Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Организационно-экономическая система регулирования ресурсосбережения в инновационном машиностроительном кластере

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обеспечение ресурсосбережения в реальном секторе экономики базируется на научно обоснованных принципах и методах выбора приоритетных источников финансирования. В этих условиях оценка экономической эффективности ресурсосберегающих инновационных проектов является основополагающим критерием их выбора для финансирования и инвестирования. Финансовое обеспечение инновационных проектов зависит… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы регулирования рационального использования экономических ресурсов
    • 1. 1. Экономические ресурсы как объект государственного регулирования
    • 1. 2. Формирование российской кластерной экономики как основы ресурсосбережения
    • 1. 3. Государственное регулирование ресурсосбережения в инновационном машиностроительном кластере
  • Глава 2. Исследование процессов регулирования ресурсосбережения в машиностроении
    • 2. 1. Машиностроительный кластер как объект инновационной промышленной политики ресурсосбережения
    • 2. 2. Процессы регулирования использования экономических ресурсов в машиностроении Краснодарского края
    • 2. 3. Тенденции инновационного развития машиностроительного кластера на основе эффективного использования экономических ресурсов
  • Глава 3. Формирование организационно-экономической системы регулирования ресурсосбережения в машиностроении на основе кластеризации
    • 3. 1. Организационно-правовое обеспечение ресурсосбережения машиностроительного кластера в регионе
    • 3. 2. Организация финансового обеспечения ресурсосбережения машиностроительного инновационного кластера
    • 3. 3. Стандарты и внутренние регламенты регулирования инновационной деятельности предприятий машиностроительного кластера на основе рационального использования ресурсов

Организационно-экономическая система регулирования ресурсосбережения в инновационном машиностроительном кластере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Устойчивое развитие народнохозяйственного комплекса страны и экономический рост возможны в результате динамичного конкурентоспособного развития экономики отраслей и регионов на основе ресурсосберегающих инновационных технологий. В настоящее время одним из основных факторов, сдерживающих такое развитие, можно назвать отсутствие на большинстве промышленных предприятий, в том числе и предприятий машиностроения, постоянной инновационной деятельности, являющейся основной составляющей промышленной политики, направленной на повышение эффективности производственной деятельности инновационных кластеров.

Инновационные кластеры в промышленности находятся в стадии формирования. Реализация их преимуществ перед отраслевой структурой промышленности связана с реформированием отраслей национальной экономики на качественно новой основе, направленной на создание условий для инновационной деятельности производственных структур и формирование организационно-экономической системы регулирования ресурсосбережения.

Отечественная экономика сегодня характеризуется восстановлением производственных процессов, но работа одной из важнейших отраслей народного хозяйства — машиностроения — нуждается в серьезной модернизации после затянувшегося кризиса российской промышленности.

Машиностроение — наиболее перспективная форма интеграции кластера, определяющая уровень инновационного развития народного хозяйства. От функционирования машиностроения непосредственно зависит состояние производительных сил страны, их качественный уровень.

Внедрение новейших технологий в машиностроение позволит реализовать методы ресурсосбережения как основу обеспечения интенсивной инновационной деятельности, направленной на создание предпосылок экономического роста. Следовательно, одной из основных задач является формирование действенных методов регулирования ресурсосбережения, направленных на системное развитие машиностроительного комплекса как кластера на основе инновационных ресурсосберегающих технологий. Рассмотренные проблемы обусловливают актуальность выбранной темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Теоретические подходы к изучению проблем ресурсосбережения, методов рыночного стимулирования эффективного использования экономических ресурсов исследовались многими зарубежными учеными, такими как М. Альберт, И. Ансофф, М. Браун, JT. Брю, Д. Даниелс, Т. Каппелс, Дж. Кейнс, Ф. Коглер, С. Фишер, Й. Шумпетер и др. [10, 12, 23, 24, 53, 68, 69, 85, 160, 167].

В связи с переходом к рыночным отношениям в экономике России отечественные исследователи также проявляют большой интерес к проблеме ресурсосбережения в условиях развития как инновационной экономики производственных отраслей, так и страны в целом. Среди авторов К. Богриновский, Б. Волков, М. Ершов, Л. Камельник, М. Керашев, Ю. Ласточкин, И. Ли, Г. Мингалеев, Е. Петрова, К. Смирнов и др. [20, 36, 57, 67,71,92, 93, 103, 115, 138].

Кластерная структура машиностроения и её роль в интенсификации развития инновационных ресурсосберегающих технологий рассмотрена в трудах С. Авдашева, Г. Клейнер, А. Кокорева, Б. Плышевского, В. Слепцова, С. Соколенко, Л. Стрижковой, С. Сулакшина и др. [8, 73, 77, 117, 137, 140, 144, 145].

Вместе с тем в исследованиях недостаточно изучен ряд вопросов, касающихся реального перехода от отраслевой структуры экономики к комплексам и кластерам, что требует дальнейшей методологической проработки предпосылок и условий реализации системного подхода к организационно-экономическому регулированию комплексных программ ресурсосбережения машиностроительных предприятий, в которых новые методы рационального использования ресурсов и механизмы его регулирования еще недостаточно хорошо изучены.

Актуальность и степень разработанности проблемы регулирования ресурсосбережения в инновационном машиностроительном кластере обусловили выбор темы, цели и задач исследования.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка методических рекомендаций по формированию системы регулирования ресурсосбережения в инновационном машиностроительном кластере.

Реализация поставленной цели исследования достигается решением следующих задач:

— изучение сущности и содержания экономических ресурсов как объекта государственного регулирования;

— определение влияния инновационного потенциала регионов на развитие ресурсосберегающей экономики;

— выявление проблем государственного регулирования ресурсосбережения в инновационном машиностроительном кластере;

— исследование машиностроительного кластера как объекта инновационной промышленной политики ресурсосбережения;

— оценка современного состояния процессов регулирования ресурсосбережения в машиностроительном кластере Краснодарского края;

— раскрытие направлений инновационного развития машиностроительного кластера на основе эффективного использования ресурсов;

— обоснование организационно-правового обеспечения ресурсосбережения машиностроительного кластера в регионе;

— разработка и обоснование системы финансового обеспечения ресурсосбережения машиностроительного инновационного кластера;

— создание системы стандартов и внутренних регламентов регулирования инновационной деятельности предприятий машиностроительного кластера с учетом принципов ресурсосбережения.

