Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Повышение эффективности управления внебюджетной экономической деятельностью государственного вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна полученных результатов: комплекс математических моделей отдельных видов финансовых поступлений, отличающийся возможностью планировать, прогнозировать, оптимизировать управление составляющими внебюджетной деятельности вузаструктура видов внебюджетной экономической деятельности и технология ее организации в образовательном учреждении, отличающаяся наличием функционального алгоритма… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ проблемы повышения эффективности управления внебюджетной экономической деятельностью государственного вуза и постановка задач исследований
    • 1. 1. Анализ проблемы управления внебюджетной деятельностью образовательного учреждения
    • 1. 2. Цель и основные задачи исследований
  • Выводы
  • Глава 2. Системный анализ организации внебюджетной деятельности государственного вуза
    • 2. Л .Особенности маркетинга внебюджетной деятельности образовательного учреждения.'.:. .' Л
      • 2. 2. Критерии оценки внебюджетной деятельности
      • 2. 3. Принципы построения классификатора внебюджетной деятельности образовательного учреждения
      • 2. 4. Функциональный алгоритм организации внебюджетной деятельности образовательного учреждения
  • Выводы
  • Глава 3. Математические модели процессов организации управления внебюджетной деятельностью
    • 3. 1. Математическая модель управления организации внебюджетной деятельности
    • 3. 2. Прогнозирование результатов внебюджетной деятельности
    • 3. 3. Математическая модель оптимизации внебюджетной деятельности
    • 3. 4. Математическая модель календарного планирования внебюджетной деятельности
  • Выводы
  • Глава 4. Автоматизированная информационная система управления внебюджетной деятельностью государственного вуза
    • 4. 1. Принципы организации базы данных автоматизированной информационной системы управления внебюджетной деятельностью
    • 4. 2. Технологическая схема организации автоматизированного управления внебюджетной деятельностью образовательного учреждения
    • 4. 3. Организационная структура управления маркетингом образовательного учреждения
    • 4. 4. Рекомендации по использованию автоматизированной информационной системы в управлении внебюджетной деятельностью образовательного учреждения
  • Выводы

Повышение эффективности управления внебюджетной экономической деятельностью государственного вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Образование, в силу ряда особенностей, призвано сыграть важную роль в решении как насущных задач перспективного развития личности, так и социальной среды, общества в целом. Официальным признанием этой роли стало законодательное провозглашение сферы образования в качестве приоритетной и недавние постановления правительства в этой области [2,34].

Кроме того, образование, направляя усилия на формирование социального рыночного общества, само должно соответствовать его критериям, нормам, динамике и тем более не быть ему чуждым. Пока темпы перемен в образовании явно отстают от темпов изменения российского общества[2,50,28 ].

При некотором недостатке бюджетного финансирования и материальных ресурсов государственным образовательным учреждениям трудно эффективно выполнять свои функции без привлечения дополнительных внебюджетных финансовых средств из ряда источников. Объем дополнительных средств необходимо с одной стороны существенно увеличить, с другой стороны наиболее эффективно, целенаправленно использовать для повышения качества подготовки, конкурентоспособности специалистов.

Побудительными мотивами организации и расширения масштабов внебюджетной экономической деятельности для государственного образовательного учреждения могут быть компенсация недостатка средств для поддержания, восстановления, расширения основных фондов, обусловленного дефицитом бюджетных средствповышение эффективности использования основных фондовобеспечение условий для обеспечения потенциала сотрудниковрасширение масштабов удовлетворения потребностей внешних для образовательного учреждения субъектов.

В этой связи весьма актуальным представляется маркетинговый подход к организации и проведении внебюджетной экономической деятельности в образовательном учреждении[ 10,53,52].

Маркетинг является важнейшим компонентом рыночной культуры, науки и практики управления и взаимодействия субъектов рынка. Именно маркетинг может помочь существенно сократить трансформационный, переходный период, быстрее перейти к цивилизованным, современным эффективным формам организации взаимоотношений потребителей и производителей товаров и услуг, управления их деятельностью, в том числе внебюджетной деятельностью в образовательном учреждении[51].

В ходе рыночных реформ и преобразований государственные образовательные учреждения оказались в невыгодном положении в конкуренции с коммерческими образовательными учреждениями[40]. Современный маркетинг не ограничивается чистой коммерцией и реализуется также в бесприбыльных (нерыночных) сферах экономики, помогая формировать и развивать спрос на товары и услуги, в том числе, образовательные, оптимизировать их предложение, разрабатывать и реализовывать наиболее эффективные стратегии деятельности участников этих отношений. Маркетинг способен дать всем образовательным учреждениям, государственным и коммерческим, эффективную методологию и инструмент реализации стратегии выживания и развития^, 52,55].

