Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Стратегии развития вузов на рынке образовательных услуг: на примерах вузов Ростовской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако связи развития вузов и экономики, влияние повышения качества подготовки специалистов на экономику не изучены, недостаточно изучены связи вуза с параметрами рынка образовательных услуг. Нет сравнительных исследований процессов реформирования образования в разных странах для применения положительных решений в менее развитой стране. Анализ состояния проблем развития вузов и рынков… Читать ещё >

Содержание

  • 1. 0. сновные положения теории развития вузов на рынках образовательных услуг
  • 1. 1. Вуз как развивающаяся система
  • 1. 2. Развитие системы образования в Ростовской области
  • 1. 3. Развитие человеческого капитала в системе высшего образования
  • 2. Методы выбора и реализации стратегии развития вуза в нестабильной среде
    • 2. 1. Методы анализа и оценки нестабильной среды вуза
    • 2. 2. Применение методики кластерного анализа при анализе и прогнозировании социально-экономической деятельности вузов на рынке образовательных услуг
    • 2. 3. Система управления качеством подготовки специалистов
    • 2. 4. Энтропийный анализ усвоения дисциплин учебного плана
  • 3. Внедрение стратегии развития вузов на рынках образовательных услуг
    • 3. 1. Практическое применение стратегии бенчмаркинга для вузов
    • 3. 2. Процессное управление деятельностью вузов
    • 3. 3. Влияние структуры подготовки кадров на экономику региона
    • 3. 4. Формирование оптимальной стратегии развития вузов
  • Стратегии развития вузов на рынке образовательных услуг: на примерах вузов Ростовской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Актуальность темы

    исследования. В настоящее время в связи с проведением реформы системы высшего образования в Российской Федерации возникли новые задачи определения стратегии развития ВУЗов на рынках образовательных услуг. Очевидно, что развитие системы образования влияет на развитие экономики, но конкретных доказательств, расчетов и выводов для стратегического планирования деятельности ВУЗов пока нет.

    Российская система образования развивается в условиях стремительных и разнообразных перемен. Прежде всего, это формирование рыночных отношений в экономике страны, что не оставило в стороне экономические отношения в образовании. Кроме того, развиваются процессы информатизации, проникающие во все сферы общественной жизни и неизбежно отражающиеся на сфере образования.

    Значимость образования, как важнейшего элемента общественно-государственной системы сформулирована важнейшими государственными решениями во всех развитых странах. Средний уровень образованности населения является важнейшим показателем развитости страны, залогом ее процветания и стабильности.

    В рынок образовательных услуг вовлечены как государственные, так и негосударственные учебные заведения. Высокие темпы развития данного рынка, появление новых форм оказания образовательных услуг определяют необходимость глубокого исследования процессов, складывающихся на этом рынке, разработку направлений совершенствования организационно-экономического механизма его функционирования.

    Система высшего образования должна адаптироваться к требованиям множества рынков разных специальностей и учитывать будущие требования рынка труда, вследствие большой инерционности системы подготовки. Поэтому в этих процессах адаптации нужно учитывать будущие потребности, т. е. непрерывно осуществлять мониторинг рынков и прогнозировать их состояние.

    Чтобы успешно функционировать современному вузу в системе рынков и общественных институтов, нужны новые концепции проектирования его деятельности. Современный вуз можно рассматривать как некоторое виртуальное предприятие, функционирующее в меняющейся не полностью определенной среде, моделирующее виртуальную реальность в наборе образовательных программ и в информационно-обучающей среде, использующей сетевые организационные формы.

    Исследование проблем управления вузом в условиях рынка начинается с анализа вуза как объекта управления, что предполагает обращение к целому ряду вопросов: взгляду на вуз как открытую самоорганизующуюся систему, стратегиям поведения на рынке образовательных услуг, проблемам управления качеством образования, организационным структурам. Конкуренция инновационных технологий обучения требует на рынке постоянного совершенствования и развития образовательных услуг.

    Многогранность названных проблем свидетельствует об актуальности разработки современных стратегий развития сферы образовательных услуг региона.

    Цель и задачи исследования

    Цель диссертационного исследования состоит в разработке стратегии развития вузов на основе анализа рынка образовательных услуг.

    В соответствии с поставленной целью решены следующие задачи:

    1) определение сущности и особенности развития рынка образовательных услуг Ростовской области;

    2) выявление внутренних и внешних факторов, определяющих положение вуза на рынке образовательных услуг;

    3) разработка методики оценки уровней развития вузов и решение задачи формирования оптимальной структуры набора специалистов для достижения высоких экономических показателей региона;

    4) формирование задач управления вузами на основе процессного подхода и разработка соответствующих рекомендаций по использованию технологий бенчмаркинга в управлении развитием вуза;

    5) разработка методов энтропийной оценки для определения усвоения дисциплин учебного плана и диагностики качества учебного процесса;

    6) обоснование стратегии развития вузов на рынках образовательных услуг на основе анализа различных факторов, «внутренних и внешних», которые воздействуют на функционирование образовательных учреждений.