Предметом исследования выступают организационно-экономические отношения, возникающие в процессе регулирования ресурсосбережения.

Объектом исследования являются предприятия машиностроения, формирующие инновационный экономический кластер.

Теоретической и методологической основой послужили фундаментальные концепции, представленные в классических работах зарубежных авторов, теории, выводы и предложения, содержащиеся в научных публикациях современных российских и зарубежных исследователей, посвященных проблемам формирования предпосылок для перехода к инновационному развитию национальной экономики и модернизации её машиностроительного сектора.

В ходе проведения анализа использованы материалы научных конференций, периодической печати, законодательных, программных документов органов государственной власти Российской Федерации, прогнозные разработки, программы социально-экономического развития Краснодарского края.

В качестве информационно-эмпирической базы научного исследования использовались материалы органов государственной статистики, законодательные и нормативные акты, данные текущей отчетности предприятий машиностроения Краснодарского края.

В качестве научной гипотезы выдвинуто предположение о том, что создание организационно-экономической системы регулирования ресурсосбережения в инновационном машиностроительном кластере позволит осуществить модификацию моделей государственного управления промышленным сектором экономики на основе инновационной парадигмы развития общества в целом.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Организационно-экономическая система регулирования ресурсосбережения должна базироваться па инновационных технологиях, продуктах и услугах, а также дополняться инновационным комплексом мер для реализации промышленной политики машиностроительного кластера как ядра реального сектора экономики в условиях неопределенной макроэкономической среды. В рамках системного подхода инновационная деятельность машиностроения выступает как базовый элемент реформирования структуры экономики. Использование кластерного подхода для выбора оптимальных решений при развитии организационно-экономического управления инновационной деятельностью машиностроительных предприятий позволяет решить задачу оптимизации ресурсосберегающей деятельности наиболее рациональными способами на основе инициации многовариантных творческих решений.

2. Обеспечение ресурсосбережения в реальном секторе экономики базируется на научно обоснованных принципах и методах выбора приоритетных источников финансирования. В этих условиях оценка экономической эффективности ресурсосберегающих инновационных проектов является основополагающим критерием их выбора для финансирования и инвестирования. Финансовое обеспечение инновационных проектов зависит от значения показателей эффективности, а именно: при отрицательной чистой приведенной стоимости проекта и высокой народнохозяйственной эффективности при соблюдении нормативной культуры ресурсосбережения предпочтительно бюджетное финансирование из государственных источников по программам приоритетных проектов. В случае его положительной чистой приведенной стоимости источники финансового обеспечения не ограничены.

Наибольшее предпочтение отдается тем видам инновационной деятельности, которые позволяют иметь сверхмонопольную прибыль, что весьма часто зависит от устойчивого спроса на новые виды продукции или оказываемые услуги.

3. Экономическая эффективность ресурсосберегающих инновационных проектов машиностроительного кластера основана на независимой экспертизе и определении их эффективности методом комплексной рейтинговой оценки при согласованности мнений экспертов. При этом все показатели оценки разделены на две группы: стимуляторы и дсстимуляторы. Стимуляторыпоказатели, увеличение которых благоприятно сказывается на развитии машиностроительного кластера Краснодарского края. Дестимуляторыпоказатели, увеличение которых негативно сказывается на развитии машиностроения.

Проведение сравнительной комплексной оценки региональных инновационных проектов в отрасли машиностроения методом суммы мест позволило ранжировать их в соответствии с влиянием реализации каждого проекта на экономику региона, благодаря чему возможно выделить из всех приоритетных региональных проектов именно те, которые региону необходимо поддерживать в первую очередь с целью формирования организационно-экономической системы регулирования региональной инновационной экономики.

4. На этапе стабильного функционирования кластера основная роль принадлежит объектной стратегии, разработка и реализация которой также невозможна без применения эффективного математического аппарата. Несмотря на необходимость интеграции и кооперации, между ведущими крупными машиностроительными фирмами инновационного кластера сохраняются конкурентные отношения, являющиеся неотъемлемым атрибутом любого кластера, что необходимо учитывать при разработке и реализации объектной стратегии кластера. Принятие согласованной стратегии кластера предполагает использование методов управления им на основе комплекса формализованных механизмов, исключающих возможность манипуляции интересами участников.

5. Системный механизм регулирования ресурсосбережения может быть воспроизведен как адекватный и целенаправленный ресурс управления инновационным машиностроительным кластером только при наличии стандартов и регламентов, отвечающих требованиям системы менеджмента качества и учитывающих технологические особенности рационального использования ресурсов.

Формирование механизма’государственного регулирования может быть основано на следующих методологических подходах: поэтапной разработке перспективных стратегий развития предприятия, основанных на инновационных принципах организации производственной деятельностиопределении перспективных направлений промышленной политики предприятия, также основанных па инновационной деятельности.

Научная новизна результатов исследования в целом заключается в разработке и научном обосновании методико-теоретических положений для формирования системы регулирования ресурсосбережения машиностроительного инновационного кластера, что позволит оценивать приоритеты развития российской экономики.

Конкретное приращение научного знания заключается в следующем:

— уточнено определение организационно-экономической системы регулирования использования экономических ресурсов для формирования инновационного развития машиностроительного кластера как комплекса мер, осуществляемых государством и менеджментом предприятий в интересах национальной экономики и собственников хозяйствующего субъекта, направленных на достижение качества экономического роста как инновационно активных предприятий, ядра машиностроительного кластера, так и предприятий инфраструктуры;

— обоснованы принципы и методы организации выбора приоритетных источников финансирования, характеризующие уровень эффективности инновационных проектов машиностроительного кластера и предполагающие их коммерциализацию, что позволит сформировать научно обоснованный подход к обеспечению ресурсосбережения реального сектора экономики;

— усовершенствована методика исследования экономической эффективности ресурсосберегающих проектов машиностроительных кластеров, основанная на комплексном применении методов ранжирования проектов, что позволяет осуществлять выбор приоритетных ресурсосберегающих инновационных проектов для создания рациональных условий хозяйственной деятельности машиностроительных предприятий в инновационных кластерах;

— разработан механизм распределения затрат с учетом целей ресурсосбережения на инновационную деятельность между машиностроительными предприятиями кластера, основанный на способе обобщения распределения ресурсов;

— сформирована и доведена до уровня практической реализации система управления предприятиями машиностроительного кластера на основе стандартов и внутренних регламентов, при этом их отличие от существующих управленческих документов заключается в ориентации машиностроительных предприятий на систему менеджмента качества и комплексность учета систем ресурсосбережения, что позволи! кластеру в целом принимать обоснованные управленческие решения.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется актуальностью поставленных задач и достигнутым уровнем разработки проблемы. Вопросы, нашедшие отражение в диссертационной работе, могут быть включены в тематику учебных дисциплин: «Экономика предприятия», «Менеджмент», а также использоваться при разработке спецкурсов.