Актуальность разработки маркетингового подхода к образованию, особенно в сфере внебюджетной деятельности, признается на сегодняшний день практически на всех уровнях его организации — от руководителей конкретных образовательных учреждений до федерального уровня[51,56].

В отношении переходного периода современная история дает возможность сделать вывод: во всех странах, успешно строивших современный рынок (например, послевоенные Германия и Япония, а также Германия в период после объединения) государство рассматривало сферу подготовки и переподготовки специалистов (т.е. сферу высшего и дополнительного образования) как приоритетную и исходило из этого в своей инвестиционной политике^, 29,34]. Эта особая забота государства сводила необходимость маркетинга в сфере образования к минимуму. В России государство не смогло обеспечить образованию такую поддержку.

Вместе с тем, спрос на образование имеет весьма значительные перспективы для развития. По оценкам многочисленных специалистов, только в сфере переподготовки и повышения квалификации кадров, получения второго высшего образования потребность в этих услугах в период 1996;1999 годов составила на уровне 10−15 млн. человек. Причем сама система институтов повышения квалификации с учетом своего потенциала может принять не более 2 млн. человек[28,30].

Маркетинг особо актуален для системы отечественного образования потому, что ей предстоит структурная (по направлениям, специальностям и специализациям подготовки) трансформация в соответствии с новым качеством спроса на специалистов. По самым скромным подсчетам, России требуется для нормального функционирования рынка не менее 1,5 млн. предприятий малого и среднего бизнеса [52,29]. Это огромное количество менеджеров, бухгалтеров, других < циалистов сферы бизнеса.

С учетом длительн и цикла оказания образовательных услуг недопустимо ждать, когда этот спрос будет предъявлен в оформленном виде. К нему надо готовиться, его надо прогнозировать, целенаправленно формировать, в том числе с учетом региональных и отраслевых сегментов и особенностей рынка. Все это — задачи маркетинга, сфера его применения.

В России и в других бывших республиках бывшего СССР проблемы управления поведением участников в режиме свободного выбора партнеров и самоопределения в отношении стратегий деятельности в сфере образования возникли сравнительно недавно. Вместе с тем, сам переход к таким отношениям в образовательной сфере воспринят в обществе как свершившийся факт и получает все большую основу практически во всех звеньях системы образования.

Уровень финансирования высших учебных заведений государством и, как следствие этого, степень выраженности государственной собственности на вузы сейчас таковы, что вне рыночных отношений вузы существовать уже не могут[49]. Объем финансирования государственных вузов в 1996 г. составил в сопоставимых ценах всего 50% от объема финансирования в 1990 г. и 40% - от установленного нормативного объема [47,27]. Жесткий дефицит государственных средств диктует образовательным учреждениям необходимость самостоятельно искать новые источники доходов.

Можно отметить и то, что существовавшие ранее и вновь созданные академии и университеты в значительной части становятся центрами с широким спектром услуг и рыночной ориентацией. Здесь наряду с передачей знаний, обменом опытом создаются практические условия для деловых контактов, в том числе, — в сферах спроса и предложения самих образовательных услуг.

В любом случае времена запретов рыночной активности образовательных учреждений уже прошли. Безусловно, существует определенная настороженность в отношении того, что рынок продиктует образованию сугубо утилитарные, узко прагматические требования, не даст развернуться фунда-ментализации образования, гуманизировать его.

Маркетинг как рыночная философия предпринимательства, как стратегия и тактика поведения участников свободного обмена ценностями, реализуем далеко не только в отношениях между конкретными юридическими, физическими лицами. Субъектом, участником рыночных отношений выступает и государство, но в ином качестве, чем прежде — не единовластным диктатором, а (в лице органов государственного управления, учреждений) — реальным заказчиком и потребителем товаров и услуг. Таким образом, подготовка специалистов, финансируемая из государственного бюджета, в принципиальном отношении является таким же актом обмена, как и оказание платных образовательных услуг. Поэтому сферой маркетинга в образовании выступает не только платное для конкретных потребителей, но и все образование в целом и другие виды деятельности образовательного учреждения. Это связано с тем, что абсолютное большинство маркетинговых проблем и функций актуальны как в коммерческом образовании, так и в образовании, финансируемом государством.

Построение системы маркетинга можно рассматривать как научно-прикладную дисциплину применительно к внебюджетной экономической деятельности в образовании с двух сторон. Первое — это осмысление и применение маркетингового подхода, методологии и принципов маркетинга, как он сложился в отношении традиционно рыночных товаров и услуг, к столь специфической сфере. Вслед за этим идет разработка формализованной технологии, методологии, алгоритмов, прогнозирования, управления, оценки.

ВД.

