Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Демографическая концепция России и ее роль в преодолении тенденции депопуляции

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Депопуляция — систематическое уменьшение абсолютной численности населения какой-либо страны или региона (вырождение населения) как следствие суженного воспроизводства населения, когда последующие поколения численно меньше предыдущих. Устойчивое превышение числа смертей над рождениями как проявление депопуляции может быть следствием снижения интенсивности рождаемости и роста смертности… Читать ещё >

Демографическая концепция России и ее роль в преодолении тенденции депопуляции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации»

Контрольная работа по дисциплине «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»

на тему: «Демографическая концепция России и ее роль в преодолении тенденции депопуляции».

Выполнила Гусарова А. В Проверила: Юрзинова И. Л

Москва 2014 г.

  • Введение
  • 1. Демографические проблемы России
  • 2. Демографическая концепция России
  • 3. Решение проблемы депопуляции
  • Заключение
  • Список литературы
  • Как показывает статистика, за 1992;2012 годы население России сократилось на 11,2 млн. человек. Образно говоря, за год исчезает население большого города численностью более 700 тысяч человек. В то же время эти цифры не отражают всей полноты демографических потерь, поскольку депопуляционные процессы частично скрываются за миграциями. А с учетом компенсирующей функции внешней миграции полный объем естественной убыли за 2010 год составил порядка 843 тыс. человек. Одной из главных причин естественной убыли населения справедливо считается низкая рождаемость, но надо иметь в виду, что для России характерна и аномально высокая смертность, особенно мужчин молодых возрастов, которая придает процессу депопуляции ускоренный характер. А сама демографическая инерция только набирает силу.

Демографическую политику следует рассматривать как целенаправленную деятельность органов государственной власти и иных социальных институтов, направленную на регулирование воспроизводства населения, смысл которой заключается в воздействии на формирование желательного для общества режима воспроизводства населения, сохранения или изменения тенденции в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения. Соответственно, демографическими являются те отношения, в которые вступают люди при воспроизводстве населения посредством деторождения, эмиграции и иммиграции. Из сказанного следует, что миграционная составляющая демографической политики России является наиболее разработанной. В Концепции демографического развития России до 2015 года указывается три направления миграционной сферы: регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения Российской Федерации; повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития Российской Федерации; обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного к ним отношения. В рамках этих направлений Концепция предлагает систему мер, направленную на их реализацию.

  • Целью настоящей работы является изучение демографических проблем Российской Федерации.

Объект исследования количественное определение народонаселения современной России, начиная с 90-х годов прошлого века и заканчивая будущим поколением,

  • Предмет исследования демографическая концепция России и ее роль в преодолении тенденции депопуляции.
  • 1. Демографические проблемы России

Сокращение населения в последние годы какой-то мере сдерживается благоприятной половозрастной структурой, образовавшейся вследствие высокой рождаемости восьмидесятых годов прошлого столетия.

  • Последнее обстоятельство способствовало появлению в наши дни многочисленных брачных контингентов, чем и объясняется небольшой, но все же рост рождаемости. Однако запас демографической «прочности», как показывают простейшие расчеты, продлится максимум до 2012 года, после чего, если не принять эффективную государственную демографическую политику, численность населения будет стремительно убывать: с 2010 года ежегодный размер естественной убыли может превысить один миллион человек, а к 2025 году увеличиться вдвое (рис. 1−3)

Рис. 1. Превышение смертности над рождаемостью в России.

  • Таким образом, существующая демографическая динамика крайне неблагоприятна для страны. А многочисленные прогнозы показывают, что численность населения России в ближайшие десятилетия может сократиться до критического уровня.
  • Рис. 2. Рождаемость и смертность в России с учётом прогноза учёных. 1982 — 2016 гг.
  • Рис. 3. Рождаемость и смертность в регионах России в 2012 г.

