998. — № 2. — С. 12−19.
  59. Н., Карданова JI. Неразвитость маркетингового типа мышления фактор ограничения производственно-коммерческого потенциала аграрной сферы // Международный сельскохозяйственныйжурнал. 2002. — № 3.- С. 30 --33.
  60. В.Б. Продовольственная безопасность и вступление России в ВТО // Масложировая промышленность. 2003-.№ 2. — С. 4 — 5.
  61. В.М. Новые функции дефиниции „распределение“ в современной парадигме маркетинга // Пищевая промышленность. 2004 № 87.-С. 48−49.
  62. О. И. Роль пайщиков в управлении, контроле и повышении эффективности деятельности потребительского общества. -Белгород: Кооперативное образование», 2000. 17 с.
  63. О. И. Роль потребительской кооперации в решении проблемы занятости населения, создании новых рабочих мест. Белгород: Изд-во БУПК, 1998.-29 с.
  64. О. И. Социальное управление в системе потребительской кооперации: Монография. Белгород: Кооперативное образование, 2000. -316с.
  65. Е. Мировая продовольственная проблема: новые аспекты // Мировая экономика и международные отношения. 2003. — № 9- С. 53 — 59.
  66. Комментарий к закону Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». М.: Центросоюз, 1998. — 163 с.
  67. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года. СПб.: Литера, 1997. — 20 с.
  68. Концепция развития потребительской кооперации РФ до 2010 г. -М.: Центросоюз, 2001.- 121 с.
  69. Кооперативы России: их роль в рыночной экономике: Авт. колл. Под рук. Эдгара Парнелла (По программе ТАСИС). Оксфорд (Великобритания): Планкет Фаундейшн, 1997. — 32 с.
  70. Кооперация и будущее развитие человечества. // Крестьянские ведомости. 1995.-№ 41.-С. 11−12.
  71. П. В., Лебедев А. Н., Лебедева Л. А. Общественное питание: потенциал развития: Библиотечка менеджера. Выпуск 11. Омск: ФинМарк, 2000. — 191 с.
  72. Ю. Кооперация как фактор преодоления кризиса // Экономист. 1999. — № 7. — С. 28 — 36.
  73. В., Казеннов Д. Глобализация решения проблемы продовольственной безопасности России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2001. — № 3. — С. 44−55.
  74. В., Ленчевский И., Хлебутин Е. Продовольственная безопасность России: состояние и проблемы // Международный сельскохозяйственный журнал. 2003. — № 3. — С. 38 — 45.
  75. А. Некоторые аспекты методологии маркетинговых исследований // Маркетинг. 2003. — № 4 — С. 39 — 48.
  76. Э. М., Беляев А. А. Управление экономической безопасностью общества // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. -№ 6.-С. 88−99.
  77. И. А. Принципы кооперативного движения. Чита: Сибирский университет потребительской кооперации, 1998. — 235 с.
  78. А. А. Продовольственная безопасность: Права и обязанности // Кондитерская фабрика. 2006. — № 2.- С. 9 — 12.
  79. А. А., Оникиенко Е. В. Продовольственная безопасность и развитие человечества // Пищевая промышленность. 2004. — № 7.- С. 14 -15.
  80. А. А., Преснякова О. П., Кавотин С. Н. продовольственная сфера: особенности и значение // Пищевая промышленность. 2005. — № 11.- С. 16 — 20.
  81. Г. Развитию кооперации правительство придает исключительное значение // Р<�эссийская кооперация. 1999. — № 4. — С. 1 — 2.
  82. Курс у нас один: развитие // Российская кооперация. 1999. — № 14. -С. 1 — 2.
  83. В. Развитие продовольственных рынков и современные аграрные проблемы // Экономист. 2002. — № 7 — С. 88 — 94.
  84. А. Н., Пролыгина Н. Формирование маркетинговых систем на продовольственном рынке России // АПК. 2003. — № 5 — С. 24−31.
  85. А. П. Теория и история кооперативного движения. М.:
  86. ИВЦ «Маркетинг», 1999. 328 с.
  87. Макферсрн Яан. Принципы кооперации для XXI века. /Пер. с англ. Тихоновича Н. В. Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации, 1997. — 86 с.
  88. Е. И., Рябова Т. Ф. Продовольственная безопасность России: вчера, сегодня, завтра// Хлебопекарное производство. 2006. — № 2-С. 25 -30.