Первая сторона этого процесса — анализ и обобщение практических шагов, действий на формирующемся рынке образовательных услуг на примере Воронежской государственной лесотехнической академии (ВГЛТА). Следующий шаг-разработка автоматизированной системы, позволяющей управлять внебюджетной деятельностью образовательного учреждения.

Видимо, излишне говорить о важности автоматизации управленческой, маркетинговой деятельности в образовательной сфере. Без автоматизированных систем управления в современных условиях невозможно функционирование производства, коммерческой деятельности, банковской сферы и др. 45,1,57,58].

Автоматизация маркетинговых функций в сфере образования представляется явлением весьма перспективным и по-своему уникальным, если рассматривать его не только как научную и прикладную, но одновременно и как учебную дисциплину. Во-первых, это одна из немногих учебных дисциплин, которую можно изучать на примере деятельности самого образовательного учрежденияво-вторых, она может и должна быть использована для повышения конкурентоспособности и в конечном итоге — для процветания самого образовательного учреждения.

В этой связи проведение исследований, прикладных научных разработок в области повышения эффективности управления внебюджетной экономической деятельностью государственного вуза являются актуальным для науки и практики высшего образования.

Работа выполнена в соответствии с межвузовской комплексной научно-технической программой 12.11 «Перспективные информационные технологии высшей школы», Региональной межвузовской научно-технической программой «Вуз-Черноземье"(1995;2000).

Целью исследования является повышение эффективности управленческих решений во внебюджетной экономической деятельности государственного вуза на основе математического моделирования, оптимизации параметров отдельных видов поступлений средств, обеспечивающих увеличение общего объема финансирования образовательной деятельности.

Задачи исследования:

— обосновать критерии оценки внебюджетной деятельности (ВД), классификации ее видов в реализации потенциала внебюджетной экономической деятельности государственного вуза;

— разработать методику формализации управления внебюджетной экономической деятельностью, формирования, планирования, прогнозирования, оценки и оптимизации параметров отдельных видов поступления финансовых средств;

— предложить комплекс методик и алгоритмов исследования внебюджетной деятельности государственного вуза, позволяющих исследовать спрос, предложение;

— разработать структуру и информационное обеспечение функционирования автоматизированной информационной системы планирования, организации и управления внебюджетной экономической деятельностью государственного вуза;

— внедрить результаты исследований и научных разработок в практику бюджетных вузов.

Основной рабочей гипотезой исследования стало предположение о том, что внебюджетная экономическая деятельность поможет разрешению противоречия между быстрыми темпами перемен в обществе и медленными темпами динамики образования, быть эффективным инструментом согласования спроса на образование и предложения соответствующих услуг, катализатором их развития. Этот тезис апробирован в ходе исследований организации ВД в сфере образовательных и других услуг в Воронежской государственной лесотехнической академии.

Методами исследований работы являются методы системного анализа процессов и отношений, складывающихся в ходе организации и проведения внебюджетной деятельности. Для формализации описания объектов этой деятельности используются методы теории множеств и теория построения иерархических систем. При разработке моделей используются методы оптимизации, теории графов, экспертные методы прогнозирования состояния систем.

Научная новизна полученных результатов: комплекс математических моделей отдельных видов финансовых поступлений, отличающийся возможностью планировать, прогнозировать, оптимизировать управление составляющими внебюджетной деятельности вузаструктура видов внебюджетной экономической деятельности и технология ее организации в образовательном учреждении, отличающаяся наличием функционального алгоритма автоматизированной информационной системы управленияосновные параметры внебюджетной деятельности, отличающиеся формализованным описанием процессом организации внебюджетной деятельности.

Практическая ценность результатов работы: разработаны организационная структура управления внебюджетной экономической деятельностью государственного вуза и технология ее автоматизированного функционирования в образовательном учреждении, базирующаяся на функциональном алгоритме управления, маркетингеструктура видов внебюджетной экономической деятельности и технология ее организации в образовательном учреждении, отличающаяся наличием функционального алгоритма автоматизированной информационной системой управленияосновные параметры внебюджетной деятельности, отличающиеся формализованным описанием процессов организации внебюджетной деятельности.

Разработанная информационная автоматизированная система управления позволила ежегодно увеличивать на 15−20% объемы внебюджетной экономической деятельности в Воронежской государственной лесотехнической академии.

Апробация работы. Научные результаты и положения диссертационной работы докладывались и обсуждались более чем на 15 международных, всероссийских, региональных научно-технических конференциях, совещаниях, семинарах, в том числе на семинарах кафедры «Автоматизация производственных процессов» (ВГЛТА, 1995;2000), ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава Воронежской государственной лесотехнической академии (1995;2000), заседаниях ученого совета ВГЛТА (1997;1999), всероссийской научно-практической конференции «Образовательные услуги российской высшей школы. Маркетинг. Новые формы» (Москва, 1995), совещании проректоров по административно-хозяйственной работе и проректоров по экономике и социальным вопросам ВУЗов России (Москва, 1999), региональном совещании ВУЗов Центрального Черноземья и Центра России (Белгород, 2000), международной научной конференции «Лесное образование в XXI веке» (Воронеж, 1999), международной конференции «Интеграция лесного образования ВУЗов Европы» (Санкт-Петербург, 1999),. Всероссийском совещании проректоров по международным связям (Новороссийск, 1999).