    Объект исследования. Объектом диссертационного исследования являются вузы Ростовской области.

    Предметом исследования являются специфические характеристики рынка образовательных услуг в современном информационном обществе и их учет при формировании стратегий развития вузов для повышения эффективности системы образования.

    Степень разработанности проблемы. Влияние процессов глобализации на сферу образовательных услуг, развитие международного и регионального рынка образовательных услуг и динамики их структуры в последние десятилетия вызывают повышенный интерес и исследуются учеными-экономистами и социологами индустриально развитых стран мира.

    Среди ученых, исследующих проблемы, непосредственно касающихся сферы высшего образования, и вопросы оптимизации управленческих решений, следует отметить: Бершадского А. В., Бока Д., Геворкян Е. Н., Долятовского В. А., Жака С. В., Кадозаера В., Кардаша В. А., Князевского B.C., Лукаса К., Олсона К., Сагинову О., Сона Т. А., Столярова Л. Н., Тинбергена Я., Ченцова А., Шевченко Д. А., Якоби Б. и других.

    Развитию системы образования, также, посвящены исследования Алпатова Г. Е., Анчишкина А. И., Аныпина В. М., Браверманна А. А., Валиева Ш. З., Дагаева А. А., Дуженкова В. И., Зотова Н., Козловой О. И., Кудинова Л. Г., Олейникова Е. А., Пригожина А. И., Песоцкой Е. В. Егоршиным В.П. рассмотрены проблемы менеджмента и маркетинга в системе образования.

    Однако связи развития вузов и экономики, влияние повышения качества подготовки специалистов на экономику не изучены, недостаточно изучены связи вуза с параметрами рынка образовательных услуг. Нет сравнительных исследований процессов реформирования образования в разных странах для применения положительных решений в менее развитой стране. Анализ состояния проблем развития вузов и рынков образовательных услуг в разных странах и выявленные нерешенные задачи определили тему исследования.

    Теоретико-методологической основой исследования послужили работы российских и зарубежных ученых по проблемам образования, экономики профессионального образования, развития образования, а также вопросам создания системы эффективного управления в высших учебных заведениях, теории трансформации и функционирования рынка образовательных услуг.

    Инструментально-методологический аппарат. В работе использованы статистические данные и материалы, экспертные опросы студентов и преподавателей, сравнительный анализ вузов, анкетирование студентов и руководителей служб предприятий, преподавателей вузов, эконометрическое моделирование, SWOT-анализ. Обработка и анализ полученных данных осуществлялся с использованием пакета прикладных программ Microsoft Excel 7.0 и Statistica 6.0.

    В процессе работы над диссертацией были использованы данные Госкомстата РФ[135], Министерства образования РФ[84], Министерства образования РО[116], аналитические и статистические материалы интернет-серверов учебных центров, публикации по проблемам образовательных услуг российских и зарубежных авторов, материалы монографических исследований.

    Диссертационное исследование выполнено в соответствии с Паспортом специальности ВАК 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управления предприятиями, отраслями, комплексами: (сфера услуг) — п. 15.103 — Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынкап. 15.108 — Социальноэкономическая эффективность и качество обслуживания населения в отраслях сферы услуг.

    Информационно-эмпирическую базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики Ростовской области, Министерства общего и профессионального образования Ростовской области, Министерства образования и науки Российской Федерации, материалы монографий, статей в периодических изданиях отечественных и зарубежных авторов, а также научно-практических конференций.

    Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в предположении, что на основе детального анализа внешней и внутренней среды вуза, оценки ресурсов и возможностей вуза возможно сформировать и оптимизировать стратегические решения по развитию вуза с целью повышения качества подготовки специалистов и учета характеристик рынка образовательных услуг.

    Положения диссертации, выносимые на защиту:

    1. При анализе структуры рынка использованы количественные методы оценки уровня его концентрации. Показатель концентрации учебных заведений отражает относительную величину и число вузов, действующих в области. Чем меньше вузов, тем выше уровень концентрации. Чем сильнее отличаются вузы друг от друга по размеру, тем выше уровень концентрации. Рассчитанные индексы концентрации и Херфиндаля-Хиршмана позволили определить долю рынка различных вузов Ростовской области и обосновать о л игопо диетический характер рынка образовательных услуг.