По данным Института социально-политических исследований РАН, численность населения страны при сохранении сложившихся уровней рождаемости и смертности может к 2025 году сократиться до 122 млн. человек, а при условии дальнейшего роста смертности и падения рождаемости — до 113,9 млн. человек.

Варианты прогнозов, разработанные специалистами ООН, драматичны для России: к 2025 году количественный потенциал российского населения, по их расчетам, способен сократиться до следующих значений:

— по верхнему (оптимистичному) варианту — до 136,6 млн. чел.;

— по среднему варианту — до 129,2 млн. чел.;

— по нижнему (наиболее вероятному) варианту — до 121,7 млн. чел.;

— по варианту с постоянной рождаемостью — до 125,6 млн. чел.

  • Близки к этому сценарию прогноза расчеты, сделанные специалистами Центра по изучению проблем народонаселения МГУ им. М. В. Ломоносова (к 2025 году они прогнозируют сокращение населения России до 124,6 млн. чел, а к 2050 г. — до 90,6 млн. чел.).
  • Прогнозные расчеты ученых кафедры социологии и демографии семьи МГУ им. М. В. Ломоносова также говорят о нарастании депопуляции и снижении численности населения до 2025 года. Их прогноз допускает сокращение численности населения по разным вариантам от 83 до 107,3 млн. человек.

Даже самый оптимистический вариант прогноза ООН указывает на сокращение населения России к середине XXI столетия до 134,5 млн. человек. По среднему варианту население сократится к середине века до 111,7 млн. человек, по нижнему (более приближенному к реальному) варианту — до 92,4 млн. человек и по варианту с постоянной рождаемостью — до 98,2 млн. человек.

  • Таким образом, при сохранении и дальнейшем развитии депопуляционных процессов население России через несколько десятилетий снизится на 30−60 млн. человек. Все это повлечет негативные последствия геополитического, экономического и социального плана. Геополитический аспект связан с ресурсным потенциалом России и ее ролью в мировом развитии. Как известно, Россия обладает пятой частью мировых запасов ресурсов, а их потенциал оценивается в 140 трлн. долларов США. При современном уровне экономического развития страны их хватит на 300−350 лет, а в случае экстенсивного и интенсивного подъема экономики с целью удвоения ВВП — более чем на 200 лет.

Экономические аспекты решения проблемы депопуляции обусловлены насущной потребностью России в трудовых ресурсах для ее развития. Исходя из задачи удвоения валового внутреннего продукта за десять лет, среднегодовой темп прироста ВВП должен быть не ниже 7%, а для этого необходимо, чтобы численность занятого населения возрастала ежегодно на 2%, поскольку техническая вооруженность особенно не изменилась.

  • При дальнейшем нарастании негативных тенденций в рождаемости и смертности численность экономически активного населения к 2015 году сократится по сравнению с 2005 г. на 3,6 млн. человек, а к 2020 г. — еще на 10 млн. При таком сокращении численности экономически активного населения удвоение за десятилетие ВВП в РФ представляется проблематичным без предпосылок повышения производительности. Трудонедостаточность России уже в ближайшие годы может стать препятствием в ее планах вернуться в сообщество экономически развитых стран.

Проблемой является и увеличение финансового давления на экономику страны в связи с пенсионным обеспечением. Повышенные темпы старения населения уже в ближайшие годы могут привести к необходимости повышения пенсионного возраста, но и эта мера не гарантирует сохранение возможности выполнения государством пенсионных обязательств.

Следующим важным социальным следствием превращения маргинального типа смертности в общенациональный является тенденция постепенного формирования преобладания женского населения страны. Социальные последствия этого очевидны: снижение брачности; дальнейшие падение рождаемости; неполная семья; снижение доходов; ухудшение возможности для воспитания детей; перспективы раннего овдовения, что ведет к ограничению числа детей в семьях, одиночеству в пожилых возрастах и т. д.