Реализация и внедрение результатов работы. Предложенные методы, модели, структуры, алгоритмы и программные средства используются в Управлении образования департамента социальной политики Воронежской области, Комитете по образованию администрации Воронежской области. Совете ректоров ВУЗов г. Воронежа, Воронежской государственной технологической академии, Воронежском государственном архитектурно-строительном университете и др.

Публикации. Основные результаты диссертации опубликованы в 8 печатных работах.

Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, изложенных на 136 страницах машинописного текста, содержит 12 рисунков, 14 таблиц, приложения, список литературы из 72 наименований.

Выводы.

Основой автоматизированной информационной системы планирования внебюджетной экономической деятельности государственного вуза является база данных, перед которой стоит задача выбора набора типов записей и их структуры, связанных с обоснованием состава характеристик объектов внебюджетной деятельности, необходимых для ее текущего и перспективного планирования, и их систематизации в интересах обеспечения полноты и устранения избыточности информации.

Процедура решения данной задачи формально сводится к оптимизации покрытия совокупности информационных сведений, необходимых для решения задач организации внебюджетной деятельности образовательного учреждения типами объектных записей, допустимых для организации массивов данных.

Предложенный метод позволяет при известном составе рассматриваемых объектов внебюджетной деятельности и заданной технологии ее планирования, представленных в виде совокупности информационных запросов к автоматизированной системе, определить рациональную (в смысле быстродействия реализации всех запросов) структуру базы данных этой автоматизированной системы.

Решена задача определения такого упорядочения на множестве реализации объектных записей в базе данных, при котором общее (суммарное) количество реализации объектных записей, проверяемых на релевантность, при реализации всех запросов будет минимальным, то есть оптимально упорядочена реализация объектных записей в каждом массиве данных.

Автоматизация процессов управления внебюджетной деятельности реализуется в виде технологии использования автоматизированной информационной системы для организации внебюджетной деятельности.

Поскольку этот процесс полностью формализовать нельзя, то по технологии подразумевается, что наряду с применением вычислений параметров внебюджетной деятельности по математическим моделям планирования, прогнозирования, оптимизации, проводится экономический анализ ситуации с использованием результатов моделирования.

Реализацию процесса управления внебюджетной деятельности в образовательном учреждении в соответствии с разработанной автоматизированной технологией целесообразно осуществлять посредством специальной организационной структуры, которая может быть централизованной и децентрализованной.

На опыте работы Воронежской государственной лесотехнической академии выявлена целесообразность подчинения специалистов (секторов) по маркетингу, объединенных в соответствующий подразделение, ректорату. При всей значимости этой службы, она в наибольшей степени связана с основной продукцией образовательного учреждения.

Такая структура управления внебюджетной деятельностью исходит из предположения, что маркетинг нужен не только для достижения коммерческих целей, он не отделен от учебного и научно-исследовательского процесса в рамках государственного финансировании.

По разработанной автоматизированной технологии управления внебюджетной деятельностью образовательного учреждения проведено текущее планирование и прогнозирование внебюджетной деятельности Воронежской государственной лесотехнической академии.

Динамика изменения объема внебюджетной деятельности Воронежской государственной лесотехнической академии за последние 3 года состоит в устойчивом его приросте на 15−20 процентов ежегодно. Прогноз на текущий год указывает на более высокий прирост объема внебюджетной деятельности в сфере необразовательных услуг и производства-до 30 процентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Характеризуя результаты исследований, проведенных в настоящей работе, их соответствие поставленной цели и задачам, а также необходимые условия и пути практической реализации полученных результатов, можно отметить следующее.

В диссертации на базе системного анализа проблемы организации управления внебюджетной деятельностью в государственном вузе обоснована необходимость и перспективность реализации потенциала образовательных учреждений в сфере этой деятельности.

Это вызвано как объективными факторами — тенденциями в сфере бюджетного финансирования образования, приводящими к существенным нехваткам средств для обеспечения образовательного процесса, так и субъективными — возможностями удовлетворения своих потребностей субъектов образовательного процесса, а также поддержки и развития образовательного учреждения.

Анализ проблемы повышения эффективности управления внебюджетной экономической деятельностью государственного вуза, показал, что управление этим процессом требует научно-обоснованного системного подхода и методологии, учитывающих специфику образовательного учреждения, использование одного из основных компонентов рыночной экономики маркетинга, современных методов автоматизации и, соответственно, математических моделей организации управления внебюджетной деятельностью.