    2. При анализе многомерных статистических факторов конкурентоспособности вузов на рынке образовательных услуг применена методика кластерного анализа, которая позволила сгруппировать вузы в кластеры. Разнообразие вузов является следствием стремления их к упрочению своего конкурентного положения.

    3. Для определения уровня усвоения различных дисциплин учебного плана «менеджмент организации — 80 507», использован энтропийный подход, позволивший рассчитать неопределенность усвоения каждой спецдисциплины и разработать меры по повышению качества их усвоения.

    4. Для определения вклада уровня образования в выработку ВРП Ростовской области рассчитаны производственные функции, в которых численности занятых с разными уровнями образования являлись производственными факторами. Расчеты показали рост показателей выработки с увеличением продолжительности образования.

    5. Для выбора оптимальной структуры специальностей вуза сформулирована расширенная портфельная задача, в которой учтены экономические интересы вузов и предпочтения потребителей на рынке образовательных услуг. Приведен пример решения задачи оптимизации набора вуза на этой основе.

    6. Предложено применение стандарта IDEF0 (на основе методологии SADT), с помощью которого построены модели основных процессов управления деятельностью вузов (процесс управления образовательным проектом, управление преподавателями образовательного проекта, процесс управления созданием учебно-методического обеспечения и др.).

    Научная новизна диссертационного исследования.

    1. На основе расчетов индекса Херфиндаля-Хиршмана и концентрации вузов Ростовской области обоснован вывод об олигополистическом характере рынка образовательных услуг в Ростовской области.

    2. Методом кластеризации (расчеты расстояния по Варду) выделена группировка вузов Ростовской области по набору основных показателей деятельности и конкурентоспособности, позволившая распределить их по уровням и построить диагноз развития системы высшего образования в Ростовской области.

    3. Получены оценки неопределенности усвоения основных спецкурсов специальности 80 507 «менеджмент организации», позволившие воздействовать на качество учебного процесса в вузе.

    4. Построена модель взаимосвязи показателей системы высшего образования и валового регионального продукта (ВРП) региона, доказавшая зависимость ВРП от количества и структуры подготовки специалистов. Для определения уровня отдачи специалистов с разными уровнями образования рассчитана комплексная производственная функция, в которой эластичности выражают уровни отдачи и позволяют рассчитать вклад каждого уровня образования в ВРП.

    5. Сформулирована портфельная задача для вузов при выборе набора специальностей, в которой учтены ограничения рынка образовательных услуг, экономические интересы вузов (расчеты точки безубыточности для разных специальностей) и ресурсные ограничения вуза.

    6. Предложено использование процессного подхода к управлению развитием вузов и разработаны модели бизнес-процессов для управления деятельностью вузов для повышения эффективности их функционирования.

    Теоретическая значимость исследования. Теоретическую значимость имеют выводы об олигополистическом характере рынка образовательных услуг, выполнена кластеризация вузов по уровню их развития, разработана методика оценки влияния уровня образования населения на выработку ВРП, расширенная портфельная задача.

    Практическая значимость исследования заключается в выявлении новых методов разработки стратегии развития вуза в нестабильной среде с целью повышения эффективности управления. Применение моделирования бизнес-процессов и кластерный анализ позволяют определить задачи обеспечения качества и конкурентоспособности вузов. Разработки и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при формировании стратегии развития вузов на рынках образовательных услуг.

    Материалы диссертации использованы в учебном процессе при чтении ряда дисциплин студентам экономических специальностей (стратегический менеджмент, исследование систем управления, логические методы менеджмента).

    Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на XI и XII международных научно-практических конференциях «Интеллектуальные и инновационные технологии в управлении образованием» НИЭУП' 2007, 2008. (г. Невинномысск), второй всероссийской научно-практической Интернет-конференции «Проблемы информационной безопасности"(РГЭУ «РИНХ» 2007), первой международной научно-практической конференции — «Молодежь и наука: реальность и будущее», 2008 (г. Невинномысск), региональной научной конференции «Социально-экономические проблемы развития: региональный аспект» (Туапсе, 2008).

    Разработанный электронный учебник, практикум и тесты «Управление проектами» зарегистрирован Федеральным агентством по образованию в Отраслевом фонде алгоритмов и программ (ОФАП). Результаты работы внедрены и использованы в учебном процессе и НИР Отрадненского гуманитарного института и РГЭУ, что подтверждается актами о внедрении.

    Публикации и структура работы. Основные положения диссертации отражены в 15 печатных работах, общим объемом 2,3 п.л., в том числе 1 научная статья объемом 0,4 п.л. в журнале, рекомендованном ВАК РФ. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

    Выводы третьей главы.