  • Таким образом, анализ демографической ситуации в стране показывает, что Россия уже многие годы находится в глубоком демографическом кризисе: рождаемость находится на одном из самых низких уровней в мире; растет и без того высокая смертность; возрастающими темпами сокращается численность населения, соответственно снижается доля страны в мировом населении; обезлюживаются геополитически важные территории, что может привести к их потере или увеличению хищнического, браконьерского использования находящихся там ресурсов, к подрыву оборонной мощи государства и безопасности ее граждан; к еще большей незащищенности границ, увеличению проникновения в страну наркотиков, оружия, контрабанды, нелегалов, террористов и др. Все это ведет к потере государством своего статуса и деградации его населения.

демографический кризис депопуляция смертность

  • 2. Демографическая концепция России

В современных социально-экономических и социокультурных условиях проблема демографического кризиса, как в России, так и в других государствах весьма актуальна. Этой теме посвящено немало научных публикаций. Рассматривая демографический кризис как социальное явление, авторы исследуют детерминанты таких процессов, как рождаемость и смертность, брачность и разводимость, миграция, здоровье населения в их взаимосвязи с политическими, социально-экономическими, семейно-демографическими, социокультурными и информационными процессами.

Во многих работах последнего времени на демографическую тематику представлены как сходные, так и прямо противоположные мнения относительно причин демографического кризиса. Кризисные демографические тенденции одними учеными интерпретируются как прямой результат экономических реформ; другими — как деградация социального института семьи; третьими — как «демографическая война» против России.

Таблица 1 Соотношение числа рожденных детей и количества женщин в возрасте фертильности

Год

Родилось детей, тыс.

Количество женщин 20−29 лет, тыс.

Родилось детей в расчете на 10 000 женщин 20−29 лет

2017 (прогноз)

  • Выявление причин демографического кризиса самым тесным образом связало с определением его сущности. У большинства исследователей сущность демографического кризиса, на наш взгляд, определяется недостаточно четко и полно. Достаточно часто сущность демографического кризиса либо представляется как априори известной, интуитивно ясной, либо определяется описательно, либо наконец, сводится к таким его частным проявлениям, как депопуляция, кризис рождаемости, кризис брачности, кризис семьи, миграция. В публицистической обработке мотив демографического кризиса обыгрывается посредством таких словосочетании, как «бомба депопуляции», «демографическая война». Вышеназванные терминологические вариации не дают цельного представления о сути демографического кризиса.
  • Одним из солидных и достаточно авторитетных источников, представляющем попытку прояснения смысловою содержания демографического кризиса является демографический энциклопедический словарь 1985 г. Словарь повествует о том, что кризис демографический — это глубокое нарушение воспроизводства населения, угрожающее существованию самого населения. В данном определении акцент сделан на процессах воспроизводства населения и их нарушении, приводящем к угрожающим последствиям. Однако, как нам представляется, это определение несколько узко трактует смысл феномена демографического кризиса. По нашему мнению, демографический кризис — это угрожающее негативными последствиями резкое обострение демографической ситуации, обусловленное нарушением взаимосвязи демографических процессов, их диспропорцией. Демографический кризис может выражаться как в депопуляции, так и в демографическом взрыве. Политика сдерживания рождаемости, проводящаяся в некоторых государствах (Индия, Китай) имеет в себе цель управления именно кризисной ситуацией, сложившейся в результате демографического взрыва и перенаселения.

Что касается характеристик состояния демографической ситуации в России, то большинство исследователей определяют ее как демографический кризис, зачастую отождествляется его с одной с одной из форм — депопуляцией, поскольку он и проявляется в современной России в этой форме. При этом сам феномен депопуляции также чаще всего не определяется.