Решена совокупность задач, направленных на создание функционального алгоритма управления внебюджетной деятельностью, критериев ее оценки, классификатора видов внебюджетной деятельности, математических моделей оценки эффективности, планирования, прогнозирования, оптимизации процесса управления. Математические модели являются составной частью автоматизированной информационной системы, содержащей базу данных, разработанную на основе классификатора видов внебюджетной деятельности.

Одним из существенных элементов управления внебюджетной деятельности образовательных учреждений является маркетинг. Система маркетинга образовательных учреждений должна предусматривать следующие основные направления организации деятельности: выявление существенного и потенциального спроса на образовательные и иные услуги, научно-техническую продукцию, производимые профессиональными образовательными учреждениями, путем комплексного изучения состояния рынка и перспектив его развитияорганизация научно-исследовательской деятельности образовательных учреждений по созданию производства новых товаров и образовательных услуг, удовлетворяющих запросы потребителякоординация и планирование процесса оказания услуг, а также выбор порядка финансированиярегулирование всей деятельности образовательного учреждения в целях постоянного расширения круга оказываемых услуг.

Показано, что эффективность внебюджетной деятельности образовательного учреждения должна оцениваться по специальным критериям.

В качестве основного критерия эффективности при организации внебюджетной деятельности обосновано использование максимального значения получаемой прибыли.

Системный анализ деятельности Воронежской государственной лесотехнической академии и других образовательных учреждений позволил разработать принципы и построить классификатор объектов внебюджетной деятельности образовательных учреждений.

Классификатор обеспечивает упорядочение видов деятельности из множества, которое учитывает в полном объеме все известные виды внебюджетной экономической деятельности государственного вуза.

Структура классификатора подчиняется следующим правилам: определенностьсистемная согласованностьнепротиворечивость.

В соответствии с классификатором внебюджетная деятельность образовательного учреждения реализуется производством товаров и представлением услуг трех типов категорий: образовательного характерасвязанных с учебно-воспитательным процессом и, не имеющих к нему отношения.

В каждой из этих категорий внебюджетная деятельность разбивается соответственно на 12, 15 и 20 подклассов. Однако, несмотря на многообразие форм проявления внебюджетной деятельности, как показывает опыт Воронежской государственной лесотехнической академии, основную часть внебюджетных доходов, а именно около 65% приносят образовательные услуги разного рода. Аренда немногим более 6%, а прочие виды деятельности около 30%.

Управление внебюджетной деятельности образовательного учреждения, как организационной системы, в соответствии с методами системного анализа и синтеза, реализуется за счет отработки и использования соответствующего функционального алгоритма управления, под которым понимается совокупность предписаний, определяющих логическую последовательность выполнения процедур по маркетингу, планированию и непосредственной организации внебюджетной деятельности.

В основу построения функционального алгоритма положен принцип представления внебюджетной деятельности образовательного учреждения в виде системы, обладающей ограниченным ресурсом, цель функционирования которой заключается в получении максимального значения показателя прибыли.

Посредством алгоритма осуществляется стратегическое планирование, которое заключается в определении целесообразного состава видов внебюджетной деятельности, реализуемых в рамках имеющегося материального и технического ресурса, а также оперативное планирование — распределение во времени выбранных видов внебюджетной деятельности в соответствии с имеющимся ресурсом.

Существующее многообразие форм организации и проведения внебюджетной деятельности, а также факторов, оказывающих влияние на их эффективность, определяют вывод о необходимости создания и использования для ее управления автоматизированных средств информационной поддержки.

Основу этих автоматизированных средств составляет математическая модель управления внебюджетной деятельностью, которая является развитием и уточнением функционального алгоритма управления на небольшие календарные сроки.

Разработанная модель имеет в своем составе два контура: контур обеспечения нормативного планирования, предназначенного для планирования внебюджетной деятельности образовательного учреждения на очередной годконтур оперативного планирования, осуществляющий уточнение вектора различного вида услуг применительно к текущим потребностям рынка и уточнение порядка использования привлекаемых средств (транспорта, оборудования, работников и т. д.) на ближайшие отрезки времени (планирование на очередной квартал).

Такое сочетание контуров обеспечения нормативного и оперативного планирования внебюджетной деятельности, построенных на основе методов математического программирования и имитационного моделирования, дает возможность оценить, с точки зрения получения прибыли, возможные варианты организации внебюджетной деятельности с учетом объективного характера определения условий ее организации и проведения.