    Стратегический план развития университета в целом разрабатывается с учетом положений миссии университета и стратегических приоритетов его развития. Эти концептуальные основы общеуниверситетского плана далее проектируются на структурные подразделения и тематические направления деятельности университета и служат основой соответствующих планов с учетом принятых в университете уровней декомпозиции направлений, т. е. разделения их на более мелкие.

    Базовые принципы стратегического плана развития вуза проецируются на основные направления его деятельности, которыми являются:

    — образовательная деятельность;

    — научная деятельность;

    — деятельность в области информатизации;

    — совершенствование управленческой структуры университета;

    — экономико-финансовая деятельность;

    — социальная сфера и материальная база;

    — хозяйственная деятельность;

    — международная деятельность.

    Сформулирована и решена задача формирования оптимального плана набора в вузе, поставлена расширенная портфельная задача расчета плана набора. Проведены опросы студентов о целях получения высшего образования и сформулированы требования к организации учебного процесса.

    Результаты опубликованы в [87[, [89], [90], [91], [92].

    Заключение

    .

    К числу главных факторов, обеспечивающих эффективную реализацию государственной политики, ориентированной на достижение социально-экономического прогресса, по праву следует отнести подготовку высококвалифицированных кадров, творчески относящихся к выполнению своих обязанностей, способных к постоянному совершенствованию профессионального мастерства в соответствии с изменяющимися потребностями, ограниченными по продолжительности отрезками времени.

    Тенденция развития современного образования, и особенно в области экономики и управления, привела в последние годы к появлению новой формы обучения — бизнес-образования, под которым понимается подготовка кадров для предпринимательской деятельности, деловое обучение с рыночной ориентацией. Как показывает опыт, такая форма подготовки кадров служит важным фактором повышения эффективности радикальных экономических реформ в стране, непременным условием становления цивилизованного рынка и эффективного предпринимательства.

    Возникновение рынка образовательных услуг порождает конкуренцию внутри самой системы профессионального образования, которая не может быть вне закона конкуренции, сущность которого заключается в неизбежном вытеснении с рынка некачественных услуг, в том числе и образовательных.

    Объективно развивающиеся процессы усиления конкуренции актуализируют проблему качества подготовки специалиста, основными критериями которого становятся: востребованность специалиста, количество времени, необходимого для его адаптации на рабочем месте, достижение профессиональной зрелости, способности в полном объеме, эффективно выполнять свои профессиональные функции.

    Для обеспечения высокого качества профессиональной подготовки важно достаточно ясно, полно представлять, какие требования предъявляются к современному специалисту, какими качествами, свойствами, знаниями и умениями он должен обладать, чтобы достичь жизненного и профессионального успеха.

    В условиях постоянно меняющейся и усложняющейся нормативно-правовой базы требует существенного улучшения состояние менеджмента в сфере образования, целесообразно постоянное повышение правовой и экономической квалификации всех руководителей образовательных учреждений, привлечение для работы в них высококвалифицированных специалистов в области финансово-хозяйственной деятельности.

    Основные тенденции развития рынка образовательных услуг:

    • Массовость высшего профессионального образования;

    • Растущая коммерциализация высшего образования, начинающееся преобразование вузов в рыночные субъекты и рост значимости на мировом рынке образовательных услуг рыночных позиций высшей школы;

    • Формирование потребности в «гибких» специальностях (переход от квалификаций как формально подтвержденного дипломом набора знаний к набору компетенций — способности вести определенную деятельность);

    • Интернационализация высшего профессионального образования;

    • Развитие новых форматов образования (бизнес-школ, корпоративных университетов, тренинговых систем и проч.);