Результаты работы, выводы и предложения, представленные в диссертации, могут быть использованы не только на предприятиях машиностроения, но и в других отраслях и кластерах, при разработке механизма государственного регулирования ресурсосбережения на основе инновационной деятельности на федеральном и региональном уровнях, а также на конкретных предприятиях.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы на разных этапах ее подготовки докладывались и обсуждались на международных и региональных научно-практических конференциях. В их числе — международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы формирования региональных экономических стратегий» (г. Пенза, 2002), научно-практическая конференция «Экономические и правовые проблемы развития и регулирования рыночных отношений в России» (г. Краснодар, 2003), научно-практическая конференция «Глобализация и регионализация в экономике и образовательном процессе» (г. Геленджик, 2004), Всероссийская научно-практическая конференция «Экономика Юга России на пути к устойчивому развитию в рыночных условиях» (г. Краснодар, 2006).

Предложения, изложенные в диссертации, внедрены в работу ОАО «Компрессорный завод», а также рекомендуются Администрацией муниципального образования город Краснодар к внедрению промышленными предприятиями краевого центра.

Публикации. Результаты работы нашли отражение в 8 публикациях общим объемом 10,4 печатных листа, из них авторский вклад — 7,4 печатных листа.

Структура и объем работы. Диссертация изложена на 174 страницах и состоит из введения, трех глав (девяти параграфов), заключения, списка использованной литературы из 179 источников и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило сделать соответствующие теоретические обобщения и выводы, а также рекомендации прикладного характера.

1. Под «государственным регулированием экономики» понимается одна из основных форм участия государства в экономическом развитии, эффективность которой определяется в степени воздействии инструментов на распределение ресурсов и доходов, на уровень и темпы экономического развития и роста благосостояния населения страны в условиях определенной макроэкономической среды. Формирование механизма государственного регулирования в условиях транзитивной экономики России должно быть направлено на повышение технического уровня и конкурентоспособности выпускаемой продукции, достижение инновационно-активного промышленного производства, обеспечивающего интенсивный рост машиностроительного комплекса. Использование репрезентативной простой случайной выборки для анализа состояния машиностроительной отрасли и инновационной деятельности отраслевых предприятий позволяет решить проблему получения и обработки большого объема фактического материала ресурсосберегающей деятельности предприятий при хорошей достоверности результатов.

2. Организационно-экономический механизм государственного регулирования инновационной деятельности машиностроительных предприятий на основе ресурсосбережения должен быть направлен на обеспечение долгосрочных интересов, как регионального развития, так и собственников хозяйственных субъектов. В значительной степени она должна реализовываться за счет совершенствования технико-технологических процессов, экономического планирования, структурной перестройки и оптимизации всех сторон деятельности предприятия как единой системы. Особенностью государственного регулирования инновационной деятельности на предприятиях машиностроения Краснодарского края является формирование инновационной региональной модели развития предприятий.

3. Анализ состояния инновационной деятельности отраслевых предприятий возможен с использованием простой случайной выборки. Данный подход позволяет решить проблему получения и обработки большого объема фактического материала финансово-экономической деятельности предприятий при хорошей достоверности получаемых результатов. Осуществлен анализ состояния инновационной деятельности в России и Краснодарском крае за период с 2002 по 2006 гг., а также инвестиционных процессов на исследуемых предприятиях машиностроения и их ориентации на инновации.

4. Развитие машиностроения в Краснодарском крае возможно за счет следующих приоритетных инструментов государственного регулирования: стимулирования роста объемов производства продукции машиностроениясоздания условий для привлечения в отрасль инвестиций как внутренних, так и иностранныхперевооружения и реконструкции существующих производственных фондовмодернизации выпускаемой продукцииосвоения производства новых видов продукцииподдержки научных исследований и инновационной деятельности со стороны государстваформирования наиболее благоприятной среды в налоговом и нормативно-правовом регулированиивыведения выпускаемой продукции на внешний рынок с созданием системы страхования рисковсоздания в отрасли благоприятного инвестиционного климатаперевооружения существующего производственного фондавнедрения в производство новых технологий и разработок.

5. Успешность инновационной деятельности непосредственно зависит от положительного состояния инвестиционных процессов. В машиностроении Краснодарского края, начиная с 2002 года, все инвестиции в инновации осуществлялись из фонда накопления предприятий. Несмотря на их незначительный объем, они обеспечили по разным видам инноваций заметный рост объемов производства и повышение экономической эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятий.

6. Отсутствие финансовых инвестиций обусловлено состоянием рынка ценных бумаг в крае и России. Интеллектуальные инвестиции отличаются полной инновационной ориентацией. По всем предприятиям машиностроения края доля инноваций составила более 30%.

7. Формирование организационно-экономического механизма государственного регулирования инновационной деятельности машиностроительных предприятий может быть основано на следующих методических подходах:

— поэтапной разработки стратегии развития машиностроительного предприятия, основанной на инновационных принципах организации производственной деятельности;

— разработке алгоритма формирования и реализации промышленной политики машиностроительного предприятия;

— определении перспективных направлений и инструментов государственного регулирования развития инновационных процессов в хозяйственной деятельности машиностроительных предприятий, основанных на инновационной деятельности;

— реализации оценки эффективности инновационных проектов машиностроительного профиля Краснодарского края с использованием метода экспертных оценок и метода комплексной рейтинговой оценки проектов для определения уровня согласованности мнений экспертов.

8. Процесс формирования и реализации стратегии организации должен быть связан с решением следующих задач:

— определение миссии и общей цели организации;

— осуществление анализа сред, в которых функционирует организация;

— конкретизация целей организации;

— формирование пакета стратегий;

— определение наиболее перспективных стратегий предприятия;

— формирование промышленной политики предприятия;

— обобщение результатов реализации промышленной политики предприятия.

9. В диссертации разработаны алгоритмы формирования стратегии и промышленной политики машиностроительного предприятия, позволяющие структурно отобразить последовательность действий, направленных на достижение поставленных целей и задач, способствующих развитию предприятия.