Объем этих услуг, а также организация деятельности учебного учреждения в этих условиях зависит от рынка образовательных услуг, состояние дел на котором определяется рядом факторов, в том числе, конъюнктурой рынка. Организация деятельности государственного вуза обуславливает необходимость проведения работ по прогнозированию перспективного состояния рынка и осуществлению мероприятий по предварительному планированию (на очередной год) номенклатуры своих услуг, а и их стоимости.

Основными прогнозируемыми параметрами, являются потребности рынка в услугах, их объем и стоимость. В связи с большой размерностью, задачу прогнозирования видов внебюджетной деятельности следует решать поэтапно: вначале ограничить рассматриваемое множество применительно к возможностям учреждения, а затем определить на этом множестве потребности рынка. Для этого используется метод попарного сравнения суждений экспертов в иерархических системах.

Разработанный подход к прогнозированию видов внебюджетной деятельности в образовательном учреждении на основе шкалы предпочтений обеспечивает получение количественных оценок реализуемости потребительского спроса и позволяет учесть при этом формальные и не формализуемые факторы, определяющие условия проведения этой деятельности в образовательном учреждении.

Одним из основных этапов при организации и планировании внебюджетной деятельности является выбор объемов видов внебюджетной деятельности. Цель данной процедуры заключается в распределении имеющегося в распоряжении вуза материального, производственного, финансового и другого ресурса в интересах получения наибольшей прибыли.

Распределение должно осуществляться на множестве видов внебюджетной деятельности, полученном в результате прогнозирования направления внебюджетной деятельности учебного учреждения. В конкретном виде, решаемая на данном этапе задача подвергается декомпозиции общей задачи на отдельные частные задачи, так как классификатор видов насчитывает более 50 компонентов, а соответствующий им состав обеспечивающих средств более 30. Размерность этой задачи для решения «впрямую» даже с помощью существующих алгебраических методов слишком велика.

Для обеспечения сходимости результатов решения частных задач при декомпозиции выбран следующий способ.

В основу построения модели положена одна из модификаций метода «ветвей и границ». Дерево решений строится с помощью частичных решений, которые образуются, если зафиксировать набор переменных. Построение дерева решений производится методом одностороннего ветвления, которое на первом этапе производится на всю глубину до конечной вершины.

Разработанный комплекс моделей входит составной частью в автоматизированную информационную систему, предназначенную для использования при организации процессов внебюджетной деятельности государственного образовательного учреждения.

Основой автоматизированной информационной системы является база данных, перед которой стоит задача выбора набора типов записей и их структуры, связанных с обоснованием состава характеристик объектов внебюджетной деятельности, необходимых для ее текущего и перспективного планирования, и их систематизации в интересах обеспечения полноты и устранения избыточности информации.

Процедура решения данной задачи формально сведена к оптимизации покрытия совокупности информационных сведений, необходимых для решения задач организации внебюджетной деятельности образовательного учреждения типами объектных записей, допустимых для организации массивов данных.

Предложенный метод позволяет, при известном составе рассматриваемых объектов внебюджетной деятельности и заданной технологии ее планирования, представленной в виде совокупности информационных запросов к автоматизированной информационной системе, определить рациональную (в смысле быстродействия реализации всех запросов) структуру базы данных автоматизированной системы.

Таким образом, решена задача определения такого упорядочения на множестве реализации объектных записей в базе данных, при котором общее (суммарное) количество реализации объектных записей, проверяемых на релевантность, при реализации всех запросов будет минимальным (оптимально упорядочена реализация объектных записей в каждом массиве данных).

Автоматизация процессов управления внебюджетной деятельности реализуется в виде технологии использования автоматизированной информационной системы планирования внебюджетной деятельности.

Показано, что поскольку этот процесс полностью формализовать нельзя, то по технологии подразумевается, что наряду с применением вычислений параметров внебюджетной деятельности по математическим моделям планирования, прогнозирования, оптимизации, проводится экономический анализ ситуации с использованием результатов моделирования.

Реализацию процесса управления внебюджетной деятельности в образовательном учреждении в соответствии с разработанной автоматизированной технологией целесообразно осуществлять посредством организационной структуры, специализирующейся по маркетингу. Существуют два варианта построения такой структуры: централизованный и децентрализованный.

На опыте работы Воронежской государственной лесотехнической академии выявляется целесообразность подчинения групп или секторов маркетинга, объединенных в соответствующий отдел, ректорату. При всей значимости этой службы, она в наибольшей степени связана с основной продукцией образовательного учреждения.

Более того, такая структура фактически исходит из предположения, что маркетинг нужен не только для достижения коммерческих целей, он не отделен от учебного и научно-исследовательского процесса в рамках государственного финансировании.

Внедрение автоматизированной технологии в повседневную практику внебюджетной экономической деятельности государственного образовательного учреждения позволит существенно повысить эффективность управления этой деятельностью в ходе рыночных реформ.