    • Становящаяся все более актуальной необходимость технологической революции в образовании, связанная с постепенным сокращением классно-урочного преподавания и ростом значения подготовки, основанной на использовании практического опыта как способа подготовиться к трудовой деятельности.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. Айвазян С А., Енюков И. С., Мешалкин Л. Д. (1983) Прикладная статистика. Основы моделирования и первичная обработка данных. — М.: Финансы и статистика, 1983. 472 с.
    2. С.В., Федосова О. Н. Эконометрика:Учебное пособие/Рост, гос. экон. унив. Ростов н/Д., 2002. 102 с
    3. В., Черкасов В. Маркетинг образовательных услуг. // Маркетинг. 1999. — №№ 5, 6.
    4. Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение // Теория и история экономических и социальных институтов и систем. М.: Начало-пресс, 1993. Т. 1. Вып. 1.
    5. А.В., Брановский Ю. С., Беляева А. В. Самостоятельная работа студентов в условиях классического университета: организация, управление, перспективы компьютеризации: учеб. пос. — Ставрополь: издательство СГУ, 2002. — 116 с.
    6. СЛ., Шуйкова И. А. Введение в математические методы принятия решений. — Липецк: ЛГПИ, 1999
    7. С.Н. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 год // Под общей ред. проф. С. Н. Бобылева. — М.: Весь Мир, 2004.-160с.
    8. И., Митин Б. Образование и национальная безопасность России // Высшее образование в России. 1997. # 1.
    9. Ю.Большой экономический словарь/ Под. ред. А. Н. Азриляна — М.: Институт новой экономики, 1997, с. 204
    10. Ф.М. Загадки и урок Никколо Макиавелли. — М.: Молодаягвардия, 1978.
    11. В.Н., Новиков Д. А. Модели и механизмы теории активных систем в управлении качеством подготовки специалистов. М.: Исследовательский центр проблем управления качеством подготовки специалистов (ИЦ), 1998.
    12. В поисках новой теории: Книга для чтения по экономической теории с проблемными ситуациями /Под ред. А. Г. Грязновой и Н. Н. Думной. — М.: КНОРУС, 2004.
    13. В.А. Долятовский, Н. Г. Кузнецов, О. А. Свиридов и Др. Модели и механизмы эффективного управления учреждениями высшего профессионального образования: процессный подход: учебно-методическое пособие- РГЭУ «РИНХ». Ростов н/Д., 2006. 165 с.
    14. И., Бурлюкина Е., Секерин В. Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в регионе. //Маркетинг. 2003. — № 1
    15. М.А. Калькулирование платных образовательных услуг: основные подходы // Отраслевое приложение к журналу «Главбух» «Учет в сфере образования». 2000. # 1.
    16. О. О понятии и условиях договора по лицензионным соглашениям на объекты интеллектуальной собственности//Интеллектуальная собственность. 1996. #1−2.
    17. А.Б. Экономика образования: Учебное пособие в 2 кн. М.: Народное образование, 2003.21 .Владимиров В. Государственный вуз в рыночной экономии // Высш. образование в России 1992. № 4.
    18. В.Н., Голубев А. Ф., Рапопорт А. Н. Моделирование внебюджетной деятельности государственного вуза/ /Математические методы и компьютеры в экономике: Материалы II Междунар. наУЧ.-практ. конф. (29−30 мая 1997 г.). Ч. 2. Пенза, 1997.
    19. В., Четырева Л, Чаденкова О. Социальный портрет студента негосударственного вуза/ /Обозреватель. 2001. NQ 6 (125).
    20. Н.А. Маркетинг туристских услуг. — М.:ТЕИС, 2001.
    21. Вуз и рынок. Кн. 1. Коммерческая деятельность в системе высшей школы России/Редкол.: А. Н. Тихонов, И. Н. Пузин, Б. А. Амосов и др. М.: Коллектив, 1993.
    22. Вуз и рынок. Кн. 2. Коммерческая деятельность в системе высшей школы России/Редкол.: А. Н. Тихонов, И. Н. Пузин, Б. А. Амосов и др. М.: Коллектив, 1993.
    23. Е. Т. Долгое время. Россия в мире: очерки экономической истории. 2-е изд. — М.: Дело, 2005. — С. 400.
    24. А.И. Сравнительная характеристика принципов образовательной политики России и некоторых зарубежных стран/ / Социально-гуманитарные знания. 1999. NQ 3.
    25. В. С. Политическая экономика интеллектуального труда/ / Мировая экономика и международные отношения. 1994. NQ 11.
    26. Г. С. и др. Прогноз структуры образования. // Образование и наука на пороге 3-го тысячелетия. /Сиб. отд-ние РАН, Ин-т философии и права. Междунар. конгр. Новосибирск, 1999.
    27. С.С. Черты культурной маргинальное&trade- в науке. В кн.: Наука в культуре. Под ред. В. Н. Поруса. М., Эдиториал УРСС, 384 е., 1998.
    28. ДолятовскийВ. А. Эконометрия (для менеджеров и экономистов): Учебное пособие /РГЭУ. Ростов н/Д., 2001.-е 80.