  • Депопуляция — систематическое уменьшение абсолютной численности населения какой-либо страны или региона (вырождение населения) как следствие суженного воспроизводства населения, когда последующие поколения численно меньше предыдущих. Устойчивое превышение числа смертей над рождениями как проявление депопуляции может быть следствием снижения интенсивности рождаемости и роста смертности, диспропорций возрастной структуры, влияния миграции, воин и других кризисных явлений. Сам процесс депопуляции и есть одна из форм проявления демографический кризиса связанная с риском вырождение нации. Началом демографического кризиса в России можно считать 1990 г., когда «…демографическое развитие Российской Федерации приняло кризисную форму». Но есть и другая точка зрения, в отечественной литературе констатируется факт, что демографический кризис уже имел место в России 30-хначала 40-х гг. Он был связан с голодом, репрессиями, гражданской войной. Дальнейшее углубление социально-политического и экономического кризиса сегодня может привести к демографическому кризису, сопоставимому по масштабам с кризисом 30−40-х гг.
  • Демографический кризис тесно связан с кризисом экономики и межнациональных отношений, социальных н политических институтов, экологическими катастрофами в ряде территорий страны. Кризис выразился в определенных формах, показателями которых являются сокращение численности населения, состояние здоровья населения, продолжительность жизни, превышение показателей смертности над рождаемостью, то есть депопуляция. Обвальный спад рождаемости и увеличение смертности привлекает внимание не только правительства, но и общества в целом.
  • Депопуляция в России имеет особые отличительные черты. По своим масштабам депопуляция является общегосударственной, всероссийской проблемой. Она имеет специфические этнические измерения — именно среди русских отмечен крайне низкий уровень рождаемости. Население России будет продолжать сокращаться и в XXI веке. По прогнозам ООН к 2015 году потери населения составят не менее 3,5 процентов современной его численности, а к 2050 г. — более 16%. то есть примерно 20 млн. человек.
  • Таким образом, демографический кризис и кризис ценности детей в семье взаимосвязаны. Нормы малодетности влекут за собой уменьшение естественного прироста населения. Кризис репродуктивной функции семьи является одной из причин нарастания демографического кризиса. Нормы малодетности, укоренившиеся в современном обществе являются устойчивой ценностной ориентацией для современных семей. Не представляется возможным в современных условиях «поменять» малодетность на среднедетность, так как это было бы связано не только с изменением социально-экономических условий жизни, но и социокультурных норм и ценностных ориентации человека индустриальной цивилизации и потребительски ориентированного общества.
  • 3. Решение проблемы депопуляции
  • В современных условиях необходим поиск методов и средств решения проблемы, которые способствовали бы повышению значимости семьи с тремя и более детьми для общества, увеличению ценности семейного образа жизни. Обществу необходимо признать, что демографический кризис и кризис peпpодуктивности семьи взаимосвязаны и отсутствие мер, способных сдерживать кризисные демографические явления приведет к перманентной депопуляции.
  • Существует еще одна точка зрения, рассматривающая причину стремительной депопуляции в России как развязанную против нее «демографическую войну», которая ведется, но законам информационных войн.
  • Демографическая война заключается в особых программах, реализуемых на территории России «охрана репродуктивного здоровья», «половое воспитание», «безопасное материнство», «ответственное родительство», «планирование семьи», «безопасный секс» и др. Демографическая и семейная политика, выражающаяся через вышеназванные механизмы есть не что иное, как антидетородная политика.
  • Таким образом, нами определены сущность демографического кризиса и депопуляция населения как специфическая форма его проявления, с учетом тех особенностей, которые она обретает в современной России. Анализ причин демографических бед в России требует учета как общецивилизационных так и специфических для современной России причин культурно — исторического этнического, экономического, социальною, политического (в том числе и геополитического), информационного и семейно-демографического характера. Только с учетом этих обстоятельств можно рассчитывать на рационально обоснованную и эффективную антикризисную семейно-демографическую политику.