В частности, в Воронежской государственной лесотехнической академии использование математического моделирования внебюджетной деятельности позволило в течение последних нескольких лет увеличивать объем средств, полученных от внебюджетной деятельности ежегодно на 18−20-процентов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.Н. Курс переходной экономики. — М.: Финансы и статистика, 1993. — 370с.
  2. Ю., Кушель А. Аттестация и аккредитация вузов // Вестн. высш. шк.- 1991.-N4.- С. 11−14.
  3. . А. Правовые основы платного образования// Вуз и рынок: В Зкн. М.: Коллектив, 1992. — Кн. I. Коммерческая деятельность в системе высшей школы России.- С. 198−216.
  4. Т.П., Ерошин В. И. Предпринимательство в образовании.-М.: А.П.О., 1995.- 80с.
  5. Г. Л., Аренков И. А. Основы современного маркетинга. М.: Наука, 1992.- 120с.
  6. Д.И. Практический маркетинг // Как создаются коммерчески успешные товары и услуги маркетинг и нововведение. — Л.: Изд.-во университета экономики и финансов, 1991. — Вып. 12. — 96с.
  7. А. Значение технологической культуры и техноэтики // Вестн. высш. шк.- 1991.-N 12.-С. 54−58.
  8. В.Л. Организация управления технологическим развитием // Автоматизация и современные технологии. М., 1998. — Вып.9. — 34с.
  9. Блохин Ю. И Классификация и кодирование технико-экономической информации.- М.: Экономика, 1976. 139с.
  10. Ю.Богачев Е. Н. Методология нового хозяйственного механизма в высших учебных заведениях в условиях рынка: Учеб. пособие. М.: НИИВО, 1991. -32с.
  11. П.Богачев Е. Н. Региональные интеллектуальные комплексы на базе высшего учебного заведения: Учеб. пособие. М.: НИИВО, 1992. — 172с.
  12. В.В. Математические модели маркетинга. М.: Знание, 1992.156с.
  13. В.М., Петровский B.C. Об одном подходе к прогнозированию внебюджетной деятельности вуза в современных условиях // Нетрадиционные технологии в машиностроении и приборостроении: Межвуз. сб. науч.тр. Воронеж: ВГТУ5 1999. — Вып. 3. — С. 185−189.
  14. В.Н., Рубинштейн М. И. Комбинаторное программирование.- М.: Знание, 1977.-184с.
  15. В.Н. Внебюджетная деятельность государственного вуза // Высш. образование в России.- 1997. N 2. — С. 25−33.
  16. В.Н. Государственный вуз в рыночной экономике: диалектика финансирования // Высш. образование в России.- 1997.- N4. С.3−10.
  17. А.А. Предпринимательская деятельность учреждений профессионального образования. М.: НИИВО, 1996.- 93с.
  18. А.А. Региональные аспекты финансирования системы высшей школы // Финансы.- 1996.- N11.- С. 18−20.
  19. А.А., Шерменев М. К. Новый хозяйственный механизм в непроизводственной сфере // Финансы СССР — 1989. — Nil. — С.44−49.
  20. Вуз и рынок: В 3-х кн. М.: Коллектив, 1992. — Кн. 1. Коммерческая деятельность в системе высшей школы России. — 471с.
  21. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: Стат. сб. -М.: НИИВО, 1996. 135с.
  22. А. И. Университеты в региональных экономических и управленческих структурах США, стран Западной Европы и Японии / Госкомвуз России. М.: НИИВО, 1994. — 128с.
  23. А.И., Гоппа В. Д. Методические основы сравнительного анализа систем образования. М., 1995. — 84с. (Обзор, информ. / НИИВО- Вып.2)
  24. К. Высшее образование: новые задачи и направления // Высш. образование в Европе. 1991.- Т. XVI, N3.- С. 35−54.
  25. ГОСТ 24. 003−64 Единая система стандартов АСУ. Термины и определения. -М.: Госкомитет СССР по стандартам, 1984. -4с.
  26. Ю.Д. Финансирование вузов: опыт некоторых зарубежных стран // Вестник Московского Университета, М.: Изд-во МГУ, 1995. — С.33−43.
  27. С. А. Международная статистика образования и ее отражение в статистике занятости (методология и организация).- М.: Статистика, 1993.-80с.
  28. Е.В. Организационно-экономический механизм социальной защиты научно-педагогических работников высшей школы. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 103с.
  29. Закон Российской федерации «Об образовании» от 10 июля1999г. N.3266−1
  30. В.Г. Активнее использовать новые возможности// Вуз и рынок: В 3 кн. М.: Коллектив, 1992. Кн. I. Коммерческая деятельность в системе высшей школы России. — С. 7−9.