10. Определено, что развитие предприятий машиностроения Краснодарского края возможно на основе формирования системы государственного регулирования в рамках реализации инновационной, маркетинговой и производственной стратегий, инструментом осуществления которых должны стать инновационная политика предприятий.

11. В результате исследования и обобщения деятельности предприятий машиностроения Краснодарского края разработан алгоритм формирования и реализации инновационной политики и определены приоритетные направления инновационной деятельности.

12. При разработке методики выбора перспективных направлений государственного регулирования инновационной деятельности учитывались следующие методологические подходы: взаимосвязь объективных и субъективных факторов, применение закономерности циклического развития технологических и экономических процессов, комплексный подход к выбору методов оценки, применение метода ранжирования для определения приоритетности инновационных направлений, учет фактора неопределенности, альтернативность, вариантность выбора инноваций.

Целью организационно-экономического механизма развития инновационной деятельности в машиностроении является создание стимулирующих условий для инновационного процесса па всех стадиях жизненного цикла инноваций — от генерации идеи до внедрения результатов в серийное производство. Основными системами этого механизма являются правовое обеспечение, организация инновационной деятельности с участием государственно-частного партнерства, финансирование и реализация управленческих стандартов для инновационных проектов машиностроительного предприятия.

Инновационный машиностроительный кластер имеет свои особенности, заключающиеся в том, что он является наиболее эффективной формой достижения высокого уровня конкурентоспособности в современных условиях, представляет собой объединение различных организаций (машиностроительных компаний, исследовательских центров, органов государственного управления, общественных организаций и т. д.), которое позволяет использовать преимущества двух способов управления организационно-экономическим механизмом: внутрифирменной иерархии, основанной на правовых регламентах с учетом рыночного развития, внешних связей и управленческих сетейоснованный на организации обеспечения кластеризации, что дает возможность более быстро и эффективно распределять новые знания, научные открытия и изобретения внутри машиностроительного кластера.

13. Нами предложен эффективный механизм распределения затрат с учетом целей ресурсосбережения на инновационную деятельность между фирмами-участницами региональной инновационной сети, основанный на обобщении способа распределения ресурсов, базирующийся на исследовании отечественных экономистов. Предположим, что фирмы-участницы региональной инновационной сети заинтересованы (причем каждая в определенной степени) в производстве (или приобретении) некоторого общего блага, которым может быть информация, новая технология, производственное или исследовательское оборудование, объект интеллектуальной собственности, лицензионное программное обеспечение, уникальные профессиональные навыки специалистов и т. д. В данном случае смысл термина «общего» заключается в том, что этим благом может воспользоваться каждый из участников инновационной сети. Предполагается, что от потребления каждая фирма-участница получает определенный доход. Стоимость (цена) этого блага фиксирована и выше инвестиционных возможностей каждой отдельно взятой фирмы. Поэтому для его приобретения фирмам необходимо объединить свои инвестиционные возможности.

14. Организация финансирования инновационной деятельности машиностроительных компаний должна быть направлена на привлечение номинальных для российской экономики источников финансирования, таких как инвестиционные ресурсы. Однако инвестиционный климат в России еще не позволяет рассчитывать на высокие темпы роста российских и иностранных инвестиций в инновационный бизнес. Инвестиционные ресурсы в основном направлены на инвестирование проектов, направленных па обеспечение производства конкурентоспособной продукции машиностроительного профиля, востребованной рынком.

Важную роль среди номинальных источников финансового обеспечения играет венчурный (рисковый) капитал, который может быть использован для организации финансирования инновационной деятельности на любом этапе жизненного цикла инновации.

Венчурный бизнес еще только начинает свое развитие в национальной экономике, при этом из западного опыта известно, что венчурные капиталисты допускают возможность провала финансируемого инновационного проекта. При этом на первых этапах жизненного цикла инновации инициатор проекта не несет ответственности перед венчурным капиталистом за рациональное расходование средств и не выплачивает дивидендов и процентов по ним. Венчурные капиталисты на начальных этапах инновационного проекта довольствуются приобретением пакета акций инновационной фирмы. Прибыль инновационной компании является основным источником вознаграждения за риск венчурных капиталистов. В большинстве случаев венчурный инвестор становится единоличным собственником инновационной компании.

15. Финансовое обеспечение инновационных проектов зависит от значения показателей эффективности, а именно при отрицательной чистой приведенной стоимости проекта и высокой народнохозяйственной эффективности при соблюдения нормативной культуры ресурсосбережения предпочтительно бюджетное финансирование из государственных источников по программам приоритетных проектов. В случае положительной чистой приведенной стоимости проекта источники финансового обеспечения не ограничены.