    29. В.А., Кузнецов Н. Г., Свиридов О. А. Модели и механизмы эффективного управления учреждениями высшего профессионального образования: процессный подход. РГЭУ «РИНХ». Ростов-на-Дону., 2006. 165 с.
    30. В.А., Долятовский В. В. Основные концепции менеджмента. Учебное пособие Ростов-на-Дону: РГЭУ «РИНХ», 2002−148с.
    31. В.А., Ивахненко А. В. Самоорганизация в управлении экономическими системами // В сборнике: Математические и статистические методы в экономике и естествознании. Ростов-на-Дону.: РГЭА, 1999.
    32. В.А., Кузнецова И. В., Мелешко Е. Н. Применение эволюционного анализа для решения задач менеджмента // В сборнике: Математические и статистические методы в экономике и естествознании.
    33. Ростов-на-Дону.: РГЭУ, 2004.
    34. В.А., О.А Мазур, Е. Н Мелешко. Измерение и управление качеством подготовки специалистов с высшим образованием- под ред. В. А Долятовский, О.А Мазур, Е. Н Мелешко- Ростов Н/Д, 2003.
    35. . П. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. — М. 1992
    36. С.А. Экономика образования в условиях переходного периода. СПб.: Идз-во СПбУЭФ, 1995.
    37. Е.В. Социальная инфраструктура вузов: управление и планирование. Вып. 1. Экономика высш. школы: Обзор, информ. М.: НИИВО, 1991.
    38. С. Человеческий фактор и эконмический рост в условиях постиндустриализации. // ВЭ, 2004. № 5. — С.: 86.
    39. А.П. Менеджмент, маркетинг и экономика образования: уч. пособие/ под ред. Егоршина А. П., Н- Новгород, 2001.
    40. С.Н., Иванова М. Б. Проблемы менеджмента в научной деятельности технического университета/ /Менеджмент в России и за рубежом. 1998. #4.
    41. B.C. Стратегия американских школ бизнеса на рубеже XXI века//Менеджмент в России и за рубежом. 1998. # 1.
    42. Е.Н., Зуев В. М., Егоров.Е.В., Ломаков П. Н. Деятельность университетов в условиях рыночной экономики. М.: Изд-во МГУ, 1991.
    43. Зуев В, М. Внешнеэкономическая деятельность вузов и вопросы разгосударствления объектов высшей школы//Вуз и рынок. В 3-х кн. Кн. 2 «Международные связи и внешнеэкономическая деятельность вузов России». М., 1993.
    44. Интеграция университетов России в общемировую систему университетского образования и науки. М.: МГУ, 2000. — 302 с.
    45. М.И., Степановой Т. А., Рожковой О. Ф. Использование системы мониторинга для управления НПО в условиях рынка. Ярославль, 1999.
    46. Т.А. Новые информационные технологии в сфере образования: методологические проблемы разработки и внедрения / Под редакцией Г. В. Дыльнова. Саратов, 2000. 243 с.
    47. В.А., Кравченко Н. И. Оптимизационный подход к маркетингу в сфере образовательных услуг. — Изв. ВУЗов. Сев.-Кавк. Регион. Приложение, 2000, № 3.
    48. А.И. Устойчивость сложных экономических систем в условиях рынка. Апатиты, ИЭПКНЦ. РАН, 197 е., 2000.
    49. Концептуальные основы организации управления высшим и средним профессиональным образованием региона. // экономики Урал, отд-ния1. РАН. Екатеринбург, 1999.
    50. Концепция нового экономического механизма функционирования профессионального образования в рыночных условиях (проект Минобразования России) // Университетское управление: практика и анализ. 1997. # 1.
    51. Концепция развития сети телекоммуникаций в системе высшего образования Российской Федерации. // Рос. НИИ систем, интеграции.- М.: 2000.
    52. JI.B. История менеджмента: Учеб. пособие /РГЭУ. — Ростов н/Д., 2000. -157с.
    53. Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг: Гостеприимство и туризм: Учебник. М.: ЮНИТИ, 1998. — 787 с.
    54. Ю. М., Карнаухова В. К. Высшая школа Иркутской области: история, анализ, развитие. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2002. 212 с.
    55. И.В. Выбор оптимальной стратегии вуза в рыночной ситуации // ИТ в образовании Ростовской области. Ростов-на-Дону.: МОРО, 2004.
    56. И.В., Алпатова Е. А. Диагностика качества подготовки специалистов // В сборнике: Образование и наука основной ресурс развития в третьем тысячелетии, часть 1. — Ростов-на-Дону: ИУБиП, 2002, -с. 141−143.
    57. К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь, 2000.
    58. В.А. Научное и вненаучное мышление: скользящая граница. В кн.: Наука в культуре. Под ред. В. Н. Поруса. М., Эдиториал УРСС, 384 е., 1998.
    59. М.А. Высшее образование на рынке образовательных услуг: актуальные проблемы управления. Лукашенко — М.: Маркет ДС, 2003. — 358 с.
    60. В.Н. Диагностика учебно-воспитательного процесса и опытно -экспериментальной работы школы: учеб. пос.- СПб: ЛОИЦЦ, 1995 — 233 с.
    61. С. Сфера образования как многоуровневая маркетинговая система. //Маркетинг в России и за рубежом. 2001. — № 5 (25).