  31. А. А., Финкельштейн Ю.0. Дискретное программирование.- М.: Наука, 1969.-119с.
  32. Ю.М. Математические основы кибернетики.-М.: Энергия, 1980.-177с.
  33. ., Князев Е. Еще раз о концепции образования // Вестн. высш. шк.-1991.- N 4. -С. 4−11.
  34. Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ.- Общ. ред. и вступ. Ст. Е. М Пеньковой. М.: Мир, 1978.- 736с.
  35. Н. Теория графов. Алгоритмический подход. М.: Мир, 1978. -211с.
  36. Л.П. Высшее учебное заведение и экономика региона// Вуз и рынок: В 3 кн.- М.: Коллектив, 1992. Кн. I. Коммерческая деятельность в системе высшей школы России. -С.104−115.
  37. Л.П. Проблемы управления высшей школой на современном этапе. -М.: Республика, 1995. 157с.
  38. Маркетинг во внешнеэкономической деятельности предприятии. М.: Мысль, 1989.- 152с.
  39. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. -М.: Дело, 1993.- 702с.
  40. Наука России в цифрах: 1993. М.: Статистика, 1994. — 158с.
  41. Т. Машинные имитационные эксперименты с моделями экономических систем.- М.: Мир, 1975. -94с.490 состоянии финансирования высшей школы России.- М.: Высш. школа, 1994. -14с.
  42. Образование в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике: Сб. науч. тр. М.: НИИВШ, 1991. — 138 с.
  43. А.П. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании. -М.: Интерпракс, 1995. -238с.
  44. А.П. Маркетинг подготовки специалистов в высшей школе.- М.: Интерпракс, 1994.- 116 с.
  45. А.П. Образовательные услуги: точка зрения маркетолога //Alma mater. 1997. -N3. — С. 27−32.
  46. А.П. Философские аспекты маркетингового подхода кобразованию // Alma mater. 1997. — N1. — С. 25−30.
  47. Панкрухин А. П Теория и практика маркетинга. М.: Интерпракс, 1993. -158с.
  48. А.П., Соловьев В. А. Лицом к рынку: проблемы и возможности практического маркетинга: Учеб. пособие. -М: Интерпракс, 1991. -67с.
  49. B.C. Моделирование систем управления: Учеб. пособие. -Воронеж: ВГЛТА, 1998. -298 с.
  50. B.C. Автоматизация информационных технологий в экономике: Учеб. пособие.- Воронеж: Изд-во Воронеж, ин-та экономики и права, 1999. -178с.
  51. Е.Н., Евстигнеева Т. А. Определение себестоимости и цены подготовки специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях / Под науч. ред. А. А. Воронина. М., 1990. — 60с. (Экономика высшей школы: Обзор, информ. НИИВШ- Вып. З).
  52. Г. С., Ириков В. А. Программно-целевое планирование и управление.- М.: Сов. Радио, 1976. -154с.
  53. А.И. Право и вузы.-М.: Кн. и бизнес, 1993.-207с.
  54. Развитие университетов в условиях рыночной экономики. М.: Изд-во МГУ, 1994. -151с.
  55. Т.Л. Взаимодействие в иерархических системах.- М.: Техническая кибернетика, 1979.- Вып.6.- 68с.
  56. Г., Смитбург Д., Томсон В. Менеджмент в организации / Пер. с англ. М.: Экономика, 1995. -336 с.
  57. А. И. Введение в квалиметрию: В 4 кн. Кострома: КГПУД991. Кн. 2. Концепция квалиметрии.Система категорий и понятий. -122с.
  58. Л. С., Круглев В. В. Высокий международный авторитет вузаоснова его финансового благополучия //Вуз и рынок: В 3 кн. М.: Коллектив, 1992. — Кн. I. Коммерческая деятельность в системе высшей школы России. — С. 128−140.
  59. .Б. Алгоритмизация в автоматизированных системах управления. Киев: Техника, 1972. 203с.
  60. А.Н. Высшая школа России в условиях радикальной экономической реформы // Вуз и рынок: В 3 кн. М.: Коллектив, 1992. Кн. I. Коммерческая деятельность в системе высшей школы России. — С. 26−46.
  61. П., Пугачев М. И. Финансовый кризис в российском высшем образовании // Вест. Московского Университета. Сер.6. Экономика. 1996. -N5.-С. 30−35.
  62. А.Б. Игровые модели долгосрочного планирования экономических систем. Экономика и математические методы. М.: Наука, 1990.-159с.
  63. В.В. Экономические проблемы сферы образования. Кострома: КГПУ, 1996.-Ч.1.-200с.
  64. Экономика высшей школы в условиях становления рыночных отношений: Сб. науч. тр. -М.: НИИВО, 1993. 144с.1. Mi
Заполнить форму текущей работой