Для привлечения других источников финансирования важен показатель привлекательности инновационных проектов, определяемый инновационной стратегией фирмы, условиями привлечения финансовых средств, дивидендной политикой машиностроительной компании. В качестве критерия результативности необходимо еще определять и точку безубыточности работы организации-инноватора, которая зависит от объема продаж, при котором покрываются все затраты на организацию производства и реализацию инновационной продукции. Следовательно, выбор объекта инвестирования представляет собой одну из важных проблем. Наибольшим предпочтением пользуются те виды инновационной деятельности, которые позволяют иметь сверхмонопольную прибыль, что весьма часто зависит от устойчивого спроса на новые виды продукции или оказываемые услуги.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (с изм. и доп. от 27.12.2000), № 46-ФЗ от 05.03.99.
  2. Закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ. от 09.07.99.
  3. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», № 22-ФЗ от 2 января 2000 года.
  4. Закон Краснодарского края «О внесении изменений и дополнений в закон Краснодарского края «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае», № 261-КЗ от 1 1 мая 2000 года.
  5. Закон Краснодарского края «Об инвестиционном налоговом кредите» № 280-КЗ от 4 июля 2000 г.
  6. Закон Краснодарского края «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» № 731-КЗ от 2 июля 2004 г. (ред. от 13.03.2008).
  7. Закон Краснодарского края «О предоставлении государственных гарантий Краснодарского края и размещении средств краевого бюджета для финансирования инвестиционных проектов» № 844-КЗ от 29 марта 2005 года.
  8. , С. Бизнес-группы в российской промышленности // Вопросы экономики. 2004. -№ 5. — С. 121−134.
  9. , С. Промышленная и конкурентная политика: Проблемы и взаимодействия и уроки для России / С. Авдашева, А. Шаститко // Вопросы экономики. -2003.-№ 5.-С. 4−17.
  10. , М. Основы менеджмента- пер. с англ. / М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури. М.: Дело, 2005. — 720 с.
  11. П.Амосов, А. Промышленная политика и перелив капитала / А. Амосов // Экономист.-2003.-№ 10.-С. 12−16.
  12. , И. Стратегическое управление- пер. с англ. / И. Ансофф. М.: Экономика, 1989.-С. 102−136.
  13. , А.Н. Наука техника — экономика. — 2-е изд. — М.: Экономика, 1989.-С. 7−36.
  14. , В.М., Дагаев, A.A. Инновационный менеджмент: концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития. М.: Дело, 2007.-584 с.
  15. , С. Производственные мощности российских предприятий / С. Аукуционек // Вопросы экономики. 2003. — № 5. — С. 121−135.
  16. , Е. Инновационные стратегии компаний на развивающихся рынках / Е. Балацкий // Общество и экономика. 2004. — № 4. — С. 100−115.
  17. , А.З. Финансовое оздоровление фирмы: Теория и практика: Учеб. пособие. М.: Дело, 2003. — 256 с.
  18. , К.А. Экономические методы стимулирования ресурсосберегающих технологий // Правление экономикой переходного периода. М.: Наука. Физматлит, 1999. — 110 с.
  19. , И. Технологические инновации и инновационная политика / И. Бойко //Вопросы экономики. -2003. -№ 2. С. 141−144.
  20. , Э. Проблемы информатизации: Инновационная деятельность / Э. Болотов, В. Шумаев // Экономист. 2001. -№ 2. — С. 64−68.
  21. , M.Г. Сбалансированная система показателей на маршруте внедрения- пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 226 с.
  22. Брю, С. Экономикс. 14 издание / С. Брю, К. Макконнелл. М.: Инфра-М, 2002.-972 с.
  23. , А. Россия на пути в XXI век: проблемы выработки стратегии опережающего развития / А. Бузгалин // Альтернативы. 1996. — Вып. 3. -С. 3−22.
  24. , A.C. Экономика: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф. A.C. Булатова. — М.: Юрист, 2002. — 896 с.
  25. , К. Инновации и проблема качества / К. Бурнышев // Вопросы экономики. 2004. — № 7. — С. 33−47.
  26. , C.B. Управление инновационным бизнесом: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 343 с.
  27. , В.И., Воробьев, С.Н. Принятие управленческих решений: учеб. пособие. М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2001. — 288 с.
  28. , В.Р. Менеджмент: учебник. 2-е изд., перераб., и доп. — M.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 504 с.
  29. , Е. Промышленная политика: выбор пути развития / Е. Вигдорчик, В. Кашин, И. Липсиц, А. Нещадин, Д. Никологорский // Вопросы экономики. 1996. — № 11. — С. 4−32.
  30. , В.А. Качество менеджмента основа современной управленческой парадигмы // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. -№ 6.-С. 9−19.
  31. , О.С., Наумов А. И. Менеджмент: учебник. 3-е изд. — М.: Экономиста, 2004. — 528 с.
  32. Внешнеэкономическая деятельность организаций Краснодарского края 1995−2004: стат. сборник // Официальное издание Краснодарского краевого комитета государственной статистики. Краснодар, 2004.
  33. , В.Н. Машиностроение: Экономика перестройки (экономический механизм ускорения НТП в отрасли) / А. И. Майзель, С. Э. Пивоваров и др. Л.: Машиностроение. Ленинградское отделение, 1989.-225 с.
  34. , Б.П., Яновский, Г.А. Основы ресурсосбережения в машиностроении. -Л.: Политехника, 1991. 180 с.
  35. Волков, О. И, Девяткин, О. В. Экономика предприятия (фирмы): учебник / Под ред. проф. О. И. Волкова и доц. О. В. Девяткина, 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2004. — 601 с.
  36. , A.A. Показатели и методы оценки эффективности организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием / A.A. Воронов, В. Ф. Катичев // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 4 — С. 98−108.
  37. , В.И. Управление проектами в России. М.: Алане, 1995. -225 с.
  38. , И. Инновации и инновационная политика на этапе перехода к новому технологическому порядку / И. Гапоненко // Вопросы экономики. — 1997.-№ 9.-С. 89−97.
  39. , Л.Д. Преобразующий менеджмент: Лидерам организации и консультантам по управлению: учебное пособие. М.: Дело, 1999. — 496 с.
  40. , С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития / С. Ю. Глазьев. М.: Владар, 1993. — С. 43−69.