    62. Е.А. Гуманистическая критика науки: аргументы за и против. Ценностные аспекты развития науки. М., Наука, с. 81, 1990.
    63. И.Д. Кластерный анализ. М.: Финансы и статистика, 1998.-176 с.
    64. Материалы научно-практического семинара «Организация и проведение маркетинговых исследований на рынке образовательных услуг». М.: МЭСИ., 2002.
    65. Менеджмент: Учебник для вузов/М.М. Максимцов, А. В. Игнатьева, М. А. Комаров и др.- Под ред. М. М. Максимцова, А. В. Игнатьевой. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998, с. 332
    66. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М.: «Дело», 1992, с. 367.
    67. Микроэкономика: Теория и Российская практика. / Под ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова. — М.: КНОРУС, 2004
    68. Министерство образования Замбии — Электронный ресурс. www.moe.gov.zm, (c)2008 Republic of Zambia — Ministry of education.
    69. Министерство образования и науки Российской Федерации Электронный ресурс. http://www.ed.gov.ru/
    70. Моделирование социо-эколого-экономической системы региона // Под ред. В. И. Гурмана, Е. В. Рюминой. М.: Наука, 2001.
    71. Г., С.А. Черных, Рябченко Т. Н. Система мониторинга качества образовательной услуг. Интеллектуальные и инновационные технологии в управлении образованием, НИЭУП, г. Невинномысск, 2006.- 395 с.
    72. Г. Тенденции развития рынка образовательных услуг РФ. // XIT международная конференция — Интеллектуальные и инновационные технологии в управлении образованием, (г. Невинномысск), 2007.
    73. Г., Рябченко Т. Н., Иващенко С. А., Система управления качеством подготовки специалистов. НИЭУП, РГЭУ «РИНХ». // XII международная конференция — Интеллектуальные и инновационные технологии (г. Невинномысск), 2008.
    74. Г., Рябченко Т. Н. Энтропийный анализ усвоения дисциплин учебного плана. // XII международная конференция Интеллектуальные и инновационные технологии (г. Невинномысск), 2006.
    75. Г., В.Н. Долятовская, Я. А. Александрова, Т. И. Полухина. Оценка количественных и структурных изменений в развитии фирмы. // Международная научно-практическая конференция «архитектура и экология», тезис докладов, 2007.
    76. Г., Топилина И. И. Формирование оптимальной стратегии маркетинга вуза. // Материалы международной научно-практической конференции — Молодежь и наука: реальность и будущее. Невинномысск, Россия, 2008.
    77. Г., Рябченко Т. Н. Практическая методика выбора стратегии Бенчмаркинг вуза. // XI международная научно-практическая конференция — Интеллектуальные и инновационные технологии управлении образованием. НИЭУП, Невинномысск, Россия, 2007.
    78. Г., Рябченко Т. Н. Процессное управление деятельностью вуза. // XI международная научно-практическая конференция — Интеллектуальные и инновационные технологии управлении образованием. НИЭУП, Невинномысск, Россия, 2007.
    79. Г., Топилина И. И., Рябченко Т. Н. Программа реализации маркетинговой стратегии вуза. // Материалы международной научно-практической конференции — Молодежь и наука: реальность и будущее. Невинномысск, Россия, 2008.
    80. Г. Управление вузом в условиях рынков труда и образовательных услуг. // Международная научно-практическая конференция — Теория и проблемы развития предприятий и организаций южного федерального округа. Выпуск 11/ Отрядная — Ростов-на-Дону, 2008.
    81. Л.И., Арженовский С. В., Федосова О. Н. Эконометрика: Методические указания и задания к контрольной работе/Рост. гос. экон. ун-т. -Ростов н/Д, 2003. 40 с.
    82. Э.В. Международные модели маркетинга услуг // Маркетинг в России и за рубежом., 2000. № 3.
    83. Д.А. Модели и механизмы управления развитием региональных образовательных систем (концептуальные положения). М.: ИЛУ РАН, 2001.-83 с.
    84. Новое качество высшего образования в современной России: содержание, механизм реализации и долгосрочные и ближайшие перспективы. Концептуально-программный подход. /Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов. М.: 2000.
    85. Е.Ю. Высшее образование сегодня / Овчаров Е. Ю. // Высшее образование в России. 2002.- № 7/8 с. 14−21.
    86. АЛ. Маркетинг образовательных услуг в высшем и дополнительном образовании: Учеб. пособие. М.: Интерфакс, 1995. — 240с.
    87. К. Критерий эмпирического характера теоретических систем. Логика и рост научного знания. М., Прогресс, 606 е., 1983.
    88. Принципы формирования товарной политики вуза //Маркетинг в России и за рубежом. 2002. — № 6. -с. 45 — 51
    89. Проблемы экономики труда. Под ред. С. Г. Струмилин. Издательство «Наука"-Москва, 1982.— 472с.