  89. Маркетинг: Учебник для вузов /Г. JI. Багиев, В. М. Тарасевич, X. Анн- Под общ. ред. Г. Л. Багиева. М.: Экономика, 1999. — 703 с.
  90. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу / Р. Б. Ноздрева, Г. Д. Крылова, М. И. Соколова, В. Ю. Гречков. М.: Юристъ, 2003. — 568 с.
  91. О. П., Алиева 3. М. Коммерческая деятельность потребительской кооперации: маркетинговый аспект. Белгород: Кооперативное образование, — 2006. — 208 с.
  92. Математические методы анализа и интерпретация социологических данных/ В. Г. Андреенков, К. Д. Аргунова, В. И. Паниотто и др.: Отв. ред. В. Г. Андреенков, Ю. Н. Толстова: АН СССР, Ин-т социологии. М.: Наука, 1989.-175 с.
  93. С.А., Стрелюхина А. Н. Об одном из аспектов продовольственной безопасности России // Пищевая промышленность. -2005. -№ П.-С. 10−11.
  94. Менеджмент: Словарь-справочник. М.: Анкил, 2005. — 808 с.
  95. Методические рекомендации по организации и повышению эффективности экономического участия пайщиков и по кооперативным выплатам / Сипко Л. А., Ефремова Г. М. Новосибирск: СИБУПК, 2000.-32с.
  96. А. Основа продовольственного благополучия страны // АПК. № 1.-2005.-С. 4−9.
  97. Модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации»: Учебное пособие из 17 модулей / Подготовлено Государственным университетом управления и Национальным фондом подготовки кадров. М.: ИНФРА-М, 1999.
  98. М. Е. Методика прогноза изменения емкости рынков потребительских товаров // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2002. -№ 3.- С. 38 — 42.
  99. И. Маркетинговые факторы успеха на региональных потребительских рынках // Маркетинг. 2001. — № 1- С. 22 — 28.
  100. В. Задачи восстановления агропромышленного комплекса и продовольственной безопасности России // Российский экономический журнал. 1999. — № 5−6 — С. 43 — 51.
  101. О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами: Указ Президента Российской Федерации от 31 мая 1996 г., № 795.
  102. О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием. Постановление Правительства Российской Федерации № 24 от 7 января 1999 г.
  103. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: Закон Российской Федерации № 97-ФЗ от 11 июля 1997 г.
  104. О потребительской кооперации в Российской Федерации: Закон РФ от 19 июня 1992 г.
  105. Обеспечение продовольственной безопасности населения Российской Федерации // Пищевая промышленность. 2004. — № 7 — С. 6 — 13.
  106. И., Корнилов М., Синюков М. .Продовольственная безопасность // Экономист. 2005. — № 12 — С. 39 — 47
  107. Т., Соколов В., Гребенников В. Стратегия продовольственной безопасности региона // АПК. 2004. — № 9 — С. 25 — 35.
  108. Основные показатели социальной и хозяйственной деятельностипотребительской кооперации России за 2001 год: Стат. сб. -М.: Центросоюз, 2002.- 191 с.
  109. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России за 2002 год: Стат. сб. М.: Центросоюз, 2003.- 76 с.
  110. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России за 2004 год: Стат. сб. М.: Центросоюз, 2005. — 131 с.
  111. Основные показатели социально-экономической деятельности потребительской кооперации России за 2005 год: Стат. сб. -М.: Центросоюз, 2006.- 166 с.
  112. П. В., Соломатин А. Н. Прогнозирование емкости рынка: Лекции. СПб.: ТЭИ, 1997. — 30 с.
  113. И.В., Петухова Н. В. Прогнозирование емкости рынка отдельных групп товаров и услуг // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. -№ 5. — С. 62−74.
  114. Н. Ф., Фурсов В. А. Маркетинговые стратегии и маркетинговые исследования. Ставрополь: Кавказский край, 2001. — 64 с.
  115. Н. П. Экономика и планирование заготовок сельскохозяйственной продукции. М.: Экономика, 1983. — 248 с.
  116. Н. П. Экономика, организация и планирование заготовок продукции сельского хозяйства. -М.: Экономика, 1988. 295 с.
  117. . Бюджетная поддержка сельского хозяйства //АПК. -№ 2.-2006. С. 3 — 8.
  118. Т.Н. Проблемы и перспективы развития инфраструктуры потребительской кооперации. Белгород: Кооперативное образование, 2004. — 288 с.