  41. , В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие для вузов. 8-е изд. — М.: Высш. шк., 2002. — 479 с.
  42. , В.В. Опыт управления на примере фирм «Мацусита», «ИБМ», «Сименс». М.: МНИИПУ, 1998. — 176 с.
  43. , Н.П. Маркетинг инновационного процесса: учеб. пособие / Н. П. Гончарова и др.- Национ. АН Украины, Ин-т экономики, Киев, ин-т инвест, менеджмента. Киев: Вира-Ф, 1998. — 264 с.
  44. , Е.П. Прибыль как индикатор эффективности: необходимость комплексного подхода // Маркетинг в России и за рубежом. 1998. — № 1. — С. 23−26.
  45. , О.В. Механизм оценки финансово-экономической стабильности функционирования предприятия: автореф. дисс. к.э.н. 2004. — 23 с.
  46. , JT. Экономический рост? Без инноваций?: О проблеме инновационной деятельности в российской промышленности / Л. Гохберг // Экономика и жизнь. 2002. — № 46. — С. 2−5.
  47. , М.Я. Промышленность России и инновационная деятельность: Отраслевые и регион, аспекты. М.: Центр исслед. и статистики науки, 1997, — 157 с.
  48. , А.Г. Основы региональной экономики. 4-е изд. — М.: «ГУ ВШЭ, 2004.-357 с.
  49. , А.Г. Инновационный подход к повышению качества изделий / А. Г. Гудков, E.H. Горлачева // Известия вузов. Машиностроение. 2005. -№ 1. — С. 63−73.
  50. , И. Инновационная деятельность российских промышленных предприятий / И. Гурков, Е. Аврамова, В. Тубалов // Вопросы экономики. — 2004.-№ 7.-С. 71−85.
  51. , Д. Международный бизнес / Д. Даниелс, Ли X. Радеба. М.: Академия народного хозяйства. Высшая школа международного бизнеса, 1994.-740 с.
  52. Де Банд, Ж. Научно-техническая политика Франции. Основы научно-технической политики. Теория и практика. М.: Париж, 1993. — 212 с.
  53. , Т.Г. Российская промышленность: институциональное развитие / Под ред. Т. Г. Долгопятовой // Российский экономический журнал. 2003. — № 3. — С. 75−77.
  54. , П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. М.: Бук Чембер Интернешнл, 1992. — 76 с.
  55. , М. Актуальные направления экономической политики / М. Ершов // Вопросы экономики. 2001. — № 12. — С. 23−38.
  56. , С.А. Механизмы экономического управления предприятием: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 319 с.
  57. , П.Н., Ипатов, A.A. Кулагин, A.C. Инновационная деятельность в условиях рынка. СПб: Наука, 1994. — 192 с.
  58. , Н.Л. Экономика промышленного предприятия: учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 1996. 284 с.
  59. , Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: учебник для вузов. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. 413 с.
  60. , С.Д. Инновационный менеджмент: учебник / С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин и др. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.-327 с.
  61. , Н.Ф. Энерго- и ресурсосбережение. М.: Академия, 2008. — 202 с.
  62. , В. Инновации на постсоветских промышленных предприятиях / В. Кабалина, С. Кларк // Вопросы экономики. 2001. — № 7. — С. 18−33.
  63. , Т.А. Инструменты регулирования промышленности в современных условиях: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономически наук / КубГУ. Краснодар, 2005. — 164 с.
  64. , В.Д. Экономическая теория: учеб. пособие / Под ред. В. Д. Камаева. 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 640 с.
  65. , Л.Л. Ресурсосберегающая политика и механизм её реализации. -СПб., 1999.-384 с.
  66. , Т.М. Финансово-ориентированное управление проектами. М.: Олимп-бизнес, 2008. — 400 с.
  67. , Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег- пер. с англ. / Дж. М. Кейнс- Ассоц. рос. вузов. М.: Гелиос АРВ, 1999. — 352 с.
  68. , М.А. Экономика предприятия: учебное пособие / Ин-т совр. технол. и экон. / Под ред. М. А. Керашева Г. Л. Баяндурян, Н. Ю. Сухиной, К. П. Хот. Краснодар, 2002. — 215 с.
  69. , М.А. Экономика промышленного производства. Краснодар: изд-во «Печатный двор Кубани», 1998. — 175 с.
  70. , Г. Микроэкономические факторы и ограничения экономического роста // Проблемы теории и практики управления. 2004. — № 6. — С. 18—24.
  71. , Г. Институциональные аспекты реформирования промышленных предприятий // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 4. — С. 31−44.
  72. , Ю. Инновации условие конкурентоспособности / Ю. Кобрин // Экономист. — 2005. — № 3. — С. 23−29.
  73. , Р. Государственная инновационная политика и её финансовое обеспечение / Р. Кожевников, И. Дедова // Вопросы экономики. 2004. — № 12.-С. 87−94.
  74. , С.В. Системы машин и эффективность технического перевооружения машиностроительных предприятий / С. В. Козаченко. — Киев: Тэхника, 1988. 189 с.
  75. , А.О. Государственная политика в промышленном комплексе России и его трансформация в период реформ / Авторский коллектив: А. О. Кокорев, A.B. Кольцов, Б. В. Кузнецов, А. К. Понаморев и др. // Вопросы экономики. 2002. — № 6. — С. 92−107.
  76. , М.Г., Киселева, В.В. Государственное регулирование инновационной сферы. М.: ГУ ВШЭ, 2008. — 346 с.
  77. , Н.Д. Проблемы экономической динамики / Редкол. Л. И. Абалкин (отв. ред.) и др. М.: Экономика, 1989. — 526 с.
  78. Концепция промышленной политики в Краснодарском крае на период 2002—2006 гг.: Комплексный доклад // Департамент промышленности и лесных ресурсов Краснодарского края. 2002.
  79. Концепция промышленной политики РФ / Министерство экономического развития и торговли РФ // http://www.economy.gov.ru/wps/portal 2004.
  80. , В.А. География промышленности России и стран СНГ: учебное пособие. — М.: «Информационно-внедренческий центр Маркетинг», 1999. -160 с.
  81. , О.П. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия / О. П. Коробейников, А. А. Трифилова, И. А. Коршунов // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. — № 3. — С. 29−43.
  82. , М.И. Организационно-экономический механизм защиты фирм от экстремальных воздействий среды. М.: Анкил, 2008. — 136 с.
  83. , Ф. Основы маркетинга- пер. с англ. / Общ. ред. и вст. ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1998. — 574 с.
  84. , А.Г. Инновационные бизнес-процессы. М.: ЭКСМО, 2008. — 318 с.
  85. , Т.В. Промышленная политика Франции во второй половине XX века. М.: Наука, 2008. — 312 с.
  86. , Р.В. Государственное регулирование национальной экономики. -М.: Приор-издат, 2005. 1 76 с.