    90. .И. Фундаментальная наука и прикладное исследование (к вопросу о социокультурных функциях знания). В кн.: Наука в культуре. Под ред. В. Н. Поруса. М., Эдиториал УРСС, 384 е., 1998.
    91. Д.В., Степанов С. А., Шапошников С. О. Использование принципов Всеобщего управления качеством и стандартов серии ISO 9000 в инженерном образовании // Электронный журнал «Проблемы качества в сфере образования». 1999. — № 1. — www. tqrn/stankin.ru.
    92. Т.Н. Внутренний аудит внебюджетной деятельности учреждения образования- В кн.: Экономика высшей школы: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. Вып. 2. М.: НИИВО, 2000.
    93. Российская торговая энциклопедия в 5-ти томах. // Под ред. М. И. Горбачева и Я. Л. Орлова. М.: «За социальную защиту и справедливое налогообложение», 1999.
    94. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы // Доклад министра образования РФ В. М. Филиппова на Всероссийском совещании работников образования от 14.01.00,б/Учительская газета. 2000. 17 января.
    95. Ростовская область 2006: Статистический сборник/ Ростовстат. — Ростов-на-Дону, 2007.- 961 с.
    96. Ю., Емельянов А. Стандартизация как фактор конкурентоспособности высшего образования — Высшее образование в России. -2005 № 11- Рубин Ю. Б. Стандартизация образовательных программ на «Болонском перепутье» — Прикладная информатика. — 2006. -№ 4.
    97. Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. М.: Радио и связь, 1993.-320 с.
    98. Ю.В. Наука и развитие. Наука: возможные границы. М., Наука, 293 е., 2003.
    99. И.И. История менеджмента: Учеб. пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999, с. 70
    100. Г. Стандартизация профессионального образования //Высш. образование в России. 2001.- № 4. — с. 13−28.
    101. Г. Б. К проблеме качества образования// Качество образования: концепции, проблемы оценки, управление. — часть 1. Тезисы всероссийской научно-методической конференции. — Новосибирск, 1998.
    102. Э.А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. -М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998, с. 326
    103. Статистика рынка товаров и услуг: Учебник. И. К. Белявский, Г. Д. Кулагина, А. В. Короткое и др.- Под ред. И. К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 1995.
    104. JI.A., Тамашевич В. Н., Уеба Г., Шефер М. Многомерный статистический анализ в экономике. —М.: ЮНИТИ, 1999. 598 с.
    105. B.C. Основания науки и их социокультурная размерность. В кн.: Наука в культуре. Под ред. В. Н. Поруса. М., Эдиториал УРСС, 384 е., 1998.
    106. X. А. Введение в исследование операций, 6-е издание: Пер. с англ. -М.: Издательский дом «Вильяме», 2001. 912 с.
    107. Текст Болонской декларации // Официальный сайт Министерства образования РФ. www ed.gov.m.
    108. Тихомиров BJI. Научно-практический семинар «Маркетинг образования: проблемы и перспективы». М.: МЭСИ (http://www.mesi.ru). 20 сентября 2002.
    109. Н.В. Проблемы и перспективы развития образовательного маркетинга. // Тез. Докл. Сем. «Маркетинг в открытом образовании». М., 2000. — с.80−83.
    110. А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, Таможенный менеджмент: Учебное пособие/ Н. М. Блинов, С.И.
    111. Съедин. М.: РИО РТА, 1996, с. 50
    112. Управление человеческими ресурсами. Энциклопедия / Под ред. М. Пула, М. Уорнера. СПб., 2002.
    113. Э.А. История менеджмента. — М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: Издательство ЭКМОС, 1997
    114. Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса. Экономика, маркетинг, менеджмент. — М. 2002.
    115. Федеральная служба государственной статистики Ростовской области источник. http://www.gks.ru/
    116. В. Образование должно быть в ведении единого министерства. 2005 г. //http://www.opec.ru.
    117. А. Маркетинг услуг. М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2000. — 128 с.
    118. Д.А. Маркетинговый взгляд на молодежный рынок труда г. Москвы // Доклад на научно-практическом семинаре в МЭСИ «Маркетинг образования: проблемы и перспективы», 2002 г.
    119. В. Рынок образовательных услуг в современной России./Школа, 1997. -№ 3
    120. Дж.Ф., Блэкуэлл Р. Д., Миниард П. У. Поведение потребителей. -СПб.: Питер Ком, 1999. 768 с.
    121. Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
    122. Янч Э. Прогнозирование научно-технического прогресса. Пер. с англ. (Общ. ред. И предисл. Д.М. Гвилиани), Изд.2-е, доп. М .: Прогресс, 1974, 586 с.
    Заполнить форму текущей работой