  119. В.П. Дитя нужды. История, теория и практика кооперативного движения. Ставрополь: Пресса, 1995. — 290 с.
  120. В. П., Гиркин В. А. Кооперация в переходной экономике. Ставрополь: Пресса, 2000. — 248 с.
  121. Продовольственная безопасность России проблема XXI века //
  122. Пищевая промышленность. 2001.- № 7. — С. 4 — 7.
  123. О. Условия и цели устойчивого развития продовольственного комплекса региона // АПК. 2003. — № 12, — С. 65 — 69.
  124. К. А. Резервы повышения эффективности деятельности отраслей потребительской кооперации. М.: Московский университет потребительской кооперации, 1999. -27 с.
  125. К.А. Экономика предприятия. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. — 693 с.
  126. И. В., Шалыгина Н. П. Маркетинговые исследования в организациях потребительской кооперации: теория и практика. Белгород: Кооперативное образование, 2006. — 210 с.
  127. Российский рынок пищевой продукции // Пищевая промышленность. 2006. — № 2 — С. 34 — 36.
  128. Российский статистический ежегодник 2006: Стат. сб. / Росстат. -М., 2006.-807 с.
  129. Ю. Село в зоне социального бедствия. К вопросу о продовольственной безопасности // Российская кооперация. 2004. — № 4 — С. 3.
  130. Г. Л. Проблемы национальной продовольственной безопасности // Пищевая промышленность. 2005. — № 10.- С. 31−32.
  131. Сельское хозяйство России в 2005 году (экономический обзор) // АПК: экономика, управление. 2006. — № 3 — С. 32−34.
  132. И. Продовольственная безопасность России: о роли внешнеторговой политики // Российский экономический журнал. 2003. — № 7.-С. 105−107.
  133. Е. К вопросу о продовольственной безопасности России // www.iet.ru
  134. Л.А., Наговицина Л. П. Актуальные проблемы в потребительской кооперации. Новосибирск: Изд-во Сибирского университета потребительской кооперации, 1999. — 38 с.
  135. Словарь-справочник менеджера / Под. ред. М. Г. Лапусты. М.: ИНФРА-М, 1996.-590с.
  136. Jl. Т. Методические рекомендации по повышению заинтересованности работников потребительской кооперации в конечных результатах деятельности. Белгород: БУПК, 1998. — 23 с.
  137. Социальное развитие села: проблемы и тенденции (информационно-аналитический обзор) // Экономист. 2000. — № 2. — С. 91 -96.
  138. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации: Стат. сб. М.: Центросоюз, 2004. — 220 с.
  139. Социально-экономическое положение потребительской кооперации. Реализация рекомендаций научно-практических конференций. Стат. сб. М.: Центросоюз, 2001. — 236 с.
  140. Социальный менеджмент / Под ред. Д. В. Валового. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», Академия труда и социальных отношений, 1999.-384 с.
  141. Справочник заготовителя потребительской Кооперации / Сост.: Апанин М. В., Смирнов В. П. М.: Экономика, 1981. — 256 с.
  142. Стимулирование пайщиков: необходимость и организация. Белгород: Белгородский университет потребительской кооперации, 2000. -57 с.
  143. Стратегия потребительской кооперации (рекомендации) // Деловой вестник «Российской кооперации». 2001. -№ 11.-11 — 21.
  144. С. Спрос, предложение и прогноз развития рынка товаров // Маркетинг. 2001. — № 1.- С. 29−35.
  145. Сущность и роль кооперации в национальной экономике. Парламентские слушания. 5−6 декабря 2002 года. М.: Издание Совета Федерации, 2002. — 387 с.
  146. А. Н. Потребительская кооперация как социальный институт. // Потребительская кооперация социально ориентированная система. — Чебоксары- 2000. — С. 69 — 71.
  147. Е. Е., Савкин А. О. Формирование и развитие продовольственного рынка. Белгород: Кооперативное образование, 2006. -225 с.
  148. Т. Ф. Эффективная экономика основа развития потребительской кооперации. Белгород: Кооперативное образование, 2000. -18 с.
  149. В. И. Кооперативное движение в условиях рыночных преобразований: Монография. Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 1998. -291 с.
  150. В. И. Социально-экономическая деятельность потребительской кооперации: Монография. Белгород: Изд-во Белгородского университета потребительской кооперации, 1999. — 206 с.
  151. В. И. Управление социально-экономическим развитием системы потребительской кооперации: Монография. Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации, 1999.- 295 с.