  87. Кубань в цифрах: стат. сборник // Государственный комитет статистики. Краснодарский краевой комитет государственной статистики. Краснодар. -2007.-386 с.
  88. , Е. Механизм запуска инновационного роста в России / Е. Кузнецов // Вопросы экономики. 2003. — № 3. — С. 4−25.
  89. , Д. Стратегический менеджмент: учебник / Д. Кэмпбел, Дж. Стоунхаус, Б. Хьюстон / Пер. с англ. Н. И. Алмазовой. М.: ООО «Издательство Проспект», 2003. — 336 с.
  90. , Ю. Проблемы промышленной политики многопрофильного машиностроительного предприятия / Ю. Ласточкин, И. Ицкович // Экономист. 2001. — № 9. — С. 42−50.
  91. Ли, И. В. Стратегия ресурсосбережения в рыночных условиях и её эффективность. СПб., 1998. — 166 с.
  92. , В.Н. Оценка эффективности инвестиционных проектов / В. Н. Лившиц, Е. Р. Орлова, С.А. Смоляк- Академия нар. хоз-ва при Правительстве РФ. М.: Дело, 1998. — 247 с.
  93. , Д.С. Новая концепция управления научно-техническим прогрессом / Д. С. Львов, С.Ю. Глазьев- АН СССР. Отделение экономики. Центр, экон.-матем. ип-т. М., 1989. — С. 56−63.
  94. , Ю. Потенциал строительного комплекса // Экономист. 1997. -№ 6. — С. 28−32.
  95. , А.Н. Стратегический менеджмент: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 375 с.
  96. , С. Реструктуризация это переговоры и баланс интересов // Эксперт. — 1998. — № 4. — С. 37.
  97. Марк Грэм Браун. Сбалансированная система показателей. На маршруте внедрения- пер. с англ. М., 2005. — 224 с.
  98. , А. Теоретические аспекты моделирования инновационных процессов в экономике /А. Марков, В. Гончаров // Общество и экономика. 2004. — № 3. — С. 85−93.
  99. Машиностроение укрепляет лидерство // Российская газета. 2004. — № 39.
  100. , Г. С., Шаховская, Л.С. Оценка экономической состоятельности предприятия: Монография, ВолгГТУ. Волгоград, 1998. — 142 с.
  101. , Г. В., Ахмадиев, P.A. Экономическое обоснование ресурсосбережения на предприятии и в народном хозяйстве. — Казань: Изд-во УНИПРЕСС, 2002. 156 .
  102. , В.Н. Инновационное развитие машиностроительной отрасли / В. Н. Молодоженова, Т. П. Остапенко // Известия вузов. Машиностроение. 2003. — № 9. — С. 49−53.
  103. , Ю.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие для вузов / Ю. П. Морозов. М.: ЮНИТИ-Дана, 2000. — 446 с.
  104. , Т.Г. Регионоведение: учебник для вузов / Т. Г. Морозова, М. П. Победила, С. С. Шишов, P.A. Исляев. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. -424 с.
  105. , Г. В. Инновационная политика предприятия фактор выживания и рыночной адаптации / Г. В. Овчаренко // Изв. вузов. Сев.-Кав. регион. Общественные науки. — 1998. — № 1. — С. 22−30.
  106. , Г. В. Формирование восприимчивости предприятия к инновационной деятельности / Г. В. Овчаренко. М.: Высшая школа, 2001. — 158 с.
  107. Основные фонды и инвестиционные процессы в Краснодарском крае 1998— 2004: стат. сборник // Федеральная служба государственной статистики. Краснодарский краевой комитет государственной статистики. Краснодар, 2004.-286 с.
  108. Основы и проблемы экономики предприятия- пер. с нем. / Под ред. проф.
  109. A.Г. Поршнева. М.: Финансы и статистика, 1996. — 512 с. 1 1 I. Пелих, А. С Экономика отрасли. Серия «Учебники и учебные пособия». — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. 448 с.
  110. , O.JI. Организация обеспечивающих подсистем управления инновациями па промышленном предприятии / O.JI. Перева // Известия вузов. Машиностроение. 2004. — № 12. — С. 68−77.
  111. , Ю., Басаргин, В. Формирование структуры собственности на приватизированных предприятиях // Вопросы экономики. 2005. — № 35. — С. 75−90.
  112. , Е.В. Комплексное управление научно-техническим прогрессом предприятия / Е. В. Петрова Ростов н/Д.: Изд-во Ростов, гос. ун-та, 1990. — 210 с.
  113. , Е.В. Управление инновационными процессами / Е. В. Петрова,
  114. B.А. Семидоцкий, В. В. Симапков. Краснодар: Изд. КубГТУ, 2002. -46 с.
  115. , Т., Уотмен, Р. В поисках эффективного управления (опыт лучших компаний). -М.: Прогресс, 1986.
  116. , Б. О промышленной политике / Б. Плышевский // Экономист. -2004.-№ 9.-С. 3−16.1 18. Попов, P.A. Региональный мнеджмент. учебник. Краснодар: Сов. Кубань, 2000.-384 с.
  117. , М. Конкуренция- пер. с англ.: учеб. пособие. М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. — 495 с.
  118. , Г. С. Техническое развитие машиностроения: цель, проблемы, эффективность. М.: Машиностроение, 1987. — 160 с.
  119. , В., Иванова, Т. О смене управленческих парадигм // Проблемы теории и практики управления. -2004. -№ 6. С. 14−19.
  120. , А.И. Нововведения: стимулы и препятствия: социальные проблемы инноватики / А. И. Пригожин. М.: Политиздат, 1989. — С. 126— 177.
  121. Промышленность Краснодарского края: статистический сборник 2006. -Краснодар, 2007. 90 с.
  122. Промышленность Краснодарского края: статистический сборник // Официальное издание Краснодарского краевого комитета государственной статистики. Краснодар, 2005.
  123. , Б.В. Экономический анализ предприятия: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 360 с.
  124. , К.А. Экономика предприятия: учебник. — М.: «Информационно-внедренческий центр Маркетинг», 1999. 693 с.
  125. , Б.А. Курс экономики: учебник. 3-е изд., доп. / Под ред. Б. А. Райзберга. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 716 с.
  126. Россия в цифрах: стат. сборник // Официальное издание 2007. М., 2007. -431 с.
  127. , А. Экономике необходим технологический прорыв / А. Румянцев // Экономист. 2001. — № 3. — С. 12−15.
  128. , В.А. Управление персоналом. -2005. -№ 24 (130), декабрь.
  129. Рыночный подход к импортозамещающей промышленной политике государства /http://prompolitika.rsppr.ru/intl/ru 2004.
  130. , А. Экономические методы управления инновационными процессами / А. Савченко. Киев, 1990. — 356 с.
  131. , В.Н. Гибкое развитие предприятия: Эффективность и бюджетирование / Авторский коллектив: В. Н. Самочкин, Ю. Б. Пронин, E.H. Логачева и др. М.: Дело, 2000. — 352 с.
  132. , Б. Инновация как средство экономического развития. М.: Прогресс, 1991.-296 с.
  133. , H.A. Экономика предприятия: учебник / Под ред. проф. H.A. Сафронова.-М.: Юрист, 1998.- 584 с.