С точки зрения человеческого капитала здравоохранение является отраслью, напрямую участвующей в формировании национального богатства. Поскольку система здравоохранения призвана восстанавливать здоровье людей, то экономический смысл работы этой отрасли для государства — это восстановление и приумножение человеческого капитала страны; создание условий для полноценного интеллектуального развития и труда, а также для реализации репродуктивной функции как источника возобновления кадрового потенциала. Таким образом, система здравоохранения вносит существенный вклад в функционирование всего народнохозяйственного комплекса, и эффективность его работы должна быть оценена с экономических позиций.

Отметим, что региональные документы по осуществлению демографической политики отличаются уровнем и широтой охвата проблемы. Федеральная концепция, а затем и принятая программа демографического развития, действующая в согласии с национальным проектом «Здоровье» и другими федеральными подпрограммами, призванными улучшить условия жизни населения и стимулировать рождаемость, задали общий стиль и конструкцию формирования региональных программ. Довольно мало регионов пошли по пути создания региональных концепций демографической политики, которые должны определять общую идею региональных программ, связанных с улучшением демографической ситуации. Когда речь идет о демографической политике, подразумеваются средне и долгосрочные работы, направленные на корректировку демографических процессов в регионе, успехи которых будут очевидны не сразу. Однако такой путь был бы наиболее правильным и логичным.

  • Долгосрочные программы были приняты лишь в Башкирии и Татарстане. Большая часть регионов ограничилась принятием краткосрочных региональных целевых программ по демографическому развитию до 2010 или 2012 гг., лишь в Оренбургской области она принята до 2017 г. Степень вовлеченности региональных властей в демографическую проблематику демонстрирует табл. 2.
  • Таблица 2 Особенности осуществления демографической политики в некоторых регионах Российской Федерации
  • Субъекты

    Программные документы

    Башкортостан

    Концепция демографической политики Республики Башкортостан на период до 2025 года и Программа по улучшению демографической ситуации в Республике Башкортостан на 2008;2013 годы.

    Кировская область

    ОЦП «Демографическое развитие Кировской области» Создано Управление демографического развития и взаимодействия с институтами гражданского общества

    Марий Эл

    РЦП «Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007;2013 годы»

    Мордовия

    Республиканская программа по улучшению демографической ситуации на 2008;2012 гг. Действует Координационный совет Республики Мордовия по демографической и миграционной политике

    Нижегородская область

    Областная целевая программа «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры как основы повышения качества населения Нижегородской области»

    Оренбургская область

    ОЦП по демографическому развитию области на 2007;2017 гг.

    Пензенская область

    Концепция демографического развития Пензенской области на период до 2020 г.

    Пермский край

    Программа демографического развития Пермского края до 2025 г. Действует функционально-целевой блок «Развитие человеческого потенциала»

    Самарская область

    Концепция демографической политики Самарской области до 2025 г.

    Саратовская область

    План реализации демографической политики в 2003;2014 гг. Мероприятия осуществляются в рамках федеральных целевых программ

    Татарстан

    Комплексная программа демографического развития республики до 2010 г. и на перспективу до 2030 г.

    Удмуртия

    ЦРП демографического развития на 2008;2010 гг.

    Ульяновская область

    Областная целевая программа демографического развития Ульяновской области на 2005;2010 гг.

    Чувашия

    РЦП демографического развития Чувашской Республики на 2008;2010 гг. Действует в рамках Минздравсоцразвития Чувашской Республики

    Анализ программных документов и реализации демографической политики в регионах показал следующие общие для большинства регионов проблемные направления работы. В программных документах по демографическому развитию региональные власти ограничились мероприятиями, связанными с федеральными проектами «Здоровье», а также программами «Жилье» и «Молодая семья». Как правило, в целевых региональных программах отсутствует четкое указание направлений работы по улучшению демографической ситуации. Кроме того, сроки принятых регионами целевых программ истекают, а новых программных документов, способствующих улучшению демографической ситуации в регионах согласно второму этапу федеральной концепции демографической политики до 2025 г., не принято. Различаются и масштабы организации ведомственной работы по улучшению демографической ситуации, которые возложены как на Министерства здравоохранения, так и на межведомственные органы.