  152. В. И., Черникова Е. И. Исследование особенностей потребительской кооперации для выявления внутренних резервов повышение ее эффективности: Монография. Белгород: Кооперативное образование, 2002. — 211 с.
  153. JI. Е. Основы потребительской кооперации. М.: Вита-Пресс, 2005.- 160 с.
  154. JI. Е. Основы потребительской кооперации. М.: Вита-Пресс, 2001 .- 160 с.
  155. JI. Е. Перспективы развития кооперативного движения в XXI веке. Белгород: Кооперативное образование, 2000. — 46 с.
  156. JI. Е., Исаенко Е. В. Сущность кооперации и особенности ее развития в современной России. Белгород: БУПК, 1996. — 132 с.
  157. В. Социальное развитие села // Экономист. 1998. — № 2. — С. 86 — 89.
  158. . Е. Маркетинговые исследования: Учебник. М:1. Экономиста, 2005.- 624 с.
  159. О. А. Маркетинг: новые ориентиры модели управления: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005. — 403 с. — (Учебники экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).
  160. И., Сидоренко В. Обеспечение продовольственной безопасности России в условиях рынка //' Международный сельскохозяйственный журнал. 2003. — № 4. — С. 47 — 50.
  161. Указ Президента РФ от 17.12. 1997 № 1300 (ред. от 10.01.2000 г). «Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации».
  162. Указ Президента РФ от 29.04.1996 г. № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности РФ (основных положениях)».
  163. Л. В. Кооперативы современной России. Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации, 1998.-148 с.
  164. Управление организацией / Под ред. А. Г. Поршнева, 3. П. Поршнева, 3. П. Румянцевой, Н. А. Саламатина. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 1998. — 669 с.
  165. Управление персоналом в условиях рыночной экономики / Под ред. проф. Р. Марра, д-ра Г. Шмидта. М., 1997. — 454 с.
  166. И. Роль и место сельского хозяйства в экономике России //АПК. 2005. -№ 5.-С. 24−32.
  167. И. Устойчивое развитие агропродовольственного сектора: основные направления и проблемы // АПК. 2006- № 4. — С. 5 -10.
  168. И. Г., Алтухов А. И. Прогноз развития Российского агропроизводства на период до 2010 года // Экономика сельскохозяйственных предприятий. 2002. — № 8- С. 5 — 8.
  169. А. М. Экономика торговой деятельности потребительского общества. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1994. — 176 с.
  170. Ю. А., Люкшинова А. Н., Пакунина А. А. Агромаркетинг. -М.: Мир, 2004.-240 с.
  171. О. Маркетинг и его роль в развитии агробизнеса // АПК.-2004.-№Ю.-С. 27−32.
  172. А. В. Основные идеи и формы организации сельскохозяйственной кооперации. М.: Наука, 1991. — 180 с.
  173. . А. Политика продовольственной безопасности зарубежных стран и интересы России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2002. — № 5-С. 11−16.
  174. Чешинский J1. С. Методологические аспекты продовольственной безопасности России: дис. на соиск. учен. степ, д-ра экон. наук / J1.C. Чешинский- Московский государственный университет пищевых производств.-М., 2000.
  175. П. В. Методологические основы управления. Новосибирск: СибУГЖ, 1998. 220 с.
  176. В. Д. Маркетинговые основы стратегического планирования: Теория, методология, практика: Монография. М.: Дело, 2005.-376 с.
  177. Г. И., Назаренко В. И., Блинова Е. Н. Продовольственная безопасность России: пути достижения // Проблемы прогнозирования. -1999. № 1.-С. 27−40.
  178. Экономическая безопасность: Производство Финансы — Банки / Под ред. В. К. Сенчагова. -М.: Финстатинформ, 1998. -621 с.
  179. Cooperative Management. A philosophy for Business. P. Davis, J. Donaldson. Cheltenham, New Harmony Press, 1998. 182 p.
  180. Weber M. Economy and Society: An Outline of Interpretive Sociology. Berkeley, University of California Press, 1978. Vol. 1.
  181. Структура процесса маркетинговой деятельности
  182. Маркетинговые исследования
  183. Оценка маркетинговых возможностей Изучение потребителей Комплексное исследование рынка Изучение маркетинговой среды1 Сегментация ' 1 г 1. Целевой рынок
  184. Программа маркетинговой деятельности830 ь с е s о1 а «1. Q. O Ъ6о ч 3 и о й й В-3 О евс!
Заполнить форму текущей работой