  134. Сборник законов Краснодарского края «О краевом бюджете на 2001— 2005 гг.». Краснодар, 2000. — 84 с.
  135. , В.А., Громова, Е.И. Государственная промышленная политика устойчивости российских предприятий // Вестник РЭА им. Г. В. Плеханова. 2004. — № 1.-С. 22−27.
  136. , К.А. Нормирование и рациональное использование материальных ресурсов. М.: Высш. шк., 2000. — 304 с.
  137. , С. Промышленная политика: Проблемы и перспективы / С. Смирнов // Вопросы экономики. 2000. — № 9. — С. 4−17.
  138. , С.И. Промышленная и территориальная кластеризация как средство реструктуризации // Безопасность Евразии. 2002. -№ 1. — С. 435.
  139. , А. Инновационные приоритеты развития / А. Спицын // Экономист. 2005. — № 5. — С. 31−35.
  140. , А. Ориентиры экономического роста / А. Спицын // Экономист. — 2003. -№ 8.-С. 35−41.
  141. , В.И. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник / Под общ. ред. В. И. Стражева. Мн.: Высш. шк., 1998. — 398 с.
  142. , JT. Инновационная составляющая промышленной политики / Л. Стрижкова// Экономист. -2003. -№ 11. С. 14−29.
  143. , С.С. Государственная промышленная политика России: Проблемы формирования и реализации / С. С. Сулакшин, Е. М. Примаков, В. Р. Макаров и др. / Официальное издание ТПП РФ. М., 2003. — 64 с.
  144. , С.С. Как сформировать и реализовать государственную промышленную политику? / С. С. Сулакшин, Е. М. Примаков, В. Л. Макаров // Российский экономический журнал. 2003. — № 7. — С. 3−8.
  145. , Б. Управление научно-техническими нововведениями- Сокр. пер. с англ.- Предисл. К. Ф. Пузина / Б. Твисс. М.: Экономика, 1989. — 128 с.
  146. , A.A. мл., Стрикленд III А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации- пер. с 9-го англ. изд.: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2000.-XX.-412 с.
  147. , H.H. Технологические и трудовые ресурсы конкурентоспособности России: состояние и перспективы / И. Н. Трофимова // Вопросы статистики. 2000. — № 9. — С. 32−41.
  148. , С.Н., Вукович, Г.Г. Экономическая теория: макроэкономика: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. — Краснодар, КубГУ, 2004. — 365 с.
  149. , В.И. Основы управления инновациями в промышленности (Наука, технология, экономика) / В. И. Тужилкин. М.: МГУПП, 2003. -164 с.
  150. , Р. Фактор обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. М.: Прогресс, 1988. — 272 с.
  151. Управление организацией: учебник / Под ред. А. Г. Поршнева, 3. Г Румянцевой, H.A. Саломатина. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1999. — 669 с.
  152. , В. Факторы спроса на отраслевую науку / В. Фальцман, Е. Корепанов, Л. Давыдова // Вопросы экономики. 1997. -№ 9. — С. 69−83.
  153. , P.A. Инновационный менеджмент: учеб. для вузов / P.A. Фатхутдинов. М.: ЗАО «Бизнес-иск. Интел.-синтез», 1998. — 559 с.
  154. , P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: Издательский книготорговый центр «Маркетинг», 2002. — 892 с.
  155. , P.A. Производственный менеджмент: учебное пособие. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.-447 с.
  156. , P.A. Стратегический менеджмент: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. -М.: Дело, 2001.-448 с.
  157. , E.H. Формирование маркетинговой стратегии промышленного предприятия, ориентированного на инновационную деятельность / E.H. Федорова // Известия вузов. Машиностроение. 2003. — № 8. — С. 69−74.
  158. , С. Экономика. 2-е изд.- пер. с англ. / С. Фишер, Р. Шмалензи, Р. Дорнбуш. — М.: Дело, 2001. — 864 с.
  159. , Дж., Пратт, Ш., Гриффит, К., Уилсон, К. Руководство по оценке стоимости бизнеса. М.: ЗАО «Квинто-Консалтинг», 2002. — 244 с.
  160. , К. Приоритеты машиностроения / К. Фролов, Н. Махутов, Г. Москвитин // Экономист. 2004. — № 5. — С. 26−34.
  161. Хэлдман Ким Управление проектами. Быстрый старт. М.: Инфра-М, 2008.-318с.
  162. , Л. Выбор Инновационной стратегии предприятия / Л. Шаборкина // Российский экономический журнал. 2003. — № 7. — С. 56−67.
  163. , Г. Основы и проблемы экономики предприятия- пер. с нем. М.: ФиС, 1996.-281 с.
  164. , А., Полунин Ю. Русский стиль менеджмента // Эксперт. 2001. — № 36.-С. 18−22.
  165. , Й. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры) / Й. Шумпетер. М.: Прогресс, 1982. — 456 с.
  166. Экономика Краснодарского края: Три года после кризиса: Стат. сборник // Официальное издание Департамента экономики и прогнозирования доходов Краснодарского края. Краснодар, 2002. — 132 с.
  167. Экономика предприятия: учебник / Под ред. проф. Н. А. Сафронова. М.: Юрист, 1998.-584 с.
  168. Экономическая стабилизация и развитие региональной экономики / Рос. гос. экон акад.- НИИ регион, и муниципал, экономики- Под ред. В. Ю. Наливайского. Ростов н/Д., 1999. — 151 с.
  169. Экономическое и социальное положение Краснодарского края в I полугодии 2004 года: Сообщение краевого комитета статистики // Куб. новости. 2004. — 3 1 августа.
  170. Boylan, М. The sources of technological innovation. Jn: Research technological change and economical analysis. Lexington (Mass.). Toronto, 1977. — P. 103— 129.
  171. Canton, J.D. How to find success in the market. Industrial research development. -Chicago, 1979.- Vol. 21.-№ 4. -P. 103−108.
  172. Drucker, P. Innovations and Entrepreneurship. Practice and Principles. N.Y.: Harper and Row, 1985. — 176 p.
  173. Harman, A.J. The International Computer Industry. Innovation and Comparative Advantage. Cambridge (Mass.): Harvard University Press, 1971. — P. 41.
  174. Hemmer, M., Chempy J. Reengineering the Corporation. A Manifesto for Business Revolution. N.Y.: Harper Business, 1994.-328 p.
  175. Iwamura, A., Jog V.M. Innovators, organization structure and management of the innovation process in the securities industry // Ibid. № 4. — P. 240—251.
  176. Pavitt, K. Key characteristics of the large innovation firm // Brit. j. of management. Chichester etc., 1991. — Vol. 2. — № I. — P. 41−50.
  177. Profiles of product innovators among large US manufacturers. / Capon N., Parley J.U., Lehmann D.R., Hilbert J.M. // Management science. Providence, 1992. — Vol. 38.-№ 2.-P. 157−169.
Заполнить форму текущей работой