    Между тем миграционная политика, прежде всего, направлена на обеспечение экономических интересов страны, создавая приоритеты для трудовой миграции. Растущая российская экономика действительно нуждается в трудовых мигрантах. А тенденции ее развития определяют и востребованность мигрантов с определенной квалификацией. Однако следует отметить, что эти экономические потребности обусловлены проблемами роста народонаселения в стране. Не следует ли сделать демографическую проблему приоритетной, учитывая ее остроту и реальную угрозу национальной безопасности России, которая по своим масштабам может сравниться лишь с современной полномасштабной военной агрессией? Ведь ее решение обусловит и решение проблемы трудовых ресурсов.

    Институциональная структура российской демографической правовой политики такова, что решение демографической проблемы, очевидно, будет осуществляться за счет миграционной составляющей. Нисколько не умаляя роли здравоохранительной, социальной политики в решении демографической проблемы, следует отметить, что объективно важнейшую роль играет в данном процессе миграция. Поэтому необходимо формировать миграционную политику как часть демографической политики. Этого требуют интересы национальной безопасности.

    Заключение

    Демографические процессы в России имеют незавершенный характер по сравнению с таковыми в западных промышленно развитых странах. Во многом это объясняется поздним (по сравнению с западными странами) демографическим переходом, а также довольно противоречивыми действиями в области демографической политики в советское время.

    • Незавершенность демографических процессов дает о себе знать в современной России, отражаясь в статистических данных. Так, например, продолжительность жизни в России в начале XX в. значительно отставала от аналогичного показателя в европейских странах, к 1960;м годам этот показатель был меньше лишь на 23 года, но к концу 1990;х годов он резко уменьшился, особенно у мужчин, составив разницу в 10−15 лет.
    • В 2012 г. продолжительность жизни у мужчин составила 61,8 года, а у женщин 74,2. Продолжительность жизни сопряжена с показателем смертности, а уровень смертности в советские годы оставался высоким по сравнению с таковым в западных странах. Во многом это объясняется консервативными принципами социального развития и взаимодействия, в которых во главу угла ставилась материально-техническая модернизация в ущерб социальным преобразованиям.
    • Анализ осуществления демографической политики в регионах РФ выявил проблемные моменты, связанные с межведомственным характером мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации.
    • Список литературы
    • 1. ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ, ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей».
    • 2. Антонов А. И., Борисов В. А. Лекции по демографии. Серия: Gaudeamus. — М.: Академический Проект, Альма Матер, 2011. — 592 с.
    • 3. Демография. Учебник / Под общ. ред. Глушковой В. Г., Симагина, 6-е изд. Разд. 6. Региональные демографические различия и тенденции их изменения. Демографическая политика в России. — М.: КНОРУС, 2012.
    • 4. Доброхлеб В. Г., Джавадова С. А. Демография. — М.: Издательский центр РГГУ, 2012. — 248 с.
    • 5. Здравоохранение в России. 2013: Статистический сборник. — М.: Госкомстат России., 2013. -356 с.
    • 6. Кирпичев В. В. Россия: Вызовы депопулянии // Труд и социальные отношения. 2010. № 3. С. 100−108.
    • 7. Кудрин А., Гурвич Е. Старение населения и угроза бюджетного кризиса // Вопросы экономики. 2012. № 3. С. 52−79.
    • 8. Научные основы прогнозирования и прогнозные показатели социально-экономического и научно-технологического развития России до 2030 года с использованием критериев стратегических рисков. — М.: ИНЭС, 2011. С. 31−75.
    • 9. Российский статистический ежегодник. 2013: Статистический сборник. — М.: Росстат, 2013. -847 с.
    • 10. Здравоохранение и социальная сфера в цифрах и фактах 2013 г. URL: http://www.minzdravsoc.ru/social/social/146
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой